Дидактические игры в работе логопеда и воспитателей

“Дидактические игры в работе учителя-логопеда”
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Одной из главных задач учителя-логопеда это – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она, как форма деятельности ребенка, способствует развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта. В последнее время увеличилось количество детей с речевой патологией. Кроме непосредственного нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются нарушения остальных компонентов речевого процесса: бедность словаря, аграмматизм фраз, низкий уровень развития связной речи и т. д. Страдает также психическая база речи: внимание, память, мышление. Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии. Поэтому на логопедических занятиях широко используются дидактические игры .

Скачать:

Вложение Размер
moi_didakticheskie_igry._sekach.docx 23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №1 «Чайка»

“ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА”

Секач Людмила Анатольевна

Одной из главных задач учителя-логопеда это – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она, как форма деятельности ребенка, способствует развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта. В последнее время увеличилось количество детей с речевой патологией. Кроме непосредственного нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются нарушения остальных компонентов речевого процесса: бедность словаря, аграмматизм фраз, низкий уровень развития связной речи и т. д. Страдает также психическая база речи: внимание, память, мышление. Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии. Поэтому на логопедических занятиях широко используются дидактические игры :

– игры с движениями,

Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения. Это игры с правилами, специально создаваемые в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы.

Разнообразные дидактические игры я стараюсь применять при коррекции всех компонентов речевого развития ребенка (звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико – грамматический строй речи, связная речь).

По нескольким направлениям логопедической работы я подобрала дидактические игры , которые использую на логопедических занятиях. О некоторых из них я расскажу.

Если у ребенка плохо развит фонематический слух, то он может путать близкие по звучанию фонемы (звуки). Большим подспорьем для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста являются дидактические словесные игры с предметами.

Игры, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

Игра “Шумящие мешочки (баночки)”.

Вместе с ребенком насыпьте в мешочки (баночки) крупу, пуговицы, камешки. Он должен угадать по звуку, что внутри.

Игра “Волшебная палочка”.

Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по столу, вазе, чашке. Палочка может оживить любой предмет. Пусть ребенок закроет глаза и отгадает, какой предмет звучал.

Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

Игра “Похлопаем” (“Потопаем”).

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

Различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Игра “Узнай голос”.

Ребенка просят закрыть глаза и узнать, кто из ребят сказал слово.

Игра “Тихо – громко”.

Договоритесь, что дети будут выполнять определенные действия – когда вы будете говорить громко и тихо.

Игра “Кто что услышит?”

Взрослый за ширмой стучит молотком, звонит в колокольчик, шуршит бумагой и т.д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук.

Различение сходных между собой по звучанию слов .

Взрослый показывает детям картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, ворота, корота, борота. ). Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат правильный вариант произношения.

Игра “Шутки – минутки”.

Вы читаете строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Хвост с узорами,

Сапоги со шторами.

Тили – бом! Тили -бом!

Загорелся кошкин том .

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят.

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Игра “Найди ошибку и назови слово правильно”.

Цель: развитие фонематического и речевого слуха.

Описание игры. Незнайка в словах перепутал звуки. Какой надо поставить звук, чтобы было правильно?

Между гор издалека течет бурная щека.

Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали лёд.

Любопытные мартышки собирают с ёлок фишки.

Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки.

Игра “Какой звук пропал в слове?”

Цель: развитие фонематического и речевого слуха.

Описание игры. Незнайка написал письмо зайке в стихах, но в некоторых словах он пропустил звуки. Отгадайте, какие слова он хотел написать?

  • Своей младшей дочке Тосе заплетает мама . осы.
  • Подарили нам игрушки: целый день палили . ушки.
  • Мама кукле шар. вязала, ей Наташа помогала.
  • Серый вол. холодный, ходит злой, голодный.

Деление слов на слоги.

Игра “Встречу слово на дороге – разобью его на слоги”.

Взрослый бросает мяч детям, называя односложные , двусложные и трехсложные слова. Ребенок , поймавший мяч, произносит слово по слогам (можно одновременно отбивать слоги мячом).

Игра “Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова”.

Взрослый бросает детям мяч, называя первый слог слова, а ребенок заканчивает слово.

ла – лапа, лак, лавка, ластик, лампа, .

Игры на звукопроизношение.

Игра “Мяч лови и бросай, пары слов называй”

Дети стоят полукругом. Взрослый поочередно бросает мяч детям и просит произнести пары слов.

Медаль-педаль; мальчик-пальчик; лёд-лён;

солянка-полянка; калина-малина; клёв-клён;

клюшка-плюшка; зеленый -беленый; лев-лес;

пеленка-зеленка; след-плед; блин-клин.

Игра “Назови слово”(Мяч лови и бросай, слово называй ).

Дети называют слово, в котором определенный звук (слог) стоит в начале слова или в середине слова, или в конце слова.

Игра “Звук [ . ] услышат ушки, мяч взлетает над макушкой”

Выделение заданного звука из ряда других. Дети должны подбросить мяч (или хлопнуть в ладоши), когда услышат определенный звук.

В своей коррекционной логопедической работе я использую также и настольные дидактические игры , которые способствуют формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематических процессов, лексико-грамматического строя языка и связной речи. Это такие дидактические игры, как “Звуковые дорожки”, “Звуковая улитка”, “Логопедические пазлы”, “Звуковое лото”, “Звуковое домино”, “Слоговое лото”, “Слоговой паровозик”, “Скажи наоборот”, “Четвертый лишний”, “Из чего какой”, “Карлик – великан”, “Большой – маленький”, “Один-много”, “Чей хвост?”, “Назови ласково”, “Мой, моя, моё, мои”, “Один-одна-одно-одни”, “1-2-5-9”, “Посчитай”, “Кто что делает?”, ребусы и т.д.

В опрос речевого развития детей дошкольного возраста является актуальным. Это, прежде всего, связано с ростом у детей общего недоразвития речи. Дошкольное детство – это период, когда формируется личность ребёнка, раскрываются творческие, познавательные способности. И, конечно, развивается речь. Важно в этот период применить все имеющиеся методы и приёмы для развития речевых умений и навыков. Дидактические игры – оптимальный приём для работы с детьми. Использование дидактических игр положительно влияет на речевое развитие детей дошкольного возраста.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

В статье описываетя опыт применения инновационного метода развития речи ребенка – дидактический синквейн. .

Использование технологии дидактического синквейна в работе учителя-логопеда как метод развития речи старших дошкольников

Можно сделать процесс развития речи интересным и увлекательным? Да, можно! И поможет нам технология дидактического синквейна. Интересно и увлекательно.

Использование инновационной технологии«Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР.

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закреп.

Дидактическая игра в работе учителя-логопеда.

Одной из основных задач примерной Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В. Нищевой, является «овладение детьми самостоятельной, связной, гра.

Современная технология «Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми

«Использование дидактического синквейна в работе учителя-логопеда»

Актуальность и целесообразность использования синквейна : – открываются новые творческие интеллектуальные возможности; – способствует обогащению и актуализации словаря; – является диагностическим.

Методические рекомендации к авторскому пособию “Карусель”: дидактические игры в работе учителя – логопеда

Предлагаем дидактические игры, которые можно организовать с помощью авторского пособия “Карусель”. Пособие “Карусель” участвовало в районном конкурсе логопедических пособий “М.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в преодолении нарушений звукопроизношения посредствам дидактических игр

Разделы: Логопедия

Одним из пяти направлений развития и образования детей (образовательные области) федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определил речевое развитие, которое включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Работа по развитию речи – это и составная часть логопедической работы с детьми, имеющие различные речевые нарушения. Логопедическое воздействие, таким образом, оказывается логопедическим по своему характеру и коррекционно-развивающим по своей направленности.

Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В процессе этих подражательных игр дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Через игру дети получают возможность развитие себя – как личность в целом, так и отдельных психических процессов: внимания, памяти, наблюдательности, мышления.

Особо важно отметить, что интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к познанию, к процессу познания.

В игровой деятельности дети с интересом преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы и возможности, развивают свои способности и умения.

Подбирая игры, необходимо помнить, что они должны содействовать полноценному и всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, воспитанию навыков правильной речи, опыта и умения общаться со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребёнку научиться анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать.

Рекомендации для организации речевых игр и упражнений

  1. Игры не должны быть длительными по времени (7-10 минут).
  2. Они должны проводиться в неторопливом ритме.
  3. Игра должна быть живой, интересной и привлекательной для детей.
  4. В игре должен присутствовать элемент соревнования.
  5. Выигравший должен быть отмечен.
  6. В игре необходимо добиваться активной речевой деятельности всех детей, максимально используя возможности речедвигательной активности.
  7. Необходимо в процессе игры развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью, учить детей правильно и быстро выполнять речевые задания.

Игры, проводимые на логопедических занятиях, можно разделить на 3 группы в соответствии с их целями.

Обучающие игры

Это игры на развитие внимания, слухового восприятия, слухового внимания, различение на слух близких по звучанию звукосочетаний и слов; игры, закрепляющие правильное произношение и обучающие произнесению определённых звуков в слогах, словах, предложениях; игры на развитие голосового аппарата, произнесение многосложных слов, правильную постановку ударений в словах.

Игры на выявление у детей простейших представлений

  • и умений различать окружающие их предметы по цвету, форме и расположению в пространстве, уточняющие представления детей о размере и числе предметов:
  • игры, обобщающие и систематизирующие количественные и пространственные представления у детей, обучающие их сравнению и различению предметов по общим и разным признакам;
  • игры, формирующие понятия о формах геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат).

Игры, помогающие формированию грамматического строя речи, формированию связной речи

  • Сюда входят игры, занимательные задания и упражнения. Они охватывают большой круг тем: существительные, прилагательные, числительные, местоимения и наречия, простые предложения, простые распространённые предложения, предлоги в предложениях, сложные предложения и т.д. Все перечисленные темы игр способствуют правильному развитию мыслительной и речевой деятельности детей.

Дидактические игры

Игра “Построим домики и посадим рядом деревья”

Дидактическая цель. Научить детей обобщать и систематизировать количественные и пространственные представления; обучить детей умению сравнивать предметы по разным признакам. Способствовать развитию мелких движений и конструктивной деятельности.

14 полосок цветной бумаги для строительства домиков и проведения дороги, 7 треугольников зелёного цвета для ёлок. 2 трафарета – грибы:

– гриб с большой шляпкой на толстой ножке;

– гриб с маленькой шляпкой на тонкой ножке.

Содержание и ход игры.

Педагог совместно с детьми начинает строить (выкладывать из полосок бумаги) сначала высокий дом, потом низкий. Около высокого дома предлагает посадить (выложить из треугольников и полосок) высокую ёлочку, около низкого – низкую ёлочку. От высокого дома к низкому дому проводится дорога двумя полосками бумаги. Эта дорога расширяется около высокого дома. Около высокой ёлки нужно расположить гриб с большой шляпкой и толстой ножкой, около низкого дерева – небольшой гриб на тонкой ножке.

В заключение игры дети должны уметь охарактеризовать расположение предметов, употребляя точные определения: высокий-низкий, широкий-узкий, толстый-тонкий, большой-маленький.

Дидактическая цель. Развитие речи детей, включение в их активный словарь понятий “толстый”, “тонкий”, “широкий”, “узкий”, “большой”, “маленький”, “тяжелый”, “лёгкий”, “длинный”, “короткий”.

Содержание и ход игры.

Даются предметы (картинки), которые надо классифицировать по данным признакам.

БОЛЬШОЙ МАЛЕНЬКИЙ
Дом зайчик
Корабль стульчик
Самолёт колокольчик
Гриб шапочка

Бросая мяч, педагог называет слово. Ребёнок ловит мяч, отвечая противоположным словом, и возвращает мяч логопеду или передаёт очередному ребёнку.

ПЕДАГОГ РЕБЁНОК
Толстый тонкий
Большой маленький
Высокий низкий
Глубокий мелкий
Тяжелый лёгкий
Широкий узкий
Длинный короткий

Игра “Закончи предложение”

Дидактическая цель.Развитие речи детей, включение в активный словарь слов: “выше”, “ниже”, “толстый”, “тонкий”, “высокий”, “низкий”. Развитие и закрепление пространственных представлений у детей.

Содержание и ход игры.

Педагог произносит начало предложения, дети должны его закончить.

Если сосна выше берёзы, то берёза. (ответ: ниже сосны).

Если ствол дуба толще ствола берёзы, то ствол берёзы. (тоньше ствола дуба).

Игра “Фигуры высшего пилотажа”, или “Мы учимся летать”

Дидактическая цель. Закрепление понятий вверх, вниз, налево, направо, справа налево, слева направо.

Оборудование. Большой самолёт-игрушка (или картинка), маленькие самолётики для детей (или картинки).

Содержание и ход игры.

Педагог рассказывает, что во время праздничных парадов лётчики выполняют на самолётах разные фигуры высшего пилотажа: самолёт то быстро поднимается вверх, то резко падает вниз; вот несколько самолётов образуют звезду или делают петли и т.д. Педагог выступает в роли лётчика. Его самолёт выполняет разные фигуры, меняя направления движения, а лётчики – дети – определяют изменения маршрута и по сигналу педагога хором называют его, употребляют слова: “вверх”, “вниз” и т.д. и повторяя эти фигуры своими самолётами.

Выигрывает тот, чей самолёт правильно выполняет фигуры высшего пилотажа согласно указаниям ведущего.

Игры на развитие внимания, зрительного представления и памяти

Игра “Геометрические фигуры”

Дидактическая цель. Развитие внимания детей, зрительного представления, развитие зрительной памяти.

Оборудование. Геометрические фигуры (7-8 комплектов); круги (красный, зелёный, желтый); треугольники (синий, белый); квадраты (красный, желтый, зелёный);

Содержание и ход игры.

Детям раздаются комплекты геометрических фигур. Дети должны разложить их на столе в определённом порядке.

Например:

  • Круг – круг – круг.
  • Квадрат – квадрат – квадрат.
  • Треугольник – треугольник.

Дети называют фигуры и их цвет, Педагог обращает внимание детей на форму геометрических фигур и её особенности.

ПЕДАГОГ ДЕТИ
Имеет ли круг углы? Нет
Сколько углов у квадрата? Четыре
Сколько углов у треугольника? Три
Равны ли все стороны у квадрата или нет? Равны, одинаковы
Все ли стороны у треугольника равны? Нет

Педагог просит детей разложить фигуры так, как он скажет (“геометрический диктант”).

Например: красный круг, зелёный квадрат, синий треугольник, зелёный круг и т.д. Дети выкладывают геометрические фигуры под диктовку педагога.

Педагог диктует порядок выкладывания геометрических фигур. Дети внимательно слушают, а затем по сигналу педагога (по памяти) выкладывают геометрические фигуры.

Педагог показывает табличку с изображенными в определённом порядке геометрическими фигурами. Дети смотрят на изображенные геометрические фигуры, педагог считает до двух, если на таблице две фигуры, или до трёх, если на таблице три фигуры. Затем таблицу педагог убирает, и дети должны выложить по памяти геометрические фигуры так, как они были изображены на табличке.

Педагогу на заметку.

Трудность этого задания заключается в том, что необходимо не только запомнить расположение геометрических фигур, но и соблюсти цветовую гамму. Выигрывает тот, кто правильно выложит геометрические фигуры, соблюдая и цветовую гамму.

Вариант 4 “Отгадай загадки Буратино”

Цель. Научить детей различению предметов по форме и составлению из кругов, квадратов и треугольников разных рисунков. Развивать у детей зрительные представления и умения конструировать.

Содержание и ход игры.

Педагог выставляет на наборное полотно геометрические фигуры и предлагает детям подумать, что можно нарисовать из круга? Какие предметы, окружающие нас, похожи на круг? (яблоко, арбуз, мяч и т.д.). Что можно нарисовать из квадрата? (ящик, печенье, портфель). Что можно нарисовать из треугольника? (ёлку, парусную лодку и т.д.).

Вариант 5 “Сконструируй из геометрических фигур предметы”

Цель. Развитие творческих представлений и возможностей, развитие зрительных представлений; развитие мыслительной деятельности; развитие мелкой моторики.

  1. Педагог предлагает детям изобразить светофор, лодочку, пароход, карусель, машину, клоуна, человечка, ёлочку, домик.
  2. Педагог просит детей внимательно посмотреть на геометрические фигуры и сконструировать из них предметы по своему усмотрению.

Затем дети называют предметы, которые ими сконструированы; составляют предложения с данными словами (можно провести анализ какого-либо слова на усмотрение педагога и т.д.).

Дидактическая игра в логопедической работе

Анна Романченко
Дидактическая игра в логопедической работе

Дидактическая игра в логопедической работе.

С ребенком надо делать все через игру…

Д. Б. Эльконин

Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

Поэтому одной из главных задач учителя-логопеда это – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. А. С. Макаренко говорил: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра, как форма деятельности ребенка, способствует развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного образования разработан впервые в Российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». И главная задача Стандарта дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду. Ведь воспитание, развитие и обучение проходит через игру, причем не принудительную, а учитывающую способности и интересы детей, научат умению свободно общаться в коллективе сверстников, комфортно проживать в социуме.

В последнее время увеличилось количество детей с речевой патологией. Кроме непосредственного нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются нарушения остальных компонентов речевого процесса: бедность словаря, аграмматичность фраз, низкий уровень развития связной речи и т. д. Страдает также психическая база речи: внимание, память, мышление.

Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

Поэтому на логопедических занятиях широко используются дидактические игры (с предметами, настольно-печатные, словесные, игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.

Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения. Это игры с правилами, специально создаваемые педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Александр Владимирович Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

Выделяют несколько видов дидактических игр:

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т. д.

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент – дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

По некоторым направлениям логопедической работы я подобрала игры, которые использую на занятиях. О некоторых из них я расскажу.

Большое внимание уделяю разделу «Звукопроизношение», т. к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку.

1. Дидактическая игра «Звуковой кубик»

На каждой стороне куба расположены картинки, в названиях которых находится автоматизируемый звук. Ребёнок рассматривает картинки и четко проговаривает слова. Задачу можно изменить в зависимости от этапа работы над звуком. Например: Составь предложение с данным предметом и проговори его, чётко выделяя звуки.

2. Дидактическая игра «Угости Зою конфетами»

Цель: автоматизация звука [З] в словах.

Ход игры: Девочка Зоя очень любит сладости. Давай угостим Зою. Ты возьмешь конфетку и назовешь картинку. Если в этом слове есть звук [З]– конфета достанется Зое, если нет – то конфета останется у меня (или если ты четко произнесешь этот звук)

3. Дидактическая игра «Медвежонку снятся сны»

Цель: автоматизация звука [Л] в словах.

Ход игры: Медвежонок сладко спит и ему снятся сны. Давай посмотрим, что ему приснилось. Бери облачко – сон и назови, что ты видишь на картинке, четко произноси звук [Л].

4. Дидактическая игра «День рождение Карлсона»

Цель: автоматизация звука [Р] в словах.

Ход игры: У Карлсона – День рождения. Он пригласил много друзей. Как ты думаешь, кто пришел на праздник к Карлсону? (ответ ребенка). Они принесли много подарков. Давай посмотрим, что в этих коробочках. Называй картинки, четко произнося звук [Р].

5. Дидактическая игра «Игры – бродилки на автоматизацию звуков»

Цель: автоматизация звуков. Задачи: корригирование звукопроизношения, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики (с использованием камешков Марблс, можно использовать пуговицы, фишки, бусины и т. д)

Ребенок называет картинку, четко произнося звук, и кладет на него камушек.

Ту же самую функцию выполняет игра «Логопедическая улитка», можно еще добавить задание – составить предложение с данной картинкой или определить местонахождение звука в слове или разделить слово на слоги.

6. Игра «Собери букву».

Цель: закрепление знаний о буквах, развитие наглядно – действенного мышления, а также предупреждение ошибок в печатании букв.

Ход игры: Ребенок собирает разрезную букву, затем называет картинки на этот звук.

С помощью дидактических игр проводится работа и по закреплению навыков словоизменения и словообразования, слоговой структуры слова, активизация словаря и развитие связной речи.

1. Дидактическая игра «Радуга»

Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного.

Ребенку дается картинка с изображением радуги. Уточняется название цветов радуги. Ребенок получают предметные картинки разного цвета. Нужно подобрать картинки к каждому цвету радуги.

Дети распределяют картинки под цветами радуги и называют цвета предметов: помидор красный, апельсин оранжевый, лимон желтый, солнце желтое, лист зеленый, трава зеленая, небо голубое, незабудки синие, василек синий.

2. Дидактическая игра «Чья одежда – мамина или Танина?»

Цель: упражнение в образовании притяжательных прилагательных, обогащение словаря на тему «Одежда, обувь, головные уборы».

Взрослый выставляет картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.

– Это синее платье Танино.

– Эта красная шляпа мамина.

– Эти зеленые резиновые сапоги Танины и т. д.

3. Дидактическая игра «Слоговая ромашка».

Цель: развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход игры: Дети должны собрать лепестки к ромашкам, в названии которых различное количество слогов. Логопед раздает играющим детям лепестки и говорит:

– Но подумай хорошо, сидя на травинке,

Подойдет ли лепесток к этой сердцевинке,

Их непросто подобрать:

Нужно слоги сосчитать.

Когда лепестки собраны, логопед говорит:

– Молодцы, но все же нужно

Повторить картинки дружно. (дети все вместе называют картинки на каждой ромашке.

4. Дидактическая игра «Назови профессию»

Цель: закрепление названий профессий, обогащение словаря по теме

Ход игры: ребенок называет профессию и подбирает картинки с предметами, которые нужны этому человеку.

И наоборот, игра «Угадай, кому нужны эти предметы».

А теперь давайте поиграем с вами в игру «Слоговая ромашка».

И в заключение, хочу сказать: в современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.

Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников – попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

Дидактическая игра «Что вредно, что полезно» и дидактическая игра «Опасные и безопасные предметы» Дидактическая игра”Что вредно, что полезно” Цель. Закрепить знания детей о вредных и полезных явлениях и предметах. Развивать умение объяснять.

Фотоотчет о применении скрапбукинга в коррекционно-логопедической работе с детьми 4–6 лет с ОНР Фотоотчет о применении скрапбукинга в коррекционно-логопедической работе с детьми 4-6 лет с ОНР. В связи с качественными изменениями обучения.

Гимнастика мозга как средство помощи в логопедической работе ГипотезаБесспорно, все мы знаем, что наш мозг находится в непрерывной связи с остальными частями нашего тела. Но не всё мышление и учение.

Использование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьми Хочу познакомить коллег с пособием, которое является большим подспорьем в логопедической работе. Пособие «Звуковой экран» представляет собой.

Использование инновационных технологий в логопедической работе В настоящее время одной из актуальных задач коррекционно-развивающей работы в сфере социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми логопедической группы. Государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоретете общечеловеских ценностей,.

Методическая разработка. Использование гнущихся держателей для растений в логопедической работе Гнущиеся держатели для растений – это фигурки разных животных (лягушки, обезьяны) или птиц (гуси). Эти фигурки можно сгибать как угодно.

Тексты для физкультминуток в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию стихотворные тексты собственного сочинения для физкультминуток. Некоторые из них можно применять.

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми с ОНР Дошкольники с общим недоразвитием речи (далее ОНР) испытывают большие затруднения в формировании связной речи, у них снижена речевая активность,.

Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя логопедической группы Тема: «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя». Решить речевые проблемы детей можно только при грамотной работе воспитателя логопедических.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОНР.

Содержимое публикации

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ОНР.

Одной из главных задач дошкольных учреждений независимо от их профиля является подготовка детей к школе.

Характерологические особенности детей с ОНР проявляются на занятиях, в игровой и бытовой деятельности. Они быстро утомляются, перестают воспринимать инструкцию логопеда. В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость, излишне подвижны, трудно управляемы. Другие, наоборот, вялы, апатичны, не проявляют интереса к занятиям. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

В последнее время увеличилось количество детей с речевой патологией. Кроме непосредственного нарушения звукопроизношения у детей диагностируются нарушения остальных компонентов речевого процесса: бедность словаря, аграмматичность фраз, низкий уровень развития связной речи и т. д. Страдает также психическая база речи: внимание, память, мышление.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе.

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь –

важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Для детей-дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности – всё это в разной степени влияет на их игровую деятельность, порождает у них и особенности поведения в игре.

Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения. Это игры с правилами, специально создаваемые педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития.

В работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

• Широко использовать игры в работе как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

• С помощью игры увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.

При проведении игры учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

• Занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности для ребенка. Оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.

Игра является основной деятельностью ребенка-дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения. Поэтому логопедическая работа требует разнообразных игровых приемов коррекции, учитывающих индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями.

В игре совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, углубляются его познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление и речь.

Исходя из этого, проблема целесообразного и адекватного использования дидактических игр, игровых приемов на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое и практическое значение.

Дидактические игры – это разновидность игры с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему

развитию ребенка». С другой стороны, некоторые педагоги склонны, наоборот, неправомерно рассматривать дидактическую игру лишь как средство интеллектуального развития, средство развития познавательных психических процессов. Однако дидактические игры – это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т. е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

– результат(подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т.д.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия. Становится задачей самого ребенка. Самое главное – дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. Они связаны с игровым замыслом и исходят от него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на решение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи.

Результат(подведение итогов) – проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили

игровые задания; определение команды победительницы и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Самое главное – и это необходимо подчеркнуть – дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения ими не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения и навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это условие – и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактической игры и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, что повышает эффективность педагогического процесса.

Задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной, чтобы радость от игры перешла в радость учения.

Учение должно быть радостным!

1. Лобзякова, М. И. Учимся правильно и чётко говорить: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М. : Вентана-Граф, 2003.

2. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников : кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М. : Просвещение, 1992.

3. Залмаева, Р. Я. Сам себе логопед. СПб.,1995.

4. Бондаренко, А. К. Словесные игры в детском саду: пособие для воспитателя детского сада. – М., Просвещение, 1974.

5. Дидактические игры в коррекционной педагогике // Ребенок в детском саду. – 2007. – № 6.

6. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда. – М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 2000.

7. Максаков, А. И., Тумакова, Г. А. Учите, играя. – М., 1983.

8. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., Просвещение, 1989.

Использование дидактических игр в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Материал предназначен учителям-логопедам дошкольных учреждений, социально-реабилитационных центров и родителям.

Просмотр содержимого документа
«Использование дидактических игр в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ЦРР – детский сад “Солнышко” муниципального района “Вилюйский улус (район)”

Республики Саха (Якутия)

“Использование дидактических игр

в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда”

Федорова Вера Афанасьевна

Использование дидактических игр

в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем лучше развита у ребенка речь, тем полноценнее его общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Ведущая деятельность детей – игровая, поэтому все педагоги стараются включать в работу с детьми различные игры. Игры позволяют детям решать мыслительные и речевые задачи в игровой форме, помогают выработать умение правильно произносить слова, усвоить грамматические нормы, расширять словарный запас, формировать направленную воздушную струю, развивать мелкую моторику и графические навыки, дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями, развивают психические процессы тесно связанные с развитием речи.

Большое значение игре придавал А.С. Макаренко: « У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но пропитать игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – игра». Занимательный характер игры повышает речевую мотивацию и работоспособность. Играя, ребенок раскрепощается, снижается тревожность, следовательно, улучшается результат работы. Во время игры происходит процесс так называемого непреднамеренного обучения. Выполняя игровые задания, ребенок может самостоятельно достичь цели, что немаловажно для детей имеющих речевой дефект. Именно в игре осуществляется естественное развитие речевой сноровки и активизация всех компонентов речевой деятельности.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей.

Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Использование дидактических игр в логопедической практике значительно ускоряет темпы и эффективность работы логопеда, если тщательно отбирать игры по их содержанию и уметь правильно ими руководить.

При проведении дидактических игр логопед основывается на общих дидактических принципах. Основными из них являются следующие:

1. Принцип системности. Игры-одиночки могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр.

2. Принцип повторности. Новые знания у дошкольника вызывают значительные затруднения так как у него нет опыта, нет накопленных представлений и способов усвоения знаний. И только в результате повторения ребенок приобретает знания.

3. Принцип наглядности. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово. Поэтому в своей работе логопед должен использовать как можно больше игрушек, конкретных предметов, картинок, муляжей и т. д.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактические игры, оказывают положительное действие на всестороннее развитие детей и обязательно включаются в логопедическую работу. При выборе игр учитель-логопед учитывает возраст детей, их психофизические особенности, дидактические принципы, степень сложности речевого нарушения, этап логопедической работы. На практике мы сталкиваемся с разными детьми, различными речевыми нарушениями и стараемся подобрать необходимые игры для каждого ребенка индивидуально. Как известно целью логопедического воздействия в детском саду является развитие всей речевой системы в целом: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной и мелкой моторики, связной речи и, наконец, коррекция произношения. Соответственно в распоряжении логопеда должно быть большое количество различных игр.

Дидактические игры разнообразны по своему содержанию (математические, сенсорные, речевые, музыкальные, природоведческие, для ознакомления с окружающим), игровым действиям (игры-путешествия, игры-предположения, игры-поручения, игры-загадки, игры-беседы), познавательной деятельности (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, творческие, социальные), игровому материалу (По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

1) предметные игры – это деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

2) Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

– Лото – уточняют знания детей, обогащают словарь

– домино – в игре развиваются память, сообразительность и т.д.

– разрезанные картинки и складные кубики. Игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью.

– игры типа «лабиринт» развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

2) словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «краски», «черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент – дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Наш современный век хорош тем, что предоставляет нам огромное количество различной информации, готовых игр, пособий и плакатов, но не всегда они соответствуют нашим пожеланиям и ожиданиям. Поэтому в работе практикую изготовление различных игр своими руками. Здесь фантазия не знает границ, задумки приобретают реальные формы, картинки подбираются на свое усмотрение, оформление – по желанию, можно задать игре нужные в данный момент цели, в любое время добавить новый материал в соответствующем виде и формате своей игры. Современная техника и материалы помогают оформить все красиво, красочно и эстетично.

По некоторым направлениям логопедической работы я подобрала игры, которые использую на занятиях. Большое внимание уделяю разделу “Звукопроизношение”, т. к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку.

Игры для развития мелкой моторики рук: “Собери цветок”, “Мозаики”, “Шнуровки”, “Разрезные картинки”, “”Игры с массажными мячиками”, “Игры с прищепками”, “Построй так же”, “Собери бусы”. Уделяя должное внимание развитию мелкой моторики и тонких движений кистей рук, мы достигаем определенных целей: развиваем пальцевую пластику, вырабатываем ловкость и гибкость, формируем умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на развитие речи детей, кисти рук становятся подвижными, что помогает детям быстрее овладеть навыками письма.

Игры для развития речевого дыхания, выработки целенаправленной воздушной струи: “Снегопад”, “Забей мяч в ворота”, “Перышко, лети!”, “Бабочка на цветке”, “Подуй на горячий чай”, “Рыбки”, “Пароходы”, “Разноцветные листья”, “Горячая каша”, “Кораблики”, “Вьюга”, “Птички”, “Разноцветный снег”, “Пузыри”, “Погреем пальчики” и т.д. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи, которая считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с ней, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык.

Игры для автоматизации и дифференциации звуков: “Подарки для Змейки и Насоса”, “Разноцветные линии”, “Звуковые дорожки”, “Звуковой кубик”, “День рождения Карлсона”. Упражнения и игры для автоматизации (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка), используются на протяжении всей коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком. Это трудная и по сути своей довольно однообразная работа, которая требует постоянного внимания взрослого и терпения и упорства у детей. Ребенку нужно огромное количество раз повторять упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Что бы разнообразить образовательную деятельность в этом направлении использую большое количество игр для автоматизации звуков, цели у которых одинаковые, а картинки и содержание разные. Игра “Подарки для змейки и насоса”.

Цель игры – учить детей различать звуки [С] – [Ш] и правильно употреблять их в собственной речи.

Перед ребенком выкладываются картинки на прищепках и предлагается подобрать подарки для насоса (только слова со звуков С). Аналогично проводится игра «Подарки для змейки» (слова со звуком Ш).Первоначально логопед сам произносит слова, а ребенок на слух определяет, подойдет ли та или иная картинка в качестве подарка. Если это задание ребенок выполняет без ошибок, то следующим этапом будет самостоятельное произношение слов ребенком.

Игры на развитие фонематического восприятия. фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза: Лото “Гласные звуки”, “Кто в домике живет”, “Звуковое домино”, “Звуковое лото”, “Раскрась квадрат”, “Светофор”.

Лото “Гласные звуки”.

1. Закреплять знания гласных звуков, особенностей их артикуляции, умение правильно их произносить;

2. Продолжать знакомить с символами, которые обозначают гласные звуки;

3. Учить детей определять первый звук в слове, называть его.

Одновременно могут играть несколько детей. Каждый играющий берет себе карточку – поле с определённым звуком. Ведущий берёт себе маленькие карточки с картинками, переворачивает картинками вниз. Берёт по одной карточке и называет картинку. Играющие должны определить, на какой звук начинается название картинки. Цель – собрать на большой карте картинки, названия которых начинаются на один гласный звук. Побеждает тот, кто скорее закроет картинками всю карточку.

Игры на развитие и активизацию словарного запаса: “Лото. Транспорт”, игра “Магазин”, “Угадай по описанию”, “Скажи наоборот”, помогают развивать активный словарь детей, обогащать предметный словарь, словарь прилагательных, формировать умение подбирать действия к предметам, формировать умение выделять и называть части предметов и объектов, учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.

Игры на формирование грамматического строя речи: Лото “Один – много”, игра “Большой – маленький”, “Сосчитай-ка”, “Куклина комната”, “Подбери пару”, “Чем управляет?”, “Кому что нужно?”, “Веселые насекомые” учат образовывать имена существительные множественного числа, уменьшительно – ласкательные формы имен существительных с помощью суффиксов, формируют навык правильного употребления существительных в винительном, родительном, творительном падежах, формируют понимание некоторых предлогов и т.д.

Игры на словообразование: игра “Большой – маленький”, “Поварята”, “Назови ласково”, “Найди детеныша”, “У кого кто?”, “Из чего сделаны?”, “Чей?, Чья?, Чьи?”. Логопедическая работа направлена также на формирование словообразования имен существительных, глаголов, имен прилагательных с помощью приставок, суффиксов, путем сложения слов и образования новых. Одна из задач учителя-логопеда учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных, называть предметы, из какого материала они сделаны, учить детей соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, использовать эти слова в речи, образование глаголов от звукоподражательных слов, образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов – ян, –ан, -ов, -ик, -щик и т.д.

Игры на формирование словоизменения: “Скажи какой? какая? какие?”, “Из чего сделаны?”, “Два и пять”, “Посчитай”. Для закрепления словоизменения существительных, глаголов и прилагательных с детьми проводятся различные игры и игровые упражнения с определенными целями: согласование существительных и прилагательных в роде и числе (Какой? Какая? Какое?), научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в разных падежах, единственное и множественное число глаголов настоящего времени (Что делает? Что делают?), научить согласовывать имена существительные с числительными и т.д. Использование игр в работе логопеда практика обязательное условие коррекционного процесса. В моём кабинете множество игр и пособий, изготовленных своими руками из бумаги, картона, бросового и подручного материала, решающих определенные коррекционно-образовательные задачи: уточнять и активизировать словарь детей, упражнять в образовании множественного числа имен существительных, согласовывать имена существительные с прилагательными и числительными, закреплять навыки употребления предлогов, относительных прилагательных, слов-антонимов, осуществлять коррекцию мелкой моторики и многие другие. Игры, изготовленные своими руками цветные, яркие вызывают у детей интерес и желание работать. Разнообразие игр, преследующих одни и те же цели, не даёт ребенку заскучать на занятиях.

И в заключение, хочу сказать: в современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.

Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников – попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2015. – 160 с. + цв. вкл. 48 с.

2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2015. – 112 с.

3. Козырева О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: ст. группа дошк. спец. (коррекц.) образоват.учреждений: пособие для логопеда/ О.А. Козырева, Н.Б. Дубешко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 119 с.: ил. – (Библиотека логопеда).

4. Лященко М.Ю. Игры для автоматизации звуков и развития речевых навыков у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО – ПРЕСС””, 2016. – 128 с. (Кабинет логопеда).

5. Нищева Н.В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2013. – 160 с. – (Кабинет логопеда).

6. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). Сентябрь – январь. – СПб. : ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО – ПРЕСС””, 2016. – 448 с.

7. Савостьянов А.И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. Учебно-практическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 160 с.

8. Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: «Мозаика – Синтез», 2006. – 56 с.

9. Т.В. Туманова Исправление произношения у детей: Дидактический материал. Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. / Под редакцией проф. Т.Б. Филичевой. – М.: Издательство Гном и Д, 2000. – 96 с. – (Практическая логопедия)

10. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. (“Учим говорить правильно”). – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2001. – 48 с. (Практическая логопедия.)

Игровые приемы в логопедии

Развитие речи ребенка представляет собой разносторонний и сложный процесс. Речь – это не врожденная способность человека, т.е. она формируется у него постепенно, по мере развития самого ребенка. Чем речь богаче, тем ребенку проще выражать свои мысли, лучше понимать окружающую его действительность, а также всячески взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Чтобы у ребенка не развились различные речевые дефекты, а также для коррекции уже существующих нарушений, важно проводить правильную коррекционно-воспитательную работу. И работу эту нужно вести именно в дошкольный период, потому что в это время психика детей пластична, т.е. у них намного проще скорректировать какие-то нарушения.

Для организации обучения и воспитания детей, имеющих различные речевые нарушения, крайне важны методы воздействия, которые направлены на активизацию познавательной деятельности. В этом случае особенно эффективными оказываются игровые приемы в работе логопеда.

В чем особенности логопедической работы с детьми

Современные требования подготовки дошкольников к дальнейшему обучению в школе, быстрый темп и ритм жизни, а также позиция родителей, приводят к тому, что логопедические занятия превращаются в настоящие уроки. Особенно это заметно в старший дошкольный период.

Но важно не забывать, что именно игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. Это то, что вызывает у них интерес, чем они готовы заниматься, поэтому резонно, что в логопедической практике игровые приемы занимают особое место.

Логопедические занятия достаточно сложны для детей. Все потому, что они редко осознают их значимость, поэтому наблюдаются проблемы с мотивацией. Нельзя забывать и о большей нагрузке, которую испытывают дети из логопедических групп.

Другой немаловажный вопрос – это условия, в которых работает логопед. Зачастую группы переполнены и вместо 10-12 детей, они состоят из более 15-20 человек. В таких условиях теряется сама суть коррекционной работы, потому что возможность индивидуального подхода к каждому ребенку существенно снижается.

В таких условиях не обойтись без игровых приемов, которые помогут сохранить интерес ребенка к занятиям, а также сформировать познавательный интерес и мотивацию.

Значение игры в логопедической работе с детьми

Игра – это не просто какое-то развлечение, а в какой-то мере это жизнь ребенка, его эмоции и вдохновленный труд. В ходе игры у него накапливаются знания, развивается воображение и мышление.

Игровые приемы позволяют создать заинтересованную, непринужденную обстановку, а также снизить общее эмоциональное напряжение, благодаря чему новый материал воспринимается намного легче.

С помощью игровых приемов решаются следующие задачи:

  • развитие мелкой и общей моторики;
  • побуждение мотивации ребенка самому участвовать в процессе исправления неправильного звукопроизношения;
  • формирование графомоторных навыков;
  • активизация процессов памяти, мышления, восприятия и внимания;
  • формирование навыков ориентирования;
  • повышение познавательной активности и работоспособности детей;
  • регулировка поведенческих трудностей детей с постепенным приучением к принятию правил игры.

Трафаретность и шаблонность в работе с детьми дошкольного возраста – это одна из возможных причин низкой эффективности проводимой коррекции. Сегодня необходимость проведения логопедической работы через игру очевидна, потому что наличие какого-либо речевого нарушения приводит к изменениям в психоэмоциональной сфере.

Дети с речевыми дефектами в разной степени, но чувствуют некую ущемленность от собственной «неполноценности». Появляются такие черты, как повышенная возбудимость, раздражительность, депрессивность, излишняя утомляемость и т.д.

Особенности поведения таких детей проявляются и в играх. У них часто возникают сложности с выражением собственной мысли, у них появляется страх показаться смешными, поэтому нормальное взаимодействие со сверстниками крайне затруднено.

У детей-дизартриков наблюдается нарушение общей и речевой моторики, поэтому они достаточно быстро утомляются в ходе игры. Помимо этого, наблюдается речевая утомляемость, двигательное беспокойство и неуравновешенность.

У детей-алаликов наблюдаются свои особенности поведения в игре. У детей выявляется неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность. Отмечается понижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение динамического и статического равновесия. Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук. Импульсивность, хаотичность в деятельности, пассивность, утомляемость, особенности предметно – практической деятельности выражается в том, что дети легче выполняют задание, если оно предлагается в наглядном плане, а не по словесной инструкции. Снижение уровня обобщений проявляется в несформированности ролевого поведения, навыков совместной игры детей.

Заикающиеся дети не уверены в себе, поэтому у них есть проблемы с вхождением в игру, потому что им страшно, что дети будут издеваться над ними за их дефект. Если заикание протекает в тяжелой форме, то они попросту отказываются от участия, а в остальных случаях берут на себе в игре подчиненные роли, либо остаются зрителями.

Конечно, каждый случай индивидуален и нужно подбирать соответствующие игровые приемы, основываясь на дефекте, возрасте и уровне развития конкретного ребенка.

Программа логопедической работы с обучающимися с ОВЗ

Данная разработка представляет собой программу индивидуальной логопедической работы с обучающимся 1-го класса с ОВЗ. Целью данной программы является формирование лингвистической и психологической готовности ребёнка к формированию письменной речи через коррекцию и развитие всех компонентов речи.

Программа логопедической работы с обучающимися с ОВЗ

Данная программа логопедической работы составлена в соответствии с рекомендациями ПМПК, согласно следующим нормативно-правовым актам:

  1. Закону Российской Федерации от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 12, 13, 28, 58);
  2. Приказу Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с ОВЗ»;
  3. Постановлению от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  4. Концепции ФГОС для обучающихся с ОВЗ;
  5. Проекту адаптированной образовательной программы начального общего образования для детей с ЗПР (вариант 7.1.);
  6. Конвенцией ООН «О правах ребёнка».

Слово существует в языке как взаимодействие лексического и грамматического значений и входит в систему парадигматических и синтагматических отношений, имеет определенную звуковую форму. Вступая во взаимоотношения с другими словами, слово приобретает совокупность грамматических значений, на основе которых и формируется у учащихся морфологическая система языка. Употребляясь с другими словами в предложении, слово приобретает не только определенное грамматическое значение, но и изменяет свою звуковую оболочку, так как каждое грамматическое значение выражается в определенном звучании морфемы. Позже слово будет прочитано и записано. Но не все дети могут это сделать ввиду особенностей развития психической, познавательной и речевой сфер.

Ребёнок с задержкой психического развития испытывает значительные трудности в понимании грамматических значений слов, зачастую и лексическое значение определённых слов долго остаётся недоступным. Соответственно формирование морфологической системы языка происходит весьма отсрочено.

Словарный запас у этих детей значительно снижен, они имеют явные сложности в операциях языкового анализа и синтеза. Им сложно понимать инверсированные предложения, составлять предложения из слов, предъявляемых в начальной форме, затруднена верификация предложений.

Также они испытывают значительные трудности в обобщении слов. Им не понятны и ими не употребимы слова-аналогии, метафоры. Затруднён подбор слов-синонимов и слов-антонимов, им не понятен смысл фразеологизмов. Ввиду недоразвития фонематической системы языка дети с трудом различают слова-паронимы, имеют трудности в восприятии и различении близких по звучанию или артикуляции.

Все приведённые выше нарушения языковой системы в достаточной мере осложняют развитие лингвистического компонента письменной речи, без овладения которой невозможно дальнейшее обучение.

Письмо – это вид психической деятельности. Его усвоение и реализация требуют участия таких необходимых для деятельности компонентов, как память, внимание, мышление (и обеспечивающие его умственные действия анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования и др.). Кроме того, ведущими элементами организации любого вида деятельности являются мотивация, волевое усилие и произвольная саморегуляция.

Сформированность психологического и лингвистического (как часть психологического) компонента письма, развитие социально-психологических качеств в соответствии с возрастным этапом развития ребёнка с ЗПР благоприятным образом скажутся на его дальнейшей учебной деятельности.

Цель данной программы: формирование лингвистической и психологической готовности ребёнка к формированию письменной речи через коррекцию и развитие всех компонентов речи.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  • формирование учебной мотивации: последовательное замещение отношений «взрослый-ребёнок» на отношения «учитель-ученик», которые служат основой для формирования познавательных интересов;
  • формирование языкового анализа и синтеза; развитие фонематического слуха, обогащение словаря, коррекция грамматического строя и связной речи;
  • формирование познавательной деятельности и развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);
  • формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять её в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку;
  • формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений);
  • коррекция нарушения звукопроизношения (йотированные звуки, звук [л`]).

Форма проведения занятий индивидуальная с периодичностью 1 раз в неделю продолжительностью 45 минут.

Принципы логопедического воздействия

  • Этиопатогенетический принцип;
  • Тесная взаимосвязь развития речи и познавательных процессов;
  • Принцип развития (учета зоны актуального и ближайшего развития, по Л. С. Выготскому.
  • Принцип учёта поэтапности формирования речевых умений;
  • Онтогенетический принцип
  • Комплексный и системный подход
  • Принцип дифференцированного подхода

Методы и приёмы

Методы логопедического воздействия:

  • упражнение:
  • подражательно-исполнительское;
  • конструктивное;
  • творческое;
  • речевое;
  • игровое.
  • Игры;
  • Моделирование.
  • Наглядные методы:
  • Наблюдение;
  • Рассматривание (рисунков, картин, макетов);
  • Просмотр видео, слайдов;
  • Прослушивание записей;
  • Показ образца.
  • Словесные методы:
  • Рассказ;
  • Пересказ;
  • Беседа:
  • Предварительная;
  • Итоговая;
  • Обобщающая.
  • Чтение;
  • Дискуссия;
  • Заучивание стихотворений.
  • Приёмы логопедического воздействия:
  • Показ;
  • Пояснение;
  • Указание;
  • Вопрос;
  • Объяснение;
  • Показ образца;
  • Педагогическая оценка.

Этапы коррекционной логопедической работы

Первый этап – диагностический. На данном этапе изучаются особенности устной речи, нейропсихологический профиль ребёнка. Также данный этап предполагает прогноз ситуации развития и планирование коррекционно-логопедической работы, соответственно результатам диагностики.

Изучение и оценка качества устной речи обучающегося с ЗПР осуществляется по методике И.Д. Коненковой (2005). Для нейропсихологического обследования использована методика А.Л. Семаго в интерпретации Г.М. Вартапетовой (НИПКиПРО, 2005г.). Сроки реализации диагностического этапа: 01.09.2016г. – 15.09.16г.

Второй этап – коррекционно-развивающий. На данном этапе осуществляется работа по коррекции и развитию устной речи, формированию мотивационного компонента процесса обучения, лингвистического и психологического компонента письменной речи методами логопедического воздействия.

В работе при коррекции устной речи используется методика постановки звуков, предложенная Ф.А. Рау, Р.Е. Левиной, методические рекомендации по автоматизации, дифференциации и постановке звуков Т.С. Перегудовой, Г.А. Османовой, Е.А. Пожиленко, И.Л. Лебедевой, Н.С. Жуковой. При работе над развитием лексико-грамматической, фонетико-фонематической стороной речи использованы методы работы, предложенные Р.И, Лалаевой, Л.В. Бенедиктовой, применяются разработки Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., логопедические тетради Н.Э. Теремковой, рекомендации Агранович З.Е. Логопедическая коррекция предполагает одновременную работу над всеми компонентами речи на всех уровнях (звук, слово, предложение, связная речь)

Сроки реализации данного этапа: 15.09.2016г. – 11.05.2017г.

Третий этап – оценочный. Предполагает оценку эффективности данной программы. Определяется уровень сформированности письменной речи (чтения и письма), качественное изменение устной речи ребёнка, прогноз дальнейшего развития. Сроки реализации данного этапа: 15.05.17 г. – 30.05.17 г.

Список используемой литературы и УМП для проведения занятий:

  1. Ануфриев А.Ф., С.Н. Костромина Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Издательство «Ось-89», 2000г.
  2. Бураков Н.Б. Интеллектуальный тренинг. Тетрадь для развития познавательных процессов. Ч.5. Тула 2009
  3. Бураков Н.Б. Интеллектуальный тренинг. Тетрадь для развития познавательных процессов. Ч.6. Тула 2009
  4. Буцыкина Т.П., Вартепетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников // Логопед, 2005 — №3
  5. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2008г.
  6. Григорьева Т. физкультминутки на логопедических занятиях в школе – М.: Чистые пруды, 2010.
  7. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР/ практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003г.
  8. Коррекция письма на уроках. 1-4 классы: практические и тренировочные задания и упражнения/ авт.-сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2007г.
  9. Коррекция письма на уроках. 1-4 классы: практические и тренировочные задания и упражнения. Выпуск 2/ авт.-сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2007г.
  10. Коррекция письма на уроках. 1-2 классы: практические и тренировочные задания и упражнения/ авт.-сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
  11. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция – Ростов н/д:, СПб., «Союз», 2004г.
  12. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекция у младших школьников с ЗПР: учебное пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004г.
  13. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990г.
  14. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2009
  15. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – Владос, 1997г.
  16. Сукач Л.М. Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников: книга для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1985г.
  17. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: Когито-Центр, 1996г.
  18. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999г.
  19. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. пособие для учителя-логопеда. М., «Просвещение», 1978г.
  20. Комплект наглядно-демонстрационных пособий по лексическим темам.
  21. Серии сюжетных картинок, схемы к ним;
  22. Компьютерные программы и ЦОР:
  23. «Подарок первокласснику»;
  24. «Игры для тигры»;
  25. «Домашний логопед»;
  26. «Обучение чтению» (Адалин);
  27. «Подготовка к школе» (Адалин);
  28. ЦОР «Поиграем со слогами»;
  29. ЦОР «В гостях у Лунтика»;
  30. ЦОР «Согласные звуки».
Читайте также:
Карта первичного обследования речи
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: