Детский проект: Почему мы пишем буквами

Педагогический проект в подготовительной группе на тему “Страна Букв”
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а также делать простейший звуковой анализ.

Скачать:

Вложение Размер
nash_proekt_bukvy_2017.docx 985.17 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА»

ГБОУ СОШ №2 ИМ.В.МАСКИНА Ж.-Д. СТ.КЛЯВЛИНО

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)

ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

НА ТЕМУ: «СТРАНА БУКВ»

воспитатель I квалификационной категории

воспитатель I квалификационной категории

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться!»

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Они не всегда правильно слышат и дифференцируют звуки родного языка, а это приводит к появлению ошибок при чтении и при письме. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимо вести целенаправленную работу по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте. Возникает вопрос: «С чего начинать обучение грамоте?». Понятие «обучение грамоте» подразумевает развитие у ребёнка ряда умений и навыков ещё до знакомства с буквами и слогами.

Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а также делать простейший звуковой анализ.

Основная идея проекта

Для того чтобы ребёнок научился правильно читать, нужно знать все звуки, уметь их правильно произносить и дифференцировать. Поэтому возникла идея обучить ребёнка грамоте совместно «воспитатель и родители».

Воспитатель знакомит детей с буквами и звуками родного языка, выявляет трудности в произношении вновь введённых звуков, ведёт работу над правильностью произношения этих звуков, по формированию фонематических представлений, родители в домашних условиях закрепляют знания и умения детей, полученные на занятиях.

Повысить мотивацию дошкольников к обучению чтению через организацию проектной деятельности с детьми.

  • Повысить эффективность НОД по подготовке к обучению грамоте;
  • Закрепить образ букв;
  • Упражнять детей в умении выполнять звуковой анализ слов, делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
  • Уточнить понятия «звук» и «буква» ;
  • Закрепить знания о буквах, выработать навыки составления и чтения слогов, слов.
  • Развивать фонематическое восприятие, закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
  • Развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.
  • Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.

Сроки и этапы реализации проекта

С 01.03.17 по 28.04.2017

Формы реализации проекта, основное содержание деятельности

Развивающая предметно-пространственная среда :

  • подбор художественной литературы;
  • дидактические игры;
  • ТСО.

Самостоятельная деятельность детей:

  • рассматривание иллюстраций букв в азбуках;
  • рассматривание книг;
  • чтение книг «Читаем по слогам» ;
  • рисование, лепка, аппликация.

Совместная деятельность педагогов и детей:

  • беседы;
  • чтение художественной литературы, сказок;
  • экскурсии;
  • выставки.

Совместная свободная деятельность детей и родителей :

  • заучивание стихотворений о буквах,
  • чтение сказок, рассказов о буквах;
  • пополнение книжного уголка;
  • посещение выставок детского творчества в детском саду;
  • совместная продуктивная деятельность (изготовление букв из различного материала).

Работа с родителями:

Ожидаемые результаты реализации проекта

  • Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
  • Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
  • Выработка навыков составления и чтения слогов, слов;
  • Выработка навыков печатания букв, слогов, слов.
  • Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
  • Воспитание чувства дружбы и коллективизма.
  • организация выставки «Моя любимая буква»;
  • презентация проекта – КВН «Моя любимая буква»;
  • фотоотчёт;
  • оформление альбома «Моя любимая буква»;
  • оформление проекта.

Система организации контроля реализации проекта

Контроль в рамках проекта осуществляет руководитель и старший воспитатель ДОО.

Ресурсная база для реализации проекта

Педагоги: воспитатели группы.

Администрация ДОО: руководитель, старший воспитатель.

  • групповое помещение;
  • музыкальный зал;
  • технические средства обучения (ноутбук, мультимедийный проектор, магнитофон и т.д.);
  • наглядно-методические пособия;
  • методическая литература.

проект “Моя волшебная буква”

Тамаразова Юлия Николаевна,

МАДОУ ДС КВ “Ручеёк”

ЯНАО г. Новый Уренгой

Недооценка своевременного исправления

речевых дефектов у детей приводит в

последствии к трудностям в овладении

письмом и чтением. Такой ребенок будет

постоянно отстающим в школе, будет страдать

от того, что его старания не приводят к

Его вины здесь нет.

Виноваты только родители, считавшие,

что малыш вырастет и «выговорится»

МОЯ ВОЛШЕБНАЯ БУКВА

Проект учителя – логопеда

Без помощи родителей работа логопеда бывает очень длительной и даже бесполезной.
Все что на занятии с логопедом изучаем, дома обязательно с мамой, папой закрепляем.

В настоящие время ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Является очевидным, что для полноценной логопедической работы необходимо тесное сотрудничество логопеда, учителя и родителей. Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей. Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.

Актуальность и востребованность проекта заключается в том, что с участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе необходимо.

Гипотеза: Будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Родители перестанут отстранятся от работы по исправлению речевых дефектов у детей. Они преодолеют возникшие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком

– формировать умение определять наличие (или отсутствие) заданного звука в слове.

– выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова.

– определять отличия в названиях картинок.

– определять место заданного звука в слова.

– подбирать слова с заданным звуком.

– формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребенком.

– формировать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза детей;

– способствовать адекватному включению родителей в коррекционный процесс;

– повысить компетентность родителей в вопросах развития речи детей;

– привлечь родителей к изготовлению книжек – малышек по пройденным звукам

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс может быть использована логопедами, воспитателями групп, родителями.

Тип проекта практико-ориентированный, индивидуальный

По продолжительности: долгосрочный (1 год, в течение всего периода коррекции звукопроизношения)

Участники проекта: учитель-логопед, родители детей группы, воспитатели группы, воспитанники группы.

– Формирование действия выделения звука на фоне слова (есть дан­ный звук в слове или отсутствует).

– Формирование действия вычленения звука от начала и конца слова
(по вопросам: “Какой первый звук в слове? Какой последний звук в слове?)

– Выделение ударной гласной в слове.

– Определение места звука слове (После какого звука слышится нужный
звук в слове? Перед каким звуком?)

– Умение определять наличие (или отсутствие) заданного звука в слове.

– Умение выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова.

– Повышение компетентности родителей в вопросе развития детей;

– Включение родителей в коррекционный процесс

1 этап – подготовительный (информационно – аналитический)
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Задачи:
1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.
2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).

2 этап – основной (практический)

Изготовление самодельных книжек – малышек на каждый пройденный звук, соблюдая определенный условия:

– сначала подбираем предметные картинки на заданный звук (звук находится в начале слова);

– за тем подбираем картинки, в которых позиция звука определятся серединой слова;

– следующие картинки со звуком в конце слова.

Правила создания (формирования страниц)

Картинки на страницах книга должны соответствовать позиции звука в слове (вначале слова, в середин или в конце)

3 этап – заключительный (оформление мини библиотеки авторских пособий)

– презентация каждой книжки всеми участниками проекта (родители, дети, воспитатели) и оформление выставки (библиотеки) в детском саду.

Презентация опыта: готовыми книжками могут пользоваться педагоги ДОУ, логопеды, родители, а также сами дети, играя в различные игры. Например: «найди звук», «Где живет звук» и тд.

Опыт может транслироваться на городских методических объединениях, представлен на конкурсы различного уровня

Содержание и деятельность проекта:

В современной педагогике, практике образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. Анализ исследований российских учёных (Н.А. Андреева, Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Данилина, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, М.В. Иванова, В.К. Котырло, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова, О.В. Огороднова, М.М. Рамазанова, З.И. Теплова и др.) позволяет рассматривать взаимодействие педагогов и родителей, как важное условие эффективности воспитания и развития детей.

Работа с детьми
– Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке»
– Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционная гимнастика»
– Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки»

Работа с семьей

– Выступление на тему: «Результаты проведенной коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности»
– Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины»;
– Совместное с ребенком изготовление книжек – малышек на пройденный звук «Моя волшебная буква»
– Использование книг в процессе закрепления пройденного звука и при определении позиции данного звука в слове.

Работа с педагогами
– Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды»
– Оформление выставки (Библиотеки) с детьми «Моя волшебная буква» (на все пройденные звуки)
– Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.

Практический результат проекта
– Презентация индивидуальных книжек – малышек «Волшебная буква», их практическое использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда
– Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок.

Вывод: включение родителей в совместный у логопедом и воспитателем процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникает понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя – логопеда и родителей.

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

Для оформления работы были использованы картинки со следующих сайтов

Файл: Умная сова.png

Фотографии можно напечатать в конце или начале публикации

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Детский исследовательский проект «Зачем человеку нужны буквы?»

Людмила Макарова
Детский исследовательский проект «Зачем человеку нужны буквы?»

Здравствуйте, меня зовут Сомов Дима и мне 6 лет. Тема моего проекта (название): «Зачем человеку нужны буквы Цель моего проекта – узнать, как появился алфавит и почему люди не могут без него обходиться?

Когда я был ещё меньше, мне было не ясно (не понятно, как люди читают книги, ориентируются по картам (понимают карты, пишут друг другу смски. Но позже, немного повзрослев, я понял, что все это у них получается, потому что они знают буквы. Мне тоже хотелось побыстрее стать умным и взрослым, и тогда я принялся за алфавит. Вот только откуда он взялся, и кто его придумал?

Пока я готовил свое исследование, из интернета я разузнал, что самую первую азбуку (славянскую) для русских людей придумали два образованных (грамотных) брата Кирилл и Мефодий. Они придумали буквам названия и картинки. Вот только в их азбуке было целых 43 буквы! Но это было очень-очень давно и с тех пор многое у людей поменялось (изменилось). Поэтому теперь в нашем алфавите только 33 буквы. Ну, а что же такое алфавит я спросил у нашего логопеда Людмилы Александровны. Она объяснила мне, что алфавит это порядок букв. Ведь все, что нас окружает в жизни должно иметь свой порядок, так и буквы, каждая имеет свое место и значение. Кстати, все буквы алфавита мне теперь знакомы!

Но на этом я не остановился. Я стал замечать, где и как взрослые используют буквы. Например, когда мы с бабушкой заходили в магазин, то я обращал внимания на товары, на каждом из них было что-то написано. На пакете с молоком, я читал – «Молоко», на ящике с апельсинами я читал – «Апельсины». Так я понял, что порядок на полках в магазине связан с алфавитом.

Вы знаете, есть такие книги, это очень умные книги они называются справочники, словари, энциклопедии. В них без алфавита, всё было бы в перемешку, непонятным. Но с помощью алфавитного указателя, даже в книгах есть порядок. Например, моя фамилия Сомов и в телефонном справочнике нам нужно будет её искать среди фамилий, которые начинаются на букву «С» – попробуйте это очень просто. А, если бы все фамилии были бы перепутаны, то вы бы искали мой телефонный номер целый день.

Ещё буквы встречаются на смартфонах моих родителей, мама рассказала, что они называются клавиатурой и она нужна людям для того чтобы задавать вопросы интернету или писать смски (сообщения) своим близким или друзьям. Получается с помощью букв нам легче общаться.

А однажды, когда мы с папой заскучали, то он предложил мне сыграть с ним в интересную игру под названием «Морской бой». Вот только, чтобы в неё играть нужно знать буквы (хотя бы от А до К). Нам было очень весело, выходит, что буквы помогают и в веселье. А как же кроссворды или ребусы? Мы часто в кружке «АБВГДейка» их разгадываем, без букв этих игр просто не было бы.

Теперь я убедился, что без букв жить человеку было бы скучно и одиноко. Ведь, теперь, когда я знаю алфавит, я могу сам прочитать книгу, название улицы, подписать открытку, написать сообщение другу. Поэтому я говорю, что мне буквы в жизни очень пригодятся!

Вы знаете, мы с мамой очень потрудились и создали свой алфавит. Каждую букву мы украсили как-то особенно.

Надеюсь, вам было интересно меня слушать! Спасибо за внимание!

Почему нельзя учить дошкольника письменным буквам 👆🏼

Практически каждый родитель сталкивается на курсах подготовки к школе с обучением дошкольников письму.

Но нужно ли это? Как влияет этот навык на детей?

Поделюсь выдержками из книги ученого-физиолога М. М. Безруких «Обучение письму». Ее я нашла с огромным трудом.

Книга прекрасная. На мой взгляд, она должна быть у каждого родителя, воспитателя детских садов и учителя.

Сразу оговорюсь, М. М. Безруких часто упрекают в излишней мягкости.

Но эта мягкость не излишняя, а научно обоснованная.

Беда в том, что часто школа и детский сад не учитывают физиологию ребенка.

Хотя вроде бы должны. 😭

Но каковы основные цели у образовательных учреждений сейчас?

Результаты! ЕГЭ, ГИА, ВПР, мониторинг…

Требования школ часто не соответствуют ресурсам ребенка. И более всего этим страдает как раз обучение чтению и письму.

Как правило, сейчас детей начинают учить еще в дошкольном возрасте. К каким последствиям это приводит?

Для начала давайте честно ответим на вопрос:

Для чего мы учимся писать?

Согласитесь, мало кто из выпускников школы может красиво и грамотно изложить свои мысли. 😕 Но именно для этого и служит письмо.

К сожалению, давным-давно задачей письма в школе стала наработка механического навыка.

Беда в том, что письмо и чтение — это не механические навыки, а очень сложные процессы. Никогда письмо не формируется чисто технически. Одновременно с ним выполняются другие довольно сложные задачи:

✓ построить систему знаков, которая соотносится с системой звуков;

✓ усвоить обозначение звуков буквами;

✓ представить буквенную запись как модель слова, которая отражает связь между его значением и формой.

Не говорю уже о тех мыслительных процессах, которые прячутся за письмом. Да и кому нужен механический навык в наш 21 век без умения красиво его использовать!

Излагать свои мысли — естественная потребность

В возрасте 4-5 лет у ребенка само собой возникает желание выражать свои мысли: дети пытаются писать свое имя, фамилию, подписывать рисунки, писать записки, сочинять истории, сказки и т. д.

Это благодатный период, когда задача взрослых — развить это естественное желание детей.

Значит, учим писать в 4-5 лет?

Означает ли это, что ребенка уже надо готовить к школе и учить писать прописными буквами?

В последнее время трудности письма все чаще связывают именно с ранним обучением.

Причем во многих и многих группах подготовки к школе учат курсивному письму по программе 1 класса, просто перенося школьную методику на малышей.

Дети 4-5 лет еще не обладают физиологическими особенностями, которые нужны для того, чтобы навык письма сформировался правильно:

✓ еще физически не сформированы мелкие мышцы руки;

✓ не закончено окостенение фаланг пальцев;

✓ у ребенка этого возраста до конца не сформированы сложнокоординируемые движения руки, кисти, пальцев;

✓ в достаточной степени не сформирована нервно-мышечная регуляция;

✓ не созрели структуры центральной нервной системы и механизмы зрительного восприятия;

✓ не сформированы базовые познавательные функции (организация внимания, контроль деятельности, речь, артикуляция, слуховая память, организация и регуляция движения, зрительно-моторная координация).

Все эти процессы требуют длительного времени и формируются вплоть до 9-10 лет.

Можно ли научить ребенка писать прописными буквами в 4-5 лет? Можно.

Но этот навык будет осуществляться за счет механизмов, компенсирующих недостаток развития нужных функций.

У ребенка закрепится

неверная траектория движения,

неправильное соединение штрихов и элементов букв,

неустойчивость письма, а несформированность механизмов звукобуквенного анализа не позволит писать грамотно.

Все это позже исправить трудно.

Но мало того что обучение механическому письму в этом возрасте имеет негативные последствия, оно еще и блокирует естественное желание детей передавать свои мысли.

А это, по-моему, самое страшное!

Фокус внимания смещается с потребности ребенка выражать свои мысли на освоение технического навыка, который сейчас им дается с трудом и намного проще будет освоен через 2-3 года.

Вернуть же естественное желание передавать свои мысли после длительного периода, когда письмо для ребенка — натаскивание механического навыка, ох как сложно!

К каким трудностям может привести раннее письмо

Давайте сначала определим понятие «трудности».

Под трудностями обучения чаще всего понимается неуспеваемость.

«Трудности обучения у многих детей не приводят к неуспеваемости; наоборот, высокая успеваемость, особенно на первом году обучения, может достигаться огромным напряжением и чрезвычайно высокой функциональной ценой, а нередко и ценой здоровья. Сложность и в том, что именно дети с высокой успеваемостью не привлекают особого внимания педагогов и родителей, а «функциональная цена» школьных успехов проявляется не сразу.

Появление трудностей письма у таких детей во 2-м классе порой воспринимается взрослыми как непонятно от чего возникшая неожиданность («В 1-м классе писал [читал] без ошибок»).

Ухудшение здоровья у детей с проблемами письма тем более не связывается с чрезмерным напряжением.

Считается, что поводом ухудшения здоровья могут быть самые разные причины, но только не школьные нагрузки, перенапряжение или ежедневные микрострессы от ситуаций ограничения времени («пиши быстрее», «старайся, у тебя небрежный почерк»).

Неуспеваемость — это, как правило, результат тех школьных трудностей, которые вовремя не замечены, причины которых не ясны педагогу и родителям…

В практике школы неуспеваемость часто рассматривается не как результат комплексного воздействия школьных факторов риска, а как неспособность ребенка к обучению из-за недостаточного старания, лени и т. п. Следует напомнить, что у более чем 90% детей, поступающих в 1-й класс (и не имеющих негативного опыта дошкольного обучения), очень высокая учебная мотивация, они хотят учиться и ходить в школу. В первые месяцы каждый из них старается, остро переживает неудачи, готов часами заниматься, но уже к декабрю у более чем 60% первоклассников нет желания учиться».

Ребенок пишет плохо, потому что не может, а не ленится!

Когда мы говорим о том, что ребенок, которого рано начали учить писать и читать, столкнется в школе с трудностями, это не означает автоматически, что он будет учиться на двойки.

ЕСТЬ БОЛЕЕ СЕРЬЕЗНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, ЧЕМ ОТМЕТКИ В ШКОЛЕ:

проблемы со здоровьем,

эмоциональное и физическое истощение,

неумение реализовать свои навыки и т. д.

Так что не торопитесь учить дошкольника письменным буквам, даже если вы видите его желание писать.

А ЧТО ТОГДА ДЕЛАТЬ?

Главное правило — фокусируемся на желании излагать мысли, а не на механическом навыке.

Намного больше, чем обучение прописным буквам дадут:

  • свободное выражение мыслей с помощью подвижного алфавита,
  • письмо печатными буквами,
  • письмо пиктограммами,
  • рисование,
  • звуковые игры.

Детско-родительский проект “Моя любимая буква”

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детско-родительский проект

“Моя любимая буква”

Актуальность

В настоящее время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Закон Российской Федерации “Об образовании”, ст.18, п.1). Данный факт создает необходимость создания условий для взаимодействия с родителями на основе сотрудничества.

На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО проблема сотрудничества образовательной организации с семьей является актуальной. Стандарт акцентирует внимание на то, что в образовании ребенка участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнерами в общем деле.

Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей полноценными участниками воспитательного процесса.

Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве семьи и детского сада. Огромное значение в работе логопеда с родителями имеет заранее продуманная и четко организованная система взаимодействия.

Цель сотрудничества – повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка дошкольника, исходя из запросов родителей.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными форматами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму.

Обучение грамоте – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать.

Важно при знакомстве с буквами проводить профилактику против оптической дисграфии.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.

Написать букву в воздухе, на столе;

Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и другие мелкие предметы;

Вырывать из бумаги образ буквы;

Получить в подарок букву;

Угостить фигурным печеньем в виде буквы;

Вылепить из пластилина, теста;

Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Паспорт проекта

Название проекта

“Моя любимая буква”

Участники проекта

Дети с речевыми нарушениями подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР (6-7 лет), учитель-логопед, родители воспитанников.

Тип проекта

Детско-родительский, речевой направленности.

Вид: групповой.

По продолжительности: краткосрочный.

Цель проекта:повышение эффективности детско-родительских отношений через совместное взаимодействие с родителями по созданию пройденных букв.

Задачи проекта:

– Привлечь родителей к совместной работе с детьми по созданию букв и подбору стихов, загадок о выбранной букве.

– Профилактика оптической дисграфии.

– Развитие связной речи.

– Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

– Развивать речевые и творческие способности детей.

– Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

Ожидаемые результаты:

– Повышение педагогической компетенции родителей, как активных участников коррекционно-развивающего процесса.

– Дети легко запоминают пройденные буквы.

– Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работе.

Практическая значимость проекта:

Дети с легкостью запоминают зрительный образ буквы, не только той которую создавали, но и тех, которые презентовали их друзья.

Этапы работы

Этапы проекта

Формы работы

Практические выходы

Итоговое занятие по пройденным буквам.

Разработка содержания проекта, условий его реализации.

Изучение и анализ научно-методической литературы по профилактике оптической дисграфии.

Развитие зрительной памяти детей.

Консультация родителей, рекомендации по изготовлению букв и подбору стихов и загадок.

– родители заинтересованы в сотрудничестве с учителем логопедом

Каждый ребенок представил свою любимую букву, рассказал о ней в стихах или загадал загадку.

Презентация готовых букв с сопровождением стихов и загадок.

Анализ итогов работы, обсуждение.

В результате проведенной работы дети с удовольствием и легкостью запоминают буквы и звуки, которые они обозначают.

Развивается воображение, творчество, память, связная речь детей.

Методическое обеспечение:

1. Дисграфия и дизорфография: изучение, методика, сказки : метод. пособие / О.Г. Ивановская,

Л.Я. Гадасина, Т.В. Николаева, С.Ф. Савченко ; науч. ред. Л.Н. Засорина. — Санкт-Петербург : Каро, 2008 — 544 с.: ил. — Библиогр.: с.516-520.

2. Еромыгина М.В. Профилактика нарушений чтения и письма : коррекционно-развивающая

программа : для учителей-логопедов в группах коррекционной направленности и логопунктах /М.В. Еромыгина. — Москва : Сфера, 2018 — 64 с. — (Библиотека логопеда; 4). — Библиогр.: с.63. — ISBN 978-5-9949-1919-4

3. Крутецкая В.А. 90 эффективных упражнений для исправления дисграфии : для родителей / В.А.

4. Крутецкая. — Санкт-Петербург : Литера, 2015 — 94 с.: ил. — (Азбука письма).

Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии : конспекты занятий для логопедов / Е.В.

Мазанова. — Москва : Гном, 2014 — 94 с.: ил. — Библиогр.: с.92.

5. Долбинина Н.Ю. Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста / Н.Ю. Долбинина // Дошкольная педагогика. — 2014 — №9. — С.49-53. — Библиогр.: с.53.

Проектно-исследовательская деятельность для детей дошкольного возраста «Дружим с буквами»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.

Проект “ДРУЖИМ С БУКВАМИ”

Актуальность проекта.

Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе и предупреждение ошибок в чтение и письме. Обучение будет более успешным в том случае, если ребёнок станет заинтересованным, мотивированным и активным исследователем. В связи с этим возникла идея создания совместного творческого проекта, которому дали название «Дружим с буквами».

Цель проектно-исследовательской деятельности – формирование положительной мотивации и интереса у детей к изучению букв русского языка.

Задачи проекта:

Уточнение графического образа букв.

Развитие пространственного восприятия при рассматривании расположения элементов букв.

Развитие у детей фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка.

Развитие познавательной активности, мышления, воображения, коммуникативных навыков.

Развитие творческих способностей у детей.

Ознакомление детей со стихами, рассказами о буквах. Пробудить у детей желание научиться читать художественную литературу.

Совершенствование умения работы с карандашами при письме букв.

Формирование навыков общения и сотрудничества в коллективе с детьми и взрослыми.

Возрастная группа, характеристика группы: к участию в проекте были приглашены дети старшего дошкольного возраста, подготовительной группы №11 их родители. В проекте принимали и дети с речевыми проблемами: Фонетическое нарушение речи, Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, Общее недоразвитие речи, стёртая форма дизартрии, билингвизм. Поэтому, в проекте активно использовались логопедические приёмы и методы.

Форма проведения : групповая, индивидуальная.

Проект: среднесрочный.

Объект исследования:БУКВА.

История происхождения буквы.

Из каких элементов состоит.

В каких словах встречается.

Создание макета буквы.

Знакомство со стихотворениями, загадками про буквы.

Сочинение сказки про букву и т.д.

Ожидаемые результаты:

Повышение у детей познавательной активности к ознакомлению с буквами, запоминание их, к чтению.

Создание единой проектно-исследовательской группы ПЕДАГОГ-РЕБЁНОК-РОДИТЕЛЬ.

Создание общей групповой книги «Весёлый алфавит».

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный (информационно – аналитический)

Изучение теоретических аспектов проблемы.

Определение цели, задач и ожидаемых результатов.

Подбор форм работы с участниками проекта.

Подбор материала, игр, заданий для исследовательской деятельности.

2 этап-основной. Непосредственно исследовательская деятельность участников проекта.

Проведение занятия-путешествия «Как буква к нам пришла». Ребята узнали историю возникновения букв от наскальных рисунков до современной азбуки. Детям было предложено, как в старые времена написать специальными палочками-писалами на пластилиновых дощечках, расшифровать пиктографическое письмо-сказку. (см Презентацию)

В торжественной обстановке каждому участнику проекта вручалась своя буква с определёнными заданиями, которые предстоит выполнить. Примеры игровых заданий:

-На что похожа буква,

-Собери букву из материалов (мозаика, палочки, шишки и т.д.),

-Собери пазл буквы,

-Письмо буквы по воздуху,

-Письмо буквы на ладошке,

-Раскрась (заштрихуй, обведи по точкам) букву

-Найди букву на рисунке,

-Найди букву среди остальных букв,

-Придумай слова с определенной буквой,

-Собери слово из букв,

-Определи позицию звука,

-Отгадай загадку про букву,

-Послушай стихотворение (рассказ) и назови слова с буквой,

-Сочини сказку про букву и т.д.

3 этап – заключительный. Презентация работы. Проведение праздника «Баба Яга против Весёлой Азбуки».

Конспект праздника «Баба Яга против Весёлой Азбуки».

Цель: подвести итог проектно-исследовательской деятельности детей, создать эмоционально-положительное настроение от проделанной работы.

Обобщить и систематизировать знания детей о буквах, звуках, закрепить навыки звукового синтеза и анализа.

Развивать внимание, словесно-логическое мышление.

Воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: проектор, экран, презентация, Веселая Азбука, Баба Яга.

1В. –Ребята , мы сегодня собрались в этом зале, чтобы подвести итог нашей проектной деятельности. Чему научились? Что больше запомнилось? А сейчас послушайте ваших друзей.

2Дети: Как хорошо уметь читать!

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать! (В. Берестов)

3В. –Ребята, а что надо знать, чтобы научиться читать? (буквы)

4Дети:Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они — ключи
Ко всем хорошим книжкам.

В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.

Прочтешь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах…
Тебе чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я».

5В. –Внимание на экран. Предлагаю вспомнить, как начинался наш проект «Дружим с буквами»

6(Под музыку вбегает Баба Яга)

Б.Я- Так-с, так-с, так-с! Меня не ждали!
И к себе не зазывали.
“Пусть старушка посидит на печи,
И лопает одна сухие калачи!
Где это видано, где это слыхано,
Чтоб со старшими так обращались,
И на праздники они не приглашались?

В: У тебя, дорогая Яга, мы все просим прощения!
Прими же от нас извинения!
В знак глубочайшего к тебе уважения!

Оставайся на нашем празднике. У нас, как раз сейчас будет викторина.

7Викторина по сказкам
1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)
2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
3. Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
5. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
6. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)
7. Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
8. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
9. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
10. Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)
11. Луковый мальчик. (Чипполино.)
12. Свеколка. (Репка.)
13. Кот в шляпе. ( Кот в сапогах)

8Загадки про буквы.

Айболиту все сперва
Говорили букву .

Обруч, мяч и колесо,
Вам напомнят букву .

В старом дереве дупло
Ну совсем как буква .

Давно известно детям всем:
Корова знает букву .

Каждый барашек скажет тебе,
Очень уж любят они букву .

Целый час жужжит уже
На цветочке буква .

На одной стоит ноге,
Любят гуси букву .

Для шипенья хороша
В алфавите буква .

«Хи-хи-хи, ха-ха-ха!» –
Так хохочет буква .
Баба Яга: (в сторону) –Да, пока никто не видит, украду-ка я Весёлую Азбуку. (забирает книгу и убегает)

9.В. –Ребята, Баба Яга убежала, но оставила письмо. Внимание на экран. (Презентация) Письмо Бабы Яги: Вашу книгу унесла в избушку на курьих ножках. Если хотите вернуть Весёлую Азбуку, то надо пройти испытания и выполнить мои задания. Баба Яга.»

10.Задания Б.Я. для детей:

-Помоги клоуну собрать мячики с гласными буквами. Сколько гласных в русском алфавите?

-Мы попали в зоопарк. Назовите животных, названия которых начинаются с согласных.

-Найдите букву среди остальных букв.

-Сложите из предложенных букв слово.

-Найдите буквы на сюжетной картинке.

-Какая буква пропущена в слове?

11.Выходит Б.Я. под музыку.

В.-Б.Я., мы все твои задания выполнили.

Б.Я. –Да, я внимательно слушала все ваши ответы. Вы, действительно заслужили Весёлую Азбуку. Ну а меня простите, я больше не буду вредничать.

В.-Б.Я. оставайся с нами танцевать.

В конце праздника дети исполняют танец весёлых утят.

Результаты Проектно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» по теме: «ДРУЖИМ С БУКВАМИ»

У детей повысилась познавательная активность к ознакомлению с буквами, запоминанию их, чтению.

Работа над проектом сплотила коллектив ДЕТИ-ПЕДАГОГ-РОДИТЕЛИ.

Создана Весёлая Азбука

В презентации использованы фотографии детей с письменного согласия родителей (см ниже)

Открытый урок «Дифференциация гласных А-Я в словах, предложениях»

Введение

Среди многочисленных ошибок, наблюдающихся у учащихся начальных классов, выделяется группа, в основе которой лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи. Отсутствие такой дифференциации не только приводит к буквенным заменам на письме, но и препятствует усвоению целого ряда грамматических правил. В частности, ребёнок, не дифференцирующий на слух мягкие и твёрдые согласные, не сможет овладеть правилами обозначения мягкости согласных на письме. Для него всегда будет сомнительно, надо ли писать мягкий знак в словах типа день и деньги, и какая буква “а» или «я» должна быть написана, например, после «л» в слове лампа.

Работая над преодолением акустической дисграфии, особое внимание надо обратить на воспитание слуховой дифференциации твёрдых и мягких согласных. Вся проводимая с ребёнком работа обязательно должна сопровождаться письменными упражнениями.

Многолетняя практика и поиск новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми-логопатами можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать комплексно-игровой метод организации фронтальных занятий. Основное отличие этого метода состоит в том, что занятия по изучению одного звука или дифференциации звуков подчинены одной теме или одному сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Необходимо отметить, что такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это очень важно, потому что дети-логопаты часто бывают с неустойчивой психикой.

Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Неоднократность использования наглядного материала по всем лексическим темам способствует переходу образов-представлений в образы-понятия, что важно для последующих этапов обучения.

При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Их можно придумать самим полностью, либо использовать основу сюжета и развивать его по ходу занятия, если позволяют возможности совместного экспромта и творчества логопеда и детей.

Сюжетно-тематические занятия обращены к душе ребёнка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, учат понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывают чувство прекрасного.

Очень важно, чтобы в конце занятия со стороны логопеда звучала положительная оценка деятельности детей, чтобы они с нетерпением ожидали следующей встречи с педагогом.

Это занятие было подготовлено и проведено мною для слушателей курсов повышения квалификации учителей-логопедов.

Тема: Дифференциация гласных «А-Я» в словах, предложениях.

  • развитие умения употреблять гласные буквы «а-я» в словах, предложениях;
  • развитие фонемного слуха;
  • развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов при обучении детей письму;
  • развитие орфографической зоркости при написании предлогов, приставок со словами;
  • развитие монологической речи, умения слушать товарища, быть доброжелательным, обобщать личный опыт;
  • расширение представлений об окружающем мире.
  • буквы «а-я», опасное сочетание «ча-ща», макет большой ракеты,
  • звуковички (по 5 кругов диметром 5 см. красного, синего, зелёного цветов), предметные картинки с изображением планет «Марс»,
  • «Земля», «Космические шлемы» для детей, маленькие ракеты с буквами «а-я», «космическое послание» на листе ватмана,
  • изображение продуктов на космических тубах, предметные картинки с изображением животных (лиса, волк, медведь, лось, заяц, белка).

I.​ Организационный момент

У. – Недавно наша страна отмечала день Космонавтики. Что вы знаете об этом празднике?

Д. – 12 апреля 1961 года Ю. Гагарин совершил первый полёт в космическое пространство.

У. – Сегодня на нашем занятии мы с вами отправляемся в космическое путешествие (заочное). Экипаж нашего космического корабля будет состоять из : (Юра, Денис, Артём…) Командиром экипажа буду я. Чтобы наше путешествие прошло интересно, без происшествий, надо внимательно слушать и точно выполнять команды. Итак, приготовились! Одеваем космические шлемы. Начинаю обратный отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1 — ПУСК. ПОЛЕТЕЛИ.

Д. — Ждут нас быстрые ракеты для полётов на планеты. Но у нас один секрет: невнимательным места нет!

II. Дифференциация гласных «а-я».

У. – На каждом корабле обязательно присутствуют бортовые журналы, чтобы фиксировать все события. Есть они и у нас: один большой общий – это доска, и ваши маленькие – это тетради. В журналах необходимо сделать отметку о времени нашего отправления. Какое сегодня число? Что знаем о написании формы слова «апреля»?

Д. – В этом слове гласная буква «а» в начале слова безударная, она непроверяемая, слово словарное.

У. – Посмотрите, ребята, хитрый Звукомор отправился в полёт вместе с нами, и пытается поймать нас в ловушку. Надо спасать слово. Какую букву напишем в конце слова «апреля»?

Д. — Слышу гласный звук (а) после мягкого согласного звука (л) – пишу букву «я».

У. – Открываем ваши бортовые журналы, пропускаем 2 строки, записываем число. Какой месяц следует за апрелем?

У. – С этими двумя месяцами есть народная примета. Прочитаем её. (Открывается запись на доске) Посмотрите, и здесь коварный Звукомор наделал массу ловушек. Давайте спасать предложение.

Д. – а) Слышу гласный звук (а) после твёрдого согласного – пишу букву «а».

б) В слове «травою» безударная гласная в первом слоге.

Проверочное слово — «травы».

в) В предложении употребляется союз «а», его обводим в кружок.

У. – Чтобы справиться с проделками хитрого Звукомора, нам в полёте потребуется важное правило. Кто его напомнит?

Д. – если услышу гласный звук (а) после твёрдого согласного — напишу букву «а», а если услышу гласный звук (а) после мягкого согласного – напишу букву «я».

У — Это и будет темой нашего сегодняшнего полёта. Запишите примету.

(Письмо с комментариями)

Какой смысл заключён в примете?

К какому времени года относятся месяцы апрель и май?

Назовите все весенние месяцы.

III. Развитие фонематического анализа и синтеза слов.

У. – Мы с вами улетели с планеты Земл_.

(Открывается изображение планеты на доске)

– Какую гласную опять похитил Звукомор? Почему?

– Наш корабль стремительно приближается к неизвестной планете. Узнать её название мы сможем, только справившись с очередной проделкой Звукомора. Он рассыпал буквы из названия планеты. Кто соберёт слово?

Д. – (Составляют слово «Марс»)

У. – С какой гласной надо писать это слово? Почему оно написано с большой буквы?

IV. Работа над деформированным текстом.

У. – Внимание! Наш корабль приземлился на планету Марс. Но здесь никого нет! Вокруг пустота. Стоп! Я вижу какой-то незнакомый предмет. Это послание — для нас. (На доске разворачивается плакат с текстом)

Прочитаем оставленное для нас сообщение.

У. – Попробуйте самостоятельно спасти послание, а потом проверим вместе.

У. – Проверяем ваши записи. Читаем первое предложение. Какие буквы написали в слове нами? Почему? Как раскрыли скобки?

(Проверяется каждое предложение. Проговаривается правило написания гласных букв «а-я», приставок, предлогов. Роль последних в предложении).

У. – Восстановите правильную смысловую последовательность предложений. Являются ли эти предложения текстом? Что называется текстом?

V. Физкультурная минутка.

У. – Мы находимся длительное время в полёте. Экипаж нуждается в отдыхе.

Игра: «Кулак – ладонь – ребро»

VI. Развитие орфографической зоркости.

У. – Конечно, в космическом путешествии невозможно обойтись и без обеда. У космонавтов в меню входят специальные блюда. Нам с вами предстоит выбрать только те, в названии которых пишутся гласные буквы «а – я»:

У. – Запишите в своих бортовых журналах выбранные продукты питания.

– Какое правило помогло нам справиться с проделками хитрого Звукомора?

– Какое опасное сочетание встретилось в нашем меню? (Открыть на доске «ЧА — ЩА»)

VII. Пополнение словаря.

У. – К сожалению, топливо у нашего корабля заканчивается. Мы возвращается домой. Наш корабль всё ближе и ближе к Земле. Вот уже в иллюминаторы нашего корабля виден лес. В эту весеннюю пору мы можем увидеть в нём животных. У одних уже появились детёныши, а другие ещё ожидают их появления. Посмотрите, кто это и назовите их детёнышей. Покажите, какие буквы «а» или «я» пишутся в названии детёнышей.

(Демонстрация картинок с изображением животных: медведица, лиса, волчица…).

– Какая гласная пишется в слове медвежата, в 3 и 4 слоге? лисята – во 2 и 3 слоге? и т.д.

(Дети показывают буквы «а-я»)

VIII. Графический диктант.

У. – Давайте мы составим предложение о нашем путешествии, зашифруем его и отправим в космической тубе на планету Марс.

(Дети составляют предложение и зашифровывают его только с помощью гласных букв. Записывают на ватмане. Сворачивают. Кладут в тубу).

IX. Итог занятия.

У. – Путешествие завершилось. Наш космический корабль вернулся на Землю, в класс. Посоветуйтесь между собой, и помощник командира подведёт итог нашего путешествия.

  • Какая важная информация осталась в ваших компьютерах?
  • Справился ли экипаж с заданием?

Награждение членов экипажа.

Новикова Алла Алексеевна,
учитель-логопед,
МБОУ «СОШ с УИОП №52″,
г. Курск

Читайте также:
Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: