Дидактическая игра-занятие для развития ориентировки во времени

Дидактическая игра-занятие для развития ориентировки во времени

Время занятия: 15 минут.

Возраст детей: Старший дошкольный возраст (подготовительная к школе группа).

Оборудование: экран, ноутбук, 9 слайдов с изображением часов и надписями, столы, стулья, мольберт; часы (песочные, будильник, секундомер, накидка на них), 2 таблички с названиями команд (демонстрационные и раздаточные), набор геометрических фигур в качестве фишек, 2 муляжа-циферблата с круглыми прорезями: по кругу, горизонтально, вертикально; наборы с цилиндрическими деревянными палочками 4-х цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный); 2 планшета с геометрическими фигурами с пространственными обозначениями и цифрами на них (красный квадрат, жёлтый треугольник, зелёный овал, синий прямоугольник); 2 круга со стрелочкой для считалки, призы – новогодние магнитики либо наклейки с изображением часиков.

Цель игры: развитие ориентировки во времени.

Задачи:

  • расширить и систематизировать общие представления о часах (устройство циферблата, виды часов);
  • закрепить умение играть подгруппами и индивидуально, стремясь к единой цели и учитывая временные ограничения;
  • закрепить навыки прямого устного счёта в пределах десяти и знания основных цветов, умение соотносить число с количеством предметов;
  • развивать функцию словообразования и умение читать по слогам;
  • закреплять умение делать выводы;
  • вызвать у детей интерес к определению времени на часах.
  • развитие ориентировки на плоскости, зрительного и слухового восприятия и памяти, мелкой моторики, внимания, логического мышления, наблюдательности.
  • воспитывать у участников игры умение договариваться и распределять между собой обязанности;
  • формировать умение ценить своё время и время окружающих людей.

Дидактическая игра-занятие: «Цена одной минуты»

Ход занятия.

1. Мотивационный момент.

За спиной у педагога звонит будильник (дети его не видят, но слышат звонок).

– Что это? (это часы — будильник). Поставить его на стол.

– Что такое часы? (это определитель времени).

– Ребята, вам хочется узнать, какие виды часов бывают? (карманные, наручные, настенные, настольные, электронные, необычные часы, куранты – 7 слайдов; провести речевое упражнение на словообразование). Ответы детей сопровождаются показом слайдов.

– Ребята, как вы думаете, что находится под этой накидкой? (песочные часы и секундомер стоят на столе, прикрытые салфеткой).

Практические действия с часами выполняют сами дети:

– Если перевернуть песочные часы и одновременно засечь на секундомере ровно одну минуту, то, что же произойдёт? Дети наблюдают за часами (Вывод: продолжительность минуты не зависит от того, какими часами её измеряют).

– А что можно успеть сделать за одну минуту? (ответы детей; поиграть).

– Вы хотите поиграть?

2. Игра: «Цена одной минуты». (Слайд с названием).

Деление на команды (8 человек, по 4 ребёнка в команде: у кого из детей на ногах чешки – «Будильник», все остальные – «Секундомер»). Поставить карточки-таблички с названиями команд на стол каждой команды.

3. Объяснение правил и хода игры.

– Перед вами большой круг, обозначающий циферблат часов; ёмкость с цветными палочками; ряд геометрических фигур таких же цветов, как палочки, с цифрой и знаком. Палочки на циферблате нужно вставить в круглые отверстия таким образом: жёлтый треугольник – нужно 1 жёлтую палочку поставить в середину (центр) циферблата; зелёный овал – 6 зелёных палочек нужно расположить вертикально – «столбиком»; синий прямоугольник – 3 синих палочки нужно расположить горизонтально – «в ряд»; красный квадрат обозначает, что 8 красных палочек нужно расставить по кругу циферблата.

-Чья команда закончит игру за одну минуту и выполнит все задания правильно, получит сразу три фишки.

– Играем все дружно, пусть каждый из вас примет участие в этой игре.

– Как только вы услышите щелчок секундомера, значит, игра началась – «старт», а ровно через одну минуту прозвенит будильник – «финиш», значит, игру нужно успеть закончить.

Проверка выполнения заданий:

– Ребята, как вы думаете, какое время показывают наши часы, если учесть, что синяя стрелка – это секундная стрелка (шесть часов).

– Проверим, как команды справились с заданиями.

Выбор проверяющего – контролёра от каждой команды осуществляется по считалочке (оценивается правильность выполнения заданий): вот минутка пробежала, и на тебя стрелка указала (применить пособие со стрелочкой – 2 разных круга к каждой команде).

5. Итог дидактической игры.

Фишки в виде разноцветных геометрических «весёлых» фигурок выставляются на полотна «Будильника» и «Секундомера» согласно названиям команд. По 3 фишки обязательно, если команды уложились в одну минуту и правильно справились со всеми заданиями, далее команды оцениваются уже по другим существенным показателям (по одной фишке).

6. Общий итог игры – занятия.

– Ребята, какие пословицы о ценности времени вы знаете? (Минутка час бережёт. Потерял минуту — потеряешь час).

– Я рекомендую вам прочитать сказку Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени».

– Думаю, что вы, ребята, научитесь ещё больше ценить своё время и время окружающих вас людей, и не тратить драгоценное время на бесполезные дела.

– А теперь под «бой курантов» хотелось бы вам вручить призы за ваше прекрасное участие в игре «Цена одной минуты» (вручение призов – наклеек с изображением часиков).

Линкевич Екатерина Юрьевна,
учитель-дефектолог,
МАДОО «Центр развития ребёнка –
детский сад № 152» г. Перми

Развитие ориентировки во времени детей дошкольного возраста

Формирование ориентировки во времени у детей дошкольного возраста


Дорогие друзья, мы рады представить вам с Сухорукову Ольгу Ахметовну, воспитателя МБ ДОУ «Детский сад № 125» г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Ольга Ахметовна делится с нами педагогическим опытом по формированию ориентировки во времени у детей дошкольного возраста. Статья будет полезна воспитателям ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Ольги Ахметовны:

«Формирование ориентировки во времени тесно связано с познанием ребенком окружающих его явлений природы и жизни человека. С момента рождения ориентировка происходит посредством чередования биологических ритмов жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т.п.)».

Познавательного чтения…

Формирование ориентировки во времени у детей дошкольного возраста

Формирование ориентировки во времени тесно связано с познанием ребенком окружающих его явлений природы и жизни человека. С момента рождения ориентировка происходит посредством чередования биологических ритмов жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т.п.).

Читайте также:
Дикие животные' - рекомендации учителя-логопеда для воспитателей в группе ЗПР

Общие задачи развития сводятся к тому, чтобы ребенок 6-7 лет научился чувствовать длительность времени – какой объем дел или что можно выполнить за 1минуту, за час, за день, за неделю, что было раньше, что позже, планировать свои дела и занятия, определять время по разным часам до получаса, понимать назначение календаря, знать название и последовательность времен года, месяцев, дней недели.

Трудности формирования ориентировки во времени у детей дошкольного возраста связаны со свойствами и характеристиками времени: его текучестью, необратимостью, невозможностью вернуть прошедшее и поменять местами настоящее и будущее. А это усложняет восприятие времени детьми. Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается оно опосредованно, через движения или какую-либо деятельность, связанную с определенным временем.

Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих вре­менные отношения. Что озна­чают, например, слова теперь — сейчас или сегодня — вчера — завт­ра? При тождественности значений этих обозначений конкретный момент реальности, на которой они указывают, непре­рывно передвигается. Это обстоятельство составляет те трудности, с которыми дети не сразу могут справиться.

Если у дошкольника не будут сформированы вышеуказанные умения, он будет испытывать затруднение в школе, не сможет укладываться во время, отведенное для выполнения определенного задания, будет нерационально распределять свое время между учебной деятельностью и игрой.

Как известно, ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. Особое значение имеет дидактическая игра, которая сочетает в себе признаки учебной и игровой деятельности одновременно. Обучающая задача в ней не выступает прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача.

Дидактическая игра – один из основных методов воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. В таких играх, связанных с формирований ориентировки во времени, обязательно должен участвовать взрослый, который является носителем знаний о времени, а также является организатором детской игры. Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Структура дидактической игры:

1. Дидактическая задача.

Определяет содержание, правила игры и направляет игровые действия.

2. Игровые правила.

Основная цель – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряжённой. Соблюдение правил требует от детей определённых усилий воли, умение обращаться со сверстниками, формирует корректность, доброжелательность, выдержку.

3. Игровые действия.

Чем они интереснее, тем незаметнее и эффективнее ребенок выполняет игровую задачу. Игровые действия осуществляются в форме игровых манипуляций игрушками, предметами или картинками (подбор, складывание, раскладывание и другое), в форме поиска предмета и его нахождения; загадывания и отгадывания и т.д.

Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создающие дидактические игры, но облекают ее в занимательную для детей форму. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Игры и занимательные упражнения широко используются для развития у детей различных представлений о времени во всех возрастных группах детского сада.

Дидактическая игра будет эффективным средством формирования ориентировки во времени у детей дошкольного возраста, если будут соблюдены условия:

  1. дидактические игры подбираются в соответствии с возрастом детей;
  2. в них включается разнообразный наглядный материал;
  3. они постепенно усложняются;
  4. в них осуществляется опора на практические действия детей.

В процессе дидактических игр и игровых упражнений используются разнообразный наглядный материал: карточки с числовыми фигурами, изображения предметов. Эти средства позволяют материализовать временные категории, производить с ними те или иные манипуляции, «отыскивать» недостающие дни недели, «вставить» на место «пропущенный» месяц, определить, когда это произошло, и совершать другие игровые действия.

Настольно-печатные игры с природоведческим содержанием способствуют развитию представлений о времени у детей. Так в игре «Кто, когда спит?», следует определить, кто спит ночью, а кто днем. Закрепить знания детей о сезонах можно в играх с лото «Времена года», которые имеют много различных вариантов.

К дидактическим играм относятся и подвижные игры, в которых слова-названия частей суток, дней недели, месяцев года, сезонов могут служить сигналом к определенному действию. Игры и упражнения можно проводить с мячом («Лови, бросай, дни недели называй»).

В раннем возрасте детей начинают знакомить с самыми простыми формами временных представлений. Проводится чтение стихов, рассказов, в которых описываются характерные для каждой части суток действия ребенка. Используются и логические словесные игры. Например: в игре «Пропущенное слово» воспитатель намеренно пропускает слово: «Мы завтракаем утром, а обедаем…?».

В средней группе происходит дальнейшее закрепление полученных знаний. Ориентировка во времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Педагог уточняет представление детей о частях суток, связывая их названия с тем, что делают дети и близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью, т.е. содержание дидактического материала расширяется (вечер — дети с балкона наблюдают вечернюю улицу, папа после работы смотрит телевизор, мама расстилает постель и т.д.).

В старшей группе у ребят закрепляются и углубляются представления о единицах и некоторых особенностях времени. Дети знакомятся с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. Простое заучивание месяцев, названий дней, недель не дает устойчивое представление о длительности времени и его систематизации. Наиболее понятна модель отрывного календаря, которая помогает детям почувствовать необратимость и длительность времени: наглядно видно, как один день сменяет другой.

Читайте также:
Подготовка логопеда к занятию

У детей старшей и подготовительной групп чувство времени развивается по интервалам в 1, 3, 5 и 10 минут, потому что различение этих интервалов жизненно важно для детей. 1 минута — та первоначальная, доступная детям единица времени, из которой складываются 3, 5 и 10 минут. К тому же в быту эта мера времени наиболее часто встречается в речи окружающих. Работа начинается с восприятия детьми минутного интервала, а затем переходят к усвоению других интервалов.

Таким образом, знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям характеристики времени: текучесть, непрерывность, необратимость.

В дошкольной педагогике дидактические игры занимают одно из ведущих мест в процессе формирования знаний об окружающем мире и в формировании представлений о времени, в частности. Широко используются игры с предметами, словесные игры, игры-путешествия, игры-инсценировки.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию ориентировки во времени определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования ориентировки во времени. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

Из вышеизложенного следует, что образовательные программы для дошкольных учреждений ориентируют педагогов настойчиво и последовательно учить детей замечать время. В частности: соотносить со временем игры, занятия, повседневной жизни, приучать детей отдавать отчет о том, что сделано и могло быть сделано в то или другое время. Это необходимо потому, что развитое чувство времени помогает детям стать более организованными и дисциплинированными. Основной формой организации обучения детей в детском саду является организованная образовательная деятельность. Дидактическая игра, включенная в нее, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка

Список литературы:

  1. Венгер, Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет; Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 1988. – 260 с.
  2. Ерофеева, Т.И. Дошкольник изучает математику: метод. пособие для воспитателей [Текст] / Т.И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2005. – 112с.
  3. Зинченко, В.П. Время – действующее лицо [Текст] / В.П. Зинченко // Вопросы психологии.- 2001.- № 6.- С. 37–54.
  4. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник [Текст] / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. — 192 с.
  5. Лебеденко, Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников / Е. Н. Лебеденко, — СПб.: Детство-Пресс, 2003. – 80с.
  6. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста[Текст] / А.М. Леушина. — М.: Просвещение, 1974. – 225 с.
  7. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие [Текст] / Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец.– СПб: Детство-Пресс, 2000. – 310 с.
  8. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. [Текст] / З.А. Михайлова – М.: Просвещение, 1990. – 94с.
  9. Непомнящая, Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста / Р. Л. Непомнящая, — СПб. : Детство-Пресс, 2005г. – 94с.
  10. Позднякова, В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений [Текст] / В. Позднякова // Дошкольное воспитание . – 1996. — №1. – С. 33-38.
  11. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста // Книга для воспитателя дет. сада [Текст] / Т.Д. Рихтерман. – М.: Просвещение, 1991. – 188 с.

Ребёнок никогда не научится мыслить логически, пока не освоит ориентировку во времени. Не в смысле по часам научится разбираться, а шире. Это про всех детей, но с дисфункциями особенно.

Столкнувшись с мозговой дисфункцией у ребёнка (даже минимальной), родители теряются, не зная с чего начать работу по исправлению ситуации. С медицинской помощью понятно: делай, что врач прописал, и будет тебе счастье. Но есть ещё и педагогическая сторона: как учить, чему учить…. Она важнее в перспективе. Я бы начала с ориентировки. Полезна детям с дисфункцией ориентировка:

  1. в пространстве,
  2. во времени.

Ориентировка во времени и пространстве – основа жизни в этом мире.

Ориентировке в пространстве, на плоскости в обучении уделяется достаточно внимания, потому что его недостатки «вылезают» в ошибках письма. Ориентировке во времени повезло меньше. Наибольшие сложности с ориентировкой во времени испытывают дети с различными нарушениями развития.

Приведём пример коррекционной работы по проблеме с ребёнком с ЗПР (задержкой психического развития) в предшкольной подготовке.

Что имеется в виду под представлениями о времени? А следующее.

Задача: осознание себя во времени, начало и продолжение жизни.

Дети с ЗПР часто не осознают себя как нечто отдельное. Это уровень трёх лет в норме. Педагог рассуждает: «День – ночь» знает. Надо ввести «утро — вечер». Обычно с этого начинают. Варианты деления суток на части. Потом недели, времена года и прочее.

Мы же решили пойти от периодов человеческой жизни, исходя из имеющегося у мальчика «философского» склада. Интерес к жизни, её концу – явление у семилеток нередкое. Поступательное течение времени тесно связано не только с жизнью человека, но и всей природы. Да и вообще основа логических построений.

Необходимые материалы к занятию по ориентировке во времени.

Рисунки (контуры, силуэты) людей разного возраста и пола, лист бумаги, фломастер. Пригодятся фотографии ребёнка в разном возрасте. Ещё полезней набор фотографий мамы, отца, бабушки, сибсов.

Читайте также:
Упражнения для формирования осмысленного чтения
Ход занятия по ориентировке во времени

Сядьте рядом с ребёнком (обязательно так), положите перед собой лист бумаги. По ходу дела задаём вопросы. Ребёнок отвечает, как умеет. Не критиковать и не поправлять на собственный лад. Это его глубокие мысли. Здорово, если он их высказывает. Спасибо ему. Вы тоже делитесь своими мыслями. Будет отличная беседа.

  1. Вопрос: на что похожа жизнь человека? (ответ)

Вы. Я думаю, она как дорога (улица). (Слева поставьте большую точку – начало). Вот человек родился – это день его рождения. У тебя когда день рождения? (Задание на дом: выучить наизусть дату, скорее всего ребёнок её не знает).

Вы. (Из точки проведите неровную горизонтальную линию, сперва короткую). Это жизнь. Примерно такая. Человек идёт по ней, как по дороге (улице). Когда жизнь начинается? (В день рождения.) Найди среди фигур самого маленького. (Ребёнок находит и приклеивает). Малыш в этом возрасте называется младенец. Как называется ребёнок, повтори? Как ты догадался, что это именно он? Что младенец умеет? Ты младенец? Почему? Запомни, день рождения – начало жизни.

  1. Проходит время, младенец подрастает. Начинает ползать, ходить. Найди такую фигурку. (Ищем подходящую фигурку, приклеиваем на линию жизни). Что умеет этот ребёнок? Это ты? Почему?
  2. Потом ребёнок учится в школе. Он тоже мальчик, но уже большой – подросток. (Приклеиваем фигуру школьника). Зачем?
  3. Кто будет следующий? (Дать возможность решить проблему самому). Этот человек называется мужчина. А почему не этот (сравнить с фигурой старика)? Какие задачи у взрослого мужчины?
  4. Наконец, старик.

Рассматриваем расположение фигур, приклеенных на линии жизни фигур. Повторяем их названия: младенец, мальчик, подросток, мужчина, старик. Уточняем, с какой фигурой ребёнок ассоциирует себя. (Значит, ты – мальчик?)

Закрепление периодизации жизни.

Для закрепления ребёнку предлагается:

  1. разрешить проблемные ситуации с ошибками (нарушение последовательности);
  2. разложить последовательность фотографий его, родственников по возрастам.

В свободной деятельности предложите нарисовать фигуры людей разного возраста.

Таким же образом полезно поработать с любым ребёнком. Спросите для интереса даже школьника начальных классов, что для него день рождения? Веселье, подарки, гости…. Но немногие обозначат его, как начало жизни.

Дидактические игры по ФЭМП в подготовительной группе “Ориентировка во времени”

  • Информация для родителей (2)
  • Самоизоляция (1)
  • Праздники (9)
  • Картотека игр (5)

Дидактические игры по ФЭМП в подготовительной группе “Ориентировка во времени”

1. Ориентировка во времени

1.1. Дидактическая игра «Успей вовремя»

Цель : Продолжать закреплять понятие времени.

Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом.

Материалы : материалы игры «Колумбово яйцо», песочные часы.

Ход: На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры «Колумбово яйцо»)

Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.

1.2. Дидактическая игра «Назови сутки»

Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)

Материалы : карточки, с изображением частей суток.

Ход: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).

Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.

1.3. Дидактическая игра «Живая неделя»

Цель : закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Материалы : карточки с цифрами от 1 до 7, музыка.

Ход : У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.

1.4. Дидактическая игра «Тик-так»

Цель : Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов.

Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов

Воспитывать интерес к играм.

Материалы : будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Ход: На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Воспитатель читает стихотворение:

Звонко петушок поет.

Озарило солнцем реку, в небе облако плывет.

Просыпайтесь, звери, птицы!

Принимайтесь за дела.

На траве роса искрится,

Ночь июльская прошла.

Как будильник настоящий,

Разбудил вас петушок.

Распушил он хвост блестящий

И расправил гребешок.

Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.

Ежедневно в семь утра

– Вставать пора! (будильник)

Живет в резной избушке

Она кукует каждый час

И ранним утром будит нас. (настенные часы с кукушкой)

Цель: закрепить понятие о месяцах.

Материал: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.

Содержание. В. раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года.

Читайте также:
Звук и буква Л - конспект логопедического занятия

1.6. «Назови пропущенное слово»

Цель: закрепить знания о днях недели.

Содержание. Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:

– Солнышко светит днем, а луна . . .

– Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .

– Если вчера была пятница, то сегодня . . .

– Если за понедельником был вторник, то за четвергом . . .

Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.

Цель: закрепить знания о частях суток.

Содержание. см. «Когда это бывает».

Цель: закрепить знания о частях суток.

Материал: модель суток, картинки.

Содержание . В. выставляет модель суток, стрелка указывает поочередно на разные части суток — дети выбирают те картинки, на которых изображена трудовая деятельность людей, осуществляемая в это время суток. Примерные вопросы: Что изображено на картинке? Почему ты выбрал именно эту картинку? Как называется эта часть суток?

Цель: формирование знании о днях недели.

Содержание . Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит: «Какой день недели перед четвергом? Ребенок, поймавший мяч, отвечает «Среда». Теперь он становится ведущим и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?» (Назови дни недели после вторника. Назови день недели между средой и пятницей).

Цель: учить пользоваться словами «до» и «после».

Содержание. В. говорит: «Возьмите карточку и сосчитайте, сколько на ней полосок? На третью полоску положите 6 кружков. Какое число идет до 6? На какую полоску надо положить 5 кружков и почему? Какое число идет после 6? На какую полоску надо положить 7 кружков и почему? Какое самое большое число на вашей карточке? (самое маленькое). Теперь мы знаем, что все числа, которые идут до какого-нибудь числа, меньше этого числа, а все числа, которые идут после этого числа, больше него».

Цель: закрепить знания о последовательности дней недели.

Содержание. В. предлагает детям встать в круг я поиграть в игру: «Назови следующий день». Объясняет игровые действия и правила: «Ребенок называет день недели, например, воскресенье, и бросает мяч другому. Тот, поймав мяч, называет следующий день и т. д.2.

Конспект на ФЭМП тема ” Ориентировка во времени” для старшей группы.

  • Сценарии культурно-массовых мероприятий (1)
  • Конспекты открытых занятия (3)

Конспект на ФЭМП тема ” Ориентировка во времени” для старшей группы.

«Ориентировка во времени»

Цель: Закреплять умение детей ориентироваться во временном пространстве.

Задачи:

Развивающие: Закреплять временные отношения у детей старшего дошкольного возраста с целью использования времени рационально и точно.

Развивать смекалку, память.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свой ответ.

Обучающие: закреплять знания детей частей суток, дней недели, времен года, месяцев года, понятий «Сегодня, завтра, вчера, послезавтра, позавчера».

Воспитывающие: воспитывать у детей целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

Методическая приемы: Игровой прием – использование сюрпризных моментов,

дидактические игры и упражнения.

Наглядный – картинки – станции «Части суток», «Дни недели»

«Времени года», «Паровозик недели».

Словесный прием – напоминание, указание, индивидуальные

Демонстрац мат-л: картинки поезда «Неделька»,

Раздаточный мат-л: разрезные картинки «Частей суток»

Оборудование: Доска, мольберт, мяч, цветок, лазер, звездочки, шары, картинки времен года, дней недели, частей суток, картинки незнайки (10шт), указка,

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Речевое развитие, Безопасность, Здоровье, Музыка.

Предварительная работа: дидактические игры, беседы о временных понятиях, чтение рассказов Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», разучивание стихотворения « Неделька», разгадывание загадок, работа с календарем природы.

Ход занятия.

Дети входят в группу, здороваются.(проходят на ковер)

Вос-ль: Ребята. Сегодня у нас необычный день, мы с вами отправимся в путешествие во времени. В пути нас ожидает много интересного и увлекательного.

Вос-ль: Ребята, вы готовы отправиться в путешествие?

Вос-ль: закрывайте глаза, мы отправляемся.

(звучит космическая музыка, включается лазер),

Порядок свой имеет все на свете

День за днем идет, идет.

Время движется вперед.

За зимой бежит весна,

Следом осень к нам идет

День за днем, из года в год

Время движется вперед.

(Пустить шарики к потолку, название планеты)

Вос-ль: Ребята, посмотрите. Мы с вами оказались на необыкновенной планете, которая называется «Времечко».

Незнайка: Здравствуйте, ребята, что привело вас на мою планету?

Дети: Здравствуй, Незнайка.

Вос-ль: Незнайка, мы совершаем путешествие во времени.

Незнайка: Я так рад, как вы вовремя появились здесь. У нас на планете потерялась самая яркая звезда, а на ее месте остался большой красивый цветок с непонятными знаками. (показывает его)

Вос-ль: Незнайка, можно нам посмотреть цветок?

Незнайка: Да, можно. (отдает цветок )

Вос-ль: Ребята, посмотрите, эти знаки нам знакомы, я думаю, мы сможем помочь Незнайке, найти потерявшуюся звезду.

Незнайка: Ой, как хорошо! А я могу помочь вам?

Вос-ль: Да, твоя помощь нам будет необходима. На цветке написаны задания, а для того чтобы их выполнить нам надо попасть на станцию «Времена года».

Незнайка: Я знаю, где находится эта станция, но сначала надо пройти все станции времени.

Вос-ль: Какую первую надо пройти?

Незнайка: Первая станция называется «Части суток». Пойдемте все за мной

( Включить музыку, дети проходят за столы, садятся на стульчики)

Вос-ль: (Смотрю на цветок), На этой станции нам надо выполнить 2 задания.

Первое задание «Отгадай загадки»

Вос-ль: Вы готовы их отгадать?

Солнце село. Свет погас.

Спать пора всем. Поздний час.

Улетел уж вечер прочь,

А за ним крадется. (ночь).

Что прогоняет ночь прочь? (утро)

Мы уже зеваем сладко,

Тени тут и там снуют.

Чистим зубы для порядка

И готовимся ко сну. (вечер)

С зарей родился, чем больше рос,

Тем меньше становился. (день)

Вос-ль: Ребята, скажите, о чем говориться в загадках?

Ответы: В загадках говориться о частях суток.

Вос-ль: А сколько частей в сутках?

Ответ: В сутках четыре части.

Читайте также:
Использование проектного метода в профилактике речевого недоразвития у детей младшего дошкольного возраста

Вос-ль: Кто перечислит части суток.

Ответы: Утро, день, вечер, ночь.

Вос-ль: Молодцы ребята, вы отгадали все загадки, но у нас есть еще одно задание «Выложи картинку суток»

Вос-ль: У вас на столе лежат картинки, вы должны выложить одну целую картинку из частей суток, начиная с начала дня

(работа с раздаточным материалом),

Дети выкладывают картинку суток.

Инд работа, спрашиваю 2-3х человек, перечислить какие части суток они выложили.

Вос-ль: Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

Незнайка. Справились, ура. Теперь мы найдем звездочку.

Вос-ль: Нет, Незнайка, на твоем цветочке есть еще задания, и чтобы их выполнить, нам надо попасть на станцию «Дней недели». Ты знаешь, где она находится?

Незнайка: Конечно, знаю, это совсем рядом.

Вос-ль: Так, давайте туда отправимся.

(Звучит музыка, дети проходят на станцию «Дней недели»)

Посмотреть на часы время.

Незнайка. Вот, она станция Дней недели.

Воспитатель: читает задание: перечислите дни недели

Незнайка: А-а-а, я знаю дни недели. Вот послушайте стихотворение.

читает стих: Воскресенье – день веселья,

потом среда – это ерунда,

а потом суббота – погулять охота.

Вос-ль: Ребята, о чем прочитал стих-е Незнайка?

ответы детей: Незнайка прочитал стих-е о днях недели.

Вос-ль: Скажите, какие дни недели Незнайка не назвал?

полные ответы: Незнайка не назвал – понедельник, хорошо, кто скажет, какие дни недели еще не назвал Незнайка?

Ответы: вторник, четверг, пятница, воскресенье.

Незнайка: Ребята, а вы все знаете дни недели?

Ответы детей: да, мы знаем все дни недели.

Вос-ль: Да, ребята знают названия всех дней недели, и знают, каким цветом они обозначаются. Давайте расскажем Незнайке стих-е о днях недели. А чтобы он их тоже запомнил, в этом нам поможет поезд «Неделька». Мы посадим наших пассажиров, дни недели, в вагончики и они отправятся в увлекательное путешествие. Я сейчас прикреплю паровоз, а ребята, рассказывая стихотворение, будут прикреплять вагоны.

Дни недели пролетели, Что запомнить мы сумели? Первый день недели – Это . (понедельник). Подметает дворник? Значит, это . (вторник). С кошками беседу Проведем мы в . (среду). Черепаший фейерверк После дождичка в … (четверг). Ничего не ладится? Это, братцы, . (пятница). Запрягают бегемота? Это, видимо, … (суббота). Много шуток и веселья? День последний, … (воскресенье). Мы теперь расскажем всем: Дней в неделе ровно семь!

Незнайка: Вот это да, как интересно, А что, дни недели всегда друг за другом идут.

Вос-ль: Да, у каждого дня свое место в недели.

Взять Указку

Воспитатель: Ребята, давайте с вами еще раз посчитаем, сколько дней длится неделя.

(показать поезд, дети все вместе считают кол-во вагонов)

Вос-ль: Молодцы вы правильно посчитали.

Даня, сколько длится неделя?

Ответы: неделя длится 7 дней.

Вос-ль: Ребята, скажите, какой сегодня день недели?

ответы детей: Сегодня день недели – вторник

Вос-ль: Правильно, сегодня у нас вторник.

А какой день недели будет завтра? завтра будет день недели среда.

Какой день недели будет послезавтра? послезавтра будет четверг.

Какой день недели был вчера? Вчера был день недели – понедельник,

Какой день недели был позавчера? Позавчера было воскресенье.

(Ответы детей, хвалю за правильный ответ)

Вос-ль: Вот видишь Незнайка, ребята знают не только последовательность дней недели, но они могут назвать день сегодняшний, завтрашний, вчерашний.

Незнайка: Ура, мы сейчас найдем звездочку.

Вос-ль: Не спеши Незнайка. У нас есть еще задания, но вы все наверно устали, давайте разомнемся. (приглашаю Незнайку на физкультминутку)

Игра физминутка.

В понедельник я купался, (изображаем плавание) А во вторник рисовал. (изображаем рисование) В среду долго умывался, (умываемся) А в четверг в футбол играл. (бег на месте) В пятницу я прыгал, бегал, (прыжки на месте) Очень долго танцевал. (кружимся на месте) А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши) Целый день я отдыхал. (садимся на корточки и засыпаем).

Незнайка: Как хорошо мы отдохнули, теперь мы быстро доберемся до нужной нам станции «Времен года». Она совсем близко, вперед друзья (ведет детей)

Включить музыку на переход.

Посмотреть на время

Дети садятся за столы.

Незнайка: Вот станция «Времена года»

Вос-ль: Ребята, для того, чтобы выполнить это задание нам надо сыграть в игру «Отгадай и покажи». Давайте с вами вспомним, какие времена года вы знаете?

(ответы детей: весна, зима, осень, лето)

Вос-ль: Ребята, я сейчас буду называть вам признаки времен года, а вы должны сказать к какому времени года они относятся и показать соответствующую картинку, прикрепив ее на доску.

Игра «Отгадай и покажи»

Сюжетные картинки лежат на столе.

Вос-ль: В это время года тает снег, прилетают перелетные птицы, появляется зеленая травка, на деревьях набухают почки. Когда это бывает?

(ответ детей: это бывает весной)

Найди картинку данного времени года и повесь .(ребенок находит, вешает на доску)

Вос-ль: Почему Даня выбрал эту картинку.

Ответ: На картинке изображены весенние признаки. Перечислить.

Вос-ль: В это время года трещит мороз, дети катаются на санках, играют в снежки, лепят снежную бабу, когда это бывает?

ответ детей: это бывает зимой.

Вос-ль: Найди эту картинку. (ребенок находит, вешает на доску).

Вос-ль: Почему Игорь выбрал эту картинку?

Ответ детей: на картинке дети играют со снегом, катаются на санках и тд.

Вос-ль: В это время года поспевают фрукты и ягоды, ярко и жарко светит солнце.

ответ детей: найди эту картинку. (ребенок находит, вешает на доску).

Почему выбрали эту картинку?

Вос-ль: В это время года убирают урожай, на деревьях желтеют и опадают листья, часто идет дождь.

ответы детей: Это бывает осенью. Найди эту картинку. (ребенок находит, вешает на доску).

Вос-ль: Почему выбрана эта картинка? Ответ детей

Незнайка: Ой, как, интересно. Я теперь запомню все времена года. (перечисляет)

Читайте также:
Овощи - план-конспект НОД

Вос-ль: Молодец Незнайка. Ты правильно их назвал, но ты знаешь, что в каждом времени года три месяца.

Незнайка: Нет, я не знаю, а как они называются?

Вос-ль: Ребята, давайте назовем Незнайке месяцы весны.

(дети называют март, апрель, май)

Вос-ль: Ребята, как называются месяцы лета.

Вос-ль: Ребята, скажите, как называются месяцы осени.

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Вос-ль: Ребята, давайте перечислим месяцы зимы

(декабрь, январь, февраль)

Вос-ль: Незнайка, теперь ты запомнил, какие месяцы бывают и как они называются.

Незнайка. Да, я запомнил.

Вос-ль: Незнайка, у нас осталось последнее задание.

Давайте все вместе пройдем на ковер и поиграем в игру, которая называется

Игра с мячом : «Держи, бросай, месяцы года называй»

(Дети стоят в кругу, я бросаю мяч ребенку, говорю время года – весна, ребенок, бросает мяч обратно, называя любой месяц весны)

(Во время игры мы находим звездочку)

Незнайка: Ура, вот она, самая красивая, самая яркая звезда. Спасибо, ребята, что помогли мне отыскать звездочку. Какие вы молодцы. Давайте вернем ее обратно на небо. (Привязываем к гелевому шарику, отпускаем ее)

Вос-ль: Незнайка, мы рады, что смогли тебе помочь найти звездочку, но наше путешествие подошло к концу, нам надо возвращаться домой. До свидания.

Незнайка: Большое вам спасибо за вашу помощь. На память о нашей планете я хочу подарить вам портрет своих друзей. (дарит портреты) Дети благодарят. До свидания, прилетайте к нам еще.

Звучит музыка, Включается лазер. (Летим обратно в детский сад)

Вос-ль: В добрый путь в страну познаний

Твердой поступью шагайте!

И чему вас научили

Никогда не забывайте!

Вос-ль: Ну вот ребята, мы и дома. Вам понравилось наше путешествие во времени?

Вос-ль:А давайте мы сейчас вспомним, как мы помогали искать звездочку, какие задания выполняли.

Упр-е «Печатная машинка»

Ответы детей о временах года, днях недели, частях суток, месяцах зимы, весны, лета, осени, играли в игру «Держи, бросай, месяцы года называй».

Вос-ль: Молодцы ребята. Своими знаниями мы помогли Незнайке найти и вернуть звездочку. На этом наше путешествие заканчивается, давайте попрощаемся с нашими гостями. Дети прощаются.

Конспект НОД по ФЭМП на тему “Ориентировка во времени” для детей средней группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 55 «Радость»

Конспект НОД по ФЭМП на тему «Ориентировка во времени».

Выполнила: С.Ю. Герман

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений на тему «Ориентировка во времени».

Образовательная область: Познавательное развитие.

Совершенствование умения ориентироваться во времени.

– Упражнять в счете звуков и предметов в пределах 5;

-Продолжать формировать умение сравнивать три предмета по длине, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный;

-Закреплять умение ориентироваться во времени, последовательно называя части суток (утро, день, вечер, ночь);

-Закрепить в самостоятельной деятельности умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;

-Развивать слуховое и зрительное внимание.

Тип занятия: совершенствование знаний, умений и навыков.

Форма занятия: групповая, подгрупповая.

Продолжительность: 20 минут

Возраст обучающихся: средняя группа (4-5 лет)

Оборудование и материалы.

Демонстрационный материал. Барабан, письмо, картинки с изображением часов и частей суток.

Раздаточный материал. Прямоугольники (по 10 штук на каждого ребенка), трехполосные карточки, карточки и кружки для игры в «Футбол»

1.Организационный момент.

Собрались все дети в круг.

Я — твой друг и ты — мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы по кругу пойдём.

Хоровод заведём (ходьба по кругу)

(После приветствия дети занимают места за столами)

Воспитатель: Ребята, нам в группу принесли письмо, но прочитать мы его сможем, если выполним задание.

2.Активизация знаний.

Игровое упражнение «Строим дорожки»

Воспитатель предлагает детям построить дорожки. Обращает внимание на фигуры, лежащие на подносе, уточняет название фигур и предлагает на первую полоску положить столько фигур, сколько звуков они услышат. Воспитатель 2 раза ударяет по бубну. Дети выкладывают 2 треугольника друг за другом. (слева направо).

Воспитатель уточняет: «Сколько треугольников вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько треугольников?» (ответы детей)

Воспитатель ударяет по бубну 3 (4) раза. Дети аналогичным образом выкладывают дорожки из фигур на второй (третьей) полоске карточки. Воспитатель обращает внимание на дорожки и предлагает проследить их длину, проводя пальчиком слева направо. Дети рассказывают о длине дорожек, используя слова: короткая, длиннее, самая длинная.

(При необходимости проводится проверка правильности выполнения задания в парах)

3.Проблемная ситуация.

Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием. Теперь мы можем открыть конверт и прочитать письмо. Интересно, от кого оно…

Дети садятся на ковер полукругом.

Воспитатель читает текст письма: «Здравствуйте ребята! Пишет вам Незнайка. Совсем недавно у меня был день рождения и мне подарили подарок, а для чего он нужен и как им пользоваться, я не знаю. Помогите мне, пожалуйста! Свои ответы в виде рисунков вышлите мне по почте»

Воспитатель: Ну что, ребята, мы поможем Незнайке? (ответы детей)

4.Основная часть.

(Достает из конверта четыре картинки с изображением «подарка» и предлагает рассмотреть их детям).

– Кто догадался, что же подарили Незнайке? (дети: часы)

– А для чего нам нужны часы? (ответы детей)

-Правильно, чтобы ориентироваться во времени.

-Посмотрите, у Незнайки не совсем обычные часы, они показываю части суток.

– На что указывает большая стрелка на первой картинке? (Ответы детей).

– Да, правильно, девочка просыпается ,а значит изображено часть суток «утро».

Воспитатель: «Доброе утро! Птицы запели

Добрые люди вставайте с постели.

Прячется вся темнота по углам,

Добрые люди идут по делам».

– Скажите, что делают люди по утрам? (ответы детей).

-Что здесь изображено? (Воспитатель показывает следующую картинку)

– А когда это бывает? (ответы детей).

«Динь – ди-лень, Динь-ди-лень

Наступил прекрасный день».

– День – это самое светлое время суток. Именно в это время суток люди стараются делать серьёзные и важные дела.

Читайте также:
Артикуляционная гимнастика с детьми 3-5 лет, страдающих детским церебральным параличом

– А что мы с вами делаем днем? (ответы детей).

– Правильно! Днем мы кушаем, гуляем и играем.

Я знаю, что взрослые люди любят играть в футбол. Давайте и мы сейчас с вами поиграем в эту интересную игру.

Игра «Футбол».

Пододвиньте к себе поближе чёрный картон и положите его перед собой в вертикальном положении, это будет футбольное поле. Воспитатель раздает детям жёлтые круги – а это футбольный мяч.

Задание: мяч полетел на середину поля; мяч полетел вверх поля; мяч полетел влево; мяч полетел вниз поля; и т. д; (дети ориентируются на листе картона и выполняют задание).

– Молодцы, дети! Из вас получились настоящие футболисты!

– Что здесь изображено? (Показывает следующую картинку) (Ответы детей).

– Какая это часть суток? (Вечер).

«Солнце за гору садится

На траву роса ложится –

– А чем вечером занимаются люди? (Ответы детей).

Воспитатель: «Что здесь изображено?» (Показывает детям последнюю четвертую картинку) (Ответы детей).

– Какая часть суток здесь изображена? (Ночь).

– Ребята! А что вы ночью делаете? (Спим).

– Правильно! Ночью дети и взрослые отдыхают, потому что работали, учились, занимались разными делами, – устали.

Подвижная игра «День-ночь»

-Я предлагаю нам всем немного отдохнуть и поиграть в интересную игру, которая называется «День-ночь»

Воспитатель объясняет правила и проводит ее несколько раз, затем дети садятся.

5. Заключительная часть.

Воспитатель подводит итоги занятия. Дети по очереди рассказывают понравилось ли им занятие; что было самым легким и самым сложным на занятии; что нового они сегодня узнали.

Затем дети по желанию берут цветные карандаши, краски или мелки и рисуют «ответ» Незнайке.

Математическое развитие детей на ориентировку во времени — Задачи и методика формирования временных представлений

Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве.

Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека. Со временем мы сталкиваемся ежедневно: срывая листок календаря, ежеминутно следя за часами. Во времени живет и ребенок, поэтому необходимо формировать у детей представления о времени. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.

В дошкольном детстве формируются первые представления о времени. Детям необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, чувствовать его длительность, менять темп и ритм свих действий в зависимости от наличия времени.

Не следует забывать о том, что старший дошкольник это ребенок, который в скором будущем станет школьником. И время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника, начиная с первого класса. В процессе обучения в школе нет ни одного вида деятельности, в котором временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений, навыков. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых не развиты временные различения. Буквально с первых дней дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в определенное время, научиться не опаздывать на уроки, начинать во время приготовление уроков дома и т.д.

Актуальность темы бесспорна, поскольку сформированность временных представлений у детей старшего дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность умение планировать свою деятельность и т.д. Эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе.

Задачи и методика формирования временных представлений

Основными задачами по выработке временных представлений являются:

— формирование первичной практической ориентировки во времени;

— формирование чувства времени;

— ознакомление с отдельными «временными» эталонами;

— формирование начальных представлений и понятий о некоторых свойствах времени (объективность, периодичность, одновременность).

Упрощенное и адаптированное к психологическим особенностям и уровню знаний детей дошкольного возраста определения понятия «время» — это то, что определяет смену природных явлений, разных событий и продолжительность существования чего-либо в нас и вокруг нас становится результатом материала:

  1. Единицы измерения времени: основные (сутки, неделя, месяц, год), производные (час, минута, секунда).

Знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в системе строгой последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления с последующей и раскрывали детям существенные характеристики времени: текучесть, непрерывность и необратимость.

2. Приборы для измерения времени: часы (песочные, механические, электронные).

3. Периодические, в том числе сезонные природные явления и периодические (режимные) события повседневной жизни.

4. Свойства времени.

Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смены лунных фаз, смена времени года, обусловленные суточным вращением земного шара вокруг своей оси, движением Луны вокруг Земли, а также движением Земли вокруг Солнца.

Углубление, уточнение и закрепление правильного понимания и употребления временных терминов осуществляется на занятиях с использованием раздаточного дидактического материал.

Начиная с четвертого года жизни формирование временных представлений осуществляется на занятиях по математике. Основными методами и приемами при этом выступают: наблюдения, беседы, объяснения, показ, художественное слово, упражнения, приучение, дидактические игры и др. У детей формируются знания о частях суток и умение различать их в процессе конкретного наблюдения. Воспитатель должен следить, за тем, чтобы дети употребляли слова: «утро», «день», «вечер», «ночь».

При обучении детей распознанию частей суток достаточно ограничится соотнесением правильного обозначения каждой из частей суток с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для них деятельности и внешним признакам.

В процессе обучения необходимо в большей мере включать объективные показатели для распознания частей суток – положение солнца в разное время дня, различную силу освещенности земли, неба, а также различную окраску всего окружающего в разные части суток.

Читайте также:
Автоматизация звука (Ы)

После того как дети научились определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание нужно сосредоточить на показателях, символизирующих время (положение солнца, степень освещения земли, цвет неба и др.). В этих целях организуются наблюдения за этими явлениями на прогулках.

Следует научить детей различать и правильно употреблять слова: «сегодня, «завтра», «вчера». Можно использовать такие упражнения с конкретным понятным содержанием: «Сегодня у нас занятие по математике. Какое занятие было вчера? Завтра у нас будет занятие по рисованию. Какую песню вы пели вчера на музыкальном занятии?»

Понятие «быстро», «медленно» формируется у детей в процессе непосредственных наблюдений за своими действиями и действиями взрослых, животных, птиц и др.

С целью закрепления приобретенных знаний используются различные упражнения и дидактические игры, в которых широко применяются наглядные пособия. Организуются с детьми рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, которые содержанием деятельности, изображенной на картинке, и некоторыми объективными показателями помогают ребенку определить и назвать время.

Особое внимание уделяется обучению различать части суток, наблюдая не только за трудом людей, но и за положением солнца. Путем наблюдений и сравнений детям объясняются понятия «небесный свод», «закат», «горизонт», дается возможность убедиться, что солнце на протяжении дня движется по небесному своду. Днем по сравнению с утром и вечером солнце поднимается выше горизонта, и тени от предметов становятся короткими. Период суток, когда солнце высоко на небе и дети играют на участке, называют «полдень», это середина дня. На основе непосредственных наблюдений и рассматривания соответствующих репродукций картин детей этой возрастной группы знакомят с явлениями: «заход солнца», «восход солнца», «сумерки», «рассвет» и объясняют, почему об этих периодах суток говорят: «смеркается», «рассветает». Детям объясняют, что общая длительность утра, дня, вечера и ночи составляет сутки. При усвоении детьми понятия «сутки» используется ряд приемов: показ картин, вопросы, игры и др.

Особенности формирования временных представлений в разных возрастных группах — Младший и средний возраст

Младший дошкольный возраст.

В младшем дошкольном возрасте уточняют представление детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь. Части суток малыши различают по изменению содержания их деятельности, а также деятельности окружающих их взрослых в эти отрезки времени. Точный распорядок дня, строго установленное время подъема детей, утренней гимнастики, завтрака, занятия и т. д. создают реальные условия для формирования представления о частях суток. Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?»

С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.

Ориентировка во времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе.

Педагог уточняет представление детей о частях суток, связывая их названия с тем, что делают дети и близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью.

Ведется беседа с детьми с целью уточнения их представления о сутках. Разговор может быть построен примерно так: сначала воспитатель просит детей рассказать, что они делали до того, как пришли в детский сад, что утром делали в детском саду, что делают днем в детском саду и т. д. Он уточняет и обобщает, что дети делают в каждый из периодов суток. А в заключение говорит о том, что утро, день, вечер и ночь — это части суток.
Временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера» носят относительный характер; детям трудно их усвоить. Поэтому необходимо как можно чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера и побуждать детей к этому. Воспитатель постоянно обращается к детям с вопросами: «Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера)? Куда пойдем завтра?»
Значение слов быстро — медленно раскрывают на конкретных примерах. Воспитатель обращает внимание детей на степень быстроты их движений в играх («Поезд идет медленно, затем все быстрее и быстрее»). Во время одевания он хвалит тех, кто быстрее одевается, порицает медлительных; на прогулках сравнивает скорость движения пешехода и велосипедиста, автомобиля и поезда, гусеницы и жука.

Средний дошкольный возраст.

Дети 4-5 лет относительно точно определяют небольшие промежутки времени, о содержании которых имеют представления на основе личного опыта, например, они знают, что после выходного дня бывает музыкальное занятие или занятие по математике.

Особые затруднения дети испытывают при усвоении переходного времени. Событие, которое было сегодня, завтра становится тем временем, которое называется уже словом вчера. То, что называлось словом завтра, на следующий день называется словом сегодня. Дети 4-5 лет часто задают вопросы: «Завтра уже не завтра, а сегодня?» — «Как это было сегодня, а стало вчера?» Для уяснения значения слов вчера, сегодня, завтра необходимо понять прежде всего сменяемость суток. Дети при условии правильного руководства со стороны взрослых уже могут уяснить значение слова сутки, их состав (утро, день, вечер, ночь), длительность.

Понимание смены суток служит основой для ознакомления дошкольников со значением других эталонов (неделя, месяц, сезон и др.)

Особенности формирования временных представлений в разных возрастных группах — старший возраст

У детей старшей группы закрепляются и углубляются представления о единицах и некоторых особенностях времени. Название частей суток связывается не только с конкретным содержанием деятельности детей и взрослых, которые их окружают, но и с более объективными показателями времени — явлениями природы. Дети знакомятся с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.

В работе необходимо широко использовать такие методы как: наблюдения, беседы, чтение, пересказывание сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения, акцентировать внимание на знакомой периодичности смены дня и ночи.

Читайте также:
Планирование работы логопедического кружка 'Речевичок'

У старших дошкольников необходимо сформировать осознанные понятия о сутках. В процессе обучения обращается внимание на цикличную смену дня и ночи. Сама природа подсказала людям способ деления времени по принципу: день и ночь — сутки. Для правильного понимания суток дети должны осознать, что сутки можно условно поделить на четыре части: утро, день, вечер, ночь.

Старшие дошкольники различают и называют части суток, ориентируясь на восход и заход солнца. В процессе наблюдений за природными явлениями они усваивают понятия: на рассвете, в сумерки, в полдень, в полночь. Для формирования этих представлений воспитатель использует прежде всего наблюдения, рассматривание сюжетных картин, а также чтение художественной литературы, разучивание стихотворений.

Ознакомление с днями недели уже в старшей группе следует объединять с формированием знаний о неделе как мере рабочего времени. Сосредоточение внимания на том, что люди пять дней в неделю работают, два дня отдыхают, помогает осознать количественный состав числа 7 (дней недели).

Опыт показывает, что не все дни недели запоминаются одинаково легко и быстро. Лучше всего запоминают воскресенье, субботу и понедельник.

Кроме того, в старшей группе проводится работа по формированию у детей представлений о временах года. При этом широко используются картинки и словесный материал: рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы.

В старшей группе воспитатель формирует «чувство времени», понимание значения его в жизни людей, необратимости времени. В этой группе есть возможность ознакомить детей с объемной моделью времени, по которой смогут понять непрерывность, необратимость, симметричность времени.

Формирование и осмысление окружающего мира

Таким образом у детей происходит формирование и осмысление таких свойств окружающего мира, как пространство и время, количество и качество, движение и покой, изменение и развитие.

Положительное влияние на интеллектуальное развитие детей оказывает решение задач на установление пространственных и временных связей, качественных и количественных отношений, а также выделение основных, существенных свойств объектов и действий. Особое значение для интеллектуального развития имеет деятельность, направленная на объединение объектов в группы на основе сходства (классификация) и их упорядочивание на основе различия (систематизация).

Понятия «пространство» и «время» являются неотъемлемой составной частью картины мира в целом; это не абсолютные величины, они не существуют вне материи и независимо от нее. Понимание времени связано с пониманием неразрывной связи между прошедшим, настоящим и будущим, и ощущением его движения. Непрерывность и цикличность являются основными свойствами времени.

В условиях детского сада воспитатель также может вместе с детьми встретить восход солнца, посмотреть, как постепенно все окрашивается в оранжевые, пурпурные и желтые тона; понаблюдать, как по мере появления солнца все вокруг освещается ярким светом. Затем можно прочитать стихотворение о солнце, порадоваться свету. В конце дня понаблюдать, как все вокруг меняется, погружается в темноту, попрощаться с солнцем до утра. После этого предложить детям нарисовать красками день и ночь и устроить выставку. И только потом следует переходить к разговору о том, как жизнедеятельность людей меняется в зависимости от времени суток, используя при этом жизненный опыт детей и близких им взрослых. Это очень важно, ибо не человек определяет время в соответствии со своими жизненными потребностями, а время оказывает влияние на повседневную жизнь людей.

Актуальность темы бесспорна, поскольку сформированность временных представлений у детей старшего дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность умение планировать свою деятельность и т.д. Эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе.

Таким образом, формировать временные представления следует начинать уже в дошкольном возрасте.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Ориентировка “на себе”

2 Ориентировка “на себе”.

Первоначальной задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела, умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении “от себя”.

Дети овладевают ориентировкой “на себе” в младшем возрасте. Она включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т.д.).

А.А. Столяр ”Формирование элементарных математических представлений у дошкольников”

Л.А. Леушина ”Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста”

Журнал “Дошкольное воспитание“ №8 1988г.

М.К. Сай, Е.И. Удальцова “Математика в детском саду”

Умение ориентироваться “на себе” — предпосылка, необходимая для перехода к следующей программной задаче — учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Однако ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Ребенок как бы мысленно переносит ее на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах. Скажем, дети рассматривают игрушки, активно действуют ими. В ходе беседы воспитатель фиксирует их внимание на характерных деталях. Например, рассматривается машина: спереди кабина, кузов—сзади, внизу — колеса, передние и задние.

Умение выделять противоположные стороны сначала на себе, а затем на другом человеке, на предметах позволит ребенку овладеть в дальнейшем ориентировкой не только “от себя”, но и от любых других объектов, от другого человека”. Это, во-первых. Во-вторых, эти знания и умения необходимы для распознавания пространственных отношений между предметами, о которых мы судим на основе их соотнесенности к сторонам — передним (лицевым), боковым, верхним и т. д. И, наконец, в-третьих, ориентировка в пределах даже весьма ограниченного пространства (групповая комната или часть помещения, площадь стола, лист бумаги и др.) предполагает знание основных направлений. Это новая программная задача. С полным основанием ее можно назвать центральной в содержании всей работы.

Читайте также:
Конспект НОД 'Идёт весна'

3 Ориентировка “от себя”.

В младшем дошкольном возрасте детей учат различать основные группы направлений (вперед — назад, вверх — вниз, направо—налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела. И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа “Куда показывает флажок?”. Дети должны отгадать, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад). Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраиваться восприятие самого пространства.

Ориентировка от себя предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект, а ориентировка от объектов требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов.

Журнал “Дошкольное воспитание“ №8 1988г.

В.В. Данилова “ Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях ”

Для этого необходимо уметь вычленить различные стороны этого объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю.

Ориентировки “на себе ”, “от себя”, применение их на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов, как в, под, на, за. Предлог на обычно ассоциируется с верхней плоскостью предмета (на столе, на стуле); предлог под – с нижней стороной; предлог в воспринимается как указание на расположение внутри какого-либо объекта.

Освоение системы отсчета и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, по основным пространственным направлениям развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.

Направление “вверх – вниз” (“вверху – внизу”) позволяет ребенку уяснить такие ориентировки, как “над” и “под”, “посередине” и “между” при расположении группы предметов по вертикальной линии.

Направления “направо – налево” (“справа – слева”) помогает лучше понять пространственны отношения, определяемые словами рядом, посередине и между, сбоку или с краю.

Направление “вперед – назад” (“впереди – сзади”) способствует уяснению таких пространственных отношений, как “впереди”, “перед”, “напротив”, “за”, “позади”, “посередине” и “между” при расположении предметов по фронтальной линии от исходной точки отсчета.

Таким образом, несмотря на большое многообразие существующих в нашей речи характеристик пространственного окружения, все они основаны на освоении ориентировки “на себе” и “на внешних объектах”.

4 Пространственные понятия в различных видах деятельности.

Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Так же пространственное представлений у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх. А так же используя повседневную жизнь.

Обучение на занятиях – одна из основных форм прямой передачи знаний в определенной системе и

А.А. Столяр ”Формирование элементарных математических представлений у дошкольников”

В.В. Данилова “ Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях ”

последовательности, важное звено умственного воспитания в детском саду. На занятиях по математике воспитатель осуществляет не только образовательные задачи, но и решает воспитательные. Педагог знакомит дошкольников с правилами поведения, воспитывает у них старательность, активность, аккуратность, самостоятельность, организованность, привычку к точности, сдержанность, настойчивость, целеустремленность, активное отношение к собственной деятельности (умение выделять в ней цель и способы действия) и д. р. Работу по развитию у детей элементарных математических представлений воспитатель организует на занятиях и вне занятий 2-3 раза в неделю. На занятиях по математике воспитатели используют различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры и др.). На занятиях по математике широко используется разнообразный наглядный материал: раздаточный и демонстрационный.

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводится большая роль. Методы и приемы обучения применяются, как правило, в различных сочетаниях. На занятиях по математике необходимо использовать многообразные методы и приемы обучения, умело их сочетать, тогда занятия будут интересными, полезными для детей. Нельзя забывать о том, что длительная статичная поза утомительна для ребенка. Воспитатель должен давать детям возможность изменять ее.

Для этого необходимо проводить специальные физкультминутки.

На музыкальном и физкультурном занятиях и занятии по изодеятельности воспитатель также обучает детей пространственным понятиям: правая, левая рука; вправо, влево, вперед, назад, вниз, вверх и т. д.

Особое внимание уделяется индивидуальным занятиям. Индивидуальные занятия проводятся с теми дошкольниками, которые в силу особенностей своего развития не усваивают новых знаний наравне со всеми, а также с одаренными детьми и с детьми пропустившими более одного занятия. Индивидуальная работа проводится в утренний отрезок времени, а так же во вторую половину дня.

Во время умывания и одевания воспитатель непринужденно разговаривает с детьми, называет части тела и лица:

Вымой нос, уши, подбородок, потри лоб.

Надень на голову платок.

Важно самих детей побуждать к называнию частей тела и лица. Если дети недостаточно хорошо ориентируются, можно провести дидактические игры “Купание куклы”, “Укладывание куклы спать”, “Оденем куклу”. Важно, чтобы при проведении этих игр внимание детей было сосредоточено не только на самих процессах умывания, одевания; надо делать акцент на различение и называние частей тела и лица. Ребенку предлагают помыть кукле грудку, спинку, плечи и пр.

На прогулке также закрепляются понятия об ориентировке в пространстве во второй младшей группе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: