Давайте поиграем! (памятка логопеда для родителей)

Памятка для родителей:”Игры и упражнения для развития речи детей”
консультация по логопедии по теме

Ценные советы логопеда, которые помогут родителям и педагогам развивать речь детей.

Скачать:

Вложение Размер
Игры и упражнения для развития речи детей” 32.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Игры и упражнения для развития речи детей»

Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. То, что ребёнок не усвоил в дошкольном возрасте, восполняется в более поздний период с большим трудом, а то и не восполняется совсем. Если вы хотите, чтобы ребёнок успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматься развитием его речи. Ведь именно речь является источником получения знаний по всем предметам школьного курса (от того, как ребёнок прочтёт и поймёт параграф, зависит, как он его потом расскажет). Именно с помощью речи ребёнок общается с окружающими, в том числе, с учителями, соответственно, чем правильнее он будет выражать свои мысли, тем лучше его будут понимать.

Основная трудность – нежелание ребёнка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

Речевые игры, не требующие никакой отдельной подготовки .

Это те игры, которыми можно занять свободное время по дороге на прогулку, в лес, к бабушке или в детский сад.

  • «Большой-маленький» (дом-домик, стул-стульчик, шар-шарик);
  • «Один – много» (дом-дома, стул-стулья, шар-шары;
  • «Назови одним словом» (дуб, береза, рябина – деревья;

кукла, машинка, мяч – игрушки)

  • «Из чего – какой?» (стол из дерева – деревянный, мяч из резины – резиновый, машинка из железа – железная) и многие другие.

Речевые игры с использованием игрушек.

Например, катая по полу машинку, можно повторить образование глаголов с помощью приставок и даже составить небольшой рассказ о приключениях машинки. (Машина ехала по дороге, проехала мимо светофора, заехала за дерево, въехала на горку, съехала с горы, заехала в гараж). С помощью нескольких мягких или резиновых игрушек можно повторить пространственные предлоги (зайчик сидит рядом с мишкой, лягушка находится между машинкой и мячиком и т.д.); составить небольшой описательный рассказ любимой игрушки.

А для закрепления навыка поиграть в игру «Отгадай по описанию»

(когда роли загадывающего и отгадывающего меняются)

Игры с использованием иллюстрированных художественных произведений.
Прочитав короткую сказку или рассказ можно пересказать её по картинкам в книге. А можно пофантазировать и придумать сказке другой конец (Как ты думаешь, что бы произошло, если бы Колобок не встретил Лису?) Этот же приём можно использовать на знакомых мультфильмах. Кроме того, красочные иллюстрации в книгах дают простор нашему творчеству.

И напоследок мы хотим вам сказать:

  • В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью
  • Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам
  • Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное .

Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:

  • Ты самый любимый!
  • Ты очень многое можешь!
  • Что бы мы без тебя делали?!
  • Иди ко мне!
  • Садись с нами!
  • Я помогу тебе.
  • Я радуюсь твоим успехам!
  • Расскажи мне, что с тобой.

Любите своих детей, помогайте им.

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!

Для родителей

Консультации для родителей

Цель: познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты и качества выполнения домашних заданий.

Цель: познакомить родителей с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык – главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Цель: повысить уровень осведомленности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Задача родителей – вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка, т.к. отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка.

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Дошкольный возраст – решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

Цель: познакомить родителей с приёмами обогащения словарного запаса дошкольников.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.

Цель: систематизировать знания родителей по подготовке детей к обучению грамоте.
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Это служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе.

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Одновременно с этим, при нарушении синтез ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. Звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями для развития связной речи в домашних условиях.
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.
Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями.

Цель: дать рекомендации родителям по развитию речи на летний период.
Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.

Цель: познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки детей к школе.
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать. К вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.

Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях.
Развитие речи – сложный процесс. Целью домашних занятий является закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на логопедических занятиях, а также общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора.
Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

Цель: познакомить родителей с особенности и речевого развития и требованиями для будущих первоклассников.
Результат деятельности будущего первоклассника буквально соткан из следующих компонентов: стиля и подходов семейного воспитания, методов и приемов педагогов и индивидуальных возможностей ребенка.

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно.
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.

Цель: познакомить родителей с принципами и способами формирования грамматического строя речи (на примере дидактических игр).
При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.

Цель: познакомить родителей с особенностями применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья на занятиях особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.

Характеристика речевого развития

  • Уровень развития речи детей в 2 года
  • Уровень развития речи детей в 3 года
  • Уровень развития речи детей в 4 года
  • Уровень развития речи детей в возрасте 5 лет
  • Уровень развития речи детей в возрасте 6 лет

Памятки для родителей

  • Полезные советы для неравнодушных родителей
  • Требования к речи первоклассников
  • Комплексы артикуляционной гимнастики
  • Рекомендации по выполнению заданий логопеда
  • Обогащаем словарный запас
  • Рекомендации логопеда на летний период
  • Правила занятий с ребенком дома

Вопросы-ответы

  • Кто такой логопед?

Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

Когда ребенок должен начать говорить?

Примерно с шести – семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» – это тоже слова!)

К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

Когда следует начинать занятия?

Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

Календарь посещения логопеда

  1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
  2. В возрасте 1 года – логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
  3. В возрасте 2ух лет – логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
  4. В 3 года – логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
  5. В 4 года – логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
  6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
  • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

    Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

    По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

    Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

    «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

    Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

    Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

    Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

    Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

    • Главная |
    • Для родителей

    Логопедическое занятие-тренинг для родителей “Игровая гостиная, или Давайте поиграем дома с детьми”

    Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с родителями.
    Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольными образовательными учреждениями, является оказание помощи семье в воспитании ребенка. Кроме того, взаимодействие с семьями детей включено в объем обязательной части общеобразовательной программы каждого детского сада. Должны измениться не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества».
    В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто
    сторонними наблюдателями
    Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели, специалисты и родители будут действовать согласованно.
    От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике
    развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные.
    При всем многообразии форм сотрудничества детского сада с семьей по вопросам речевого развития старших дошкольников, педагогам нужно найти свои, те которые эффективны именно в данной группе. Поскольку родители заинтересованы, прежде всего, в развитии детей, то побуждать их принимать участие в жизни детского сада предпочтительно через осознание этого для развития их детей
    Учитывая все выше изложенное, мы, учитель-логопед и воспитатели группы поставили целью своей работы: повышение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста через организацию взаимодействия детского сада и семьи.
    Для повышения уровня речевого развития детей использовались различные формы и методы вовлечения родителей в педагогический процесс: консультации; предоставление наглядного материала по развитию речевых умений (папки передвижки, памятки, методическая литература), проведение мастер класса по обучению артикуляционной и дыхательной гимнастики, круглый стол «Фонематический слух – основа правильной речи», семинар-практикум «Звуковой анализ слова», деловая игра «Умники и умницы», в течении года были дни открытых дверей.
    Сейчас мы хотим представить одну из форм взаимодействия с родителями тренинг «Игровая гостиная»

    Логопедическое занятие – тренинг для родителей «Игровая гостиная, или давайте поиграем дома с детьми».

    Цель: познакомить родителей с игровыми приёмами при организации совместной деятельности с детьми в домашних условиях.

    Задачи:

    • Повышать компетентность и знания родителей о нарушениях речи старших дошкольников.
    • Привлекать внимание родителей к речевым проблемам детей.
    • Совершенствовать формы родительского взаимодействия в процессе проведения специальных игр для коррекции и профилактики нарушений устной речи детей

    Оборудование и материалы: столы, компьютер, презентация к занятию, бейджики для каждого участника группы с именем и отчеством, плакаты, разноцветные флажки, листы бумаги для записей, карандаши, ручки и фломастеры, мяч, газетные листы, клубок пряжи, небольшие разноцветные шляпки из бумаги, секундомер.

    1. Вводная часть. Приветствие и представление. (Упражнение «Имя»)

    Здравствуйте, уважаемые родители! Предлагаю всем вам представиться – назвать своё имя, отчество. Затем охарактеризуйте себя, подобрав слова на первые буквы своего имени и отчества.

    Сообщение темы занятия

    Все дети очень любят играть, игра является частью детства, непременным его атрибутом. Игра доставляет ребёнку огромную радость, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, мышление, познавательные процессы. Игра стимулирует и развивает умения сравнивать, размышлять, анализировать, формирует устойчивый интерес и потребность к интеллектуальным упражнениям. Для переключения внимания, развития межполушаровой взаимосвязи, формирования языкового анализа и синтеза, фонематических процессов, профилактики усталости у детей в коррекционные логопедические занятия включаются разнообразные игры.
    Сегодня наша встреча будет посвящена играм, которые помогают детям совершенствовать речь, и будут способствовать закреплению полученных на логопедических занятиях знаниях и умениях.

    Разминка (игра «Паутинка»)

    Поиграем с вами в игру «Паутинка». Подумайте и одним предложением расскажите, в какие игры больше всего любит играть ваш ребёнок. Во время рассказа необходимо один раз обмотать ладонь ниткой.
    А теперь нужно распустить паутинку. Подумайте и расскажите одним предложением, какой по характеру ваш ребёнок. Во время рассказа необходимо освободить свою руку от нитки, смотать её и передать клубок другому.

    Принятие групповых правил.

    В каждой игре существуют правила. На нашем занятии мы тоже должны принять с вами некоторые правила и подчиняться им. Послушайте их и выскажите своё мнение.

    • Старайся участвовать во всех играх и упражнениях.
    • На занятии может говорить только один человек.
    • Если выполнил упражнение, то подними флажок.
    • Не выкрикивай, не перебивай других, умей выслушать другого человека.
    • Если что-то непонятно, обязательно задай вопрос.

    2. Основная часть

    Игра «Найди слова с заданной буквой»

    Педагог. Первая игра, с которой мы предлагаем ознакомиться, называется «Найди слова с заданной буквой». Игра способствует развитию звуко-буквенного анализа, внимания, мышления, памяти, совершенствует навык чтения у дошкольников в будущем.

    (Раздаются родителям бланки с напечатанным текстом, листы бумаги, фломастеры.

    Педагог. Перед вами текст. Возьмите в руки фломастеры. По команде за 3 минуты необходимо выписать из текста все слова с буквой Л. По истечению этого времени педагог говорит «Стоп!» – и предлагает всем подсчитать количество выписанных слов и назвать число. Победителю вручается приз.

    Игра «Балда».

    Педагог. Предлагаем вам следующую игру «Балда».Эта игра развивает звуко-буквенный анализ и синтез, мыщление, внимание, память.
    (педагог раздаёт родителям листы чистой бумаги, фломастеры и объясняет правила, на доске точками записывается слово «балда»)
    Педагог. Правила достаточно просты: я загадаю слово, запишу первую и последнюю буквы, пропущенные буквы обозначу чёрточками. Вы по очереди называете буквы. Если буква угадана правильно– я впишу её в слово. Если буква не угадана запишу первую букву слова «балда». Как только слово будет угадано – игра прекращается. Победитель получает фишку и становится ведущим. Давайте определим тему загаданного слова.
    А сейчас я предлагаю вам потренироваться в выполнении звуко-буквенного анализа слова, так как мы с самого начала нашего занятия часто о нём вспоминаем.

    Звуко-буквенный анализ слова «пила»

    Игра «Словесный мяч»

    Педагог. Предлагаю ознакомиться с игрой «Словесный мяч». Я назову слово и брошу одному из игроков мяч. Игрок должен подобрать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова, и бросить мяч следующему игроку или ведущему. Например : кусок-коса-арбуз.

    Игра «Лестница»

    Я раздаю вам чистые листочки, ручки. Все участники должны будут на листах бумаги записать букву П. с этой буквы будут начинаться все слова, которые вы подберёте. Задача играющих заключается в том, чтобы в каждой строчке дописать слова, которые начинаются с указанной буквы.
    Слова располагаются лесенкой следующим образом: первой стоит названная буква. Под ней ставится слово, состоящее из двух букв, первая из которых– названная. Ниже записывается слово из трёх букв, ещё ниже из четырёх и т.д. но писать нужно только существительные в именительном падеже единственного числа. На задание даётся 5 минут.

    Игра «Корректурная правка»

    Перед вами текст. Он скучный, неинтересный.Возьмите в руки ручки. По команде за 3 минуты необходимо зачеркнуть все буквы С.

    3. Заключительная часть

    Рефлексия занятия

    Уважаемые родители наша встреча подходит к завершению. Вы познакомились с играми, приобрели навыки организации игр в домашних условиях. У вас сформировалось своё мнение по поводу нашего занятия, поэтому я предлагаю вам выбрать и «примерить» разноцветные шляпы и высказать своё отношение к занятию.

    Красная шляпа – что было положительного в проведённом занятии.
    Чёрная шляпа – какие отрицательные моменты и недостатки вы увидели на занятии.
    Зелёная шляпа – ваши предложения и идеи по отношению к проведённому занятию.
    Белая шляпа – какие вопросы возникли в ходе занятия.
    Синяя шляпа – подведение итогов: чего достигли на занятии, что хотели бы получить на следующих тренингах.

    Памятка родителям «Как играть дома по заданию учителя-логопеда?»

    Павлова Оксана Николаевна
    Памятка родителям «Как играть дома по заданию учителя-логопеда?»

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОТ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА

    Как играть дома по заданию учителя-логопеда?

    Написали мне в тетради

    Трудное заданье.

    Папа с мамою сказали:

    – Что за наказанье!

    На индивидуальных занятиях учитель-логопед обязательно работает с ребенком в индивидуальной тетради. В тетради он выполняет рисунки, которые способствуют лучшему и более быстрому запоминанию маленьких стихов, рассказов направленных на отработку поставленных звуков. И там же, в тетради, учитель-логопед вклеивает задания, которые строятся на материале лексической темы детского сада, которые ребенок может выполнить дома с родителями, и записывает рекомендации, выполнение которых, способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала, что даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.

    Но обучать ребенка нужно только в игре!

    Так как же ИГРАТЬ дома по заданию учителя-логопеда?

    1. Внимательно изучите материал, который должен быть усвоен ребенком. Если какое-то задание Вам непонятно, обратитесь за разъяснением к учителю логопеду. И только тогда приступайте к его выполнению!

    2. По предложенной лексической теме проведите беседу с ребенком с целью выявления его запаса знаний. Если что-то ребенок не знает, или не совсем правильно понимает – поговорите с ним об этом, посмотрите картинки в книгах или видео в сети интернет.

    3. Если с каким-то видом заданий ребенок не справляется, не переживайте, не отчаивайтесь! Всему свое время!Верьте в силы ребенка и ПОМНИТЕ: СПОКОЙНАЯ МАМА – СПОКОЙНЫЙ МАЛЫШ. Еще раз убедитесь, что вы правильно понимаете задание и повторите, можно написать в индивидуальную тетрадь, чтобы логопед еще раз выполнил это задание на занятии. Но никогда не оставляете задание неотработанным!

    4. Необходимо помнить, что задания выполняются в спокойной, доброжелательной атмосфере. Нежелательно начинать с фразы «Давай садиться заниматься». Эти слова могут вызвать негативную реакцию со стороны ребенка, каприз, отказ от работы. Лучше сказать «Давай поговорим», «Расскажи, что ты узнал нового в детском саду». Будьте терпеливы, внимательны, но требовательны к ребенку во время выполнения заданий. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра. Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе.

    5. Во время выполнения заданий необходимо помнить, что ребенок должен находиться в ситуации успеха. Не стоит ругать ребенка при неудачах. Недопустимо словами унижать его. Не сравнивайте малыша с ровесниками, проводите сравнение только с самим на предыдущем этапе. Исследования психологов, наблюдения опытных педагогов свидетельствуют, что при отсутствии стресса, критического отношения у детей повышается работоспособность, они легче справляются с интеллектуальными творческими заданиями. Любите ребенка таким, какой он есть. Не ждите от него невозможного. Не забывайте отмечать достижения, поощрять успехи, учить преодолевать трудности и хвалить ребенка.Вот несколько способов одобрения:

    У тебя хорошо получается!

    Ты сегодня хорошо потрудился!

    Я знал, что ты справишься!

    Я не смог бы сделать лучше!

    6. Большинство заданий не требуют обязательно сидения за столом. Закреплять заданияможно и в непринужденной обстановке: во время прогулок, поездок, приготовления пищи, возвращения из детского сада. НО перед отработкой речевого материала нацельте ребенка на правильное произношение звуков («Следи за язычком!»). А так же следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков. Некоторые виды заданий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов. При работе в тетради следите за правильной посадкой ребенка, за освещением, за положением на столе тетради и карандаша в руке. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

    Уважаемые родители!

    Играйте с ребенком не от случая к случаю, а регулярно, систематично, обязательно повторяйте, то о чем говорили раньше, не забывайте приносить тетрадь в детский сад и забирать домой, и только тогда вы получите наилучший результат – чистую речь своего ребенка.

    Желаем Вам терпения, искренней заинтересованности, успехов в занятиях

    и радости в общении с вашими детьми

    Лэпбук, как средство взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей Работа по развитию речи детей в условиях дошкольной образовательной организации невозможна без сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя.

    Отчет по теме самообразования учителя-логопеда «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда» Актуальность. Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция.

    Памятка для родителей «Как работать с детьми дома» Уважаемые родители! Одной из основных форм работы учителя- логопеда является ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ. Тетрадь для домашних рекомендаций.

    Памятка для родителей «Как взаимодействовать родителям с гиперактивным ребенком» 1. Определите допустимые рамки поведения. Ребенок должен ясно понимать, что можно, а что нельзя. Также важна последовательность. Если сегодня.

    Памятка родителям по организации занятий по заданию учителя-дефектолога Памятка родителям о организации занятий по заданию учителя-дефектолога. 1. Занятия должны быть регулярными и интересными для ребенка. Их.

    Рекомендации родителям «Как правильно играть с ребёнком?» Игра – основной вид деятельности дошкольников. Игра помогает детям в период дошкольного детства всесторонне развиваться: способствует их.

    Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями Уважаемые родители! Несмотря на то, что большую часть дня ребёнок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие всё –.

    Содержание индивидуальной работы по заданию учителя-логопеда (старшая группа) Содержание индивидуальной работы по заданию учителя-логопеда. Ф. И. ребенка___ Месяц.

    Волонтерство учителя-логопеда как профессиональная деятельность Моя волонтерская деятельность можно так сказать, началась ещё в детстве. Родители, часто брали меня с собой, посещая местный дом престарелых.

    Заикание. Советы учителя-логопеда родителям ЭТОГО МОГЛО И НЕ БЫТЬ ЗАИКАНИЕ – это речевой дефект, возникающий у детей в раннем детском возрасте от 2 до 5 лет, и ИМЕННО НА РОДИТЕЛЕЙ.

    Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда.

    Предлагаемая памятка будет полезна родителям, чьи дети занимаются с логопедом. Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в каждодневной работе дома с родителями. занятия могут проводиться как в домашнй обстановке, так и на прогулке, в поездке. Рекомендуются упражнения пл работе со звуком, развитии артикуляционной гимнастики, игры и упражнения на развитие фонематической стороне речи и грамматики. Общепедагогические рекомендации помогут создать благоприятную атмосферу. Рекомендации могут быть использованы логопедами, дефектологами как в школе, так и в ДОУ.

    Просмотр содержимого документа
    «Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда. »

    (правила занятий с ребёнком дома)

    1-заниматься с ребёнком дома ежедневно.

    2-занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке

    3-время проведения занятий 10-15 минут

    4-хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение

    5-артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.

    6-все задания(кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка.

    7-графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого.

    8- тетрадь с выполненным домашним заданием в понедельник ребёнок сдаёт воспитателю группы, а в пятницу получает новое задание.

    Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда

    Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.

    Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

    Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.

    Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.

    При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.

    Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.

    Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

    Как работать со звуком

    Проговорите звук совместно с ребенком.

    Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.

    Используете ли вы голос при произнесении этого звука.

    Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.

    Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.

    Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.

    В тетради напишите по образцу букву по клеточкам.

    Придумайте игры со звуком, над которым работали.

    Проговорите речевой материал на этот звук.

    Артикуляционная гимнастика

    Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи –

    язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

    Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность.

    Дыхательная гимнастика

    Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию.

    Основные параметры правильного ротового выдоха:

    – выдоху предшествует сильный вдох через нос – “набираем полную грудь воздуха”;
    – выдох происходит плавно, а не толчками;
    – во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
    – во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
    – выдыхать следует, пока не закончится воздух;
    – во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

    Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Снежинка», «Свистульки» «Мыльные пузыри», «Осенние листья», «Вертушка», «Одуванчик».

    Игры и упражнения для развития фонематического слуха

    Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты.

    Игры, которые развитию фонематического слуха: игра «Будь внимателен!», «Поймай звук», «Поймай слово», «Исправь меня».

    Игры и упражнения для развития грамматического строя речи

    Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс овладения грамматическим строем речи сложный и длительный.

    Игры, которые необходимо использовать для развития грамматического строя речи: «Один – много», «Посчитай-ка (от 1 до 5)», «Чего не стало?», «Измени предложение», «Назови ласково».

    Список использованной и рекомендуемой литературы:

    Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. М., 2005.

    Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М., 2000.

    Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. СПб., 2004.

    Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2005.

    Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2003.

    Общепедагогические рекомендации

    СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ СЕМЕЙНОЙ АТМОСФЕРЫ

    Помните: от того, как вы разбудите ребенка, зависит его психо­логический настрой на весь день.

    Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивиду­ально. Показатель одинчтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда вы его будите.

    Если у вас есть возможность дойти до школы вместе с ребен­ком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.

    Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым за­давать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать ней­тральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».

    Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его вре­менных неудач.

    Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

    Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исклю­чить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье ат­мосферу радости, любви и уважения.

    Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не все у него получилось – не раз­дражайтесь, а терпеливо объясните еще раз.

    Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте ребенка начатую работу доводить до конца.

    Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обя­занности по обслуживанию семьи.

    Не наказывайте ребенка трудом!

    Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами -это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.

    Доброта начинается с любви к людям (прежде всего к самым близ­ким) и к природе. Будем развивать в детях чувство любви ко всему живому.

    Научим детей ненавидеть зло и равнодушие.

    Как можно больше любви к ребенку, как можно больше тре­бовательности к нему.

    Давайте делать добрые, хорошие поступки, дети учатся доб­роте у нас.

    Научимся владеть собой. Выдержка! Выдержка! Выдержка!

    Дорогие родители!

    Ваш ребенок – это Ваше будущее, Ваше бессмертие, Ваше про­должение. И Вы, конечно, хотите, чтобы Ваше продолжение было дос­тойным, чтобы оно не только сохранило все Ваши достоинства, но и преумножило их. В добрый путь!

    Зачем нужен логопед?

    Ребе­нок не рож­да­ет­ся со сло­жив­шей­ся речью. Посте­пен­но, шаг за шагом, он учит­ся пра­виль­но и чет­ко про­из­но­сить зву­ки, свя­зы­вать меж­ду собой сло­ва, стро­ить пред­ло­же­ния, ясно и после­до­ва­тель­но изла­гать свои мыс­ли. Но, к сожа­ле­нию, ино­гда рече­вое раз­ви­тие про­ис­хо­дит с опоз­да­ни­ем или с осо­бен­но­стя­ми раз­ви­тия. В этом слу­чае помо­жет лого­пед – спе­ци­а­лист, исправ­ля­ю­щий нару­ше­ния речи. При сло­ве «лого­пед» мно­гие из Вас вспо­ми­на­ют комич­ные сце­ны из кино­филь­ма «По семей­ным обсто­я­тель­ствам». Все это смеш­но, пока про­бле­ма нару­ше­ний речи не кос­ну­лась Вас и Ваше­го ребенка.

    У забот­ли­вых роди­те­лей море вопросов:

    Поче­му ребё­нок молчит?
    Пра­виль­но ли раз­ви­ва­ет­ся речь у мое­го сыниш­ки или дочурки?
    Нуж­но ли бес­по­ко­ить­ся или нам ещё рано?
    В чём при­чи­на нару­ше­ния речи?
    Поче­му дети ста­ли пло­хо гово­рить? Ведь рань­ше к лого­пе­ду обра­ща­лись еди­ни­цы? – вспо­ми­на­ют бабушки.
    Как помочь ребёнку?
    Во всем этом помо­жет разо­брать­ся учитель-логопед.

    Самый бла­го­дат­ный пери­од для пре­одо­ле­ния нару­ше­ний речи – это дошколь­ный воз­раст. Важ­но не упу­стить его, вовре­мя обра­тить­ся к учи­те­лю-лого­пе­ду! Помни­те, что по мере взрос­ле­ния при­выч­ка гово­рить непра­виль­но у ребен­ка закреп­ля­ет­ся и хуже под­да­ет­ся кор­рек­ции Пра­виль­ная, кра­си­вая, связ­ная речь – это залог успеш­но­го обу­че­ния ребён­ка в шко­ле, овла­де­ния им не толь­ко род­ным, но и ино­стран­ны­ми языками.

    Вопре­ки рас­про­стра­нен­но­му мне­нию лого­пед не толь­ко «ста­вит» зву­ки. Ведь наша речь – это не толь­ко зву­ко­про­из­но­ше­ние (уме­ние пра­виль­но про­из­но­сить зву­ки род­но­го язы­ка), но и:

    слвар­ный запас;
    фоне­ма­ти­че­ское вос­при­я­тие (уме­ние на слух вос­при­ни­мать и раз­ли­чать звуки);
    грам­ма­ти­че­ский строй (уме­ние обра­зо­вы­вать новые сло­ва, соеди­нять сло­ва в пред­ло­же­нии, пра­виль­но упо­треб­лять окон­ча­ния слов и т.д.);
    связ­ная речь (уме­ние связ­но выска­зы­вать­ся, состав­лять рас­ска­зы по кар­тин­кам, из соб­ствен­но­го опы­та, и нако­нец, сочи­нять сказ­ки, фантазировать).
    Рабо­та лого­пе­да в кор­рек­ци­он­ной груп­пе начи­на­ет­ся с раз­ви­тия у детей вни­ма­ния, зри­тель­но­го и слу­хо­во­го вос­при­я­тия (узна­ва­ния и раз­ли­че­ния), памя­ти и мыш­ле­ния. Это – необ­хо­ди­мая база для раз­ви­тия всех сто­рон речи.

    Набор детей в лого­пе­ди­че­скую груп­пу осу­ществ­ля­ет­ся один раз в год. Дети с выяв­лен­ны­ми нару­ше­ни­я­ми речи направ­ля­ют­ся на меди­ко-пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­скую комис­сию, по ито­гам кото­рой зачис­ля­ют­ся в лого­пе­ди­че­скую груп­пу на один или два года. Обу­че­ние про­во­дит­ся на под­груп­по­вых и инди­ви­ду­аль­ных занятиях.

    Основ­ные зада­чи кор­рек­ци­он­но­го обучения:

    фор­ми­ро­ва­ние пра­виль­но­го про­из­но­ше­ния (раз­ви­тие дыха­ния и про­со­ди­ки, вос­пи­та­ние арти­ку­ля­ци­он­ных навы­ков зву­ко­про­из­но­ше­ния, сло­го­вой струк­ту­ры, фоне­ма­ти­че­ско­го слу­ха и восприятия);
    прак­ти­че­ское усво­е­ние лек­си­че­ских и грам­ма­ти­че­ских средств языка;
    под­го­тов­ка к обу­че­нию гра­мо­те, овла­де­ние эле­мен­та­ми грамоты;
    раз­ви­тие навы­ков связ­ной речи.

    Мно­го уси­лий тре­бу­ет­ся не толь­ко от лого­пе­да, вос­пи­та­те­лей, но и от Вас, ува­жа­е­мые родители!

    Зало­гом успе­ха кор­рек­ци­он­ной рабо­ты являются:

    меди­ка­мен­тоз­ное лече­ние (по пока­за­ни­ям врача);
    чет­кое выпол­не­ние реко­мен­да­ций логопеда;
    регу­ляр­ное посе­ще­ние дет­ско­го сада (отсут­ствие про­пус­ков по неува­жи­тель­ным причинам);
    выпол­не­ние домаш­них заданий;
    кон­троль за речью ребенка.
    Доро­гие роди­те­ли, помни­те! Хоро­шие пло­ды при­но­сит толь­ко та рабо­та, кото­рая выпол­ня­ет­ся с удовольствием.

    ста­рай­тесь сде­лать ваши заня­тия с ребен­ком инте­рес­ны­ми и увлекательными;
    поощ­ряй­те каж­дый пра­виль­ный ответ ребен­ка, и будь­те тер­пи­мы к его ошибкам;
    не пред­ла­гай­те слиш­ком мно­го упраж­не­ний за один раз. Если вы види­те, что ребе­нок устал и отвле­ка­ет­ся, луч­ше отло­жи­те занятие;
    тем не менее, зани­мать­ся сле­ду­ет систе­ма­ти­че­ски — 2–3 раза в неделю;
    дети очень любят нахо­дить­ся в роли «учи­те­ля». Поэто­му при выпол­не­нии неко­то­рых зада­ний полез­но менять­ся с ребен­ком ролями.
    Доб­рое отно­ше­ние, похва­ла, игро­вая фор­ма заня­тий, сорев­но­ва­тель­ный момент – все это повы­сит инте­рес ребен­ка к заня­ти­ям, а зна­чит, воз­рас­тет и их результативность.

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Если Вы хоти­те, что­бы Ваш ребе­нок в буду­щем при­об­рел инте­рес­ную спе­ци­аль­ность, рас­крыл­ся как лич­ность, в первую оче­редь научи­те ребен­ка гра­мот­но и кра­си­во говорить.
    Пра­виль­ная речь необ­хо­ди­ма чело­ве­ку любой спе­ци­аль­но­сти. Непра­виль­ная, скуд­ная речь ребен­ка затруд­ня­ет его обще­ние с окру­жа­ю­щим миром, отра­жа­ет­ся на его общем раз­ви­тии, харак­те­ре, а в буду­щем может быть при­чи­ной пло­хой успе­ва­е­мо­сти в школе.

    Речь отца, мате­ри и всех чле­нов семьи – это пер­вый обра­зец, кото­ро­му под­ра­жа­ет ребе­нок. Роди­те­ли! Вы – пер­вые учи­те­ля род­но­го язы­ка для сво­е­го ребен­ка! Семья – пер­вая школа!
    Без помо­щи взрос­лых ребен­ку труд­но овла­деть пра­виль­ной речью. Раз­го­ва­ри­вай­те с ребен­ком. Выслу­ши­вай­те его вни­ма­тель­но, не обры­вай­те. Гово­ри­те и отве­чай­те на все его вопро­сы спо­кой­но, нето­роп­ли­во, чет­ко, выра­зи­тель­но, сред­ней силы голо­сом, пра­виль­но про­из­но­си­те зву­ки и сло­ва – это помо­жет ребен­ку ско­рее овла­деть пра­виль­ной речью.

    Не под­ра­жай­те непра­виль­ной речи ребен­ка, сами не навя­зы­вай­те детям непра­виль­ных, наду­ман­ных слов, как «ням-ням» или «бобо». Этим Вы задер­жи­ва­е­те пра­виль­ное раз­ви­тие речи ребенка.

    Не допус­кай­те у детей быст­рой речи. При­учай­те ребен­ка гово­рить нето­роп­ли­во, чет­ко, выра­зи­тель­но, пра­виль­но про­из­но­сить зву­ки и слова.

    Не пере­гру­жай­те ребен­ка рече­вым мате­ри­а­лом. Не давай­те детям млад­ше­го воз­рас­та заучи­вать длин­ные стихотворения.

    В слу­чае заи­ка­ния и задерж­ки речи у ребен­ка сра­зу обра­щай­тесь к логопеду

    Зачем нужен логопед?

    Рождается долгожданный малыш, он растет, познает мир, приходит время, когда наш малыш пытается говорить и часто мы слышим: «миська касаяпый по лесу идет, сиськи собирает, песенку поет».

    Сначала родители умиляются, потом все чаще убеждают себя, что многие дети не рождается с готовой, правильно поставленной речью. Пройдет время и постепенно, шаг за шагом, он научится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли.

    Но, к сожалению, время идет, а речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. К сожалению, родители не всегда могут услышать все дефекты в речи своего ребенка. Именно в таких случаях мы говорим о необходимости квалифицированной помощи логопеда, который помогает родителям понять, как правильно формировать речь детей, разъясняет и показывает, в чем состоит логопедическая работа.

    Чем занимается логопед?

    Логопед – это специалист, который занимается выявлением нарушений речи у детей и их исправлением. Но работа логопеда комплексная и подразумевает развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики детей, т.е. всех составных частей, необходимых для образовательного процесса.

    В соответствии с возрастом ребенка логопед оценивает правильность произнесения звуков, количество слов в словаре ребёнка, правильность построения фраз, коммуникативные умения.

    На занятиях логопеда дети развивают подвижность артикуляционного аппарата, работают со звуками, выполняют упражнения на формирование фонематического слуха, лексико-грамматического строя.

    Родители часто спрашивают: «А зачем это надо?»

    Если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него:

    • возникнут проблемы в общении,
    • комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности;
    • не научится красиво и правильно рассказывать – трудно будет грамотно излагать свои мысли;
    • не сумеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме,
    • сложно будет научиться читать.

    Без своевременной помощи логопеда ребёнок может оказаться неподготовленным к школьному обучению, а это повлечёт за собой ряд новых проблем.

    Когда можно и нужно обращаться к логопеду?

    Развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально. В связи с этим родители часто задают себе вопрос: когда нужно обращаться к логопеду? Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, давно уже не актуально. К этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда надо интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью. Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма.

    • К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»).
    • К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов, правильно произносит звуки: П, Б, М, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г.
    • В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда).
    • В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (С, З, Ц), а также Ы, Э, несколько позднее шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ).
    • Звуки Р, Л обычно появляются к 5–5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.

    Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду.

    Насколько можно опоздать к логопеду?

    Чем старше становится ребёнок, тем сложнее исправить недостатки речи. Поэтому не нужно лишний раз бояться обратиться к специалисту. Если речь Вашего ребенка развивается в рамках возрастной нормы – логопед сообщит об этом и развеет все сомнения. А также даст Вам рекомендации для дальнейшего успешного освоения языка и развития речи Вашего малыша. А если речь Вашего ребенка не соответствует возрастным нормам, тогда объяснит специфику нарушения, даст необходимые рекомендации, по исправлению всех недостатков речи.

    Правильная и красивая речь даст Вашему ребенку блестящую возможность успешно овладевать знаниями, стремиться к новым вершинам и свершениям, как в повседневной жизни, так и в становлении его будущей карьеры.

    Нормы развития речи по возрастам.

    В большинстве случаев все трудности в овладении правильной речью могут быть устранены в дошкольном возрасте.

    К сожалению, многие мамы и папы не придают серьёзного значения плохой речи своих детей и, тем самым, упускают драгоценное время, тщетно надеясь, что с возрастом само пройдёт.

    О том, что надежда само пройдёт далеко не всегда оправдывается, свидетельствуют многочисленные дефекты речи у взрослых людей.

    А главное, эти дефекты создадут трудности в достижении многих жизненных целей: в выборе профессии, в развитии карьеры, в личной жизни и прочее, и прочее. Причём, нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье. Многие из них обращаются к специалисту, сетуя на родителей за то, что те вовремя не предприняли необходимых мер. А как много усилий и времени приходится тратить взрослому человеку, чтобы исправить то, что ребёнку даётся легко.

    Может быть имеет смысл помнить о нормах развития речи и своевременно устранять проблемы с ней.

    1 месяц — ребенок реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.

    2 месяца – ребенок интонирует крики, можно различить крики удовольствия и неудовольствия. Появляется улыбка при общении.

    3 месяца — «комплекс оживления», появляется гукание, преобладают гласные звуки А, Э, У, И и согласные Г, К, Х.

    4 месяца – появляется первый смех, к 16 неделям смех становится продолжительным.

    5 месяцев — ребенок реагирует на направление звука, меняет интонацию голоса.

    6 месяцев — появляется первый слог (ба, ма). Начинает понимать обращенную речь (прислушивается к голосу, правильно реагирует на интонацию, выделяет знакомые голоса).

    7 месяцев — ребенок готов к игре. Он использует разные голосовые реакции для привлечения внимания взрослых. находит взглядом предметы по просьбе взрослого.

    8 месяцев — появляется лепет, ребенок повторяет одинаковые слоги (да-да, па-па, ба-ба, тя-тя, ар-ар-ар, ах-ах, аття). Возникает реакция на незнакомое лицо.

    9 месяцев — ребенок активно общается с помощью жестов, интонации, играет в «ладушки».

    10 месяцев – появляются лепетные слова. Часто это называют «нянькин язык», слова состоят из 2-3 открытых слогов (ляля, тата, кука, баба и т. д.).

    11 месяцев – ребенок использует 3-5 лепетных слов с соотнесением (слово употребляется в конкретной ситуации). Отзывается на имя, понимает название отдельных предметов, выполняет простые словесные инструкции. Показывает предметы по просьбе взрослого (“где часы?”, “где кукла?” и т.д.)

    1 год — в речи ребенка 10-12 лепетных слов (“папа”, “баба”, “мама”, “дай”, “дядя”, “кис-кис”, “ту-ту” и т.д.), понимает некоторые слова, соотнося их с предметами, понимает простые инструкции («дай мяч», «нельзя», «поцелуй маму»). Знает свое имя. Показывает 1-2 части тела.

    Дает несколько предметов по просьбе. Указывает на знакомое лицо, животных, игрушки по словесной инструкции. Знает запрет «нельзя», «не трогай». Требует предметы, используя указательный жест или слово. Произношение нечеткое, слова понятны только родителям.

    1 год 6 месяцев — словарный запас ребенка составляет 20-50 слов. Активный рост словаря. Любит подражать голосам животных. Показывает части тела и некоторые части лица (глаза, рот, нос). Внимательно слушает чтение сказок, стихов. Может по просьбе найти предмет вне комнаты. Различает интонацию вопроса.

    1 год 9 месяцев – начинает соединять 2 слова в одной фразе, часто без согласования (“папа туту” – папа едет). Общее звучание речи смягченное. Говорит о себе в 3 лице (по имени). Отвечает на вопросы словами “да”, “нет”. Знает названия окружающих предметов и действия, которые выполняются с ними. Слушает и понимает небольшие рассказы.

    К 2 годам называет предмет по просьбе. Использует уменьшительно – ласкательные суффиксы (нос-носик). Начинает использовать множественное число (нога-ноги) и падежи существительных (молоко-молока). Знает слова большой-маленький, хороший-плохой. Различает понятие один-много. Слушает внимательно знакомые песни, стихи, эмоционально предвосхищая знакомый сюжет.

    Обратите внимание, и обратитесь к специалисту, если к 2 годам ребенок не понимает обращенную к нему речь, знает менее 50 слов, не пробует построить короткую фразу из 2 слов, не играет с игрушками, играет в одиночестве, отдельно от других детей, не может выслушать до конца даже очень короткую сказку, не рассматривает картинки в книге.

    Повторяет за взрослым множество слов из речи, активный рост словаря. Появляются предложения из 2 слов («дай пи» – дай пить). Начинает употреблять прилагательные, наречия, предлоги (в, на, с, у). Произносит твердые согласные т,д,н,с,з,в,л. Смешение звуков сохраняется. Знает 1-2 цвета. Задает вопрос «что это?». Ребенок понимает сложные предложения («Когда мы придем домой, то будем. »). Слушает простые рассказы.

    С 2,5 лет использует сложные предложения. Согласовывает прилагательные и существительные (“красивая мама”). Отвечает на вопросы “почему”, “сколько”. Начинает говорить от первого лица («Я»). Начинает применять воображение и фантазию в игре, рассказе. Различает предлоги “через”, “между”, “из-за”, “из-под”.

    Обратите внимание и обратитесь к специалисту, если к 3 годам ребенок грамматически неправильно употребляет основные части речи, не использует распрострененное предложение, не употребляет предлоги “в”, “на”

    Период интенсивного развития речи. Словарь пополняется названиями предметов и действий, с которыми дети сталкиваются в быту (предметы обихода, цвета, формы, части тела животных и человека). дети знают определенные материалы (бумага, дерево), свойства и качества (мягкий, твердый, тонкий, ломается и т.д.), обозначают словами ориентировку в пространстве и во времени (сначала, утро, потом, назад). Называет свое имя, возраст, пол. Определяет пол людей (он — папа, она — мама). Использует прошедшее и настоящее время. Правильно использует местоимения «я», «ты», «мне». Понимает слова-обобщения (одежда, игрушки и т.д.). Подбирает рифмы к словам. Использует в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы (домик, зайчик). Употребляют винительный падеж с предлогом -под-, родительный падеж с предлогом -через-, -без-, -для-, -после-,-до-(в значении предела – до леса). Произносит твердые звуки С, З. Ц.

    Словарный запас 2000 слов. В речи появляются наречия. Развивается «словотворчество». Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой. Использует в речи обобщающие слова. Называет животных и их детенышей. Читает наизусть небольшие стихотворения. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых. Использует слова много-один. Называет времена года. Понимает значение предлогов (в, на, за и т.д.). Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.

    Звукопроизношение в норме. Развивается связная речь, ребенок способен пересказать текст, составить рассказ по картине или серии картин, по представлению в правильной логической последовательности. В речи использует синонимы и антонимы. Способен определить количество слогов в слове, выделить ударный слог. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные. Формируются навыки звукового анализа слов (ребенок способен определить наличие звука в слове, место звука в слове). Формируется внутренняя речь.

    Звукопроизношение в норме, речь грамматически правильная, иногда возможны ошибки при произношении сложных предложений. Умеет менять громкость голоса и воспроизводить различные интонации. Подбирают антонимы и синонимы к словосочетаниям, усваивают многозначность слов, подбирают родственные слова, самостоятельно образовывают сложные слова. Пересказывает текст в логической последовательности. Умеет составлять рассказ по сюжетной картине и серии картин, по представлению, рассказ на заданную тему, рассказ из личного опыта. Сам может придумать сказку или рассказ. Свободно употребляет простые и сложные предложения. Владеет навыками звукового анализа слов. Умеет определять наличие звука в слове, придумывает слова с определенным звуком. Делит слова на слоги, предложения на слова. Понимает и употребляет многозначные слова.

    Важно помнить, что, если ребёнок неправильно произносит звуки речи, то это неизбежно отразится на грамотности письменной речи. Поэтому все нарушения звукопроизношения необходимо исправить до начала обучения грамоте! Иначе возникнут нарушения письма и чтения: дисграфия и дислексия. А их достаточно сложно исправить!

    Необходимым условием того, чтобы ребёнок овладел правильным произношением, является правильная речь окружающих взрослых. Правильная, отчётливая, неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей тот образец для подражания, которому ребёнок следует в нелёгком процессе овладения правильным звукопроизношением. С этой точки зрения вредно длительное пребывание ребёнка среди неверно говорящих сверстников. И уж совсем недопустимо “сюсюкание” взрослых с ребёнком! Здесь ребёнок лишается не только эталона для подражания, но (что очень важно!) стимула для улучшения своей речи: ведь взрослым нравится его речь, и они даже сами ей подражают.

    Частная клиника PremierMedica — это новый стандарт медицинского обслуживания. Компетентно и технологично, своевременно и близко. Все необходимые медицинские услуги в одном месте, специально для жителей Новорижского, Рублевского и Ильинского шоссе.

    Добраться в нашу клинику легко как из Москвы, Митино и Красногорска, так и из области – с Новой Риги, Рублево-Успенского и Ильинского шоссе. Ближе всего к нашей клинике в Москве – Строгино, Митино и Крылатское, а в области – Красногорск и Рублевка.
    Наш детский медицинский центр готов принять даже самых маленьких пациентов. Подробную карту проезда можно посмотреть здесь .

    Читайте также:
    Речевая готовность ребёнка к школе - Консультация логопеда для родителей
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: