Деревья, кустарники леса – конспект НОД

Тема НОД по развитию речи на усвоение лексико-грамматических категорий: «Деревья, кустарники леса»

Тема НОД по развитию речи на усвоение лексико-грамматических категорий: «Деревья, кустарники леса».

  • учить изменять слова и образовывать новые относительные прилагательные.
  • формирование знаний, представлений о видовом разнообразии леса.
  • Закрепление названий деревьев.
  • Формирование правильного употребления падежных окончаний имен существительных во множественном числе.
  • Закрепление обобщающего понятия «деревья».
  • Развитие мелкой моторики рук,
  • зрительно-моторной координации.
  • развитие наблюдательности, внимания, умения слушать выступающего,
  • развитие слухового, зрительного внимания,
  • обогащение словаря по теме лес, деревья,
  • развитие грамматического строя речи,
  • развитие умения образовывать множественное число от существительных единственного числа в форме именительного падежа,
  • умения образовывать прилагательные от существительных.
  • Воспитание гуманного отношения к природе родного края.
  • сундучок – посылка, письмо от героя, листья деревьев (нарисованные по контуру), шишки ели, мультимедийный экран, проектор, 3 корзинки, разрезные картинки по количеству детей.
  • выход с экскурсией в парк.

I – Организационный момент.

Организуется непосредственное вхождение детей в деятельность, создается мотивация: Раздается стук в дверь, заходит почтальон и доставляет посылку.

Логопед: Ребята, посмотрите, к нам в группу принесли посылку от Старичка – Лесовичка. Давайте посмотрим, что там? Тут письмо, давайте почитаем.

II – Основная часть.

Здравствуйте, дорогие ребята! Как у вас дела? Все ли хорошо? Вы недавно были у меня в гостях в парке, вы мне так понравились! Вы были такие внимательные, когда вам рассказывали про деревья и лес, а я вот старенький уже и частенько многое забываю… Недавно наводил порядки в своих лесных владениях и перепутал все листочки, помогите мне, пожалуйста, определить какой листик к какому дереву относится.

Упражнение: «Назови листья»:

Логопед достает из посылки лист и формулирует образец: Будем говорить так: Это лист дуба. Дубовый лист растет на дубе.

(листья березы, липы, рябины, осины, клена, сосны)

Логопед: Ой, а это что такое? – достает шишку ели.

Ответы детей: Это шишка. Логопед дополняет: Это еловая шишка.

Логопед: А разве это листик? У ели какие листики?

Как называются деревья, у которых есть листочки? – Ответы детей: Деревья с листочками называются лиственными.

Логопед: а как называются деревья с иголочками? – Ответы детей: Деревья с иголочками называются — хвойные.

Молодцы ребята! С листиками мы разобрались, но Лесовичок умудрился перепутать не только листочки, но еще и намудрил с деревьями, давайте разбираться!

Упражнение: «Что лишнее?»:

Дети перемещаются к экрану, на который выводятся изображения деревьев.

Слайд 1 — Сосна, береза, ель, лиственница – что тут лишнее и почему?

– лишняя береза, потому что это лиственное дерево, а остальные хвойные.

Слайд 2 — Дуб, сосна, клен, ива — что тут лишнее и почему?

– лишняя сосна, потому что это хвойное дерево, а остальные лиственные.

Слайд 3 – Ива, рябина, тополь, пальма — что тут лишнее и почему?

– лишняя пальма, потому что это дерево не растет в наших лесах.

Слайд 4 – осина, дубовый лист, липа, ель — что тут лишнее и почему?

Лишний дубовый лист, потому что это не дерево.

Упражнение: Физминутка:

Листья осенние тихо кружатся,
Дети кружатся на цыпочках, руки в стороны.
Листья нам под ноги тихо ложатся,
Приседают.
И под ногами шуршат, шелестят,
Движения руками вправо, влево.
Будто опять закружиться хотят
Поднимаются, кружатся.
Н. Нищева

2) Дети водят хоровод со словами:

По тропинке в лес пойдем, в лес пойдем, в лес пойдем,
Много шишек наберем, наберем, наберем.

Логопед: мы пришли на полянку, посмотрите, тут спрятались шишки, надо их все найти и сложить в корзинку.

Дети в рассыпную собирают шишки и складывают в корзинки.

Упражнение: «Сосчитаем шишки».

Молодцы, ребята! Садитесь за столы, давайте посчитаем, сколько шишек вы собрали.

Одна шишка, две шишки,…..десять шишек.

Логопед: а корзинок сколько?

Одна корзинка, две корзинки, три корзинки.

Упражнение: «Собери картинку».

На столах у каждого в конверте разрезная картинка, на которой изображены деревья или листья

Читайте также:
Важность своевременной диагностики нарушений речи

Упражнение: «Назови, что у тебя на картинке».

Логопед: посмотрите внимательно на свои картинки и назовите, что изображено, например, у меня нарисовано два клена.

Каждый называет свои картинки, согласуя существительные и числительные 2-5.

Упражнение: «Раздели слово на слоги».

Я с картинками играю,
по слогам их называю.
Я руками хлопаю
И ногами топаю.

Давайте разделим ваши слова на слоги. Например, у меня – клен (хлопок) – 1 слог .

Какое слово было самое длинное? Самое короткое?

III — Заключительная часть — подведение итогов.

Вы все справились с этим заданием! Чем мы сегодня занимались? Что больше всего понравилось? Что было трудным? Старичок – Лесовичок прощается с нами, говорит вам, ребята, большое спасибо и дарит вам подарки – раскраски деревьев осеннего леса.

Тема занятия: «Деревья и кустарники»

Класс: д/с

Задачи:

  • закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки;
  • учить детей различать деревья по внешним признакам;
  • образовывать прилагательные от существительных;
  • существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • подбирать слова-антонимы;
  • закрепить употребление предлогов;
  • развивать словарь по данной теме.

Развивать слуховое внимание и память, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: демонстрационный материал – картинки с изображением листьев разных деревьев.

Ход занятия

1. Оргмомент

– Здравствуйте, ребята, к нам пришло письмо. Пишет его Лесовичок. Давайте прочитаем, что в нем написано.

– «Дорогие ребята, здравствуйте! Я Лесовичок – хранитель леса. Охраняю я лес от людей, которые не ценят и не берегут лес. Оставляют мусор, жгут костры, вырубают и ломают деревья и кустарники. Я очень надеюсь, что вы этого делать не будете. Ведь без леса, без деревьев нам не прожить. Помните это! Прошу вас, относится к лесу бережно!»

– Ребята, лес и деревья – друзья всего живого на земле. Скажите, а что же такое лес? Лес – это место где растет много деревьев. Деревья на нашей планете бывают самых разных видов. Лес, ребята, – это богатство нашей Родины – России. Лес, такой красивый и нарядный во все времена года, дарит всем окружающим свежий и чистый воздух, богатый кислородом, который так необходим людям и животным. Лес является домом для зверей и птиц. Плоды разных деревьев кормят животных и птиц.

Сегодня мы с вами поговорим о деревьях.

2. Беседа о деревьях

– Деревья бывают лиственные и хвойные.

Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.

– Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.)

– Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.)

– Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах, и т.д.)

– Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)

3. Загадки о деревьях

– Ребята, мы знаем, что в лесу растет много деревьев. А вот какие деревья растут в лесу, мы узнаем, когда отгадаем загадки.

Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (береза)

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

Сучки рогатые, плоды крылатые,
А лист – ладошкой, с длинной ножкой. (клен)

Весною зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (рябина)

Давайте попробуем найти картинку с деревом, которое вы назвали, у меня на столе и прикрепим ее на доску.

(дети называют деревья, находят картинку дерева, которое называет и прикрепляют на доску)

4. Физкультминутка

Мы вокруг березы
Весело пойдем, Дети становятся в круг и идут,
Руки вверх поднимем, поднимают,
Покружимся слегка. кружатся,
И подбросим листья
Вверх под облака. делают движения подбрасывания.

5. Подбор слов-действий

Деревья – качаются, стоят, шумят, растут.

Читайте также:
Использование технологии 'Дидактический синквейн' в логопедической практике

Листья – осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.

6. Подбор слов-признаков

Логопед показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает детям найти такой же.

Как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад.)

7. Работа с текстом

День рождения елочки

Проснулась елочка ранней весной и видит: все деревья голые, а она нарядная, зеленая. Обрадовалась своему прекрасному наряду и загордилась.

Но скоро наступило лето, и все деревья стали такими же, как она, зелеными. Ничем от других она и отличаться-то не стала. Загрустила маленькая елочка: никто на нее не смотрит. Интересно, а что же дальше будет?

И настала золотая осень. Раскрасила она все деревья разноцветными красками, а елочка так и стоит зеленая. Загрустила она и думает: «И зимой, и летом — все одним цветом».

Заплакала елочка, а деревья собрались вокруг нее и успокаивают: «Маленькая ты еще, многого не знаешь, хочешь, мы тебе о себе расскажем?»

Яклен, посмотри, какими яркими красками раскрасила осень мои листья: они оранжевые, желтые, багряные, самые большие и красивые. У меня не найдешь и двух одинаковых. Из моих листьев можно собрать много разноцветных букетов. Есть у меня и секрет — маленькие «вертолетики», это мои крылатые плоды, а в них спрятаны семена. Дунет ветер, оно полетит куда-нибудь, зацепится за землю, укроется листочками и будет ждать весны, чтобы прорасти.

Я – осина, у меня зеленовато-лиловая кора, листья сейчас ярко-красные, особенные, очень подвижные, приходят в движение даже от слабого ветерка. Есть у меня и украшение — сережки с семенами, они напоминают пушистых гусениц. А семена разносятся далеко-далеко, жаль только, что кору мою любят грызть лоси и зайцы.

Я – дуб. Меня называют могучим богатырем. Посмотри, какой у меня могучий ствол, толстая кора, большие сучья, корни мои уходят глубоко в землю, листья твердые, очень красивые, резные. Сейчас они позолоченные и бронзовые. Видите, из-под листьев выглядывают любопытные желуди — мои семена. Из них потом молодые дубки вырастут.

Я – тополь. Кора у меня гладкая, листочки только кое-где пожелтели. Весной почки у меня клейкие, похожие на пушистые шпоры, из них вырастают молодые клейкие листочки, они сильно и приятно пахнут. Есть у меня и украшения — сережки, из которых потом пух лететь будет и разносить семена мои.

Я – липка

Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой.
Медоносным цветом
Зацвету я летом.

Из цветочков вырастут плоды — орешки. Пчелы меня очень любят, мед собирают. Листья у меня как сердечки. Посмотрите, какие они сейчас золотисто-желтые.

Я – рябина. Про меня говорят:

Уж клич отзвенел журавлиный,
Давно осыпался сад,
А яркие гроздья рябины
Все так же свисая горят.

Плоды у меня красные и листья красновато-бурые сейчас. Меня называют деревом-кормушкой, так как ягоды мои любят птицы, люди варят из них варенье, делают сок, готовят витаминный сироп. Белка запасает мои плоды на зиму. Любит их и медведь.

А про меня и песни поют, и хороводы водят, и называют береза моя, березонька белая, береза кудрявая.

Только у меня кора белая с черными пятнами. Весной только я очень полезным березовым соком всех пою. А сережки и у меня есть, очень красиво они на тоненьких веточках висят. Из них семена-крылатки разлетаются повсюду. Почки мои любят птицы.

Выслушала елочка всех и загрустила: «А я все зеленая да зеленая». Посоветовались деревья и решили устроить елочке день рождения, подарить подарки. Много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день елочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки.

Читайте также:
Планирование логопеда - Программа по коррекции речевых нарушений у детей с ОНР

Осина дарит красные фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива осыпает елочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит елочка растерянная и счастливая, раскинула лапки, а на ладошках подарки. И уж некуда девать, а ей все дарят и дарят. У всех на глазах елочка становится из колючей и хвойной — мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и бронзе. Вся нарядная и разноцветная. Не то, что зимой и летом — одним цветом.

8. Дидактическая игра «Скажи ласково»

(дождь, туча, дерево, ствол, лист, почка, ветка, листопад)

НОД в старшей группе по теме: Деревья и кустарники

Цель: Расширять представления о деревьях и кустарниках.
Задачи:
Развивать познавательную активность через ознакомление с особенностями строения и внешнего вида сосны.
Закреплять знания о понятиях «дерево» и «кустарник».
Закреплять знания о названии и внешнем виде березы, рябины, ели.
Продолжать знакомить с особенностями строения и внешнего вида сосны.
Продолжать формировать коммуникативные способности (умение детей работать в группах)
Развивать прогностические умения детей (умение предвидеть результат при проведении опытов).
Воспитывать умение видеть красоту в обычной жизни, восхищаться красотой родной природы.

Оборудование: слайдовая презентация, репродукции картин, дневники для фиксации результатов опытов, ветка сосны, дидактическая игра «Разрезные картинки», емкость с водой, ветка тополя.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов, проведение бесед и дидактических игр.

В ходе проведения занятия используется слайдовая презентация.
В группе раздается голос: (1 слайд)
– Ой, где это я? Кто вы?
Воспитатель: Здравствуйте. Мы ребята из детского сада. А вы кто?
Книга: Я большая лесная книга. Я пришла к вам в гости и хочу с вами поиграть. Я принесла вам корзину сюрпризов. Вот мой первый сюрприз: разрезные картинки.(2 слайд)
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Книга: Молодцы ребята! А вы можете назвать, что изображено на картинках?(3 слайд)
Ответы детей.(деревья и кустарники)
Книга: Молодцы! Давайте еще поиграем. Ответе на вопросы викторины.(4 слайд)
Воспитатель: Ребята, а перед тем как мы начнем викторину сделаем разминку.
Дети выполняют упражнения.
Викторина:
1. От кого дерева лист.
2. Узнать дерево по плоду.
3. Что лишние нарисовал художник.
4. Что перепутал художник.
5. Что необходимо для роста растений?
Книга: Ребята, вы такие молодцы! Вы хорошо ответили на вопросы моей викторины. Посмотрите в корзину, вас там ожидает ещё один сюрприз.(20 слайд)
Воспитатель показывает детям ветку сосны.
Дети называют от кого она дерева.
Книга: Татьяна Ивановна, расскажите нам с ребятами поподробнее об этом дереве.
Воспитатель: Хорошо я вам все подробно расскажу. Первая название дерева означает скала, гора, то есть растущее на скалах, другая —смолистое дерево. Сосны — вечнозелёные, богатые смолой деревья, обыкновенно очень крупные. Сосна обыкновенная Это большое дерево до 40 м высоты с кроной — в начале она похожа на пирамидку, в старости же на зонтик. Иглы хвои сидят по 2 вместе, снизу тёмно-зелёного, сверху голубовато-зелёного цвета, большей частью 4—5 см длины. Кора красно-бурая. Шишки (молодые) конической формы, щиток их чешуй ромбической формы. Семена с длинным крылом. Сосна чрезвычайно распространена по всему северу России и большей части Сибири и образует как чистые леса, так и леса в смеси с елью и другими породами. А так же сосновые почки используют при лечении.
Сосновые почки
Утка крякнула с порога:
– Простудилась я немного.
Я минуту каждую
Кашляю и кашляю…
Дятел книгу полистал,
Дятел книгу почитал,
Подчеркнул две строчки:
“Сосновые почки”.
Не лекарство – просто чудо,
Вмиг пройдет твоя простуда.
Книга: Ребята, правда это очень красивое и полезное дерево, а художники и поэты воспевали это дерево.(23 слайд)
Воспитатель: Да это дерево часто вдохновляло художников и поэтов для создания произведений искусств. Например: Иван Шишкин очень часто на своих полотнах изображал сосну и сосновый бор. Одна из его картин «На севере диком» показывает все красоту этого дерева зимой, а на создание этой картины его вдохновило стихотворение Михаила Лермонтова «На севере диком».

Читайте также:
Организация предметно-развивающей среды в работе логопеда

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета как ризой она.
И снится ей всё, что в пустыне далекой —
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растет.

В картинах Ивана Шишкина мы можем увидеть не только одиноко стоящие дерево сосны, но целые сосновые рощи так на его картинах «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща», «Сосновый бор» мы видим величавый и густой лес.(26-28 слайды)
Лес
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский
А так же зимний лес в его картинах очень красив!
Художник Андрей Мартынов на своей картине «Байкал» изобразил величие нашего родного края. (29 слайд)
Книга: Спасибо это очень интересно. Я приготовила вам очередной сюрприз это репродукции картин, вы можете внимательно их рассмотреть в свободное время. (30 слайд)
Книга: Зимой могут быть зелеными не только ветка сосны, но и любая веточка для этого нам нужна теплая комната и вода. Давайте поставим опыт возьмем веточку, а вы, Надежда Сергеевна приготовьте воду. Если вы поставите веточку в воду, то к празднику мам у вас на ветки распустятся листья.(31-32 слайд)
Воспитатель: Уважаемая книга, мы сейчас проведем опыт, а для того чтобы проследить как нашей ветки будут распускаться почки на нашей ветки мы будем вести дневник наблюдений.
Дети заполняют дневник наблюдений.

Книга: Ребята, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
1. На что похожа сосна, когда еще маленькая?
2. На что похожа сосна, когда вырастает большая?
3. Сбрасывает ли осенью сосна свои листья?

Книга: Ну, вот и пришла пора прощаться и поэтому хочу вам подарить раскраски для того, чтобы вы лучше запомнили, о чем мы с вами сегодня говорили, а ещё я посвящаю в свои друзья и дарю вам медали. До свидания.
Итог.

Конспект НОД “Деревья и кустарники”
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Знакомим детей старшего дошкольного возраста со строением деревьев и кустарников, учим заботиться о природе.

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_pro_derevya_v_starshey_gruppe.docx 15.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе на тему

«Деревья и кустарники».

Задачи: познакомить детей со строением дерева и кустарника, учить называть части растения (ствол, ветви, корень, крона, листья, кора), объяснять их назначение. Дать знания о пользе живой природы для окружающего мира, воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: картинки с изображением деревьев, картинка-схема с изображением частей дерева (ствол, ветви, крона, корень, листья), пазл «Рябина».

Игра: «Повтори, не ошибись»Дуб- рябина- береза; береза- ель-дуб; клен- рябина- ель; ель-дуб- клен; дуб- клен- ель и др.

– Что вы называли? (Деревья)

– Где растут деревья? (На улице, в лесу, в парке, в сквере)

-Почему люди сажают деревья? (Они приносят пользу людям)

-Какие бывают деревья? (Высокие, низкие)

-Какую пользу приносят деревья (очищают воздух, плодами питаются звери и птицы)

-Где растут деревья и не живут люди? (в лесу)

Рассказ воспитателя по картине-схеме:

– Назовите эти деревья (береза, клен, ель, дуб, рябина).

Дерево – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону.

– Назовите, из каких частей состоит дерево? (корень; ствол, ветки и листья – крона).(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)

– Какую пользу приносят корни дереву? (Ответы детей. Дополнение, обобщение.)

Корни прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности.

-Ребята, а что вы знаете о стволе дерева?

Ствол – это основа дерева. По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту и в ширину.

– Теперь давайте посмотрим на наши белоствольные, красивые, любимые русские березки.

Стихотворение А. Прокофьева «Русская березка»

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

– Как вы думаете, о чем пишет автор стихотворения: «Березка в белом сарафанчике»? (о коре)

– Да, вы правы, ствол всех деревьев покрывает кора, которая защищает их. Как вы думаете, от чего? (от высыхания, от насекомых). Под корой находится сам ствол, который состоит из темных и светлых полосок – колец. Так узнают, сколько лет дереву – по годичным кольцам.

-Вы знаете, что ствол, ветки и листья образуют крону деревьев.

Кроны у деревьев бывают самой разной формы: круглой, овальной, треугольной. У хорошо знакомых нам деревьев нашей полосы: дуба, березы, липы, рябины, ели, сосны, они обычно состоят из крупных ветвей, которые в свою очередь разветвляются на множество мелких веток, покрытых листвой или хвоей.

– Ребята, во время экскурсии по территории нашего сада, мы с вами рассматривали листья разных деревьев. Вспомните, какой формы бывают листья? Чем отличаются листья березы и ели? (у ели лист в форме иголочки) Какого цвета бывают листья?

Лист – источник жизни на планете.- Какую пользу приносят листья? – (выделяют кислород, поэтому легко дышать и сохраняется жизнь на планете) Вот какое добро приносят нам листья деревьев.

Дидактическая игра «Собери дерево»

У какого ребенка на подносе по одной картинке с частью дерева (корень, ствол, ветки, листья, плоды (ягоды). Дети составляют на доске дерево.

Чем это дерево отличается от всех других? (У всех деревьев от корня отходит один ствол, а у этого много стволов). Это рябина (выставляет картинку). Рябина- это кустарник. У кустарника нет главного ствола. От корня отходит много стволов.

Дидактическая игра «Один- много»

Один лист- много листьев

Один ствол- много стволов

Один плод- много плодов

Одна ягода- много ягод

Одна шишка- много шишек

Одна ветка- много веток

Как вы думаете, какую еще пользу приносят деревья? (Ответы детей)

Деревья приносят большую пользу: их свежая зелень украшает города и селения;

от деревьев зависит существование многих животных, растений и человека;

они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть;

деревья дают древесину; они служат топливом;

из дерева делают мебель, бумагу; плодами деревьев питаются люди, животные, птицы;

деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным.

-А, что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев? (не вырубать, не ломать деревья; не разжигать в лесу костры; не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты; поливать плодовые деревья, обкапывать их). Ребята, если мы будем соблюдать эти законы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе на тему “Деревья и кустарники”

Данное занятие знакомит детей с природой (деревьями и кустарниками), позволяет научить детей правильно рисовать деревья и кустарники. В занятии использованы методы:игровой, словесный, практическ.

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ»

Конспект разработан по технологии проблемного обучения.

Конспект познавательного занятия для детей средней группы. Тема: «Деревья и кустарники»

Конспект познавательного занятия для детей средней группы. Тема: «Деревья и кустарники».

конспект познавательного занятия в средней группе на тему: “Деревья и кустарники”.

умение различать и называть деревья и кустарники.

Конспект занятия по экологии по теме: «Сравнение дерева и кустарника»

Задачи:*формировать представление о том, что дерево и кустарник это растения, у них общие существенные признаки(корень, стебель, лист),есть различия-у дерева один ствол а у кустарника много ство.

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Рассматривание осенних деревьев и кустарников»

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Рассматривание осенних деревьев и кустарников».

Конспект НОД “Деревья, кустарники, травы” (кружок “Юный эколог”)

Воспитатель: Ребята, любите ли вы сказки? Хотите попасть в сказку? Вокруг себя повернись и в сказке очутись.1 часть.В некотором царстве жили-были роза и акация, сосна, тыква, ель, незабудки.

Конспект НОД для подготовительной группы на тему «Деревья и кустарники».

Любовь Казакова
Конспект НОД для подготовительной группы на тему «Деревья и кустарники».

Цели: Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их отличительных особенностях.

Образовательные: закреплять знания детей о деревьях и кустарниках, познакомить с профессией «лесничий», с особенностями леса.

Развивающие: развивать познавательный интерес, зрительное внимание и восприятие, функции словоизменения.

Воспитательные: воспитывать любознательность, любовь к природе, бережное отношение к живой природе.

• Картинки о деревьях.

• Картинки о правилах поведения в лесу.

Место проведения: группа.

1) Организационный момент.

2) Объяснение нового материала.

Б) Чтение стихотворения.

3) Закрепление нового материала.

4) Подведение итогов занятия.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в лес. Но прежде давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу.

Не разбегаться, не ломать ветки деревьев, не разрушать муравейники, не собирать грибы и ягоды, не вытаптывать траву,ходите только по тропинкам.

Воспитатель : Молодцы ребята, а вот теперь для того, чтобы нам попасть в лес,нам надо закрыть глазки и сказать волшебные слова: «Вокруг себя обернись и в лесу очутись». Вот мы и попали с вами в лес. Посмотрите сколько в лесу деревьев, кустарников и других растений.

Воспитатель: Ребята, а какие деревья и кустарники вы знаете?

Дети: Берёза, дуб, сосна, малина, шиповник.

Воспитатель: Молодцы ребята, да такие деревья и кустарники растут в наших лесах. Но кроме них есть ещё множество других, с которыми мы с вами сегодня познакомимся.

2. Объяснение нового материала.

Вот о них я вам сейчас и расскажу. А вас я попрошу слушать внимательно и помогать мне. Хорошо?

Воспитатель: Лес – это множество деревьев, растущих рядом на большом пространстве. Лес делится на несколько видов. Вот некоторые – лиственный, хвойный, смешенный.

Ребята, а как вы думаете, какие деревья растут в лиственном лесу?

Дети: В лиственном лесу растут деревья с листьями…

Воспитатель: Молодцы, лиственные деревья (берёза, дуб и другие). А в хвойном лесу?

Дети: А в хвойном лесу деревья с иголками.

Воспитатель: Да, конечно, в хвойном лесу растут хвойные деревья (сосна, ель и другие). А в смешенном?

Дети: В смешенном лесу растут разные деревья.

Воспитатель: Вы правы, в смешенном лесу растут и лиственные и хвойные деревья. То есть (берёза, дуб, сосна, ель и другие.) А какие ещё другие?

В лесах Поволжья есть и такие деревья, как осина или дрожащий тополь. Осина – это стройное дерево, высотой до 30 м, со светло-зеленовато-серой корой и редкой кроной. Листья овально – сердцевидные, черешковые, серо-зелёного цвета, по краям выемчато-зубчатые.

Осенью крона осины приобретает ярко- жёлтую или оранжево-красную окраску, а весной появляются коричнево-бурые серёжки.

Клён – это лиственное дерево с опадающими, простыми, довольно крупными черешковыми листьями. Плоды клёна имеют лёгкие своеобразные крылья, с помощью которых семена разносятся ветром по округе.

Осенью эти растения окрашиваются в яркие цвета: лимонные, жёлтые, красные, оранжевые или бордовые. Окраска их зависит от вида клёнов. Клён – это постоянный обитатель городов и посёлков.

Липа – красивое дерево с плотной густой кроной. В её тени всегда прохладно. И сама липа хорошо себя чувствует в тени, в отличие от дуба и берёзы. Она – хорошая соседка для сосны. Если рядом липа, сосна лучше развивается. Липа – полезное для леса растение. Под ней, как правило, не бывает опавших листьев – они очень быстро перегнивают и возвращают в почву нужный растениям кальций.

Б) Физ. минутка «ЛЕС».

Предлагаю вам немного отдохнуть

Ребята, покажите какие высокие деревья в лесу (дети поднимают руки вверх и тянуться на носочках). Покажите, а какие кустарники в лесу – низкие (дети приседают). Еще раз покажите, какие деревья высокие, а какие кустарники низкие. Деревья высокие. Вдруг подул ветер, и закачались наши деревья (наклоны вправо, влево).

1. Чтение стихотворения В. Степанова

Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели

Чтобы новые леса поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий охраняет друг – лесничий.

Воспитатель : Ребята а как вы думаете, что охраняет лесничий?

Дети: Дети смотрят на слайд. Чтобы люди не ломали деревья.

Воспитатель: Иногда думают, что лесник и лесничий — одно и то же. Однако это совсем разные профессии. Лесником называют лесного сторожа, он охраняет лес. Лесничий — это учёный-лесовод. Лес — это огромное богатство. Он даёт нам сырьё для химической и бумажной промышленности, строевой лес и дрова, грибы и ягоды. Как их использовать и в то же время сохранить леса для людей будущего? Вот этим и занимается лесничий. лесничий –это человек, который отвечает за состояние и охрану лесов. В подчинении лесничего находятся помощники, мастера леса, лесники.

Ребята, а посмотрите, как он одет? На нём специальная одежда.

Лист осины – осиновый

Дети: Смотрят на слайд.

Дети: (смотрят на слайд и произносят) кленовый, сосновые,липовый

Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько мы с вами за время нашего путешествия встретили деревьев. Давайте теперь вспомним их всех по порядку?

Игра “ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ”.

В лесу деревьев и кустарников много. Давайте посчитаем их.

Одна осина, две осины,. ,пять осин.

Вот сколько, много в лесу деревьев и кустарников!

Закрепление нового материала.

(отгадываем загадки, связанные с темой деревья и кустарники).

(дерево)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

На Новый год я главная!

Великан осенний рад

бурый свой надеть наряд.

С веток, словно для затей,

набросает желудей. (Дуб)

Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Пора возвращаться.Закрываем глаза и говорим: «Вокруг себя обернись и дома поскорее очутись».

Подведение итогов занятия.

Воспитатель: С какими деревьями мы сегодня познакомились?

Дети: С липой, клёном и осиной.

Воспитатель: А с какой профессией познакомились?

Дети: С профессией – лесничий.

Воспитатель: Вам понравилось путешествовать по лесу?

Воспитатель: На этом наше с вами путешествие по лесу завершилось.

Большое вам спасибо….

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи на тему «Деревья и кустарники» Конспект НОД «Ознакомление с окружающим и развитие речи» на тему: «Деревья и кустарники» подготовительная группа Цель: закреплять знания.

Конспект прогулки «Деревья и кустарники на участке детского сада» МБДОУ ДС №66 «Белочка» Отчет по самообразованию в форме конспекта непосредственной образовательной деятельности детей в группе раннего.

Календарно-тематический план недели «Деревья и кустарники» Тема недели: «Деревья и кустарники» Цель: Совершенствовать знания детей о деревьях и кустарниках (названия, строение). Продолжать учить.

Календарно-тематическое планирование недели «Лето красное. Деревья, кустарники, цветы» в подготовительной группе Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе по программе “От рождения до школы”ТЕМА НЕДЕЛИ: ЛЕТО КРАСНОЕ. ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ,.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме «Деревья в нашем парке» Участники: дошкольники 6 – 7 лет Количество детей: 16 человек Длительность: 30 минут Педагогический замысел: Образовательная область.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Деревья и Кустарники на нашем участке» Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе ТЕМА: «ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ НА НАШЕМ УЧАСТКЕ» Цель: Расширять и уточнять знания.

Конспект занятия по математике «Деревья. Кустарники» Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности. Лексическая тема: «Деревья. Кустарники». Образовательная область:.

Конспект занятия по развитию речи «Деревья. Лес» для детей подготовительной группы Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы. Тема занятия: «Деревья. Лес.» Подготовила:.

Педагогическое мероприятие в средней группе для детей 4–5 года «Деревья и кустарники» Цель: Учить детей выделять и называть отличительные признаки дерева и кустарника. Задачи: способствовать формированию представлений детей.

Познавательный проект «Деревья и кустарники» Вид проекта: информационный, практико-ориентировочный. Цель: Формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Деревья нашего леса»

Цель: систематизация знаний детей о деревьях наших лесов.

– расширить представления детей о лесе (лиственный, хвойный, смешанный) и разнообразии деревьев;
– уточнить строение деревьев (корни, ствол, крона, ветки, листья);
– формировать представления о состоянии растений осенью, дать представления о плодах и семенах деревьев, дать представления о способах распространения семян;
– закреплять знания о значении деревьев в жизни человека;

– продолжать работу по словообразованию (образование относительных прилагательных от существительных, обозначающих названия деревьев); развивать память, мыслительные операции, связную речь;

– воспитывать интерес и бережное отношение к деревьям, умение правильно вести себя в лесу на отдыхе.

Словарная работа: расширять словарный запас детей за счет прилагательных, образованных от существительных.

Материалы: картинки с изображением деревьев, стихи, загадки.

Дети, сегодня мы с вами отправимся в лесную сказочную страну (чтение стихотворения).

Из душистых веток сплетена завеса,

Не пускают ветра сосны к сердцу леса.

Там в тиши прохладной есть ручей журчащий,

Свежий и прохладный, чистый и блестящий.

И, пугливо прячась в травке побережной,

В тот ручей глядится ландыш белоснежный,

И хранит из веток крепкая завеса

Дремлющую сказку — сказку в сердце леса.

– Ребята, а кто главные жители этой сказочной страны? (Ответы детей.)

– Правильно! Конечно деревья!

– А какую пользу деревья приносят лесу? (Ответы детей.)

– Молодцы! Деревья – это основной источник кислорода на планете. Они вдыхают грязный запах, а выдыхают чистый!

– Ребята, скажите, где можно встретить очень много деревьев? (Ответы детей.)

– Дети, а как люди должны вести себя в лесу? (Ответы детей.)

– Правильно. В лесу не нужно ломать и вырубать деревья, кричать, разжигать костры и мусорить. (Чтение стихотворения.)

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегать, прыгать и играть,

Только, чур, не забывать,

Что в лесу нельзя шуметь.

Даже очень громко петь.

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломать —

Никогда не забывать.

Мусор с травки убирать!

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять!

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают,

Здесь не нужно их ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги —

Ведь они нам не враги.

– А сейчас мы с вами посмотрим, какие же бывают леса? (Ответы детей.)

– Как называется лес, в котором растут деревья: береза, осина, дуб и т.д.

Лиственный лес — лес, состоящий из лиственных пород деревьев и кустарников. Также называют листопадным или летнее-зелёным за характерный ежегодный сброс листьев перед наступлением холодов.
Значит, деревья есть с листьями, а есть с хвоей и называются такие деревья?(Хвойные, а лес хвойный — лес, состоящий почти исключительно из деревьев хвойных пород: (сосны, ели, пихты, лиственницы и др.).
А еще бывает смешанный лес. Смешанный лес — лес, характеризующийся смешением хвойных и лиственных древесных пород.

– Наши леса богаты разными деревьями.

– Ребята, а вы знаете, строение дерева? (Ствол, ветки, крона, корни, кора, листья.) Деревья у нас живые и как все живое они растут, питаются и размножаются. Как деревья питаются? (Корнями пьют воду, листьями дышат и получают солнечную энергию.)

– Чтобы закрепить строение дерева, мы сейчас поиграем в игру. (Тригер «строение дерева».)

– Давайте рассмотрим некоторые из них. Для этого я подготовила для вас загадки. (Читаю первую загадку.)

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

– Правильно! Берёза! (Показ картинки с изображением берёзы.)

– Ребята, а как выглядит берёза? (Ответы детей.)

– Молодцы! Берёзка очень красивая, мелкие кудрявые листья, белый ствол, она стройная.

– Какую пользу берёза приносит человеку? (Ответы детей.)

– Из неё изготавливают предметы мебели, поделки и сувениры. В русских деревнях издавна избы отапливались именно берёзовыми поленьями, так как от них больше тепла. Почки и листья берёзы применяют в медицине. Из них делают различные отвары, настойки, элексиры. Вкусен и полезен берёзовый сок, который заготавливают ранней весной.

– А как называются плоды березы? (Сережки.)

– Давайте послушаем с вами вторую загадку:

Стоит над кручей

Руки пораскинул. (Дуб.)

– Правильно! Дуб! (Показ картинки с изображением дуба.)

– Скажите дети, а какой ствол у дуба? (Ответы детей.)

– Ствол толстый, покрыт коричнево-серой корой с извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем глубже трещины. Дуб считают олицетворением богатырской силы, могущества и знатности.

А как называются плоды дуба? (Ответы детей.)

– Правильно! Желуди! А какие лесные жители любят полакомиться желудями?

– Молодцы! Желудями любят полакомиться кабаны, олени, полевые мыши, сойки.

– А какую пользу дуб приносит для человека? (Ответы детей.)

– Его используют в кораблестроении, мебельном и столярном производстве, потому что это самое крепкое и прочное дерево. Дуб наиболее широко из лиственных пород используется при изготовлении мебели из массива, благодаря отличному сочетанию показателей прочности и красоты текстуры. Если дуб долго пролежит в воде (несколько десятков лет), его древесина приобретает редкий темно-фиолетовый окрас с зеленым отливом. Дубовая древесина плохо поддается полировке, требует оборудование с резцами высокой закалки.

Теперь давайте послушаем с вами следующую загадку:

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель.)

– Какое дерево мы всегда наряжаем игрушками на Новый год? (Ответы детей.) (Показ картинки с изображением дуба.) – Правильно! Ёлку!

– Скажите, а какую пользу ёлка приносит для человека? (Ответы детей.)

– Из неё получается красивая мебель. Также из еловой древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.

– У ели плоды – шишки. (Ответы детей.)

– Давайте послушаем с вами следующую загадку:

Плоды – летучие (Тополь). (Показ картинки с изображением дуба) – Тополь! Скажите, в чём польза тополиных листочков? (Ответы детей.)

– Они очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу большое количество кислорода. Древесина у тополя мягкая, легкая, белая, она хорошо обрабатывается и широко используется для технических целей: сырье для бумаги, изготовление спичечной соломки, для получения искусственного шелка, пиломатериалов, долблёных лодок, тары и многого другого.

Используется древесина и для изготовления древесного угля, дров, в некоторых вариантах идет на постройку зданий. Применяется для облицовки мебели, изготовления шпона, корыт, лопат.

– А теперь давайте с вами немного отдохнём!

Физминутка «Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны.)

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх.)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед.)

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад.)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся за столы.)

Немножко отдохнули, а сейчас поиграем

Игра «Скажи с какого дерева листья»
У берёзы листья …берёзовые.
У клёна листья…кленовые.
У дуба листья …дубовые.
У тополя листья…тополиные.
У осины листья…осиновые.
У липы листья… липовые.
У рябины листья…рябиновые.
У каштана листья.. каштановые.

– Посмотрите, перед вами на экране картинки, на которых изображены деревья и листья. Давайте назовем деревья. И поиграем в игру «С какого дерева лист». (триггер)

Посмотрите, ребята у вас на столе лежат очень красивые листочки, возьмите листочки, которые лежат у вас на столах и раскрасьте их. А потом меняйтесь друг с другом. Предлагаю раскрасить листики разными цветами осени. Какие это цвета? (желтый, красный, оранжевый, коричневый, багряный).
Воспитатель:
С какими деревьями мы сегодня познакомились? Вспомните части дерева. Как распространяются семена деревьев? Какую пользу приносят деревья?
Чтобы воздух был чист и светел.
В каждом дереве клад богатый, лишь открыть его нужно ребятам.
Не губите, оберегайте, возле дома деревья сажайте.
Встанет лес из деревьев разных и земля наша будет прекрасной.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе детского сада на тему «Ягоды»

Программные задачи:
1. Формировать знания о ягодах, их разновидности и внешнем виде;
2. Уточнить и закрепить представление об их произрастании;
3. Развивать умение образовывать существительные в формах именительного и родительного падежей множественного числа;
4. Развивать мелкую моторику, графомоторные навыки;
5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Необходимый материал:
– Демонстрационный материал «Ягоды»;
– Раскраски «Ягоды»;
– Карандаши;
– Фломастеры;
– Картинки «Ягодное варенье»;
– Картинки «Лес», «Сад»;
– Разрезные картинки.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки
Я черная, красная, белая,
Я всем хороша, когда спелая.
И листьев узором нарядным
Равняюсь с листом виноградным.
(Смородина)

Колючки с крапивой — соседи,
А я переполнена радостью:
И люди спешат, и медведи
Моей насладиться сладостью.
(Малина)

Низок, да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь –
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник)

Повернулась к грядке боком,
Налилась вся красным соком.
Ей сестрица земляника.
Что за ягодка?
(Клубника)

Воспитатель: Как вы думаете, о чем будет наше сегодняшнее занятие?
Дети: О ягодах
Воспитатель: Правильно. Какие ещё ягоды вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Ягоды бывают лесные и садовые. Скажите, чем они отличаются?
Дети: Лесные растут в лесу, а садовые – в саду.
Воспитатель: Верно. Распределите по группам картинки с ягодами (предлагаются картинки ягод и картинки «лес» и «сад»).

Воспитатель: Молодцы! С этим заданием вы справились, а сумеете ли вы приготовить варенье из ягод?

Игра «Ягодное варенье»
Педагог показывает картинку, предлагая детям по очереди называть какое варенье.
Например:
Варенье из малины – малиновое варенье.

Игра «Опиши ягоду»
Например: Клубника – крупная, спелая, сладкая, красная и т.д.

Воспитатель: Ребята, в саду и в лесу растет много ягод. Каких ягод растет много?

Игра «Один – много»
Детям предлагается картинка, а они называют:
Например
: Одна смородина – много смородины»

Воспитатель: Замечательно. Посмотрите, у вас на столах лежат разрезные картинки. Вам нужно собрать их.

Игра «Сложи картинку»
Детям необходимо сложить разрезную картинку и назвать получившуюся ягоду. Работа проводится по подгруппам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: