Диагностическая карта и приложение к обследованию речевого развития детей младшего возраста

Карта диагностического обследования речи детей 2-3 лет

По словесной инструкции логопеда:

  • Показать предметы: стол, яблоко, кукла, чашка.
  • Части предмета: ножка стола, рука, нога, глазки, ручка чашки.
  • Понимание обобщающих слов

Выбирать картинки по темам: игрушки, посуда, одежда.

  • Понимание действий.

Показать, где девочка: играет, спит, рисует, ест.

  • Выполнить поручения по речевой инструкции: дай куклу, покорми куклу, посади куклу.
  • Понимание форм единственного и множественного числа существительных. Показать на картинках: чашка-чашки, гриб-грибы, кукла-куклы, мяч-мячи.
  • Понимание прежложно-падежных конструкций с предлогами в, на, под.

Положи мячик в коробку. Положи мячик на стол. Положи мячик под стол.

  • Понимание существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Покажи на картинках: дом-домик, ложка-ложечка, мяч-мячик, кукла-куколка.
  • Назови существительные
Игрушки Одежда Части тела Посуда
Машина Шапка Нос Чашка
Кукла Платье Уши Ложка
Пирамида Брюки Глаза Тарелка
Мишка Юбка Рот Вилка
Мяч Шарф Волосы Нож
  • Глаголы (вопросы по картинкам)

– Покажи где ___________? (идет, стоит, сидит, рисует, пьет)

    Действия, сходные по ситуации. Инструкции —– —- —(

Вышивает, вяжет, шьет

  • Прилагательные
  • По картинкам назвать
  • Назови: большой – маленький, тонкий – толстый, длинный -короткий, веселый – грустный.

экспрессивной речи (активной)

Обследуется при наличии фразовой речи.

  1. Употребление имен существительных в И.п. единственного и множественного числа.

Стол-столы, мяч-мячи, кукла-куклы, рука-руки, шар-шары, глаз-глаза

  1. Употребление имен существительных в В.п единственного числа без предлога. Назови, что видишь на картинке.

Образец: Я вижу мяч, вижу куклу, вижу собаку, вижу дом.

  1. Употребление имен существительных в Р.п. единственного числа без предлога. Назвать по картинкам.

Это хвост кого? – лисы; это сумка кого? – мамы; это машина кого? – мальчика

  1. Согласование имен существительных с прилагательными. Назвать цвет предметов – шар какой? – красный, машина какая? – зеленая, яблоко какое? – желтое.
  2. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как назвать маленький предмет? (По картинкам.)

Стол – столик, нос – носик, дом – домик, ложка – ложечка, кукла – куколка, кровать – кроватка.

Обследуется при наличии фразовой речи:

  • перессказ рассказа;
  • составление рассказа по картинке.

Определение симптоматики и механизмов нарушений.

  1. Воспроизведение звукоподражаний. Повторить за логопедом:

кукла плачет – а-а-а…,

ребенок плачет – уа-уа-уа…,

поезд гудит – у-у-у…,

ослик кричит – иа-иа-иа…,

мышка пищит – и-и-и…,

кошка мяукает – мяу-мяу-мяу…

  1. Исследование звуко- слоговой структуры слов. (Назови по картинке.) Повтори за логопедом: дыня, самолет, петушок, велосипед.

б, п, м_____________________________________

д, т, м_____________________________________

г, х, к_____________________________________

  • Свистящие__________________________________________
  • Шипящие__________________________________________
  • Аффрикаты________________________________________

9. Анатомическое состояние артикуляционного аппарата (нужное подчеркнуть)

  1. Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы).
  2. Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов).
  3. Челюсти.
  4. Прикус (прогнатия, прогнетия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный).
  5. Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина).
  6. Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка).
  7. Язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).
  1. Состояние мимической мускулатуры:
  • Поднять брови вверх (удивиться).
  • Нахмурить брови (рассердиться).
  • Прищурить глаза.
  • Надуть щеки (толстячок).
  • Втянуть (худышка).

Отметить наличие или сглаженность носогубных складок.

  1. Состояние артикуляционной моторики. Выполнить по подражанию:
  • Губы –улыбка –трубочка.
  • Язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник».
  • Мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.

11. Состояние дыхательной и голосовой функции (нужное подчеркнуть)

  1. Громкость (нормальный, тихий, громкий).
  2. Тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хрпиплый).
  3. Атака голоса (мягкая, твердая).
  4. Модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).

Особенности динамической стороны речи (при наличии фразовой речи).

  1. Тембр (нормальный, быстрый, медленный).
  2. Ритм (нормальный, аритмия).
  3. Паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки).
  4. Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

Диагностическая карта к обследованию речевого развития детей 3-4 лет

«Обследуя — обучаем, обучая — обследуем»

Диагностическая карта и приложение к обследованию речевого развития детей 3-4 лет создана на основе современного подхода к диагностике развития детей младшего дошкольного возраста.

По данным Министерства образования РФ, за последние 10 лет увеличилось количество детей, которые по различным причинам оказываются не в состояние за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу детского сада. Они составляют 30-40% от общего числа детей дошкольного возраста, которые нуждаются в специальных формах и методах обучения.

В группу риска по всем этим показателям попадают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна. Одна из таких категорий дети с задержкой психического развития (ЗПР).

К сожалению, сегодня в медицинской карте ребенка нередко можно встретить такой диагноз. Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Явление, сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа, индивидуального подхода к каждому конкретному случаю.

Читайте также:
Конспект НОД по логопедической ритмике Музыка весны

Между тем, диагноз ЗПР настолько популярен среди врачей, что некоторые из них, основываясь на минимальном количестве информации и полагаясь на свое профессиональное чутье, с неоправданной легкостью ставят под ним свой автограф, часто не задумываясь о последствиях.

Диагноз ЗПР появляется в медицинской карте чаще всего ближе к старшему дошкольному возрасту, лет в 5-6, либо уже тогда, когда ребенок сталкивается непосредственно с проблемами в усвоении школьной программы. А ведь при своевременной и грамотно построенной коррекционно-педагогической и медицинской помощи возможно частичное и даже полное преодоление данного отклонения в развитии.

Проблема в том, что диагностирование ЗПР на ранних стадиях развития представляется довольно проблематичным. Его методы основаны в первую очередь на сравнительном анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормам. И этого факта уже вполне достаточно для того, чтобы познакомиться с проблемой ЗПР поближе.

Данная категория детей (ЗПР) нуждается в дифференцированной диагностике аномалии развития уже в раннем и дошкольном возрасте. В настоящее время доказано, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными оказывается коррекция и компенсация нарушений.

Проблема диагностики нарушений психического и познавательного развития детей отражена в трудах отечественных дефектологов: «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста», под редакцией Стребелевой Е.А.[9], Забрамной С.Д. «Задания для первичного психолого- педагогического обследования ребенка» [7], Боряковой Н.Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей» [3].

Вместе с тем нет ответов на вопросы: как проводить обследования детей младшего дошкольного возраста, какой диагностический материал целесообразно использовать, и как определять критерии оценки для выявления уровня развития ребенка. Следует отметить и тот факт, что во многих изданиях диагностического цикла имеет место перечисление отдельных тестов, заданий, которые не позволяют дать квалифицированную характеристику того или иного нарушения.

В данной работе мы представили диагностическую карту, которая включает в себя основные блоки исследования: медицинский (анкета анамнестических сведений о ребенке), педагогический, психологический и речевой (представленный в виде приложения), разработанную учителем – дефектологом и учителем – логопедом.

Анкета для сбора анамнестических данных

Заполните анкету, подчеркнув готовые варианты ответов и вписав недостающие.

(Ф.И.О. возраст родителей при рождении ребенка)

(Ф.И.О. возраст родителей при рождении ребенка)

Профессия и место работы (до рождения ребенка)_____________________________________

Наследственные заболевания родителей _____________________________________________

Наличие у родителей нервно – психических, хронических соматических заболеваний до рождения ребенка ________________________________________________________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников ___________________________

Которые по счету роды____________________________________________________________

От которой по счету беременности ребенок __________________________________________

Ребенок родился на ______________________________________ неделе беременности (в N =40)

Масса тела при рождении ____________________ Рост при рождении ____________________

Протекание беременности (токсикоз – 1-я половина, 2-я половина беременности, падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции (грипп, ОРВИ), психотравмирующие ситуации, угроза выкидыша: 1-я половина, 2-я половина, прием лекарств во время беременности, физические перегрузки, высокое / низкое давление во время беременности.)________________________________________________________________

Протекание родов: роды продолжались __________________ часов:

*стимуляция родов (механическая, химическая, электростимуляция)_____________________

* роды стремительные (≈ 3 часа), досрочные, срочные, обезвоженные, кесарево сечение_____

*обвитие пуповиной, ягодичное предлежание_______________________________________

Когда закричал ребенок: (сразу; после шлепка; после реанимационных мероприятий).

Характер первого крика новорожденного: громкий; пронзительный; хриплый; слабый; не кричал

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ____________________________________________

Несовместимость по резус – фактору (отрицательный, положительный, совместимый)

Кормление ребенка грудью: ребенка принесли кормить на ___ ________день:

(сосал активно; кормили сцеженным молоком; не хватало молока; сосал очень лениво; «покусывал грудь»; сосал только через молокоотсос; быстро уставал и засыпал; отсасывал молоко у соска; отказывался брать грудь; требовал бутылочку с соской)__________________

При кормлении наблюдались: частые срыгивания; поперхивания; захлебывания; вытекание молока через нос; привычные рвоты_______________________________________________

Грудное вскармливание до ________ мес.; смешанное с _______ мес.; искусственное вскармливание с _______ мес.

Раннее развитие

Когда стал держать голову_________________________________________________________

Когда стал сидеть ________________________________________________________________

Когда стал ходить ________________________________ _______________________________

Когда появились первые зубы ______________________________________________________

Раннее речевое развитие

Гуление __________________________________________________________(2м., 3м.,4м.,5м.)

Лепет ___________________________________________________________(6м., 7м., 8м.,9м.)

Характер лепета ______________________________________________________________

Первые слова _________________________________________________(1г., 1г.2м., 1г.5м,2г.)

Первые фразы ______________________________________________________(2г., 2г.6м., 3г.)

Перенесенные заболевания

( тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)

До года ______________________________________________________________________

До 3 лет _____________________________________________________________________

после 3 лет ____________________________________________________________________

Данные о нервно – психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время ( в соответствии с данными медицинской карты).

Отношение к ребенку в семье и характер воспитания дома (ограничивают ли родители речевое общение ребенка или, наоборот, стимулировали его)

Занимались ли с логопедом, дефектологом с какого возраста ___________________________

Результаты коррекционной работы ________________________________________________

Вся предоставленная информация будет строго конфиденциальна.

Спасибо за помощь!

Карта

обследования дефектологом ребенка, поступившего

в учреждение компенсирующего вида

(младшая группа с 3-4 лет)

Фамилия, имя, отчество____________________________________________________

Читайте также:
Конспект интегрированного занятия: Предметы туалета

Развитие состояния моторных функций

ІІ. Общая моторика

ІІІ. Тонкая моторика.

Особенности речевого развития

ІV. Речевое развитие

Развитие элементарных математических представлений

V. Сенсорное развитие.

VI. Пространственно- временные представления.

Особенности психических процессов

VІІІ. Особенности внимания.

IX. Особенности памяти.

Особенности эмоционально – волевой сферы

X. Особенности поведения ребенка во время обследования.

Заключение учителя-дефектолога по результатам обследования

1 балл — ребенок не принимает и не понимает условия задания.

2 балла — ребенок принимает задание, но условия задания не понимает, ответы носят неадекватный характер, в условиях обучения отвечает адекватно, но после обучения самостоятельно с заданием не справляется.

3 балла — ребенок принимает и понимает условия задания, самостоятельно задания выполняет только после обучения.

4 балла — ребенок понимает и принимает условия задания, самостоятельно справляется с его выполнением.

Результаты психолого – педагогического обследования детей

Первая группа (9-12 баллов) составляют дети которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, действуют неадекватно. Показатель детей этой группы свидетельствуют о не благополучии в их интеллектуальном развитии.

Вторая группа (13 – 20 баллов) входят дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного результата, для них характерны, оказываются хаотичные действия, а в дальнейшем – отказ от выполнения задания. Задания по подражанию и после обучения самостоятельно выполнить не могут. При этом они безразличны к результатам своей деятельности.

Третья группа (21-29 баллов) составляют дети, которые заинтересованы сотрудничать со взрослыми. Они сразу же принимают задание, принимают его условия и стремятся к выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.

Четвертая группа (30-36 баллов) составляют дети, у которых отмечается интерес к познавательным задачам. При их выполнении они пользуются в основном зрительной ориентировкой. У них отмечается стойкий интерес к продуктивным видами деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Они достигают хорошего уровня познавательного развития.

Приложение к карте обследования речевого развития ребенка

с задержкой психического развития

в младшей группе (3-4 лет)

Ф.И. ребенка_______________________________________________

Направление исследования

баллы

Инструкция: «Покажи, где (кукла, стол, стул )

части тела (на себе, на кукле): голова, ноги, руки____________

части машины кабина, колеса, кузов, руль:__________________

части дома крыша, окно, дверь ___________________________

б). Понимание обобщающих слов:

Инструкция: «Выбери картинку, где»:

игрушки ( кубики, мишка, пирамидка, кукла, мяч, машинка, )____

в). Понимание действий:

Инструкция: «Покажи, где девочка спит, играет, ест, рисует, гуляет, пьет».

Выполнить поручения по речевой инструкции:

шар — шары мяч — мячи

дом – домик стол — столик

– Назови каждый предмет, нарисованный на картинке (по темам):

Инструкция: Назови, какого цвета:

шар – красный________ машина – красная______

стол – столик нос — ________________

дом — ______________ ложка -_______________

У кошки – котенок__________у лисы — ______________

стол – стул папа – баба

точка – дочка косы – козы

– с помощью взрослого

Исследование звукопроизношения

Звуки

Характер произношения звуков

При составлении схемы обследования мы руководствовались рекомендациями выше указанных авторов. Приемы обследования нами использованы и адаптированы с учетом цели исследования и контингента обследованных детей. Изучая познавательное и речевое развитие детей, учитывали его развитие в онтогенезе в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями [8].

Новизна предлагаемого диагностического инструментария в том, что он рассчитан на комплексный подход к изучению личности ребенка с ЗПР. Диагностическое пособие включает в себя подробные рекомендации, и шкалу количественной оценки разработанная ведущими специалистами коррекционной педагогики Е.А. Стребелевой, С.Д. Забрамной. Представленная разработка помогает определить уровень развития детей младшего дошкольного возраста и спланировать первую ступень индивидуального маршрута развития.

Практическая ценность заключается в том, что представленные диагностические материалы соответствуют мотивации обследования и практическому использованию в сфере образования. Диагностическое пособие не требует дополнительной информации, в нем сосредоточен материал, позволяющий изучить уровень познавательного развития детей дошкольного возраста 3-4 лет и определить основные параметры познавательного развития ребенка: принятия задания, способ его решения, обучения во время мониторинга, отношения к результату своей деятельности.

Разносторонность мониторинга познавательного развития детей младшего дошкольного возраста позволяет обнаружить отклонения и определить стратегию коррекционного воздействия в полном объеме на данный период дошкольного возраста.

Список используемой и рекомендуемой литературы:

1. Архипова Е.Ф. Скрининговая методика обследования психо-моторного развития детей // Логопед. – 2005.
2. Борякова Н.Ю. К проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического и речевого развития. // Коррекционная педагогика. – 2004. — №6.
3. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 1999.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский. – М. Лабиринт – 1996.
5. Дробинская А.О. Ребёнок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. –М: Школьная пресса, 2005
6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб, методических рекомендаций / Под ред. Балобанова В.П. и др.. – СПб.: Детство Пресс, 2001.
7. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.
8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010.
9. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Под. ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2009.

Читайте также:
Мобильный дидактический фартук Игралочка

Салахиева Елена Анатольевна,
учитель-логопед
МДОУ Детский сад №404 комбинированного вида
Ленинского района, города Перми

Шарипова Алия Тимирхановна,
учитель-дефектолог
МДОУ Детский сад №37 компенсирующего вида,
город Березники, Пермский край

Карта обследования ребенка с 3–4 лет. Методическое пособие в помощь логопедам ДОУ

Ольга Бардюг
Карта обследования ребенка с 3–4 лет. Методическое пособие в помощь логопедам ДОУ

Карта обследования ребенка (с 3–4 лет младшая группа)

Год рождения ___

Откуда прибыл ___

Взят на учет ___

Домашний адрес ___

Мама (Ф. И.) ___

(где и кем работает) ___

Папа (Ф. И.) ___

(где и кем работает) ___

Беременность___ Протекание беременности ___ Роды ___ Протекание родов ___

Раннее физическое развитие:

Голову держит (1,5м.)___Сидит (6 м.)___ Ползает (6-7 м.)___Стоит (10- 11 м.) ___

Ходит (11-12 м.)___ Перес заболевания ___

Раннее речевое развитие

Гуление (2 м.)___ Лепет (4-6 м.) ___ Слова (к 1 г.)___ Фраза (1,5- 2 г.) ___

Прерывалось ли речевое развитие ребенка (причина) ___

Зрение ___ Слух ___

Как тебя зовут? ___ Сколько тебе лет? ___ Ты мальчик или девочка?___

Как зовут маму?___ Где мама работает?___

Как зовут папу? ___ Где папа работает? ___

Где ты живешь? ___ С кем ты живешь?___

2. Поведение и эмоциональная сфера.

Сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм

Характер игровой деятельности:

(Манипуляция с предметами, игры с воображенными предметами, сюжетные игры)

3. Обследование неречевых психических функций.

Слуховое восприятие: (контрастное звучание 2-х игрушек)

Молоточек – дудочка ___ Колокольчик – свисток ___

Зрительное восприятие: величина (большой – маленький)

Большой мяч___ маленький мячик ______ Большой дом___ маленький домик___

Цвета (покажи)

Красный ___ Синий ___

Зеленый ___ Желтый ___

Геометрические формы (покажи)

Разрезные картинки из 2-х частей по образцу

Юла___ Платье___ Чашка___

4.Анатомическое строение артикуляционного аппарата:

– Губы- (толстые, тонкие, расщелина, шрам)

– Зубы- (мелкие, редкие, кривые, отсутствуют)

– Прикус- (нормальный, прогения, прогнотия)

– Твердое небо- (высокое, готическое, плоское)

– язык- (массивный, маленький, короткий)

– уздечка- (нормальная, короткая, укороченная)

-Подвижность- (медленный, умеренный, быстрый)

5. Обследованиефонематической стороны речи: (повторить)

Кукла плачет- А-А-А

Мышка пищит- И-И-И

Ребенок плачет- УА-УА-УА

Заблудились в лесу- АУ-АУ-АУ

Поезд гудит- У- У- У

Ослик кричит- ИА-ИА-ИА

Как голос подает?

А) Обследование звуко- слоговой структуры слов: (повторить)

Дом___ Вода ___ Бананы___ Кот___ Панама ___ Шар___

Вагоны ___ Снег___Дома___

Б) Обследование фонематической стороны речи (покажи)

Стол___ стул___ Папа___ баба___

Коса___ коза___ Киска___ миска___

6. Обследование понимания речи (покажи предметы, части)

Голова___ Руки ___ Ноги ___ Глаза___ Нос___ Рот___ Волосы ___

Ручка___ Крышка___ Носик___

Спинка ___ Сиденье ___Ножки ___

Понимание обобщающих слов (выбрать картинки по темам)

Игрушки ___ Посуда ___ Одежда ___

Понимание действий (покажи где)

Девочка спит___ Рисует___ Играет ___ Ест___ Моет___ Стоит___

Понимание форм единственного и множественного числа существительных

Мяч- мячи___ Машинка- машинки___ Кукла- куклы___ Кубик- кубики___

Понимание предложно- падежных конструкций (из, на, в)

Положи мяч в корзин___ Мяч на стол___ Достань из коробки мяч___

Понимание у/ласкательного суффикса существительных:

Дом___ домик___ Кукла___ куколка___ Машина___ машинка___ Мяч___ мячик___

7. Обследование экспрессивной речи:

Есть, отсутствует, лепетная, отдельными словами, фразовая)

Существительные (назвать 3-4 картинки по теме)

Глаголы (назвать действия по картинкам)

Моет посуду___ Спит ___ Бежит___ Ест___ Сидит___ Играет___

Словарь признаков (назвать признаки)

Помидор какой?- красный___ Шарик какой? синий___

Лимон какой? – желтый___ Огурец какой?- зеленый___

Мяч какой?- большой___ Мячик какой?- маленький___

Форма: (покажи такой же) ___ ___ ___

Арбуз какой? – сладкий___ Лимон какой?- кислый___

Именительный падеж единственное и множественное число (назвать)

Машина___ машинки___ Шар___ шары___ Кукла___ куклы___ Мяч___ мячи___

Читайте также:
Логопедическое занятие: Работа по содержанию сказки По щучьему велению

Винительный падеж единственное число (вижу кого)

Вижу мяч___ куклу___ машинку___ дом___ собаку___ стул___ Согласование прилагательных с существительным

Флажок какой? – красный___ Автобус какой?- синий___

Роза какая? – красная___ Сумка какая? – синяя___

Предложно- падежные конструкции

Мяч у мальчика___ Волк в клетке___ Котенок на окне___ Щенок под стулом ___

Существительные с у/ласкательным суффиксом (назови маленький предмет)

Машинка___ Мячик___ Домик___ Куколка___ Шарик___

9. Обследование связной речи (при наличии фразы)

«Кот лакает молоко»___

10. Заключение логопеда: ___

Список использованной литературы

1. Филичева Т. Б. «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста». Москва. «Просвещение». 1999.

2. К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях». Москва. «Просвещение». 1986г.

3. Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова «Раннее детство: познавательное развитие». Москва. «Мозаика-синтез». 2000.

Анкета для родителей при поступлении ребенка в детский сад Анкета Для родителей при поступлении ребенка в д/с Часть 1: 1. Ребёнок: А) фамилия, имя: ___ Б) сколько лет,.

Анкета для родителей «Давайте познакомимся» Мы рады видеть вас и вашего ребенка в нашем детском саду. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Давайте познакомимся.

Карта диагностического обследования речи детей 2-3 лет.

Карта диагностического обследования речи детей 2-3 лет

Ф.И. ребенка_____________________________________________________________

Дата рождения___________________________________________________________

Дата заполнения речевой карты_________________________________________________________

Решение ПМПК от_________ протокол №________ принят на срок___________________________

Решением ПМПК от ________ протокол №________ продлен срок пребывания в логопедической группе, на срок _______ Заключение ПМПК_______________________________________________

– Сведения о родителях (законных представителях):

Наличие речевой патологии в семье______________________________________________________

Возраст матери во время беременности_____ беременность по счёту________

Как протекала беременность (нормально, тошнота, рвота, повышение АД, ОРЗ, ОРВИ, краснуха, грипп, прием лекарств, психическая травма, профессиональные вредности, ушибы плода, курение, прием алкоголя) ______________________________________________________________________

Роды по счёту____________ роды были (в срок, преждевременные, стремительные, затяжные, переношенные) _______________________________________________________________________

Вес при рождении ____________были применены стимуляция, выдавливание, наложение щипцов, кесарево сечение, поворот за ножку______________________________________________________

Асфиксия (цвет ребёнка при рождении бордовый, синий, белый) _____________________________

Ребенок родился доношенный, недоношенный, переношенный_______________________________

Закричал сразу или нет __________________были ли судороги_______________________________

Особенности при рождении (родовая травма, гематома на голове, обвитие пуповиной вокруг шеи, предлежание ягодичное, головное) ______________________________________________________

Оценка по шкале Апгар________________________________________________________________

Первый год жизни

Грудное вскармливание в течении ___мес., частые срыгивания_______________________________

Перенесённые заболевания до года_______________________________________________________

Ушибы, травмы головы________________________________________________________________

Отмечались ли судороги (указать возраст, частота, при каких обстоятельствах) _____________________________________________________________________________________

Голову держит с ________________________________________________________ (в N с 1,5 мес.)

Сидит самостоятельно_____________________________________________________ (в N с 6 мес.)

Ползает ________________________________________________________________ (в N с 6-7 мес.)

Ходит __________________________________________________________________ (в N с 1 года)

Первые зубы появились в ________________________________________________ (в N в 6-8 мес.)

Количество зубов к году ___________________________________________________ (в N 8 зубов)

– Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты)

Гуление ___________________________________________________________________(в N 2 мес.)

Лепет ______________________________________________________________( в N от 4 до 6 мес.)

Первые слова __________________________________________________________(в N около года)

Первые фразы ______________________________________________________ ( в N от 1,5 до 2 лет)

Общая активность на первом году жизни (подвижный, любознательный, заторможенный, спокойный – любит сам заниматься игрушками, беспокойный – требует постоянного внимания взрослых) ___________________________________________________________________________

Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине) ______________________________________

Стимулировалось ли речевое развитие____________________________________________________

Использование жестов (замена речи, дополнение речи) _____________________________________

Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.) ____________________

1. Поведение и эмоциональная сфера.

Сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм

Характер игровой деятельности :

(Манипуляция с предметами, игры с воображенными предметами, сюжетные игры)

2. Анатомическое состояние артикуляционного аппарата (нужное подчеркнуть)

1. Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы).

2. Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов).

4. Прикус (прогнатия, прогнетия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный).

5. Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина).

6. Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка).

7. Язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).

3. Состояние речевой моторики

1. Состояние мимической мускулатуры:

  • Поднять брови вверх (удивиться)._______________________________________
  • Нахмурить брови (рассердиться)._______________________________________
  • Прищурить глаза.____________________________________________________
  • Надуть щеки (толстячок).____________________________________________
  • Втянуть (худышка)._________________________________________________

Отметить наличие или сглаженность носогубных складок.

2. Состояние артикуляционной моторики. Выполнить по подражанию:

  • Губы –улыбка –трубочка.__________________________________
  • Язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»._________________________
  • Мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.____________________________

4 . Обследование неречевых психических функций.

Слуховое восприятие : (контрастное звучание 2-х игрушек)

Молоточек – дудочка ___________ Колокольчик – свисток ________________

Зрительное восприятие : величина (большой – маленький)

Большой мяч___________ маленький мячик _________

Большой дом__________ маленький домик_____________

Цвета (покажи)

Красный ________________ Синий ________________________

Зеленый _________________ Желтый ________________________

Геометрические формы (покажи)

Круг_________, квадрат__________, треугольник_________, прямоугольник_________

Разрезные картинки из 2-х частей по образцу

Юла_________________ Платье_________________ Чашка____________________

Читайте также:
Интегрированный урок логоритмики и ручного труда для детей младшего школьного возраста с ТНР

5. Исследование пассивного словаря.

По словесной инструкции логопеда:

  • Показать предметы:
  • стол, яблоко, кукла, чашка.__________________________________________
  • Части предмета:
  • ножка стола, рука, нога, глазки, ручка чашки.___________________________
  • Понимание обобщающих слов

Выбирать картинки по темам:

  • Понимание действий.

Показать, где девочка:

  • Выполнить поручения по речевой инструкции:
  • дай куклу____________________________,
  • покорми куклу_______________________,
  • посади куклу.__________________________

6. Исследование грамматического строя импрессивной речи (в пассиве)

  • Понимание форм единственного и множественного числа существительных. Показать на картинках:
  • чашка-чашки____________________,
  • гриб-грибы_______________________,
  • кукла-куклы_____________________,
  • мяч-мячи_________________________.
  • Понимание прежложно-падежных конструкций с предлогами в, на, под.

Положи мячик в коробку. Положи мячик на стол. Положи мячик под стол.

  • Понимание существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Покажи на картинках:
  • дом-домик____________________________,
  • ложка-ложечка__________________________,
  • мяч-мячик______________________________,
  • кукла-куколка__________________________________.

7. Состояние словарного запаса (эксперессивная речь)

Диагностика речевого развития детей раннего возраста в игровой деятельности
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Методика диагностики речевого развитя детей раннего возраста. Анализ и обработка полученных данных.

Скачать:

Вложение Размер
diagnostika_rechevogo_razvitiya.docx 118.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад №10 «Улыбка»

ТЕМА: «ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Воспитатель второй квалификационной категории:

Сытникова Ирина Анатольевна

1. Общие положения. Рекомендации по процедуре.

2. Методика оценки результатов диагностического обследования

3. Используемые материалы и картинки

3.1. Формирование словаря

3.2. Грамматический строй речи

3.3. Звуковая культура речи

5. Диагностика речевого и игрового развития детей (начало года)

6. Диагностика речевого и игрового развития детей (конец года)

7. Результативность работы

ТЕМА: «ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

1. Общие положения. Рекомендации по процедуре.

В раннем возрасте способности ребенка чрезвычайно велики, он легко и непринужденно усваивает огромное количество новых слов и понятий, с удовольствием учится произносить понравившиеся слова, стремится чаще использовать их в речи. Однако не стоит идеализировать способности малыша. Развитие ребенка протекает многообразно и зависит от условий, в которых ребенок растет, от различий индивидуальных генотипов и целого ряда других особенностей. Несмотря на многообразие и индивидуальные особенности психического развития детей раннего возраста существуют определенные закономерности их речевого развития. Знание этих закономерностей необходимы воспитателю для проведения диагностики в начале учебного года с целью правильного планирования работы по развитию речи и разработки дифференцированных приемов воспитания. При этом важным критерием оценки эффективности проведённой работы является сравнительная диагностика речевого развития детей в конце учебного года (проводится с тем же диагностическим материалом). Полученные данные с высокой степенью достоверности отражают развитие речи ребёнка в течение учебного года. Существуют различные критерии диагностики детской речи. В общем виде их можно сформулировать следующим образом:

  • понимание речи (пассивный словарный запас);
  • уровень активного словаря;
  • уровень речевого подражания;
  • возможности объединения слов в одном высказывании (предложении);
  • уровень звукопроизношения и состояния артикуляционного аппарата.

Наше ДОУ работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» (Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой). В соответствии с данной программой диагностическое обследование речевого развития проводится по следующим основным направлениям: формирование словаря (активного и пассивного); звуковая культура речи; грамматический строй речи; связная речь.

Диагностическое обследование речевого развития ребенка раннего возраста надо проводить в светлое время суток, желательно спустя некоторое время после завтрака или полдника. При обследовании развития речи ребенка предлагаем задания, которые помогут собрать необходимую информацию не только о развитии произносительной стороны его речи, но и составить адекватное представление о его активном и пассивном словарном запасе, уровне развития связной речи, особенностях усвоениях основных ее частей и специфике использования некоторых грамматических форм. Длительность диагностического занятия сугубо индивидуальна, зависит от психофизического состояния ребёнка, его личностных особенностей и поведения в ситуации обследования. Оптимальная длительность диагностического занятия с ребенком раннего возраста составляет 10—15 минут. Превышать это время не рекомендуется, даже если создаётся впечатление, что ребенок по-прежнему заинтересован выполнением текущих заданий и не испытывает усталости после предыдущих. Необходимо помнить, что любая перегрузка нервной системы ребенка может привести к нежелательным последствиям для его организма (иногда – отставленным по времени). Поэтому очень важно оптимизировать короткие промежутки времени проведения диагностических занятий, чтобы составить максимально полное представление о развитии речи ребенка на данном этапе. Решению этой задачи, в немалой степени, способствует правильно подобранный дидактический материал.

Для проведения диагностики используется комната, где есть детский столик, на котором находятся различные предметы: матрешка, кубики, машинка, куколка, игрушечное животное (собачка, мишка, слоник или др.), а также набор картинок. Картинки содержат следующие изображения: различные предметы, растения и животные; изображения людей и животных, совершающих определенные действия (поступки); изображения знакомых ребенку предметов и явлений, наделённых рядом характерных внешних признаков; изображения одного персонажа в разных пространственных положениях. Также при диагностике используются картинки для сравнения предметов (или действий) между собой и изображения, используемые для составления ребёнком несложного связного описания по рисунку.

2. Методика оценки результатов диагностического обследования

Для оценки полученных в процессе диагностики речевого развития результатов мы используем следующую методику: ребёнок получает пять однотипных заданий, составленных на основе программных требований по различным направлениям речевого развития. Результаты выполнения каждого из диагностических заданий по формированию словаря и грамматическому строю речи оцениваем по четырёх бальной шкале:

  • 3 балла – высокий уровень (5 выполненных заданий из 5);
  • 2 балла – средний уровень (3-4 из 5);
  • 1 балл – низкий уровень (1-2 из 5);
  • 0 баллов – по данному направлению не аттестован (0 выполненных заданий из 5).

Полученные данные заносятся в специально составленные диагностические таблицы с целью последующего анализа.

Данное диагностическое обследование проводится в начале и в конце учебного года на одном и том же дидактическом материале для объективной оценки динамики речевого развития детей.

При диагностике звуковой культуры речи система баллов не используется. В диагностической таблице для каждого ребёнка делаются отметки по проблемным (или непроизносимым) звукам.

При диагностическом обследовании связной речи использовалась четырёхбальная шкала, аналогичная приведённой выше. При этом для оценки умения ребёнка отвечать на вопросы использовалась те же критерии оценок. Способность детей связно рассказывать (о предмете, картинке, событии из личного опыта) оценивалась следующим образом:

  • 3 балла – высокий уровень (Ребёнок использовал в рассказе как простые, так и сложные предложения. Инициативен и активен в общении, для связного рассказа требуется минимальная помощь взрослого.);
  • 2 балла – (Ребёнок использовал в рассказе преимущественно простые предложения или отдельные слова. Рассказ фрагментарен, для его поддержания требовались наводящие вопросы. Общение несколько затруднено недостаточной развитостью речевых форм.);
  • 1 балл – (Ребёнок затруднялся в оформлении предложений, помогал себе жестами, словами-заменителями. Связный пересказ отсутствует. В общение по своей инициативе не вступает.);
  • 0 баллов – по данному направлению не аттестован (отказался выполнять задание).

3. Используемые материалы и картинки

3.1. Формирование словаря

  • Игрушки (матрёшка, кукла, мяч, пирамидка, мишка).
  • Предметы личной гигиены (полотенце, зубная щётка, расчёска, горшок, мыло).
  • Овощи (огурец, капуста, лук, помидор, морковка).
  • Фрукты (яблоко, груша, банан, виноград, вишня).
  • Одежда и обувь (платье, брюки (штаны), носки, трусы, сапоги).
  • Домашние животные (собака, кошка, лошадка, корова, свинья).
  • Посуда (тарелка, ложка, кружка, вилка, чайник).
  • Мебель и спальные принадлежности (одеяло, подушка, кровать, стол, стул).
  • Трудовые действия (поливать, гладить, стирать, лечить, копать).
  • Действия, противоположные по значению (брать – класть, открывать – закрывать, снимать – надевать, застёгивать – расстёгивать, ложиться – вставать).
  • Эмоциональные состояния и взаимоотношения людей (плакать, смеяться, обнять, пожалеть, подарить).

Прилагательные (сладкий, кислый, красный, большой, маленький).

Наречия (высоко, близко, далеко, медленно, холодно).

3.2. Грамматический строй речи

Единственное – множественное число (стол – столы, карандаш – карандаши, пчела – пчёлы, ведро – вёдра, платье – платья).

Уменьшительно-ласкательные формы существительных (стул – стульчик, мяч – мячик, шар – шарик, чашка – чашечка, кукла – куколка).

Употребление существительных в родительном падеже. (у кого котёнок – у кошки; чего много – капусты; чего не стало – куклы; чего много в коробке – карандашей; кого много – детей).

Согласование существительных и местоимений с глаголами (девочка стоит – девочки стоят; ты кушаешь – он кушает; я сплю – кукла спит; кукла упала – кубик упал; мальчик бежит – дети бегут).

Употребление глаголов в прошедшем и будущем времени ( мама приходила – мама придёт; мы покушали – мы будем кушать; дети поиграли – дети поиграют (будут играть); собачка убежала – собачка убежит; птичка улетела – птичка улетит).

Использование предлогов (птичка на крыше; рыбки в аквариуме; мячик закатился под стол; мальчик спрятался за дерево; карандаш упал со стола).

Употребление вопросительных слов и фраз (спроси у няни: «кто пришёл?»; «когда пойдём гулять?»; спроси у медсестры: «зачем мерить температуру?»; спроси у Оли (куклы): «почему она плачет?»; спроси у воспитателя: «что ты делаешь?»).

3.3. Звуковая культура речи

  • А – автобус, утка, машина.
  • Я – яблоко, обезьяна, ляля.
  • О – окно, яблоко, вода.
  • Ё – ёжик, матрёшка, ёлка.
  • И – иголка, мишка, сапожки.
  • Ы – рыба, мыло, лужи.
  • Е – енот, черепаха, печенье.
  • Э – мэ-э-э (как козочка), ложечка, мороженое.
  • Ю – юла, люлька, индюк.
  • У – улитка, лук, гусь.
  • М – му-у-у (как корова), мишка, камыш, морковь.
  • П – пи-пи-пи (как мышка), пальто, платье, репка.
  • Б – би-би (как машина), барабан, рыбки, коробка.
  • В – ав-ав-ав (как собачка), вилка, дерево, кровать.
  • Ф – фыр-фыр-фыр (как ёжик), фонарик, шарфик, жираф.
  • Т – тук-тук-тук (как стучат), телефон, петушок, салат.
  • Д – ду-ду-ду ( как дудочка), душ, индюк, город.
  • Н – но-но-но (как лошадка), нос, окно, таракан.
  • К – ко-ко-ко (как курочка), курочка, банка, лук.
  • Г – га-га-га (как гуси), груша, иголка, творог.
  • Х – ха-ха-ха (как смеются), хлеб, ухо, горох.
  • С (твёрд.) – с-с-с (как чайник), санки, лиса, волос.
  • С (мягк.) – синица, лось, месяц.
  • З (твёрд.) – з-з-з (как комарик), заяц, мозаика, паровоз.
  • З (мягк.) – зима, зебра, грязь, узел.

4. Связная речь

Ответы на простые вопросы (что это?; кто это?; что делает?; какой?; что везёт?).

Ответы на сложные вопросы (во что одет?; где?; когда?; куда?; кому?).

Рассказ по предмету (игрушке): матрёшка, кукла, мяч, пирамидка, мишка.

Рассказ по изображению на картинке:

  • «Кукла Оля пьёт чай»
  • «Мальчик разговаривает по телефону»
  • «Кукла Оля ложится спать»
  • «Мальчик обедает»

Рассказ о событии из личного опыта:

  • Как провели выходные (где были, что видели)?
  • Какая погода на улице (что видел)?
  • Что видели (делали) в магазине?
  • Как пришёл в детский сад?

5. Диагностика речевого и игрового развития детей (начало года)

Диагностическое обследование речевого и игрового развития детей в начале учебного года (октябрь) производилась по вышеизложенной методике и с использованием указанного ранее диагностического материала. Диагностические карты с результатами обследования речевого развития прилагаются (см. Приложения).

словарный запас (Приложение 1);

грамматический строй речи (Приложение 2);

звуковая культура речи (Приложение 3);

связная речь (Приложение 4) .

подвижные игры (Приложение 5);

сюжетно-ролевые игры (Приложение 6);

театрализованные игры (Приложение 7);

дидактические игры (Приложение 8).

6. Диагностика речевого и игрового развития детей (конец года)

Диагностическое обследование речевого и игрового развития детей в конце учебного года (апрель) производилась по той же методике и с использованием того же диагностического материала, что и в начале года (октябрь). Это позволило провести сравнительный анализ уровня развития детей. Диагностические карты с результатами обследования прилагаются (см. Приложения).

словарный запас (Приложение 9);

грамматический строй речи (Приложение 10);

звуковая культура речи (Приложение 11);

связная речь (Приложение 12).

подвижные игры (Приложение 5);

сюжетно-ролевые игры (Приложение 6);

театрализованные игры (Приложение 7);

дидактические игры (Приложение 8).

7. Результативность работы

Эффективность проделанной за учебный год работы оценивалась помощью сравнительного анализа данных диагностики на начало и конец года. Использование одних и тех же методик и материалов позволило получить объективные данные, наглядно характеризующие развитие речи и игровой деятельности детей в течение учебного года.

Диаграммы, отражающие результативность проделанной работы в развёрнутой форме (по основным программным направлениям развития речи и игровой деятельности) прилагаются (см. Приложения).

словарный запас (Приложение);

связная речь (Приложение);

грамматический строй речи (Приложение).

Результативность (относительное улучшение за год):

словарный запас (Приложение);

связная речь (Приложение);

грамматический строй речи (Приложение).

подвижные игры (Приложение);

сюжетно-ролевые игры (Приложение);

театрализованные игры (Приложение);

дидактические игры (Приложение).

Результативность (относительное улучшение за год):

подвижные игры (Приложение);

сюжетно-ролевые игры (Приложение);

театрализованные игры (Приложение );

дидактические игры (Приложение ).

В целом, можно отметить, что игровая активность детей с октября по апрель возросла в среднем на 50%. При этом улучшение по основным программным направлениям игровой деятельности следующее:

  • в подвижных играх рост игровой активности составил 41%;
  • в сюжетно-ролевых играх – 49%;
  • театрализованные игры – 47%;
  • в дидактических играх – 64%.

Речевая активность детей первой младшей группы с октября по апрель возросла в среднем на 33%. При этом улучшение по основным программным направлениям речевого развития составило:

  • формирование словаря – 22%;
  • грамматический строй речи – 35%;
  • связная речь – 43%.

Полученные данные позволили сделать вывод, что правильно построенная игровая деятельность значительно способствует речевому развитию детей раннего возраста.

Методические рекомендации к проведению логопедического обследования речи неговорящих детей 3-4 лет

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Среди детей, страдающих моторной алалией, значительную часть составляют дошкольники, имеющие I уровень речевого развития. При относительно сформированной импрессивной речи (понимании слов и отношений между ними) их собственная (экспрессивная) речь состоит из односложных звуковых комплексов, лепетных и аморфных слов-корней и звукоподражаний. Основной задачей начальных этапов логопедической коррекции является создание стимулов, «пусковых механизмов», которые должны обеспечить развитие речи детей, страдающих алалией, и усвоение ими языковой системы в целом.

Неговорящие трехлетние дети представляют собой разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу. В логопедической практике неговорящий ребенок, как правило, это либо ребенок с алалией, либо с тяжелой степенью дизартрии, тугоухостью, олигофренией или ранним детским аутизмом. Учителю-логопеду не всегда удается сразу выявить причину, из-за которой задерживается появление речи. В пользу речевого дефекта, имеющего органический характер, могут свидетельствовать данные о наличии в анамнезе перинатальный патологии различного происхождения, нейроинфекций и травм головного мозга, перенесенных в раннем возрасте жизни.

Задачами логопедического обследования неговорящего ребенка 3-х лет является изучение уровня его речевого развития (учитывается уровень развития понимания речи и собственные речевые возможности ребенка), выявление характера и степени нарушения дыхания, слуха, определение особенностей внимания, целенаправленности произвольной деятельности, состояния поведенческих и двигательных реакций.

Как расположить к себе ребенка при первом знакомстве? Успех общения во многом определяется доброжелательным, уравновешенным, спокойным отношением педагога и его профессиональным интересом, желание узнать, каков он, этот новый малыш? Лучше сразу же обращаться к нему по имени и назвать свое имя. Спокойный тон, доброжелательная улыбка, искреннее отношение, помогают с первых минут расположить ребенка к себе, снять страх и напряжение. Начинать обследование лучше с организации невербальных форм деятельности. Можно предложить ребенку игры «Разрезные картинки», «Собери пирамидку», «Спрячь мышку от кошки» и т.п.

Дети 3-4 лет с грубым недоразвитием речи имеют крайне ограниченный активный словарный запас, основными средствами общения у них становятся жестовые знаки, мимика, интонация и лепетные формы слов. Вместо целых слов произносят лишь ударные слоги. Характерным для данной категории детей является наличие «универсальных слов», заменяющих слова, близкие по звучанию или значению. Навыки словообразования и словоизменения либо отсутствуют полностью, либо представлены весьма незначительно. Фразовая речь характеризуется более поздним сроком формирования и аграмматичностью своей структуры. Последнее время специалистами в дошкольной логопедии отмечается тенденция к росту неговорящих детей в возрасте 3-4 лет, речь которых может изобиловать так называемыми диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке. Характерной чертой является возможность многоцелевого использования освоенных детьми средств языка: звукоподражаний, слов, сочетаний звуков, заменяющих существительные, глаголы. У детей данной категории речь малопонятна окружающим, имеет жесткую ситуативную привязанность.

Основная цель логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах:

– развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона.

Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребенка.

Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми на начальном этапе:

1. Стимуляция речевой и психической активности.

2.Развитие эмоционального общения со взрослым.

3.Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников.

4.Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т. д.

5.Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.

6.Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение.

7.Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.

8.Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

Принципы организации и проведения логопедической работы с неговорящими детьми:

Систематичность проведения занятий.

Опора на разные модальности.

Эмоциональный фон совместной деятельности ребенка и педагога.

Опора на разные виды деятельности (смена).

Вариативность наглядного и дидактического материала.

Использование элементов соревнования.

Использование системы поощрения.

Активное привлечение внимания ребенка к артикуляции и жестикуляции педагога.

Логопедическое обследование может быть:

– первичным (перед началом коррекционной работы),

– промежуточным (на определенном этапе коррекционной работы),

– итоговым (по окончании коррекционной работы).

Логопедическое обследование проводится по 3-м основным направлениям:

Тщательное изучение условий воспитания и динамики речевого развития. Проводится на основе беседы с родителями ребенка и анализа документов – выписки невролога о речевом развитии ребенка, характеристики воспитателей, осмотр отоларинголога, окулиста.

Логопедическое обследование с подробной регистрацией вербальной и невербальной деятельности ребенка.

Анализ и педагогическая оценка результатов обследования (речевая карта).

Анамнез в речевой карте заполняется учителем-логопедом со слов мамы во время первичной индивидуальной беседы или из медицинской карты ребенка. Следует учитывать нормы раннего развития

НОРМЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ

(физического и речевого)

Удерживание головы – 1,5-3 мес. Гуление – 2-4 мес.

Умение ползать – 5-7 мес. Лепет – 5-6 мес.

Умение сидеть – 6-8 мес. Первые слова – 1 год

Умение стоять – 8-9 мес. Фраза – 1,5-2 года

Умение ходить – 10-13 мес. Связная речь – 2,5-3 года

При обследовании психических функций учитель-логопед опирается на данные психологического обследования (ответственный педагог-психолог). Исследуется характер игровой деятельности в процессе наблюдений за ребенком в группе, на прогулке, режимных моментах. Исследуя особенности зрительного восприятия, можно предложить ребенку следующие игры:

«Где большой, где маленький?»

«Назови цвет предмета»

«Посели картинку в домик» (соответствие предмет-геометрические фигуры)

При исследовании зрительно-пространственного гнозиса и праксиса можно предложить ребенку оглядеться и назвать предметы, которые находятся в комнате сверху, снизу, слева, справа, игры «Складывание разрезных картинок», «Складывание фигур из палочек».

Параметры дыхательной и голосовой функции определяются при проведении беседы с ребенком, при исследовании звукопроизношения, словаря, грамматического строя речи.

Исследование артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры:

– повторение артикуляционных упражнений, переключаемость,

– отмечаются особенности строения органов артикуляционного аппарата: губы, зубы, прикус, твердое нёбо, мягкое нёбо, язык, степень саливации.

Исследование моторики:

При исследовании состояния общей моторики ребенку предлагаются пробы: «Беги по дорожке», «Беги, иди, стой!», «Пройди по шнуру», «Лягушка», «Игра с мячом».

Для получения сведений о состоянии мелкой моторики предлагается сложить мозаику, выполнить шнуровку, застегнуть пуговицы.

В норме к 3-м годам уже формируется праксис позы пальцев и наряду с этим трехлетним детям доступно выполнение простой пробы на динамический праксис («кулак-ребро», «ладонь-кулак») при условии сопряженного предварительного выполнения каждой серии отдельно левой и правой рукой.

Исследование мимической мускулатуры:

Упражнения : – поднять брови,

– прищурить сначала правый глаз, затем левый,

Исследование фонетической стороны речи:

Можно использовать картинки-символы, обозначающие звуки, например, как плачет кукла, как пищит мышка. Повторение звука изолированно, в слогах, словах.

Исследование фонематического слуха:

Для выявления уровня развития фонематического слуха, можно использовать картинки (слова-паронимы: папа-баба, крыша-крыса), игру «Кто голос подает?».

Также в методику логопедического обследования включаются задания на выявление особенностей слухового внимания к звучащим игрушкам, зрительного восприятия. Исследование слухового внимания проводится в процессе узнавания и различения контрастного звучания 2-х игрушек (н-р, металлического колокольчика и резиновой игрушки). Педагог называет игрушки и показывает, как можно издавать звуки с их помощью, затем прячет за ширму, производит за ней звуки, ребенок должен показать, какая игрушка звучала.

Исследование словаря:

Прежде проверяется активный словарь. Если активный словарь в норме, то проверять пассивный словарь нет необходимости. Если у ребенка отмечаются трудности с активом, нужно исследовать пассив. Для исследования словаря существительных используются изображения предметов различных групп (обобщающие слова), предлагается узнать предметы по назначению. При исследовании глагольного словаря используются соответствующие картинки., предлагается называть действия по звукоподражанию. При исследовании словаря прилагательных выясняется, насколько ребенок владеет в активной и пассивной речи словами, которые обозначают цвет, форму, величину предмета и его тактильные характеристики.

Исследование грамматического строя речи:

Первоначально исследуется возможность владения грамматическими категориями в активе, а при невозможности, уже в пассиве. Исследуются навыки согласования местоимений с существительными, умение использовать предлоги (положи игрушку на коробку, спрячь в коробку, под коробку, достань из коробки) , согласовывать существительные с прилагательными и числительными, понимание существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Исследование фразовой речи:

В ходе беседы, задаются ребенку вопросы:

– Сколько тебе лет?

– С кем ты живешь?

– Как зовут маму, папу?

– Кто тебя приводит в детский сад?

– С кем ты играешь в детском саду?

– Какие твои любимые игрушки?

В ходе беседы отмечается, какими языковыми единицами владеет ребенок, какими ответами пользуется (однословными, фразовыми), насколько развернута его речь. При выявлении особенностей речевого недоразвития детей младшего дошкольного возраста в процессе беседы большое внимание уделяется их самостоятельным высказываниям, так как в данном случае снижается контроль речи.

Логопедическое заключение может быть поставлено только на основании анализа всей совокупности результатов обследования, что предполагает соотнесение уровня понимания речи ребенка с уровнем его экспрессивной речи и выполнением невербальных заданий. В дальнейшем процессе построения логопедической работы педагог должен постоянно осуществлять динамическое наблюдение за формированием у ребенка вербальных средств общения, настоятельно привлекать родителей к организации стимулирующего действия на речевое развитие ребенка.

При обследовании речевого развития неговорящих детей можно использовать следующую литературу: С.В. Батяева, В.Е. Савостьянова, В.С. Володина «Большой альбом по развитию речи», Е.В. Мазанова «Обследование речи детей 3-4 лет с ОНР. Методические указания, картинный материал и речевая карта для проведения обследования во 2-й младшей группе».

Использованные источники:

Е.В. Мазанова «Обследование речи детей 3-4 лет с ОНР. Методические указания, картинный материал и речевая карта для проведения обследования во 2-й младшей группе».

Т.В. Башинская, Т.В. Пятница «Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна».

М.И. Лынская «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий».

Логопедическое обследование дошкольника

Разделы: Логопедия

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей:

  • Устной и письменной речи
  • Особенностей процессов восприятия
  • Внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Пространственного воображения.

Логопедическое обследование включает 2 самостоятельных раздела:

  • “Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
  • “Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.

ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?

  • Диагностика (около 1 часа)
  • Консультация родителей
  • Оформление логопедического заключения
  • Обсуждение с родителями индивидуальной программы сопровождения ребенка
  • Проводится обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:

    • произносительная сторона
    • фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез)
    • словарь
    • грамматический строй речи
    • связная речь
    • артикуляционная моторика (подвижность органов речи)
    • мелкая моторика рук

    Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
    После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.

    Составляется ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, который ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПУНКТЫ:

  • Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний адрес.
  • Имена отчества родителей, кем работают, как зовут других членов семьи, проживающих совместно с ребёнком.
  • Жалобы родителей, характеристика воспитателей.
  • Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).
  • Строение органов артикуляции, подвижность их.
  • Речь: а) импрессивная (понимание речи); б) экспрессивная (владение собственной речью) — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; рассказ, пересказ.
  • Состояние вербального интеллекта.
  • ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

    При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:

    • на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.)
    • умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток)
    • состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
    • знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
    • умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего)

    При обследовании речевого развития ребенка проверяется активная и пассивная речь. Здесь необходимо выяснить:

    • понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
    • какими речевыми средствами пользуется он в общении;
    • подражает ли речи взрослого;
    • как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
    • использует ли мимику, жесты.

    ОБСЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ

  • Предметный словарь:
    • покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
    • покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
    • покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
    • покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
  • Предикативный словарь:
    • покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
    • покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит)
  • Классификация предметов:
    • назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
    • узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья – машина).
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

  • Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар);
  • единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);
  • настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал);
  • формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал – нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
  • нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
  • предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет?)
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Как зовут твою маму?
  • Как зовут твоего папу?
  • Есть ли у тебя брат, сестра?
  • Кто старше (младше)?
  • Кто еще с тобой живет?
  • Какая твоя любимая игрушка?
  • С кем ты подружился в детском саду?
  • Составление предложений по картинкам.

    Составление предложений по опорным словам.

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.

    СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.

    По результатам диагностики делается заключение о состоянии речи ребёнка. В ходе консультации знакомлю родителей с результатами обследования, отвечаю на вопросы и информирую о необходимости логопедической помощи. По показаниям предлагаю сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.

    Литература:

    • Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова “Дидактический материал по обследованию речи детей ” изд-во “АРКТИ” 2009 г.
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: