Дидактические игры в коррекции звукопроизношения

Проект на тему: «Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения»

автор: Алиева Танзиля Караматовна

Учитель-логопед Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №62»

Проект на тему: «Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62»

Проект на тему: «Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения»

Выполнила:

Учитель-логопед

МОУ «СОШ №62»

Алиева Т.К

1.Актуальность данной темы

Уже ни для кого не является новостью, что количество детей с нарушениями речи каждый год увеличивается. Это факт. В ДОУ детей с нарушениями речи приходит больше, чем может охватить логопед. Приходится создавать некую очередь из нуждающихся, или же – это более распространенный вариант, – набрать детей в группы в большем количестве, ибо в коррекционной работе с речевыми нарушениями очень важен фактор времени. И зачастую из – за чрезмерной загруженности логопеда, остаются дети которые получили логопедическую помощь не в полном объеме, либо и вовсе её не получили. Эти дети, прейдя в школу, составляют основную группу первоклашек, у которых выявляются проблемы в усвоении письма и чтения. Поэтому если эти проблемы не разрешены в дошкольном возрасте, то очень важно устранить их на начальном школьном обучении. Так как еще вчерашние выпускники детского сада, а сегодня уже ученики еще активно предпочитают игры, чем процесс начального обучения, то в помощь логопеду, для успешной коррекции звукопроизношения приходят дидактические игры.

Данная работа посвящена проблеме коррекции нарушений звукопроизношения младших школьников посредством системы дидактических игр.

Тема является актуальной как для логопедии, так и для педагогики в целом, поскольку от правильной сформированности звукопроизношения у ребенка зависит успешное усвоение грамоты.

«Среди методов коррекции логопедических нарушений с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя дидактические игры и поэтому логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе» (В.И.Селиверстов).

Преодоление нарушений звукопроизношения имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки произношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности обучения.

Зачастую самым трудным и длительным является этап автоматизации поставленного звука. Как правило, быстро и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести правильные звуки в повседневную речь детей, где отсутствует контроль со стороны специалистов и родителей.

Целью автоматизации звуков в речи детей является достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.

Но введение нового звука в речь ребенка процесс долгий и утомительный, требующий от логопеда терпения, а от ребенка усердия. Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

С этим прекрасно справится дидактическая игра, поскольку в ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил. Такая лёгкость образования речевых рефлексов в игре обуславливается эмоциональностью ребёнка.

Таким образом, для повышения эффективности коррекционной работы по коррекции нарушений звукопроизношения у младших школьников необходимо широко использовать систему дидактических игр.

Цель: Формировать навыки правильного звукопроизношения у детей по средствам дидактических игр.

Задачи

  1. Формирование артикуляционной моторики, выработка качественных, полноценных движений органов речедвигательного аппарата.
  2. Формирование плавного продолжительного речевого выдоха.

3.Развитие фонематического слуха (умение на слух и в речи дифференцировать звуки родного языка по парным признакам).

  1. Постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков по средствам дидактических игр.

5.Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции звукопроизношения по средствам дидактических игр.

6.Повышение педагогической компетентности и мотивационной готовности родителей к активному участию в коррекционно-образовательном процессе.

  1. Распространить опыт работы через активные формы работы : мастер-класс, родительские собрания, буклеты.

Прогнозируемый результат проекта

В результате комплексной, систематической работы учителя-логопеда в сотрудничестве с педагогами начального звена и родителями у детей:

  • Навыки правильного звукопроизношения сформированы, речь ребенка эмоционально окрашенная, четкая и внятная.
  • выработаются необходимые артикуляционные уклады;
  • увеличится речевой выдох;
  • улучшатся фонематические процессы;
  • сформируются навыки правильного звукопроизношения;
  • повысится мотивационная готовность детей к занятиям по коррекции звукопроизношения.

В результате систематической работы учителя-логопеда с педагогами начального звена и родителями:

  • Повысится уровень педагогической компетентности родителей и степень участия их в коррекционном процессе,
  • положительная оценка деятельности школы в «глазах» родителей;
  • заинтересованность педагогов и родителей в использовании дидактических игр.

Срок реализации: В течение всего периода коррекции звукопроизношения.

Ресурсное обеспечение проекта

Материально-техническое :

  • организована развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в соответствии с ФГОС,
  • применяются дидактические игры,
  • интерактивные средства обучения.
  • учитель-логопед и учителя начального звена

Работа по коррекции звукопроизношения осуществляется в 3 этапа:

1 этап – подготовительный, направлен на формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработку опорных звуков.

2 этап — постановка звука включает в себя объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса, отработка изолированного звука. Постановка и автоматизация звука предполагает постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка.

3 этап — дифференциация звука осуществляется работа по различению смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

Дидактическая игра является связующим звеном между игрой и учебой.

Для ребенка она является игрой, а для взрослого – одним из способов его обучения. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, что повышает его умственную активность. (А.К.Бондаренко).

Читайте также:
Система занятий по развитию важных для письма двигательных навыков

В современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В реализации проекта в структуре 2 и 3 этапа по автоматизации звука активно используется дидактическая игра, как основной способ коррекции звукопроизношения.

Для успешной реализации проекта необходимо вести активную работу с учителями начального звена и родителями, которые являются неотъемлемым звеном в положительной логопедической коррекции.

План реализации проекта

3.Подбор комплекса артикуляционной гимнастики для формирования правильных укладов дефектно. произносимых звуков

1. Ознакомление с результатами логопедического обследования

2. Обучение приемам артикуляционной и дыхательной гимнастики

1. Консультация по ознакомлению с результатами логопедического обследования

2. Семинар – практикум по обучению приёмам выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики

3. Изготовление памяток по проведению артикуляционной и дыхательной гимнастики

2. Обучение выполнению комплексов артикуляционных упражнений для выработки правильных укладов разных групп звуков

3. Постановка и автоматизация звуков.

1. Ежедневное проведение артикуляционной и дыхательной гимнастики во внеурочное время;

2.Практический семинар по использованию дидактических игр при автоматизации звуков и развития фонематического слуха.

3.Контроль за автоматизируемыми звуками во всех видах деятельности.

1.Мастер – класс по использованию дидактических игр при коррекции звукопроизношения в домашних условиях.

2. Индивидуальные занятия с детьми для родителей.

3. Тематические консультации о пользе использование дидактических игр в логопедическом процессе.

2. Автоматизация и дифференциация звуков по средствам дидактических игр;

1. Подведение итогов коррекционно –образовательной работы .

2. Контроль за автоматизируемыми звуками во всех видах деятельности.

1. Знакомство с результатами заключительной диагностики;

2. Подготовка буклета-памятки « Как использовать пользу дидактических игр в коррекции звуков».

3. Участие в итоговом занятии «Праздник речи»

Таким образом, реализация проекта «Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения» позволит своевременно скорректировать имеющиеся нарушения произносительной стороны речи у ребенка и в дальнейшем окажет существенное влияние на качество школьного обучения. Процесс коррекции звукопроизношения осуществляясь по средствам использования дидактических игр позволит в комплексе решать логопедические и психологические вопросы развития речи детей. Данный проект поможет детям преодолеть имеющие нарушения речи, чтобы они хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.

Список литературы

  1. Цвынтарный В. В. «Играем, слушаем, подражаем — звуки получаем» М., 2004
  2. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками : мет. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2008.
  4. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми// Логопед. – 2010. №1.
  5. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М. ; СПб., 2007.
  6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М.: Центр Полиграф, 2005.
  7. О. И Давыдова. Проекты в работе с семьей. -Сфера, М. -2012
  8. Елецкая, О. В. Организация логопедической работы в школе / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – М. : Сфера, 2006. – 192 с. – (Логопед в школе)
  9. Гегелия, Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых : пособие для логопеда / Н. А. Гегелия. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 240 с. – (Коррекционная педагогика).
  10. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов : пособие для логопедов / Е. А. Пожиленко. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 216 с.
  11. Светлова, И. Домашний логопед : эффективная программа самостоятельных занятий родителей с ребенком по звукопроизношению / И. Светлова. – М. : ЭКСМО, 2002. – 256 с.
  12. Киселева, Н. Дидактическое пособие «Логоклуб» : игры и занятия / Н. Киселева, Н. Никифорова // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 7. — С. 105-106.

Дидактические игры в коррекции звукопроизношения

Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры способствуют развитию различных психических процессов, таких как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь. Педагоги в работе с детьми широко используют возможности игровой деятельности. С помощью игры можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное.

Учителя-логопеды продолжают искать наиболее интересные и эффективные приемы в работе с детьми дошкольного возраста. Многие из известных игр можно применить лишь на одном из этапов коррекционной работы (как правило, это этап автоматизации звука в слогах, фразах, связной речи), при этом ход или правила игры изменяются в зависимости от целей, которые преследует педагог. Что касается других этапов работы по формированию правильного звукопроизношения (подготовительного, этапа постановки звука) то здесь игр, предлагаемых в литературе явно недостаточно, педагогу зачастую приходится придумывать их самостоятельно.

В методической копилке каждого специалиста собраны интересные игры. Но необходимость проведения огромного количества индивидуальных занятий с детьми разного возраста, обладающих различным запасом знаний и представлений об окружающей среде, требует постоянного поиска новых дидактических игр и игровых приемов.

При использовании игр в логопедической работе следует придерживаться нескольких основных принципов:

  • При проведении игры необходимо учитывать возраст детей с различными речевыми расстройствами.
  • Игра должна быть эмоционально окрашена, должна привлекать ребёнка, вызывать у него живой интерес.
  • Игра должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. В зависимости от того, в какой момент используется игра, меняется и её значение: в начале занятия игра организовывает, заинтересовывает ребёнка; в середине – подводит к усвоению программы; в конце – носит поисковый характер. Дидактические игры используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в домашних заданиях.
  • Игра должна опираться на программный материал.
  • Назначение предметов, картинок, символов, пособий, смысл вопросов, условия игр, должны быть понятны детям.
Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Звук (Р), Путешествие на сказочный остров

Дидактические игры, используемые в коррекции звукопроизношения, решают такие дидактические задачи, как подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенного звука и закрепления правильного звукопроизношения. Игровые упражнения, предлагаемые небольшими дозами в течение всего дня, приучают детей контролировать свое произношение. Этот контроль осуществляется благодаря, артикуляционной гимнастике и речевым играм, которые связаны с движениями. Все эти игровые упражнения не утомляют, а снимают статическое напряжение органов речи, которое так характерно для детей с речевыми нарушениями.

Коррекционная работа над неправильным звуком предполагает определенную последовательность: подготовительные упражнения, постановка звука определенным приемом, автоматизация звука изолированно, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Последовательность коррекционной работы – главный принцип при подборе дидактических игр игровых упражнений.

Исходя из целей и задач логопедического воздействия, традиционно выделяют следующие этапы коррекции звукопроизношения.

Подготовительный этап

Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.

Содержание:

1. Формирование точных движений органов артикуляции:
а) с помощью логопедического массажа;
б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.
2. Формирование направленной воздушной струи.
3. Развитие мелкой моторики:
а) с помощью пальчиковой гимнастики;
б) с помощью массажа рук;
в) с помощью самомассажа пальцев рук;
г) с помощью предметно-практической деятельности.
4. Развитие фонематических процессов.
5. Отработка опорных звуков.

Как мы можем увидеть, на подготовительном этапе коррекционной логопедической работы основная работа проводится по формированию артикуляционных укладов и развитию мелкой моторики рук, которая, как известно, напрямую связана с речевыми центрами головного мозга. Этим и объясняется выбор дидактических игр на данном этапе коррекционной работы. Вот один из примеров игры.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Ход игры: логопед кладет в мешочек карточки-символы артикуляционных упражнений. Дети достают карточку, говорят название упражнения и выполняют его.

Поскольку неоднократное механическое выполнение артикуляционных упражнений достаточно скучное для детей занятие, игры для выполнения речевой гимнастики в первую очередь направлены на поддержание интереса и высокого уровня мотивации ребенка.

К подобным играм стоит отнести также всевозможные «Сказки про Язычок», которые являясь по сути словесной инструкцией по выполнению артикуляционных упражнений, облаченной в сказочную форму, могут нести так же функцию тематического сопровождения занятий. Например: «Сказка о том, как Язычок в лес ходил» (изучение леса и его обитателей), «Как Язычок с горки катался» (тема «Зима») и т.п.

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

1. Постановка звука.

Цель: добиться правильного произношения изолированного звука.

Содержание:
1) Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и движений органов артикуляции.
2) Создание артикуляционной базы данного звука.
3) Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных звуков.
4) Отработка произнесения изолированного звука.

2. Автоматизация звука.

Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.

Содержание: постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

3. Дифференциация звука.

Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Содержание: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам сначала в изолированном положении, затем в слогах, словах, предложениях и собственной речи.

Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком с помощью дидактических игр и игровых упражнений.

Учителям-логопедам и родителям хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Однообразное повторение слогов, слов, словосочетаний, чистоговорок надоедает ребёнку, вызывает нежелание заниматься. Очень важно сохранить интерес ребенка к занятиям и желание достигнуть поставленной цели. Только положительная мотивация будет способствовать эффективности коррекционной работы. Поэтому большое внимание необходимо уделять играм, направленным на коррекцию звукопроизношения, т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребенку. Таким образом, одна из основных задач логопедических игр – стимулировать заинтересованность детей в положительном результате.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Игры на определенный звук нормализуют произношение. Чёткие и определенные правила в дидактических играх приучают детей точно выражать свои мысли и очищают их речь от ненужных слов; способствуют воспитанию у них выдержки, дисциплинированности, собранности, формируют умения взаимодействовать с другими детьми. Дидактические игры направлены не только на коррекцию звукопроизношения, но и на развитие связной речи, на совершенствование лексико-грамматической ее стороны, а также на развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.

Содержание: моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.

Параллельно с коррекционной работой по развитию артикуляции у детей совершенствуют фонематические процессы. На подготовительном этапе используют упражнения, способствующие развитию речевого слуха, активизации внимания детей к речи окружающих и собственной речи. На этапе постановки звуков и их автоматизации идет работа по формированию правильных фонематических представлений. Наряду с артикуляционными характеристиками звука, уточняются его акустические признаки (длительность звучания, высота, наличие вибрации и т.п.). На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков (по В.А.Ковшикову).

Читайте также:
Использование камушков Марблс в преодолении речевых нарушений

1) Прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков (формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный).

2) Прием фонематического анализа, который традиционно включает три языковые операции:

– фонематический анализ (выделение звука на фоне слова, определение положения звука по отношению к другим звукам и т.д.);

– фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков, составление слов с заданным количеством звуков и т.д.);

3) Прием связи звука и буквы.

Формирование коммуникативной компетентности у детей с нарушениями речи затруднено, т.к. речевое недоразвитие является первичным в структуре дефекта данной категории детей. Наблюдения за воспитанниками в детском саду позволили обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Они не умеют выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, спокойно отстаивать свою точку зрения. Также отмечается недостаточность общей культуры поведения. Дошкольники не могут вести разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме. С учетом этого очевидна актуальность проблемы формирования у дошкольников с речевыми нарушениями коммуникативной компетентности. И с решением этой проблемы хорошо справляются дидактические игры.

Речевые игры могут быть направлены на:

  • развитие умения устанавливать контакт с собеседником: «Как можно нас назвать по-разному?», «Комплимент»;
  • своевременное употребление слов благодарности: «Подарок другу»;
  • развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
  • развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга?»;
  • развитие умения выслушать собеседника: «Испорченный телефон»;
  • регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
  • развитие умения понимать эмоциональное состояние собеседника: разговор по телефону со сказочными персонажами;
  • произнести знакомое четверостишие — шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично;
  • развитие умения подмечать желания другого человека: «Подари подарок другу»;
  • развитие умения вести диалог с взрослым или сверстником: диалог с дежурным, диалог с поваром.

На основании проделанной работы были сделаны следующие выводы и разработаны некоторые рекомендации:

1. В работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо уделять внимание различным видам игр (сюжетно-ролевым, подвижным, компьютерным, дидактическим).

2. Следует тщательно отбирать игры (особенно дидактические) на предмет качества предлагаемого материала.

3. При изготовлении игр отдавать предпочтение тем, которые позволяют решать разнообразные задачи.

4. Использовать информационно-компьютерные технологии как средство игровой деятельности детей.

5. Привлекать детей к изготовлению дидактических игр с целью воспитания таких нравственных качеств как бережливость и аккуратность.

6. Оказывать помощь родителям в организации игровой деятельности детей дома.

Описанный опыт по использованию дидактических игр на подгрупповых и индивидуальных занятиях, по ознакомлению родителей и педагогов с речевыми играми в различных формах взаимодействия наверняка окажется полезным не только молодым учителям-логопедам, но и всем педагогам, желающим, чтобы их занятия были интересны детям и способствовали максимально быстрому устранению дефектов звукопроизношения у детей как субъектов логопедической работы.

Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников при помощи дидактических игр

Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников при помощи дидактических игр

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к содержанию образования, к его результатам, а также к условиям реализации образовательного процесса [4, п.1.8]. Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах [4, п.4.6]. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

В последнее время в детских садах наблюдается увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями. Если даже смотреть в разрезе одного детского сада, то в коррекционной логопедической помощи нуждается каждая возрастная группа.

На логопункте детского сада коррекционная логопедическая помощь оказывается детям 5-7 лет, имеющим следующие речевые нарушения: фонетическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи. До начала коррекционно-развивающей работы у многих детей уже складывается негативное отношение к своему речевому дефекту. А как обеспечить коррекционно-воспитательное воздействие на речь и личность ребенка? Как формировать правильное звукопроизношение? Как помочь ребенку преодолеть негативное отношение к своему речевому дефекту?

Естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей является игра. Именно игра может создать нужный эмоциональный фон положительного характера, чтобы все психические процессы протекали наиболее активно.

Игра является не только основным видом деятельности детей, но и формой организации детской деятельности. Игру ФГОС ДО определяет как одного из сквозных механизмов развития ребёнка (4, п.2.7), посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно – эстетическое развитие»; «Физическое развитие».

Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях, на которых приходится многократно повторять трудные логопедические упражнения и на подготовительном этапе, и на этапах постановки, автоматизации и дифференциации поставленных звуков. А устранение речевых недостатков возможно именно через игру, потому что в игре формируется, воспитывается, развивается речевая деятельность.

Поэтому учителю-логопеду необходимо широко применять игры в коррекционной работе, потому что каждая игра несет в себе развитие наблюдательности, представлений об окружающем, развитие знаний и навыков, правильное отношение к окружающим и к своему месту в детском коллективе. А при выборе игр необходимо учитывать возрастные особенности ребенка, характер дефекта, степень его выраженности и личностные особенности, изменения в психической сфере ребенка, так как дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой.

Реализуя приоритетные направления ФГОС ДО, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса коррекционно-развивающей работы. На логопункте изготовлено множество игр, лично разработанных и заимствованных у коллег. Я считаю, что у каждого логопеда детского сада в кабинете должны быть следующие виды обучающих игр:

Читайте также:
Тематическое планирование логопедической работы в средней группе (ОНР)

для диагностики речевого развития;

для развития мелкой моторики;

для развития артикуляционного аппарата;

для постановки звуков (отдельно по каждой группе звуков);

для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;

для развития фонематического слуха, фонематического восприятия;

по совершенствованию грамматического строя речи;

по обогащению словарного запаса;

для развития связной речи;

по обучению грамоте.

А для формирования речевого дыхания необходимо иметь различные дидактические пособия тренажеры : «Веселая карусель», «Веселая рыбалка», «Веселая метелица», «Аквариум», «Дуйбол», «Кегли», «Авторалли», «Горячий чай», «Сдуй снежинку», «Слоник», «Дракончики», «Поддувалочки» и всевозможные вертушки, сделанные своими руками или фабричные.

Н а этапе обследования языковых и неязыковых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития игра может быть использована как метод диагностики. Например, при обследовании связной речи ребенку можно предложить такие игры: «П омоги Незнайке правильно разложить картинки и составить рассказ», «Расскажи сказку кукле Даше, чтобы она поскорее заснула», «Айда, расскажем Винни – Пуху, как отпраздновали твой день рождения».

При обследовании фонематического слуха целесообразно использовать такие игры, как «Давай поиграем в школу», «Звуковые прятки», «Найди пару» и др.

При обследовании словарного запаса проводятся такие игры с мячом: «Назови одним словом» , «У нас растут много овощей», «У нас в группе много игрушек», «Я знаю 5 деревьев», «Скажи наоборот» , «Кто чем занимается?» , «Подскажи словечко». Можно проводить иг ры на классификацию предметов («Найди маму для детеныша») и настольные дидактические игры: «Бюро находок» , «Кто где живет?» , «Часть и целое» .

Исследование артикуляционного аппарата и его моторики можно превратить в увлекательную игру в форме сказки у стенда «Домик Язычка» или используя пособие «Домик Язычка». Можно использовать «Логокуб», на гранях которого картинки – символы артикуляционных упражнений .

Для обследования звукопроизношения подбираются слоги, слова и предложения с различными группами звуков. Для определения уровня фонематического восприятия и запоминания слогов ребенку предлагаю следующие игры: «Выложи домик» , «Пуговицы» , «Запомни и скажи» , «Паровозик».

Для постановки звуков незаменимыми являются такие игры : «Поймай звук», «Насос – помощник», «Веселый дождик» , «Прилетели комарики», « Помоги пчёлке прилететь в улей», «Приплывает пароход», «Песенки змейки», «Остановим лошадку», «Весёлая прогулка Язычка» и др.

Многообразны игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков: «Звуковая улитка», игры-бродилки, лабиринты, лото, домино, логошашки, «Я вас различаю», слоговые дорожки, разрезные картинки, пазлы фабричные, пазлы самодельные на палочках (деревянных шпателях), «Звукарики», «Кнопочки», «Кнопки-переключалки», «Звуковая поляна» на разные группы звуков и многие другие , с помощью которых можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное. Настольные логопедические игры удобны тем, что их можно предложить и как домашнее задание. Самыми любимыми у моих воспитанников являются игры-бродилки и интерактивные игры развивающего портала «Мерсибо».

Таким образом, систематическая целенаправленная планомерная работа по использованию комплекса дидактических игр с красочными яркими картинками, привлекательными для детей, способствует эффективному решению коррекционных задач и прочному закреплению результатов логопедической работы по автоматизации поставленных звуков. Значение речевых игр в работе с детьми, имеющими нарушения речи, велико, так как их использование дает быстрое формирование правильного звукопроизношения. В процессе игры дети начинают проявлять живой интерес к звуковой стороне речи.

Список литературы:

1. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова.
Вып. 1, вып. 2. — М., 1981, 1987.

Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр Текст научной статьи по специальности « Науки о здоровье»

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Каверова Э. А.

Текст научной работы на тему «Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр»

К концу обучения в подготовительной к школе группе детского сада дети на выпускных занятиях и по итогам комиссии ЦдиК на выходе, по итогам диагностики на уровень умственного, физического, речевого и психического развития показывают высокий уровень осведомленности не только об окружающем мире (многие дети к выпуску уже умеют бегло читать), но и знают наиболее ошибкоопасные места русского языка. Дети, поступившие в логопедическую группу с диагнозом «тяжелое нарушение речи» и закончившие обучение в ней, в дальнейшем, как правило, легко обучаются в общеобразовательных школах, а многие поступают в лицей, в классы с программой повышенного уровня сложности. Развитие речи и обучение грамоте детей в дошкольном учреждении призвано обеспечить качественную подготовку детей к обучению в школе. Первые успехи в чтении и письме оказывают мощное психотерапевтическое воздействие на личность ребенка, синтезируют развитие познавательной деятельности. Овладев самыми элементарными навыками чтения и письма ребенок буквально «выпрямляется» на глазах, у него появляется самоуважение, подкрепленное положительными эмоциями взрослых (логопеда, воспитателей, родителей) по поводу его успехов, уверенность в своих силах, резко возрастает познавательная активность, все психические процессы протекают на совершенно ином, качественно более высоком уровне.

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.

2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПб., Изд-во «Детство-пресс». – Изд-во «Творческий центр Сфера». – М., 2007. -470 с.

3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.

4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. – СПб.: ТЦ «Сфера», 2009.

Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр

Наиболее распространенным речевым нарушением, по исследованиям ЮНЕСКО, в последние годы является общее недоразвитие речи (ОНР).

Читайте также:
Развитие речи у детей с расстройством аутистического спектра

Под общим недоразвитием речи, по мнению Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной и других исследователей следует понимать такую форму речевой патологии, при которой формирование всех

компонентов речевой системы нарушено (как звуковой, так и смысловой стороны речи), при этом дети имеют нормальный слух и первично сохранный интеллект.

В исследованиях Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой отмечается, что ОНР возникает при алалии, афазии, а также может отмечаться при ринолалии и дизартрии, когда одновременно диагностируется недостаточность фонематического восприятия и лексико-грамматической стороны речи.

Как отмечают Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова и др., причинами к возникновению ОНР могут послужить: слабость акустико-гностических процессов, органические поражения или недоразвитие каких-либо отделов ЦНС (центральной нервной системы). Причины, также могут носить социальный характер: двуязычие или многоязычие в семьях; воспитание ребенка в условиях, где имеются глухие члены семьи; частые заболевания ребенка, его физическая ослабленность.

При данном речевом нарушении многими авторами отмечаются: аграмматизмы, нарушение звукопроизношения, дефекты фонемообразования, позднее появление речи, выраженное отставание в формировании лексико-грамматического строя, бедность и не акти-визированность словарного запаса. Речь у дошкольников с ОНР, выражается в разной степени, что зависит от уровня, это характеризуется лепетная речь, ее отсутствие, или же развернутая речь с некоторыми элементами лексико-грамматического, фонетикофонематического недоразвития. Для таких дошкольников характерны нарушения общей моторной неловкости, недостаточной сфор-мированности двигательных умений и навыков, снижения внимания, восприятия, концентрации.

Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР рассматривается в исследованиях: Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и др. По их мнению, развитие звукопроизношения не соответствует возрастным показателям, у детей с ОНР проявляется недостаточность мыслительных операций, низкий уровень организации семантических полей, формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.

Система коррекционной работы по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР может строиться с опорой на: интеллектуальные, развивающие, игровые, инновационные методы и средства. Игровые средства обучения являются ведущими в дошкольном возрасте, независимо от нарушения, так как игра – ведущий вид деятельности дошкольников (А.Н. Леонтьев). Поэтому в логопедической работе эффективность коррекции звукопроизношения зави-

сит от эффективности использования дидактических игр во всех видах деятельности.

По мнению А.Н. Леонтьева, дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, который свойствен нормально развивающимся детям. Для преодоления данной особенности необходимо проводить специальные коррекционные мероприятия, основанные на игровой деятельности, так как речь наиболее эффективно развивается в специально организованном процессе. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо использовать обучающие дидактические игры. Исследования: О.С. Орловой, М.Л. Скуратовской и других, свидетельствуют о необходимости использования индивидуально-дифференцированного подхода при использовании дидактических игр в коррекции звукопроизношения.

На наш взгляд, игровые приемы должны максимально широко использоваться на всех этапах формирования правильного произнесения звуков: на подготовительном, постановочном (вызывания звука), автоматизации и дифференциации звука.

На подготовительном этапе, формируем артикуляционный аппарат к поставке звуков. Для этого используем дидактические игры по развитию артикуляционного аппарата, мелкой моторики и правильного дыхания. Для развития артикуляционных движений используются игровые упражнения Л.Л. Бетц, Н.В. Нищевой, Т.Б. Филичевой, С.П. Цукановой, Г.В. Чиркиной, и др., направленные на: развитие статики, динамики, подвижности языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба. Эффективными являются артикуляционные игры: «Лопаточка», «Иголочка», «Часики», «Лошадка» и другие. По мнению Л.Т. Журбы, Е.М. Мастюковой, Е.Н. Правдиной-Винарской, М.Б. Эйдиновой, и др., мелкая моторика включает упражнения на: улучшение мышечного тонуса, быстроты, силы, плавности и точности движений. Игры по развитию мелкой моторики у детей с ОНР эффективны: «Дождик», «Делай как я», «Дорога из прищепок», «Веселые ладошки» и др. Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Е.А. Дьякова, А.Н. Стрельникова предлагают вырабатывать правильное диафрагмальное дыхание, с использованием игр: «Кошка», «Насос», «Большой маятник», «Задуй свечу» и др.

Второй этап – постановочный, включает классические способы постановки звуков, но при использовании игровых заданий. Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина предлагают использовать 3 способа постановки звуков. Первый способ включает подражание правильному звуку. Ребенок воспринимает артикуляционные фонемы, пользуясь при этом зрением, слухом, мышечными ощущениями и сознательно пытается воспроизвести правильные движения органов артикуляции.

Мы использовали игровые приемы: «Насосом накачиваем колесо (с-с-с)», «Дует холодный ветер», «Сдувается шарик» и др.

Второй способ состоит в механическом воздействии на речевые органы при помощи шпателя или зонда. При этом способе используется некоторая исходная артикуляция, и на ее основе механическим путем речевые органы пассивно приводятся в требуемое положение или движение. Эффективные игры при этом способе являются: «Звенелочка», «Цоколочка», «Жужалочка», «Моторчик» и др.

Третий способ – смешанный. На данном этапе, для воспроизведения требуемой артикуляции с помощью словесных пояснений и путем подражания механически воздействуем на речевые органы, чтобы помочь более точно и полно воспроизвести требуемую артикуляцию. Можно использовать игровые приемы: И.В. Баскакиной, М.И. Лынской «Шипелочка», «Свистелочка», «Заведем моторчик», «Индюк» и др.

На этапе автоматизации вводятся включение поставленных звуков в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка. Сначала соединяем изолированно поставленный согласный с гласными: [а], [о], [у], [ы], [э] в прямые слоги (са, со, су, сы, сэ), в обратные (ас, ос, ус, ыс, эс) и со стечением согласных (ста, сто, слу, слы). На данном этапе реализовываются игровые приемы представленные: Н.В. Нищевой, Л.А. Комаровой, О.В. Егоровой и других «Жук-пожарник», «Варежка», «Подскажи словечко», «Закончи предложение», «Один-много» и др.

На этапе дифференциации последовательно различаем смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам в игровых упражнениях по твердости и мягкости: «наоборот», «сигнальщики», «эхо» и др.; по звонкости и глухости: «Загрузим в грузовик картинки», «Соберем Соне сумку, а Зое рюкзак» и др.; ударности и безударности слогов: «Какой слог нужно добавить: ударный или безударный, чтобы получились слова?», «Прочитайте слова с ударением на первом слоге» и другие.

Читайте также:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка

Поэтапность и систематичность использования обучающих дидактических игр способствует коррекции звукопроизношения у детей с ОНР.

Для дошкольников с ОНР можно использовать игры для развития артикуляции: «Чашечка», «Грибок», «Вкусное варенье» и др.; для развития правильного дыхания: «Снежинки летят», «Подул ветерок» и др.; для развития мелкой моторики дидактические игры: «Бусы», «Пальчиковый сухой бассейн», «Шнуровки» и др.; для автоматизации звуков: «Улитка», «Что делает Мила?», «Половинки» и др.; по дифференциации звуков: «Лесные цветы», «На лесной полянке» и др.

Игровые упражнения, представленные всеми авторами, многофункциональны, их можно дополнять, изменять, комбинировать,

систематизировать и классифицировать в зависимости от нарушенного звука.

Таким образом, на наш взгляд, использование дидактических игр способствует коррекции звукопроизношения у детей с ОНР и повышению результативности логопедической работы.

Классификация задержек речевого развития различного генеза

От года к году число детей, имеющих различные речевые нарушения, значительно увеличивается. За последние 20 лет нами было обследовано 23963 ребенка в возрасте от 1,5 до 7 лет. Из них лишь 31 % имели нормальное речевое развитие и 63 % – различные речевые нарушения, в том числе такие, как дизартрия и алалия, а также 6 % детей имели различные психические и сенсорные нарушения, такие как аутизм, нарушения интеллектуального развития и тугоухость.

Тщательно изучив анамнез этих детей, мы пришли к выводу, что уже на ранних этапах речевого дезонтогенеза можно определить характер речевого нарушения у детей раннего возраста и тип ЗРР.

В классической отечественной логопедии задержка речевого развития определяется как «замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребёнка» (Л.С. Волкова и др.). В настоящее время термин «задержка речевого развития» используется более широко и включает в себя различные нарушения речевого онтогенеза. Поэтому, проанализировав анамнез обследованных детей, мы пришли к выводу, что задержки речевого развития могут быть не только функциональными, но и органическими. Отсюда следует более широкое определение понятия «задержка речевого развития» и необходимость классификации задержек речевого развития в зависимости от структуры нарушения.

По нашему мнению, категория «задержка речевого развития» определяется как нарушение речевого онтогенеза у детей от 1,5 до 3 лет, обусловленное органическими или функциональными причинами. Следовательно, задержки речевого развития можно разделить на функциональные и органические.

К функциональным задержкам речевого развития подойдёт их классическое определение, данное Л.С. Волковой. Они могут быть вызваны неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию речи или соматической недостаточностью, не связанной со значительным поражением центральной

Использование дидактических игр при коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Вы будете перенаправлены на Автор24

Дидактическая игра – это разновидность игровой деятельности, носящая образовательную направленность, в основе которой лежат принципы игрового обучения и активного развития, посредством выполнения действий по определенным правилам.

Дидактическая игра является методом активного обучения. Она ставит детей в активную позицию познавателей и исследователей. Потому, дидактические игры активно применяются в коррекционном обучении.

Дидактических игр существует огромное множество. Каждая игра ориентирована на достижение определенных образовательных целей и задач. Что касается коррекции звукового произношения, то актуально применение игр определенной направленности и структуры.

Структура дидактических игр, направленных на коррекцию звукопроизношения дошкольников

Структура дидактической игры любой направленности выстраивается с учетом возрастной динамики развития детей и уровня развития их речи.

По мере активизации речевой деятельности, психических процессов ребенка дидактические игры наполняются новым содержанием.

Игры, ориентированные на коррекцию речевых нарушений, в частности, звукового произношения, имеют структуру, которая отличает их от иных игр, а также от иных коррекционных упражнений. Она имеет следующие составные компоненты:

  1. Наличие коррекционной задачи. Такая задача связана с устранением речевых дефектов, постановкой верного звукового произношения. Данная дидактическая задача особенна тем, что она реализуется в интересной, увлекательной для ребенка форме и он, по сути, не чувствует ее выполнения т.е. он просто играет одновременно развиваясь и совершенствуя свои речевые навыки.
  2. Наличие игровых действий. Они лежат в основе игре и ориентированы на достижение игровой задачи. В силу ее особенностей – ориентация на коррекцию звукового произношения, игровые действия имеют свою специфику. Они выполняются таким образом, чтобы каждое действие затрагивало работу речевого аппарата или же, воздействовало на психические процессы, влияющие на речевую деятельность.
  3. Правила игры. Они направлены на контроль деятельности детей, управление их поведением, действиями, в ориентации на достижение коррекционной игровой задачи. Правила игры здесь связаны с работой органов артикуляции, произнесением отдельных звуков и т.д. Например, в игре может быть запрещено произносить тот или иной звук без совершения какого-то действия или необходимо выполнять движения органами артикуляции для отражения какого-то состояния, передачи своего настроя.

Готовые работы на аналогичную тему

В каждой дидактической игре может быть поставлено несколько дидактических задач. Однако, одна из них является приоритетной т.е. ее выполнению уделяется особое внимание в этой игре, тогда как в других играх, она является незначительной. Такая вариативность игр и игровых задач повышает речевую активность дошкольников и способствует развитию именно тех сторон речи, которые являются более отстающими.

При выборе правил игры, важно, сохранять увлекательность игрового действия. Правила не должны ограничивать свободу ребенка и создавать атмосферу напряжения.

Целевое назначение использования дидактической игры в коррекции звукопроизношения

Основная цель применения дидактических игр в воспитательной деятельности ДОУ связана с развитием ребенка во всех направлениях.

Что касается коррекционного учебно-воспитательного процесса, то дидактическая игра ориентирована на устранение того или иного отклонения в развитии ребенка и создание условий для его полноценного всестороннего развития.

Читайте также:
Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп

В коррекционной работе по развитию речи дошкольников, коррекции их звукового произношения, дидактические игры преследуют ряд подцелей. К ним относятся:

  • Знакомство с традиционными и нетрадиционными играми;
  • Развитие фонематической стороны речи через игровой процесс;
  • Развитие артикуляционной моторики дошкольников;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Активизация желание и стремления ребенка в правильном произношении звуков;
  • Расширение и углубление игровых навыков ребенка;
  • Повышение работоспособности ребенка через игровую познавательную работу;
  • Развитие речи ребенка по определенным блокам и отработка дифференцированного произношения звуков.

Разновидности дидактических игр, используемых в коррекции звукопроизношения дошкольников

На постановку правильного звукового произношения дошкольника ориентированы игры, относящиеся к разным направлениям коррекции и, имеющие разные дидактические задачи.

Рассмотрим эти группы игр:

  1. Дидактические игры на постановку звука. Они связаны с работой органов артикуляции и отработку верных движений ими для правильного произнесения отдельных звуков. К таким играм относятся: «Сказки для языка», «Приключения языка», «Путешествия языка» и др. Все они связаны с выполнением артикуляционной гимнастики.
  2. Автоматизация поставленных звуков, как изолированно произносимых, так и их произношения в слогах. Сюда входят игры «Лесенка» – поднятие ребенка по ступенькам и произношения звука/ов на конкретной ступени, «Кубики» – бросание кубика и произношение звука то количество раз, которое выпало на нем, «Катушка» – игра соревнование, предполагающее заматывание нитки на катушку или, напротив, ее разматывание и произнесение звука как сигнала о завершении действия.
  3. Постановка произношения звуков в словах и предложениях. Сюда входят игры: «Дорожки» – бег по дорожкам, до конкретной цели и называние в конце пути конкретное слово», «Картинки» – выбор картинок и произнесение предложений, отражающих события, процессы, которые на них изображены, «Наряжаем елку» – вешание на елку картинок с изображением необходимого слова, ориентированного на постановку звуков. Ребенок произносит его, прежде чем, повесить на елку. Игра «Сбор цветка» – собирание цветов из картинок с называнием того, что на них изображено, «Сбор ягод» – сбор картинок с изображением ягод и их складывание в корзинку с произношением.
  4. Постановка звуков в связной речи и их автоматизация. Для этого используются сцены из сказок, рассказывание поведения и поступков героев, оценка их действий и т.д. Используются сказки «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь» и др.

Роль дидактических игр и пособий в коррекционном обучении детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС до Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанцева Галина Павловна, Константинова Светлана Александровна

В данной статье представлен опыт коррекционной работы учителей-дефектологов в дошкольном учреждении по обучению, воспитанию и развитию детей с нарушением зрения с использованием различных дидактических игр и пособий.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казанцева Галина Павловна, Константинова Светлана Александровна

THE ROLE OF DIDACTIC PLAYS AND AIMS IN CORRECTIONAL EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES UNDER THE CONDITIONS OF FSES KE IMPLEMENTATION

This article presents the experience of defectologist teachers’ correctional work in preschool institutions on the training, education and development of children with visual impairment using various didactic games and aids

Текст научной работы на тему «Роль дидактических игр и пособий в коррекционном обучении детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС до»

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ПОСОБИЙ В КОРРЕКЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Казанцева Галина Павловна.

Россия, г. Новосибирск, муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №158 комбинированного вида», учитель-дефектолог, ds_158_nsk@nios.ru.

Константинова Светлана Александровна.

Россия, г. Новосибирск, муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №158 комбинированного вида», учитель-дефектолог, ds_158_nsk@nios.ru.

Аннотация. В данной статье представлен опыт коррекционной работы учителей-дефектологов в дошкольном учреждении по обучению, воспитанию и развитию детей с нарушением зрения с использованием различных дидактических игр и пособий.

Ключевые слова: дидактические игры, дидактические пособия, коррекционная работа, дети с нарушением зрения.

THE ROLE OF DIDACTIC PLAYS AND AIMS IN CORRECTIONAL EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES UNDER THE CONDITIONS OF FSES KE IMPLEMENTATION

Kazantseva Galina Pavlovna.

Russia, Novosibirsk, Municipal State Pre-School Educational Institution “Kindergarten No. 158 of the combined type”, Defectologist teacher, ds_158_nsk@nios.ru.

Konstantinova Svetlana Aleksandrovna.

Russia, Novosibirsk, Municipal State Pre-School Educational Institution “Kindergarten No. 158 of the combined type”, a defectologist teacher, ds_158_nsk@nios.ru.

Abstract. This article presents the experience of defectologist teachers’ correctional work in preschool institutions on the training, education and development of children with visual impairment using various didactic games and aids.

Key words: didactic games, didactic aids, remedial work, children with visual impairment.

«Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – пишет В. А. Сухомлинский.

Развивающая предметно-пространственная среда – одно из основополагающих средств в работе учителя-дефектолога с детьми с нарушением зрения. И чем она разнообразнее, тем результативнее будет проведена коррекционная работа. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к развивающей предметно-пространственной среде, которая должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной [6, с. 19].

В нашем дошкольном учреждении функционируют 6 групп с нарушением зрения. Согласно рекомендациям Л.И. Плаксиной и Л.С. Сековец, в каждой группе создана коррекционно-развивающая среда, которая базируется на принципах поэтапного введения ребенка в коррекционно-развивающую среду, учитывает «зону актуального развития ребенка» и определяет условия для формирования «зоны ближайшего развития» [4, с. 4]. Одним из приоритетных направлений является оздоровительно-лечебная деятельность, направленная не только на развитие и восстановление нарушенных функций дошкольников с нарушением зрения, но и организацию коррекционно-развивающей работы тифлопедагогов с детьми и образовательной деятельности в пяти образовательных областях [1, с. 10]. В работе с детьми с нарушением зрения коррекционно-педагогическое обучение занимает одно из важных мест и играет большую роль в развитии личности ребенка. Одним из эффективных средств коррекционного обучения являются дидактические игры, которые направлены на развитие сенсорных эталонов, формирование предметных представлений, познавательной активности и мотивации детей. Благодаря использованию дидактических игр, возможно развивать психические процессы, формировать полисенсорные взаимосвязи, развивать умственное и нравственное воспитание детей, имеющих зрительную патологию, оказывать содействие в преодолении различных затруднений в интеллектуальной, трудовой, бытовой и образовательной деятельности.

Читайте также:
Цикл занятий: Страна Красивой речи

Одной из коррекционных задач в работе учителя-дефектолога является задача, направленная на развитие зрительного восприятия. Согласно программным и должностным требованиям, он формирует у детей способы чувственного познания, учит правильно обследовать предметы с помощью нарушенного зрения и сохранных анализаторов [5, с. 33]. Дидактические игры, по развитию зрительного восприятия подразделяются: на различение формы, цвета, величины предметов, пространственного положения предметов с использованием сенсорных эталонов, движущихся объектов; на называние, уточнение, конструирование, анализ, сравнение визуальных сенсорных признаков предметов; на сличение реального объекта с цветным, силуэтным и контурным изображением предмета; на группировку предметов по форме, цвету, величине; на развитие глазомера, глубинного зрения. Благодаря их использованию, для детей с нарушением зрения открываются новые возможности активной самостоятельной деятельности.

На занятиях по развитию ориентировки в пространстве используются дидактические игры, обучающие детей зрительно-пространственной

ориентировке. К ним относятся игры на ориентировку на себе, относительно себя, относительно предмета, по схеме, с помощью слуха и обоняния. Детей учат ориентироваться на плоскости, на листе, в трехмерном пространстве; моделировать пространственные отношения, «читать» графические изображения, составлять различные схемы, игры-путешествия.

На занятиях по социально-бытовой ориентировке дидактические игры направлены помочь детям с нарушением зрения расширить представления об окружающих предметах, закрепить и развить представления о предметах домашнего обихода, которыми пользуются в быту, выработать навыки социальной ориентировки, сформировать знания о самом себе и своем организме, научить вступать в общение с различными людьми, развивать эмоциональную сферу, вербальную и невербальную коммуникацию, познакомить с различными профессиями в организациях, учреждениях и службах быта, куда можно обращаться.

На занятиях по развитию осязания и мелкой моторики мы также используем различные целенаправленные дидактические игры. Это игры, развивающие умение определять предметы на ощупь, различать осязательно различную поверхность, материал, из которого они сделаны. Овладение приемами осязательного восприятия и умение выполнять предметно-практические действия позволяют детям с нарушением зрения наиболее точно формировать образ предметов и уметь с ними взаимодействовать. Наиболее часто используются дидактические игры, направленные на развитие пальцевой моторики («Разложи фигуры по цвету», «Кто быстрее соберет бусинки» и т.д.). Любимыми дидактическими играми на развитие осязания являются: «Чудесный мешочек», «Волшебная коробочка». Материал для этих игр разнообразен: муляжи фруктов и овощей, фигурки животных, геометрические формы, различные ткани, виды бумаги и т.д. В старшем дошкольном возрасте используются игры, направленные на обследование себя, своих сверстников и взрослых: «Найди ребят с длинной прической», «Найди самого высокого», «Угадай, кто это?».

Для обогащения чувственного опыта детей с нарушением зрения проводятся дидактические игры на развитие слухового восприятия, развивающие способность определять речевые и неречевые звуки. К ним относятся игры на различение бытовых звуков, звуков природы, музыкальных звуков – различение голосов людей, животных и птиц, звуков транспорта, речевых звуков и предметно-практических действий: «Угадай, кто позвал?», «На каком инструменте играю?», «Чей это шум?», «Минута тишины», «Мир вокруг нас в звуках», «Чье имя я назвала?». При формировании представлений о животных или птицах мы включаем видеозапись с голосами. При ознакомлении с реальными звуками у детей расширяются социально-адаптивные возможности, складывается целостный образ о данном природоведческом объекте.

В работе с детьми, имеющими зрительную патологию, необходимой задачей является задача, направленная на развитие обоняния и вкусовой чувствительности. Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец считают, что «ориентация на запахи является неотъемлемой частью жизни человечества, и чем успешнее развито обоняние, тем эффективнее осуществляется социальная адаптация» [4,

с. 73]. Игры на сочетание вкусового/обонятельного и осязательного восприятия помогают детям активнее различать предметы по вкусу и запаху, ориентироваться в окружающей обстановке. На коррекционных занятиях, прогулках и в повседневной жизни педагоги обращают внимание детей на окружающие запахи, запахи фруктов, овощей, пищевые, растительные запахи. В кабинетах тифлопедагогов и в группах имеется набор баночек для знакомства и дифференцировки запахов, которые периодически обновляются. Подбираются они с учетом возраста детей и уровня развития. К таким запахам относятся: лекарственные, пищевые, бытовые, парфюмерные и другие. Примерные игры: «Угадай, чей запах?», «Угадай по запаху, что лежит в баночке?», «Найди одинаковые запахи», «Выбери по запаху фрукт, овощ», «Чем пахнет весна?», «Угадай по запаху помещение». При формировании представлений о разных вкусовых качествах, сначала знакомим детей с сенсорными эталонами вкуса -сладкий, соленый, горький, кислый. Формируя представления о вкусовых свойствах, учим устанавливать степень приятности пищи, свежести продукта, зрелости плодов. В коррекционном обучении организуем и проводим игры на дифференциацию продуктов «Съедобные – несъедобные», «Заколдованные продукты», «Определи по вкусу», «Угадай и назови вкус продукта», «Волшебная вода», которые рекомендует Т.А. Грищенко [2, с. 29].

Содержание дидактических игр, используемых на коррекционных занятиях по развитию познавательных процессов, направлено на развитие у детей восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи. Игры на внимание формируют наблюдательность, умение правильно обследовать предметы, находить и выделять признаки сходства и отличия, развивается поисковая функция. Дидактические игры, направленные на развитие мышления, формируют умение объединять предметы, классифицировать, группировать по определенным признакам, анализировать. Подбор дидактических игр соответствует лексическим темам, которые позволяют активизировать не только мыслительную, но и речевую деятельность детей, закрепить полученные знания по данной теме. Примерные игры: «Найди отличия в картинках», «Какая картинка лишняя?», «Ассоциации», «Кто больше назовет профессий?», «Лишнее слово», «Загадки о предметах» и т.д.

Читайте также:
Сайт специалиста - Зачем логопеду свой сайт

В старшем дошкольном возрасте широко используются игры с математическим содержанием, которые являются познавательными и коррекционными: «Цифры разбежались», «Выложи цифру», «У кого больше?» и т.д. Играя, дети учатся воссоздавать из частей целое, узнавать по описанию определенные предметы, считать предметы, объединять и группировать их, что расширяет границы познавательной деятельности.

В кабинетах учителей-дефектологов дидактические игры классифицированы по разделам:

– игры для восприятия формы;

– игры для восприятия цвета;

– игры для восприятия величины;

– игры для развития осязательной чувствительности;

– игры для развития мелкой моторики;

– игры для развития предметных представлений;

– игры для развития временных представлений;

– игры для развития внимания, памяти, мышления, воображения, речи;

– игры для развития пространственной ориентировки;

– игры для развития эмоций.

Дидактические игры и пособия используются в коррекционной работе целенаправленно и планомерно. Известный педагог К.Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он указывал на то, обучение в форме игры может и должно быть интересным, но никогда не развлекающим. Большинство дидактических игр создано руками педагогов, в соответствии с требованиями к методическим пособиям для детей с нарушением зрения, к которым относятся:

– учет остроты зрения, зрительных возможностей и возрастных особенностей каждого ребенка;

– соблюдение пропорций в соответствии с соотношениями реальных предметов;

– соблюдение цветового контраста в изображении;

– присутствие в цветовой гамме желто-красно-оранжевых и зеленых тонов;

– четкое выделение контура в изображении;

– четкое выделение ближнего, среднего и дальнего планов;

– подбор и предъявление сюжетных картинок без лишних деталей;

– правильное расположение картинок на доске.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения осуществляется в тесном сотрудничестве всех педагогов: учителей-дефектологов, воспитателей, учителей-логопедов, музыкальных руководителей, воспитателя по физической культуре и изобразительной деятельности. Это позволяет более эффективно осуществлять коррекционную работу и получать стабильные результаты к концу дошкольного образования. При проведении дидактических игр каждый педагог основывается на общих дидактических принципах: системности; повторности; наглядности; образности; доступности. Руководя игрой, педагоги осуществляют дидактические задачи через привлекательные для детей игровые задачи, игровые действия и правила. Многократное выполнение и повторение заданий при встречах с разными специалистами способствует эффективному развитию зрительного восприятия, наблюдательности, что позволяет ребенку составить целостное и, в то же время, детальное представление об объектах и предметах окружающего мира, развивать осмысленное видение, использовать сохранные анализаторы [3].

Коррекционная работа прослеживается во всех видах деятельности, тщательно подбирается дидактический материал для каждой возрастной группы и с учетом нарушений зрения, индивидуальных особенностей каждого ребенка. Использование игр с игрушками и предметами развивают умения обследовать предметы, сравнивать их, находить общее, учат детей действовать с игрушками и предметами, использовать их в сюжетно-ролевых играх, свободной

самостоятельной игровой деятельности. Настольно-печатные игры формируют представления об окружающем мире, развивают сенсорные зрительные возможности, расширяют познавательную деятельность детей. В группах оборудованы экспериментальные уголки, где дети имеют возможность познакомиться с различным природным и бросовым материалом (песок, камешки, плоды и семена растений, крупы и др.), поэкспериментировать с ним, что развивает не только представления об окружающем, но и способствует развитию осязательного восприятия и тактильной чувствительности. В каждой группе имеются музыкальные уголки с различными шумовыми и детскими музыкальными инструментами, спортивные уголки со специальным оборудованием и играми для развития основных движений, глазомера, сохранения равновесия, повышения двигательной активности. Многие дидактические пособия изготовлены руками педагогов: макет леса, скотного двора, пещеры, календари времен года, тактильная доска и т.д. В дошкольном учреждении проводился конкурс «Лучший коррекционный уголок». Педагоги ДОУ представили дидактические игры и пособия по этапам лечения зрения: плеоптика, ортоптика, диплоптика, стереоптика. В итоге педагоги обменялись своим педагогическим опытом и повысили профессиональную компетентность.

В музыкальном и физкультурном залах подобраны дидактические пособия с учетом зрительных особенностей и возраста детей, что позволяет решать ряд коррекционных задач на развитие слуховой и пространственной ориентировки, совмещение зрительного и слухового образов, формирование бинокулярного зрения.

Педагогами ведется большая просветительская работа среди родителей наших воспитанников. В родительских уголках отражается тематика познавательных образовательных задач, даются рекомендации по уточнению и закреплению пройденной темы. Привлекая родителей к совместным играм в домашних условиях по закреплению пройденного материала, предлагаем взять домой какую-либо дидактическую игру и вместе с ребенком еще раз в нее проиграть. Это позволяет обеспечить необходимое количество повторений, заинтересовать родителей в успешном результате, тем самым получить положительную динамику в освоении ребенком определенной темы.

Таким образом, умелое использование дидактических игр и пособий способствует развитию познавательных возможностей, сообразительности, умению решать познавательные задачи, проявлять волевое усилие при достижении поставленной цели, а также положительно влияет на развитие детей с нарушением зрения в целом.

Библиографический список: 1. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием [Э/р]. – Режим доступа: http://suvagcentr.ru/userfiles/files/2017/praoop_do_ambliop_new.pdf (дата

2. Грищенко Т.А. Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. Тематические индивидуальные занятия и игры: метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 96 с.

3. Одинокова Н.А. Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с ограниченными зрительными возможностями: учебное пособие. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. – 159 с.

Читайте также:
Стихотворный материал, используемый при массаже кистей рук массажным шариком Су-Джок

4. Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. Учебное методическое пособие. – М.: ЭЛТИ-КУДИЦ, 2006. – 99 с.

5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Экзамен, 2003. – 256 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.

Дидактические игры в коррекционной педагогике

У ребенка с ОНР помимо нарушений всех компонентов речевой системы — фонетики, лексики, грамматики, связной речи — прослеживается и не­достаточная сформированность психических процессов — па­мяти, внимания, восприятия, логического мышления. Таким детям очень трудно сосредото­читься, они быстро утомляют­ся, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый учебный материал.

Как же педагогу удержать интерес ребенка, сконцентрировать его внимание, обеспечивая при этом коррекционную ра­боту и всестороннее развитие?

Для этого существует мно­го методов и приемов. Один из них — дидактическая игра.

Предлагаем вашему внима­нию разработанные игры, которые мы используем уже многие годы при работе с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии.

Игры, представленные в пособии, способствуют улучшению речи, мыслительных операций, памяти, произвольного внимания.

Поскольку все игры самостоятельны и имеют свои учебные задачи, их можно включать в любое занятие и постоянно пополнять.

Ценность этих дидактических игр заключается в том, что они могут использоваться и в кабинете логопеда, и в работе воспитателей, и в самостоятельной деятельности детей старшей и подготовительной к школе групп.

Таким образом, игры сделают содержательнее не только процесс обучения, но и досуг старших дошкольников.

Дидактическая игра «Гусеница»

2. Развивать фонематический слух.

3. Развивать координацию и равновесие.

4. Формировать умения ориентироваться в пространстве относительно себя (своего тела).

Дети идут по кругу спиной вперёд. Логопед называет разные слова, услышав слово с заданным звуком, дети разводят руки в стороны и становятся на одну ногу (варианты: руки вверх и присесть и т. д. или дать точные указания встать на левую или правую ногу).

Дидактическая игра «Тяни-толкай»

1. Развивать речевое дыхание.

2. Учить дифференцировать звуки речи.

3. Развивать фонематический слух.

4. Развивать координацию и равновесие.

5. Формировать умения ориентироваться в пространстве относительно себя (своего тела).

Дети стоят друг за другом. Логопед называет слова на один заданный звук. Дети делают шаг вперёд и хлопок руками перед собой. На другой заданный звук, два шага назад и хлопают над головой.

Дидактическая игра «Спрячем слово за деревья»

1. Развивать навыки слогоделения, внимания, быстроты мышления.

Ставятся деревья: дуб, ёлка и берёза. Дети достают из чудесного мешочка предмет или картинку, самостоятельно определяют количество слогов в слове и прячут за дере­вья предмет или картинку. Предмет, обозначающий слово из одной части спрячем за дерево, в названии которого одна часть (дуб). Предмет, обозначающий слово из двух частей за дерево, в названии которо­го две части (ёлка). А предмет, обозначающий слово из трех частей за дерево, в названии которого три части (береза).

Дети выполняют задание, отхлопывая, отстукивая, оттопывая, складывая слово на ладошку.

Дидактическая игра «Слоговые обручи»

1. Развивать навыки слогоделения, внимания, быстроты мышления.

Раскладываются обручи разного цвета и размера. В маленький обруч кладём 1 кубик (или цифру 1), в средний по размеру обруч кладём 2 кубика (или цифру 2), в большой обруч кладём 3 кубика (или цифру 3) – кубики и размер обруча определяют количество слогов.

Дети достают из чудесного мешочка предмет или картинку, самостоятельно определяют количество слогов в слове и встают в соответствующий обруч.

Затем проверяем правильность выполнения детьми задания.

Эта игра может использоваться при изучении практически любой лексической темы.

Дидактическая игра «Чудо – дерево»

1. Закреплять произношения звуков [з], [ж].( или других звуков на дифференциацию).

2. Развивать фонематический слух.

3. Формировать навыки согласования числительного с существительным.

4. Обогащать словарный запас.

Логопед показывает на «чудо – дерево». Дети, послушайте стихотворение:

Как у наших у ворот,
Чудо – дерево растёт.
А растут на нём не шишки,
А подарки для мальчишек.

Там растут машинки, винтики, пружинки,
Шайбы, плюшки и разные зверюшки.
Для девчонок там и тут
Сливы, яблоки растут.

Слойки, булочки, конфеты
В общем вкусные предметы.
Чтобы это всё собрать,
Надо быстро посчитать.

Дети хором считают «плоды» на «чудо – дереве» и проговаривают словосочетания числительного с существительным.

Логопед: Давайте вспомним игру «День – ночь». Сначала закройте глаза (убирает одну – две картинки), а теперь откройте их и скажите: чего нет на дереве? (или чего не хватает на дереве?).

Дети: На дереве нет трёх пружинок, четырёх конфет и т. п.

Дидактическая игра «Твёрдый и мягкий»

1. Учить дифференцировать твёрдые и мягкие звуки в словах.

2. Развивать внимание, быстроту, сообразительность, ориентировку в пространстве.

Логопед показывает двух бабочек. Одна бабочка синего цвета, другая зелёного.

Дети достают из чудесного мешочка предмет или картинку, названия которых начинаются на твёрдый или мягкий звук, определяют его и соотносят с цветом бочки.

1) Разумова Лариса Альбертовна,
учитель-логопед МБДОУ ЦРР
д/с № 29 «Аленький цветочек»,
г. Усть-Илимск Иркутской обл.

2) Винник Елена Фёдоровна,
учитель-логопед МБДОУ
д/с № 38 «Лесовичок»,
г. Усть-Илимск Иркутской обл.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: