Дидактическая игра ‘Веселый паровозик’

Дидактическая игра «Веселый Паровозик»

Муначева Флорида
Дидактическая игра «Веселый Паровозик»

Дидактическая игра

«Чудесный Паровозик»

Для детей дошкольного возраста игра является самой доступной формой деятельности. Во время игры у детей формируются познавательные навыки, стимулируется развитие мышления, упражняется воля, развивается мелкая моторика рук, тактильные ощущения. Роль дидактической игры в этот период развития переоценить очень сложно.

Для работы с детьми мною было изготовлено дидактическое пособие «Чудесный Паровозик».

Из потолочных плит я вырезала прямоугольники, обтянула пленкой, вырезала кармашки и приклеила к вагончикам, сделала отверстия для колес, приклеила клеем «Момент» горлышки от бутылочек, к ним прикрутила крышки.

На крышки нанесла лак или клей обсыпанный рисом, гречкой, горохом и т. д. Подготовила карточки с рисунками по разным темам.

Использование дидактического пособия «Чудесный Паровозик» помогает детям совершенствоваться в знании дней недели, домашних и диких животных, в прямом и обратном счете, в назывании и закреплении геометрических фигур помогает подготовиться к обучению грамоте и т. д.

Данное пособие можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Пособие можно использовать в нескольких направлениях, всё зависит от задач, поставленных педагогом.

Развивать сенсорные навыки, используя анализаторы (слуховые, зрительные, кинестетические, умение группировать предметы по их функциональному назначению, подбирать обобщающие слова, развитие зрительной памяти, развитие внимания.

•Расширять и активизировать словарь по лексическим темам;

•Совершенствовать навыки порядкового счета;

•Расширять кругозор детей.

•Развивать зрительное восприятие и внимание;

•Развивать навык группировать предметы по цвету;

•Развивать мелкую моторику;

•Воспитывать у детей усидчивость;

•Воспитывать дружеские взаимоотношения сверстников.

Варианты игр с дидактическим пособием

«Чудесный Паровозик»

Вариант №1. «Домашние (дикие) животные»

На столе перед детьми выкладывается Паровозик,рядом лежат папочки с картинками по разным темам: «Домашние животные», «Дни недели», «Буквы», «Цифры» и т. д. В кармашек главной части Паровоза вставляется карточка с изображением домика. Затем детям предлагается найти папку с картинками, подходящую под тематику домик (домашних животных) и вставить в кармашки на вагонах. Назвать их всех одним словом.

Другой пример: в кармашек главной части паровоза вставляется карточка с изображением леса. Теперь детям нужно найти диких животных. Назвать их одним словом.

Вариант № 2 «Цифры»

2.1 На столе перед детьми выкладывается Паровозик с вагончиками. Детям предлагается вставить в кармашки на вагонах числа от 1 до 10, либо от 10 до 1.

2.2 На столе находится Паровозик с вагончиками. Дети расставляют по вагончикам в кармашки цифры. Дается задание, определить, какая цифра расположена в соседнем вагоне справа, а какая слева от данной цифры.

Вариант № 3 «Дни недели»

Перед игрой вспомнить с детьми, какие дни недели бывают, назвать их по порядку (уточнить, что понедельник соответствует цифре 1, вторник – 2, и т. д.) Предложить детям расставить в кармашки на Паровозик дни недели по порядку, опираясь на цифры в карточках.

Вариант № 4 «Найди пару»

На столе выложен Паровозик с раскрученными крышками.

Детям предлагается с закрытыми глазами на ощупь найти одинаковые крышки и прикрутить их к вагончику.

Вариант № 5 «Геометрические фигуры»

На столе лежит Паровозик с вагончиками. Детям предлагается взять папку с геометрическими фигурами и называя фигуры, вставить эти картинки, в карман вагончика с соответствующим цветом.

В дальнейшем можно еще придумать много вариантов этой игры.

Читайте также:
Конспект НОД: Животные жарких стран

«Веселый паровозик» в оформлении группы Предлагаю вашему вниманию стенд на тему “Веселого паровозика”. Для изготовления мне понадобился цветной поликарбонат. Этот материал легко.

Дидактическая игра «Чудесный паровозик» Игра направлена на развитие мелкой моторики, развития речи. Играя в эту игру ребенок может манипулировать предметами. Обложка игры “Паровозик”.

Дидактическая игра «Цветной паровозик» Дидактическая игра «Цветной паровозик» Для первой младшей группы Цели: Научить различать основные цвета, называть свое имя, развивать воображение.

Дидактическая игра для детей младшей группы «Веселый паровозик» “Веселый паровозик” Я предлагаю простое и красочное пособие, которое я сделала своими руками. В своем пособии я ставлю цель: -Формировать.

Дидактическая игра «Паровозик» Дидактическая игра «Паровозик» Подходит к концу учебный год, а идей по развитию детей в голове все больше и больше. Обобщая свой опыт, создаешь.

Дидактическая игра «Паровозик из Ромашкова» «Паровозик из Ромашкова» (воспитатель Федякова Любовь Ивановна, детский сад №329, г. Екатеринбург). Это очень красивый, яркий развивающий.

Дидактическая игра «Весёлый паровозик» Дидактическая игра «Весёлый паровозик»для детей дошкольного возраста игра является самой доступной формой деятельности. Во время игры у.

Дидактическая игра «Веселый поезд» Цель: Упражнять детей в определении количества звуков в словах, формировать умение дифференцировать твердые и мягкие согласные. Оборудование:.

Дидактическая игра «Веселый счет» Цель: ознакомление и закрепление представлений об образовании чисел от 1 до 5, закреплению знаний по основным цветам (красный, синий, желтый,.

Дидактическое пособие “Веселый паравозик”

Исследованиями ученых доказано, что в настоящее время увеличивается число детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии. Изменения показателей происходят как в количественном, так и качественном плане: с каждым годом дефекты речи становятся сложнее.

Попадая на дошкольные логопункты, дети с задержкой в речевом развитии нуждаются, порой, в длительном логопедическом воздействии.

Часто логопеды, особенно начинающие, остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, особенно на этапе автоматизации звука, который может затянуться на несколько месяцев. И тогда логопеду приходится придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребенку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет в последствии к желаемому результату.

Очень важно так же не перегрузить ребенка многообразием игр и пособий. Так как внимание дошкольников непроизвольное, и дети часто отвлекаются, необходимо продумать каждое пособие на предмет многофункциональности, чтобы при работе ребенок привык к какому-либо пособию, но не потерял интерес к работе с ним.

В последнее время выпускается все больше наглядных пособий для занятий с дошкольниками. К сожалению, не все детские образовательные учреждения имеют возможность их приобрести. Логопеды самостоятельно изготавливают дидактические пособия, используя доступный материал и фантазию.

Одним из пособий, которое может помочь в логопедической работе, считаю «Веселый паровозик». Данное пособие можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми разных возрастных категорий.

Цель: При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей.

Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии.

Поезд стационарно закреплен на стене, что экономит пространство кабинета и позволяет пользоваться им в любой момент. Изготовлен поезд из изолона. Окна вагонов сделаны из металлических пластин, обтянутых цветной пленкой. Окно локомотива имеет кармашек для задания. На крышах вагончиков так же имеются кармашки, куда можно помещать второстепенные задания, при усложнении игр.

Читайте также:
Мотивация и положительная установка на восстановление речи

Для работы потребуются картинки и мелкие игрушки (то и другое крепится с помощью магнитов). При проведении игр можно использовать один вагончик, можно два, а можно и все три.

Варианты игр для детей старшего дошкольного возраста.

Веселая семейка.

Цель игры: учить детей классифицировать предметы.

Картинный материал: картинки с животными, насекомыми, цветами, птицами, овощами и т.д.

Ход игры: Логопед предлагает детям помочь разместить картинки по вагончикам так, чтобы в одном вагоне находились картинки из одной «семейки», во втором – из другой, а в третьем – из третьей

Найди братцев (в игре используется два вагончика)

Цель: Учить детей дифференцировать звуки.

Картинный материал: картинки с дифференцируемыми звуками.

Ход игры: на крышах вагончиков размещены картинки, обозначающие звуки (из пособия Агранович З.Е. «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий.»). Детям нужно найти братцев среди картинок, в которых есть заданные звуки, и разместить их в соответствующий вагончик (например, в одном вагончике братцы, в названии которых есть звук [с], а в другом – звук [с’])

Найди место звука в слове.

Цель: Учить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), опираясь на громкое проговаривание.

Картинный материал: картинки с заданным звуком в начале, середине и конце слова.

Ход игры: На крыше вагончика находится схема из трех квадратиков: в первом вагончике закрашен первый квадратик, во втором – второй, в третьем – третий. Детям нужно поместить картинки в соответствующие вагончики. Если заданный звук находится в начале слова, то картинку помещают в первый вагон и т.д.

Проводник.

Цель: Учить детей определять количество слогов в слове.

Картинный материал: картинки с разной слоговой структурой.

Ход игры: На крыше вагончика находятся схемы, обозначающие один слог, два слога, три слога. Логопед предлагает ребенку превратиться в проводника и помочь пассажирам разместить их по вагонам в соответствии с билетами. Для этого нужно сосчитать количество слогов в слове и разместить картинки в соответствующие вагоны.

Подбери картинки к схеме.

Цель: Научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.

Картинный материал: картинки к схемам.

Ход игры: На крышах вагончиков размещены схемы (например, схема на первом вагончике из трех квадратиков, закрашенных в синий, красный, зеленый цвет; во втором вагончике схема из трех квадратиков – синий, красный, синий; в третьем вагончике схема из четырех квадратиков – синий, красный, синий, красный). Детям предлагается определить пассажиров, которые поедут в каждом вагончике

Ударный вагончик.

Цель: Учить детей определять ударный звук при произнесении слова.

Ход игры: На крышах вагончиков находятся схемы слов с выделенным ударением на первом, втором и третьем слоге. Логопед просит детей определить, на какой слог падает ударение, и в соответствие с этим, разместить пассажиров в вагоны

Составь слово.

Цель: Учить определять первый звук в слове по представлению.

Ход игры: Логопед заранее размещает в вагончиках картинки, из первых звуков которых можно составить слово. Дети должны отгадать пассажира вагончика, определив первые звуки в названиях картинок (Например, в первом вагончике находятся картинки: душ, осы, мыло. Значит, вагончик перевозит дом и т.д.)

Читайте также:
Творческая игра - конспект занятия

Звуковички.

Цель: Учить детей давать характеристику звука в слове.

Картинный материал: картинки, обозначающие звуки (из пособия Агранович З.Е. «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий.»).

Ход игры: На крышах вагончиков размещены квадраты синего, зеленого и красного цвета. Ребенок берет картинку – звук (звуковичок), дает характеристику этого звука и помещает ее в соответствующий вагончик

Пассажиры.

Цель: автоматизация отрабатываемого звука.

Ход игры: Логопед заранее размещает картинки в вагончики. Детям предлагается назвать пассажиров

Зайцы.

Цель: Учить определять наличие заданного звука в слове.

Ход игры: На крышах вагончиков размещены картинки, обозначающие звуки. Логопед размещает в вагоны пассажиров с заданным звуком, но одна картинка заданного звука не имеет. Ребенок должен превратиться в контролера и найти «зайца», т.е. лишнюю картинку.

Вот небольшой перечень игр, которые можно использовать в логопедической работе. Пособие «Веселый паровозик» может заинтересовать не только молодых специалистов, но и логопедов со стажем.

В старшем дошкольном возрасте дети очень любят играть со звуками. Любую игру можно адаптировать под данное пособие и научить играть в нее детей.

Дидактическая игра «Весёлый паровозик»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Дидактическая игра «Весёлый паровозик»

Для детей дошкольного возраста игра является самой доступной формой деятельности. Во время игры у детей формируются такие навыки как: познание, стимулируется развитие мышления, упражняется воля. Роль дидактической игры в этот период развития переоценить очень сложно.

Дидактическая игра «Весёлый паровозик» помогает детям совершенствоваться в чтении, формирует навыки звукобуквенного анализа, помогает подготовиться к обучению грамоте.

Данное пособие можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми старшей и подготовительной группы. Пособие можно использовать в нескольких направлениях всё зависит от задач логопеда на конкретном занятии.

Цель: совершенствование навыков чтения, развитие фонематических процессов.

1. Закрепить навыки формирования фонематического восприятия: умение вычленять звуки в словах.

2. Закрепить навык звуко-буквенного анализа слов.

3. Развивать фонематические процессы.

4. Создавать бодрое настроение, благоприятный эмоциональный настрой во время занятий.

Оборудование: плоскостное изображение паровоза и вагончиков, карточки синего, зелёного и красного цвета, карточки с буквами, слогами, словами, картинки с разной слоговой структурой, картинки с изображениями животных.

Ниже представлены варианты игр, которые можно использовать в логопедической работе.

Описание игры. На столе лежит паровозик и два вагона. Детям предлагается на вагончики поместить буквы или слоги и прочитать полученный слог или слово. (слайд№2)

Цель: Учить детей дифференцировать звуки.

Описание игры. Для дифференциации звуков в словах можно использовать два вагончика, можно предложить детям «сажать» пассажиров, в названиях которых есть звук С, в первый вагончик (собака, слон, лиса), а пассажиров со звуком Ш в названиях- во второй вагончик( мышка, кошка, лягушка). (слайд№3)

Цель: Совершенствовать навык слогового анализа слов.

Описание игры. Необходимо взять комплект предметных картинок с изображением животных и три вагончика. Детям предлагается в первый вагончик «сажать» пассажиров, названия которых содержат один слог, во второй вагончик – пассажиров, в названии которых два слога, в третий – три слога. (слайд№4)

Цель: Научить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Описание игры. Детям раздаются квадратики (красный, зелёный, синий) и паровозик с тремя вагончика. В зависимости от того, где находится заданный звук в слове, дети ставят квадратик в первый, второй или третий вагончик, (что означает начало, середину или конец). (слайд№5)

Читайте также:
Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Цель: Формировать родовые обобщающие понятия.

Описание игры. Для данной игры потребуется три вагончика и картинки с изображением животных. Детям можно предложить « сажать» в первый вагончик животных жарких стран, во второй вагончик – диких животных, в третий – домашних животных. (слайд№6)

Цель: Научить определять гласные- согласные звуки, твёрдые – мягкие.

Описание игры. Детям раздаются квадратики (красный, зелёный, синий) и паровозик с двумя вагончика. Логопед называет слоги, задача детей определить какой квадратик поедет в первом вагончике (гласный или согласный, твёрдый или мягкий), какой во втором.

Скачать:

Вложение Размер
vesyolyy_parovozik._ped_konkurs.docx 17.24 КБ
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx 2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» п.Правохеттинский Надымского района

(МДОУ «Детский сад «Сказка»)

ул. Газовиков д.27, п.Правохеттинский, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629745, Тел./факс: 8(3499)51-44-53; 51-44-42;

ОКПО 78191975, ОГРН 1058900415804, ИНН/КПП 8903024631/890301001

Составила: Кадыкова О.В.учитель-логопед

МДОУ детский сад «Сказка»

Дидактическая игра «Весёлый паровозик»

Для детей дошкольного возраста игра является самой доступной формой деятельности. Во время игры у детей формируются такие навыки как: познание, стимулируется развитие мышления, упражняется воля. Роль дидактической игры в этот период развития переоценить очень сложно.

Дидактическая игра «Весёлый паровозик» помогает детям совершенствоваться в чтении, формирует навыки звукобуквенного анализа, помогает подготовиться к обучению грамоте.

Данное пособие можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми старшей и подготовительной группы. Пособие можно использовать в нескольких направлениях всё зависит от задач логопеда на конкретном занятии.

Цель: совершенствование навыков чтения, развитие фонематических процессов.

  1. Закрепить навыки формирования фонематического восприятия: умение вычленять звуки в словах.
  2. Закрепить навык звуко-буквенного анализа слов.
  3. Развивать фонематические процессы.
  4. Создавать бодрое настроение, благоприятный эмоциональный настрой во время занятий.

Оборудование: плоскостное изображение паровоза и вагончиков, карточки синего, зелёного и красного цвета, карточки с буквами, слогами, словами, картинки с разной слоговой структурой, картинки с изображениями животных.

Ниже представлены варианты игр, которые можно использовать в логопедической работе.

Описание игры. На столе лежит паровозик и два вагона. Детям предлагается на вагончики поместить буквы или слоги и прочитать полученный слог или слово. (слайд№2)

Цель: Учить детей дифференцировать звуки.

Описание игры. Для дифференциации звуков в словах можно использовать два вагончика, можно предложить детям «сажать» пассажиров, в названиях которых есть звук С, в первый вагончик (собака, слон, лиса), а пассажиров со звуком Ш в названиях- во второй вагончик( мышка, кошка, лягушка). (слайд№3)

Цель: Совершенствовать навык слогового анализа слов.

Описание игры. Необходимо взять комплект предметных картинок с изображением животных и три вагончика. Детям предлагается в первый вагончик «сажать» пассажиров, названия которых содержат один слог, во второй вагончик – пассажиров, в названии которых два слога, в третий – три слога. (слайд№4)

Цель: Научить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Описание игры. Детям раздаются квадратики (красный, зелёный, синий) и паровозик с тремя вагончика. В зависимости от того, где находится заданный звук в слове, дети ставят квадратик в первый, второй или третий вагончик, (что означает начало, середину или конец). (слайд№5)

Цель: Формировать родовые обобщающие понятия.

Описание игры. Для данной игры потребуется три вагончика и картинки с изображением животных. Детям можно предложить « сажать» в первый вагончик животных жарких стран, во второй вагончик – диких животных, в третий – домашних животных. (слайд№6)

Цель: Научить определять гласные- согласные звуки, твёрдые – мягкие.

Описание игры. Детям раздаются квадратики (красный, зелёный, синий) и паровозик с двумя вагончика. Логопед называет слоги, задача детей определить какой квадратик поедет в первом вагончике (гласный или согласный, твёрдый или мягкий), какой во втором.

Академия Речи

Информационный портал о дефектах речи и речевом развитии

Многофункциональная дидактическая игра «Паровозик» для разностороннего развития дошкольников

Дидактическая игра «Паровозик» — помощь в совершенствовании речевых, математических, филологических навыков, в физическом и интеллектуальном развитии. Игра предназначена для дошкольников 3–7 лет, а также детей с задержкой психического развития. Пособие используют педагоги дошкольных учреждений и логопеды для индивидуальных и подгрупповых занятий.

Задачи игры и подготовка дидактического материала

Паровозик для игры представляет собой плоское изображение из картона, каждый вагон которого окрашен в определенный колер из основной палитры. К вагонам прикреплены прозрачные ячейки, куда вставляется игровой материал. В качестве материала используются разные тематические изображения: цифры, геометрические фигуры, картинки животных и растений, предметов, транспорта и прочего.

Паровозик в ходе игры можно класть на горизонтальную поверхность. А можно повесить на магнитную доску — это более удобный и эргономичный вариант, позволяющий приступить к игре в любой момент. Если паровозик закреплен на доске, картинки тоже должны иметь магнитные крепления. Количество вагончиков может быть любым в зависимости от того, в какие игры педагог планирует играть с воспитанниками. Минимальное количество — 3 вагона. Но лучше сделать больше, а далее для игр использовать все вагончики или только часть из них.

Цели игры — разностороннее развитие дошкольников, в том числе с психическими и речевыми особенностями.

Задачи игр с паровозиком:

  • расширение представлений об окружающем мире;
  • усиление познавательного интереса;
  • улучшение речевых и мыслительных способностей;
  • формирование навыка классификации, упорядочивания объектов;
  • расширение математических знаний, получение навыка ведения счета, определения величин;
  • закрепление представлений о геометрических формах и основных цветах;
  • развитие мелкой моторики, памяти, усидчивости, концентрации внимания.

Для детей разной возрастной категории можно придумывать всевозможные игры с паровозиком.

Собери паровоз

Игра для дошкольников 3–4 лет закрепляет представление об основных цветах спектра, их расположении относительно друг друга.

Педагог предлагает воспитанникам совместить разноцветные вагоны в определенной последовательности, соответствующей радуге. Прикрепляя очередной вагон, дети обязательно называют его цвет.

Паровозик и вагончики

Игра, закрепляющая навык счета, предназначена для дошкольников 4–6 лет.

Педагог кладет в вагонные ячейки изображения цифр от 1 до 10, затем просит детей прицепить вагончики друг к другу в правильной очередности.

Дидактическая игра «Веселый паровозик»

Эта игра для дошкольников 5–6 лет тоже совершенствует навыки счета, также развивает мыслительные способности и ориентацию в пространстве.

Воспитатель просит детей соединить вагоны, вставить в ячейки карточки с цифрами в правильной очередности. Воспитанники, выполнив задание, перечисляют цифры сначала в прямой последовательности, затем в обратной. Далее педагог называет цифру, дети находят соответствующий вагончик, называют соседние цифры с правой и левой стороны.

Животный мир

Нужен комплект изображений птиц и животных. С этими картинками можно играть разными способами:

  1. Распределить картинки по вагонам в соответствии с категориями «Дикие звери», «Домашние животные», «Дикие пернатые», «Домашние птицы».
  2. Распределить животных по вагонам. Назвать пассажиров, которые едут до станций «Лесная» и «Сельский двор».
  3. Разложить животных по вагонам, подсчитать их количество. Назвать, кто путешествует в первом вагоне, во втором и последующих. Кто сидит в определенном по счету вагоне, кто едет с правой и с левой стороны от него.

Музыкально-дидактическая игра «Паровозик»

Игра развивает чувство ритма и музыкальный слух. Проводить ее положено в музыкальном кабинете. Нужно подготовить изображения разных музыкальных инструментов, вставить их в ячейки вагончиков.

Дети по очереди подходят к паровозику, вытаскивают из ячейки картинку, называют изображенный инструмент. Далее ребенок подходит к столу с разложенными музыкальными инструментами, берет тот, что соответствует картинке, пробует на нем сыграть. Важно, чтобы используемые инструменты соответствовали возрастным способностям дошкольников. Это могут быть музыкальные ложки, треугольник, барабан, колокольчик.

Какой формы?

Игра учит навыку соотношения объектов с геометрическими формами. Педагог раскладывает картинки, изображающие разные бытовые предметы, просит воспитанников внимательно их рассмотреть. Объекты, формой напоминающие круг, нужно положить в ячейку первого вагона, похожие на квадрат — второго, напоминающие треугольник — третьего, а прямоугольные — в ячейку четвертого вагона.

Геометрический паровозик

Нужны изображения геометрических фигур, различающихся цветом и величиной. Воспитатель просит игроков разложить картинки по вагонам в определенной очередности:

  • 1 — красного цвета, 2 — желтого, 3 — синего, 4 — зеленого;
  • 1 — мелкие, 2 — средней величины, 3 — крупные.

Распредели по цвету

Игра предназначена для дошкольников 3–4 лет. Педагог демонстрирует изображение объекта, окрашенного в определенный преобладающий цвет. Задача игрока — поместить картинку в ячейку вагона, окрашенного в тот же колер.

Звуки-братья

Для игры, обучающей звуковой дифференциации, нужны только два вагона. Игровая задача — среди разложенных изображений найти объекты, при произношении которых слышатся звуки-братья: твердые и мягкие. Эти картинки нужно распределить по соседним вагончикам. Например, фонемы [р] и [р’]: в первый вагон ребенок кладет картинку «рыба», во второй — «курица».

Где звук в слове?

Для игры используются 3 вагона. В первый нужно класть картинки, на которых изображены объекты с заданным звуком в первом слоге, во второй — объекты со звуком во втором слоге, в третий — со звуком в последнем слоге. Игрок выбирает картинку, четко называет изображенный объект, определяет местоположение картинки. Например, звук «с»: в первый вагон игрок кладет «собаку», во второй — «посуду», в третий — «колесо».

Определи словечко

Педагог кладет в вагоны по 3 картинки. Игроки вслух произносят, что изображено, затем по первым фонемам каждого изображения составляют слово. Например, в вагоне лежат картинки дерева, осла, малины. Следовательно, получается слово «дом».

«Весёлый паровозик»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение второй категории

«Детский сад общеразвивающего вида №3 «Сказка»

Дидактическая игра по теме

«Знакомство с грамотой»

«Весёлый паровозик»

(для детей подготовительной группы)

Воспитатель:

Дидактическая игра «Весёлый паровозик»

(подготовительная к школе группа)

Пояснительная записка:

Деление слов на слоги является одной из основ обучения ребенка чтению. Именно этот навык позволяет не только сочетать буквы между собой, но и обрести понимание того, как из букв получаются слова. Не всегда понимание слогов дается ребенку легко, но родители и педагоги могут помочь малышу в этом вопросе.

Сконцентрируйте внимание ребенка не на словах, а на произносимых им звуках. Фонетика влияет на качество чтения едва ли не больше, чем знание самих букв. Предложите ребенку понаблюдать за своим ртом в зеркале во время произношения слов. Так он сможет понять, что форма губ меняется именно при произношении слогов, а не отдельных букв.

Если ребёнок не может понять, каким образом слоги складываются в слова, можно предложить достаточно простой способ. Для этого ребенку необходимо предложить удерживать ладонь в районе шеи, под челюстью. Ощущение давления на руку позволяет прочувствовать движение рта при произношении. Самое простое слово для постановки эксперимента – это «мама» или же иные доступные и привычные детскому слуху термины. Но и более сложные слова не менее легко раскладываются на слоги, нужно лишь проявить немного терпения.

Начинать подобную тренировку необходимо с двухсложных слов, так как их раскладывать на слоги проще всего. Постепенно переходите к тем словам, которые состоят из трех и более слогов, например «молоко» или «корова». Чтобы занятие не казалось слишком скучным, деление слов на слоги детям лучше всего проводить в игровой форме.

Предлагаю вашему вниманию игру «Весёлый паровозик»

Цель: в игровой форме совершенствовать умение детей делить слова на слоги

Правила игры:

    Дети рассаживаются вокруг стола (3-4 игрока).Предметные картинки раздаются поровну всем участникам игры.Игроки по очереди бросают кубик, на гранях которого нарисованы цифры от 1 до 5. Пустая грань – переход хода.Каждая цифра на грани обозначает количество слогов в слове. Ребёнок должен найти соответствующую картинку у себя и поместить её в вагончик.

Вагончик с одним красным кругом на крыше – это односложные слова,

с двумя красными кругами – это двухсложные слова,

в вагон с тремя кругами помещаем слова из трёх слогов, и т. д.)

Раздаём картинки всем игрокам поровну.

Бросаем кубик и смотрим, какая цифра на его грани.

Находим вагончик, у которого на крыше (например) два красных круга (они соответствуют количеству слогов).

Игрок находит у себя карточку, на которой слово состоит из двух слогов. Размещает эту картинку в вагоне.

Далее ход переходит к другому игроку. Побеждает тот, кто правильно все карточки разместит в вагоны.

Усложнение в игре:

Когда ребята уверенно научатся делить на слоги двухсложные и трёхсложные слова, можно добавить вагоны, которые будут «перевозить» слова, состоящие из четырёх и пяти слогов.

Второй вариант игры:

Материал к игре тот же.

Цель: совершенствовать умение детей находить предметы на заданный звук, и слова, в составе которых есть указанный звук.

Воспитатель бросает кубик. Называет цифру на его грани и говорит: «В первом вагоне «едут» слова, которые начинаются на звук А».

Дети находят карточки и размещают их в кармане вагончика.

Воспитатель снова бросает кубик: «В третьем вагоне «едут» слова, в средине которых есть звук О». Дети выполняют игровое задание.

Третий вариант игры:

Материал к игре тот же.

Цель: совершенствовать умение детей различать гласные звуки, согласные твёрдые и мягкие звуки.

Воспитатель бросает кубик. Называет цифру на его грани и говорит: « Во втором вагоне «едут» слова, которые начинаются на твёрдый согласный звук». Дети находят карточки и размещают их в кармане вагончика.

Воспитатель снова бросает кубик: «В третьем вагоне «едут» слова, которые начинаются на гласный звук». Дети выполняют игровое задание.

Побеждают в игре самые внимательные участники.

Литература и источники:

«Знакомство с грамотой и окружающим миром. Конспекты занятий» – М.: «Экзамен», 2010 г.

Динамические паузы на уроках

Вашему вниманию предлагаются динамические паузы — набор упражнений для детей младшего школьного возраста. Задания развивают мелкую и общую моторику, координацию движений, переключаемость внимания.

Поочередно быстро соединять в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д. Проба от указательного пальца к мизинцу и от мизинца к указательному. Правой рукой, левой, двумя одновременно.

2. «Кулак – ребро – ладонь»

Три положения последовательно сменяют друг друга:
ладонь на столе – кулак – ладонь ребром – снова ладонь на столе.
Правой, левой, двумя руками вместе. (8-10 раз). Если трудно, то команды голосом.

Ребро правой ладони упирается в середину левой ладони. Затем смена: ребро левой ладони в середину правой. (8-10 повторений.)

Ладонь – кулак. Правая ладонь касается кулака левой руки, затем левая ладонь касается кулака правой. (6-8 раз.)

Чередуется упражнения «пирожки» — «ладонь-кулак» — «пирожки» — «ладонь-кулак».

Сделать замок руками:

– открыть, закрыть замок;
– подвигать пальцами;
– нарисовать фигуры замком большие и маленькие.

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок, вывернуть к себе (обратный замок). Затем:

– вначале одной рукой (все пальцы), затем другой;
– пальцы обеих рук (указательные, мизинцы и т.д.);
– отдельные пальцы, т.е. поднимается тот палец, который называется.

8. «Зеркальное рисование»

Вариант №1: рисование в воздухе цифр, букв, слов, предметов (двумя руками одновременно).
Вариант №2: рисование на бумаге двумя руками одновременно.

9. «Поглаживание – похлопывание»

Правой рукой поглаживаем себя по голове: «Молодец!», левой – постукиваем по животу: «Как я наелся!». Затем – смена рук (2-3 раза).

10. «Пила – молоток»

Правой рукой – пилим дрова, левой – забиваем гвозди.
Потом руки поменять (2-3 раза).

Левой рукой взяться за кончик носа, правой – за мочку противоположного уха. Затем отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «наоборот». Повторить (3-5 раз).

12. Игра: «Нос, лоб, ухо»

Поочередно называются и показываются: «Нос, лоб, ухо».
Затем называется одно, а показывается другое. Необходимо показывать то, что называется. Показ можно осуществлять одной, либо двумя руками.

13. Игра: «Плыл по морю пароход»

Ведущий говорит текст, постепенно добавляя действие:

Плыл по морю пароход и вёз:
– ножницы (правая рука: указательный и средний палец).

Плыл по морю пароход и вёз:
– ножницы, веера (левая рука: кисть — веер).

Плыл по морю пароход и вёз:
– ножницы, веера, ножные швейные машинки (перекаты стопами с пятки на носок и обратно).

Плыл по морю пароход и вёз:
– ножницы, веера, ножные швейные машинки, китайские болванчики (движения корпусом и головой влево – вправо).

14. «Чтоб ладошку захватить, нужно очень ловким быть»

Упражнение в парах. Задача: первый человек пытается хлопнуть по ладони второго, а второй – убрать ладонь, чтоб не хлопнули по ней. Варианты:

– ладонь 2-го ученика лежит на ладони 1-го;
– ладонь 2-го участника находится между ладонями 1-го.

15. Зарядка сидя

1) Упражнения для ног:
• Ноги вместе вперед – вместе назад – поставить (3-4 повторения).
• Поочередно одна нога назад другая вперед – затем наоборот – поставить (3-4 повторения).
• Ножницы ногами – поставить (3-4 повторения), высота подъёма ног может меняться в зависимости от физических и возрастных особенностей детей.
• Две ноги вместе вправо – вместе влево – поставить (3-4 повторения).
• Перекаты с пятки на носок – две ноги вместе (3-5 раз).
• Перекаты с пятки на носок – одна нога на носке, другая на пятке, поочередная смена положения ног(3-5 раз).

2) Скручивания и потягивания:

• Сидя потянуться вверх, посмотреть на кисти рук (3-5 раз).
• Кисти рук на уровне груди: локти развести в стороны, лопатки соединить (3-5 раз).
• Посмотреть в тетрадь соседу сзади, через правое и через левое плечо, поворачивая только корпус (2-3 раза).
• Посмотреть на свои ноги с левой и с правой стороны (3-5 раз).
• Встать – сесть на место (4-5 раз).

3) Упражнения для головы и шеи:
• Движения головой вверх — вниз, влево — вправо.
• Потянуться ухом к двери, подслушать, что там твориться.
• «Гуси» — потянем шею вперед, вернуться на место (3-5 раз).
• Круговые движения головой в одну сторону и в другую.

16. Гимнастика для глаз

Движения глазами без движений головой:

• Зажмуривание глаз и расслабление (3-5 раз).
• Вверх – вниз (3-5 раз).
• Влево – вправо (3-5 раз).
• Нарисовать круги глазами (влево и вправо по 2 круга).
• Нарисовать глазами горизонтальную восьмёрку.
• Нарисовать глазами вертикальную восьмёрку.
• Посмотреть на свой палец, на учителя (можно на доску).
• Проследить глазами за последовательностью рисования изображения (варианты рисунков могут быть различными).

Иконникова Марина Сергеевна,
учитель-логопед МДОУ №21 Детский сад Белоснежка,
город Березовский (Кемеровская обл.)

Динамические паузы на уроках в школе как фактор сохранения здоровья ребенка Текст научной статьи по специальности « Науки о здоровье»

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Руднева Е.П.

Текст научной работы на тему «Динамические паузы на уроках в школе как фактор сохранения здоровья ребенка»

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ НА УРОКАХ В ШКОЛЕ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА31

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №246 Приморского района Санкт-Петербурга,

Обучение в школе – серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте за компьютером дома, в школе на уроках, на переменах многим школьникам снова хочется остаться в классе или присесть в холле школы за книгой или планшетом. В следствие этого у них возникает гиподинамия, и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения возрастает необходимость воспринимать и осмысливать все больший объем информации, и как следствие организм школьника испытывает постоянное перенапряжение. Все это создает предпосылки для развития у детей отклонений в состоянии здоровья – нарушения осанки, зрения, появляется усталость находящихся в статическом напряжении мышц работающей кисти руки, мышц спины, повышения артериального давления, накопления избыточного веса, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечнососудистой системы и органов дыхания, нарушения обмена веществ. Если ученикам не предоставить небольшой отдых вовремя урока, то они не смогут быстро переключиться на другой вид работы. В этой ситуации все чаще приходится задумываться, как мы – учителя в школе, можем повлиять на сохранение здоровья ученика. Небольшая двигательная нагрузка, включение двигательных пауз в школьные занятия предупреждает развитие переутомления. Динамические паузы на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень

31 E.P. Rudneva, Dynamic pause for lessons in school as a factor in the conservation of the child health, State budget educational institution of secondary school Primorsky district of St. Petersburg, Russia

учащихся, снимают статические нагрузки. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся [1]. Чтобы улучшить самочувствие ребенка во время урока я стараюсь проводить физкультминутки спустя 18-20 минут от начала урока, так как к этому времени организм ученика успевает устать от темпа урока, от количества получаемой информации, от однотипного положения тела, от большой нагрузки на зрительный аппарат. До 70% работы на уроке русского языка уходит на письменный вид работы и только порядка 30 % – на разговорный [2]. На практике я использую физкультминутки разных видов, например:

1. Физкультминутки для школьников на уроках, требующих письма.

2. Физкультминутки общего воздействия для разных групп мышц.

3. Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения.

4. Упражнения для шейного отдела позвоночника.

5. Физкультминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

6. Физкультминутки для нормализации осанки.

7. Комплекс упражнений гимнастики для глаз.

Физкультминутки сопровождаю эмоциональным чтением стихотворных текстов, для кисти рук: Этот пальчик – в лес пошёл, Этот пальчик – гриб нашёл, Этот пальчик – чистить стал, Этот пальчик – жарить стал, Этот пальчик – ел, ел и потолстел [3].

Ребятам нравятся физкультминутки и для разговорного аппарата, не зависимо от его нагрузки на уроке. Я применяю такой вид работы не только в середине урока, но и во время объяснения нового материала – написание предложения с пунктуационными орфограммами и орфограммами в словах. Вставив недостающие орфограммы ученики, соревнуясь между собой, по рядам проговаривают скороговорки, тем самым повторяем роды и жанры литературы – наблюдаем межпредметную связь. Одновременно развивается у ребят правильная громкая речь, дикция, скорость произношения, чувство коллективизма. Проверяем орфографическую грамотность в словах, используя элементы физкультминутки для рук (например, хлопаем в ладоши при согласии

с выбором орфограммы). В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей повышается [2]. Ребята с радостью откликаются на такие физкультминутки. Важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир доброты, красоты, юмора.

1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2011.

2. Ковалько В.И. “Школа физминуток”. – М.:ВАКО, 2009

3. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)./Авт.-сост. Никитина А.В. – СПб.: КАРО, 2009.

Ключевые слова: динамическая пауза, здоровье школьника. Keywords: dynamic pause, the health of schoolchildren.

Сидорова Н.А., Савушкин А.А., Кузьмина Е.А. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ

ЧЕЛОВЕКА» В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ32

Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск,

Россия, vanlis@petrsu. ru

Кроме информации о состоянии окружающей среды и ее действии на здоровье человека, к экологической информации в соответствии с положениями Орхусской конвенции относятся сведения о всех факторах, деятельности, мероприятиях, административных мерах, которые влияют или могут повлиять на окружающую среду и способны оказать воздействие на человека. В процессе образования возникают различные здоровьесберегающие технологии, направленные на обучение ребенка здоровью. При этом, используются идеи

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: