Дидактические игры в работе учителя-логопеда

Использование дидактических игр в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Материал предназначен учителям-логопедам дошкольных учреждений, социально-реабилитационных центров и родителям.

Просмотр содержимого документа
«Использование дидактических игр в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ЦРР – детский сад “Солнышко” муниципального района “Вилюйский улус (район)”

Республики Саха (Якутия)

“Использование дидактических игр

в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда”

Федорова Вера Афанасьевна

Использование дидактических игр

в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем лучше развита у ребенка речь, тем полноценнее его общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Ведущая деятельность детей – игровая, поэтому все педагоги стараются включать в работу с детьми различные игры. Игры позволяют детям решать мыслительные и речевые задачи в игровой форме, помогают выработать умение правильно произносить слова, усвоить грамматические нормы, расширять словарный запас, формировать направленную воздушную струю, развивать мелкую моторику и графические навыки, дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями, развивают психические процессы тесно связанные с развитием речи.

Большое значение игре придавал А.С. Макаренко: « У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но пропитать игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – игра». Занимательный характер игры повышает речевую мотивацию и работоспособность. Играя, ребенок раскрепощается, снижается тревожность, следовательно, улучшается результат работы. Во время игры происходит процесс так называемого непреднамеренного обучения. Выполняя игровые задания, ребенок может самостоятельно достичь цели, что немаловажно для детей имеющих речевой дефект. Именно в игре осуществляется естественное развитие речевой сноровки и активизация всех компонентов речевой деятельности.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей.

Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Использование дидактических игр в логопедической практике значительно ускоряет темпы и эффективность работы логопеда, если тщательно отбирать игры по их содержанию и уметь правильно ими руководить.

При проведении дидактических игр логопед основывается на общих дидактических принципах. Основными из них являются следующие:

1. Принцип системности. Игры-одиночки могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр.

2. Принцип повторности. Новые знания у дошкольника вызывают значительные затруднения так как у него нет опыта, нет накопленных представлений и способов усвоения знаний. И только в результате повторения ребенок приобретает знания.

3. Принцип наглядности. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово. Поэтому в своей работе логопед должен использовать как можно больше игрушек, конкретных предметов, картинок, муляжей и т. д.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактические игры, оказывают положительное действие на всестороннее развитие детей и обязательно включаются в логопедическую работу. При выборе игр учитель-логопед учитывает возраст детей, их психофизические особенности, дидактические принципы, степень сложности речевого нарушения, этап логопедической работы. На практике мы сталкиваемся с разными детьми, различными речевыми нарушениями и стараемся подобрать необходимые игры для каждого ребенка индивидуально. Как известно целью логопедического воздействия в детском саду является развитие всей речевой системы в целом: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной и мелкой моторики, связной речи и, наконец, коррекция произношения. Соответственно в распоряжении логопеда должно быть большое количество различных игр.

Дидактические игры разнообразны по своему содержанию (математические, сенсорные, речевые, музыкальные, природоведческие, для ознакомления с окружающим), игровым действиям (игры-путешествия, игры-предположения, игры-поручения, игры-загадки, игры-беседы), познавательной деятельности (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, творческие, социальные), игровому материалу (По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

1) предметные игры – это деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

2) Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

– Лото – уточняют знания детей, обогащают словарь

– домино – в игре развиваются память, сообразительность и т.д.

– разрезанные картинки и складные кубики. Игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью.

– игры типа «лабиринт» развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

2) словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «краски», «черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Читайте также:
Дифференциация звуков и букв С-Ш - конспект

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент – дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Наш современный век хорош тем, что предоставляет нам огромное количество различной информации, готовых игр, пособий и плакатов, но не всегда они соответствуют нашим пожеланиям и ожиданиям. Поэтому в работе практикую изготовление различных игр своими руками. Здесь фантазия не знает границ, задумки приобретают реальные формы, картинки подбираются на свое усмотрение, оформление – по желанию, можно задать игре нужные в данный момент цели, в любое время добавить новый материал в соответствующем виде и формате своей игры. Современная техника и материалы помогают оформить все красиво, красочно и эстетично.

По некоторым направлениям логопедической работы я подобрала игры, которые использую на занятиях. Большое внимание уделяю разделу “Звукопроизношение”, т. к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку.

Игры для развития мелкой моторики рук: “Собери цветок”, “Мозаики”, “Шнуровки”, “Разрезные картинки”, “”Игры с массажными мячиками”, “Игры с прищепками”, “Построй так же”, “Собери бусы”. Уделяя должное внимание развитию мелкой моторики и тонких движений кистей рук, мы достигаем определенных целей: развиваем пальцевую пластику, вырабатываем ловкость и гибкость, формируем умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на развитие речи детей, кисти рук становятся подвижными, что помогает детям быстрее овладеть навыками письма.

Игры для развития речевого дыхания, выработки целенаправленной воздушной струи: “Снегопад”, “Забей мяч в ворота”, “Перышко, лети!”, “Бабочка на цветке”, “Подуй на горячий чай”, “Рыбки”, “Пароходы”, “Разноцветные листья”, “Горячая каша”, “Кораблики”, “Вьюга”, “Птички”, “Разноцветный снег”, “Пузыри”, “Погреем пальчики” и т.д. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи, которая считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с ней, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык.

Игры для автоматизации и дифференциации звуков: “Подарки для Змейки и Насоса”, “Разноцветные линии”, “Звуковые дорожки”, “Звуковой кубик”, “День рождения Карлсона”. Упражнения и игры для автоматизации (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка), используются на протяжении всей коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком. Это трудная и по сути своей довольно однообразная работа, которая требует постоянного внимания взрослого и терпения и упорства у детей. Ребенку нужно огромное количество раз повторять упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Что бы разнообразить образовательную деятельность в этом направлении использую большое количество игр для автоматизации звуков, цели у которых одинаковые, а картинки и содержание разные. Игра “Подарки для змейки и насоса”.

Цель игры – учить детей различать звуки [С] – [Ш] и правильно употреблять их в собственной речи.

Перед ребенком выкладываются картинки на прищепках и предлагается подобрать подарки для насоса (только слова со звуков С). Аналогично проводится игра «Подарки для змейки» (слова со звуком Ш).Первоначально логопед сам произносит слова, а ребенок на слух определяет, подойдет ли та или иная картинка в качестве подарка. Если это задание ребенок выполняет без ошибок, то следующим этапом будет самостоятельное произношение слов ребенком.

Игры на развитие фонематического восприятия. фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза: Лото “Гласные звуки”, “Кто в домике живет”, “Звуковое домино”, “Звуковое лото”, “Раскрась квадрат”, “Светофор”.

Лото “Гласные звуки”.

1. Закреплять знания гласных звуков, особенностей их артикуляции, умение правильно их произносить;

2. Продолжать знакомить с символами, которые обозначают гласные звуки;

3. Учить детей определять первый звук в слове, называть его.

Одновременно могут играть несколько детей. Каждый играющий берет себе карточку – поле с определённым звуком. Ведущий берёт себе маленькие карточки с картинками, переворачивает картинками вниз. Берёт по одной карточке и называет картинку. Играющие должны определить, на какой звук начинается название картинки. Цель – собрать на большой карте картинки, названия которых начинаются на один гласный звук. Побеждает тот, кто скорее закроет картинками всю карточку.

Игры на развитие и активизацию словарного запаса: “Лото. Транспорт”, игра “Магазин”, “Угадай по описанию”, “Скажи наоборот”, помогают развивать активный словарь детей, обогащать предметный словарь, словарь прилагательных, формировать умение подбирать действия к предметам, формировать умение выделять и называть части предметов и объектов, учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.

Игры на формирование грамматического строя речи: Лото “Один – много”, игра “Большой – маленький”, “Сосчитай-ка”, “Куклина комната”, “Подбери пару”, “Чем управляет?”, “Кому что нужно?”, “Веселые насекомые” учат образовывать имена существительные множественного числа, уменьшительно – ласкательные формы имен существительных с помощью суффиксов, формируют навык правильного употребления существительных в винительном, родительном, творительном падежах, формируют понимание некоторых предлогов и т.д.

Читайте также:
Пересказ с помощью картинно-графической схемы

Игры на словообразование: игра “Большой – маленький”, “Поварята”, “Назови ласково”, “Найди детеныша”, “У кого кто?”, “Из чего сделаны?”, “Чей?, Чья?, Чьи?”. Логопедическая работа направлена также на формирование словообразования имен существительных, глаголов, имен прилагательных с помощью приставок, суффиксов, путем сложения слов и образования новых. Одна из задач учителя-логопеда учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных, называть предметы, из какого материала они сделаны, учить детей соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, использовать эти слова в речи, образование глаголов от звукоподражательных слов, образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов – ян, –ан, -ов, -ик, -щик и т.д.

Игры на формирование словоизменения: “Скажи какой? какая? какие?”, “Из чего сделаны?”, “Два и пять”, “Посчитай”. Для закрепления словоизменения существительных, глаголов и прилагательных с детьми проводятся различные игры и игровые упражнения с определенными целями: согласование существительных и прилагательных в роде и числе (Какой? Какая? Какое?), научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в разных падежах, единственное и множественное число глаголов настоящего времени (Что делает? Что делают?), научить согласовывать имена существительные с числительными и т.д. Использование игр в работе логопеда практика обязательное условие коррекционного процесса. В моём кабинете множество игр и пособий, изготовленных своими руками из бумаги, картона, бросового и подручного материала, решающих определенные коррекционно-образовательные задачи: уточнять и активизировать словарь детей, упражнять в образовании множественного числа имен существительных, согласовывать имена существительные с прилагательными и числительными, закреплять навыки употребления предлогов, относительных прилагательных, слов-антонимов, осуществлять коррекцию мелкой моторики и многие другие. Игры, изготовленные своими руками цветные, яркие вызывают у детей интерес и желание работать. Разнообразие игр, преследующих одни и те же цели, не даёт ребенку заскучать на занятиях.

И в заключение, хочу сказать: в современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.

Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников – попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2015. – 160 с. + цв. вкл. 48 с.

2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2015. – 112 с.

3. Козырева О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: ст. группа дошк. спец. (коррекц.) образоват.учреждений: пособие для логопеда/ О.А. Козырева, Н.Б. Дубешко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 119 с.: ил. – (Библиотека логопеда).

4. Лященко М.Ю. Игры для автоматизации звуков и развития речевых навыков у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО – ПРЕСС””, 2016. – 128 с. (Кабинет логопеда).

5. Нищева Н.В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2013. – 160 с. – (Кабинет логопеда).

6. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). Сентябрь – январь. – СПб. : ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО – ПРЕСС””, 2016. – 448 с.

7. Савостьянов А.И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. Учебно-практическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 160 с.

8. Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: «Мозаика – Синтез», 2006. – 56 с.

9. Т.В. Туманова Исправление произношения у детей: Дидактический материал. Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. / Под редакцией проф. Т.Б. Филичевой. – М.: Издательство Гном и Д, 2000. – 96 с. – (Практическая логопедия)

10. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. (“Учим говорить правильно”). – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2001. – 48 с. (Практическая логопедия.)

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе учителя-логопеда

Использование дидактических игр

в коррекционно – развивающей работе учителя-логопеда.

МБДОУ № 28 «детский сад «Веселинка»

Читайте также:
Звук Т - конспект занятия

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе.

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Для детей — дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это, в разной степени влияет на их игровую деятельность, порождает у них и особенности поведения в игре.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития.

В работе с дошкольниками имеющими речевые нарушения учитель – логопед ставит перед собой следующие задачи:

• Широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

• С помощью игры увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.

• При проведении игры учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

• Логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности для ребенка. Оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.

Игра является основной деятельностью ребенка – дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения. Поэтому логопедическая работа требует разнообразных игровых приемов коррекции, учитывающих индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями.

В игре совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, углубляются его познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление и речь.

Исходя из этого, проблема целесообразного и адекватного использования дидактических игр, игровых приемов на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое и практическое значение.

«Звуковые дорожки»

· Закрепление произношение изолированного звука.

· Закрепление правильного произношения поставленного звука в прямых и обратных слогах

· Совершенствование навыков чтения

· Развитие мелкой моторики рук.

· Развитие творческого воображения.

«Мышки – помощницы». «Покорми слоника».

· Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

· Развитие связной речи.

«В стране предлогов» «Чудо – куб» «Дидактический кубик».

· Обучение детей с ОНР умению правильно употреблять предлоги в речи.

· Уточнение значения предлогов.

· Формирование умения правильно употреблять предложно-надежные конструкции в речи.

«Волшебный передник».

Цели:

· Развитие связной речи.

· Формирование у детей навыка составления описательного рассказа.

· Развитие творческого мышления, воображения.

Игровые приемы в логопедии

Развитие речи ребенка представляет собой разносторонний и сложный процесс. Речь – это не врожденная способность человека, т.е. она формируется у него постепенно, по мере развития самого ребенка. Чем речь богаче, тем ребенку проще выражать свои мысли, лучше понимать окружающую его действительность, а также всячески взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Чтобы у ребенка не развились различные речевые дефекты, а также для коррекции уже существующих нарушений, важно проводить правильную коррекционно-воспитательную работу. И работу эту нужно вести именно в дошкольный период, потому что в это время психика детей пластична, т.е. у них намного проще скорректировать какие-то нарушения.

Для организации обучения и воспитания детей, имеющих различные речевые нарушения, крайне важны методы воздействия, которые направлены на активизацию познавательной деятельности. В этом случае особенно эффективными оказываются игровые приемы в работе логопеда.

В чем особенности логопедической работы с детьми

Современные требования подготовки дошкольников к дальнейшему обучению в школе, быстрый темп и ритм жизни, а также позиция родителей, приводят к тому, что логопедические занятия превращаются в настоящие уроки. Особенно это заметно в старший дошкольный период.

Но важно не забывать, что именно игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. Это то, что вызывает у них интерес, чем они готовы заниматься, поэтому резонно, что в логопедической практике игровые приемы занимают особое место.

Логопедические занятия достаточно сложны для детей. Все потому, что они редко осознают их значимость, поэтому наблюдаются проблемы с мотивацией. Нельзя забывать и о большей нагрузке, которую испытывают дети из логопедических групп.

Другой немаловажный вопрос – это условия, в которых работает логопед. Зачастую группы переполнены и вместо 10-12 детей, они состоят из более 15-20 человек. В таких условиях теряется сама суть коррекционной работы, потому что возможность индивидуального подхода к каждому ребенку существенно снижается.

В таких условиях не обойтись без игровых приемов, которые помогут сохранить интерес ребенка к занятиям, а также сформировать познавательный интерес и мотивацию.

Читайте также:
Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР

Значение игры в логопедической работе с детьми

Игра – это не просто какое-то развлечение, а в какой-то мере это жизнь ребенка, его эмоции и вдохновленный труд. В ходе игры у него накапливаются знания, развивается воображение и мышление.

Игровые приемы позволяют создать заинтересованную, непринужденную обстановку, а также снизить общее эмоциональное напряжение, благодаря чему новый материал воспринимается намного легче.

С помощью игровых приемов решаются следующие задачи:

  • развитие мелкой и общей моторики;
  • побуждение мотивации ребенка самому участвовать в процессе исправления неправильного звукопроизношения;
  • формирование графомоторных навыков;
  • активизация процессов памяти, мышления, восприятия и внимания;
  • формирование навыков ориентирования;
  • повышение познавательной активности и работоспособности детей;
  • регулировка поведенческих трудностей детей с постепенным приучением к принятию правил игры.

Трафаретность и шаблонность в работе с детьми дошкольного возраста – это одна из возможных причин низкой эффективности проводимой коррекции. Сегодня необходимость проведения логопедической работы через игру очевидна, потому что наличие какого-либо речевого нарушения приводит к изменениям в психоэмоциональной сфере.

Дети с речевыми дефектами в разной степени, но чувствуют некую ущемленность от собственной «неполноценности». Появляются такие черты, как повышенная возбудимость, раздражительность, депрессивность, излишняя утомляемость и т.д.

Особенности поведения таких детей проявляются и в играх. У них часто возникают сложности с выражением собственной мысли, у них появляется страх показаться смешными, поэтому нормальное взаимодействие со сверстниками крайне затруднено.

У детей-дизартриков наблюдается нарушение общей и речевой моторики, поэтому они достаточно быстро утомляются в ходе игры. Помимо этого, наблюдается речевая утомляемость, двигательное беспокойство и неуравновешенность.

У детей-алаликов наблюдаются свои особенности поведения в игре. У детей выявляется неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность. Отмечается понижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение динамического и статического равновесия. Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук. Импульсивность, хаотичность в деятельности, пассивность, утомляемость, особенности предметно – практической деятельности выражается в том, что дети легче выполняют задание, если оно предлагается в наглядном плане, а не по словесной инструкции. Снижение уровня обобщений проявляется в несформированности ролевого поведения, навыков совместной игры детей.

Заикающиеся дети не уверены в себе, поэтому у них есть проблемы с вхождением в игру, потому что им страшно, что дети будут издеваться над ними за их дефект. Если заикание протекает в тяжелой форме, то они попросту отказываются от участия, а в остальных случаях берут на себе в игре подчиненные роли, либо остаются зрителями.

Конечно, каждый случай индивидуален и нужно подбирать соответствующие игровые приемы, основываясь на дефекте, возрасте и уровне развития конкретного ребенка.

Дидактические игры в работе учителя-логопеда

Подготовила: учитель – логопед Старостина Марина Александровна

МБДОУ Детский сад № 30 “Берёзка” город Чусовой

Грамота – довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с общим недоразвитием речи очень сложно усвоить понятия такие как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Моя задача, как учителя-логопеда раскрыть перед ними эти сложные вопросы, что позволит ему быть успешным при обучении в школе.

В моей логопедической практике на помощь приходят дидактические игры. В игре часто сложное становится понятным и доступным. Педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда у него появится желание много узнать и добиться результата. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей легко, без принуждения.

1. Пособия для формирования у детей фонематического слуха на этапе знакомства с буквой. (профилактика акустической дисграфии).

Для успешного овладения процессами чтения и письма необходим достаточный уровень сформированности фонематической системы. Она является основой устной и письменной речи. Каждый изучаемый звук я обязательно связываю с наглядной опорой (чтобы разгрузить аудиоканал). Это картинка с изображением предмета, который издаёт подобный звук или игрушка. Например, змейка знакомит детей со звуком [Ш], пчёлка со звуком [Ж], самолёт со звуком [Л] и.т .д.

Для чёткого усвоения артикуляции согласных звуков имеются схемы, а для гласных звуков пособие “Поющие девочки”. Для закрепления акустических характеристик звуков русского языка имеются кружки-сигналы на каждого ребёнка. (синие обозначают твёрдость звука, зелёный – мягкость, красные – гласные звуки, колокольчик – звонкость. В пособии “Звуковые домики” дети учатся самостоятельно давать характеристику звука, строя домик. В зависимости от характеристик звуков, каждая буква имеет место в своём замке. (Замок гласных звуков, и замок согласных звуков, с разными по цвету крышами: синяя, зелёная, сине-зелёная, чёрная). Звуками этих замков управляют две принцессы Гласа и Согласа. Ребятам очень нравится определять место каждой буквы, после того как они дают ему характеристику (описывают его характер). Мною придуманы стихотворения – шпаргалки для характеристики звуков и наглядные схемы-подсказки:

  • Спеть всегда вам рады, для них преграды, зимой и летом красные – это звуки. (гласные).
  • Есть преграда – звук согласный, он не поётся он не гласный, ниточка не тянется и петь не получается!

2. Пособия и дидактические игры для коррекции звукопроизношения (профилактика артикуляторно – фонетической дисграфии).

Всем известно, что дети пишут так, как говорят. Очень важно, чтобы у детей была чёткая артикуляция произносимых звуков, тогда повышаются шансы быть правильно записанной буквой в слове каждого звука. В этой серии игр я использую :
“Логопедическое лото”, “Весёлые клоуны”, “Звуковая ёлочка”, “Ёжик – грибочки”, “Звуковые дорожки”.

Читайте также:
Конспект занятия по развитию речи

3. Развитие навыков языкового анализа и синтеза (профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза).

Предметом изучения на занятиях по обучению грамоте является слово как единица языка, объединяющая звучание и значение. Многолетний опыт практической работы показывает, что для детей важна последовательность изучения основных понятий, таких, как “звук”, “слово”, “слог”, “предложение”.

Детям с нарушениями речи для успешного усвоения грамоты необходимы эффективные вспомогательные средства. Такими универсальными средствами, являются зрительные символы гласных и согласных звуков и традиционные звуковые схемы слов, выполненные из цветных-фишек. В отличие от буквы, символы легко ассоциируется дошкольниками со звуками родного языка. Они обеспечивают восприятие – сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений в процессе работы над звуками. Схемы слов позволяют моделировать процесс чтения, осуществляя его в облегченном, занимательном, игровом варианте. Эта самая обширная серия игр и пособий для как индивидуальных так и для фронтальных занятий.
Пособие “Слоговой домик” (Цель: формирование навыков слогового анализа.) Пособие “Звуковой замок” (Цель – формирование навыков звукового анализа и синтеза слов.) Пеналы и картинки для звукового анализа (Цель -формирование навыков звукового анализа.) Слоговой паровозик закрепляет навыки слогового анализа и синтеза, а волшебные паровозики помогают детям определить позицию звука в слове и количество слогов. Паровозик предложений учит детей определять количество слов в предложении и составлять предложение с заданным количеством слов. Многофункциональная игра “В гости к звуку” систематизирует языковой анализ и синтез у детей.

4. Формирование буквенного гнозиса (профилактика оптической дисграфии).

В русском языке 33 буквы, которые состоят из немногого набора элементов: длинная палочка, короткая палочка, полукруги. Есть буквы, которые смотрят влево, вправо и вперёд. Детям очень трудно бывает усвоить графический образ буквы и узнать её среди других, а ещё труднее её написать правильно.
Для профилактики этих школьных трудностей мною была придумана целая серия игр, пособий, альбомов.
Пособие “Букваёлочка”. На плоскостную ёлочку дети вывешивают буквы на магнитах. Каждая буква изображена предметом в виде этой буквы. А место у каждой буквы своё. Это цветной кружочек в зависимости от характеристики данного звука.

Дидактическая игра “Мастерская букв”, где дети передвигая бусины на ниточках создают графический образ буквы. Дети могут играть двумя руками (кинезиология), хорошо работает мышление.

Дидактическая игра “Собери букву“. Дети собирают букву из частей, как пазлы, на которых нарисованы картинки на данный звук. Наглядное пособие “Феечки на буквах” рассчитано на узнавание буквы по её видимым элементам.

Альбомы “Буквы разные бывают”. Имеются 2 альбома на гласные и согласные буквы, где собраны разнообразные шрифты и стили написания букв.

5. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а так же графических навыков и умений (профилактика моторной дисграфии).

В развивающей среде группы есть “логопедический конструктор” для развития мелкой моторики рук. Наполняемость его это-пластилин, буквы алфавита, камушки, верёвочки и нитки мулине, мячики попрыгунчики, толстая проволока.

Многофункциональное пособие “Путешествие в королевство грамоты”.

Знаменитые игры-бродилки очень нравятся детям. Разработка данной игры позволяет закреплять и систематизировать знания, полученные на занятиях по обучению грамоте целой подгруппой детей и в игровой форме. Эта игра была представлена на конкурсе дидактических пособий в нашем детском саду и заняла первое место. Систематическое применение дидактических игр и пособий и других игровых технологий в образовательной деятельности с детьми с ОНР по обучению грамоте значительно повышает качество обучения, превращают занятия по подготовке к обучению грамоте в интересную занимательную игру, способствующую развитию ребенка , а так же они помогают эффективно решать задачи по обучению грамоте, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника — игре.

Дидактические игры в работе учителя-логопеда

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Проводятся занятия как в форме групповых упражнений воспитателями, так и в индивидуальном порядке логопедом ДОУ.

Бесплатные занятия с логопедом

Логопедические игры позволяют в непосредственной обстановке развивать артикуляционный аппарат, органы дыхания, мимику, слух и умственные способности малыша. Проводятся занятия как в форме групповых упражнений воспитателями, так и в индивидуальном порядке логопедом ДОУ.

Роль и значение логопедических игр

От того, насколько сформирована речь, зависит процесс дальнейшего развития ребенка. Именно поэтому так важно своевременно предупреждать разнообразные дефекты и следить за чистотой выговариваемых ребенком звуков. Нарушения отмечаются не только в речи дошкольника, но и в самом восприятии и продуцировании. При определении степени дефекта отмечаются все симптомы, касающиеся умственного, физического и речевого развития.

Обратите внимание! Игра является главенствующим видом деятельности малыша, с ее помощью он овладевает различными формами мышления, развивает свой кругозор. Логопедические игры играют существенную роль в создании благоприятной обстановки для преодоления ребенком различной тяжести речевых нарушений.

Читайте также:
Овощи-фрукты - конспект занятия

Дидактические игры по логопедии для дошкольников имеют большие возможности: с их помощью ученик работает над правильным произношением слов, осваивает родной язык, в простой форме усваивает нормы грамматики. Преодолеваемые при этом в игровой форме трудности менее заметны и ощутимы для ребенка.

Основное значение логопедических игр в увеличении детского словаря и кругозора, расширении границ сознания ребенка и знакомства его с окружающим миром.

Как игры помогают логопеду

С каждым годом увеличивается процент дошкольников с речевыми патологиями различной сложности и этиологией. Чтобы исправить стандартные нарушения в речи, требуется заниматься хотя бы 2-3 раза в неделю по 30 мин. Однако детей сложно увлечь монотонным делом, они быстро утомляются и отказываются выполнять упражнения, предлагаемые педагогом. Чтобы повысить мотивацию к обучению, логопеды на своих занятиях применяют игровые методики, благодаря которым процесс коррекции перестает быть утомительным для ребенка.

Как проводить занятия в домашних условиях

Занятия дома для многих малышей гораздо более приятны, нежели со специалистом. Ребенок видит маму или любое другое знакомое ему лицо и чувствует себя в безопасности. Для максимального достижения результата от занятий можно приобрести специальные пособия, в которых не только подробно объясняются постановка и автоматизация каждого звука, но и фиксируются результаты. Пример — логопедическая тетрадь Н. В. Соколовой.

К сведению! На первых порах логопедические игры должны сопровождаться речевым пояснением со стороны взрослого. Впоследствии говорить (или пытаться произносить) нужно только ребенку.

Логопедические игры для постановки звуков Ш и Ж

Данные звуки требуют распластанного положения языка, прижатого кончиком к верхнему небу. Добиться этого можно с помощью следующих упражнений:

  • «Лопатка». Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу.
  • «Кисточка». Проводить кончиком языка от зубов к горлу и обратно.
  • «Вкусное варенье». Облизывать верхнюю губу, как будто слизывая с нее сладость.

Логопедические игры для постановки звуков Л и Р

Оба звука требуют напряжения кончика языка, прижатого к верхнему небу. Однако упражнения для постановки звуков будут использоваться разные.

Постановка звука «Л»:

  • «Наказать язычок». Высунуть и распластать язык на нижней губе и слегка покусывать его верхними зубами, произнося при этом звук «пя».
  • Чередование «Лопатка» и «Иголочка». Язык то распластан на нижней губе, то напряжен и находится посреди полуоткрытого рта.
  • «Лошадка». Цель данного упражнения — научить ребенка цокать, прижимая язык к альвеолам, находящимся за верхними зубами.

Постановка звука «Р»:

  • «Автомат». Широко открыть рот, прижать язык к верхним бугоркам и быстро произносить «т-т-т», изображая автоматную очередь.
  • «Почистить зубы». Проводить языком за верхними зубами вправо и влево.
  • «Детские качели». Открыть рот и напряженный кончик языка положить то на верхнюю губу, то на нижнюю.

Логопедические игры для постановки звуков З, С и Ц

В норме ребенок правильно произносит свистящие звуки в возрасте 4-х лет. Упражнения, которые способствуют постановке этих звуков:

  • Чередование улыбки с упражнением «Трубочка». Широко улыбнуться, задержать позицию на несколько секунд, затем сложить губы в трубочку.
  • «Маятник». Открыть рот и напряженный кончик языка водить от правого угла к левому.
  • «Горка». Упереть кончик языка за нижние зубы, а середину поднять к верхнему небу, образуя бугорок.

Важно! Объясняя упражнение, обязательно нужно иметь при себе настольное зеркало, смотря в которое, ребенок будет видеть свое отражение.

Повторять каждое упражнение нужно по шесть раз, общее время выполнения не должно превышать 2-3 мин. Пытаясь поправить позицию, не нужно лазать в рот ребенка грязной рукой. Если нет возможности приобрести специальные логопедические инструменты (лопатки), то при вынужденном контакте с ротовой полостью малыша можно использовать чайную ложку, предварительно простерилизовав ее в горячей воде.

Логопедические игры с фонариком для детей

Игры со светом — зрелищные и захватывающие, а фонарик доступен и безопасен для детей. Разработала эту игру педагог Наталья Коняхина. Для игры потребуются листы бумаги, из которых будет делаться коробка. Также понадобятся рисунки, которые можно распечатать на принтере, скачав из Интернета (обувь, одежда, фрукты, овощи, животные и любые другие темы, изучаемые в дошкольном возрасте). Предметы нужно вырезать и приклеить внутрь коробки так, чтобы лицевая сторона была направлена на ребенка. Малыш светит фонариком на стену, и отвечает на вопросы: «Что ты видишь?», «Чьи это ботинки?», «В коробке одно яблоко или много?».

Обратите внимание! Игры с фонариком позволяют без труда развивать связную речь дошкольника.

Настольные логопедические игры для дошкольников

Для детей 6-7 лет подходят настольные логопедические игры. Темы их могут быть самыми разнообразными. Подбираются они исходя из индивидуального или группового плана работы. На просторах Интернета есть множество онлайн-ресурсов, с которых можно скачать поля для настольных игр.

Принцип прохождения довольно прост. Участвуют несколько малышей (или дошкольник соревнуется с логопедом), поочередно кидая кубик и продвигаясь на несколько клеточек вперед, при этом называя предмет, на котором они остановились. Если ребенок не сумел назвать предмет, то отходит на несколько клеточек назад. Выигрывает тот, кто пришел к финишу первым.

Читайте также:
Нейропсихологические методы в логопедической работе

Обратите внимание! В дидактические игры могут играть дети всех возрастов: от 2-летних малышей до младших школьников, нуждающиеся в коррекционной помощи логопеда.

Почти каждый родитель сталкивается с нарушением фонематического слуха у малыша, находящегося в процессе изучения родного языка. Обычно ребенок осваивает всю звуковую систему самостоятельно к 6-ти годам, однако стоит внимательно относиться к речи малыша, чтобы избежать серьезных дефектов и нарушений.

Развитие речи в сенсорной комнате

Аннотация: Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребёнка. В своей работе мы используем возможности сенсорной комнаты для профилактики и коррекции нарушений психоречевого развития. В статье мы предлагаем варианты дидактических игр с использованием различных модулей сенсорной комнаты, которые можно использовать на занятиях с детьми.

Развитие речи в сенсорной комнате

Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребёнка.

Сенсорная комната — это организованная специальным образом среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые способствуют развитию психических процессов, воздействуют на органы чувств, вестибулярный аппарат, позволяют успешно решать задачи развития речи, осуществлять коррекцию личностных особенностей ребенка, создает положительный эмоциональный фон.

В своей работе мы используем возможности сенсорной комнаты для профилактики и коррекции нарушений психоречевого развития.

Для организации такой работы прежде всего необходимо подобрать модули, которые создавали бы комфортную обстановку и вызывали положительные эмоционально-моторные реакции у ребенка.

Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате

1. Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы:

– снятие психоэмоционального напряжения, саморегуляция и самоконтроль;

– умение управлять своим телом, дыханием, умение расслабляться, освобождаться от напряжения, уверенность в себе;

2. Развитие коммуникативной сферы:

– формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;

– преодоление негативных эмоций

3. Развитие психических процессов и моторики:

– внимания, его устойчивость и переключаемость;

– память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое, умственные способности);

– развитие координации, в том числе зрительно-моторной.

Варианты дидактических игр с использованием различных модулей сенсорной комнаты

Мы предлагаем варианты дидактических игр с использованием различных модулей сенсорной комнаты, которые можно использовать на занятиях с детьми.

1. Сухой бассейн

– Игра «Снежки»

Ход игры: В ведерко набираются несколько шариков из сухого бассейна. Нужно бросать шарики в бассейн (или в корзину), при этом правильно называя слова. Например, образовать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Инструкция: «Попади шариком в корзину, но при этом правильно образуй слово. Я назову тебе слово, а ты скажи про него ласково. Мяч- мячик».

– «Найди игрушку»

Ход игры. Педагог прячет игрушки в бассейн. Ребенок должен найти все игрушки и назвать их. От понятия можно предложить образовать множественное число, уменьшительно-ласкательную форму, относительные прилагательные и т.д.

Инструкция: «Помоги игрушкам вылезти из бассейна. Найди все игрушки и правильно их назови».

Можно использовать при автоматизации звука в словах, а также на любую лексическую тему для закрепления понятийного словаря, грамматических категорий.

2. Песочный стол

– «Отгадай загадки»

Ход игры: Педагог загадывает ребенку загадку. Ребенок должен нарисовать отгадку на песке пальчиком и назвать первый звук в слове. Можно использовать на автоматизацию звука, при развитии фонематического слуха, для коррекции лексико-грамматического строя речи.

Инструкция: «Отгадай загадку и нарисуй отгадку на песке пальчиком».

– Нарисуй дорожку

Ход игры: Педагог предлагает грабелькой нарисовать дорожку для машины, жука и т.п. (зависит от темы), при этом образуя слоги.

Инструкция: «Помоги машинке добраться до буквы. Нарисуй для нее дорожку. Прочитай слог, который у тебя получился». Данное задание можно использовать на автоматизацию звука, при обучении грамоте.

– «Раскопки»

Ход игры: Педагог прячет в песке картинки лицевой стороной вниз. Ребенку дается кисточка. Ему нужно расчистить каждую картинку от песка и назвать ее.

Инструкция: «В песке спрятались картинки. Найди все и кисточкой расчисть их. Назови картинки, которые ты нашел».

Игру можно использовать на автоматизацию звука, при закреплении понятийного словаря по теме, а также при коррекции лексико-грамматического строя речи (образование уменьшительно-ласкательной формы существительных, множественного числа).

3. Сухой душ

– «Заплети косу»

Ход игры. Педагог тренирует ребенка заплетать косу. Толщина «пряди» регулируется под индивидуальные способности ребенка.

Инструкция: «Давай потренируем пальчики и научим их заплетать косичку».

– «Спой песенку»

Ход игры. На конце нити приклеена буква, вторая буква у ребенка в руках. Ребенку нужно от середины нити вести вторую букву по волокну к первой букве, при этом пропевая их и соединяя в слоги.

Инструкция: «Подружи звуки. Пропой их. Веди букву, которая наверху, к нижней. При этом произноси их. Какие слоги у тебя получатся?» Подходит при автоматизации звука, при подготовке к обучению грамоте на этапе образования слогов.

– «Распутай веточки»

Ход игры.На кончиках нитей приклеены буквы. Педагог называет слово. Ребенок определяет первый звук в слове и находит букву. Распутывает.

Инструкция: «Я назову тебе слово. Назови первый (последний) звук в слове. Найти ниточку с этой буквой и распутай ее»

Читайте также:
Обозначение мягкости согласного звука на письме гласными буквами - карточки
4. Напольные Сенсорные Дорожки

– Гласный-согласный

Ход игры.Педагог выбирает две сенсорные дорожки. На одну кладется красный кружок (гласный звук), на вторую синий кружок (согласный звук). Педагог называет любой речевой звук (А, О, Р, М и т.д.), а ребенок должен определить какой это звук – гласный или согласный. Затем встать на дорожку в соответствии с цветом кружка.

Если выбрать твердое и мягкое покрытие на дорожках, то можно предложить поиграть ребенку в игру «Твердый-мягкий».

Инструкция: «Я буду называть тебе разные звуки речи. Ты должен определить, какой это звук гласный или согласный. Выбрать дорожку с нужным цветом кружка и встать на нее»

Список литературы:

1. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Спб., 2003
2. Лопухина И. Логопедия -550 занимательных упражнений для развития речи , М.: Аквариум, 1996.
3. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. АРКТИ,2010.
4. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования детей с ТНР (ОНР) с 3-7 лет.- Детство – Пресс, 2015.
5. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.:Владос,1994.

1) Жирнова Алина Александровна,
учитель-логопед
2) Вербицкая Ксения Александровна,
учитель-логопед

Использование оборудования сенсорной комнаты в логопедической работе с детьми с ОВЗ

«Использование оборудования сенсорной комнаты в логопедической работе с детьми с ОВЗ»

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

Игра – это искра, зажигающая

огонек пытливости и любознательности».

На базе МБДОУ детского сада № 171 г. Оренбург функционируют 12 групп: 6 групп общеразвивающей направленности, 3 группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, 2 группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, 1 группа компенсирующей направленности для детей кратковременного пребывания.

Наш детский сад посещают дети с ТНР, с ЗПР, с СДВГ, с РДА, с умственной отсталостью и со множественными нарушениями в развитии. В последнее время количество таких детей увеличивается. Уровень двигательного, познавательного развития носит сугубо индивидуальный характер, но уровень речевого развития в основном у многих детей носит системный характер, т.е. нарушены все компоненты речи. Речевые расстройства у детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуются стойкостью и устраняются с большим трудом.

Успешность физического, умственного, эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно он может оперировать этой информацией и насколько точно он эти знания может выразить в речи.

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении ребёнка, его психики и интеллекта. Еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что «в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний». Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребёнок может говорить и мыслить только воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь», а так же психическое развитие и развитие интеллектуально-познавательной сферы.

Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение, что приводит к более быстрому развитию интеллекта (мышления, речи) ребёнка с особыми образовательными потребностями.

Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребёнка. Это организованная специальным образом среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые способствуют развитию психических процессов, воздействуют на органы чувств, вестибулярный аппарат, позволяют успешно решать задачи развития речи, осуществлять коррекцию личностных особенностей ребенка, создает положительный эмоциональный фон.

С целью повышения эффективности проводимой коррекционно-логопедической работы я в своей деятельности активно использую для профилактики и коррекции нарушений психоречевого развития возможности сенсорной комнаты, оборудованной в нашем детском саду.

В зависимости от уровня речевого развития, а также от формы основной патологии и сопутствующих заболеваний, занятия в сенсорной комнате направлены на решение следующих логопедических задач:

-стимуляция речевой активности;

-формирование грамматического строя речи;

-закрепление правильного произношения;

– снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

– достижение состояния релаксации и душевного равновесия;

– развитие тактильной чувствительности, зрительного и слухового восприятия;

-развитие творческого воображения и др.

Работа в сенсорной комнате основывается на нескольких принципах:

I принцип – индивидуальный подход.

Занятия в сенсорной комнате учитель-логопед разрабатывает с учётом основной патологии, степени нарушения, общего и эмоционального состояния. Педагог в своей работе опирается на рекомендации врача невролога. При составлении индивидуального плана занятий учитывается возраст ребёнка, корректируется время проведения занятий и форма (индивидуальная или групповая). В течение всей коррекционно-развивающей работы оценивается динамика усвоения того или иного навыка и в зависимости от этого учитель-логопед меняет (варьирует) степень сенсорной нагрузки (сложность заданий).

II принцип – этапности.

На начальном этапе наиболее эффективна индивидуальная форма работы, педагог должен уметь наладить эмоциональный контакт с ребёнком, продуктивное взаимодействие, в зависимости от общего, соматического и эмоционального состояния ребёнка. Учитель-логопед постепенно знакомит ребёнка с интерактивным оборудованием и его возможностями. По мере овладения ребёнком различными навыками, педагог постепенно усложняет задания, варьируя степень и интенсивность воздействия, решая непосредственно коррекционно-логопедические и задачи.

Читайте также:
Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда

III принцип – преемственности.

Учитель-логопед составляет занятия с учётом уровня речевого развития ребёнка, данные фиксируются в листе назначения, которые также заполняют педагог-психолог, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, в соответствии с показателями подбираются развивающие, коррекционные занятия. Все специалисты (учителя-логопеды, педагоги-психологи, дефектологи) работают в тесной взаимосвязи друг с другом, отслеживая динамику развития ребёнка.

Показаниями к занятиям в темной сенсорной комнате являются:

 Различные психоневрологические проблемы: неврозоподобные состояния;

 задержки психомоторного и речевого развития;

 резидуально-органические поражения ЦНС с явлениями заикания,

 энуреза, энкопреза, тиков и т.п.

 аутизм (легкие формы);

 адаптационные расстройства (при поступлении в детский сад, школу, смене места жительства и т.п.);

 трудности усвоения программного материала;

 явления нарушенного поведения (агрессивность, СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания, неусидчивость, импульсивность)

 нарушения эмоциональной сферы (страхи, замкнутость, застенчивость)

 различные психологические проблемы: состояние психоэмоционального напряжения, стрессы, депрессивные состояния

Противопоказаний к проведению в сенсорной комнате практически нет, но есть ограничения, которые определяет врач невролог:

  • при эписиндроме и судорожной готовности не рекомендовано использовать мигающие, сверкающие, раздражающие стимулы, а также ритмичную музыку. Так же это касается групп детей, страдающих ранним детским аутизмом, детей переживших психическую травму, детей с сочетанной патологией. Для этой категории детей свойственна индивидуальная непереносимость (избирательность) одного или нескольких сенсорных стимулов, гиперчувствительность к звукам или цветовым стимулам, неприятие тактильного взаимодействия, отказ от речи (мутизм). Без учёта этих особенностей, при активном воздействии можно спровоцировать негативную реакцию (аффективную вспышку) и усугубить имеющиеся нарушения
  • при работе с гипервозбудимыми детьми (с дефицитом внимания, двигательной расторможенностью) педагогу необходимо снизить нагрузку, исключить элементы активной стимуляции
  • при работе с тревожными детьми следует исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

Возрастные категории

Занятий в Сенсорной комнате показаны для всех возрастных категорий детей. Ранний возраст, дошкольный возраст (3-7 лет)

Важным преимуществом сенсорной комнаты в реабилитационном процессе является возможность проведения комплексной коррекции. В одном занятии можно развивать и мелкую моторику через игры со светооптическими нитями, и воображение через рассматривание и описание фантастических узоров, а так же снижать эмоциональную напряжённость через релаксацию. Занятия в сенсорной комнате помогают совершенствованию активных, самостоятельных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению схемой тела, зрительно-моторной координации.

Сенсорная комната в нашем детском саду оборудована многообразно. Это: музыкальный центр + набор музыкальных дисков, безопасная пузырьковая колонна, зеркальный шар с мотором, безопасное настенное зеркало с фибероптическими волокнами – “Волшебные нити” , сухой душ («уголок уединения»), сух ой бассейн, большой пуфик-кресло с гранулами, световой стол, тактильный зеркальный куб, и онизатор воздуха, качалка-балансир, зеркальные панно, тактильные дощечки и тактильное дерево.

Какие же элементы сенсорной комнаты может использовать учитель-
логопед?

Упражнения, проводимые учителем-логопедом в сенсорной комнате:

  1. Зеркальное панно:

– развитию визуального восприятия собственного тела;

– мимики и пантомимики;

– развитию умения выражать различные эмоциональные состояния;

– формированию уверенности в себе.

В начале учебного года многие дети испытывают затруднения в работе перед зеркалом, плохо понимают инструкции логопеда. Большинство из них затрудняются в ориентировке в схеме собственного тела, не знают понятия правой и левой стороны, названия частей лица. Некоторые дети, первоначально стесняются показать свой язычок, выполнить определённую артикуляционную позу. Поэтому, ознакомление с собственным телом детей и умение ориентироваться в нём, можно провести в сенсорной комнате перед «Волшебным зеркалом». Дети видят себя во весь рост, убеждаются, что их тело — это две совершенно одинаковые половины. А через игровые упражнения перед «Волшебным зеркалом», учатся передавать мимикой эмоциональное состояние человека (радость, огорчение, удивление). Они с удовольствием «превращаются» в различных животных, изображают их повадки. Активная работа мышц тела и лица, мимические и пантомимические проявления чувств, обеспечивают разрядку эмоций детей, помогает им легко расслабиться и раскрепоститься. На следующем этапе логопедической работы использую «Волшебное зеркало» для проговаривания чистоговорок на автоматизацию звуков. Дети с удовольствием проговаривают волшебное заклинание, выговаривая все звуки четко и правильно.

  1. Важнейшее условие правильной артикуляции звуков – это сильная направленная воздушная струя. Обучая детей этому в сенсорной комнате, я использую подвесной модуль «Сухой душ». Шелковые ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом простран стве. Зайдя внутрь можно посмотреть вверх и увидеть себя. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для аутичных детей.
  1. Зеркальный шар с мотором , профессиональный источник света к зеркальному шару – луч света, отражаясь от зеркального шара, подвешенного к потолку, превращается в бесконечное множество “зайчиков”, которые, словно маленькие звездочки, плавно скользят по стенам, потолку и полу, меняя цвет. В сочетании со спокойной музыкой, эти блики создают ощущение сказки, героем которой вы стали.
Читайте также:
Стихотворный материал, используемый при массаже кистей рук массажным шариком Су-Джок

Дополнительный эффект создается при автоматической смене цвета луча, направленного на зеркальный шар. Прибор активно используется мною в процессе проведения релаксационных упражнений, а также занятий по фантастическим сказочным сюжетам, стимулируя зрительное восприятие, развивая воображение, концентрируя внимание на движущихся бликах. Использую такие игры как: «Поймай взглядом», «Прикосновение солнечного зайчика», «Полет» и др.

  1. Сухой бассейн

Как показывает опыт у детей со сложными речевыми нарушениями дыхание поверхностно, аритмично, объём выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы. Некоторые упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, целесообразно перенести в сенсорную комнату в сухой бассейн. Например, такие как «Розовый слон», «Серый волк», «Быстроногая лошадка» и др Сухой бассейн используется мною для фиксации тела ребенка в пространстве при закреплении позы, необходимой для работы над постановкой звуков. Например, ребенок находится в положе­нии полулежа, а я с помощью зондов осуществляю работу по постановке звука [Р].

Развитию тонкой моторики рук способствуют упражнения на прокатывание шариков, собирание шариков по цвету и количест­ву, заданному взрослым, перекладывание шариков из одной руки в другую, сжимание шариков в руках, поглаживание шариков ла­донями в сухом бассейне, доставание шариков со дна бассейна и т. п.

Сухой бассейн используется мною как для релаксации, так и для активных игр. Лёжа в бассейне, ребёнок может принять позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса, и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками даёт возможность лучше почувствовать своё тело и создаёт мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Мягкие стенки бассейна и пластмассовые шарики служат безопасной опорой для тела, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. Такое воздействие способствует снижение уровня психоэмоционального напряжения и коррекция уровня тревожности. В бассейне можно двигаться, менять положение тела, «плавать» в шариках. Такие действия способствуют развитию координации движений в пространстве. Дети испытывают необыкновенное удовольствие и радость, погружаясь в безопасные «волны» бассейна и резвясь среди множества ярких разноцветных шариков.

Так же «Сухой бассейн» использую с детьми с фонетико-
фонематическим недоразвитием, индивидуально или малыми
подгруппами по 2 — 4 человека, при автоматизации и
дифференциации звуков, на совершенствование
фонематических процессов. Например: ребенку предлагается забраться в бассейн и найти шарик, с приклеенным к нему
словом на заданный звук, определить место звука в слове,
твердость-мягкость. В конце задания предлагается
пересчитать количество шариков.

  1. Развитию произвольных движений глаз, умению сосредоточиться на объекте, а также координации движений глаза и руки способствуют: «Пузырьковая колонна». Дети всегда с увлечением играют в игры: «Куда плывут рыбки», «Расскажи что делают», «Сосчитай рыбок» и т.д. Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-х частей — в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной водой, резвятся разноцветные фигурки, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. Если прижаться к трубке, можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащается «Мягкой платформой». А «Безопасное угловое зеркало» создает неповторимый оптический эффект расширения пространства.
  1. Безопасное настенное зеркало с фибероптическими волокнами – “Волшебные нити”

Фиброоптические волокна приятно брать в руки, их можно сгибать, перебирать, выполнять различные действия руками, а отражение этих волокон в зеркале, доставляет огромное удовольствие от визуальных образов, создаваемых этим отражением.

Упражнения и занятия с настенным панно из фибероптических нитей:

– способствуют эмоциональному расслаблению;

– психологическому комфорту и мотивируют на дальнейшую работу;

– способствуют активизации кинестетических ощущений;

– развивают воображение, познавательные процессы;

– формирую представление о цвете.

Дети всегда с удовольствием играют в игры: “Дорожка из кулачков”,”Давай посчитаем»,«Наматывание»,«Узелки »,« Сначала вверх, а потом вниз!» (Использую при ознакомлении с предлогами С и НА. Пример: С горы и на гору), «Составь схему слова», «Заплети косичку»

  1. Световой стол для рисования кварцевым песком рисование на данном столе способствуют развитию цветового восприятия, целостному восприятию предмета через зрительные и тактильно-двигательные ощущения. Развивает у детей не только мелкую моторику, художественное восприятие, память, но также и способствует развитию усидчивости и пространственного мышления.

В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, что очень благоприятно влияет на развитие речи ребенка. У детей развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь, умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями). Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навы

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: