Буквы Ъ, Ь – конспект НОД по обучению грамоте

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с буквами «Ь» и «Ъ» знак»

Анна Иноземцева
Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с буквами «Ь» и «Ъ» знак»

Цель: познакомить с буквами «Ь» и «Ъ» знак. Объяснить значение букв в словах. Упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков. Упражнять в звуковом анализе слов.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите на доску и скажите, с какими буквами мы сегодня с вами познакомимся?

Да ребята, сегодня мы с вами познакомимся с буквами, которые не обозначают звуков, и поупражняемся в нахождении этих букв в словах и тексте.

А теперь послушайте меня [а][т][т][л][л][ы] что я сейчас произнесла? (звуки)

Скажите пожалуйста, можно увидеть звуки речи? (нет, звуки мы только слышим и произносим).

А что тогда можно увидеть и написать? (буквы).

Сейчас я буду показывать буквы, а вы должны назвать звуки, которые эти буквы обозначают (демонстрация букв).

А теперь мы с вами проведём упражнение «Буква – звук». Работать вы будите парами, каждая пара выходит к доске, один из пары показывает любую букву, а другой должен назвать звук, который обозначает указанная буква, затем меняемся.

Сегодня мы с вами познакомимся с последними двумя буквами нашего алфавита. Это буквы необычные. Я раскрою вам их секрет. Давайте вспомним, что такое буква? (Буква – это значок, который замещает какой то звук, представляет его нам). Буквы, с которыми мы сегодня с вами познакомимся, тоже значки, но особые. Они не обозначают звуков.

Физминутка (встаём в круг)

Бедный мишка заболел

Мишка много мёду съел (идут по кругу)

Мишка плачет и кричит:

«У меня живот болит!» (поворачивание туловища влево, вправо)

Мишка стонет, слёзы льёт

У него болит живот. (наклон туловища вправо, влево)

Непослушный, жадный мишка

Съел лесной малины лишко. (дети грозыт пальчиком)

(На доске Ь)Дети посмотрите на доску, какая это буква? Это мягкий знак, он указывает, что буква перед ним произноситься мягко. Давайте прочитаем слова,которые на доске: ел, кон, бан-ка. А если мы в эти слова добавим мягкий знак, то получим совсем другое слово. Давайте посмотрим,какие слова получатся: ель, конь, банька.

Если мягкий знак встаёт между согласной и гласной, то он покажет, что эти звуки не сливаются. Давайте опять обратимся к доске, прочтём слова: семя – семья, братя – братья, лют – льют, пют – пьют.

Дождик льётся, вьюга вьётся.

Как им это удаётся?

Это знак старается,

Обратите внимание на доску, здесь написаны слова (день – тень, прочь – ночь, спать – опять, звенеть – сеть). Я сейчас буду читать стихотворение, а вы должны договорить его, выбрав слово на доске.

Вот уходит (день)

Наступает (тень)

Свет уходит… (прочь)

Наступает… (ночь)

Все зверята (спать)

Будет день (опять)

Будет всё… (звенеть)

Золотая… (сеть).

(На доске Ъ) Дети какая это буква? Это буква твёрдый знак, стоит только в середине слова и показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Твёрдый знак в силу своего характера разделяет их.

Прочитайте слова: съем – съел – объел, съезд – въезд – подъезд, спать, спеть, играть, отъезд, объезд, подъём.

Мягкий знак и твёрдый знак

-Сколько я пирожных съел?

Мягкий знак ответил:

Ну вот ребята мы и закончили знакомиться с последними буквами нашего алфавита. Теперь когда будите встречать эти буквы в тексте, вы будите знать для чего они там стоят.

С какими буквами мы сегодня познакомились?

Читайте также:
Особенности психологической готовности к школе детей с ОВЗ

Что указывает мягкий знак?

Что мы узнали о твёрдом знаке?

Перспективное планирование кружковой работы «Читаем сами» для подготовительной группы Цель: Выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе и на этой основе развитие интереса и способности к.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Конспект НОД по образовательной области « Познание» Обучение грамоте. Для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет. Тема: Знакомство с “Ь” и “Ъ”.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Конспект НОД по обучению грамоте.

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_po_gramote.doc 37.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по образовательной области « Познание»

Для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

Тема : Знакомство с буквой “Ь” и буквой “Ъ”.

Интеграция: Коммуникация, Познание: математическое развитие, социализация.

  1. Познакомить с буквой “Ь” как показатель мягкости и буквой “Ъ ” как показатель твердости согласных букв.
  2. Обогащать словарный запас, закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом.
  3. Закрепить умение называть числа натурального ряда.
  4. Проводить звуковой анализ слов, развивать фонематический слух.
  5. Упражнять в определении гласных и согласных звуков.
  6. Воспитывать интерес к занятию, желание заниматься вместе со всеми.
  7. Развивать мышление, память, внимание;

Предварительная работа: Прочтение стихотворений о мягком и твердом знаках.

Раздаточный материал: большая азбука, касса букв, цветные карандаши, листочки с заданием, разноцветные магнитные буквы

В- Ребята, к нам пришло письмо от нашего Незнайки. Он узнал, что вы идете скоро в школу и прислал к вам один вопрос в своем письме. Давайте прочтем его.

“Привет мои друзья из группы “Любознайка” вот прочел недавно одну басню, и отправляю ее вам, прочтите.

Не чересчур ли ты добряк? –

Так знаку Мягкому промолвил Твёрдый знак. –

Звуки ты смягчить стремишься.

Нет, в Алфавит ты не годишься!

Кто б говорил, но ты б уж помолчал, –

Знак Мягкий Твёрдому на это отвечал. –

Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.

Давным-давно пора как букву Ять,

Тебя из Азбуки изъять.

Вот и вопрос у меня к вам – Может правда не нужны нам эти 2 буквы?”

В. Да не легкую задачу нам поставил Незнайка. Но мы сможем разобраться и найдем ответ. Кто ищет , тот всегда найдет .

Ребята, давайте вспомним на какие 2 основные группы делятся все буквы русского алфавита? (ответы детей)

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Как мы их произносим? Чем они отличаются от согласных звуков? Сколько их? (ответы детей)

А согласных сколько? Почему они называются согласными? Каким цветом мы их обозначаем? (ответы детей)

А какие звуки мы обозначаем зеленым цветом? (ответы детей)

Мягкий знак, мягкий знак –

Без него нельзя никак!

Без него не написать

“Тридцать”, “двадцать”, “десять”, “пять”.

Станут “пенками” “пеньки”,

“Банька” в “банку” превратится.

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

В: О чем шла речь в стихотворении? (ответы детей)

Когда в словах пишется мягкий знак – показатель мягкости?

Хотите знать, когда пишется мягкий знак? Тогда послушайте следующее стихотворение:

Перед буквами Е, Ё, И, Ю, Я

В корне я стою друзья.

Воробьи, семья, жильё –

Перед буквой Я, Ю, И, Е, Ё.

Соловьи, бельё, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи,

Колья, перья и семья,

Вьюга, осенью, друзья.

А в этом стихотворении о какой букве шла речь? Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?

(Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными И, Я, Ю, Е, Ё).

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова — правою ногою,

Снова — левою ногою.

После — правою ногою,

После — левою ногою.

И тогда придешь домой.

В: Молодцы, садитесь и послушайте ещё одно стихотворение.

Было – “сели”, стало – “съели”.

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник? Этот знак!

Знак такой нам нужен тоже,

Без него писать не сможем:

Съезд, съедобный, объясненье,

И подъезд, и объявленье.

В: Что за буква? Нужен ли нам разделительный твёрдый знак?

Буквы выстроились в ряд

Тридцать три их, но стоят

Знаки между “Щ”, “Ы”, “Э” –

Мягкий, твёрдый знаки те.

Мягкий знак он очень мягок,

Но приводит всё в порядок:

Он смягчает буквы нежно,

Разделяет их прилежно.

Если знак мы потеряем,

Слово сразу изменяем –

Поменяется вдруг смысл

И тогда, дружок, держись!

Надо написать нам «елЬ»,

А получим слово «ел».

Или пишем слово «лЬёт»,

А без знака вышел «лёт».

«ТенЬ» без знака будет «тен»,

«ДенЬ», конечно, станет «ден»…

Очень нужен мягкий знак!

Помни, друг мой, это так!

Что ж такое твёрдый знак?

Что он делает и как?

Твёрдый знак всем утверждает:

«Без меня «Е», «Я» страдают –

Ведь получится «обезд»,

Если знак мой кто-то сЪест,

И получатся «обятья»

Вместо крепкого «обЪятья».

Вот какой он, твёрдый знак!

Без него нельзя никак!

В: А сейчас, ребята, я раздам вам карточки с заданием. Ваша задача вписать пропущенную букву.

Давайте посмотрим – соль, день ,роль, конь, лень, ноль, дождь
Во всех этих словах нужен мягкий знак ?

Ребята, к нам в гости пришла буква «А», послушайте ее слова:

Друзья! Ваш разговор – никчемные слова,

Услышав этот спор решила я!

Вы оба хороши, достойны оба чести,

Когда стоите в нужном месте!

В: А как считаете вы? ЧТО мы ответим Незнайке на его вопрос? (ответы детей)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)

Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие. p1010388.jpg.

Конспект комплексной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста на тему “Большие буквы” (игра-путешествие по сказкам К.И.Чуковского).

Программное содержание:Продолжать развивать у детей интерес к творчеству К.И. Чуковского.Продолжать учить детей называть слова с определенным звуком.Закрепить умение читать слоговую таблицу.Закрепить .

«Путешествие в страну не выученных уроков» Конспект итогового интегрированного занятия По Образовательной области «Коммуникация» (развитию речи и обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста

Конспект итогового интегрированного занятия по Образовательной области «Коммуникация» (развитию речи и обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект комплексного занятия по развитию речи и обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста

Закрепление знаний по развитию речи и обучению грамоте.

Конспекты занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста

Здесь Вашему вниманию представляю конспекты занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста: “Дружим с буквами разными, гласными, согласными”

Тема: “Гласные звуки (А), (О), (У). Буквы А, О, У,”Цель: познакомить детей с гласными звуками А, О, У, буквами А, О, У.

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста.

Цели: Закреплять умение заканчивать предложение словом, которое начинается на определенный звук «З». Определять и называть количество слогов в словах, отхлопать столько раз, сколько слогов в сло.

Конспект занятия в подготовительной группе. Знакомство с буквой Ь

Без головы, а в шляпе,
Одна нога – и та без сапога.
(Гвоздь)
Стали буквы составлять слово ГВОЗДЬ, а получилось ГВОЗД! Что-то у нас не получается! – говорили буквы. Звук Д звучит в слове мягко, а у ас твёрдо! Поставили после буквы Д букву И. Получилось ГВОЗДИ! Что же делать?
Надо поставить букву Ь! Позвали букву Ь. И она, с удовольствием встала на место! Развеселились буквы, и стали в гости приглашать букву Ь!
А буква Ь предложила отгадать, какие ее любимые животные?
Дети. Лось, медведь, конь, мышь.
А назовите мне мои любимые овощи?
Дети. Картофель, морковь!
Отгадайте, на чем я люблю кататься?
Дети. На коньках!
Какой мой любимый фрукт?
Дети. Апельсин!
А какие у меня любимые месяцы?
Дети. Июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, январь, февраль, апрель!,
Правильно, а всё потому, что там находится моя любимая буква Ь!
А хотите, я научу вас правильно писать мою букву! Слушайте, запоминайте и прописывайте!
Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой вот так:
Букву капелька смягчит,
Слово мягко прозвучит.
(дети прописывают)

(на интерактивной доске появляются чистоговорки, дети встают и имитируют движения)
Ять-ять-ять — мы пошли гулять. (шагают)
Онь-онь-онь— на лугу пасётся конь. (скачут, как лошадки, при этом щелкают язычком)
Ень-ень-ень — в саду растёт сирень. (кистями рук показывают, как распускаются цветы)
Пока мы делали зарядку, я увидела коробочку, а в ней спрятана загадка! Отгадайте!
Белый камешек растаял
На доске следы оставил!
Правильно, это мел!
(достаю из коробочки мел)
Давайте разберем это слово!
Назовите первый звук! Какой он? Какой фишкой обозначим звук М?
Дети.Зеленой.
Назовите второй звук! Какой он? Какой фишкой обозначим звук Е?
Дети.Красной.
Назовите третий звук! Какой он? Какой фишкой обозначим звук Л?
Дети.Синей.
Сколько всего звуков в этом слове?
Сколько букв?
Сколько согласных звуков?
Сколько гласных звуков?
Какой по счету гласный звук?
Какой по счету согласный мягкий, согласный твердый?
(схему слова дети выкладывают самостоятельно, а вопросы задаются индивидуально)
Ребята, посмотрите, если я обозначу последний звук Л мягким, то какое слово получится?
(меняю синюю фишку на зеленую)
Дети.Мель.
Что обозначает это слово?
Дети.Это место, где мало воды.
Выложите это слово рядом со словом МЕЛ.
Чем отличаются эти схемы?
Дети.В слове МЕЛ последний звук твердый согласный, а в слове МЕЛЬ – последний звук мягкий согласный.
Сколько букв в слове МЕЛЬ? А сколько звуков?
Почему же букв больше, чем звуков?
Дело в том, что буква «Ь» не обозначает звука сама по себе, а только подсказывает, как читать согласный звук, смягчая его.

Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали!
Ножками потопали,
Ручками похлопали!
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись!
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем!
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем!

Теперь мы составим предложения со словами МЕЛЬ и МЕЛ по схеме.
(дети выкладывают схемы предложений)
Дети.Лодка села на мель.
Дети.В коробке лежит мел.
А сейчас поиграем в игру «СВЕТОФОР».
Если услышите в конце слова мягкий согласный – то поднимаете, зеленый круг светофора!
Мак, пень, лень, мел, мель, хлеб, сирень, стул, окунь, диван, конь, сыр, день, знак, тополь, василёк, букварь, день.

Итог
Какие задания вам понравились больше всего?
Чем мы занимались на занятии?
С какой буквой вы познакомились?
Что вам понравилось больше всего?
Какие задания вам показались трудными?
Давайте оценим себя сами – выберете Солнышко с тучками, если вам было тяжело, выберете солнышко, если вы справились!
Улыбнитесь друг другу и скажите всем до свидания!

Буква “Ъ”

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия в подготовительной логопедической группе по обучению грамоте.

Составила учитель-логопед Чигишева И.И. г. Новокузнецк.

Тема: «Разделительный твёрдый знак Ъ».

Цель занятия:

Дать представление детям о новой букве Ъ-твёрдый знак.

Упражнять в употреблении Ъ в словах и предложениях.

Закрепить навык образования приставочных глаголов.

Упражнять детей в составлении схем предложений.

Закрепить навык печатания слов и предложений.

Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование:предметные картинки, в названии которых есть мягкий знак; картинки к стихотворению «Ехали мы, ехали», карточки со словами с пропущенным Ъ, схемы предложений, карточки со словами СЕЛ и СЪЕЛ, буква Ъ, таблица со словами: съехала, объявление, съели, подъезд; тетради, карандаши.

Ход занятия.

Оргмомент. Снятие психоэмоционального напряжения:

– Доброе утро, ребята!

Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным дыханием. Приложите ладони к своей груди, поделитесь с птенцом добротой своего сердца. А теперь раскройте ладони – и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам! А мы продолжаем наше путешествие по стране Знаний.

Повторение. Логопед обращает внимание детей на таблицу с картинками.

– Назвать картинки с Ь в конце слова; картинки с Ь в середине слова; картинки с разделительным Ь.

– Для чего нужен разделительный Ь?

3. Знакомство с буквой Ъ.

1) Логопед читает рассказ «Сел и съел»( Богомолова.)

– Утром мышонок Мыша сел на трёхколёсный велосипед и поехал в магазин за сыром.

Только отъехал от дома, смотрит – кот на дороге лежит и спит.

Объехал его Мыша потихонечку и дальше поехал. Съехал с горки, подъехал к магазину, сыр купил и обратно поехал.

Только въехал на горку , видит – кот проснулся. Потягивается.

«Посижу – ка я пока под кустиком, – думает Мыша, – съем кусочек сыра».

Сел и отъел кусочек сыра.

Потом ещё отъел и ещё.

Так весь кусок вокруг и объел. Остался малюсенький кусочек.

– ЭХ! Только сел, а уже съел… Но уж лучше я сыр съем, чем меня кот вместе с сыром.

2) Логопед выставляет на доску две карточки со словами СЕЛ и СЪЕЛ:

Уточнение значения слов СЕЛ и СЪЕЛ.

– Чем отличаются эти слова друг от друга?

(В слове СЪЕЛ – Ъ).

Сообщает тему занятия: «Мы сегодня будем говорить о разделительном твёрдом знаке».

Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик – твёрдый знак,

Чтобы не облиться.

Выставляется на доску карточка с буквой Ъ.

4. Знакомство с правилом правописания разделительного твердого знака: разделительный твёрдый знак пишется после твёрдого согласного перед гласными Я, Е, Ё, Ю.

5. Дидактическое упражнение «Кто внимательный?» – развитие фонематического слуха.

– Что общего в названиях этих предметов: подъезд, объявление, подъёмный кран, съедобный, съесть?

– Детям предлагается вспомнить слова – действия с твёрдым знаком из сказки и назвать их.

Игра – упражнение «Камень – вата» -дети делятся на две команды. Команда «Камень» встаёт, если в слове Ъ, если Ь – встаёт команда «Вата»: лось, конь, подъезд, листья, объявление, въезд, пень.

7. Упражнение детей в определении слов-действий с приставками с разделительным твёрдым знаком.

Выставляются картинки и детям предлагается вспомнить стихотворение – шутку «Ехали, мы, ехали»:

Ехали, мы, ехали, до ямы доехали,

Яму объехали, дальше поехали.

Ехали, мы, ехали, до горы доехали,

В гору въехали, с горы съехали,

К дому подъехали, в ворота въехали,

Дети называют из стихотворения слова – действия с разделительным твёрдым знаком.

8. Обучение грамоте, развитие мелкой моторики. Работа в тетрадях.

Печатание буквы Ъ и слов с этой буквой.

9. Самостоятельная работа с индивидуальным материалом.

У детей на столах лежат карточки со словами, в которых пропущен Ъ. Дети находят ошибку и исправляют её.

10. Составление предложений к схемам и заданным словам с твёрдым знаком.

11. Печатание предложений в тетрадях под диктовку:

Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте “Буквы Ь и Ъ”

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: логопедическое занятие , Буквы Ь и Ъ

Цели:

  • Закрепление букв Ъ и Ь.
  • Учить правильно читать и писать слова с этими буквами.
  • Формировать понятие о том, что Ъ служит для разделения согласных и гласных, а Ь знак служит для обозначения мягкости согласных и разделения гласных и согласных.
  • Формировать навыки словообразования и словоизменения.
  • Развивать внимание, память, мелкую моторику, графические навыки.

Оборудование: тетрадь логопедических занятий Бардышева Т.Ю. задание №116, тетради в крупную клетку, картинки букв Ь и Ъ, картинки: колья, соловьи, воробьи, крылья, стулья, перья, угол-угольки, банька-банка, простые карандаши, синие, зеленые и красные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Введение в тему

Логопед: Ребята, давайте вспомним, на какие 2 основные группы делятся все буквы? (ответы детей) гласные и согласные.

– Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Красным. Как мы их произносим? Протяжно Чем они отличаются от согласных звуков? (гласные поются, а согласные нет)

– Каким цветом мы их обозначаем? (синим и зеленым)

– А какие звуки мы обозначаем зеленым цветом? (ответы детей)

Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак!
Без него не написать
“Тридцать”, “двадцать”, “десять”, “пять”.
Станут “пенками” “пеньки”,
“Уголками” – “угольки”,
“Банька” в “банку” превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.

Логопед: О чем шла речь в стихотворении? (ответы детей)

– Когда в словах пишется мягкий знак – он смягчает стоящие перед ним согласные звуки.

– Хотите знать, когда пишется мягкий знак? Тогда послушайте следующее стихотворение:

Перед буквами Е, Ё, И, Ю, Я
В корне я стою друзья.
Воробьи, семья, жильё –
Перед буквой Я, Ю, И, Е, Ё.
Соловьи, бельё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья.

Логопед: А в этом стихотворении о какой букве шла речь?

– Когда в словах пишется разделительный мягкий знак? (выставить картинки колья, соловьи, воробьи, крылья, стулья, перья)

(Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными И, Я, Ю, Е, Ё).

Физкультминутка

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.

В: Молодцы, садитесь и послушайте ещё одно стихотворение.

Было – “сели”, стало – “съели”.
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник? Этот знак!
Знак такой нам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье.

Логопед: – Что это за знак?

– Нужен ли нам разделительный твёрдый знак?

Что ж такое твёрдый знак? (показать букву Ъ)

Что он делает и как?
Твёрдый знак всем утверждает:
«Без меня «Е», «Я» страдают –
Ведь получится «обезд»,
Если знак мой кто-то сЪест,
И получатся «обятья»
Вместо крепкого «обЪятья».
Вот какой он, твёрдый знак!
Без него нельзя никак!

Работа в тетради в крупную клетку

Под диктовку пишем буквы: и, с, е, к, о, п, ё, х я, р.

– Всю строку прописать буквы ь, ъ.

– Затем отступить одну строку вниз и напечатать под диктовку слова СЕМЯ-СЕМЬЯ (в слове семья – Ь знак обвести кружок простым карандашом, а букву М подчеркнуть зеленым (вывод: Ь знак смягчает стоящую перед ним согласный звук)).

– С новой строки печатаем: МЕЛ-МЕЛЬ (Ь знак обвести в кружок простым карандашом, а Л подчеркнуть зеленым цветом).

– С новой строки печатаем: ЕЛИ-СЪЕЛ (Ъ знак обвести простым карандашом в кружок, а стоящую перед ним согласную подчеркнуть синим цветом). – с новой строки печатаем: СЕЛ-СЪЕЛ (Ъ знак обвести простым карандашом в кружок, а стоящую перед ним согласную подчеркнуть синим цветом).

С новой строки печатаем предложения: Съел кашу. Пью сок.

– Сколько слов в предложении.

– С какой буквы начинаем писать предложение (с большой).

– В предложении между словами пропускаем клетку.

– В конце предложения ставим точку.

– В предложении Пью сок. Ь знак обвести в кружок простым карандашом, а П подчеркнуть зеленым цветом.

В предложении Съел кашу. Ъ знак обвести простым карандашом в кружок, а стоящую перед ним согласную подчеркнуть синим цветом.

Тема урока: Буквы Ъ и Ь знаки

Тема урока: Буквы Ъ и Ь знаки.

Цели: Познакомить с буквами Ъ и Ь знаки, раскрыть значение Ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме, показать роль разделительного Ъ и Ь знаков в словах . Совершенствовать навыки чтения. Развивать речь, логическое мышление, память.

Оборудование: презентация, слоговая таблица, лента букв и звуков, буквосочетания, буквы (на карточках), карточки для звукового анализа слов.

Организационный момент

1. Повторение ранее изученного материала

– Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы все приглашены в волшебную страну. В этой стране есть дворец. А кто в нем живет, отгадайте загадку.

Живут во дворце

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей. (Буквы)

– А как же сам дворец называется? Отгадайте загадку.

Буквы – значки,

Как бойцы на парад,

В строгом порядке

Построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется всё (алфавит)

– Правильно, ребята, каждая буква в алфавите имеет свое место.

– А что обозначает каждая буква? Отгадайте загадку.

Его не видно.

В руки не взять,

Но зато слышно. (Звук)

– Каждая буква в алфавите обозначает звук.

На какие две группы делятся звуки? ( Звуки делятся на гласные и согласные.)

Какие звуки мы называем гласными?

Гласные тянутся песенкой звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

– С помощью чего мы произносим гласные звуки? ( Гласные звуки произносятся с помощью голоса.)

– Какие звуки мы называем согласными?

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

– Какую преграду встречает воздух при произношении этих звуков? ( При произношении этих звуков воздух встречает преграды: зубы, губы, язык.)

– А сейчас я буду показывать букву в алфавите, а вы называть звуки, которые она обозначает.

– А что вы знаете про букву Ч? Посмотрите на ленту букв и звуков, она вам подскажет. (Ч обозначает согласный звук [чʼ] – всегда мягкий (на зелёном фоне), глухой (во 2-ом ряду, нет колокольчика.)

– Прочитаем слоги с буквой Ч. (По слоговой таблице.)

– Какие слоги выделены красным цветом? (ЧА, ЧУ)

– Что нужно запомнить?

– Ребята, а кто знает вот эти буквы? (Ъ и Ь з наки)

– Какие звуки они обозначают? (Ъ и Ь знаки не обозначают звуков)

2. Сообщение темы урока

– Для чего тогда нужны эти буквы, если они не обозначают звуков? Сегодня мы ответим на этот вопрос.

– Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Ъ и Ь знаки)

3. Работа над новым материалом

1) Различие и сходство в написании Ъ и Ь

Слайд 2. Ребята, а теперь посмотрите внимательно, графически похожи эти буквы? (Да)

А в чем различие? ( У Ъ знака есть вверху горизонтальная линия влево.)

Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Был мягкий знак высоковат.

Сказали буквы строго:

– Эй, наклонись немного!

И так согнулся он, чудак,

Что превратился в твердый знак .

– Значит, знаки не только похожи графически, но и различаются. И в словах они играют разные роли.

2) Прочитаем буквосочетания на доске:

ль, бь, зь, мь, вь, сь, пь, дь, нь, ть
– Как произносится согласный звук в этих буквосочетаниях ? (Мягко)

Что за буква? Кто узнает?

Звука не обозначает, может только показать,

Как согласный прочитать:

Мягкий голос,
Мягкий шаг –
Это буква … (мягкий знак).

– Эта буква Ь обозначает мягкость согласного звука, поэтому согласные буквы выделены зелёным цветом.

3) Звуковой анализ слов мел – мель

– Чтобы узнать все про Ь, давайте понаблюдаем за ним.

– Прочитаем слова. (МЕЛ – МЕЛЬ)

– Что они обозначают?
Слайд 3. Мел – это природный материал, которым можно писать на доске.

(Щелчок мышкой.) Мель – это возвышение в реке, в море, которое образовано песком, галькой, затрудняет движение речным и морским судам.

– Давайте составим звуковые схемы этих слов.

– МЕЛ. МЕ – что мы слышим? (Слог-слияние.)

– Каким гласным звуком образован слог? ( [ э ])

– Какой звук мы слышим перед [э]? ([мʼ])

– Дайте характеристику. (Согл., мягк.)

– МЕЛ. Какой звук слышим в конце? ([л])

– Дайте характеристику. (Согл., тв.)

– Сколько гласных звуков в слове? (1)

– Сколько слогов в слове? (1. Сколько гласных звуков, столько и слогов.)

– А теперь давайте сравним слово и звуковую схему. Сколько букв в слове МЕЛ? (3)

– Сколько звуков? (Тоже 3.)

– А теперь составим звуковую схему слова МЕЛЬ. (Аналогично.)

– А теперь давайте сравним слово и звуковую схему. Сколько букв в слове МЕЛЬ? (4)

– Сколько звуков? (3)

– Почему звуков меньше, чем букв? Может, кто-то знает?

– Чем отличаются эти схемы? ( Последними звуками: один мягкий, другой твердый.)

– А почему в слове МЕЛЬ звук [лʼ] стал мягким?

– Ь – буква-помощница, которая сама разговаривать не умеет, звука не образует, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.

4) Игра «Превращение слов»
– Я вам буду говорить слова, которые обозначают несколько предметов, а вы должны будете сказать слово, которое обозначает один предмет.
Лоси, кони, гуси, медведи, тетради, двери, звери, тени, ночи.

– Вспомните, что вы знаете про мягкий знак. ( Буква Ь обозначает мягкость согласного звука.)

5) Анализ слов ПЕРО – ПЬЕРО (СЕЛ – СЪЕЛ)

– Давайте прочитаем слово на доске – ПЕРО.

– У кого есть перья? (У птиц.)

– Ребята, посмотрите на экран. Слайд 4. Кого вы видите ? ( Пьеро)

– Из какого произведения этот герой? (Приключения Буратино)

– Прочитаем это слово на доске.

– Посмотрите на написание этих слов и скажите, чем они различны?

– Назовите 1-ый звук в слове ПЕРО. ([пʼ])

– Какой это звук? (Обозначить карточкой.)

– Почему согласный звук стал мягким? (Потому что после согласной П стоит гласная Е, она смягчает согласный звук.)

– Назовите 1-ый звук в слове ПЬЕРО. ([пʼ])

– Какой это звук? (Обозначить карточкой.)

– Почему согласный звук стал мягким? (Потому что рядом стоит Ь.)

– Но при произношении слова ПЬЕРО, что мы слышим? (Слово как будто разрывается.)

– Между какими буквами стоит Ь? (Ь разделил согласную букву и гласную.)

– Прочитаем слово. (СЕЛ)

Слайд 5. Посмотрите на картинку. Придумайте предложение со словом СЕЛ.

– Прочитаем следующее слово. (СЪЕЛ)

(Щелчок мышкой.)

– Посмотрите на картинку. Придумайте предложение со словом СЪЕЛ.

– Посмотрите на написание этих слов и скажите, чем они различны?

– Назовите 1-ый звук в слове СЕЛ. ([сʼ])

– Дайте характеристику. (Согл., мягк. Обозначить карточкой.)

– Почему звук стал мягким? (После согласной буквы стоит гласная Е.)

– Назовите 1-ый звук слове СЪЕЛ. ([с])

– Дайте характеристику. (Согл., тв. Обозначить карточкой.)

– Почему звук твёрдый? (Потому что после согласной стоит Ъ.)

– При произношении слова СЪЕЛ что мы слышим? (Слово как будто разрывается.)

– Между какими буквами стоит Ъ? (Ъ разделил согласную букву и гласную.)

– Для того чтобы показать, что слово как бы разрывается, что согласную букву нужно отделить от гласной, в этом месте договорились ставить разделительный Ь и Ъ знаки.

6) Физкультминутка

Игра «Что я делал?»

В понедельник я купался,

А во вторник – рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл .

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье-

Целый день я отдыхал.

4. Первичное закрепление. Работа по учебнику

– Прочитаем столбики слов с Ъ. С. 42

– Сначала на экране. Слайд 6.

– Прочитаем в книге.

– Подчеркните Ъ. (Простым (чёрным) карандашом.)

– Что делает Ъ с согласным звуком. (Делает его твёрдым.)

– Какие буквы разделяет Ъ? (Согласную и гласную.)

– Переходим на с. 43. Прочитаем слова с Ь.

– Сначала на экране. Слайд 7.

– Прочитаем в книге.

– Подчеркните Ь. (Простым (чёрным) карандашом.)

– Что делает Ь с согласным звуком? (Смягчает.)

– А если Ь стоит между согласной буквой и гласной, то что он делает? (Разделяет согласную букву от гласной.)

– В каком слове Ь разделяет согласную букву от гласной? (Листья.)

– Дома читаем «Азбуку» на с. 42-43.

6. Подведение итогов урока

– С какими новыми буквами познакомились?

– Найдите эти буквы на ленте букв и звуков.
– Какие звуки они обозначают? (Звуков не обозначают.)
– Для чего нужен Ь? (Смягчает согласный звук, разделяет согласную букву от гласной.)

– Ребята, которые хорошо работали на уроке, получают «5». Это… ​​​​​​​

Урок Обучение грамоте по теме “Твердый и мягкий знаки” для детей 6 – 7 лет

Предмет: Обучение грамоте.

Тема: Буквы Ь и Ъ.

Данная методическая разработка предназначена для проведения занятий в группах для детей 6 -7 лет, но может быть адаптирована для учеников первого класса. Конспект составлен в соответствии с требованиями государственного стандарта нового поколения. Элементы игровых технологий позволяют детям в максимально доступной форме донести новый материал. Занятие начинается с методики сказкотерапии, что помогает детям настроиться на занятие, проявить себя, высказать свое мнение. Коллективная деятельность сменятся индивидуальной письменной работой. Для удобства учителя и учеников все раздаточные материалы и карточки можно найти в конспекте в разделе «Приложение».

Цель занятия:

1. Познакомить с буквами Ь и Ъ.

2. Развивать навыки аудировниая.

3. Развивать орфографическую зоркость.

4. Развивать память, внимание и воображение.

5. Обобщить полученные ранее знания.

6. Развивать умение грамотно выражать свои мысли.

7. Учиться работать в группах и парах.

Оборудование:

1. Небольшая коробка.

2. Канцелярские принадлежности.

3. Карточки с Ь и Ъ, напечатанные черным цветом (см. приложение).

4. Карточки «Дорисуй вторые половины картинок (см. приложение).

5. Прописи Ь и Ъ (см. приложение)

6. Раздаточный материал «Найди и обведи Ь и Ъ» (см. приложение)

Ход занятия.

1. Вводная часть.

1. Подготовка руки к письму.

2. Развитие мелкой моторики

3. Настрой на занятие и акцентирование внимания учеников.

(У учителя коробочка с канцелярией. Открывает и показывает с комментированием)

Жили – были в стране Грамматике много – много жителей: ручки, карандаши, линейки, фломастеры, стирательные резинки, точилки. Они помогали детям научиться писать, рисовать и читать. Все жители этой страны были очень добрыми и дружными, ходили друг к другу в гости, вместе отдыхали и играли, даже главную свою задачу – помогать детям, они выполняли вместе. Но вот однажды один житель этой страны – стирательная резинка – обиделась на всех остальных – они были при деле, всегда заняты работой, а вот ей, резинкой, уже давно никто не пользовался. Решила резинка напомнить о себе – и начала стирать половинки всех предметов, которые видела вокруг, она решила, что так все ручки и карандаши вспомнят насколько это важный предмет в стране Грамматике. Но вот остановилась резинка, оглянулась вокруг – а во всем городе остались лишь половины вещей. Испугалась резинка и подумала: «Что же я наделала?! Как же теперь все восстановить?». Делать было нечего, и пошла стирательная резинка к карандашам и ручкам. Линейкам и фломастерам и попросила у них прощения и помощи. Простили жители Грамматики стирательную резинку и все вместе пошли восстанавливать свой город. И с тех пор в Грамматике никто больше не ссорился, все жители продолжают до сих пор помогать малышам учиться писать и читать, и стирательная резинка им тоже в этом помогает.

Ребята, давайте и мы поможем жителям грамматики восстановить все предметы?

2. Письменная работа за партами.

(Учитель раздает детям раздаточный материал «Дорисуй вторые половинки картинок», см. приложение)

3. Введение в тему занятия. Основная часть.

Ребята, давайте назовем предметы, которые у нас получились:

(Учитель записывает названия на доске)

Давайте вспомним, какие звуки могут обозначать первые буквы в названиях этих предметов. Чем звуки отличаются от букв?

(Учитель подчеркивает первые буквы в написанных словах: Я, Г, Л, М, Д, М)

Среди них есть и гласные, и согласные звуки. Мы помним, что каждая буква обозначает свой звук и выделяется синим (согласные) или красным (гласные) цветом. Но посмотрите на эти две буквы

(Учитель вывешивает на доску карточки с буквами Ь и Ъ , см. приложение)

Почему они черного цвета? Что это может значить?

Вы правильно догадались. Оказывается, в русском языке не все буквы обозначают звуки. Ь и Ъ самые молчаливые буквы. Они звуков не обозначают. Мы не называем их в речи. А как вы думаете, для чего они служат в русском языке, если мы их не произносим?

На самом деле, Ь и Ъ очень важны. Они помогают нам не только делать согласные твердыми или мягкими, но и помогают разделять буквы. Для этого служат разделительный Ь и разделительный Ъ.

Давайте проведем эксперимент.

(Учитель записывает на доске слова «въезд» и «вьюга»)

Посмотрите, в первом слове разделительный Ъ, во втором – разделительный Ь.

А что если мы убираем эти буквы? Что станет со словами?

Получились слова «везд» и вюга». Разве есть в русском языке такие слова? Конечно, нет. Сделайте вывод о роли этих букв.

А что же с Ь, который не разделяет буквы, а делает их мягкими? Такой Ь обычно стоит на конце слова.

Посмотрите на доску.

(Учитель пишет на доске слова «конь» и «банька»)

Посмотрите, разделяет ли Ь гласную и согласную букву?

В этих словах его роль – только смягчение согласных звуков.

Давайте сотрем Ь. Какие слова получились? (кон, банка). Вы слышали такие в русском языке?

Получается, что мягкий знак может выполнять две функции – быть показателем мягкости (если стоит на конце слова) и разделительным (если стоит после согласной и перед гласной).

4.Практическая часть. Письмо ь и ъ.

Теперь, когда мы познакомились с самыми молчаливыми буквами, давайте потренируемся их писать. Приготовьте карандаш, давайте напишем их в воздухе.

(Учитель комментирует письмо и следит за правильной последовательностью написания элементов, затем раздает прописи с Ь и Ъ, см. приложение)

Возьмите карандаш, проверьте свою посадку за столом – локти должны быть на столе, спина прямая! Давайте постараемся и напишем самые красивые буквы!

5.Закрепление материала.

Устали писать? Давайте поиграем! У вас на столе листочки. Найдите в них и обведите только Ь и Ъ

Коллективная работа с комментированием. Учитель объяснят, в каких словах нужен Ь, и в каких – Ъ.

6. Итог занятия.

Мы с вами отлично потрудились!

Что нового вы сегодня узнали?

Какие буквы не обозначают звуков?

Для чего они служат в русском языке?

Что будет, если Ь и Ъ пропадут из русского языка?

7. Домашнее задание.

Нарисовать предметы, в названиях которых есть Ь и Ъ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: