Что такое речевая готовность к школе

Речевая готовность детей к школе

Возраст 6-7 лет является очень важным в жизни ребенка. Это именно тот период, когда он меняет свой статус, переходя из дошкольного периода в статус школьника. Игровая деятельность заменяется учебным процессом, что требует от вчерашнего дошкольника определенных навыков.

Речевая готовность ребенка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом общения, познания, без нее невозможна коммуникация с другими сверстниками и преподавателями.

Ребенку очень важно иметь такой уровень развития речи, который бы позволил ему успешно освоить школьную программу. От этого напрямую зависит успех ребенка в освоении школьных дисциплин и его социализация.

От чего зависит успеваемость ребенка в школе?

Успеваемость будет зависеть от того, насколько хорошо были сформированы определенные предпосылки в дошкольном возрасте:

  • развитый физический слух;
  • нормальное физического развитие будущего школьника;
  • развитая общая и мелкая моторика;
  • нормальная работа центральной нервной системы;
  • любознательность, тяга к знаниям, познавательная активность;
  • правильные представления об окружающем мире (понимание времени, пространства, умение считать);
  • готовность ребенка обучаться в коллективе, коммуницировать со своими сверстниками и т.д.

Все эти предпосылки формируются задолго до обучения в школе, где он будет получать новые знания и навыки, необходимые для полноценного обучения. При этом сама готовность ребенка к школе не завершается в первом классе, т.к. она подразумевает не только определенный запас представлений и знаний, но и развитие обобщающей деятельности мышления.

Значение речевого развития при подготовке к школе

Речевое развитие ребенка играет наиважнейшую роль как в его комплексном развитии, так и при подготовке к школе. В дошкольный период речь активно формируется, выполняя 2 основные функции – коммуникативную и интеллектуальную.

Примерно в возрасте 5-6 лет, которые предшествуют началу обучающего процесса, ребенку предстоит сделать существенный скачок в овладении родным языком. Он должен усвоить понятийное значение слов, его словарный запас должен быть достаточно обширным (порядка 3500 слов), он должен ясно излагать свои мысли и желания, используя ту лексику, которая есть в его арсенале.

К тому моменту, когда настанет пора идти в школу и принять на себя новую социальную роль, ребенок в какой-то степени должен стать ответственной и сознательной личностью. Именно недостаточное речевое развитие часто становится основной причиной неуспеваемости учеников первых классов.

Развитие речи не только демонстрирует общее развитие ребенка, но и уровень коммуникативных навыков, а также логического мышления. В связи с этим становится понятно, что речевая готовность ребенка к школе – это обязательное условие его успеваемости по всем предметам.

Что означает речевая готовность к школе

Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи, о которых далее пойдет речь.

1. Умение слушать и слышать других

Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы ребенок мог понимать и действовать по той инструкции, которую он получает от преподавателя.

2. Сформированность звуковой стороны речи

Сформированность фонетической стороны речи предусматривает:

  • умение четко и внятно произносить все звуки речи;
  • возможность изменения интонации и темпа с учетом смыслового содержания;
  • умение говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации).

Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно скажутся на успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.

3. Умение различать звуки речи на слух

В норме ребенок должен слышать слово и уметь опознавать каждый звук, который входит в его состав (и обозначать его буквой на письме). Если какие-то звуки кажутся ему одинаковыми, то это будет отображаться и на его письме. К примеру, если ребенок плохо различает звонкие-глухие звуки, то вместо слова «дом» он будет писать «том», «панан» вместо «банан».

4. Функции языкового анализа и синтеза

Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их последовательность. Формами звукового анализа являются:

  • Умение выделять звук на фоне слова («Есть ли в слове «бочка» звук ч?»). Задача ребенка – определить наличие звука в слове.
  • Умение выделять звук в начале и конце слова («С какого звука начинается слово лошадь?», «Каким звуком заканчивается слово машина?»).
  • Определение места звука в слове («В каком месте в слове «гусеница» стоит звук [н] – в начале, середине или конце?»).
  • Умение назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ).
  • Умение назвать количество звуков в слове (количественный анализ).

Помимо звукового анализа и синтеза, важно понимание слогового и синтаксического анализа и синтеза.

Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на слоги, определить их количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова из представленных ему слогов.

Синтаксический анализ представляет собой определение количества и последовательности слов в предложении. Синтез – это умение составлять предложение из представленных слов.

5. Словарный запас

Готовность ребенка к школе определяется, в частности, его словарным запасом. Как правило, запас слов должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребенок должен не просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение.

В школе ребенку придется отвечать на вопросы учителя, пересказывать тексты, излагать изученный им материал. Он должен уметь составлять рассказ по картинке, писать сочинения на заданную тему и т.д.

Если словарный запас будет скудным, то это будет хорошо заметно в процессе обучения. Он не может назвать предметы, долго подбирает нужные слова, когда ему нужно что-то сказать, в его речи в большом количестве присутствует слова-паразиты: «в общем», «ну», «это» и т.д. Часто нехватка словарного запаса компенсируется активной жестикуляцией.

Читайте также:
Для чего нужны занятия с логопедом?

Часто у детей формируется ошибочное понимание слов, которое происходит тогда, когда он слышит новые для себя слова в образных высказываниях, но понимает их по-своему. Примеров может быть масса: ребенок услышал выражение «потерять смысл» и теперь воспринимает слово «смысл» как потерянную вещь; кто-то думает, что «конфетти» – это конфеты и т.д.

На бедность словарного запаса также указывает упрощение слов. К примеру, вместо «массивный» – «большой, «крошечный» – «маленький» и т.д. Особенно это заметно при пересказе сказок, рассказов, когда ребенок заменяет слова, используемые автором, на те, которые ему знакомы.

В этом вопросе огромное значение имеет роль родителей, ведь именно в семье в большей степени формируется словарный запас ребенка. Поэтому среди рекомендаций, которые даются родителем, часто называется употребление ими как можно большего количества сложных слов, сравнений, метафор. Ребенок будет слышать их и спрашивать о том, что именно они означают.

Речевая готовность к школе определяется следующими навыками:

  • умение четко подбирать слова при назывании действий, предметов;
  • употребление в связной речи слов с обобщающим значением;
  • умение характеризовать предметы (лимон – кислый, небо – голубое, трава – зеленая);
  • умение подбирать возможные действия, характерные для предмета (кошка – мяукает, бегает, точит когти и т.д.);
  • умение подбирать предметы к заданному действию, признаку (школа – класс, парта, учебники, коридор);
  • понимание и употребление в речи антонимов (слабый – сильный, большой – маленький, сладкий – горький);
  • понимание и употребление в речи синонимов (смелый, храбрый, отважный, доблестный);
  • понимание и употребление многозначных слов (шляпка – женский головной убор, гвоздя, гриба);
  • понимание метафор и умение их использовать («золотые слова», «кот наплакал», «каменное сердце»);
  • понимание и употребление фраз с переносным значением («стреляный воробей», «сломя голову»);
  • умение подбирать однокоренные слова (зима – зимний, зимовать, зимовка).

Даже если у ребенка в школе нет проблем с чтением, но его словарный запас скуден, и он не понимает смысл слова, то он не будет понимать содержание прочитанного им материала.

Речевая готовность к школе

Что такое обучение грамоте?

Сейчас почти каждый родитель ребенка 4-6 лет озабочен тем, чтобы его малыш еще до школы научился бегло читать и считать, знал цифры и буквы.

Умение ребенка читать и писать до его поступления в школу стало рассматриваться как необходимый, а иногда и основной показатель готовности малыша к обучению в школе. А умение ребенка — дошколёнка читать, считать и писать — как один из важных показателей «способного ребенка» и свидетельством того, что с ребенком занимаются в семье.

Однако грамота подразумевает не просто умение читать и писать слова или тексты, но и точное выразительное изложение собственных мыслей, понимание при чтении смысла текста, т.е. полноценное овладение ребенком письменной речью. Этот процесс требует высокого уровня развития детей — как речевого, так и психологического и физиологического.

Овладение письменной речью предусматривает:

— наличие у ребенка высокого уровня произвольности (умения управлять своим поведением) и осознанности собственной речи (умение отбирать осознанно точные выразительные средства для передачи своей собственной мысли),

свободное владение лексическими единицами языка: умение почувствовать нюансы значения слов, в том числе многозначных (например, а) чистая вода = прозрачная вода, б) чистая посуда = вымытая посуда, но нельзя назвать «чистую» посуду «прозрачной» посудой по аналогии с водой, в) чистый воздух = свежий воздух, но нельзя сказать о нем «вымытый воздух»), умение отбирать необходимые яркие и точные языковые средства для решения поставленной речевой задачи, уместное использовать в речи фразеологизмы, пословицы, поговорки, образные сравнения, синонимы, антонимы,

— свободное владение грамматическими единицами языка:

использование в речи предложений разных конструкций – сложносочиненных, сложноподчиненных, с однородными членами, с прямой речью, умение образовать новые слова от известных — например, лес – лесник – лесной – лесничий – лесок

придумывание новых слов по аналогии: учит – учитель, строит – строитель, пишет – кто? (писатель), воспитывает малышей – кто? (воспитатель), спасает людей – кто? (спасатель);

умение почувствовать значения приставок, суффиксов: например, ехали – приехали – отъехали – объехали – поехали — заехали и другие, утка кря-кря – крякает – кошка мяу-мяу мяукает, но корова му-му – мычит) и др.

— умения выстраивать текст (повествование, описание, рассуждение) в логической последовательности, связывать предложения в тексте друг с другом разными способами,

— умение оценивать выполнение речевой задачи, видеть свои достижения и ошибки, исправлять их, добиваться цели.

Почему так важна речевая готовность к школе?

Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Исследования доказывают, что не менее трети детей с трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.), низкий уровень связности речи и др.

Овладение грамотой происходит в школе, однако часть умений формируется в дошкольном детстве в ходе специального обучения в детском саду, на занятиях в детском центре, кружке, студии или дома.

Основой для обучения грамоте в дошкольном возрасте является общее речевое развитие дошкольника. Поэтому подготовка к обучению грамоте малышей-дошколят всегда ведется в тесной взаимосвязи со всей системой развития детской речи и ее сторон:

  1. фонетической (овладение звуковой стороной речи),
  2. лексической (овладение словарём русского языка: развитие активного и пассивного словаря, уточнение словаря, развитие языкового чутья),
  3. грамматической (овладение грамматическим строем родного языка),
  4. развития связной речи (умения строить диалог и монолог)

Речевая готовность к школе: цель

Современные дошкольные образовательные учреждения работают по различным программам. Все комплексные программы имеют раздел, посвященный развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте. Кроме того, используются парциальные программы и технологии: Ушакова О.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», Рылеева Е.В.Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя», Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте» и другие.

Читайте также:
Если ребенок долго не говорит

Все современные программы развития речи дошкольниоков ставят перед педагогами следующую цель – развить «правильную», «хорошую» устную речь дошкольников. Что при этом понимается под «правильной» и «хорошей» речью:

«Правильная речь» речь, в которой все языковые единицы (звуки, слова, словосочетания, предложения) употребляются в соответствии с нормами языка, то есть без ошибок.

« Хорошая речь» — речь лексически богатая, точная, выразительная, в которой все слова употребляются с учетом ситуации общения ( т.е. с учетом ряда факторов: с кем, где, с какой целью ведется общение).

Овладение дошкольниками устной речью является основой формирования коммуникативной компетенции как базисной характеристики личности ребенка, обеспечивающей благополучие дошкольника в социальном и интеллектуальном развитии.

Речевая готовность к школе: основные задачи

Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду предусматривает работу по нескольким направлениям:

1.Воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, четкой дикции, правильного звукопроизношения, освоение средств звуковой выразительности речи (тона, тембра, ударения, силы голоса, интонации и др.), воспитание орфоэпической правильности речи.

2.Развитие словаря – обогащение и активизация словарного запаса детей, обучение их уместно использовать слова в различных ситуациях общения, отбирать наиболее точные слова и выражения, развитие выразительной образной речи детей.

3.Формирование грамматического строя речи – практическое освоение и использование в собственной речи разных типов словосочетаний и предложений, способов образования новых слов, формирование морфологической стороны речи (изменение слов по числам, родам, падежам, практическое усвоение наклонения глаголов – иди, беги, идем, бежим, идемте, побежал бы, пошел бы, употребление прилагательных в разных степенях сравнения – добр – добрее, тихий – тише и др.)

4.Развитие связной речи (диалогической и монологической) – развитие умения строить самостоятельные высказывания разных типов – описание, повествование, рассуждение; вести диалог; точно формулировать вопросы и отвечать на них; слушать и понимать речь собеседников; вести себя с учетом ситуации речевого общения.

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Детей учат производить звуковой и слоговой анализ слова, состава предложения, знакомят с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласный/согласный звук», «ударение», «твердый/мягкий согласный звук», «ударный/безударный гласный звук». Дошкольники учатся подбирать родственные (однокоренные) слова . Они знакомятся с явлениями синонимии и антонимии, подбирая слова, близкие/противоположные по значению. У детей также формируются представления о структуре высказывания (начало, середина, конец) и ее особенностях в разных типах текстов.

Все эти задачи решаются в увлекательной для детей форме, в играх и занимательных заданиях.

Что такое готовность к школе?

Речевая готовность к школе – это лишь часть готовности к школьному обучению.

В бесплатной книге «Готовим к школе: 5 секретов успеха» Вы найдете ответы на вопросы:

  • Как развить у ребенка желание учиться, пойти в школу чтобы познавать новое?
  • Почему это желание пропадает у многих современных детей? И зачем они идут в школу?
  • Как оценивать работы малыша чтобы пробуждать в нем стремление к развитию, к достижению цели?
  • И какое развитие нужно детям?
  • Что ждет семью, когда в ней появится первоклашка?
  • Какие подводные камни встречаются при выборе, кому доверить подготовку к школе, и как их избежать?
  • Умение учиться. Из чего оно состоит и что для него нужно?
  • Как научить ребенка выполнять задания по правилу и образцу, по словесной инструкции?
  • Как развить произвольность – основу основ готовности к школе?
  • Как научить ребенка быть внимательным? Что такое внимание и каковы его свойства? Какие игры и упражнения развивают внимание и как их проводить, чтобы получить отличный результат?
  • Как развивать память и обучать детей приемам запоминания – мнемотехники? В чем отличия памяти мальчиков и памяти девочек?
  • Как научить ребенка сравнивать, анализировать, делать выводы, отличать главное от второстепенного, а не просто запоминать и воспроизводить учебную информацию?
  • Что такое восприятие и зачем оно нужно в обучении? Зачем нужно воображение? Игры и занятия для его развития.
  • Какие знания нужны ребенку до поступления в первый класс? Чему нужно научить ребенка в разных областях – развитии речи, обучении грамоте, математике, знакомстве с окружающим миром?
  • Что важнее – количество или качество знаний, и в чем это качество знаний выражается по отношению к дошкольнику?
  • Как отвечать на вопросы ребенка, чтобы своими ответами развивать его познавательную активность?
  • Какие книги для родителей могут Вам помочь и дадут ответы на многие вопросы?
  • И многие другие вопросы.

Развитие речи – это активный, творческий процесс познания малышами языковой действительности, их игры — «экспериментирования» со словами, звуками, словосочетаниями, предложениями.

В освоении дошкольником родного языка значительную роль играет формирование «чувства языка», воспитание интереса детей к слову, к обсуждению языковых явлений, к наблюдению за собственной речью и речью других людей.

Систему заданий, которая воспитывает у дошкольников языковое чутье, развивает языковые и интеллектуальные способности детей и готовит малышей к школьному обучению Вы можете найти в пособиях, разработанных доктором педагогических наук О. С. Ушаковой – одним из ведущих специалистов нашей страны по методике развития речи детей.

Развитие интереса к родному языку, формирование языковых обобщений, умения осознанно отбирать и творчески комбинировать языковые средства в самостоятельных высказываниях — основа речевого развития ребенка в дошкольном детстве, основа речевой готовности к школе и базис всего дальнейшего лингвистического развития ребенка, полноценного освоения им не только родного, но и иностранных языков.

Желаю Вам и Вашим детям успехов!

Игры и упражнения по развитию речи детей на сайте «Родная тропинка»:

Мир вокруг нас: развитие речи и ознакомление с окружающим миром

Игры со словами: материалы для речевых игр и речевых занятий с детьми. Стихи для развития речи детей.

Читайте также:
Скороговорки для тренировки звука Р

Занимательно о русском языке: знакомим детей с фразеологизмами.

А Вы допускаете эти ошибки? Какие типичные речевые ошибки встречаются чаще всего в речи педагогов и родителей?

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”

Памятка . “Речевая готовность ребенка к школе”

Памятка для родителей детей 6–7 лет «Речевая готовность ребёнка к школе».

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос успешным, стал блестящим хирургом или дальновидным политиком, чтобы вызывал гордость и уважение людей. Но что надо сделать, чтобы достичь такого успеха, знают не все родители. Уже с раннего детства необходимо заниматься с ребёнком. Поскольку дошкольное детство – ответственный период детского развития, когда закладывается фундамент для успешного обучения в школе. Особое внимание следует уделить речевому развитию.

Становление и совершенствование речи ребёнка – это не только восприятие и понимание словесной информации, выражение своих мыслей, чувств, но и полноценное психическое развитие, т. е. формирование памяти, внимания, логического мышления. Иными словами, уча ребёнка говорить, вы учите его думать.

К сожалению статистика последних лет, говорит об увеличении количества детей «неготовых» к обучению в школе. Ученик с низким уровнем школьной готовности может добиться в учёбе достаточно хороших успехов, но даётся это ему более высокой ценой, чем одноклассникам, более подготовленным к обучению в школе, ценой невероятных усилий дополнительных занятий. Что приведёт к ухудшению здоровья, психоневротическим расстройствам. Но всего этого можно избежать, занимаясь с ребёнком ежедневно.

Развитие речи как средства общения протекает при контакте с взрослыми или сверстниками. У дошкольника возникает желание поделиться своими впечатлениями, договориться о чем-либо, попросить что-то, обсудить и т. д. Поэтому родители должны быть терпеливы с ребёнком, вступая с ним в диалог. Родители должны не только читать сказки ребёнку, но также вместе наблюдать за явлениями природы, рассуждать на разные темы, учить сравнивать и делать выводы.

Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок,

поступающий в первый класс:

1. Звуковая сторона речи. Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит.

2. Фонематические процессы. Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме.

3. Языковой анализ и синтез. В основе его лежит умение ребёнка делить предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.

4. Грамматический строй речи. Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать новые. Словоизмения: изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы. Словообразование: образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; глаголы с помощью приставки; название детёнышей; сложные слова; притяжательные и относительные прилагательные от существительных. Недоразвитие этого навыка проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.

5. Словарь. Ребёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями, называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком прочитанного.

6. Связная речь. Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу, пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей). Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений.

Рекомендации и советы родителям

Как развивать речь ребенка в 6-7 лет?

1. Основным источником развития речи ребенка 6 лет, как и в более младшие периоды, остается общение со взрослыми. Разговаривайте с дошкольником как можно чаще, спрашивайте, как он провел свой день, обсуждайте прочитанные вместе книги, просмотренные мультфильмы. Темой для разговоров могут быть совместные посещения театра, цирка, выставок. Такие мероприятия не только разовьют речь, но и расширят кругозор ребенка.

2. Рекомендуем пересмотреть домашнюю библиотеку и дополнить книгами, соответствующими возрасту. Как правило, дети 6 лет предпочитают книги о жизни животных (особенно манят динозавры, приключенческие повести и детские детективы.

3. Посетите детскую библиотеку. Конечно, они сейчас не так популярны, как во времена нашего детства, но именно атмосфера библиотеки может заинтересовать ребенка в самостоятельном чтении.

4. Разнообразьте совместное времяпрепровождение играми на развитие речи. Особенно полезными будут упражнения на увеличение словарного запаса.

5. Научите ребенка пересказывать и без стеснения говорить на публике. Ораторское искусство – навык, который пригодится и сослужит верную службу на протяжении всей жизни. Освоить выступление на публике вам поможет игра «в школу». Попросите ребенка выучить стихотворение или подготовить небольшой пересказ. И предложите поиграть: «Давай мы потренируемся. Представь, что я учительница, а папа – ученик, ты вышел рассказывать к доске стихотворение».

Вот несколько игр, которые будут интересны вам и вашему ребенку:

Предложите ребенку придумать вместе сказку. Сначала вы говорите одно предложение, затем ребенок говорит свое предложение, продолжая ваш сюжет. И так по очереди, по одному предложению вы придумываете сказку.

Сказка по пословице.

Выберете с ребенком пословицу, обсудите ее смысл. Затем и вы, и ребенок по отдельности придумываете сказку, чтобы основная мысль соответствовала значению пословицы.

Откуда пошло выражение?

В русском языке есть очень много ярких и интересных высказываний-метафор (например, конь не валялся, выше крыши, гол как сокол). Во многих случаях происхождение таких высказываний не известно – а, значит, есть повод придумать вместе с ребенком возможные варианты событий, которые привели к появлению таких высказываний. Выберите с ребенком одно высказывание (можете посмотреть в сборнике русских пословиц Даля, объясните его значение. И по отдельности придумайте и расскажите историю, в которой могло зародиться это высказывание.

Читайте также:
Артикуляционные упражнения, артикуляционная гимнастика

Игроки по очереди называют слово на последнюю букву предыдущего слова. Или можно изменить правила и говорить все слова только на определенную букву.

Используйте готовые настольные игры, направленные на развитие речи.

Помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем.

Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой и, конечно же, система.

Будьте уверены, все ваши усилия, направленные на развитие дошкольника,

Принесут результат в виде отличной учебы в школе

и хорошего эмоционального состояния ребенка

Что такое речевая готовность к школе

Совсем скоро относительно беззаботный малыш станет первоклассником.

Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений, навыков, которые послужат базой для последующего обучения. Важное место в таком багаже занимает овладение основами чтения и письма. В силах родителей и педагогов добиться того, чтобы этот процесс стал доступным и интересным для детей. Существует целый ряд критериев оценки готовности ребенка к школе. Это общее состояние его здоровья, достаточный уровень мотивации и произвольности, умение общаться со сверстниками и взрослыми, хорошее умственное развитие: внимание, память, восприятие, мышление и речь должны соответствовать возрастным нормам, хорошее состояние общей и мелкой моторики, соответствующий возрасту уровень сформированности пространственных и латеральных представлений, достаточная познавательная активность. Сегодня мы поговорим о «речевой готовности» ребенка к школе.

Говоря о готовности к школьному обучению, необходимо подчеркнуть именно уровень речевого развития ребенка, поскольку именно при помощи родного языка будет происходить усвоение всего курса школьной программы.
Поэтому давайте уточним, а что, собственно, подразумевается под понятием «речевая готовность к школьному обучению»

Речевая готовность включает в себя целый комплекс речевых компонентов – это правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. Ребенок должен владеть элементарными учебными навыками: производить звуковой анализ слова, находить первый и последний звук в слове, называть по порядку все звуки в слове, делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в слове.

Это краткое описание того, чем должен владеть ребенок в области развития речи при поступлении в школу, чтобы беспрепятственно начать обучение грамоте.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка – звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие согласные, гласные и согласные звуки. Ребенок должен на слух определять тонкие различия в звучании звуков. Хорошо развитый речевой слух ребёнка является необходимым условием при обучении грамоте.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки: гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умения работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки слогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением (у лисы – хвост, а у лисёнка – хвостик), умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: голубая, голубой; образовывать прилагательные от существительных: «Стол сделан из дерева. Значит он какой? (Деревянный.)»

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом текста, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6—7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. Мы в силах вместе помочь вашему ребенку, если у него есть речевые проблемы.

Итак, ребёнок приходит в школу. Давайте вместе посмотрим, всё ли в порядке с развитием речи у будущего ученика. Первое, на что надо обратить внимание, как ребенок произносит звуки родного языка.

Попросите ребенка повторить ряд слов с группой свистящих звуков: [С]- собака, маска, нос; [С`]- сено, василёк, высь; [З]-замок, коза; [З`]-зима, магазин; [Ц]- цапля, овца, палец; затем ряд слов с шипящими звуками: [Ш]-шуба, кошка, камыш; [Ж]- жук, ножи; [Щ]- щука, вещи, лещ; [Ч]- чайка, очки, ночь; затем ряд слов с сонорными звуками: [Р]- рыба, корова, топор; [Р`]- река, варенье, дверь; [Л]- лампа, молоко, пол; [Л`]- лето, колесо, соль.

Читайте также:
Как подготовить ребенка к школе - советы логопеда

Остро встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро).

Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Если ребёнок нечетко произносит звуки, искажает их, заменяет или опускает, то необходимо заняться коррекцией произношения. Иногда процесс работы над звуком занимает много времени. Поэтому необходимо как можно быстрее обратиться к логопеду и начать занятия. Определить характер нарушений у ребенка может только специалист. После знакомства с ребенком логопед подберет комплекс индивидуальных заданий, которые помогут скорректировать произношение.

Сейчас же можно дать только общие рекомендации по развитию артикуляционной моторики с помощью упражнений для губ и языка.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Её можно делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений. Лучше выполнять артикуляционную гимнастику перед зеркалом, чтобы можно было проконтролировать движение органов артикуляции. На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений: статические и динамические, с образными названиями. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения по 6-8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Следующий речевой компонент, который играет очень важную роль при обучении письму и чтению, фонематическое восприятие. Фонематическое восприятие предполагает умение на слух определять фонемы, близкие по звучанию, производить простейший звуковой анализ и синтез слов. Предложите вашему сыну или дочери повторить вслед за вами цепочки слогов: ба – па – ба, са – ша – са, ша – жа – ша, ца – са – ца, ра – ла – ра. Если вы заметили, что ребёнок при повторах слоговых цепочек допускал ошибки в виде пропусков, перестановок и замен слогов, необходимо провести коррекционную работу в этом направлении. Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию иле артикуляции (шипящих — свистящих; звонких — глухих: твердых — мягких, р — л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах (бочка — почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

Наличие у первоклассника даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам. Если их не решить в дошкольном возрасте, то впоследствии возникают трудности в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Вашему ребенку всего 6 лет, но как много они дают для будущей жизни. Помните это, и не теряйте драгоценного времени.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Такие советы можно дать родителям, пока ребенок находится в дошкольном и младшем школьном возрасте:

Развивайте мелкую моторику ребенка: надо больше рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина и глины. Поиграйте с массажными мячиками, соберите бусы, покатайте в руках мелкие камешки, заплетите косы кукле, зашнуруйте ботиночки.

Работайте над развитием познавательных способностей ребенка (внимание, мышление, память) Упражнения: «Исправь ошибку в предложении», «Придумай сказку, рассказ». Разучивайте маленькие стихи.

Дома чаще играйте с детьми в «Дочки – матери», «Магазин», «Больницу», «Парикмахерскую», «Стройку» и др., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции. Прививайте аккуратность, усидчивость, терпение. Приучайте ребенка к самообслуживанию.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми, как бы они не были вам симпатичны или наоборот.

Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием относитесь к тому, что многое не будет получаться сразу, даже если это кажется элементарным. Запаситесь терпением и помните, что высказывания типа: «Ну, сколько раз тебе нужно повторять? Что же ты такой неумелый, глупый?». Кроме раздражения с обеих сторон ничего не вызовут.

Литература:

Бургуменко, Е.А. Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: метод. разработки для школьного психолога / Е.А. Бургуменко – М., 1990.

Венедиктова. Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у мл. школьников». «Союз» Санкт-Петербург. 2001

Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, – 1995, – №8, стр. 66-74.

Власова, Т.А. Методы обследования нарушений речи у детей: сб. научн. тр. / Т.А. Власова, И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина. – М., 1982.

Читайте также:
Речевые нарушения у детей - кто поможет их преодолеть

Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития / И.А.Шаповал.-М., 2005.– 287–290 С.

Речевая готовность первоклассников к обучению в школе

В настоящее время образование в России на всех ступенях претерпевает организационные и содержательные изменения. В свою очередь к будущим первоклассникам предъявляются определенные требования к их школьной готовности, в частности к речевой готовности, от уровня развития которой напрямую зависит успешность обучения в школе.

Речевая готовность – это набор базовых умений, формирующихся в период дошкольного детства, необходимый ребенку для усвоения школьной программы, а именно сформированность:

‒ звукопроизносительной стороны речи;

‒ фонематического слуха и восприятия;

‒ связной речи в целом [1].

Рассмотрим каждый из выделенных компонентов речевой готовности более подробно, а также возможные ошибки, возникающие при их недоразвитии в процессе школьного обучения.

1. Звукопроизносительная сторона речи.

Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп (свистящих, шипящих, соноров и т.д.). Даже если у ребенка все звуки поставлены, рекомендуется перед школой проговаривать скороговорки, делать артикуляционные упражнения для улучшения четкости, внятности и выразительности речи. Если у дошкольника подготовительной группы имеются нарушения звукопроизношения необходимо родителям обратиться к логопеду для их устранения. Как правило, немногочисленные рассматриваемые нарушения (один, два звука) не влияют на школьную успеваемость. Однако могут привести к трудностям установления контакта со сверстниками, а также являться причиной формирования у ребенка чувства неполноценности (неуверенность в себе, отказ от публичных выступлений), стать препятствием при выборе будущей профессии.

2. Сформированность фонематических процессов: фонематический слух, фонематическое восприятие.

Фонематический слух необходимо развивать у ребенка с самого рождения – это способность слышать и различать звуки родного языка. К 7 годам ребенок должен на слух различать и воспроизводить слоговые цепочки и слова, содержащие звуки близкие по акустико-артикуляционным признакам, а именно по твердости – мягкости, звонкости-глухости и акустически близкие, например, «са-за, коса-коза», «по-бо, почка – бочка», «мы-ми, мишка – мышка», «с-ш, миска-мишка» и т.д. В случае затруднений при воспроизведении слов и слоговых цепочек необходимо провести коррекционную работу по данному направлению, иначе даже при неразличении одного-двух звуков родного языка на письме у первоклассника будут встречаться специфические ошибки: замена букв сходных по акустико-артикуляционному признаку, пропуск мягкого знака, указывающего на мягкость согласного звука (т.е. ребенок как слышит так и пишет «зайка – сайка», «люк – лук», «яблоко – аблоко», «уголь – угол»). Данные ошибки свидетельствуют о таком нарушении письменной речи как акустическая дисграфия [2].

Выявить нарушения в развитии фонематического слуха можно следующим образом: предложить ребенку повторить за взрослым трехсложные слоговые цепочки. В каждой слоговой цепочке включены звуки, отличающиеся по одному из следующих признаков: звонкость-глухость (например, «б-п»), твердость-мягкость («м-мь»), акустически сходные звуки. Цепочки даются по всем звукам родного языка и выявляются те звуки, которые ребенок не различает на слух. Вторым диагностическим заданием является повторение ребенком слов, содержащих звуки, отличающиеся по акустико-артикуляционным признакам. Скрининг диагностика данного процесса, которая может быть реализована родителями будущих первоклассников, представлена в таблице 1.

Скрининг диагностика фонематического слуха

Направления обследования

Лексический материал

Ответы детей

1. Повторение слогов с оппозиционными звуками.

2. Дифференциация слов-паронимов (повторение слов, вслед за диагностом)

В случае затруднений различения каких-либо пар звуков необходимо провести их отработку на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений. В целях профилактики и совершенствования фонематического слуха для родителей и специалистов ДОУ могут быть рекомендованы следующие методические пособия, содержащие разнообразный лексический материал, дидактические игры по данному направлению: И.С.Лопухина «Логопедия: упражнения для развития речи, стихи, скороговорки, игры, загадки, считалки», В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Парные звонкие – глухие согласные» (комплект тетрадей), Н.М.Миронова «Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной группы».

Фонематическое восприятие, включает в себя следующие процессы:

фонематический анализ – это умение ребенком выделять в тексте предложения, определять количество и порядок слов в предложении, делить слова на слоги, определять место слога в слове (первый слог, второй и т.д.), ударный слог, определять позицию звуков в слове (начало, середина, конец), линейную последовательность звуков в слове (то есть называть порядковый номер звука в слове), позицию звуков по отношению к другим звукам (например, какой звук перед заданным звуком, какой, после и т.д.), уметь давать характеристику звукам (согласный, гласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой), осуществлять звуковой разбор слов с помощью символов.

фонематический синтез – это умение составлять тексты из предложений, предложения из слов, слова из слогов (например, назови что получится ма-ши-на), слова из звуков.

Выявить несформированность данных процессов можно следующим образом: произнести ребенку предложение и попросить его назвать количество услышанных слов, дать слово и попросить посчитать количество содержащихся в нем слогов, определить ударный слог, назвать первый звук в слове, последний звук, определить количество звуков в слове.

Если фонематический анализ и синтез не будут в полном объеме сформированы у ребенка к первому классу, то возникнут проблемы с процессами овладения чтением и письмом. С первого класса могут наблюдаться следующие ошибки в письменной речи:

‒ пропуск слов в предложении, слогов в словах, звуков в словах как на письме, так и при чтении;

‒ перестановки слов в предложении, слогов в словах, букв в словах;

‒ слитное написание слов в предложении, раздельное написание слов (при ехал, само кат);

‒ отсутствие разграничения предложений.

Соответственно специалист, выявив такие ошибки у ребенка на письме, может свидетельствовать о наличии дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, если же такие ошибки будут проявляться при чтении, то такое нарушение будет называться фонематическая дислексия, а также может возникнуть семантическая дислексия, т.е. ребенок будет читать механически, не понимая смысла прочитанного.

Особое внимание к сформированности фонематического слуха и фонематического восприятия необходимо уделять родителям, чьи дети имеют минимальное снижение физиологического слуха, что по определению ведет к нарушению данных процессов.

Читайте также:
Психомоторное развитие ребёнка в раннем детстве

3. Достаточный лексический запас.

В обиходе ребенок должен использовать различные слова: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные, уметь подбирать антонимы к словам, синонимы. Также ребенок должен объяснять значения некоторых фразеологизмов, многозначных слов, крылатых выражений, пословиц и поговорок (например, «золотые руки», «сесть в лужу», «не вешать нос», «семь раз отмерь один раз отрежь» и т.д.). Будущий первоклассник должен владеть обобщающими понятиям по различным лексическим темам, например одежда, овощи, транспорт, профессии, дикие животные, электроприборы, рыбы, насекомые и т.д. и соответственно называть слова входящие в данные лексические темы.

В случае бедности словарного запаса у ребенка отмечаются трудности при составлении рассказов, пересказов, в общении со сверстниками, а также в последствии при написании изложений и сочинений. При чтении ребенок также может испытывать сложности при понимании смысла прочитанного. В связи с этим в процессе дошкольного детства должна вестись активная работа по накоплению, обогащению, расширению и активизации словарного запаса.

4. Грамматический строй речи.

О сформированности грамматического строя речи свидетельствует достаточный уровень развития следующих умений:

‒ умение изменять слова по родам, числам, падежам, временам;

‒ умение образовывать слова с помощью приставок, суффиксов, новые слова от других частей речи;

‒ умение составлять предложения различных синтаксических конструкций, а именно простые предложения с однородными членами, с предлогами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, видеть связь слов в предложениях;

‒ умение работать с деформированным предложением, самостоятельно находить и исправлять допущенные ошибки;

‒ составлять грамматические правильные предложения по опорным словам и картинкам;

‒ составлять схемы предложений.

В случае несформированности грамматического строя речи у ребенка будут отмечаться ошибки как в устной речи, так и в письменной, а именно трудности при согласовании слов в предложении, построении предложений (пример ошибок, «красный ведро», «пять карандошов», «нет ножков», «дает корм петухи», «она пришел» и т.д.). Наличие на письме перечисленных ошибок будет свидетельствовать об аграмматической форме дисграфии. Также при чтении в случае несформированности грамматического строя речи будут отмечаться смысловые ошибки, соответственно чтение у детей будет угадывающим.

С целью профилактики и совершенствования лексико-грамматического строя речи родителям и специалистам ДОУ могут быть рекомендованы следующие методические пособия: Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей с ОНР 5-7 лет», Т.А.Ткаченко «Формирование лексико-грамматических представлений», Е.В.Новикова «Секреты предлогов и падежей» и д.р.

5. Достаточно развитая связная речь, то есть к первому классу ребенок должен уметь составлять:

‒ пересказы сказок, рассказов;

‒ описательные рассказы о предметах, явлениях природы;

‒ рассказы по серии сюжетных картинок;

‒ рассказы из личного опыта;

Уровень развития связной речи зависит от сформированности лексико- грамматического строя речи и мыслительных операций. Ребенок к первому классу должен уметь излагать свои мысли, делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи явлений и событий, уметь связно и последовательно формулировать основную мысль высказывания. Развитая связная речь – залог успешного обучения в школе по таким предметам как: русский язык, литература, окружающий мир, история и все остальные гуманитарные предметы.

Выявить особенности развития связной речи возможно следующим образом: ребенку предлагается прослушать и пересказать сказку, рассказ, рассказать о том, как прошел его день, сочинить небольшую сказку, составить рассказ по сюжетной картинке, описать его любимую игрушку. В ходе анализа рассказов, составленных ребенком, родитель должен выявить те затруднения, с которыми он сталкивается. С целью профилактики и развития связной речи у дошкольников могут быть рекомендованы следующие методические пособие: Н.Е.Арбекова «Развиваем связную речь детей 6-7 лет с ОНР» (комплект из 3 тетрадей), Т.А.Ткаченко «Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша», Н.Е.Ильякова «Серия сюжетных картин» (комплект из 4 тетрадей).

В настоящее время более 70% детей идут в школу имея начальные навыки чтения. Однако не у всех детей имеется четкое представление об образах букв. Дети при чтении путают буквы между собой, например, ш-щ, п-т, ц-щ, п-н, л-м, в-б, о-с и др., могут пропускать строчки при чтении. Причинами таких нарушений являются несформированность пространственных представлений, а также нарушения зрительного восприятия. При неоказании своевременных мер по устранению данных нарушений аналогичные ошибки появятся на письме, а именно ребенок будет писать некоторые буквы в зеркальном отображении, добавлять лишние элементы буквам, путать письменные буквы между собой, например, «и-у», «в-д», «о-а», «б-д», «с-е» и др. Соответственно как родители, так и педагоги должны следить за процессом формирования образа букв у детей, особенно это касается первоклассников у которых отмечаются минимальные нарушение зрения.

Поэтому при знакомстве с буквами перед ребенком должна быть всегда в поле зрения азбука печатных и письменных букв. При знакомстве с каждой буквой использоваться приемы, направленные на активизацию зрительного восприятия и тактильных ощущений, например, использование тактильных дощечек, моделирование букв из различных материалов, использование ассоциативного алфавита и т.д.

Таким образом, при подготовке ребенка к школьному обучению основная задача родителей осуществлять тесное взаимодействие со специалистами ДОУ по вопросам речевого развития ребенка, в случае обнаружения у дошкольников нарушений устной речи осуществлять своевременную их коррекцию, в условиях специализированных коррекционных групп для детей, имеющих речевые нарушения (ФФН, ОНР), а также на логопедическом пункте ДОУ, что в свою очередь позволит предотвратить в дальнейшем школьную дезадаптацию.

Также в семье, где воспитывается будущий первоклассник, должны быть созданы благоприятные условия для их речевого развития. Родителям необходимо следить за правильностью речи детей, побуждать их речевую активность, следить за грамматическим и синтаксическим оформлением их высказываний, способствовать накоплению и расширению словарного запаса.

Знание учителем уровня речевой готовности первоклассника позволит:

‒ спланировать индивидуальную педагогическую работу с каждым учеником,

‒ подобрать методы и средства обучения для всего класса с учетом развития речи,

‒ своевременно отслеживать появление специфических ошибок у детей в письменной речи и осуществлять коррекционные и профилактические мероприятия,

Читайте также:
Советы логопеда по преодолению недоразвития речи

‒ в случае необходимости получать консультации по вопросам обучения детей у профильных специалистов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, дефектологов) [3].

1. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: методическое пособие. СПб, 1999. – 112 с.

2. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. М., 2015. – 320 с.

3. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Школьный старт. Методические рекомендации к рабочей тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе. Самара, 2011. – 64 с.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
консультация на тему

Материал для родителей по проведению артикуляционной гимнастики

Скачать:

Вложение Размер
rekomendatsii_po_provedeniyu_artikulyatsionnoy_gimnastiki.doc 592.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно , чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность , идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом.

  1. Взрослый рассказыват о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показывает его выполнение.
  3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, – это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: “Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем”.

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ НЕОБХОДИМО ЗАНИМАТЬСЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям, и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

КАК ПРАВИЛЬНО ЗАНИМАТЬСЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ?

Сначала знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью Весёлых историй о Язычке. На этом этапе он должен повторять упражнения2-3 раза. Затем повторяем упражнения с помощью карточек. Не нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ:

• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

• Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения.

• К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.

• В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.

• Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.

Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению!

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.

Сказка «У бабушки с дедушкой»

Жили были дедушка и бабушка.

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),

С НИМИ ХУДЫЕ – ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ – ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

НА НОС ПОДУЛИ – МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК – МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ

БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).

БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:

НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).

БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)

И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо).

ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),

ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),

ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.

ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),

ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык – под нижнюю губу).

ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),

ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).

ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),

ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).

ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,

ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).И УШЛА.

Вот и закончился день пора спать. Завтра опять будем гулять.

Артикуляционную гимнастику согласно новым ФГОС рекомендуется включать в структуру урока чтения.

Артикуляционная гимнастика способствует:

  • чёткому произношению звуков речи, что увеличивают скорость чтения, а также его качество (правильность и выразительность)
  • снятию эмоционального напряжения, созданию положительного настроя на урок (если проводится в его начале как оргмомент)
  • формированию навыков самоконтроля

Организация проведения артикуляционной гимнастики

  • Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  • При отборе упражнений надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  • Статические упражнения выполняются по 7-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  • На одном уроке выполняем 3-4 упражнения, включая упражнения разных блоков
  • Ученик должен хорошо видеть лицо учителя, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

I блок – упражнения для губ и щёк

  • Дудочка
  • Заборчик
  • Шарик

II блок – статические упражнения

  • Блинчик
  • Грибочек
  • Чашечка

III блок – динамические упражнения

  • Качели
  • Часики
  • Маляр
  • Орешки
  • Чистим зубки
  • Киска

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики:

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Упражнения для губ

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка).

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик – Бублик. Улыбка – Хоботок.

Чередование положений губ.

Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2. Улыбка – Трубочка.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4. Рыбки разговаривают .

Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук “поцелуя”.

Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

8. Недовольная лошадка.

Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Если губы совсем слабые:

– сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,

– удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),

– удерживать губами марлевую салфетку – взрослый пытается ее выдернуть.

Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок.

Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

4. Иголочка (Стрелочка. Жало).

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

5. Горка (Киска сердится).

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка

1. Часики (Маятник).

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

4. Футбол (Спрячь конфетку).

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

5. Чистка зубов (Маляр).

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

9. Вкусное варенье.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

10. Оближем губки.

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Рот широко открыт, передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: