Дидактические игры на развитие фонематических представлений и слоговой структуры

«Формирование фонематических представлений через дидактические игры у дошкольников»

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Формирование фонематических представлений

через дидактические игры у дошкольников»

подготовила учитель-логопед

ГДОУ ЛНР «Ясли- сад

комбинированного вида №40

»Алые паруса»

Сомова Ольга Владимировна

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.

В настоящее время ситуация усугубляется тем, что все большее количество дошкольников страдает нарушениями речевого развития. Однако часто в дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из причин возникновения дисграфий, дислексий у школьников.

На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги (Л.А.Венгер, Н.И.Жинкин, А.Р.Лурия, Н.Х.Швачкин, Д.Б.Эльконин, Л.В.Запорожец).

Несмотря на то, что существует множество разработок технологий и методических рекомендаций по данному направлению, которыми занимались такие известные педагоги как Ф.А.Сохин, Г.А.Тумакова, М.В.Алексеева, В.И.Яшина, Г.А.Каше, Р.И.Лалаева, Л.Ф.Спирова, и другие, вопрос эффективной организации работы по преодолению нарушений фонематических процессов остается актуальным и на сегодняшний день.

. Фонематические нарушения могут носить первичный или вторичный производный характер, а также вести к нарушению грамматической, лексической стороны речи, то есть и связной речи в целом. Поэтому развитие этих функций имеет большое значение для дальнейшего обучения в школе.

Разработка эффективных методов преодоления нарушения фонематических функций, является одной из актуальнейших задач современной логопедии.

Перспективным в этом отношении представляется использование ведущей для дошкольного возраста деятельности – игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие речи, личности, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, моторики, формирование умения управлять своим поведением. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала. Многие исследователи (Л. С. Выготский, В. И. Селиверстов, А. И. Сорокина и др.) подчеркивают большое значение использования игр в воспитании дошкольников. Л. С. Выготский писал, что «игра – основное условие развития дошкольника, позволяющее ему проявить способности, открывающие его зону ближайшего развития». Игра значима для развития речи дошкольников. Исследования Г. А. Волковой, В. И. Селиверстова, С. Н. Шаховской доказывают необходимость использования игр в коррекционной работе с детьми. Несмотря на широкое использование игры в дошкольном воспитании и обучении, не все ее возможности исследованы и не полностью реализуются, особенно в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Дидактическая игра представляет собой один из методов развивающего обучения. Под методом обучения в методике понимают систему организации взаимосвязанной деятельности педагога и детей для достижения учебно-познавательных целей.

Особая значимость изложенной проблемы подталкивает нас к поиску новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.

В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются дидактические игры. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.

Несформированность фонетических компонентов речи, а также вторичное недоразвитие фонематического слуха создают значительные трудности при коррекции фонетико-фонематических расстройств. Они обусловлены сложностью практического объяснения характеристик устной речи. Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при использовании дидактических компьютерных игр.

Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Особенность игровой деятельности детей с нарушениями речи, разработка научно-методических аспектов применения игры как коррекционного средства отражены в трудах С.А.Мироновой, В.И.Селиверстова, Т.Б.Филичевой, Т.А.Ткаченко, Е.А.Пожиленко и др.

К числу бесспорных преимуществ использования дидактических игр в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:

игра является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний;

игра практически сводит на нет пассивность ребенка;

занимательный сюжет игры, использование дидактического материала, оборудования является дополнительным стимулом для включения в игру;

игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения.

Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении детей. Мы уверены, что и в нашей работе по развитию фонематических процессов дошкольников использование дидактических игр оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более привлекательным для детей, а, следовательно, и более результативным.

Говоря о фонематических процессах, уточним, что данное понятие включает в себя фонематическое восприятие, фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.

Цель нашей работы: развивать фонематические процессы дошкольников с нарушениями речи, используя дидактические игры.

Задачи работы:

1. Посредством дидактических игр обучать детей умению выделять звук в чужой и собственной речи.

2. Формировать фонематические противопоставления:

а) вырабатывать умения дифференцировать фонемы на слух;

б) вырабатывать умения дифференцировать фонемы в собственной речи.

3. Формировать фонематический анализ и синтез.

4. Формировать фонематические представления на основе фонематического восприятия и на основе фонематического анализа и синтеза.

5. Развивать навыки контроля и самоконтроля произношения звуков.

Содержание нашей коррекционно-логопедической работы основывается на важнейших принципах логопедии :

Читайте также:
Конспект: Звук и буква Ц

Логопедическую работу по развитию у детей фонематических процессов мы условно разделили на 6 этапов :

I. Этап : узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать речевые и неречевые звуки, развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).

II. Этап: различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

III. Этап: различение слов, близких по звуковому составу.

IV. Этап: дифференциации слогов.

Постепенно, в течение этого периода, дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

V. Этап: дифференциации фонем.

VI. Этап: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это узнавание звука на фоне слова. Он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложная форма – вычленение звука и определение его места в слове (начало, середина, конец). И, наконец, самой сложной формой фонематического анализа является умение определять последовательность звуков в слове, их количество и место по отношению к другим звукам.

Учитывая выше сказанное, нами был подобран комплекс игр и игровых упражнений, на каждый этап коррекционной работы по формированию фонематических процессов дошкольников.

1. Игры, направленные на развитие слухового внимания

«Узнай по звуку»

Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти, фразовой речи.

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т.д.), фишки.

Описание игры: Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, и т.д.

Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.

2. Игры на развитие речевого слуха

«Угадай, чей голосок»

Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений.

Оборудование: мишка (игрушка).

Описание игры: Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.

Логопед предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу

«Будь внимателен»

Цель: учить определять правильность произношения слов.

Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.

Описание игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка

4. Игры, направленные на дифференциацию слогов

«Повтори правильно»

Цель: развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Оборудование: мяч.

Описание игры: Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са.

5. Игры, направленные на дифференциацию звуков

Цель: дифференциация звуков [с] – [з].

Оборудование: картинки: «Свисток» и «Звонок».

Описание игры: Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой – звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком – в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с. А если звук [з], то – со звонком и говорят: з-з-з. Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков.

Цель: развивать умение составлять слова из предложенных звуков.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, носок – сон, ключ, обруч, топор – кот).

Опыт показывает, что реализация такой системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствует речевые возможности дошкольников.

Использование игровых технологий помогает организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.

1. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2003.-112с.

2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 1999. 216с.

3. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М: Просвещение, 1979. – 192с.

4. Ткаченко Т. А. В первый класс без – дефектов речи: Методическое пособие.- СПб.:Детство-Пресс, 1999.-112с.

5. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – М.: Центрполиграф, 2004.-63с.

6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детского сада./ М.: Просвещение, 1988.-64 с.

7. Швецова И. «Формирование фонематического восприятия и звукового синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи» Дошкольное воспитание. – 2007. – №5, С.71-78.

Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова

Разделы: Логопедия

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в детском саду и в семье.

Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.

Читайте также:
Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми недостатками

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:
– сокращение слога;
– опускание слогообразующей гласной;
– увеличение количества слогов за счёт вставки гласных.
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
– перестановка слогов;
– перестановка звуков соседних слогов.
3. Искажение структуры отдельного слога:
– сокращение стечений согласных;
– вставки согласных в слог.
4. Уподобление слогов.
5. Персеверации (циклическое повторение).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).
7. Контаминации (смешение элементов слова).

Нарушение слоговой структуры слов может сохраняться у детей с патологией речевого развития довольно долго, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова [4].

Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребёнка, в ходе которого выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слов. Это позволит установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

В основе данного вида работы лежит принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К.Марковой [10], которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).
2. Трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
3. Односложные слова (дом, сок).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (тюльпан, компот).
7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).
10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).
14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Свою работу я строила в два этапа:

– подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
– коррекционный; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

На подготовительном этапе я проводила упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.

Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Упражнение «Выбери схему»

Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

Упражнение «Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

На коррекционном этапе работа проводилась на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

Упражнения на уровне звуков:

  1. «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»
  2. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.
  3. Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

Упражнения на уровне слогов:

– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

Упражнения на уровне слова:

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.

Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

Читайте также:
Конспект занятия по автоматизации звука (С)

Игра с мячом «Передай дальше»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.

Игра «Назови правильное слово»

Цель: учить различать правильно звучащие слова.
Материал: картинки.
Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

Упражнение «Найди самое длинное слово»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

Упражнение «Сосчитай, не ошибись»

Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.
Материал: картинки, карточки с цифрами.
Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).

Упражнение «Какое слово отличается»

Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

Упражнение «Назови одинаковый слог»

Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).

Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

Игра «Какое слово получилось?»

Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью.

Ребёнок: Логопед: Ребёнок:
кет букет
фет буфет
Бу тон бутон
бен бубен

Упражнение «Назови ласково»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.
Материал: мяч.
Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.

Упражнение «Назови слово правильно»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память.
Материал: предметные картинки.
Ход упражнения: логопед показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.

Логопед: Ребёнок:
Мосалёт
Ломасёт самолёт
Самолёт

Игра «Слоговые кубики»

Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.
Материал: кубики с картинками и буквами.
Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.

Игра «Цепочка слов»

Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки с разделёнными на части картинками и словами.
Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.

Игра «Логокуб»

Цель: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов.
Материал: куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами.
Ход игры: дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют их на определённой грани куба.

Игра «Поезд»

Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.
Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.
Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.

Игра «Пирамида»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.

Упражнение «Собери слово»

Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге.
Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по одному слову. Затем обмениваются набором карточек и игра продолжается.

Упражнение «Подбери слово»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.
Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.
Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.

Игра «Наведём порядок»

Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.
Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.
Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.

Игра «Кто больше»

Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.
Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.

Литература:

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
  2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.
  3. Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.
  4. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.
  5. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.
  7. Лопухина И.С. Логопедия. Москва: Аквариум, 1996.
  8. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.
  10. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и слоговой структуры”

Подборка игр и игровых упражнений, направленных на развитие фонематического восприятия и слоговой структуры.

1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса* и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инстру­мент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).

2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроиз­ведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.

Читайте также:
Игровые упражнения по автоматизации звука С

Виды заданий следующие:

— Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);

— Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагает­ся простой, а затем сложный);

— Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;

— Воспроизведение определенного ритма по образцу взрослого, по заданному рисунку;

— Произвольное воспроизведение ритма ребенком с после­дующей записью ритмического рисунка символами;

— Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармош­ка — символ «—») и коротких (барабан, бубен — символ «+»).

Ритмический рисунок может быть следующим: –++, ++-+– и т.д.

* Слуховой гнозис — узнавание предмета по характерному для него звуку.

3. Уровень гласных звуков

Детям предлагаются следующие задания:

— Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повто­рение звуков за взрослым, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;

— Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;

— Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

— Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответ­ствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.

– Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков от более контрастных к менее контрастным:

А — И А — И — О у _ а — И — О

А —У У — А — И э — У — А — И

И — О И — О — Ы А — И — О — Ы

Ы — А Э — У — А И — Э — У – А

У — Э А — Ы — О У — А — Ы — О

А — О И — Ы — Э О — И — Ы — Э

О — У О — У — А Э — О — У — А.

тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произ­ношения.

Ребенок произносит ряд гласных:

— на одном выдохе, при этом плавно (либо отрывисто);

— громко (тише, совсем тихо);

— чередуя громкость в пределах одного ряда;

— со сменой высоты голоса (от лица разных членов се­мьи, разных животных);

— быстро (либо медленно).

Дополнительные задания. Для закрепления работы над гласными ребенку предлагается:

— сосчитать количество звуков, произнесенных учите­лем;

— показать то же количество пальцев (выложить фиш­ки);

— отстучать звуки молча;

— встать, когда прозвучит ряд из трех (или другого за­данного количества) звуков;

— назвать самостоятельно два (три, пять) гласных звука;

— придумать столько звуков, сколько звездочек нарисова­но;

— повторить звуки в обратном порядке.

4. Уровень слогов

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе авто­матизации и дифференциации отрабатываемых логопедом зву­ков. Задания могут быть следующие:

– Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритми­ческую структуру (количество слогов);

– Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколь­ко слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесе­нием слогов.

– Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновре­менным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.

– Ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед);

– Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным сло­гом, после заданного слога, между заданными слогами.

– «Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каж­дый слог.

— Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);

— Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);

— Сосчитать, сколько слогов взрослый произнес (слоги пря­мые, обратные, со стечением согласных);

— Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

— Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»): са-со. ;

— Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-сы;

— Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;

— Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;

Чтение или повторение за логопедом серии слогов:

Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;

— Повторение за взрослым, чтение серии слогов со сте­чением согласных: ста-сто-сту-сты;

ПРИМЕЧАНИЕ: В данные упражнения включаются только те звуки, которые ребенок может правильно произносить;

— Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, записать слоги;

— Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;

— «Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас;

– Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одно­временно называют слог какого-то слова; получивший мяч ре­бенок называет следующий слог, и т.д.

– детям предлагается ряд картинок (слов), из них надо выбрать самое длинное слово — название изображенного пред­мета, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова;

– назвать любое слово, придумать слово на один слог длиннее (короче); аналогичное задание с картинками (выбор картинок).

– придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов;

– Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух-трех слогов.. Берутся слоги:

— с общим согласным:

МА — МО — МУ — МЫ — МЭ;

— с общим гласным:

БУ — КУ — ВУ — НУ – ДУ;

АН — ЫН — ОН — ЭН — УН

ОФ — ОП — ОХ — ОТ — ОМ;

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических и фонетических средств языка в старшей группе

— закрытые слоги, их ряды и пары:

МАК — МОК — МУК — МЫК — МЭК

КАП — ПАП ПЫХ — ТЫХ

ТУК — МУК БОК — ВОК;

— прямые и обратные слоги с твердыми и мягкими со­
гласными:

— проанализировать слог (назвать первый, третий, второй звуки);

5. Фонематический и слоговой синтез слов

1. анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука)?

Низ — вниз; шил — сшил.

2. Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА…, КА…

– взрослый медленно произносит слово по слогам: со-ба-ка, а ребенок произносит это слово целиком.

3. Один ребенок произносит слово медленно по слогам: пу-го-ви-ца, а другой произносит это слово целиком.

4. Определить, какой слог пропущен: ко-. -ва; са-. -лет.

6. Фонематические представления

Разложить картинки под схемы слов:

(дуб) (сосна) (береза) (кот) (коза) (корова)

2. Построить «дома», «поселить» туда любые слова (на каждый «этаж» вписывать один слог):

– цепочка слов (дети придумывают слово, начинающееся с последнего звука услышанного слова): тигр — рыба.

– придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо — хоро­шо; ши-иш-ши — .

– подобрать рифму к словам: мак — гамак; зайка — .

– Выкладываются две картинки. Их названия содержат оди­наковое количество слогов, но отличаются позицией удар­ного слога (ДЫня — воДА, КУбики — сапоГИ, ВЕник — ба-НАН). Взрослый молча отхлопывает слова с акцентами на ударных слогах. Ребенок угадывает задуманные слова. По мере освоения более длинных слоговых конструкций коли­чество слогов также может расти, опора на картинки умень­шаться:

Ягоды — миМОза — колеСО

ТАпочки — поДУшка — запаДНЯ

ЖАворонок — меДВЕдица — остаНОвка — магнитоФОН.

Называние слов, похожих по звуковому составу, но разли­чающихся местом ударного слога. роЖКИ — РОЖки

Дидактические игры для формирования фонематических процессов

Дидактические игры способствуют развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

Содержимое разработки

«Дидактические игры для формирования фонематических процессов».

Для преодоления фонетико-фонематических нарушений необходимо развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Рассмотрим, что это такое?

Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение.

Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека.

Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середине, конце), а также по установлению последовательности звуков в слове.

Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез. Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, т.к. чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ. Читая, ребёнок сливает буквы в слоги, слоги в слова; когда пишет, совершает другую операцию: сначала анализирует, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности они произносятся в слове, далее соотносит их с буквами и записывает. Из всего вышесказанного становится понятно, как важно у детей ещё в дошкольном детстве развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

Дети, имеющие нарушение фонематического слуха и восприятия имеют свои особенности: ребёнок недостаточно хорошо воспринимает языковую норму и артикуляцию родного языка, у него формируется неправильное или неточное воспроизведение речевых звуков; с трудом различает неречевые звуки (скрипы, хлопки, транспортные и предметные шумы); слабо узнаёт голоса знакомых детей и родных; сложно запоминает и узнаёт мелодию, не воспроизводит простой ритм; допускает ошибке при передаче ритмического рисунка на уровне слова; имеются трудности в слиянии звуков, слогов, в прочтении слов, фраз, в проведении звуко-слогового анализа.

Ребёнок должен осознать звуковой строй языка – это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определённой последовательности

Для преодоления этих трудностей выделено несколько этапов работы:

Узнавание неречевых звуков.

Различение звуков речи, слов, фраз по тембру, силе и высоте.

Различение близких по звуковому составу слов.

Опознание и различение звуков (фонем).

Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Для того, чтобы работа по формированию фонематических процессов была детям интересна и занимательна, используются различные дидактические игры. С помощью игровых средств создаётся игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.

В каждом этапе есть свои и упражнения. Рассмотрим некоторые из них.

1 этап – узнавание неречевых звуков.

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

Игра «Тишина». Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1 минуту детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они слышали.

Игра «Угадай, на чём играю?» Цель: развитие устойчивого слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Игра «Где хлопнули? Где позвонили?» Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.

Игра «Полянка» Цель: узнавать ритмический рисунок. (На полянку собрались дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц – 1 раз, медвежонок – 2 раза, белка – 3 раза, ёжик – 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку).

Шумовые баночки. Цель: развитие умения различать на слух неречевые звуки.

Вместо бочоночков можно использовать футляры от фотоплёнки, «киндер-яйца» или спичечные коробки. Наполните их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. Можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, шарики, пуговицы и так далее. Можно сделать пары бочоночков с одинаковым наполнителем: ребёнку предлагается найти бочоночки, которые звучат одинаково.

Читайте также:
Конспект открытого логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме 'Дикие животные'

2 этап – Различение звуков речи, слов, фраз по тембру, силе и высоте.

Уже к трем годам дети имеют достаточно большой объем слуховых впечатлений, но они еще не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру, ритмической структуре. Способность слушать и понимать звуки – назовем ее “речевой слух” – не возникает сама собой даже при наличии острого природного слуха: ее нужно целенаправленно развивать.

«Метель» -учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.

«Дует ветер» – изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким и тихим голосом.

«Громко-тихо» – развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

«Три медведя» – развитие умения менять высоту голоса.

«Близко – далеко» – учить различать ,где гудит пароход, какая дудочка играет.

3 этап – различение близких по звуковому составу слов.

Упражнение «Кто внимательный?»

Взрослый дает ребенку два кружка – синий и зеленый и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное- красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:

Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван ,ванан.

Витамин, митанин, фитамин, витаним, виталим.

Упражнение « Послушай, повтори».

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

Мак-бак-так, ток-тук-так, бык-бак-бок, дам-дом – дым.

Моток-каток-поток, батон-бутон-бетон, будка-дудка-утка, нитка-ватка-ветка, клетка-плетка-пленка, тыква-буква-будка.

Примечание: При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность этого и следующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.

Упражнение «Внимательные ушки».

Из четырех слов отчетливо произнесенных взрослым , ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

Канава-канава-какао-канава, ком-ком- кот- ком, утенок-утенок-утенок-котенок. Будка-буква-будка-буква, винт-винт-бинт-винт, минута-монета-минута-минута. Буфет-букет-буфет-буфет, билет-балет-балет-балет, дудка-будка-дудка-дудка.

Упражнение «Доскажи словечко»

Взрослый читает 2 стихотворные строчки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные ….(перина, подушка, рубашка)

Сказала дверь: «Мой дорогой!

Не открывай меня …. « ( плечом, коленом, ногой)

Катя Лену просит дать

Краски, карандаш, ….(ручку, тетрадь, книгу)

При трудностях поиска нужного слова взрослый зачитывает двустишие во всех трех вариантах, просит ребенка прислушаться и выбрать правильный вариант- тот, где слова самые похожие.

4 этап – различение слогов.

При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры — открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.

Игра «Повторюшки».

Взрослый предлагает ребёнку повторить за ним слоговые ряды: со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та; с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.; с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т.д.; с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.; с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.; с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т.д.

Игра «Сигнальщик».

Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т.д.

Упражнение «Простукай слово».

Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т.д. Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.

5 этап – Опознание и различение звуков (фонем).

Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений может предусматривать, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти.

Угадай, кто (что) это был(о).” Детям предлагаются картинки-образы или игрушки, каждой из них присваивается определенное звучание (например: корова — мычит м м-м, тигр — рычит р р р, пчела — жужжит ж ж ж). Педагог длительно (в усложненном варианте — кратко) произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку.

Какой звук лишний?”. Педагог называет детям звуки а, у и просит запомнить их. Затем педагог называет ряд звуков, включающий наряду с вышеуказанными и другие гласные: э, ы, и, о. Детям предлагается поднимать флажок только на тех звуках, которые были предложены к запоминанию. Аналогично игра проводится с согласными звуками (далекими и близкими по акустическим характеристикам).

Различай и повторяй”. Педагог предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком. Например:

Повторяй за мной только звук с” — предлагаемый звукоряд: з, с, ш, с и т.д.

Повторяй за мной только слоги со звуком с” — предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т. д.

Повторяй за мной только слова со звуком с” — предлагаемые слова: сом, шапка, сумка, коса, заря, кусок и т. д.

Речевой материал может быть подобран по-разному, с учетом цели задания — выделение гласных звуков, согласных (твердых—мягких, звонких-глухих, свистящих—шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и т. д.), звуков в слогах с одинаковыми и разными гласными и т. д.

Озорные звуки”. Педагог читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно:

Тащит мышонок в норку Огромную хлебную горку (корку).

Русская красавица Своей козою (косою) славится.

На глазах у детворы Крысу (крышу) красят маляры.

Закричал охотник: “Ой! Двери (звери) гонятся за мной!”

Читайте также:
Дифференциация букв А-Я - конспект

Я рубашку сшила шишке (мишке), Я сошью ему штанишки.

Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая пушки (сушки).

Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грач-ей).

Белокрылые хозяйки, Над волной летают сайки (чайки).

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств — графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание. В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания:

1. Выделить гласный (согласный ) звук из ряда других звуков (поднять флажок).

2. Выделить слог с определенным звуком (поднять флажок).

3. Выделить из ряда слов слова с определенным звуком (поднять флажок, отобрать картинки).

4. Назвать первый, последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок.

5. Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков).

6. Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.

Дидактические игры на развитие фонематических представлений и слоговой структуры

Фонематическая система является основой устной и письменной речи и включает в себя фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция нарушенного произношения может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия. Бесспорна взаимосв . Фонематическая система является основой устной и письменной речи и включает в себя фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция нарушенного произношения может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь фонематического анализа и синтеза не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию данных функций дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения, письма и дальнейшего обучения.
Овладеть фонематическим анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки, ориентироваться в слоговой структуре слова. Умение анализировать слова формируется у детей благодаря многочисленным упражнениям, которым предшествует работа по развитию фонематического слуха, усвоению понятий «звук», «буква», «слог», «слово».
Деление слов на слоги и разложение слога не составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. Особо трудна эта деятельность для детей с речевой патологией. У таких детей слабо сформирована «языковая рефлексия», т.е осознание языковых единиц как знаков.
Опыт логопедов – практиков показывает, что усвоение знаний, умений и навыков происходит более легко и прочно в условиях включения логопедом различных видов игр и игровых ситуаций в процессе обучения. Игровая деятельность хорошо знакома ребёнку дошкольного возраста, она стимулирует появление мотивов участия в выполнении разнообразных заданий.
Проблемы, связанные с формированием фонематического анализа и синтеза также можно преодолеть путём использования разнообразных игр и игровых упражнений. Наибольшее значение в процессе логопедической работы имеют дидактические игры. Это связанно, прежде всего, с тем, что их основная цель – обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация помогает ему в этом. Важно чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала такие элементы, как игровая задача (замысел), содержание, игровые действия, правила, результат (итог) игры.
С помощью игры мы подводим детей к самостоятельному осознанию того факта, что непрерывный речевой поток можно членить не только на смысловые фрагменты, но и на отдельные звукокомплексы: слова, слоги, звуки. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным и тем самым облегчить его усвоение.
С учётом рекомендаций Р.И.Лалаевой, Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой была разработана система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза.
Данная система построена с учётом следующих принципов логопедического воздействия:
1. Патогенетический – учёт и коррекция нарушенных механизмов. Поскольку одним из механизмов, приводящих к трудностям в обучении грамоте, является недоразвитие фонематической системы, логопедическая работа будет направлена на развитие у детей процессов данной системы: фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза.
2.Онтогенетический – учёт последовательности и закономерностей формирования функций фонематической системы, которая имеет место в онтогенезе. Логопедическая работа строится с учётом основных закономерностей:
•от простого к сложному;
•от целого к частному.
С первых занятий ведётся работа по формированию фонематического восприятия, т.к. данная функция в процессе становления речи формируется одной из первых и является основой для развития операций анализа и синтеза.
3.Принцип дифференцированного подхода – учёт этиологии, симптоматики нарушения, уровня сформированности высших психических функций и эмоционально-волевой сферы. Логопедическая работа строится дифференцированно, в зависимости от того, какая из операций нарушена у ребёнка больше.
4.Принцип постепенного усложнения речевого материала – учёт «зоны актуального и ближайшего развития». Действия по определению звукового состава слова вначале отрабатываются на односложных словах типа СГС, затем на простых двусложных словах (СГСГ), позднее на словах со стечением звуков (СГССГ).
5.Принцип связи с микросоциальным окружением – учёт особенностей микросоциального окружения ребёнка.
6.На логопедических занятиях в процессе тренировочных упражнений формируются различные операции. Закрепление этих навыков должны взять на себя воспитатели и родители.
Весь процесс усвоения навыков фонематического анализа и синтеза можно разделить на три этапа:
I – подготовительный;
II – формирование элементарных навыков фонематического анализа и синтеза;
(первый год обучения в логопедической группе)
III – обучение последовательному анализу с установлением точного количества и места звуков по отношению друг к другу.
(второй год обучения в логопедической группе)
На первом этапе ведётся работа узнаванию неречевых звуков, развитию речеслуховой памяти и внимания, вводится понятие «звук». Используются игры «Угадай, что звучит», «Где позвонили», «Шумящие коробочки». На этом же этапе необходимо выработать умение определять наличие звука в слове, что проводится в следующей последовательности:
а) на слух, когда слово произносится логопедом (игра «Поймай звук»);
б) на основе собственного самостоятельного проговаривания (лото «Назови картинку и найди нужный звук»);
в) по слухопроизносительным представлениям в умственном плане (игры «Звуковая ромашка», «Звуковая рыбалка»).
Работу в данном направлении необходимо начинать с гласных звуков, т.к . они выделяются легче, особенно в ударном положении. Для обозначения гласных звуков целесообразно использовать фигуры, указывающие на положение губ при произнесении определённого звука. Например, большой круг – А, маленький круг – У, «улыбка» – И, овал – О, полукруг – Ы.
На втором этапе работа начинается с умения выделять звук из ряда других, которая проводится в следующей последовательности:
а) выделение звука из ряда гласных;
б) выделение звука из серии слогов с повторяющимися гласными;
в) выделение звука из серии слов, где гласный находится в начальной позиции.
Используются такие игры, как «Эхо», «Назови первый звук». Аналогично проводится работа по формированию умения выделять согласные звуки.
Следующей ступенью формирования элементарных навыков является обучение позиционному анализу, т.е. определению места звука в слове. Используются игры «Найди фишке место», «Подставь картинку к схеме».
Третий этап состоит из трёх ступеней (с учётом теории П.Я.Гальперина):
1.Освоение действия с опорой на материализацию.
Формирование фонематического анализа и синтеза осуществляется с опорой на вспомогательные средства и действия: графическую схему и фишки. Дети последовательно заполняют графическую схему, выделяя каждый звук и определяя его характеристику (игры «Звуки – жильцы», «Звуки – пассажиры»).
2.Формирование операций фонематического анализа и синтеза в речевом плане.
Слово называется, определяется количество, последовательность слогов и звуков в слове (игры «Назови звук», «Слоговая зарядка»).
3.Формирование действий фонематического анализа и синтеза в умственном плане.
Дети определяют количество и последовательность слогов и звуков в словах, не называя их (игры «Телеграфисты», «Найди ошибки»).
Особое значение при формировании операций фонематического анализа и синтеза отводится подбору речевого материала. С учётом рекомендаций Р.И.Лалаевой предъявляемый материал постепенно усложняется:
Звукосочетания гласных звуков (АУ,УА);
Обратные слоги (АТ, ИК);
Прямые слоги (НА, МУ);
Односложные слова типа СГС (МАК, СУП);
Двусложные слова типа СГСГ (МАМА, ВАЗА);
Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога (ДИВАН, ЗАМОК);
Односложные слова со стечением согласных (ШКАФ, СТОЛ);
Двусложные слова со стечением (СЛИВА, СТАКАН);
Трёхсложные лова, состоящие из открытых слогов (ПАНАМА, КУБИКИ);
Трёхсложные слова со стечением (ИГРУШКИ, СТАКАНЫ).
Предлагаемые игры и игровые упражнения можно использовать в качестве фрагментов занятия как при индивидуальной работе с детьми, так и при проведении фронтальных и подгрупповых занятий, а также рекомендовать воспитателям и родителям с целью закрепления сформированных навыков.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: сформированность операций фонематического анализа и синтеза является необходимым условием для успешного обучения выпускников логопедических групп в школе, а наиболее эффективным способом формирования данных навыков является использование комплекса дидактических игр и упражнений.

Читайте также:
Родительское собрание 'Дети с ОНР 3 уровня'

«Назови картинку и найди первый звук»
Цель игры: нахождение заданного первого звука на этапе громкого проговаривания.
Лингвистический и дидактический материал: карты с картинками, названия которых начинаются на звуки (А), (У), (И); фишки со схематическим изображением данных звуков.
Инструкция: я буду называть гласные звуки, а вы найдите на своей карточке картинку на этот звук и назовите ее. Правильно названные картинки можно закрыть фишкой.

«Нарисуй букву»
Цель игры: определение наличия заданного звука в слове по слухопроизносительным представлениям в умственном плане.
Лингвистический и дидактический материал: папки-перфокарты с картинками. Часть картинок содержит в названии звуки (Н) и (П). Под каждой картинкой вырезано отверстие. В папку закладывается листок бумаги.
Инструкция: найди на своей карточке все картинки, в названии которых слышится звук (Н) или (П) и закрась отверстия под этими картинками.
Соедини пометки и посмотри, какая буква у тебя получилась.

«Картинки заблудились»
Цель игры: определение первого и последнего звука в словах .
Лингвистический и дидактический материал: картинки и схемы названий картинок с буквенным обозначением первого и последнего звука в виде домиков. Картинки и схемы располагаются вразброс.
Инструкция: определите первый и последний звуки в названии картинок и соедините картинку с нужным домиком.

«Звуковая рыбалка»
Цель игры: выделение заданного звука в словах по представлению, нахождение места звука в слове.
Лингвистический и дидактический материал: картонные рыбки с изображенными на них картинками, удочка, ведерки со схемами слов для позиционного анализа.
Инструкция: представьте, что вы пришли на озеро. В этом озере живут необычные рыбки, на них нарисованы картинки. Поймайте рыбок с картинками на звук (Р), определите место этого звука в слове и разложите их в ведерки.

«Каждому звуку свою комнату»
Цель игры: фонематический анализ слов, состоящих из трех звуков.
Лингвистический и дидактический материал: домик из ковролина с тремя окошками, фишки – условные обозначения звуков, картинки.
Инструкция: я предлагаю вам поселить в звуковой домик слово «мак», причем, каждый звук хочет жить в отдельной комнате. Назовите звуки по порядку и расселите в комнаты. Опишите каждого жильца.

«Волшебный поезд»
Цель игры: соотнесение слова со звуко – слоговой схемой слова.
Лингвистический и дидактический материал: картонные поезда, состоящие из одного, двух, трех вагонов. На паровозе приклеена картинка. Аналогичные поезда без картинок, цветные карандаши.
Инструкция: у каждого из вас «звуковой поезд», он отправится в путь, если «звуки-пассажиры» правильно займут свои места. Проверьте, соответствует ли название картинки звуко-слоговой схеме. Если есть ошибки, исправьте.

«Слоговая зарядка»
Цель игры: слоговой анализ слов.
Лингвистический и дидактический материал: слова различной слоговой структуры.
Инструкция: я вам буду произносить слова. А вы разделите их на слоги а) хлопками, б) прыжками.

Читайте также:
Консультация логопеда для воспитателей: Подготовка к школе детей с ЗПР

«Назови звук»
Цель игры: называние звука в слове по его пространственной характеристике.
Лингвистический и дидактический материал: мячик, слова различной степени сложности.
Инструкция: давайте поиграем со словами. Я бросаю вам мячик и даю задание. Вы возвращаете мячик и называете нужный звук.

Дидактические пособия для формирования слоговой структуры слов

Дидактическое пособие для формирования слоговой структуры слов

(для дошкольников 4-7 лет с нарушениями слово- и фразообразования)

Чахова Валентина Петровна, учитель-логопед

Россия, г.Тюмень, муниципальное автономное учреждение

дошкольного образования центр развития ребёнка

детский сад № 158 города Тюмени

Занимаясь логопедической практикой, мы пришли к выводу, что для повышения эффективности коррекционной работы необходимо иметь большое количество разнообразных игр и пособий. У детей с речевыми нарушениями, помимо дефектов звукопроизношения, часто бывает нарушена и слоговая структура слова – способность правильно воспроизводить в речи слова различного слогового состава дву-, трёх-, четырёхсложные, со стечением согласных и т.д.). Такое особенное проявление речевой патологии является одним из наиболее трудным для коррекции, при этом оно является одной из причин возникновения школьной дисграфии и дислексии. Нарушение слоговой структуры речи отрицательно влияет на формирование лексической и грамматической стороны речи

С целью коррекции дефектов слоговой структуры слов (элизий, пропусков, искажений, персевераций и пр.) нами разработано и апробировано дидактическое пособие, которое позволяет в процессе логокоррекции решать целый круг разнообразных задач:

­ Пополнять и активизировать объём словарного запаса детей.

­ Развивать фонематическое восприятие детей.

­ Развивать мыслительные операции (способности к обобщению, классификации), внимание, память.

­ Восстанавливать ритмический рисунок слов в речи детей с опорой на зрительную, слуховую, кинестетическую функции.

­ Формировать звуковой анализ слов.

­ Формировать оптико-пространственные ориентации.

­ Уточнять и закреплять лексическое значение слов.

­ Развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь.

Дидактические игры с наглядным материалом:

1.«Назови одним словом»

Цель: формировать и закреплять представления детей об обобщающих словах.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) назвать несколько картинок одним словом (платье, куртка, штаны, шапка – одежда и т.д.).

2. «Назови слово на заданный звук»

Цель: формировать и развивать звуковой анализ слова.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) показать и назвать картинки на заданный звук (Ш – шапка, штаны, шуба; З – заяц, зебра и пр.). Усложнённый вариант игры – назвать слова с заданным звуком в конце, середине слова.

3. «Положи картинку в домик (корзинку, гараж, ящик, шкаф)»

Цель: формировать и развивать ритмический рисунок слов разного слогового состава; развитие пространственных ориентаций.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) разделить слова на слоги (прохлопать руками). Слова с одним слогом располагаются в домике (шкафчике, гараже, корзинке, ящике) с одним символом (красный кружок); с двумя слогами – в домике (шкафчике, гараже, корзинке, ящике) с двумя символами и т.д.

4. «Найди лишний предмет»

Цель: развивать мыслительные операции, зрительное и слуховое внимание.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) найти лишний предмет среди остальных (грибок среди ягод, животное среди одежды, овощ среди фруктов и пр.) и объяснить свой выбор.

5. «Кто (что) что делает?»

Цель: развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) рассказать, что делает корова, автомобиль, самолёт, яблоко и пр. (корова-мычит, самолёт-летит, яблоко-висит и т.д.).

6. «Опиши слова»

Цель: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с существительными.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) описать как отдельный предмет (платье, боровик, кошку и пр.); так и обобщающее слово (одежда, животные, ягоды). Например, платье – летнее, кошка – пушистая, одежда – тёплая, машина – большая и т.д.

Вариант игры: логопед просит ребёнка найти предметы по какому-либо признаку (все красные, все пушистые, все съедобные).

7. «Путаница»

Цель: развивать мыслительные операции, зрительное и слуховое внимание, память.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) «распутать» картинки (домашние животные «перемешаны» с дикими, овощи – с фруктами, грибы – с ягодами и т.д.) и объяснить свой выбор.

8. «Что для чего?»

Цель: развивать грамматический строй речи, связную речь, согласование слов в предложении, мышление.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) объяснить – для чего нужна машина, корабль, самолёт, грибы, овощи, фрукты, штаны, куртка, шапка и пр.

Вариант игры: дети объясняют, что можно делать с каким-либо предметом.

9. «Придумай предложение»

Цель: активизировать воображение детей, учить согласовывать слова в предложении, употреблять предлоги, развивать связную речь.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) придумать предложение с заданным словом, либо предлагает слово на выбор (машина едет по дороге, корабль плывёт по воде, гриб растёт в лесу и т.д.).

10. «Придумай историю»

Цель: активизировать воображение, фантазию; развивать грамматический строй речи, связную речь.

Ход игры: логопед просит ребёнка (детей) придумать историю про кого-либо (что-либо). Например: Вот маленький щенок. Его зовут Шарик. У него мягкая шёрстка и короткий хвостик. Он любит гулять и вилять хвостиком.

Наглядный материал (фото 1,2,3,4,5)

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Использование игр на развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста для успешной работы логопедов

В настоящее время в силу целого ряда органических, функциональных причин у детей дошкольного возраста отмечаются самыми распространёнными фонетические нарушения речи, причем недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с фонематическими нарушениями, имеющими стойкий характер. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы. Фонетико-фонематическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие её компонентов: звукопроизношения, просодики, фонематических процессов. Вследствие этого, нарушения фонетической стороны речевой функциональной системы приводят к расстройству других, более высоких уровней языковой системы.

Читайте также:
Конспект интегрированного занятия на логопункте

Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по русскому языку, могут приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи, к нарушениям процесса чтения.

Таким образом, коррекция нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов является крайне актуальной, так как своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки детей к школьному обучению.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста должно проводится в форме игровых упражнений, так как основной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра.

Этапы работы:

– Узнавание неречевых звуков.

– Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.

– Различение слов, близких по звуковому составу.

– Дифференциация фонем. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, фонематических представлений.

На первом этапе

учим детей вслушиваться в окружающий мир,

вырабатываем умение узнавать различные неречевые звуки, определять направление звука, воспроизводить различные ритмы.

Пример: игровое упражнение «Что это? »

Цель: развитие слухового внимания.

Оборудование: магнитофонная кассета (диск) с записью на ней различных звуков.

Описание игры: Ребёнку предлагается прослушать запись и угадать: что это?

На втором этапе

учим детей различать высоту, силу и тембр голоса,

ориентируясь на одни и те же звуки и звукосочетания (близко или далеко, радостно или грустно) .

Пример: игра «Кто позвал? »

Цель: развитие слухового внимания.

Описание игры: Логопед предлагает ребёнку отвернуться и догадаться, кто из детей его позвал. Ребёнка зовут, произнося: «Ау! » или имя вызываемого.

На третьем этапе

учим детей различать слова, близкие по звуковому

составу, развиваем умения, на базе которых будут формироваться более сложные формы фонематического анализа и синтеза.

Пример: дидактическая игра «Часы».

Цель: обучение различению слов, близких по звуковому составу.

Оборудование: Часы с изображениями на них предметов, названия которых звучат похоже (слова – квазиамонимы) .

Описание игры: Логопед предлагает ребёнку назвать предметы, изображенные на картинках, названия которых звучат похоже и соединить их стрелками.

На четвертом этапе

обращаем внимание ребенка на часть слова – слог.

Пример: игровое упражнение «Добавь слог».

Описание игры: Логопед подбирает стихотворные строчки (потешки) и просит детей подсказать последний слог:

сы-сы-са – длинная ко…

ши-ши-ши – наши дети хоро…

Данный этап является основным в работе по формированию

Фонематических процессов у детей.

Он включает в себя несколько разделов:

– Развитие фонематического восприятия

– Развитие фонематического анализа

– Развитие фонематического синтеза

– Развитие фонематических представлений

Дидактическая игра «Рыбаки».

Цель: Развитие фонематического восприятия.

Оборудование: удочки, рыбки с картинками предметов, в названии которых слышим звук .

Описание игры: Логопед предлагает детям «поймать» удочкой «рыбку» с картинкой, в названии которой слышим звук .

Учим детей различать (дифференцировать) на слух звуки, близкие по своим акустическим признакам: по твёрдости-мягкости, по звонкости-глухости, свистящие-шипящие и др.

Дидактическая игра: Королевства «Твёрдыша» и «Мякиша».

Цель: Обучение дифференциации на слух звуков по твёрдости-мягкости.

Оборудование: Изображения представителей королевств «Твёрдыш», «Мякиш», картинки с предметами – .

Описание: Логопед предлагает детям «навести порядок» в королевствах «Твёрдыша» и «Мякиша». Распределить картинки с предметами по королевствам, в названии которых слышим звуки – .

Дидактическая игра «Чебурашка».

Цель: Обучении дифференциации на слух звуков по звонкости – глухости.

Оборудование: пособие «Чебурашка», предметные картинки.

Описание игры: Логопед предлагает ребятам определить в названии картинки «звенит» или «не звенит» первый звук.

Дидактическая игра «Собери картинки».

Цель: Развитие фонематического восприятия.

Оборудование: пособие «Жаба и Зайка».

Описание игры: Логопед предлагает ребятам назвать первый звук в слове «жаба», «зайка». Логопед просит собрать картинки со звуком к Жабе, со звуком к Зайке.

Развитие фонематического анализа.

Учим детей выделять определённый звук из ряда других звуков на фоне слова, слога. Определять количество и последовательность звуков в слове. Деление слов на слоги.

Дидактическая игра «Гусеница».

Цель: Развитие фонематического анализа (позиционного, последовательного, количественного) .

Оборудование: пособие «Гусеница», символы звуков, картинки с предметами.

Описание игры: Логопед предлагает ребятам определить место звука в слове и поставить соответствующий символ в начало, середину или конец гусеницы. Выполнить фонематический анализ слова, изображенного на картинке.

Дидактическая игра «Цветик-семицветик».

Цель: Развитие фонематического анализа (количественного) .

Оборудование: пособие с картинками «Цветик-семицветик», картинки с предметами.

Описание игры: Логопед помещает на Цветик-семицветик карточку с цифрой (4). Ребятам предлагается поместить в кармашки лепестков цветика-семицветика предметные картинки с определённым количеством звуков в слове.

Развитие фонематического синтеза.

Учим детей объединять отдельные звуки в слова.

Дидактическая игра «Корабль».

Цель: Развитие фонематического синтеза.

Оборудование: пособие «Корабль», картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям внимательно посмотреть на «корабль» с картинками. Если ребята правильно назовут первый звук каждой картинки, то они смогут отгадать, какое слово «спрятано» в корабле.

Дидактическая игра «Поезд».

Цель: Обучение делению слов на слоги.

Оборудование: пособие «Поезд», картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям распределить картинки по вагонам: с двумя окнами – два слога, с тремя окнами вагон – три слога.

Развитие фонематических представлений.

Игровое упражнение «Вспомни слово».

Цель: развитие фонематических представлений.

Описание: Логопед, бросив мяч ребёнку, предлагает назвать слово с заданным звуком ( в середине слова, затем назвать, какой по счёту в слове звук , какой звук предшествует ему, а какой следует за ним, назвать только гласные звуки в названном слове. Сколько всего звуков в данном слове.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: