Деловая игра для учителей-логопедов: Логопедический калейдоскоп

Презентация Деловая игра для учителей-логопедов “Калейдоскоп”
презентация к уроку по логопедии по теме

Кропотливый труд логопеда помогает многим людям начать говорить правильно и чувствовать себя уверенно в обществе.

Слово «логопед» можно перевести с греческого как «Слово детям». Вся наша работа связана со словом. Слово, также как и слог, словосочетание, предложение – это естественно и закономерно вычленяющаяся из речевого потока единица речи. Каждое слово имеет свой звуковой состав и своё значение.

Предлагаю вам игру.

Скачать:

Вложение Размер
delovaya_igra_7.pptx 271.86 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«КАЛЕЙДОСКОП » Авторы: Учитель-логопед МДОУ Детский сад « АБВГДейка » Падюкина И.В. Учитель-логопед МДОУ Детский сад «Колокольчик» Кудашева Е.В . ДЕЛОВАЯ ИГРА

1 задание Подберите к каждой букве слова «логопед» слова-ассоциации, связанные с педагогической деятельностью л- о- г- о- п – е- д –

2 задание Соотнесите звуки и их характеристики – согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный – гласный, ударный -согласный, язычно-нёбный, твердый, глухой, парный -согласный, язычно-зубной, твердый, звонкий, непарный, сонорный -гласный, безударный -гласный, безударный -согласный, губно-губной, мягкий, звонкий, парный ( р , е, б, ё, н , о, к)

Щ Ъ Й Е А Н А Л И З Р П Х Д С Ы Ш Г Л Ц Д О С М О Э Э О Ф Н П Л А Н У Ц Д Т Щ Б О Н Я А З Ы О Ч Ж А Ё Ы Ю Б Г С К О Р Р Е К Ц И Я Э С У Й М И Э Ю В А Ь А Ч П Л М Т У Ь Ъ Ы Д Л Я Т В Ф Е У У З Г Ш П Ц Е Ж Э С О Д Ц К Ф Щ Е Ф О К Ы В Й В О Й Я О Ч Т К Я С С И Т С В Ф К Н У Л Н К И Г А У Ч А Я А Е Ц К Г С К Ы Ь К П Н Д М Т Ф В У Ю А С Ч Я Я И А Ю И П К М Г Щ З Х Э Ф Е Ч Ж К Ы А У Н З Р З Ж Ы К Г Р А М М А Т И К А З 3 задание На карточках-шифровках найдите спрятанные слова

4 задание Назовите как можно больше применений в работе логопеда предметов из «Сундучка профессиональных идей»

Баловать Избалованный Звонишь Документ Задолго Красивее Начать Без умолку Мастерски Намерение Договор 5 задание Расставьте ударение в словах

Произнесите специфические логопедические скороговорки 6 задание

Замените предложение пословицей: Береги время Не болтай Не торопись, делай все аккуратно Не ссорься Доводи начатое до конца Дорожи дружбой Учись всю жизнь 7 задание

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация “Деловая игра для педагогов. Профессиональная компетентность”

Девиз моей презентации: “Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер – токарь, прекрасный мастер – врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог”.(А. С.

Презентация -деловая игра для воспитателей

Презентация -деловая игра для воспитателей.

Презентация «Деловая игра для воспитателей «Ознакомление с художественной литературой»

Деловая игра для воспитателей «Ознакомление с художественной литературой» Цели: повысить профессиональный уровень педагогов; активизировать применение устного народного творчества .

Конспект и презентация деловой игры для педагогов детского сада “Любопытные почемучки”.

Конспект и презентация “Любопытные почемучки” разработана для педагогов детского сада. Основная тема – это детское экспериментирование в детском саду.

Презентация ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов по теме «Совершенствование грамотной речи педагога на работе и в повседневной жизни»

Материал представлен в форме деловой игры для воспитателей ДОУ. Цель игры: Совершенствование грамотной речи педагогов. В статье представлены игровые упражнение на словообразование и словоизменени.

Презентация “Деловая игра “Её величество – игра”

Презентация “Её величество – игра”.

Презентация Деловой игры для педагогов «Телемост».

В презентации вы найдёте слайды к проведению педагогического совета в форме деловой игры “Телемост&quot.

Квест-игра для педагогов ДОУ “Логопедический калейдоскоп”

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (детский сад «Солнышко»)

Квест-игра для педагогов ДОУ «Логопедический калейдоскоп»

Подготовила и провела:

учитель-логопед

Лидия Сахитовна Шмырина

В нашей работе главная цель – развитие речи детей,
В ногу со временем следуем ей!

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями.

Цель: Оказание помощи педагогам ДОУ в организации коррекционной работы по речевому развитию на занятиях.

Развивать творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.

Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников.

Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом и педагогами ДОУ.

Интеграция образовательных областей:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Внимание! Внимание!
Сегодня на повестке дня гениальная идея одна:
Всем предлагаю активное участие принять!
С коллегами опытом поделиться,
В педагогической работе это пригодится!

Задание № 1. Как называется гимнастика для языка? (артикуляционная)

С помощью стихотворной сказки и показом движений предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику:

Предлагаю поиграть в речевые игры – активизируем речь и мышление.

Задание № 2. Игра «Похожие слова»

Звучит логопедическая распевка:

Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть кислое слово – лимон! .

Вы, коллеги, не зевайте,
Слово к слову подбирайте!

Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел)

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар)

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка)

Задание № 3. Игра «Кошка»

Отгадайте загадку:

Вчера была мышегонятельная,
Вполне сметаноуплетательная,
Сегодня я диваноспальная,
Вполне подушкоодеяльная (кошка).

Задание: подберите как можно больше глаголов к этому существительному.

Что умеет делать кошка? (перечисление по цепочке):

бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, умываться, кувыркаться.

Кошка бывает какая?

Пушистая, игривая, весёлая, усатая, полосатая.

Задание № 4. Cкороговорки

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой.

Скороговорки традиционно используются при автоматизации поставленных звуков воспитанников.

«Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку…»

Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем:

На «Мячике» изображена эмоция, с которой надо рассказать скороговорку.

Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка.
В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка (раздраженно).

На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (радостно).

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель…(печально).

Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,

Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. (беспокойно).

Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» (спокойно)

Задание № 5. «Чудесный мешочек»

Педагоги достают из «чудесного мешочка» предметы, рассказывают о его использовании в работе с детьми.

Предметы: шишки, прищепки, пуговицы, шнурки, бусы, карандаши, погремушка, зубная щётка, мячик, вата, конструктор, пирамидка.

Задание № 6. «Игры-перевёртыши»

Дети не всегда чётко умеют выразить свои мысли, но в любом случае мы должны уметь их понимать.

Пословицы и поговорки:

Счастье перемещается кучами – «беда не ходит одна».

Уйти от новой стиральной машины – «остаться у разбитого корыта».

От смелости затылок мал – «У страха глаза велики».

Строчки из стихотворений:

Во поле берёзку срубили – «В лесу родилась ёлочка».

Ты ненавидишь мою коровку – «Ялюблю свою лошадку».

Ваша Маша тихо смеётся – «Наша Таня громко плачет».

Названия сказок и книг:

Лиса и шестеро цыплят – «Волк и семеро козлят».

Утки – индюшки «Гуси – лебеди».

Бледненький кустик – «Аленький цветочек».

Пёс без босоножек – «Кот в сапогах».

Квадратик – «Колобок».

Задание № 7. «Объявление» (для активизации речи, мышления)

Составьте рекламное объявление для газеты о купле, продаже, обмене из 3-5 слов так, чтобы все слова начинались на один звук

Например: на звук [К]

Куплю красивую кошечку.

Как один из вариантов, можно составить предложение, в котором все слова начинаются на один звук.

Например: на звук [П]

Петя подарил Павлику пирамидку.

Задание № 8. «Фонематический слух»

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: “коза-коса”, “дом-том”, “бочка-почка”. И вот уже «козой косят луг», «коса щиплет травку», а «Мишина машина превращается в мыши на машине».

Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке … (жук)

Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась … (шишка)

Здесь в лесу есть злые звери,
Запирайте на ночь … (двери)

Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке … (мяч)

Как-то вечером две мышки
Унесли у Пети … (книжки)

Не полезет Влад на ель
У него в руках … (портфель)

«Я трудиться не привык!»
Отвечает … (грузовик)

Cобирали васильки
у нас на голове … (венки)

Задание № 9. «Фонематическое восприятие»

Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»

Игра: «Отвечай – не торопясь»

Какое слово получится, если к слогу [РО] прибавить один звук?

(рот, ром, рог, ров, род, рок).

3. Заключительная часть

Вот и закончилась деловая игра,
Подвести итог пора!

– Выразите одним словом свое мнение или впечатление о мероприятии, не повторяя высказывания (педагоги передают мяч друг другу, высказываются).

Спасибоза внимание, за активное участие в игре! Успехов в работе!

Список литературы

Т.Б. Буденная. Логопедическая гимнастика Санкт-Петербург. «Детство – прогресс» 2001 год.

О.В.Узорова, Е.А.Нефедова Физкультурные минутки Москва ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак». 2004 год.

Т.Е Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. Основы логопедии – Москва Просвещение 1989 год.

В.В. Нищева Шпаргалка для логопеда- СПб.: Детство Пресс, 2019.

В.В. Нищева. Система коррекционной работы. – СПб.: Детство Пресс, 2001.

Е.Л.Новикова. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР //Дошкольная педагогика, 2007 – №1.

Н.Семенова Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. – СПб., 2002.

Деловая игра для педагогов «Речевой калейдоскоп»

Деловая игра для педагогов «Речевой калейдоскоп»

Цель: Повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ по развитию речи у детей дошкольного возраста через активные методы обучения.

1. Уточнить знания педагогов по познавательно-речевому развитию детей;

2. Упражнять умение общаться и вырабатывать единое мнение в команде.

3. Развивать у педагогов смекалку, сообразительность, креативное мышление, творческое воображение.

Ведущий: В дошкольном возрасте ребёнок впервые открывает для себя мир. Это мир людей, их дел, взаимоотношений. Это мир предметов, их особенностей, назначения. Это мир, в котором всё подчиняется определенным закономерностям, всё взаимосвязано друг с другом.

Стремясь понять окружающее, дети обращаются к взрослым со своими бесконечными «почему? » и «зачем? ».

Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и мышления у детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.

Я приглашаю Вас на деловую игру, которая называется «Развитие речи в детском саду». Педагоги делятся на две команды. За каждый правильный ответ команда получает баллы.

Вашему вниманию будет предложен белоснежный цветок – ромашка.

-Предлагаю каждой группе сорвать один лепесток с объяснением педагогического термина, обдумать его, и выбрать зелёный листок, который является ответом. Подобрав лепестки к листьям, мы заслушаем ваши определения.

1. Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.

2. Речь – индивидуальный психофизиологический процесс человека, важнейшая творческая психическая функция; процесс общения людей между собой посредством языка.

3. Развитие речи – творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.

4. Словарная работа – обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

5. Активный словарь – слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто) .

6. Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.

7. Диалог – разговор двух или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией.

8. Что относится к словесным методам и приёмам обучения? (пояснение, рассказ, чтение, беседа).

9. Диагностика — количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений и т. П. с помощью специально разработанных учебных методик.

10. Пересказ – выразительное связное воспроизведение прослушанного художественного произведения.

2. Конкурс. Скороговорки

Выходят по одному участнику от каждой команды. Участник должен произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро.

• Для первой команды: «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят»

• Для второй команды: «Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке»

3. Конкурс «Эрудированный педагог»

На полу раскладываются дорожки из обручей, переходить из обруча в обруч могут только после правильного ответа. Отвечает тот, баллы получает..

1. Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)

2. Как звали трех поросят в одноименной сказке? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.)

3. Автор сказки «Гадкий утенок». (.)

4. Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский.)

5. Назовите наиболее известные сказки . («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)

6. Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая! »? («Лисичка-сестричка и Серый Волк».)

7. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)

8. Из какого произведения эти строки: Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал: «Вот вам телеграмма от гиппопотама! » («Айболит» .)

9. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)

10. Почему Серая Шейка не улетела на юг вместе со всей стаей? (Лиса повредила ей крыло.)

11. Автор сказки «Конек-горбунок»? (Ершов.)

12. Назовите самые известные сказки Ганса Христиана Андерсена. («Дюймовочка», «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик».)

13. В какой сказке содержится предупреждение о том, что нельзя пить сырую воду? («Сестричка Аленушка и братец Иванушка».)

14. Про какую царевну говорили, что она «едет в коробчонке»? («Царевна-лягушка».)

4. Конкурс «Времена года»

Стихотворения о временах года

Из конверта участники команд достают пейзажные картинки.

На них изображены зима, лето, весна, осень. Команда должна

вспомнить отрывок стихотворения о каждом времени года, кто больше.

5. Творческий конкурс.

Нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».

• Для первой команды «У страха глаза велики».

• Для второй команды: «За двумя зайцами погонишься, ни одну не поймаешь».

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи. Вспомнили педагогические термины, которые используем в повседневной жизни. Вспомнили скороговорки, сказки, стихотворения о временах года. Давайте посчитаем баллы и поздравим победителей игры.

Деловая игра “Логопедический калейдоскоп” для педагогов ДОО

Деловая игра «Логопедический калейдоскоп» для педагогов и специалистов ДОО

– активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы, максимально раскрыть профессиональные знания и умения участников;

– повысить творческую активность учителей-логопедов образовательных учреждений;

– создать обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.

Оборудование : песочные часы, лепестки с именами существительными, фишки за правильный ответ, карточки с заданиями.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований, предъявляемых к дошкольному образованию. В Стандарте учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.

В структуру Программы образовательного учреждения включена коррекционная работа и (или) инклюзивное образование. Коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, разностороннее развитие воспитанников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей. Именно учитель-логопед осуществляет коррекционную работу в ДОУ, и должен обладать необходимыми умениями и навыками для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Деловая игра «Логопедический калейдоскоп» поможет систематизировать наши знания в области образовательных технологий, повторить основные виды деятельности детей, постараться решить проблемные задачи.

Участникам предлагается разбиться на две команды с помощью «лепестков». Распределение на команды (лепесток с существительным, имеющим только единственное число – 1 команда, лепесток с существительным имеющим только множественное число – 2 команда). Слова: мебель, крестьянство, сырьё, листва, дичь, молодежь, пальто, мороженое – ед. число, ножницы, часы, шахматы, каникулы, очки, ворота, брюки, сутки – мн. число.

Каждая команда придумывает название, выбирает капитана.

Нам надо выбрать экспертов для оценки результатов и подведения итогов игры.

Правила игры:

1. Работать дружно, согласованно.

2. Соблюдать порядок и тишину.

3. Уметь слушать другого.

4. За другую команду не отвечать, иначе снимается 3 балла.

5. Выслушать задание до конца.

6. Отвечать громко, но не хором.

1. Конкурс «Давайте познакомимся»: «Имена прилагательные»

Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, веселая Валентина, ласковая Лариса). Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный и т. Д.

2. Конкурс « Блиц»

Задание: за 2 минуты участники должны ответить на максимальное число вопросов.

За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

1. Назовите интеллектуальные функции (мышление, память, восприятие, внимание, ориентировка в пространстве и во времени).

2. Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ).

3. Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи? (речевой аппарат)

4. Какая часть речи отвечает на вопросы «Что делает?», «Что делают?», «Что будет делать?».

5. Сколько лап у двух котов? (восемь).

6. Назовите слова – паронимы (миска – мишка).

7. Сколько звуков в слове – деньги (пять).

8. Самое умное живое существо на планете (человек).

9. Что тяжелее: один килограмм ваты или один килограмм железа? (одинаково)

10. Что такое фонематический слух? (умение повторить (услышав) звуки, слоги, слова).

11. Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).

12. Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий, непарный).

13. Назовите пару звуку «З» («С»).

14. Кто собирает яблоки спиной? (еж).

15. Какое слово длиннее: велосипед или дом (велосипед)

16. Расшифруйте аббревиатуру ФГОС.

1. Назовите просодические компоненты речи? (темп, сила, тембр голоса, интонация).

2. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).

3. Назовите акустические признаки звука «Ш» (согласный, глухой, твердый, парный).

4. Время года, когда сани готовить уже поздно (зима).

5. Чем кончается «лето» и начинается «осень» (буквой «о»).

6. Что такое фонематическое восприятие? (умение услышать звук в потоке речи).

7. Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым).

8. Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й).

9. Расшифруйте аббревиатуру ОВЗ.

10. Что такое глобус? (макет Земли).

11. Что такое фонема? (звук).

12. Сколько рогов у четырех коров? (восемь).

143. Что такое общее недоразвитие речи? (недоразвитие всех сторон речи (звукопроизношение, фонематический слух, несформированность анализа и синтеза, звукового состава слова).

14. Назовите слово из четырех слогов (велосипед).

15. Сколько гласных звуков в русском языке. (10)

16. Этот документ помогает педагогам планомерно решать поставленные задачи, используя для этого эффективные методики, индивидуально работать с детьми и работать с родителями. (Перспективный план работы)

3. Конкурс «Сундучок профессиональных идей»

Задание: Необходимо назвать как можно больше применений в работе логопеда данных предметов (бусы, прищепки, мячик, вата, карандаш, погремушка, шнурок, щетка и др.) Предметы предлагаются в сундучке на выбор.

Каждой команде предлагаем набор предметов, необходимо назвать как можно больше их применений в работе логопеда.

За каждый правильный ответ фишка, повторяться нельзя, дополнять можно.

4. Конкурс «Что такое ФГОС»?

Каждой команде предлагаем по 4 вопроса ( вопросы на карточке) Прочитав вопрос, вы должны выбрать правильные карточки с ответами. (ответы прилагаются).

Вопросы 1-й команде

– Организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач различной сложности и проблематики. (ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД)

– Формы организации личностно-ориентированной технологии (ИГРЫ, ЗАНЯТИЯ, СПОРТИВНЫЕ ДОСУГИ, УПРАЖНЕНИЯ, НАБЛЮДЕНИЯ, ГИМНАСТИКИ, МАССАЖ, ЭТЮДЫ, ТРЕНЕНГИ, ОБРАНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ).

– Обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной среде (ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ).

– Способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей (МЕТОДЫ).

Вопросы 2-й команде

– О чем речь? Личностно-ориентированные, игровые, проектирования, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ).

– Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ).

– Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ТЕХНОЛОГИЯ).

– Автоматизированное умение, выражающееся в способности быстро и безошибочно выполнять действия на основе имеющихся знаний. Формируется на основе многократного выполнения определенных действий (НАВЫК).

5. Конкурс капитанов.

Прочитать стихотворение, инсценируя дефект произношения. (параламбдацизм, велярный ротацизм.)

Взял Валерка тарелку, взял Валерка поднос.

Мне Валерка тарелку на подносе принес.

Прочитать стихотворение, инсценируя дефект произношения (межзубный сигматизм свистящих, параламбдацизм)

Собирайтесь, звери, в стаю,

Я вас всех пересчитаю.

Серый волк. Лиса. Барсук.

Куцых зайцев сорок штук.

Пока капитаны готовятся, проводится следующий конкурс.

6. Конкурс «Конкурс скороговорок»

Участвуют по одному человеку от каждой команды.

Задания предлагаются на выбор (контейнер из-под киндер-сюрпризов, внутри которых находятся тексты со скороговорками).

Задание: Участники поочередно проговаривают скороговорки с заданной интонацией.

Другая команда должна быстро отгадать интонацию.

• От топота копыт пыль по полю летит. (радостно)

• Наша серая кошка сидела на крыше, А ваша серая кошка сидела выше. (грустно)

• Валерий кавалерию раскрасил акварелью. Карьером кавалерия скачет у Валерия. (удивленно)

• Добры бобры идут в боры, Идут бобры в сыры боры, Идут бобры в дворы стары. (раздраженно)

7. Конкурс эрудитов

Задание: Проанализируйте фрагменты бесед логопеда с ребенком и родителем.

Какие нарушения профессиональной речи были допущены логопедами ?

Время на подготовку ответа – 3 минуты.

– правильность педагогического решения;

– четкость объяснения. (Фрагменты бесед в приложении 1)

Рефлексия «Закончи фразу»

Молодым специалистам предлагается закончить фразу одним предложением. Пример: Сегодня я узнал… Меня сегодня удивило… Больше всего мне понравилось… Хотелось бы добавить… и т. д.

Подведение итогов деловой игры.

Фрагменты бесед логопеда с ребенком и родителем.

1-й вариант.

Родитель: Здравствуйте! У нас проблема, мы не умеем правильно говорить. Логопед: Сейчас посмотрим. Садись (ребенку). Как тебя зовут?

Логопед: Ой, как у вас тут все запущено! Плохо дело у вас. А у кого вы занимались раньше?

Родитель: В садике, со Светланой Ивановной.

Логопед: Да уж… Родитель: А как же нам быть? Логопед: Будем работать, но обещать ничего не могу. Что-то он у вас какой-то заторможенный. Ведет себя нормально?

Родитель: Да. А что вы имеете в виду?

Логопед: Ладно, не важно.

2-й вариант .

Логопед: Перестань прижиматься к маме! Садитесь. Ребенок сюда, мама сюда. Какие у вас проблемы?

Родитель: Мы волнуемся, нашему мальчику уже четыре года, а он разговаривает хуже, чем его друзья.

Логопед: Сейчас посмотрим. Двигайся сюда поближе (ребенку). Ребенок: Мама, я не хочу! Пойдем домой.

Родитель: Ну, Максим, подожди, сейчас тетя тебя посмотрит, а потом пойдем домой.

Логопед: (к родителю) Что вы так его нянчите? Он уже большой и должен уметь себя вести.

Родитель: Он не ходит в садик, дома с бабушкой сидит. Ребенок плачет. Логопед: Выйдите, успокойте ребенка, а потом зайдите.

Логопедический калейдоскоп

Мною подобраны логопедические игры разного уровня сложности для детей с ОНР.

Просмотр содержимого документа
«Логопедический калейдоскоп»

Дидактические игры любой сложности для коррекции и автоматизации звукопроизношения у детей с ОНР 5-7 лет.

Из опыта работы учителя-логопеда МАДОУ детский сад №22

Была разработана система дидактических игр направленных на коррекцию звукопроизношения, соответствующая этапу автоматизации поставленных логопедом звуков. При составлении программы игр использовался принцип от простого к сложному (от изолированного звука до автоматизации его в словах) с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и программных требований к обучению детей в группах ОНР в детских садах компенсирующего вида.

Приведу несколько примеров:

1. СЮЖЕТНОЕ ЛОТО

Цель: автоматизация звуков Р, Р` в словах, предложениях, в связной речи; развитие фонематического анализа, совершенствование навыка определения количества слогов в слове, места заданного звука в слове.

В игре принимают участие не более трех детей. Первый тур разыгрывается по правилам классического лото. Логопед показывает картинки и называет их, например: «Кому рыбака?» или «Чей сыр?»

Дети поочередно отвечают логопеду, обязательно повторяя ключевое слово: «Мне рыбака», «Мой сыр».

При этом первый игрок выбирает слова, начинающиеся со звука Р, второй игрок – слова со звуком Р в середине, а третий игрок – со звуком Р в конце.

Картинки для каждого из участников игры логопед подбирает таким образом, чтобы их можно было связать единым сюжетом, например:

звук Р в начале слов – ручей, рыбак, рак, ракушка, рыба;

звук Р в середине слов – крот, огород, картошка, морковка, нора;

звук Р в конце слов – комар, самовар, пар, сахар, сыр.

Во втором туре игры дети составляют короткие рассказы по своим картинкам, которые в данном случае играют роль своеобразного плана.

Можно дифференцировать слова не по позиции звука Р в слове, а по количеству слогов: 1-й игрок выбирает слова односложные, 2-й – из двух слогов, а третий – из трех слогов.

2 Отгадайки.

Цель: автоматизация звуков Р, Р` в словах и предложениях.

До начала игры, пока дети не видят, на столе в произвольном порядке раскладываются 12 парных картинок (т.е. 6 пар). Сверху они закрываются двенадцатью карточками с геометрическими фигурами. Игроки по очереди просят логопеда открыть две любые картинки, например:

Откройте, пожалуйста, красный квадрат и черный треугольник.

Логопед выполняет просьбу, и игрок четко называет картинки, которые видит под карточками с геометрическими фигурами.

Если открылись непарные картинки, логопед снова закрывает их, а ход передает следующему игроку. Если же картинки парные, логопед убирает их со стола, а удачливому игроку предоставляется право сделать еще один ход. Побеждает тот участник игры, который откроет последнюю пару картинок.

Примечание: можно использовать эту игру для автоматизации любых звуков, приготовив предварительно картинки с соответствующими звуками, а вместо геометрических фигур слоги, напечатанные на таких же картонках.

МОРСКОЙ БОЙ

Цель: автоматизация звуков Р, Р` в словах и предложениях.

Каждый из двух игроков раскладывает по 16 картинок ровным квадратом (4х4). Под любые свои 3 картинки игроки втайне от соперника подкладывают 3 маленьких бумажных кораблика. Первый игрок говорит второму, например: «Убери розу». Если под «розой» пусто, в игру вступает второй игрок. Если же под «розой» – «кораблик», первый игрок забирает его себе и производит дополнительный «выстрел». Побеждает игрок, первым «захвативший» все вражеские корабли.

Примечание: можно использовать эту игру для автоматизации любых звуков, приготовив предварительно картинки с соответствующими звуками.

“Поле чудес” — это панно из арниковой пленки с карманами, на 100 клеток (10×10 сантиметров). В каждый карман вставляются цветные картинки. В середине — пустая клетка с красной точкой.

Пособие можно применять на любом занятии, подбирая игры в соответствии с его целями. Это игры на развитие и коррекцию:

психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления);

слоговой структуры слова;

активного и пассивного словаря;

грамматического строя речи;

фонематического слуха и восприятия;

звуко-слогового анализа и синтеза.

Игры также способствуют совершенствованию пространственной ориентировки, формированию математических представлений, расширению кругозора детей. Все виды игр служат хорошим средством для предупреждения дисграфии у дошкольников.

Перечень и тематика игр в составе “Поля чудес”

“Найди картинки к слову”.

“Найди предмет по форме”.

“Подбери предметы по цвету”.

“Он — она — оно — они”.

“Найди предметы по описанию”.

“Какой? Какая? Какое? Какие?”.

“Найди и назови слова по слогам”.

“Найди самое короткое и самое длинное слово”.

“Найди предметы, сделанные из. “.

“Летает — не летает”.

“Предмет один, а говорим как много”.

“Один и много предметов произносим одинаково”.

“Послушай звуки — скажи целое слово”.

“Составь со словом предложение”.

“Назови первый и последний звук в слове”.

“Выбери картинку — напиши слово”.

“Назови слово, которое начинается со звука А” (гласные звуки А-О-У-Э-И).

“Что подаришь другу (подружке)?”.

“Прочитай слово — найди картинку”.

“Животные и их детёныши”.

“Один (одна, одно) — много”.

“Кто? Что? Где? (живёт, растёт, сидит, стоит)”.

“Где можно встретить это слово?”.

“Найди (придумай) слова-родственники”.

“Что умеет делать этот предмет?”.

“Из чего состоит этот предмет?”.

“Кто (что) растет, а кто (что) нет?”.

“Кто больше запомнил картинок — назови”.

“Подбери картинки к словам-признакам”.

“Назови слово — придумай от него фамилию”.

“Что кому (чему) нужно?”.

“Найди “вкусные” слова” (колючие, школьные, мягкие, сладкие)

“Найди в слове ударение”.

“Найди ошибку — скажи правильно”.

“Узнай задуманное слово”.

Лото “Найди место картинке в “Поле чудес” “.

1. “Назови предметы”.

«слева _ направо” (апельсин, барабан, мишка, груша. ); “справа — налево” (дятел, лошадка, книга, карандаш, курица, арбуз. „)• Можно называть предметы на каждой строчке (первой, второй, третьей –

сверху или снизу).

• Найди и назови предмет, который находится:

в правом верхнем углу;

в левом верхнем углу;

в правом нижнем углу;

в левом нижнем углу.

Найди и назови предмет, который задумал воспитатель. От центра (красной точки) водить в начале пальчиком (начальная стадия обучения), затем только глазами по указанию воспитателя: “одну клеточку вверх, две вправо, одну вниз . назови предмет — “автобус” “.

В последствии ориентир для всех детей дает водящий ребенок. Ориентируются по “Полю” только глазами.

3. “Найди картинки к слову”. Игра на обобщение и классификацию предметов.

“Овощи” (морковь, репа, огурец, в холодильнике — капуста, свекла, лук).

“Фрукты” (апельсин, груша, абрикос, дыня, виноград, лимон, слива).

“Ягоды” (ежевика, земляника, вишня, смородина, арбуз).

“Игрушки” (барабан, лошадка, юла, мяч, коляска).

“Посуда” (кастрюля, чайник, ведро, стакан, самовар, в посудном шкафу — тарелки, блюдца, чашки, кувшин, миска).

“Птицы” (дятел, попугай, журавль, синица, скворец; домашние птицы — курица, индюк, гусь, цыпленок, утка).

“Животные” (дикие — ежик, заяц, медведь, кенгуру; домашние — щенок, собака, кошка, свинья).

“Одежда” (шуба, шарф, платье, фартук, юбка, шапка, шорты, пальто).

“Деревья” (ель, сосна, береза, рябина).

“Транспорт” (ракета, автобус, велосипед, грузовик, экскаватор). “Продукты питания” (хлеб, яйца, сосиски, в холодильнике -— молоко, кефир, сметана, сыр, масло).

“Мебель” (стул, стол, шкаф).

“Домашние приборы и вещи” (телевизор, холодильник, утюг, часы, замок, гребень, корзина, ножницы).

“Школьные принадлежности” (книга, карандаш, ручка, портфель, тетрадь).

“Цветы” (гвоздика, василек, розы, кактус).

“Обувь” (сапоги, туфли, калоши).

“Насекомые” (стрекоза, бабочка).

В вариантах к игре даются карточки с напечатанными словами “Овощи”, “Фрукты” и так далее.

Вариант игры “Назови одним словом” (барабан, мишка, лошадка, юла — игрушки).

живые предметы, подходящие к слову “Кто?” (ежик, дятел, курица, щука, заяц. );

неживые предметы, подходящие к слову “Что?” (апельсин, барабан, мишка, груша, замок. ).

5. “Кто что делает?”.

Назови — кто летает? (стрекоза, дятел, скворец, журавль. );

что летает? (ракета, листья. );

кто прыгает? (кенгуру, заяц, кошка, щенок. );

что прыгает? (мячик).

Используются понятия: летает, бегает, прыгает, плавает, ползает, растет, сидит, едет, возит, стоит, висит, лежит.

С детьми 5-6 лет можно использовать карточки с печатным изображением этих слов или алгоритмами.

6. “Найди предмет по форме”.

Даются карточки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник). Ребенок подбирает предметы по форме.

7. “Подбери по цвету”.

основные цвета: черный, коричневый, желтый зеленый, синий, красный (на карточках);

дополнительные цвета: розовый, голубой, серый, белый, лимонный;

цвета радуги: семь цветов.

Ребенку показывается карточка определенного цвета. Задание — подобрать предмет такого же цвета, согласуя предмет с определением: желтый цыпленок, желтое платье, желтые яблоки, желтая репа.

Загадки задает логопед или ребенок (набор загадок прилагается).

13.”Найди и назови слова”. Слоговая структура слова.

1 слогом — мяч, стул, шарф, ерш;

2 слогами — щука, зайка, мишка;

3 слогами — барабан, курица, сапоги;

4 слогами — ящерица, велосипед, земляника.

14. “Найди самое короткое и самое длинное слово”.

Самое короткое — еж, ель;

Самое длинное — экскаватор, холодильник. Придумай с ними предложение.

15. “Съедобное — несъедобное”.

Назови те предметы, которые можно есть в свежем или вареном виде.

Груша, апельсин, хлеб, арбуз, морковь, фрукты, яблоко, лимон;

Курица, щука, индюк, гусь, утка, цыпленок. Несъедобные:

Барабан, мишка, замок, лошадка, дятел, шуба.

16. “Найди предметы, сделанные из. “.

стекла, железа, дерева, меха, кожи, резины, пластмассы.

Эти понятия называются, а для старших детей добавляются карточки с алгоритмами (стекло — прозрачная пленка, резина — мяч, дерево — полоска из обоев “под дерево”). Ребенок называет.

Из стекла сделан стакан — стеклянный стакан.

Из меха сшит мишка — меховой мишка.

Из железа сделан замок — железный замок.

17. “Летает — не летает”.

• Назови предметы, которые летают? (показывается алгоритм-картинка
“небо с облаками).

— Дятел, ракета, стрекоза, журавль, гусь, скворец, попугай.

• Не летают (показывается алгоритм-картинка — земля) — все остальные
предметы.

18. “Предмет один, а говорим как много”.

Найди картинку — назови слово, где предмет один — а говорим как много.

• Ножницы, часы (предмет, а не астрономический “час”), шорты.
Назови, какие ты еще знаешь такие слова?

19. “Один и много предметов произносим одинаково”.

Найди картинку -— назови слово, где один и много предметов произносятся одинаково.

Какие ты еще знаешь такие слова? (кафе, кино, Барби, манго, киви).

20. “Послушай звуки — скажи целое слово”.

Ребенку называются отдельные звуки С, Т, У, Л. Он называет слово — стул, показывает картинку, обозначающую это слово.

Берутся короткие слова: Ш, У, К, А; Ч, А, С, Ы; О, К, У, Н’.

21.”Составь со словом предложение”.

Дети составляют предложение со словом, заданным логопедом или ребенком (по картинке).

Например, “Заяц живет в лесу”.

22. “Найди и напиши”.

Быстро найти картинку, четко произнести слово, написать его кубиками, прочитать, поставить ударение.

Ребенку называется предмет на картинке, он находит ее и повторяет слова, согласовывая числительное “1,2, 5” с существительным:

одно яблоко, два яблока, пять яблок;

один арбуз, два арбуза, пять арбузов;

одна собака, две собаки, пять собак.

Можно показывать карточки с цифрами 1, 2, 5 или показывать на пальцах.

24.”Назови превый и последний звук в слове”.

Воспитатель показывает картинки. Ребенок называет слово, выделяя первый и последний звуки отдельно.

Например: “СТОЛ” — первый звук [С], последний звук [Л].

25. “Выбери картинку — напиши слово”.

Ребенку предлагается выбрать любую картинку, назвать ее, написать на кубиках Н.А.Зайцева или буквами из разрезной азбуки.

26. “Назови слово, которое начинается со звука А” (гласные звуки А-О-У-Э-И).

Гласные называет воспитатель:

Найди слова, которые начинаются на звук А: автобус, апельсин, арбуз.

На звук О: окунь, огурец.

На звук У: утка, утюг.

27. “Что подаришь другу, подружке ?”.

Употребление существительных в разных падежах, согласование слов в предложении:

Коле подарю автобус.

28. “Прочитай слово — найди картинку”.

Ребенку (6-7 лет) необходимо прочитать слово на карточке и найти соответствующую картинку, затем записать слово на кубиках Н.А.Зайцева.

Можно наоборот — по выбранной картинке найти слово и прочитать его.

29. “Животные и их детеныши”.

Найди животных и их детенышей.

Кенгуру — кенгуренок. Каких ты знаешь еще?

П — портфель, платье, попугай, помидоры.

Р — ракета, репа, ручка, рябина, роза.

С — сосиски, сосна, стул, синица, самовар, скворечник, скворец.

Т — трамвай, телевизор, туфли.

Ф — фартук, фрукты.

X — хлеб, холодильник.

Ш — шуба, шарф, шапка, шкаф, шорты.

Ы — (в конце или в середине слова) — шорты, ножницы, цыпленок.

Ь — (в конце или в середине слова) — морковь, медведь, платье.

Ъ — (в середине слова) — подъемник.

Я — ящерица, яйца, яблоко, якорь.

30. “Один (одна, одно) — много”.

Игры на словообразование.

Назвать предмет и сказать так, что их много. Образец:

еж — ежи — много ежей;

груша — груши — груш;

яблоко — яблоки — яблок. Наоборот:

калоши — калоша — много калош;

фрукты — фрукт — много фруктов. Особо трудные слова:

ножницы —- ножницы — много ножниц;

шорты — шорты — много шортов;

часы — часы — много часов.

31. “Кто? Что? Где? (живет, растет, сидит, стоит)”.

Задание на предложно-падежное управление.

Дятел сидит на дереве.

Рябина висит на ветке.

Нитки намотаны на катушке.

Трамвай стоит на рельсах.

Скворец сидит в скворечнике.

Продукты лежат в холодильнике.

Назвать предметы по алфавиту. Алфавит висит перед глазами детей.

А — арбуз, апельсин, автобус.

Б — барабан, бабочка, береза.

В — ведро, виноград, велосипед, васильки, вишни.

Г — груша, гребень, гусь, гвоздика, грузовик.

Д — дятел, дыня, дерево.

Ж — журавль, желуди.

3 — замок, заяц, земляника.

И — в конце слова — воробей, в середине — зайчик,чайник.

К — книга, карандаш, кошка, кактус, кенгуру, краски, корзина, кастрюля.

Л — лошадь, лимон, линейка.

М — морковь, медведь, мяч, мебель, мишка.

Н — ножницы, нитки.

О — огурец, окунь.

Образец: ведро — ведерко, юбка — юбочка, попугай — попугайчик, корзина — корзиночка.

34.”Где можно встретить это слово ?” (или наоборот, какие слова можно встретить в кастрюле, в воздухе, в кармане (Н.Пикулева)).

Зайца — в лесу, скворца — в скворечнике, дятла — в воздухе, ручку, карандаш — в кармане, капусту, морковь, лук, свеклу — в кастрюле, на грядке* яблоки, груши, ягоды — в корзине, на дереве.

35. “Найди (придумай) слова-родственники”.

Придумай к задуманному слову другие слова, близкие по значению,

объясни их смысл.

еж, ежик, ежонок, ежиха, ежата, ежовая (рукавица);

зайка, заяц, зайчик, зайчонок, зайчиха, заячий, зайчата;

хлеб, хлебушек, хлебный.

36.”Что умеет делать этот предмет ?”.

Курица — клюет, кудахчет, несет яйца, водит цыплят, ищет зернышки, квохчет.

Бабочка — кружится, порхает, машет крылышками, шевелит усиками.

37.”Из чего состоит предмет ?”.

Стул: сиденье, спинка, ножки. Кастрюля: дно, крышка, стенки, ручки. Часы: циферблат, маятник, стрелки, механизм.

38.”Кто (что) растет, а кто (что) нет ?”.

Растет: дерево, капуста, цыпленок, щенок, свинья;

Не растет: шкаф, юла, машина, шапка, мячик.

Алгоритм прилагается — цвет, форма, из чего сделан, где живет, растет, применяется; к какому слову по классификации относится.

Например: Это яблоко, оно красное, круглое, растет в саду на дереве. Его едят. Из них делают сок, компот, варенье. Это фрукт.

40.”Кто больше запомнил картинок — назови”.

Рассмотреть картинки на “Поле чудес” и, отвернувшись от него, назвать их за 1, 2, 3 минуты. Варианты — на всем поле, на 1, 2, 3 и так далее полоске, слева направо, сверху вниз.

41.”Подбери картинки к словам-признакам”.

Колючий (ая, ее, ие) — еж, ель, кактус. Цветной (ая, ое, ые) — краски, платье, телевизор. Плюшевый (ая, ое, ые) — мишка. Сладкий (ая, ое, ие) — яблоко, арбуз, ягоды. Красивый (ая, ое, ые) — барабан, платье, цветы. Острый, добрый, злой, резиновый и так далее.

42. “Назови слово (по картинке) и придумай от него фамилию”.

Семинар-практикум «Логопедическое ассорти». «Деловая игра для педагогов МБДОУ» (организация коррекционно-логопедической работы в детском саду)

В нашей работе главная цель – развитие речи детей,
В ногу со временем следуем ей!

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями.

Цель семинара-практикума: Оказание помощи воспитателям в организации коррекционной работы по речевому развитию на занятиях.

Задачи:

  • Развивать творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.
  • Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития, формировать фонематическую готовность к исправлению трудных звуков у дошкольников.
  • Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников.
  • Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом и педагогами ДОУ.

Интеграция образовательных областей:

  • речевое развитие
  • познавательное развитие
  • физическое развитие.

Структура проведения семинара-практикума

1. Организационный момент

2. Речевые игры на развитие зрительного восприятия, памяти, активизации речи и мышления

  • артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики);
  • игра «Похожие слова»;
  • игра «Кошка» (обогащение словаря);
  • «Скороговорки» (развитие дыхания и голоса);
  • Физкультурная минутка «Толя – альпинист»;
  • «Чудесный мешочек» (развитие общей моторики, мелкой моторики);
  • игры-перевёртыши;
  • игры на развитие фонематического слуха;
  • игры на развитие фонематического восприятия.

3. Заключительная часть. Итог

Организационная часть

Учитель – логопед встречает педагогов в зале.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Внимание! Внимание!
Сегодня на повестке дня гениальная идея одна:
Всем предлагаю активное участие принять!
С коллегами опытом поделиться,
В педагогической работе это пригодится!

Основная часть

Задание № 1. Как называется гимнастика для языка? (артикуляционная)

С помощью стихотворной сказки и показом движений предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику:

В недалёкой деревушке жили-были,
Не грустили – старичок со своею старушкой.
Утром, открыв окошко, проветривали свою избушку.
(открываем широко рот)

В деревню к ним пожаловали гости:
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
А с ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Старик со старухою всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)
Поцеловать они всех пытались (губы тянутся вперёд).

Утром проснулись – в улыбочке губы, (снова широкая улыбка).
Чистили все свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком)
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Не забываем: полощем свой ротик чистой водою,
Чтоб свежим был ротик! (втягиваем щёки, надуваем)
Чашечки ставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На чай подули и остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Блин испекут и на блюдца положат (широкий язык лежит на нижней губе)
Блин пожуём, завернём и прикусим (покусываем распластанный язык, затем заворачиваем за нижние зубы и покусываем)
Блинчик с вареньем – малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – варенье мы слижем! (кончик языка облизывает губы по кругу).
Скажем: «Спасибо!», вприпрыжку из дома!

На улице ждёт интересного и весёлого много!
Дед для внучат приспособил качели (широкий язык ставим по очереди то за верхние, то за нижние зубы)
Все дети на них покачаться успели.
Дед пересел на коня, внуки тоже,
Он перешёл на галоп, дети тоже… (щёлкаем языком),

Вот замедляет лошадка шажочки, (медленное цоканье с растягиванием подъязычной уздечки),
Что же мы видим? Мы видим грибочки! (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
Мы их срезаем, в корзинку кладём,
И на лошадке домой привезём!

Вот из сарая индюшка пришла,
Проболботала: «Бл-бл-бл-ла» и ушла! (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом)
Вот и сказке нашей подошёл конец,
Кто слушал «Молодец!»

Предлагаю поиграть в интерактивные речевые игры – активизируем речь и мышление.

Речевые игры (для активизации речи и мышления).

Задание № 2. Игра «Похожие слова»

Звучит логопедическая распевка:

Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть кислое слово – лимон! .

Задание:

Вы, коллеги, не зевайте,
Слово к слову подбирайте!

Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел)

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар)

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка)

Задание № 3. Игра «Кошка»

Отгадайте загадку:

Вчера была мышегонятельная,
Вполне сметаноуплетательная,
Сегодня я диваноспальная,
Вполне подушкоодеяльная (кошка).

Задание: подберите как можно больше глаголов к этому существительному.

Что умеет делать кошка? (перечисление по цепочке):

бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, умываться, кувыркаться.

Кошка бывает какая?

Пушистая, игривая, весёлая, усатая, полосатая.

Задание № 4. Cкороговорки

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой.

Скороговорки традиционно используются при автоматизации поставленных звукову воспитанников.

«Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку…»

Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем:

На «Мячике» изображена эмоция, с которой надо рассказать скороговорку.

  • Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка.
    В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка (раздраженно).
  • На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (радостно).
  • Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель…(печально).
  • Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,
  • Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. (беспокойно).
  • Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!
    Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» (спокойно)

Задание № 5. Физкультурная минутка

«Толя – альпинист»

Задание № 6. «Чудесный мешочек»

Педагоги достают из «чудесного мешочка» предметы, рассказывают о его использовании в работе с детьми.

Предметы: шишки, прищепки, пуговицы, шнурки, бусы, карандаши, погремушка, зубная щётка, мячик, вата, конструктор, пирамидка.

Задание № 7. «Игры-перевёртыши»

Дети не всегда чётко умеют выразить свои мысли, но в любом случае мы должны уметь их понимать.

Пословицы и поговорки:

  • Счастье перемещается кучами – «беда не ходит одна».
  • Уйти от новой стиральной машины – «остаться у разбитого корыта».
  • От смелости затылок мал – «У страха глаза велики».

Строчки из стихотворений:

  • Во поле берёзку срубили – «В лесу родилась ёлочка».
  • Ты ненавидишь мою коровку – «Ялюблю свою лошадку».
  • Ваша Маша тихо смеётся «Наша Таня громко плачет».

Названия сказок и книг:

  • Лиса и шестеро цыплят – «Волк и семеро козлят».
  • Утки – индюшки «Гуси – лебеди».
  • Бледненький кустик «Аленький цветочек».
  • Пёс без босоножек – «Кот в сапогах».
  • Квадратик – «Колобок».

А теперь, посмотрим, как мы понимаем друг друга.

Задание для педагогов – отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.

  • Василий Иванович остается на работе –«Иван Васильевич меняет профессию».
  • Грустные взрослые – «Веселые ребята».
  • Громче стоишь – ближе не будешь –«Тише едешь – дальше будешь».
  • Крик баранов – «Молчание ягнят».
  • Мужик на телеге – мерину тяжелее – «Баба с возу – кобыле легче».
  • С ленью не засунешь и птицу в море – «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
  • Холодные ноги – «Горячие головы».
  • Не бойся велосипеда – «Берегись автомобиля».
  • В симфоническом оркестре не только мальчики –«В джазе только девушки».
  • Ручной кактус «Дикая орхидея».

Задание № 8. «Объявление» (для активизации речи, мышления)

Составьте рекламное объявление для газеты о купле, продаже, обмене из 3-5 слов так, чтобы все слова начинались на один звук

Например: на звук [К]

Куплю красивую кошечку.

Как один из вариантов, можно составить предложение, в котором все слова начинаются на один звук.

Например: на звук [П]

Петя подарил Павлику пирамидку.

Задание № 9. «Фонематический слух»

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: “коза-коса”, “дом-том”, “бочка-почка”. И вот уже «козой косят луг», «коса щиплет травку», а «Мишина машина превращается в мыши на машине».

  • Портфель я выронил из рук,
    Такой большой на ветке … (жук)
  • Шел по лесу шустрый мишка,
    На него свалилась … (шишка)
  • Здесь в лесу есть злые звери,
    Запирайте на ночь … (двери)
  • Тише, Танечка, не плачь,
    Не утонет в речке … (мяч)
  • Как-то вечером две мышки
    Унесли у Пети … (книжки)
  • Не полезет Влад на ель
    У него в руках … (портфель)
  • «Я трудиться не привык!»
    Отвечает … (грузовик)
  • Cобирали васильки
    у нас на голове … (венки)

Задание № 10. «Фонематическое восприятие»

Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»

Игра: «Отвечай – не торопясь»

Какое слово получится, если к слогу [РО] прибавить один звук?

(рот, ром, рог, ров, род, рок).

3. Заключительная часть

Вот и закончилась деловая игра,
Подвести итог пора!

Итог семинара-практикума

– Выразите одним словом свое мнение или впечатление о мероприятии, не повторяя высказывания (педагоги передают мяч друг другу, высказываются).

Спасибоза внимание, за активное участие в семинаре-практикуме! Успехов в работе!

Приложение

Сидит Ваня на диване,
Под диваном ванночка.
В этой ванне вместо бани
Часто мылся Ванечка

На реке поймали рака,
Из-за рака вышла драка!
Это Ромка – забияка,
Снова в реку бросил рака.

Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

Дядя Коля дочке Поле
Подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли
Убегал от Поли в поле.

Говорил попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
«Попугай, попугай, попугай!»

Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.

Детский проект «Почему мы пишем буквами?»

Аннотация: В данном проекте Вы найдете ответы на вопросы ребенка: «Почему мы пишем буквами? Откуда появилось письмо? Как можно по-разному написать письмо?». Практическая значимость данного проекта: вызвать у ребёнка интерес к письменной речи, создать положительную мотивацию к школьному обучению, а именно, к урокам русского языка и литературного чтения. Умение выступать перед другими детьми, рассказывать о проделанной работе способствует формированию коммуникативной компетентности ребёнка.

Детский проект «Почему мы пишем буквами?»

  • исследовательский.

По исполнению проект:

  • детско – родительский.

Проблема. Дети в подготовительной группе учатся читать. В процессе выполнения задания, Настя задала вопрос: «Алла Анатольевна, а почему мы пишем буквами?». Ребёнок был заинтересован получить ответ на свой вопрос.

  • изучить разные виды письменной речи.
  • буквенное письмо является самым легким, быстрым, понятным видом письменной речи, поэтому «мы пишем буквами».
  • Найти информацию о разных видах письменной речи.
  • Изучить историю развития письменности.
  • Опробировать разные виды письменной речи.
  • Доказать, что буквенное письмо наиболее эффективно.
  • наглядные (демонстрация рисунков, презентации, просмотр мультфильма),
  • словесные (беседа, рассказ, объяснение),
  • практические (изучение литературы, оформление творческих работ, экскурсия, организация выставки, разработка презентации).
  • дошкольница подготовительной группы, семья ребёнка, учитель – логопед Савачаева А. А., учитель русского языка.
  • Настя узнает о разных видах письменной речи и сможет рассказать об этом своим сверстникам.
  • Презентация «Я пишу письма».
  • Выставка писем Насти, написанных разными видами письменной речи.
  • создание проблемной ситуации;
  • выбор темы проекта.
  • постановка цели;
  • формулирование задач.
  • построение плана совместной деятельности;
  • выбор варианта исследования;
  • продумывание хода исследования.
  • Сбор информации о разных видах письменной речи.
  • Изучение истории развития письменности.
  • Опробирование разных видов письменной речи.
  • Экскурсия в кабинет русского языка в начальной школе.
  • Изучение истории буквенного письма (презентация и теоретический материал подготовлены учителем русского языка).
  • Составление презентации «Я пишу письмо».
  • Организация выставки писем.
  • Защита проекта перед детьми своей группы.

Практическая значимость проекта :

  • вызвать у ребёнка интерес к письменной речи, создать положительную мотивацию к школьному обучению, а именно, к урокам русского языка и литературного чтения. Умение выступать перед другими детьми, рассказывать о проделанной работе способствует формированию коммуникативной компетентности ребёнка.
  1. Статья в интернете Этапы формирования письменности.
  2. Письменность — Википедия
  3. Статья в интернете Основные этапы развития письма.
  4. Коровкин, Ф.П.: История Древнего мира. Учебник для 5 класса.
  5. Ледниковый период. Мультфильм

Описание проекта

– Раньше я просила маму прочитать мне книжку, а сейчас я сама умею читать. Алла Анатольевна, а почему пишут буквами? Как буквы придумали?

– Настя, ты хочешь об этом узнать?

С этого разговора и началась наша работа. Алла Анатольевна предложила нам с мамой создать проект «Почему мы пишем буквами?», а потом обо всём рассказать ребятам из группы.

Предметное письмо. Сначала мы решили узнать, а как же раньше писали письма. Мой брат рассказал мне, что они по истории изучали, как древние предки рисовали на скалах рисунки и таким образом они о чем-то рассказывали другим людям. Мы с мамой сели за компьютер, и мама в интернете нашла информацию об истории развития письма.

Мой брат оказался прав, в древности писали рисунками. Но это был уже второй этап, а первый этап – это предметное письмо. Мама прочитала мне легенду о царе Дирии (см. Приложение№1), и я захотела написать такое необычное письмо. Мы посоветовались с Аллой Анатольевной, и она предложила нам «написать» предметное письмо воспитателю Ольге Витальевне и выяснить «плюсы» и «минусы» такого письма. Я предложила положить в коробочку ручку, ведь мы пишем ручкой. Я сказала: «Алла Анатольевна, смотрите, как интересно. Я беру ручку в ручку». Мы решили, что наше письмо будет сообщать, что слово «ручка» может обозначать разные предметы (часть тела, учебная принадлежность, часть двери), а Ольга Витальевна поняла, что мы хотим сообщить ей какую-то новость.

Вывод: Предметное письмо не передаёт точную информацию, каждый человек может понять её по-своему. Предметы могут быть разного размера, а носить их неудобно. Предметное письмо мне не понравилось.

Пиктографическое письмо. Алла Анатольевна предложила нашей семье в выходные дни посмотреть мультфильм «Ледниковый период». В этом мультфильме я увидела, как первобытные люди писали рисунками. Брат сказал мне, что это пиктограммы. Я рассказала Алле Анатольевне о мультфильме, и мне захотелось попробовать написать картинками письмо маме, рассказать ей о том, чем я занималась в садике. Мама «прочитала» моё письмо. Дома мы «написали» письмо Алле Анатольевне.

Вывод: Я писала пиктограммами долго. У меня устала рука. Некоторые слова (дружба) я не знала, как нарисовать. Письмо пиктограммами не всегда понятно. Такое письмо мне не понравилось.

Иероглифическое письмо. Самым трудным письмом для меня было письмо значками – иероглифами. Мама рассказала мне, что иероглифами писали и раньше, и сейчас пишут, например, в Китае, Японии. Мы нашли в книжечке страничку, написанную на китайском языке. Я увидела, что иероглифов много и они похожи друг на друга.

Алла Анатольевна подготовила для нас письмо, написанное иероглифами, но предупредила, что мне нужна будет помощь мамы. В этом письме было много маленьких картинок и значков.

Вывод: Моя мама – учитель иностранных языков, и она сказала мне, что китайский и японский языки – самые сложные, потому что иероглифов много и их трудно запомнить. Может мне стать учителем японского языка? Слоговое письмо. В слоговом письме каждый знак – это слог.

Вывод: Письмо становится легче и понятнее, но мне потребовалась помощь мамы.

Буквенное письмо. Алла Анатольевна повела меня на экскурсию в начальную школу в кабинет русского языка. На стене я увидела знакомые мне буквы. В кабинете нас ждала учительница. Она рассказала и показала мне, что буквы не всегда выглядели так, как сейчас: некоторых букв больше нет в алфавите, какие-то пишутся иначе. Я узнала много нового от учителя русского языка и поняла, что самое простое и понятное письмо – это письмо буквами.

Вывод: Буквы легко запомнить и написать. Письмо, написанное буквами понятно всем, поэтому мы и пишем буквами.

Мне очень хотелось рассказать ребятам, как появилось письмо, показать свои работы.

Теперь и ребята знают, почему мы пишем буквами.

Приложение №1.

Известная легенда (рассказанная Геродотом) о персидском царе Дарии I гласит, что как-то раз он получил послание от кочевников скифов. Послание включало в себя следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец, доставивший послание, сообщил, что более ничего сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царем. Встал вопрос, как же интерпретировать это послание скифов. Царь Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности принесли ему землю, воду и небо, ибо мышь означает землю, лягушка — воду, птица — небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Однако один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Как оказалось в дальнейшем, этот мудрец был прав.

Читайте также:
Речевая карта обследования детей логопедической группы
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: