Буклет логопеда: Подготовка к обучению грамоте

Буклет «Обучение элементам грамоты для детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 539

элементам грамоты

детей старшего дошкольного возраста

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

Наша речь состоит из предложений.

Предложение – это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из звуков.

Звук – это то, что мы слышим и произносим.

Буква – это то, что мы видим и пишем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Гласные звуки обозначают красным цветом.

Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.

Согласные звуки могут быть ТВЕРДЫМИ (обозначаются синим цветом – М) и МЯГКИМИ(зеленым цветом- М´). Так же, согласные звуки могут быть звонкими или глухими, в зависимости от участия голоса (приложить ладонь к горлу: С – З).

Основные этапы подготовки ребенка к обучению грамоте:

1. Развитие зрительного восприятия и внимания.

– складывание из счетных палочек, спичек, цветных карандашей по образцу или описанию фигуры.

– складывание из геометрических фигур разных по размеру, вырезанных из цветного картона.

– складывание разрезных картинок из частей (трех, четырех, пяти).

2. Развитие слухового восприятия и внимания.

– упражнения в различении неречевых звуков.

«Угадай, на чем играю». Предложите отгадать звук погремушки и бубна, барабана и молоточка и т.п.

«Шумящие коробочки». Детям предлагается найти две одинаково звучащие коробочки, наполненные различными материалами.

– упражнения в различении речевых звуков.

Покажите картинки и объясните, что девочка укачивает куклу: «А-а». Волк воет: «У-у». У мальчика болит зуб: «О-о». Ослик поет: «И-и». Спойте песенку, прикрыв рот листом бумаги, а ребенок пусть покажет соответствующую картинку.

3. Деление слов на слоги.

– отхлопать в ладоши или протопать слоги в словах ли-са, ма-ши-на, ку-би-ки, кот, мяч, ба-ра-бан.

– составить слова из слогов: Если сказать СА, а потом НИ, что получится? САНИ.

4. Развитие тонкой моторики и ориентировка на плоскости листа.

– закрашивать предметы, не выходя за контур;

– проводить прямые, вертикальные и горизонтальные, волнистые линии;

– обводить рисунок по точкам;

– штриховать в разных направлениях;

– обводить клеточки в тетради, рисовать различные узоры.

5. Звуковой анализ и синтез.

«Поймай звук»

Взрослый произносит набор разных звуков. Например: А, К, Р, О, У, И, Т, М, С и т. д. Детям нужно хлопнуть в ладоши, если они услышат гласный звук.

Придумать как можно больше слов, начинающихся на заданный звук. Например на С: слон, собака, сапоги, санки, солнышко, самокат и т. д.

«Звуковые цепочки»

Ребенку нужно расставить картинки или придумать слова так, чтобы название следующего слова начиналось с последнего звука предыдущей картинки (слова):

МАК – КОШКА – АИСТ – ТАПКИ и т. д.

«Слова рассыпались»

«Соберите» звуки и догадайтесь, какое слово рассыпалось (звуки произносятся последовательно): к-о-ш-к-а. Р-у-к-а? С-л-о-н?

6. Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам. Обучение чтению слогов, слов.

1. При знакомстве с новой буквой, найдите с ребенком картинки, в названии которых новая буква стоит в начале слова.

2. Предложите ребенку составить слоги, слова из разрезной азбуки из букв:

– составление и чтение слияний гласных: ау, уа, оа, ао, уо, оу, иа, аи;

– составление и чтение обратных слогов: ам, ум, ом, им, ат, ут, от, ит;

– составление и чтение прямых слогов: ма, му, мо, ми, та, ту, то, ти;

– составление и чтение односложных и двусложных слов из пройденных букв: кот, мак, ком, кит, мама, папа, нота, мука.

– составление и чтение предложений.

3. Упражняйте ребенка в преобразовании слогов (ак – ап, му – пу), слов с помощью замены букв (сок – сук), удалении или добавлении буквы (уха – муха), составлении слов из рассыпанных букв (о, т, к – кот).

Ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению:

1. Разделение буквы и звука. Прежде чем показать ребенку букву, например М, следует научить его слышать звук [м] в слогах, словах. Не смешивайте, пожалуйста, понятие звук и буква, когда учите ребенка читать. 2. Изучение букв с помощью алфавита с картинками.

Заучивание букв с помощью картинок надолго создает в детском сознании устойчивую связь буквы и привязанного к ней изображения.

3. Обучение чтению по буквам.

Ребенок сначала называет буквы слога М! А! – и только после этого читает сам слог: МА. Сталкиваясь с длинным словом, ребенок забывает, какой звук был им произнесен в начале.

Читайте также:
Авторская логопедическая игра 'Наряди Букваренка'

4. Чтение «нанизыванием» букв.

Ребенок произносит каждую букву отдельно, вместо того, чтобы произнести слоги один за другим. Например, «М-А-Ш-И-Н-А» вместо «МА-ШИ-НА».

5. Отсутствие контроля понимания при обучении чтению.

Ребенок читает механически, не воспринимая смысл прочитанного. Произнося слог за слогом, он не осознает значение получившегося слова.

Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе).

Для родителей

Консультации для родителей

Цель: познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты и качества выполнения домашних заданий.

Цель: познакомить родителей с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык – главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Цель: повысить уровень осведомленности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Задача родителей – вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка, т.к. отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка.

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Дошкольный возраст – решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

Цель: познакомить родителей с приёмами обогащения словарного запаса дошкольников.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.

Цель: систематизировать знания родителей по подготовке детей к обучению грамоте.
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Это служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе.

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Одновременно с этим, при нарушении синтез ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. Звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями для развития связной речи в домашних условиях.
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.
Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями.

Цель: дать рекомендации родителям по развитию речи на летний период.
Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.

Читайте также:
Как помочь научиться читать

Цель: познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки детей к школе.
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать. К вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.

Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях.
Развитие речи – сложный процесс. Целью домашних занятий является закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на логопедических занятиях, а также общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора.
Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

Цель: познакомить родителей с особенности и речевого развития и требованиями для будущих первоклассников.
Результат деятельности будущего первоклассника буквально соткан из следующих компонентов: стиля и подходов семейного воспитания, методов и приемов педагогов и индивидуальных возможностей ребенка.

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно.
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.

Цель: познакомить родителей с принципами и способами формирования грамматического строя речи (на примере дидактических игр).
При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.

Цель: познакомить родителей с особенностями применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья на занятиях особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.

Характеристика речевого развития

  • Уровень развития речи детей в 2 года
  • Уровень развития речи детей в 3 года
  • Уровень развития речи детей в 4 года
  • Уровень развития речи детей в возрасте 5 лет
  • Уровень развития речи детей в возрасте 6 лет

Памятки для родителей

  • Полезные советы для неравнодушных родителей
  • Требования к речи первоклассников
  • Комплексы артикуляционной гимнастики
  • Рекомендации по выполнению заданий логопеда
  • Обогащаем словарный запас
  • Рекомендации логопеда на летний период
  • Правила занятий с ребенком дома

Вопросы-ответы

  • Кто такой логопед?

Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

Когда ребенок должен начать говорить?

Примерно с шести – семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» – это тоже слова!)

К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

Когда следует начинать занятия?

Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

Календарь посещения логопеда

  1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
  2. В возрасте 1 года – логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
  3. В возрасте 2ух лет – логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
  4. В 3 года – логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
  5. В 4 года – логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
  6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
Читайте также:
Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию грамматического строя речи старших дошкольников с НВОНР
  • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

    Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

    По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

    Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

    «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

    Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

    Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

    Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

    Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

    • Главная |
    • Для родителей

    Буклет для родителей по подготовке детей к обучению грамоте
    консультация

    Данный буклет содержит методические рекомендации родителям при подготовке к обучению грамоте

    Скачать:

    Вложение Размер
    Графические диктанты для детей 840 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство общего и профессионального образования

    Орган местного самоуправления «Управление образования города Каменска-Уральского»

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 2 комбинированного вида»

    за межаттестационный период

    с 2013 – 2017 год

    Составитель: Щелконогова Татьяна Эдуардовна

    I. Аналитическая часть……………………. ……. ………..………5

    1. Анализ внедрения и использования современных инновационных образовательных и здоровьесберегающих технологий …. ……5
    2. Анализ содержания основных направлений коррекционно – развивающего процесса………………………………………………………….……………….12
    3. Анализ результатов мониторинга речевого развития детей………….……..20
    4. Анализ результатов эффективности коррекционно-развивающей работы….22
    5. Анализ коррекционно–развивающей среды и программно- методического обеспечения логопедического кабинета…………………………………..….24
    6. Анализ результата эффективности оптимизации работы по формированию единого пространства развития ребёнка через обеспечение субъектности специалистов и родителей в педагогическом процессе……………………….25
    7. Анализ развития профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма……………………………………………29
    8. Противоречия, проблемы межаттестационного периода…………………..…30
    1. Актуальность выбранной темы …………………. …………. ……31
    2. Основные этапы реализации проекта…………………………………..………33

    Нормативные документы, программно-методическое сопровождение . …41

    Основная задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

    Новые приоритеты образовательной политики отражены в нормативно-правовых документах:

    • Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
    • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013г. №30384);
    • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013г. №30038);
    • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26 г. Москвы «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.05.2013г.
    • Устав Детского сада;
    • Образовательная программа детского сада;
    • Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детского сада для детей с ТНР.

    Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как основа, в которой органично сочетаются все стороны психического развития человека: внимание, память, мышление, воображение, эмоциональная составляющая. Дошкольный возраст – это период активного речевого становления, усвоения и развития всех речевых сторон, что является необходимой предпосылкой позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного и познавательного развития.

    Исследования, проведенные психологами, педагогами, лингвистами – Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, К.Д. Ушинским, Е.И. Тихеевой и другими – создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников

    Анализ психологической, лингвистической и педагогической литературы показывает, что не все дети одинаково успешно овладевают в раннем детстве речевым развитием, поэтому Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) нацеливает на необходимость учёта особенностей развития и специфических образовательных потребностей каждой категории детей, на создание необходимых условий коррекции нарушений развития и социальной адаптации методами и способами, в максимальной степени способствующими получению дошкольного образования, условий реализации Программы, которые обеспечивали бы полноценное развитие воспитанников во всех основных образовательных областях, в том числе – речевой.

    Установлено, что наибольшая продуктивность в овладении речью достигается при условии, когда дети вовлечены в активную речевую деятельность во всех видах непрерывного образования. Тем самым мы даем значительное увеличение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка. Но возникает противоречие, когда речевые возможности в силу органических и психофизических причин не позволяют ребёнку осваивать полноценно возрастные нормы.

    В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным, поскольку правильная речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

    Возникло противоречие между возросшими требованиями государства к качеству дошкольного образования и ухудшение фона психофизического здоровья детей, включая увеличение числа детей с речевой патологией.

    В связи с этим обозначена проблема : поиск инновационных подходов к решению проблемы речевого развития у детей с общим недоразвитием речи.

    Объект исследования: речь и пути её коррекции у дошкольников с общим недоразвитием речи.

    Предмет исследования: коррекционно – развивающая работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Цель аналитического отчета: провести анализ, оценить продуктивность собственной деятельности и условий получения результатов в межаттестационный период с 2013 по 2017 учебные годы, а также спроектировать предстоящую деятельность на следующий период.

    Для достижения качества коррекционно-развивающей работы и получения положительной динамики были определены задачи на межаттестационный период:

    1. Проанализировать и оценить:

    – созданные условия для внедрения и использования современных инновационных образовательных и здоровьесберегающих технологий, направленных на обновление и оптимизацию коррекционно-образовательного процесса и укрепления здоровья детей с общим недоразвитием речи;

    – содержание основных направлений коррекционно – развивающего процесса;

    – мониторинг речевого развития детей с общим недоразвитием речи;

    – организацию коррекционно-развивающего пространства логопедического кабинета;

    – эффективность взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса;

    – повышение собственной педагогической компетентности и профессионального мастерства;

    2. Выявить проблемы в коррекционно – развивающем процессе и спроектировать работу на следующий межаттестационный период.

    Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

    – метод изучения и обобщения педагогического опыта,

    – метод обобщения результатов деятельности,

    – метод анализа условий эффективности коррекционной работы.

    Логопед советует

    Когда логопед направляет ребёнка к неврологу Материал подготовила учитель-логопед Белякова Е.Н.

    Задержка речевого развития у детей (ЗРР) Материал подготовила учитель-логопед Белякова Е.Н.

    Р ебенок плохо говорит? Виноват прикус. Материал подготовила учитель-логопед Белякова Е.Н.

    Причины горлового произношения звука “Р”. Материал подготовила учитель-логопед Белякова Е.Н.

    Речевая азбука для родителей. Материал подготовила учитель-логопед Лебедева И.В.

    Стать книгочеем? Легко! Материал подготовила учитель-логопед Лебедева И.В.

    Малыш делает ошибки. Материал подготовила учитель-логопед Лебедева И.В.

    Простые советы логопеда родителям. Материал подготовила учитель-логопед Лебедева И.В.

    Советы логопеда. Материал подготовила учитель-логопед Лебедева И.В.

    Процесс развития фонематического слуха у детей 5 лет. Материал подготовила учитель-логопед детского сада Некрасова Е.А.

    Занятия для развития фонематического слуха у детей 5 лет. Материал подготовила учитель-логопед детского сада Некрасова Е.А.

    Что способствует правильному речевому развитию? Материал подготовила учитель-логопед детского сада Некрасова Е.А.

    Как развивать речь малыша: 10 идей для мам. Материал подготовила учитель-логопед Лебедева И.В.

    Речевые игры по дороге в детский сад. Материал подготовила учитель-логопед Лебедева И.В.

    Мифы и реальность о развитии речи малышей. Материал подготовила учитель-логопед Лебедева И.В.

    В логопедической группе №2 07.09.17г. педагог-психолог Смирнова Е.А. и учитель- дефектолог Кузьмина О.Н. провели игру-тренинг «Педагоги и родители». В процессе тренинга решались следующие задачи:

    – познакомить родителей и педагогов друг с другом;

    – создать благоприятную атмосферу в группе и сплотить участников;

    – установить доброжелательные отношения между участниками игры;

    -определить общие задачи воспитания и развития, стоящие перед родителями и педагогами в настоящее время.

    Воспитатели группы, специалисты и родители приняли активное участие в следующих упражнениях: «Давайте познакомимся», «Слово-ассоциация», «Сочинение коллективной сказки», «Наши общие задачи». В завершении тренинга педагоги и родители создали коллажи на тему «Семья и Детский сад».

    Рекомендации для родителей. Материал подготовила учитель-логопед Лебедева И.В.

    Советы по подготовке руки к письму. Материал подготовила учитель-логопед Лебедева И.В.

    Что читать с детьми 5-7 лет. Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

    Развитие слухового восприятия . Материал подготовила учитель-логопед детского сада Некрасова Е.А.

    Семейное чтение . Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

    Родителям ребенка-дошкольника, не посещающего детский сад. Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

    Речевая готовность ребенка к школе. Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А .

    Речевая азбука для родителей (Часть третья) Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

    Памятка для родителей . Материал подготовила учитель-логопед Лебедева И.В.

    Речевая азбука для родителей (Часть первая) . Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

    Развитие правильного речевого дыхания. Материал подготовила учитель-логопед Лебедева И.В.

    Учимся читать. Материал подготовила учитель-логопед Лебедева И.В.

    Ваш ребенок поступил в логопедическую группу. Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

    Игрушки? Игрушки ! (часть 4 ) Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

    Игрушки? Игрушки! (часть 3 ) Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

    Игрушки? Игрушки! (часть 2) Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

    Игрушки? Игрушки! (часть 1) Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

    Сюжетно-ролевая игра в развитии ребенка. Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

    Математика для дошкольников . Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

    Родителям дошкольников о математике . Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

    Материал подготовилачитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

    Речевая азбука для родителей. Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

    Рекомендации учителя – логопеда родителям будущих первоклассников . Материал подготовила учитель- логопед Белякова Е.Н.

    Роль родителей в речевом развитии ребенка. Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

    Развитие мышц речевого аппарата . Материал подготовила учитель-логопед Некрасова Е.А.

    От игры к занятиям по развитию памяти, внимания, мышления . Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

    Взаимодействие родителей и логопеда. Материал подготовила учитель-логопед детского сада Зюкова Н.А.

    Адрес: 174510 Новгородская область, г. Пестово,

    Телефон / факс: 8 (81669) 5- 20-47; ( 81669)5- 69-54 (бухгалтерия)

    Рекомендации логопеда по обучению дошкольника основам грамоты

    1. Надо ли обучать дошкольника грамоте?

    Поговорим о необходимости обучения дошкольников грамоте. Распространено мнение: «Если научить ребёнка читать до школы, то ему будет неинтересно учиться». По мнению современных педагогов, психологов и физиологов, это не так.
    Чтение – это воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Чтение является очень сложным психофизиологическим процессом: в нём задействовано множество психических процессов и функций, которые должны быть развиты у ребёнка до начала его обучения. Это: слуховое и зрительное сосредоточение, фонематическое восприятие (умение различать звуки речи), фонематический анализ (умение определять последовательность звуков в слове), слухоречевая память, зрительная память и пространственные представления (создание четких графических образов букв), сложные движения речевого аппарата при артикулировании звуков и т.д. Процесс «наладки» взаимодействия всех этих функций в процессе чтения у разных детей занимает различное время. Но в любом случае – для того, чтобы в достаточной степени овладеть навыком чтения, букварного периода (который по некоторым школьным программам длится всего 2-3 месяца!) явно не хватит. А ведь навык чтения и понимания прочитанного является основой успешного обучения ребёнка в школе с первого класса. С первых дней пребывания в школе читающий ребёнок окажется успешнее своего сверстника, не умеющего читать. Зачастую у учителя не бывает возможности уделять достаточно внимания ребёнку, находящемуся на начальном этапе обучения грамоте, а дома необходимо выполнять домашнее задание, общее для всего класса. В такой ситуации получается, что выделить время для совершенствования навыка чтения очень трудно, и с трудом читающий ребёнок попадает в ситуацию стресса.
    Теперь о том, кому в школе интересно учиться. Ребёнок, поступив в школу, попадает в новые для себя условия. Физиологически созревшему, готовому к школе ребёнку интересно всё: он овладевает новыми правилами поведения, строит взаимоотношения с учителем и одноклассниками, начинает писать и совершенствует навыки письма и чтения, учится учиться! Эта деятельность для начинающего школьника очень важна и требует от него много усилий! О какой скуке может идти речь? Неинтересно в школе может быть ребёнку, не готовому к школьному обучению, но об этом скажем дальше.

    2. Когда ребёнок готов к обучению грамоте?

    Когда лучше начинать занятия по подготовке к обучению грамоте? Это зависит не только от возраста ребёнка, но и от его индивидуальных особенностей.
    У дошкольника, начинающего заниматься основами грамоты, должна быть ярко выражена познавательная активность. Такой ребёнок любит общаться со взрослым, часто задаёт вопросы об окружающем, проявляет интерес к обучению. Познавательную активность ребёнка нужно всячески поощрять. Ведь это – основа для обучения. Не оставляйте без ответов любые вопросы Вашего ребёнка, чаще обращайте его внимание на явления окружающей жизни, больше читайте. Именно при совместном чтении книг (в отличие от просмотра видеофильмов) происходит необходимый духовный контакт ребёнка со взрослым. Это эмоциональное общение с родным человеком для дошкольника крайне важно и принесёт неоценимую пользу в его развитии.
    Важным моментом для начала обучения грамоте является то, что устная речь ребёнка должна быть развита соответственно возрастной норме. Поэтому, если у Вашего малыша имеются речевые недостатки, их необходимо устранить. К нарушениям устной речи, мешающим обучению грамоте, относятся: пропуски, замены и перестановки слогов и звуков в словах; дефектное звукопроизношение; нечёткая артикуляция звуков; неверное согласование слов в предложении; ошибки в построении фразы. Если Вы замечаете у своего ребёнка старше трёх лет подобные особенности речи, обратитесь за помощью к специалисту по развитию и коррекции речи – логопеду.
    В возрасте 4-х лет у детей особо выражено «языковое чутьё», интерес к языку. Если в 4 года ребёнок может 10-15 минут увлечённо заниматься развивающими играми и проявляет интерес к буквам, стоит попробовать начать занятия по подготовке к обучению грамоте. Но если Ваш четырёхлетка ещё не научился сосредотачивать внимание и целенаправленно выполнять развивающие задания, бурно реагирует на свои неудачи, нетерпелив – тогда лучше ещё подождать.
    Возраст 5-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребёнок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

    3. Как заниматься с дошкольником?

    Ещё один важный вопрос. Могут ли занятия по обучению грамоте быть вредными для ребёнка-дошкольника? Могут, если взрослый, организующий эти занятия, не учитывает возрастные и индивидуальные особенности малыша, перегружает его учебными заданиями вместо естественной для дошкольника деятельности – игры, ставит самоцелью любой ценой научить ребёнка читать.
    Обучение дошкольников должно проходить в занимательной, игровой форме. Прежде чем начать непосредственно обучаться чтению, ребёнок при помощи речевых игр должен усвоить, что предложения состоят из слов, слова – из слогов и звуков, расположенных в определённой последовательности. Система речевых игр позволит ребёнку научиться различать понятия звукибуква, овладеть звуковым анализом и синтезом. К.Д. Ушинский говорил: «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова».
    Учебно-игровой материал необходимо подавать в сравнении, сопоставлении, побуждать ребёнка постоянно рассуждать, анализировать, делать выводы и обосновывать их, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Только таким образом формируется главная ценность и основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребёнка, с помощью которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность совершенствования своей речи.
    Занимаясь с ребёнком, старайтесь соблюдать следующие правила – тогда занятия будут более успешными, а ребёнок будет заниматься с удовольствием.

    • Проявляйте искренний интерес к тому, что вы делаете вместе с ребёнком. Радуйтесь, удивляйтесь, огорчайтесь вместе с ним.
    • Учитывайте состояние ребёнка (до начала занятия). Но если занятие уже началось, постарайтесь довести начатое задание до конца.
    • Не раздражайтесь. Ребёнок должен чувствовать, что Вы – его партнёр и хотите помочь ему. Хвалите за старание.
    • Чаще читайте ребёнку хорошие стихи (С. Михалкова, С. Маршака, А.Барто, Б.Заходера) – это благотворно влияет на восприимчивость детей к звукам речи.
    • Не сравнивайте успехи Вашего ребёнка с успехами других детей. Темп овладения чтением индивидуален для каждого!

    4. С чего начинать обучение грамоте?

    С чего же начать? К сожалению, многие взрослые начинают обучение чтению своего ребёнка с выучивания с ним всех букв. Ребёнок при этом запоминает буквы так, как они называются в алфавите, то есть с призвуком гласных: «эф», «пэ», «ка» и т.д. Это неверный подход: он может привести к трудностям слитного прочтения ребёнком слогов и слов, а также к «механическому» чтению – в этом случае возможно возникновение ошибок при чтении и письме. Вводя своего малыша в мир чтения, Вы должны в первую очередь помнить о том, что письменная речь является отображением устной. Поэтому знакомство с буквами и складывание их в слоги и слова на начальном этапе обучения – совсем не главное.

    Цель первого этапа занятий – привлечь внимание ребёнка к звучащему слову. С помощью речевых игр, играя со словами и звуками, ребёнок усваивает следующее:Когда мы говорим, мы произносим разныеслова. Слова звучат, потому что состоят из звуков. Звуки в слове идут по порядку. Есть звук в начале слова – он первый, есть последний – в конце слова, остальные – в середине, друг за другом. Если этот порядок нарушится, то слово «сломается». Его будет не узнать.

    Приведу варианты игр со звуками.

    «Хлопни, если услышишь в слове звук [А]» (выделяем звук голосом, «нажимаем» на него). Начинать надо с гласных звуков, затем – сонорные [М], [Н], [Р].

    «Три слова» Я произнесу 3 слова, а ты назови звук, который встречается во всех этих словах (утка, уши, ужин). Вначале звук выделяется из начала слова, затем – из конца (кино, пальто, окно), далее – из середины (сыр, дым, мыло).

    – «Путешествие по комнате» Побеждает тот, кто найдёт больше предметов, обозначаемых словами с определённым звуком. (В другом варианте этой игры у каждого играющего по 4 фишки определенного цвета.Найдя предмет, обозначаемый словом с оговоренным звуком, играющий кладет фишку. Побеждает тот, кто первым разложит все свои фишки). В конце игры – проверка. Взрослому можно иногда специально допустить ошибку, чтобы ребёнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом, вслушиваясь в него.

    – «Поймай словечко в ладошки» (составить слово из отдельно названных звуков). Называть согласные звуки без призвуков гласных (Д, О, М – дом)!

    – «Звуки перепутались» (вариант предыдущей игры, но звуки даются в нарушенной последовательности Д,М,О – дом).

    – «Волшебники» (заменяя один звук в слове, превращаем одно слово в другое: СОК –ТОК – ТОМ – ДОМ – КОМ – СОМ – СОН – СОК – СУК – ТУК – ТАК – РАК – МАК…). Другой вариант этой игры – образовывать новые слова с помощью добавления согласного звука: АНЯ – САНЯ, ВАНЯ, ДАНЯ, МАНЯ, ТАНЯ.

    – «Найди слово, которое спряталось в других словах»

    1) Составить слово из первых звуков слов: ШАПКА, АВТОБУС, РАК – ШАР
    2) Составить слово из последних звуков слов: КОМАР, ТРАВА, СОК – РАК
    3) Составить слово из третьих звуков слов: КУСТ, КРОТ, КУКЛА – СОК

    Играть можно с картинками или без наглядной основы.

    – «Цепочка слов» (придумать слово на последний звук предыдущего слова). Для речевых игр с дошкольниками подбирайте такие слова, в которых написание не расходится с произнесением. Помните, например, что звонкие согласные звуки в конце слов оглушаются: МОРОЗ, ЗУБ.

    – «Лишнее слово» (из четырёх произнесённых слов выбрать то, которое отличается от остальных:

    НОРА, НОРА, ПОРА, НОРА
    КОЛОС, КОЛОС, КОЛОС, ВОЛОС
    КОСА, КОЗА, КОСА, КОСА
    КОТ, ГОД, КОТ, КОТ
    МЁД, МЁД, ЛЁД, МЁД
    ДУДОЧКА, УДОЧКА, ДУДОЧКА, ДУДОЧКА

    С помощью этих и подобных занимательных игр со словом можно достичь удивительных результатов: они побуждают ребёнка думать, рассуждать, искать и пробуждают интерес к познавательной деятельности, а это – основа обучения!

    5. Как избежать трудностей в овладении грамотой?

    Задолго до изучения грамматических правил ребёнок должен овладеть грамотой, то есть хорошо разбираться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится». К сожалению, это удаётся не всем детям. Уже в первые дни пребывания в школе у многих из них возникают трудности письма, которые называют дисграфией. Под этим понимаются стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил. Дисграфические ошибки выражаются в пропусках и перестановках букв в словах, в заменах одних букв другими, в «зеркальном» написании букв и т.п. Появление таких ошибок говорит о неготовности ребёнка к началу школьного обучения, о его недостаточной психофизиологической зрелости. Правда, и у готовых к школьному обучению детей на самых первых порах могут иногда наблюдаться такого рода ошибки, но они не носят стойкого характера и быстро исчезают по мере овладения грамотой.

    Типы дисграфических ошибок

    • Ошибки, связанные с неточным различением на слух звуков речи.

    Чаще всего смешиваются акустически близкие и сходные по артикуляции звуки: [С ] – [Ш], [С] – [З], [Т] – [Д], [Д] – [Н], [О] – [У], [Ч] – [Щ], [Ч] – [Т], [Ш] – [Щ], [Ц] – [С], твёрдые – мягкие.
    Если Вы заметили в устной речи своего ребёнка старше 4-х лет стойкие или непостоянные замены одних звуков другими, смягчение твёрдых согласных или оглушение звонких, нечёткое произнесение гласных звуков и т. п., необходимо развивать у него фонематический слух. Систематические занятия по различению на слух и в произношении звуков речи (желательно, проводимые специалистом – логопедом), помогут Вашему ребёнку не путать соответствующие буквы при письме.

    • Ошибки, связанные с нарушением языкового анализа:

    – нарушение границ слова – слитное написание слов в предложении и раздельное написание одного слова;
    – искажение звукослоговой структуры слов: пропуски согласных букв при стечении: КУКА (КУКЛА), АБУЗ (АРБУЗ); пропуски гласных (СБАКА); перестановки букв: КОНО (ОКНО), ВРОДА (ДРОВА); пропуски, добавления и перестановки слогов:КОМТА (КОМНАТА), КАТА (СТАКАН), РАПОВОЗ (ПАРОВОЗ).
    Ошибки данного типа возникают, как правило, вследствие искажения ребёнком слов и предложений в устной речи и нечёткой артикуляции звуков, которая влияет на внутреннее проговаривание при письме. Предупреждаются подобные ошибки лишь своевременным логопедическим вмешательством. Родителям необходимо знать, что при нормальном речевом развитии уже в возрасте 3-х лет ребенок в состоянии правильно воспроизводить звукослоговое строение слов в коротких фразах, за исключением слов сложной структуры, а в 5 лет любые слова и фразы в норме воспроизводятся ребёнком без ошибок.

    • Ошибки, обусловленные недоразвитием грамматического строя речи.

    При аграмматическойдисграфии дети неправильно согласовывают слова в словосочетаниях (НАСТОЛОМ, ДЕТИ БЕЖИТ, КРАСНЫЯ ПЛАТЬЕ, МНОГО ДЕРЕВОВ), нарушают последовательность слов во фразе, даже при слуховом диктанте не способны записать правильно предложения.
    Такие ошибки часто возникают у детей, не владеющих так называемым «языковым чутьём», то есть чувством языка. Эти дети овладевают нормами родного языка (правилами построения фразы, изменения и согласования слов с помощью окончаний, образования однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов) не спонтанно, по подражанию, как в норме, а лишь путём целенаправленных упражнений. Таким образом, и в этом случае, когда речь ребёнка старше 5 лет изобилует аграмматизмами – слова во фразе изменяются и образовываются неправильно – родителям следует обратиться за помощью к логопеду.

    • Ошибки, связанные с недоразвитием пространственных представлений, зрительного узнавания.

    У детей с оптической дисграфией с трудом формируются зрительные образы букв. При этом наблюдаются стойкие замены графически сходных букв (П – Н, Д – У, Д – Б) либо искажения букв (зеркальное написание, пропуски элементов, написание лишних элементов).
    Для предупреждения подобных ошибок необходимо в дошкольном возрасте сформировать у ребёнка чёткие образы букв. В этом помогут такие игры, как:

    – Разрезные буквы – пазлы;
    – «От какой буквы деталь?»;
    – «Допиши букву» (буквы с недописанными элементами);
    – «Найди правильные буквы» (различение правильно и зеркально написанных букв);
    – «Какая буква смотрит в окошко?»;
    – «Какая буква лишняя? (сравнение по начертанию);
    – «Найди букву, которую я назову» (связь звука с буквой).

    Если у ребёнка возникают трудности при выполнении подобных заданий, надо обратиться за помощью к логопеду.
    Дорогие родители! Я надеюсь, что эти рекомендации помогут вам в обучении малыша грамоте. Чтобы это обучение было успешным, я советую регулярно проходить с дошкольником обследование у логопеда и прислушиваться к его советам. Удачи вам и терпения!

    Методическая копилка. Буклеты логопеда для родителей.

    Буклет рекомендуется учителям – логопедам, дефектологам, психологам в работе с родителями.

    Для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий.

    Содержит рекомендации по развитию речи для родителей.

    ]”Один и несколько”

    Цель: развитие речи, внимания, умения образовывать формы слов во множественном числе.

    Для этой игры нам потребуются картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов, можно использовать и настоящие предметы.

    Показываем свою картинку и спрашиваем: “У меня есть груша, а у тебя есть груша?”. Если ребёнок затрудняется, необходимо дать образец правильного ответа: “У меня груша, а у тебя груши.”

    Целесообразно использовать изображение предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: дом – дома, стул – стулья, сумка – сумки, пень – пни.

    “Ну-ка, зайка, поезжай-ка!”

    Цель: расширение лексического запаса, развитие навыков правильного употребления глаголов.

    К ребёнку подъезжает на машине зайка и сообщает, что он едет на строительство дома и просит погрузить кубики в кузов машины. После погрузки помашите зайке рукой и скажите: “Поезжай, зайка”. Затем приезжают кукла, щенок и другие игрушки. Обыгрываем поездку каждой игрушки и побуждаем ребёнка всех провожать словами: “Поезжай, кукла (щенок, матрёшка и т.д.)!”

    “Хвастунишки”

    Цель: развитие речи, умения образовывать родительный падеж от существительного единственного числа.

    “Давай, играть в «хвастунишки». Я говорю, что у меня один предмет, а ты отвечаешь, что у тебя много таких предметов.”

    Взрослый: “У меня один апельсин”.

    Ребёнок: “А у меня много апельсинов”.

    Взрослый: “У меня только одно яблоко”.

    Ребёнок: “А у меня много яблок”.

    Взрослый: “У меня одна машинка”.

    Ребёнок: “А у меня много машинок”.

    Желательно в эту игру включать слова в которых ребёнок допускает ошибки, например: карандаш, ухо, дом…

    “Где стоит матрёшка?”

    Цель: развитие речи, умения употреблять предлоги, навыков ориентирования в пространстве

    На стол выкладываем различные предметы, хорошо знакомые малышу. В середину ставим матрёшку и спрашиваем у ребёнка: “Где стоит матрёшка?”. Ответ напрашивается сам: “На столе.” Теперь задаём вопрос иначе: “Около чего стоит матрёшка?”, “Рядом с чем стоит матрёшка?”, “Перед чем стоит матрёшка?”, “За каким предметом стоит матрёшка?”, “Что напротив чего стоит матрёшка?” и т.д.

    “Фантазёры”

    Цель: развитие речи, мышления, освоение причинно-следственных связей.

    Предложим ребёнку пофантазировать и закончить предложение: “Если на улице лужи, то.(был дождь, нужно обуть на прогулку резиновые сапоги, взять зонтик и т.д)”, “Если выпал снег, то.(можно кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки), “Если съесть много мороженого, то.”

    Вполне вероятно, что в скором времени ребенок предложит Вам пофантазировать и закончить его предложение.

    “Загадай загадку”

    Цель: развитие речи, памяти, воображения, мышления, внимания.

    Пробуем описать знакомый ребёнку предмет, не называя его.

    Например: деревянный, прямоугольный, светлый, с дверцами, в него можно складывать вещи (шкаф).

    Вкусное, румяное, наливное, сладкое, сочное, аппетитное, зелёное, из него можно приготовить варенье, компот, сок, растёт на яблоне (яблоко).

    Он острый, опасный, металлический с деревянной ручкой, им можно резать хлеб (нож).

    Развиваем речь, играя!

    для детей 4-5 лет.

    учитель-логопед МАДОУ «Детский сад компенсирующего вида №35»

    Чьи покупки?”

    Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря.

    Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребёнку послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории.”

    Зайчик и мишка пошли в магазин. Зайчик купил фрукты, а мишка – овощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, и зайчик с мишкой теперь никак не могут разобраться, кто из них что купил”. Поможем зайчику и мишке?

    Ребёнок достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка. В концы игры подводим итог: “Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?”

    В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты питания, головные уборы и игрушки, инструменты и электробытовые приборы

    “Незнайкины ошибки”

    Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

    Расскажите ребёнку историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими впечатлениями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить его ошибки.

    Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес!

    Примерные тесты для учителей-дефектологов

    1.Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен – это .

    А) предмет специальной педагогики;

    Б) объект специальной педагогики;

    В) субъект специальной педагогики;

    Г) объект общей педагогики.

    2.С какими предметными областями специальной педагогики наиболее связаны следующие отрасли медицинских знаний: отоларингология, офтальмология (исключите лишнее)

    3.Закончите предложение, выбрав наиболее точный вариант. “В специальной педагогике применяются . “

    А) только специальные методы воспитания и обучения;

    Б) как общепедагогические, так и специфические методы обучения и воспитания;

    В) только наглядные методы;

    Г) только методы словесного обучения.

    4.В специальной педагогике, наряду с другими, выделяют следующий принцип организации коррекционно-образовательного процесса:

    Б) динамического изучения в сочетании с качественным анализом результатов;

    В) коррекционно-компенсирующей направленности;

    Г нет правильного ответа.

    5.Личность ребенка, имеющего особые образовательные потребности, на которого направлено изучение, воспитание, обучение и коррекционно-педагогическая помощь в специальной педагогике – это

    А) предмет специальной педагогики;

    Б) объект специальной педагогики;

    В) субъект специальной педагогики;

    Г) объект общей педагогики.

    6.С какой целью в содержание специального образования включены специфические учебные предметы:

    А) для формирования представления о необходимом уровне образования;

    Б) для преодоления последствий первичных нарушений развития;

    В) для организации индивидуального подхода к детям;

    Г) специальные предметы не включаются.

    7.Процесс и результат предоставления человеку с ограниченными возможностями прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии – это.

    8.Теоретические и практические вопросы изучения, обучения, воспитания детей с отклонениями в развитии – это

    А) предмет специальной педагогики;

    Б) объект специальной педагогики;

    В) субъект специальной педагогики;

    Г) объект общей педагогики.

    9.Задачами специальной педагогики являются:

    А) изучение социологических проблем, связанных с интеграцией;

    Б) изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей;

    В) разработка методов психологической диагностики отклонений в развитии;

    Г) все ответы верны.

    10.К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями, относятся:

    А) замедленное и ограниченное восприятие;

    Б) недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность;

    В) пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире;

    Г) все ответы верны.
    Ответ: Г

    11.Интегрированное обучение означает:

    А) совместное обучение детей с отклонениями и без отклонений в едином образовательном пространстве;

    Б) обучение в системе учреждений дифференцированного обучения;

    В) раздельное обучение в соответствии с диагнозом;

    Г) все ответы верны.

    12.Какая группа детей с отклонениями в развитии в настоящее время не выделяется в
    отдельную категорию:

    А) с нарушением зрения;

    Б) с умственной отсталостью;

    В) с психоэмоциональными нарушениями;

    Г) дети с синдромом Дауна.

    13.Для преодоления недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с особыми
    образовательными потребностями:

    А) вносятся изменения в содержание общеобразовательных предметов, вводятся пропедевтические разделы;

    Б) дети направляются на надомное обучение;

    В) уменьшаются сроки обучения в образовательном учреждении;

    Г) нет правильного ответа.

    14.Укажите видовой порядковый номер школ (интернатов) для детей с нарушениями
    опорно-двигательного аппарата

    15. Основанием для организации надомного обучения детей-инвалидов является заключение:

    Б) медицинского учреждения;

    16. Укажите наиболее полное определение умственной отсталости:

    А) это нарушение познавательных возможностей детей-дошкольников;

    Б) это стойкое физическое нарушение;

    В) это стойкое нарушение деятельности основных анализаторов;

    Г) это стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга.

    17. Понятие «умственно отсталый ребенок» включает в себя следующие состояния:

    А) олигофрения, деменция;

    Б) задержка психического развития;

    В) педагогическая запущенность;

    Г все ответы верны.

    18. Сравните понятия “умственно отсталые дети” и ” дети- олигофрены”

    А) одно является частью другого;

    Б) обозначают разные категории;

    В) используются в разных областях;

    19.Согласно международной классификации ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), умственная отсталость включает несколько степеней снижения интеллекта. Укажите их верное количество:

    20.В соответствии с наиболее распространенной клинико-педагогической классификацией олигофрении, предложенной М.С.Певзнер, наряду с олигофренией неосложненной формы, олигофренией с нарушением функций анализаторов выделяют:

    А олигофрению с преобладанием процессов возбуждения или торможения;

    Б олигофрению с психопатоподобным поведением;

    В олигофрению с выраженной лобной недостаточностью;

    Г все ответы верны.

    21.Экспериментальные исследования умственно отсталых детей позволили выделить следующие особенности высшей нервной деятельности: слабость замыкательной функции коры головного мозга, недостаточную дифференцированность условно-рефлекторных связей. (укажите недостающие)

    А) нарушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем;

    Б) преобладание охранительного торможения;

    В) инертность нервных процессов;

    Г все ответы верны.

    22.В ходе выполнения задания умственно отсталые дети обычно руководствуются:

    А) задачей в целом;

    Б) далекой перспективой;

    В) близкими мотивами;

    С) все ответы верны.

    23.Умственно отсталые дошкольники лучше запоминают материал в следующей последовательности: (укажите правильный ряд)

    А) реальные предметы – слова, обозначающие предметы – картинки, изображающие предметы;

    Б) слова, обозначающие предметы – картинки, изображающие предметы – реальные предметы;

    В) картинки, изображающие предметы – реальные предметы – слова, обозначающие предметы;

    С) реальные предметы – картинки, изображающие предметы – слова, обозначающие предметы.

    24. Экспериментальное изучение самооценки у умственно отсталых детей в целом подчеркивает ее:

    Б) неадекватность в сторону занижения;

    В) неадекватность в сторону завышения;

    Г не исследовалась.

    25. К «ядерным» признакам умственной отсталости, согласно Л.С.Выготскому следует
    отнести:

    А отставание в моторном развитии;

    Б недоразвитие высших психических функций;

    В дефицит любознательности, плохую восприимчивость ко всему новому;

    Г нет правильного ответа.

    26. Принципами организации занятий с умственно отсталыми дошкольниками являются:
    многократная повторяемость программного материала.. (укажите недостающее)

    А частая смена видов деятельности;

    Б обеспечение переноса усвоенного в новые условия;

    В обеспечение игровой формы занятий;

    Г все ответы верны.

    27.Слабое развитие моторики умственно отсталых дошкольников проявляется:

    А) в продуктивных видах деятельности;

    Б) в трудовой деятельности;

    В) во всех видах деятельности;

    28.Среди умственно отсталых детей дошкольного возраста по уровню развития речи можно выделить

    А) совсем не говорящих;

    Б) с малым запасом слов;

    В) с набором «речевых штампов»;

    Г) все ответы верны.

    29.Перспектива развития детей с умственной отсталостью определятся:

    А) глубиной имеющегося недоразвития;

    Б) структурой нарушения;

    В) своевременностью начатой коррекционной работы;

    Г) все ответы верны.

    30. Нецензовый характер носит образование, получаемое умственно отсталыми детьми в
    специальной коррекционной школе:

    31.Основная задача учреждений для детей с диагнозом умственная отсталость в умеренной степени:

    А) усвоение знаний, соответствующих программе начальных классов общеобразовательной школы;

    Б) усвоение знаний, соответствующих программе начальных классов вспомогательной школы;

    В) привитие навыков самообслуживания, воспитание адекватного поведения, формирование

    элементарных навыков трудовой деятельности, элементарных учебных навыков;

    С) усвоение знаний, соответствующих программе всех классов вспомогательной школы.

    32.К субъективным методам обследования слуха относятся (выберите не верный вариант ответа):

    А) анализ слуховых вызванных потенциалов;

    Б) пороговая тональная аудиометрия;

    В) обследование с помощью шепотной н разговорной речи;

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: