Cкрапбукинг на логопедических занятиях

Фотоотчет о применении скрапбукинга в коррекционно-логопедической работе с детьми 4–6 лет с ОНР

Лариса Слободчикова
Фотоотчет о применении скрапбукинга в коррекционно-логопедической работе с детьми 4–6 лет с ОНР

Фотоотчет о применении скрапбукинга в коррекционно-логопедической работе с детьми 4-6 лет с ОНР.

В связи с качественными изменениями обучения и воспитания в детском саду возникла необходимость применения нетрадиционных методов в организации образовательного процесса. В коррекционной работе логопед развивает как речевые, так и не речевые функции у детей с нарушениями речи. Использование новых игровых методов позволяет сделать процесс обучения более разнообразным и интересным. Формирование правильной речи дошкольника – одна из важнейших задач в воспитании и обучении в детском саду. В связи с этим разработка новых методов и приемов организации и проведения логопедических занятий, а также занятий во время коррекционного часа с детьми весьма актуальна. В условиях современной информационной насыщенности обычные логопедические игры и задания не редко становятся скучными и однообразными. Ребенок ждет чего то яркого, неординарного и необычного. С этой целью на своих занятиях я решила применить элементы скрапбукинга.

Применение дидактических игр в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Игры с кубиками Игровое пособие представляет собой серию кубиков разной величин, на гранях которых различные символы для дидактических упражнений. Игровое.

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми подготовительной логопедической группы «Лесные истории» Лексическая тема: «Подготовка диких животных к зиме» (с участием родителей) Коррекционно-развивающие задачи: -уточнить и закрепить знания.

Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ Слайд 1 С каждым годом количество детей с нарушениями речи и детей с ограниченными возможностями здоровья (дальше: дети с ОВЗ, поступающих.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Консультация для педагогов «Тестопластика в коррекционно-логопедической работе» Тестопластика в коррекционно – логопедической работе При осуществлении коррекционно-логопедической работы со старшими дошкольниками с ОНР.

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.

Коррекционно-развивающая программа «Телесно-ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми» ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Цель: знакомство с группой; изучение психомоторного развития детей, диагностика дыхания; снятие эмоционального напряжения,.

Мастер-класс «Применение игровых приемов с использованием Су-Джок терапии в коррекционно-логопедической работе» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Теремок» с приоритетным направлением художественно – эстетического развития.

Развитие мелкой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста Развитие мелкой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста. Известно, что дети развиваются в движении.

Применение куклотерапии в логопедической работе с детьми «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В настоящее время отмечается неуклонный рост числа.

МОЙ ПОРТРЕТ

2. Дата рождения_________________Полных лет, месяцев_________

3. Домашний адрес________________Телефон __________________

4. Мать (Ф.И.О., возраст, место работы)_________________________

5. Отец (Ф.И.О., возраст, место работы)_________________________

6. Краткий анамнез (беременность, роды, раннее физическое и речевое развитие)

Читайте также:
Дифференциация букв А-Я - конспект
Р С Ш К Т
РЬ СЬ Ж К ТЬ
Л 3 Ч Г-ГЬ Д
л ЗЬ щ Х- ХЬ Д Ь
И Ц Другие звуки

8. Фонематический слух (память, восприятие) ______________

9. Голос (темп, плавность, сила, запинки) _____________________

10. Артикуляционный аппарат:

11. Словарный запас _________________________

12. Фразовая речь_____________________________

13. Обобщающие понятия _____________________

ДОМИК ЗВУКОВ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ

Жил-был. Проснулся он рано утром. Открыл . Посмотрел налево, направо, вниз, нет ли луж, вверх (движение языком, рот открыт), есть ли солнышко. Закрыл (закрыть рот). Открыл снова. Жарко стало (о. о. ). Холодно стало (д. д. ). Закрыл окошко. Побежал в ванную комнату. Прибежал. Открыл (н. н. и движение рукой). Включил свет (чик). Открыл воду (чик-чик-чик и движение кистью). Полилась горячая вода (шшш). «Ой», — испугался и отдернул руки. (Покажите, как он испугался.) Надо открыть какую воду? Правильно, холодную (чик-чик-чик и движение кистью). Водичка соединилась и стала теплой (ссь. ) . почистил зубы (упражнение). Умылся (круговые движения языка по губам). Закрыл холодную воду (чик-чик-чик). Закрыл горячую воду (чик-чик-чик). Закрыл (ннн. ). И побежал на кухню завтракать. А на кухне мама блинчики печет. «Здравствуй, мама! —весело крикнул . — Я тебя очень люблю!» «Здравствуй, ! Я тебя тоже очень люблю. Помоги мне тесто месить» (упражнение). Наконец тесто готово. Мама испекла и дала Язычку (упражнение «Блинчик») с вареньем (упражнение «Вкусное варенье»). Выпил молока вот из такой (упражнение), поблагодарил и спросил: «Мамочка, можно я пойду погуляю?» «Конечно, можно, — ответила мама. — Только не опаздывай к обеду». Вышел на крыльцо . А вокруг длинный (упражнение «Заборчик»). Наверху труба (упражнение «Дудочка»). В трубе живет веселый ветер: «У. У. Привет,!» Побежал в конюшню к своей любимой лошадке. «Здравствуй, погладил ее Язычок (движение рукой), — поедем кататься». «Иго-го. », —обрадовалась и Вскочил на и поскакал (упражнение).

Прискакал в зоопарк. Там он встретил своих друзей: Болтливого (блбл-бл, упражнение),Упрямого Ослика (иа-иа-иа). Друзья покатались на автомобильчиках (дррр. ). Съели (лакательные движения языком). Надули воздушные (упражнение). Жарко. в зоопарке опустил свой длинный хобот в воду. Набирает водичку (упражнение). Язычок посмотрел на часы, а они стоят. Надо часы завести (чик-чик-чик — упражнение). «Ой, меня же мама дома ждет», — и поскакал он домой. Вот такая история о. А вы придумайте свою.

Инновационные технологии в логопедии: лэпбук и логопедический уголок

  • Инновационные технологии в логопедии в рамках ФГОС
  • Логопедический лэпбук, шаблоны
  • Шаблон для логопедических лэпбуков
  • Уголок логопеда в детском саду, оформление
  • Идеи для оформления уголка логопеда в детском саду
  • Что должно быть в логопедическом уголке в группе детского сада

Лэпбукинг — популярный метод домашнего обучения, который используют родители и педагоги по всему миру, однако в России о нём ещё мало кто знает. Лэпбук, также известный как интерактивная папка — это картонная книжка с разворотами, интересными вкладышами, кармашками, вращающимися и выдвижными деталями: незаменимая вещица в каждый детсад. Обычно в такой папке собирают материал по одной теме: цвета, животные, исторические факты. Логопед, в свою очередь, вооружён играми и заданиями для развития речи.

Читайте также:
Материал для обследования лексико-грамматического строя речи у школьников

Инновационные технологии в логопедии в рамках ФГОС

Требования, выдвигаемые новым ФГОС гласят: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Обратите внимание! Инновационные технологии — это новые, нестандартные методики, по сути являющиеся дополнениями к общепринятым. Они являются результатом деятельности педагога.

Лэпбукинг в логопедии также не что иное, как инновация, комплекс методик которой непременно выведет звукопроизношение на уровень. Своего рода презентация, где вместо слайдов используются занимательные материалы.

Логопедический лэпбук, шаблоны

Цель пособия — автоматизация звуков в речи воспитанника

  1. Способствовать формированию интереса детей к обучению.
  2. Развивать речевую активность детей, учить их рассуждать, обогащать словарный запас.
  3. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, коммуникативность;
  4. Повысить компетентность педагогов в вопросах автоматизации звука у детей.

Важно понимать, почему этот способ настолько эффективен для детей и, следовательно, любим довольными родителями. Лэпбук по логопедии решает своеобразный конфликт между обучаемостью и усидчивостью ребёнка: яркие картинки и игровая форма обучения помогут привлечь и удержать внимание непоседы, а простота методики позволит педагогу добиться результатов от обучаемого в короткие сроки.

К плюсам можно отнести:

  • Информативность
  • Вариативность
  • Возможность работы в группе
  • Развитие мелкой моторики
  • Раскрытие творческого потенциала ребёнка

Также пособие помогает решать коррекционно-развивающие задачи:

  • Расширение словарного запаса:

Воспитание навыков словообразования: слов с увеличительными оттенками волчище, медведище, ножища, сапожище, ручища и т. д.); глаголов с оттенками значений (переливать, выливать, подшивать, кроить, перекраивать, выкраивать и т. д.). Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений (смелый, храбрый, трусливый, боязливый); Образование существительных от глаголов: учить (учитель, ученик), воспитывать (воспитатель) и т. д.

Закрепление правильного употребления грамматических категорий:

  • Употребление в речи глаголов в разных временных формах, отвечающих на вопросы: что делать? что делает? что сделал? что будет делать? (оформить статью);
  • Согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет (оттенки), форму, размер, вкус (кислое яблоко, большая рука). Подбор однородных прилагательных к существительному, практическое употребление притяжательных прилагательных (лисья нора, беличье дупло);
  • Самостоятельное использование предлогов для обозначения совместности действия, пространственного расположения предметов. Употребление сложных предлогов из-за, из-под. Практическое усвоение в речи предлогов над, между, из-за, из-под, выражающих пространственное расположение предметов.

Развитие самостоятельной связной речи:

Составление предложений по вопросам, демонстрации действий, картине. Распространение предложений однородными членами. Краткий рассказ по картине (в объеме 5-7 предложений). Пересказе изменением времени действий, умение рассказать от имени другого действующего лица. Составление рассказов-описаний животных, птиц, описание их повадок; Употребление в речи простых и сложных предложений со значением противопоставления (а, но), разделения (или).

Шаблон для логопедических лэпбуков

Материал в пособии всегда условно поделен на 4 блока, каждый из которых включает в себя специальные задания:

  1. постановка звука: артикуляция, дыхание. Пример: блок артикуляции, содержащий карточки с изображениями и зеркальце — обязательный спутник для упражнений губ и языка (рис. 3);
  2. автоматизация в слогах;
  3. автоматизация в словах и фразах: включает в себя игры на развитие слуха и звуко-буквенного анализа, а так же лексических категорий;
  4. Автоматизация в связанной речи: скороговорки, рассказы и т. д.
Читайте также:
Дифференциация звуков и букв Б-П - конспект логопедического занятия

Как сделать лэпбук своими руками в детском саду

Изготовить такую книжицу самому очень просто. Ниже будет описан один из вариантов создания.

Нам пригодится: цветной картон; пластиковые папки; папки-конверты; цветная бумага; картинки и другие принадлежности для игр.

Всё, что нам остаётся — сшить пластиковые папки между собой, добавить фон с помощью картона и прикрепить все конвертики и кармашки, в которых разместится интерактивный материал.

Уголок логопеда в детском саду, оформление

Уголок логопеда в детском саду должен быть правильно оформлен.

Идеи для оформления уголка логопеда в детском саду

В условиях дошкольного образования существует два способа логопедического образования детей:

  • специально отведённый уголок
  • отдельная группа логопеда

Помимо занятий непосредственно с логопедом, ребёнок должен закреплять полученный материал, таким образом в группах не будет лишним логопедический уголок.

Обратите внимание! Чтобы коррекционный центр полноценно функционировал, он должен быть организован в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС): помимо игр обязательно зеркало для тренировки артикуляции, соответствие возрасту, важно обеспечить обновление материала.

Что должно быть в логопедическом уголке в группе детского сада

  • артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах).
  • мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, трафареты ит.п.;
  • дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю ит. п.;
  • фонематический слух: игры на дифференциацию звуков
  • звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков, игровые упражнения, игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото» и др.
  • лексика: картинки, отражающие лексическую тему; развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет» и др.;
  • грамматический строй речи: игры «Чей хвост?», «Один— много», и др.;
  • связная речь: сюжетные картинки, «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.;

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми патологиями, требования, предъявляемые к учителю логопеду в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть новейшими образовательными технологиями.

Также ему приходится искать новые идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, применять инновационные технологии в логопедии, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. Таким образом, лэпбук — обязательный атрибут в логопедический уголок в каждом ДОУ.

Использование пазлов и мозаики на индивидуальных логопедических занятий с детьми

В целом схема коррекционной работы остается неизменной и включает в себя сначала произношение слогов с правильным звуком, затем – произношение слов, а после – отработку речевых навыков на более сложном материале.
Специфика работы состоит в следующем: логопед убеждается, что ребенок уже приобрел определенные навыки правильной речи, и предлагает ему продолжать проговаривать речевой материал и одновременно собирать картинку-пазл или мозаику. После этапа сопряженно-отраженного проговаривания следует усложнение речевых задач, например, ответы на вопросы, параллельно, во время игры. Затем ещё более сложные действия, например, пересказы и пр. Сложность игрового материала также постепенно повышается в зависимости от этапа коррекционного процесса и индивидуальных возможностей детей.
Данный способ использования пазлов и мозаик на занятиях создавает благоприятные условия для работы с детьми и дает следующие положительные результаты:
1) Быстрее налаживается контакт ребенка с логопедом, более легко проходит адаптационный период, исчезают напряжение и страх. А ведь известно, что без доверия между ребенком и педагогом невозможна полноценная продуктивная работа;
2) Мозаики и пазлы служат необходимым «мостиком» для переноса новых навыков речи из особых условий (место занятий) в обычные условия. Дети учатся правильно говорить в различных для их деятельности речевых ситуациях;
3) Предлагаемые игры положительно влияют на развитие высших психических процессов. А так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой и представляют сложные системные образования, то каждое упражнение, адресованное какому-либо определённому познавательному процессу, одновременно влияет и на другие;
4) Совершенствуется мелкая моторика кистей рук и сенсорные представления;
5) У обучающихся значительно возрастает интерес к занятиям. На занятиях нет места монотонности и скуке, наблюдается повышение работоспособности дошкольников, устойчивости к утомлению. Вместе с тем, тренировка и закрепление навыков правильной речи проводится в более сложных, но и более интересных для детей условиях. Эмоциональный подъем, характерный для детей в играх, и развитие положительной мотивации к логопедическим занятиям также способствуют закреплению новых речевых навыков, скорейшему усвоению образца правильного звукопроизношения и расширению речевых возможностей каждого ребенка.
Отслеживание результатов с помощью сопоставления темпов коррекции при использовании данной схемы проведения занятий и традиционной показывает, что в случае исправления изолированного не осложненного фонетического дефекта, срок его коррекции сокращается.
В зависимости от задач, стоящих перед логопедом, мозаики и пазлы могут быть использованы на логопедических занятиях. Это помогает переключить ребёнка с одного вида деятельности на другой, дать ему возможность отдохнуть и в то же время закрепить в непринуждённой обстановке те новые навыки речи, которые воспитываются у него на занятиях.
Очень важно, что, помимо работы над звукопроизношением, осуществляется воздействие на общее развитие дошкольников. Т.е. происходит более комплексная коррекция нарушений индивидуального развития.
Т.о. использование комплексной методики, представляющей собой сочетание традиционных по структуре и содержанию логопедических занятий с привлечением сопряженных предметно-практических действий с мозаиками и пазлами, расширяет границы положительного воздействия на детей, способствует полноценному развитию личности ребенка, позволяет получить более высокие результаты и шире охватить проблему коррекционной деятельности дошкольного логопеда в ходе совершенствования логопедического процесса

Читайте также:
План-конспект НОД Улицы нашего города

Цель мастер – класса: создание информационного пространства для обновления научно-методического уровня компетентности педагогов о процессе коррекции и развития речи дошкольников на основе инновационного метода использования мозаик и пазлов на индивидуальных логопедических занятиях с детьми с нарушением звукопроизношения.
оборудование: мультимедиа, логопедическая кукла, крупная напольная мозайка, шаблоны для арт – терапии “Мозартика”, пазлы “Попугай”, бабочки.
1. вводная часть
Добрый день, уважаемые коллеги! Я хочу познакомить Вас вот с таким вот человечком, у которого гипертрофированны руки, огромные губы и язык. На самом деле этот чудак – это мы с вами в истинном свете головного мозга. Именно так мог бы выглядеть человек, если бы размер его частей тела соответствовал тому на сколько большие зоны мозга отвечают за работу этих отделов.
Далее просмотр видео ролика (слайд 2)
Итак, без опосредованной поддержки речевой функции в виде двигательной стимуляции не достичь оптимального эффекта коррекционно-развивающей работы. Именно это подвигло меня к применению инновационного метода по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР.
Позже вы сами скажете что же это, а пока назовем их система “Умные помощники”. (слайд 3).
Данная система состоит из 4-х компонентов, которые делают ее логичной, завершенной, эффективной и обоснованной.
Целевой компонент – отражает те ориентиры, к которым мы стремимся. Они полностью согласуются с ориентирами определенными в стандарте дошкольного образования.
В основу теоретического компонента, положены труды великих ученых, педагогов, психологов, физиологов.
Организационный компонент – раскрывает особенности реализации системы в образовательном пространстве детского сада и семьи и наконец в содержательный компонент представлен несколькими элементами, с некоторыми из них я вас сегодня познакомлю. (слайд 4)
2. Основная часть
Уважаемые взрослые! Любите ли вы сказки так, как их любят ваши дети? Давайте сочиним свою сказку?
Сегодня я пришла не одна. Сегодня я пришла к вам с человеком. Но я пока не знаю ни как его зовут, ни сколько ему лет, ни чем он любит заниматься, и даже мальчик он или девочка.
(слайд 5-7)
Пока мы его собираем – скажите как зовут? сколько ему лет? где он живет? что он любит делать больше всего на свете? чего не любит делать? какая его любимая игра? какое любимое блюдо? – спасибо сценаристам.
Что у нас получилось – строители? Доброе утро. Приятно познакомиться!
Удивительная история произошла с нашим . как-то раз. Ранним летним утром . вместе с мамой шел он в детский сад и увидел прекрасный сад. А какой он был? Что там росло?
Помогут нам в этом садовники. Причем у нас будет два сада. (слайд 8-11)
Полюбовался.. на весенний сад и встретил на дереве своего старого знакомого попугая Кешу. Каждый день – утром и вечером встречаются они с Кешей у этого сада. И “Привет!” – воскликнул. “Привет! Привет!” – поздоровался Кеша. .. догадался, что Кеша чем-то расстроен. Подтвердил его догадку попугай, оказывается он потерял все свои перья. “Не расстраивайся” – воскликнул . У меня как раз есть такие вот перья, но ведь для того, чтобы они держались нужно волшебство. Коллеги! Не переживайте за Кешу, чисто случайно среди нас есть самый настоящий волшебник. Приглашаю вас маэстро. Совершите свое магическое волшебство, прикрепите перышки к нашему попугаю.
(слайд 12-15)
Благодарим вас маэстро. Попугай очень обрадовался своим новым перышкам и захотел отблагодарить. Ведь он был очень вежливым попугаем. “Чем я могу порадовать тебя?” “Хочу весну, потому что скоро наступит осень и мне снова пройдется сидеть в доме и любоваться природой из окна” ответил тот. Но изменить ход времен года я, конечно, не могу, я же не магистр магии. Но все же маленькое волшебство должно произойти. Если добрые и веселые педагоги, как мы с вами, возьмут в свои золотые ручки бабочек, то посмотрите какой прекрасный весенний сад получится.
Давайте придумаем название для нашей сказки? Кто попробует? Каждый может выбрать название, то которое ему понравится больше всего.
3. Заключительное слово
Коллеги, в начале нашей встречи я говорила вам о умных помощниках. Скажите, что же за умные помощники нам сегодня помогали? Самые главные наши помощники! Давайте покажем их! Давайте поблагодарим их! Давайте подарим им замечательный кинезиологический танец “Лязгинка”.
Прекрасно! Спасибо вам большое!

Читайте также:
Методическая разработка логопедического занятия

Как сделать логопедические занятия с дошкольниками интересными.

Логопеды-практики в своей работе часто сталкиваются с речевыми нарушениями, требующими длительной коррекции. На индивидуальных занятиях нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребёнка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить. В отдельных случаях тяжело даётся постановка звука, и каждый, даже самый незначительный шаг вперёд стоит больших усилий ребёнка и логопеда. Если этап автоматизации звука растягивается, логопеду в прямом смысле этого слова приходится ломать голову над тем, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил малышу, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе ребёнка на занятии, что приведёт к желаемому результату.

Использование игровых приёмов, разнообразные формы работы с наглядным материалом и многоцелевое его использование увеличивает эффективность коррекционной работы. Я хочу остановиться на формах занятий, точнее, формах их организации и проведения, которые способствуют продуктивности коррекции звукопроизношения.

Итак, в какой форме можно преподнести ребёнку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Вот несколько примеров (в каждом варианте ребёнок выполняет предложенные ему задания).

К нам пришёл гость (гости):

– хочет посмотреть и послушать, что ребёнок умеет делать и как умеет произносить;

– не умеет делать артикуляционную гимнастику или произносить правильно звук и просит его научить;

– принёс с собой разные задания и просит их выполнить.

Идём в гости

Отправляется или сам ребёнок, или игровой персонаж.

По дороге приходится преодолевать различные препятствия, выполняя задания логопеда или встреченных в пути персонажей. Оборудовать и провести такое занятие можно как настольный театр.

Мы пришли в гости:

– удивим хозяев, приготовив для них сюрприз; покажем им, что умеем делать;

– поможем хозяевам, которые никак не могут в чём-то разобраться.

Посылка

Логопед приносит на занятие посылку, отправитель которой известен сразу или имя его выясняется в ходе занятия. Разбирая посылку (игрушки, картинки, карточки и т.д.), ребёнок выполняет приготовленные для него отправителем задания.

Читайте также:
Конспект занятия Творческий пересказ рассказа ‘Мой город Клин’

Письмо

Этот сюжет аналогичен предыдущему, только задания даются в письменном виде.

Ребёнок вместе с логопедом выполняет задания, используя имеющийся в кабинете наглядный и дидактический материалы.

В кабинете находятся конверты с заданиями или игрушки, которые приготовили свои задания.

Двигаясь по кабинету, ребёнок находит и выполняет приготовленные для него задания; план может подсказать порядок выполнения заданий (например, «Сначала выполним задание из синего конверта, потом из зелёного…» или «Это задание предложила белка, а кто готовит следующее задание, посмотри по плану»).

Путь по карте («Остров сокровищ», «Зарытый клад»)

В кабинете находится карта (можно использовать готовую настольно-печатную игру).

Передвигаясь от одного пункта к другому, обозначая при этом свой путь фишкой (можно использовать игрушки из киндер-сюрприза), ребёнок выполняет задания, преодолевая преграды.

Продолжение пути по карте возможно в ходе одного занятия, а может растянуться на несколько занятий. В конце пути ребёнка ждёт сюрприз.

Поле чудес

На карточках или из букв разрезной азбуки выложено слово.

Перевернув и узнав очередную букву, ребёнок выполняет задание логопеда; читает слово сам или с его помощью. Как вариант, это может быть какой-нибудь персонажа, имя которого нужно отгадать. Когда ребёнок прочитает имя, логопед выставляет картинку с его изображением или игрушку.

Стройплощадка

Ребёнок из деталей конструктора или частей разрезной картинки строит дом (детский сад, школу или любое другое здание). Чтобы завершить каждый элемент постройки или получить нужную деталь конструктора, часть картинки, выполняет задание логопеда.

Постройка не должна быть сложной, а количество деталей быть таковым, чтобы ребёнок уложился в отведённое для занятия время (например, домик может быть из нескольких кубиков и готовой крыши, а картинку можно предложить из шести-девяти частей в зависимости от возраста ребёнка).

Проявляющаяся картинка

На столе изображением вниз лежит разрезная картинка. Ребёнок переворачивает части картинки, постепенно «проявляя изображение».

Таким образом, к концу занятия он увидит картинку – изображение цветка, игрушки или портрет персонажа.

Цирк

Цирковые артисты (картинки или игрушки) не просто выступают в цирке, а выполняют задания. Например, жонглёр ловит мячи с заданным звуком, попугай передразнивает, повторяя слова, умный слон топает столько раз, сколько слогов в слове и т.п.

Читайте также:
Индивидуальное занятие по автоматизации звука (Ш) в словах и предложениях

Ребёнок им активно помогает.

Весёлая школа

Ребёнок попадает в необычную школу (например, в лесную).

Вместе с другими учениками он учится сам, помогать другим, выполняя задания логопеда, который является учителем этой школы или выступает от лица учителя. Ребёнок сам может быть в роли учителя и учить своих необычных учеников, показывая им, как нужно правильно выполнять то или иное задание.

Занятие – сказка

Ребёнку рассказывают адаптированную сказку.

Он помогает персонажам выполнить различные задания (замесить вместе с бабушкой тесто, «пробежать с колобком по дорожке, перехитрить лису и т.д.).

Авторскую сказку логопед придумывает сам и разыгрывает вместе с детьми, используя имеющиеся под рукой картинки или игрушки.

Ребёнок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя предложенные логопедом задания.

Конечна, это не полный список форм индивидуальных занятий, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Каждый логопед может иметь свои наработки и идеи.

Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве

Каждое направление деятельности специалиста, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, приобретает особое значение.

Так, деятельность учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве ориентирована не только на преодоление речевых расстройств у детей, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

Наиболее часто именно речевые проблемы у ребенка становятся основными, из-за которых детский коллектив не принимает такого ребенка, они же являются главными объектами насмешек сверстников.

Зачастую, именно логопедические проблемы затрудняют развитие общения между детьми, а также создают значительные трудности в усвоении знаний, умений и навыков ребенком с ОВЗ.

Функции учителя-логопеда:

  • разработка индивидуальных образовательных программ;
  • отслеживание динамики развития обучающегося (мониторинг речевого развития каждого ребенка).
  • оценивание успешности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в освоении программ и в случае необходимости внесение необходимых коррективов;
  • помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения;
  • проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;
  • консультирование родителей.

Основные цели и задачи деятельности учителя-логопеда:

  • исправление недостатков устной и письменной речи.
  1. Коррекция нарушения в развитии устной и письменной речи учащихся.
  2. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ.
  3. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей учащихся).
Читайте также:
Музыкотерапия в коррекции речевых нарушений дошкольников

Содержание логопедической работы.

Согласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия при этом осуществляются следующие направления работы:

  • профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма;
  • развитие графо — моторных навыков, зрительно — моторного слежения, пространственных, временных представлений;
  • отработка артикуляционно — фонетической стороны речи;
  • развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза;
  • постановка звуков, введение последовательно звуков в речь;
  • дифференциация звуков и букв в письменной речи;
  • закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы;
  • расширение и уточнение словарного запаса, работа над словообразованием и словоизменением;
  • работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания;
  • работа над связной устной и письменной речью;
  • автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.

Коррекционная логопедическая работа по устранению нарушений письма и чтения представляет собой:

  • коррекцию на фонетическом уровне;
  • исправление акустических дисграфий;
  • фонематический анализ слов;
  • формирование фонематического восприятия;
  • дифференциацию фонем, имеющих акустик-артикуляционное сходство;
  • коррекционную работу на лексическом уровне;
  • выявление активного словарного запаса учащихся;
  • слоговой анализ и синтез слов.
  • предупреждение и коррекцию оптической дисграфии;
  • дифференциацию букв, имеющих кинетическое сходство.

Естественно, что все перечисленные направления и особенности логопедической работы находятся в прямой зависимости от особенностей нарушения речевой деятельности ребенка.

Еще одним из направлений логопедической работы с детьми, имеющими нарушение речи, является работа учителя-логопеда с родителями. Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребёнка.

Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем.

К концу обследования детей, в конце сентября, логопед организует индивидуальные консультации с родителями. По результатам обследования логопед сообщает родителям характер отклонений в речевом развитии ребёнка и перспективы их исправления.

Важно в доступной форме раскрыть необходимость совместных усилий в преодолении данного речевого дефекта. Логопед рассказывает о плане работы в первый период обучения, его задачах и содержании. Необходимо проинформировать родителей в индивидуальном порядке о решении ПМПК по поводу дальнейшего обучения их ребенка в общеобразовательной школе.

Целесообразно подвести итоги за весь период логопедической работы специалиста с ребенком, раскрыть основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Следует дать характеристику речевого развития ребёнка, рассказать об успехах и трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует обратить особое внимание.

Деятельность учителя-логопеда в рамках реализации инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саввиди Марина Исаковна

В статье раскрываются особенности деятельности учителя-логопеда в процессе инклюзивного образования .

Читайте также:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саввиди Марина Исаковна

Текст научной работы на тему «Деятельность учителя-логопеда в рамках реализации инклюзивного образования»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Саввиди Марина Исаковна, Научный руководитель: Черепкова Н.В., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь,

Аннотация. В статье раскрываются особенности деятельности учителя -логопеда в процессе инклюзивного образования.

Ключевые слова: направления деятельности учителя-логопеда, о

инклюзивное образование, задачи в работе учителя-логопеда.

В настоящее время особую актуальность приобретает инклюзивное образование, основанное на том, что все дети, несмотря на имеющиеся ограничения здоровья, включены в общую систему образования и обучаются совместно со своими сверстниками.

С каждым годом увеличивается число детей с речевыми нарушениями, поступающих в начальную школу. Основная масса детей с нарушениями в речевом развитии обучается в условиях общеобразовательной школы, где осуществляется регулярная, целенаправленная логопедическая помощь [2].

Учитель-логопед проводит коррекционную работу, которая направлена на преодоление допустимых трудностей при усвоении образовательной программы, связанная с проблемами речевого развития и коммуникативными трудностями. В связи с тем, что система образования ориентирована на инклюзивную практику увеличиваются требования к деятельности учителя-логопеда.

Основной целью деятельности учителя-логопеда является создание условий, которые способствуют выявлению и устранению нарушений речи, а также последующему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) для успешного усвоения образовательной программы[1].

В процессе работы специалиста (учителя-логопеда) решаются следующие задачи:

– проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения;

– разработка плана коррекционно-логопедической работы с детьми, нуждающимися в логопедической помощи;

– организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ;

– проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи учеников;

– участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ;

– проведение регулярного изучения динамики речевого развития ребенка с

– взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей;

– разработка предложений и рекомендаций по повышению эффективности диагностической и коррекционной работы;

– обеспечение здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении;

– консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности родителей;

– консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения [4].

Учитель-логопед старается достичь прочного усвоения детьми знаний, повышения мотивации и интереса к обучению, обеспечения условий для культурного и личностного развития.

Как известно, формой организации совместной деятельности учителя-логопеда и ребенка являются логопедическое занятие. В ходе занятия учитель-логопед может использовать различные методы и приемы обучения [3].

В процессе логопедических занятий можно применять активные методы и приёмы обучения:

– использование сигнальных карточек при выполнении заданий;

– использование вставок на доску при выполнении задания;

– работа с бланковыми методиками. Данные методики применяются в диагностических целях и для коррекционной работы;

– использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях. Применение данного метода позволяет улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость ребенка.

Читайте также:
План-конспект НОД Улицы нашего города

– использование презентаций по ходу логопедического занятия;

– использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия.

Применение в процессе занятий вышеперечисленных методов способствует повышению познавательной активности лиц с ОВЗ, а также развитию потенциальных возможностей детей [3].

Приходько О.Г., Григоренко Н.Ю., Журавлева Ж.И выделяют следующие направления деятельности учителя-логопеда [4].

1. Диагностическое. Данное направление предполагает углубленное изучение ребенка с ОВЗ, выявление его индивидуальных особенностей речевого развития и причин возникновения проблем в развитии, воспитании, обучении и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

2. Коррекционно-развивающее. Осуществляется выбор коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка, а также организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи, и по развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ.

3. Организационно-методическое. Предусматривает разработку

индивидуальных коррекционно-развивающих программ, оказание помощи в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, подборе дидактических и

методических материалов, а также ведении документации.

4. Консультативно-просветительское. Проводится консультирование семьи и педагогов по вопросам речевого развития ребенка с ОВЗ, а также формирование компетентности лиц участвующих в инклюзивном процессе.

5. Профилактическое. Суть данного направления состоит в

своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ вторичных нарушений речи, помимо этого в создании благоприятных условий для полноценного речевого развития [4].

В заключении отметим, что деятельность учителя-логопеда в инклюзивном образовании играет важное значение, так как направлена не только на преодоление имеющихся речевых нарушений у детей с ОВЗ, но и на их успешную адаптацию в образовательном пространстве.

1. Белоброва М.М. Специфика работы учителя-логопеда общеобразовательной школы в условиях инклюзивного образования // Логопед. – 2011. – N 4. -с. 76-80.

2. Голыня И.А. На пути к инклюзивному образованию : (из опыта работы по включению в образовательный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья) // Логопед. – 2011. – N 6. -С. 113-117.

3. Поваляева, М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике / составитель М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 129 с.

4. Приходько О.Г., Григоренко Н.Ю., Журавлева Ж.И. Деятельность

специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О.Г.

Приходько и др. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 39 с.

5. Черепкова Н.В., Ковалева Н.Ю., Посевина А.В. История развития инклюзивного образования в России/ Психологическое здоровье личности: теория и практика Сборник научных трудов по материалам I Всероссийской научно-практической конференции. – 2014. – С. 334-337.

6. Черепкова Н.В. Взаимодействие педагога и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного образования/ Психологическое здоровье личности: теория и практика Сборник научных трудов по материалам I Всероссийской научно-практической конференции. –

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: