Будем мы играть и слова искать! (авторские игры на развитие фонематического слуха)

Картотека “Игры и упражнения по развитию фонематического слуха”
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха, как средство формирования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Может быть использована в работе с детьми как учителем-логопедом, так и воспитателями групп компенсирующей и общеразвивающей направленностей.

Скачать:

Вложение Размер
kartoteka.docx 43.95 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха.

РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

№ 1 Вспомним разные слова

Цель. Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.

Описание игры. Дети становятся в круг. Каждый должен вспомнить слово и сказать его рядом стоящему. Следующий говорит слово, повернувшись к третьему. Так все по очереди должны произнести по одному слову, не повторяясь. Воспитатель следит, чтобы все дети говорили разные слова, произнося их внятно и громко. Некоторым воспитатель предлагает повторить слово и произнести его так, чтобы все хорошо услышали. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.

РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

№ 2 Стоп! Палочка, остановись!

Цель. Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.

Описание игры. Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Дети называют слова и одновременно передают палочку рядом стоящему. О том, какие это должны быть слова, договариваются заранее.

«О каком животном будем рассказывать?» – спрашивает воспитатель. Дети предлагают: «Про котенка». Воспитатель предлагает сначала подобрать слова про то, какой котенок (прилагательные). Он называет первое слово и передает палочку

кому-нибудь из детей. Тот называет следующее слово и передает палочку рядом стоящему. Через некоторое время воспитатель может сменить задание: «Теперь будем подбирать слова про то, что котенок может делать» (подбор глаголов) или «Давайте придумаем котенку имя» (подбор существительных).

Если кто-либо из детей повторяет уже названное слово или слишком долго подбирает его, воспитатель дает сигнал: «Стоп! Палочка, остановись!» Этот ребенок должен выйти из круга.

Затем воспитатель предлагает двум детям повторить все названные слова, чтобы все поняли, как их много и все они разные.

РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

№ 3 Что звучит вокруг нас?

Цель. Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.

Оборудование. Предметы, находящиеся в групповой комнате.

Описание игры. Воспитатель собирает детей и говорит:

«Вы уже знаете, что слова звучат. Слова звучат потому, что в них есть звуки. Вслушайтесь в слова: з-зо-он-нт, ж-жу-ук . Теперь повторите эти слова вместе со мной так, чтобы были слышны звуки. Теперь сами произнесите эти слова так, чтобы все звуки слышались очень ясно. Много слов спрятано вокруг нас, и, когда их находят, они тоже звучат.

Посмотрите, сколько предметов в этой комнате, все они имеют названия – это слова, которые звучат. Я, например, нашла слово чашка . Послушайте, как оно звучит: ча-аш-шк-ка-а .»

Воспитатель обращается к кому-нибудь из детей с просьбой повторить это слово так, чтобы все звуки слышались очень ясно. Затем просит его найти еще какое-нибудь слово, которое спряталось в комнате и произнести его так, чтобы были слышны звуки. Далее он предлагает повторить найденное ребенком слово следующему игроку.

В ходе игры воспитатель следит за четкостью произнесения слов детьми.

РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

Найди себе пару

Цель. Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.

Описание игры. Вариант 1. Каждый ребенок должен найти себе пару. Для этого кто-то должен сказать слово, а другой отозваться похожим словом (шутка – утка, мишутка). Те, кто составил пару, отходит в сторону. Упражнение продолжается до тех пор, пока все дети не подберут себе пару.

Вариант 2. Игра проводится так же, как описано выше, но когда пары будут составлены, дети подходят к воспитателю и произносят другие, вновь подобранные, сходные по звучанию слова (песок – носок).

РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

Найду тебя по имени

Цель. Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.

Описание игры. Каждый ребенок громко и отчетливо называет свое имя, ему откликаются те дети, чье имя похоже по звучанию (Юра – Шура, Оля – Коля).

РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

Найди пару

Цель. Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.

Оборудование. Предметные картинки для фланелеграфа, фланелеграф.

Описание игры. Воспитатель помещает в верхней части фланелеграфа несколько картинок. Остальные картинки лежат на столе. Детям предлагается к каждой картинке на фланелеграфе найти пару из картинок, лежащих на столе. Парой является сходное по звучанию слово (коса – коза).

Каждый ребенок, подобрав пару и разместив ее на фланелеграфе, произносит оба слова из пары, голосом подчеркивая их сходство и различие.

РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

Так ли это звучит?

Цель. Учить самостоятельно находить слова, сходные и различные по звучанию, закреплять умение выделять из слова определенные звуки.

Оборудование. Картинки «Так ли это звучит?» из настольно-печатной игры.

Описание игры. Воспитатель раздает игрокам большие карточки и предлагает заполнить их тремя маленькими картинками, в названиях которых встречается один и тот же звук (например, «к»). Если на большой карточке изображен козленок , то на маленьких должны быть утенок, хлопушка, мышка, теленок, котенок . Воспитатель просит детей подумать, что можно сказать о звучании этих слов (они звучат сходно). Выигрывает тот, кто быстрее остальных подберет слова.

РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

Рифмовка

Цель. Упражнять в повторении рифмовки.

Описание игры. Воспитатель дает задание: «Трижды повтори рифмовку. Говори четко, громко, не торопясь».

РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

Закончи рифмовку – чистоговорку

Цель. Упражнять в подборе подходящих слов, сходных по звучанию.

Описание игры. Воспитатель дает задание: «Закончи рифмовки, подобрав подходящее слово».

  • ТА-ТА-ТА
  • В доме… (красота, темнота, 2 кота)
  • ТУ-ТУ-ТУ
  • Мы идем… (к мосту, к кусту, к коту)
  • ТЫ-ТЫ-ТЫ
  • Вижу я … (банты, листы, зонты)

РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

Найди похожие слова

Цель. Находить слова, сходные по звучанию.

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Вариант 1. Воспитатель дает задание: «Произнеси парами названия картинок. Затем похожие по звучанию слова повтори 5-6 раз». Предлагаются пары картинок:

Танки – санки Улитка – калитка

Кепка – бублик Антенна – лимон

Утка – будка Телефон – медведь

Гном – ком Лампа – лапа

Паук – индюк Валенки – ботинки

Вариант 2.

Воспитатель дает задание: «Найди похожие по звучанию слова и повтори пары 5-6 раз». Предлагаются картинки:

Гайка, банан, пакет, клетка, букет, диван, ветка, майка, полено, конфетка, отметка, колено, утка, лимон, батон, будка.

РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

Найди имя

Цель. Упражнять в нахождении слов, которые отличаются от остальных по звучанию .

Описание игры. Воспитатель дает задание: «Повтори имена четырех детей, а затем назови одно имя, которое отличается от остальных по звучанию». Предлагаются группы имен:

Августина – Агния – Ангелина – Акулина

Коля – Дима – Толя – Поля

Полина – Наина – Люба – Галина

Таня – Оля – Аня – Ваня

Евгений – Петя – Витя – Катя

Инна – Тина – Татьяна – Дина

РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

Дополни ряд слов похожими по звучанию

Цель. Упражнять в подборе слов, сходных по звучанию .

Описание игры. Воспитатель дает задание: «Дополни ряд слов похожим по звучанию словом». Предлагаются ряды слов:

Планки – танки – банки – …

Отметка – котлетка – монетка – …

Моток – гудок – кусок – …

Диван – баян – капкан – …

Беседка – соседка – банкетка – …

Поток – каток – совок – …

РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

Подбери похожее по звучанию название картинки

Цель. Подобрать к каждому слову похожее по звучанию название картинки .

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Воспитатель дает задание: «К каждому слову подбери похожее по звучанию название картинки. Каждую пару слов произнеси четко 5-6 раз». Предлагаются картинки:

Гном, бутон, бинт, каток, вагон, дом, моток, поляна, калитка, наседка, поток, котлетка, ком, загон, колено, заметка, батон.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ.

Хлопни в ладоши

Цель. Учить различать слоги на слух .

Описание игры. Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладоши в том случае, если он услышит звук «с» в слогах:

Са, су, зу, шу, ца, за, со и т.д.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ.

Чистоговорки на разные звуки

Цель. Учить различать слоги на слух .

Ла-ла-ла – лопата и пила.

Ло-ло-ло – у меня весло.

Лы-лы-лы – новые котлы.

Ля-ля-ля – зеленые поля.

Ли-ли-ли – малину мы несли.

Лю-лю-лю – малину я люблю.

И так далее с другими звуками.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

Хлопни в ладоши

Цель. Дифференциация гласных звуков изолированно.

Описание игры. Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать произносимые гласные звуки и хлопнуть в ладоши только на определенный звук (например, на звук «а»: а, и, о, и, у )

Аналогично игра проводится и с другими звуками.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

Какое слово лишнее?

Цель. Дифференциация гласных звуков в словах.

Описание игры. Прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука):

Аня, август, осень, апельсин.

Оля, овощи, уши, окна.

Ира, ива, Инна, утка.

Усики, утка, осень, ушки.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

Выбери картинки

Цель. Дифференциация гласных звуков в словах.

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Взрослый предлагает ребенку из ряда нарисованных предметов выбрать те, названия которых начинаются на определенный звук (например, на звук «а»).

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

Подари подарок Ане, Юле, Оле, Ире

Цель. Дифференциация гласных звуков в словах.

Описание игры. Вспомнить слова, начинающиеся со звуков «а», «у», «о», «и».

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

Хлопни в ладоши, если услышишь звук «И»

Цель. Дифференциация звуков «и», «ы» изолированно, в слогах, в словах.

Описание игры. Воспитатель предлагает ребенку задание: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «И». Далее произносит звуки, затем слоги, затем слова:

Мышка, мишка, Дима, дыня…

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

Скажи наоборот

Цель. Дифференциация звуков «и», «ы» в слогах, в словах.

Описание игры. Взрослый предлагает ребенку сравнить пары слов, понаблюдать за изменением твердости-мягкости согласного звука, который стоит перед звуками «и» – «ы»; объясняет правило: звук «и» придает мягкость предыдущему согласному. Далее называет слово со звуком «ы», предлагая назвать похожее со звуком «и»:

Далее можно дать задания: составить с этими словами предложения, выбрать картинки со звуком «и» («ы»), вспомнить слова со звуком «и» («ы»).

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

Назови лишнее слово

Цель. Дифференциация звуков «и», «ы» в словах.

Описание игры. Воспитатель произносит ряд слов. Ребенок внимательно слушает и называет лишнее слово в ряду.

И: дыня , рис, Рита, кит.

Ы: дым, сыр, пыль, липа .

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

Кто звенит, а кто свистит?

Цель. Дифференциация звуков «с» – «з» изолированно.

Оборудование. Картинки: комар и чайник.

Описание игры. Воспитатель рассказывает: «Когда кипит чайник, он свистит так: с-с-с-с. (Показывает картинку). Когда пищит комар, он делает так: з-з-з-з . (Показывает картинку).» Воспитатель поочередно показывает картинки, а дети произносят соответствующий звук.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

Подбери картинку

Цель. Дифференциация звуков «с» – «з» в словах.

Оборудование. Картинки с предметами, в названиях которых есть звуки «с» и «з» в разных позициях (в начале, середине, в конце).

Описание игры. Воспитатель выставляет все картинки и просит детей выбрать картинку с заданным звуком и определить место звука в слове (в начале, середине, в конце).

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

Разучивание скороговорки

Цель. Дифференциация звуков «с» – «з» во фразовой речи.

Описание игры. Разучивание скороговорки:

«Сеня – незнайка, а Зина – зазнайка».

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

Сказка с заданиями

Цель. Дифференциация звуков «с» – «ц» в словах.

Описание игры. Сейчас я вам расскажу сказку. Высоко в горах стоял замок. Жила в этом замке добрая волшебница Фея с красивой дочерью и умным, сильным сыном. Сына звали так, что в имени был звук «с». Как его могли звать? (Дети называют имена, в которых есть данный звук). И дочку звали так, что в ее имени тоже был звук «с». Как ее могли звать? Недалеко от доброй Феи жил злой волшебник Орбод. Он имел сына, в имени которого не было ни звука «с», ни звука «ц». Как его могли звать?

В саду доброй Феи во все времена года росли красивые цветы. В названиях их встречаются звуки «с» и «ц». Какие это были цветы?

Было в саду много разных животных и птиц, в названии одних животных был звук «с». Какие это были животные? В названии других был звук «ц». Какие это были животные?

В саду злого волшебника Орбода росли только колючка да крапива, а дом его охраняли только те животные, в названии которых не было ни звука «с», ни звука «ц». Какие это были животные?

У Феи была волшебная палочка. С ее помощью она могла превращать предметы со звуком «с» в предметы со звуком «ц». (воспитатель предлагает одним детям называть предметы со звуком «с», а другим – превращать их в предметы со звуком «ц»)

В саду Феи росла волшебная яблоня. Тот, кто съедал ее яблоко, становился умным и сильным. Но в сад могли попасть только те, кто называл 2 волшебных слова – одно должно начинаться со звука «с», другое с «ц». А вы можете подобрать такие волшебные слова?

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

Выдели слово

Цель. Дифференциация звуков «с», «ц» во фразовой речи.

Описание игры. Воспитатель предлагает детям фразы.

Игры для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Логопедия

У человека, с самого раннего детства, закладываются все личностные качества: вкусы, привычки, характер. И в становлении личности огромную роль играет речь.

Речь – это сложная функция, и её развитие зависит от многих факторов. Значимой ролью является влияние окружающих – ребёнок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребёнок уже с раннего возраста слышал правильную, отчётливо звучащую речь, на примере которой формируется его собственная речь.

У детей дошкольного возраста речь развивается очень быстро: увеличивается словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, фразы становятся развёрнутыми. Ведь с самого рождения ребёнка окружает множество самых разнообразных звуков. Ребёнок слышит речевые и неречевые звуки. Речевые звуки – это слова, они для ребёнка наиболее значимы. При помощи слов ребёнок общается с взрослыми, получает необходимую ему информацию, приобщается к деятельности, овладевает нормами поведения.

Когда ребёнок вслушивается в слова, произносимые взрослыми, сопоставляет их звучание и пытается их повторить, то он учится не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Не у всех детей к трем годам формируется хороший уровень речевого развития: одни дети, в этом возрасте, уже чисто и правильно произносят слова, другие – говорят ещё недостаточно чётко, неправильно произносят отдельные звуки, и таких детей очень много. Чаще всего встречаются такие ошибки, как пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры слова (сокращение слов «пьяходил» вместо «крокодил»), неправильное ударение в словах и пр. Но уже в 3-4 года дети начинают замечать неправильную речь своих друзей, пытаются их исправить, хотя сами ещё неправильно произносят слова. К пяти годам ребёнок уже может критично относиться к своей речи. Он может понимать, что говорит неправильно и стесняется этого. Это может послужить причиной отказа от общения со сверстниками, ребёнок замыкается в себе. Он старается поменьше говорить, на вопросы отвечает односложно и не принимает участия в речевых играх. Практика показывает, что критика детей по поводу неправильного произношения может вызвать у них и агрессивную реакцию. Дети с кулаками набрасываются на своих обидчиков. Поэтому я провожу работу с воспитанниками не только по формированию правильного звукопроизношения, но и уделяю внимание формированию дружеских взаимоотношений между детьми, объясняя, что замечания надо делать по-доброму, корректно. Если не заниматься коррекцией звукопроизношения в дошкольном возрасте, то в дальнейшем, в школе, это может сказаться и на овладении письменной речью – чтением и письмом.

Правильность и чистота речи зависит от разных факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. На первоначальном этапе нужно учить детей слышать и различать речевые и неречевые звуки. Так как у дошкольников голос ещё неустойчивый, то они говорят или очень тихо, чуть слышно, или крикливо. Поэтому нужно обращать внимание детей на то, что слова можно поизносить с различной громкостью (шёпотом, тихо, умеренно, громко). Учить детей различать на слух, когда громко говорят окружающие и они сами. Учить управлять силой своего голоса. Все это говорит о том, что нужно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в коррекции речи. Специально подобранные игры позволяют решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребёнка условиях – в игре.

В целенаправленной коррекционно-педагогической работе я успешно применяю как традиционные, так и свои, авторские игры. Предложенные ниже игры я использую для развития слухового внимания, правильного восприятия речи у детей 5-6 лет. В этом возрасте дети уже могут произносить практически все звуки, ведь их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков. Но проблема развития фонематического слуха остаётся актуальной. Игры знакомят и учат детей прислушиваться к звукам окружающей природы, к звукам «дома», «улицы», вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать звуки, произносить одно-, двух-, трёх- и четырёхсложные слова, отвечать на вопросы. Цель этих игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.

1. «Ушки – слушки»

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

2. «Кто сказал «Мяу?»»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

Логопед включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.

3. «Кто стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

4. «Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

5. Пальчиковая игра «Гроза»

Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

Логопед читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.

Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами).
Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).
Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).
Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).
Гремит гром (барабанить кулаками по столу).
Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).
Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).
Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

6. Послушай и назови нужное слово.

Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.

Логопед читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.

Ж Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.

З – Заяц, заяц,
Чем ты занят?
– Кочерыжку
Разгрызаю.
– А чему ты, заяц
Рад?
– Рад, что зубы
Не болят.

7. Шутки-минутки

Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора

Логопед читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.

Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.

8. Тихо – громко говори.

Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.

Дети заучивают чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).

Например, при отработке звука л можно использовать такую фразу: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила».

Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.

К семи годам у детей логопедической группы должно быть уже практически нормальное речевое развитие. Но у отдельных детей ещё может отмечаться недоразвитие фонематического слуха и звукопроизношения. Поэтому слежу за тем, чтобы дети четко и правильно произносили слова изолированно, потом во фразах и предложениях.

Вот несколько игр и упражнений, которые помогают развивать фонематическое восприятие, учат детей делать звуковой анализ: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.

1. Назови одинаковый звук в словах.

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.

Логопед произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

2. Назови первый звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Логопед показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.

(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

3. Отвечай – не торопясь.

Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

  • Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
  • Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
  • Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
  • Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
  • Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
  • Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)

4. Исправь Незнайкины ошибки.

Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор.
Колова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Собаха сторожит дом.

А сейчас мы узнаем, готовы ли вы идти в школу? Отвечаем на вопросы:

  • Какой первый (последний) звук в слове собака?
  • Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук?
  • Сколько слогов в слове кошка (корова)?
  • Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.

5. Паучок.

Цель: закрепить умение делить слова на слоги, развивать фонематический слух.

Логопед читает стихотворение, а дети отвечают на вопросы.

На невидимой тропинке
Ой, смотрите, паутинки.
Это хитрый паучок
Свой развесил гамачок.
И позвал наш паучок
Всех друзей на гамачок
Приходили к паучку
Мотыльки, кузнечики,
Пчёлки и шмели,
Бабочки-красавицы,
Мухи и жуки.
Наигрались, насмеялись,
А потом все разбежались.
1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.

Проверим, как вы можете делить слова на слоги.

  • Мотылёк, сколько слогов, какой первый, какой последний.
  • Жук, сколько слогов (один), какой слог первый, какой последний?
  • Какой одинаковый слог в словах пчёлки и шмели (КИ)?
  • Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.

6. Поймай слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Логопед: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

7. Разбросай слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Логопед предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…

8. Крестики – нолики

Цель: развивать слуховое внимание и память, ориентировку в пространстве.

Ход игры: у детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если логопед произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.

А

Х О Х
Х Х Х
О Х О

Эти игры, используемые мною, в сочетании с традиционными методами и приёмами обучения, повышают эффективность работы по формированию фонематического слуха. Они способствуют комплексному решению коррекционных задач: развивают коммуникативные навыки, слуховое внимание и память, координацию движений, общую и мелкую моторику, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, самостоятельно изменять силу голоса, произносить слова тихо – громко, формируют чувство ритма и тембровый слух, вызывают положительные эмоции.

Игры по формированию фонематического слуха были представлены на семинаре-практикуме и получили положительную оценку учителей-логопедов.

Игротека Игры на развитие фонематического слуха

Игры на развитие фонематического слуха

1. Игра «Что звучало?»

На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т. д. Взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).

2. Игра «Угадай, что я делаю?»

Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т. д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т. д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом — ребёнок и т. д.

3. Игра «Узнай по голосу».

В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.

Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: ав – ав!, корова мычит: мууу!, кот мяукает: мяу! и т. д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.

6. Игра «Скажи, как я».

Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.

7. Игра «Светофорик».

У ребёнка – красный и зелёный кружки. Взрослый показывает ребёнку картинку, например, , и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово – название картинки.

8. Игра «Хлопни – топни».

Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже:

дом — ком танк – кубик майка – сайка куст – банан тучка – ручка

Таня – Ваня карета — нота жар – пар карта – книга палка – галка

9. Игра «Исправь ошибку».

Взрослый предлагает ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.

Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла
По дороге вдоль села.
Пёс Барбос совсем не глуп,
Он не хочет рыбный ДУБ (СУП).
Много снега во дворе –
Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.

10. Упражнение «Какое слово не подходит?»

Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:

Шар – жар – веник – пар
Каток – моток – поток – дым
Каша — гном – Маша – Даша

11. Игра «Доскажи словечко».

Взрослый предлагает ребёнку «превратиться в поэта», подобрав подходящее рифмующееся слово в каждом двустишии.

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (ЛИСУ).
Двор в снегу, белы дома.
В гости к нам пришла… (ЗИМА).
Би – би – би – гудит машина
– Не поеду без… (БЕНЗИНА)!

12. Игра «Сигнальщик».

Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т. д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т. д.

13. Упражнение «Простукай слово».
Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т. д.

Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.

15. Игра «Поймай звук».

Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т. д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т. д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не «сэ», а «с»).

16. Игра «Отгадай, кто это?»

Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т. д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.

17. Упражнение «Повторялки».

Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т. д.

18. Назови одинаковый звук в словах.

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.

Логопед произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

19. Назови первый звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Логопед показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.

(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

20. Отвечай – не торопясь.

Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

    Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас. Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …) Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …) Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…) Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.) Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)

21. Исправь Незнайкины ошибки.

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор.
Колова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Собаха сторожит дом.

А сейчас мы узнаем, готовы ли вы идти в школу? Отвечаем на вопросы:

    Какой первый (последний) звук в слове собака? Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук? Сколько слогов в слове кошка (корова)? Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.

Дидактические игры на развитие фонематического слуха

Фонематический слух – это правильное восприятие звуков родного языка. Говоря другими словами, это те звуки, которые мы слышим с самого рождения, это гласные и согласные звуки, которые произносит говорящий, их звукосочетания, слоги, слова. От фонематического слуха первоначально зависит то, как быстро начнёт говорить ребёнок правильно, т.е. развитие звуковой стороны речи. Затем, при подготовке к школе, фонематический слух очень важно при обучении чтению, т.к. первоначально необходимо познакомить ребёнка со звуками, а потом уже с буквами и в целом с составом слова. А если ребёнок неправильно слышит эти звуки?! Значит, он их неправильно произносит! Значит, он неправильно их будет выделять в словах! И значит, он будет в дальнейшем неправильно писать эти слова и будет неграмотным! Вот, какую важную роль играет фонематический слух. Для того, чтобы развивать фонематический слух можно использовать специальные дидактические игры. Эти дидактические игры на развитие фонематического слуха построены на умении правильно слышать звуки родного языка. Практически во всех играх в задании указано, что необходимо выделить определённые звуки в начале, в середине или в конце слова, а для этого их нужно услышать. Здесь представлены некоторые дидактические игры на развитие фонематического слуха, в которые можно поиграть с ребёнком. За этими играми можно не только весело и интересно скоротать время, но и провести это время с пользой!

Дидактическая игра «Звуковые прятки»

Игра предназначена для детей от 6 лет, играть могут от двух человек. Если дети играют самостоятельно, то необходимо контролировать ход игры взрослым.

Цель игры: развитие фонематического слуха; развитие внимания

Ход игры: Ведущий загадывает звук, который играющие будут искать в словах, например, звук «о». А затем, бросая мяч играющим произносит разные слова, например, «кошка», «стул», «почта», «сок», «карандаш» и т.д. Играющий, которому бросают мяч, должен внимательно прослушать слово и, если в этом слове есть нужный звук, то он ловит мяч, если нет – отбивает. Выигрывает тот, кто меньше всех ошибётся.

Дидактическая игра «Эхо»

Игра предназначена для детей от пяти лет, играть могут от двух человек.

Цель игры: развивать фонематический слух

Материал: эта игра словесная, поэтому в качестве материала используются отдельные звуки, звукосочетания, слова и целые фразы.

Ход игры: перед игрой необходимо рассказать детям (ребёнку), что такое эхо. Вы слышали когда-нибудь про эхо? Чаще всего оно живёт в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только услышать. Эхо любит подражать голосу людей, птиц, зверей. Если вы попадёте в горное ущелье и скажете: «Здравствуй , эхо!», — то оно ответит вам так же: «Здравствуй, эхо!», — потому что эхо всегда в точности повторяет то, что слышит». После этого, можно предложить игру, в которой дети (ребёнок) будет исполнять роль эха, т.е. они должны будут в точности повторять любой звук, который услышат.

Дидактическая игра «Слова»

Эта игра знакома всем с детства. Её разновидности – «Города», «Имена» и т.д. Играть могут дети от 6 лет, в составе не менее двух человек.

Цель игры: развитие фонематического слуха. Закреплять умение детей слышать первые и последние звуки в слове; расширять словарный состав ребёнка.

Материал: это чисто словесная игра.

Ход игры: дети должны по очереди называть любые существительные с условием, что следующий ребёнок называет слово, которое начинается на последний звук предыдущего слова. Например, первый ребёнок назвал «лампа», значит второй должен придумать слово, начинающееся на «а», например, «арбуз»; следующий называет слово на «з», например, «замок», далее – на «к» — «ком» и т.д. Проигрывает тот, кто не сможет подобрать последующее слово.

Дидактическая игра «Расколдуй слово»

Игра предназначена для детей 6 – 9 лет, которые уже предварительно знакомы с понятием звук и знают, чем звуки отличаются от букв. Играть могут не менее двух человек. Игра проводится по типу сюжетно-ролевой игры.

Цель игры: облегчить обучение звуковому анализу слова; развитие фонематического слуха; активизация словаря.

Материал: колпак для «злого волшебника», нарисованный замок.

Ход игры: ведущий рассказывает сказку о злом волшебнике, который заколдовал в своём замке все слова. Заколдованные слова не могут выйти из замка, пока их кто-нибудь не расколдует, а чтобы расколдовать слово, надо не более, чем с трёх попыток угадать из каких звуков оно состоит и назвать по порядку все звуки, из которых состоит слово, причём сделать это можно только тогда, когда волшебника нет в замке. Если же волшебник застанет в своём замке «спасителя слов», то он заколдует и его. Далее между играющими распределяются роли «злого волшебника» и «спасителей слов» (которых может быть несколько), и игра начинается (по ходу игры участники меняются ролями).

Трудность предлагаемых слов для «расколдовывания» должна возрастать постепенно. Вначале должны предлагаться совсем простые слова типа: «пол», «кот», «кит», «каша» и т.д. Все звуки слова должны произноситься ведущим тщательно, с «пропеванием» всех гласных.

Дидактическая игра «КузовОК»

Игра предназначена для детей 6 – 9 лет, которые знакомы со звуками.

Цель игры : развивать фонематический слух; учить подбирать слова, которые оканчиваются на «ок».

Материал: красивая коробочка или корзинка, фишки.

Ход игры: Ведущий показывает «кузовок» и говорит: «Это волшебный кузовок, мы будем складывать туда все слова, которые заканчиваются на «-ОК», я кладу в кузовОК яблОК мешОК, а вы, что положите в кузовок?». Далее «кузовок» передаётся по кругу и каждый играющий называет слово, заканчивающееся на –ок, если слово названо правильно, играющий берёт себе фишку. Выигрывает тот, кто больше всего соберёт фишек.

Дидактическая игра «Магазин»

В игру могут играть дети от пяти лет, которые познакомились со звуками.

Цель игры: развивать фонематический слух; учить слышать и выделять первый звук в слове.

Материал: разнообразные предметы: мелкие игрушки, книжки, карандаши, ластики, пуговицы, яблоки, печенье, конфеты и т. п., мягкие игрушки, куклы и т.п.

Ход игры: На «прилавке» разложены разнообразные предметы: мелкие игрушки, книжки, карандаши, ластики, пуговицы, яблоки, печенье, конфеты и т. п.

«Продавец» — взрослый. Ребенок приводит в магазин «покупателей» — это куклы и игрушечные звери. Каждый покупатель выбирает себе товар на свой вкус. Продавец отпускает товар только в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет. Так, например:

ПРОДАВЕЦ: Мишка, что ты выбрал себе?

МИШКА: Я хочу купить эту ложку.

ПРОДАВЕЦ: За ложку надо заплатить первым звуком этого слова. Спой его.

ПРОДАВЕЦ: Правильно, молодец, можешь забрать ложку.

Если мишка или кукла затрудняются ответить на вопрос, им могут помочь другие игрушки — в этом случае взрослый, действуя за игрушку, подсказывает ребенку правильный ответ. В следующий раз можно поменяться ролями: ребенок станет продавцом, а взрослый будет отвечать за покупателей (при этом иногда умышленно ошибаясь). Здесь важно, чтобы ребенок сумел самостоятельно заметить ошибку взрослого.

Игра взята из книги Е.А. Бугрименко и Г.А. Цукерман «Чтение без принуждения»

Дидактическая игра «звуковое лото»

Игра предназначена для детей от 6 лет, играть могут не менее двух человек.

Цель игры: развивать умение находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов.

Материал: карты лото с картинками и маленькие пустые карточки

. Ход игры: По правилам этой игры детям раздаются карты лото с

картинками и маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук, например, ВВВ и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком ВВВ? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети, глядя на карты, отвечают: «У меня ВВВоробей», «А у меня короВВВа». Картинку с правильно найденным звуком ребенок закрывает карточкой. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки. Для этого ребенку нужно в первую очередь сосредоточить внимание на звуковой форме слова, не пропуская ни одного слова с названным звуком.

Взрослый, ведущий игру, должен учитывать, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Так, например, в словах МЯЧ и МАСКА, ТЕТЯ и ТОРТ, ЛУНА и ЛЮСТРА первые звуки разные, хотя они и обозначены одинаковыми буквами. О назначении букв ребенок еще не подозревает, а различие мягкого и твердого звука, как правило, чутко замечает. Но бывают и ошибки. Так, если ребенок объявляет, что у него есть слово на звук 333 — ЗЕБРА, взрослый должен мягко поправить его: «Как ты говоришь — ЗЗЗЭ-бра или ЗЗЗЕ-бра? З’З’З’ произносится мягко, с улыбкой. Смотри, мои губы растянуты, как будто я улыбаюсь. 333 я говорю твердо, без улыбки. Ну-ка, найди на карточке слово на твердый 333. Конечно, ЗЗЗАЯЦ. Закрой зайца карточкой!»

Игра взята из книги Е.А. Бугрименко и Г.А. Цукерман «Чтение без принуждения»

Дидактическая игра «Запретные звуки»

Эта игра построена по правилам известной детям игры «ДА, НЕТ не говорить». Только вместо запретных «да» и «нет» здесь нужно подставлять различные звуки.

Цель игры: развитие внимания и фонематического слуха.

Материалы: эта игра относится к категории словесных игр.

Ход игры: Условия игры следующие: взрослый-ведущий задает ребенку разнообразные вопросы, а ребенок, отвечая, должен соблюдать правило — не произносить определенный звук. Например, запрещены звуки X и Ч.

ВЗРОСЛЫЙ: Что продают в булочной?

РЕБЕНОК: Булки и …леб.

ВЗРОСЛЫЙ: Какой предмет у нас в квартире показывает время?

РЕБЕНОК: …асы и т. д.

Игра взята из книги Е.А. Бугрименко и Г.А. Цукерман «Чтение без принуждения»

Конечно же, все предложенные игры развивают не только фонематический слух, но и развивают речь, в частности активизируют словарный запас, развивают память, внимание, мышление и, они просто не заменимы при подготовке ребёнка к школе, особенно при обучении ребёнка чтению. Ведь гораздо интереснее играть в дидактические игры, чем учить буквы.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Будем мы играть и слова искать! (авторские игры на развитие фонематического слуха)

Игра «Выбери картинку»

Цель: научить ребенка находить картинку, название которой содержит определенный звук.

Игровой материал: картинки, известные ребенку.

Взрослый показывает ребенку картинки на определенный звук, например, [п] папа, поле и т. п., а ребенку нужно повторять за ним слова. Потом взрослый должен объяснить, что все названные слова начинаются на звук [п], и перемешать картинки с другими, в названии которых этого звука нет. Задача малыша — вспомнить и выбрать из них те, которые были показаны.

Игра «Где спрятался звук»

Цель: научить ребенка определять местоположение звука в слове, обогатить словарный запас, развить психические процессы

Игровой материал: не требуется.

Перед началом ребенку нужно объяснить, что слово можно делить на 3 части: начало, середину и конец, и звук в том или ином слове может находиться либо в начале, т. е. когда все остальные звуки стоят за ним, в середине, т. е. звуки стоят перед ним и после него, и в конце — все звуки стоят в слове перед заданным звуком.

После этого взрослый предлагает ребенку внимательно послушать слова и сказать где находится тот или иной заданный звук, т. е. стоит он в начале, середине или конце. Например, нужно определить местоположение звука [л]: лодка — звук [л] в начале, молоко — звук [л] в середине, стол — звук [л] в конце.

Прежде, чем учить ребенка определять место звука в слове, нужно научить малыша выделять нужный звук среди других.

Игра «Доскажи словечко»

Цель: Развитие ФС.

Задачи: Продолжать знакомить со звуком [ж].

Закреплять навыки правильного употребления в речи слов со звуком [ж].

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжаем играть со звуком [ж]. Давайте все вместе произнесем звук [ж].

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду рассказывать стишки, а вы будете мне помогать, угадывая последнее слово. Обратите внимание, слова, которые вы будете отгадывать должны начинаться со звука [ж]. Все поняли? Отвечаем хором.

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе. (живот).

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын. (жираф).

Воспитатель: Молодцы! Давайте теперь вспомним слова, которые вы отгадывали.

Дети: Жираф, живот.

Воспитатель: На какой звук начинаются эти слова?

Воспитатель: Теперь вспомним, звук [ж] гласный или согласный?

Воспитатель: Звук [ж] твердый или мягкий?

Воспитатель: Кто скажет, звук [ж] звонкий или глухой?

Дети: Звук [ж] – звонкий

Игра «Доскажи звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи: Познакомить детей со звуком [Р,].

Закрепить навыки восприятия и произношения звука [Р,]

Вначале воспитатель вместе с детьми произносит звук [Р,] и выясняет согласный он или гласный, твердый или мягкий.

Воспитатель произносит слова, без последнего звука, дети должны сами произнести его, а затем повторить эти слова с последним слогом.

ФОНА. [Рь]
СНЕГИ. [Рь]
ЯНТА. [Рь]
БУКВА. [Рь]
СЛОВА. [Рь]
ГЛАВА. [Рь]

ЯКО. [Рь]
УГО. [Рь]
РЫЦА. [Рь]
ЛОДЫ. [Рь]
КОЗЫ. [Рь]
ЛАГЕ. [Рь]

Игра «Доскажи звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи: Закрепить навык четкого произношения звука [л] в словах.

Учить определять позицию звука в словах.

Закрепить навыки деления слова на слоги.

Оборудование: Картинки с изображением предметов, в названии которых слышится [л].

Воспитатель: Сейчас я буду произносить слова без последнего звука. Вы должны добавлять к ним последний звук [л] и произносить слова целиком. Словарный материал:

Повторение с детьми характеристики звука [л]. Звук [л] – согласный, твердый, звонкий.

Игра «Замени звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи: Познакомить детей со звуком [ч].

Учить детей путем замены одного звука образовывать новые слова.

Уточнить лексическое значение слов: ткач, кулик, кулич, галка, грамм.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с Вами поиграем со звуком [ч].

– Давайте вспомним, какой звук [ч] – гласный или согласный? (отвечает один ребенок), звонкий или глухой? (отвечает один ребенок), твердый или мягкий? (отвечает один ребенок).

– Ребята, запомните все, что звук [ч] – всегда мягкий. У него нет старшего брата.

– Я буду произносить вам слова, в которых необходимо заменить первый или последний звук на звук [ч] . Слушайте внимательно и заменяйте где это необходимо. (Спрашивать детей не хором, а по одному).

В Р А Г – В Р А Ч

Т К А Н Ь – Т К А Ч

Г Р А М М – Г Р А Ч

М А С Т Ь – Ч А С Т Ь

К Л Ю В – К Л Ю Ч

К У Л И К – К У Л И Ч

К А Ш А – Ч А Ш А

Г А Й К А – Ч А Й К А

Х У Д О – Ч У Д О

– Дети, скажите, вы знаете значение всех этих слов? Кто скажет, что такое ткач, кулик, кулич, масть (если детям незнакомо значение того или иного слова, то необходимо им его объяснить).

Лексическое значение слов:

Грамм – мера веса веществ.

Кулич – сдобное изделие, которое готовят на Пасху.

Игра «Замени первый звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи: Закрепить правильную артикуляцию звука [л’].

Следить за четким произношением звука [л ’].

Воспитатель: Здравствуйте дети, сегодня мы будем играть со звуком [л’]. Но прежде чем мы начнем играть, давайте вспомним, что делают наши губы, зубы и язык, когда мы произносим звук [л’]?

Дети: Когда мы произносим звук [л’], наши губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка касается бугорков за верхними зубами.

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь давайте поиграем. Сейчас я буду говорить вам слова, а вы постарайтесь заменить первый звук этого слова на звук [л’].

Воспитатель: Молодцы дети. Давайте вспомним, на какой звук мы заменяли первый звук в этих словах?

Дети: Мы заменяли первый звук на звук [л’], и получились новые слова.

Игра «Замени звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи: Закреплять навыки правильного произношения звука [щ].

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем играть со словами. В этих словах мы будем заменять первый звук на звук [щ]. Например: слово «кепка», заменяем звук [к,] на звук [щ] в этом слове, получается слово «щепка». Все поняли задание?

Воспитатель: Кит, а получится?

Воспитатель: Правильно, молодцы. А что получится из слова «тучка», если заменить в нем звук [т] на звук [щ]?

Воспитатель: Молодцы, ребята. А кто теперь скажет мне, с каким мы играли сегодня звуком?

Дети: Со звуком [щ].

Игра «Измени слово»

Цель: Развитие фонематического слуха, образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением с добавлением звука [ц].

Задачи: Учить детей добавлять звук [ц] в новые слова.

Оборудование: Картинный материал (дерево, блюдо, зеркало, болото).

Дети с воспитателем рассматривают картинки.

Воспитатель: Ребята, я сейчас буду называть предмет, и показывать их на картинке.

– А вы будете называть этот предмет ласково, так что бы в новых словах был звук [ц].

– Например: я буду говорить – «окно», а вы ласково «оконце».

Воспитатель хвалит детей и предлагает им повторить все слова.

Воспитатель: А теперь назовите одинаковый звук, который встречается во всех ласковых словах.

Воспитатель: Молодцы ребята!

Игра «Какое настроение?»

Цель: развить зрительное и слуховое внимание, выразительность речи, мимику, подражательность.

Игровой материал: не требуется.

Каждый ребенок водит по очереди. Он изображает человека с разным настроением: веселого, грустного, счастливого, удивленного, злого и т. д., придумывая для каждого настроения свою мимику и произнося при этом короткие слова с нужной интонацией: «ай-ай-ай», «ой-ой-ой», «ох-ох-ох» и т. д. Остальные дети должны по выражению лица, мимике и интонации угадать, кого хотел изобразить водящий. При этом они должны постараться назвать настроение подходящим словом и объяснить причину того или иного настроения.

Игра «Кто так говорит?»

Цель: научить ребенка отличать животных по голосам и подражать им.

Игровой материал: мяч.

В игре может участвовать 4 — 5 человек. Дети встают полукругом, в центре которого становится воспитатель с мячом в руках. Он бросает мяч кому-нибудь из детей и называет любое животное. Ребенок должен поймать мяч, вспомнить, как «разговаривает» названное животное, и изобразить его.

2 вариант: Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит: «Покажи, как гавкает собака (или мяукает кошка)».

Игра «Как услышишь, хлопни»

Цель: научить ребенка выделять среди других заданный звук, развить фонематический слух, память, внимание.

Игровой материал: не требуется.

Взрослый объясняет ребенку, что он должен хлопнуть в ладоши, если услышит какой-либо определенный звук. После этого взрослый начинает четко произносить сначала звуки, затем слоги и слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только он услышит заданный звук. Например, взрослый предлагает ребенку выделить звуки в таком порядке: [С], [А], [О], [С], [М], [Н], [С], [О], [А], [С], [У], [С], [Т], [С] и т. д.

Слоги: СО, ОН, СА, МА, ЛО, АС, и т. д.

Слова: сон, аист, автор, дорога, соль,

Игра «Какой звук первый?»

Цель: научить ребенка выделять первый звук в слове (гласный и согласный), развить фонематический слух, память, внимание.

Игровой материал: не требуется.

Взрослый называет простые слова, выделяя при этом голосом и интонацией первый звук. Если слово начинается с гласного звука, то он должен

быть под ударением, а если же первый звук согласный, то произносить его нужно с силой, т. е. так, чтобы он отличался от других звуков в слове.

Например: нос — звук [н], аист — звук [а], Аня — звук [а], луна — звук [л] и т. д.

Игра «Лото»

Цель: научить ребенка соотносить слова с изображением на картинке.

Игровой материал: детское лото.

Игру лучше проводить с группой детей из 4 – 5 человек. Взрослый раздает детям игровые карты, которые поделены на несколько сегментов с изображением какого-то конкретного предмета в каждом, а сам показывает маленькие карточки, называя данное изображение. Если у ребенка есть этот предмет, то он называет его и забирает карточку у ведущего. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.

Игра «Назови последний звук»

Цель: научить ребенка выделить последний звук в слове, развить память, внимание, обогатить словарный запас.

Игровой материал: не требуется.

Взрослый называет простые слова, выделяя при этом голосом и интонацией последний звук. Если слово оканчивается на гласный звук, то его нужно специально долго протянуть, если конечный звук согласный, взрослый должен произнести его с силой, чтобы он отличался от других звуков в составе слова.

Например: сон — звук [н], ложка — звук [а], стол — звук [л], молоко — звук [о] и т. д.

Игра «Не зевай, слова скорее называй»

Цель: развить фонематический слух, научить отличать начальный звук слова от других звуков и соотносить его с таким же звуком в других словах, обогатить словарный запас ребенка.

Игровой материал: Картинки с предметами, названия которых начинается на согласный или ударный гласный звук.(можно использовать из игры «Пустышка»)

Лучше играть с ребенком после того, как он научится определять начальный звук в слове. Взрослый показывает картинки с предметами и предлагает назвать звук, с которого начинается то или иное слово. А затем просит его называть еще 2—3 слова, которые начинаются с этого звука.

Игра «Найди звук»

Цель: научить ребенка слышать первый и последний звук в словах, развить слуховое внимание, закрепить правильное произношение.

Игровой материал: предметные картинки, в названиях которых есть определенный звук.

Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый показывает картинки и называет предметы, которые на них изображены. Дети внимательно слушают и говорят, какой звук есть во всех этих словах. Например, взрослый показывает и называет картинки, на которых изображены слова, начинающиеся со звука [К]: кофе, кофта, колокол, коньки, колесо и т. д., а дети должны ответить полным ответом: «Во всех этих словах есть звук [К]». Далее они должны вспомнить названные взрослым слова со звуком [К] и придумать несколько своих примеров с этим звуком.

Игра «Отгадай, на чем играют»

Цель: развить фонематический слух, обратить внимание, что разные музыкальные инструменты имеют свои «голоса», научить отличать.

Игровой материал: детские музыкальные инструменты.

В игру можно играть вдвоем с взрослым или с группой детей. Перед началом игры взрослый демонстрирует детям инструменты, дает их внимательно рассмотреть и прослушать, какие звуки

они издают. После этого взрослый ставит между собой и детьми ширму, за которой и производит звуки различными инструментами. Дети внимательно слушают и отгадывают, какой музыкальный инструмент звучит в

Игра «Придумай слово»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи: Закрепить навыки различия на слух звуков [л]-[р].

Закрепить навыки правильного употребления в речи звуков [л]-[р].

Воспитатель: Сегодня мы с вами поиграем со звуками [л] и [р] . Давайте все вместе произнесем сначала звук [р], а затем звук [л] .

Воспитатель: Я буду называть группу слов, а вы будете вставлять звук [р] в слово, он должен быть вторым по порядку.

Игры на развитие фонематического слуха для дошкольников 5-6-7 лет

Дидактические игры для дошкольников для развития фонематического слуха играют важную роль в подготовке детей к школе. Представленные в статье задания и упражнения подойдут для копилки воспитателей, логопедов, родителей. Перед тем, как дать практический совет об играх на развитие слухового восприятия речи, поговорим о том, что такое фонема, и как фонематически слух связан с уровнем обучаемости детей.

Фонема

С древнегреческого слово “фонема” переводится как “звук”. Это минимальная единица любого языка, не имеющая лексического, грамматического значения, используется в речи для различения значимых единиц языка.

Например, в слове ДОМ три фонемы , , . Не путайте фонематические единицы со звуком, это не одно и тоже. Понять, почему так происходит, можно на простом примере: в слове ЯГОДА 5 фонем , , , , , но 6 звуков [Й], [А], [Г], [А], [Д], [А].

Одна буква или звук могут выражаться разными фонемами, например, на севере Г произносится как взрывной, а на юге — фрикативно с призвуком Х, но оба варианта артикуляции представлены в виде фонемы .

Многие преподаватели считают, что практической пользы от этих знаний для детей школьного и детсадовского возраста нет, но эту точку зрения нельзя назвать однозначно верной. В первом классе от детей требуется навыка различения звука и буквы при выполнении фонетического разбора. Основы данного навыка закладываются в раннем возрасте, когда дети на слух различают слова мама – Маша, зима – Сима и т.д. Для анализа услышанной речи нужно уметь дифференцировать, различать фонемы, то есть пользоваться фонематическим слухом.

На заметку! Игры на развитие фонематического слуха родители проводят с детьми с самого рождения, сами того не осознавая. Разговоры, песни, сказки, шумные игрушки подготавливают малыша к собственной речи, восприятию чужих высказываний и анализу отдельных звуков, слогов.

Фонематический слух

Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в основе обучения детей чтению, письму.

При несформированности данного умения дети задерживаются в речевом развитии, потому что не слышат собственных артикуляционных ошибок:

  • путает парные по глухости-звонкости, глухости-звонкости согласные;
  • совершает многочисленные грамматические ошибки в речи;
  • пропускает слоги в словах;
  • не употребляет предлоги или путает схожи пары (над-на, в-во);
  • не может правильно выразить мысль, неверно употребляя созвучные слова (лук-люк, том-дом).

В результате к школьному возрасту количество проблем увеличивается. Дети с неразвитым фонематическим восприятием имеют следующие проблемы в обучении:

  • дисграфия;
  • дислексия;
  • низкая скорость чтения, письма.
  • ошибки в поиске однокоренных слов, фонетическом разборе, проверочных форм на последний согласный.

Чтобы избежать сложностей в школьном возрасте, важно своевременно заметить недоразвитие фонематического слуха, оказать дошкольнику или школьнику логопедическую помощь. Основное место в коррекционной работе с детьми по развитию речевого слуха занимают игры. Их превеликое множество. Проводить их могут не только логопеды, дефектологи, воспитатели в детском саду, но и родители.

На заметку! Игры для развития фонематического слуха у дошкольников эффективнее проводить в возрасте 5-6 лет. Этот период, по мнению психологов и педагогов, наиболее благоприятен для коррекции слухового восприятия речи.

Простые и интересные игры для развития фонематического слуха не утруждают детей. Используйте любые из перечисленных игр упражнений ежедневно. Уже через месяц результаты работы будут заметны родителям, окружающим.

На заметку! В качестве контроля эффективности занятий на формирование фонематического слуха у ребенка после месяца тренировок проведите с дошкольником такой тест: говорите некоторые известные ему слова неверно. При слабо развитом речевом слухе ребенок не обратит на вашу ошибку внимание. Если исправит ваше высказывание, сделает замечание, можете поставить ему и педагогу “5”за качественный труд.

Тишина

Простая дидактическая игра на развитие фонематического слуха тренирует умение различать неречевые звуки. Дети сидят в комнате или на улице, закрывают глаза и слушают тишину 1-2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя. Если занятие проводится на прогулке, организовать полное отсутствие звуков сложно, поэтому под тишиной понимаются все шорохи, сигналы машин, пение птиц.

Когда педагог разрешит, дошкольники открывают глаза и описывают свои впечатления от игры, подробно рассказывают, что они смогли услышать в тишине.

Лови звук

Игра направлена на развитие фонематического слуха, внимание. Можно проводить с детьми от 6 -7 лет.

Ребенок сидит напротив логопеда и внимательно слушает, какие звуки произносит педагог. Дошкольник получает задание хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук.

Педагог должен медленно произносить разные звуки, а между ними правильный. Если малыш хлопнул ладошками не вовремя, то есть поймал неверный звук, нужно указать ему на ошибку. В процессе игры желательно просить детей произносить все услышанные фонемы громко вслух.

Хлопай-топай

Упражнение направлено на переключаемость. Ребенок топает и хлопает на заданный педагогом звук. Обговаривать условия игры нужно заранее. Например, на звук [ш] дошкольник топает, а на звук [ж] хлопает в ладоши.

Логопед произносит ряд схожих звуков: [ш], [щ], [ч], [ж], [с], [ж], [х], [ш] и т.д. На необозначенные звуки дошкольник не должен реагировать телодвижениями.

Поймай слог

Игра на развитие фонематического слуха, переключаемости внимания у детей 5-6 лет. Проводится идентично предыдущей, но ребенок ловит не звуки, а слоги. Условия обговариваются так: поймай слог ЧУ. Педагог произносит ряд слогов, стараясь запутать воспитанника: ЧА, ШУ, ЧУ, ЩУ и так далее. Ребенок должен ловить только слог ЧУ.

Лови слово

Упражнение формирует высокий уровень внимания, развивает умение различать слоги и звуки изолированно, в окружении других фонем.

Педагог сообщает ребенку, какое слово нужно ловить, например, щука. Произносит ряд схожих по звучанию слов и обозначенное: шутка, щука, шуба, зубы, щука и так далее. Когда дошкольник слышат нужное слово, хлопает в ладоши.

Эту игру на развитие фонематического слуха можно проводить с несколькими детьми в возрасте средней группы ДОУ. Сначала расскажите воспитанникам, что такое эхо, как оно “работает”. Потренируйтесь вместе, повторяя слова, звуки, слоги друг за другом. Потом определите, кто из детей будет эхом, а кто путником в горах.

Когда роли распределены, оставьте детей играть самостоятельно, без ваших подсказок. Путник говорит простые слова, слоги, а “эхо” повторяет услышанное в точности, можно несколько раз.

Поймай песенку

Игра подходит для детей с недоразвитием внимания, со слабым навыком слышать звуки в составе слога, слова. Педагог задает проблемный для воспитанника звук, чаще всего это свистящие, шипящие, сонорные.

Возьмем для примера, фонему Б. Педагог должен называть ряд слов с заданным звуком и без него: банка, шубка, соска, папка, барабан, пулька, булька и так далее. Задача ребенка: хлопнуть в ладоши, если услышал нужный звук.

Громко-тихо

Занятие проводят с музыкальным сопровождением. Дети встают в круг, начинают движение шагом под композицию. Когда музыка звучит громко, нужно встать на носочки, если звук становится тихим — присесть и идти гусиным шагом.

На заметку! Дифференцированные движения и музыкальную композицию рекомендуется менять на каждом занятии.

Высоко-низко

Упражнение идентично предыдущему. Когда звучат низкие тона, например, стучит барабан или тромбон, дети приседают. На громких звуках — двигаются на цыпочках.

Скажи, как я

Игровое задание направлено на развитие умения различать громкие и тихие звуки, дети учатся подстраиваться под тембр голоса собеседника. Педагог произносит слова, небольшие фразы с разной громкостью, дети слушают и повторяют.

На заметку! Для упражнения “Скажи, как я!” выбирайте слова и звуки, с произношением которых у детей наибольшие трудности.

Разложи правильно

Приготовьте карточки с парными и непарными звуками: З-С, Ж-Ш, Ч-Ц, Щ, В -Ф, Х, Р, Б-П. И в дополнении к этой картотеке распечатайте изображение предметов, в названиях которых есть эти фонемы. Ребенок должен их соотнести. Например, приложить к изображения зонта карточку с буквой З, к слону — С. В результате получится несколько кучек карточек.

Через 2-3 занятия с карточками предложите детям раскладывать картинки по другим принципам:

  • находить названия предметов с нужным звуком в конце, начале, середине слова;
  • классифицировать слова по количеству слогов;
  • самим придумывать слова на заданную букву, например, устно разложить названия всех предметов, которые находятся в комнате.




Звуковое лото

Игра проводится в группе ( не менее 2 человек и ведущий). Подходит для детей ужу знакомых с буквами, или может сочетаться с занятиями по изучению азбуки.
Для игры нужно подготовить:

  • Лото с картинками (звери, птицы, предметы).
  • Пустые карточки.

Сначала проведите подготовительную работу. Выясните, какие буквы знакомы дошкольникам, объясните, что согласные звуки могут быть мягкими-твердыми, глухими-звонкими, покажите, как правильно их произносить. Потом раздайте детям по 4-6 картинок и столько же пустых карточек.

Называйте любой звук, растягивая и пропевая его: з-з-з. Спросите, у кога в названия нарисованных предметов есть такой звук. Дети поднимают руки и повторяют: “У меня з-з-зебра!”. И закрывают правильную картинку пустой карточкой. Победит тот, кто быстрее заполнить поле.

Важно! Следите, как дети проговаривают слова, отдельный звуки. Сочетайте игру с артикуляционной тренировкой и коррекцией произношения.



Слоговой поезд

Задание на развитие умения делить слова на слоги. Приготовьте карточки с нарисованными вагонами, на каждом написан 1 слог. Задача детей — рассадить слоги по вагонам. Для дошкольников 5-6 лет берите слова из 2-3 слогов, для школьников 6-7 лет — из 3-4.

Путаница

Дети с дефектом фонематического слуха в речи путают звуки, игра путаница поможет справиться с этим недостатком. Сначала расскажите детям о том, что может произойти, если поставить неправильную букву в слово, как изменится его значение и смысл высказывания в целом.

Приведите простые, а желательно смешные примеры курьезных ситуаций. Например, Мишка любит есть сыр. Нужно сказать мышка, а медведи сыр не едят. Затем предложите детям исправить ошибки в словах и предложениях, что смысл высказывания был правильным:

Мы пришли кататься на большую Корку.
На болоте много скользких Мочек.
Иван построил новый Том.

По возможности сопровождайте занятия с запутанными словами картинками, сюжетными иллюстрациями.

Испорченный телефон

Играть нужно в компании, соберите групп из 5-8 детей. Первый участник загадывает слово, сначала из 2-3 слогов, и невнятно произносит его на ушко соседу. Следующий пытается понять, что услышал и передает слово сидящему рядом. И так по цепочке. Последний ребенок говорит понятое громко вслух. Дети сравнивают начальный и итоговый результат, разбирая, что в нем изменилось.

Договори слог или слово

Упражнение подходит для детей старшего дошкольного возраста и учеников начальной школы. В детском саду используйте простые задания, где нужно подставить 1 слог к слову:

Мы продолжили иг… (ру).
Дом стоит на го… (ре).
Кипит наш самов… (ар).
У меня вед …(ро).

Для младших школьников выбирайте задания потруднее. Просите добавить 2 слога к начатому слову и целое слово по смыслу:

Я в зеленку угодил – плачет бедный кро… (кодил).
Мишенька играл в футбол и забил ребятам…(гол).

Игра “Договори…” развивает слуховое внимание, сообразительность, расширяет словарный запас.

Самое важное, не превращать игру в урок со строгими правилами. Выбирайте такие упражнения, который доставят ребенку радость от общения с вами, сверстниками и одновременно будут развивать в комплексе не только фонематический слух, но и память, внимание, мышление, красивую и правильную речь.

Игры на развитие фонематического слуха

Фонематическое восприятие – это умение слышать, различать и анализировать на слух фонемы. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения. При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает не то, что ему сказала, а то, что он услышал. Отсюда не понимание, ошибки, стрессы. Фонематический слух можно и нужно развивать. Рассмотрим ряд игр на развитие фонематического слуха.

При планировании необходимо учитывать ряд требований:

– работу начинать с простого, постепенно усложняя,

– работать в системе,

– учитывать возрастные и индивидуальные особенности.

Цель игровых упражнений – научить ребенка слушать и слышать.

Игры на узнавание неречевых звуков.

Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.

Для этой игры нужен любой предмет издающий звук. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звук? – слева, спереди, сверху, справа, снизу.

«Солнце или дождик»

Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему – спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

«Узнай по звучанию».

Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Воспитатель включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

«Какой музыкальный инструмент звучит»

Цель игры: развивать слуховое внимания.

Дети сидят на стульях полукругом. Воспитатель сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

Игры на различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.

Воспитатель предлагает рассказать любое стихотворение Агнии Барто громко и тихо.

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Воспитатель показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Определяют какие звучат звонко, а какие глухо, тихо и громко. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

Игры на освоение навыков анализа и синтеза.

Цель: развитие слухового восприятия

Воспитатель предлагает определить количество звуков

АУ -2 АААА – 1 протяжный

Дети выкладывают нужное количество красных фишек.

Цель: упражнять в выделении первого протяжного гласного звука в слове

Воспитатель показывает предметную картинку (арбуз – аааааарбуз), дети выделяют первый звук обозначают его артикуляцией (карточка – ротик),

Воспитатель показывает с какого звука начинается слово (картинка- ротик). Дети подбирают подходящую предметную картинку и называют слово выделяя первый звук.

Цель: упражнять в умении подбирать слова на заданный звук.

Из множества предметных картинок необходимо выбрать слова начинающие со звука [а], [о],…

Цель: научить детей правильно соотносить название и изображение предмета.

Детям раздают большие карты, а маленькие берет воспитатель и называет последовательно каждую их них. Говорит четко, повторяет 2–3 раза. Ребенок, у которого находится называемый предмет, поднимает руку, говорит: «У меня. » и называет предмет.

Список используемой литературы:

1.А. И. Максаков, Г.А. Тумакова. «Учите играя». Москва: Просвещение, 1983г.

2. Г.А. Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» Поособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва: Просвещение, 2006г.

3. Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения по развитию речи» Москва: Просвещение, 1983г.

4. Варенцова Н. С., Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у дошкольников». _- М: «Акалис», 1995г.

Читайте также:
Дифференциация предлогов с пространственным значением - конспект логопедического занятия
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: