Дидактические игры при коррекции звукопроизношения

Дидактические игры при коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Разделы: Логопедия

Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры способствуют развитию различных психических процессов, таких как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь. Педагоги в работе с детьми широко используют возможности игровой деятельности. С помощью игры можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное.

Учителя-логопеды продолжают искать наиболее интересные и эффективные приемы в работе с детьми дошкольного возраста. Многие из известных игр можно применить лишь на одном из этапов коррекционной работы (как правило, это этап автоматизации звука в слогах, фразах, связной речи), при этом ход или правила игры изменяются в зависимости от целей, которые преследует педагог. Что касается других этапов работы по формированию правильного звукопроизношения (подготовительного, этапа постановки звука) то здесь игр, предлагаемых в литературе явно недостаточно, педагогу зачастую приходится придумывать их самостоятельно.

В методической копилке каждого специалиста собраны интересные игры. Но необходимость проведения огромного количества индивидуальных занятий с детьми разного возраста, обладающих различным запасом знаний и представлений об окружающей среде, требует постоянного поиска новых дидактических игр и игровых приемов.

При использовании игр в логопедической работе следует придерживаться нескольких основных принципов:

  • При проведении игры необходимо учитывать возраст детей с различными речевыми расстройствами.
  • Игра должна быть эмоционально окрашена, должна привлекать ребёнка, вызывать у него живой интерес.
  • Игра должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. В зависимости от того, в какой момент используется игра, меняется и её значение: в начале занятия игра организовывает, заинтересовывает ребёнка; в середине – подводит к усвоению программы; в конце – носит поисковый характер. Дидактические игры используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в домашних заданиях.
  • Игра должна опираться на программный материал.
  • Назначение предметов, картинок, символов, пособий, смысл вопросов, условия игр, должны быть понятны детям.

Дидактические игры, используемые в коррекции звукопроизношения, решают такие дидактические задачи, как подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенного звука и закрепления правильного звукопроизношения. Игровые упражнения, предлагаемые небольшими дозами в течение всего дня, приучают детей контролировать свое произношение. Этот контроль осуществляется благодаря, артикуляционной гимнастике и речевым играм, которые связаны с движениями. Все эти игровые упражнения не утомляют, а снимают статическое напряжение органов речи, которое так характерно для детей с речевыми нарушениями.

Коррекционная работа над неправильным звуком предполагает определенную последовательность: подготовительные упражнения, постановка звука определенным приемом, автоматизация звука изолированно, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Последовательность коррекционной работы – главный принцип при подборе дидактических игр игровых упражнений.

Исходя из целей и задач логопедического воздействия, традиционно выделяют следующие этапы коррекции звукопроизношения.

Подготовительный этап

Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.

Содержание:

1. Формирование точных движений органов артикуляции:
а) с помощью логопедического массажа;
б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.
2. Формирование направленной воздушной струи.
3. Развитие мелкой моторики:
а) с помощью пальчиковой гимнастики;
б) с помощью массажа рук;
в) с помощью самомассажа пальцев рук;
г) с помощью предметно-практической деятельности.
4. Развитие фонематических процессов.
5. Отработка опорных звуков.

Как мы можем увидеть, на подготовительном этапе коррекционной логопедической работы основная работа проводится по формированию артикуляционных укладов и развитию мелкой моторики рук, которая, как известно, напрямую связана с речевыми центрами головного мозга. Этим и объясняется выбор дидактических игр на данном этапе коррекционной работы. Вот один из примеров игры.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Ход игры: логопед кладет в мешочек карточки-символы артикуляционных упражнений. Дети достают карточку, говорят название упражнения и выполняют его.

Поскольку неоднократное механическое выполнение артикуляционных упражнений достаточно скучное для детей занятие, игры для выполнения речевой гимнастики в первую очередь направлены на поддержание интереса и высокого уровня мотивации ребенка.

К подобным играм стоит отнести также всевозможные «Сказки про Язычок», которые являясь по сути словесной инструкцией по выполнению артикуляционных упражнений, облаченной в сказочную форму, могут нести так же функцию тематического сопровождения занятий. Например: «Сказка о том, как Язычок в лес ходил» (изучение леса и его обитателей), «Как Язычок с горки катался» (тема «Зима») и т.п.

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

1. Постановка звука.

Цель: добиться правильного произношения изолированного звука.

Содержание:
1) Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и движений органов артикуляции.
2) Создание артикуляционной базы данного звука.
3) Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных звуков.
4) Отработка произнесения изолированного звука.

2. Автоматизация звука.

Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.

Читайте также:
Игровые технологии в коррекции заикания

Содержание: постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

3. Дифференциация звука.

Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Содержание: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам сначала в изолированном положении, затем в слогах, словах, предложениях и собственной речи.

Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком с помощью дидактических игр и игровых упражнений.

Учителям-логопедам и родителям хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Однообразное повторение слогов, слов, словосочетаний, чистоговорок надоедает ребёнку, вызывает нежелание заниматься. Очень важно сохранить интерес ребенка к занятиям и желание достигнуть поставленной цели. Только положительная мотивация будет способствовать эффективности коррекционной работы. Поэтому большое внимание необходимо уделять играм, направленным на коррекцию звукопроизношения, т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребенку. Таким образом, одна из основных задач логопедических игр – стимулировать заинтересованность детей в положительном результате.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Игры на определенный звук нормализуют произношение. Чёткие и определенные правила в дидактических играх приучают детей точно выражать свои мысли и очищают их речь от ненужных слов; способствуют воспитанию у них выдержки, дисциплинированности, собранности, формируют умения взаимодействовать с другими детьми. Дидактические игры направлены не только на коррекцию звукопроизношения, но и на развитие связной речи, на совершенствование лексико-грамматической ее стороны, а также на развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

Дидактические игры по коррекции звукопроизношения см. в Приложении.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.

Содержание: моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.

Параллельно с коррекционной работой по развитию артикуляции у детей совершенствуют фонематические процессы. На подготовительном этапе используют упражнения, способствующие развитию речевого слуха, активизации внимания детей к речи окружающих и собственной речи. На этапе постановки звуков и их автоматизации идет работа по формированию правильных фонематических представлений. Наряду с артикуляционными характеристиками звука, уточняются его акустические признаки (длительность звучания, высота, наличие вибрации и т.п.). На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков (по В.А.Ковшикову).

1) Прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков (формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный).

2) Прием фонематического анализа, который традиционно включает три языковые операции:

– фонематический анализ (выделение звука на фоне слова, определение положения звука по отношению к другим звукам и т.д.);

– фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков, составление слов с заданным количеством звуков и т.д.);

3) Прием связи звука и буквы.

Формирование коммуникативной компетентности у детей с нарушениями речи затруднено, т.к. речевое недоразвитие является первичным в структуре дефекта данной категории детей. Наблюдения за воспитанниками в детском саду позволили обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Они не умеют выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, спокойно отстаивать свою точку зрения. Также отмечается недостаточность общей культуры поведения. Дошкольники не могут вести разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме. С учетом этого очевидна актуальность проблемы формирования у дошкольников с речевыми нарушениями коммуникативной компетентности. И с решением этой проблемы хорошо справляются дидактические игры.

Речевые игры могут быть направлены на:

  • развитие умения устанавливать контакт с собеседником: «Как можно нас назвать по-разному?», «Комплимент»;
  • своевременное употребление слов благодарности: «Подарок другу»;
  • развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
  • развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга?»;
  • развитие умения выслушать собеседника: «Испорченный телефон»;
  • регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
  • развитие умения понимать эмоциональное состояние собеседника: разговор по телефону со сказочными персонажами;
  • произнести знакомое четверостишие — шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично;
  • развитие умения подмечать желания другого человека: «Подари подарок другу»;
  • развитие умения вести диалог с взрослым или сверстником: диалог с дежурным, диалог с поваром.

На основании проделанной работы были сделаны следующие выводы и разработаны некоторые рекомендации:

1. В работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо уделять внимание различным видам игр (сюжетно-ролевым, подвижным, компьютерным, дидактическим).

2. Следует тщательно отбирать игры (особенно дидактические) на предмет качества предлагаемого материала.

3. При изготовлении игр отдавать предпочтение тем, которые позволяют решать разнообразные задачи.

Читайте также:
Анализ методов развития диалогической речи у детей с ОНР

4. Использовать информационно-компьютерные технологии как средство игровой деятельности детей.

5. Привлекать детей к изготовлению дидактических игр с целью воспитания таких нравственных качеств как бережливость и аккуратность.

6. Оказывать помощь родителям в организации игровой деятельности детей дома.

Описанный опыт по использованию дидактических игр на подгрупповых и индивидуальных занятиях, по ознакомлению родителей и педагогов с речевыми играми в различных формах взаимодействия наверняка окажется полезным не только молодым учителям-логопедам, но и всем педагогам, желающим, чтобы их занятия были интересны детям и способствовали максимально быстрому устранению дефектов звукопроизношения у детей как субъектов логопедической работы.

Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников при помощи дидактических игр

Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников при помощи дидактических игр

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к содержанию образования, к его результатам, а также к условиям реализации образовательного процесса [4, п.1.8]. Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах [4, п.4.6]. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

В последнее время в детских садах наблюдается увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями. Если даже смотреть в разрезе одного детского сада, то в коррекционной логопедической помощи нуждается каждая возрастная группа.

На логопункте детского сада коррекционная логопедическая помощь оказывается детям 5-7 лет, имеющим следующие речевые нарушения: фонетическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи. До начала коррекционно-развивающей работы у многих детей уже складывается негативное отношение к своему речевому дефекту. А как обеспечить коррекционно-воспитательное воздействие на речь и личность ребенка? Как формировать правильное звукопроизношение? Как помочь ребенку преодолеть негативное отношение к своему речевому дефекту?

Естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей является игра. Именно игра может создать нужный эмоциональный фон положительного характера, чтобы все психические процессы протекали наиболее активно.

Игра является не только основным видом деятельности детей, но и формой организации детской деятельности. Игру ФГОС ДО определяет как одного из сквозных механизмов развития ребёнка (4, п.2.7), посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно – эстетическое развитие»; «Физическое развитие».

Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях, на которых приходится многократно повторять трудные логопедические упражнения и на подготовительном этапе, и на этапах постановки, автоматизации и дифференциации поставленных звуков. А устранение речевых недостатков возможно именно через игру, потому что в игре формируется, воспитывается, развивается речевая деятельность.

Поэтому учителю-логопеду необходимо широко применять игры в коррекционной работе, потому что каждая игра несет в себе развитие наблюдательности, представлений об окружающем, развитие знаний и навыков, правильное отношение к окружающим и к своему месту в детском коллективе. А при выборе игр необходимо учитывать возрастные особенности ребенка, характер дефекта, степень его выраженности и личностные особенности, изменения в психической сфере ребенка, так как дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой.

Реализуя приоритетные направления ФГОС ДО, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса коррекционно-развивающей работы. На логопункте изготовлено множество игр, лично разработанных и заимствованных у коллег. Я считаю, что у каждого логопеда детского сада в кабинете должны быть следующие виды обучающих игр:

для диагностики речевого развития;

для развития мелкой моторики;

для развития артикуляционного аппарата;

для постановки звуков (отдельно по каждой группе звуков);

для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;

для развития фонематического слуха, фонематического восприятия;

по совершенствованию грамматического строя речи;

по обогащению словарного запаса;

для развития связной речи;

по обучению грамоте.

А для формирования речевого дыхания необходимо иметь различные дидактические пособия тренажеры : «Веселая карусель», «Веселая рыбалка», «Веселая метелица», «Аквариум», «Дуйбол», «Кегли», «Авторалли», «Горячий чай», «Сдуй снежинку», «Слоник», «Дракончики», «Поддувалочки» и всевозможные вертушки, сделанные своими руками или фабричные.

Н а этапе обследования языковых и неязыковых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития игра может быть использована как метод диагностики. Например, при обследовании связной речи ребенку можно предложить такие игры: «П омоги Незнайке правильно разложить картинки и составить рассказ», «Расскажи сказку кукле Даше, чтобы она поскорее заснула», «Айда, расскажем Винни – Пуху, как отпраздновали твой день рождения».

При обследовании фонематического слуха целесообразно использовать такие игры, как «Давай поиграем в школу», «Звуковые прятки», «Найди пару» и др.

При обследовании словарного запаса проводятся такие игры с мячом: «Назови одним словом» , «У нас растут много овощей», «У нас в группе много игрушек», «Я знаю 5 деревьев», «Скажи наоборот» , «Кто чем занимается?» , «Подскажи словечко». Можно проводить иг ры на классификацию предметов («Найди маму для детеныша») и настольные дидактические игры: «Бюро находок» , «Кто где живет?» , «Часть и целое» .

Читайте также:
Нарушение звуко-слогового и слого-ритмического анализа и синтеза слова у больных с эфферентной моторной афазией и методы его преодоления

Исследование артикуляционного аппарата и его моторики можно превратить в увлекательную игру в форме сказки у стенда «Домик Язычка» или используя пособие «Домик Язычка». Можно использовать «Логокуб», на гранях которого картинки – символы артикуляционных упражнений .

Для обследования звукопроизношения подбираются слоги, слова и предложения с различными группами звуков. Для определения уровня фонематического восприятия и запоминания слогов ребенку предлагаю следующие игры: «Выложи домик» , «Пуговицы» , «Запомни и скажи» , «Паровозик».

Для постановки звуков незаменимыми являются такие игры : «Поймай звук», «Насос – помощник», «Веселый дождик» , «Прилетели комарики», « Помоги пчёлке прилететь в улей», «Приплывает пароход», «Песенки змейки», «Остановим лошадку», «Весёлая прогулка Язычка» и др.

Многообразны игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков: «Звуковая улитка», игры-бродилки, лабиринты, лото, домино, логошашки, «Я вас различаю», слоговые дорожки, разрезные картинки, пазлы фабричные, пазлы самодельные на палочках (деревянных шпателях), «Звукарики», «Кнопочки», «Кнопки-переключалки», «Звуковая поляна» на разные группы звуков и многие другие , с помощью которых можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное. Настольные логопедические игры удобны тем, что их можно предложить и как домашнее задание. Самыми любимыми у моих воспитанников являются игры-бродилки и интерактивные игры развивающего портала «Мерсибо».

Таким образом, систематическая целенаправленная планомерная работа по использованию комплекса дидактических игр с красочными яркими картинками, привлекательными для детей, способствует эффективному решению коррекционных задач и прочному закреплению результатов логопедической работы по автоматизации поставленных звуков. Значение речевых игр в работе с детьми, имеющими нарушения речи, велико, так как их использование дает быстрое формирование правильного звукопроизношения. В процессе игры дети начинают проявлять живой интерес к звуковой стороне речи.

Список литературы:

1. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова.
Вып. 1, вып. 2. — М., 1981, 1987.

Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией при помощи дидактических игр

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 03.05.2016 2016-05-03

Статья просмотрена: 2671 раз

Библиографическое описание:

Булыкина, Е. А. Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией при помощи дидактических игр / Е. А. Булыкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1076-1078. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29260/ (дата обращения: 18.01.2022).

В статье рассматривается проблема формирования звукопроизношения у детей с дизартрией старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр. Приводятся определения понятия «дидактическая игра», с точки зрения ученых в области педагогики. Описаны особенности звукопроизношения у детей со стертой дизартрией дошкольного возраста. Указана роль дидактических игр в работе с детьми по формированию звукопроизношения.

Ключевые слова: праксис, звукопрозношение.

У детей дошкольного возраста наиболее часто встречаемым речевым нарушением является дизартрия. Большой вклад в изучение дизартрии внесли Е. Н. Винарская, Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Архипова, на труды которых опираются как начинающие, так и опытные дефектологи.

Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы [3].

В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством коррекции звукопроизношения является дидактическая игра. Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Это вид деятельности, используя который возможно преодоление различных затруднений в речи, в том числе, нарушений звукопроизношения.

Многими специалистами было отмечено, что в последние годы у детей по достижению ими возраста пяти лет звукопроизношение не соответствует звуковой норме родного языка. У таких детей первые слова появляются с небольшой задержкой.

Дети, имеющие стертую дизартрию, чаще всего издают первый крик короткий, не звонкий. Гуление и лепет в основном появляются своевременно, но репертуар звуков и их интонирование ограничены. У таких детей развитие речи не соответствует норме, первые слова появляются после полутора лет, фраза — к трем годам.

По мнению Е. Ф. Архиповой, нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой формой дизартрии выражаются в искажении, смешении, замене, в пропусках звуков. При стертой дизартрии нарушение звукопроизношения обусловлено органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата) [1].

О. Ю. Федосовой были выявлены следующие особенности звукопроизношения у детей со стертой дизартрией [2]:

– нарушения звукопроизношения проявляются в зависимости от фонетических условий и носят в ряде случаев непостоянный характер;

– в зависимости от фонетических условий звук может произноситься по-разному;

– характер произношения зависит от места звука в слове, от длины слова и от слоговой структуры слова, от расширения контекста.

Благоприятной предпосылкой для правильного произношения звуков является их сильная (ударная) позиция, нахождение его в начале слова, в коротких словах и в словах простой слоговой структуры.

Читайте также:
Работа над правильным речевым дыханием

Соответственно качество звука будет ухудшаться в слабой позиции, при удлинении слова, при усложнении слоговой структуры и расширении контекста. Для детей бывают сложными слова со стечением согласных. Чаще в таких случаях выпадает один согласный звук. Вследствие трудностей, возникающих при переключении с одного артикуляционного уклада к другому, встречаются случаи нарушения слоговой структуры слова.

Дидактические игры, используемые в коррекции звукопроизношения, решают такие дидактические задачи, как подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенного звука и закрепления правильного звукопроизношения.

Формирование правильного звукопроизношения включает в себя развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. К этим ощущениям необходимо привлекать внимание ребенка, начиная упражнения с обязательным сопровождением зрительного контроля постановки позы.

Одним из факторов, определяющих успешность работы по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией, является частота повторений правильно произносимого звука. Задача по коррекции звукопроизношения может решаться в течение всего дня с помощью дидактических игр, которые включаются в различные режимные моменты.

Игровые упражнения, предлагаемые в течение всего дня, приучают детей контролировать свое произношение. Этот контроль осуществляется благодаря, артикуляционной гимнастике и речевым играм, которые связаны с движениями. Все эти игровые упражнения не утомляют, а снимают напряжение органов речи, которое так характерно для детей с дизартрией.

Недостатки звукопроизношения в разной степени влияет на игровую деятельность детей, порождает у них и особенности поведения в игре. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития.

В работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения учитель — логопед ставит перед собой следующие задачи:

– широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей;

– с помощью игры увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков;

– при проведении игры учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами; – логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности.

Очень важно, чтобы логопед поддерживал первые попытки самостоятельной речи, поощрял самые невнятные слова, повторял их отчетливо, с тем, чтобы ребенок мог соотнести свое произношение с правильным.

Развитие и коррекция звукопроизношения связаны различением звуков на слух. Большую пользу приносят упражнения, развивающие умения вслушиваться в чужую речь, узнавать и различать слова, близкие по звучанию. Они подготавливают ребенка к выполнению более сложных заданий по развитию слухового восприятия и звукового анализа.

Полезными являются игры, развивающие слуховое внимание, умения различать звуки по высоте и длительности. Например, взрослый отбирает различные звучащие игрушки (звонок, погремушка, барабан, флейта и пр.) и, спрятавшись за ширмы или экран, извлекает звуки, а ребенок должен угадать, какая именно игрушка издает тот или иной звук.

Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком, используя в работе дидактические игры.

Все дидактические игры и упражнения можно разделить на три группы:

– игры, направленные на коррекцию гласных звуков;

– игры, направленные на коррекцию переднеязычных звуков;

– игры, направленные на коррекцию свистящих звуков;

– игры, направленные на коррекцию произношения шипящих звуков;

– игры, направленные на коррекцию звуков [Л]- [ЛЬ];

– игры, направленные на коррекцию звуков [Р]- [РЬ].

Дидактические игры используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в режимных моментах, в домашних заданиях. В случае затруднений детям оказывается дополнительная логопедическая помощь.

Работа логопеда ДОУ нуждается в использовании игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятий. В игре ребенок не утомляется, длительное время держит интерес, он в ней активен.

Дидактические игры имеют особое воспитательное значение. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.

Дидактические игры — эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: игра является основной деятельностью ребенка — дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения. Поэтому логопедическая работа требует разнообразных игровых приемов коррекции, учитывающих индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями.

Читайте также:
Коррекция нарушений голоса у детей с дизартрией

В игре совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, углубляются его познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление и речь. Исходя из этого, проблема целесообразного и адекватного использования дидактических игр, игровых приемов на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое и практическое значение.

  1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. — М.: Астрель, 2008. — 96с.
  2. Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. и др. Логопедия / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова. — М.: Просвещение, 2002.- 143с.
  3. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М., 2006.- 187с.

Использование дидактических игр при коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Вы будете перенаправлены на Автор24

Дидактическая игра – это разновидность игровой деятельности, носящая образовательную направленность, в основе которой лежат принципы игрового обучения и активного развития, посредством выполнения действий по определенным правилам.

Дидактическая игра является методом активного обучения. Она ставит детей в активную позицию познавателей и исследователей. Потому, дидактические игры активно применяются в коррекционном обучении.

Дидактических игр существует огромное множество. Каждая игра ориентирована на достижение определенных образовательных целей и задач. Что касается коррекции звукового произношения, то актуально применение игр определенной направленности и структуры.

Структура дидактических игр, направленных на коррекцию звукопроизношения дошкольников

Структура дидактической игры любой направленности выстраивается с учетом возрастной динамики развития детей и уровня развития их речи.

По мере активизации речевой деятельности, психических процессов ребенка дидактические игры наполняются новым содержанием.

Игры, ориентированные на коррекцию речевых нарушений, в частности, звукового произношения, имеют структуру, которая отличает их от иных игр, а также от иных коррекционных упражнений. Она имеет следующие составные компоненты:

  1. Наличие коррекционной задачи. Такая задача связана с устранением речевых дефектов, постановкой верного звукового произношения. Данная дидактическая задача особенна тем, что она реализуется в интересной, увлекательной для ребенка форме и он, по сути, не чувствует ее выполнения т.е. он просто играет одновременно развиваясь и совершенствуя свои речевые навыки.
  2. Наличие игровых действий. Они лежат в основе игре и ориентированы на достижение игровой задачи. В силу ее особенностей – ориентация на коррекцию звукового произношения, игровые действия имеют свою специфику. Они выполняются таким образом, чтобы каждое действие затрагивало работу речевого аппарата или же, воздействовало на психические процессы, влияющие на речевую деятельность.
  3. Правила игры. Они направлены на контроль деятельности детей, управление их поведением, действиями, в ориентации на достижение коррекционной игровой задачи. Правила игры здесь связаны с работой органов артикуляции, произнесением отдельных звуков и т.д. Например, в игре может быть запрещено произносить тот или иной звук без совершения какого-то действия или необходимо выполнять движения органами артикуляции для отражения какого-то состояния, передачи своего настроя.

Готовые работы на аналогичную тему

В каждой дидактической игре может быть поставлено несколько дидактических задач. Однако, одна из них является приоритетной т.е. ее выполнению уделяется особое внимание в этой игре, тогда как в других играх, она является незначительной. Такая вариативность игр и игровых задач повышает речевую активность дошкольников и способствует развитию именно тех сторон речи, которые являются более отстающими.

При выборе правил игры, важно, сохранять увлекательность игрового действия. Правила не должны ограничивать свободу ребенка и создавать атмосферу напряжения.

Целевое назначение использования дидактической игры в коррекции звукопроизношения

Основная цель применения дидактических игр в воспитательной деятельности ДОУ связана с развитием ребенка во всех направлениях.

Что касается коррекционного учебно-воспитательного процесса, то дидактическая игра ориентирована на устранение того или иного отклонения в развитии ребенка и создание условий для его полноценного всестороннего развития.

В коррекционной работе по развитию речи дошкольников, коррекции их звукового произношения, дидактические игры преследуют ряд подцелей. К ним относятся:

  • Знакомство с традиционными и нетрадиционными играми;
  • Развитие фонематической стороны речи через игровой процесс;
  • Развитие артикуляционной моторики дошкольников;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Активизация желание и стремления ребенка в правильном произношении звуков;
  • Расширение и углубление игровых навыков ребенка;
  • Повышение работоспособности ребенка через игровую познавательную работу;
  • Развитие речи ребенка по определенным блокам и отработка дифференцированного произношения звуков.

Разновидности дидактических игр, используемых в коррекции звукопроизношения дошкольников

На постановку правильного звукового произношения дошкольника ориентированы игры, относящиеся к разным направлениям коррекции и, имеющие разные дидактические задачи.

Рассмотрим эти группы игр:

  1. Дидактические игры на постановку звука. Они связаны с работой органов артикуляции и отработку верных движений ими для правильного произнесения отдельных звуков. К таким играм относятся: «Сказки для языка», «Приключения языка», «Путешествия языка» и др. Все они связаны с выполнением артикуляционной гимнастики.
  2. Автоматизация поставленных звуков, как изолированно произносимых, так и их произношения в слогах. Сюда входят игры «Лесенка» – поднятие ребенка по ступенькам и произношения звука/ов на конкретной ступени, «Кубики» – бросание кубика и произношение звука то количество раз, которое выпало на нем, «Катушка» – игра соревнование, предполагающее заматывание нитки на катушку или, напротив, ее разматывание и произнесение звука как сигнала о завершении действия.
  3. Постановка произношения звуков в словах и предложениях. Сюда входят игры: «Дорожки» – бег по дорожкам, до конкретной цели и называние в конце пути конкретное слово», «Картинки» – выбор картинок и произнесение предложений, отражающих события, процессы, которые на них изображены, «Наряжаем елку» – вешание на елку картинок с изображением необходимого слова, ориентированного на постановку звуков. Ребенок произносит его, прежде чем, повесить на елку. Игра «Сбор цветка» – собирание цветов из картинок с называнием того, что на них изображено, «Сбор ягод» – сбор картинок с изображением ягод и их складывание в корзинку с произношением.
  4. Постановка звуков в связной речи и их автоматизация. Для этого используются сцены из сказок, рассказывание поведения и поступков героев, оценка их действий и т.д. Используются сказки «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь» и др.
Читайте также:
Уровни построения движений по Н. А. Бернштейну

Проект на тему: «Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения»

автор: Алиева Танзиля Караматовна

Учитель-логопед Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №62»

Проект на тему: «Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62»

Проект на тему: «Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения»

Выполнила:

Учитель-логопед

МОУ «СОШ №62»

Алиева Т.К

1.Актуальность данной темы

Уже ни для кого не является новостью, что количество детей с нарушениями речи каждый год увеличивается. Это факт. В ДОУ детей с нарушениями речи приходит больше, чем может охватить логопед. Приходится создавать некую очередь из нуждающихся, или же – это более распространенный вариант, – набрать детей в группы в большем количестве, ибо в коррекционной работе с речевыми нарушениями очень важен фактор времени. И зачастую из – за чрезмерной загруженности логопеда, остаются дети которые получили логопедическую помощь не в полном объеме, либо и вовсе её не получили. Эти дети, прейдя в школу, составляют основную группу первоклашек, у которых выявляются проблемы в усвоении письма и чтения. Поэтому если эти проблемы не разрешены в дошкольном возрасте, то очень важно устранить их на начальном школьном обучении. Так как еще вчерашние выпускники детского сада, а сегодня уже ученики еще активно предпочитают игры, чем процесс начального обучения, то в помощь логопеду, для успешной коррекции звукопроизношения приходят дидактические игры.

Данная работа посвящена проблеме коррекции нарушений звукопроизношения младших школьников посредством системы дидактических игр.

Тема является актуальной как для логопедии, так и для педагогики в целом, поскольку от правильной сформированности звукопроизношения у ребенка зависит успешное усвоение грамоты.

«Среди методов коррекции логопедических нарушений с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя дидактические игры и поэтому логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе» (В.И.Селиверстов).

Преодоление нарушений звукопроизношения имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки произношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности обучения.

Зачастую самым трудным и длительным является этап автоматизации поставленного звука. Как правило, быстро и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести правильные звуки в повседневную речь детей, где отсутствует контроль со стороны специалистов и родителей.

Целью автоматизации звуков в речи детей является достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.

Но введение нового звука в речь ребенка процесс долгий и утомительный, требующий от логопеда терпения, а от ребенка усердия. Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

С этим прекрасно справится дидактическая игра, поскольку в ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил. Такая лёгкость образования речевых рефлексов в игре обуславливается эмоциональностью ребёнка.

Таким образом, для повышения эффективности коррекционной работы по коррекции нарушений звукопроизношения у младших школьников необходимо широко использовать систему дидактических игр.

Читайте также:
Презентация - исследование по теме Дисграфия

Цель: Формировать навыки правильного звукопроизношения у детей по средствам дидактических игр.

Задачи

  1. Формирование артикуляционной моторики, выработка качественных, полноценных движений органов речедвигательного аппарата.
  2. Формирование плавного продолжительного речевого выдоха.

3.Развитие фонематического слуха (умение на слух и в речи дифференцировать звуки родного языка по парным признакам).

  1. Постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков по средствам дидактических игр.

5.Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции звукопроизношения по средствам дидактических игр.

6.Повышение педагогической компетентности и мотивационной готовности родителей к активному участию в коррекционно-образовательном процессе.

  1. Распространить опыт работы через активные формы работы : мастер-класс, родительские собрания, буклеты.

Прогнозируемый результат проекта

В результате комплексной, систематической работы учителя-логопеда в сотрудничестве с педагогами начального звена и родителями у детей:

  • Навыки правильного звукопроизношения сформированы, речь ребенка эмоционально окрашенная, четкая и внятная.
  • выработаются необходимые артикуляционные уклады;
  • увеличится речевой выдох;
  • улучшатся фонематические процессы;
  • сформируются навыки правильного звукопроизношения;
  • повысится мотивационная готовность детей к занятиям по коррекции звукопроизношения.

В результате систематической работы учителя-логопеда с педагогами начального звена и родителями:

  • Повысится уровень педагогической компетентности родителей и степень участия их в коррекционном процессе,
  • положительная оценка деятельности школы в «глазах» родителей;
  • заинтересованность педагогов и родителей в использовании дидактических игр.

Срок реализации: В течение всего периода коррекции звукопроизношения.

Ресурсное обеспечение проекта

Материально-техническое :

  • организована развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в соответствии с ФГОС,
  • применяются дидактические игры,
  • интерактивные средства обучения.
  • учитель-логопед и учителя начального звена

Работа по коррекции звукопроизношения осуществляется в 3 этапа:

1 этап – подготовительный, направлен на формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработку опорных звуков.

2 этап — постановка звука включает в себя объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса, отработка изолированного звука. Постановка и автоматизация звука предполагает постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка.

3 этап — дифференциация звука осуществляется работа по различению смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

Дидактическая игра является связующим звеном между игрой и учебой.

Для ребенка она является игрой, а для взрослого – одним из способов его обучения. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, что повышает его умственную активность. (А.К.Бондаренко).

В современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В реализации проекта в структуре 2 и 3 этапа по автоматизации звука активно используется дидактическая игра, как основной способ коррекции звукопроизношения.

Для успешной реализации проекта необходимо вести активную работу с учителями начального звена и родителями, которые являются неотъемлемым звеном в положительной логопедической коррекции.

План реализации проекта

3.Подбор комплекса артикуляционной гимнастики для формирования правильных укладов дефектно. произносимых звуков

1. Ознакомление с результатами логопедического обследования

2. Обучение приемам артикуляционной и дыхательной гимнастики

1. Консультация по ознакомлению с результатами логопедического обследования

2. Семинар – практикум по обучению приёмам выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики

3. Изготовление памяток по проведению артикуляционной и дыхательной гимнастики

2. Обучение выполнению комплексов артикуляционных упражнений для выработки правильных укладов разных групп звуков

3. Постановка и автоматизация звуков.

1. Ежедневное проведение артикуляционной и дыхательной гимнастики во внеурочное время;

2.Практический семинар по использованию дидактических игр при автоматизации звуков и развития фонематического слуха.

3.Контроль за автоматизируемыми звуками во всех видах деятельности.

1.Мастер – класс по использованию дидактических игр при коррекции звукопроизношения в домашних условиях.

2. Индивидуальные занятия с детьми для родителей.

3. Тематические консультации о пользе использование дидактических игр в логопедическом процессе.

2. Автоматизация и дифференциация звуков по средствам дидактических игр;

1. Подведение итогов коррекционно –образовательной работы .

2. Контроль за автоматизируемыми звуками во всех видах деятельности.

1. Знакомство с результатами заключительной диагностики;

2. Подготовка буклета-памятки « Как использовать пользу дидактических игр в коррекции звуков».

3. Участие в итоговом занятии «Праздник речи»

Таким образом, реализация проекта «Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения» позволит своевременно скорректировать имеющиеся нарушения произносительной стороны речи у ребенка и в дальнейшем окажет существенное влияние на качество школьного обучения. Процесс коррекции звукопроизношения осуществляясь по средствам использования дидактических игр позволит в комплексе решать логопедические и психологические вопросы развития речи детей. Данный проект поможет детям преодолеть имеющие нарушения речи, чтобы они хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.

Читайте также:
Дифференциальная диагностика дизартрии - таблица

Список литературы

  1. Цвынтарный В. В. «Играем, слушаем, подражаем — звуки получаем» М., 2004
  2. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками : мет. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2008.
  4. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми// Логопед. – 2010. №1.
  5. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М. ; СПб., 2007.
  6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М.: Центр Полиграф, 2005.
  7. О. И Давыдова. Проекты в работе с семьей. -Сфера, М. -2012
  8. Елецкая, О. В. Организация логопедической работы в школе / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – М. : Сфера, 2006. – 192 с. – (Логопед в школе)
  9. Гегелия, Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых : пособие для логопеда / Н. А. Гегелия. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 240 с. – (Коррекционная педагогика).
  10. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов : пособие для логопедов / Е. А. Пожиленко. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 216 с.
  11. Светлова, И. Домашний логопед : эффективная программа самостоятельных занятий родителей с ребенком по звукопроизношению / И. Светлова. – М. : ЭКСМО, 2002. – 256 с.
  12. Киселева, Н. Дидактическое пособие «Логоклуб» : игры и занятия / Н. Киселева, Н. Никифорова // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 7. — С. 105-106.

Уровни общего недоразвития речи у детей: ОНР 1, 2, 3, 4

Состояние общего недоразвития речи (ОНР) характеризуется нарушением всех сторон формирования речевых навыков. Основная его отличительна черта — наличие проблем как со звуковой стороной (произношением), так и с лексической и грамматической.
При этом дети с общим недоразвитием речи не имеют нарушений слуха и интеллекта.

Отличительные признаки ОНР:

  1. Наличие проблем как с произношением звуков, так и с навыками связной экспрессивной речи, овладением правилами грамматического строя и бедным активным словарем.
  2. Слух не нарушен. Обязательна проверка специалиста.
  3. Первичный интеллект в норме. То есть ребенок при рождении не имеет диагноза «умственная отсталость» и т. п. Однако стоит иметь в виду, что длительное не корректирующееся ОНР может привести и к отставанию в психическом развитии.

Говорить о наличии у ребенка общего недоразвития речи можно только после 3-4 лет. До этого времени дети развиваются по-разному и «имеют право» на некоторые отклонения от средних норм. У каждого свой темп формироваться речи. Но после 3-х стоит уже обратиться внимание на то, как говорит ребенок. Вполне возможно, ему необходима помощь логопеда.

Проявление ОНР у детей выражает по-разному исходя их глубины нарушений.

Общее недоразвитие речи 1 уровня

Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка. Проблемы заметны, что называется «невооруженным глазом».

В чем проявляется:

  1. Активный словарь ребенка очень беден. Для общения он использует в основном лепетные слова, первые слоги слов, звукоподражания. При этом он вовсе не прочь пообщаться, но на «своем» языке. Кошка — это «мяу», «би-би» — может означать и машину, и поезд, и сам процесс езды.
  2. Широко используются жесты и мимика. Они всегда уместны, несут конкретную смысловую нагрузку и, в общем, помогают ребенку в общении.
  3. Простых предложений либо просто нет в речи ребенка, либо могут состоять из двух аморфных слов, объединенных по смыслу. «Мяу би-би» во время игры будет означать, что кошка поехала на машине. «Гав ди» — это и собака идет, и собака бежит.
  4. При этом пассивный словарь заметно превышает активный. Ребенок понимает обращенную речь в значительно большем объеме, чем может сказать сам.
  5. Сложные слова (состоящие из нескольких слогов) сокращаются. Например, автобус звучит как «абас» или «атобу». Это говорит о несформированности фонематического слуха, то есть ребенок плохо различает отдельные звуки.

Общее недоразвитие речи 2 уровня

Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.

На что обратить внимание:

  1. Ребенок всегда использует одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.
  2. Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).
  3. Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля — это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом.
  4. Звукопроизношение тоже сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.
  5. Характерным признаком ОНР 2 уровня становится появление в речи зачатков грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание находится под ударением (идет — идУт). Причем этот процесс нестойкий и проявляется не всегда.
  6. Простые предложения активно используются в речи, но слова в них не согласованы между собой. Например, «папа питя» — папа пришел, «гуяй гокам» — гулял на горке и т. д.
  7. Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.
  8. Связный рассказ — по картинке или с помощью вопросов взрослого — уже получается, в отличие от состояния при 1 уровне ОНР, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).
  9. Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).
Читайте также:
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

Общее недоразвитие речи 3 уровня

Данная стадия характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас.

  1. Общение с окружающими в основном в присутствии родителей, которые выступают в качестве помощников-переводчиков.
  2. Неустойчивое произношение звуков, которые ребенок научился произносить отдельно. В самостоятельной речи они все равно звучат пока нечетко.
  3. Сложные для произнесения звуки заменяются другими. Труднее даются свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты. Один звук может заменять сразу несколько. Например, мягкий «с» нередко выступает в разных ролях («сянки» — санки, «сюба» — «шуба», «сяяпина» — «царапина»).
  4. Активный словарный запас заметно расширяется. Однако ребенку пока не известна малоупотребительная лексика. Заметно, что в своей речи он использует в основном слова бытового значения, которые часто слышит вокруг.
  5. Грамматическая связь слов в предложениях, что называется, оставляет желать лучшего, но при этом ребенок уверенно подступается к построению сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. («Папа писёл и пйинесйа Мисе падаик, как Мися хаасе себя вей» — Папа пришел и принес Мише подарок, ТАК как Миша хорошо себя вел. Как мы видим, сложная конструкция уже «просится с языка», однако грамматическое согласование слов пока не дается).
  6. Из таких, не правильно оформленных предложений, ребенок уже может составить рассказ. Предложения будут пока еще описывать лишь конкретную последовательность действий, однако проблемы с построением фраз уже нет.
  7. Характерной чертой становится непостоянство грамматических ошибок. То есть в одном случае ребенок может правильно согласовать слова между собой, а в другом — употребить неправильную форму.
  8. Имеются сложности в правильном согласовании имен существительных с числительными. Например, «три кошкАМ» — три кошки, «много воробьи» — много воробьев.
  9. Отставание в формировании фонематических способностей проявляются в ошибках при произнесении «трудных» слов («гинасты» — гимнасты), в наличии проблем при анализе и синтезе (ребенок затрудняется подобрать слова, начинающиеся на конкретную букву). Это, помимо прочего, задерживает готовность ребенка к успешной учебе.

Общее недоразвитие речи 4 уровня

Этот уровень ОНР характеризуется лишь отдельными сложностями и ошибками. Однако, складываясь в общую картину, эти нарушения мешают ребенку овладевать навыками чтения и письма. Поэтому важно не упустить данное состояние и обратиться к логопеду, чтобы скорректировать ошибки.

  1. Проблема неправильного звукопроизношения отсутствует, звуки «поставлены», однако речь несколько невнятна, невыразительна и отличается нечеткой артикуляцией.
  2. Периодически встречаются нарушения слоговой структуры слова, элизии (пропуск слогов — например, «моток» вместо «молоток»), замене одного звука другим, перестановке их местами.
  3. Еще характерная ошибка — неправильное использование слов, означающих признак предмета. Ребенок не очень четко понимает значение таких слов. Например, «дом длинный» вместо «высокий», «мальчик короткий» вместо «низкий» и т. д.).
  4. Затруднения вызывает также образование новых слов при помощи суффиксов. («зайцевый» вместо «заячий», «платенько» вместо «платьице»).
  5. Аграмматизмы встречаются, но не очень часто. В основном сложности могут вызывать согласования имен существительных с прилагательными («пишу синИМ ручкОМ») или при употреблении существительных во множественном числе именительного или родительного падежа («В зоопарке видели медведЕВ, птицЕВ»).

Важно отметить, что все нарушения, отличающие ОНР 4 уровня, встречаются у детей не часто. При этом, если ребенку предложить два варианта ответа, он выберет правильный, то есть присутствует критичность к речи, а формирование грамматического строя приближается к необходимым нормам.

Дата публикации: 04.04.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.

Логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи

Под общим недоразвитием речи (ОНР) в логопедии понимают нарушение формирования всех компонентов речевой системы, связанных со звуковой и смысловой стороной, при сохранности слуха и интеллекта. Работа логопеда с детьми с общим недоразвитием речи имеет свои особенности. Рассмотрим их.

Уровни речевого развития и их особенности

Первый уровень речевого развития

Для первого уровня характерна ограниченность речевых средств общения. Ребенок произносит несколько слов и звукоподражаний, и то нечетко. Речь в основном лепетная, предложения однословны. В общении малыш использует мимику и жесты. В основном звуки он произносит неправильно, при этом в слове не может выделить ни отдельные звуки, ни слоги.

Читайте также:
Вопросы вариабельности сенсорной афазии при высоко активном правом полушарии

Одними и теми же словами ребенок выражает и действия, и предметы. Например, может назвать кровать словом «пат» (спать), а вместо «открой» сказать «дев» (дверь). Он не различает единственное и множественное число, времена глаголов, не понимает значений предлогов. Пассивный словарный запас при этом шире активного.

Второй уровень речевого развития

Речевая активность ребенка на этом уровне более высокая. Он хорошо понимает обращенную речь, в которой различает единственное и множественное число существительных и глаголов, мужскую и женскую форму глаголов прошедшего времени. Хуже распознает прилагательные.

В арсенале малыша есть общеупотребительные слова. Он уже выделяет предметы и их признаки, действия, использует местоимения и простые предлоги. Предложения включают по 2–3 слова. Однако ребенок затрудняется назвать части тела, предметы одежды, мебели.

Малыш способен ответить на простые вопросы: как тебя зовут, как зовут маму и папу, что нарисовано на картинке. При этом испытывает трудности в определении цвета предмета, его формы и размера.

На этом уровне у ребенка присутствуют грамматические ошибки: неправильное употребление падежей («нет шаик» вместо «нет шарика»), неверное изменение по числам («ти вика» вместо «три вилки»), пропуск предлогов или их замена («мама ша аботу» вместо «мама пошла на работу»).

Ребенок искажает многие звуки, заменяет и смешивает их. Особенную трудность вызывают шипящие и свистящие, аффрикаты. Ребенок часто переставляет слоги и звуки («кукина» — «клубника», «габимот» — «бегемот»), редуцирует длинные слова («фета» — «конфета», «сипет» — «велосипед»).

Третий уровень речевого развития

На третьем уровне у ребенка появляется развернутая фразовая речь с преобладанием существительных и глаголов. Ребенок использует простые нераспространенные предложения. Обращенную речь понимает на уровне нормы.

При этом у него сохраняется лексико-грамматическое и фонетико-фонематическое недоразвитие. Остаются сложности с произношением свистящих, шипящих, сонорных согласных, твердые согласные заменяются мягкими («сётка» — «щётка», «сяпка» — «шапка»). Часто наблюдается искажение и сокращение слов из трех-четырех слогов, перестановка и замена звуков и слогов.

Возникают трудности при использовании однокоренных слов, образовании новых форм с помощью суффиксов и приставок. Ребенок может путать схожие по звучанию слова, неправильно согласовывать числительные с существительными, ошибаться в предлогах. Он с трудом различает морфологические элементы, выражающие значение рода и числа, временные, причинно-следственные и пространственные отношения.

Все эти пробелы создают трудности при обучении в школе, в первую очередь в овладении письмом и чтением.

Как логопеду работать с детьми, имеющими ОНР 1 уровня

Задачи логопеда:

  • развивать понимание речи;
  • формировать самостоятельную речь на основе подражания;
  • учить двусоставным простым предложениям.

Занятия можно проводить как индивидуально, так и с 2–3 детьми, в форме игры.

Развитие понимания речи (пассивная речь)

Расширяйте представление об окружающих детей предметах и явлениях, развивайте понимание слов и выражений, описывающих знакомые ситуации.

Говорите короткими фразами, по два-четыре слова, повторяя одни и те же слова в разных грамматических формах. Используйте игрушки, посуду, муляжи продуктов питания, картинки.

Обращайте особое внимание на умение различать:

  • единственное и множественное число существительных и глаголов (яблоко — яблоки, возьми — возьмите);
  • близкие по звучанию глаголы (купается — катается, копает — покупает);
  • близкие по смыслу действия (пишет — рисует, несет — везет);
  • противоположные действия (надень — сними, включи — выключи).

Понимание речевых конструкций ребенок демонстрирует, выполняя действие или указывая на соответствующую картинку.

Формирование самостоятельной речи

На этом этапе формируйте активный лексический запас, не ставя задачу добиться правильной фонетики. Учите ребенка называть близких людей (мама, папа), простые имена (Таня, Коля, Яна), выражать просьбы (на, дай, иди).

Как только ребенок начинает активно повторять за взрослым, учите произносить сначала односложные, а затем двухсложные слова с одинаковым последним слогом (пал-ка, руч-ка, кош-ка), добиваясь точного воспроизведения ритмико-интонационного рисунка. Можно отстукивать ритм карандашом или хлопать в ладоши.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: