Что такое методическая разработка и требования к методической разработке

Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней

Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней.

Методическая разработка — это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

Виды методических разработок

Методическая разработка может представлять собой:

  • Разработку конкретного урока;
  • Разработку серии уроков;
  • Разработку темы программы:
  • Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;
  • Разработку общей методики преподавания предметов;
  • Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
  • Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

  • Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
  • Определить цель методической разработки.
  • Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
  • Составить план и определить структуру методической разработки.
  • Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель.

Например, цель может быть следующей:

  • определение форм и методов изучения содержания темы;
  • раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы;
  • описание видов деятельности педагога и учащихся;
  • описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;
  • осуществление связи теории с практикой на уроках;
  • использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

  1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
  2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
  3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
  4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
  5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
  6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
  7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
  8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.
  9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
  10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Структура методической разработки

Общая структура:

  1. Аннотация.
  2. Содержание.
  3. Введение.
  4. Основная часть.
  5. Заключение.
  6. Список использованных источников.
  7. Приложения.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

Методическая разработка темы программы

Основная часть может состоять из следующих разделов:

  1. Характеристика темы;
  2. Планирование изучение темы;
  3. Рекомендации по организации и методике изучения темы.

В характеристике темы указываются:

  • Образовательные цели и задачи темы;
  • Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;
  • Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;
  • Место и роль темы в курсе;
  • Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;
  • Дается дидактический анализ содержания материала;
  • Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;
  • Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.

При планировании учебной темы необходимо:

  1. Продумать методику преподавания темы.
  2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии т т.д.
  3. Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.
  4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

Структура методической разработки урока теоретического обучения.

В основной части можно выделить следующие разделы:

  1. Методическое обоснование темы.
  2. Методические рекомендации по проведению урока.
  3. План урока (с технологической картой).
  4. Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).
  5. Список литературы (источников) для учащихся.
  6. Список литературы для педагогов.

Рекомендуемый план урока:

  1. Тема программы.
  2. Тема урока.
  3. Тип урока.
  4. Вид урока.
  5. Цель методическая.
  6. Цели образования(обучения, воспитания, развития).
  7. Материально-техническое обеспечение урока.
  8. Межпредметные и внутрипредметные связи.

Рекомендуемая технологическая карта урока:

Дидактическая структура урока Методическая подструктура урока Признаки решения дидактических задач
Методы обучения Форма деятельности Методические приемы и их содержание Средства обучения Способы организации деятельности

Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения.

Тип уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.):

  • Урок изучения нового учебного материала.
  • Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
  • Урок обобщения и систематизации знаний.
  • Урок контроля знаний, умений и навыков.
  • Комбинированный.

Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.) :

  • Урок по первоначальному формированию умений и навыков.
  • Урок совершенствования умений и навыков.
  • Урок по выполнению комплексных заданий (работ).

Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке:

  • Лекция.
  • Беседа.
  • Самостоятельная работа.
  • Практическая работа.
  • Лабораторная работа.
  • Конференция.
  • Семинар.
  • Контрольная работа.
  • Зачет.
  • Деловая игра.
  • Экскурсия.
  • Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).

Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:

  1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.
  2. Формирование новых понятий и способов действий.
  3. Применение понятий и способов действий.

Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).

Читайте также:
Образовательная программа по дополнительному образованию детей: Развитие связной речи

Дидактические методы (по Лернеру И.Я.):

  1. Информационно-рецептивный.
  2. Репродуктивный.
  3. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.

Способы организации деятельности преподавателя и учащихся (по Молчан Л.Л.):

  1. Фронтальный.
  2. Индивидуальный.
  3. Парный.
  4. Коллективный.

Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков) , воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).

Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.

Как написать методическую разработку

Опытный педагог знает, что отлично проведенное занятие — результат серьезной подготовки. Одним из видов такого «планирования» можно считать и методическую разработку, которая позволяет тиражировать опыт одного преподавателя и осветить непростую тему в образовательном процессе.

ЛаЛаЛань расскажет немного подробнее о методических разработках: что это, какой структуры стоит придерживаться при подготовке разработки, на что обратить внимание и чем полезно создание этого вида педагогических разработок.

Об этом и не только вы узнаете из нашей статьи.

Методическая разработка и ее место среди педагогических квалификационных работ

Преподаватели для обеспечения образовательного процесса учебными и методическими материалами используют различные виды квалификационных работ, то есть таких работ, которые позволяют в той или иной мере судить о квалификации педагога и уровне его профессиональной компетенции.

Все эти материалы называются педагогическими разработками, среди которых выделяют, например, учебные и учебно-методические пособия, учебники, методические рекомендации и указания. К этому перечню относятся и методические разработки как особый вид педагогической квалификационной работы. Что это такое?

  • Методическая разработка — это пособие, в котором подробно представлен ход учебного занятия по той или иной теме.

В методическую разработку включаются конкретные учебные материалы, описание последовательности действий преподавателя и студентов, приводятся методические советы и рекомендации по организации занятия. Это могут быть сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки, игры и не только.

Следует помнить, что методическая разработка — это не переписывание учебников или пособий. Этот вид работы не должен повторять материал учебных изданий, методическая разработка — это творческая, кропотливая работа по описанию опыта педагога, которым он готов поделиться.

Методическая разработка для разных видов занятия

Методическая разработка может быть подготовлена одним преподавателем или несколькими педагогами и может представлять собой:

  • план-разработку одного занятия с описанием используемых материалов, методов, хода урока;
  • разработку нескольких таких уроков, посвященных одной теме и дополняющих друг друга;
  • разработку конкретной темы учебной программы и подробное описание используемых средств обучения (например, пособий, словарей и справочников, плакатов, таблиц и пр.);
  • программу проведения фестивалей, конкурсов, олимпиад и соревнований с воспитательно-методическими функциями и многое другое.

Чаще всего методическая разработка приурочена к конкретному занятию или серии занятий. Для ее успешной подготовки стоит заранее определиться с видом проводимого занятия:

  • лекция;
  • беседа;
  • самостоятельная работа;
  • практическая работа;
  • лабораторная работа;
  • конференция;
  • семинар;
  • контрольная работа;
  • зачет;
  • деловая игра;
  • экскурсия;
  • смешанный вид занятия, на котором используются несколько видов деятельности (например, лекция + семинар).

О чем писать, или Как подобрать тему для методической разработки

Для любого из названных выше форматов важен выбор темы. Для того чтобы найти ответ на вопрос «О чем писать?», преподаватель сначала должен ответить себе, зачем он планирует заниматься этой работой. Выбор цели — объяснить, уточнить, разъяснить противоречия в учебной программе и пр. — будет непременно коррелировать с выбором темы.

Погружаясь в ту или иную тему и планируя посвятить ей методическую разработку, педагог должен опираться на накопленный опыт и личный интерес, а также предварительно изучить имеющиеся источники.

Для качественного выполнения методической разработки лучше выбрать не широкую тему, а какой-то ее отдельный вопрос, требующий обсуждения или вызывающий неоднозначные реакции. Кроме того, востребованность и ценность разработки определяется актуальностью темы.

Структура методической разработки

Методическая разработка обязательно должна иметь титульный лист, аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и список литературы. При необходимости дополнительно в структуру методической разработки включается приложение (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки).

В аннотации в нескольких предложениях ставится проблемный вопрос, которому посвящена методическая разработка, описывается целевая аудитория материала, то есть те, кому содержание разработки может быть интересно и полезно.

Во введении, как и в случае с любой квалификационной работой или научной статьей, следует раскрыть актуальность материала, указать цели и задачи, описать методы.

Основная часть будет посвящена описанию хода занятия, указанию на возможные трудности и пути их решения в ходе ведения урока и пр.

Зачем создавать методические разработки

Написанием методических разработок приходится заниматься преподавателям самых разных специальностей и с самым разным опытом.

Значимость этого вида работы огромна. С одной стороны, это вспомогательная информация, определяющая план изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. Этой информацией могут воспользоваться коллеги-преподаватели, молодые педагоги, студенты для выполнения педагогической практики.
Сам автор методической разработки в процессе подготовки текста систематизирует собранную по теме информацию, логично и стройно представляет ее в первую очередь для себя самого. Он может таким образом не только обменяться педагогическим опытом, но и получить какую-либо обратную связь от коллег.

Все это делает методические разработки важным видом педагогической квалификационной работы, который позволяет применять новые методы, подходы и технологии в образовательном процессе, развиваться и тиражировать педагогический опыт.

Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней
методическая разработка

Методическая разработка – разновидность учебно-методического издания в помощь педагогу, содержащая логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Наряду с описанием последовательности действий включает характеристику поставленных педагогом целей и средств их достижения, ожидаемых результатов, сопровождается соответствующими методическими советами.

Методическая разработка – это издание, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, преподаванию программы в целом.

Читайте также:
Звук и буква В - конспект

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой.

Методическая разработка может представлять собой:

-разработку конкретного занятия;

-разработку серии занятий;

-разработку темы программы;

-описание новых форм, методов или средств обучения и воспитания (словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, схемы, видеофильмы, звукозаписи, средства информационно-коммуникационных технологий и др.);

-сборник практических заданий и упражнений, способствующих достижению современных целей образования;

-пакет (комплект) диагностических материалов и инструкцию по их использованию.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо: тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.

Определить цель методической разработки.

Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.

Составить план и определить структуру методической разработки.

Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель.

Например, цель может быть следующей:

-определение форм и методов изучения содержания темы;

-раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы;

-описание видов деятельности воспитателя и воспитанников;

-описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;

-использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_razrabotka_osepyan_ak.doc 112 КБ

Предварительный просмотр:

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Методическая разработкаи требования, предъявляемые к ней

Осепян Анна Карленовна

Заведующий музеем, зам. директора по УВР, учитель внеурочной деятельности, педагог дополнительного образования

Методическая разработка – разновидность учебно-методического издания в помощь педагогу, содержащая логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Наряду с описанием последовательности действий включает характеристику поставленных педагогом целей и средств их достижения, ожидаемых результатов, сопровождается соответствующими методическими советами.

Методическая разработка – это издание, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, преподаванию программы в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой.

Методическая разработка может представлять собой:

-разработку конкретного занятия;

-разработку серии занятий;

-разработку темы программы;

-описание новых форм, методов или средств обучения и воспитания (словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, схемы, видеофильмы, звукозаписи, средства информационно-коммуникационных технологий и др.);

-сборник практических заданий и упражнений, способствующих достижению современных целей образования;

-пакет (комплект) диагностических материалов и инструкцию по их использованию.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо: тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.

Определить цель методической разработки.

Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.

Составить план и определить структуру методической разработки.

Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель.

Например, цель может быть следующей:

-определение форм и методов изучения содержания темы;

-раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы;

-описание видов деятельности воспитателя и воспитанников;

-описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;

-использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

1.Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

2.Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

3.Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

4.Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

5.Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

6.Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

7.Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

8.Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

9.Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».

10.Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы занятий, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Структура методической разработки

Общие требования к оформлению и содержанию

Название методической разработки

Максимально информативная часть текста, словесная формулировка, отражающая тематику методической разработки.

По своему характеру название методической разработки должно раскрывать основной результат, полученный педагогом в образовательной деятельности и педагогические средства (методические средства, приемы, формы…), используемые в разработке.

Во введении целесообразно отразить следующие аспекты:

Актуальность данной работы.

Для обоснования актуальности заявленной темы, во введении необходимо ответить на вопросы: почему Вы выбрали эту тему и каково ее место в содержании образования, что является положительным в Вашем педагогическом опыте, какие возникают трудности (проблемы, противоречия) в Вашей деятельности или в учебной деятельности детей. Ответы на данные вопросы позволят подчеркнуть практическую значимость Вашего педагогического опыта, творческих находок.

Цели и задачи методической разработки.

Цель методической разработки – основной результат, который должен быть достигнут в образовательном процессе: новые состояния, являющиеся результатом преодоления противоречия, т.е. того, что отражено в проблеме.

Задачи описания методической разработки инновационного опыта конкретизируют цель: это те вопросы, которые необходимо решить при ее достижении.

Основная идея педагогической деятельности.

На основе самоанализа своей профессиональной деятельности опишите основную педагогическую идею методической разработки инновационного опыта, ее составные части (это могут быть уже адаптированные или новые идеи и технологии передового педагогического опыта, отвечающие Вашей профессиональной позиции). В краткой форме представьте основные теоретические положения, которые лежат в основе Вашей системы работы.

Новизна методической разработки инновационного опыта педагога.

Под новизной понимается отличие полученных (ожидаемых) результатов, рассматриваемых в методической разработке инновационного опыта, от имеющихся и отраженных в научной литературе.

Различают три степени новизны:

1.Методическая разработка уточняет и конкретизирует какие-либо теоретические положения или практические рекомендации.

2.Методическая разработка дополняет, развивает, вносит новые элементы в какие-либо теоретические положения или практические рекомендации.

3.Методическая разработка отражает принципиально новые идеи, концепции, подходы, рекомендации и отличается наиболее высокой степенью новизны.

Рекомендуемый объем – до 2 страниц машинописного текста.

Основная часть может состоять из двух и более разделов.

В первом разделе более подробно, чем во введении описывается основная идея инновационного педагогического опыта. Дается более глубокое психолого-педагогическое обоснование со ссылкой на ученых-разработчиков концепций, теорий, технологий.

На основании поставленных задач во введении раскрывается содержание своей педагогической деятельности, показываются технологии педагогической деятельности по реализации своей педагогической идеи.

Кроме того, рекомендуется представить описание:

-современных приемов и методов образования;

-организации творческой деятельности воспитанников;

-педагогических идей и инициатив;

-новых методик и технологий обучения;

-результативных современных приемов и методов использования информационных технологий.

В конце каждого раздела основной части необходимо сформулировать выводы и обобщения о том, что при реализации опыта позволило получить более высокие результаты.

Рекомендуемый объем – не менее половины общего объема работы.

Основная часть методической разработки может разделяться на разделы и подразделы . Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 14, жирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.

Пример оформления методической разработки

Название методической разработки (на титульном листе).

2. Основная часть. Название основной части

Раздел 1. Название раздела

  1. Название подраздела
  2. Название подраздела

Раздел 2. Название раздела

  1. Название подраздела
  2. Название подраздела

Раздел 3. Название раздела

Внимание! Количество разделов создается на усмотрение автора и зависит от замысла.

В заключении формулируются:

Выводы и оценка продуктивности методической разработки, которую можно осуществить на основе самоанализа результатов Вашей педагогической деятельности.

-изменения в качестве знаний воспитанников, в овладении практическими умениями;

-изменения в уровне воспитанности;

-изменения в развитии интереса к предмету и т.д.

Значение применения использованной формы работы.

Возможность использования методической разработки в практике работы других воспитателей.

Список литературы строятся по алфавитному ряду в соответствии с ГОСТОМ 7.1.-2003.

Приложения структурируются, озаглавливаются и нумеруются в соответствии с последовательностью их упоминания в основном тексте.

Методические разработки уроков (занятий) – разновидность учебно-методического издания в помощь учителю, воспитателю, в систематизированном виде отражающая содержание и ход урока, занятия. Среди методических разработок уроков (занятий) различают планы уроков, занятий и конспекты уроков, занятий.

План занятия – разновидность методической разработки, представляющая собой логически упорядоченный перечень вопросов, подлежащих изучению на занятии, лаконично отражающая последовательность изложения материала и ход занятия. Важнейшим требованием, предъявляемым к плану занятия, является точность, содержательная лаконичность, т.е. возможность в минимальном объеме текста максимально полно и точно отражать содержание и ход занятия.

Структура плана занятия:

• дата проведения занятия с указанием группы, в котором оно проводится; его номер по тематическому плану;

• перечень этапов занятия;

• методы, используемые в ходе занятия;

• перечень используемого оборудования.

План-конспект занятия – разновидность методической разработки, представляющая собой совокупность плана и краткой письменной записи содержания и последовательности этапов занятия, имеющая авторский, индивидуализированный характер. Предназначен для последующего восстановления учебной информации с различной степенью полноты в ходе занятия. Характеризуется многоадресностью: воспитатели, администрация ДОУ и/или представители органов управления образованием. В отличие от плана занятия план-конспект или конспект занятия содержит не только перечень рассматриваемых на занятии вопросов и этапов занятия, но и фрагменты речи воспитателя или полный текст нового материала.

Различают следующие виды планов-конспектов :

-по объему (по степени свертывания информации): краткие, подробные или развернутые, смешанные (допускающие совмещение краткого – в виде пунктов плана, тезисов, схемы – и полного, развернутого изложения информации);

– по форме: текстовый конспект, конспект-таблица, конспект-схема, смешанный конспект занятия, в котором объединяются названные виды.
Структура плана-конспекта урока:

• дата проведения занятия с указанием группы, в которой оно проводится; его номер по тематическому плану

• структура (сценарий) занятия с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

• методы и приемы работы воспитателя в каждой части занятия;

• учебное оборудование, необходимое для проведения занятия;

• содержание учебного материала (фрагменты речи учителя или полный текст нового материала);

• задания для детей на каждом из этапов;

• алгоритмы выполнения заданий.

Методическая разработка мероприятий – разновидность учебно-методического издания в помощь педагогу, содержащая логично структурированный и подробно описанный ход проведения мероприятия (родительского собрания, тематического вечера, викторины, конкурса, игры, фестиваля и т.п.). Наряду с описанием последовательности действий включает характеристику поставленных педагогом целей, средств их достижения, ожидаемых результатов, сопровождается соответствующими методическими советами.

Структура методической разработки мероприятий:

• дата проведения мероприятия с указанием группы, в которой оно проводится

• задачи внеклассного мероприятия;

• структура (сценарий) мероприятия с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

• методы и приемы работы педагога, использованные в ходе мероприятия;

• оборудование, необходимое для проведения мероприятия;

• содержание использованного материала (фрагменты речи педагога или полный текст материала);

• задания для детей на каждом из этапов мероприятия;

• алгоритмы выполнения заданий.

Общие требования к оформлению методической разработки

Методическая разработка должна быть напечатана на одной стороне стандартного листа (А4: 210X297) и на обороте титульного листа иметь аннотацию . Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста.

Для набора текста, формул и таблиц необходимо использовать редактор Microsoft Word для Windows. Шрифт Times New Roman 14, через 1 интервала, поля: сверху – 2.5 см, снизу – 2.0 см, слева – 3 см, справа – 1.5 см., красная строка – 1.27, выравнивание по ширине.

Переносы слов в заголовках и подзаголовках не делаются. Подчеркивание их не допускается, точка в конце заголовка не ставится.

Тексты структурных элементов проекта – разделов – следует начинать с нового абзаца. Необходимо помнить о важности деления (рубрикации) текста с помощью абзацев – отступов в строке при начале новой смысловой части. Количество и объем разделов не лимитируется.

Страницы считаются с титульного листа, но порядковый номер ставят со 2 страницы, на которой помещают содержание. Порядковый номер страницы ставится в середине верхнего или нижнего поля.

Список литературы строятся по алфавитному ряду в соответствии с ГОСТОМ 7.1.-2003.

Записи рекомендуется располагать следующим образом:

  • если указано несколько работ одного автора – по алфавиту заглавий;
  • при совпадении первых слов в названиях источников – по алфавиту
    вторых и т.д.;

– указывать количество страниц документа (источника), если он полностью изучен – 336 с;

– если рассматриваем несколько страниц – С. 30-38.

Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках. Список использованных источников (Литература) должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить .

Приложения имеют сквозную нумерацию страниц (методическая разработка заканчивается 23 страницей, приложение начинается с 24 страницы). Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней

Ситнова Ольга Евгеньевна
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней

Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней.

Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, курса в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагога.

Методическая разработка может представлять собой:

· Разработку конкретного занятия

· Разработку серии занятий

· Разработку темы программы

· Разработку частной (авторской) методики преподаваемого предмета

· Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания

· Разработки, связанные с изменениями материально-технических условий преподавания предмета

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию,необходимо:

1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.

2. Определить цель методической разработки.

3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.

4. Составить план и определить структуру методической разработки.

5. Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например,цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на занятиях; использование современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т. д.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ

1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения

3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.

9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».

10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки-задания, образцы УПД, планы занятий, карточки-схемы, тесты, задания и т. д.)

4. Основная часть.

6. Список использованных источников.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т. е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

Структура методической разработки занятия

В основной части методической разработкизанятия можно выделить следующие разделы:

Обоснование выбора темы занятия

Методические рекомендации по проведению занятия

План занятия (с технологической картой)

Дидактический материал к занятию (в виде приложений)

Список литературы (источников) для учащихся

Список литературы для педагога

Рекомендуемый план занятия

1. Тема программы

Тип занятия определяется целью организации занятия, т. е.целью его проведения:

Занятие изучения нового учебного материала

Занятие совершенствование знаний, умений, навыков

Занятие обобщения и систематизации знаний

Занятие контроля знаний, умений и навыков

Вид занятия определяется формой совместной деятельности педагога и учащихся,которая доминирует на занятии:

Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени)

5. Цель методическая.

Методическая цель для каждого занятия подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т. д. Если занятие открытое, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данное занятие.

6. Цели образования (обучения, воспитания, развития).

Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков, воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т. д.).

7. Межпредметные и внутрипредметные связи.

8. Материально-техническое обеспечение занятия.

Рекомендуемая технологическая карта занятия

Дидактическая структура занятия

Методическая подструктура занятия

Признаки решения дидактических задач

Методы

Методические

Способы организации деятельности

Дидактическая структура занятия включает в себя следующие дидактические задачи:

1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.

2. Формирование новых понятий и способов действий.

3. Применение понятий и способов действий.

4. Наиболее эффективно, когда на занятии решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа занятия).

Дидактические методы (по Лернеру И. Я.)

3.Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

Форма деятельности зависит от применения метода и методических приемов.Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.

Методы и методические приемы обучения

Метод (от др. –греч. – путь) – систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

Многообразие методов:

Более подробно с описанием данных методов можно ознакомиться в Материале из Википедии – свободной энциклопедии http:// ru/Wikipedia.org/wiki/ Метод

Часть методов предлагаемобсудить с коллегами:

· Метод демонстрации (наблюдения). Осуществление этого метода достигается путем показа (демонстрации) действия.

· Словесный метод заключается в сообщении учащимся о том, как выполняется действие, решается задача.

· Метод подводящих (специальных) упражнений выражается в использовании уже известных правил.

· Метод изучения по элементам (метод «вычленения»). Этим методом осуществляется разучивание действий по составляющим его элементам.

· Целостный метод представляет собой изучение 9совершенствование) действия в целом, без расчленения его на отдельные элементы. В процессе обучения он используется при освоении простых приемов.

· Метод акцентирования внимания заключается в том, что предлагается обратить особое внимание на выполнение какого-либо из элементов решения поставленной задачи.

· Метод дифференцирования. Сущность метода состоит в том, что упражняющийся должен своевременно среагировать соответствующим действием только на строго определенные ситуации, воспроизводимые педагогом (обучающимся, пропуская без внимания остальные.

· Контрольный метод.

· Соревновательный метод характеризуется выполнением действий в обстановке соперничества.

· Метод анализа предполагает теоретический и практический разбор изучаемого (совершенствуемого).

· Методический прием – дополнительный ориентир предполагает использование дополнительных слуховых, зрительных и кожно-мышечных раздражителей.

· Методы организации взаимодействия обучающихся и накопления социального опыта, предполагает организацию совместной деятельности обучающихся.

· Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств обучающихся.

Методы обучения – способы совместной деятельности педагога и обучающихся, направленные на решение задач обучения.

Прием – это составная часть или отдельная сторона метода.

Например, в методеорганизации работы обучающихся с учебником и книгой выделяют следующие приемы: конспектирование, составление плана конспекта, постановка тезисов, цитирование, рецензирование, написание словаря пройденной темы.

Один и тот же способ обучения в одних случаях может выступать как самостоятельный метод, а в других – как прием обучения. Например, объяснение является самостоятельным методом обучения. Однако, если он только эпизодически используется педагогом в ходе практической работы, то в этом случае объяснение выступает лишь как прием обучения, входящий в метод практической работы.

Метод и прием могут меняться местами.

Классификация методов обучения

Поскольку ученые-дидакты не пришли к единому пониманию и толкованию сути понятия «метод обучения», то не прекращаются дискуссии вокруг подхода к проблеме классификации этих методов и самой классификации.

Е. И. Перовский и Д. О. Лордкипанидзе предложили классификацию методов обучения по источникам получения знаний. Они выделяют три группы методов:

М. А. Данилов и Б. П. Есипов представляютклассификацию по дидактическим целям:

· методы приобретения новых знаний

· методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике

· методы проверки и оценки знаний, умений, навыков

Организационная классификация Ю. К.Бабанского:

· методы организации учебно-познавательной деятельности

· методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

· методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер предложили классификацию методов обучения по уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность (или по характеру познавательной активности учащихся):

· объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный (рецепция – восприятие)

· проблемное изложение материала

· частично-поисковый (эвристический)

Кроме этого, выделяют методы обучения:

·по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный

·по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный (умозаключение от частного к общему, дедуктивный (от общего к частному, традуктивный (логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности).

Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструментов деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

· печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы. Раздаточный материал и т. д.)

· электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультумедиа – мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.)

· аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т. п.)

· наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

· демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)

· учебные приборы (компас, барометр, колбы и т. д.)

· тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. п.)

· учебная техника (автомобили, тракторы и т. д.)

Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:

· объемные пособия (модели, коллекция, приборы, аппараты и т. п.)

· печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.)

· проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т. п.)

Способы организации деятельности педагога и учащихся (по Молчан Л. Л.)

Источник: Гирба Е. Ю., Светолобова С. Б., Полковникова О. С., Хохлова Ю. Г. «Презентация профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителя», учебно-методическое пособие, УЦ «Перспектива», г. Москва, 2013г.

Требования, предъявляемые к игрушкам Основное требование к игрушкам определила Н. К. Крупская в статье Об игрушках для дошколят:игрушка.

Требования, предъявляемые к играм и игрушкам для детей раннего и младшего дошкольного возраста Требования, предъявляемые к играм и игрушкам: Игры и игрушки не должны: 1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия. 2. Вызывать проявление.

Методическая разработка Коррекционно – развивающее занятие с детьми 5 -6 лет с тяжёлым нарушением речи на тему: «ПТИЦЫ, КОТОРЫЕ ВСЕГДА С НАМИ» Составила учитель.

Методическая разработка Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Д/с №11о. в» г. Магнитогорска Конкурс «Лучшая методическая разработка» Методическая.

Методическая разработка «Сказкотерапия» Данная работа предназначена для педагогов, специализирующихся в сфере дошкольного образования, как для малышей, так и для дошкольников.

Методическая разработка занимательных игр по математике Сборник представляет собой доступную и эффективную систему занятий по математике с ребёнком от рождения до школы. В совместных играх дети.

Методические рекомендации, предъявляемые к оформлению методической разработки МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ 1- 3 СЛАЙД – Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались,.

Семинар-практикум «Требования предъявляемые к оформлению и презентации проектной деятельности аудитории» Семинар-практикум «Требования предъявляемые к оформлению и презентации проектной деятельности аудитории» Проектная деятельность является.

Методическая разработка «Казачество в ДОУ» Сообщение на районный семинар музыкальных руководителей Тема: филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.

Методическая разработка «Мнемотехника» Статья на тему: МНЕМОТЕХНИКА- современная педагогическая технология. Подготовила воспитатель ГБДОУ№82: Кузнецова К. В. Мнемотехника – это.

Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней.

Методическая разработка- это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или качества подготовки по учебным специальностям.

Содержимое разработки

1.Что такое методическая разработка и требования,

предъявляемые к ней.

Методическая разработка- это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или качества подготовки по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой:

Разработку серии уроков

Разработку темы программы

Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;

Разработку общей методики преподавания предметов;

Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.

Методическая разработка раздела образовательной или учебной программы может иметь следующую структуру:

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность (значимость раздела или программы для конкретной категории обучающихся).

1.2. Принципы отбора содержания образования. (Указываются основные подходы к объяснению особенностей развития детей и факты формирования определенных качеств личности).

1.3. Цели и задачи.

1.5. Технология и формы организации деятельности.

2. Структура содержания тематических модулей образовательной программы.

3. Общий учебно-тематический план.

4. Учебно-методический комплекс включает материалы для подготовки занятий, диагностические материалы и методики диагностики, технико-технологическую документацию и объекты труда (для учителей технологии и педагогов дополнительного образования).

5. Список основной и дополнительной литературы.

6. Результаты апробации содержания данной программы на базе конкретного класса или группы обучающихся.

Общие требования к оформлению методической разработки.

1. Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт-14 или 15) Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

2. Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.

3. Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

4. Количество и объем разделов не лимитируется.

При защите методической разработки оценивается:

актуальность выбранной темы;

новизна, оригинальность, практическая значимость, возможность использования опыта в практике другими педагогами;

полнота выполнения поставленных задач;

эффективность предлагаемых автором способов разрешения проблемы;

обоснованность предлагаемых материалов;

логичность, последовательность, грамотность, научность изложения;

структура, качество оформления;

умение автора презентовать свою работу.

2. Творческие работы педагогов в процедуре аттестации

Творческая работа – это форма экспертизы профессиональных компетенций и аналитических способностей педагогических и руководящих работников.

Творческая работа педагога может быть представлена в виде описания педагогического опыта или педагогического проекта.

Алгоритм описания педагогического опыта

1. Самопрезентация носителя опыта: Ф.И.О., преподаваемые предметы, место работы, условия педагогической деятельности (необходимые сведения о микрорайоне, социальной среде, классе), отражение специфики личностной и профессиональной педагогической позиции, их взаимосвязи и взаимообусловленности.

2. Исторический контекст становления педагогического опыта: характеристика противоречий (причин), которые привели к постановке проблемы; формулировка проблемы.

3. Теоретическое обоснование педагогического опыта:

3.1. Характеристика ведущей идеи, подходов и принципов научной школы, которой соответствует концепция педагогического опыта

3.2. Представление целей и задач педагогической деятельности автора опыта и анализ соответствия целей и задач опыта социальному заказу общества, реальным потребностям образовательной практики.

4. Технология педагогического опыта:

4.1. Представление ведущей педагогической идеи опыта – центральной, основной концептуальной мысли, выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта.

4.2. Характеристика социопрактического аспекта педагогического опыта, представляющая собой обобщенные характеристики субъектов образовательной деятельности: возрастные особенности, индивидуальные способности и возможности учащихся, категории педагогов, способных к восприятию и принятию концептуальной идеи опыта, региональные и культурно-исторические характеристики, временные и пространственные возможности реализации идеи, социальные, педагогические, материальные и другие условия обучения и воспитания, характеристики возможных социальных партнеров, обеспечивающие возможность наиболее эффективной образовательной деятельности в русле заявленной концепции.

4.3. Характеристика ценностно-смысловых аспектов педагогического опыта, означающая обозначение границ ответственности педагога за смысловую составляющую своих мыслей и действий и ее соотнесенность с теми или иными ценностями, разделяемыми отдельными индивидами, группами людей (сообществами), обществом в целом.

4.4. Характеристика деятельностного аспекта педагогического опыта, предполагающая:

– описание содержания образования;

– описание способов организации учебно-воспитательного процесса;

– описание форм, методов и средств учебно-воспитательной работы в соответствии с поставленными целями и задачами

– описание алгоритмов учебной деятельности учащихся, поэтапных действий учителя.

– описание приемов стимулирования и контроля, взаимоконтроля, самоконтроля деятельности.

4.5. Характеристика прогностического аспекта педагогического опыта, связанная с представлением нормативной модели ожидаемого результата педагогической деятельности в виде уровневой структуры новообразований личности обучающегося, состоящей из определенной системы знаний и представлений, умений и навыков, способов и методов деятельности, смыслов и ценностных ориентаций, относящихся к той предметной области, которая составляет содержательную основу педагогического опыта.

5. Диссеминация педагогического опыта (механизм его внедрения, распространения и тиражирования):

5.1. Диапазон опыта (отдельная педагогическая ситуация, урок, система уроков, система внеклассной работы, единая система «урок – внеклассная работа», лекционно-семинарская система, система внешкольной работы, организация воспитательной системы, и т. п.) и степень его новизны (конкурентные преимущества опыта по сравнению с другими новшествами, применяемыми в данной области педагогической практики)

5.2. Результативность опыта и достигнутые эффекты.

5.3. Трудоемкость опыта, риски и ограничения, отслеженные в процессе внедрения опыта.

5.4. Формы тиражирования опыта в педагогическом сообществе, адреса распространения опыта и мнение тех, кто его уже использует.

Критерии оценки презентации педагогического опыта

Умение полно и убедительно представить взаимосвязь личностной и профессиональной педагогической позиции с условиями педагогической деятельности

2. Контекстность проблемы

1. Умение выявить противоречия в собственной педагогической деятельности как источник возникновения проблемы.

2. Умение сформулировать и раскрыть проблему педагогического опыта.

1. Связь педагогического опыта с определённой научной школой.

2. Представление целей и задач, их реалистичность и прогностичность, соответствие социальным и образовательным потребностям

1. Социопрактическая соотнесенность педагогической идеи

2. Ценностно-смысловая соотнесенность педагогической идеи

3. Полнота и оптимальность представленных способов организации, технологий, алгоритмов, приёмов

4. Наличие нормативной модели новообразований личности учащегося как ожидаемого результата

Форма тиражирования педагогического опыта в педагогическом сообществе, включающая механизмы, условия внедрения, распространения и диссеминации.

Педагогический проект представляет собой описание комплекса взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание и распространение или внедрение педагогических новшеств в области содержания образования, образовательных технологий, технологий управления, образовательной диагностики и т.п. и гарантирующих достижение необходимых эффектов.

Структура педагогического проекта:

Аналитико – прогностическое обоснование проекта

– характеристика исходной ситуации, определившей необходимость проекта;

– проблема проекта и причины, вызвавшие ее появление;

– характеристика имеющихся возможностей для реализации проекта и конкурентных преимуществ участников проектирования.

2. Концепция проекта

– понятийно-категориальное пространство проектной деятельности;

– ценностно-смысловая платформа проектных действий;

– цель и задачи проекта;

– модельное описание проектного продукта как образа «потребного будущего»

Методическая разработка: проще, чем кажется

Творческих учителей, которым есть чем поделиться с коллегами, на свете много. Почему же все еще велик дефицит качественных методических материалов?

Ответ прост: те, кто умеют работать, часто не умеют писать. Между тем опыт наших экспериментальных площадок показывает, что любой учитель может описать свои разработки, если ему немножко в этом помочь.

(Рекомендации-шаблон для педагогов по созданию методической разработки)

Аннотация

Этот материал поможет читателю-педагогу написать собственную методическую разработку. Руководители методических служб образовательных учреждений могут использовать этот шаблон для проведения обучающего семинара по созданию методических материалов.

1. Введение

Эта работа написана в помощь учителям экспериментальных площадок по проблемно-ориентированному обучению на базе ОТСМ-ТРИЗ. Приведенные в ней примеры иллюстрируют методики, используемые в этом педагогическом подходе. Однако автор надеется, что другие педагоги, желающие описать свои методические разработки, также найдут здесь полезные советы.

Рекомендации описаны в виде шаблона. Заменяя текст шаблона на авторский текст в соответствии с данными рекомендациями, педагог сможет создать собственную методическую разработку. Этот подход заимствован у моего научного руководителя, профессора В.В. Гузеева [1], чей шаблон диссертационного исследования явился основой для моей собственной кандидатской диссертации.

Во втором разделе даны непосредственно рекомендации по созданию методической разработки, в третьем разделе – список использованной литературы.

2. Состав и содержание методической разработки

Обычно тема строится по принципу: предмет исследования – объект исследования. Порядок частей названия может быть различным.

Объект указывает на область, к которой принадлежит ваша разработка, а предмет – на то, какие аспекты, признаки вы собираетесь изменить, на отличительные черты вашей методики. Иными словами, объект – ближайшая надсистема, в которой вы работаете, а предмет – та подсистема или признак, который ваша работа меняет, улучшает.

Иногда в самой формулировке указывают ЦЕЛЬ – для чего нужно улучшить данный объект.

Использование модели «Точка зрения» (ПРЕДМЕТ) как средства

интеграции курсов развития речи и природоведения (ОБЪЕКТ)

для формирование системного восприятия и эмоционального отношения к окружающему миру (ЦЕЛЬ).

Интеграцией курсов природоведения и развития речи занимались и до вас, в данном случае это та область, в которой вы хотите сказать свое новое слово (объект). А вот использование модели «точка зрения» в качестве средства для интеграции этих курсов – это то новое, что вы разработали (предмет).

Предмет может иметь разную степень новизны, возможны формулировки типа «проблемы применения методики…», «особенности использования методики… в условиях…». В данном случае сама методика будет объектом (если она существовала уже до вас), а проблемы ее применения, особенности ее использования в каких-то новых условиях будут предметом исследования.

Возможно, вам не удастся сразу точно сформулировать тему. Это нормально: если вы решаете педагогическую проблему, вы не обязаны знать сразу, какими средствами ее удастся решить. Потому на входе важны цель и объект, а предмет может проясниться позднее. Рекомендации по формулированию целей даны ниже.

Информация об авторе

Автор методической разработки (фамилия – имя – отчество, место работы и должность, контактная информация: желательно – электронный адрес, Ваш или адрес школы).

Пример: Иванова, Анна Петровна, педагог начальных классов школы №1 г. N, учитель 1-й категории, anniv1975@server.ru

Условия применения

В этом разделе укажите

— Контингент учащихся, особенности контингента (если есть).

— Программа, в рамках которой применяется ваша методика.

— Если ваша разработка опирается на авторскую методику, укажите название базовой методики и ее авторов.

— Начальные классы (1-2).

— Курс развития речи в рамках курса русского языка

— Методика составления описательного рассказа по картинке (Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П.).

Актуальность, цель и задачи

Хорошо сформулированная цель во многом определяет успех всей работы. Не стоит формулировать цели «общими словами»: развивать мышление и воображение – факт достижения такой цели нельзя проверить. Укажем требования к формулировке цели и задач:

1. Цель должна быть сформулирована предельно конкретно, так, чтобы ее можно было разбить на понятные задачи, результат выполнения которых можно проверить.
2. Цель должна рассматриваться в общей системе целей, т.е. должна быть ясна не только цель, а подцели (задачи), с помощью которых она будет достигнута и надцели, для достижения которых нужна ваша цель.
3. Задачи указывают на те изменения, которые должны произойти с учеником и проявиться в его поведении или в результатах его работы (например, в текстах, которые он пишет) в результате применения вашей методики. Они описываются глаголами совершенного вида: научить составлять загадки типа…; научить различать имя и значение признака; научить применять системный оператор для составления вопросов об историческом событии и т.п. Педагогам, знакомым с ОТСМ-ТРИЗ, посоветуем описывать изменения с помощью модели «элемент – имена признаков – значения признаков».

Ниже предложены несколько шагов, которые полезно сделать для того, чтобы качественно сформулировать цели и задачи. Этот фрагмент текста (выделенный курсивом) не нужно включать в методическую разработку, он нужен в процессе работы над материалом.

Чтобы корректно сформулировать цель и задачи, попробуйте поступить следующим образом:

1. Ответьте на вопрос: «что вы собираетесь изменить с помощью своей разработки?» Опишите ожидаемый результат: БЫЛО…– СТАЛО… А затем уберите те изменения, которых вы не достигли или достигли с помощью другой методики, оставьте только то, что напрямую касается вашей работы.

Пример: БЫЛО: дети дают устный ответ о природном объекте, бессистемно, пользуясь штампами, рассказывают без удовольствия, говорят с трудом. – СТАЛО: дети составляют связный эмоциональный, образный рассказ, рассматривают объекты с разных сторон, используют собственные сравнения, рассказывают с энтузиазмом.

2. Составьте цепочку «ЗАЧЕМ?», это поможет вам увидеть надсистему целей.

Пример. Дети умеют составлять связный, целостный рассказ – Зачем? – Чтобы целостно, системно воспринимать окружающий мир. – Зачем? – Чтобы осознанно относиться к окружающему миру. – Зачем? – Чтобы уметь изменять окружающий мир.

Дети составляют образный рассказ, используя собственные сравнения – Зачем? – Чтобы построить собственное эмоциональное отношение к окружающему миру. – Зачем? – Чтобы лучше понимать себя и окружающий мир.

3. Составьте цепочку «ДЛЯ ЭТОГО?», это поможет вам увидеть подсистемы целей.

Дети составляют образный рассказ – для этого выделяют наиболее яркие фрагменты целого; строят метафоры…

Выполнив это упражнение, вы сможете получить материал для трех пунктов методической разработки (см. ниже).

1. Обоснование актуальности вашей работы получаем из цепочки «ЗАЧЕМ?» см. пункт 2 (пример: «Важно научить ребенка ориентироваться в современном динамичном мире, формировать собственное эмоциональное отношение к тому, что его окружает. Развитие образной речи, ассоциативного мышления – один из главных инструментов формирования эмоционального отношения к миру. Не менее важным является формирование целостного, системного восприятия окружающего мира, необходимого человеку для обнаружения и решения возникающих перед ним проблем. Вместе системное и образное описания позволяют эмоционально пережить и присвоить способы системного восприятия мира»).
2. Цель работы – из сопоставления исходной ситуации (БЫЛО) с ожиданиями (СТАЛО) см. пункт 1 (пример: «Обучить построению образного рассказа об объекте на основе использования модели «Точка зрения»»).
3. Задачи – из цепочки «ДЛЯ ЧЕГО?» см. пункт 3 (пример: «Научить выделять признаки объектов, от имени которых строится рассказ; научить выделять признаки окружающих объектов, важные с точки зрения рассказчика, научить строить образные сравнения от лица рассказчика; научить строить системные сравнения от лица рассказчик, объединяя образы с единую систему»).

Средства

Модели, инструменты, методы

Укажите модели, инструменты, методы, которые используются в вашей разработке.

Пример: Используются модели: «Элемент – имя признака – значение признака», «Точка зрения», морфологический анализ.

Наглядные пособия

Опишите используемые вами наглядные пособия. Если используются известные пособия, описанные раньше, перечислите их и дайте ссылки на материалы, в которых они описаны.

Пример: используется пособие «Круги Луллия» (ссылка).

Описание методики

Описание методики может быть выполнено в различной форме – это зависит от ее содержания.

Главная проблема описания заключается в том, что большинство используемых нами методик не реализуются в рамках одного или нескольких уроков, а требуют более гибкой системы тренингов. Часто бывает ситуация, когда переход к новому этапу обеспечивает ряд упражнений предыдущего этапа, которые могут проводиться в любой последовательности. В этом случае этапы удобно представить в виде схемы (рис. 1). Если ваша методическая разработка укладывается в четкую последовательность шагов, необходимость в схеме отпадает.

На примере (рис. 2) показан фрагмент описания методики, на котором видно, как связываются между собой отдельные упражнения. Упражнение «сравнить объект от имени какого-либо волшебника» могут предлагаться в различной последовательности, но они предшествуют системному сравнению. Эмпатия может вводиться параллельно с упражнением «На что похоже?». «Системная эмпатия» должна предваряться эмпатией и системным сравнением.

Для читателей, не знакомых с ОТСМ-ТРИЗ педагогикой, поясним содержание рисунка 2. В методиках развития речи и воображения используются образы волшебников, олицетворяющих приемы преобразования объектов (Мурашковска И.Н., Сидорчук Т.А.). Дели-Давай делит объекты на части и объединяет части в целое; Великан-Кроха уменьшает или увеличивает размеры объектов, Отставай-Забегай двигает объекты по линии времени.

Если вы представили такую схему, далее ваша задача состоит в том, чтобы описать более детально каждое упражнение. Это можно сделать, например, в виде таблицы.

Таблица 1. Состав методики

Предлагает объекты, задает вопросы Отвечают на вопросы 3-5 минут в начале урока. Тренинг проводится до достижения результата

Примеры

Часто в методических разработках примеры занимают львиную долю места и внимания читателя. Это приводит порой совсем не к тем результатам, на которые рассчитывал автор. Нам приходилось сталкиваться со случаями, когда учитель, прочитавший методический материал, искренне уверен, что использовать этот материал можно только с теми примерами, которые в нем описаны. Чтобы использовать «Картинку без запинки» ему нужна та же самая картинка с уточками, а упражнение «на что похоже?» необходимо производить исключительно с ключом от класса и очками. Методическая разработка должна быть написана таким образом, чтобы ваши коллеги не копировали ее «один к одному», а могли бы приспособить ее к условиям своего учебного процесса, не нарушая предложенную вами технологию.

Примеры иллюстрируют, делают более понятными и конкретными ваши предложения. Но ни в коем случае не заменяют их.

Пример. Играем в игру «На что похоже?» На начальном этапе используйте знакомые детям объекты с интересной формой (например, ключик, очки, ветку дерева, зонт и т.п.). Затем переходите к объектам с другими яркими признаками (кран с капающей водой — звучание, горящая лампочка – температура и т.п.).

Диагностика

Диагностика – тема, требующая отдельного обсуждения. Как правило, в методических разработках учителей диагностика не приводится – вместо этого приводят примеры детских работ или высказываний. Это оживляет описание методики, делает его более читабельным, но не дает возможности оценить результат. Так, на уроках по развитию речи всегда можно ожидать 1-2 яркие работы, но это абсолютно ничего не говорит о ценности использованной на уроке методики. Талантливые дети пишут ярко и без специального обучения, иногда вмешательство учителя только портит дело.

Если результат вашей методической разработки может быть представлен творческими продуктами учащихся, необходимо показать работы не менее 2/3 учащихся класса. Это не означает, что вы должны тратить время на перепечатку детских сочинений или придуманных детьми задач. Достаточно приложить к описанию методики их ксерокопии. При публикации вашей разработки мы решим, каким образом ее проиллюстрировать детскими работами.

Другой вариант – использование диагностики, разработанной ранее. В этом случае необходимо сослаться на источники.

Если вы решились предложить собственную диагностику результатов применения вашей методики (за что сразу же заслуживаете отдельную благодарность), то вам необходимо ответить на два вопроса:

1. По каким объектам вы оценивали результаты своей работы? Это могут быть

— наблюдаемое поведение детей (дети просят почаще проводить такие уроки, приносят дополнительный материал, играют в предложенные учителем игры на перемене – такие наблюдения свидетельствуют о повышении мотивации);

— продукты творческой деятельности детей (сочинения, выведенные детьми правила, придуманные ими задачи и т.п.);

— результаты выполнения специальных заданий и т.п.

2. Значения каких признаков вы будете оценивать?

— наличие определенных высказываний учащихся в процессе работы,

— определенные виды поведения учащихся (например, если ребенок собирает копилку, практически не обращаясь за помощью к учителю и одноклассникам и получает результат, можно судить о самостоятельности в данном виде деятельности); если учащийся в тексте употребляет системные сравнения, можно судить о сформированности умения такие сравнения составлять);

— количество правильных ответов на предложенные задачи; количество ошибок определенного рода и т.п.

Если вы оцениваете работу в баллах, ни в коем случае не считайте среднее арифметическое результатом по классу. Два ученика, схвативших в этот день грипп, не выполнившие работу и получившие единицы, сведут на нет результаты как минимум четырех отличников. Просто сосчитайте количество двоек, троек, четверок, пятерок и т. д. и процентное отношение количества данной оценки к числу учеников, выполнявших работу. Если работа оценивается, например, десятибалльной шкалой, можно подсчитать число учеников, чьи результаты попадают в определенные промежутки (например, 0-5; 6-10; 11-20 и т.д.). Результаты можно отразить в диаграмме.

Выводы

Кратко повторите, чему была посвящена ваша работа. Какие проблемы вам пока не удалось решить? Поставьте себе задачи на будущее.

Не забывайте, пожалуйста, что ваши материалы ждут сегодня очень многие учителя в разных концах страны.

Библиографический список и ссылки

В этом списке должны быть приведены все материалы, которыми вы пользовались во время создания собственной методической разработки.

— Материалы, опубликованные в прессе (статьи, книги, учебные пособия и т.п.);

— Материалы, размещенные на Интернет-сайтах (в том случае приводится адрес материала в сети, например Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки. [WWW-документ] URL http://trizminsk.org/e/2312.htm )

— Материалы, размещенные на CD-дисках (пример описания: Нестеренко А.А., Белова Г.В. Мастерская знаний: инструменты проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ // Эффективные образовательные технологии [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв., видео дан. (57,2 Мб). – М. : ООО «Дистанционные технологии и образование», 2008. – Вып. 1. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см. – 9,72 Мб.)

В тексте статьи ссылки можно делать на номера публикаций в списке, желательно – с указанием страниц [1, стр. 34-35], а можно пользоваться европейской системой (ФИО автора, год, когда опубликован материал), например (Иванов И.И., 2007, стр. 34).

Если вы используете идеи коллег, которые были сообщены в частной беседе, вместо ссылки в скобочках можно написать (Иванов И.И., частное сообщение)

3. Список литературы

1. Гузеев В.В. Аппарат научного исследования и структура кандидатской диссертации // Школьные технологии. – 2004. – № 2. – С. 117-133; Педагогические технологии. — 2004. — № 2. — С. 88-108.
2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2000, 240 с.

Как написать методическую разработку

Преподаватели музыкальных школ часто сталкиваются с проблемой недостаточного обеспечения методической литературой, тем более – литературой качественной и полезной. Педагогам, у которых есть опыт, свои наработки, желание поделиться результатами с коллегами, следует активнее включаться в методическую работу. Такая форма работы принесет обоюдную пользу, как авторам, так и другим преподавателям, которые изучат и внедрят новые технологии в своей работе, результат – повышение профессионального мастерства и качества обучения.

Сегодня мы поговорим о том, как написать методическую разработку и правильно ее оформить.

Методическая разработка – что это?

Методическая разработка является пособием, в котором автор описывает свои формы и методы работы по преподаванию и изучению конкретного курса или темы.

.
Это может быть разработка
• конкретного урока
• комплекса уроков по определенной теме
• авторская методика преподавания конкретной дисциплины
• разработка, основанная на применении новых форм медиа педагогики
• выработка общего подхода к обучению и воспитанию
. разработка инновационных и интерактивных методов обучения

Для написания методической разработки автору необходимо иметь:


— опыт работы по теме, которую он собирается освещать
— наличие результатов работы по данной тематике
— наличие наработок, конспектов проведенных занятий по данной теме
Тема работы должна быть актуальной и интересной большому кругу читателей, в данном случае – преподавателям

Инструкция написания методической разработки

1. Выбор темы. Это должна быть тема, интересующая, в первую очередь, самого автора. Но не просто интересующая, а тема, которую педагог уже давно разрабатывает, и обладает знаниями и обширной информацией по данной тематике. Тема должна быть актуальной и востребованной.

2. Определение цели методической работы. Если это разработка определенного урока, то цель, вероятнее всего, — выработка конкретных навыков учащихся. И достигается эта цель в ходе одного урока. Для объемных разработок цели будут более глобальными.

3. В самом начале работы необходимо провести начальную диагностику знаний и качеств учащихся, которые в ходе эксперимента вы хотели бы сформировать. Определиться — что нужно сделать для достижения более высокого уровня в работе по данной теме, и в каком направлении вы будете двигаться.

4. Обязательно изучите литературу по данной теме, законспектируйте, выпишите полезное и интересное для работы. Составьте план и начинайте накапливать материал. После проведения определенного количества уроков с применением запланированных форм и методов организуйте следующую диагностику, сравните результат и определите эффективность вашей методики.

5. Изложение материала должно быть логичным и систематизированным, язык изложения – грамотным и убедительным.

План методической разработки

После выполнения предыдущих пунктов приступайте к составлению плана и написанию методической разработки.

Структура методической разработки:

• Аннотация.
• Содержание.
• Введение.
• Основная часть.
• Заключение.
• Список использованных источников.
• Приложения.

Аннотация. В аннотации указывается существование проблемы по данной тематике и кому предназначается методическая разработка.
Введение. Во введении нужно объяснить, почему вами выбрана данная тема, ее актуальность, освещение темы классиками — признанными педагогами с обзором изученной литературы,
ваше видение и развитие основных положений и методов в методической разработке. Введение должно быть небольшим, объем – две-три страницы.
Основная часть – объемная, она требует разделения на подпункты. Вначале необходимо указать на важность темы, как долго вы изучаете данную проблему, сколько времени отводится на изучение, что в результате получат учащиеся – какие навыки и умения сформируются в ходе изучения данной темы. Обязательно нужно определить связь рассматриваемой тематики с другими дисциплинами и частями курса. Затем идет описание форм и методов, применяемых вами в процессе работы, приводится сравнительный анализ начальной и итоговой диагностики.

.
Возможные разделы основной части:
• описание темы
• планирование по изучению темы, предполагаемое на изучение количество часов,
• рекомендации по изучению темы
• навыки, полученные или закрепленные учениками в ходе изучения темы

• взаимосвязь темы с другим изучаемым материалом и обзор меж предметных связей

• анализ методики, представленной в методической разработке

Планируя изучение темы, следует
• определиться с перечнем вопросов, которые должны освоить ученики
• продумать примеры, подготовить практические задания, наглядные материалы, контрольные мероприятия
. Проанализировать формы работы и технологии, которые будут применяться при изучении данной темы

В заключении даются выводы – польза и результативность предложенной методики.
Обязательно указывается список использованной литературы. А в приложении приводятся схемы, таблицы, графики, наглядно оформляются сравнительные результаты эксперимента.

Оформление методической разработки

Существуют определенные требования к написанию методической разработки, и их следует придерживаться при написании.

.
1. На титульном листе указывается наименование вышестоящей организации и полное наименование вашего учреждения, вид работы и название. Внизу титульного листа указывается место и год издания.

.
2. На обороте титульного листа указываются данные о работе, и помещается аннотация. Ниже приводятся данные заседания комиссии, на которой рассматривалась рукопись с перечислением участников комиссии.

.
3. При оформлении текста следует оставлять поля по два сантиметра с каждой стороны. Номера страниц – арабские цифры внизу страницы. На титульном листе номер страницы не указывается, но вносится в общее количество. Размер шрифта – 12 или 14, между строками одинарный интервал. Используется красная строка в абзацах. Текст выравнивается. Объем работы – не менее 24 печатных листов. Основная часть должна составлять не менее половины работы.

4. Приложения приводятся в конце работы в порядке их появления в тексте, страницы нумеруются арабскими цифрами. Каждое приложение располагается на новой странице. В тексте основной части – ссылки на приложение.

.
5. Указывается список использованной литературы. Если же работа имеет чисто практическую направленность, литература может не указываться.

Вот такие рекомендации и правила написания методической разработки.

.
Удачи в методической работе, уважаемые коллеги!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: