Культура речи
Нестерова И.А. Культура речи // Энциклопедия Нестеровых
- Понятие культуры речи
- Функции культуры речи
- Современная концепция культуры речи
Понятие культуры речи
Культурой речи должен владеть каждый человек, который по роду деятельности обязан работать с людьми. Деловые переговоры, дебаты, собеседования – все это основано на нормах культуры речи.
Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи [1].
Культура речи представляет собой уровень общего развития человека, выражение его духовной и нравственной культуры.
Значение термина “культура речи”
Культура речи содержит три компонента:
- нормативный,
- коммуникативный,
- этнический.
Особенностью культуры речи является ее целостность и правильность, которая подразумевает соблюдение норм литературного языка. Именно нормы являют собой её основу.
Культура речи имеет следующие задачи:
- выработка навыков отбора и употребления языковых средств в процессе общения;
- помощь в формировании сознательного отношения к языковым средствам в процессе общения.
Функции культуры речи
Культура речи выполняет как общие, так и частные функции. Они представлены на рисунке ниже.
Функции культуры речи
Рассмотрим функции культуры речи подробно. Начнем с общих. Первая и очень важная функция культуры речи – это коммуникативная функция. Она состоит в том, что культура речи способствует оптимизации процессов общения, речевой коммуникации. Другая, не менее важная функция – это стилистическая. В рамках этой функции, культура речи даёт знания о стилях языка. Нормативная функция культуры речи направлена на дачу знаний о существующих в языке нормах. Последней общей функцией является образцовая. Она направлено на создание и использование образцов совершенной речи.
Не менее актуальны и частные функции. Первой является когнитивная или познавательная. Она состоит в том, что культура речи даёт знания о языке как средстве познания окружающего мира. Другой частной функцией является аккумулятивная или накопительная функция. В её рамках культура речи представляет язык в качестве средства накопления и передачи речевой информации.
Носитель русского языка должен владеть функциональными разновидностями языка. Кроме того, необходимо ориентироваться на прагматичные условия общения, влияющие на выбор речевых средств.
Современная концепция культуры речи
Развитие русского языка наложило отпечаток на культуру речи. В современных условиях отмечается тенденция к демократизации норм, которые составляют основу этого понятия.
Современная концепция культуры речи состоит из четырех компонентов:
- языковой компонент,
- этический компонент,
- эстетический компонент,
- коммуникативный компонент.
Компонентный состав культуры речи
Рассмотрим каждый компонент отдельно. Так, языковой компонент культуры речи состоит из двух аспектов, которые представлены на рисунке. Он связан с выбором одного из вариантов в пределах литературного языка – того, который в большей степени соответствует сфере употребления. Для того, чтобы правильно осуществлять такой выбор, нужно иметь представление о функциональных стилях речи и эмоциональноэкспрессивном расслоении языковых единиц. Этический компонент культуры речи включает в себя выбор средств языка с учетом нравственного кодекса и культурных традиций. Представление о хорошей речи, ее эталоне обусловлено культурологически, социально и территориально. Этический компонент диктует вежливость, доброжелательность в общении. Это условие направлено на достижение цели коммуникации. Эстетический компонент в рамках культуры речи направлен на вызов у слушателя чувства эстетического удовлетворения. Коммуникативный компонент направлен на развитие общения, на повышение его уровня с учетом норм литературного русского языка. Все компоненты культуры речи взаимоствязаны.
Современная культура речи представляется как теоретическая и практическая дисциплина, обобщающая достижения и выводы истории литературного языка, грамматики, стилистики и ряда относительно новых разделов языкознания с целью воздействия на языковую практику [2].
Особенностью культуры речи в современных реалиях стал повышенный интерес к коммуникативной составляющей. Дело в том, что все больше внимания уделяется эффективности коммуникации, а не её языковому или этическому компонентам.
В России остро стоит проблема культуры речи. Дело в том, что в XXI веке нация столкнулась с безразличным отношением к русскому языку в целом и к культуре речи в частности. Это особенно бросается в глаза, если смотреть и читать современные СМИ. Журналисты зачастую игнорируют нормы языка и не “чувствуют язык”. Отсутствие понимания норм родного языка шагнуло с экранов в жизнь. Современное поколение не умеет разговаривать на литературном русском. Журналистика перестала быть эталоном русского языка. Налицо жаргонизация, многочисленные иноязычные слова, преимущественно американизмы, употребление ненормативной лексики – все это результат общего снижения уровня культуры.
В настоящее время в России отсутствует социальный слой, чей язык являлся бы эталоном речи и служил бы образцом. Современная культурная интеллигенция не стесняясь использует жаргон и ругательства в речи. Много ненормативной лексике и в произведениях литературы. Многие фильмы и сериалы снимают версии “без цензуры”, таким образом привлекая больше зрителей. Но массовость – не значит культурная ценность. Именно с этим и предстоит бороться в процессе преодоления кризиса культуры речи.
- Ярцева В.Н. Языкознание. Большой энциклопедический словарь – М: 1998
- Воронцова Т.А. Культура речи. Учебное пособие. – Ижевск, 2011
Понятие культуры речи
Культура речи – часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит или пишет, можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуры. Владение человеком культурой речи является не только показателем высокого уровня интеллектуального и духовного развития, но и своеобразным показателем профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, журналистов, менеджеров и т. д. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, учит, воспитывает, ведет деловые переговоры, оказывает людям различные услуги.
Что же подразумевает понятие «культура речи»?
Словосочетание «культура речи» применяется в трех основных значениях: Головин Б. Н. Основы культуры речи.- М., 1988.
1. Культура речи – это раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей. Иными словами, словосочетания «культура речи» в этом значении – это учение о совокупности и системе коммуникативных качеств речи.
2. Культура речи – это какие-то ее признаки и свойства, совокупность и системы которых говорят о ее коммуникативном совершенстве.
3. Культура речи – это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения, «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».
Первое значение словосочетания «культура речи» определяет предмет изучения определенной отрасли филологии. Второе и третье значение определяют культуру речи как совокупность и систему ее нормативных коммуникативных качеств, знание и овладение которыми является целью изучения этой дисциплины студентами. В этом смысле «культура речи» тождественно понятию «культурная речь», «хорошая речь».
Исследователи выделяют три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Первый, важнейший аспект – нормативный. Языковая норма – это центральное понятие культуры речи. Культура речи, прежде всего, предполагает соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями, говорящими или пишущими, в качестве «идеала», образца. Норма является главным регулятором речевого поведения людей. Однако это необходимый, но недостаточный регулятор, потому что одного соблюдения предписаний нормы не хватает для того, чтобы устная или письменная речь оказалась вполне хорошей, т. е. удовлетворяла все потребности коммуникации. Можно привести большое количество самых разнообразных по содержанию текстов, безупречных с точки зрения литературных норм, но не достигающих цели. Обеспечивается это тем, что норма регулирует в большей мере чисто структурную, знаковую, языковую сторону речи, не затрагивая важнейших отношений речи к действительности, обществу, сознанию, поведению людей. Поэтому вторым важным качеством культуры речи является коммуникативная целесообразность – это умение находить, в языковой системе для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения адекватную языковую форму. Выбор необходимых для данной цели и в данной ситуации языковых средств – основа коммуникативного аспекта речи.
С коммуникативной целесообразностью тесно связан и третий – этический аспект культуры речи. Коммуникативная целесообразность как критерий культуры речи касается как формы выражения мысли, так и ее содержания. Этический аспект куль туры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях таким образом, чтобы не унизить достоинства участников общения. Этические нормы общения предусматривают соблюдение речевого этикета. Речевой этикет представляет собой систему средств и способов выражения отношения общающихся друг к другу. Речевой этикет включает речевые формулы приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления, обращения на «ты» и «вы», выбор полного или сокращенного имени, формулы обращения и т. д. Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения и другие формы оскорбляющие достоинство участников общения или окружающих людей. Все вышеизложенное позволяет принять предложенное Е. Н. Ширяевым определение культуры речи: «Культура речи – это такой выбор и организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач».
Студентка второго курса Института Русистики ТГУ
Горгадзе Мариам
Читальный зал
Наука и жизнь
Русский язык в школе
Русский язык за рубежом
Русская речь
Мир русского слова
Журнал «Грамоты.ру»
Исследования и монографии
Конкурсные публикации
![]() |
![]() |
Мир русского слова
Что такое культура речи: авторитетные мнения
Б. И. Осипов, доктор филологических наук, зав. кафедрой исторического языкознания Омского государственного университета, профессор Тарского филиала Омского государственного педагогического университета, профессор института иностранных языков «Иняз Омск»
1. Какие факторы оказали наибольшее влияние на формирование Вашей речевой культуры?
Если понимать речевую культуру узко как владение нормами литературного языка, то могу сказать однозначно: решающим было влияние дикторов Московского радио. Я рос в сельской местности в одном из районных поселков Курганской области, где преобладал уральский говор старожильческого типа, то есть с полным оканьем. Cлушая настоящее радио Москвы, я научился подражать произношению его дикторов и даже голосам всем, от Левитана и до Высоцкой!
Если же речевую культуру понимать широко как умение к месту и в соответствии со своими личностными установками употреблять разные типы речи, то тут решающую роль сыграло как раз постоянное взаимодействие в моей практике двух разновидностей языка: литературной и диалектной.
2. Наконец, если говорить о культуре письма, то в ее формировании решающую роль сыграл мой отец. Образования у него было 4 класса церковно-приходской школы, но работал он художником дома культуры. И писал он очень грамотно. Лозунги изготовлялись так. Отец натягивал на полу красное полотно, садился на пол и начинал писать текст. А я садился с другой стороны и спрашивал, как называются буквы и какие из них получаются слова. К четырем годам я таким манером научился читать и писать.
3. Что Вы вкладываете в понятие «высокая речевая культура»?
Пожалуй, я уже ответил на этот вопрос: умение различать и к месту использовать разные типы речи. Требование всегда и всюду говорить на литературном языке я считал и считаю занудством и даже просто тупостью. Сельским учителям всегда говорю, что не надо бороться с диалектом. Ведь владение диалектом это знание, как же учитель может бороться против знания! Бороться надо с неумением отличать диалект от литературного языка.
4. Что, на Ваш взгляд, оказывает сегодня наибольшее влияние на культуру речи?
Наверное, телевидение. Но и роль радио нельзя сбрасывать со счета. Кстати, радио держит планку речевой культуры заметно выше телевидения.
5. Возможно ли путем государственных «мероприятий» влиять на поддержание речевой культуры общества, например, в рамках ФЦП «Русский язык»? Если возможно, то что именно имело бы смысл предусмотреть в программе?
Влиять на речевую культуру путем государственного регулирования можно только в очень ограниченных масштабах. Конечно, пропаганда культуры речи, речевых норм должна вестись. Много пользы принесла, например, передача М. Я. Дымарского «Как это по-русски» на радио России. У нас в Омске на радио ГТРК «Иртыш», благодаря энтузиазму в первую очередь журналистов Н. С. Стафиенко и Л. В. Швецовой и учительницы Е. В. Соломоновой, не первый год ведется передача «Я говорю и думаю по-русски».
Средства целевой федеральной программы я бы направил, во-первых, на завершение изданий словарей русского языка, начатых в 6070-х годах и теперь либо задержавшихся, либо прекратившихся вообще.
Во-вторых, надо закончить подготовку новой редакции свода «Правила русской орфографии и пунктуации». Считаю (вопреки мнению Л. Путиной), что работа эта была начата орфографической комиссией очень своевременно. В самом деле, события 90-х годов по сути дела аннулировали целый раздел старого свода о написании заглавных букв в наименованиях высших должностей и организаций СССР. С большими буквами сейчас полный беспорядок. Далее. Практика пишущих показала неудачность правил действующего свода о слитных и дефисных написаниях сложных слов: эти правила не соблюдают даже очень грамотные люди. То же самое можно сказать о правилах переноса слов со строки на строку (неудобство которых особенно проявило себя с появлением компьютерного набора). То есть существует по крайней мере несколько блоков правил, изменение которых необходимо по очень простой причина: выяснилось, что их никто не соблюдает!
Другое дело, что комиссия допустила, я бы сказал, тактический просчет: урегулирование «неработающих» правил попыталась совместить с мелочной реформой (парашут и брошура с у как раз из этого разряда).
Орфография это сфера, которая в наибольшей мере поддается сознательному регулированию. Но усовершенствование орфографии всегда наталкивается на сопротивление общества.
Любое орфографическое усовершенствование проводится в интересах будущих поколений, а не сегодняшнего. Вот почему, между прочим, среди сторонников усовершенствования правописания всегда, пожалуй, наиболее активны учителя начальных классов.
Итак, в усовершенствовании орфографии никогда нельзя рассчитывать на сочувствие общественности всегда приходится идти против течения. По всем этим причинам мелочная реформа наихудший вид орфографических изменений.Для кардинальных же реформ, как показывает история, нужна соответствующая историческая обстановка, а не только тот или иной орфографический проект, хотя бы и самый лучший. Сегодня о такой обстановке говорить трудно. Обычно это обстановка революции, а мы живем в пору реставрации.
Но то урегулирование, которое начато сегодня, надо завершить и издать, наконец, новый орфографический словарь массовым тиражом.
Если говорить о подготовке кадров по русскому языку, то заметно начинает страдать уровень дипломных работ на филологических факультетах провинциальных вузов из-за упразднения преддипломной практики студентов в ведущих библиотеках страны. Хотя в чем-то выручает «Интернет», но, например, темы по истории языка требуют работы с рукописями, тут уж никакой «Интернет» не поможет.
Проблемой стало и повышение квалификации вузовских педагогических кадров через стажировки и ФПК ведущих университетов. Проблема состоит в дороговизне проживания в общежитиях: цена проживания в столицах в течение нескольких месяцев и даже недель не по карману преподавателю-филологу.
Если бы федеральная программа «Русский язык» помогла решению перечисленных проблем, было бы очень неплохо.
Что касается попыток законодательного регулирования языковых норм, то язык развивается по объективным законам, и успешно воздействовать на его развитие может никак не государство, а только тот, кто «изловил его чудные законы», как говаривал Гоголь. Удается же это обычно самым талантливым писателям.
Залог высокой общей культуры и языковой культуры в особенности это наша великая литература. Сохранение и развитие ее традиций важнее всех государственных мероприятий. А сохранять эти традиции должны мы все путем ли создания новых высоких образцов словесности (если позволяет талант), путем ли все более глубокого изучения образцов, оставленных нам великими предками.
Текущий рейтинг:
Культура речи и ее критерии
Тазаян Арменуи Анна
Культура речи и ее критерии
Культура речи человека играет важную роль в процессе речевой коммуникации, в одну из задач которой входит желание произвести хорошее впечатление на собеседника, т. е. позитивная само презентация. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного и интеллектуального развития, о его внутренней культуре.
Культура речи — это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
Другими словами, культура речи — это умение правильно говорить и писать, а также умение употреблять слова и выражения в соответствии с целями и ситуацией общения.
Таким образом, выделяется два главных показателя, или критерия, культуры речи — правильность и коммуникативная целесообразность. Другими критериями культуры речи, определенными еще с древнейших времен,являются: точность, правильность, логичность, ясность и доступность, чистота, выразительность, разнообразие, эстетичность, уместность. Рассмотрим все критерии культуры речи более подробно.
1. Правильность. Это соблюдение языковых норм. Правильной является речь, которая согласуется с нормами языка — произносительными, грамматическими, стилистическими. В соответствии с этими нормами надо говорить, например, [што], а не [что]; квартал,
а не квартал, поезжай, а не ехай и т. д. Но правильность — только первая ступень подлинной речевой культуры.
• 2. Коммуникативная целесообразность. Понятие коммуникативной целесообразности высказывания уже упоминалось выше. Недостаточно говорить или писать правильно, нужно еще иметь представление о стилистических градациях слов и выражений, чтобы уметь употреблять их в соответствующих коммуникативных ситуациях.
• 3. Точность высказывания.В этом понятии выделяются два аспекта: точность в отражении действительности и точность выражения мысли в слове. Первый аспект связан с истинностью речевого высказывания (правда или ложь).Во втором случае возможны следующие недостатки: отсутствие конкретности (высказывания типа «кто-то кое-где у нас порой.» и т. п., смешение близких по звучанию, но разных по значению слов, которые называются паронимами (осудит—обсудит, представит—предоставит и т. п.).
• 4. Логичность изложения. Высказывание должно отражать логику действительности, логику мысли и характеризоваться логикой речевого выражения.
Логичность мысли (или содержания высказывания) означает верность отражения фактов действительности и их связей (причина-следствие, сходство—различие и т. д., обоснованность выдвигаемой гипотезы, наличие аргументов «за» и «против», сведение аргументов к выводу, доказывающему или отвергающему гипотезу.
Примерами нарушения логики высказывания являются известные поговорки: «в огороде бузина, а в Киеве дядька» или «шел дождь и два студента, один — в университет, другой — в галошах». Нарушения логики речевого выражения часто проявляются также в неверном членении письменного текста на абзацы.
5. Ясность и доступность изложения. Ясность изложения предполагает понятность речи ее адресату. Она достигается путем точного и однозначного употребления слов, терминов, словосочетаний, грамматических конструкций.
Примером нарушения ясности выражения и проявления двусмысленности является, например, предложение «В других работах подобного рода цифровые данные отсутствуют».
Доступность (или доходчивость) изложения — это способность данной формы речи быть понятной адресату, заинтересовать его.
Доходчивость предполагает ясность, но не все изложенное ясно бывает доступно для понимания каждого человека. Например, прочитанная ясным языком лекция по ядерной физике может быть доступной в основном для специалистов.
6. Чистота речи. Чистой называется речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов (слов и словосочетаний) или элементов, отвергаемых нормами нравственности.
К таким элементам относятся слова-паразиты, которые появляются в речи при раздумье, в паузах (вот, значит, так сказать, диалектизмы и просторечные слова (чаво, здеся и т. д., варваризмы (иностранные слова, имеющие русские эквиваленты, — анонс, пролонгирование и т. п., жаргонизмы (стибрили, умотать, лафа и т. п., вульгаризмы (бранные слова).
• 7. Выразительность речи. Под выразительностью понимают такие особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей и читателей. Выразительность бывает информационная (когда слушателей заинтересовала сообщаемая информация) и эмоциональная (когда слушателей заинтересовал способ изложения, манера исполнения и т. п.).
• 8. Разнообразие средств выражения. Требование разнообразия средств выражения выполняется, когда говорящий или пишущий активно использует большой объем лексического запаса, большое количество синонимов.
• 9. Эстетичность. Эстетичность речи проявляется в неприятии литературным языком оскорбительных для чести и достоинства человека средств выражения. Для достижения эстетичности используются эвфемизмы — эмоционально нейтральные слова, употребляемые вместо слов или выражений, представляющихся говорящему неприличными, грубыми, нетактичными. Например,говорят: «Ребенок испачкал пеленки», «У него расстройство желудка» и т. п.
• 10. Уместность. Уместность подразумевает такой подбор и организацию средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Уместность тех или иных языковых средств зависит от контекста, ситуации, психологических характеристик личности собеседника. Очень хорошо отражает суть этого принципа поговорка «В доме повешенного не говорят о веревке».
Речевая норма как совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы складывается на протяжении длительного времени в процессе функционирования и развития языка под влиянием изменений социальной структуры.
Поэтому овладение речевыми нормами представляет собой длительный процесс усвоения принципов использования языковых единиц в зависимости от типов коммуникации. Самое важное в этом процессе — осознание необходимости соблюдения норм речи для достижения целей коммуникации.
Овладение навыками основных видов речевой деятельности (чтения, слушания, письма, беседы, делового разговора) предполагает усвоение норм, обеспечивающих культуру речевой деятельности и способствующих повышению эффективности речевого общения.
Игра для развития звуковой культура речи «Любопытное солнышко» Сегодня я представляю третий вариант многофункциональной игры «Любопытное солнышко». Направление: развитие речи и звуковая культура.
Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.
Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа) Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа). Цель: Развитие фонетического.
Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Слайд №1-2 «Как никто.
Консультация для родителей «Критерии выбора книг для детей» Чтение- самое доступное и полезное занятие для интеллектуального и эмоционально-психологического становления личности. При чтении книг.
Критерии оценки БУД по воспитательным блокам воспитанников среднего звена и план индивидуальной коррекционной работы Добрый день, уважаемые коллеги! Очень часто мне задают вопрос: «По каким критериям вы отслеживаете базовые учебные действия?». Поэтому сегодня.
НОД «Культура поведения в гостях. Беседа о чае» Цель: формировать у детей навыки культурного поведения в гостях Задачи: развивающие: -развивать у детей познавательный интерес к культуре.
Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции» Рекомендации родителям: Познакомьте ребенка с некоторыми традициями своей семьи. Почитайте ребенку русские народные потешки: «Совушка-сова»,.
Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.
Реферат: Культура речи
1. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1.1 Задача культуры речи
1.2 Типы речевой культуры
1.3 Устная и письменная разновидность русского языка
1.4 Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи
1.5 Особенности устной публичной речи
2. Совершенствование навыков грамотного письма и говорения
2.1 Основные направления
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Как раздел науки о языке культура речи сформировалась относительно недавно. Причиной ее возникновения можно считать социальные изменения, которые происходили и происходят в стране. Участие народных масс в общественной деятельности государства потребовало повышения внимания к уровню их речевой культуры.
1. Культура речи
Различают 2 уровня речевой культуры – низший и высший. Для низшего уровня достаточным является соблюдение норм русского литературного языка. Различают лексические, фонетические, грамматические, морфологические и синтаксические нормы. Лексические нормы, т. е. значения слов можно найти в толковых словарях, другие нормы объясняются в различных пособиях по грамматике, орфоэпии и пр.
Речь называется правильной, если говорящий правильно произносит слова, правильно употребляет формы слов, правильно строит предложения. Хотя этого может быть мало. Речь может быть правильной, но не соответствовать целям общения. Хорошая речь содержит, по меньшей мере, следующие признаки: разнообразие, богатство, выразительность, а также точность употребления слов. Богатство речи характеризуется использованием огромного словарного запаса, различных морфологических форм. Употребление сложных синтаксических конструкций также свидетельствует о разнообразии речи. Выразительность речи достигается путем поиска и подбора языковых средств, которые соответствуют целям и условиям общения. Выбор средств, которые помогают наилучшим образом отразить содержание высказывания, которые раскрывают его основную идею, характеризуют точность речи. Культурного человека отличает высокий уровень речевой культуры. Необходимо совершенствовать свою речь. В настоящее время огромную популярность получают средства массовой информации. Для многих это первейший источник получения информации. Дикторы радио, телеведущие должны быть своего рода примером, т. К. в какой-то степени они несут ответственность за культурный уровень широких народных масс. Духовная составляющая человеческой культуры связана с речью в разных ее формах. Внутренний мир индивидуума проявляется в речи: это и интеллект, и чувства, эмоции, воображение, и фантазия, и нравственное отношение, вера. Все разнообразие связано с внутренней и внешней речью, с культурой речи. Лидирующее положение в речи всегда занимал языковой материал. Выбор слов и словосочетаний, грамматически и логически правильное построение предложений, разнообразие языковых средств и приемов являются характерным, как и для речи оратора, так и для научных докладов. Основным показателем уровня образованности и культуры была правильная речь.
1.1 Задача культуры речи
В настоящее время умение правильно говорить, четко и красиво излагать свои мысли важно для различных сфер жизни социума. Именно поэтому можно говорить о связи литературного языка с понятием культуры речи. Различают 3 основных аспекта понятия культуры речи: коммуникативный, нормативный, этический. Культура речи – это, прежде всего, правильная речь, это соблюдение норм литературного языка. Задача культуры речи заключается в том, чтобы эти нормы были зафиксированы и контролировались, чтобы в дальнейшем следить за их изменением. Одним из важнейших компонентов культуры речи является нормативный компонент. Однако определение «правильности» или «неправильности» культуры речи не является основным. Еще одной функцией культуры речи является определение коммуникативных задач языка. Важность коммуникативной стороны можно считать главной категорией культуры речи. Здесь можно рассматривать такие качества речи, как ее разнообразие, богатство, точность и понятность речи, выразительность. Еще одним аспектом культуры речи является этикет как внешняя оболочка высказывания. Этикет подразумевает правильное использование лексических единиц и соответствие тому или иному стилю. Эмоционально окрашенная лексика не сочетается с научным или официально-деловым стилем. Выбирая то или иное слово, необходимо учитывать не только его лексическое значение, но и его стилистическую зафиксированность, а также экспрессивную окрашенность. Люди разных возрастных и профессиональных категорий, по-разному воспринимают и пользуются этической стороной культуры речи. Этикет также следит за нормами использования специфической лексики (например, нецензурной лексики). Недопустимо, чтобы определенные, особые лексические единицы одного стиля смешивались с единицами другого стиля. Нормативность культуры речи связывает между собой коммуникативную функцию и этический компонент культуры речи. Язык – постоянно изменяющаяся система. Лексика, которая была ненормативной, с течением времени может изменить свое положение, став более или менее используемой в соответствии с нормами литературного языка. Таким образом, задачей теории культуры речи является фиксирование любых изменений в языке. Также культура речи должна привлечь внимание к использованию слов, отчасти непонятных широким массам. К ним можно отнести использование иностранных слов, профессионализмов.
Правильность речи, ее богатство, четкость и точность выражения мысли, использование различных приемов делают устное слово более эффектным и действенным.
1.2 Типы речевой культуры
Различные типы речи, виды красноречия возникали постепенно. Типы речи можно классифицировать согласно тому, к какой сфере деятельности относится оратор и аудитория слушателей. Выделяют от восьми до десяти видов речи.
1. К политическому типу речи относятся лозунги, призывы, пропагандистские и агитационные выступления, доклады партийных руководителей на собраниях, жанры СМИ.
2. Военный тип общения (или красноречие военных) подразумевает приказы, призывы, мемуары. К данному типу речи можно отнести и письма командующего родственникам погибших солдат, радиосвязь.
3. Общение дипломатов основывается на дипломатическом этикете с соблюдением норм. К этому типу речи можно отнести переговоры, корреспонденцию. Для данного типа обязательно умение должного, юридически верного составления документов, умение сглаживать ситуацию.
4. Деловые встречи, деловая документация (финансовые отчеты, юридические акты, планы и программы), телефонные контакты относятся к деловой речи.
5. Красноречие университетских лекторов, профессоров и академиков встречается на лекциях, семинарах, конференциях. Также используется при написании творческих работ, исследований, конспектов, при защите курсовых и дипломных работ.
6. Сфера юриспруденции и судебного дела включает в себя тексты различных законов, уставов, кодексов. К данному типу речи относятся юридические консультации, допрос свидетелей, речь защиты и обвинения, судебный процесс.
7. Педагогический тип общения – это различные объяснения, беседы, комментарии учителя, ответы учащихся, сочинения, изложения и эссе как литературное творчество, этапы занятия.
8. Тип речи, связанный с духовной и нравственной стороной жизни – это различные проповеди, исповеди, молитвы.
9. Повседневное общение проявляется в разговорах друзей, знакомых, близких, обсуждение интересующей проблемы родителями и детьми, переписка.
10. Внутренняя речь (или речь про себя) представляет собой воспоминания, рассуждения, спор, мечты и фантазии, мысленное планирование высказывания.
Данные типы речи требуют осмысления, контроля, что является непосредственно культурой речи. Некоторые типы речи, красноречия складывались в течение многих лет и даже веков. Некоторые типы, например внутренняя речь, появились недавно. Надо отметить, что диалог с собой имеет большое значение в жизни человека, культура внутренней речи, мысленное обращение к своему второму «я» является гарантией успешной внешней речи, т. е. звучания или написания.
1.3 Устная и письменная разновидность русского языка
Любой язык, в том числе и русский, существует в двух формах – устной и письменной. Для построения письменного текста необходимо соблюдение правил двух типов:
1) правил референции;
2) правил предикации.
Устная речь – это речь звучащая, она создается в процессе разговора. Для нее
Характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности:
1) свобода в выборе лексики;
2) использование простых предложений;
3) употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений различного рода;
5) незаконченность выражения мысли.
Устная форма представлена в двух своих разновидностях, таких как:
1) разговорная речь;
2) кодифицированная речь. Разговорная речь допускает непринужденность общения; неофициальность отношений между говорящими; неподготовленность речи; использование невербальных средств коммуникации (жестов и мимики); возможность смены ролей говорящего и слушающего. Кодифицированная речь используется в официальных сферах общения (на конференциях, собраниях и т. д.).
Письменная речь – это графически закрепленная речь, заранее обдуманная и исправленная. Для нее характерны преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов. Письменная речь обычно обращена на зрительное восприятие. Оформление предикативности и референции связано с актуальным членением предложения, с выделением в нем «темы» или «нового» в сообщении. Первые два отличия устной формы объединяют ее с произносимой вслух письменной речью. Третье отличие характеризует речь, производимую в устной форме. Устная речь делится на разговорную и неразговорную. Разговорная разделяется на научную, публицистическую, деловую, художественную. Устная речь имеет свою специфику. Она происходит в условиях территориальной и временной близости собеседников. Поэтому в устной речи важную роль играют не только языковые средства, но и интонации, жесты, мимика. Интонация создается мелодикой речи, местом логического ударения, его силой, степенью четкости произношения, наличием или отсутствием пауз. Письменная речь не в состоянии передать интонацию.
1.4 Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи
«Высокая культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т. е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т. е. самое подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически оправданное)», – писал профессор С. И. Ожегов.
Норма – это оценка носителями языка тех или иных фактов в качестве правильных или неправильных, допустимых или недопустимых, уместных или неуместных. Система норм литературного языка является общеобязательной, кодифицированной (закрепленной).
В эту систему входят частные нормы:
При этом литературные нормы осознаются как обязательные.
Общепринятые коммуникативные правила обусловлены самой природой человеческого общества и составляют комплекс условий, без которых человеческая жизнь перестает быть нормальной.
Один из теоретиков культуры речи профессор Б. Н. Головин выделяет пять уровней коммуникативного круга.
Первый уровень – от действительности к сознанию автора. Здесь зарождается замысел высказывания, проявляется коммуникативная задача.
На втором уровне замысел высказываний соединяется с языковыми данными автора.
На третьем уровне происходит «речевое исполнение» замысла.
На четвертом уровне происходит восприятие высказывания адресатом. От адресата требуется понимание передаваемой информации.
На пятом уровне реципиент соотносит полученную при восприятии информацию с действительностью, с ранее накопленными знаниями и делает соответствующие выводы. По мнению лингвистов главными единицами коммуникативного круга при переходе языка в речь, являются слово и высказывание
1.5 Особенности устной публичной речи
В основе ораторского искусства лежит публичная речь. Оратор должен обладать следующими знаниями и навыками:
1) уверенностью в себе во время публичных выступлений;
2) умением непрерывно говорить на определенную тему;
3) умением четко выражать свои мысли и выстраивать их в точной последовательности;
4) умением привлечь внимание аудитории;
5) экспрессивностью и яркостью при выступлениях;
7) умением убеждать и т. д.;
Немаловажным является и умение оратора ответить на любой заданный вопрос, продемонстрировать свой личный интерес по данной проблеме. Во время произнесения речи важно помнить некоторые основные моменты.
2. Совершенствование навыков грамотного письма и говорения
Не секрет, что если человек умеет правильно, красиво говорить, грамотно писать, его считают образованным. Язык как самостоятельная система живет, развивается и меняется под влиянием времени. Строение языка с давних времен было объектом внимания ученых. В языке все подчиняется закономерностям. Их изучение позволяет языковедам создавать грамматические правила, в том числе правила правописания и произношения. Не всегда удается выразить мысли ясно, четко, образно. Этому умению нужно терпеливо и упорно учиться. А.Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».
2.1 Основные направления
Что же подразумевается под умением «грамотно писать» и «грамотно говорить»? Грамотное правописание – это не только знания правил употребления согласных и гласных, знание синтаксических конструкций и их правильное использование, но и знание употребления нужных лексических единиц, соблюдение стилистических норм. Необходимо помнить, что при выборе слова учитывается не только его лексическое значение, но и его стилистическая «зафиксированность», экспрессивная окраска.
Немаловажным является также вопрос о правильном говорении. В литературном языке произношение подчиняется определенным нормам и правилам, так же как и выбор слов или использование тех или иных грамматических форм. Например, в русском языке в безударном положении не произносится звук [о]. После твердых согласных в первом предударном слоге, а также в начале слова вместо буквы о произносится [а]: к[а]зА – к[О]зы. Или в некоторых сочетаниях согласных стн, здн выпадает звук, хотя на письме буква пишется: лестница, наездник, чувство. В иноязычных словах часто пишутся двойные согласные: касса, аккорд, грамм. Необходимо правильно делать ударение в словах: ремЕнь, портфЕль, партЕр.
В любом случае в основе правильного письма лежат навыки грамотной речи, соблюдение норм литературного языка. Правильно говорить – это умение. Прежде всего, необходимо определить, что ты хочешь сказать. Умение точно и четко формулировать свои мысли надо совершенствовать. Ведь прежде чем мысли, идеи получат выражение на бумаге, необходимо обдумать и сформулировать то, о чем пойдет речь, в голове.
Слово является важнейшей единицей языка. Русский язык имеет огромный лексический запас. С помощью слов можно назвать не только разнообразные явления, предметы, действия, но и признаки, различные оттенки значений. Слово имеет определенный смысл. Чем больше словарный запас, чем образованнее и эрудированнее человек, тем богаче и интереснее становится его язык, тем свободнее становится его речь.
Список использованных источников литературы
1. Культура русской речи: Учебник для вузов/ Отв. ред. Л.К. Граудина и Е.Н. Ширяев. – М.: НОРМА – ИНФРА. М, 1999. – 560 с.
2. Русский язык и культура речи: Учебник/ Под общей ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2002. – 411 с.; Русский язык и культура речи: Практикум/ Под общей ред. В.И. Максимова.- М.: Гардарики, 2002. – 412 с.
3. Введенская А.Н., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
4. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / Под ред. Н.А. Ипполитовой. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.
Прикольные поздравления с днем логопеда
Нужно о речи заботиться в детстве,
Чтоб не пришлось, потом краснеть,
Логопед поможет детям
Правильно буквы все говорить.
Пусть тебя возблагодарят,
За твои старания и труды
И пусть судьба хранит
За твои работы плоды!
Всех ты учишь говорить,
Чтобы проще было жить,
Среди прочих пациентов,
Могут быть и президенты!
Логопед наш дорогой,
Все гордимся мы тобой,
Любим, ценим, уважаем,
Поздравлять тебя, желаем!
В вашей работе ошибки не может быть,
Только вам дано все звуки, восстановить,
Все речевые недостатки побеждаете всегда,
Логопеды, примите благодарности слова.
Пусть вас заботой, лаской окружают,
Пусть все печали ваш адрес забывают,
Судьба пусть будет благосклонною всегда,
Дай Бог вам радости, удачи и тепла.
Всех логопедов сегодня поздравляем,
Желаем радости, везенья и добра,
Пусть счастье вас с улыбкою встречает,
Пускай везёт во всём всегда.
Дефекты речи вы улучшаете,
Своими результатами просто поражаете,
Каждый день и каждый час.
Пускай удача окружает вас.
Чтоб сказать слова отлично,
Вовсе не косноязычно,
Специальный доктор есть
И заслуг его не счесть!
Он детишкам помогает
И дефекты исправляет!
Кто же это? Вот ответ:
Этот доктор – логопед!
Чтоб его поздравить, мы
В этот день к нему пришли!
Будет скоро целый пир,
Логопедов славит мир!
Знает это целый свет:
Логопеду равных нет!
Много у него терпенья,
Чтоб наладить всем общенье,
Чтобы речь поставить гладко,
И помочь писать в тетрадке
Буквы ровно, без проблем,
Если плохо уж совсем!
Вот такие доктора –
Логопеды! Им «Ура!»
Скажем дружно, скажем вместе!
Чтоб всё было честь по чести!
Наука есть – логопедия
Чуть-чуть психолог, педагог
Наш логопед, чтобы «смешные» –
Картавые он речи мог
Лечить всегда со знаньем дела.
Он в этих сферах тоже ас!
Чтоб речь лилась, смеялась пела!
Его леченье – высший класс!
Праздник свой международный
Логопеды отмечают.
Чтобы речь была свободной,
В ней дефекты устраняют.
Помогают повсеместно
Взрослым многим и детишкам.
Чтобы звуки все уместно
Мог прочесть, склонять над книжкой,
Их картавый пациент,
Логопед дает «рецепт»:
Упражненья назначает,
Пациенту помогает.
Логопед любое слово вас научит говорить
И поможет звуки речи правильно произносить!
И хотим мы в этот День дружно все его поздравить!
Благодарны, что не лень доктору дефекты править!
Поздравляем логопедов –
Врачевателей речей!
Речь здоровая – победа
Для таких, как вы, врачей!
Речи нашей врачеванье –
Это целое призванье!
Пусть у вас всегда и всё
В жизни будет хорошо!
Логопеды, вас сегодня
Поздравляем с вашим Днём!
Нет призванья благородней,
Асы в деле вы своем!
Помогаете наладить
Вы общенье на Земле!
Все дефекты речи сгладить
Или вылечить вообще!
Что случилось? Ребёнок мямлит?
Всё понятно, уже еду,
Я немного поупрямлюсь,
Но таки отвезу ребёнка к логопеду.
Наша речь – залог успеха,
Мы должны её беречь,
Логопеды – для речи доспехи,
С ними – ну просто гора с плеч.
Сегодня – праздник логопедов,
Поздравляем Вас, доктора,
Для Вас любое дело – точная победа,
Медицина – трудна наука и сложна.
Желаю послушных клиентов,
Хорошего их произношения,
Хорошеньких, конечно, ассистенток,
Но что б не перепрыгнуть через искушение.
От клиентов хочу выразить почтение,
С днём логопедов поздравляю,
И в добавку к поздравлениям,
Успехов и подъема вам желаю.
В детстве не смог бы без Вас, доктора,
Вы меня тогда, честно, спасли,
Вместо «р» говорил «га»,
Вот что значит – опытный специалист.
Речь прекрасной быть должна,
Для общения она,
Ты нам в этом помогаешь,
Недостатки исправляешь!
Логопеда поздравляем,
Жизни радостной желаем,
Быть счастливой и любить,
И с мечтой на свете жить!
«Трубочкой губы, вот так,
Порычим и скажем «Аа»,
Слышим мы от логопеда,
Он работник «на ура!».
В его день международный,
Воспоём мы поздравление,
Выскажем ему признанья
И подарим только веселье!
Пусть работается не трудно,
И детишки не занудны!
В международный логопеда день,
Всем мастерам здоровой речи
Забыть желаю про болезнь
Язык пленившей человечий.
Желаю слышать только слог
Предельно беглый, без заминок,
Чтоб пациент осилить смог
У Тины устный поединок.
Есть в речи той и вам признанье,
Ваш отражен в беседе труд.
Пусть воплотятся пожеланья,
Мечты пусть ваши оживут!
Взяв человеческую речь
В свои чувствительные руки,
Вы заставляете в ней течь
С рожденья скомканные звуки.
Недаром призван логопед
Лечить неправильное слово,
Как рифму правящий поэт,
Он идеала ждет простого.
И в праздник ваш, да и всегда,
Пусть слово блещет чистотою,
Пусть лишь здоровые слова
Вас окружают красотою!
Преображая слов изъяны
В живую человечью речь,
Рвет логопед чужие раны
Надеясь звук из них извлечь.
Не запинающийся, чистый,
Как в чаще спрятанный родник,
Чтоб голос снова бархатистый
В грудь человечества проник.
И в праздник ваш страна желает
Вам знать лишь тот счастливый миг,
В котором счастье обладает
Единой мыслью на двоих.
Корректор слова, речи лекарь,
Слог разбивающий на звук,
И словно сказочный аптекарь
Знаток таинственных наук.
И в этом сила логопеда,
Его умений стройных мощь,
Что помогают мыслям где-то
Петлю болезни превозмочь.
И честью было бы на праздник
Вам будней ярких пожелать,
В которых счастье, как напарник,
Во всем вас будет продолжать!
Может поддержать беседу,
Тот, кто был у логопеда,
Тот приходит к нему снова,
Кто имеет чувство слова,
Спешу поздравить до обеда,
Я сегодня логопеда,
И хоть говорю прелестно,
Отправляю СМСку.
Помни ритор и оратор,
Был бы монолог твой краток,
Если бы на этом свете
Не нуждались в логопеде,
Он имеет отношенье
К чистоте произношенья,
В благодарность я за это,
Поздравляю логопеда!
Поддержи Бугага.ру и поделись этим постом с друзьями! Спасибо!
Поздравления с Днем логопеда 2021
Короткие поздравления
Вы первоклассный специалист своего дела, золотой логопед и просто прекрасный человек! С искренним признанием спешу поздравить Вас с этим особым ноябрьским числом. Желаю всех благ, здоровья и процветания на долгие годы жизни.
Дорогие и уважаемые логопеды, спасибо за ваш огромный труд! Именно благодаря вам мы слышим вокруг правильную и красивую речь. Успехов вам в этом непростом деле! С праздником.
Вы выбрали себе непростую, но очень важную профессию! Спасибо за этот выбор, благодарим Вас за огромный труд. С Днём логопеда!
Красивые поздравления в стихах
Так получается, всегда при личной встрече,
Вы обращаете внимание своё,
На правильную постановку речи,
И объяснение конечно есть на то.
Всё дело в том, что заняты вы делом,
В котором очень важен разговор,
Вы трудитесь прекрасным логопедом,
За то спасибо и низкий Вам поклон.
А так же искренние строчки-пожеланья,
Пусть в Вашей жизни всё будет хорошо,
Дома царит любовь и процветание,
А на душе всегда будет светло!
Речь красивой так просто быть не может,
Здесь нужно труд особый приложить,
А кто же в этом нам всегда поможет,
Кому оратором из нас чудесным быть?
Конечно Вам, без всякого сомнения,
Всё потому что Вы — наш лучший логопед,
Просим принять Вас эти поздравления.
Ваш стаж вобрал в себя немало лет,
Уже Вы многим возможность подарили,
Красиво, правильно и складно говорить.
Желаем, чтобы в счастье всегда жили,
И по заслугам так тому и быть!
Лишь логопедам по плечу задача,
Чтоб «выбку» в «рыбку» превратить,
Пока все от бессилья плачут,
И вас спешат о помощи просить.
И кроме вас помочь никто не сможет,
А почему? Ответ очень простой,
Вам в мире слов равных быть не может,
И в этот светлый праздник дорогой,
Вас, логопедов, мы хотим поздравить,
Пусть будет лучшим каждый результат,
И целый мир вы сможете украсить,
Красивой речью маленьких ребят!
Не всегда легко нам удаётся
Красиво и чётко говорить,
Кто-то потом и дразнит, и смеётся,
Но мы-то знаем как нам дальше быть.
Мы обратимся к нашим логопедам,
И тут они помогут как всегда,
Лишь вместе мы одержим все победы,
И будет речь красива и чиста.
За что сегодня говорим «Спасибо»,
Желаем вам здоровья — на века,
Чтоб только счастье в жизни вашей было,
Всего вам лучшего и радости сполна!
Необычные поздравления в прозе
Вы поистине любите свою работу, потому что только тот человек, который так любит и ценит свой труд, может добиваться таких отменных результатов. Для многих людей Вы смогли стать палочкой-выручалочкой в огромном мире слов. Примите искренние слова благодарности и добрые пожелания в этот заслуженный праздник! Будьте здоровы и счастливы!
У многих маленьких малышей случаются большие неприятности, когда они только начинают разговаривать. Буковки путаются местами, слова произносятся неверно, и можно было бы очень сильно расстроиться, но Вы этого точно никогда не допустите. Вы как волшебная фея в мире слов, можете всё исправить! Спасибо огромное за это, Вы золотой логопед. Пусть Ваши добрые дела возвращаются обратно бумерангом в виде счастья, радости и крепкого здоровья! С праздником.
Логопед – это призвание, умение и терпение! От всей души спешим поздравить каждого, кто выбрал для себя эту профессию! Пусть всегда вам сопутствует успех и удача! Благодарности и добрых слов от всех, кому вы сумели помочь! И, конечно же, крепкого здоровья вам на долгие-долгие годы, наши дорогие и уважаемые логопеды.