Демонстрационный материал к упражнениям по развитию зрительно-пространственного восприятия

Демонстрационный материал к упражнениям по развитию зрительно-пространственного восприятия

Демонстрационный материал к упражнениям по развитию зрительно-пространственного восприятия (на материале небуквенных изображений предметов, фигур).

1. Демонстрационные таблицы:

– «Найди и назови» — направлена на повторение и закрепление обобщающих понятий, предлогов пространственного значения над, под, между. Дети усваивают такие понятия, как верхний, средний, нижний (ряд), справа, слева.

– «Найди фигуру» — направлена на закрепление сенсорных навыков (цвет, форма)

– «Назови детеныша и его маму».

2. «Собери такую же цепочку» — по образцу из геометрических фигур.

3. «На кого похожи облака?» — задания: «Покажи облако, которое находится в центре. На кого оно похоже? На кого похоже облако, которое находится слева от облака- «жирафа»?» И т.д.

3. «Портрет семьи» — определить, какая из картин портретов находится на мольберте у художника.

4. «Люди и события» — слева изображены те, кто смотрит, а справа то, что они смотрят. Кто куда смотрит? Кто что видит?

5. «Кто от кого убегает?» — три картинки с изображением лягушки, догоняющей бабочку, которых разделяют дорожки с разным геометрическим рисунком на каждой карточке. У детей карточки с изображением дорожек. Они должны найти картинку со своей дорожкой и составить предложение:
«Бабочка улетает от лягушки». Аналогичные картинки насекомое уползает от птицы, заяц убегает от волка и т.п.

6. Ориентировка по направлению (с помощью стрелок). Ребенок располагает действующих лиц, предметы на ковролине, проговаривает его направление, показывает стрелкой.

Игровые упражнения на закрепление оптического образа букв

1. Демонстрационная таблица «Найди и назови букву» — показать и назвать букву третью в верхнем ряду. Какая буква находится под буквой А, между буквами П и З. И т.д.

2. «Водяная потеха на озере»- из воды торчат буквы – «островки», по ним надо перебраться с одного берега на другой. Но не все «островки» надеж- ные. Некоторые переворачиваются, а некоторые не переворачиваются.

Попросить ребенка приложить зеркало снизу «островка» и посмотреть зеркальное отражение букв на воде. Если торчащие из воды «островки» с их зеркальным отражением образуют букву, это надежные «островки», если нет, то на него не надо наступать.

3. Рисование букв на песке, выкладывание букв палочками на песке:

4. «Живые буквы» — телопластика:

5. «Буквенный конструктор» — конструирование букв из элементов:

6. «Найди элементы заданной буквы» — карточка с элементами букв. Логопед называет одну из изученных букв и дает задание ребенку закрыть кружочком все элементы, которые составляют эту букву.

7. «Угадай, кто Митя, а кто Лёня?» — изображения двух мальчиков, у которых шляпы, воротнички, манжеты отличаются. У одного из них они сходны с буквой Л, а у другого — с буквой М. Дети должны по внешним признакам определить, кто из них Митя, а кто Лёня.

8. «Путаница» — предложить детям рисунок, на фрагментах которого изображены изученные буквы в различных вариантах (письменные и печатные).

Дать задание детям – раскрасить только те фрагменты рисунка, на которых изображена буква Уу. Аналогично с Ии, Пп, Тт, М м.

9. «Найди на картинке спрятавшиеся буквы. Сосчитай их».

Изображена шуба с элементами, похожими на букву С.

10. «Веселый домик» — изображение домика, элементы которого состоят из букв Т, Д. Предложить ребенку найти буквы в рисунке.

11. «Покажи букву» — на доске лист с написанными на нем буквами З-Ж различной высоты, длинны и ширины. Дети должны выбрать самую широкую букву, обозначающую звук З, самую высокую букву, обозначающую звук Ж . И

Подготовили:
1) Зяблицкая Алена Андреевна,
учитель-логопед высшей
квалификационной категории,
2) Парипса Ольга Богдановна,
учитель-логопед первой
квалификационной категории.
Киселевск, 2013 г.

1. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов.- М.:Просвещение,1991.- 224с.
2. Калиниченко, С. А. Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР // Дошкольная педагогика /Март Апрель/ 2006.
3. Логопедия :Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/
Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 680с.- (Коррекционная педагогика).
4. Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. – М. : Школьная Пресса, 2004. – 64 с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала». Вып. 10)
5. Поваляева,М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов/ Под. общ. ред. М.А.Поваляевой. Серия «Учебники, учебные пособия».– Ростов-на-Дону: «Феникс»,2002. – 352 с.
6. Харебашвили, Ю.А. Развитие зрительно-пространственного восприятия у дошкольников с ОНР// Логопед: научно-метод. журнал. 2006, №3 – с. 128

Игры и упражнения для коррекции, развития зрительно-пространственных представлений
методическая разработка по логопедии по теме

Успеваемость для детей младшего школьного возраста – главный объективный и субъективный показатель их социальной успешности. Трудности в обучении, в усвоении программы начальной школы влекут за собой проблемы учебного и коммуникативного характера в подростковом возрасте, деформацию личностного развития ребенка, осложняют социальную адаптацию. Поэтому именно начальная школа – тот временной отрезок, когда важно не опоздать, вовремя оказать помощь таким детям.

Задача педагога, учителя-логопеда, педагога-психолога – помочь ребенку преодолеть возникшие проблемы, сохранить и развить положительную учебную мотивацию и позитивное отношение к школе, научить ребенка учиться самостоятельно – то есть помочь овладеть учебными средствами: учебными действиями, действиями контроля и оценки, – и тем самым сформировать полноценную учебную деятельность. Решение этих задач невозможно без правильного понимания причин затруднений в обучении каждого конкретного ребенка.

Читайте также:
Экскурсия как метод ознакомления с окружающим и развития речи детей с ЗПР

Данный комплекс игр и упражнений направлен прежде всего на коррекцию и развитие зрительно-пространственных представлений. Как известно, ощущение и восприятие – те познавательные процессы, которые обеспечивают человеку непосредственный контакт с окружающим миром. Именно на основе перцептивных образов строится работа более сложных познавательных процессов.

Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления и воображения. Зрительное восприятие пространства – одна из основополагающих психических функций в силу того, что зрение – ведущий канал получения информации о внешнем мире. Поэтому компенсация дефектов развития зрительного восприятия представляется весьма важной задачей для полноценного развития ребенка, формирования и осуществления учебной деятельности, успешной адаптации ребенка к окружающей его физической и социальной среде. От сформированности зрительного восприятия пространственных отношений зависит и полноценное развитие устной и письменной речи.

Скачать:

Вложение Размер
uprazhneniya_dlya_zrit-prostr.predstavleniy_-_kopiya.docx 69.01 КБ
prilozhenie.docx 995.82 КБ

Предварительный просмотр:

Calibri (Основной текст)Calibri (Основной текст) Calibri (Основной текст) Calibri (Основной текст) Calibri (Основной текст)еееннннннннннппппррррр

Успеваемость для детей младшего школьного возраста – главный объективный и субъективный показатель их социальной успешности. Трудности в обучении, в усвоении программы начальной школы влекут за собой проблемы учебного и коммуникативного характера в подростковом возрасте, деформацию личностного развития ребенка, осложняют социальную адаптацию. Поэтому именно начальная школа – тот временной отрезок, когда важно не опоздать, вовремя оказать помощь таким детям.

Задача педагога, учителя-логопеда, педагога-психолога – помочь ребенку преодолеть возникшие проблемы, сохранить и развить положительную учебную мотивацию и позитивное отношение к школе, научить ребенка учиться самостоятельно – то есть помочь овладеть учебными средствами: учебными действиями, действиями контроля и оценки, – и тем самым сформировать полноценную учебную деятельность. Решение этих задач невозможно без правильного понимания причин затруднений в обучении каждого конкретного ребенка.

Данный комплекс игр и упражнений направлен прежде всего на коррекцию и развитие зрительно-пространственных представлений. Как известно, ощущение и восприятие – те познавательные процессы, которые обеспечивают человеку непосредственный контакт с окружающим миром. Именно на основе перцептивных образов строится работа более сложных познавательных процессов.

Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления и воображения. Зрительное восприятие пространства – одна из основополагающих психических функций в силу того, что зрение – ведущий канал получения информации о внешнем мире. Поэтому компенсация дефектов развития зрительного восприятия представляется весьма важной задачей для полноценного развития ребенка, формирования и осуществления учебной деятельности, успешной адаптации ребенка к окружающей его физической и социальной среде. От сформированности зрительного восприятия пространственных отношений зависит и полноценное развитие устной и письменной речи.

Игры и упражнения для коррекции, развития

1. Игры и упражнения для развития

Учащимся предлагаются наборы на 20 геометрических фигур – кругов, треугольников, квадратов, ромбов. Необходимо по 5 штук фигур каждой формы, но разных размеров и цветов.

Дети должны разложить фигуры на несколько – подходящие к подходящим, т.е. провести классификацию. Классификация может быть произведена по цвету, форме, размеру. Например, если ребенок произвел классификацию по одному из признаков, следует задать вопросы: «Почему ты так разложил фигуры? А как еще можно их разложить?»

«На что похоже?» ( приложение № 1)

Для игры потребуется 15-20 картинок с изображением предметов, имеющих четкую геометрическую форму: тарелка, аквариум, яйцо, пирамидка и т.п. Каждый ребенок получает одну из следующих геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Ведущий показывает предметную картинку и спрашивает: «На что это похоже?» Ребенок, у которого есть соответствующая геометрическая фигура, должен ответить.

Можно предложить детям найти в классе предметы, похожие на ту или иную геометрическую фигуру.

«Хитрые картинки» (приложение № 2)

Детям предлагаются для восприятия зашумленные изображения, наложенные друг на друга изображения различных предметов, контурные или неполные изображения. Задается вопрос: «Что изображено на картинке?» Если ребенок испытывает трудности, нужно предложить ему обвести указкой или пальцем контур предмета.

2. Игры и упражнения для развития

зрительного внимания, памяти

Один ребенок – художник. Он выбирает человека, чей портрет будет «рисовать», и в течение 30 секунд внимательно смотрит на него. Затем отворачивается и описывает черты лица, прическу, одежду.

«Корректурная проба» (приложение № 3)

Детям предлагаются бланки с изображением геометрических фигур, елочек, девочек, снеговиков, человечков и т.п. Следует подчеркивать (зачеркивать, обводить) изображения с определенными признаками.

Предлагаются бланки с изображением предметов, имеющих незначительные различия. Требуется найти 2 абсолютно одинаковых предмета.

«Найди отличия» (приложение № 4)

Для этого задания необходимы картинки с незначительными различиями. Детям сообщается, что у этих картинок 5 (6, 7…) отличий. Предлагается называть отличия по очереди.

«Что изменилось ? Чего не стало?»

Игра может проводиться с использованием игрушек, геометрических фигур, предметных картинок (не менее 7).

  1. Посмотри внимательно на эти предметы. Закрой глаза. Открой и скажи, что изменилось.
  2. Посмотри внимательно на эти предметы. Закрой глаза. Сейчас один из предметов «убежит». Открой глаза. Скажи, чего не стало.
  1. Упражнения для развития зрительного анализа,

синтеза, конструктивных действий

«Из каких фигур состоит рисунок? (приложение № 5)

Детям демонстрируются различные рисунки, выполненные из геометрических фигур.

К рисунку могут предлагаться следующие виды заданий:

  1. Назвать фигуры, из которых состоит рисунок.
  2. Подсчитать, сколько треугольников, квадратов, кругов и т.д. на данном рисунке.
  3. Сказать, какой рисунок состоит из 3 треугольников, из 4 прямоугольников, одного круга и одного квадрата и т.п.

«Сложи картинку» (приложение № 6)

Необходимо наклеить на картон картинку и разрезать её на 15-20 неравных частей различной формы. Ребенок, рассматривая отдельные части, старается догадаться, что изображено на картинке, и сложить её. Если упражнение проводится с группой детей, то посередине стола смешиваются части нескольких картинок. Каждый ребёнок получает целую картинку и выбирает подходящие детали из общей кучки.

Можно не давать целую картинку, а только назвать её. Например: «Сейчас Миша будет складывать лисичку, а Вера – зайчика» и т.д. Это более сложный вариант упражнения.

«Колумбово яйцо» (приложение № 7)

Ребенку предлагается набор частей колумбова яйца и образцы фигур, которые можно выложить из них.

Если ребенок испытывает значительные трудности, нужно предложить трафарет фигуры. После того как дети освоят выкладывание фигур по образцам, можно попросить их придумать свои собственные фигуры, зарисовать их.

Методика Кооса (приложение № 8)

Задания методики Кооса используются не только в диагностических, но и в коррекционных целях. Можно самим изготовить различные узоры, аналогичные предлагаемым в методике. Детям предлагается выложить узор или красивый коврик по образцу.

  1. Упражнения для развития пространственных

Правая и левая части тела

Эта работа со школьниками начинается с определения правой и левой руки. Логопед также может использовать различные упражнения, направленные на автоматизацию навыков ориентировки в правых и левых частях тела. С этой целью можно использовать целый ряд упражнений.

Ученикам задания должны предъявляться в виде понятной им инструкции, например: «Покажи (покажите)…», «Отгадай (отгадайте)…».

Показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. Показать левую руку. Если ученики затрудняются в определении левой руки, логопед называет её сам, а дети повторяют.

Педагог учитывает, что в группе могут заниматься дети с левшеством. У некоторых детей (левшей) ответы будут обратные. В таких случаях необходимо доброжелательно отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми. Это следует всем вместе запомнить.

Поднять левую и правую руку поочередно. Показать карандаш левой, правой рукой. Взять книгу левой, правой рукой и т.п.

Закрепить различение и называние рук с помощью рисунка, на котором схематически изображены левая и правая рука. Школьникам предлагается подойти к схеме, приложить к ней кисть, определить руку.

После усвоения речевых обозначений правой и левой руки с помощью упражнений 1-3 можно переходить к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха. В заключение школьникам предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.

Нарисовать отражения домов (приложение № 9).

Дорисовать левое и правое ухо (приложение № 9).

Дорисовать левую бровь и правый глаз (приложение № 9).

Дорисовать правое ухо и левый глаз (приложение № 9).

Опознать правую и левую варежки, соединить их с соответствующими руками человечка (приложение № 9).

Провести линии, выбрав пару ботинок на правую и левую ноги (приложение № 9).

Соединить стрелками пары перчаток (приложение № 10).

Самостоятельно определить и показать правую и левую руки. Представить свое отражение в зеркале. Затем обратить внимание на своего соседа по парте (повернувшись для этого лицом друг к другу). Пожать друг другу руки. Назвать руки, которыми произвели рукопожатие.

Совместно с учениками педагог делает вывод, что при анализе отражения правая рука находится напротив правой, левая напротив левой руки. При общении с другим человеком правая рука находится напротив левой, левая напротив правой руки.

Ориентировка в окружающем пространстве

Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у школьников представлениях о правой и левой сторонах тела, а также речевых обозначениях правой и левой руки. Эта работа проводится в определенной последовательности.

Упражнение направлено на формирование у школьника умения определять пространственное расположение предметов по отношению к самому себе.

Вначале педагог дает задание определить пространственные соотношения предметов, находящихся сбоку от ребенка: «Покажи предмет, который находится справа от тебя, слева» и т.д. Затем предлагается поочередно выполнять действия: положить книгу справа или слева от себя; вытянуть в сторону правую руку; перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, то есть справа (аналогично – слева); повернуть голову влево, вправо; наклонить голову к правому плечу, к левому плечу, то есть вправо, влево.

Цель этого упражнения – сформировать умение определять пространственные соотношения между 2-3 предметами и изображениями.

Сначала педагог уточняет расположение двух предметов. Затем он предлагает взять правой рукой предмет, например, тетрадь и положить ее около левой руки. Педагог задает вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»

Далее детям предлагается выполнить задание по инструкции педагога: положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева; где находится карандаш по отношении к тетради – слева или справа.

Аналогичная работа проводится по определению пространственного расположения трех предметов: «Положите книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа – ручку» и т.д.

Стоя друг за другом, назвать стоящего впереди, стоящего сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.

На демонстрационном полотне расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.

Сидя за столом определить его правый и левый края.

Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой; определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.

Вызванный ученик, стоя спиной к классу, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том, что вызванный ученик правильно выполняет инструкцию.

Не опуская поднятой руки, ученик поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у людей, стоящих друг против друга.

Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один ученик из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т.д. Затем роли меняются.

Определить правый и левый рукава у блузки (приложение № 10), которая лежит: а) спинкой вверх; б) спинкой вниз. Определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).

Определить, след правой или левой ноги отпечатан на песке.

Попросить детей объяснить, как определяют правый и левый берега реки?

Определить по рисунку, с какой стороны относительно других находится каждый предмет.

Выполнить зрительный диктант:

а) рассмотреть образец (ряд фигур или изображений предметов);

б) перечислить их несколько раз, запоминая последовательность,

после чего образец закрывается;

в) выложить этот ряд по памяти из индивидуального раздаточного

г) после повторной демонстрации образца, проверяется правильность

При успешном выполнении зрительного диктанта протяженность ряда из фигур или изображений постепенно увеличивается.

Усвоить последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка (в дальнейшем, в зависимости от школьного опыта ребенка, такие задания в пределах 20-100 могут выполняться письменно):

1) Демонстрируется последовательный цифровой ряд

  1. 2 3 4 5 6 7 8 9

а) Назвать первое число справа; первое число слева. Какое из них

больше? В каком направлении возрастают числа в ряду?

б) Прочитать ряд в обратном порядке (то есть справа налево). Как

изменяется величина чисел в этом направлении?

в) Показать число 4. Есть ли у него соседи в ряду? Какое число

стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назвать

соседей числа 4 справа, сравнить по величине.

г) Показать соседа числа слева.

д) Показать соседа числа справа.

2) Демонстрируется деформированный цифровой ряд (например, пропущена одна цифра)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

а) Вернуть число на место.

В результате выполнения упражнения дети должны усвоить последовательность воспроизведения расположения ряда цветов радуги.

Расположить цвета радуги в правильной последовательности. В случае затруднения можно воспользоваться подсказкой («Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»).

Важной частью работы по уточнению пространственных представлений является графическое воспроизведение направлений.

Предварительно педагог рукой в воздухе показывает направления: сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо. После чего предлагается выполнить следующие задания:

а) Расположить карточку со стрелкой в соответствии с теми

направлениями, которые последовательно называются педа-

б) Нарисовать в одной строке четыре точки. Поставить знак «+»:

от первой точки – внизу; от второй – сверху; от третей –

слева; от четвертой – справа.

в) Обозначить на строке четыре точки. От каждой точки

провести стрелку в направлении: 1 – вниз, 2 – вверх, 3 –

вправо, 4 – влево.

Прочитать отрывок из рассказа Д.Хармса.

«…Едет трамвай. В трамвае едут восемь пассажиров. Трое сидят; двое справа и один слева. А пятеро стоят и держатся за кожаные вешалки: двое справа, а трое слева. Сидящие группы смотрят друг на друга, а стоящие стоят друг к другу спиной. Сбоку от скамейки сидит кондукторша. Она маленького роста и если бы она стояла на полу, ей бы не досталось сигнальной веревки. Трамвай едет, и все качаются…».

Нарисовать трамвай и всех его пассажиров.

К каждому из данных слов или словосочетаний ученик должен сделать рисунок, который поможет ему в запоминании слов, выражающих пространственные представления. Буквы и цифры использовать нельзя.

После того как ребенок запомнит слова, следует закрыть левую часть страницы. Глядя на картинки, необходимо вспомнить слова и записать их в правой части таблицы.

Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия.

Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и многим другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных возможностей. Расстановка точек, заголовки, названия упражнений, правильное оформление работы практически для всех маленьких детей представляют сложный момент школьной жизни. Работа в тетради требует жесткой дисциплинированности.

Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки. Следовательно, для того, чтобы ребенок приобрел графический навык, он должен сознательно усвоить зрительный образ буквы, ясно представлять себе, из каких элементов она состоит и в каких пространственно-количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве.

Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Работа проводится на листе большого формата и опирается на активную деятельность детей с игрушками и геометрическим материалом.Прежде всего необходимо объяснить значение выражений в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой — слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др.

1. «Снежинки падают»(развитие умения различать верх и низ листа.) Дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги в верхнюю часть листа. Затем берут каждую снежинку и показывают, куда она падает (в низ листа). Свои действия сопровождают словами: «сверху вниз».

2. «Бабочки летят» (развитие умения различать верх и низ листа). Выполняется также, как и первое упражнение. Опираясь на показ взрослого и его словесные указания, а затем лишь по его словесным инструкциям дети перемещают бабочку по листу бумаги, комментируя свои движения: «вверх – вниз», «снизу вверх».

3. «Самолет», «Машина»(развитие умения различать правую и левую стороны листа). Самолет «разбегается» по взлетной полосе, машина «едет» из дома в гараж. Свои действия дети сопровождают указанием направления движения: «слева направо».

4. «Геометрический диктант».

Вариант 1. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним. Например:

– Написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.

– Положить кружок, справа от него – нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку.

– Нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от точки – кружок.

– Нарисовать квадрат, справа от него – крестик, выше крестика поставить точку.

Вариант 2. Дети рассматривают готовую композицию орнамента, анализируют его и воспроизводят по памяти, пользуясь заранее заготовленными геометрическими фигурами. Например, квадрат разместить в центре листа, круг – в верхней части, овал – в нижней, треугольник – по правому краю, многоугольник – по левому. Или: синий круг в центре листа, красный – в левом верхнем углу, зеленый – в левом нижнем, желтый – в правом верхнем, черный – в правом нижнем.

Вариант 3.Взрослый говорит, где какие фигуры следует разместить, но ничего не показывает. Например, положить квадрат на середину листа бумаги, вокруг разместить восемь треугольников (острым углом к квадрату), между треугольниками — маленькие круги, а над треугольниками — квадраты; в левом верхнем и нижнем углу разложить круги, соединив их между собой прямой линией.

5. «Полет в космосе».По листу бумаги темного цвета (космос) дети перемещают кружок (космический корабль) в соответствии с указанным направлением (маршрутом космического корабля): из середины (центра) в левый верхний угол, затем в правый нижний и т. д.

6. «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1:взрослый просит найти изображение какого-то предмета и определить:

– что изображено справа от него,
– что нарисовано под ним,
– что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Вариант 2:взрослый просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:

– в правом верхнем углу,
– вдоль нижней стороны листа,
– в центре листа, и т.п.

7. «Лабиринт». Взрослый дает ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем ребенку предлагается помочь найти дорогу из лабиринта.

8. «Я еду на машине». Перед детьми лист бумаги (А3) и маленькая машинка. Дети, слушая инструкции взрослого, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.

9. «Укрась ёлку».На листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Необходимо раскрасить шарики по инструкции взрослого. «В центре – синий шар, справа от него – желтый, внизу – красный и т.п.»

10. «Клеточка».Детям предлагается обвести клетку в любом месте листа, затем обвести клетки через одну до конца страницы, получилась строка; обвести клеточки через одну вниз до конца страницы, получился столбик. Сначала дети действуют по подражанию взрослому, затем по устной инструкции. Используйте в орнаментах разные элементы: точки, палочки (вертикальные, горизонтальные, диагональные – длиной в одну клетку). В сложных узорах дети учатся определять закономерность расположения рисунка (чередование элементов). Полезно приучать к рисованию непрерывных узоров, не отрывая руки (подготовка к безотрывному письму).

11. «Графический диктант».На листе бумаги в клетку дети в соответствии с инструкцией взрослого проводят линии: «Одна клетка вправо, две вниз, три вправо, две вверх». Фигуры диктантов вначале должны быть простыми, а затем постепенно усложняться. Диктанты можно выполнять как правой рукой (если она ведущая), так и левой, а затем двумя вместе.

Графические диктанты целесообразно либо рисовать одновременно с детьми на своем листе, либо предлагать после рисования правильный образец для сравнения. Сравнение и анализ полученного рисунка помогут развитию у детей критичности к результатам своей деятельности и самоанализа.

Для более полного и глубоко усвоения материала во всех играх можно использовать такой интересный прием – передать «учительские» функции ребенку, поскольку в результате преподавания лучше всего обучается сам учитель.

Еще один вариант усложнения работы с данными играми – это последующее «чтение» получившихся узоров. Ребенку необходимо рассказать, где какие фигуры он разместил или каким образом нарисовал получившийся узор.

Развитие зрительно-пространственного восприятия

Существуют различные виды нарушений письма и чтения (дислексии и дисграфии) в зависимости от того, какой компонент общего процесса сформирован недостаточно.

Сегодня я хочу поделиться конкретными упражнениями на развитие зрительно-пространственного восприятия.

За оптическое восприятие букв отвечает задняя третичная кора левого полушария, которая находится на стыке теменной, затылочной и височной областей.

Если ребенок плохо различает буквы, путает похожие, например, Я и R, З и Е, а иногда даже Е и Ш, это говорит именно о недостаточности буквенного гнозиса. Также для таких детей характерно левостороннее игнорирование: они часто начинают писать с середины строки, не соблюдают правила по размеру отступа на странице. Известный российский нейропсихолог Татьяна Васильевна Ахутина подчеркивает также такие неявные особенности: трудности овладения словарными словами, пропуски и замены гласных, даже ударных, перестановка букв в слове, слитное написание слов.

Отдельно подчеркну также окуломоторные нарушения, то есть трудности направления взора для последовательного прочтения букв и слияния их в слова. Часто такой ребенок может знать все буквы, но скакать взглядом со строчки на строчку, перемещая глаза хаотично.

По теории другого крупного ученого в области нейропсихологии Анны Владимировны Семенович, происходит это от того, что ребенок предположительно мало ползал, мало совершал реципрокные движения в возрасте до года, и поэтому на уровне стволовых структур у него не сформировались оси тела. Не все мэтры согласны с этой теорией, однако важно одно: для такого ребенка необходима диагностика пространственных представлений и оптического восприятия (это отдельные наборы проб, и я всегда их провожу с 5 лет, если ребенок понимает инструкцию). И в зависимости от того, на каком уровне пространственные представления не развились, мы и начинаем их формировать (обычно начинаем со схемы тела, и далее уже на внешнее предметное пространство, прежде чем перейти в абстрактный план).

Примечательно, что сами пространственные представления «находятся» все-таки преимущественно в правом полушарии, и уже в момент формирования навыка чтения и письма в процессе специализации полушарий развивается зона буквенного восприятия в левом полушарии. Также важно, что в чтении и письме постоянно необходимо межполушарное взаимодействие, то есть смена стратегий (аналитическая/холистическая). И это переключение часто страдает именно у дислексиков при относительной сохранности прочих функций. Поэтому большинство пособий включает упражнения на переключение способов обработки информации.

Итак, упражнения и пособия на развитие оптико-пространственного восприятия:

  1. На уровне схемы тела. Игры «Робот», «Попробуй повтори», определение частей тела на кукле и на себе (в том числе зеркально: где у куклы правая рука? А где у тебя?), прыжки в «классики». Есть разные варианты упражнений, но все они сводятся к вербальной и визуальной маркировке частей тела. Например, на левую руку при необходимости можно повесить браслет или яркие часы и проговаривать, что всегда начинаем писать и читать от этой руки. То есть «нанизываем» вербально обозначение при всех движениях как в прямом, так и в обратном порядке. Прямая инструкция: «подними правую руку», «прыгни три раза на левой ноге». Может быть обратный порядок, когда ребенок сам формулирует инструкцию, даёт ее взрослому и контролирует правильность выполнения. А может быть «путаница» (еще сложнее!), когда взрослый дает инструкцию, а ребенок должен делать все наоборот.
  2. На уровне предметного пространства. Различные «Танграмы», «кубики Никитина» (кстати, там есть задания именно на буквы), вырезание фигур (есть масса заданий в интернете, можно скачать бесплатно, основной принцип – от простого к сложному), задания на сложение фигур из бумаги, задания на конструирование фигур из счетных палочек, лепка и конструирование букв из пластилина, макарон, проволоки (любые тактильные материалы + украшения на ваш вкус, причем в разных вариантах написания), поиск клада в помещении по вербальной инструкции (по типу «холодно-горячо», но нужны инструкции именно на языке пространства). «Разрезные» буквы (собрать буквы из кусочков).
  3. В пространстве листа. «Муха» (начинаем со слежения с помощью пальца или фишки), различные лабиринты, карты, игра «Комментатор», когда ребенок должен словами описать маршрут движений героя, причем с зеркальным переворотом, графические диктанты (с двумя типами инструкций – вербально и зрительно по схеме). Рисование по типу отражения (дается бланк и нужно нарисовать отражение).

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

* в качестве иллюстрации к тексту использован фрагмент пособия А.В. Сунцовой, С.В. Курдюковой «Изучаем пространство с нейропсихологом» (игра «Веселая зарядка»).

Демонстрационный материал к упражнениям по развитию зрительно-пространственного восприятия

Актуальность развития зрительного восприятия в школах VIII вида.

Эффективность дидактических игр и упражнений для развития зрительного восприятия на уроках изобразительного искусства (в начальных классах из опыта работы).

Наглядность, используемая на уроках изобразительного искусства, способствующая развитию зрительного восприятия.

Развитие зрительного восприятия учащихся начальных классов школ VIII вида на уроке изобразительного искусства.

Зрительное восприятие – это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаза. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем сильнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители. Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.

Зрительное восприятие – комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: производительность, целенаправленность, зрительно – моторные координации, навыки зрительного анализатора, объем, контактность восприятия.

Зрительные обзоры, как и любые психологические образы, многомерны и сложны, они включают два уровня отражения: сенсорно – парцетивный, уровень представлений. Как показывают исследования, формирование любого уровня представлений. Как показывают исследования, формирование любого уровня зрительного отражения детей с интеллектуальной недостаточностью нарушено. Кратко характеризуя основные нарушения, отметим, что зрительные образы у таких людей объединенные, часто деформированные и неустойчивые. Учащиеся на уроках и сообразительного искусства трудно выделяют в объекте составляющие части, пропорции, своеобразное строение, часто «упускают» важные детали (например, винтик у ручных часов, не всегда достаточно распознают цвет и цветовые оттенки). В процессе узнавания объектов и явлений, знакомых по прошлому опыту, проявляется обобщенное узнавание, отожествление предметов, искаженность и неадективность представлений об окружающей действительности. Ученые (И.М. Соловьев, А.И. Лапкин и др.) констатируют факт зрительного отличия зрительных представлений младших школьников от реальных предметов. Множество неточностей проявляется при восприятии в измененных условиях (новый курс предмета) и воспроизведений нескольких сходных объектов. Исследования показывают, что страдает и описание рассматриваемых объектов, но оно не формируется без специального обучения. Недостаточное развитие у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью зрительного восприятия ведет за собой основание формирования пространственного ориентирования. В зртительно – пространственном восприятии большую роль играет глазодвигательная система – быстрота, точность глазодвигательных реакций.

Однако практика показывает, что при целенаправленной и системной работе на уроках изобразительного искусства недостаточность зрительного и зрительно – пространственного восприятия можно значительно уменьшить. Эта работа подчинена решению следующих задач:

– формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окружающей действительности, их положение в пространстве;

– расширение объема, точности и полноты зрительных ворсприятий и зрительной памяти;

– формирование умений наблюдать за объектом в том числе за движущимися), зрительно обследовать его;

– совершенство зрительно – двигательной координации;

– формирование навыков вербального описания зрительного воспринимаемых предметов и объектов, их свойств, явлений действительности.

Индивидуальные возможности развития зрительного восприятия и зрительной памяти во многом определяют характер коррекционной работы с детьми. На уроках искусства большой эффект дает использование упражнений по закреплению мнения воспринимать форму предметов и их элементы, цвета предметов, их величину, высоту, длину, ширину.

Наиболее доступными для восприятия учащихся являются реальные предметы и их изображения, знаки и символы. В последнюю очередь используются материалы с наложенным, зашумленным, недорисованным изображением.

Рассмотрим варианты зданий для развития зрительного восприятия.

Из собственного опыта…

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия

В целях профилактики зрения у детей должны предъявляться особые требования к тем предметам, которые демонстрируются на занятии, а также к выбору места их демонстрации с точки зрения доступности для зрительного восприятия. Рассмотрим некоторые из них. При организации зрительного восприятия необходимо варьировать наглядный материал (объемные и плоскостные предметы, их контуры, изображения) по форме, размеру, яркости, цвету, контрасту пособий.

Это будет способствовать произвольности зрительной фиксации на предмете, более полному и точному его пониманию, прослеживанию взглядом траектории движения, правильному определению пространственных ориентировок.

При демонстрации цветных изображений желательно, чтобы были использованы яркие, насыщенные, контрастные, чистые, натуральные цвета (помидор – красный, огурец – зеленый и т.д.). При показе дидактического материала и наглядных средств учитываются не только их размеры и цвета, но и контрастность фона, на котором они находятся, и расстояние или удаленность демонстрируемых предметов.

При подборе материалов для занятий должны учитываться спе5циальные трудности, вызванные нарушением зрительно – моторной координации и восприятия пространства: трудности перешифровки зрительного материала с вертикальной плоскости на горизонтальную (доска – тетрадь), возможную зеркальность восприятия или воспроизведение детьми. Детям – левшам, например, нельзя давать образец письма в начале строки, так как при написании они закрывают его рукой. Зрительный материал должен подбираться с нарастанием сложности: постепенное уменьшение размера изображений, увеличение количества объектов, появление зашумленности фона, пересекающихся объектов.

На занятиях во время зрительной гимнастики дети подходят к окну, смотрят в даль, отмечают различные предметы по габаритам, фиксируют взглядом названный цвет в течение определенного времени. (5-10 сек.)

Подводя итог, отметим, что активизацию зрительных функций необходимо в различных формах коррекционно-педагогические работы. На каждом занятии следует уделять несколько минут решению этих задач. Возможно также проведение специальных занятий по развитию зрительных представлений. При этом важным фактором является формирование у детей положительного отношения к деятельности: создание положительной мотивации, заинтересованности.

Следует всегда помнить, что неполноценность зрительного восприятия снижает возможность формирования практических навыков и умений у ребенка, значит, вызывает зрительные затруднения во всех видах деятельности.

Буратино

Буратино потянулся (дети встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев). Вправо, влево, вниз вверх (не поворачивая головы смотрят вправо, влево, вверх, вниз), повернулся, тихо сел.

Ветер

Ветер дует нам в лицо (дети часто моргают), закачалось деревцо (не поворачивая головы, смотрят вправо, влево, вверх, вниз), ветер тише, тише, тише (медленно приседают), деревцо все выше, выше, выше (встают, глаза поднимают вверх).

Что пропало?

Педагог прости детей закрыть глаза и прячет один (два) из трех–семи предметов.

Дети должны назвать, что пропало.

Что изменилось?

Предлагается рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и др.) и отвернуться (или выйти). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось.

Найди ошибку

Предлагается карточка с неправильным написанием:

а) слов – одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя);

б) предложений – пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию)

Наложение изображения

Ребенку предъявляют 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга.

Необходимо назвать все изображения.

Спрятанные изображения

Предъявляются фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур.

Необходимо найти все «спрятанные» изображения.

Зашумленные изображения

Предъявляются контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые «зашумлены», подчеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать.

Парные изображения

В качестве варианта возможно использование парных игрушек или предъявление натурального предмета и его изображения.

Точечные изображения

Предъявляются изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек.

Необходимо соединить точки и назвать изображение.

Перевернутые изображения

Предъявляются схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180 ◦ .

Требуется назвать их.

Разрезанные картинки.

Предлагают картинки с различными изображениями, разрезанные по вертикали, горизонтали, диагонали, на 4, 7, 6 частей.

Собрать картинку из частей.

Где зажигается фонарик?

Педагог в разных местах комнаты зажигает фонарик, ребенок должен определить местоположение и сосчитать, сколько раз зажигается фонарик.

Сложи узор

Сложить такой узор, какой предложен педагогом, а также составить различные узоры из кубиков Коса и Никитина.

Шкафчик

В склеенный из спичечных коробков шкафчик с выдвигающимися ящиками на глазах у ребенка в один из ящиков прячется маленькая игрушка. Через 15-20 минут ребенку предлагается найти ее. Можно прятать одновременно 2-3 игрушки.

Пройти лабиринт

Ребенку предлагается «провести» взглядом ежа до домика.

Прокати шар в ворота

Закатить шар на игровом поле или через лабиринты в ворота.

Упражнения для тренировки зрения

Выполнять глазными яблоками движения вправо, влево (строго горизонтально) до предела, без чрезмерного напряжения, максимально медленно. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Закрыть глаза и расслабть мышцы на 30-40 секунд.

Выполнять глазными яблоками движения вверх, вниз с максимальной амплитудой. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Закрыть глаза и расслабить мышцы на 30-40 секунд.

Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20 секунд. После этого закрыть глаза, мышцы на 30-40 секунды.

Взгляд фиксировать на условной точке, расположенной на кончике носа. Выполнять 10-20секунд, после чего закрыть глаза и расслабить мышцы на 30-40 секунд.

Смотреть на конец пальца вытянутой руки, медленно сгибая ее в локти; приблизить палец к глазам (смотреть 3-5 секунд).

Крепко сжимать глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд.

Заключение

Практика показала, что при целенаправленной и систематической работе на уроках изобразительного искусства к концу 4 класса у 80% учащихся моего класса недостаточность зрительно – пространственного восприятия уменьшилась. Это позволит детям установить программу в старших классах и реализовать себя в дальнейшей жизни.

Используемая литература

«Дефектология» №4, 2004г.

«Изобразительная деятельность во вспомогательной школе» И.А. Грошенков, Москва, Просвещение, 1972г.

«Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы» В.Г.Петрова, Москва , Просвящение, 1976г.

Познание мира

Развитие зрительного восприятия

Под зрительным восприятием, принято понимать не классический процесс, при котором глаза анализируют многочисленные раздражители. Этому феномену стоит придавать гораздо большее значение. Ведь чем более хорошее развитие имеет зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения, получаемые индивидуумом, по своей силе и качеству. За счет этой функции человеку в мозг попадает наибольшее количество информации.

В зрительном процессе принимает участие множество элементов:

  • константность;
  • целенаправленность информационного потока;
  • произвольность восприятия сведений;
  • объем;
  • аналитическая деятельность анализатора;
  • зрительно-моторная координация;
  • обследование.

Восприятие посредством зрительных органов выступает в качестве основной функции у маленьких детей, ведь за счет нее происходит узнавания ребенком самого себя и мира, который его окружает. Владея развитым зрительным восприятием, человек чувствует себя уверенно.

Особого внимания заслуживает процесс узнавания формы и цвета окружающих объектов и действительности. Ведь эти признаки являются определяющими в ситуации, когда более сильные явления не получили сигнального значения.

Внимание! В процессе выбора лидирующего признака восприятия стоит обратить внимание на задачу, стоящую перед малышом.

Игры на развитие зрительных восприятий

Чтобы ребенок мог развиваться полноценно и обладать качественным зрительным восприятием, необходимо играть с ним в специальные игры.

Игра №1 «Помоги оказаться в домике»

Целью этого игрового процесса является развитие у ребенка зрительного ориентирования в ходе восприятия формы и величины предмета.

Ход игры заключается в поиске «домика» для каждого из вкладышей, т. е. игрокам необходимо соотносить выемку и вкладыш в соответствии с цветовыми и размерными характеристиками.

Важно! При возникновении сложностей в процессе выполнения этого задания педагогу необходимо дать детям мотивацию к самостоятельному мыслительному процессу и оказать помощь.

Игра №2 «Подбор необходимых цветов»

Цель мероприятия состоит в развитии цветового восприятия, навыков узнавания цветов и визуальной памяти, а также слуховых функций.

Основная суть процесса заключается в необходимости определения ребенком цвета ленточек, а впоследствии – выемок. Т. е. ребенку нужно отыскать цвет ленточки, соответствующий цвету выемки. В процессе выполнения заданий есть риск появления затруднений, воспитатель должен помочь в их преодолении.

Игра №3 «От большого круга к малому»

Цель заключается в формировании зрительного ориентирования, развитии визуальной памяти и слухового восприятия.

В ходе игры педагог просит детей собрать панно с вкладышами, начиная с большого круга, заканчивая малым кругом. Воспитателю необходимо добиться такого результата, чтобы «домик» был найден каждым из детей. Если возникнут сложности, учитель должен оказать помощь на всех этапах игры, пока не будет достигнут желаемый результат, и усвоен соответствующий навык.

Дидактические развивающие игры

Перед их организаторами стоят другие цели, заключающиеся в ознакомлении учащихся с пространственным восприятием.

Игра №1 «Возьми игрушку»

Целевая задача, стоящая перед педагогом – ознакомление учащихся с отношениями в пространстве и выраженными словами («рядом», «близко», «далеко»). Помимо этого, цель заключается в развитии глазомера, определении направления, в котором располагается тот или иной предмет.

Материалы, с которыми придется иметь дело в процессе игры – всевозможные игрушки.

Ход игрового процесса заключается в следующем: организатор должен усадить двух участников за стол и вручить им по одному предмету, попросив с ними поиграть какое-то время. Затем следует сказать детям, чтобы те закрыли глаза и положили игрушки. После этого останется только открыть глаза и взять игрушки без необходимости вставания со стульев.

На следующем этапе игры необходимо сначала положить одну игрушку в зоне видимости, а другую – немного дальше. Затем обе игрушки складываются таким образом, чтобы их взятие вызывало некоторые затруднения.

Важно! По завершении игры следует подвести итог: «игрушки трудно достать потому, что они располагаются далеко, а после того как мы их подвинули, они стали ближе, и до них можно легко дотянуться».

Игра №2 «Спрячься в домик»

Целью этого мероприятия является ознакомление всех участников с пространственными отношениями, которые выражаются посредством слов «снаружи», «внутри».

Для игры потребуется игрушечный домик. Можно соорудить его из покрывал и стульев самостоятельно.

Суть игры состоит в том, что по команде педагога «внутрь» или «наружу» дети соответственно залезают в домик и выходят из него.

Упражнения на развитие зрительного восприятия

В этой группе развивающих практик также существует несколько эффективных игр.

Игра №1 «Верни фигуру»

Всем участникам процесса предоставляется набор, состоящий из геометрических фигур. Перед ребенком дошкольником также должны быть изображены определенные предметы. Например, это может быть ручка, линейка, фломастер, карандаш, тетрадка. Учащимся нужно рассказать, какие именно изображения присутствуют на доске, а затем подобрать подходящее обобщающее слово. После этого педагог просит игроков закрыть глаза, пощупать геометрическую фигуру, врученную специалистом, и дать ответы на некоторые вопросы:

  • какой из предметов имеет сходство с треугольником, прямоугольником, квадратом, кругом;
  • из какого материала сделан предмет.

Игра №2 «Воспроизведи фигуру»

Основное условие заключается в том, что ребенок должен посмотреть на рисунок и запомнить его детали. После этого воспитатель забирает изображение и просит участника предоставить о фигуре больше информации и изобразить ее по памяти.

Игра №3 «Покажи дорожку»

Условия заключаются в том, что ребенок должен внимательно ознакомиться с таблицей, в которой представлены геометрические фигуры, а затем оказать помощь главному сказочному герою в пути к необходимому месту, показав дорогу, или закрыв определенные клетки с фигурами фишками по направлению слева направо.

Особенности развития зрительно пространственного восприятия

Практика показывает, что многие дети, начав посещать общеобразовательную школу, нередко путаются в пространстве. Например, на тетрадном листе. Им проблематично понять, что находится слева или справа, сверху или снизу.

В процессе чтения среднестатистический ребенок часто допускает ошибки в виде смешения букв, схожих по принципу написания, их перестановки в слоге, неверного изображения отдельных элементов букв и зеркального отражения.

Важно! В процессе прохождения по программе цифрового счета выясняется, что у многих детей имеются проблемы в математике.

В этом случае немаловажную роль играет развитие пространственного восприятия, которое у школьников должно быть нацелено на профилактику подобных сложностей. Лучше всего заняться проведением занятий до того, как ребенок начнет посещать школу. Такая практика позволит решить одновременно несколько задач.

  1. Укрепить пространственные представления. А также пополнить словарный запас пространственными терминами.
  2. Обеспечить навык ориентирования в рамках плоскости листа или школьной доски.
  3. Улучшить процесс слухового сосредоточения и координации схемы «ухо — рука».
  4. Сформировать соответствующее зрительное сосредоточение на принципе «глаз – рука».
  5. Выявить и развить способность ребенка к ориентированию в трехмерном пространстве.

Программа развития зрительного восприятия

Программа включает в себя 4 года обучения и предполагает освоение учащимися определенных навыков по годам.

  1. Первый год обучения (для детей дошкольников 3-4 лет). На этом этапе осуществляется развитие зрительной реакции на всевозможные предметы, относящиеся к окружающему миру, их цветовые характеристики, формы. Педагоги обучают ребят взаимодействию с различными предметами и способам проведения их обследования. Немаловажную роль играет обучение соотнесению форм геометрических фигур с формами изображений на плоскости и объемных тел.
  2. Второй год (для детей 4-5 лет). У дошкольников на этом этапе закрепляется навык анализа базовых признаков того или иного предмета. Также они обучаются использованию различных способов визуального восприятия.
  3. Третий год (для учащихся 5-6 лет). На этом этапе обычно происходит закрепление умения проводить визуальное обследование и последующий анализ предметов. Еще одно умение, которым наделяется дошкольник, заключается в классификации объектов по ключевым признакам. В 5-6 лет дети применяют оптику и зрительно различают группы предметов, а также в состоянии их назвать и идентифицировать по признакам.
  4. Четвертый год (ученики 6-7 лет). Это последний этап программы, который приводит к видимым результатам в плане создания узоров из геометрических фигур, оформления изображений предметов, различения отдельных тонов, оттенков, понимания зашумленности и засоленности изображения.

Важно! Так, за 4 года программы дети могут освоить базовые навыки визуального восприятия и улучшить собственное ориентирование в пространстве.

Особенности развития зрительного и тактильного восприятия

Под тактильным восприятием принято понимать одну из форм, в которой происходит познание окружающей действительности. Тактильное ощущение – это одно из пяти чувств, способствующее изучению индивидуумом мира, лежащее в основе его чувственного познания. Пальцы и ладони – основные органы, которые обеспечивают запуск механизма мыслительной работы и дают всестороннее представление об окружающем мире. Чем более утонченным является это чувство, тем более детально ребенок может провести сравнительную параллель между окружающими предметами, явлениями. А это, в свою очередь, приводит к упорядочиванию мыслительного процесса.

Методики развития зрительного восприятия

В качестве основополагающего средства для управления визуальным восприятием выступает обучение всевозможным вариантам видения. В ходе прохождения специализированных занятий ребенок обучается общим дидактическим методам – словесному, наглядному, практическому. Каждый из них помогает воспитателю добиваться решения тех или иных задач.

Соответственно, на начальном этапе, в ходе приобретения ребенком первостепенных знаний и умений, в качестве ведущего выступает наглядный метод. Когда наступает стадия обобщения, в игру вступает словесный способ. Но эффективным обучение может стать только в том случае, если использовать эти методики комплексно.

Процедура проведения обучающих мероприятий многогранна. Даже возникновение у ребенка первостепенных навыков требуется профессионального практического подхода, чтобы новые умения закрепились, усвоились и стали выученными на долгие годы.

Важно! Выбор ведущей обучающей методики преимущественно пребывает в зависимости от этапа обучения. Что касается характера использования дополнительных мер, он зависит от поставленных целей и задач, а также от способов, посредством которых детям легче дается усваивание материала программы.

Особенности развития зрительного восприятия

Зрительные образы, являясь отчасти психическими, обладают многомерностью. Помимо этого, они крайне сложны и состоят из трех базовых уровней отражения:

  • сенсорно-перцептивный;
  • представления;
  • вербально-логический.

Все эти положения отражены в издании Б. Ф. Ломова 1985 г. и версии В. А. Пономаренко 1986 г. Абсолютно каждому уровню достается важнейшая роль в процессе развития познания и эмоционального фона, а также в ходе освоения навыков. У детей, у которых наблюдается нарушение зрения, нередко формируются образы, которые не устойчивы и деформированы. Для таких учащихся характерна пассивность, стереотипность и шаблонность мышления, малая подвижность, ригидность. Факт нарушения зрительной функции негативно сказывается на всем процессе возникновения образов.

Для визуального восприятия у таких детей характерна избирательность, т. е. намеренное выделение объектов, пребывающих в сфере интересов индивидуума. Если зрение, в свою очередь, носит остаточный характер, и ребенок слабо видит, в его зрительной системе происходит неполное и неточное отражение стимулов, что приводит к ослаблению интереса к окружающей действительности, снижению активности в целом.

Коррекция и развитие зрительных восприятий

Орган зрения человека наделен множеством познавательных функций и возможностей относительно следующих параметров:

  • величина;
  • цветовая характеристика;
  • фактура;
  • материал;
  • степень привлекательности;
  • общая конструкция.

В рамках этого восприятия имеются определенные сенсорные эталоны. В отношении цвета они представлены 7-ю красками спектра и их всевозможными оттенками по степени светлоты и насыщенности. В отношении формы имеются различные геометрические фигуры – прямоугольник, треугольник, круг, овал, квадрат. В отношении величин можно выделить целую метрическую систему мер и т. д. Процесс коррекции зрительного восприятия включает в себя несколько базовых задач:

  • распознание цветовых характеристик;
  • определение формы;
  • развитие навыка всматриваться в предметы;
  • проведение детального сравнительного анализа и группировки в соответствии с внешними признаками объектов;
  • формирование выборочного визуального восприятия (интерпретация видимых объектов и понимания их отдельных элементов).

Основа учебной базы – использование образцов различных материалов. К ним относится цветная бумага, пластмасса, ткани, дощечки, мозаика, конструктор. В целях проведения рациональной коррекции визуального восприятия используются специальные картинки, которые содержат ошибки в размерах предметов, где изображения перевернуты. Учащиеся должны их выявить и назвать.

Кроме того, детям предлагается узнать целое по его фрагменту, сложить сборно-разборные игрушки, использовать основополагающие методики зрительного моделирования.

Важно! В последнее время популярность обрела практика разглядывания магических стерео картинок для проведения коррекции, ведь считается, что использование цветовых палитр полезно для освоения новых навыков.

Основные рекомендации для развития зрительного восприятия

Чтобы ребенку не составило труда развить в себе эту область, родителям необходимо позаботиться о некоторых моментах заблаговременно:

  • обучить их различению предметов на ощупь;
  • сформирование навык по выделению отличительных признаков;
  • научить соотнесению по величинам;
  • оказать помощь в освоении способов распознающего наблюдения;
  • развить уровень наблюдательности;
  • обучить внимательному и последовательному рассмотрению конкретного явления и предмета;
  • помочь в осмыслении связи между несколькими объектами;
  • сформировать навык по составлению одного целого из нескольких частей;
  • научиться выбирать предметы и осуществлять их соотнесение по ряду критериев;
  • помочь в различении базовых признаков времен года;
  • научить ориентированию в пространстве посредством использования плана-схемы;
  • способствовать закреплению пространственных представлений, в частности, по следующим словам: «справа», «слева», «сверху», «снизу», «перед», «за», «внутри», «снаружи», «рядом», «между»;
  • сформировать ключевые эталоны формы;
  • развить умения по анализу определенного предмета и выделению его мельчайших деталей.

Видео для развития зрительного восприятия

Развитие зрительно-пространственного восприятия у детей с нарушениями зрения с помощью дидактического пособия «Чудо-дерево»

Хайдукова Юлия Владимировна,

учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
МКДОУ д/с № 429 г. Новосибирска

Развитие зрительно-пространственного восприятия у детей с нарушениями зрения с помощью дидактического пособия «Чудо-дерево»

Зрение играет ведущую роль в восприятии окружающего мира. Для детей дошкольного возраста развитие зрительного восприятия имеет информационную значимость об окружающем ребенка мире. Оно участвует в обеспечении регуляции позы, удержания равновесия, ориентировки в пространстве, контроля поведения. В целом, зрительное восприятие обуславливает весь ход психического развития ребенка (интеллектуального, эмоционального, физического).

Аномалии зрительной системы могут не только приводить к недоразвитию зрительной функции, но и оказывать общее негативное влияние на развитие ребенка, поэтому необходима специальная коррекция, помогающая восполнить недостаточность зрительной информации и нормализовать формирование личности ребенка.

На основе проведенных в тифлопсихологии и тифлопедагогике исследований можно представить следующим образом взаимосвязанную структуру нарушений у детей с патологией зрения:

– нарушение зрения: снижение остроты зрения, четкости видения, снижение скорости переработки информации, нарушение поля обзора, глазодвигательных функций, нарушение бинокулярности, стереоскопичности, выделения цветности, контрастности и количества признаков и свойств объектов и др.;

– неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность, обедненность зрительного восприятия;

– сокращен срок хранения зрительного образа;

– обедненность представлений и образов предметов, снижение уровня чувственного опыта, определяющего содержание образов мышления, речи и памяти, замедление хода развития всех познавательных процессов;

– трудности в овладении предметно-практическими действиями, когда необходим точный зрительный контроль, основанный на процессах фиксации, локализации, различения, прослеживании конкретных действий, выделении таких их сторон, как сопряженное действие двух рук, руки и глаза, то есть там, где необходимо наличие бинокулярного зрения.

Кроме того, недостатки зрительного восприятия, обусловливая формирование нечётких, недифференцированных образов-представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.) старших дошкольников.

Таким образом, у детей с нарушениями зрения восприятие происходит на суженной сенсорной основе (обедненность представлений и образов предметов). Вследствие этого, снижается качественный уровень представлений об окружающем мире, возникают трудности зрительно-пространственной ориентировки.

Зрительное восприятие в процессе коррекционных занятий может развиваться. Для этого необходимо создать условия, которые бы позволяли детям целенаправленно наблюдать предметы, процессы и явления окружающей действительности.

Самым важным методом, обеспечивающим развитие ребёнка с патологией зрения, является ознакомление с окружающим миром; особое место в этом процессе занимает игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Дидактические игры, коррекционные упражнения для детей с нарушениями зрения проводятся с учётом рекомендаций ведущих тифлопедагогов В.А. Феоктистовой, Л.И. Солнцевой, Л.И. Плаксиной, Л.В. Фомичевой и др., иллюстративный дидактический материал подбирается с учётом офтальмо-гигиенических рекомендаций, разработанных для детей с нарушениями зрения ведущими офтальмологами – Э.С. Аветисовым, Л.А. Григорян и др.

Также гимнастика для глаз является обязательным компонентом коррекционных занятий с детьми с нарушениями зрения, которая может проводиться на любом этапе занятия, после зрительной нагрузки.

Дидактическое пособие «Чудо-дерево» вызывает у детей интерес, дольше удерживает их внимание и развивает мыслительные процессы; оно предназначено для расширения, углубления, и лучшего восприятия знаний об окружающем мире.

Изготовленное дидактическое пособие «Чудо-дерево» (выполнено из цветного ковролина) используется в коррекционно-образовательном процессе по развитию зрительно-пространственного восприятия у детей с нарушениями зрения и представляет собой наглядную иллюстрацию сезонных изменений (по временам года).

Дополнительно к пособию прилагаются изготовленные из ватмана следующие дидактические материалы:

– листья разных пород деревьев, различной окраски, величины;

– гнездо, дупло, кормушка для птиц, скворечник;

– цветные, контурные, силуэтные изображения птиц, насекомых, фруктов.

Они прикрепляются к дереву с помощью «липучек» (лента для скрепления материалов).

В результате целенаправленной коррекционно-развивающей работы отмечается положительная динамика по развитию зрительно-пространственного восприятия у детей с нарушениями зрения, значительно увеличился объём восприятия, улучшились зрительное внимание, зрительная память.

Практическое применение данного дидактического пособия «Чудо-дерево» в коррекционно-развивающей работе показано в предложенной ниже презентации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: