Детско-взрослый проект ‘Игровые тренинги’

Игровой тренинг для детей и родителей “Играем вместе с детьми”
учебно-методический материал

Сценарий игрового тренинга для детей и родителей

Скачать:

Вложение Размер
igrovoy_trening_dlya_detey_i_roditeley.doc 40 КБ

Предварительный просмотр:

для родителей детей старшей группы

«Играйте вместе с детьми»

Тема: «Игровой тренинг на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы старших дошкольников»

Педагог – психолог: Осенина Марина Гаврильевна

Учитель – логопед: Андреева Симона Семеновна

Дата проведения: 12.04.2018 г.

Цель: Развитие навыков эффективного общения, обучение навыкам взаимопонимания, вербализация своих чувств.

  • Создать благоприятную обстановку для игры.
  • Способствовать взаимодействию взрослых и детей в роли игровых партнеров
  • Акцентировать внимание родителей на соучастие, переживание и поддержку ребенка
  • Повысить самооценку детей
  • Способствовать эмоциональному и мышечному расслаблению

Оборудование: фломастеры, альбомный лист, мольберт, платки, газета, фигуры (половинки), музыка, кубик, кегли, массажные дорожки, медали.

1 часть: Теория: «Несколько слов об игре»

Сегодня мы поиграем в коммуникативные игры, которые направлены на развитие умения устанавливать определенные взаимоотношения друг с другом, умение работать в паре, умение уступать другому, помогать, поддерживать.

Ребенок в игре бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях, что вполне естественно. Ведь он должен принимать и выполнять правила игры.

Мы поиграем в игры, которые помогут вам занять детей и взрослых в день рождения, на отдыхе, на природе и т.д.

Организационный момент: «Я дрозд, ты дрозд».

2 часть: Совместные игры родителей с детьми

  • Упражнение «Доброе животное»

Описание упражнения: участники – дети и родители встают в круг и берутся за руки. Психолог говорит: «Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит, почувствуем, как бьется наше сердце. А теперь послушаем все вместе. Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад. «Животное» дышит легко и спокойно.

Описание: представим, что мы капельки и капаем, где хотим. Капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек (участники встают друг за другом, образуя ручеек). А теперь ручеек течет и впадает в море (участники берутся за руки и образуют круг). Наше море, как и вода, может менять форму – быть овальным, круглым, непонятной формы. Наши капельки так заигрались, что стали волнами, и чем больше они играли, тем сильнее становились волны. Ветер на море стих и капельки успокоились.

  • Игра «Передай кубик»

Описание : участники игры, сидя на стульях, передают друг другу мягкий кубик руками, ногами.

Описание игры : на пол кладут развернутую газету, на которую встают 2, 4 ребенка. Газету складывают пополам, и дети снова встают на нее. В процессе игры дети должны понять, что им нужно обняться – тогда расстояние между ними уменьшится.

Комментарий : эта игра позволяет детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми.

  • «Сиамские близнецы»

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони, и левую к правой ладони друг друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по залу, обходя различные препятствия: пройти змейкой вокруг кегли. Играющим нужно напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Упражнения. Артикуляционная гимнастика

  • Описание упражнения: Участники, сидя на стульях выполняют игровые артикуляционные упражнения. Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием придумывается игровой образ. Так, например, движения широкого кончика языка за верхние нижние зубы называются «Качели». Игровые задания способствуют выработке нужных артикуляционных укладов и развивает переключаемость движений органов артикуляционного аппарата. Играя дети, совершенствуют речевую моторику и овладевают голосовыми модуляциями.

Грызем семечки. Постукивание передними зубами.

Мама испекла блинчики. Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «5-10»).

Цыплята клюют зернышки. Вытянуть губу вперед узкой «трубочкой». Смыкать и размыкать губы.

Качели. Поднимать язык и опускать вниз, высунув его изо рта.

На качелях я качаюсь

Дразнилки. Губы в улыбке, «широкий» язык на нижней губе. Произносить: «Пя-пя-пя, бя-бя-бя».

  • Игра «Звери на болоте»

Описание: участники звери, которые попали на болото. У каждого по три дощечки. Выбраться из болота можно только по массажным дорожкам.

  • «Веселые художники»

Описание: участники дорисовывают части лица, на картине с завязанными глазами.

Цель: развитие внимания, нахождение недостающей пары.

Описание игры: половинки фигур раздаются детям и взрослым. Дети ищут половинки фигур. Находят у своего родителя.

Ритуал прощания. Все участники встают в круг. «Подарите друг другу улыбку, свое тепло легким пожатием руки».

На этом наш игротренинг подошел к концу, спасибо всем за участие. Вручаются медали.

Использование метода детско–взрослых проектов в детском саду

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей действительности, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от тех, кто находится рядом с ребёнком в дошкольные годы.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребёнка и формирования предпосылок для становления гражданской позиции. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Для развития ребёнка решающее значение имеет не количество знаний, а характер их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

У старших дошкольников, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет проектная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение практического опыта преобразования окружающей действительности самостоятельно или при тактичной помощи взрослых.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно становится для них личностно значимым, например, переводится в практическую плоскость или игру.

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. На этом и основано использование метода детско-взрослого проектирования в нашем дошкольном учреждении.

Толчком к внедрению этого метода стали социо-игровые технологии при планировании воспитательно-образовательного процесса. Выстраивая систему интегрированных занятий по определённой теме, воспитатели отталкивались от познавательных потребностей детей, предоставляя детям возможность как можно глубже погрузиться в изучаемую тему, “прожить” в ней от нескольких дней до нескольких недель. Дети, активно осваивая тему, стали сами выдвигать практические решения тех или иных проблем, возникающих в процессе деятельности. Наши воспитатели выделили группу ключевых вопросов, которая помогает запустить работу над проектом. На первом занятии по новой теме воспитатели обсуждают вместе с детьми: что мы об этом знаем, что об этом хотим узнать, где и как можно найти информацию, что мы можем сделать с полученной информацией.

Так, в старшей группе родился проект “Диво дивное, но вредное”. В ходе реализации проекта дошкольники с помощью взрослых и в ходе самостоятельных наблюдений собрали информацию о сосульках. В процессе сбора информации дети узнали об агрегатных состояниях воды, о причинах появления сосулек, о вреде сосулек и т.п. и пришли к выводу, что сосульки – это чудо природы, но лизать их вредно для здоровья. А результатом реализации проекта стало изготовление плакатов о вреде сосулек для малышей и занятия, которое провели воспитанники старшей группы с детьми 2 младшей и средней групп. Таким образом, в процессе работы над этим проектом, дошкольники не только активно добывали знания, умения и навыки для себя, но и ещё смогли донести приобретённый опыт до малышей. А воспитатели при этом отметили снижение количества охотников лизать сосульки!

А у детей подготовительной к школе группы в ходе занятия по теме “Поведение в общественном транспорте” родилось предложение научить взрослых правилам поведения в автобусах. Идея детей легла в основу детско-взрослого проекта “Вежливый пассажир”, с которым проектная команда нашего детского сада принимала участие в районном фестивале детско-взрослых проектов “Я могу изменить мир” и в муниципальном гранте.

Хочу подробнее остановится на этом проекте.

Руководители проекта: Щеглова Вероника Васильевна, старший воспитатель, Смоликова Ольга Михайловна, Ревякина Галина Егоровна, воспитатели

Авторский коллектив: Давыденко Кристина, Авдеева Алина, Вашкевич Таня, воспитанники подготовительной к школе группы, Филиппова Светлана Владимировна, заведующая МДОУ № 23.

Цель: Разработка агитационных аудиоматериалов, плакатов, изготовленных силами дошкольников и внедрение их в работу автобусного маршрута № 85 для изменения сознания пассажиров городского транспорта.

Задачи:

  • cоздать в педагогическом сообществе (дети, педагоги, родители) атмосферу значимости проблем поведения в пассажирском транспорте;
  • привлечь внимания городской общественности к решению задач социального воспитания;
  • выпустить аудиокассеты с агитационным материалом “Советы дошколят”;
  • изготовить плакаты;
  • заключить договор с владельцем автобусного маршрута № 85 об использовании агитационного материала на маршруте.
  • Сроки реализации проекта: 20 марта – 5 мая.

    Целевая группа: пассажиры автобусного маршрута № 85.

    Место реализации проекта: автобусы маршрута № 85.

    Организации-партнёры:

  • управление образования администрации Ленинского района;
  • департамент транспорта;
  • комбинат “Сибирский”.
  • Воспитанников МДОУ № 23 волнуют проблемы поведения пассажиров в городском транспорте: молодые люди не уступают место пожилым, инвалидам, пассажирам с маленькими детьми на руках. Часто можно услышать в автобусе брань, грубые слова. Некоторые пассажиры оставляют мусор в автобусе.

    Анализ ситуации показал, что 70% респондентов недовольны сложившейся ситуацией на общественном транспорте, из них только 10% пытались изменить ситуацию к лучшему; 80% респондентов никогда не задумывались, каким образом можно повлиять на повышение уровня культуры поведения пассажиров.

    Современные проблемы взаимоотношений людей в пассажирском транспорте могут быть решены при условии формирования социального мировоззрения у пассажиров, повышения их коммуникативной грамотности и культуры, понимании необходимости уважения друг друга. Первым звеном этой системы является дошкольное образование и поэтому дети, педагоги и родители МДОУ № 23 разработали проект, направленный на решение данной проблемы.

    Для успешной реализации проекта “Вежливый пассажир” необходимо разработать систему агитационных мероприятий, которая будет внедрена на автобусы 85 маршрута. В силах команды МДОУ № 23 (дошкольники, родители и педагоги) повлиять на улучшение ситуации в рамках одного автобусного маршрута (№ 85). При положительных результатах реализации проекта, можно распространить полученный опыт на другие маршруты городского транспорта.

    Использование агитационных материалов “Советы дошколят” в маршрутных автобусах в течение четырёх недель будет способствовать созданию доброжелательной атмосферы на протяжении следования маршрута, создаст предпосылки для повышения культуры общения пассажиров.

    Изменение сознания пассажиров будет осуществляться с помощью размещения плакатов и прокручивания агитационной аудиокассеты в автобусе маршрута № 85 в дневное время 1 раз в три часа. Материал на кассете будет подаваться по следующей схеме:

    • Приветствие дошкольников; 1,5 мин.
    • Песня “Матрёшечки” в исполнении Давыденко Кристины; 5 мин.
    • “Вредные советы” от старухи Шапокляк (5 советов) в исполнении Пнёвой Наташи; 3 мин.
    • Правила поведения от дошколят в исполнении Мурзина Валентина; 3 мин.
    • Стихотворение А.Барто “В автобусе”, в исполнении Харламовой Кати; 5 мин.
    • “Вредные советы” от старухи Шапокляк (5 советов) в исполнении Мурзина Валентина; 3 мин.
    • Правила поведения от дошколят в исполнении Пнёвой Наташи; 3 мин.
    • Песня “Мы едем, едем, едем в далёкие края” в исполнении детей старшей и подготовительной групп; 5 мин.
    • Пожелание дошкольников для пассажиров и водителей; 1,5 мин.
    • Всего – 30 мин.

    Проект делится на 3 этапа.

    1 этап. Подготовительный (20.03. – 31.03.)

    • Интервьюирование пассажиров, анализ ситуации;
    • Изготовление плакатов;
    • Подбор и разучивание с детьми агитационных стихотворений;
    • Запись аудиоматериалов;
    • Переговоры с организациями-партнёрами;
    • Заключение договора с владельцем автобусного маршрута № 85.

    2 этап. Рабочий (01.04. – 30.04.)

    • Запуск агитационных материалов на маршрут № 85;
    • Интервьюирование пассажиров, анализ ситуации.

    3 этап. Заключительный (01.05. – 05.05.)

    • Подведение итогов;
    • Публикация опыта в газетах “Дошкольник”, “Городские новости”, “Дошкольное образование”.

    В реализации каждого этапа принимают участие воспитанники старшей и подготовительной к школе групп, их родители, воспитатели и администрация МДОУ № 23.

    План реализации проекта

    № n/n мероприятия Сроки выполнения Результат Ответственный
    1 Изготовление агитационных плакатов 20.03-27.03 Набор агитационных плакатов Смоликова О.М.
    2 Подбор и разучивание агитационных материалов (стихотворения) 20.03- 27.03 Готовые тексты Ревякина Г.Е.
    3 Запись аудиоматериалов 28.03 – 30.03 Готовые аудио- кассеты в количестве 10 штук. Щеглова В.В. Риттер О.В.
    4 Переговоры с организациями-партнёрами 24.03- 29.03 Заключение договора о сотрудничестве с владельцем автобусного маршрута № 85 Филиппова С.В.
    6 Запуск агитационных материалов на маршрут 29.03-31.03 Наличие агитационных плакатов, аудиокассет на 10 автобусах Щеглова В.В.
    7 Озвучивание агитационных материалов в салонах автобусов 01.04-30.04 Создание доброжелательной атмосферы в салонах Владелец маршрута № 85
    8 Интервьюирование пассажиров, водителей автобусного маршрута № 85 28.03-30.04 Пакет диагностических материалов Смоликова О.М.

    Прогнозируемые результаты

  • Повысится уровень коммуникативной культуры пассажиров, пользующихся автобусным маршрутом № 85 на 30%;
  • Дошкольники МДОУ № 23 приобретут опыт социально-значимой деятельности;
  • Механизмы оценки проекта

  • Интервьюирование пассажиров, водителей, кондукторов;
  • Отзывы пассажиров;
  • Наблюдение за ситуацией в автобусах.
  • Статьи расходов Сумма
    Имеющиеся ресурсы Необходимые ресурсы Имеющаяся Требуемая
    1 Краски, кисти Листы ватмана для рисования формата А3 – 20 штук
    2 Музыкальный центр с караоке Аудио кассеты – 10 штук

    В реализации каждого этапа принимали участие воспитанники подготовительной к школе группы, их родители, воспитатели и администрация МДОУ № 23.

    Дети изготовили плакаты с правилами поведения в общественном транспорте. С помощью взрослых были записаны аудиокассеты с “Советами дошколят”. И дети и взрослые с увлечением реализовывали проект. Проект был выполнен и получил грантовую поддержку от мэра города Красноярска Петра Ивановича Пимашкова. Результатами проекта остались довольны и пассажиры, и родители, и педагоги. А дети почувствовали свою значимость и всем с гордостью рассказывают о своём проекте и учат малышей культуре поведения в общественном транспорте.

    Таким образом, обобщая вышесказанное, мы можем с уверенностью сказать, что работа в формате детско-взрослого проектирования даёт возможность дошкольникам приобрести опыт социально значимой деятельности, создаёт предпосылки формирования их гражданской позиции, а педагогам позволяет сделать образовательный процесс интересным и увлекательным.

    Вопросы для интервью № 1:

  • Как часто Вам приходится пользоваться данным маршрутом?
  • Приходилось ли Вам сталкиваться с некорректным поведением пассажиров (грубость, не уступают место, громко разговаривают по мобильному телефону)?
  • Какие еще случаи Вам приходилось наблюдать в автобусе?
  • Устраивает ли Вас такое поведение сограждан?
  • Пытались ли Вы каким-то образом изменить ситуацию?
  • Можно ли как-то повлиять на изменение поведения пассажиров?
  • Как бы Вы отнеслись к тому, что в автобусе будет прокручиваться кассета с Советами от дошколят о правилах поведения в автобусе;
  • Почему вы так считаете?
  • Вопросы для интервью № 2:

  • Как часто Вам приходится пользоваться данным маршрутом?
  • Приходилось ли Вам сталкиваться с некорректным поведением пассажиров (грубость, не уступают место, громко разговаривают по мобильному телефону)?
  • Вы слышали, как в автобусах этого маршрута прокручивали кассету с советами от дошколят о правилах поведения в автобусе?
  • Как Вы считаете, изменилась ли ситуация с поведением пассажиров в автобусах после того, как пассажиры прослушали наши советы?
  • Стоит ли внедрить этот опыт на других маршрутах?
  • (Читает ребёнок): Уважаемые пассажиры, вас приветствуют ребята из детского сада номер 23. Как-то раз мы встретили старуху Шапокляк и она дала нам такие советы:

    (Читает ребёнок в роли Шапокляк) Вредные советы от Старухи Шапокляк:

    1. Если вдруг в салон вошла старушка –
    Не спеши ей место уступать.
    Отвернись скорее ты к окошку
    Или сделай вид, что хочешь спать…
    Ты когда-то тоже станешь старый
    И ещё успеешь постоять.

    2. Если кто-то Вам на ногу вдруг нечаянно наступил,
    Вы скорее на растяпу закричите,что есть сил!
    Не стесняйтесь в выраженьях – это будет в самый раз.
    Ничего, что рядом дети – пусть поучаться у Вас…

    3. При посадке свой мобильный
    Не спешите убирать.
    Лучше громко, чётко, внятно
    Начинайте обсуждать
    Сколько раз Вы где-то были.
    Кто что пил и кто что ел …
    Всем ужасно интересно
    Быть в курсе Ваших личных дел!

    4. Ну а шкурки от бананов
    И бумажки от конфет
    Всё кидайте под сиденья –
    Ведь ведра в салоне нет!

    (Читает ребёнок): Послушали мы эти советы и дали Шапокляк такой ответ:

    (Читают дети по очереди): Добрые советы от дошколят

    Дорогая, Шапокляк,
    Мы не будем делать так.
    С детства каждый должен знать:
    Старших нужно уважать!
    Заходить в автобус тихо,
    Не толкаться, не кричать.
    Место уступать всегда,
    Не грубить им никогда!
    Да и что тут говорить –
    Нельзя в автобусе сорить.
    Будь вежливой в автобусе сама
    Не порти никому ты настроение,
    И пассажиры, глядя на тебя,
    Изменят к лучшему своё поведение.

    (Читает ребёнок): Подумала Старуха Шапокляк и сказала:

    (Читает ребёнок в роли Шапокляк):

    Спасибо вам, ребята, за науку.
    Теперь я буду исправляться.
    И многим взрослым пассажирам
    Советы ваши пригодятся.

    (Читает ребёнок): Вот такая история. Уважаемые пассажиры, а Вы как поступаете?

    Игровой тренинг с детьми и родителями «На встречу друг другу»

    Многие не знают, или не понимают само значение слова тренинг. Так что такое тренинг? В переводе с английского оно означает воспитание, учение, и на занятиях обучение проходит как тренировка знаний и умений. Тренинг – это разновидность активного обучения, в процессе которого происходит развитие определенных знаний и умений не только в теории, но и подкрепляется практическими упражнениями и играми.

    Упражнений очень много, и каждое моделирует какую-либо жизненную ситуацию. Их можно разделить на виды: коммуникативные – для командной работы; коррекционные – направлены на исправление поведения, зависти, жадности, страхов; психотехнические – направление психологии; педагогические – для учителей; развивающие – для развития памяти, воображения, внимания, и других личностных качеств; игры и развлечения – для младшего школьного возраста и подростков.

    Виды тренингов

    Тренинги бывают индивидуальными, групповыми и корпоративными, их конечный результат направлен на решение какой-либо проблемы и достижению цели. Самым первым основателем проведения тренингов был Дейл Карнеги. Теперь они становятся частью современного общества, особенно активно их проводят для своих работников разные фирмы. Виды тренингов:

    • Навыковые – тренировка какого-то навыка.
    • Психотерапевтический – находят решение психологической проблемы.
    • Социально-психологический – решается проблема межличностных отношений.
    • Бизнесовый – для бизнесменов, чтобы увеличить продажи.
    • Смешанный – тренировка всех видов тренинга понемногу.

    Упражнения для тренингов

    Без тренинговых упражнений не обходится ни одно занятие по тренингу, и особенно выделяются психологические упражнения, которые помогают разобраться в себе, выявить свои сильные и слабые места, а также учат понимать других, стать успешней, счастливей. Эти упражнения разнообразны, и направлены на развитие разных качеств, поэтому специалисты портала тренингов разработали основные психологические упражнения:

    1. “Подарок” – главная цель состоит в повышении самооценки и настроения. Обычно проводится группой от 8 до 16 человек и занимает 25 минут. Участники садятся в круг, и каждый делает подарок соседу слева. Тот, кто делает подарок, должен молча дать понять, что он дарит, а тот, кто принимает подарок должен понять, что ему подарили. Когда все подарки подарены, тренер спрашивает у участников, какой подарок был подарен, а какой принят, и несоответствия ответов выясняют с участием всей группы. Это упражнение помогает наладить понимание в общении, сосредоточить участие с людьми.
    2. “Мои недостатки” направлено на улучшение своей оценки, самоанализ. Количество участников может быть любым, занимаемое время 25 – 35 минут. Главное, в этом упражнении найти своим плохим качествам другое название, чтобы по-новому на них посмотреть. Нужно не меньше чем за 5 минут, составить список личных недостатков, и, представить, что они принадлежат другому, но любимому человеку. Затем вычеркнуть те, которые можно простить, и которые не помешают любить другого человека, и те, которые можно преодолеть. Если недостатки еще остались, то можно научиться с ними жить и бороться.
    3. Психологическое упражнение для развития личностных качеств “Я хочу изменить в себе”. Для этого упражнения нужно начертить таблицу, в одной колонке написать те качества, от которых надо избавиться, в другой – которые хотелось бы приобрести. Писать, не думая и не анализируя, первое, что придет в голову. Затем, все эти качества разделить по важности, присваивая каждой категории свою букву: А, В, С, и начинать работать с самыми приоритетными по важности качествами.
    4. “Без оценок” – психологическое упражнение, цель которого научить более лояльно относиться к людям. Участники делятся по парам, и, каждый по очереди рассказывает об общих друзьях, но не оценивает их. Второй участник должен следить за тем, чтобы высказываемый, не давал никаких оценок. Затем нужно проанализировать допущенные ошибки, какие были сложности.
    5. Психологическое упражнение “Спутанная цепочка” – обучит слаженно работать в коллективе. Группа становится в круг, и, с закрытыми глазами, правой рукой сцепляются с той рукой, которая попадется первой. Затем то же самое делают с левой рукой, потом открывают глаза и распутываются, не разжимая рук. Получится или круг, или несколько цепочек. В итоге нужно выяснить: что облегчало, или затрудняло упражнение, кого можно похвалить или отметить.
    6. “На риск”, или на доверие. Попросить участников довериться, и присоединиться в круг. На этом упражнение заканчивается, и, нужно выяснить почему кто-то вошел в круг, а кто-то нет, может люди зря доверяют не задумываясь.
    7. “Жизненные цели”. Упражнение научит определить цели в жизни. На листике надо ответить на вопрос: «что я хочу от жизни»? Писать можно все, что придет в голову, можно фантазировать, в течение 15 минут. Затем, выбрать реальные цели, которые можно осуществить за следующие 3 года, потом на следующие 6 месяцев. Так, постоянно поправляя их, нужно двигаться в заданном направлении по достижению своей цели в жизни.

    Это основные и широко известные психологические упражнения для тренинга, но существуют еще и просто интересные упражнения:

    Интересные упражнения

    1. Упражнение для тренинга “Воздушные замки” – учит коллективной работе. В группе могут быть до 30 человек. Группа делится по 4-6 участников, и за15 минут строят башню из бумаги. У кого получится самая высокая башня, тот и победил. Затем подводят итоги: что помогало, или мешало работе, нравится ли башня. Обсуждение всей группой делает упражнение веселым и дружным.
    2. “Выйди из скорлупы” – тренирует опыт убеждения. На полу чертится круг, и, один из участников становится в середину, остальные должны убедить его выйти из круга. Можно уговаривать, что-то обещать, объяснять. После того как участник покинет круг, нужно обсудить использованные методы убеждения.
    3. Упражнение для тренинга – “Переправа”. Интересное упражнение, направленное на выявление положительных и отрицательных качеств в командной работе. Может занимать до часу времени и участвуют до 20 человек. Для упражнения необходимо две веревки по 1,5 метра положить на пол, на расстоянии 4-5 метров. Группа становится на одну из веревок и ей необходимо переправиться на другую веревку. Нельзя касаться пола между двумя веревками, а также использовать посторонние предметы. После обсуждают командную работу, определяют лидера, и того, кто ничего не делал.
    4. “Витязь на распутье”. Вырабатывается опыт презентации и убеждения. Группа делится по 3 человека, остается один, который будет играть главную роль. Упражнение выполняется по мотивам сказки про Илью Муромца, который должен выбрать в какую сторону ему поехать. Каждая команда должна убедить главного героя, в какую сторону ему поехать, и что именно их направление самое выгодное.
    5. Упражнение для тренинга – “Билет на Гавайи” – тренирует метод убеждения. Группа делится на команды по 3 человека, и им говорится, что достался билет на Гавайи, но поехать может только один человек. Через 5 минут обсуждения группы решают кто поедет на Гавайи. На обсуждении выясняют почему приняли такое решение.

    Тренинговые игры

    Кроме психологических и интересных упражнений, есть еще и тренинговые игры. Игры в основном предназначены для детей младшего школьного возраста, чтобы ребенку было легче пережить переход из садика в школу. Тренинговые игры научат коммуникабельности, общительности, как вести себя в различных ситуациях, подготовят к более взрослой жизни. Также есть и разогревающие игры, которые необходимо проводить в начале тренинга, чтобы участникам легче было настроиться на основное занятие. Разогревающих игр довольно много, но можно выделить основные: “знакомство” – игра для знакомства группы друг с другом; игры на сплочение команды; ролевые игры; психологические игры; деловые игры.

    Выбор упражнений, или игр, методов тренинга зависит от цели, поставленной перед занятием. Например, если данная группа собралась для того, чтобы научиться работать командой, то и упражнения, и игры тренер разработает на командообразование. Правильный подбор метода обучения способствует быстрому запоминанию материала, и использованию его в жизненной ситуации. В общем, все, кто хочет достигнуть личностного роста, развить разные качества, добиться определенных целей в жизни, должен заниматься тренингом.

    Игровой тренинг с детьми и родителями «На встречу друг другу»

    Цель: развитие эффективных навыков коммуникации между детьми и родителями. Задачи: 1. Усиление способности родителей к пониманию внутреннего мира своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность; 2. Получение обратной связи от взрослых и детей, расширение взглядов на собственный педагогический опыт; 3. Изменение родительских позиций в воспитании своих детей. Первичный кодекс тренинга: — предмет тренинга – дети и способы взаимодействия с ними родителей; — все участники тренинга имеют право на свободное участие, лишенное формализма и рутины;

    — ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми участниками тренинга.

    Содержание: — повышение родительской компетентности в вопросах воспитания; — организация свободных игр с детьми и родителями, направленные на формирование нового типа отношений равноправия и партнерства; — продуктивные формы деятельности, где функции «лидера» и «ведомого» разделены между родителем и ребенком; — стимулирование речи детей в процессе общения с родителями и другими участниками тренинга. Идея тренинга: сотрудничество — формирование навыков сотрудничества с ребенком; — признание права ребенка на выбор; — сплочение родителей и детей.

    Ценность тренинга: — увидеть своего ребенка в общении со сверстниками и другими взрослыми; — развить свою позицию и стиль взаимодействия с ребенком; — сплочение родителей и детей. Элементы и приемы: — игры и упражнения; — викторина; — работа с рисунком, визуализация образов; — наделение объекта значением, смыслом. Примечание: По завершению тренинга по желанию проводятся индивидуальные консультации с родителями. Время проведения: 35 минут Структура тренинга: 1.Игровои метод «Красивые слова» 2. Викторина «Волшебные предметы из сказки» 3. Рисование «Волшебный цветок» 4. Физминутка «Красная Шапочка и серый волк»

    5.«Встаньте те, кто…» Участникам предлагается вставать, если описание подходит:- вместе читают книжки;- имеют общее увлечение;- помогают маме мыть посуду;- помогают маме выносить мусор;- вместе путешествуют. 6. Подведение итогов «Поляна добра» 7. Прощание Материалы: Два мячика большой и маленький, карточки с изображением волшебных предметов (лампа, волшебное перо, молодильное яблочко, клубочек, аленький цветочек, цветик семицветик), готовый рисунок воспитателя с цветком, наделенным волшебством (цветок здоровья); На каждую пару (ребёнок +родитель): мольберт, лист бумаги формата А3, гуашь, кисточки.

    Ход тренинга: Воспитатель: Дорогие дети и родители, я очень рада видеть вас всех здесь, тем более что встреча наша сегодня интересная и необычная и посвящена она игровому тренингу, который называется «На встречу друг другу». Я надеюсь, что сегодня благодаря моим и вашим стараниям вы станете еще немного ближе друг другу, станете еще лучше понимать друг друга. И для начала, так как возможно еще не все хорошо знают друг друга, я предлагаю вам: 1) Игру-знакомство, которая называется «Красивые слова». Цель этой игры произнести и услышать имена всех участников, по возможности сразу же запомнить. Правила проведения: первый участник представляется, называя свое имя и какой-нибудь эпитет-прилагательное, (например: «Я — веселый Миша»). Следующий повторяет услышанное имя вместе с прилагательным, затем называет себя («это – весёлый Миша, а я умная Катя»). Третий участник повторяет оба услышанных имени с прилагательными и добавляет к ним свое, и так далее по кругу. Для удобства одновременно мы будем передавать мячик. 2) А сейчас я хочу предложить вам викторину, называется она «Волшебные предметы из сказок». Я показываю вам карточку с изображением предмета, а вы советуетесь между собой в паре и называете сказку, в которой этот предмет помогал героям: Лампа – Старик Хотабыч, Волшебное перо Жар Птицы – Конек Горбунок, Молодильное яблочко – Иван Царевич и серый волк, Волшебный клубочек – Царевна лягушка, Цветочек – Аленький цветочек, Цветик семицветик – Цветик семицветик. — А скажите пожалуйста какими волшебными свойствами обладал Цветик семицветик. (ответы детей и родителей). — А какое самое волшебное и доброе желание девочки Жени осуществил Цветик семицветик. (помог мальчику Вите стать здоровым). 3) «Сегодня я предлагаю вам нарисовать свой цветок, и наделить его каким либо волшебным свойством.» « Для каждого родителя и ребёнка стоит мольберт, с прикрепленным на нем листом бумаги, одним на двоих и на нем же лежат кисточки и гуашь. Сейчас вы договариваетесь кто начнет рисовать первым, а кто продолжит. Другой, лучше если это будет родитель, наблюдает, стараясь понять замысел. По второму сигналу второй участник пары дорисовывает рисунок. Затем вы вместе советуетесь, каким волшебством вы решили наделить свой цветок и мы все обсудим. Я и наш младший воспитатель Светлана Николаевна, тоже решили нарисовать по волшебному цветку, посмотрите…. (показываю цветы). Мой цветок обладает волшебным свойством дарить здоровье, а цветок Светланы Николаевны дарит хорошую погоду. Ну а теперь по сигналу вы можете начать создавать свои цветы. Только помните это не соревнование, не торопитесь и рисуйте, вкладываю всю свою фантазию и доброту». (даю сигнал) Вопросы к обсуждению: — каким волшебством вы наделили свой цветок? — почему вы именно это волшебство выбрали? — как вы думаете, кому сможет помочь ваш цветок? 4) А сейчас я хочу предложить вам немного отвлечься и поиграть в игру которая называется «Красная Шапочка и серый волк». Давайте встанем в круг. Правила проведения: « Большой мяч – это серый волк, а маленький мячик это Красная Шапочка, наша задача с вами передавать мяч по кругу так, чтобы Серый волк не смог догнать Красную Шапочку. (играем начало по часовой стрелке, потом предлагаю поиграть в обратную сторону) 5) Теперь давайте вернемся к нашим замечательны волшебным цветам, и не просто вернемся, а я предлагаю вам из них создать в нашем зимнем саду «поляну добра». Чтобы все дети и взрослые могли прийти на нее, загадать свое желание, и оно обязательно сбылось. А наши волшебные цветы им в этом помогут. (проходим все в зимний сад, в котором стоят маленькие мольберты и на них расставляем цветы) — как вы считаете, красивая поляна у нас получилась? — нужна ли такая поляна людям? -А в нашем саду нужна ли такая поляна? 6) Возвращаемся в круг. Прощание. «Мы с вами сегодня хорошо потрудились. — как вы считаете, плодами наших трудов стало доброе дело? (конечно) — как вы думаете почему для нас с вами эта поляна будет иметь особое значение? (потому что мы вместе, своими руками создали её) — а какое главное назначение будет иметь наша «поляна добра»?(помогать людям).» « А наша сегодняшняя встреча подошла к концу, мы много говорили, а вот прощаться будем без слов. Придумайте жест или выражение лица, которое выразит ваше настроение от сегодняшней встречи и укажет на завершение совместной работы. Очень рада была вас всех здесь видеть! Спасибо за внимание!»

    Игровой тренинг «Учимся, играя»

    Содержимое публикации

    название мероприятия:

    Игровой тренинг «Учимся, играя»

    Автор: педагог – психолог высшей категории Губер Татьяна Васильевна

    Цель: знакомство родителей с эффективными приемами развития интеллекта и познавательной активности как залог успешного обучения в школе.

    – формировать значимость игры в дошкольном возрасте для полноценного эмоционального и интеллектуального развития ребенка;

    – способствовать формированию позитивных детско-родительских отношений через совместную образовательную деятельность родителей и детей;

    – акцентировать внимание родителей на развитии познавательной активности ребенка как одного из главных факторов познания окружающего мира.

    Ход мероприятия

    Ведущая: Для того, чтобы нам легче обращаться создадим правила своей группы.

    Правила тренинга

    1.Единая форма обращения друг к другу на «ты» (по имени). Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на «ты», включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.

    2.Не перебивать друг друга. Будем говорить только в тот момент, когда у вас в руках будет игрушка.

    3.Доверительный, доброжелательный стиль общения.

    4.Искренность в общении. Говорим правду или молчим.

    5.Отключаем звук и вибрацию в телефоне. Можно оставлять мобильник включённым. Но его не должно быть слышно.

    6. Правило «здесь и сейчас». Во время тренинга необходимо говорить только о том, что волнует вас именно сейчас, обсуждать то, что происходит с вами в группе — процессы, мысли и чувства, возникающие в данный момент.

    7. Правило «стоп». Если в какой-то момент тренинга участник не готов говорить об обсуждаемой проблеме, он также может сказать «стоп».

    8.Правило «Я». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Берите ответственность на себя.

    Основная часть:

    Упражнение № 1 «Приветствие»

    Родители и педагог встают в круг. Воспитатель касается открытыми ладонями ладоней стоящего рядом, при этом называя свое имя. Таким образом, все стоящие в кругу родители имеют возможность друг с другом познакомиться.

    Упражнения на развитие интеллекта

    Кинезиологические упражнения (развитие интеллекта через движение) направлены именно на улучшение этой взаимосвязи, активизацию всех зон головного мозга, развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентации, мелкой моторики, а значит и развитие речи. Кроме того, такие упражнения улучшают состояние нервной системы и всего организма в целом.

    Упражнение № 2 «Ухо-нос»

    Цель – развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

    Описание задания. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за левое ухо. Одновременно отпустить обе руки, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью до наоборот». Теперь левая рука должна ухватиться за правое ухо, а правая рука – за нос.

    Упражнение № 3«Хлопни в ладоши»

    Цель:обучение способности к переключению внимания.

    Описание задания. Психолог говорит ребенку = взрослому: «Сей­час я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное — хлопни в ладоши». Слова: стол, кни­га, лошадь,стул, дверь, виноград, собака,ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка,сапоги, коза,стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, сан­ки, снег, тигр,кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк,галстук, лимон, медведь,дыня, чайник, тарелка, полка, мас­ло, пальто, белка.

    Упражнение № 4 « Да – нет»

    Цель: развитие произвольного внимания и произвольного поведения.

    Детям дается инструкция: «Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы должны мне на них правильно отвечать, но существует правило, при ответе на вопрос нельзя говорить «Да» и «Нет»». Примерные вопросы:

    1. Ты хочешь идти в школу?

    2. Ты любишь, когда тебе читают сказки?

    3. Ты любишь смотреть мультфильмы?

    4. Ты хочешь остаться еще на один год в детском саду?

    5. Ты любишь гулять?

    6. Ты любишь играть?

    7. Ты хочешь учиться?

    8. Ты любишь болеть?

    Чтобы правильно ответить на вопрос, ребенку – взрослому необходимо постоянно, не отвлекаясь, удерживать в памяти условия игры и принятое им намерение отвечать определенным образом, контролировать свои ответы, сдерживать непосредственное желание ответить словами «да» и «нет» и одновременно обдумывать содержательный ответ.

    Упражнение № 5«Жил-был кот…»

    Цель: упражнять в составлении ряда определений к существительному.

    Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце свое определение. Например:

    – «Это был красивый кот…»

    – «Это был красивый пушистый кот…»

    – «Это был красивый пушистый кот с зелеными глазами…» и другие варианты.

    Упражнение № 6 «Найди лишнее слово»

    Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков объ­ектов.

    Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является “лишним”. Примеры:

    Старый, дряхлый, маленький, ветхий;

    Храбрый, злой, смелый, отважный;

    Яблоко, слива, огурец, груша;

    Молоко, творог, сметана, хлеб;

    Час, минута, лето, секунда;

    Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

    Платье, свитер, шапка, рубашка;

    Мыло, метла, зубная паста, шампунь;

    Береза, дуб, сосна, земляника;

    Книга, телевизор, радио, магнитофон.

    Упражнение № 7 «Кто это?»

    Дети стоят в кругу. В центре ребенок = взрослый с завязанными глазами. Другие идут по кругу, говоря : «Отгадай, угадай, кто позвал тебя узнай?» . Дети останавливаются, кто-то из них обращается к игроку в кругу : «Отгадай мое имя» . Если имя угадано, дети меняются местами и игра продолжается.

    Игра № 8 «Определи на ощупь»

    Цель: упражнять детей в угадывании знакомых предметов на ощупь, называя признаки этого предмета.

    Ведущий предлагает одному из детей закрыть глаза и взять из коробки овощ, и, не открывая глаз – на ощупь, определить, какой это овощ. Если ребенок = взрослый ошибается, то кладет овощ на место, в коробку, а сам возвращается к другим детям. А если ответ верен, то ведущий спрашивает у детей: «Что вы можете рассказать про этот овощ?».

    Упражнение № 9 «Смысловые ряды»
    Цель: развитие мышления.
    Инструкция: Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.
    1. птица-гнездо, собака -…
    2. куртка-ткань, сапоги-…
    3. лошадь-жеребенок, корова-…
    4. книга-обложка, дом -…
    5. собака- щенок, человек-…
    6. каша-ложка, мясо-…
    7. лодка-вода, поезд-…
    8. белка-дупло, человек — …
    9. цветок-стебель, дерево-…
    10. окно-подоконник, шкаф — …
    11. береза-листья, сосна — …
    12. солнце-светло, ночь-…
    13. шуба-пуговица, ботинок -…

    Эксперимент № 10 «Вкус воды»

    Цель:выяснить имеет ли вкус вода.

    Материалы: вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.

    Процесс: Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

    Итог: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

    Эксперимент № 11 «Свойства воздуха»

    Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха.

    Материал: Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.

    Процесс: Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

    Итог: Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.

    Цель:подведение итогов, обратная связь, оценка усвоения информации родителями.

    – Вам понравился наш тренинг?

    – Что вам больше всего понравилось?

    – Что примените в жизни?

    Вот наш тренинг прошёл,

    До скорого свидания.

    Всем друзьям мы скажем

    Дружно «До свидания!»

    Прощание «Улыбка по кругу» .

    После выполнения всех упражнений дети берутся за руки и «передают» улыбку по кругу. Каждый ребенок поворачивается к своему товарищу справа и улыбается.

    «Детско-родительский тренинг “Фантазеры” (семейная игротека)» (программа тренинга)

    Современная психологическая наука считает, что важным фактором благоприятного развития ребенка являются теплые эмоциональные отношения с близким взрослым. Теория привязанности Дж. Боулби подчеркивает огромное значение отношений между матерью и ребенком, которые являются основой успешного развития малыша. То есть специфика контакта мамы с ребенком и особенности детско-родительских отношений влияют на социальную адаптацию ребенка, а также на его физическое и личностное развитие.

    В контексте данной программы семья рассматривается нами как семейная система, представляющая собой нечто большее, чем совокупность отдельных ее членов. Исходя из теории семейных систем М. Боуэна, проблемное, или симптоматическое поведение ребенка всегда влияет на семейные отношения, приводя к вторичным изменениям семейной системы. А семья, со своей стороны, так же влияет на ребенка, поддерживая и закрепляя его симптоматику, либо помогая с ней справиться.

    Работа семейного психолога позволяет взаимодействовать с той средой, в которой живет ребенок, и дает возможность использовать ресурсы всей семьи. Поэтому семейный терапевт предлагает поддержку не только детям, но и их родителям.

    Исходя из вышесказанного, занятия в детско-родительской группе «Фантазеры» Семейная игротека нацелены на формирование теплого эмоционального контакта и укрепление взаимоотношений между матерью и ребенком дошкольного возраста.

    Основная цель развивающей программы (детско-родительского тренинга) – способствовать гармоничному развитию отношений родителей с детьми дошкольного возраста на основе психологических знаний и нового опыта, полученного в результате работы группы.

    Основными задачами развивающей программы являются:

    • взаимодействие с семьей с целью создания оптимальных условий для развития ребенка
    • выработка новых навыков взаимодействия родителей с ребенком
    • налаживание эмоциональных взаимоотношений в семье
    • расширение возможностей понимания родителями своих детей.

    Для решения указанных задач программа предусматривает две формы работы:

    • детско-родительские занятия
    • беседа с родителями (психологическое просвещение в конце занятия).

    Эти формы работы позволяют родителям в непосредственном контакте с ребенком опробовать новые способы конструктивного взаимодействия, опираясь, в том числе, на знания и опыт, полученные в ходе психологического просвещения.

    Адресатом развивающей программы являются семьи, имеющие детей в возрасте от четырех до семи лет, как с нормативным, так и с отклоняющимся развитием. Категория участников: дети дошкольного возраста (4 – 7 лет) с нормативным или отклоняющимся развитием, и их родители. Размер группы для детско-родительских занятий: от четырех до семи ядерных семей.

    Продолжительность программы: пять детско-родительских занятий. Режим занятий: один раз в две недели по два часа. Длительность обучения: десять часов. Форма обучения: очная.

    Основные методы, используемые на детско-родительских занятиях – индивидуальная и совместная игра, наблюдение и коррекция детско-родительского взаимодействия. При работе с родителями используется метод беседы, информирование, ответы на вопросы и групповая дискуссия.

    С целью повышения эффективности программы семьям даются домашние задания на включение в работу отсутствующих на занятиях членов семьи, а также для отработки знаний и навыков, полученных в процессе работы группы.

    Структура детско–родительских занятий включает в себя: вводную часть, основную и заключительную.

    1. Вводная часть:
      • Ритуал приветствия участниками друг друга.
      • Обозначение своего актуального «Цвета настроения» на данный момент.
      • Разогрев, создание позитивного настроя.
    2. Основная часть:
      • Работа в детско-родительской паре – дается задание на взаимодействие родителей с ребенком, выполнение которого позволяет участникам пообщаться и поиграть между собой и подготовиться к взаимодействию с другими семьями).
      • Взаимодействие между семьями, в процессе которого происходит формирование семейной идентичности у участников тренинга, понимание ценности и уникальности своей семьи. Происходит разделение понятий «мы» (семья) и «они» (другие семьи).
      • Подвижная коллективная игра «Игровой парашют» (игровое пособие), обучение навыкам взаимодействия каждого участника со всеми остальными, работа в команде.
      • Закрытие границ семейной системы, возвращение в свою семью, снова взаимодействие внутри семьи и детско-родительской пары.
    3. Заключительная часть:
      • Свободная игровая деятельность детей.
      • Работа психолога с родителями.
      • Позитивное завершение.
      • Ритуал прощания.

    Темы занятий детско-родительской группы: «Давайте познакомимся!», «Приходи, сказка!», «Разноцветный мир чувств», «Моя семья и все-все-все», «До свидания, друг».

    Принципы организации детско-родительских занятий.

    • Создание специально организованного пространства для занятий, подбор игрушек и пособий в соответствии с психологическим возрастом детей.
    • Соблюдение структуры и регулярности занятий, постоянство состава группы.
    • Обязательное присутствие взрослого вместе с ребенком.
    • Добровольность посещения занятий.
    • Сознательность и активность участников группы для лучшего усвоения новых знаний, умений и навыков.

    Принципы работы ведущего группы.

    • Соблюдение прав и свобод участников группы.
    • Организация безопасного пространства для занятий во избежание получения травм кем-либо из участников группы.
    • Создание доверительной атмосферы в группе для предоставления возможности самораскрытия ее участникам.
    • Соблюдение всеми участниками группы правила конфиденциальности получаемой информации.
    • Оказание психологической поддержки родителям, ориентировка на их ресурс.

    Результаты реализации программы:

    Родители, в результате прохождения тренинга приобретают знания:

    • о способах установления позитивного эмоционального контакта,
    • о методах активного слушания и я-сообщениях,
    • о том, как говорить так, чтобы дети слушали и слышали,
    • о психологических особенностях своего ребенка, его потребностях и интересах.

    Родители приобретают навыки и смогут:

    • апробировать полученные знания и умения для выстраивания позитивного эмоционального контакта с ребенком,
    • поближе познакомить ребенка с семейными традициями и членами расширенной семьи,
    • научиться отслеживать связь между своими действиями и поведением ребенка,
    • почувствовать себя более уверенно в роли родителя, быть более последовательными,
    • получать удовольствие от времени, проведенного с детьми

    Дети, в результате прохождения тренинга смогут:

    • найти новых знакомых и друзей,
    • узнать новые игры и упражнения и поучаствовать в них,
    • научатся взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.

    В результате проведения детско-родительской группы у семьи формируется понимание и чувствование своей семьи как ценности, повышается значимость принадлежности к семейной системе, и принимается уникальность самого себя и друг друга. Благодаря занятиям семейная идентичность, ощущение ценности семьи и каждого из ее членов нарабатываются достаточно быстро и являются стойкими.

    Методическая разработка на тему «Заколдованный город»

    Методическая разработка на тему «Заколдованный город»

    Квест-игра «Заколдованный город»

    (Для детей подготовительной группы)

    • Формирование у детей высокой мотивации и заинтересованности посредством внедрения в образовательный процесс новой формы игровой деятельности.
    • Закреплять знания детей о социально значимых объектах;
    • Обогащать словарный запас слов по теме «Игрушки»;
    • Закреплять умение составлять описательные рассказы о игрушке опираясь на план –схему;
    • Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам.
    • Развивать умение выполнять различные игровые задания;
    • Развивать речевую, познавательную активность детей, логическое мышление;
    • Развивать у детей творческие способности, мелкую моторику рук.
    • Воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается;
    • Воспитывать бережное отношение к игрушкам, интерес к русским народным сказкам;
    • Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в группе.
    • работа с план – схемами;
    • беседы с детьми;
    • чтение р.н.сказок, рассматривание иллюстраций к ним;
    • отгадывание кроссвордов;
    • составление логопедических коллажей.
    • Магазин игрушек, дом книги, больница, школа
    • грустная девочка; мрачный город,

    Картинки для школьной викторины:

    • школа, ученики, дневник, ранец, парта, класс.

    Картинки для медицинского коллажа:

    • здание больницы, врач, скорая помощь, медицинские инструменты

    Иллюстрации к русским народным сказкам:

    • «Снегурочка», «Белая уточка», «Лиса и волк», «Крылаты, мохнатый да масляный», «Заяц – хваста», «Лиса и журавль»
    • Карта города, плюшевый мишка с замочком, пазлы – красивый город, шарик, шкатулка, мешочек, подсказки, панно для коллажа, сказочное панно — тренажёр.

    Ход игры

    Логопед: Дети, нам пришло письмо от девочки, которая просит помощи. Давайте я, вам его прочитаю.

    Логопед показывает картинку девочки и читает письмо.

    – Ребята, я грустная, потому что город, в котором я живу, заколдовали злые силы. Помогите жителям города. Нужно выполнить задания и каждое здание в городе будет расколдовано. В каждом здании вы будете получать части картинки «расколдованного города». Во время игры, вы, будете находить подсказки. Также используйте карту города, которую найдёте.

    Логопед. Поможем девочке расколдовать город?

    Логопед. Давайте найдём карту и первую подсказку. Послушайте внимательно и угадайте, в каком предмете находится подсказка.

    Он плюшевый, белого цвета. Может жить на севере, а может и в лесу. У него глаза – пуговки, уши небольшие, аккуратные. А на спинке у него есть потайной карман с замочком.

    Дети находят плюшевого медведя и карту. Открывают замочек — находят первую подсказку.

    Логопед читает подсказку.

    Много там живёт игрушек:
    мишек заек, кукол, хрюшек.

    Дети. Магазин игрушек.

    Логопед. Найдите на карте магазин игрушек. Под каким он номером?

    Дети идут искать здание под номером 3.

    Игра «Магазин игрушек»

    Дети самостоятельно распределяют роли (продавец, покупатели). Обыгрывают сценку, используя наглядный план – схему для описания игрушек.

    Логопед. Вы справились с заданием. Возьмите части «расколдованного» города. Внимательно слушайте и определите, в каком предмете искать следующую подсказку.

    Он яркий, лёгкий и послушный,
    могу сказать, что он воздушный.

    Дети находят воздушный шарик, достают из него подсказку.

    Логопед читает подсказку.

    Стоит огромный светлый дом,
    десятки тысяч книжек в нём.

    Дети смотрят на карте города, какой номер у дома книги.

    Дети идут искать здание под номером 1.

    Игра «Сказочная галерея» с использованием сказочного панно-тренажёра.

    Логопед объясняет правила игры. В самом начале игры нужно «бросить кубик», после этого, нужно посмотреть, сколько точек нарисовано на кубике. Сделать такое же количество «шагов» фишкой. Назвать цифру, на которой остановился, и выслушать фрагмент литературного произведения под этим номером. Угадать сказку по отрывку и показать иллюстрацию.

    … Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её уж и след простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост вытащить…

    Колотил, колотил по тарелке носом.

    Девочка из снега тут же ожила:
    Ножкой шевельнула, ручкой повела.

    Кинулась она к ним, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:

    Логопед. Вы справились с заданием. Возьмите части «расколдованного» города. Внимательно слушайте и определите, в каком предмете искать следующую подсказку.

    Она деревянная, резная с крышечкой. Нужна для хранения мелких вещей и украшений.

    Дети находят шкатулку, достают подсказку.

    Логопед читает подсказку.

    Этот дом многоэтажный,
    чистый, светлый, очень важный.
    Встретишь разных здесь врачей.
    Лечат взрослых и детей.

    Дети смотрят на карте города, какой номер у больницы.

    Дети идут искать здание под номером 2.

    Создание коллажа с использование готовых шаблонов.

    Логопед. Вы справились с заданием. Возьмите части «расколдованного» города. Внимательно слушайте и определите, в каком предмете искать следующую подсказку.

    Он сшит из ткани, красного цвета.
    Досыта накормишь – стоять не устанет,
    а нет, — таки будет лежать и не встанет.

    Дети находят мешочек, достают подсказку.

    Логопед читает подсказку.

    Большой, просторный светлый дом.
    Ребят хороших много в нём.
    Красиво пишут и читают,
    рисуют дети и считают.

    Дети смотрят на карте города, какой номер у школы.

    Дети идут искать здание под номером 4.

    Викторина о школе «Отгадай-ка»

    Дети отвечают на вопросы и выбирают нужные картинки.

    1. Мальчик и девочка, которые учатся в школе.
    2. Стол, за которым занимается ученик.
    3. В него записывают задания на дом и выставляют оценки.
    4. Дом, где учатся дети.
    5. Сумка школьника.
    6. Комната, где проводятся уроки.

    Логопед. Вы справились с заданием. Возьмите части расколдованного города.

    Логопед. Вы получили все части расколдованного города. Соберите их.

    Дети собирают части картинки, получается красивый, светлый город.

    Логопед. А теперь, давайте отправим эту картинку девочке и порадуем её. А вам большое спасибо за помощь.

    Составила:
    Учитель-логопед
    Янковская М.В.

    Сценарий логопедического праздника в форме квест-игры в подготовительной к школе группе «Путешествие в город Правильной речи»

    Ирина Василенко
    Сценарий логопедического праздника в форме квест-игры в подготовительной к школе группе «Путешествие в город Правильной речи»

    Логопедический праздник в форме квест – игры в подготовительной к школе группе

    «Путешествие в город Правильной речи»

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные: Закреплять знания, полученные на логопедических занятиях, демонстрация детьми результатов, достигнутых по всем компонентам устной речи. Закреплять чёткое произношение ранее изученных звуков. Совершенствовать умения вслушиваться в обращенную речь, выполнять поставленную задачу, развивать диалогическую речь.

    Создавать оптимальные условия, позволяющие дошкольникам реализовать свои творческие способности. Использовать имеющие знания в игре, в общении.

    Развивающие:Развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность. Развивать общую моторику и общие речевые навыки (голос, выразительность речи). Развивать навыки самоконтроля за речью.

    Воспитательные: Развивать познавательный интерес. Формировать умение взаимодействовать со сверстниками в командных играх. Создать у детей эмоционально-позитивный настрой. Воспитывать способность к самоконтролю, самооценке при выполнении заданий.

    Оборудование:

    Ноутбук, интерактивная доска.

    Бейджики для капитанов команд.

    Табличка «жюри», бланк для выставления балов.

    Мешочек с шариками под номерами 1 и 2 для розыгрыша очередности.

    Карточки со словами, с вопросами и с чистоговорками.

    Конверты с карточками, на которых напечатаны буквы П и Б.

    Тучки с предложениями.

    Герб города, медали победителям, удостоверения выпускников.

    I.Организационный момент:

    – Дорогие дети, уважаемые жюри и гости! Сегодня у нас праздник. Ребята на логопедических занятиях обучались красивой и правильной речи. Учебный год приближается к завершению, пора подвести итоги нашей работы.

    – Ребята, посмотрите сегодня, почтальон принёс в детский сад письмо, оно от королевы волшебного города Правильной речи. У них пропал герб города, она просит нас, его найти. Мы с вами отправимся в путешествие, чтобы помочь королеве и её жителям найти герб города.

    В этот город попасть не просто, дорога дальняя. На вашем пути встретятся острова и много преград.

    – Сегодня наше путешествие будет в форме – игры. Мы с вами разделимся на 2 команды. Оценивать работу команд будет жюри.

    – Мы приветствуем так же наших болельщиков, наших мам, которые вместе с вами старались и учили звуки.

    Дети делятся на 2 команды (вытаскивают из коробочки фишки 2-х цветов). Дети дают название своей команде.

    На слайдах по очереди появляются картинки с изображением островов.

    II.Остров «Угадай – ка» (Разминка)

    Каждой команде за минуту нужно как можно больше дать правильных ответов на вопросы.

    ВОПРОСЫ для команды № 1

    1. Образовательное учреждение, куда поступают после окончания детского сада (Школа).

    2. Место, где приготавливают и продают лекарство (Аптека).

    3. Для снеговика катают снежный … (Ком).

    4. Бывает манная, рисовая, гречневая … (Каша).

    5. Детёныш овцы (Ягнёнок).

    6. Помещение для стоянки автомобиля (Гараж).

    7. Лиственное дерево с белой корой (Береза).

    8. Ломтик хлеба с колбасой и маслом (Бутерброд).

    9. Зимой берут коньки и идут на … (Каток).

    10. Зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль).

    11. Что нам помогает говорить (Язык).

    ВОПРОСЫ для команды № 2

    1. Гремящая игрушка для маленького ребенка (Погремушка).

    2. Место, где растут грибы, ягоды (Лес).

    3. Орган зрения (Глаз).

    4. Человек, который охраняет, сторожит что-либо. (Сторож).

    5. Речная рыба с длинными усами (Сом).

    6. На них катаются зимой с горки (Санки).

    7. Суп со свеклой и другими овощами (Борщ).

    8. Скошенная и высушенная трава (Сено).

    9. Из снега намело большой … (Сугроб).

    10. Весенние месяцы (Март, апрель, май).

    11. Стекло, отражающее предметы и используемое на логопедических занятиях … (Зеркало).

    III.Остров «Заблудившихся звуков»

    Дети в командах по очереди исправляют, выясняя, в каком слове звук заблудился.

    1команда: Сладко спит в берлоге… миСка (миШка).

    На столе с салатом… миШка (миСка).

    2 команда: В поле землю я… паСу (паШу).

    На лугах коров… паШу (паСу).

    1. С другом мы играли в… Чашки (Шашки).

    Пили чай из белой… Шашки (Чашки).

    2. Вылезла из норки… Шишка (Мышка).

    На неё упала… Мышка (Шишка).

    Логопед: Все внимательными были! Словам звуки возвратили!

    IV.Остров «Рифмы»

    Логопед: Перед нами остров Рифмы. Здесь жители не договаривают конец предложений, но они говорят так складно, что можно подобрать рифму. Каждая команда приготовила для своего противника свои задания.

    (Участники по очереди произносят свои фразы другой команде)

    1. Ла-ла-ла – муха денежку… (нашла)

    2. Су-су-су – я боюсь … (осу)

    3. Чу-чу-чу – свет потух, возьми (свечу)

    4. Ро-ро-ро – у Мальвины друг (Пьеро)

    5. Щи-щи-щи – в дождь наденем мы (плащи)

    6. Лу-лу-лу – стоит сумка на (полу)

    7. Сы-сы-сы – у папы длинные … (усы)

    8. Чи-чи-чи – прилетели к нам … (грачи)

    9. Ру-ру-ру – скачет с сумкой … (кенгуру)

    10. Жу-жу-жу – волк не страшен лишь (ежу)

    V. Физкультминутка: «Дружные ребята»

    Эта весёлая игра приучает детей к чёткому соблюдению ритма.

    Все дети хором повторяют:

    Тра-та -та, тра-та -та.

    Тра-та,та-та-та, тра-та -та!

    Тра-та -та, тра-та -та.

    Тра-та,та-та-та, тра-та -та!

    (Затем каждый отбивает этот ритм кулаком о ладонь. В заключение все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст и в нужный момент (никто знака не подаёт) должны воскликнуть хором последнее «тра-та-та!»)

    VI.Музыкальная пауза.

    Частушки в исполнение детей.

    1. Мимо двери логопеда

    Я с волнением прохожу:

    То, как гуси, мы шипим,

    То, как тигры, мы рычим.

    2. Не понять нам нашу Дашу:

    Ведь во рту у Даши каша.

    Но не гречка, и не плов –

    Эта каша – то из слов!

    3. Мы расселись по порядку,

    Дружно делаем зарядку.

    Не ногами, не руками,

    А своими языками.

    4. Я решила в воскресенье

    Все заданья повторить,

    Даже наша кошка Мурка

    5. Вот закончились муки,

    Мне поставили все звуки.

    На больничном побывал,

    6. Все науки одолеем,

    Все у нас получится,

    Потому что наши мамы

    С нами вместе учатся!

    7. Мы за лето отдохнем,

    А в начале сентября

    В школе соберемся!

    VII.Остров «Живых, зашифрованных слов»

    У детей одной команды в руках карточка с буквой, они встают в ряд так, чтобы получилось зашифрованное слово.

    Участники другой команды переставляют детей местами так, чтобы из букв зашифрованного слова получились новые правильные слова.

    Много с буквами хлопот.

    Уж такой они народ…

    Но, когда с умом толково

    Их построить в чёткий ряд,

    Превратятся буквы в слово

    И с тобой заговорят!

    Слова: Команда № 1: ШсАуРп Команда № 2: ШАР, СУП

    Команда № 2: кМоАтК Команда № 1: МАК, КОТ

    VII.Остров «Пяти ответов» (Соревнуются капитаны команд)

    Логопед: Наше путешествие продолжается. Мы все добрались до Острова «Пяти ответов … на один звук».

    Капитаны команд получают конверт в нём карточка с буквой

    (П или Б, на которую и должны быть ответы на вопросы.

    Капитаны отвечают по очереди.

    Буква П в начале слова:

    1. Имя девочки (Поля).

    2. Прием пищи между обедом и ужином (Полдник).

    3. Один из родителей (Папа).

    4. Детеныш птицы (Птенец).

    5. Учебная вещь (Портфель).

    Буква Б в начале слова:

    1. Имя мальчика (Боря).

    2. Желтый фрукт (Банан).

    3. Насекомое (Бабочка).

    4. Нездоровый человек (Больной).

    5. Домашнее животное (Баран).

    VIII. Остров «Неправильных предложений»

    Логопед: Посмотрите-ка, друзья, тут опять у нас беда!

    Команды по очереди снимают тучки, логопед читает предложение, дети его исправляют.

    Ветер сильный набежал,

    На тучки их развесил,

    Словечкам там не весело.

    Ёлка прыгнула на белку (Белка прыгнула на ёлку).

    Стул укатился под клубок (Клубок укатился под стул).

    Лошадь лаяла на собаку (Собака лаяла на лошадь).

    Новое платье испачкало Милу (Мила испачкала новое платье).

    – Ребята, посмотрите, что это за большой камень лежит на нашем пути, давайте дружно его отодвинем.

    Дети находят под камнем герб города Правильной речи.

    X. Итог: город Правильной речи.

    – На слайде появляется город Правильной речи.

    Логопед: Ну, вот наше путешествие подошло к концу, мы добрались до города Правильной речи.

    – Нас встречает королева волшебного города, она рада, что вы дружно и правильно выполнили все задания, и нашли герб города.

    – У каждого города есть свой герб, давайте прочтём, что написано на гербе города Правильной речи.

    Дети все дружно, хором, читают:

    Говорим всегда красиво,

    Смело и неторопливо!

    Ясно, чётко говорим,

    Потому что не спешим!

    Логопед: Пока наше уважаемое жюри подводит итоги, королева города Правильной речи вручает детям заслуженные удостоверения выпускников логопункта.

    Затем жюри объявляет итоги соревнования и предварительный результат всей игры.

    Вручение медалей победителям соревнования (медали получают все дети, но у каждой команды своя медаль).

    Конспект занятия с использованием квест-игры «Путешествие на бал» «Путешествие на бал» (использование квест игры) Цель: Привить интерес дошкольникам к хореографическому искусству. Ход занятия Музыкальный.

    Конспект игры-занятия по познавательно-коммуникативному развитию в подготовительной группе в форме игры «Что? Где? Когда?» Тема: «Заседание интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?» Цель: Обобщить, систематизировать и закрепить знания детей пройденного материала.

    Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Путешествие в Город посуды» Конспект логопедического занятия в подготовительной группе (2-й год обучения)”ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ПОСУДЫ” Программные задачи; 1. Расширять.

    Конспект НОД в форме игры-викторины в подготовительной к школе группе «Юные друзья природы» Задачи: обобщить и закрепить знания детей об особенностях жизни животных и растений; продолжать поддерживать интерес к природе и проблемам.

    Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в город слов» Конспект проведения образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в город Слов». Тема:.

    Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе «Наш город» Цель: Расширение представлений о родном городе. Логопедические задачи: 1. Развитие неречевых психических функций: • Развитие произвольного.

    Конспект занятия по экологии в форме игры «Брейн-ринг» в подготовительной к школе группе Цель: Обобщить представления о живой и неживой природе, о значении природы в жизни людей, о растениях, животных, о среде их обитания, об.

    Сценарий логопедического праздника для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в город Правильной Речи» Логопедический праздник ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ Автор сценария: учитель-логопед Сумина Ирина Николаевна Действующие лица:.

    Сценарий логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы «Праздник правильной речи» Сценарий итогового логопедического Праздника правильной речи Цели: Развитие навыка самоконтроля за речью, творческой инициативы, интонационной.

    Сценарий праздника к юбилею города в подготовительной к школе группе «Мой город» Сценарий праздника для подготовительной к школе группе посвященный 70-летию города Октябрьский. Цель: Обобщить знания детей о родном городе.

    Читайте также:
    Звук Ш, дифференциация звуков С-Ш - конспект открытого логопедического занятия
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: