Дефектологическое обследование детей с ЗПР в условиях детского сада комбинированного вида

Дефектологическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях детского сада комбинированного вида

Методическая разработка: Дефектологическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях детского сада комбинированного вида.

В нашем детском саду осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития в дефектологической группе.

Система комплексного сопровождения детей дефектологической группы позволит выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.

Но существуют трудности построения коррекционно-педагогического процесса в нашей группе, так как категория детей с ЗПР разнородна по составу.

Воспитанники дефектологической группы различаются как по уровню развития, так и по характеру имеющихся недостатков.

Для того, чтобы определить образовательные потребности и возможности каждого ребенка, необходима углубленная диагностическая работа.

В связи с этим, я разработала новую программу дефектологического обследования детей с ЗПР в условиях детского сада комбинированного вида на основе программы «Диагностика в коррекционном дошкольном образовательном учреждении», разработанной авторским коллективом Марийского института образования.

Предлагаемая программа дефектологического обследования служит инструментарием для оценки уровня усвоения обязательного минимума коррекционной программы «Подготовка к школе детей с ЗПР» под ред. С.Г. Шевченко.

Диагностический пакет представлен материалами для обследования, проводимого учителем-дефектологом, отражает основные направления коррекционной работы, выделенные в два блока.

I. Определение уровня развития высших психических функций:

  • восприятия,
  • внимания,
  • памяти,
  • мышления,
  • уровня развития мелкой моторики,
  • уровень развития произвольной регуляции.

II. Определение уровня сформированности элементарных математических представлений:

  • количества и счета,
  • геометрических фигур,
  • величины,
  • ориентировки в пространстве,
  • ориентировки во времени,
  • составления и решения арифметических задач.

К каждому предлагаемому заданию дается инструкция. Задания доступны по сложности, предлагаются в форме игровых упражнений с применением наглядно-дидактического материала.

Для оценки качества выполнения заданий по всем методикам используется трехбалльная система.

К каждому заданию подобраны критерии оценки. На основании суммы данных, показанных каждым ребенком, выводится средний показатель овладения ребенком определенным видом деятельности по формуле:

Ср.п. = б/n, где:

  • Ср.п. – средний показатель,
  • б – сумма баллов, показанных ребенком во всех заданиях,
  • n – количество заданий в диагностике.

Количественно-качественный анализ позволяет определить уровень развития ребенка в той или иной деятельности, проследить динамику его развития, определить эффективность работы педагогов группы.

Перечень диагностического материала:

1. Внимание.

  • 5 лет – методика Пьерона – Рузера (тест изменений).
  • 6 лет – методика Бурдона (тест изменений).

2. Восприятие.

  • Цвет — методика И.В. Дреминой.
  • Форма – тест «Найди одинаковые фигуры» (А.Н. Смирнова).
  • Величина:

1) Картинки с предметами различной величины (по пособиям Г.Каше). Для детей 5 лет используется игра «Назови по картинке», для детей 6 лет — «Скажи наоборот».

2) Раскладывание полосок в ряд в возрастающем порядке. Для детей 5 лет – 5 полосок, для детей 6 лет – 10 полосок.

3) «Пирамика» ( 5 лет), «Мисочка» (6 лет).

3. Особенности восприятия – целостность.

  • 5 лет – «Сложи квадрат» из 4 частей.
  • 6 лет – «Сложи квадрат» из 5-6 частей.

4. Мышление.

1) Наглядно – действенное мышление оценивается по таблицам Сегена.

2) Наглядно – образное. Ребенку предлагается за определенное время упорядочить серию картинок.

  • Для детей 5 лет – серия из 4 картинок.
  • Для детей 6 лет – серия из 5 — 6 картинок.

3) Словесно – логическое.

  • 5 лет – «Назови одним словом» (например: морковь – капуста – огурец).
  • 6 лет – «Что лишнее» (например: морковь – капуста – яблоко – картофель).
  • Дополнительная методика «Речевые аналогии» (автор Д.Векслер).

5. Память.

1) Слуховая память.

«Запомни 10 слов» (методика А.Лурия).

2) Зрительная память.

«Запомни 9 фигур и нарисуй их».

3) Логическая память.

Опосредованное запоминание карточек (методика Л.С. Выготским, А.Р. Луриа, А.Н. Леонтьева).

6. Моторика.

  • Упражнение «Бусинки».
  • Тест на определение ведущей руки.

7. Произвольная регуляция.

Графический диктант (методика Д.Б. Эльконина).

Диагностика по разделу «ФЭМП».

1) Количество и счет: количественный, порядковый, уравнивание количества групп предметов.

  • 5 лет – до 5.
  • 6 лет – до 10.

2) Геометрические фигуры.

  • 5 лет – узнавание геометрических фигур «Найди пару»
  • 6 лет – различение геометрических фигур.
Читайте также:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

3) Величина «Разложи ленточки». Сравнение предметов длины, ширины, высоты.

  • 5 лет – 5 предметов.
  • 6 лет – 10 предметов.

4) Ориентировка в пространстве.

  • 5 лет – ориентировка направления от себя.
  • 6 лет – определение направления предметов по отношению к другим предметам.

5) Ориентировка во времени.

  • 5 лет – различение частей суток.
  • 6 лет – различение частей суток, дни недели.

Диагностический материал по обследованию элементарных математических представлений позволяет оценить степень сформированности умений, связанных с основными способами умственной деятельности: умением сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Для более глубокого представления о ребенке в начале учебного года заполняются карты обследования ребенка с диагнозами ЗПР; по данным обследования составляется план индивидуальной коррекционной работы с ребенком на первое полугодие, затем проводится промежуточное обследование в середине года и составляется план индивидуальной работы с ребенком на второе полугодие.

Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с задержкой психического развития
методическая разработка на тему

Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР отличается по своим задачам и методам. В условиях специального детского сада на первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка.

Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия.

Скачать:

Вложение Размер
Диагностическое обследование 102.97 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическое обследование в условиях специального

дошкольного образовательного учреждения для детей

с задержкой психического развития (ЗПР)

Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР отличается по своим задачам и методам. В условиях специального детского сада на первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка.

Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего обучения.

В течение учебного года специалисты проводят обследование в три этапа.
Первый этап (сентябрь). Цель обследования на начальном этапе – выявить особенности психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы. Результаты обобщаются и заносятся в “Карту развития ребёнка”. С их учетом формируются подгруппы детей для проведения занятий дефектологом и воспитателем, выстраиваются “уровневые” программы коррекционного обучения.

Второй этап (первые две недели января). Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях. Тревожащим симптомом является отсутствие положительной динамики. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.

Третий этап (проводится в конце учебного года). Цель – определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника.

На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка в следующую возрастную группу или выпуск в школу.

Выпускники специальных групп, как правило, хорошо подготовлены к обучению в массовой школе. На это следует обратить особое внимание, так как цель дошкольной коррекции задержек психического развития – своевременное выявление и преодоление недостатков в развитии, формирование полноценного базиса для обучения в общеобразовательной школе.

Практика показывает, что большинство детей с ЗПР в дальнейшем успешно усваивают общеобразовательную школьную программу.

КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

второй младшей группы

ДАННЫЕ О РЕБЁНКЕ

Ф.И.О ребёнка _____________________________________________________________________
Дата рождения______________Дата поступления в дошкольное учреждение №129 __________

СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ

Мать (Ф.И.О) ______________________________________________________________________

Отец (Ф.И.О) ______________________________________________________________________

Состав семьи, в которой проживает ребёнок ____________________________________________

Левшество в семье ___________________________________________________________ ______

Кем воспитывается ребёнок на момент поступления в дошкольное учреждение №129 (родители, бабушка, дедушка или другие родственники, опекуны)____________________________________

Психомоторное развитие ребёнка:

держит головку с_______ месяцев, сидит самостоятельно с_______ месяцев, ходит с________ Развитие речи:

гуление с________ месяцев, первые слова с _________________. Фразы с ___________________

Общая активность на первом году жизни (подвижный, любознательный, равнодушный, заторможенный, спокойный – любит сам заниматься с игрушками, беспокойный – требует постоянного внимания) ______________________________________________________________

Страхи ребёнка (указать какие) _______________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ (психиатр, логопед) _____________________________________

ЛИЧНОСТНО-ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА

Активный, подвижный – инертный, медлительный. Спокойный, уравновешенный, возбуди-мый, неуравновешенный. Быстрота реакции на словесные раздражители (задания): быстрая, медленная, требуется неоднократное подкрепление. Проявляет ли ребёнок настойчивость при встречающихся трудностях или отступает перед ними. Особенности работоспособности.

Общительный, замкнутый. Вступает в контакт со знакомыми и незнакомыми сверстниками и взрослыми (легко, охотно, медленно, с трудом)__________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Статья “Особенности диагностики задержки психического развития у старших дошкольников”

Анисимова Нина Федоровна

ОСОБЕННОСТИ

ДИАГНОСТИКИ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В отечественной детской психологии и дошкольной педагогике давно признана необходимость осуществления систематического контроля за ходом психического развития детей, так как именно в раннем и дошкольном возрасте происходит активное формирование личности ребенка.

К сожалению, в период дошкольного детства окружающие ребенка взрослые зачастую не придают значения тем или иным особенностям его развития. Считают их индивидуальными вариантами нормы, полагая, что ребенок все свои трудности преодолевает сам.

Тревогу начинают бить тогда, когда ребенок, поступивший в первый класс массовой школы, оказывается не в состоянии освоить школьную программу, овладеть необходимыми поведенческими навыками.

Особое место среди этих детей занимают дети с задержкой психического развития. Проблема помощи таким детям приобрела в последние годы особую актуальность, так как в течение ряда лет наблюдается тенденция роста их численности.

Следует отметить, что нарушения при задержке психического развития имеют полиморфный характер, их психологическая структура сложна.

Выраженность повреждений и степень несформированности психических функций может быть различной. Возможны различные сочетания сохраненных и несформированных функций. Это обусловливает многообразие проявлений задержки психического развития в дошкольном возрасте.[1]

Ведущими признаками задержки психического развития является незрелость эмоционально-волевой сферы и интеллектуальная недостаточность. Дети с ЗПР нуждаются в специальных условиях обучения.

Особое место в структуре коррекционно-педагогической работы с детьми данной категории занимает диагностическая работа.

Многолетняя практика осуществления коррекционно-развивающей помощи старшим дошкольникам с задержкой психического развития в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ позволяет автору статьи выделить важные аспекты диагностической деятельности:

соблюдение требований к диагностированию психического развития детей в образовательном учреждении;

соблюдение основных психолого-диагностических принципов;

подбор диагностических методик, позволяющих получить полную и точную информацию об особенностях психического развития детей.

При организации диагностики детей с задержкой психического развития специалист должен выполнять следующие требования:

опираться на действующие нормативно-правовые документы и внутренние документы образовательного учреждения;

использовать технологии, выстроенные на научной основе и подвергнутые экспертизе.

соблюдать «Кодекс этических норм и правил»;

определять цели и задачи изучения ребенка;

знать психологические особенности детей с ОВЗ.

Диагностическую работу необходимо строить, опираясь на основные диагностические принципы, признанные отечественной специальной психологией и коррекционной педагогикой. Важнейшими из них являются:

Принцип комплексного подхода. Подразумевает всестороннее обследование и оценку особенностей развития ребенка. Для его соблюдения необходимо исследовать не только познавательную деятельность, но и поведение, эмоции, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, неврологический статус, соматическое состояние.

Принцип целостного системного изучения. Предполагает обнаружение отдельных проявлений нарушений психического развития, а также связей между ними, определение их причин.

Принцип динамического изучения. Требует ориентироваться на потенциальные возможности ребенка, оценивать не только актуальный уровень развития, но и зону ближайшего развития.

Принцип качественного анализа результатов обследования. Определяет возможность сочетания количественного и качественного подходов к анализу данных обследования, показатели которых взаимосвязаны.

Первичное обследование дети с задержкой психического развития проходят на психолого-медико-педагогической комиссии. При поступлении в группу компенсирующей направленности диагностическое обследование проводится специалистами в течение учебного года в три этапа.

На каждом этапе решаются определенные цели и задачи.

Целью I -го этапа (сентябрь месяц) является уточнение характера нарушений и степени их выраженности.

Целью II -го этапа (январь месяц) – определение характера динамики в развитии ребенка и причин трудностей в усвоении образовательной программы.

Целью III -го этапа (май месяц) является определение динамики развития ребенка и его дальнейшего образовательного маршрута.

Прежде, чем проводить обследование ребенка, необходимо:

– изучить медицинскую документацию;

– произвести анализ анамнестических сведений;

– собрать сведения о семье.

Основная задача учителя-дефектолога – произвести глубокое, всестороннее изучение психологических особенностей каждого ребенка: познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Исследуются такие психические процессы, как: восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

В процессе обследования ребенка с задержкой психического развития большое значение имеет анализ качественных особенностей детской деятельности: мотивации, самоконтроля, самооценки, способности к пониманию инструкции.

Особую важность представляет способность ребенка к сотрудничеству со взрослым, способность принимать и использовать его помощь. Также важно, в каком виде помощи ребенок нуждается (указательный жест, наводящий вопрос, показ и т.п.).

Учитывая трудности, возникающие у детей с задержкой психического развития при объяснении своих решений, обосновании ответов, программировании, – значимым критерием при обследовании является и способность ребенка к вербализации, к словесному отчету: «Расскажи. Как ты раскладывал картинки. Почему ты их разложил именно так?», «Ты все правильно выполнил? Почему ты так считаешь? Расскажи, как нужно выполнять это задание?»[ 2 ]

Важным звеном диагностического процесса является выбор методик обследования.

В дефектологической литературе имеется богатый арсенал методик изучения психического развития детей. Вместе с тем не все они являются эффективными.

С целью изучения психических процессов старших дошкольников с задержкой психического развития автором статьи сформирован и освоен следующий комплекс диагностических методик.

Для выявления уровня развития зрительного восприятия используется ряд методик [3]:

– Включение в ряд (методика А.А. Венгер).

– Сгруппируй картинки (по цвету и форме).

– Сложи разрезную картинку.

Ценной особенностью этих методик является то, что во всех заданиях предусмотрена возможность оказания детям строго дозированной помощи; предлагаются параметры оценки действий ребенка; результаты оцениваются в баллах.

Устойчивость внимания, возможности переключения исследуются с помощью методики «Простое кодирование» Пьерона-Рузера и «Корректурная проба» Э.Ландольта.

Согласно последней методике можно выразить уровень концентрации внимания с помощью индекса точности.

Где S – число строк таблицы, проработанных ребенком;

n – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний, лишних знаков).

Для изучения особенностей памяти выбраны методики: А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти, Джекобсона по выявлению способности к запоминанию, М.С. Бернштейна «Узнавание фигур», направленная на проверку уровня развития памяти, А.Н. Леонтьева «Опосредованное запоминание», с помощью которой устанавливается, владеет ли ребенок логическими способами запоминания.

Указанные методики дают представление об основных особенностях памяти старших дошкольников, имеющих задержку психического развития.

Для исследования мыслительной деятельности практикуются субтесты Д.Векслера: «Сходство», «Понятливость», «Арифметический», «Кубики» (методика Векслера WPPSI для детей дошкольного возраста 4-6,5 лет); методики: «Классификация» А.Я. Ивановой, «Установление последовательности событий» М.С. Бернштейна, «Четвертый лишний», «Нелепицы» С.Д. Забрамной, чтение коротких рассказов со скрытым смыслом «Маленький Саша», «Горькое лекарство», «Осел и Муравей», «Бараночка» К.С.Лебединской [4].

Задания охватывают изучение развития у детей элементов логического мышления, таких операций, как: сравнение, анализ, синтез, умозаключение, обобщение, абстрагирование.

Выбранные методики позволяют в доступной детям игровой форме выявить особенности в развитии их мыслительной деятельности, возможности словесно-логического мышления.

Как указывалось выше, детей с задержкой психического развития отличают не только особенности целого ряда психических функций, но и незрелость эмоционально-волевой сферы. Эти нарушения проявляются как взаимообусловленные.

Поэтому выявление у каждого ребенка с задержкой психического развития индивидуально-типологических особенностей, эмоциональной сферы является важной частью психолого-педагогического обследования.

Особенности аффективно-личностной сферы, работоспособности, помогает изучить система В.И. Лубовского «Психологическая дифференциация нарушений развития у дошкольников».

Используются такие параметры этой системы, как: контакт, интерес, продуктивность, активность, оценка собственных достижений, динамика продуктивности, истощаемость.

Каждый показатель качественно характеризуется и имеет оценочную шкалу, что дает возможность получить необходимые сведения о личностной сфере детей, определить степень трудностей.

Предлагаемый комплекс методик позволяет произвести глубокое, всестороннее изучение психологических особенностей старших дошкольников с задержкой психического развития, тщательно проанализировать психические процессы, обнаружить специфические нарушения в разных сферах психического развития.

Таким образом, можно заключить следующее.

Для полной и верной диагностики нарушений в развитии детей необходимо соблюдение целого ряда требований, указанных в статье.

Психолого-педагогическое изучение старших дошкольников с задержкой психического развития имеет специфические особенности, знание и учет которых обеспечивает получение достоверной информации об уровне психической деятельности обследуемых воспитанников.

Дефектологическое обследование детей с ЗПР в условиях детского сада комбинированного вида

При значительной неоднородности клинико-психологической структуры задержки психического развития в до­школьном возрасте наряду с более незрелыми психическими функциями имеется фонд сохранных психических функций, на который возможно опереться при планировании коррекционных мероприятий.

Психологические параметры детей с ЗПР

Технология организации специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего и комбинированного вида предусматривает соблюдение сле­дующих условий:

  • наличие в учреждении диагностико-консультативной службы, работающей на междисциплинарной основе;
  • построение образовательно-воспитательного процесса (с учетом индивидуальных возрастных, психофизиологичес­ких, личностных особенностей и возможностей детей), обес­печивающего коррекцию нарушений умственного, речевого и эмоционального развития;
  • использование адекватных технологий, характеризую­щихся эмоционально-игровой окрашенностью, прикладной направленностью (тактильно-действенным обследованием, экспериментированием, трансформацией) и ценностной значимостью для ребенка того, что он делает, познает, с чем играет и взаимодействует;
  • включение родителей в процесс интеграции;
  • событийный характер в организации жизнедеятельности детей;
  • проведение лечебно-оздоровительной работы, создаю­щей благоприятную базу для организации занятий, игр, дру­гих видов деятельности детей.

Диагностико-консультативное направление

Диагностико-консультативное направление работы осно­вывается на основополагающем принципе дефектологии — принципе единства диагностики и коррекции. Реализация этого принципа обеспечивается комплексным междисцип­линарным изучением и динамическим наблюдением за раз­витием ребенка специалистами психолого-медико-педагоги­ческого консилиума (ПМПк).

ПМПк создается в учреждении по приказу руководителя в составе психолога, логопеда, дефектолога, старшего воспита­теля, врача. В задачи консилиума входит:

  • изучение состояния здоровья ребенка (медицинское),
  • выявление уровня разви­тия ведущего вида деятельности, особенностей развития по­знавательной и эмоционально-личностной сфер (психологи­ческое изучение),
  • изучение особенностей развития речевой деятельности (логопедическое изучение), социальной ситуа­ции развития ребенка (отношения в семье, детском саду), за­паса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни (дограмматических, элементарных математи­ческих, об окружающих предметах и явлениях действитель­ности),
  • педагогическое изучение.

Исследования в указанных направлениях ведутся систе­матически: в сентябре, когда ребенок поступает в группу для детей с ЗПР, в январе (промежуточное изучение) и в мае с це­лью выявления качественных изменений в развитии ребенка. Для организации обследования детей в программах выделяется специальное время. Так, реализуется важнейший принцип дефектологической науки — принцип динамического изучения развития ребенка в процессе обра­зовательно-воспитательной работы.

Каждый из участников ПМПк образовательного учрежде­ния подготавливает информацию по своему профилю. Ито­гом изучения ребенка специалистами консилиума являются рекомендации, обеспечивающие индивидуальный подход:

  • установление четких целей коррекционно-развивающей ра­боты с ребенком, путей и сроков ее достижения;
  • выработка адекватного состоянию ребенка подхода со стороны всех взрослых; выделение сильных сторон ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе;
  • анализ хода раз­вития ребенка и результаты педагогической работы.

Таким образом, помимо направления психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), в деле ребенка должны находиться рекомендации специалистов, обеспечивающих положительную динамику его развития, на основе поэтап­ных исследований. При отсутствии положительной динами­ки после выяснения причин и уточнения механизмов нару­шения развития ребенка с согласия родителей переводят в соответствующее учреждение (на основании заключения ПМПК).

Коррекционно-развивающее направление

Второе важнейшее направление — коррекционно-развивающее — предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ве­дущего вида (наряду с типичными видами) деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития. Коррекционно-развивающее направление реализуется взаимодей­ствием в работе педагога-дефектолога, воспитателей, лого­педа, психолога и других специалистов образовательного учреждения.

Воспитание и обучение детей с ЗПР, как и нормально раз­вивающихся дошкольников, осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и в процессе обязательных регуляр­ных занятий.

Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит педагогу-дефектологу и воспитателю: стилю их общения с детьми. Педагог должен обеспечить субъективное переживание ребенком с ЗПР успеха на фоне определенных затрат усилий, искать и использовать любой повод, чтобы отметить даже незначительное продвижение ребенка. Это способствует появлению чувства уверенности, выработке положительной мотивации к познанию окружающего мира и собственно воспитательно-образовательному процессу, стимулирует познавательную активность детей с ЗПР. Взрос­лый становится организатором педагогических ситуаций, занятий, в которых развиваются желания каждого ребенка делать, угадывать, отвечать и т.д. В этом случае взрослый за­нимает позицию не «над», а «вместе» с ребенком, позицию равноправного партнера, которая возможна, если педагог ориентирован на личностную модель взаимодействия с ре­бенком: уважение индивидуальности и неповторимости личности каждого ребенка с ЗПР и признание его права на соответствующий его особенностям путь развития.

Демократический стиль общения, положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со сто­роны взрослого, формирование представлений о навыках общения и правилах поведения являются первоначальными элементами социально-педагогической профилактики, на­правленной на предупреждение нежелательных отклонений в поведении дошкольника, связанных с неблагополучной социальной ситуацией его развития. Важное значение при­дается коррекционной работе воспитателя при выполнении ежедневных режимных моментов.

Одна из основных задач коррекционно-развивающего вос­питания и обучения — подготовка к обучению грамоте на занятиях.

Занятия с детьми с ЗПР

Занятия с детьми проводятся педагогом-дефектологом в со­ответствии с учебным планом в первой половине дня по раз­витию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте, по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, ознакомлению с художественной литерату­рой, по развитию элементарных математических представле­ний. Помимо фронтальных занятий (по группам), проводятся индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия. Подгруппы организуются на основе комплексной диагности­ки с учетом актуального уровня развития детей и имеют по­движный состав. В начале учебного года специальное время отводится для обследования детей.

Выявляются индивидуаль­ные особенности дошкольников, уровень их развития, усвое­ние программы за предыдущий период воспитания и обуче­ния. Результаты обследования служат основанием для выде­ления подгрупп и адаптации программного материала. При этом сроки его освоения в каждой подгруппе могут быть раз­личными, т.е. темп «прохождения» программы может быть разным. В этих случаях целесообразно утверждать перспек­тивное планирование на группу на педагогическом совете до­школьного образовательного учреждения.

Занятия по под­группам ведутся параллельно с работой, организуемой воспи­тателями. Это могут быть занятия с подгруппой детей по изобразительному искусству (рисование, лепка, аппликация), конструированию или прогулка, игры, наблюдения, трудовые индивидуальные поручения, самостоятельная деятельность детей.

Музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания проводят занятия с целой группой детей преиму­щественно в первой половине дня. Одно занятие по физкуль­туре, музыке и ритмике проводится во второй половине дня.

Педагог-дефектолог отвечает за коррекционно-развивающую работу в целом, проводит с детьми групповые и инди­видуальные занятия. В обязанности дефектолога входят: ди­намическое изучение ребенка; выполнение требований программ коррекционно-развивающего обучения и воспи­тания; осуществление преемственности в работе с воспита­телями, логопедом, психологом и др.; осуществление кон­такта с врачом; взаимосвязь с родителями; осуществление преемственности в работе со школой.

Педагог-дефектолог проводит динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка, фиксирует в протоколах результаты обследования детей, что помогает ему планиро­вать индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

В обследовании детей активное участие принимает также воспитатель, который выявляет уровень освоения програм­мы по изобразительной деятельности, конструированию, игре на основе требований типовой российской программы по дошкольному образованию (Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой).

Воспитатель проводит общегрупповые или подгрупповые занятия по изобразительной деятельности (рисование, леп­ка, аппликация), конструированию, организует наблюдения за природными и общественными объектами в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду. Особое внимание уделяется методике развития речи и обучению родному языку.

В обязанности учителя-логопеда входят всестороннее изучение речевой деятельности детей, используя методики обследования детей, планирование логопедических занятий и их проведение. Оказание методической помощи воспитателям по преодолению нерезко выраженных нарушений речи у детей. Для проведения ло­гопедических занятий предусматривается одна ставка лого­педа на 10—12 детей.

Организация логопедической работы

Предусматривает со­блюдение следующих необходимых условий:

  • взаимосвязь осуществления коррекции речи дошколь­ников с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления);
  • соответствие с программами по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, с занятиями по ритмике, музыке;
  • проведение логопедических занятий на любом этапе над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лек­сической и грамматической);
  • максимальное использование при коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР различных анализаторов (слухо­вого, зрительного, речедвигательного, кинестетического), учет особенностей межанализаторных связей, свойственных этим детям, а также их психомоторики (артикуляционной, ручной, общей моторики).

В задачи коррекционно-логопедического обучения до­школьников с ЗПР входят:

  • развитие и совершенствование общей моторики;
  • развитие и совершенствование мелкой моторики;
  • развитие и совершенствование артикуляционной мото­рики (статической, динамической организации движений, переключения движений, объема, тонуса, темпа, точности, координации);
  • развитие слухового восприятия, внимания;
  • развитие зрительного восприятия, памяти;
  • развитие ритма;
  • формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных звуков; автоматиза­ция звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложени­ях, связной речи; дифференциация звуков; коррекция нару­шений звукослоговой структуры;
  • совершенствование лексических и грамматических средств языка;
  • развитие навыков связной речи;
  • обогащение коммуникативного опыта.

Взаимосвязь в работе специалистов

Тесная взаимосвязь логопеда, педагога-дефектолога, вос­питателей, музыкального руководителя возможна при усло­вии совместного планирования работы: выбора темы и раз­работки занятий, определения последовательности занятий и задач. В результате совместного обсуждения составляются планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных заня­тий. Важно, чтобы логопед, педагог-дефектолог, воспитатель одновременно каждый на своем занятии решали коррекционно-образовательные задачи. Только в этом случае коррек­ция недостатков речи у дошкольников с ЗПР будет осуществляться системно.

В обязанности педагога-психолога входят: углубленное изучение особенностей интеллектуального развития детей, личностных и поведенческих реакций; проведение группо­вых и индивидуальных занятий, направленных на нормали­зацию эмоционально-личностной сферы, повышение ум­ственного развития и адаптивных возможностей ребенка. Оказание консультативной помощи дефектологам и воспи­тателям в разработке коррекционных программ индивиду­ального развития ребенка.

Музыкальный руководитель организует работу по музы­кальному воспитанию детей с учетом их индивидуальных, возрастных, психических особенностей в тесном контакте с воспитателем и дефектологом, способствует созданию поло­жительной эмоциональной атмосферы в дошкольном уч­реждении.

Врач (невролог, детский психиатр) медицинского учреж­дения, обслуживающий дошкольное образовательное уч­реждение, проводит индивидуальное изучение ребенка, на­значает лечение по показаниям, ведет систематический контроль за проведением лечения. Разрабатывает план ле­чебно-профилактических мероприятий, консультирует спе­циалистов, воспитателей и родителей по вопросам индиви­дуального подхода к детям и выбора соответствующих усло­вий их дальнейшего обучения.

Создание оптимальных условий для развития детей с ЗПР зависит в значительной мере от компетентности специалис­тов в области общей и специальной педагогики и психоло­гии, междисциплинарного взаимодействия.

Индивидуальная карта развития детей 5-6 лет с ЗПР в ДОУ по ФГОС. Образец

Цель: психолого-педагогическая диагностика развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: комплексная диагностика познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; разработка индивидуального образовательного маршрута, коррекция познавательной сферы.
Используемая литература:
1) Методика психолого-педагогического обследования дошкольников с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие / под науч. ред. проф. Н. В. Новоторцевой. – Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2008. – 111 с. Коллектив авторов-составителей: Т.В. Воробинская, З.В. Ломакина, Т.И. Бубнова, Н. В. Новоторцева, И.В. Дуплова.
2) Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская.
3) Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: наглядный материал для обследования детей / под ред. Е. А. Стребелевой.
4) Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 80 с.
5) Р.С. Немов. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: ВЛАДОС, 1999.
Оборудование (методики и методические пособия):
«Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Е.А. Стребелевой (материалы из приложения); методики А.Р. Лурия, Джекобсона; «Разноцветные кубики», автор Варфоломеева А.К.; плакат обучающий «Геометрические фигуры», Школа талантов; «Логопедические искали», автор неизвестен, материал взят в интернете; фигуры Поппельрейтера, материал взят в интеренете; методическое пособие «Свойства предметов» (ленточки, ручейки, домики, трубы, тучки), автор Варфоломеева А.К.; пособия торговой марки Весна-дизайн: «Цвет, форма, размер»; «Вокруг да около»; «Развиваем память»; «Противоположности»; «Найди различие»; «Назови одним словом»; «Найди четвертый лишний 1, 2»; «Истории в картинках»; «Развиваем речь»; «Логопедическое лото»; «Математика»; «Считаем и читаем»; «Времена года»; «Делим слова на слоги»; «Глухой-звонкий»; «Логопедическое лото».
Протокол развития имеет 10 блоков:
1. Зрительное восприятие;
2. Ориентировка в пространстве;
3. Память;
4. Мышление и внимание;
5. Кругозор – знания о себе и своей семье, об окружающем;
6. Лексический словарь;
7. Звукопроизношение;
8. Связная речь;
9. ФЭМП;
10. Основы грамоты.
Некоторые из блоков имеют дополнительные разделы, которые обозначены буквами алфавита. Они необходимы для более детального и полного обследования процесса, взгляда с разных ракурсов.
Графа «Примечание» необходима для пометок, записей, цитат, записей итогов повторных диагностик и прочей важной информации об испытуемом. А также для анализа психического процесса, анализа деятельности в целом, оценки уровня развития каждого процесса. Это нужно для дальнейшей оценки уровня развития. Все данные будут отображаться в графике, по которому можно будет визуально оценить уровень развития, а также отследить динамику.
Оценка уровня развития. В качестве интегральных показателей уровня развития ребёнка берутся средние оценки в баллах, а их интерпретация в терминах уровня развития производится так же, как и отдельных психологических свойств, например, методики с указанным количеством, из 10: 10-9 баллов – высокий уровень развития, 8-6 баллов – средний уровень развития, 5-4 балла – низкий уровень, 3-0 баллов – очень низкий уровень развития. Если методика предполагает не количественную оценку, необходимо подробно изучить материал – «Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Е.А. Стребелевой. Основные моменты цитирую: «Следует учитывать не только метод психолого-педагогического эксперимента, но и другие методы: изучение истории развития ребенка; наблюдение за поведением и игрой. Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста считаются: • принятие задания; • способы выполнения задания; • обучаемость в процессе обследования; • отношение к результату своей деятельности.
Принятие задания, т. е. согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым.
Способы выполнения задания. При обследовании детей раннего возраста отмечается самостоятельное выполнение задания; выполнение задания с помощью взрослого (возможно диагностическое обучение); самостоятельное выполнение задания после обучения. При обследовании детей дошкольного возраста отмечаются: хаотичные действия; метод практической ориентировки (метод проб и ошибок, метод практического примеривания); метод зрительной ориентировки. Под адекватностью действий понимается соответствие действий ребенка условиям данного задания, диктуемыми характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивными считаются действие силой или хаотичные действия без учета свойств предметов. Неадекватное выполнение задания во всех случаях свидетельствует о значительном нарушении умственного развития ребенка.
Обучаемость в процессе обследования. Обучение производится только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. Допустимы следующие виды помощи: • выполнение действия по подражанию; • выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов; • выполнение заданий по показу с использованием речевой инструкции. Ребенок может усвоить способ выполнения того или иного задания на уровне элементарного подражания взрослому, действуя с ним одновременно. Но важно соблюдать следующие условия: количество показов выполнения задания не должно превышать трех раз; речь взрослого служит указателем цели данного задания и оценивает результативность действий ребенка; обучаемость, т. е. переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях; отсутствие результата в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта, с нарушениями эмоционально- волевой сферы.
Отношение к результату своей деятельности. Заинтересованность в собственной деятельности и конечном результате характерны для нормально развивающихся детей; безразличное отношение к тому, что делает, и к полученному результату – для ребенка с нарушениями интеллекта».
Качественная оценка. Необходима для построения графика развития.
Очень низкий уровень развития имеют дети, которые не идут на контакт с педагогом, ведут себя неадекватно, или так же неадекватно ведут себя по отношению к заданию и не понимают его цели.
Если ребенок принимает задание, идет на контакт, стремится достичь цели, но самостоятельно затрудняется выполнить задание; в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения самостоятельно выполнить задания не может, относим его к группе детей с низким уровнем развития.
Если ребенок идет на контакт, принимает задание, понимает его цель, но самостоятельно задание не выполняет; а в процессе диагностического обучения действует адекватно, и затем самостоятельно выполняет задания, относим его к группе детей со средним уровнем развития.
И высокий уровень развития ставится в том случае, если ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.
В соответствии с этими показателями можно условно отнести детей к четырём группам:
I группу составляют дети с очень низким уровнем развития.
Это дети, которые не имеют познавательного интереса, они с трудом идут на контакт с педагогом, не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют неадекватно. Речь детей представляет собой отдельные слова или фразы. Анализируя показатели развития этих детей, можно говорить о глубоком недоразвитии их познавательной деятельности. Для определения потенциальных возможностей развития этих детей, составления индивидуальных маршрутов обучения, обследование необходимо проводить с использованием методов и методик диагностики, соответствующим младшей ступени. А также направить ребёнка на дополнительные обследования.
II группу составляют дети с низким уровнем развития, они эмоционально реагируют на игру, идут на контакт. В процессе самостоятельного выполнения познавательных задач у них отмечаются в основном нерезультативные действия, в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения самостоятельно выполнить задания не могут. У них не сформированы продуктивные виды деятельности и умение работать по образцу. Речь детей характеризуется отдельными словами, простой фразой, отмечаются грубые нарушения грамматического строя, слоговой структуры слова и звукопроизношения. Показатели обследования этой группы детей говорят о значительном недоразвитии познавательной деятельности. Эти дети также нуждаются в комплексном обследовании. В дальнейшем с ними необходимо ними необходимо организовать целенаправленную коррекционно-воспитательную работу.
III группу составляют дети со средним уровнем развития, которые имеют познавательный интерес и могут выполнить самостоятельно некоторые предложенные задания. В процессе выполнения они применяют в основном практическую ориентировку – перебор вариантов, а после диагностического обучения используют метод проб. У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, таким, как конструирование, рисование. Самостоятельно выполнить некоторые задания они могут только после диагностического обучения. У них, как правило, имеется собственная фразовая речь с аграмматизмами. Эта группа детей нуждается в тщательном обследовании слуха, зрения и речи. В зависимости от первичного нарушения строится система коррекционно-воспитательной работы.
IV группу составляют дети с высоким уровнем развития, соответствующему норме развития, у которых выражен познавательный интерес. При выполнении заданий они пользуются зрительной ориентировкой. У них отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно выполняют предложенные задания. Речь фразовая, грамматически правильно построенная. Они достигают хорошего уровня познавательного развития и имеют сформированные предпосылки к учебной деятельности.

Индивидуальная карта развития.
Протокол комплексного психолого-педагогического обследования ребёнка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Ф.И.О. ребенка_____________________________________________________________
Возраст: __________________________________________________________________
Диагноз: __________________________________________________________________
Поступил: _________________________________________________________________
Дата: _____________________________________________________________________
Анамнез: __________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Группа здоровья: ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Данные о родителях: ________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дополнительные данные: ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Согласие на обработку персональных данных: __________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Дата: _______________ Подпись: ______________

1. Зрительное восприятие.
а) Цвета.
Методическое пособие: «Разноцветные кубики», автор Варфоломеева А.К. Либо любое другое, имеющее спектр цветов.
Найдены, названы:
1) красный _ 2) оранжевый _ 3) желтый _ 4) зеленый _
5) голубой _ 6) синий _

б) Плоские геометрические фигуры.
Методическое пособие: плакат обучающий «Геометрические фигуры», Школа талантов. Или «Цвет, форма, размер», Весна-дизайн. Либо любой другой удобный аналог.
1) круг _ 2) треугольник _ 3) квадрат _ 4) прямоугольник _
5) овал _ 6) ромб _ 7) трапеция _
Примечание:_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
в) Объемные фигуры:
1) куб _ 2) шар _ 3) конус _ 4) цилиндр _ 5) пирамида _
6) параллелепипед _
Примечание:_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________

МДОУ детский сад компенсирующего вида№11

354065, город Сочи Центральный район , ул. Гагарина дом 17

Учитель-дефектолог

Кто же такой дефектолог и чем он может помочь ребенку с ЗПР?

В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии.

Какие же функции выполняет дефектолог в детском саду?

Во-первых, дефектолог в детском саду проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально скорректировать выявленные недостатки развития.

Во-вторых, дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.

В-третьих, работа дефектолога направлена на формирование и развитие игровой деятельности детей, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.

Таким образом, целью коррекционно-педагогической работы дефектолога с ребенком с ЗПР в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического основы для полноценного развития его личности.

Учителю-дефектологу важно сформировать познавательные процессы, являющиеся основой для развития мышления: память, внимание, различные виды восприятия, зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, познавательную и творческую активность ребенка. Кроме того, в работе создаются условия для становления ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в массовой школе.

Учитель-дефектолог работает в тесном контакте с врачами, воспитателями, психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию и родителями.

Учитель-дефектолог в группе проводит подгрупповые и индивидуальные занятия.

Подгрупповые занятия проводятся по следующим дисциплинам:
— ознакомление с окружающим миром (все возрастные категории);
— развитие элементарных математических представлений (все возрастные категории).

Ознакомление с окружающим миром
Основная задача занятий – расширение кругозора детей, уточнение у них представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности; дети знакомятся с основами безопасности жизни, экологических знаний. В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи, главным образом, обогащения словаря, уточнения значений слов. В структуру занятий включаются игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.

Развитие элементарных математических представлений
Математическое развитие является мощным инструментом:
— для сенсорного развития (ориентироваться в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);
— для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);
— развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций);
— подготовки к школьному обучению.

На индивидуальных занятиях учитель-дефектолог:
— развивает основные виды памяти и внимания, восприятия и мышления, воображение;
— стимулирует развитие познавательной активности, формирование учебной мотивации ;
— совершенствует двигательные функции: общую и мелкую моторику, формирует элементарные графомоторные навыки;
— производит закрепление основных понятий, изученных на подгрупповых занятий, усвоенных ребенком не в достаточной степени;
— закрепляет основные понятия по ранее изученным темам.

Кроме занятий с ребенком дефектолог проводит консультирование родителей, во время которого родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка.

Однако, родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалистасовместно с родителями. Дефектолог может сделать очень много для ребенка, но он не сможет заменить ему родителей в повседневной жизни!

Чем может помочь дефектолог ребенку с ЗПР?

Кто же такой дефектолог и чем он может помочь ребенку с ЗПР?

В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии.

Какие же функции выполняет дефектолог в детском саду?

Во-первых , дефектолог в детском саду проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально скорректировать выявленные недостатки развития.

Во-вторых , дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.

В-третьих , работа дефектолога направлена на формирование и развитие игровой деятельности детей, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.

Таким образом, целью коррекционно-педагогической работы дефектолога с ребенком с ЗПР в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического основы для полноценного развития его личности.

Учителю-дефектологу важно сформировать познавательные процессы, являющиеся основой для развития мышления: память, внимание, различные виды восприятия, зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, познавательную и творческую активность ребенка. Кроме того, в работе создаются условия для становления ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в массовой школе.

Учитель-дефектолог работает в тесном контакте с врачами, воспитателями, психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию и родителями.

Учитель-дефектолог в группе проводит подгрупповые и индивидуальные занятия.

Подгрупповые занятия проводятся по следующим дисциплинам:
– ознакомление с окружающим миром (все возрастные категории);
– развитие элементарных математических представлений (все возрастные категории).

Ознакомление с окружающим миром
Основная задача занятий – расширение кругозора детей, уточнение у них представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности; дети знакомятся с основами безопасности жизни, экологических знаний. В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи, главным образом, обогащения словаря, уточнения значений слов. В структуру занятий включаются игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.

Развитие элементарных математических представлений
Математическое развитие является мощным инструментом:
– для сенсорного развития (ориентироваться в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);
– для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);
– развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций);
– подготовки к школьному обучению.

На индивидуальных занятиях учитель-дефектолог:
– развивает основные виды памяти и внимания, восприятия и мышления, воображение;
– стимулирует развитие познавательной активности, формирование учебной мотивации ;
– совершенствует двигательные функции: общую и мелкую моторику, формирует элементарные графомоторные навыки;
– производит закрепление основных понятий, изученных на подгрупповых занятий, усвоенных ребенком не в достаточной степени;
– закрепляет основные понятия по ранее изученным темам.

Кроме занятий с ребенком дефектолог проводит консультирование родителей, во время которого родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка.

Однако, родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями. Дефектолог может сделать очень много для ребенка, но он не сможет заменить ему родителей в повседневной жизни!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: