Чтобы ребенок не заикался

Что делать, если ребенок начал заикаться

Нарушение плавности речи опасно тем, что ребенок с трудом передает свои мысли и желания, а его собеседник не может правильно понять его. В результате сильно страдает развитие личности заикающегося ребенка. Он стесняется говорить, становится замкнутым, робким, боится и всячески избегает общения, у него мало друзей.

Между тем, благоприятный прогноз дается в 50-80% случаев. Чем раньше была начата коррекция, тем выше вероятность полного избавления от дефекта. Лечением занимаются психиатр, психотерапевт, невролог и логопед. Тактика коррекции подбирается в зависимости от того, как давно возникло заикание. Если оно началось не более двух месяцев назад, то его называют начальным, или инициальным, если времени прошло больше, говорят об закрепившемся заикании. Важно учитывать и причину заикания: было ли оно острым после психической травмы или же начиналось постепенно, в течение нескольких месяцев, без видимых причин.

Главная задача родителей – помочь заикающемуся ребенку обрести чувство защищенности и нормальное эмоциональное состояние. Важно понимать, что заикание – это не отдельный дефект речи, который существует сам по себе, это проявление общего невроза. У заикающихся малышей часто наблюдается плохой аппетит, скованность движений или, наоборот, излишняя подвижность, стеснительность. Нарушения механизмов торможения и возбуждения хорошо заметны даже неспециалисту.

Как вы можете помочь своему ребенку справиться с заиканием?

Индивидуальную программу коррекции составляют врачи и логопед, однако родители играют в этом процессе не менее важную роль, ведь они находятся с малышом каждый день.

1. Создайте ребенку комфортную, безопасную для психики обстановку

Например, если травма, спровоцировавшая заикание, произошла в детском саду, постарайтесь перевести ребенка на домашний режим хотя бы на два месяца. Избегайте посещения шумных мест (туда вообще лучше не водить ребенка до 6 лет), частого просмотра телевизора, контакта малыша с людьми и предметами, которых он боится. Ни в коем случае не ссорьтесь и не разговаривайте на повышенных тонах в присутствии ребенка. Если причина в ночных кошмарах, попросите педиатра выписать легкое успокоительное, поставьте детской ночник, подарите игрушку-защитника. Ребенок должен чувствовать себя полностью защищенным. Уберите из поля зрения все, что вызывает у него страх.

2. Помогите ребенку изменить манеру речи

При начальном заикании специальных занятий для улучшения речи не проводится, упор делается на изменение манеры речи. Без помощи родителей здесь не обойтись, ведь дети говорят, подражая взрослым. Старайтесь говорить медленно, желательно, короткими простыми, эмоционально нейтральными предложениями. Употребляйте простые слова, хорошо знакомые ребенку. Говорите и читайте почти нараспев, широко, медленно и плавно открывая рот. Примерно через 10-14 дней ребенок начнет неосознанно подражать вам, через два месяца вы заметите, что запинок в его речи станет намного меньше. Крайне важно, чтобы подобного речевого режима придерживались не только родители, но и все окружающие ребенка взрослые. Именно показывайте медленную, певучую речь, а не просите ребенка говорить помедленнее, такая просьба скорее указывает на его ошибки, а не на ваше желание помочь.

3. Не провоцируйте ребенка на речь

Наоборот, нужно перестроить детский режим дня таким образом, чтобы потребность в речи возникала как можно реже. Игры и занятия не должны требовать немедленного или развернутого ответа. Реже обращайтесь к ребенку с просьбами, не начинайте разговор первыми. Замечено, что заикающиеся дети во время игры или разговора с самим собой, говорят почти без запинок. Исключение составляют ситуации, когда требуется немедленное действие: одеться, отойти с дороги и пр., старайтесь произносить приказы веселым, бодрым голосом.

4. Избегайте любых перемен и сохраняйте спокойствие

Ведите обычный образ жизни, старайтесь придерживаться определенного распорядка дня. Жизнь в системе дает чувство покоя и защищенности. Читайте знакомые книги, играйте с привычными игрушками. Если не получается совсем исключить телевизор или планшет, старайтесь, чтобы ребенок смотрел спокойные мультфильмы с известным ему сюжетом. Любые перемены доставляют малышу с ослабленной нервной системой, много беспокойства. Старайтесь и сами не подавать виду, что заикание вас как-то тревожит. Помните золотое правило: спокойные родители – спокойные дети.

5. Приобщайте ребенка к спокойным занятиям

Врачи советуют приучить малыша к настольным играм (бродилки, конструктор, лото, мозаика, рисование цветным рисом и пр.), привлекать по мере возможностей к домашним делам, которые можно выполнять без спешки. В качестве фона для игр можно ставить спокойную классическую музыку. Все это будет способствовать укреплению нервной системы. Очень полезны занятия музыкой, танцами, плаванием, игры с песком и водой, игры на дыхание (мыльные пузыри, рисование блоупенами, задувание свечей и пр.).

Важно понимать, что для заикания характерна волнообразность. В периоды ухудшения рекомендуются вышеописанные неречевые занятия. Когда у ребенка наступит видимое улучшение, то следует как можно больше работать над улучшением речи. Вам помогут следующее времяпровождение:

  • домашний кукольный театр;
  • пересказ коротких историй;
  • сюжетные картинки (например, по книгам В. Сутеева);
  • чтение по слогам – это приучит ребенка видеть ритмический рисунок слова;
  • пение – пропевайте слоги, слова, знакомые стихи, песенки, все, что угодно.

Хвалите ребенка за каждый маленький успех. Занятия должны быть частыми и регулярными.

Посещать логопеда рекомендуется с трех лет. Нередко у детей с заиканием наблюдается задержка речевого развития, поэтому нужно обязательно обогащать словарный запас, овладевать грамматическим строем языка. Занятия в малых группах предпочтительнее индивидуальных, поскольку заикание – это нарушение прежде всего коммуникативной стороны речи.

Дата публикации: 10.09.2019. Последнее изменение: 13.01.2020.

Чтобы ребенок не заикался

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

В статье вы узнаете, лечится ли заикание у детей, какие условия должны быть соблюдены при исправлении и что делать для того, чтобы не было рецидива.

Читайте также:
Влияние нарушения нейродинамического аспекта психической деятельности на пациентов с афазией в процессе реабилитации
Бесплатные занятия с логопедом

Заикание — это такое нарушение речи, при котором ребенок повторяет или удлиняет некоторые звуки, слоги или слова. От этого возникает неправильное речевое дыхание и нарушается плавность речи. В статье вы узнаете, лечится ли заикание у детей, какие условия должны быть соблюдены при исправлении и что делать для того, чтобы не было рецидива.

Причины

Среди причин заикания у детей выделяют предрасполагающие и провоцирующие факторы. Предрасполагающие факторы — это такие нарушения, чаще всего органической природы, которые есть у ребенка с рождения. Если к ним присоединяются провокаторы, то у ребенка дошкольника или младшего школьного возраста разовьется патология.

  • наследственность — наличие у близких родственников нарушений речи, что может говорить о слабости артикуляционного аппарата, мышц и связок, недоразвитии органов дыхания, врожденной аномалии;
  • кислородное голодание во внутриутробном периоде и во время родов, обусловленное патологией со стороны мамы (анемия, диеты, угроза, многоводие, маловодие), плаценты и пуповины (незрелая плацента, преждевременная отслойка, обвитие пуповины);
  • недоношенность, при котором практически все системы незрелые;
  • родовая травма, особенно если она не диагностирована, а малыш не получал лечение;
  • особенности нервной системы — гипервозбудимость.

Провоцирующие факторы следующие:

  • эмоциональное потрясение — сильный испуг, страх, гнев, первое посещение детского сада;
  • хронический стресс вследствие конфликтов с ровесниками, в детском коллективе, насмешек, отсутствия друзей;
  • неблагоприятный психологический фон в семье, физическое наказание, постоянные скандалы, недостаток внимания со стороны родителей;
  • гиперопека, отсутствие личного пространства, невозможность выражать свое мнение из-за давления взрослых;
  • завышенные требования к ребенку со стороны родителей, воспитателей, педагогов;
  • чрезмерное увлечение компьютерными играми;
  • наличие в окружении ребенка другого человека, который заикается;
  • черепно-мозговая травма, при этом даже легкой степени;
  • перенесенные менингит, энцефалит, энцефалопатии.

Основные признаки заикания

Физически детки с заиканием не отличаются от сверстников. Речь в спокойной обстановке может быть практически обычной. А в минуты сильного волнения, испуга, ярости, тревоге голос запинается, останавливается, происходят повторы букв, слогов, слов. Малыш растягивает звуки и слоги.

Речь в целом неритмичная, неравномерная. В тяжелых случаях ребенка невозможно понять.

Чем больше малыш старается сказать что-то, тем больше он волнуется и тем выраженнее расстройство речи. Иногда патология сопровождается стеснением в груди, чувством спазма в горле, остановки дыхания. Это состояние можно описать как судорожное: язык как будто прилипает к твердому небу, губы смыкаются.

Если причиной заикания является органическое повреждение нервной системы, то затруднения речи будут постоянными.

Для деток это состояние — огромный стресс. Из-за страха они стараются не употреблять слова, которые трудно произносятся. Речь засоряется паразитами «э», «ну», «вот», «вон», «это», «да», «так». Они меньше общаются, замыкаются в себе. В подростковом возрасте это приводит к комплексам и серьезным психологическим проблемам.

Проблема усугубляется нервными тиками, энурезом, агрессивностью, плаксивостью, страхом темноты. Со временем могут появиться психосоматические заболевания желудочно-кишечного тракта, сердца и сосудов и других систем.

Поэтому очень важно вовремя обращаться к врачам и начать лечение.

Виды заикания

Выделяют несколько видов заиканий:

В зависимости от механизма возникновения патология бывает респираторной, вокальной и артикуляционно-фонетической.

  1. При респираторном, или дыхательном типе задержки речи патология связана с недостатком воздуха. Из-за этого малыш не может закончить фразу или слово на выдохе. Во время разговора у него напрягается или искажается лицо;
  2. Вокальное (голосовое) заикание — причиной болезни является непроизвольное смыкание голосовых связок. Возникает чаще всего при гласных звуках;
  3. Артикуляционно-фонетическая форма характеризуется спазмом мышц лица. Внешне это выражается открытием рта и сокращением губ.

По причине возникновения выделяют 2 формы:

  • невротическое заикание (логоневроз) — связано с острым или хроническим стрессом у детей 2 – 6 лет, при этом органического поражения нервной системы нет;
  • неврозоподобная форма возникает у деток в 2 – 3 года в результате повреждения речевого центра головного мозга вследствие травмы или болезни.

Как видите, заикание чаще всего начинается у дошкольников. Это самый уязвимый возраст.

По клиническим проявлениям выделяют:

  • тоническую форму — запинки, растягивание звуков, паузы;
  • клоническую форму — повторение;
  • смешанная форма.

Степени тяжести

При оценке тяжести патологии учитывают выраженность симптомов, их влияние на общение ребенка с другими людьми, наличие сопутствующих нарушений.

  • легкую степень — она характеризуется редкими не выраженными запинками, которые не мешают разговаривать и общаться. Но родителям даже при этой степени надо обратиться к специалисту, чтобы своевременно начать исправление, пока отклонения не закрепились;
  • среднюю — запинки уже более заметны, затрудняют общение;
  • тяжелую — нарушения речи выраженные, они делают общение практически невозможным. Присоединяются и другие симптомы.

Если не убрать заикание, не устранять причину патологии, то оно постепенно прогрессирует, причем очень быстро.

Лечение заикания у детей

Чтобы избавиться от заикания, необходимы терпение и настойчивость. Важно выполнять рекомендации врача логопеда, чтобы выработать навыки правильной речи, устранить патологию. Но переусердствовать тоже не рекомендуем: если малыш болеет, плохо себя чувствует, отложите занятия. В таком состоянии от них пользы не будет.

Лечение заикания у детей комплексное, с использованием нескольких методов терапии. Ниже поговорим о них подробнее.

Работа с логопедом

Лечение заикания у детей логопедом может проводиться в детском саду, в поликлинике по месту жительства или в специализированных учреждениях.

На первом этапе логопед или дефектолог проводят опрос и осмотр, выявляют причину заикания. Назначают обследования: МРТ, электроэнцефалографию или реоэнцефалографию. После этого составляют индивидуальную схему коррекции. Родителям нужно следовать этому плану, чтобы избавиться от заикания.

Работа с логопедом — залог успешной коррекции. Даже если вы занимаетесь дома самостоятельно, необходимо регулярно наблюдаться у специалиста. Он оценивает динамику, если нужно — корректирует план занятий или дополняет их.

Работа с психологом

Психолог или психотерапевт, чтобы помочь избавиться от заикания, проводит занятия в игровой форме. Цель таких занятий — релаксация, отвлечение внимания, выработка эмоциональной устойчивости. Возможны как индивидуальные сеансы, так и коллективная работа.

Читайте также:
Коррекция заикания у учащихся с ОВЗ

Когда причиной нарушения речи являются конфликты в семье, убрать заикание можно только наладив отношения внутри семьи. В таких случаях психотерапия показана и родителям. Необходимо создать спокойную обстановку, наладить отношения между всеми членами семьи. Важно, чтобы ребенок знал и чувствовал, что его любят и ценят.

Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение заикания у детей направлено нормализацию неврологического состояния и эмоционального фона. Назначают успокоительные средства и препараты для снятия спазма мышечного аппарата.

Обычно в схему лечения включают и витаминные комплексы. Эффективны и народные средства: отвары трав, ванны, ингаляции. Помните, что любое лекарство назначает только врач-невролог, даже фитопрепараты. Он учитывает результаты обследования и причину заикания у малыша. Самолечение чревато ухудшением состояния.

В сложных случаях, когда имеется поражение центральной нервной системы, может понадобиться стационарное лечение или назначение других групп лекарств.

Аппаратные методики

Используются физиотерапевтические методы. Эффективны электросон, электрофорез с седативными средствами. Нужно проходить курс лечения полностью. Чаще всего этих курсов назначают несколько, с перерывами.

Разработана также программы для компьютера, которые помогают убрать заикание. Посоветуйтесь со своим логопедом, подходят ли они в вашем случае. И помните, что никакая программа не заменит комплексные меры и самостоятельную работу.

Логопедический массаж

Большую роль играет логопедический массаж. Он расслабляет те мышцы, которые зажимаются при произнесении фраз, и снимает спазмы речевого аппарата, таким образом помогает убрать заикание.

Проводится также лечебный массаж отдельных частей тела: головы, шеи, плеч, грудной клетки. Используются различные методики: в том числе точечный массаж. При этом специалист воздействует на речевой центр через рефлексогенные зоны.

Одним из преимуществ является возможность выполнения в домашних условиях. Первые сеансы проводит специалист, показывает движения и правильную постановку рук родителям. В дальнейшем мама или другие родственники сами выполняют массаж. Это удобно, когда показаны несколько курсов лечения.

Дыхательная гимнастика

Методика позволяет исправить поверхностное, неправильное дыхание, нормализовать тонус мышц, участвующих в артикуляции. Дошкольник после занятий осваивает диафрагмальное дыхание, нормализует речение дыхание, учится регулировать дыхательный ритм и темп речи, укрепляет мышцы передней брюшной стенки.

Специалист обучает и родителей этой технике, чтобы выполнять движения и дома, так как важна регулярность упражнений и непрерывность курса терапии.

Существуют различные методики, например, вы можете воспользоваться упражнениями по Стрельниковой. Они помогают создавать правильную струю воздуха, которая нужна для произнесения слов и фраз. Комплекс упражнения выполняется в различных положениях тела, в покое и при движении. Постепенно задания усложняются.

Также нужно тренировать голос. Полезны занятия по логоритмике. Избавиться от заикания можно, если читать вслух стихи или пропевать их. Можно даже записаться на хоровое пение. Это тренирует голос и дыхание.

В домашних условиях вы можете предложить ребенку надувать мыльные пузыри, сдувать ватный шарик со стола, надувать обычные шарики. Полезно и весело делать кораблики и наперегонки «перегонять» или сдувать их с одного края тазика в другой. Попробуйте позаниматься на игрушечных духовых инструментах: дудочке, тромбоне, саксофоне.

Профилактика заикания

Профилактика заключается в комплексе мер, направленных на устранение факторов риска:

  1. Формирование благоприятного психологического фона в семье, отказ от чрезмерной опеки, требовательности со стороны родителей к своему ребенку, забота и доброжелательное отношение к нему. Помните, что основой ваших действий должны быть любовь, а не стремление сделать из своего малыша вундеркинда;
  2. Устранение стрессов, эмоциональных потрясений;
  3. Отказ от физических наказаний;
  4. Выработка правильного режим дня для всей семьи, а не только для ребенка;
  5. Полноценный и достаточный отдых;
  6. Рациональное питание с достаточным количеством витаминов и микроэлементов;
  7. Отказ от просмотра детективов, «ужастиков», фантастических фильмов и передач. Вместо этого смотрите добрые мультфильмы, сказки и передачи о природе, животных;
  8. Регулярные осмотры у специалистов;
  9. Лечение сопутствующей патологии.

Советы родителям: как лечить заикание у ребенка

Вот еще несколько советов родителям, чтобы коррекция прошла успешно:

  1. Следите за своей речью — не картавьте, не заикайтесь специально. Говорите правильно, плавно произнося звуки, без ускорений и замедлений;
  2. Если в окружении ребенка есть человек с нарушением речи, по возможности ограничьте их общение;
  3. Не ругайте малыша за неудачи, на фиксируйте на них внимание. Лучше отвлеките его чем-нибудь: игрой, совместным рисованием. Попросите его помочь по дому — пусть он знает, что его ценят и в нем нуждаются;
  4. Не зацикливайтесь на развитии речи — направляйте свое внимание и внимание малыша и на другие сферы: физическую активность, письмо. Возможно, у вашего чада есть какие-то таланты — помогите ему раскрыть их;
  5. А вот успехи надо обязательно отмечать, но тоже без преувеличения. Не перехваливайте ребенка;
  6. Помните, что в мире нет идеальных людей. Даже многие звезды, на которых мы любуемся и немного завидуем, имеют отклонения или проблемы со здоровьем. Но это не помешало им добиться успеха. Поэтому верьте в своего ребенка и поддерживайте его во всем. Этим вы очень ему поможете;
  7. Как бы не хотели быстрее добиться результата, не перегружайте ребенка упражнениями и занятиями. Следите за его самочувствием, его расположенностью к занятиям.

При своевременном лечении заикания у детей, прикладывании усилий со стороны ребенка и его родителей, по данным разных авторов, прогноз благоприятный в 70 – 80% случаях и более. Желаем вам, чтобы и у вас лечение прошло успешно.

7 советов, что делать, если ребенок заикается

С раннего возраста дети осваивают речь, знакомятся с разными буквами и звуками. Сначала они пробуют создавать из них слова, а затем полные красивые предложения. Что делать, если ребенок внезапно начал заикаться? Как помочь ему справиться с этой проблемой?

Читайте также:
Логопедическая работа по коррекции заикания у взрослых и подростков

Причины заикания

Заикание у детей – это не распространенное заболевание, и встречается только у пяти процентов. Считается, что физиологическая причина заикания кроется в речевых мышцах. Ребенку сложно произносить нужные звуки, потому что возникают сложности с координацией этих мышц.

Наиболее часто подобные проблемы с речью возникают у детей дошкольного возраста, от двух до пяти лет. Именно в этом возрасте ребенок начинает заикаться. Специалисты сходятся во мнении, что невозможно выделить одну причину, которая вызвала заикание. Обычно это несколько факторов. И сейчас мы их внимательно рассмотрим.

Первая причина заикания – генетическая. В шестидесяти процентах случаев заикание передается по наследству. Если ребенок заикается, возможно у кого-то из членов вашей семьи в детстве тоже были сложности с речью.

Вторая причина – быстрое развитие ребенка. В возрасте от двух до пяти лет у детей происходит быстрое физическое, эмоциональное развитие и формирование навыков речи. Все дети разные, поэтому у кого-то это происходит стремительно и гладко. А у некоторых возникают задержки с речью, и проявляются они в форме заикания.

Следующая причина – внешние факторы. В эту категорию входит влияние родителей на поведение детей. Их отношение к детям, ожидания от развития ребенка. Многие родители хотят, чтобы развитие ребенка проходило быстро, особенно это касается их речи. Иногда это желание проявляется слишком сильно и оказывает давление на детей. После этого ребенок замыкается в себе, что нередко становится причиной заикания. Атмосфера в семье также влияет на развитие речи ребенка. Частые ссоры родителей и критика становятся причиной замыкания ребенка в себе, а затем проявляется в виде затруднений с речью.

Признаки, что нужна помощь профессионалов

Встречаются разные степени заикания. Бывает легкая форма, когда трудности с произношением возникают в некоторых словах и нерегулярно. В более тяжелых случаях ребенку сложно произносить большинство слов, причем это отражается еще и на мышцах лица – речь нарушается из-за их постоянных сокращений. Если у ребенка проявляются симптомы хронического заикания, нужно срочно обратиться за помощью к специалисту. Какие это симптомы?

6 симптомов хронического заикания

Некоммерческая организация “The stuttering foundation” уже шестьдесят лет занимается проблемой заикания у детей. На сайте организации указаны симптомы хронического заболевания, и мы хотим ими поделиться.

  1. Вы заметили, что заикание появилось у ребенка в возрасте трех с половиной лет;
  2. Проблемы с речью продолжаются уже около шести месяцев;
  3. У ребенка есть другие проблемы с произношением звуков, ему сложно выговаривать некоторые буквы;
  4. Речевые навыки ребенка развиваются с явной задержкой и нарушениями;
  5. Кто-то из членов семьи заикался в детстве;
  6. Ваш ребенок – мальчик. Хроническое заикание в дошкольном возрасте больше распространено среди мальчиков.

Но если вы не заметили у ребенка серьезных осложнений, то помочь ему избавиться от заикания можно в домашних условиях. И мы поделимся несколькими простыми советами и упражнениями.

7 способов избавиться от заикания в домашних условиях

  1. Разговаривайте с ребенком в неспешной манере и при общении делайте четкие паузы между словами. Терпеливо выслушивайте фразы ребенка до конца. Как это поможет? Ваш ребенок увидит, что вы не пытаетесь торопить его речь. Вы внимательно слушаете каждое слово и готовы ждать сколько ему потребуется. Как только ребенок поймет, что ему не нужно спешить и вы принимаете его речь, какая она есть, он прекратит спешить и волноваться. От волнения дети заикаются еще больше. Поэтому создайте для ребенка комфортную атмосферу, в которой он будет чувствовать себя спокойно и расслабленно. Чем меньше ребенок будет переживать и волноваться, чем лучше будет его речь.
  2. Не задавайте много вопросов. Когда взрослые задают ребенку вопросы, его волнение увеличивается. Позвольте ребенку больше говорить в свободной форме. Когда он выражает свое собственное мнение, он чувствует себя увереннее, нежели, когда отвечает на поставленные вопросы.
  3. Показывайте внимание к словам ребенка также с помощью жестов и мимики. Открытая поза, дружеский и внимательный взгляд помогут ребенку понять, что его слушают. Ребенок почувствует себя спокойнее, раскрепощённые и будет высказывать мысли без стеснения и боязни быть непонятым.
  4. Поощряйте фразы ребенка, которые произнесены без заикания. Похвалите его за беглую и понятную речь. Например, скажите: “Как здорово, что эту фразу ты сказал без заикания! Попробуй сказать следующее предложение точно также”. Главное, укажите за что именно вы его хвалите. Тогда ребенок будет стараться совершенствоваться в этом направлении.
  5. Начните с коротких предложений. Предложите ребенку выражаться краткими фразами, при этом говорить их без заикания. Пускай по началу предложения будут простыми, зато ребенок научится говорить их без речевых дефектов. Постепенно предлагайте увеличить размер предложений. Так ребенок будет говорить все больше фраз без заикания.
  6. Пойте вместе или растягивайте слова на манер песни. При растягивании слов ребенок учится контролировать заикание и дольше произносить слова без помех. Выберите несколько простых мотивов, которые понравятся ребенку. Два раза в день будет достаточно. Встречайте утро с песней, также пропевайте фразы и отдельные слова вечером.
  7. Создайте между вами и ребенком атмосферу понимания и сотрудничества. дайте ребенку понять, что вы ни в коем случае не осуждаете речевой недостаток. И расскажите, что это возможно исправить, нужно лишь приложить усилия. Установите доверие с ребенком, чтобы вместе идите по пути исправления недостатка.

Помните, что заикание – это недостаток речи, который исправляется. Родителям, в период исправления заикания, важно проявить чуткость. Обратите внимание, чтобы проблемы с речью не привели к стеснению и комплексам в дальнейшем. Если вовремя заметить проблему, можно справиться с ней еще в дошкольном возрасте.

Главное, чаще общайтесь с ребенком и вместе обсуждайте речевой недостаток. Дайте ему понять, что здесь нечего стесняться. Не существует идеальных людей. А такой недостаток, как заикание можно исправить, приложив немного усилий.

Читайте также:
Диагностика дисграфических ошибок у детей с НВОНР - мастер-класс

Что делать, если ребенок заикается?

Заикание у детей может стать причиной значительных психологических проблем в подростковом и зрелом возрасте. Важно своевременно распознать появившийся дефект речи и начать лечение. Проблем можно избежать, если подойти к их решению комплексно. Мы расскажем о первых признаках заикания, на которые нужно обратить внимание, о причинах его возникновения и особенностях лечения.

Что такое заикание

Медицина определяет проблему как речевое нарушение, при котором человек часто повторяет некоторые слова или слоги, протяжно произносит отдельные звуки, будучи не в силах выговорить их полноценно. Страдает плавность, ритм, темп произношения фраз. Врачи определяют нарушение термином «логоневроз». По статистике, он встречается примерно у 2-3% людей, то есть довольно распространен.

Физиологические причины — в спазмировании и судорогах мышц, отвечающих за говорение. Эти нарушения негативно отражаются на дыхании, силе и высоте произносимых звуков. Физиология этого процесса схожа с икотой.

Когда человечество начало заикаться?

Проблема известна еще со времен египетских фараонов и, вероятно, сопровождает человечество с тех древних времен, когда появилась беглая и членораздельная речь. Заикались многие великие люди, например, римский поэт Вергилий, древнегреческие писатели Плутарх и Геродот. Есть сведения, что заиканием страдал философ Демосфен, при этом он стал известным оратором.

В каком возрасте появляется проблема?

Чаще всего ребенок сталкивается с заиканием в 3-4-летнем возрасте, когда формируется речевой аппарат и психика. Однако логоневроз может проявиться в более позднем возрасте — вплоть до подросткового. Возникновение проблемы в зрелом возрасте — крайне редкое явление, так как оно связано с формированием нервной системы и речевой функции мозга. А этот период приходится на возраст 3-6 лет. Примечательно, что значительно чаще нарушение возникает у мальчиков, так как мозговое полушарие, отвечающее за речь, у них развивается медленнее.

Из-за чего ребенок может начать заикаться

Органические причины

Ряд причин связан с проблемами раннего развития и органическими поражениями нервной системы:

  • генетическая предрасположенность;
  • травмы во время родов;
  • нарушения внутриутробного развития;
  • инфекции, которые перенесла мать во время беременности;
  • болезни, связанные с обменом веществ у беременной матери;
  • частые ЛОР-заболевания ребенка в первые 3 года жизни.

В данных случаях вылечить заикание у ребенка проблематично. Ведь оно вызвано физиологическими отклонениями в развитии нервной системы. У детей могут быть нарушены рефлексы, есть склонность к судорогам, происходят скачки внутричерепного давления. Проблемы поддаются коррекции с помощью лекарственных препаратов, которые подбирает врач.

Приобретенные причины

В основном, они связаны со стрессами, неврозами, из-за которых ребенок может начать заикаться. Чаще всего это случается на 4-5 год жизни, когда нервная система максимально восприимчива к внешним факторам. К таковым врачи относят:

  • сильные и частые ссоры;
  • изменения в жизни (например, начало посещения детсада);
  • неблагоприятную атмосферу в семье;
  • резкий испуг;
  • чрезмерные интеллектуальные нагрузки;
  • эмоциональные потрясения;
  • неупорядоченный быт, режим дня ребенка.

Нередко ребенок начинает заикаться в период освоения родного языка, когда родители начинают усиленно заниматься его развитием. Мозг не успевает воспринимать всю массу информации, особенно если к родному языку подключают еще и изучение иностранного. Поэтому при любых интеллектуальных занятиях с малышом важно не перегружать его. Особое внимание следует обращать на эмоциональных детей.

По статистике, более 80% случаев заикания имеет именно приобретенные причины. У таких детей нет никаких физиологических отклонений, а речевые нарушения достаточно хорошо поддаются коррекции.

Как понять, что у малыша речевые нарушения?

Легче всего лечить заикание, когда его обнаружили на самой ранней стадии, пока головной мозг еще не «зафиксировал» дефект речи, пока он не превратился в рефлекс и не отразился на психике малыша. Поэтому, когда ему исполнится 3-4 год, рекомендуем обращать внимание на следующие моменты:

  • при произнесении фраз ребенок останавливается, часто дышит, как бы собираясь с силами;
  • запинается, повторяет одни и те же слоги, слова;
  • перед фразой произносит дополнительные звуки (и, а, э);
  • вовсе отказывается говорить, резко замолкает;
  • становится замкнутым.

Любой из этих симптомов — повод обратиться к врачу. Чем раньше вы это сделаете, тем быстрее и без последствий решится проблема.

С чего начать лечение, когда заикается ребенок

Прежде всего, нужно исключить (или подтвердить) физиологические нарушения, которые могут спровоцировать речевой дефект. Поэтому обратитесь к неврологу или невропатологу. Врач назначит обследования, которые помогут определить нарушения в работе головного мозга, нервной системы, мышц.

Дальнейшая терапия зависит от физиологической причины заикания. Это может быть прием успокаивающих препаратов, массаж, акупунктура, процедуры для укрепления нервной системы.

Какой врач лечит заикание?

Логопед

Если физиологических отклонений у ребенка не обнаружили, следующий шаг — обращение к логопеду. Этот специалист занимается коррекцией речевых дефектов и поможет малышу научиться правильно произносить звуки, которые ему никак не поддаются. Логопед определит характер заикания — оно может быть тоническим (протяжные главные звуки) и клоническим (запинки на согласных). А затем выберет оптимальную методику лечения.

  • Научит равномерно дышать, чтобы дыхание не сбивалось и оставалось ровным на протяжении всей фразы.
  • Расставлять паузы для экономии речевых усилий и снятия спазмов в мышцах.
  • Формировать звуки, используя речевой аппарат: гортань, язык, зубы, губы.

Специалист работает над тем, чтобы малыш преодолел слабость артикуляционного (речевого) аппарата. Для этого логопед будет заниматься развитием определенных мышц, например, гортани, шеи.

Психолог

Однако в большинстве случаев одной лишь его работы недостаточно. Причины заикания неразрывно связаны с психологическими проблемами. Их нужно корректировать не меньше, чем речь. Поэтому рекомендуем обращаться также к психологу. Посещения этого специалиста могут оказаться даже более эффективными, чем визиты к логопеду.

Мышечные спазмы часто связаны с нервным перенапряжением, неспособностью эмоционально расслабиться. Поэтому данный врач будет заниматься с заикающимся ребенком в таких направлениях:

  • Научит грамотно вести себя в стрессовых ситуациях.
  • Расслабляться и отдыхать.
  • Контролировать свои эмоции.
  • Преодолевать свои страхи.
  • Контактировать со сверстниками.
  • Выражать себя в творчестве, общении.
Читайте также:
Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями темпо-ритмической организации речи у детей с дизартрией

Существует огромное множество методов работы психологов с заикающимися детьми. У малышей это может быть развитие мелкой моторики, у детей постарше — прослушивание записей собственной речи с последующей ее коррекцией.

Что делать родителям дома?

Вылечивать логоневроз без помощи родителей дома неэффективно, так как основная поддержка должна исходить именно от них. Поэтому приготовьтесь к тому, что обращаться к психологу и учиться у него придется и вам. Чтобы скорректировать психологические проблемы у ребенка, нужно изменить быт и образ жизни дома. Лучше всего предупреждать заикание, не допуская ситуаций, которые провоцируют ухудшение.

Режим

Организуйте распорядок дня, чтобы периоды интеллектуального и эмоционального напряжения чередовались с полноценным отдыхом и релаксацией.

Дети должны спать не менее 8 часов в сутки, поэтому вам необходимо организовать быт, пространство жилища, звуковую атмосферу так, чтобы обеспечить этот минимум.

Интонации

Малыш должен ощущать уверенность и спокойствие, исходящее от родителей, поэтому обращаться к нему нужно неторопливо, негромко, спокойно, не перебивать его. Важно объяснить и близким людям, что именно так нужно делать.

Похвала

Развивайте уверенность малыша в себе — хвалите его за любые успехи. Создавайте ситуации, в которых он мог бы проявить себя с лучшей стороны. Однако не следует путать похвалу за успехи с баловством.

Обстановка

В семейных отношениях ссоры должны остаться под запретом. Невозможно вылечивать ребенка и предупреждать заикание в агрессивной и напряженной атмосфере. Это же касается и посещения шумных компаний или мест.

Досуг

Ограничьте просмотр передач, фильмов, мультиков или игры, которые вызывают эмоциональное перевозбуждение. Досуг должен быть спокойным, направленным на развитие творческих способностей.

Общение

Постепенно и деликатно расширяйте круг общения малыша, предлагая ему посещение общественных мест, которые не вызывают сильных эмоций. Знакомьте его с интересными людьми. Они помогут его адаптации в окружающем мире.

Активность

Дозированные физические нагрузки положительно сказываются на нервной системе, а также развитии мышц. Поэтому физкультура, плаванье, бег, просто прогулки, игры на свежем воздухе должны стать нормой.

Ограничения

Ни в коем случае не используйте наказания, которые могут оказать негативное влияние на детские эмоции (наказания также должны быть спокойными, какой бы проступок малыш ни совершил). Категорически нельзя оставлять ребенка одного в темной комнате.

Какой должна быть речь взрослых

Чтобы предупреждать рецидивы речевых нарушений (а они вполне могут случаться), вам как родителям необходимо изменить или тщательно следить и за своей собственной речью. Это касается ваших разговоров между собой. Дети активно воспринимают говорение вокруг них и бессознательно подражают ему:

  • Разговаривайте четко, внятно, без ошибок и не торопясь.
  • Старайтесь произносить фразу чуть медленнее, чем обычно.
  • Избегайте сложных, непонятных малышу слов.
  • Различные «страшные» темы разговоров — табу.
  • Не рекомендуется разговаривать по слогам или напевать фразы.

Постарайтесь, чтобы малыш подружился с уравновешенными детьми, у которых хорошо развита речь. Если его речевая активность чересчур высокая, искусственно ограничьте ее, предоставив возможность некоторое время молча играть наедине с собой. Старайтесь, чтобы ребенок больше слушал, чем говорил.

Что нужно делать для избавления от заикания

Многие знаменитости преодолели заикание. Сейчас сложно поверить в то, что Элвис Пресли, Брюс Уиллис, Уинстон Черчилль страдали от этого дефекта. Избавиться от него можно навсегда. Сделать это сможет и ваш ребенок, какой бы речевой дефект у него ни присутствовал. Однако для этого необходимы серьезные усилия, настойчивость, терпение.

Вот элементов, на которых должен покоиться ваш успех:

  • Эмоциональное спокойствие.
  • Правильное построение речи.
  • Организация быта ребенка.
  • Продуманный режим дня.
  • Регулярные занятия с логопедом и психологом.

Главное — заниматься регулярно и не терять контроль над проблемой.

Заикание у детей

Причины, симптомы
и методы коррекции

Содержание статьи:

Что такое заикание?

Логоневроз или по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.

Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.

Логоневроз или, по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.

Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.

Основные причины заикания у детей

Единого мнения по поводу точной причины развития логоневроза нет. Но первые исследователи этого феномена уже указывали на нервно-психическую природу. В частности, об этом говорил Г.Д. Неткачев в своей работе «Заикание» 1909 года.

Есть определенные факторы, которые влияет на развитие данной патологии:

  • Патологии при вынашивании плода (инфекционные процессы, кислородное голодание).
  • Ранние роды и травмы в процессе рождения.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Лабильная нервная система, которая выражается в ранимости, повышенной раздражительности и нервозности.
  • Индивидуальные особенности речевого развития. К примеру, раннее изучение иностранного языка может спровоцировать данное расстройство по причине того, что ребенок элементарно еще не освоил свой собственный язык.

Причины заикания также кроются в психологических и социальных факторах.

  • Излишне требовательное отношение к малышу, постоянный контроль и придирки.
  • Отсутствие единой стратегии в воспитании.
  • Сильные эмоциональные переживания.
  • Личные страхи малыша. Дети могут бояться темноты, наказаний со стороны родителей.
  • Сильный испуг, вызванный разными факторами.
  • Отсутствие эмоционального контакта с родителями, их недостаточное внимание в период формирования речевой функции.
  • Резкая смена обстановки. Малыш может негативно воспринять изменение привычных для него условий: смена детского сада, места жительства и т.д.
  • Различные стрессы и психотравмы, вызванные особенностями обстановки, в которой существует ребенок (частые ссоры внутри семьи, непростые отношения между детьми и т.д.).
Читайте также:
Групповые музыкальные логопедические занятия в системе комплексной нейрореабилитации

Иногда в речи детей может наблюдаться такой феномен как «ложное заикание». Это состояние нельзя назвать патологическим, ведь ребенок может просто копировать речь своих родителей. Иными словами, если папа или мама заикаются, то малыш может повторять за ними услышанные звуки и особенности речи.

«Заикание: симптоматика и современные методы коррекции»

Ведущие эксперты портала Лого-Эксперт быстро погрузят в тему и научат дифференцировать итерации и истинное заикание, применять инновационные приёмы логопедического массажа при заикании у детей дошкольного возраста и использовать современные методы коррекции.

Своим опытом делятся профессора и специалисты высшей категории – Шевцова Е. Е., Архипова Е. Ф., Садовникова Е. Н. иШутова Н. Г.

Симптомы логоневроза

Заикание у детей легко диагностируется по симптомам, характерным для этого расстройства. Эта патология выражается в нарушении темпа дыхания и речи, которая характеризуется вынужденными остановками, непроизвольным повторением звуков и отдельных слогов. Помимо характерных нарушений речевой функции, специалисты выделяют три категории симптомов:

  1. Невротические – страх, сильная тревожность, снижение аппетита, бессонница, эмоциональное напряжение, потливость, чувство собственной неполноценности и т.д.
  2. Сопутствующие – дрожание губ, нервный тик, тремор рук, моргание, мышечное напряжение.
  3. Ощущение нехватки воздуха. Часто при попытке произнести какое-то слово, ребенок чувствует, что ему не хватает воздуха, что вызвано дыхательными судорогами.

Симптоматика развивается по мере прогрессирования заболевания. На начальной стадии нарушения носят эпизодический характер, но если не предпринимать никаких действий, то симптомы появляются чаще, а после становятся постоянными. Отсутствие лечения чревато развитием другого серьезного речевого расстройства – логофобии, которая характеризуется навязчивым страхом перед речью, связанной с заиканием.

Формы и типы заикания у детей

Формально принято выделять две формы заикания:

  • тоническую, связанную с длительным напряжением мышц, из-за чего возникает непроизвольная пауза в речи, либо какой-то звук растягивается;
  • клоническую , характеризующуюся частыми и навязчивыми повторениями отдельных звуков, слогов или слов.

Встречаются и смешанные формы, объединяющие в себе тонический и клонический тип заикания.

По клиническим формам эта патология делится на невротический и неврозоподобный тип.Невротический тип заикания развивается на фоне эмоционального напряжения или сильного волнения, при этом когда стрессовая ситуация отсутствует, то ребенок не заикается. Это говорит о том, что мозговые структуры не нарушены, поэтому патология лучше поддается терапии. Для неврозоподобного типа характерно постоянное речевое расстройство, вызванное нарушениями психического или физического развития. В данном случае, коррекция вызывает определенные сложности.

Заикание классифицируется и по степени тяжести:

  1. Легкое заикание. Повторения слогов и запинки происходят в спонтанной речи.
  2. Среднее. Форма более выражена, ребенок заикается во время диалогов и монологов.
  3. Тяжелое. Достаточно сильное заикание, которое сопровождается судорогами гортани, лицевых мышц. Ребенок может ощущать нехватку воздуха при каждой попытке что-либо сказать.

Подробнее об особенностях логопсиходиагностики для заикающихся детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста рассказала Елена Николаевна Садовникова на вебинаре. Подробнее ➜

Как скорректировать заикание у ребенка в раннем возрасте?

Коррекция заикания у детей подразумевает привлечение детского психолога. Крайне важно выяснить точную причину патологии для составления грамотной схемы терапии. Если будет выявлена проблема в семье, то родителей могут направить к семейному психологу, ведь если она не будет решена, то ребенок вновь окажется в неблагоприятном микроклимате.

Заикание корректируется комплексно, т.е. используются различные методики, которые в совокупности позволяют достичь хорошего результата.
Отметим основные из них:

Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика положительно сказывается на ребенке, делая его голос свободнее и естественнее. В ходе упражнения развивается диафрагма, которая участвует в процессе голособразования. Голосовые связки становятся более эластичными, поэтому при разговоре они плотнее смыкаются.

Полезные упражнения:

  • Насос. Делаются медленные и глубокие вдохи, выдохи с вытягиванием губ в виде дудочки.
  • Ладони. Руки сгибаются в локтях, при этом ладони должны быть расположены вниз. Далее делается спокойный выдох при выпрямлении рук и быстрый вдох, когда руки возвращаются в исходное положение.
  • Уши. Голову наклоняют до полного смыкания уха с плечом, при этом все это сопровождается вдохом. Во время обратного движения – выдох.

Логопедический массаж при заикании используется перед всеми остальными способами логопедического воздействия. Во время процедуры специалист воздействует на точки, расположенные не только в ротовой полости, но и в области шеи, головы и плечевого пояса.

Важно проводить массаж регулярно, ведь только так можно добиться восстановления нервной регуляции речи. Помимо точечного воздействия на биологически активные точки, специалист проводит сегментарный массаж, подразумевающий растирания, поглаживания и разминания.

Использование специальных компьютерных программ также показывает определенную положительную динамику при комплексном подходе. Их суть – в синхронизации речевых и слуховых центров головного мозга.

Ребенок говорит определенные слова в микрофон, программа их обрабатывает, но воспроизводит их с небольшой задержкой в несколько секунд. Он слышит свой голос, что помогает ему подстроиться под его звучание. Как результат – речь становится плавной, но здесь также важна регулярность занятий.

Занятия с логопедом

Корректировать заикание необходимо с частыми занятиями с профильным специалистом – логопедом. Работа направлена на:

  • освобождение речи малыша от излишнего напряжения;
  • устранение неправильности произношения;
  • формирование четкой артикуляции, правильной и выразительной речи.

Логопедическая работа является базовой методикой терапии, вокруг которой строятся другие способы коррекции. Сначала занятия ведутся наедине с логопедом, который обучает малыша различным техникам правильного произношения отдельных слов, фраз и звуков. Затем упражнения проходят самостоятельно. Все полученные навыки закрепляются в повседневной жизни, т.е. в общении с родителями и своими сверстниками.

Читайте также:
Логофобия в клинической картине заикания

Есть несколько важных правил для заикающихся детей при проведении занятий:

  1. Планирование своего высказывания. В самом начале работы лучше избегать импровизаций в речи, чтобы не спровоцировать речевые судороги. Когда ребенок знает, что он хочет сказать, он становится более расслабленным, уходит эмоциональное напряжение.
  1. Дыхание. Каждое произношение слова должно происходить на выдохе.
  2. Паузы в речи. Небольшая остановка позволяет набрать запас воздуха, при этом заикающийся может обдумывать то, что он хочет сказать далее. Паузы можно делать и внутри длинных предложений.

Коррекцией занимается специалист, имеющий достаточный опыт работы. Логопед должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, включая его возраст. Для дошкольников упражнения нужно формировать в игровой форме, чтобы они были интересны детям – так лучше формируется контакт специалиста с ребенком. Важно четко планировать занятия, стараясь не делать их длительными – 20 минут вполне достаточно.

Медикаментозное лечение назначается неврологом в том случае, если у малыша есть неврологические проблемы. Среди препаратов чаще всего назначаются миорелаксанты (для снятия мышечных спазмов) и ноотропы, улучшающие мозговое кровообращение.

Ребенку важно дать стабильность, чтобы он чувствовал себя спокойно в окружающей его обстановке. Нужно чаще играть с малышом, всячески показывать ему его важность, оберегать его от всевозможных стрессов. Только спокойная атмосфера поможет ему справиться с этой проблемой.

Если вы ломаете голову над тем как консультировать детей с заиканием и как определять клиническую форму заикания, тяжесть заикания, локализацию и форму судорог. А еще хотите избегать ошибок при коррекции заикания, то мы вас ждем на практическом интенсиве «Заикание: симптоматика, современные методы коррекции»!

Вы научитесь:

1. дифференцировать итерации и истинное заикание;

2. применять при заикании приемы массажа Мещерской Л.Н. и Архиповой Е.Ф.

3. правильно писать психолого-педагогическое заключение;

4. рекомендовать к применению памятку и правила речи при заикании и сеансы гидротерапии в домашних условиях.

рекомендации по устранению заикания
консультация на тему

консультация для родителей

Скачать:

Вложение Размер
zaikanie.docx 33.32 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по устранению заикания.

Автор-составитель: учитель-логопед Федосова М.А.

Обычно заикание (логоневроз) у детей появляется в возрасте от 3 до 5 лет. В этот период речь наиболее активно развивается, но речевая функция еще недостаточно сформирована, поэтому происходит ее «поломка». По сравнению с девочками заикание у мальчиков возникает в 3-4 раза чаще, что объясняется их меньшей эмоциональной устойчивостью.

Такие речевые запинки могут продолжаться в течение какого-то периода, потом на время проходить и опять возвращаться. Это может продолжаться до четырех-пяти лет и редко затягивается до школьного возраста.

Общие понятия

Заиканием называют нарушение ритма, темпа, плавности голоса, речи и дыхания, вызванное судорогами мышц органов речевого аппарата (гортани, языка или губ). Оно может появиться внезапно и постепенно усиливаться. В речи заикающегося наблюдается повторение отдельных слогов, звуков и вынужденные остановки. Различают тонические судороги (напряжение, длительная невозможность преодолеть «сбой» в речи) и клонические (повторение отдельных слогов либо звуков, обычно в начале слова). Также нередко встречается тоно-клоническое заикание. Логоневроз у детей может длительное время не проявляться и возникнуть только в стрессовой ситуации.

Причины заикания

Физиологические

Прежде чем искать решение, как вылечить заикание у ребенка, необходимо понимать, что данное нарушение появляется по целому ряду причин. Заикание может быть вызвано заболеваниями нервной системы, связанными с родовой травмой, наследственной предрасположенностью и т.д. В ряде случаев причиной заикания является органическое нарушение подкорковых отделов мозга. Также проблемы с речью могут быть связаны с болезнями речевых органов (глотки, гортани, носа) или с истощением нервной системы после перенесения тифа, кори, коклюша, рахита.

Психологические

Причины заикания могут крыться в эмоциональном состоянии. Невротическое заикание, или логоневроз, у детей может быть вызвано не проблемами нервной системы, а, например, внезапным сильным психоэмоциональным потрясением. Когда ребенок возбужден, его речь работает медленнее, чем мозг. Как правило, заиканию предшествуют невротические реакции, вызванные различными детскими страхами : боязнью громких звуков, темноты, наказания, потери родителей, одиночества и т.д. Множество случаев заикания у детей от 3 лет и старше связано с неадекватным поведением животных.

Социальные

Если родители недостаточно работали над формированием речи малыша, у ребенка может возникнуть скороговорение, нарушение звукопроизношения, произнесение слов на выдохе. Иногда заикание проявляется при одновременном изучении нескольких языков или из-за перегрузки ребенка речевым материалом, особенно не соответствующим возрасту. Причиной нарушений может стать чрезмерная строгость родителей по отношению к малышу. Некоторые дети непроизвольно подражают заикающемуся или копируют его речь. Социальные причины могут вызвать нарушения даже у ребенка с изначально здоровой нервной системой.

Провоцирующие факторы

Обычно приступы заикания учащаются при переутомлении, во время болезни, в случае семейных или школьных неприятностей. Наблюдается некоторая зависимость от погоды, сезона и рациона питания. Интересно, что избыток белковой пищи усиливает проявление заикания. Также развитие нарушений наблюдается в период роста зубов и в переходном возрасте. Сравнительно часто возникновение заикания провоцируют инфекционные заболевания. Хронические заболевания не считаются причиной развития нарушений речи, но они могут усилить уже существующие. Например, при аденоидных разрастаниях затрудняется носовое дыхание, и у ребенка появляются проблемы с речью.

Общие рекомендации

Как и любой другой невроз, заикание сильно нагружает нервную систему. Поэтому прежде, чем пойти с ребенком к врачу, следует снизить его эмоциональную нагрузку к минимуму.

Причем действовать надо как можно быстрее, чтобы у вашего маленького человечка навык заикания не закрепился надолго. Если вы четко будете следовать правилам общения с ребенком, начавшим заикаться, то врач вам может вообще не понадобится.

Соблюдать распорядок дня

Для ребенка необходимо создать четкий режим дня. Малыш в возрасте от 3 до 7 лет должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем, от 7 лет и старше – 8-9 часов ночью и 1,5 часа днем. Следует исключить просмотр телевизора перед сном.

Создавать благоприятную психологическую обстановку

Постоянные замечания и одергивания травмируют ребенка. Должны быть исключены ссоры и шумное поведение в присутствии ребенка. Родители не должны показывать малышу свои волнения по поводу его речи. Не торопите ребенка во время ответов и чаще хвалите, доставляя положительные эмоции.

Помогать ребенку в ежедневном общении

Ребенок должен слушать правильную речь. Говорите ласково, медленно и спокойно, так как малыш быстро начинает подражать темпу речи и усваивает его. При выраженном заикании говорите с ребенком нараспев. Нельзя заставлять малыша проговаривать трудные слова по нескольку раз.

Укреплять общее здоровье

Родители должны позаботиться об ослаблении нервного напряжения ребенка, исключить шумные компании и переутомление. Рекомендуются закаливающие процедуры: игры на улице, воздушные ванны, обтирание и т.д. Чтобы снять эмоциональное напряжение малыша, чаще делайте вместе с ним гимнастику и играйте.

  • Попробуйте первыми не обращаться к ребенку с какими-либо просьбами, не начинайте с ним разговор. Заикание — это нарушение коммуникативной функции речи. Разговаривая и играя сами с собой, дети редко заикаются. Говорите с ребенком медленно, плавно, почти нараспев. Старайтесь не обсуждать ничего при ребенке слишком эмоционально, на повышенных тонах.
  • Ограничьте время просмотра телевизора. Если не получится полностью отказаться от мультиков (для многих детей это может быть дополнительным стрессом), то постарайтесь хотя бы не давать смотреть новые. Книги рекомендуется читать только хорошо знакомые. И не спешите разучивать стихи — для этого еще будет более подходящее время.
  • Играть лучше в спокойные игры, очень хорошо, если они будут проводиться на воде, так как она воздействует на детскую психику очень благотворно. Если есть возможность посещения дельфинария — это будет большим плюсом. Хороши игры с песком и лепка из пластилина. Если ребенок очень подвижен, то не стоит ему запрещать бегать и прыгать, но сами не спешите играть в «догонялки».

Основные методы лечения заикания у детей

Дыхательные упражнения

Использование традиционного метода лечения заикания у детей позволяет сделать голос естественнее и свободнее. Упражнения благоприятно воздействуют на всю дыхательную систему. Благодаря занятиям малыш тренирует диафрагму, заставляя ее участвовать в процессе голосообразования, учится дышать глубоко, делает голосовые связки подвижнее, что дает им возможность тесно смыкаться при разговоре. Методы лечения заикания у детей с помощью дыхательных упражнений могут быть до полнены релаксацией. Наиболее распространенной является дыхательная программа разработанная специалистом Стрельниковой . Эти упражнения очень похожи на утреннюю гимнастику и считаются наиболее эффективными в борьбе с заиканием, независимо от возраста им страдающего. Они благотворно влияют на всю дыхательную систему, учат дышать глубоко, на всю грудь. Дыхательная гимнастика тренирует диафрагму человека, заставляя ее принимать активное участие в голосообразовании, благодаря чему голосовые связки становятся максимально подвижными. Связки тесно смыкаются во время разговора, делая речь плавной и ритмичной.

Упражнение №1: «Насос»

  • 1. Для начала встаньте прямо, во весь рост.
  • 2. Слегка наклонитесь вперед, округлив спину и опустив вниз голову и руки. Очень важно, чтобы шея во время этого упражнения была максимально расслаблена.
  • 3. Теперь сделайте сильный наклон к полу, как будто Вы накачиваете шину, одновременно быстро и шумно вдохнув на полную грудь через нос.
  • 4. Выпрямляясь, свободно выдохните, как Вам удобно. Однако не распрямляйте спину полностью, вернитесь в положение №2.
  • 5. Теперь снова наклонитесь, быстро и шумно вдохнув. И так далее. Это дыхательное упражнение, а потому напрягать какие-либо мышцы не нужно, делайте его легко, не нагружая поясницу. Повторите упражнение 8 раз.
  • 6. Отдохните несколько секунд, восстановив привычное дыхание, и снова повторите 8 раз.

В идеале это упражнение нужно делать по 8 вдохов в 12 подходов. Однако не торопитесь выполнять норму в первый же день, такая нагрузка резко плохо повлиять на самочувствие. Поэтому в первые несколько дней делайте по 6-8 подходов, постепенно увеличивая их количество до 12 раз.

Упражнение №2: «Повороты»

  • 1. Встаньте прямо, поставив ноги на ширину плеч, а руки положив на пояс. Примите удобное положение.
  • 2. Теперь сделайте поворот головы влево, и быстро и шумно вдохните.
  • 3. Выдыхать нужно на повороте головы в другую сторону. Выдохните, не останавливаясь посередине.
  • 4. Развернув голову вправо, сделайте еще один вдох.
  • 5. Повторите упражнение в обратном порядке и так 8 вдохов. Для начала этого будет достаточно. Постепенно нужно будет увеличивать, доведя повторение упражнения до 32 вдохов, то есть трех подходов по 8 раз с перерывами на несколько секунд.

Дыхательные упражнения необходимо делать дважды на день, ежедневно перед завтраком и после ужина. Уже через 2-3 месяца Вы заметите первые результаты, а со временем дыхание полностью освободится и голос станет естественным. Следует отметить, что любые упражнения тренирующие диафрагму заикающимся людям весьма полезны.

Точечный массаж

Задаваясь вопросом, как вылечить заикание у ребенка, следует обратиться и к практике нетрадиционной медицины, например, к массажу. Курс лечения с помощью точечного массажа выбирается в зависимости от сложности случая. Во время процедур специалист воздействует на точки, располагающиеся на спине, лице, грудной клетке и ногах. Первые результаты лечения могут быть заметны уже после одного курса, все зависит от формы заикания и возраста ребенка. Благодаря точечному массажу восстанавливается нервная регуляция речи, поэтому занятия необходимо проводить постоянно. Связь между точками на человеческом теле и внутренними органами известна всем. Альтернативная медицина успешно использует точечный массаж в борьбе с заиканием. Это довольно длительное лечение, но несмотря на сложность и продолжительность процесса весьма эффективное. Для полного избавления от заикания Вам понадобиться несколько курсов, каждый из которых содержит 15 ежедневных процедур. Между первым и вторым курсами необходимо делать двухнедельный перерыв, между вторым курсом и третьим интервал должен составлять порядка шести месяцев. Далее можно продолжать сначала, в случае если запинания возобновились ранее наступления следующего курса лечения, к нему разрешено приступить ранее. Занятия нельзя бросать, их необходимо проводить регулярно, потому что точечный лечебный массаж восстанавливает нарушенную нервную регуляцию речи – верный способ того, как избавиться от заикания навсегда.

Лечебные точки расположены по всему телу, но в большей степени на лице и спине, поэтому выполнять массаж самостоятельно самому себе не представляется возможным. Вам понадобится помощник или специалист точечного массажа. Полный курс содержит 17 точек, но приступать нужно постепенно, вовлекая все больше ответственных областей. Для их нахождения воспользуйтесь схемой. В первые двое суток Вам пригодятся только первая и вторая точки. Потом нужно будет добавлять ежедневно по две новых, пока не вовлечете все 17. Напоминаем, что общая продолжительность одного курса составляет 15 дней.

Лечебный массаж:

  • 1. Найдите нужную точку и надавите на нее подушечкой пальца. Верным признаком того, что это получилось у Вас правильно, будет болезненное ощущение у массажируемого. Однако непосредственно во время массажа таких ощущений быть не должно.
  • 2. Массируйте точку круговыми движениями, подушечкой указательного или большого пальца 3-5 минут. Постепенно усиливайте давление на точку, а потом наоборот ослабляйте его. Важно, чтобы в процессе массажа человек был максимально расслаблен.

Положительные результаты Вы можете получить уже после первого же курса. Это зависит от возраста и формы заикания. Однако останавливаться и прекращать лечение не следует. Иначе через некоторый период времени заикание может вернуться.

Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение детей является вспомогательным в комплексе общего курса. Ребенок может принимать противосудорожные препараты, транквилизаторы, препараты, которые способствуют нейтрализации блокирующего действия веществ, мешающих нормальному функционированию нервных центров, а также анксиолитические ноотропные препараты. При необходимости курс лечения дополняется приемом успокаивающих отваров и настоек трав, например, отвара пустырника.

Логопедические занятия

Задача логопедического лечения заключается в освобождении речи заикающегося ребенка от напряжения, в устранении неправильности произношения и воспитании четкой артикуляции и ритмичной, плавной, выразительной речи. Сначала ребенок выполняет задания совместно с логопедом, потом самостоятельно упражняется в устном рассказе. Закрепить полученные навыки малыш должен в обиходном разговоре с окружающими. Возрастание сложности упражнений, выбранных для лечения, зависит от степени речевой самостоятельности ребенка.

Компьютерные программы

Достаточно эффективны методы лечения заикания у детей, предполагающие использование специальных компьютерных программ, которые синхронизируют слуховой и речевой центры ребенка. Малыш произносит слова в микрофон, а программа автоматически задерживает речь на долю секунды. Таким образом, ребенок слышит собственный голос с задержкой и пытается под него подстроиться. Речь малыша становится непрерывной и плавной. С помощью программы можно проигрывать определенные ситуации, которые возникают при общении, например, возражение, гнев, недовольство. Ребенок должен ответить в микрофон. Затем программа оценивает, как малыш справился с задачей, и подсказывает, что необходимо улучшить.

Врачи из австрийских клиник рекомендуют, как вылечить заикание при помощи отвара из кожуры яблока. Очищенную кожуру отваривают на протяжении пяти минут. Не запрещается добавить в отвар для более приятного вкуса сахар или мед. При этом можно смешать данный отвар с отваром мелиссы, а можно принимать его и в чистом виде. Это прекрасное средство, которое снимает спазматические состояния, приводящие к заиканию. Один из способов заговора звучит так. На воду нужно наговорить такие слова “Речь Господева чиста, Господевы уста говорят, не сбиваются, слова не прерываются, так и не прерывайся икотой, маетой. Аминь” или же “Идет по лесу старичок-лесовичок, идет не спотыкается, раб(а)Божий(я) (имя) не заикается, говорить не устает на радость нам, на горе врагам. Говори, не заикайся, на словах не спотыкайся, как старик-лесовик не запинается, не заикается. Аминь”.

Самое важное! Никогда не зацикливайте внимание ребенка на его недуге. Он заикается не специально. Не надо его поправлять и требовать сказать фразу правильно. И возможно, вопрос как избавиться от заикания решится сам собой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в устранении заикания у детей

Данная тема очень актуальна, поскольку большую часть ребенок воспитывается в семье . Перед тем как начать работать с ребенком, логопед должен знать причину этого диагноза, какая атмосфера в семье, как.

Игра на развитие дыхания, как элемент работы по устранению заикания.

Игровой дыхательный тренинг «Путешествие в весенний лес»Выполнила учитель – логопед МБДОУ № 207.

Устранение заикания у дошкольников

Консультация для родителей Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях.В.

Г.А.Волкова «Игровая деятельность» в устранении заикания у дошкольников.

Задачи, содержание совместной деятельности с детьми на разных этапах по устранению заикания.

«ПРОФИЛАКТИКА И УСТРАНЕНИЕ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Игровые упражнения. Подвижные игры.

Пути устранения заикания у дошкольников.

В статье, я остановилась на коррекции и методах работы с за икающими детьми.Одно из направлений своей работы в этой области, я вижу в работе над мелкой моторикой и общей моторикой. Для этого я предлаг.

Рекомендации для родителей по проведению домашних занятий в процессе устранения заикания.

Основные этапы комплекса ежедневных упражнений, направленных на снятие мышечного напряжения, регуляцию дыхания и помогающих сформировать плавную фразовую речь.

Рекомендации по преодолению заикания

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

Эта статья научит родителей интересно и весело заниматься с детьми, а ребенку поможет овладеть элементами дыхательной гимнастики, закрепить у ребенка навык говорить плавно и ритмично.

Бесплатные занятия с логопедом

Эта статья научит родителей интересно и весело заниматься с детьми, а ребенку поможет овладеть элементами дыхательной гимнастики, закрепить у ребенка навык говорить плавно и ритмично.

Отчего возникает заикание?

Как правило, заикание наблюдается у ослабленных и впечатлительных детей. Причиной его возникновения могут быть: внезапный испуг; ослабление организма после тяжело перенесенной болезни; неправильное отношение к ребенку, когда чрезмерные ласки сменяются грубостью, резкостью; физические наказания; запугивания; постоянное нарушение необходимого ребенку распорядка дня; перегружение его чтением книг; требования повторять сложные для него слова; подражание речи заикающегося ребенка или взрослого.

Если ребенок начал заикаться

1. Не позволяйте ребенку много смотреть телевизор и избегайте возбуждающих зрелищ. Старайтесь, чтобы у ребенка не было необходимости много говорить. Поменьше читайте страшных сказок. Лучше не читать на ночь. Не заставляйте ребенка учить стихи.

2. Постарайтесь не давать ребенку кофе, какао, шоколад.

3. Не показывайте ребенку, что Вы обеспокоены тем, как он говорит . Не произносите слова «заикание».

4. Поощряйте говорить медленно, плавно. Побольше пойте с ребенком.

5. Когда ребенок находится в возбужденном состоянии и хочет что-то Вам рассказать, отвлеките его, сказав, например: «Подожди, у меня молоко закипает. Сейчас я вернусь, и ты мне расскажешь».

Методические рекомендации по преодолению заикания

Предложенные занятия предназначены для детей от 3 до 5 лет. Заниматься с ребенком надо каждый день от 10 до 20 минут, если необходимо, с перерывом.

В зависимости от возраста, интересов и возможностей ребенка Вы можете несколько уменьшать или увеличивать продолжительность занятий. Покажите своему малышу эту яркую веселую книжку и скажите, что будете теперь каждый вечер вместе читать ее и играть.

Обратите внимание, что игровые занятия состоят из следующих этапов:

I. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Цель — разработать диафрагмальное дыхание (животом), чтобы увеличить выдох, так как мы говорим на выдохе. При нормальных речевых процессах вдох короче выдоха в 3—4 раза, а при заикании происходит наоборот. Короткий выдох не дает ребенку возможности нормально говорить.

II. СОВМЕСТНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ СЛОВ И ФРАЗ, т. е. вместе со взрослым. Цель: закрепить у ребенка навык говорить не спеша, плавно и ритмично.

III. ОТРАЖЕННОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ СЛОВ И ФРАЗ, т. е. ребенок говорит, как эхо, повторяя за взрослым. В этом случае ребенок не задумывается над тем, что и как сказать. Это облегчает процесс речи. Цель та же.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ В ОБИХОДНОЙ РЕЧИ — в игре, в совместных занятиях, например, в изготовлении поделок.

Дыхательная гимнастика

1. Дыхание животом лежа.

Тебе не кажется, что твои игрушки заскучали? Давай «покачаем» их на твоем животике. Ложись на спинку и положи на животик мишку (зайку, куклу и т. д.) А теперь вдохни воздух через нос так, чтобы мишка поднялся вверх как можно выше. Хорошо! А теперь выдыхай воздух через рот трубочкой как можно дольше, пока я считаю: раз-два-три. Смотри как мишка рад! Покатай его три раза. А завтра покатаем зайку.

Давай подуем

Давай нальем в таз воды и пустим в плавание кораблики. Смотри какой сильный ветер (взрослый дует) Как быстро они поплыли. А теперь ты попробуй. Молодец!

Отгадай загадки

Шубка — иголки, Свернется он — колкий, Рукой не возьмешь. Кто это? …

Сочиняем рассказ по картинкам

Большую помощь в развитии речи Вашего ребенка окажет совместное изготовление всевозможных поделок. Ручная деятельность полезна ребенку и для развития моторики, и для улучшения координации движений, и для развития логического мышления.

Но самое главное, что во время совместного изготовления поделок происходит отвлечение внимания Вашего ребенка от процесса произношения. У него исчезает страх перед речью, и ребенок не фиксирует на ней внимания, легко включается в разговор.

Методические рекомендации

1. Выбирайте поделки несложные в изготовлении, но интересные ребенку.

2. Работайте вместе с ребенком не торопясь. Спо-койный ритм работы естественно переносится на речь, делая ее плавной, ритмичной.

3. Сами говорите спокойно, четко, не торопясь.

4. Для активизации речи ребенка задавайте по ходу работы вопросы ( помните только — ребенок не должен чувствовать, что Вы озабочены тем, КАК он отвечает на вопросы. Он должен быть уверен: Вас интересует, ЧТО он делает):

а) сначала задавайте вопросы, относящиеся непосредственно к предметам, с

которыми он работает, и к действиям, которые он совершает в данный момент. (Что ты взял? — Ножницы. Что у тебя в руках? — Бумага. Что ты делаешь? — Я вырезаю… Я раскрашиваю…);

б) затем задавайте вопросы по поводу уже выполненной работы. (Что ты сейчас сделал? — Я разрезал листок… Я приклеил…);

в) постепенно усложняйте вопросы (А что ты сначала делал? А что потом?); наконец, попросите ребенка рассказать, как он делал поделку от начала до конца; затем, начиная очередное занятие, попросите рассказать его, что он делал вчера;

г) постепенно начинайте задавать вопросы, относящиеся к тому, что ребенок собирается делать. Это труднее для него, так как не связано с непосредственной наглядной деятельностью. (Ты разрезал бумагу, а что будешь сейчас делать?);

д) наконец, когда ребенок научится спокойно и плавно отвечать, можно задавать вопросы, связанные с материалами и инструментами, которыми он пользуется, с качеством выполненной работы. (Из чего мы будем делать…? Что нам нужно для работы? Хорошо получилось? Тебе нравится? Почему не нравится?).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: