Деятельность учителя-логопеда по реализации инновационных направлений в современной системе образования

Деятельность учителя-логопеда по реализации инновационных направлений в современной системе образования

Вашему представлена презентация для выступления на методическом объединении учителей-логопедов на тему «Деятельность учителя-логопеда по реализации инновационных направлений в современной системе образования. Компьютерные технологии».

В данном материале раскрывается вопрос о понятии «педагогическая технология», как наука, исследующая рациональные пути обучения, в частности, коррекционные образовательные технологии, применяемые в соей работе логопедом. Наиболее полно освещаются неоспоримые преимущества компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии.

Презентация

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Предлагаются новые подходы, новые методы, иной педагогический менталитет.

Содержание образования обогащается:

  • новыми процессуальными умениями;
  • развитием способностей оперированием информацией;
  • творческим решением проблем науки с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно- ориентированное взаимодействие учителя с учениками.

Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские.

Таким образом, в этих условиях педагогу, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Можно сказать, что педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов и принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Перед вами, классификации образовательных технологий (СЛАЙД №5).

«Нельзя выучить педагогические технологии и стать педагогом», — сказал А.А.Леонтьев.

Поэтому, когда мы говорим о новых педагогических технологиях, нужно иметь в виду, что применять их необходимо творчески, базируясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, но одновременно ориентируясь на культурную ситуацию, с которой приходится сталкиваться педагогу, а также особенности собственной личности и личностей своих учеников.

Ученики, с которыми работают логопеды, чаще относятся к категории слабоуспевающих ребят. Часть таких детей (особенно, дети с ОНР) характеризуется определенными особенностями интеллектуальной деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием интереса и сосредоточенности при выполнении задания, неумением контролировать свои действия.

Дети не всегда могут чётко проанализировать инструкцию, спланировать свои действия в соответствии с заданием.

Поэтому, мы ведём речь о коррекционных технологиях, в частности, о собственно коррекционных технологиях. Их применение позволяет ребёнку догнать в развитии сверстников, если присутствует некоторое отставание в подготовке учащегося.

Нарушения письменной речи у детей являются распространённым речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. К ним относятся дисграфия и дислексия.

Работа учителя-логопеда определяется общими стратегическими целями и задачами школы и находится в соответствии с государственными стандартами образования.

В процессе своей деятельности логопед решает следующие задачи:

  1. Коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся.
  2. Профилактика вторичных нарушений.
  3. Развитие познавательных процессов.
  4. Создание оптимальных условий для сохранения физического и психического здоровья детей, эмоционального благополучия.
  5. Развитие адаптивности функционирования учащихся в социуме.
  6. Организация просветительской работы с учителями и родителями.
  7. Участие в инновационной и экспериментальной деятельности.

Управление инновационной и экспериментальной деятельностью в современной школе невозможно без активного использования новых информационных технологий.

Компьютерные технологии помогают наглядному оформлению диагностических исследований в виде схем, диаграмм.

Компьютерные технологии (компьютерные развивающие игры, демонстрация тематических презентаций, коррекция дисграфических ошибок с помощью текстового редактора “Word” и т.п.) представляют для логопеда дополнительный набор возможностей для совершенствования процесса коррекционного обучения детей, страдающих нарушениями письменной речи.

Можно отметить ряд успешно решаемых учителем-логопедом с помощью компьютера задач:

1. У детей дисграфиков очень часто формируется напряжение, страх письма, а также нежелание совершенствовать навыки чтения.

Занятия на компьютере частично снимают эти проблемы, не превращая занятия в бесконечный процесс письма и переписывания.

2. Использование компьютерных средств в коррекционном процессе помогает более полно реализовать активную позицию деятельности ребёнка при взаимодействии со взрослым.

3. Работа на компьютере разнообразна и привлекательна, поэтому вызывает положительный эмоциональный настрой, что является залогом успеха.

4. Компьютерное оформление наглядного материала повышает познавательную деятельность, прежде всего мышления, памяти, внимания, увеличивает скорость зрительного восприятия младших школьников. (СЛАЙДЫ №17-18)

5. При работе с компьютером, интерактивной доской включаются анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный.

6. Двигательный анализатор включается на уровне движения пальцев по клавишам, доске, что способствует развитию мелкой моторики руки ребенка.

Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик диагностики и коррекции речи, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий.

Итак, создание системы приёмов компьютерно-опосредованного воздействия позволяет:

  • повысить мотивацию;
  • обеспечить психологический комфорт на занятиях;
  • способствует развитию всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики, познавательной деятельности учащихся;
  • формирует личность ребёнка в целом.
Читайте также:
Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР - Путешествие в Букволэнд

Положительный эмоциональный фон способствует повышению показателей уровня развития детей.

Использование компьютера, а также интернета позволяют педагогу:

  • находить разнообразную информацию;
  • сокращать время на изготовление пособий, дидактического материала; эстетичность его оформления, разнообразный дизайн;
  • вариативно использовать размещаемый материал;
  • изучать педагогическую деятельность коллег и обмениваться опытом, размещать информацию на сайтах;
  • приобретать методическую литературу;
  • оформлять диагностические исследования в виде схем, диаграмм.

Таким образом, работа с компьютерными технологиями имеет свои неоспоримые преимущества и должна быть использована учителями-логопедами общеобразовательных (коррекционных) школ для успешного преодоления трудностей и нарушений в формировании устной и письменной речи.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА
статья на тему

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА

Скачать:

Вложение Размер
innovatsionnye_tehnologii_v_rabote_logopeda.docx 30.82 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА

Обобщение опыта работы

Автор: Розова София Юрьевна
учитель-логопед

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии.

Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Инновационные технологии — это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую.

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.
— Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.
— Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.
— Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ:

  • арт-терапевтические технологии;
  • современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
  • современные технологии сенсорного воспитания;
  • телесноориентированные техники;
  • Су-Джок терапия;
  • информационные технологии.

Положительные результаты приносит включение в коррекционно-развивающий процесс арттерапии (арттерапия применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.), основными функциями которой являются катарсистическая (очищающая, освобождающая от отрицательных состояний) и регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов).

  • музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);
  • кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориентированная терапия, логоритмика, психогимнастика);
  • сказкотерапия;
  • мнемотехника;
  • креативная игротерапия (песочная терапия).

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.

На занятиях использую следующие приёмы музыкотерапии:

⎫ Прослушивание музыкальных произведений.

⎫ Ритмические движения под музыку.

⎫ Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.

⎫ Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Музыкотерапевтическое направление работы способствует:

⎫ Улучшению общего состояния детей;

⎫ Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

⎫ Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;

⎫ Стимуляции речевой функции;

⎫ Нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

  • нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;
  • стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);
  • улучшение общего состояния детей;
  • улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);
  • коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;
  • стимуляции речевой функции;
  • нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);
  • формирование навыков словообразования;
  • формирование слоговой структуры слова.

Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.

Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

  • растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
  • упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
  • дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
– это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие:

  • развивают мозолистое тело,
  • повышают стрессоустойчивость,
  • улучшают мыслительную деятельность,
  • способствуют улучшению памяти и внимания.

Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и др.

Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.

Однако приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую практику. Однако становится ясно, что логопедический массаж, как одна из технологий должна занимать свое строго определенное место в ряду других логопедических техник. С одной стороны, логопедический массаж является важной составляющей в комплексной логопедической работе, с другой стороны, массаж не является панацеей при формировании звуков.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

  • массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
  • прищепочный массаж;
  • массаж орехами, каштанами;
  • массаж шестигранными карандашами;
  • массаж чётками;
  • массаж зондами, зондозаменителями;
  • массаж приборами Су-Джок терапии.
  • создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
  • совершенствование лексико-грамматических средств языка;
  • совершенствование звуковой стороны речи;
  • развитие диалогической и монологической речи;
  • эффективность игровой мотивации детской речи;
  • взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
  • сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;
  • создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
  • приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно использую в работе. Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ.

Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использую мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи , что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Мнемотехника помогает в развитии:

  • связной речи;
  • ассоциативного мышления;
  • зрительной и слуховой памяти;
  • зрительного и слухового внимания;
  • воображения;
  • ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Задачи, которые решаю на занятиях:

  • Совершенствование умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

  • совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
  • обогащению словарного запаса;
  • развитию связной речи;
  • побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
  • развитию фантазии и образного мышления.

При играх с песком:

— Снижается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения.

— Происходит обогащение игрового опыта и, как следствие, творческой активности и самостоятельности в игре.

— У детей развивается способность к симпатии; формируется умение оказывать поддержку, помощь, проявлять внимание, заботу, участие.

— Развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Дефектологу, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

Приоритетная задача применения компьютера в работе состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

На занятиях компьютер помогает провести физминутку, зарядку для глаз, провести интерактивные игры для развития фонематических процессов.

Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

Дата публикации: 09.06.2014

Статья просмотрена: 8449 раз

Библиографическое описание:

Елсакова, А. Н. Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда / А. Н. Елсакова, Н. Н. Лисовская, И. В. Соколова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 33-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5780/ (дата обращения: 18.01.2022).

В деятельности учителя-логопеда, направленной на коррекционно-развивающую работу с детьми, инновационные методы приобретают все большее значение. Эти методы, наряду с традиционными, способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Следовательно, поиски новых приемов и методик в логопедической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

Инновационные образовательные технологии соответствуют приоритетным направлениям науки, которые определяются Государством. Переходом Российского образования на позиции личностно ориентированной педагогики, предполагающей не ограничиваться формированием программных знаний, умений, навыков, а стремиться развивать индивидуальные способности ребёнка, обусловлено стремление педагогов внедрять в свою деятельность инновации.

Появилось множество статей и разработок, посвященных инновационным методам воздействия в логопедии. Авторы по — разному трактуют данное понятие применительно к образовательной сфере. Одни определяют это как метод или прием, другие как описание процесса достижения результата. Любая инновация в логопедической практике не меняет базисную организацию коррекционного воздействия, а лишь локально изменяет методическую составляющую. Существующие виды инновационных технологий:

1. Информационно-коммуникативные технологии;

2. Дистанционно образовательные технологии;

3. Психо-коррекционные технологии (арттерапия; библиотерапия);

4. Технологии с использованием нетрадиционных приемов (ароматерапия, хромотерапия и т. д.);

5. Здоровьесберегающие технологии;

В своей практической деятельности по коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи мы локально используем прежде всего здоровьесберегающие: дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз.

Особое внимание мы стали уделять психо-коррекционным технологиям, что обусловлено спецификой речевых нарушений и состоянием эмоционально-волевой сферы детей с речевой патологией. Эти нарушения, вовремя неисправленные в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими и впоследствии приводят к определенным изменениям личности, негативным образом, отражающимся на процессе дальнейшего обучения и мешая в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Наиболее адаптированной методикой для работы с детьми дошкольного возраста является один из видов библиотерапии — сказкотерапия. Привлекательность этого жанра для педагогов обусловлена универсальностью его применения, а эффективность использования — притягательностью этого жанра для детей, позволяющего в полной мере реализовать свою фантазию. Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, а игра в сказку помогает ненавязчиво донести необходимую информацию, накопить детям положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет и обогащая опыт. Сказки способствуют развитию воображения, значительно расширяют кругозор, способствуют воспитанию нравственных качеств, помогают в создании модели управления эмоционально-волевой сферы, а так же помогают нам в практическом решении задач коррекционного воздействия. Мы используем сказкотерапию во всех направлениях логопедической работы, подбирая те сюжеты и приёмы, которые оказываются наиболее эффективными при формирования и коррекции речевой деятельности. Организационно-сюжетная основа занятий может быть разнообразной, в зависимости от возможностей и желания логопеда, его готовности экспериментировать и от особенностей детей. Возможными вариантами организации занятий может быть использование сказочных сюжетов, элементов фольклора, литературных, персонажей, известных и придуманных игр, воображаемых путешествий. Не обязательно использовать общеизвестные сюжеты и темы, можно их придумывать самим и развивать по ходу занятия. Можно построить занятие на сюжете одной сказки. Например, «Три медведя», «Репка», «Приключения Муравьишки». Структура такого занятия будет включать в себя работу над общеречевыми навыками (голосовые, дыхательные, мимические упражнения), лексико-грамматическим строем речи, фонематическими функциями, связной речью, развитием слухового и зрительного внимания; параллельно решая вопросы коррекции психофизических функций. А можно «приглашать» сказочных героев на комплексное занятие для решения конкретной логопедической задачи, например, для автоматизации заданного звука. На начальном этапе логопедического воздействия, когда осуществляется работа над развитием общих речевых навыков, неречевых психических функций и мелкой моторики, удобно использовать персонажей знакомых сказок («Красная Шапочка», «Чебурашка», «Теремок»). Развитию связной речи способствует экспромт при построении сюжета занятия. Дети подсказывают действия персонажам, придумывают для них диалоги и реплики. («День рожденья Мишки», «Кошкин дом» — дети придумывают действия для каждого гостя и оречевляют их.) Сказки способствуют обогащению словарного запаса, грамотному и логичному изложению своих мыслей, помогают в освоении грамматических правил родного языка, являются хорошей тренинговой площадкой для автоматизации поставленных звуков в самостоятельной речи, способствуют умению сдерживать нежелательные эмоции или контролировать способы их проявления. Дети легко включаются во все необычное, забавное. Сказкотерапия развивает воображение детей, учит импровизации и дает волшебное умение обращаться к чудесной силе творчества для решения любых проблем, в том числе и логопедических.

Ниже мы приводим примеры сказок, которые мы используем в работе с детьми.

Сказка «Лягушонок и лисенок». В лесу, в большой луже жил-был маленький лягушонок. Он очень любил петь (дети пропевают гласные звуки или слоги по образцу или по схеме). Еще он очень любил лепить из глины. Выпрыгнет из лужи, наберет глины и лепит. Сначала лепешечки, потом катушечки, потом лодочки, потом орешки (артикуляционная гимнастика). Что ещё? (подбор слов на заданный звук или с определённой позицией заданного звука). К нему в гости часто приходили звери (игра на зрительную память). Они смотрели, смеялись, удивлялись, сердились?, боялись?, были довольны (психогимнастика) И ласково гладили лягушонка (дети правой рукой гладят левую руку соседа — сложная моторная ориентировка). Только маленький лисенок приходил, все ломал и дразнил лягушонка (повторяют слоговые цепочки). Когда лисенок повзрослел, то он пришёл к лягушонку и сказал: «Я тоже пытался лепить, но у меня не получалось. Вот я и смеялся над тобой» (чтение слогов с буквой «Х»). А лягушонок ответил: «Не огорчайся, зато ты умеешь (ответы детей …рыть глубокие норы, быстро бегать, ловко охотиться, заметать следы и т. д). Тогда лисенок сказал: «Спасибо тебе лягушонок, ты очень добрый. Давай с тобой дружить!» (совместная пальчиковая гимнастика)

Сказка «Яблоня и ежик».

Как у нас в саду зеленом растет яблоня — краса,

Стройный ствол, густая крона подпирает небеса (пальчиковая гимнастика).(По картинкам называют все части дерева).

Жил под яблонею еж, очень был собой хорош.

И на папу, и на маму этот ёжик чем похож? (рассматривают называют части тела ёжика).

Подул ветер (дыхательная гимнастика) и сорвал с яблони листочки. Яблоня обрадовалась? удивилась? огорчилась? и попросила ежика помочь ей найти свой листочек среди других листьев (образуют относительные прилагательные по картинкам, изображающим листья разных деревьев). Но яблоневого листа не нашли…чтобы порадовать яблоню, сделает его сами (поделка оригами). Красивые получились листочки! А как они замечательно шуршат на ветру (слоговой анализ слова, автоматизация «Ш»). Обрадованная яблоня подарила ёжику необычные листочки с картинками. Наш ёжик большой любитель порядка, поэтому листочки он разложил на определённые полочки (определяют место звука «Ш» в словах). Яблоня угостила ежика своими яблочками. Одно из них оказалось кислым…, другое — сладким…, внутри третьего сидел червяк…, ежик удивился…поздоровался с червячком. (психогимнастика). Осторожно положил это яблоко на траву…. Но ему хотелось найти такое же (ищут два одинаковых яблока). Собрал ёжик пары яблок, попрощался с яблонькой и поспешил угощать (ответы детей).

1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. / Логопедические игры и задания / СПб; Каро / 2002

2. Башкирова Е. Н. Библиотерапия-продуктивный метод преодоления страхов у детей / Воспитание школьников.-2011 № 7

3. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия / М; Класс / 1999

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. / Практикум по сказкотерапии / СПб; Речь / 2013

5. Коняев Ж. М. / Сказкотерапия: театрализованные игры для детей 4–7 лет / Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2003 № 10

6. Левчук Е. А. / Грамматика в сказках и историях / СПб; Детство-Пресс /2003

7. Пономарёва В. / Там, на неведомых дорожках… /М; Академ.проект /2008

8. Семенака С. И. Уроки добра / М; Аркти / 2004

Детский сад «Калинка», Волгодонск

ул. Ленина 118, тел. 22-32-82

Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ

Начиная с раннего возраста, любой ребёнок с умственными и физическими недостатками может посещать общеобразовательную дошкольную организацию. Ребёнок может получать квалифицированную помощь специалистов в различной форме и объёме, исходя из его индивидуальных особенностей. Инклюзивный подход в дошкольном образовании предусматривает изменение педагогических методов, чтобы образовательная организация могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех воспитанников, посещающих её.

Одно из правил инклюзивного образования — все педагоги и сотрудники образовательной организации, вовлечённые в процесс обучения, должны быть обучены разным стратегиям и новым педагогическим технологиям. В современных условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Основной проблемой для ДОУ, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с тяжёлыми нарушениями речи. В рамках введения ФГОС ДО, приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных моделей.

Инновационные процессы – на современном этапе развития общества затрагивает в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На сегодняшний день в арсенале коррекционных педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособностьи быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Практические методы (упражнения игры и моделирование).

Наглядные методы — формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.

Словесные методы определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

В своей работе использую инновационные технологии при работе с детьми с ОВЗ.

Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе»современной педагогики. Что мы подразумеваем под понятием «инновационные технологии»?

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Использование в логопедической практике инновационных служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в конце XX века. И относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую и служит для создания благоприятного эмоционального фона.

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно – развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем, применение инновационных здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ становится очень актуальным.

Инновационные технологии, применяемые мной в логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО. Подробно изучая новинки методической литературы, выбрала, на мой взгляд, наиболее актуальные и практичные инновационные методы, которые помогут сделать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи, эффективной и результативной.

Инновационные технологии в логопедической практике это всего лишь дополнение к общепринятым, проверенных временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания, развития мелкой моторики рук и т.д.)

Нестандартные подходы, новые инновационные технологии нужны чтобы:

  • сделать обучение осознанным;
  • интересным;
  • оптимизировать процесс обучения;

содействовать оздоровлению детей.

Виды инновационных технологий, используемых в логопедии:

  1. Информационно-коммуникационные технологии;
  2. Инновационные психокоррекционные технологии: , сказкотерапия, песок-терапия и т.д.;
  3. Образовательные технологии (ТРИЗ, синквейн,интеллектуальная карта, кластер);
  4. Здоровьесберегающие технологии:

5. Смешанные технологии — традиционные логопедические технологии использованием нововведений(сенсомоторное воспитание детей, использование навыка чтения при формировании речевой деятельности,

6. Организационные инновационные технологии: определение новых форм логопедической помощи детям с речевыми нарушениями( квест –технология-представляет собой современную форму работы с детьми с нарушениями речи )

Преимущество использования инновационных моделей в логопедической практике (см.слайд) Направления коррекционной работы с использованием инновационных моделей(см.слайд.

ИКТ технологии:

Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.

— Формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодики, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;

— Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие познавательной активности, самоконтроля, развитие мелкой моторики рук, развитие и координация психических процессов;

— Задачи творческого цикла: развитие воображения, развитие познавательной активности, развитие потребности к познанию.

Инновационные психокоррекционные технологии: , сказкотерапия, песок-терапия

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Целью сказкотерапии является снижение агрессии у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. Для этого я использую сказочные приемы и способы работы с детьми, доступные им из-за своей простоты и огромного интереса к самой сказке. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с гораздо большим энтузиазмом выполняют задания. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни, учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Главная цель ТРИЗ — развивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира, и научить детей самостоятельно решать свои маленькие проблемы. Дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Поэтому, параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Среди многообразия развивающих игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, творческая и добрая Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей по средствам игр В.В. Воскобовича.

Принципы, заложенные в систему этих игр- интерес- познание – творчество, становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым языком сказки, интриги забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Развивающие игры В.В. Воскобовича- это интеграция психологических, педагогических и логопедических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений. Особенности этих игр таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать реализуемые программы. Технология органично вплетается в уже сформированный процесс обучения и коррекции. В отношениях «взрослый- ребёнок» здесь не предполагается положение взрослого над ребёнком, только партнёрские отношения. Ребёнок окружается непринуждённой, весёлой, интеллектуально- творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и вырастет ощущение внутренней раскованности за счёт поддержки его творческих начинаний.

В условиях реализации ФГОС особые требования предъявляются к развивающей предметно-пространственной среде, а именно: оптимальность, целостность, многофункциональность, трасформируемость, вариативность (в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности и в самостоятельной деятельности ребёнка) , разнообразность игр. учителя-логопеды, проводя каждый год мониторинг и сталкиваемся ежедневно с трудностями усвоения речевого материала, бедного предметного, предикативного и атрибутивного словарного запаса, нарушениями в развитии лексико-грамматического строя речи, несформированностью фонетико-фонематических процессов, отставанием в развитии связной речи, нарушении смысловой и произносительной сторон речи, выраженным аграмматизмом, дефектами звукопроизношения, специфическими нарушениями слоговой структуры слов у детей-логопатов. Поэтому учитывая всё это, я воспитатели группы внедрили в свою работу маркеры игрового пространства.

Технология «Интеллектуальная карта»

уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление;

помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.

Технология «Кластер» аппробирую в своей работе

Кластер – (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.

Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть крастера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения.

Так как не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы. В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам. В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы.

Разбивка на кластеры в условиях реализации ФГОС

  • является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации
  • развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события)
  • помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы
  • вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме
  • развивает такое качество личности, как коммуникабельность
  • Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
  • Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевоеразвитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает — задерживается и развитие речи. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки.
  • Учеными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.
  • Как отмечает М. М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно счи-тать еще одной речевой зоной мозга.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия («Су » – кисть, «Джок» – стопа). В коррекционно — логопедической работе приемы Су — Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Ребристая игольчатая поверхность шарика воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный шарик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Массажные шипы на поверхности шарика воздействуют на биологически-активные зоны коры головного мозга, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажный шарик положительно сказывается на развитии детей.

Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим технологиям является кинезиология или «гимнастика мозга». Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развитиядвижений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. И вот тут на помощь к нам приходят кинезеологическиеупражнения или как еще называют «гимнастика мозга». Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка. Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

Практика подтверждает, что использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционнообразовательного процесса в целом.

Доклад «Инновационные технологии в коррекционной работе логопеда»

«ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА»

У ребёнка дошкольного возраста правильная, развитая речь является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребёнку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.

Технологии, которые применяет в своей коррекционной деятельности в своей деятельности можно разделить на две группы:

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Инновационные технологии — это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

В педагогическом процессе, инновация обозначает – внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, которые помогают в коррекционно-образовательном прцессе педагога.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Инновационные технологии в логопедии подразделяются на:

современные технологии логопедического

и пальцевого массажа;

современные технологии сенсорного воспитания;

Изучая методическую литературу, а так же в процессе повышения квалификации в своей профессиональной деятельности, решила использовать инновационные методы, которые на мой взгляд, наиболее подходят в коррекционной работе с детьми имеющими диагноз ОНР (общего недоразвития речи, ЗПР (задержки психического развития, СДВГ (синдрома гиперактивности и нехватки внимания) посещающими нашу группу.

Последний метод: это использование компьютерных средств, которые относятся к информационным технологиям – позволяет повысить интерес, мотивацию детей к занятиям, обеспечить незаметный для ребенка переход от игровой деятельности к учебной, дает возможность расширению сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности, так же возможность быстрого создания собственного дидактического материала, а за счет повышенного эмоционального тонуса, осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

В достижении положительных результатов успешно применяю компьютерные игры, интерактивные игры Mersibo, интерактивные DVD фильмы и мультфильмы, тематические презентации для детей.

Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. На занятиях компьютер помогает провести физминутку, зарядку для глаз, провести интерактивные игры для развития фонематических процессов и не только.

В своей деятельности прохожу обучение по работе с интерактивными играми и пособием.

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

На просторах интернета можно найти различные компьютерные игры. В своей работе применяю только апробированные специалистами практиками компьютерные игры и пособия. Например:

Сайт учителя-логопеда высшей квалификационной категории Гурьяновой Н. В., г. Санкт-Петербург. Игры серии «Кеша» для развития речи, внимания, памяти и мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации», а как средство, метод, служащий определенной цели.

Интерактивные игры Mersibo – «Лого-ассорти» и др. ( USB -носитель или подписка). В своей работе использую «Лого-ассорти» на USB -носители.

Набор интерактивных игры и упражнений является универсальным инструментом в моей работе. 30 игр обеспечивает возможность выбора: применять игры на этапе знакомства ребенком, в процессе речевого обследования или использовать их на индивидуальных, фронтальных занятиях, повышая мотивацию детей к учебно-игрвой деятельности.

Игры поддерживают все направления работы логопеда:

Развитие моторных навыков;

Отработка лексико-грамматических категорий;

Совершенствование связной речи;

Исправление нарушенного звукопроизношения;

Развитие фонематического слуха.

Игра «Торт со свечами» Артикуляционная гимнастика

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Список использованной литературы:

Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991 г., № 5.

Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.

Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003

Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006

Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.

Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. – №2. – с. 37-39

Моторин В. “Воспитательные возможности компьютерных игр”. Дошкольное воспитание, 2000 г., № 11.

Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.

Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.

Использование инновационных технологий в работе учителя –логопеда. Туранова Татьяна Юрьевна

автор: Туранова Татьяна Юрьевна

учитель-логопед Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 56 «Буратино» города Белово»

Использование инновационных технологий в работе учителя –логопеда.

Использование инновационных технологий в работе

учителя –логопеда.

В настоящее время дошкольники с речевыми недостатками составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.

По данным статистики, процент детей с речевыми нарушениями ежегодно растёт.

Наше дошкольное образовательное учреждение не является исключением.

Несмотря на то, что в младших группах ведётся профилактическая коррекционная работа, процент детей старшего дошкольного возраста, нуждающихся в логопедической помощи увеличивается ежегодно.

Неполноценная речевая деятельность в ряде случаев накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно – волевой сферы дошкольников. У детей с речевыми нарушениями недостаточно развиты мыслительные процессы, страдает психологическая база речи. Все эти особенности я стараюсь учитывать при построении коррекционного процесса в логопедической группе.

Часто использование стандартных методов и приёмов по устранению речевых недостатков у детей оказывается недостаточным и трудно добиться 100% результата в коррекционной работе.

Дети в речевых коррекционных группах без специального побуждения часто малоактивны, поэтому я ищу различные методы активизации поискового поведения у детей, напряжения мысли, фантазии.

По моему мнению, уникальным средством обеспечения интеграции мыслительного, речевого и творческого развития ребёнка является метод проектов. Он стимулирует речевое развитие детей и даёт возможность сделать коррекционный процесс интересным и увлекательным.

Проектирование — это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагогических работников и воспитуемых.

Благодаря проектированию образовательно – воспитательный процесс становится технологичным, а значит более управляемым. Достаточно легко выполняется основная задача: свести все компоненты педагогической системы – цели, задачи, содержание, методы, средства, формы деятельности педагогов и детей – в единую, непротиворечивую систему.

Любой вид планирования можно назвать проектированием, изюминкой проектной деятельности в ДОУ является то, что в планировании активное участие принимают дети

Поэтому проблему использования проективного метода, как вспомогательного звена в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста, считаю многоаспектной и актуальной.

Цель данной работы – раскрыть возможности коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с помощью проективного метода.

— Создание модели взаимодействия специалистов, воспитателей, детей с нарушениями речи и их родителей через проективный метод работы.

— Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста через творческую, коллективную работу над созданием и осуществлением проектов.

Проективная деятельность имеет свой алгоритм действий.

Алгоритм действия:

  1. Интригующее начало, отвечающее потребностям детей. Обозначение проблемы.
  2. Определение взрослыми цели проекта, его мотивации.
  3. Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.
  4. Совместное движение взрослых и детей к результату.
  5. Совместный анализ выполнения проекта. Презентация результата.

На первом этапе важно — определение проблемы, отвечающей потребностям детей.

Итоговой точкой любого проекта является презентация, с показом того, что создано в ходе планирования и осуществления проекта:

— создание книги, альбома, газеты

— драматизации, игры – путешествия

— концерты, праздники и т.д.

Существуют разные типы проектов в ДОУ.

Типы проектов:

Из опыта работы я могу сделать вывод. Что в логопедических группах результативней применять информационные проекты, которые помогают более полно раскрыть любую лексическую тему и повысить качество коррекционной работы. Примером может служить наши проекты: «Зимушка – зима» и «Морские просторы»

У нас есть опыт планирования и проведения творческого проекта, который не имеет детально проработанной структуры, но дает возможность проявить творчество и фантазию. Примером может служить проект «Звукоград».

Фронтальные типы проектов способствуют включению в работу всех детей и повышают уровень коммуникативных навыков

Принцип реализации проектов в логопедической группе удобнее рассмотреть на конкретном примере.

Отправной точкой проекта может служить игровая ситуация, которая поставит перед детьми какую – либо проблему. Так в процессе изучения лексической темы «Зима» на логопедическое занятие была внесена кукла – негритёнок, которая передала письмо от детей жаркой Африки с просьбой рассказать, что такое «зима»?

Дети попытались охарактеризовать зиму, но высказывания были бедные, не всегда логичные и сами дети почувствовали, что умеют маленький запас знаний, дети пришли к выводу, что прежде чем что – то рассказать нужно самим очень много узнать о зиме.

После осмысления и принятия проблемы, дети приступают к планированию предстоящей деятельности, где каждый ребёнок может предложить свои варианты и способы решения задач. Обсуждение плана действий, хода работы и результата положительно сказывается на развитие речи. Предположения, гипотезы развивают воображение, поиск доказательств – наглядно – действенное мышление.

В логопедическую группу приходят дети без проективных умений, поэтому взрослым нужно грамотно направлять детей к принятию решений.

Важно учителю — логопеду соблюдать партнерскую позицию, это способствует развитию у ребёнка активности, самостоятельности, умения принимать решения. Педагог может в качестве равноправного участника предлагать возможные варианты решения задач (а что, если…, как вы думаете, если попробовать…).

Для того, чтобы тема проекта прошла через разные виды деятельности, можно подсказать детям, что в решении задач проекта им могут помочь специалисты детского сада. Так дети подхватили возможность рассказать о зиме с помощью картин, которые они совместно с педагогом по изо деятельности создавали в подгруппах. Внутри каждой подгруппы я провела обсуждение, о чём дети хотели бы рассказать. Так получились три картины: «Зима в городе», «Зима в лесу», «Зимние забавы». Картины получились яркие, красочные дети с удовольствием составляли рассказы по этим картинам, в которых дети передавали не только содержание картин, но и делились трудностями или удачами при их создании.

Музыкальный руководитель помогла увидеть музыку в разных зимних явлениях

Исходя из интересов детей музыкальный руководитель нашего дошкольного учреждения, в музыкально — игровой форме рассказала детям, как встречали зиму на Руси. В рамках проекта: «Зимушка – зима» был проведён «Праздник Кузьмы и Демьяна».

В ходе праздника дети познакомились с народными приметами и не только пополнили свой словарный запас, но и использовали эти знания при составлении рассказов.

В ходе реализации первого проекта, я пришла к выводу, что проективный метод работы помогает наладить взаимосвязь специалистов ДОУ и пропустить тему проекта через различные виды деятельности детей.

Грамотно выстроенный проект даёт возможность каждому специалисту ДОУ совместить обучающие задачи с желаниями детей, что приводит к положительной динамики коммуникативных навыков и речевого развития детей с нарушениями речи.

И ещё я хочу затронуть одну очень важную задачу в работе логопеда – это вовлечение родителей в коррекционный процесс. В результате проектной деятельности вовлечение родителей проходит ненавязчиво т. к. видя интерес в глазах детей, родители включаются в различные виды работ.

В зависимости от потребностей детей, возможности и желания семьи родители могут помочь в реализации запланированного на любом этапе проекта. Так в проекте «Зимушка – зима» сами дети вовлекли родителей в процесс составления загадок и четверостиший о зиме.

Интересный вид работы над грамматическим строем детей был придуман во время реализации этого проекта. Родители создали макет зимней полянки, для закрепления лексико – грамматических категорий.

Стоит мамам и папам начать участвовать в реализации проектов, как они с удивлением обнаруживают у себя таланты, о которых и не подозревали.

В ходе работы над проектом «Путешествие в Звукоград» родители не только проявили фантазию в изготовлении замков для звуков, но и осознали важность и необходимость работы по формированию фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза слов. Каждая семья вложила свою изюминку творчества. Замки были сделаны из разных материалов, разной формы и конструкции. Но главное были соблюдены не только эстетические требования, но и обучающие. Так замки для мягких согласных звуков были сделаны из мягких материалов (ткани, губки, ваты). К замкам согласных звуков были присоединены колокольчики для обозначения глухости – звонкости звуков.

Мышление ребёнка в дошкольном возрасте преимущественно наглядно – образное. Созданный родителями наглядно – дидактический материал помог детям соединить образ и понятие в единое целое.

При планировании проекта важно, чтобы каждый участник четко представлял свою роль и мог грамотно, с учетом коррекционных задач, спланировать совместную деятельность с детьми.

В процессе разработки и осуществления проектов я составила модель взаимодействия специалистов ДОУ, детей с речевыми нарушениями и их родителей через проективную деятельность. И разработала функциональные обязанности для того, чтобы каждый участник проекта четко представлял свою роль и мог грамотно, с учетом коррекционных задач спланировать совместную деятельность с детьми.

Роль учителя – логопеда в работе проекта я вижу в следующих направлениях:

— Создание проблемной ситуации, определение проблемы отвечающей потребностям детей

— грамотное направление деятельности детей, способствующей коррекции речевых нарушений

— взаимодействие со специалистами для реализации темы проекта через разные виды деятельности

— ознакомление родителей с проективным методом работы и приобщение их к участию в работе проекта

— обсуждение с детьми и совместное участие в презентации проекта.

По данным мониторинга у детей активизировался и повысился уровень словарного запаса, особенно по тем лексическим темам, которые были разработаны с помощью метода проектов. Связная речь стало более образная, развёрнутая, дети с желанием составляли рассказы, которые содержали информацию, полученную в ходе разработки и реализации проектов.

Применение проективного метода в работе логопедических групп привело к положительной динамики речевого развития детей.

В результате метода коллективного проектировании, создаются интегрированные проекты при участии не только логопеда, детей и их родителей, но и специалистов по изодеятельности, музыкальному и физическому воспитанию. Это позволяет объединить усилия в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста и создаёт условия для формирования единого коррекционно – образовательного пространства.

— По мнению специалистов, дети проявляют большой познавательный интерес и активней вовлекаются в обучающий процесс, если сами являются инициаторами какой – либо деятельности.

— Родители отмечают, что у детей повышается уровень коммуникативных навыков, формируется умение планировать и выстраивать последовательность действий, которая приводит к нужному результату.

Метод проектов позволяет построить сообщество взрослых и детей в котором дети могут активно развиваться, проявлять инициативу и творчество, приобретать необходимые навыки и умения, позитивные личностные качества, соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям и требованиям современного общества.

Деятельность учителя-логопеда по реализации инновационных направлений в современной системе образования

Светлана Казакова
Деятельность учителя-логопеда по реализации инновационных направлений в современной системе образования

В современном мире увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в усвоении дошкольной программы. Им требуется создание специальных условий обучения и воспитания, и возникает необходимость комплексного сопровождения таких детей в условиях дошкольных учреждений.

Каждый ребёнок испытывает потребность быть успешным. Ощущение успеха – необходимое условие развития ребёнка. Для обеспечения ситуации успеха детям с ограниченными возможностями здоровья необходимы усилия ряда специалистов, и прежде всего – учителя-логопеда.

Наш детский сад состоит из 4-х зданий, которые посещают более 800 детей, из них 66 детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Слайд № 2 Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

Слайд № 3 Песочная терапия

Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. У детей-логопатов наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики, сопутствующие движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, словесно-логического мышления. мы используем в своей работе песочную терапию.

Игры с песком способствуют:

– развитию речевого дыхания;

– развитию мелкой моторики рук;

– автоматизации звуков в речи;

– расширению словарного запаса;

– развитию фонематического слуха и восприятия;

– развитию лексико-грамматических представлений;

– развитию связной речи, обучению рассказыванию;

– подготовке к обучению грамоте.

Слайд № 4 Прозрачный мольберт

Сейчас очень трудно заинтересовать детей, смотивировать их на речевую, познавательную деятельность, и нам педагогам приходиться то же перестраиваться, менять арсенал методов и приемов и искать новые идеи для работы с современными детьми.

Данное пособие апробировалось в естественных педагогических условиях в 2011- 2012 учебном году в Москве. За основу взята «Программа формирования пространственных представлений», разработанная Н. Я. Семаго.

Дети с ОНР, возраст 3-7 лет, так как у этих детей чаще всего страдают не только компоненты речи, но и психические процессы (внимание, память, воображение, а также сенсорное развитие (ребёнок затрудняется в обследовании предметов, выделении нужных свойств, с трудом ориентируется в пространстве и на листе, нарушено зрительное восприятие, координация мелких движений рук. Эти дети часто застенчивы, испытывают трудности в общении.

Прозрачный мольберт представляет собой устойчивую деревянную раму с небьющимся прозрачным стеклом.

Занятия на мольберте стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяют фиксировать его внимание на происходящем, и доставляют радость от совместного творчества с педагогом и детьми. Выполняя работу стоя, ребенок может свободно двигаться, что является естественной потребностью в дошкольном возрасте. В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Детей захватывает сам процесс рисования. В процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок. Рисование – это всегда общение взрослого и ребёнка.

Пособие многофункционально,оно позволяет решать ряд коррекционно-развивающих задач:

Формирование пространственных представлений;

Обогащение сенсорного опыта;

Развитие психических функций;

Развитие пространственно-логического мышления и вербального анализа;

Расширение словарного запаса и увеличение объема общей осведомленности ребенка;

Профилактику ошибок оптико-пространственного типа, слитного написания предлогов;

Развитие координации крупных движений и мелкой моторики;

Преодоление трудностей понимания сложных грамматических

Развитие пространственных ориентаций на вертикальной поверхности;

Развитие коммуникативных навыков.

Слайд № 5 Биоэнергопластика

Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.

• Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.

• Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата

и движений кистей рук. Применение биоэнергопластики ускоряет исправление дефектных звуков, у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, т. к. работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

В биоэнергопластике мы можем самостоятельно подбирать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Необходимо привлечь внимание ребёнка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти, их ритмичности и чёткости. Общие упражнения могут проводится на как индивидуально, так и на фронтальных занятиях.

Взаимодействие направленно на развитие общей моторики и координации движений, физиологического дыхания и на мышечную релаксацию.

Слайд № 6 Синквейн

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк» это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи. Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.

Классический (строгий)дидактический синквейн строится так:

• первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;

• вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;

• третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;

• четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;

• пятая строка – одно слово (любая часть речи, выражающее суть темы; своего рода резюме.

Новый, серебристый. КАКОЙ?

Взлетает, летит, гудит. ЧТО ДЕЛАЕТ?

Я люблю путешествовать. СОСТАВИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Воздушный транспорт. ЭТО?

Растет, спеет, наливается.

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме. Вот сейчас мы Вам предлагаем поиграть.

Слайд № 11 Публикация газеты «Логопедическая ромашка».

Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.

В связи с этим актуальным для нас стала эффективной форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если ДОУ и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух огней. Поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда, воспитателей и родителей.

В нашем дошкольном образовательном учреждении активно используется такая форма работы с родителями, как Логопедическая газета, которая издаётся учреждением для родителей и детей, печатается учителями – логопедами 1 раз в квартал.

Слайд № 12 Такая работа требует большой подготовки и включение всех заинтересованных в речевой компетентности ребёнка участников образовательного процесса.

Как показала практика, тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса на основе хорошо продуманной форм и методов работы обеспечивает результативность и стойкость результатов. Таким образом, сотрудничество всех участников педагогического процесса является важнейшим условием успешного осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения.

Слайд № 13 спасибо за внимание

Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда -1- Что бы мы ни говорили, как бы ни сопротивлялись прогрессу, факт остается фактом: компьютер настойчиво входит в нашу повседневную жизнь,.

Деятельность педагога по реализации программ дошкольного образования В своей работе руководствуюсь основной образовательной программой ДОО, составленной на основе программы «Радуга», предназначенной для работы.

Особенности подготовки учителя физкультуры в системе инклюзивного образования В последнее время существенно увеличилось количество детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Все больше осознается, что.

Особенности работы учителя-логопеда в рамках ФГОС начального общего образования Особенности работы учителя – логопеда в рамках ФГОС начального общего образования О ФГОС не писал и не говорил разве что ленивый. Стандарты.

Портфолио учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС Портфолио учителя-логопеда Гречко Елены Ивановны (дополненное) Добрый день, уважаемый коллеги! Вашему вниманию представлено электронное.

Интересная проектная деятельность как неотъемлемая часть работы учителя-логопеда Результатом моей проектной деятельности на тему ” Ужасно интересно всё то,что неизвестно” стала работа с родителями по теме ” Семья и семейные.

Проектная деятельность учителя-логопеда по профилактике речевых нарушений у младших дошкольников Отчет работы по годовому проекту «Цветик-Семицветик» профилактика речевых нарушений у младших дошкольников (2 младшая группа «Аленушка»).

Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы Цель: достижение тесного взаимодействия, партнерских отношений дошкольного учреждения с родителями в вопросах гармоничного развития ребенка,.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи, в условиях реализации ФГОС до В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из требований к условиям реализации образовательной.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: