Что делать, чтобы ребенок заговорил?

Как помочь ребенку заговорить? Практические советы родителям

Речь формируется до 5 лет. В этом возрасте ребенок должен разговаривать, почти как взрослый.

Как родителям помочь малышу заговорить? Как понять, что есть задержка речевого развития? Что делать в этом случае? И бывает ли поздно что-то предпринимать? Спросили логопеда и многодетную маму Дарью Сенькову.

логопед, специальный психолог, автор блога @senkova.daria

Что нужно ребенку для развития речи?

Чтобы речь появилась, обязательно необходим фундамент:

  • ребенок должен понимать инструкцию: «дай мне мяч», «принеси книгу»;
  • использовать лепет: «па-па-па», «да-да-да»;
  • общаться жестами: указательный жест, жест просьбы – «дай-дай», жест прощания – «пока-пока»;
  • правильно жевать и глотать.

Кроме того, у ребенка должна быть потребность учиться говорить и совершенствовать средства общения.

Для этого необходимы:

  • желание ребенка общаться со взрослым;
  • желание взрослого общаться с ребенком;
  • ситуация, когда взрослый доброжелательно реагирует на инициативы ребенка, но иногда не понимает или делает вид, что не понимает, что именно ребенок просит.

Что могут сделать родители для запуска речи у ребенка?

  1. Формируйте указательный жест.
  2. Учите ребенка кивать головой как ответ «да» и махать головой как ответ «нет».
  3. Важное умение для речи – научиться соблюдать очередность: научите малыша по очереди стучать ложками, бросать мячик, строить башню из кубиков; говорите по очереди: говорит папа – пауза – говорит мама.
  4. Используйте простые и понятные слова. Например, идет кот: «мяу-мяу», «топ-топ».
  5. Говорите с ребенком громко, медленно и четко, убрав «слова-шумы»: «Дай мне мяч!» вместо «Ой, Ванечка, дай маме, пожалуйста, вот этот синенький маленький мячик!».
  6. Говорите эмоционально – интонацию и мимику ребенок считывает лучше смысла слов.
  7. Проговаривайте и озвучивайте все действия ребенка, комментируйте все, что с ним происходит, повторяйте, что он произносит.
  8. Стройте диалог с ребенком, даже если он еще не говорит – задавайте вопрос и делайте паузу – смотрите в глаза.
  9. Читайте много раз одни и те же сказки, стихи.
  10. Катайте ребенка на качелях, каруселях, крутите на гамаке, чаще ходите на детскую площадку. Доказано, что развитие вестибулярной системы способствует интеллектуальному развитию.

Как распознать задержку речевого развития?

За речью ребенка нужно следить в любом возрасте, даже когда этой речи как таковой еще нет.

При нормальном речевом развитии до появления словесной, звучащей речи ребенок уже «разговаривает» со взрослым с помощью жестов, взглядов, криков, звуков. Так он усваивает структуру диалога – «скелет» общения, который потом обрастает речью. Если этот этап не пройден, дальнейшее развитие речи нарушается.

Нужно обращать внимание на отклонения от нормы.

В 3–6 месяцев ребенок обычно пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков. Малыш гулит, кряхтит, поет, прислушивается, реагирует на голос, интонацию, узнает знакомые голоса.

В 6–9 месяцев – лепет: слоги и цепочки слогов; пытается повторять услышанные звукосочетания и только ситуативно связывает их с предметами или действиями.

В 10–12 месяцев – длинные цепочки слогов сворачиваются в первые слова, которые могут выражать целую мысль или ситуацию. Ребенок понимает названия знакомых предметов, выполняет простую инструкцию, например, «дай мяч!». В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.

В 12–18 месяцев – количество простых слов растет, ребенок соотносит слова с конкретными предметами или действиями, находит их на картинках.

В 2 года ребенок понимает двухступенчатую инструкцию «сходи… и принеси…», говорит простую фразу из 2 слов, начинает формироваться грамматика.

Речь – это функция мозга, а мозговые структуры созревают в определенные сроки. До 2 лет активизируются те участки мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.

Если у ребенка в 2 года нет фразовой речи, возможно, у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития.

Что делать, если ребенок не говорит в 2 года?

Можно начать с осмотра специалистов:

  • сурдолога;
  • невролога;
  • психиатра;
  • генетика;
  • психолога;
  • грамотного логопеда.

Сурдолога нужно посетить для проведения аудиологического скрининга новорожденному, то есть исследования слуха.

Развитие у ребенка способности понимать речь и говорить, развитие мышления основано на его возможности слышать речь окружающих людей. Даже небольшое снижение слуха у ребенка приводит к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга.

Эти процессы особенно интенсивны в первые 2 года жизни, поэтому всем новорожденным показана оценка слуховой функции.

Чем раньше будет выявлено снижение слуха, тем больше возможности для восполнения «недостающих» звуков, звукоподражаний, слов, а также легче привыкание малыша к слуховым аппаратам.

При грамотном слухопротезировании до 1 года и занятиям с сурдопедагогом к 5-летнему возрасту слабослышащий ребенок не отстает в развитии от сверстников без нарушения слуха.

К неврологу при нарушении речи можно и нужно обратиться, если ребенок:

  1. легко и быстро возбуждается и трудно успокаивается;
  2. плохо спит;
  3. мало ест;
  4. плохо набирает вес;
  5. обильно срыгивает;
  6. испытывает судороги;
  7. часто и сильно плачет без видимых причин.

Желательно проверять ребенка у нескольких врачей-неврологов.

Редко, но иногда нужен генетик – для исключения генетических болезней, которые вызывают задержку речевого развития, а также для проверки обмена веществ.

Психиатр нужен, если, кроме проблем с задержкой речи, у ребенка наблюдаются:

  • частые истерики;
  • агрессивность;
  • фобии;
  • гиперактивность, с которой родителям трудно справиться;
  • нарушение сна;
  • психотравма;
  • тики др.

Психолога следует посетить, если наряду с отсутствием речи есть и другие особенности поведения у ребенка:

  • не смотрит в глаза;
  • не откликается на имя;
  • не выполняет простые инструкции;
  • не взаимодействует с родителями;
  • достаточно активно и как-то нецелесообразно бегает и др.

Психолог может помочь оценить общее развитие ребенка. С ним в некоторых случаях надо начинать занятия перед тем, как посещать логопеда.

Логопед – это специалист, который может не только выявить задержку в развитии речи, но и с раннего возраста проводить сенсорные занятия, направленные на запуск речи.

Когда поздно что-то предпринимать?

Если до 6-летнего возраста ребенка родители бездействовали, последствия уже невозможно компенсировать, поскольку пластичность мозга наиболее активна именно до 6–7 лет.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок на его возрастном этапе в чем-то отстает, важно как можно скорее обратиться за консультацией к специалистам.

Помните, что речь – существенный механизм в формировании интеллекта, коммуникативных навыков, а развитие ребенка до 3-х лет во многом определяет его будущую жизнь.

Как научить ребенка говорить

Как только ребенку исполнилось два года, вы заметили большой «прорыв» в его лексиконе. Оказывается, он уже знает огромное количество слов и может строить целые предложения, состоящие из четырех-пяти слов. Он даже может использовать местоимения, знает единственное и множественное числа. Понимание и осмысление сказанного также совершенствуются, и теперь он может выполнить уже три ваших последовательных команды. Уже сейчас он способен сказать свое имя.

При правильном отношении и серьезной мотивации ваш ребенок может накопить в своем словаре до 300–400 слов к своему третьему дню рождения. Ему уже намного легче выражать свои эмоции и желания. Да, порой он запинается, но только потому, что его мышление становится более комплексным, так как он узнает все более сложные вещи и поэтому иногда подыскивает слова, чтобы точнее выразить свои мысли.

Все это является частью его растущего языкового мастерства, особенностью процесса овладения искусством речи.

В четыре года ваш ребенок со словарным запасом примерно в 1500 слов может говорить почти как взрослый и готов вести беседу. Он способен ответить на многие вопросы и сам тоже задает все больше «почему?». Вы, вероятно, даже услышите слова, которые совсем не хотите от него слышать. Когда вы читаете ему сказку, он может пересказать какую-то ее часть. А в хорошем настроении малыш способен даже сам сочинить сказку. Этот период как нельзя лучше подходит, чтобы загрузить его чтением книг — некоторые дети как раз в таком возрасте сами начинают читать.

Родители действительно многое могут сделать, чтобы поддержать и ускорить развитие речи своего ребенка. Вот несколько общих советов.

Начинать нужно в утробе матери

Развитие речи начинается еще в утробе матери — в течение последнего триместра беременности плод особенно сильно реагирует на звуковые раздражители. Так как слушание — это первый шаг к тому, чтобы научиться говорить, эксперты считают, что родители могут стимулировать развитие речи, просто разговаривая с еще не родившимся ребенком и позволяя ему слушать различные звуки, особенно классическую музыку.

Малыш привыкнет к вашему голосу еще до рождения, а после рождения он сможет сразу узнать ваш голос и связать его с вашим лицом.

Разговаривайте с младенцем постоянно

Ваш ребенок не научится плавать, пока не окажется в бассейне. Точно так же он не сможет научиться говорить, если вы не будете с ним разговаривать. Поэтому начните говорить с вашим ребенком, пока он еще в утробе матери, и продолжайте общаться с ним каждый день, когда он родится.

Покажите ему, как ваши губы двигаются, когда вы говорите. Меняйте скорость, тональность, интонацию, высоту и громкость речи. Делая так, вы получите возможность поймать и сконцентрировать его внимание. К тому же он рано познакомится с интонационным разнообразием речи.

Связывайте слова с образами

Смотрите на лицо вашего ребенка, когда разговариваете с ним. Наблюдайте за его реакциями. Позвольте ему видеть ваше лицо, когда вы говорите с ним. Показывайте ему картинки тех предметов, которые называете. Так он рано научится связывать слова с образами и называть объекты и людей.

Повторение — мать учения

Дети на самом деле учатся в процессе повторения слов и действий. Когда обучаете ребенка новому слову, повторяйте его снова и снова в течение нескольких дней, пока он не научится произносить его правильно. Пускай повторяет слог или слово столько раз, сколько он хочет.

Задавайте ребенку вопросы

Задавайте ребенку вопросы, даже если он пока еще не может на них ответить. Возможно, он попробует выразить свои эмоции с помощью жестов. И после того, как ребенок заговорит, продолжайте задавать вопросы. Они не только помогут малышу научиться говорить и выражать свои мысли, но и будут стимулировать его мозг, заставляя думать.

Читайте своему малышу сказки

Читайте ему сказки каждый день. Это познакомит его с новыми словами и понятиями, а главное — разовьет его воображение. Когда он уже будет знать буквы, узнавать слова и картинки, пускай попытается читать самостоятельно. Поощряйте в нем желание прочесть что-то самому, но не заставляйте его это делать.

Музыка разовьет речевой аппарат

Пойте вашему малышу, и пускай он поет вместе с вами. Гармоничные звуки не только приятны на слух, но и развивают при их повторении речевой аппарат ребенка. Песенки и мелодии научат малыша менять высоту голоса, тональность и ритм.

Используйте при обучении подручные средства

Сделайте ваши уроки веселыми. Не обязательно покупать карточки или книжки, чтобы научить вашего ребенка говорить или распознавать цвета. Когда вы, например, готовите, попросите его называть цвета фруктов и овощей, которые он видит на столе.

Пусть посчитает, сколько ломтиков помидора у вас есть. В продуктовом магазине попросите его сказать вам, сколько коробок с хлопьями он видит на полке. Во время путешествия озадачьте его подсчетом деревьев, мимо которых вы проезжаете. Еще можно предложить ему выбрать цвет и через время сказать вам, сколько автомобилей этого цвета он увидел на дороге.

Не поощряйте детский лепет

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок говорил правильно, не стоит разговаривать с ним по-детски. Использование сочетания взрослой речи и детского лепета с вашей стороны уместно только в течение первых шести месяцев. Затем прекратите сюсюканье полностью!

опубликовано 13/01/2016 10:45
обновлено 28/03/2019
— Педагогика и психология

Как самостоятельно научить ребенка разговаривать

Чтобы помочь ребенку заговорить, родителям понадобится найти и прочитать методические рекомендации логопедов, ведь в развитии речи малыша взрослым отведена самая активная и ответственная роль.

Основные этапы развития речи у ребенка

Ребенок вслушивается в речь взрослых, запоминает и пытается воспроизвести звуки человеческой речи. Он отличает один голос от другого, но при этом звуки воспринимаются как мелодия.

Постепенно появляется больше разных интонаций и эмоций, которые слышны в его речи.

Первые звуки для ребенка —гласные: а, у, о, я. Затем в 1.5 месяца добавляются к, г, х, отсюда и появляется «гуление» – сочетание всех этих звуков.

Ребенок часто и активно воспроизводит звуки, повторяет отдельные слоги в виде лепета и пробует выговаривать самые простые слова из нескольких слогов. В это время чаще всего родители слышат долгожданное «ма-ма» и «па-па».

Малыш подражает взрослой речи, учится выражать свои желания. Слова ещё очень упрощенные, но словарный запас активно пополняется. Обычно к году ребенок активно использует около 10 слов.

В это время малыш пробует строить длинные осмысленные предложения так, чтобы его понимали окружающие.

Проявляется заметный прогресс в речевом развитии. Ребенок постоянно взаимодействует с миром, начинает задавать вопросы «когда» и «почему», использовать разные части речи а также множественное и единственное число.

Когда учить ребенка разговаривать

Дети не начинают говорить одномоментно, как по «мановению волшебной палочки». Некоторые быстро схватывают новые слова и начинают разговаривать уже до одного года, у кого-то это занимает намного больше времени, так как у всех свой темп развития.

Нормальными считаются ситуации, когда ребенок не очень хорошо говорит в 2.5 или 3 годика. Если видно, что малыш осваивает новые слова и конструкции, просто делает это медленнее, чем некоторые его сверстники – всё в порядке. Если вас беспокоит этот вопрос, то всегда можно проконсультироваться с педиатром и логопедом, а не мучить себя вопросами, а ребенка непомерной нагрузкой в освоении речи.

Как научить ребенка говорить: пошаговое руководство для родителей

Даже новорожденные детки реагируют на голос родителей и затихают именно потому, что эти звуки для них близкие, родные. Нельзя ждать года, чтобы начинать активное обучение речи. С первых дней дети хорошо воспринимают речь, пение, улюлюканье, мимими и прочие звуковые взаимодействия. Важно следить за собственной артикуляцией и интонированием.

Читайте ребенку сказки или готовьтесь к своим делам, зачитывая ему отрывки из статей и книг – «синхрофазотрон» и «мишка косолапый» будут одинаково незнакомы и непонятны малышу, поэтому главную роль на этом этапе играет ваша дикция.

Все дальнейшие советы помогают научить ребенка говорить в 2 — 3 года, а описанные упражнения можно усложнять по мере освоения.

От того, как часто и помногу вы будете разговаривать с малышом будут зависеть его успехи в освоении речи. Нужно постоянно говорить, а также давать возможность ему отвечать. Это позволяет малышу не только понимать интонирование и ритм речи, но и потихоньку осознавать смысл.

Сопровождайте все ежедневные заботы с малышом словами. Например, называйте предметы одежды, когда переодеваете маленького; когда купаете, поглаживайте и проговаривайте, как называются части тела.

Уже в течение первого полугодия малыш всегда будет внимательно прислушиваться к разговору взрослых. Поэтому ваша задача – следить за своей речью. Дети очень чувствительны к интонациям. Поэтому старайтесь в присутствии ребенка всегда говорить спокойно, не допускайте споров на повышенных тонах! Малышей тревожат слишком громкие звуки.

Хорошо, если во время игры вы организуете прослушивание сказок, записанных на аудиокассеты или диски, которые сопровождаются музыкой, детскими песенками, стихами или просто речью актеров.

Можете и сами подражать голосу животных. Мяукать, лаять, кукарекать лучше, чем молчать! Все это звукоподражание развивает речевые органы ребенка.

Не стесняйтесь выглядеть глупо, когда тянете гласные: губы трубочкой, округлый рот, утрированная артикуляция помогает понять, как произносятся звуки и попробовать это на себе.

С 1,5 лет можно говорить с обычной артикуляцией и не ограничивать себя в словах: не просто одежда, а уже платье, штанишки, косынка и тп. Не бойтесь использовать сложные и необычные слова, вроде жирафа, если он встречается в книжке или на картинках один раз. Всё это тоже тренировка и помогает отличать один предмет от другого.

От 2-х до 3-х лет малыш активно развивается физически, поэтому важно, чтобы и слова он запоминал в связке с действиями. Пускай сначала это будут очень простые сокращенные глаголы из одного окончания. Но вы не должны поддаваться и выучивать этот детский язык сами! Говорите нормальными взрослыми словами и старайтесь приучить к этому ребенка. Потом все должно плавно перейти к изучению свойств предметов – формы, цвета, структуры. Это помогает ребенку заговорить, так как он начинается тянутся к вашему уровню в речи.

Важный момент: не используйте только глаголы, нужно создавать связь между словами и использовать разные части речи: кошка пьет, собачка бежит, жучок летит и тп. Хорошо работают противопоставления – собака/кошка, бежит/лежит.

Возьмите за правило при разговоре с малышом быть на одном с ним уровне, а не говорить свысока. Присаживаясь к ребенку, вы покажете, что вам приятно с ним говорить, а его болтовня для вас многое значит. Давайте также понять, что вы не согласны с его мычанием или тыканием пальчиком. Повторяйте за ним его слова, пускай еще не совсем понятные, одновременно проговаривая их правильно, как должны они звучать.

Пение песенок, просмотр и прослушивание мультиков и детских песенок положительно сказываются на ребенке. Игры в слоги, поиск синонимов, да и просто описание действительности – всё можно представить в виде игры. Вы можете придумывать развлечения не зависимо от того едете ли вы в автобусе или сидите в парке.

Вопрос «что это» или «на что похожа эта тень» тренируют фантазию, память, речь и помогают взаимодействовать с миром.

Игры с пальчиками и ладошками – ладушки, сорока-ворона и многие другие так же способствуют развитию речи. Предметы разной фактуры и разного размера так же помогают в этом деле. Не бойтесь дать ребенку фасоль, макароны или фрукты – под вашим наблюдением всё это может быть отличной и безопасной игрушкой.

Не забывайте разминать малышу пальчики, делать массаж.

Может показаться, что очень сложно разобраться в том, как научить ребенка разговаривать, и обязательно упустишь какие-то тонкости. Да, даже в рамках одной семьи обучение речи детей проходит по-разному. Вы сами будете учиться, пробовать рекомендованные специалистами способы и вырабатывать свои уникальные методики, которые подойдут вашему ребенку.

Учим ребенка говорить отдельные буквы: л, ш, ж, р

Многие родители задаются вопросом, как научить ребенка говорить буквы «р», «ш» и другие, так как из-за недостаточно развитой артикуляции дети заменяют более сложные процессы на простые и понятные.

  • При небольшим проблемах с буквой «л» хорошо работает упражнение «лошадка», когда ребенок учится цокать языком. Это помогает наладить работу воздушных потоков и улучшить подвижность языка.
  • Для работы над буквой «ш» или шипящими нужно показать следующее упражнение: язык тянется к нижней губе и при этом приподнимаются его боковые стороны. Полезными будут упражнения для растягивания губ и жевательные движения. Пробуйте на себе произнесение звука, и вы сможете донести это движение.
  • Самую большую сложность имеет буква «р». Необходимо показывать правильное расположение губ и языка и тренировать его каждый раз, напоминать, помогать и быть терпеливым, если получается плохо.
  • То же самое касается буквы «ж» — медленное проговаривание и соблюдение техники при жужжании помогут в игровой форме освоить сложный звук.
  • Для всех букв есть подборки скороговорок и стишков для тренировки, которые легко найти в интернете. Повторяйте их вместе с ребенком, чтобы он видел правильную артикуляцию.

Дополнительные советы:

  • следите за прикусом! Частое сосание пустышки или соски может привести к проблемам с артикуляцией. Сейчас продают специальные насадки на бутылочки с небольшим отверстием, они помогают задействовать нижнюю челюсть, а значит лучше формируют правильный прикус.
  • пальцы во рту так же мешают формированию прикуса, поэтому следите, чтобы малыши не держали их во рту слишком долго.

Полезные книги:

Елена Янушко «Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет.

Эта книга отличное руководство для родителей, которые хотят больше понимать о речевом развитии ребенка.

Полезные видео

Дефекты в речи: когда необходим логопед

Если в три года ваш малыш не говорит или заикается, это повод обратиться к логопеду за консультацией и дальше уже под контролем профессионала выстраивать коррекцию. Если ребенок неожиданно прекратил разговаривать, то это тоже вопрос, который необходимо решать при помощи специалиста. Даже если причиной молчания стало какое-то травмирующее событие, помощь логопеда (а в отдельных случаях психолога) будет наиболее эффективным и быстрым способом восстановиться.

В нашем клубе «Детство» развитию речи у малышей уделяется большое внимание. Если вы хотите поддержать и ускорить текущее развитие, хорошо подойдут занятия по логоритмике. Также в нашем клубе работают логопеды-дефектологи, которые помогут скорректировать произношение или лексику, а также проработать любые моменты, связанные с задержкой речевого развития или общего недоразвития речи. Обращайтесь к профессионалам!

Как научить говорить ребенка в 2 года?

Родительское отношение к «молчанию» своего двухлетнего чада делится на две категории:

  • Чрезмерная обеспокоенность. Когда ребенок в 18 месяцев не знает алфавит и не общается развернутыми предложениями, в отличие от соседского мальчика Саши, который в 2 года говорил сложными предложениями.
  • Игнорирование проблемы. Когда врачи сошлись на едином мнении, и ставят диагноз «задержка в развитии», а родители настойчиво игнорируют этот факт. Им кажется, что малыш абсолютно здоров и никакой проблемы не существует.

Под термином «задержка речевого развития» (ЗРР) подразумевают замедленные темпы овладения устной речью детьми младше трех лет.

Норма или патология?

Развитие каждого ребенка происходит согласно индивидуальному расписанию, как и становление речи. Навык речевого общения у детей в 2 года настолько индивидуален, что может существенно различаться у сверстников, рожденных с разницей в пару месяцев. Но все детки без исключения переживают основные периоды развития речи.

Этапы и условные нормы развития речи:

  • 2-3 месяца – гуление. У малыша наблюдается реакция на голоса мамы и папы. Он начинает издавать первые звуки, отвечая по-своему на обращение родителей. На этом этапе формируется диалогическая речь.
  • 4-8 месяцев – лепет. Ребенок повторяет простейшие слоги из гласных и согласных звуков (тя-тя, ня-ня-ня, бу-бу). Некоторые мамы радуются, когда слышат от своего чада первое слово «ма-ма». На самом деле, это случайный повторяющийся слог, значение которого малыш еще не осознает.
  • 9-12 месяцев – малыш подражает звукам речи взрослых. В этот период активно пополняется пассивный словарь (слова, которые он слышит и понимает, но не произносит).
  • В 12-18 месяцев ребенок произносит свои первые осознанные слова, знает и произносит звуки некоторых животных, понимает и реагирует на просьбы взрослых («положи», «сядь», «принеси», «кушай»). При произношении слов, ребенок может «терять» или «заменять» звуки и слоги (кошечка­ – «котька»).
  • 2 года – формирование активного словаря. Малыш учится складывать слова в предложения, выражать свои мысли.
  • 3 года – речь ребенка становится понятна окружающим. Он без труда формулирует свои требования, задает вопросы, активно употребляет в речи глаголы, союзы, предлоги, знаком с количественными понятиями («много», «один»).

Единой возрастной нормы, по которой ребенок должен заговорить, не существует.

У большинства детей это происходит с 14-18 месяцев от момента их появления на свет.

Какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития?

Не стоит волноваться, если малыш контактен, сообразителен, общается с членами семьи и окружающими при помощи жестов и звуков, реагирует на ваши просьбы, понимает слова, которые вы ему говорите, способен к звукоподражанию. Такие детки могут упорно молчать до трех лет, но потом активно начинают разговаривать, даже перегоняя своих сверстников. Речь идет о темповой задержке речи, когда малыш заговорил самостоятельно, без каких-либо принятых мер. Это нормальное явление, которое может встречаться у абсолютно здорового ребенка. Но существует и другая проблема, когда задержка развития речи – это тревожный «звоночек», сигнализирующий о серьезных нарушениях.

Что должно насторожить родителей:

  • Спустя 3-4 недели с момента рождения у малыша отсутствует реакция на голоса взрослых.
  • Отсутствие гуления в 2-4 месяца.
  • В 8-9 месяцев от ребенка не слышно никаких звуков, лепета.
  • В 1-1,5 года не произносит простых слогов (ма-ма, бу-бу), не откликается на свое имя.
  • С полуторагодовалого возраста не воспринимает на слух слова, просьбы. Есть проблемы с жеванием пищи.
  • Не использует жесты, добивается всего только плачем.
  • В 2 года не может говорить фразами, не стремится узнать новые слова, путает части тела, не знает названий элементарных предметов, не может указать на них. Словарный запас скудный, насчитывает не более 20 слов.

Окончательный диагноз ЗРР могут поставить только врачи после проведенного комплексного обследования.

Что спровоцировало задержку речевого развития?

Причины развития речи разделяют на физиологические и социальные.

  • Перинатальные патологии (угроза выкидыша в период вынашивания, недоношенность, асфиксия в родах).
  • Наследственность.
  • Поражения ЦНС вследствие внутриутробных и родовых травм, перенесенных инфекционных и вирусных заболеваний в раннем возрасте.
  • Нарушение слуха.
  • Травмы черепа.
  • Слабое развитие речевого аппарата, нарушение артикуляции – губ, языка, лицевых мышц, мягкого неба.
  • Заболевания неврологического характера.

Когда развитый и абсолютно здоровый малыш в 2 года не говорит или делает это совсем плохо, причины могут носить социальный характер:

  • Ребенок обделен родительским вниманием.
  • Малыш, наоборот, чересчур окружен заботой родных и не испытывает потребности в речевом общении. Все его требования тут же исполняются, достаточно только показать жестом, что ему нужно. Мамы, услышав невнятное слово, сразу понимают, о чем речь. Кроха привыкает к такому отношению и ленится разговаривать.
  • Неблагоприятная обстановка в семье, постоянные стрессы.
  • Пребывание вдали от матери.
  • В семье общаются на двух или более языках.
  • Принципиальность и упрямство. Ребенок всячески противится попыткам взрослых научить его говорить, проявляя свой характер.
  • До периода 2-3 лет дети накапливают словарный запас, а после – начинают применять фразы и развернутые предложения.

Какие меры предпринять при ЗРР?

Заподозрив у своего малыша задержку речевого развития, не откладывайте визит к специалистам.

Важно своевременно принять меры, так как данная проблема имеет стойкую динамику к увеличению, что впоследствии приведет к формированию у ребенка задержки психо-речевого развития (ЗПРР).

Некоторые родители ошибочно полагают, что лечением ЗРР занимаются логопеды. Но они только научат ребенка говорить различные звуки, составлять устно предложения, проведут логопедический массаж речевого аппарата для улучшения дикции.

При ЗРР, кроме логопеда, вам понадобится консультация следующих специалистов:

  • невропатолога;
  • дефектолога;
  • детского психолога.

Только специалист сможет выявить проблему, если она есть, и назначить корректное лечение.

Темповая задержка развития речи

Вывести ребенка из состояния темповой задержки речи поможет коммуникативный «толчок». Им служит общение с говорящими сверстниками, речевые игры и упражнения, занятия с логопедом, которые помогают детям развивать речь.

Львиная доля работы по развитию речи малыша ляжет на самих родители. Именно они являются лучшими учителями для своего чада.

Темповая задержка поддается коррекции родителями самостоятельно. Достаточно подойти к работе ответственно и уделить занятиям с детьми несколько часов в день.

Приемы и упражнения:

  • Не используйте телевизор в качестве шумового фона, так как это негативно влияет на речевое развитие крохи.
  • Играйте в дидактические игры. Сюда относятся сортеры, кубики, разрезные карточки, вкладыши.
  • Читайте ребенку книги, стихи, потешки, сказки перед сном.
  • Пойте детские веселые песенки, колыбельные на ночь.
  • Рассматривайте с малышом изображения животных, рассказывайте о них.
  • Просматривайте вместе мультипликационные фильмы, проговаривая имена персонажей, действия героев.
  • Давайте пить жидкость (компоты, соки, молочные коктейли) из трубочки. Это укрепит мышцы рта и облегчит процесс воспроизведения слов.

Чего категорически не стоит делать по отношению к малышу:

  • Сравнивать своего ребенка с чужими говорящими детьми друзей, родственников, соседей. Помните, что ваш малыш уникален и развивается по своему индивидуальному графику.
  • Закрывать глаза на существующую проблему. Если у малыша все-таки присутствуют признаки задержки речевого развития, не стоит пускать ситуацию на самотек, нужно немедленно посетить специалиста.
  • Зацикливаться. Когда дети в 2 года еще не начали говорить, мамы впадают в отчаяние. Все их мысли заняты одним: как заставить ребенка говорить?

О пользе артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений

Чтобы научить ребенка говорить и четко произносить звуки, одних только разговоров и общения с ним будет недостаточно. Важно параллельно заниматься артикуляционной гимнастикой. Тренировка артикуляционного аппарата способствует правильному произношению слов в будущем.

Ниже приведено несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Продемонстрируйте и объясните малышу, как их выполнять. Ему понравится эта веселая затея.

«Маятник». Откройте рот и двигайте языком подобно маятнику со стороны в сторону, касаясь уголков рта.

Языком попытайтесь дотянуться до кончика носа, подбородка, щек.

«Забор». Нужно сомкнуть прочно зубки, чтобы язычок остался за забором, и широко улыбнуться.

«Открыть-закрыть ротик». Открыв рот, нужно на несколько секунд задержаться в таком положении и затем закрыть.

«Хобот слоненка». Вытяните губки вперед трубочкой и дышите.

«Пятачок». Вытянутые губы трубочкой подвигайте по кругу, влево-вправо, вверх-вниз.

«Хомяк». Набрать в рот воздух, изображая хомячка. Поочередно сдувать левую и правую щеку. После, наоборот, втянуть сильно щеки. Надуть и ладошками сдуть их.

Связь между развитием мелкой моторики и развитием речи

Развитие мелкой моторики пальцев рук просто необходимо для развития речи, памяти, мышления. Дело в том, что зоны в коре головного мозга, отвечающие за речевую функцию и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. В процессе стимуляции зоны мелкой моторики, передаются импульсы в речевые центры, отвечающие за развитие речи.

Тренировать пальцы рук желательно начинать как можно раньше, особенно детям с задержкой речевого развития.

Полезные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук:

  • Найти предметы. В глубокую емкость поместите мелкие предметы и игрушки. Насыпьте сверху фасоль, рис или любую крупу. Пусть малыш, погрузив свои ручки в посуду, отыщет все предметы.
  • Игры с крупами. Все ту же фасоль и горох ребенку будет интересно перемешать в одной посуде, растереть ладошками.
  • Лепка. Пластилин или тесто отлично разрабатывают гибкость и подвижность пальчиков.
  • Рисование и аппликация благоприятно воздействуют на развитие движений кисти и пальцев рук.
  • Мозаика – кроме мелкой моторики, развивает усидчивость, концентрацию внимания, сообразительность и творчество.
  • Зарядка для пальчиков. Веселые занятия про козу рогатую, Сороку-Ворону, ладушки, которые помнят родители еще со своего детства, положительно влияют на речевое и всестороннее развитие.
  • Игры со шнурками – формируют навыки шнурования, которые пригодятся малышу в будущем, развивают внимание, укрепляют мышцы пальцев рук.
  • Перебирание бус, нанизывание пуговиц, застегивание на петли.
  • Дайте крохе покатать ладонями по столу карандаши. Эти действия дополнительно стимулируют и массажируют внутреннюю часть рук.

Игры на развитие мелкой моторики должны быть незнакомы крохе. Выполняя ежедневно одни и те же приемы, малыш приобретает навык. А это уже никак не способствует развитию речи.

Слова, которые малыш понимает, но не произносит, накапливаются в пассивном словаре до определенного возраста. Задача родителей – помочь пассивную речь сделать «активной». При общении с ребенком, следите за четким и внятным произношением своих же слов, рассказывайте и описывайте буквально все, происходящее вокруг, показывайте картинки и предметы, читайте книги малышу. Задавайте вопросы крохе, вовлекайте его в диалог. Избегайте употребления «детских словечек» и коверканных слов. Говоря на машинку «бибика», мамы изначально навязывают детям неправильное произношение.

Научить ребенка говорить – кропотливый труд. Родителям стоит запастись терпением и уверенностью, что все получится. Старания всегда вознаграждаются.

Речевое развитие. Как понять, что есть нарушение

По статистическим сведениям, 10-15% малышей в возрасте 2-3 года имеют задержку речевого развития. К 4 годам нарушение сохраняется только у 4-5% детей. Позже проблема остается в основном у ребят, которые имеют сопутствующую патологию (например, синдром Дауна или аутизм). Однако термин используется специалистами (логопедами, психологами, педиатрами, неврологами) очень часто и порой совершенно безосновательно повергает родителей в тревогу.

Как понять, что нарушение есть

О задержке речевого развития говорят, если 90% детей этого же возраста освоили навык, свойственный для этого возраста, а отдельно взятый ребенок даже не приблизился к его освоению. Например, ребенок в год не реагирует на обращенную речь и не издает никакие звуки. В этом случае тоже правомочен диагноз “задержка речевого развития”, дело не только в “говорить”. Однако самостоятельно делать выводы не следует, лучше довериться квалифицированному специалисту. Обратиться к врачу нужно, если:

    малыш до 6 месяцев не реагирует на звуки или обращения к нему родителей;

ребенок возрастом 6-9 месяцев не издает никаких звуков;

годовалый малыш не произносит слов «мама», «папа» или любых других простых фраз или слогов, чтобы их позвать;

ребенок в возрасте 1,2-1,3 года для выражения своих желаний не использует иных слов, кроме обозначающих родителей;

ребенок не применяет никаких жестов относительно предметов, которые хочет взять;

малыш в полтора года в своем речевом запасе использует менее 5 слов или их звуковых эквивалентов;

ребенок не реагирует и не привлекает близких к реакции на значимые события (радостные или удивительные);

  • в 2 года малыш не использует простых словосочетаний (например, «я пришел», «привет, мама», «хороший котик» и др.), при этом сочетание невнятных слов допускается, важно, чтобы в них была суть.
  • В перечисленных критериях сроки можно назвать условными. К ним смело можно добавлять месяц, так как порой именно это время играет решающую роль, и навык успешно формируется.

    Как прояснить ситуацию

    Чтобы определить серьезность проблемы, родителям нужно постараться четко ответить на вопросы:

      Проблемы только с речью или прослеживаются и в других сферах (тревожность, странное поведение, чрезмерная активность)?

    Соответствует ли уровень интеллекта возрасту малыша?

    Использует ли малыш невербальные методы коммуникации?

    Есть ли у ребенка способности к символическому мышлению? Играет ли он с игрушками?

  • Есть ли у ребенка трудности с восприятием речи? Реагирует ли на обращение к нему?
  • Положительные ответы на все вопросы, кроме последнего, указывают на изолированную задержку речи (не связанную с заболеваниями). 60% таких детей «догоняют» других детей в плане речевого развития. Родители могут собственными силами помочь им. После 4 лет изолированные нарушения встречаются редко, а задержки развития, наиболее вероятно, связаны с заболеваниями.

    Что нужно и не нужно делать?

    Если проблемы с речью подтвердились, родителям нужно сконцентрироваться на их решении, а не поиске «виновных». Для этого следует:

    1. Свериться с возрастными нормами по основным вехам развития речевых способностей.

    2. Проверить слух ребенка у ЛОРа.

    Выбирая детского специалиста в области неврологии, стоит обратить внимание на его подход. Врач не должен сразу назначать ноотропные препараты, предлагать лечение инновационными аппаратами, пока не разберется в сути проблемы. Для родителей будет правильным мягко обозначить задачу, которую они возлагают на специалиста (нужно исключить аутизм или болезни, которые могут быть причиной речевых расстройств и в целом оценить ситуацию). Также стоит запомнить, чего не нужно делать:

      Впадать в панику, сравнивать своего малыша с другими, обсуждать в его присутствии проблему и акцентировать внимание на том, как все плохо.

    Искать таблетки из серии «чтобы заговорил». Препаратов с доказанной эффективностью для этой цели не существует, а сомнительные средства могут быть небезопасными.

    Задействовать методы нетрадиционной медицины.

    Проводить исследования (реоэнцефалографию, ЭЭГ).

    Делать массажи с целью «запустить речь».

  • Бесконечно водить малыша по врачам, целителям и шаманам.
  • Как разговорить ребенка?

    Чаще всего родителям нужно просто успокоиться и дать своему малышу время. В 96% случаев проблема решается сама, с помощью взрослых. Чтобы помочь неразговорчивому ребенку получить навык речи, можно:

      Записаться к логопеду. Желательно найти специалиста, владеющего логомассажем. Тактичность в отношении детских проблем и умение не влезать в другие области, приветствуются.

    Развивать малыша физически. Подвижные игры и игрушки, которые способствуют развитию мелкой моторики, окажут полезное действие и на умение говорить.

    Создать богатую лингвистическую среду. Родители должны больше разговаривать с малышом и в его присутствии. Приветствуются разговоры, комментарии, стихи и песни на любые темы.

    Вместе читать. Подходят любые книги. Обилие картинок и тематических вопросов помогут увлечь ребенка. При чтении нужно создавать с малышом диалог.

    Уменьшить времяпрепровождение с гаджетами. Игры и мультфильмы могут заменять ребенку реальный процесс познания, который требует от него усилий.

  • Вовлекать ребенка в разговоры. Следует спрашивать его мнение, предоставлять право выбора, узнавать о том, где и как он провел время, какие эмоции испытывал (даже если малыш не отвечает).
  • В процессе развития ребенка родители не должны забывать о себе. Им тоже необходимы источники положительных эмоций и вдохновения, полноценные сон и питание. В противном случае, взрослым просто не хватит сил для решения проблем ребенка.

    Речь как основа совершенства: 10 вопросов логопеду-дефектологу

    Как должна развиваться речь ребёнка, на какие речевые проблемы стоит обратить внимание, можно ли заниматься с логопедом дистанционно – на эти и другие вопросы отвечает логопед-дефектолог Елена Круглова

    Р ечь является важным инструментом построения отношений человека с внешним миром, поиска своего места в социуме. Крайне важно уже в раннем возрасте уделять большое внимание тому, как ребёнок осваивает искусство слова. Насколько успешен человек будет в работе, личной жизни, творчестве во многом зависит от его умения логично, красиво и правильно излагать свои мысли. В настоящее время логопедами накоплен большой опыт помощи детям, имеющим различные нарушения речи. О том, в каком возрасте ребёнка необходимо показать специалисту, о некоторых особенностях развития разговорной функции организма и современных методах лечения мы поговорили с логопедом, сооснователем проекта «Дом на дереве» Еленой Кругловой.

    1. Какие признаки в речи ребёнка должны сигнализировать родителям о проблеме и о том, что пора обратиться к специалисту? В каком возрасте это следует сделать?

    Такие признаки нарушения речи у ребёнка существуют. Другой вопрос: отмечает ли их сам родитель? Многие просто не слышат нарушенное звукопроизношение или не знают, что в определённом возрасте ребёнок должен реагировать на обращённую речь или уметь высказываться простыми предложениями. Уже в раннем возрасте могут возникнуть трудности с речью, но неспециалисту очень трудно их выявить, поэтому полезным станет прохождение диагностики в раннем возрасте.

    К примеру, возьмем самый простой признак: нарушенное звукопроизношение. Если у ребёнка не получается выговаривать звук до определенного возраста, сам этот звук не появится. Дело в том, что при неправильном произношении органы артикуляции по той или иной причине двигаются не так, как положено. Язычок не дотягивается наверх или не опускается за зубки. Причины искажённого произношения могут быть разные. Специалист соберёт всю необходимую информацию и на её выводах построит индивидуальный план работы с подопечным. Важно отметить, что в 6 лет все звуки уже должны сформироваться, и ребенок должен произносить их чётко.

    В возрасте 5,5 лет родители смело могут идти к специалисту на постановку звуков, если есть трудности в произношении. Но помните о норме появления звуков: в 4 года не нужно идти к специалисту и ставить звук [р], так как ребенку физиологически ещё трудно его произнести.

    2. Все дети развиваются по-разному. Одни в два года рассказывают стихи, другие – к трём едва связывают слова в нестройные словосочетания. Что ребенок должен уметь в год, два, три и пять лет?

    Это очень широкий вопрос, но раз уж мы заговорили о звукопроизношении, которое родитель может отследить, то приведем в пример норму появления звуков для каждого возраста и дополним нормами объёма словарного запаса.

    1-2 года: звуки [а, о, э, п, м, б], при этом ряд твёрдых согласных малыши заменяют мягкими “дяй” вместо “дай”. К году словарный запас 10-15 лепетных слов.

    2-3 года: звуки [и, ы, у, ф, в, т, д, н, к, г, х, й] и их мягкие пары. Физиологически малышам ещё трудно произнести свистящие, шипяшщие звуки и [л, р]. К 2 годам словарь насчитывает примерно 300 слов, фразы становятся всё более длинными и сложными, а произношение слов улучшается; к 3 годам – 1000-1100 слов.

    3-4 года: звуки [с, з, ц], при этом звуки [ч, ц] ещё могут заменяться на [ть, с, щ], у некоторых детей наблюдается общая смягчённость речи. Словарь ребенка к 4 годам – 1600 слов.

    4-5 лет: звуки [ш, ж, ч, щ], некоторые дети уже правильно произносят звуки [рь, ль].

    5-5,5 лет: звуки [л, р]. Словарь – 2200 слов.

    К пяти годам речь для ребёнка становится полноценным средством общения

    Удлиняется и усложняется фраза. Дети активно пользуются запасом имеющихся у них слов, усвоенных в быту, учатся правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия, без труда пересказывать сказки, появляются обобщающие слова.

    Очень важен первый год жизни ребёнка. Он настолько интенсивный, что появление новых навыков определяются пятью периодами. Стоит обращать внимание на громкость, звонкость крика. Ребенок должен кричать, как положено. Если крик сдавленный, тихий, в малом количестве, то стоит проконсультироваться со специалистом. Для полноценного речевого развития важны гуление (ууааа, ааау), лепет и его интонационная окраска (ба-ба-бу, ма-на и т.д.). Обратите внимание на то, понимает ли вашу обращённую речь малыш, реагирует ли он на неё. Если Вы видите, трудности, обращайтесь к специалистам раннего развития.

    3. Последствием каких пороков развития может быть неправильная речь?

    Речь является сложной психической функцией. Это способ общения с окружающими и один из способов познания мира. Если у ребёнка наблюдается аутизм, задержка психического развития или какая-то форма умственной отсталости, то это повлияет на развитие или задержку речи. Будут трудности в понимании обращённой речи, позднее появление слов, медленный темп накопления словарного запаса, трудности в построении связного высказывания и многое другое. Но, конечно, тяжесть проявления может быть разной, и в каждом случае всё индивидуально. Так же у деток бывает врожденный порок строения артикуляционного аппарата, например, расщелина верхнего нёба. Это также повлечет за собой речевые трудности.

    4. Если в семье присутствуют люди с нарушением речи, может ли это повлиять на речь ребёнка в будущем? Как и в каком возрасте она формируется?

    Речь ребёнка формируется уже с первых дней жизни. Физиологические звуки (крик, сосание, кашель, чихание) – это уже проявления речи. Более осознано речь формируется с 1-3 месяцев – появление интонаций, гуления, смеха. Ребенок осваивает речь, в первую очередь, по подражанию. И если взрослый часто «сюсюкает» и смягчает согласные, это может отразиться и в речи ребёнка. Часты случаи, когда один из родителей не произносит какой-то звук – ребенок также его не произносит. С заиканием такого не происходит, потому что природа заикания в неврологии. Если у ребёночка нет неврологических нарушений, то он заикаться не будет. В крайнем случае начнёт подражать, но это не будет являться истинным заиканием.

    5. Если ребёнок занимается с логопедом, стоит ли родителям самим заниматься с малышом дополнительно?

    Ответ на этот вопрос у меня только однозначный – да! Родителям в любом случае стоит дополнительно заниматься с ребёнком дома. Логопед обязательно даёт рекомендации для домашних заданий: будь то массаж, артикуляционная гимнастика, заучивание стишков или упражнения на развитие лексической или грамматической стороны речи. Спектр упражнений и заданий очень велик. Во-первых, родитель в курсе: над чем работает специалист и на что стоит обратить внимание в бытовых условиях, чтобы поддержать ребенка в приобретении новых компетенций. Во-вторых, ребёнок гораздо быстрее достигнет своей цели, если он будет тренироваться не только на занятиях у логопеда, но и в обычных бытовых ситуациях (на кухне, на игровой площадке, по дороге в сад или в гости). В-третьих, вы экономите время и деньги.

    6. Постановка каких звуков наиболее сложна для малыша? Сколько времени требуется отвести занятиям, чтобы ребенок научился правильно произносить, допустим, 2-3 звука?

    Для каждого ребёнка трудности индивидуальные. Кто-то хорошо произносит звук [р], но никак не получается – звук [с], у кого-то – наоборот. Ни один логопед не скажет вам за какое время можно поставить звук. Логопедическая постановка звуков у всех очень индивидуальна. У одного ребенка можно поставить звук за 2 занятия, потом его автоматизировать за 2 недели, а у другого – за 2-3 месяца, и не факт, что звук автоматизируется в собственной речи. Очень много факторов, влияющих на время постановки и автоматизации: причины нарушения, физиологическое состояние ребёнка (на сколько он быстро устаёт), поддержка родителей и выполнение рекомендаций логопеда.

    7. Что такое «короткая уздечка»? На самом ли деле она мешает развитию речи? Всегда ли необходимо хирургическое вмешательство?

    Если вы поднимите язычок наверх за зубы, то под ним увидите тоненькую «ниточку». Это и есть уздечка. Если уздечка у ребенка короткая, то она не даст язычку дотянуться наверх за зубы. Из-за этого могут быть проблемы с некоторыми звуками. С помощью специальных упражнений её можно растянуть. Если, поупражнявшись, растянуть не получается, её можно подрезать. Но я рекомендую всегда сначала позаниматься, прежде чем идти к врачу. Всё-таки это стресс для ребёнка.

    8. Многие родители не принимают всерьёз проблемы неправильной речи у ребёнка, надеясь на то, что это «само пройдет». Несвоевременное обращение к логопеду может иметь последствия?

    Чем раньше родители обращаются за помощью, тем проще и легче преодолеть трудности речи. Если нарушение произношения сохраняется вплоть до школьного возраста, могут возникнуть трудности с письмом и с чтением. Ребёнок может пропускать буквы или заменять их другими. Если проблемы в другой стороне речи: ребенок неправильно согласует слова (например, «мама пришёл»), не может построить правильную законченную фразу, пересказать текст и т.д. – это тоже может мешать полноценному школьному обучению. Рекомендую не перегружать ребёнка ещё и занятиями с логопедом, а позаниматься с ним в дошкольном возрасте. Своевременное обращение к специалисту поможет избежать более серьёзных ошибок в будущем.

    9. В 21-м веке человек привык учиться, общаться, работать дистанционно, без личного присутствия. Такая практика существует и у некоторых врачей-логопедов. Этот способ имеет место быть?

    На мой взгляд, такой способ возможен, но в обязательном присутствии мамы на занятиях. Я сама практикую занятия по скайпу, даю задания, показываю, как их нужно выполнять. И одновременно консультирую родителя, на что стоит обратить внимание и как поправить, если ребёнок что-то делает не так. Конечно, такой способ немного обезличивает. Ребёнок не полностью чувствует эмоциональную поддержку учителя-логопеда, нежели это было бы вживую. Но оговорюсь, что всё индивидуально. Очень важно понимать, что кому-то такой способ подойдет, а кому-то показано только личное присутствие на занятиях.

    10. Всегда ли стоит устранять дефекты речи у детей? Какими методами пользуется специалист?

    А всегда ли родитель знает: кем станет его ребёнок? Вдруг его жизненный путь приведёт его к актерству, или на телевидение, или он будет читать лекции? Я знаю, что в актёрской среде очень много молодых людей и девушек, которым просто необходимо избавляться от неправильного звукопроизношения. А сделать это во взрослом возрасте можно, но гораздо сложнее, и сложнее найти логопеда, который работает со взрослыми. Обычно за это берутся преподаватели сценической речи, которые просто овладели методиками постановки звуков, но не всегда смогут разобраться в причине возникновения дефекта. В таком случае методики должны быть другие.

    Логопед работает не только с нарушенным звукопроизношением, он развивает понимание обращённой речи, помогает правильно построить фразу, согласовать слова, развивает навык словообразования, помогает понять прочитанное и ответить на вопросы по тексту, учит пересказывать тексты, расширяет словарный запас и знания об окружающем мире, помогает преодолеть трудности письма и чтения. Это далеко не весь список того, над чем работает логопед! Для каждой работы существуют свои методы преодоления трудностей.

    Вопросы логопеду от родителей — что часто спрашивают

    В каком возрасте необходимо начать показывать ребенка логопеду?вопросы логопеду

    Не так давно принято было приводить ребенка к логопеду не раньше 5и летнего возраста. Когда в пять лет речь малыша уже во многом сформирована, основной период когда развивается речь ребенка это возраст от 2–3 лет. Именно в этот период необходимо волноваться, все ли хорошо у ребенка с речью. Посещение участкового логопеда хотя бы 1 раз в 3 месяца поможет отследить динамику развития речи Вашего ребенка. То, что было нормой в 3 года, для 4х лет является отставанием. Не мало важными факторами являются ответы на вопросы: Были проблемы во время беременности или родов? Ребенок наблюдался у невропатолога? Тогда необходимо особенно внимательно следить за развитием речи малыша. Чем раньше логопед обнаружит нарушения (если они есть), тем легче будет все исправлять.

    Могут ли родители сами определить, правильно ли развивается речь у малыша?

    Существует много признаков и норм для определения развития речи. Детки в течение нескольких лет овладевают правильной речью. Для каждого возраста есть своя норма. К первому году жизни нормально развивающийся малыш употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции и жесты («где мама?», «дай ручку», «нельзя»).

    К двум годам ребенок использует простые предложения из двух-трех слов, понимает и выполняет двухступенчатую инструкцию («садись на стул и принеси игрушку»), словарный запас минимум 50 слов. Правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от нормы.

    В речи трехлетнего малыша начинает формироваться умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных.

    В речи четырехлетнего ребенка начинают встречаться сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). Осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э, несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5–5,5 года.

    К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экспедитор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.

    Если речь ребенка значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Часто родители привыкают к неправильной речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем регулярно – с профилактической целью. Если же лепет у Вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью необходимо раньше.

    Могут ли родители сами исправить речь ребенка?

    И да и нет. Здесь нельзя сказать однозначно, если у ребенка сильные проблемы с речью- по одним книгам речь не исправить. Нужны знания и специальное оборудование. Например для постановки звуков которые ребенок не произносит, используются постановочные логопедические зонды, без них очень сложно научить ребенка произносить звуки.

    Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить желание заниматься.

    Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития.

    Важные правила:

    • нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
    • необходимо, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
    • общаясь с ребенком, не используйте труднопроизносимые слова, непонятные выражения. Фразы должны быть достаточно простыми. При чтении книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку, но и проиллюстрировать на практике;
    • следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
    • нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.

    Может ли ребенок исправить речевые проблемы, если будет в окружении нормально говорящих сверстников?

    Да может, но для этого надо ,чтобы сверстники не имели речевых проблем, обычно это происходит у детей с небольшими речевыми проблемами. Но если Ваш ребенок имеет сильные речевые проблемы, необходимо обратиться к логопеду или посещать логопедическую группу.

    Если ребенок плохо читает и пишет?

    Чтение – сложное действие, которое включает в себя технические навыки и понимание смысла прочитанного. В начале обучения чтению ребенок учится переводить написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить ее со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают все внимание ребенка. При этом понимание читаемого текста затруднено. Постепенно технические операции автоматизируются и малыш концентрируется на понимании смысла текста.

    Те же проблемы могут возникать и с письмом.

    До конца первого класса нельзя говорить о нарушениях чтения и письма, говорят лишь о несформированном навыке. Но если и позже остаются стойкие пропуски, замены, перестановки букв, надо срочно обратиться за консультацией к логопеду. Бывают такие проблемы, когда ребенок не слышит звуков, как бы он не старался, как следствие проблемы в письме. Такие проблемы распознать родителям сложно, это может только специалист логопед.

    Сложности с чтением и письмом могут быть у левшей, у детей с нарушениями устной речи, слуха, зрения и у тех ребят, которым невропатолог ставил диагноз ММД (минимальные мозговые дисфункции).

    Как правильно учить ребенка читать и писать?

    В основе обучения чтению – не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например м, следует научить его находить на слух звук м в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – м, б, а не эм или бэ. Говоря так, мы произносим два звука – э и м. Это только путает детей.

    Еще одна грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, ребенок сначала называет буквы: м, а – и только после этого складывает сам слог: ма. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным.

    Правильное чтение – это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа ап, ут, ик и т.п. Затем переходят к слогам типа ма, но, ву. После того как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа мак, луна, палка и т.д. по нарастанию сложности слов. Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например, ш на с (сапка) или р на л (лыба), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае может зафиксироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой.

    Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Кисть правой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для нее служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони. Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,5–2 см от конца стержня. Ручка должна быть легкой, нетолстой, с ребристой поверхностью. Для правильного захвата ручки существуют специальные шаблоны ,которые надеваются на ручку, и ребенок правильно ее захватывает.

    Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строки. Для выработки правильного захвата –придуманы 3 х гранные карандаши и ручки.

    Можно научить читать и раньше четырех лет методом глобального чтения. При этом ребенок запоминает образ целого слова, не расчленяя его на составные части. Однако вряд ли можно рассчитывать, что он сможет запомнить большое количество слов. К тому же методом глобального чтения можно читать только знакомые слова и предложения.

    Может ли у моего ребенка появиться заикание?

    Заикаются примерно 2% детей, то есть один из пятидесяти. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек. Обычно заикание возникает в период от 2 до 5 лет. Часто родители считают причиной испуг, болезнь или иной стресс. На самом деле все дети пугаются животных или чего-то другого, но заикания при этом не возникает. Следовательно, истинная причина – в ослабленности центральной нервной системы, а испуг служит лишь пусковым механизмом. Спровоцировать заикание может внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье или устоявшегося режима. Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори» – или заставляют говорить напоказ.

    Одна из причин заикания – непосильная речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию). Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Оно может появляться у детей с замедленно формирующейся двигательной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют. У них недостаточно развита мелкая моторика рук (сила, ловкость, подвижность кисти и пальцев рук). Им не рекомендуется много смотреть телевизор, особенно на ночь. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно темном.

    Перед сном лучше играть в тихие, спокойные игры. Не пытайтесь добиться ответа у ребенка, когда он плачет, судорожно всхлипывая. Это может спровоцировать заикание. Сначала успокойте его. Заикание иногда возникает как подражание, если кто-то в окружении заикается.

    Первые признаки заикания:

    • ребенок внезапно замолкает. отказывается разговаривать. (это может длиться от двух часов до суток, после чего вновь начинает говорить, но уже заикаясь);
    • употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
    • повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
    • вынужденные остановки в середине слова, фразы;
    • затруднения перед началом речи.

    При возникновении признаков заикания надо обратиться к психоневрологу.

    Заикание не лечится, правда ли это?

    Есть методики, позволяющие вылечивать заикание у детей с вероятностью до 95%.

    Читайте также:
    Возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: