Деревья в осеннем лесу – конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Осень. Деревья осенью»

Автор: Маршалова Татьяна Ивановна, учитель-логопед МАДОУ детский сад №17 «Теремок» комбинированного вида р.п. Любытино Новгородской области

Описание материала: Предлагаю вам конспект логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Осень. Деревья осенью». Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, работающим на группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Этот конспект интегрированного занятия с использованием нетрадиционных форм изобразительной деятельности и здоровьесберегающих технологий (логоритмики, психогимнастики, ароматерапии), направленного на активизацию и пополнение словарного запаса, формирование навыка словообразования у дошкольников.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Осень. Деревья осенью»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье», «Познание».

Цель:

Активизировать и пополнить у детей словарь по теме «Осень. Деревья осенью». Формировать навык словообразования прилагательных от существительных; сложных слов путём слияния двух основ.

Задачи:

Упражнять детей в подборе признаков и действий к предмету, верно согласовывать прилагательные и глаголы с существительными.

Уточнить понятия «звук», «буква», закрепить зрительный образ букв А, У.

Чтение звукосочетаний АУ, УА.

Уточнить и закрепить правильную артикуляцию «Ш» в изолированном виде, слогах, словах, предложениях.

Совершенствовать фонематический слух и фонематические представления, звуко-слоговой анализ слов.

Закрепить понятие «слово», «предложение», упражнять в наращивании предложения.

Развивать зрительное, слуховое внимание, память, воображение, мышление.

Развивать общую и мелкую моторику рук, мимику; умение согласовывать речь, ритм, движение.

Укреплять и сохранять здоровье детей на занятии с помощью здоровьесберегающих технологий: физкультминутки с элементом логоритмики, водного массажа рук, элементов психогимнастики.

Воспитывать контроль над своим произношением.

Воспитывать чувство любви к природе, развивать наблюдательность.

Оборудование: листья разных деревьев; картинки: деревьев, листопада, водопада, снегопада, камнепада, звездопада; репродукции (фото, слайды) осенних пейзажей; картина «Что перепутал художник»; ванночки с растворённой гуашью или акварелью; тазик с водой и морской солью (настоем ромашки), полотенце, ватман или кусок обоев, образцы отпечатков ладоней; фонограммы: детской песни об осени, звуков дождя и ветра; бубен или маракасы; звуковые полоски и фишки; контуры букв А, У в виде облаков.

Ход занятия:

Логопед входит с букетом листьев и напевает:

Листья жёлтые над городом кружатся,

Тихим шорохом мне под ноги ложатся…

Как вы думаете, о каком времени года я пела? ( Об осени)

Какие признаки осени вы знаете? ( Дети перечисляют признаки)

Ребята, сегодня пока я шла в детский сад, собрала букет из опавших листьев и принесла его вам.

Тема занятия. Сегодня мы с вами поговорим об осени, её красках и о деревьях в это время года. Будем слушать, смотреть и красиво говорить.

Посмотрите на букет и скажите эти листья, каких деревьев? (Педагог показывает лист, а дети угадывают дерево)

Игра «Какой лист?» Лист клёна (какой лист?) – кленовый;

рябины – рябиновый; ольхи – ольховый; осины – осиновый;

берёзы – берёзовый; дуба – дубовый; липы – липовый.

Жёлтый цвет – это цвет, какого дорогого металла? (Золота)

Значит, осень можно назвать какой? (Золотой)

Детям показывается слайд «Золотая осень».

Затем показываются слайды с разными проявлениями осени в природе.

А ещё, какая осень? (Багряная, поздняя, ранняя и т. д.)

Ой! А тут художник что-то перепутал.

Игра «Что не бывает? И почему?» (Не бывает подснежников осенью, потому что растут летом. Осенью не катаются на лыжах, потому что нет снега и т. д.)

Сегодня мы с вами тоже будем художниками, но художниками не простыми, а волшебными. И рисовать мы будем без помощи кисточек. В этом нам помогут волшебные краски осени. Нужно будет ладошку опустить в ванночку с краской и затем приложить её к бумаге. Ладошка оставит след – листик. Если хотим получить листик берёзы или осины, то пальчики нужно сомкнуть; ну, а если клёна – разомкнуть. (Логопедом демонстрируются образцы отпечатков). Мы можем колдовать опавшие листья, пока звучит мелодия. Будьте внимательны! Мелодия закончится, быстро моем руки и наслаждаемся запахами природы. Желающие могут подпевать!

Читайте также:
Использование оборудования Лекотека учителем-логопедом

Звучит фонограмма детской песенки об осени, дети рисуют:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Красные, жёлтые листья

По небу вьются, летят

Птицы давно улетели,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая,

Крыльями машет в дали.

Какие у вас по цвету, листья получились? (Жёлтые, красные, коричневые, могут быть зелёные)

Как вы думаете, что произошло с листьями, перед тем как они попали в мой букет? (Листья оторвались и упали с дерева)

Почему? Кто им помог? (Ветер)

Как называется это явление в природе? (Листопад)

Выставляется картинка с изображением листопада.

Проговорите слово «листопад» и внимательно подумайте, какие два слова спрятались в нём? (Лист, падать)

Игра «Почини слово». В этом вам помогут мои картинки- подсказки.

Вода + падать =водопад (Выставляются картинки с водопадом,

Звезда + падать = звездопад снегопадом и т.д.)

Снег + падать = снегопад

Камень + падать =камнепад

Игра «Подбери действие».

Ветер что делает? (Дует, срывает, гонит (тучи), открывает(двери)).

Листья что делают? (Отрываются, летят, падают, лежат, шуршат)

Физкультминутка (с элементами логоритмики под бубен)

Дует, дует ветер,

С дерева срывает.

И летят листочки,

Кружат по дорожке,

Прямо нам под ножки.

Дети стоят и машут руками. ( Ритм бубна умеренный)

Трясут кистями рук. (Ритм бубна учащается)

Дети семенят на месте и делают махательные движения руками. (Ритм замедляется)

Какой звук листья издают под ногами? («Ш-ш-шшш»)

Как мы произносим этот звук? Уточнение артикуляции «Ш».

Развитие мимических мышц (с элементом психогимнастики)

Листья опали. Мы огорчились,

Игра «Запомни и повтори цепочки слогов» (Цепочки произносятся с ударением на разный слог) Запомните и произнесите песенку листьев:

ша-шо-шу; ши-шу-ша; ши-ша-шу .

Я вам прочитаю стихотворение, вы запомните и назовите слова со звуком «Ш». В тишине лесной глуши

Шепот к Шороху спешит.

Шепот к шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит. (А.Суслов)

Затем построчное отражённое произношение стихотворения.

Игра «Телеграф» деление слов: «шепот», «шорох», «тишина» на слоги, определение длинны слов. Какое слово длиннее? Почему?

Игра «Где звук?» Работа на определение места звука «Ш» в этих словах. (Детям с низким уровнем развития – по звуковым полоскам, с высоким уровнем – без зрительной опоры)

Загадка: Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого.

Светит весело в оконце.

Ну, конечно это…..(солнце).

А теперь произнесите это слово ласково. (Солнышко)

Правда, красивое слово? От его света мир становится прекрасней. Какими словами можно описать солнышко? Какое оно? (Ласковое, теплое, нежное, доброе, красивое, яркое…)

А теперь давайте поиграем в игру «Живые слова».

Сейчас я кому-нибудь из вас скажу по слову, а вы его запомните. (Логопед говорит на ушко трём детям по одному слову: «солнышко», «ласкает», «нас»)

Живые слова выходите вперед. Произнесите каждый своё слово. (Солнышко ласкает нас)

Ребята, если слова возьмутся за руки, получится что? (Предложение)

А теперь давайте поменяем слова и прочтем предложение снова. (Нас ласкает солнышко.)

Какое предложение получилось у нас? (Дети «читают» предложение)

А давайте в наше предложение добавим слова, которыми вы описывали солнышко. (Дети распространяют предложение, добавляя прилагательные.)

Послушайте, ребята, что это? Звучит фонограмма ветра и дождя.

И солнышко спряталось! Это тучки пришли в гости и хотят с нами поиграть.

Игра «Узнай по контуру» Мы будем смотреть на тучки и угадывать, на что они похожи. ( на букву А, У) Что такое буква, а что такое звук? Нарисуйте в воздухе эти буквы пальцем.

Назовите звуки, которые они обозначают.

Как мы называем такие звуки? (Гласные) Прочитайте, что написали облака(ау, уа)

Игра «Подскажи словечко» Подбор слов на «А», «У».

Ну, вот дождик закончился. И наше занятие тоже подходит к концу.

Итог занятия, оценка работы детей. О чём говорили? Чем занимались? Что нового узнали? Что понравилось?

Читайте также:
Конспект логопедического занятия 'Фрукты' для старшего возраста

Перспектива. Вечером вместе с воспитателем нужно будет вырезать наши волшебные листья, сделать красивое осеннее панно и повесить в групповой комнате. Я к вам приду в гости, и вы мне покажете свою работу, расскажете как её делали.

Конспект логопедического занятия “Лес. Деревья”

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи учащихся 2 класса по теме: “Лес. Деревья”

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия “Лес. Деревья”»

Подгрупповое логопедическое занятие по развитию связной речи

На тему: Деревья. Лес.

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о лесе и деревьях.

Образовательные:познакомить с названиями деревьев: береза, дуб, клен, рябина; обогащение словаря по теме: «Лес. Деревья»; образование прилагательных от существительных.

Коррекционные: развитие общей и мелкой моторики, слухового восприятия, выработка устойчивой воздушной струи.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к родной природе.

Оборудование: предметные картинки по теме: «Деревья. Лес», сенсорная дорожка, программный комплекс «Игры для Тигры», песочный стол.

1.Коммуникативная игра «Поздоровайся, дружок!».

Дети входят в сенсорную комнату и встают в круг.

А как встали в кружок,

Дети садятся на пуфики.

Здравствуйте ребята, к нам пришло письмо. Пишет его Лесовичок. Давайте прочитаем что в нем написано. «Дорогие ребята, здравствуйте! Я Лесовичок- хранитель леса. Охраняю я лес от людей, которые не ценят и не берегут лес. Оставляют мусор, жгут костры, вырубают и ломают деревья и кустарники. Я очень надеюсь, что вы этого делать не будете. Ведь без леса, без деревьев нам не прожить. Помните это! Прошу вас, относится к лесу бережно!»

3. Введение в тему.

Правильно ребята, лес и деревья – друзья всего живого на земле. Скажите, а что же такое лес? Лес- это место где растет много деревьев. Деревья на нашей планете бывают самых разных видов. Лес, ребята, – это богатство нашей Родины- России. Лес, такой красивый и нарядный во все времена года, дарит всем окружающим свежий и чистый воздух, богатый кислородом, который так необходим людям и животным. Лес является домом для зверей и птиц. Плоды разных деревьев кормят животных и птиц.

Сегодня мы с вами поговорим о лесе. И тема нашего занятия «Лес».

Ребята, мы знаем, что в лесу растет много деревьев. А вот какие деревья растут в лесу, мы узнаем, когда отгадаем загадки.

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане.(береза)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

Сучки рогатые, плоды крылатые,

А лист- ладошкой, с длинной ножкой. (клен)

Весною зеленела, летом загорела,

Осенью надела красные кораллы. (рябина)

Давайте попробуем найти картинку с деревом, которое вы назвали, у меня на столе и прикрепим ее на доску.

(дети называют деревья, находят картинку дерева, которое называет и прикрепляют на доску)

Посмотрите сколько деревьев в нашем лесу.

Береза- гладкий белый тонкий ствол с черными пятнами, тонкие ветки, опущенные вниз, треугольные листья.

Дуб- толстый ствол и ветки, листья овальные, есть желуди.

Клен- ствол темно-серый, листочки похожи на растопыренную ладошку.

Рябина- ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.

6. Сенсорная дорожка.

Ребята, вам нравится гулять в лесу? (ответы детей)

А теперь давайте представим, что мы прогуляемся с вами по лесным дорожкам.(Дети ходят по сенсорной дорожке под музыку и проговаривают стихотворение)

Друг за другом мы идем

И ничуть не устаем.

На лесной дорожке.

Левой раз, правой раз,

Посмотрите вы на нас.

Всем в лесу на удивленье

Разные растут деревья:

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.

Шелестят листвой деревья,

Словно разговор ведут,

Птичек в гости пригласили.

Читайте также:
Грибы, составление описательного рассказа о грибах' - конспект НОД

7. Слуховая гимнастика.

Давайте закроем глаза и послушаем звуки леса.

Дети закрывают глаза и слушают звуки леса.

Ребята, какие звуки вы слышали в лесу? (пение птиц, шум листьев, дуновение ветра)

8. Дыхательная гимнастика (игры для Тигры)

Давайте по очередиподуем на одуванчик.

Дети дуют на одуванчик.

9. Артикуляционная гимнастика

10.Игра «С какой ветки детки».

Давайте поиграем в игру. Найдите, с какого дерева упаллисточек, и назовите его.

Лист с березы (какой?)… березовый

Лист с дуба (какой?) …дубовый

Лист с рябины (какой?)…рябиновый

Лист с клена (какой?)…кленовый

( на доске висят картинки деревьев, дети поднимают с пола листок и находят, с какого дерева он упал)

Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.

11.Пальчиковая гимнастика «В лесу»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик – по дорожке. сжимают и разжимают кулаки

Этот пальчик – по тропинке,

Этот пальчик – за грибами.

Этот пальчик – за малинкой.

Этот пальчик птиц увидел.

Птицы с шумом улетели, встряхивают кистями

С ним играть не захотели. сжимают и разжимают кулаки

12. Рисование на песке.

Давайте нарисуем на песке листочки, которые вы нашли, но сначала вспомним правила рисования на песке.

Дети вспоминают правила и рисуют на песке листочки.

13. Правила поведения в лесу. А вы знаете как нужно вести себя в лесу?

1.Не разоряйте птичьигнезда.

2.Нешумите в лесу.

3.Не разжигайте костры в лесу.

4.Не оставляйте мусор в лесу.

Запомнили как нужно себя вести в лесу.

III. Итоги занятия

Давайте с вами вспомним, какие деревья мы с вами встретили, гуляя по лесу. Повторяйте за мной движения. (дети изображают деревья)

Могучий дуб – руки к плечам, пальцы сжать в кулаки.

Стройная береза – руки подняты вверх, кисти рук слегка наклонены в стороны.

Клен – кисти рук скрещены вверху над головой, наклонены вперед

Молодцы, ребята, замечательно изобразили деревья.

Сегодня мы побывали в лесу. Вспомнили, какие деревья растут в лесу. Вспомнили правила поведения в лесу. Я уверена, Лесовичок может быть спокоен, вы будем к лесу относиться бережно. А чтобы вы не забыли правила поведения в лесу, вот вам дом. задание. Вам надо раскрасть рисунок.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме «Деревья в осеннем лесу»

Тема: «Деревья в осеннем лесу»

  • активизировать и закреплять словарный запас по теме «Деревья»;
  • развитие навыков словоизменения и словообразования;
  • развитие лексико-грамматических навыков, упражнение в употреблении относительных и сложных прилагательных, в согласовании их в роде, числе, падеже;
  • совершенствование процессов восприятия, внимания, памяти, мышления,
  • развитие общей, мелкой и мимической моторики, эмоционально-волевой сферы через использование элементов психогимнастики, массажа, логоритмики.
  • воспитывать самоконтроль;
  • воспитывать желание активно работать на занятии.

Ход занятия:

I. Оргмомент.

– Ребята, скажите пожалуйста, а какое сейчас время года? (Осень)

– Давайте представим, что все мы – осенние листочки. Все мы разные по форме, росли на разных деревьях и все мы разных цветов и оттенков. А также у осенних листочком может быть разное настроение: веселое, грустное, сердитое. Листочки могут быть мечтательными, восторженными или удивленными. Давайте изобразим разные эмоции осенних листочков.

– Некоторые листочки затеяли веселую игру. Давайте изобразим веселье и радость!

– А другие смеются глядя на веселую игру.

– Кто-то грустит об ушедшем лете. Давайте изобразим грусть.

– А кто-то сердится на ветер, который оторвал его от родной ветки.

– Кто-то удивился, когда на веточку села птичка. Давайте изобразим удивление.

– Молодцы, ребята, замечательно передали эмоции осенних листочков.

II. Основная часть.

1. Просмотр презентации «Осенний лес». Сообщение темы.

– Ребята, давайте присядем за столы и посмотрим на экран, я для вас приготовила небольшой фильм и предлагаю его вам посмотреть. (просмотр презентации, КОМЕНТАРИИ)

Читайте также:
Конспект занятия по обучению грамоте: Звук П-Пь, Буква П

– Ребята, что мы сейчас с вами видели на экране? (лес, деревья, осень)

– И как вы думаете о чем мы будем сегодня говорить? (О деревьях).

2. Дидактическая игра «Назови дерево».

На доске – предметно-тематические картинки.

Дифференциация лиственных и хвойных деревьев.

– Давайте вспомним какие бывают деревья (лиственные, хвойные)

– А почему лиственные деревья так называют? (почему хвойные?)

– Ребята давайте посмотрим на доску и назовем лиственные деревья. (Береза, липа, осина, клен, тополь, ива, рябина). А теперь хвойные деревья. ( Ель, сосна).

– Хорошо, ребята, с этим заданием вы справились.

3. Д/игра «Части дерева».

– Давайте вспомним из чего состоят деревья, назовём и покажем части дерева. (Называют и показывают: корни, ствол, кора, ветки, листья, крона, плоды (сережки, семена, желуди, шишки, орехи, ягоды).

– Молодцы, вы хорошо знаете, из чего состоят деревья.

4. Д/игра «Скажи со словом «осенний» (с мячом).

– Ребята, давайте с вами немного поиграем, я бросаю кому-то из вас мяч и говорю слово. А вы повторяете мое слово, но со словом «осенний» и возвращаете мне мяч.

лист – …осенний лист
ветка – … осенняя ветка
дерево – … осеннее дерево
лес – … осенний лес
роща – … осенняя роща
букет – … осенний букет.

5. Д/игра «Подбери слова – признаки».

– Ребята, давайте посмотрим на деревья и подберем красивые слова, как можно сказать про деревья? Какие они? Например береза какая?

  • береза (какая?) –… стройная, белоствольная, кудрявая
  • дуб (какой?) –… могучий, мощный, крепкий, выносливый
  • рябина –… тонкая, нарядная, красивая
  • клен – …резной, красивый, кудрявый, тенистый
  • липа – …красивая, липкая, лечебная
  • ива –… раскидистая, плакучая
  • ель, сосна (какие?) –… вечнозеленые, колючие, душистые, хвойные.

– Ребята, скажите, а почему так говорят…

  • береза кудрявая?
  • дуб могучий
  • ель колючая
  • клен тенистый

– Молодцы, ребята, хорошо выполнили это задание.

6. Д/игра «С какой ветки детки?».

– Ребята, у меня здесь опавшие листья я сейчас вам их раздам и мы посмотрим на них и определим, с каких деревьев опали эти листья?

– Этот лист с какого дерева? Значит он какой?

  • с березы – березовый лист
  • с осины – осиновый лист
  • с дуба – дубовый лист
  • с липы – липовый лист
  • с клена – кленовый лист.

– И с этим заданием вы справились прекрасно.

7. Д/игра «Подбери слова – действия».

– Скажите мне, пожалуйста, а что делают листья осенью? (…желтеют, краснеют, шелестят, вянут, опадают, кружатся, сохнут, шуршат).

8. Физминутка «Осенние листочки».

– Ребята, давайте немного отдохнём, встаньте со своих мест и подойдите сюда. Посмотрите здесь много опавших листьев возьмите по два листочка в одну и другую руку, и повторяете за мной.

Мы, листики осенние,
На веточках сидели,
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Повертел их, покружил
И на землю опустил.

– Молодцы, оставьте листочки, подойдите ко мне и посмотрите…

9. Д/игра – классификация.

– Ребята, посмотрите и скажите, что мы здесь видим? (Много дубов)

– Скажите, лес где растут дубы как называется? (Дубрава)

(Также: Много сосен – сосновый бор; много берез – березовая роща)

– Молодцы! Скажите, а лес в котором растут все деревья как называется? (смешанный)

– Я сейчас вам предложу составить смешенный лес из разных деревьев, давайте присядем за столы…но перед тем как составить смешенный лес, скажите мне что у вас на столах? (шишки)…

10. Массаж с дарами природы.

– Ребята, давайте зарядимся энергией от даров природы – сделаем массаж рук с шишками. Повторяйте за мной.

Выполняются круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук, сопровождаемые речью.

Вы, сосновые шишки,
Дайте всем ребятишкам
Силу и здоровье,
Ловкость, красоту,
Радость и веселье,
Ум и доброту!

Читайте также:
Факторы, влияющие на качество проведения логопедических занятий у пациентов с очаговыми поражениями головного мозга

– Молодцы, положите шишки в корзинку….

11. Задание на развитие мелкой моторики.

– А теперь возьмите пакетики в них у каждого из вас разрезная картинка с изображением дерева, у каждого свое. Вы должны собрать эти картинки.

(собирают разрезные картинки)

– Хорошо, а теперь назовите то дерево которое у вас получилось. Вот у нас и получился смешенный лес.

– Молодцы! Ну а теперь настало время идти в группу, так как занятие наше подходит к концу. Давайте на прощание пожелаем деревьям много всего хорошего. Я вам буду подсказывать что пожелать, а вы должны повторить эти пожелания обращаясь к деревьям.

– Пожелайте деревьям, чтобы они…

  • росли – растите
  • здоровели – здоровейте
  • зеленели – зеленейте

III. Итог занятия.

– Хорошо, о чем мы с вами сегодня говорили? (О деревьях).

Оценка деятельности детей на занятии.

– Все дети сегодня хорошо занимались, отвечали, справились с заданиями. Занятие окончено.

Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе «Осень. Деревья»

Составление рассказа – описания по картинке.

  • активизировать словарь по теме;
  • учить отвечать полными ответами на вопросы;
  • учить словообразованию;
  • упражнять в употреблении предлогов: с, на, под;
  • упражнять в употреблении союза «а»;
  • учить согласовывать существительные с числительными;
  • учить составлять короткие рассказы;
  • развивать логическое мышление, память, внимание.

Ход занятия:

Организационный момент.

Отгадайте загадки:

-Никто не пугает, а вся дрожит? (осина)

-Стал высок и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок, ничего, что плод мой мелок (дуб).

-На полянках девчонки в белых рубашках, зелёных полушалках (берёза)

-Как одним словом называем берёзу, дуб, осину? (Это деревья)

-Какие ещё деревья вы знаете? ( клён, рябина, тополь, липа, ива)

-Ветер щёки толстые надул.

И на деревья пёстрые подул.

Красный, жёлтый, золотой

Облетел весь лес цветной.

-Как в природе называется явление, когда падают листья? (Это листопад)

Игровое упражнение «С какого дерева лист?»

-Берёзовые листья лежат…под берёзой

-Осиновые листья лежат…под осиной

-Рябиновые листья лежат …под рябиной

-Липовые листья лежат…под липой

-Дубовые листья лежат…под дубом

-Кленовые листья лежат…под кленом

-Берёзовые листья растут…на берёзе.

-Кленовые листья растут…на клёне

-Дубовые листья растут…на дубе

-Липовые листья растут…на липе

-Рябиновые листья растут…на рябине

-Осиновые листья растут…на осине.

-Берёзовый лист упал…с берёзы

-Дубовый лист упал…с дуба

-Кленовый лист упал …с клёна

-Осиновый лист упал…с осины

-Липовый лист упал…с липы

-Рябиновый лист упал…с рябины.

Рассмотреть берёзу и дать полные ответы:

-Что это? (Это берёза)

-Назови части дерева. (У берёзы есть ствол, ветки, листья, в земле корень)

-Какого цвета ствол у берёзы? ( У берёзы белый ствол с чёрными полосками)

-Как называются листья на берёзе? (На берёзе растут берёзовые листья)

-На что похожи листья у берёзы? (Листья у берёзы похожи на золотые монетки)

-Какого цвета листья на берёзе весной, осенью? (Весной листья зелёные, а осенью жёлтые)

-Какие грибы растут под берёзой? (Под берёзой растут подберёзовики)

-Аналогичная работа проводится с дубом, рябиной, клёном, осиной.

Рассказ – описание «Берёза».

-Это берёза. У берёзы ствол белый, с чёрными полосками. От ствола отходят ветки. На ветках растут берёзовые листья. Весной листья зелёные, а осенью жёлтые и похожи на золотые монетки. Под берёзой растут грибы подберёзовики.

Игровое упражнение «Найти отличие» Берёза- дуб.

-У берёзы ствол белый, а у дуба коричневый.

-У берёзы листья осенью жёлтые, а у дуба коричневые.

-У берёзы берёзовые листья, у дуба дубовые.

-На берёзе растут серёжки, а на дубе жёлуди.

Игровое упражнение «Один – много»

-У дома растёт одна берёза, а в лесу много берёз

-У дома растёт один дуб, а в лесу много дубов.

-У дома растёт одна рябина, а в лесу много рябин.

Читайте также:
Формирование слуховой и зрительной памяти у детей с ЗПР

-У дома растёт одна осина, а в лесу много осин.

-У дома растёт один клён, а в лесу много клёнов

-У дома растёт одна липа, а в лесу много лип.

Итог занятия.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста «Прогулка в лес» Образовательные задачи: Продолжать формировать понятия «один», «много». Учить детей.

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР)…

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР) старшей группы Тип проекта: познавательный, творческий. Продолжительность: краткосрочный. Реализация проекта «Петушок и его.

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно – эстетическому…

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно–эстетическому развитию в средней группе Цель. Упражнять в умении лепить большие и маленькие предметы.

Лэпбук «Времена года»

Лэпбук «Времена года» (Авторское дидактическое пособие) Дидактическое пособие лэпбук «Времена года» – комплекс дидактических игр и заданий, направленных на развитие познавательной и речевой.

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной группы: «Приключения…

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной группы: «Приключения скрипичного ключа» Цель: Развивать способность принимать собственное решение, опираясь на свои знания и.

Особенности организации сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие нравственных качеств у…

Особенности организации сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста Игра – основной вид деятельности в дошкольный.

Комментарии

  • Ирина

В блогах

Конспект ООД по нетрадиционному рисованию

Нетрадиционная техника рисования – тычок жёсткой полусухой кистью, поролоном, мятая бумага. Цель занятия: помочь детям освоить новый способ изображения, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость). Задачи: Образовательные: Создать условие для экспериментирования. Учить создавать.

Рабочая программа по дополнительному образованию с детьми младшей группы

Содержания Глава 1. Целевой раздел……………………………………………………………………….3 1.1 Пояснительная записка…………………………………………….……………………..…3 1.2 Цели и задачи программы……………………………………….………………………….4 1.3 Принципы программы………………………………………………………………………4 1.4 Результаты реализации программы……………………………………………………..….4 Глава 2. Содержательный раздел…………………………………………………………… 5 2.1 Примерный календарно тематический план………………………………………………5 2.2. Формы организации детской деятельности ………………………………………………8 Глава 3. Организационный.

ООД Конспект занятия по нетрадиционному рисованию.

Тема «Компот из ягод» Нетрадиционная техника рисования : рисование пальчиком. Цель: Закреплять знание названий ягод, умение пользоваться обобщающим словом «ягоды»; Закреплять умение различать и называть цвета; Продолжать учить детей образовывать прилагательное от существительного; согласовывать существительное с прилагательным в роде; Закреплять.

ООД Конспект занятия по речевому развитию ” Оденем куклу Инну”

Тема: Игровая ситуация «Оденем куклу Инну» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе игровой деятельности (д/и «Оденем куклу») Задачи: Обеспечить условия для: развития речевого слуха; выражения детьми своих мыслей, чувств, мнения, побуждения детей к речевой активности; упражнения в правильном произношении.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Деревья в осеннем лесу»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Деревья в осеннем лесу»

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_frontalnogo_logopedicheskogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe_dlya_detey_s_onr.docx 21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Деревья в осеннем лесу»

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Деревья в осеннем лесу»

активизировать и закреплять словарный запас по теме « Деревья » ;

развитие навыков словоизменения и словообразования;

развитие лексико-грамматических навыков, упражнение в употреблении относительных и сложных прилагательных, в согласовании их в роде, числе, падеже;

совершенствование процессов восприятия, внимания, памяти, мышления,

развитие общей, мелкой и мимической моторики, эмоционально-волевой сферы через использование элементов психогимнастики, массажа, логоритмики .

воспитывать желание активно работать на занятии .

– Ребята скажите пожалуйста, а какое сейчас время года? ( Осень )

– Давайте представим, что все мы – осенние листочки . Все мы разные по форме, росли на разных деревьях и все мы разных цветов и оттенков. А также у осенних листочком может быть разное настроение : веселое, грустное, сердитое. Листочки могут быть мечтательными, восторженными или удивленными. Давайте изобразим разные эмоции осенних листочков .

– Некоторые листочки затеяли веселую игру. Давайте изобразим веселье и радость!

– А другие смеются глядя на веселую игру.

– Кто-то грустит об ушедшем лете. Давайте изобразим грусть.

– А кто-то сердится на ветер, который оторвал его от родной ветки.

– Кто-то удивился, когда на веточку села птичка. Давайте изобразим удивление.

– Молодцы, ребята, замечательно передали эмоции осенних листочков .

II. 1. Просмотр презентации « Осенний лес » . Сообщение темы.

– Ребята давайте присядем за столы и посмотрим на экран, я для вас приготовила небольшой фильм и предлагаю его вам посмотреть. (просмотр презентации, КОМЕНТАРИИ)

– Ребята, что мы сейчас с вами видели на экране? (лес, деревья , осень )

– И как вы думаете о чем мы будем сегодня говорить? (О деревьях ) .

2. Дидактическая игра «Назови дерево » .

На доске – предметно-тематические картинки.

Дифференциация лиственных и хвойных деревьев .

– Давайте вспомним какие бывают деревья (лиственные, хвойные)

– А почему лиственные деревья так называют ? (почему хвойные)

– Ребята давайте посмотрим на доску и назовем лиственные деревья . (Береза, липа, осина, клен, тополь, ива, рябина) . А теперь хвойные деревья . (Ель, сосна) .

– Хорошо, ребята, с этим заданием вы справились.

3. Д/игра «Части дерева » .

– Давайте вспомним из чего состоят деревья , назовём и покажем части дерева . (Называют и показывают : корни, ствол, кора, ветки, листья, крона, плоды (сережки, семена, желуди, шишки, орехи, ягоды) .

– Молодцы вы хорошо знаете из чего состоят деревья .

4. Д/игра «Скажи со словом « осенний » (с мячом) .

– Ребята давайте с вами немного поиграем, я бросаю кому-то из вас мяч и говорю слово. А вы повторяете мое слово, но со словом « осенний » и возвращаете мне мяч.

лист – … осенний лист

ветка – … осенняя ветка

дерево – … осеннее дерево

лес – … осенний лес

роща – … осенняя роща

букет – … осенний букет .

5. Д/игра «Подбери слова – признаки» .

– Ребята давайте посмотрим на деревья и подберем красивые слова, как можно сказать про деревья ? Какие они? Например береза какая?

береза (какая) –… стройная, белоствольная, кудрявая

дуб (какой) –… могучий, мощный, крепкий, выносливый

рябина –… тонкая, нарядная, красивая

клен – …резной, красивый, кудрявый, тенистый

липа – …красивая, липкая, лечебная

ива –… раскидистая, плакучая

ель, сосна (какие) –… вечнозеленые, колючие, душистые, хвойные.

– Ребята скажите, а почему так говорят…

– Молодцы, ребята, хорошо выполнили это задание.

6. Д/игра «С какой ветки детки?» .

-Ребята, у меня здесь опавшие листья я сейчас вам их раздам и мы посмотрим на них и определим, с каких деревьев опали эти листья ?

– Этот лист с какого дерева ? Значит он какой?

с березы – березовый лист

с осины – осиновый лист

с дуба – дубовый лист

с липы – липовый лист

с клена – кленовый лист.

– И с этим заданием вы справились прекрасно.

7. Д/игра «Подбери слова – действия» .

– скажите мне пожалуйста, а что делают листья осенью ? …желтеют, краснеют, шелестят, вянут, опадают, кружатся, сохнут, шуршат).

8. Физминутка « Осенние листочки » .

– Ребята давайте немного отдохнём, встаньте со своих мест и подойдите сюда. Посмотрите здесь много опавших листьев возьмите по два листочка в одну и другую руку, и повторяете за мной.

Мы, листики осенние ,

На веточках сидели,

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял,

Повертел их, покружил

И на землю опустил.

– Молодцы оставьте листочки, подойдите ко мне и посмотрите…

9. Д/игра – классификация.

– Ребята посмотрите и скажите, что мы здесь видим? (Много дубов)

– Скажите, лес где растут дубы как называется? (Дубрава)

(Также : Много сосен – сосновый бор ; много берез – березовая роща)

– Молодцы! Скажите, а лес в котором растут все деревья как называется ? (смешанный)

– Я сейчас вам предложу составить смешенный лес из разных деревьев , давайте присядем за столы…но перед тем как составить смешенный лес, скажите мне что у вас на столах? (шишки…

10. Массаж с дарами природы.

– Ребята, давайте зарядимся энергией от даров природы – сделаем массаж рук с шишками. Повторяйте за мной.

Выполняются круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук, сопровождаемые речью.

Вы, сосновые шишки,

Дайте всем ребятишкам

Силу и здоровье,

Радость и веселье,

– Молодцы, положите шишки в корзинку….

11. Задание на развитие мелкой моторики.

– А теперь возьмите пакетики в них у каждого из вас разрезная картинка с изображением дерева , у каждого свое. Вы должны собрать эти картинки.

(собирают разрезные картинки)

– Хорошо, а теперь назовите то дерево которое у вас получилось. Вот у нас и получился смешенный лес.

– Молодцы! Ну а теперь настало время идти в группу , так как занятие наше подходит к концу. Давайте на прощание пожелаем деревьям много всего хорошего. Я вам буду подсказывать что пожелать, а вы должны повторить эти пожелания обращаясь к деревьям .

– Пожелайте деревьям , чтобы они…

III. Итог занятия .

– Хорошо, о чем мы с вами сегодня говорили? (О деревьях ) .

Оценка деятельности детей на занятии .

– Все дети сегодня хорошо занимались, отвечали, справились с заданиями. Занятие окончено .

Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе

Тема: «В осеннем лесу» ( закрепление )

  • Развитие слухового внимания и памяти.
  • Закрепление знаний о гласных звуках.
  • Совершенствование звукового анализа и синтеза слова.
  • Совершенствование слогового анализа.
  • Развитие кинестетической основы движения рук и артикуляторных движений.
  • Развитие дыхания и голоса. Развитие умения контролировать силу и длительность выдоха.
  • Закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи, подражательности движений.
  • Активизировать и развивать словарь по теме «Деревья осенью».
  • Образование относительных прилагательных.
  • Развивать память, внимание.
  • Развивать мелкую моторику.

  • Демонстрационный материал: письмо, Котенок, Звукоед, Ёжик, символы звуков (красные и синие квадраты), схема слова, слоговые символы, листья деревьев (красные, желтые, оранжевые), предметные картинки деревья (тополь, дуб, ива, клен, осина, береза)
  • Раздаточный материал: схема слова, символы звуков и слогов, волшебные полянки (массажные варежки), волшебные листики (маленькие кусочки разноцветной ваты).

1. Организационный момент. Самомассаж.

(Граблеобразными движениями проводят пальцами

2. Знакомство с темой.

Ребята, к нам в гости пришел Ёжик из
Волшебного леса и что-то принес. Что же это? Посмотрим. Письмо.

Письмо Котенка.
Здравствуйте ребята! Этим летом я отдыхал у своей бабушки. И вот теперь возвращаюсь домой к маме. Моя дорога проходит через осенний волшебный лес. Здесь, в лесу, со мной произошла неприятная история. Я встретил Звукоеда. Вы знаете, какой он коварный. Звукоед заколдовал лесную тропинку. И теперь нужно ответить на все его вопросы о гласных звуках, об осенних деревьях, чтобы попасть домой. Иначе я больше никогда не увижу свою маму. Помогите мне, пожалуйста, ребята!
– Ну что, ребята, поможем? (Да!)
– Давайте вспомним, где проходит дорога Котенка? (Дорога проходит в осеннем волшебном лесу.)
– Так как лес волшебный, значит и загадки будут не простые.

3. Совершенствование словаря.

– Давайте посмотрим, какие деревья растут в волшебном лесу? (Рябина, дуб, клен, осина, липа, береза, ива.)
– У каждого дерева есть свои листочки. У каждого листочка есть свое имя. Вспомним, как они называются.

Лист рябины – … Лист осины – …
Лист дуба – … Лист березы -…
Лист клена – … Лист липы – …



– Молодцы! Вы вспомнили название каждого листочка.
Кто сможет ответить на такой вопрос: если у всех этих деревьев есть листья, то, как их можно назвать одним словом? (Лиственные)

4. Развитие дыхания и голоса.

Задание №1. Отгадайте загадку.
Летом вырастают, а осенью опадают? (Листья)

– Давайте вспомним, что происходит с листьями до того как они начнут опадать? (Желтеют, краснеют, вянут)
– Подует холодный осенний ветер и листья начнут опадать. Как называется это явление природы? (Листопад.)
– Слово «листопад» простое или сложное? Из каких слов оно состоит?
– Давайте покажем, как же дует ветер на волшебные осенние листочки.

Вдох носом. Плечи не поднимаются. Плавный выдох ртом, губы трубочкой. Следить, чтобы щёки не надувались.

5. Развитие кинестетической основы движения рук и артикуляторных движений.

Разозлился Звукоед и украл все листья с деревьев, чтобы наши гости не увидели волшебного листопада. Но, мы покажем Звукоеду, как наши волшебные «пальчики-листики» ложатся на волшебную полянку и поют свои песенки.

Листики волшебные на полянку сели,
Листики волшебные песенку нам спели:

А О У И Ы Э

Большой Указат Средний Безымянный Мизинец Ладонь
Палец

Тихо – нормально – громко
Громко-нормально-тихо

-Как, одним словом можно назвать все эти звуки? (Гласные)
-Почему их назвали гласными? (Можно петь, не встречают во рту преграды)
А вот и сам Звукоед. (Звукоед выставляется на доску.) Удивился он, рассердился, да призадумался. А мы пока с вами поиграем.

6. Динамическая пауза.

Листья осенние тихо кружатся Кружатся на цыпочках. Руки в стороны.
Листья нам под ноги тихо ложатся Приседают.
И под ногами шуршат, шелестят Движения руками вправо – влево.
Будто опять закружиться хотят. Поднимаются и кружатся.
(Нищева Н.В.)

7. Слоговый анализ слова.

Думал-думал Звукоед и решил загадать нам такую загадку: «Все слова состоят из слогов. Посчитайте, сколько слогов в названиях деревьев, которые вы видите». Составление слоговой схемы.

8. Звуковой анализ.

А тем временем Звукоед загадал нам с вами свою последнюю и самую трудную загадку. Надо отгадать загадку и составить звуковую схему слова – отгадки.

Кудри в речку опустила
И о чем – то загрустила,
А о чем грустит, никому не говорит. (Ива)
(litrus.net)

– Составьте звуковую схему слова ива.
Разбор звуковой схемы и составление на доске.
Вдруг Звукоед взял да и спрятал последний звук из схемы и говорит: «Вот вы и попались! Отгадайте, какой звук я спрятал? Какие звуки остались?» Затем Звукоед прячет первый, а потом второй звук.
Закрепление: почему звуки называют гласными и согласными.

9. Итог занятия. Анализ работы детей.

Сегодня мы с вами помогли Котенку ответить на следующие загадки:
– Что происходит с деревьями осенью? Что такое листопад?
– Звуковую схему какого слова мы составляли?
Выставляется Котенок.

Список литературы:

1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М.: Айрис-пресс, 2005.
2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.
3. Сибагатулина А.М. Конспект совместного занятия «Виды работ при коррекции речевых нарушений.» – М.; журнал Логопед, 23.07.2006.

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Лес. Деревья»

  • Задания по лексическим темам (16)
  • Домашние задания (19)
  • Готовимся к школе (3)
  • Русские народные игры для детей (1)
  • Развиваем пальчики (5)
  • Конспекты (30)

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Лес. Деревья»

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Лес. Деревья»

Цель: закрепить и расширить словарный запас по теме «Лес. Деревья».

Задачи:

– закрепить и расширить словарный запас по теме «Лес. Деревья»

-учить образовывать относительные прилагательные;

-учить подбирать антонимы;

-закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными и существительные с числительными;

– учить правильно употреблять предлоги.

-совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения;

-развивать зрительное и слуховое внимание;

-развивать общую и мелкую моторику;

– развивать логическое мышление, память, внимание.

-развивать положительную мотивацию учащихся к учебной деятельности;

-воспитывать интерес к занятию.

Ход занятия

– Здравствуйте, ребята! Начнем наше занятие с артикуляционной разминки.

– Чтобы узнать тему нашего занятия, отгадайте загадку.

Он зелёный и густой,

Он высокий и большой:

У него полно плодов,

Ягод, шишек и грибов,

И протоптанной тропинкой,

По нему идут с корзинкой… (Лес)

– Правильно ребята, лес. Скажите, а что же такое лес? Лес – это место где растет много деревьев. Лес является домом для зверей и птиц. Плоды разных деревьев кормят животных и птиц.

– Сегодня мы с вами поговорим о лесе. А вот какие деревья растут в лесу, мы узнаем, когда отгадаем загадки.

Стоит в белой одежке,

Темной он покрыт корой,

Лист красивый вырезной,

А на кончиках ветвей

Зреет много желудей. (Дуб)

Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)

Сучки рогатые, плоды крылатые,

А лист – ладошкой, с длинной ножкой. (клен)

Что за дерево такое,

Украшает лес зимою?

Грозди красные на ветках –

Ну-ка угадайте детки:

Не ольха и не осина,

А красавица … (Рябина)

Поиск соответствующего понятия «Какие бывают леса?»

– Ребята, скажите, что растет на веточках деревьев (Листья)

Лес в котором растут деревья, покрытые листьями называется – лиственный.

– А у елки, сосны, лиственницы? (иголки)

Иголки, это тоже листики и называются они хвоя.

Как будет называться лес в котором растут деревья, покрытые хвоей – хвойный.

если в лесу растут ели, березы и дубы, то этот лес — смешанный.

Игра «Назови части дерева»

– Ребята, а что общего у всех деревьев?

– Какие части растений расположены под землей, над землей?

Крона – это верхняя часть дерева – ветки+листья.

– Что нужно для роста растений?

– Знаете ли вы, что даёт нам лес?

Физкультминутка.

На поляне дуб стоит, (Стоят прямо, ноги вместе)
Во все стороны глядит. (Повороты туловищем, не сдвигая ног с места)
Ветки к солнцу свои тянет, (Поднимают руки вверх)
Ветер часто дуб качает. (Качаются с поднятыми руками вправо — влево)
Дуб к земле от от ветра гнется, (Руки на поясе, наклоны вперед-назад)
Но нисколько не сдается. (Выпрямляются и стоят прямо).

Игра «С какой ветки детки».

– Давайте поиграем в игру. Найдите, с какого дерева упал листочек, и назовите его.

Лист с березы (какой?)… березовый

Лист с дуба (какой?) …дубовый

Лист с рябины (какой?)…рябиновый

Лист с клена (какой?)…кленовый

Игра «Скажи наоборот»

У сосны иглы длинные, а ели….

У клёна листья большие, а у берёзы…

У дуба ствол толстый, а у берёзы…

У берёзы ствол светлый, а у клёна…

Игра « Подскажи словечко»

Белочка сидела (на) дереве и грызла орешки. Вдруг орешек упал вниз.

Белочка спустилась с дерева. Орешки лежали (под) листом.

Белочка схватила орешек и спряталась (за) дерево. Мимо шли дети и увидели что (из-за) дерева выглядывает хвост белочки.

Мальчик подошёл поближе (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла (на) дерево.

Игра «Четвертый лишний»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: