Дидактические игры в коррекционной педагогике

Дидактические игры в коррекционной работе с дошкольниками

автор: Костенко Ирина Александровна

учитель-логопед ГБУСОН РО СРЦ для несовершеннолетних Миллеровского района

Дидактические игры в коррекционной работе с дошкольниками

Пояснительная записка.

Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы игр направленных на устранение ТНР у дошкольников старшего или подготовительного возраста, в зависимости от года обучения в логопедической группе.

Игры систематизированы по коррекционной направленности.

Содержательный компонент.

За последние годы значительно возросло количество детей, имеющих речевые нарушения. И с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Причины этого явления разнообразны и многочисленны.

К сожалению, на занятия к логопеду дети с речевыми нарушениями часто попадают только перед школой, в лучшем случае-после пяти лет, и самый значимый для развития речи ребенка возраст трех лет – оказывается упущенным.

В основе логопедической работы лежит принцип многократного повторения материала, а что может быть скучнее для дошкольника, у которого ведущей деятельностью является игра? И для того чтобы вызвать у ребенка интерес к занятиям логопед должен вводить максимальное количество дидактических игр.

Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.

Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Итак, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного его этапа игру? Конечно, не может быть точного рецепта , где, когда и на сколько минут включать игровой материал. Здесь важно одно, чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в начале занятия игра должна помочь организовать, заинтересовать ребенка, в середине должна подвести к усвоению темы, в конце занятие может носить поисковый характер. Но на любом этапе она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды

Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе с дошкольниками.

  1. Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
  2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

Основное обучение у логопедов, идет через упражнения по произношению, развитию речи. Но необходимо помнить одно важное правило! Лучше ребенок уйдет с вашего занятия не доиграв, чем переиграв. Таким образом, создается дефицит игры и ребенок обязательно захочет вернуться на занятие и будет это делать с удовольствием.

Каково же значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Как же используются игры в логопедической работе?

Необходимость проведения коррекционной работы логопеда с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость и т.п.

В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется проведение разных игр. Авторы методической литературы настоятельно рекомендуют использовать игры в целях коррекции нарушения речи у детей. Во многих случаях приводятся примеры таких игр, которые представляют собой модифицированные варианты общеизвестных в дошкольной педагогике игр, но часто они придуманы самими авторами.

Как правило основная масса игр и игровых пособий направлена на автоматизацию звуков и развитие связной речи у дошкольников. Но так как я работаю с детьми с ТНР, то мне необходимо охватить также лексику и грамматический строй речи. Поэтому в основу этой методической разработки легла систематизация игр и игровых пособий необходимых для обучения дошкольников старшего группы с ТНР. Здесь будут представлены авторские разработки апробированные на практике игр, а также игры уже представленные в современной методической литературе.

Все чаще в старшей и подготовительной к школе группе детского сада у детей встречается диагноз ТНР (тяжелое недоразвитие речи). Это системное нарушение, при котором нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие , слоговая структура и звукопроизношение слов, речь насыщена аграмматизмами. У детей бедный словарный запас. Страдает связная речь. А также наблюдаются отклонения в развитии моторики как общие, так и артикуляционной.

Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникает необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой и на помощь приходит игра и становится важным направление коррекционной работы. Преимущество игры состоит в том, что она позволяет более активно воздействовать на ребенка. С помощью игр поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умение.

Технологический компонент.

Игры направленные на развитие мелкой моторики.

На листе бумаги наносятся контуры ладоней. На каждой странице помещается разное положение ладоней(пальцы вместе, врозь, согнуты и т.д.) Ребенок прикладывая свои ладони, должен максимально точно повторить изображение.

2 ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ.

Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).

Читайте также:
Домашние задания по лексической теме Защитники отечества

3. СОРТИРОВКА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ

Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным).
При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.
Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру.

Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.

4. РАЗМИНАНИЕ ПЛАСТИЛИНА.

Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики.

  1. НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЕЦ НА СТЕРЖЕНЬ ПИРАМИДКИ

Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!

6. ИГРЫ – ШНУРОВКИ

Эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка..

7. ВДАВЛИВАНИЕ МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ В ПЛАСТИЛИН (бусины,

семена, ракушки, мелкие камушки).

Так можно сделать картины – мозаики на пластилине.

  1. ВОЛЧКИ.

    Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.

    9. РАЗВОРАЧИВАНИЕ ЗАВЕРНУТОГО В БУМАГУ ПРЕДМЕТА –

СЮРПРИЗА – «ЧТО ТАМ?»

Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.

10. НАПОЛНЕНИЕ БУТЫЛКИ МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ.

В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.

    ПЕРЕЛИСТЫВАТЬ СТРАНИЦЫ КНИГИ ПО ОДНОЙ.

    Это упражнение доступно ребенку с года. Для этого страницы первой книги должны быть плотными, из картона.

  • КАТАНИЕ КАРАНДАША МЕЖДУ ЛАДОШКАМИ.

    Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет вертеться.

    13. ПАЛЬЧИКОВЫЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.

  • Развитие артикуляционной моторики

    Чтобы преподнести упражнение дошкольникам в нескучном варианте, для каждого упражнения подбираем картинки и стихотворения.

    Игры направленные на развитие и активацию словаря.

    1. ДОБАВЬ СЛОВО

    Играют несколько человек. Первый называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое, третий повторяет первые два по порядку и называет свое и т.д. до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Игра способствует развитию произвольного внимания и памяти.

    1. СЛОВЕСНОЕ ДОМИНО

    Играют несколько человек. Каждый по очереди произносит любые фразы, но с определенным условием: каждый следующий играющий начинает свою фразу с последнего слова предложения предыдущего игрока.

    1. ПРИЗНАКИ СЛОВ

    1-й вариант. «Сейчас я буду называть слова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет может делать. Например, метель метет, а гром — ?; ветер — …, а снег — …; дождь -…, а солнце — … При каждом ответе ребенка спрашивают: «А что еще делает солнце, ведь оно не только светит?» Ребенок должен подобрать как можно больше слов, обозначающих действие. Эту же игру можно проводить наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»

    2-й вариант. «Назови другой предмет, такой же белый, как снег» (такой же узкий, как лента; такой же быстрый, как речка; такой же круглый, как мяч; такой же желтый, как дыня и т.д.).

    3-й вариант. «Сравни по вкусу — лимон и мед, лук и яблоко, по цвету — гвоздику и ромашку, грушу и сливу, по прочности — веревку и нитку, камень и глину, по ширине — дорогу и тропинку, речку и ручей, по высоте — куст и дерево, гору и холм».

    1. СЛОВА — ПРИЯТЕЛИ

    Ребенка просят подобрать синонимы к предлагаемым словам:

    1-й вариант. Как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный, расстроенный.)

    2-й вариант. Каким словом можно заменить слово «конь»? (Врач, лошадь, чашка, пища и т.д.)

    1. ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ

    Ребенка просят определить, какое слово лишнее, не подходящее к другим словам, и объяснить почему:

    Грустный, печальный, унылый, глубокий;

    Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

    Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

    Крепкий, далекий, прочный, надежный.

    Если ребенку непонятно значение какого- либо слова, его следует ему объяснить.

    1. СЛОВА — ПРИЯТЕЛИ

    Ребенка просят подобрать антонимы к называемым словам. Ему дают задание: «Скажи наоборот: холодный, чистый, твердый, толстый, тупой, просторный, мокрый, старший, светлый, враг, верх, проиграть, поднять, зима, завтра, рано, близко, низко, редко, медленно, радостно, темно, сел, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, выпрямил, легкий, высокий, больной».

    Ребенка спрашивают: «Как будет называться маленький предмет?» Пример: «Маленький мяч — это мячик, маленький стол — …, и так далее».

    1. НАЗОВИ ДЕТЕНЫША

    Взрослый называет взрослое животное или птицу, а ребенок должен назвать детеныша. Игра проводится в быстром темпе.

    Ребенку говорят, что есть слова, обозначающие живое, — люди, животные, птицы, а есть слова, обозначающие неживые предметы. Его просят назвать живые слова, затем — неживые.

    Игры направленные на развитие грамматического строя речи.

    Дидактические игры по формированию грамматического строя речи можно разделить на три основные группы:

    Игры и упражнения на словоизменение:

    • учат правильно употреблять падежные формы, самой трудной из которых для них является родительный падеж множественного числа, игры: «Чего не стало?», «Чего не хватает кукле?», «Парные картинки» и др.
    • употреблять несклоняемые существительные типа пальто, кофе, радио, кенгуру игры «Ателье», «Кафе» и др.)
    • правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами. («Какой?, Какая?, Какое?», «Кто что делает?», «Отгадай, что это?», «Расскажи о предмете»).
    • различать глаголы по видам, лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Особое место занимают игры на правильное употребление так называемых «трудных» глаголов: хотеть, звонить, бежать и др.( игры «Вы хотите? — Мы хотим», «Алло,алло..» и др.).

    Игры и упражнения на словообразование:

    Дидактические игры на словообразование можно разделить на 4 подгруппы:

    • Образование названий детенышей животных
    • Образование названий профессий
    • Образование названий посуды
    • Образование однокоренных слов

    В области словообразования дошкольников учат создавать новые (однокоренные) слова с помощью:

    • суффиксов: заяц — заинька, зайчонок;
    • приставок: шить — пришить, зашить, вышивать;
    • смешанного способа: настольный, разбежался, убегающий и т.п.

    В процесс обучения включаются игры, помогающие осознать изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков: усы — усики — усищи; кот — котик – котище. Педагог учит ребят образовывать прилагательные от основ существительных: Какое варенье из малины? Из клубники? Из смородины?; и образованию притяжательных прилагательных (значение принадлежности).

    Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи.

    Овладение синтаксическим строем речи происходит в процессе речевого общения, где основным методическим приемом выступают вопросы воспитателя: «Почему?», «Зачем?», «Что было бы, если…».

    Важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов являются специальные игры и упражнения: «Закончи предложение», «Дополни предложение», «Кого покатаем на машине?», «Размытое письмо» и др.

    Игры направленные на развитие связной речи

    1. Игра «Сочини предложение».

    Воспитатель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

    2.Словесная игра « Внимание! Розыск!»

    В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
    Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.
    В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

    Предлагается картинка с предлогом и нужно составить предложение с ним.

    4.Игра «Кто с какими буквами дружит».

    На каждого игрока должна быть картинка животного. Например, у одного — слон, у другого — крокодил, у третьего — ёжик. Первый ребенок говорит:

    » Мой слон дружит с буквой «Х», потому, что у него есть хобот». Другой говорит: «А мой крокодил дружит с буквой «Р», потому, что живет в реке». Третий ребенок говорит: «Мой ёжик дружит с буквой «И», потому, что у него иголки и т.д.

      Словесная игра « Придумай предложение со словами….»

    Педагог предлагает слово(картинку), а дети составляют с ним предложение.

    6.Словесная игра «Сплетем венок из предложений»

    Воспитатель произносит предложение, а дети находят в нем последнее слово и с ним придумывают предложение и т.д.

    Например: 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3.Мой стол чистый. 4.Чистые руки – залог здоровья и т.д.

    7.Игра «Загадай и отгадай ».

    Водящий (взрослый или ребенок), с помощью карточек – «определений и признаков» слово.

    Игроки пытаются загаданный предмет. Тот, кто угадал, становится водящим.

    8.Игра «Составь рассказ»

    Воспитатель раздает каждому ребенку карточку-схему с условными изображениями: солнце, дерево, кормушка, птицы и предлагает составить по схеме рассказ на тему « Перелетные птицы». Таким образом, составляются рассказы по разным лексическим темам.

    С помощью моделей описывается ребенком овощ, фрукт, мебель, одежду и т.д.

    Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка, в то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

    Дидактические игры в коррекционной педагогике

    Автор: Денисова Вера Петровна, Лавренова Данута Владимировна

    Организация: Дом ребенка

    Населенный пункт: Московская область, г. Коломна

    Перед педагогическим коллективом специализированных учреждений для детей раннего и дошкольного возраста, где воспитываются дети с ограниченными возможностями в здоровье, стоит задача подготовить детей к обучению в специальной школе, а в будущем к самостоятельной жизни. Для этого необходима достаточно полная коррекция и компенсация дефектов развития у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.

    Решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития играет как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка.

    В связи с особенностями развития дети с ограниченными возможностями здоровья ещё в большей мере, чем дети с нормальным развитием, нуждаются в целенаправленном обучении.

    Спонтанное усвоение общественного опыта, особенно в раннем возрасте, у них практически не происходит. Ученые, исследующие особенности развития детей с нарушением интеллекта, в первую очередь отмечают у них патологическую инертность, отсутствия интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений.

    Значительное место в процессе обучения и воспитания имеют дидактические игры.

    Основной формой воздействия на ребенка в специальных дошкольных учреждениях являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым.

    Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.

    Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на занятиях, как дефектологом, так и воспитателем, а также включаться в музыкальные занятия, быть одним из занимательных элементов на прогулке.

    В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный опыт.

    Это особенно важно для детей с ОВЗ, у которых опыт действий значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

    Ребенку с ОВЗ для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов требуется гораздо больше повторений, чем ребенку с нормальным развитием.

    Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

    При поступлении в специализированное учреждение дети с ОВЗ с трудом контактируют с взрослыми, не умеют общаться со сверстниками.

    Большинство детей с ОВЗ имеют нарушения или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

    Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватить другой предмет и т.д.

    Не достаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке взять предмет, т.к. неверно оценивает направление, не может проследить зрительно за движением своей руки.

    У детей с ОВЗ чувственное познание без специального коррекционного воздействия развивается медленно. Оно не достигает того уровня, когда может стать основой деятельности.

    Развитие наглядно-действенного мышления тесно связано с развитием ориентировки в окружающем предметном мире, в первую очередь с овладением поисковым способом- способом проб и ошибок. В то же время его развитие невозможно без усвоения и обобщения полученного опыта. На базе этого у детей появляется возможность решать задачи такого же типа в наглядно-образном, а затем и в логическом плане.

    У дошкольников с ОВЗ наглядно-действенное мышление без коррекционного воздействия развивается очень медленно, они слабо обобщают общественный опыт, плохо ориентируются в условиях практической задачи, а проблемные задачи вообще не в состоянии решать.

    Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность детей с ОВЗ, что она будет способствовать формированию у них умения решать доступные практические, но и несложные проблемные задачи.

    А полученный опыт при этом дает возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже словесном плане.

    Однако тактильно-двигательное восприятие имеет свою специфику, поэтому в играх появляются новые задачи и условия.

    У ребенка с ОВЗ нет стремления к тактильному обследованию предметов, он самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями.

    Получив задание опознать предмет на ощупь, ребенок неподвижно держит его в руке, не производя никаких движений, а поэтому и не может выделить форму, величину, расположение частей, что препятствует развитию зрительно-двигательной координации. Игры на развитие тактильно-двигательного восприятия должны помочь коррекции указанных дефектов.

    Не меньшее значение имеет проведение дидактических игр, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу. Достаточно вспомнить, что по звуку можно определить приближение транспорта, направление его движения, сигнал тревоги, приближение грозы или шум потока, по голосу можно различать своих и чужих людей, и сразу становится понятно, какое значение имеет слуховое восприятие.

    У детей с ОВЗ формирование слухового внимания, различие неречевых звуков и у4мения действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. А в дидактических играх эта сторона развития может быть значительно скорригирована.

    Другая сторона слухового восприятия непосредственно связана с развитием речи. Трудности здесь связаны в первую очередь с состоянием фонематического слуха, со способностью ребенка различать и воспринимать фонемы родного языка, с усвоением системы фонем, которая тоже служит сенсорным эталоном и без чего невозможно овладеть фонематической стороной речи.

    У детей с ОВЗ нарушения фонематического слуха бывают столь велики, что их часто принимают за слабослышащих или им ошибочно приписывают аллалию. Поэтому игры на развитие слухового восприятия имеют для ребенка чрезвычайное значение.

    Развивая слуховое восприятие, надо также идти от различения к восприятию, как при дифференциации неречевых звуков, так и при работе с речевым материалом. На первом этапе для различия неречевых звуков и речевого материала требуется зрительная, или зрительно-двигательная опора. Там, где у ребенка появилось настоящее восприятие, сформировался нужный слуховой образ, дополнительная чувствительная опора ему не нужна.

    Таким образом, игры и упражнения по развитию слухового восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи у детей с ОВЗ.

    Правильная и своевременная организация работы по формированию всех видов мышления для ребенка с ОВЗ приобретает особое значение, так как нарушение интеллекта и является основным дефектом.

    Несомненно, успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для ребенка с ОВЗ эмоциональная сторона организации игры важное условие. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у ребенка положительное отношение к игре.

    Важное условие результативного использования дидактических игр в обучении – это соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

    Список используемой литературы.

    1. Катаева А.А.,Стебелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 2004- 224с.: ил.- (Коррекционная педагогика).
    2. Гилевич И.М., Забара Е.А., Ипполитова М.В. и др. Дети с отклонениями в развитии: методическое пособие /-М.: Аквариум, 1997.
    3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Система коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта//Дефектология – 2006-№6-С 3-1.
    4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: учебник для студентов педагогических вузов.-М.: Владос, 1998.
    5. Мастюкова Е.М. лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст: советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии.-М.: Издательский центр ВЛАДОС.1997.
    6. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. и др. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями//методическое пособие//.

    Роль дидактических игр в развитии детей с ОВЗ.

    Автор: Осинцева Ирина Алексеевна

    Образовательное учреждение: МАДОУ д/сад № 119 г. Калининграда

    Населенный пункт: г. Калининград, Калининградская область

    Тема: Роль дидактических игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

    Раздел библиотеки: Коррекционная педагогика

    Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

    Дидактические игры способствуют:

    — развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

    — развитию речи детей: пополнению и активизации словаря:

    — социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребёнок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.

    Кратко вспомним виды и структуру дидактических игр.

    Виды дидактических игр

    Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы.

    — сюжетно-дидактические игры: дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин игрушек» и др.

    — игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения.

    — настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение.

    — словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.

    Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты:

    — основные компоненты: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал;

    -дополнительные компоненты: сюжет и роль.

    Проведение дидактических игр включает:

    1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).

    2. Объяснение хода и правил игры, при этом чёткое выполнение этих правил.

    3. Показ игровых действий.

    4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).

    5. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей, а, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

    Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребёнка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.

    Наблюдая за игрой детей с ОВЗ, мы видим следующее:

    дети, как правило, совсем не умеют играть, они однообразно манипулируют игрушками независимо от их функционального назначения;
    кукла не вызывает адекватных радостных эмоций и не воспринимается в качестве заместителя человека;
    игры с игрушками животными тоже не вызывают заинтересованного эмоционального отношения, их действия с ними напоминают манипуляции с кубиками и машинками;
    редко, но встречаются и такие дети, которые любят попробовать игрушку «на вкус». Они пытаются отгрызть кусочек от цветного кубика, облизывать матрёшку, надкусить пирожок-муляж. (Спросите, чем это вызвано? Да тем, что дети просто не умеют действовать с игрушками, у них отсутствует опыт использования игрушки в соответствии с функциональным назначением.);
    довольно часто наряду с манипуляциями встречаются и так называемые процессуальные действия, когда ребёнок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: снимает и одевает одежду на куклу, строит и разрушает постройку из кубиков, достаёт и ставит на место посуду.
    дети с ОВЗ редко используют предметы – заместители;
    в процессе игры дети действуют с игрушками молча, лишь изредка издавая отдельные эмоциональные возгласы и произнося слова, обозначающие названия некоторых игрушек и действия.
    они быстро насыщаются игрушками: длительность действий обычно не превышает 15 минут. Причина: отсутствие подлинного интереса к игрушкам, который, как правило, возбужденный новизной игрушки и в процессе манипулирования быстро угасает.
    Подвижные игры:

    Цель: активизировать глагольный словарь.

    Дети встают в круг, в кругу — логопед, у него в руках мяч. Логопед называет слово и кидает кому-то из детей. Дети пускают мяч по кругу, называя действия, которые может совершать предмет, названный логопедом (снег — идет, падает, тает, сверкает, хрустит).

    Аналогичную игру можно провести, подбирая к словам-предметам слова-признаки и наоборот.

    Цель: упражнять детей в дифференциации твердых и мягких звуков.

    Дети встают в круг. Если логопед бросает ребенку синий мяч, поймав его, ребенок должен назвать слово с твердым звуком (полка). Если логопед бросает зеленый мяч, ребенок называет слово с мягким звуком (пила).

    «Покажи, отгадай и повтори!»

    Цель: активизировать словарь по заданной теме, развивать моторику, учить согласовывать движение и речь.

    Дети встают в круг, выбирается ведущий, он загадывает профессию (либо какой-то фрукт, посуду, но не называет ее, а только показывает жестами. Дети должны отгадать загаданный предмет и показать. Тот ребенок, кто первый отгадал, становится ведущим.

    «Ходилки с картинками»

    Задачи: обогащение и расширение словарного запаса, четкое произношение всех звуков родной речи, формирование звукового анализа и синтеза, развитие грамматического строя речи.

    Около следов (как вариант: используются следы животных) раскладываются картинки в зависимости от поставленных целей и задач: назови предметы, раздели слово на слоги, выдели первый (последний) звук в слове, определи количество звуков в слове, подбери слово-действие (слово-признак) и т.д.

    Ребенок шагает по следам и называет разложенные рядом картинки. Удобнее использовать дорожку с разноцветными следами ступней. Ход может определять кубик: ребёнок бросает кубик, который определяет, на какое количество шагов нужно пройти, и выполняет задание.

    Цель: уточнение и расширение умений и навыков детей по определенным темам.

    Ход игры: в конверты вкладываются различные задания или картинки, которые раскладываются по всей дорожке около следов. Ребенок бросает кубик, который определяет, на какое количество шагов нужно пройти, и выполняет то задание, которое предлагается в конверте.

    «Кто скорее принесет предметы!»

    Цель: учить дифференцировать звонкие и глухие звуки.

    Понадобятся три стола, игрушки. Дети делятся на две команды. На один стол выкладываются игрушки, названия которых начинаются на звонкий или глухой звук. Напротив, на другой стороне группы — два пустых стола. По сигналу «Раз, два, три — беги! » команды начинают выполнять задание. Дети одной команды переносят только те предметы, названия которых начинаются на звонкие звуки, дети другой — на глухие звуки.

    Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные.

    Перед детьми лежат вырезанные следы разных животных. Логопед предлагает детям идти по следам, называя, чьи они — волчьи, заячьи. Если дети правильно называют следы, то в конце дорожки их ждет это животное.

    Таким образом, без специального обучения игра у детей с ОВЗ не может занять ведущее место и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие. Дидактическая игра служит средством коррекции и компенсации дефектов развития особенного ребенка.

    Работая с детьми дошкольного возраста, нужно помнить, что деятельность ребенка выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем лучше происходит интеллектуальное развитие. Развитие речи тоже тесно связано с развитием движения. Поэтому очень важна правильная организация двигательной активности на занятиях.

    Использование в коррекционной педагогике разнообразных игр

    Вы будете перенаправлены на Автор24

    Потенциал игр в коррекционной педагогике

    Игра – это основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, который направлен на удовлетворение его потребностей, формирование у него новых качеств личности и психики.

    Особенно важна игра для ребенка в период дошкольного детства. Однако, как показывает практика, применение игр в образовательной деятельности с детьми школьного возраста приносит значительные воспитательные, образовательные и развивающие результаты. Кроме того, игра имеет большой развивающий и коррекционный потенциал. Посредством игры можно в легкой и непринужденной форме достичь поставленной коррекционной цели.

    Использование игры в коррекционной работе с детьми с отклонениями подразумевает игру не только с игрушками, но и с дидактическим и природным материалом, словами, действиями и т. д.

    Эффективность игры в коррекционной работе с особенными детьми состоит в том, что она является одним из доступных видов деятельности ребенка, направленным на получение и переработку впечатлений, жизненного и практического опыта. Игра является эффективным средством развития фантазии, воображения, речи и т.д. ребенка.

    Одним из немаловажных факторов, почему использование игры в коррекционной работе с детьми с отклонениями, является эффективным, состоит в том, что играя, дети могут «примерить» на себе различные социальные роли. Именно социализация ребенка с отклонениями представляет собой основную цель коррекционной работы. Игра помогает ребенку с отклонениями помочь усвоить принципы общения и взаимодействия в обществе, научится выстраивать эффективные взаимоотношения и получить необходимые навыки для последующей успешной социализации.

    Игры имеют большое значение в развитии речи, мышления, воображения, фантазии и т.д. В процессе игры ребенок учится самостоятельно рассуждать и делать выводы. Это объясняется тем, что в игре ребенок не боится ошибиться, так как ему помогают преодолеть трудности другие участники игры и педагог.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Каждый педагог, организующий коррекционную работу с детьми с отклонениями, должен помнить об их значимости как средства умственного, физического, эстетического и нравственного воспитания и развития детей.

    Таким образом, игра в коррекционной работе является не самоцелью, а одним из средств воздействия на ребенка с отклонениями, звеном в общей системе коррекционного обучения и воспитания. Игра, используемая с коррекционной целью, обязательно должна оказывать положительное воздействие на все стороны психофизического развития особенного ребенка.

    Использование дидактических и подвижных игр в коррекционной педагогике

    Дидактические игры в коррекционной деятельности могут быть использованы с целью развития и совершенствования речи ребенка с отклонениями, умственного развития, расширения кругозора и т.д. Игровые задания создают необходимый положительный настрой у особенных детей на коррекционное занятие, обеспечивают положительный эмоциональный настрой и комфортные психологические условия, снижают уровень тревожности по поводу возможных неуспехов.

    Многие дидактические игры, используемые в коррекционной работе с особенными детьми, направлены на усвоение, уточнение и закрепление имеющихся знаний. С помощью игр дети с отклонениями учатся самостоятельно размышлять, использовать имеющиеся у них знания и умения на практике и при решении конкретно поставленных задач. Большинство дидактических игр ставят перед особенными детьми такие задачи, которые требуют от них рационального использования собственных знаний и умений, например, нахождение характерных признаков в явлениях и предметах. Группировать, сравнивать, классифицировать предметы по конкретным признакам, обобщать и делать правильные выводы.

    Не обязательно все занятия проводить в игровой форме, использование игр должно быть рациональным и оправданным. Игры могут применяться не только во время учебных занятий, но во внеучебной деятельности.

    Помимо дидактических игр, большой коррекционный и развивающий потенциал имеют подвижные игры. Подвижные игры можно организовать как во время коррекционного занятия, так и во время прогулки.

    Подвижные игры – это формы активного физического развития детей.

    В процессе подвижных игр у детей с отклонениями формируются межличностные отношения, умения общения со сверстниками, оказывается положительное влияние на творческую активность и умственное развитие, осуществляется совершенствование познавательных процессов.

    Подвижные игры удовлетворяют потребность ребенка в движении. Однако необходимо помнить, что не всем детям с отклонениями доступны подвижные игры. Так дети, имеющие определенные нарушения в физическом развитии, не могут принимать участие в подвижных играх в силу ограниченности движений.

    Использование театрализованных игр в коррекционной педагогике

    Театрализованные игры в коррекционной работе с детьми с отклонениями позволяют детям выражать свои эмоции, которые глубоко спрятаны в детской душе.

    В процессе театрализованной игры особенные дети учатся действовать в заданных условиях и по установленным правилам. Основой волевой регуляции в данном случае является игровой мотив и желание играть со сверстниками. В свободных театрализациях дети с особенностями могут стать создателями творческого хода игры.

    Привлечение детей к театрализованным играм осуществляется через предварительно созданную игровую ситуацию, которая позволяет привлечь непроизвольное внимание каждого ребенка.

    Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. В процессе интересных игровых действий формирование у ребёнка знаний и умений осуществляется эффективнее, чем при прямом обучении. В условиях игры гораздо легче активизировать внимание детей, удерживать его на предлагаемом содержании, формировать интерес к занятиям, работе в условиях коллектива.

    Дидактические игры в коррекционной педагогике

    Игра развивает коммуникативные способности детей, учит организовывать речевое высказывание.

    Бесплатные занятия с логопедом

    В настоящее время неуклонно растет количество дошкольников с речевыми нарушениями. Поэтому повышение эффективности коррекционной работы по устранению нарушений речи у дошкольников является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии.

    Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра развивает коммуникативные способности детей, учит организовывать речевое высказывание. Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность ребенка.

    Только в игре ребенок с радостью, с удовольствием будет повторять действие на различном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

    При организации дидактических игр необходимо соблюдение следующих условий:

    – игра не должна быть длительной по времени

    -игру проводят в неторопливом темпе, чтобы дети могли понять задание, осознанно исправить допущенную ошибку, а логопед – помочь в этом

    -игра должна быть живой, интересной для ребенка, содержать элемент соревнования, награду за успешное выполнение задания

    -в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать двигательную активность

    -в игре следует развивать навыки контроля за своей и чужой речью стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание

    -педагог должен вносить по ходу игры коррективы в поведение детей, форму их ответов, игровые действия.

    В условиях пункта коррекционно-педагогического помощи много внимания уделяется автоматизации поставленных звуков. Работа логопеда видна тогда, когда ребенок выпускается с чистой речью. Работа над звуком: постановка, автоматизация, развитие фонематического восприятия, – монотонный и кропотливый труд, требующий от дошкольника усидчивости, внимания, сосредоточенности, что под силу не каждому взрослому.

    Для решения этой проблемы я решила разработать систему дидактических игр для детей 5-6 лет, показать их многофункциональность использования в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи дошкольного учреждения и выявить оптимальные для этого условия.

    У дошкольников 5-6 лет, посещающих пункт коррекционно-педагогической помощи, процесс автоматизации поставленных звуков длителен во времени. Поставленный звук проходит все этапы автоматизации, но часто наблюдается распад сложившихся умений, особенно если ребенок часто болеет и родители уделяют мало внимания заданиям логопеда дома. Например, ребенок научился четко произносить звук в слогах и начался этап автоматизации звуков в словах и словосочетаниях, а затем заболел и пропустил несколько занятий с логопедом, затем приходит на занятие и у него наблюдается смазанный звук. А это значит, что приходится снова возвращаться к более ранней ступени автоматизации звука. Еще одна особенность в том, что если ребенок будет работать только со специально подобранным материалом, то он не научится использовать звук в самостоятельной речи, возникает эффект “кабинетной речи”. Организующим фактором логопедической работы должно выступать коммуникативное обучение, создание модели процесса общения, представляющей собой ряд сменяющих друг друга ситуаций. Для этого используются дидактические игры, сюжетные игры, игры-драматизации, побуждающие ребенка к речевому высказыванию

    Поэтому на индивидуальных и подгрупповых занятиях по автоматизации звуков на ранних этапах (до этапа автоматизации звука в свободной речи) следует проводить упражнения по проговариванию звука в слогах, словах, чистоговорках на каждом занятии. Однообразность и монотонность работы по автоматизации поставленного звука снижает интерес ребенка, желание заниматься. В такой ситуации на помощь к логопеду приходят разнообразные дидактические игры. Творческий подход и знание особенностей каждого ребенка позволяет организовать процесс автоматизации звука как интересное занимательное взаимодействие между участниками коррекционного процесса.

    Разработкой системы многофункциональных дидактических игр я занималась несколько лет. Посчитав, что именно применение дидактических игр в этом направлении будет способствовать эффективности коррекционно-образовательного процесса, ускорив процесс выпуска детей с чистой речью.

    Отбирая материал для игр, я старалась выполнить несколько задач. Если основная задача – закрепление правильного произнесения звука в словах, то попутно решается проблема активизации словарного запаса, закрепления словоизменения и словообразования, овладения навыками звукового и слогового анализа, развитие мелкой моторики, закрепление знаний основных цветов радуги и оттеночных цветов.

    Для диагностики успешности системы коррекционных занятий использовался сравнительный анализ результатов работы с детьми с ОПФР 5-6 лет на конец учебного года. Работа по коррекции звукопроизношения считалась успешной, если в конце учебного года дети без контроля со стороны педагога в связной речи употребляют звуки и были выпущены с чистой речью.

    Мониторинги на начало, середину и конец учебного года показали, что 85% детей 5-6 лет, которые посещали пункт коррекционно-педагогической помощи и на занятиях с дефектологом играли в многофункциональные дидактические игры, смогли преодолеть речевые нарушения и были выпущены с чистой речью в конце учебного года. Стали самостоятельно контролировать произношение и употреблять звуки в связной речи без дополнительного контроля со стороны взрослых.

    После введения в систему коррекционных занятий данных игр, я обратила внимание на то, что не только повысился интерес детей к занятиям, но и уменьшилось количество ошибок. Дети старались правильно оформлять свои ответы по предложенной схеме и даже контролировали речь товарищей, делая поправки. Опыт произнесения звуков, полученный на коррекционных занятиях, запоминался более стойко и легче активизировался в связной речи.

    Позитивными условиями, которые влияют на эффективность и результативность опыта, является высокая заинтересованность детей в участии в играх и, конечно, в победе. Многофункциональные дидактические игры, используемые на коррекционных занятиях, позволяют педагогу более эффективно проводить индивидуальные и подгрупповые и групповые коррекционные занятия Для изготовления дидактических игр привлекала родителей, тем самым заинтересовывала их и повышала интерес к коррекционному процессу и успехам их детей .

    Конечно, сделанные своими руками должны быть качественными и не одноразовыми, а это значит, на их изготовление тратиться много времени, но, затраченное время и материалы в дальнейшем компенсируются живым интересом детей.

    Данный опыт планирую расширять: продолжить подбор практического материала для коррекционных занятий с детьми 4-5 лет, систематизировать многофункциональные дидактические игры с использованием информационно-компьютерных технологий.

    В заключении хочу отметить, что игра – это не самоцель, а средство воздействия на ребенка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому дидактическая игра, проводимая с коррекционной целью всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребенка.

    Ребенок дошкольник – это практик, а не теоретик. Если информация, которая преподноситься ребенку, не подкрепляется действием (в игре, предметной деятельности, рисовании, подражании и пр.), она не станет надежным, по-настоящему усвоенным знанием.

    Этот опыт был представлен на одном из районных методических объединений учителей – дефектологов дошкольных учреждений. Он может быть полезным в практике учителей-дефектологов дошкольного образования.

    Список литературы.

    Кодекс Республики Беларусь об образовании – Минск: Национальный правовой информаций Республики Беларусь, 2011.- 400с.

    Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. — 2­е изд. — Минск : Нац. ин­т образования; Аверсэв, 2014. — 416 с.

    Методические рекомендации «Организация и содержание работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи» 2012 г.

    Рудик О.С. С детьми играем – речь развиваем (Часть 1,2).Учебно-методическое пособие.- М.: «Сфера»,2013.-13с.

    Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: «ГНОМ и Д»,2000. — 128 с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях).

    Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В., Кременецкая, М.И. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая, М. : «ГНОМ», 1999 . – 22 с.

    Приложения.

    При использовании системы многофункциональных дидактических игр кроме работы двигательного и речевого анализаторов, в развитие включаются и психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание. Всё это делает коррекционную работу наиболее разнообразной, поддерживает интерес к коррекционным занятиям, помогает наиболее качественно подготовить детей к школе.

    Каждая из представленных ниже игр может являться не фрагментом занятия, а основным сюжетом. На основе каждой игры можно построить полноценное коррекционное занятие, которое решает несколько коррекционных задач:

    – развитие мелкой моторики,

    – формирование знаний о цвете,

    – формирование лексико-грамматических строя речи,

    – развитие фонематического восприятия и анализа и др.

    «Говорящие яблоки».

    Цель игры: автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах, формирование словаря существительных, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.

    Оборудование: большая картина яблони 45*70 см с объемными яблоками, (яблоки сделаны с помощью врезанных горлышек от пластиковых бутылок с пробками разного цвета).

    Ход игры: В игре могут участвовать 2 игрока. Ребенку дается инструкция: « Это яблоня с говорящими яблоками. Но собрать в корзинку эти яблоки можно, если правильно произносить слоги со звуками, например, «Л», «ЛЬ». В первом яблоке живет слог «ЛА» – ребенок откручивает яблоко и при этом часто произносит слог «ЛА». Во втором яблоке живет слог «ЛЯ». Дети по очереди откручивают яблоки, стараясь правильно произносить слоги. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся в произношении звуков. Так можно играть, используя любые звуки, которые автоматизируются в речи, используя слоги или слова, которые надо произносить за педагогом. Второй вариант: ребенку предлагается самостоятельно произносить слова по предложенным предметным картинкам и собирать яблоки.

    «Цветик-семицветик».

    Цель игры: Автоматизация звуков в словах и фразах, формирование умения произносить грамматически правильной фразы, закрепление знаний цветов радуги, развитие мелкой моторики пальцев рук.

    Оборудование: 7 деревянных лепестков цветка, серединка цветка, волчок, фишки, предметные и сюжетные картинки по теме.

    Ход игры: В игре может участвовать 2-7 игроков. Взрослый выкладывает цветик – семицветик (лепестки и серединка сделаны из дерева и окрашены в цвета радуги), проговаривая основные цвета, и раскладывает предметные или сюжетные картинки. Волчок раскручивается на серединке цветка – на какой картинке остановиться стрелка, о том предмете или том сюжете надо рассказать ребенку, используя начало фразы: « На синем лепестке лежит…» и т.д. На первых занятиях дети раскручивают волчок по очереди, за правильный ответ получают фишку, позже, когда дети уже научились играть, правила усложняются – раскручивает волчок тот, кто первым правильно произнес фразу. Выигрывает тот, кто соберет больше всех фишек.

    «Звуковое солнышко».

    Цель игры: Автоматизация и дифференциация звуков в словах, фразах, закрепление умений ориентироваться в пространстве (право, лево), развитие мелкой моторики рук.

    Оборудование: мягкое солнышко-подушка, прищепки с предметными картинки на определенные звуки, синяя и зеленая сигнальные карточки.

    Ход игры: В игре может участвовать 2-6 игроков. Педагог демонстрирует детям объемное солнышко-подушку и говорит: «Наше солнышко долго путешествовало и растеряло свои лучики. Давайте поможем ему собрать свои лучики, чтобы оно нас смогло согреть». Педагог выкладывает прищепки с наклеенными на них картинками. Находя необходимое слово, надо начинать отвечать с помощью фразы: «На синем лучике нарисован…» За каждый правильный ответ дети получают фишку. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет больше фишек. Второй вариант: детям предлагается прикрепить слева все картинки с мягким звуком, например «ЛЬ», а справа все картинки с твердым звуком «Л». На первых занятиях можно слева от солнышка положить зеленую сигнальную карточку, а справа – синюю. В этом случае можно взять прищепки только зеленого и синего цвета.

    «Кубики-считалочки»

    Цель игры: автоматизация звуков в словах, фразах, согласование существительных и числительных, закрепление умений ориентироваться в пространстве (право, лево), закрепление порядкового счета, развитие мелкой моторики рук.

    Оборудование: мелкие деревянные кубики 0,7*0,7 и два больших куба один с точками от одной до шести, второй с цифрами от единицы до шести, предметные картинки на данный звук, кукла Мила.

    Ход игры: В игре может участвовать 2-6 игроков. Педагог предлагает сосчитать, сколько кукла Мила купила в магазине игрушек. В этом детям помогут волшебные кубики. Нужно брать одной рукой (только правой или только левой) мелкие кубики по одному и при этом говорить слова столько раз – какая цифра выпала на большом кубе. Усложняя игру, можно предложить детям считать предметы по порядку до определенной на кубике цифры. Например: Один олень, два оленя, три оленя, четыре оленя, пять оленей. Выигрывает тот, кто правильно сосчитает все предметы, не уронит ни одного мелкого кубика, и не будет помогать второй рукой и сделает это быстрее своих товарищей.

    «Собиралочка для солнышка»

    Цель игры: автоматизировать звуки в словах, фразах, дифференцировать эти звуки, развивать мелкую моторику, закреплять знание оттеночных цветов.

    Оборудование: деревянное солнышко с лучами-лентами разного цвета, прищепки с картинками на звуки, колокольчик, песочные часы.

    Ход игры: В игре может участвовать 2-6 человек. Педагог демонстрирует большое плоскостное солнце с лучами – ленточками разного цвета и говорит: «Солнышко согревает всю землю, все, давайте назовем все, чего касаются его теплые лучи, и с помощью прищепак прикрепим эти предметы к солнышку». Ребенок может прикрепить к лучику солнышка прищепку, если правильно произносит слово и правильно назовет цвет лучика солнца. Например: «Солнышко согревает своим светом лес и я креплю его к зеленой ленточке». Выбирать цвет ленточки ребенок может сам. Когда все прищепки со словами прикреплены, детям предлагается еще раз назвать все слова по очереди. Можно устроить соревнование: кто быстрее назовет все слова и ни разу не ошибется, получит фишку. Можно предложить детям назвать все живые и неживые предметы и т.д. Каждую ошибку педагог контролирует с помощью колокольчика, а в определении скорости помогают песочные часы.

    «Клоун и мячи»

    Цель игры: автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах, формирование словаря существительных, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.

    Оборудование: большая картина с рисунком клоуна 60*90 см с объемными мячиками, которые крепятся с помощью врезанных горлышек от пластиковых бутылок с пробками разного цвета).

    Ход игры: В игре могут участвовать 2 игрока. Детям дается инструкция: «Помогите клоуну собрать мячи. Открутить мяч можно, если правильно произносить слоги со звуками. В первом мяче живет слог, например, «РА» – ребенок откручивает мяч и при этом часто произносит слог «РА». Во втором мяче живет слог «РЯ». Дети по очереди откручивают мячи, стараясь правильно произносить слоги. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся в произношении звуков. Точно также можно играть, но, уже используя слова, которые надо произносить за педагогом, или самостоятельно произносить слова по предложенным предметным картинкам.

    «Предметные коврики».

    Цель игры: автоматизация звуков в словах, предложениях, формирование пространственных представлений.

    Оборудование: карты размером А 4 , разделенные на 12 равных клеток, в каждой клетке наклеены предметные картинки на определенный звук, схемы, фишки.

    Ход игры: В игре участвует 2-4 ребенка. Педагог предлагает детям самостоятельно назвать, что нарисовано на их картах. За правильно произнесенные слова педагог дает детям фишки. Затем педагог задает следующие вопросы: « Что нарисовано в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т.д. Что нарисовано в верхнем ряду, в нижнем ряду, по середине?» Педагог обращает внимание детей на то, что отвечать надо не одним словом, а предложением. Второй вариант: детям предлагается проложить маршрут используя схемы, узнать по каким картинкам прошел волшебник и назвать эти картинки.

    Конспект группового занятия Дифференциация А-Я
    план-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме

    Конспект группового занятия для второго класса с презентацией

    Скачать:

    Вложение Размер
    k_konspektu_a-ya.pptx 670.44 КБ
    konspekt_a-ya.docx 196.5 КБ
    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии На тему: Дифференциация букв «А» и «Я» в словах, словосочетаниях и предложениях. Составил: учитель –логопед МОУ «СОШ № 59 им. И.Х. Ромазана» Попова И.А.

    Ответьте на вопросы:

    Отгадайте загадку: Сам алый, сахарный , Кафтан зелёный, бархатный.

    Отгадайте загадку: Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые, Любят меня детки.

    Предварительный просмотр:

    Дифференциация букв “А” и “Я” в словах, словосочетаниях и предложениях.

    I. Цель занятия: Научить различать буквы «а» и «я» в словах, словосочетаниях и предложениях.

    1. закрепление знаний о механизме написания букв “а” и “я” , их графических особенностях;
    2. формирование понятия различия букв “а” и “я” ;
    3. закрепление и уточнение словаря;
    1. развитие зрительного гнозиса (восприятия и узнавания);
    2. развитие пространственных представлений;
    3. развитие слухового внимания, фонематическое восприятие;
    4. закрепление сравнительного анализа состава и структуры графических знаков “а” и “я” ;
    5. закрепление навыка синтеза букв “а” и “я” из их элементов;
    6. закрепление правильного написания букв “а”-“я” на письме (словах, предложениях);
    7. формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
    8. развитие лексики.
    1. формирование трудолюбия, целеустремленности в работе.

    II. План занятия:

    1. Организационный момент.
    2. Развитие пространственных представлений.
    3. Объявление темы урока.
    4. Зрительный анализ букв “а” и “я”, определение их сходства и различия.
    5. Развитие умения составления слов из отдельных букв.
    6. Тренировка в составлении словосочетаний.
    7. Физминутка.
    8. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
    9. Работа на уровне предложения:
    10. Итог урока.
    11. Оценка работы детей.

    III. Основные методические приемы:

    1. Показ образца;
    2. пояснение;
    3. объяснение;
    4. использование средств наглядности;
    5. наводящие и подсказывающие вопросы;
    6. педагогическая оценка.

    IV. Оборудование: доска, цветные карандаши, предметные картинки, карточки.

    V. Подготовка конспекта занятия:

    1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 2001.
    2. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л., 1988.
    3. Логопедия/ под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 1989.
    4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у младших школьников. – М., 1989.
    5. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей олигофренов. – М., 1970.
    6. Хрестоматия по логопедии/ под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 1997.

    Ход занятия

    1. Организационный момент (положительная окраска, положительный настрой на занятие, предусматривается ведущая деятельность детей, возрастные особенности):

    – Сегодня на занятии вам нужно очень внимательно слушать, смотреть и запоминать.

    2. Развитие пространственных представлений: см. приложение 1

    (На экран выводится таблица и детям предлагается ответить на вопросы)

    – Назовите № квадрата, в котором нарисована:

    1. звезда под флагом (15);
    2. шар под флагом (12);

    – Скажите, что нарисовано:

    1. под звездой (5; 8);
    2. над флагом (8;14);

    3. Объявление темы урока: см. приложение 2

    – Отгадайте, пожалуйста, загадки:

    Сам алый, сахарный,
    Кафтан зелёный, бархатный.

    – Какой звук первый в этом слове? (Звук «а»)

    – Звук «а» гласный или согласный? ( Гласный. У воздушной струи нет преграды в ротовой полости.)

    – Какой буквой на письме обозначается звук «а»? (Буквой “А”).

    Круглое, румяное,
    Я расту на ветке.
    Любят меня взрослые,
    Любят меня детки.

    – Какой звук первый в этом слове? (Звук «я»)

    – Звук «я» гласный или согласный? ( Гласный. У воздушной струи нет преграды в ротовой полости.)

    – Какой буквой на письме обозначается звук «я»? (Буквой «я»).

    Сегодня мы будем учиться различать гласные буквы « а» и «я».

    4. Зрительный анализ букв «а» и «я», определение их сходства и различия:

    – Посмотрите на букву «а». Из каких элементов состоит буква « а »? (Буква «а» состоит из овала и крючка, которая расположена справа от овала) – элементы буквы «а» записываются на доске).

    – А буква «я»? ( Буква «я» состоит из кружка и элемента, который расположен справа от кружка, и элемента, который идет вниз,– элементы буквы «я» записываются на доске).

    – Значит, чем же похожи буквы « а» и «я»? (В обоих буквах есть элемент – крючок)

    – Чем различаются эти буквы?

    – А теперь давайте напишем рукописные строчные буквы « а» и «я» в воздухе.

    (Дети пишут в воздухе рукописные строчные буквы « а» и «я»).

    5. Развитие умения составления слов из отдельных букв:

    – А теперь, ребята, давайте соберем слова из букв и прочтите их. Какие слова у вас получились?

    к,р,т,о,а,н д,б,г,о,я,р,а к,р,я,а,о,г

    (коряга, няня, бродяга, земля, дядя, картон)

    – Запишите слова и отметьте согласные перед гласными А-Я.

    6. Тренировка в составлении словосочетаний:

    – Нам прислали волшебное послание, но прочесть его мы сможем только тогда, когда вставим в слова пропущенные буквы и подберем к каждому из левого столбика подходящее слово из правого.

    7. Физминутка:

    Руку протяни, яблоко сорви.

    Стал ветер яблоню качать,

    Трудно яблоко сорвать.

    Подпрыгну, руку протяну –

    Быстро яблоко сорву.

    8. Развитие навыков языкового анализа и синтеза:

    (Детям раздаются карточки с заданием).

    – Посмотрите, предложения рассыпались на отдельные слова. Соберите из слов предложения и запишите его в своих тетрадях. Выделите буквы А-Я и согласные перед ними.

    Ваня, лесом, любовался.

    Стал, Ваня, собирать, землянику.

    Соком, алым, налилась, земляника.

    Он, ягодами, свою, угостил, сладкими, бабушку.

    (Дети подчеркивают буквы « а» и «я» карандашами красного цвета.)

    9. Работа на уровне предложения:

    (Запись на доске)

    – Впишите пропущенные буквы « а» и «я» в следующие предложения :

    С…ш… бр…л на руки бр…т… .

    На столе леж…л… тр…пк… .

    Ирин… и Т…н… игр…ли в пр…тки.

    (Дети вписывают пропущенные буквы « а» и «я» и подчеркивают их карандашами красного цвета.)

    10. Итог урока:

    – Какие буквы мы сегодня с вами учились различать? (Гласные « а» и «я»).

    – Что у них общего? (Гласные)

    – Чем буквы « а» и «я» отличаются? ( Согласные перед гласной «а» звучат твердо, а перед гласной «я» – мягко).

    11. Оценка работы детей.

    – Вы очень хорошо потрудились на занятии. Надеюсь, теперь вы никогда не перепутаете на письме буквы « а » и « я ».

    Конспект логопедического занятия во 2 классе «Дифференциация букв А-Я в словах, словосочетаниях, предложениях»

    Конспект логопедического занятия во 2 классе «Дифференциация букв А-Я в словах, словосочетаниях, предложениях» может быть использован учителями-логопедами общеобразовательных школ.

    Конспект логопедического занятия во 2 классе, группа с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

    Тема: Дифференциация букв А – Я в словах, словосочетаниях, предложениях

    • формирование навыка употребления букв А-Я после твердых и мягких согласных на письме в словах, словосочетаниях, предложениях.
    • закреплять знания детей о твердости и мягкости согласных перед гласными А-Я,
    • учить дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я в словах, словосочетаниях, предложениях.
    • расширять и активизировать словарный запас учащихся, совершенствовать грамматический строй речи, навыки связной речи;
    • развивать зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие, память.
    • формировать личностные качества (уважение друг к другу, доброжелательность) и положительную мотивацию к обучению;
    • формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные ситуации учебной деятельности.

    Универсальные учебные действия.

    1. Формирование положительного отношения к учебной деятельности.
    2. Формирование интереса к учебному материалу.
    1. Формирование определять цель деятельности на занятии.
    2. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.
    3. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
    4. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
    5. Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
    1. Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя и товарищей.
    2. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
    1. Формирование умения на основе анализа делать выводы.
    2. Формирование умения устанавливать аналогии.
    3. Формирование умения обобщать.
    • презентация, компьютер, камень, карточки (со схемами, синквейном, названиями детенышей), фломастеры, каштаны.

    1. Мотивация. Самоопределение к деятельности.

    1.Положительный настрой на работу.

    – Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что у меня в руках?

    – Правильно, камень. Этот камень не обычный, а морской. Какой еще он, добавьте?

    – Давайте согреем его теплом своих рук и передадим друг другу добрые чувства.

    – Итак, ребята, камень от нашего добра стал теплым. Мы переходим к нашему занятию.

    2. Определение темы.

    – Мы отправляемся в гости к обитателям Цветочного города, чтобы помочь им в различении букв. Какие это буквы, скоро узнаете.

    – Послушайте предложение и назовите 2 похожих слова: Петя еще мал, он траву мял.

    – Как звучит первый звук в слове МАЛ? Почему?

    – Как звучит первый звук в слове МЯЛ? Почему?

    – Подберем схемы к словам.

    – Какая же сегодня тема?

    – Что мы знаем о буквах А и Я?

    – Сегодня вместе с обитателями Цветочного города мы будем различать А и Я.

    3. Пальчиковый массаж каштаном.

    – Подготовим пальчики к работе. Выполним круговые движения вправо и влево.

    -А теперь запишем тему, слова, выделим буквы зеленым и синим цветом.

    2. Актуализация знаний.

    1. Определение твердости-мягкости согласного на слух.

    – Первыми нас встречают Винтик и Шпунтик. Они механики и постоянно мастерят, изобретают что- то своими руками. Давайте и мы поработаем ручками. Как услышите в слове первый звук твердый, то стукните кулачком о кулачок. А если услышите мягкий, то проведете ладошкой по ладошке (бак, ряд, мак, мясо, врач, сядь, вяз, таз, каша, дядя, тяпка).

    2. Работа со слогами.

    – На улице Колокольчиков встречаем Незнайку. Ему нужна помощь: определить лишний слог (са-ся-са).

    3. Первичное усвоение новых знаний.

    1. Работа со словами и словосочетаниями.

    – И вот встречаем Растеряйку. Что вы про него знаете?

    – Он нес слова и растерял несколько букв. Поможем вставить А или Я и подобрать слова друг к другу так, чтобы получилось словосочетание (бабочка, мышка, шляпа, дятел, клякса, лиса, хитрая, новая, черная, серая, пестрый, яркая).

    4. Физкультминутка.

    – А сейчас доктор Пилюлькин предлагает нам немного отдохнуть.

    5. Проверка понимания.

    1. Исправить слова.

    – Около ручейка нас ждет Торопыжка, который поторопился и написал слова с ошибками. Поможем ему исправить (лисата, слоната, телятя, волчята).

    – Какое правило встретилось в слове ВОЛЧАТА?

    – А теперь назовем все эти слова одним словом.

    – Запишите слова правильно в тетрадь.

    3. Закрепление новых знаний.

    1. Работа с синквейном (составление предложения).

    – На улице Одуванчиков живет поэт Цветик, который с художником Тюбиком, приготовил сюрприз. Тюбик нарисовал предмет, но какой — секрет. Этот предмет зашифровал Цветик в синквейне. Сейчас вы отгадаете. Но сначала вспомните, что вы знаете о синквейне?

    – Отгадайте, что это за предмет?

    – Правильно, мяч. Дополните синквейн (составляют предложение со словом МЯЧ).

    – Какую букву написали после М в слове МЯЧ? Почему?

    4. Подведение итогов. Рефлексия.

    – Вот мы и побывали в гостях у наших друзей из Цветочного города. Пора возвращаться домой. Давайте вспомним, кому мы помогали и в чем?

    – Какая гласная должна стоять после твердого согласного? А после мягкого?

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: