Блог в работе учителя-логопеда

Блог учителя-логопеда Сапрыкиной К.С.

Здравствуйте! Рада приветствовать Вас на страничке своего блога. Данный блог создан для любящих родителей, творческих педагогов, сотрудничающих в эффективном решении вопросов коррекции и профилактики недостатков речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Путеводитель по блогу

  • Главная страница
  • Нарушение речи
  • Фонематические процессы
  • Артикуляционная гимнастика
  • Речевое дыхание
  • Автоматизация звуков
  • Обучение грамоте
  • Лексика и грамматический строй речи
  • Связная речь
  • Мелкая моторика
  • Слоговая структура слова
  • Обратная связь
  • Логопед по Скайпу
  • Портфолио
  • Опыт работы (чувственное познание)

четверг, 4 ноября 2021 г.

Консультация для родителей: «Развитие речи ребенка в раннем возрасте”

Зарождение, развитие и реализация речи как высшей психической функции, появление первого слова, фразы у ребенка возможны только в непосредственном общении с близкими взрослыми (носителями родного языка) при условии готовности определенных биологических предпосылок.

Родители и другие близкие взрослые общаются с новорожденным, потом младенцем, ребенком раннего возраста и, сами того не осознавая, обучают его, передают ему опыт всего человечества. Общение сначала ярко эмоционально окрашено (до одного года), потом начинает приобретать черты предметной деятельности, позже становится деловым в определенных, доступных пониманию ребенка ситуациях.

В коммуникативном взаимодействии с близким взрослым зарождается понимание, т.е. импрессивный уровень коммуникации, развивается зрительное, тактильно-кинестетическое и слуховое восприятие. В недрах импрессивного уровня зарождаются и развиваются собственные языковые средства общения ребенка, т.е. экспрессивный уровень. Кроме развития импрессивного уровня, для появления вербальных средств общения ребенку необходимы точные, скоординированные, хорошо сформированные произвольные движения в общей, тонкой, артикуляционной моторике. В коммуникативной сфере ребенка проявляется и интеллектуальный уровень: невербальный интеллект, произвольное внимание, память, слухоречевая, первоначальная ориентировка в пространстве, времени. Данные уровни представила Г.В. Чиркина в индивидуальном коммуникативном профиле, а Е.В. Шереметьева постаралась их переосмыслить применительно к раннему возрасту, как периоду становления личности, еще только овладевающей языковыми и коммуникативными компетенциями. Предлагаю рассмотреть модель на слайде для более глубокого понимания.

Как же формируется речь ребенка? (все начинается с крика).

Таким образом, чтобы своевременно сформировать у ребенка коммуникативные и языковые компетенции необходимо создать условия общения в кругу семьи, в полной мере учитывающие возможности малыша к овладению речевой коммуникацией. Если ребёнок не заговорит к трем годам, то в дальнейшем возможны не только сложности с устной речью, но и возникновение трудностей при обучении в школе.

Почему так важно своевременное развитие устной речи? Во-первых, появление слов к 1 году, фразовой речи к двум годам и так далее необходимо самому ребенку для приобретения опыта устной речи в преддошкольном и дошкольном возрастах. Ребенок в этом возрасте накапливает словарный запас и начинает играть словами, постигая звуковые и смысловые закономерности родного языка, что в дальнейшем становится основой языковой способности. До трех лет малыш сам себе создает базу для дальнейшего овладения речью. И своевременное появление слова, фразы маркируют нормативность интеллектуального и импрессивного уровней индивидуального коммуникативного профиля ребенка.

Читайте ребенку ежедневно книги, соответствующие возрастным возможностям понимания текстов, общайтесь в бытовых ситуациях. В детском саду, ребёнку терпеливо помогайте снять или одеть одежду, при этом общайтесь по поводу сложившейся ситуации. Развивайте крупную и мелкую моторику. Тщательно выбирайте игрушки для своего малыша, чтоб домашняя сенсорная среда ребёнка была насыщена необходимыми для развития предметами, но не перегружена. Уходите от измельчённых до однородного состояния массы, убирайте поильники, бутылочки с соской. Учите ребенка жевать твердую пищу. Ну и самое главное, следите за своей речью. Ваша речь, обращенная к ребёнку, должна быть эмоционально выразительная, простая и доступная его пониманию.

Блог учителя-логопеда Панкратовой Н.Ф. “Логопедическая среда”

Организатор цикла консультаций Панкратова Надежда Фёдоровна , учитель-логопед высшей квалификационной категории, стаж педагогической деятельности 40 лет.

Дорогие мамы и папы!

Вы хотите видеть своего ребёнка сильным, здоровым, умным и воспитанным. Вы также понимаете, что у ребёнка должна быть хорошая речь, понятная окружающим: владение богатством родного языка является залогом успехов в школе, а также психического здоровья Вашего ребёнка.

Наша задача – помочь детям преодолеть временные трудности, дать стимул к дальнейшему речевому развитию, сделать этот путь лёгким и приятным для всех – и для детей и для их родителей. Чем раньше это будет сделано, тем быстрее будут преодолены речевые нарушения.

От рождения до года

Ребёнок появляется на свет, обладая врождённой чувствительностью к звукам. Уже на 3-ей неделе жизни ребёнок начинает реагировать не только на тактильное восприятие материнских рук, на яркий свет, но и на звуки.

От года до двух лет

Вашему малышу исполнился год. После года развитие речи идёт стремительно.

От двух до трёх лет

Ваш ребёнок растёт. На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают (5-10 минут) сказки, рассказы, понимают значение слов «большой – маленький». У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству: изобретаются новые слова.

От трёх до четырёх лет

Три года, конец раннего возраста – трудный период в совместной жизни ребёнка и взрослого. Ваш ребёнок теперь не только ходит, говорит, играет, задаёт вопросы, но и борется за свою самостоятельность и независимость. К 3-м годам родители начинают замечать серьёзные изменения в своём ребёнке. Он становится упрямым, капризным, вздорным. Родителям важно знать, что в это время происходит очень значительный для ребёнка процесс: его первое яркое выражение своего «Я».

От четырёх до пяти лет

К 4 – 5 годам ребёнок становится настоящим дошкольником, он уже многое может. Развивается внимание – на короткое время он способен одновременно говорить и указывать, или слушать инструкции, не отрываясь от своего дела. Этот возраст – время активного интеллектуального развития, усвоения абстрактных понятий. Пятый год жизни – заключительная фаза в развитии языка.

От пяти до шести лет

К 5 годам активный словарь ребёнка увеличивается приблизительно до 3000 слов. Это позволяет ему точнее выражать свои мысли, насыщая речь прилагательными, наречиями, личными местоимениями, сложными предлогами (из-за, из-под). Ребёнок всё чаще пользуется обобщающими понятиями: одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, продукты и т.д., сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями.

От шести до семи

И вот вашему ребёнку исполнилось 6 лет – совсем большой и в школу скоро. Именно в этом возрасте происходят значительные изменения в развитии ребёнка. У ребёнка 7-го года жизни активно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.

Аномалии речевого развития ребёнка

Вы теперь знакомы с нормами речевого развития ребёнка дошкольного возраста. Для того, чтобы не пропустить проявления отклонений в развитии вашего малыша, вы должны быть осведомлены о том, что представляет собой то или иное отклонение, куда и к кому следует немедленно обратиться.

Не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно. Это может сделать только специалист. Итак, логопед обследовал вашего малыша и вынес заключение. Что же оно обозначает?

Задержка речевого развития

По последним данным задержкой речевого развития страдает чуть ли не каждый четвёртый ребёнок. Это тонкое и сложное заболевание, в причинах которого врачам порой бывает трудно разобраться. Поэтому, первое, что должны знать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью, – это то, что необходимо провести обследование ребёнка у детского невропатолога, психоневролога, отоларинголога, логопеда, дефектолога и психолога.

Специалисты склонны видеть причину ЗРР в наличии ММД (минимальной мозговой дисфункции). Изучая анамнез детей с ЗРР, специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия

Как организовать занятия с ребёнком дома

Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребёнком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь.

Прежде, чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться…

Учимся говорить

Вот и наступает долгожданное лето… Пора отдыха, увлекательных путешествий и открытий. Для вашего малыша даже поездка на дачу, в лес, на берег озера станет интересным и запоминающимся событием. Активный образ жизни семьи предоставляет благодатный материал для расширения словарного запаса, развития речи ребёнка. Экскурсии в театр, цирк, зоопарк, музей, поездки в другие города вызывают яркие впечатления. Такие ситуации нельзя не использовать для того, чтобы показать, назвать, пояснить, одновременно закрепив в речи ребёнка новые слова.

Если ребёнок не говорит (Развитие слухового внимания)

Не всегда удаётся сразу выявить причину, из-за которой задерживается появление речи, но многолетний опыт показывает, что определённые педагогические приёмы могут оказаться действенными в любом случае.

Ключевой момент предлагаемой системы – одновременное «погружение» ребёнка в процесс совершенствования как восприятия и понимания речи, так и формирования собственной речи.

Артикуляционная гимнастика

Как здорово, когда малыш начинает говорить! Особенно, если речь его ясна и чиста. К сожалению, не все родители могут этим похвастаться. Ребёнок может нечётко произносить некоторые звуки, искажать слова.

Конечно, с возрастом артикуляционный аппарат развивается, приобретает гибкость и подвижность. Не исключено, что проблемы речи уйдут сами собой, но вероятность появления недостатков в произношении остаётся.

Для правильного формирования артикуляционного аппарата необходимо его тренировать, проводить с ним «зарядку» – артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика для детей с двух лет Читать

Артикуляционная гимнастика для детей с трёх лет Читать

Артикуляционная гимнастика для детей с четырёх лет Читать

Как выявить недостатки звукопроизношения

Дошкольники не всегда овладевают правильным произношением звуков не только к 5, но и к 6 годам. Часто причинами отставания являются не возрастные особенности развития детской речи, а отклонения в строении артикуляционного аппарата, недостаточная подвижность отдельных его органов (губ, языка, нижней челюсти), недостаточный уровень развития фонематического слуха и восприятия (ребёнок не различает на слух отдельные звуки, смешивает их).

Прежде чем приступать к исправлению неправильного звукопроизношения, необходимо выяснить, какие звуки ребёнок произносит неверно и в чём выражается этот недостаток.

Исправляем недостатки произношения

Недостатки произношения у детей чаще всего связаны с недоразвитием слухового внимания, с отсутствием привычки вслушиваться в речь окружающих, с неумением прислушиваться к своей собственной речи и контролировать её, сравнивать с речью окружающих. Поэтому, если у ребёнка нет серьёзных отклонений в развитии, достаточно применить рекомендуемые ниже мероприятия, чтобы исправить имеющиеся у ребёнка недостатки звукопроизношения.

Исправляем недостатки произношения свистящих звуков

Недостатки произношения у детей чаще всего связаны с недоразвитием слухового внимания, с отсутствием привычки вслушиваться в речь окружающих, с неумением прислушиваться к своей собственной речи и контролировать её, сравнивать с речью окружающих.

Фонематическое восприятие

Что такое фонематическое восприятие? Это способность ребёнка воспринимать звуки, фонемы на слух и чётко их различать. Несовершенство фонематического слуха ведёт к проблемам с письмом, а в дальнейшем с русским языком.
Фонематическое восприятие

© 2009-2021 Официальный сайт МБДОУ ДС №43 URL: http://www.43-ozr.edusite.ru, действует с 18.06.2009г.

456780, Россия, Челябинская область, г. Озерск, ул. Восточная, д. 14 (Карта проезда)

Блог учителя-логопеда

Страницы

  • Главная страница
  • Гимнастика для языка
  • “Простые аналогии”
  • Волшебница вода
  • Космос
  • Перелетные птицы
  • Дифференциация звуков Р и Л
  • Совместная деятельность с детьми
  • Автоматизация звука Ш
  • Педагогический опыт
  • Праздник весны и труда.
  • Временные представления
  • Пространственные представления.
  • консультации с помощью zoom
  • 2020 – 2021 учебный год.
  • Первый раз в первый класс
  • Характеристика речевого развития детей в норме
  • Консультации

воскресенье, 29 ноября 2020 г.

Игра «Кто лишний?»

Врач, воспитатель, каменщик, ло гопед. Кто лишний?

Маляр, продавец, штукатур, архитектор.

Кондуктор, крановщик, экскаваторщик, плотник.

Летчик, капитан, плотник, машинист.

Камни, песок, вата, железо.

Глина, стекло, драп, доски.

Кирпич, цемент, гвозди, соль.

Игра. (расширение глагольного словаря по усвоению понимания приставочных глаголов, возвратных и невозвратных глаголов).

Поиграем в мяч. Бросаем мяч и называем профес­ сию строителя. Вы ловите мячи, перечисляете все, что может де­ лать этот человек.

– Электрик ( чинит, проводит электричество)

– Каменщик. (Управляет краном, поднимает груз.)

– Маляр. ( Берет раствор и кирпичи, кладет стену. )

– Штукатур. ( Разводит краску, красит стену.)

-Бульдозерист (Ровняет землю, очищает площадку от мусора)

– Стекольщик. ( Вставляет стекла в окна.)

– Плотник ( навешивает двери, ставит косяки)

– Архитектор ( проектирует здание)

Давайте рассмотрим картинки и побеседуем о том, что на них изображено. Что делают люди, изображенные на кар тинках?

– Кто проектирует дом? Что нужно для работы архитектора?

– Какую работу выполняет бульдозерист?

– Какую работу выполняет экскаваторщик? Для чего роет землю экскаваторщик?

– Что, вырыл экскаватор? (котлован)

– Что подвозят самосвалы?

-Что привезла бетономешалка?

– Для чего нужен раствор?

– Кого вы видите на следующей картинке? Что он дела ­ ет?

– Что нужно для работы каменщику?

– Что делает крановщик?

– Что делает стекольщик?

– Что делает стекольщик?

– Что делает плотник?

– Что делает сантехник?

– Что делает электрик?

– Кто въезжает в новый дом?

В переулке дом растет,

Стены каменщик кладет

С ним помощник- мастерок,

Будет дом построен в срок.

Прочной будет кладка.

На картине изображена стройка. Строители строят высотный дом. На переднем плане мы видим каменщиков, которые кладут стену из красного кирпича. В руках у них мастерки. Рядом с ними стоит инженер и рассматривает чертеж. Один рабочий показывает крановщику, куда опустить груз. На нижнем этаже рабочий пере­кладывает доски.

На строительной площадке кипит работа. Подъемный кран поднимает кирпичи. Мы видим рабочих, которые закрепляют груз. Бульдозер расчищает площадку, сгребает землю. Экскаватор роет котлован. Бетономешалка привезла раствор. Самосвал при­ вез песок.

На заднем плане у забора художник нарисовал вагончики-бы товки. Там переодеваются и обедают строители. За забором ху­ дожник изобразил много зелени и новые красивые дома.

Когда строительство закончится, вокруг дома расчистят пло­ щадку, посадят деревья, поставят качели. В дом приедут жильцы. На площадке около дома будут играть дети. И жильцы будут бла­ годарны строителям, которые построили такой чудесный дом.

Картина выбывает хорошее настроение. Приятно смотреть на людей, которые так дружно и хорошо работают.

играет на барабане – барабанщик – барабанщица;

работает на кране – крановщик, крановщица;

работает на экскаваторе – экскаваторщик – экскаваторщица;

убирает – уборщик, уборщица;

чинит часы – часовщик – часовщица;

ухаживает за скотом – скотник – скотница;

работает в буфете – буфетчик – буфетчица;

чистит обувь – чистильщик;

кладёт стены – каменщик;

сваривает металл – сварщик;

делает кровлю – кровельщик;

носит вещи – носильщик;

стеклит окна – стекольщик;

работает на подъёмном кране – крановщик;

работает на почте – почтальон;

играет на скрипке – скрипач;

ухаживает за птицей – птичница;

делает кровлю – кровельщик;

кладёт паркет – паркетчик;

дрессирует животных – дрессировщик – дрессировщица;

играет на пианино-

играет в волейбол-

играет в шахматы-

играет в теннис-

ездит на велосипеде-

играет в хоккей-

играет в баскетбол-

играет в футбол-

работает на почте-

работает на бульдозере-

занимается фигурным катанием-

работает в библиотеке-

за конями ухаживает-

игра «Кто что делает?»:

часовщик – чинит часы каменщик – точильщик –

бетонщик – сварщик – носильщик –

пильщик – стекольщик – водопроводчик –

печник – пасечник – регулировщик – договаривание сложноподчинённых предложений с использованием слов, обозначающих профессии – игра «Кто нам нужен?»:

Куры бегут к кормушке, когда …

Если сломались часы, нужно …

Чтобы починить сломанные часы …

Если затупился нож, …

Чтобы сложить фундамент дома, …

Если сломался водопроводный кран, …

летать – лётчик, лётчица, самолёт, вертолёт, лётный, вертолётчик, летающий,

учить – учитель, учительница, ученик, учение, учебный, учёба, ученица, учебник,

учащиеся, училище, учительская;

писать- писатель, писательница, письмо, письменный, переписывать, описание,

записка, запись, писарь, подписка, роспись, писака, писанина;

Игра «Кто что делает?»

Составь предложения из трёх слов о приведённых ниже профессиях так, чтобы было ясно, чем занимаются люди данной профессии.

Образец. Доктор лечит людей.

Отгадай загадки. Назови действия, которые выполняют люди этих профессий.

Кто покрасит все заборы, окна, двери, коридоры?_ (Маляр.)

Кто вам продаст творог, сосиски и «Вискас» для любимой киски?_ (Продавец.)

Кто учит чисто говорить и звуки все произносить?_ (Логопед.)

Кто билеты проверяет, безбилетных выгоняет?_ (Контролер.)

Кто ткёт ткани на платье Тане?_ (Ткач.)

Кто на пожары приезжает, огонь залив, людей спасает?_ (Пожарный.)

Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней?_ (Врач, доктор.)

Раздели на слоги». При помощи хлопков определи, какое из этих слов самое короткое в строке (подчеркни его).

Воспитатель, продавец, повар, водитель.

Носильщик, крановщик, маляр, учитель.

Врач, грузчик, ветеринар, строитель.

«Измени словечко». В этом упражнении названы профессии так. Как если бы это были названия профессии мужчины. Тебе нужно назвать такую же женскую профессию.

Ткач – ткачиха, певец – ……………,

художник – ……….…. спортсмен – ……..……., портной – ……. ……, продавец – ………….

Назови профессии, которые по твоему мнению являются только женскими…………………………..

Мужскими …………………………….. Или все профессии являются общими? …………………….

Расскажи о какой-либо профессии по плану.

Что это за профессия?

Носят ли люди данной профессии форменную одежду? Какую?

Назови все, что необходимое людям этой профессии.

Использование интернет-ресурсов в логопедической практике
презентация по логопедии по теме

Приоритетной задачей национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационнно-коммуникационные технологии обучения.Внедрение инновационных технологий в коррекционное образование прежде всего даст возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний.

Скачать:

Вложение Размер
интернет-ресурсы в логопедии 42.5 КБ
презентация “использование интернет-ресурсов в логопедической практике” 2.54 МБ
buklet.docx 341.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение МО г. Кировград «Детский сад № 2 «Росинка»

Лаптева Светлана Николаевна

Выступление на методическом объединение « Использование интернет ресурсов в логопедической практике».

1-2СЛАЙД. Приоритетной задачей национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационнно-коммуникационные технологии обучения.

Внедрение инновационных технологий в коррекционное образование прежде всего даст возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний. (титульник)

3 СЛАЙД. Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Интернет – это массовый и оперативный источник информации. Логопед может найти различную информацию в сети по проблеме, которая подлежит в данный период времени обсуждению, значимость информации в сети Интернет именно в том, что всегда можно воспользоваться, если это необходимо, самой свежей информацией или подобрать определенный дайджест по той или иной проблеме. На сайтах создаются электронные библиотеки, где каждый педагог может посмотреть конспекты, сценарии праздников в педагогических копилках, подобрать необходимую статью для папок-передвижек и консультаций, нужную и полезную информацию для общего развития, самообразования, подобрать различные виды дидактических игр и упражнений для занятий. А так же практически на всех сайтах имеются нужные и полезные ссылки.

Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.
В нашем детском саду педагоги используют разнообразное оборудование:

• Телевизоры с DVD приставками.
• Компьютеры
• мультимедийный проектор
• Магнитофоны

Видео и фотокамера ит.д.

Компьютер уверенно вошёл в нашу жизнь и занял в ней прочное положение.

4СЛАЙД. Современные информационные технологии (ИКТ) и Интернет ресурсы активно используются и в логопедической практике.

Они применяются в разных видах деятельности.

5 СЛАЙД. ИКТ используются на разных этапах коррекционной работы, позволяют активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.

В индивидуальной работе используются различные компьютерные программы, направленные на устранение речевых недостатков и развитие психических процессов учащихся.

Например, компьютерная технология “Игры для Тигры” предназначена для коррекции общего недоразвития речи. Эта игра применяется на индивидуальных логопедических занятиях. Мультимидийные игры «Мерсибо» -«Звуковой калейдоскоп»

6 СЛАЙД. Среди технических новинок особое место занимают мультимидийная доска – служит мощным средством непосредственной, личной коммуникации в рамках практически любого занятия. Дошкольники с удовольствием рассказывают зрителям в группе о том, что они видят на экране. Конечно, проектор нужен и воспитателю, т.к. он существенно повышает комфортность выступления для него и усиливает наглядность, эмоциональный компонент для дошкольников. (фото детей с мультимид играми)

7 СЛАЙД. Основные преимущества использования МД и Интернет -ресурсов:

  • Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей, а в работе с детьми дошкольного возраста это очень важный фактор, так как, в отличие от школьников, маленькие дети не стремятся побыстрее избавиться от дефекта речи – они его не осознают.
  • Развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности.

8 СЛАЙД. Все эти задания очень нравятся дошкольникам, следовательно, они внимательны и сосредоточены на протяжении всего занятия.

9-10 СЛАЙД. Для связи с родителями используется сайт детского сада, на котором есть страничка учителя-логопеда. И блог учителя – логопеда на http://nsportal.ru/lapteva-svetlana-nikolaevna . Использование блога в работе логопеда МДОУ помогает создать личный контент, т.е. среду сетевого общения с коллегами, родителями, среду взаимодействия автора (авторов) с читателями. Блог в работе учителя–логопеда помогает сопровождать родителей в области логопедического просвещения.

11 СЛАЙД. Работа с педагогами.

Использование Интернет –ресурсов и компьютерных технологий позволяет в короткий срок найти необходимую информацию, поделиться ею с педагогами, подготовить наглядный материал для участия в педсоветах, конференциях, семинарах.

В методической работе компьютер и интернет просто незаменим.

Интернет позволяет найти ответ на любой вопрос, послать письмо по электронной почте, обменяться информацией, принять участие в обсуждениях острых проблем с коллегами, повысить свой методический уровень, участвовать в конкурсах. применение интернет-ресуров в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.

Использование Интернет-ресурсов помогает в реализации творческих проектов.

Своё выступление я хочу завершить словами Иоганна Вольфганга Гёте «Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение. Недостаточно только желать; надо делать!» Желаю успехов вам, уважаемые коллеги, успехов в применении современных средств обучения в практической деятельности.

Как можно заработать логопеду написанием статей для блога?

Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики блога!
В наш век информационных технологий мы всю информацию черпаем со страниц различных интернет-ресурсов. Как растить и воспитывать ребенка, как его развивать, куда лучше его отдать — в сад или развивающий центр? Если проблемы с речью, то где искать специалиста? Конечно, опять там — компьютер и интернет наши лучшие друзья и путеводители. Нужно посмотреть, где может работать логопед и как выбрать лучшего среди большого количества предложений?

Рабочие места

Вакансии для логопеда предлагаются в следующих местах:

  • детский сад
  • школа
  • логопункт
  • развивающий детский центр
  • семейный клуб
  • поликлиника
  • логопедический кабинет
  • центр коррекции и реабилитации
  • санаторий

Другое дело, что для начинающего логопеда чаще всего эти вакантные места заняты. Если они свободны, то скорее всего там платят очень мало и никто туда не хочет идти работать. А родителям очень часто сложно устроить малыша в сад, потому что количество мест в коррекционных заведениях обычно сильно ограничено.

Безусловно, можно вызвать репетитора на дом. Родители выбирают, исходя прежде всего из размеров своего кошелька. Для кого-то важен опыт работы логопеда. Многие предпочитают искать среди знакомых, по рекомендации, так сказать, используя “сарафанное радио”. Хорошие отзывы дают какую-то гарантию, что время и деньги не будут потрачены зря. А для логопеда хороши тем, что родители будут ему доверять и меньше тревожиться.

Логопед и клиент ищут друг друга

Кроме этого учитываются расположение место занятий, не все готовы ездить бог знает куда, даже к супер-специалисту, если только на разовую консультацию. Дальняя дорога утомляет малыша и результативность занятий снижается. Самый лучший вариант, когда ребенок и логопед живут рядом, но даже не подозревают об этом. Получается, что самое важное — это найти друг друга. Если среди знакомых не находится нужный специалист, тогда остается искать в интернете.

Поэтому для логопеда очень важно себя прорекламировать, заявить о себе как знающем специалисте, хорошо себя подать. Безусловно, надо как можно шире и дальше закинуть свои сети для поиска новых клиентов. Например, создать свои аккаунты в соцсетях, странички в блогах и на бесплатных хостингах. Каждый раз удивляешься, каким долгим и причудливым бывает путь от клиента к логопеду. Меня не раз разыскивали через интернет, звоня всем подряд, пока не попадали на меня и не выясняли, что “я та, самая. ”

Почему копирайтинг?

Но часто бывает, что логопед не может выезжать к клиенту по разным причинам. Чаще всего из-за того, что дома свой маленький ребенок, которого не с кем оставить. Такие мамы-логопеды, которые имеюют одного-двух детей могут подрабатывать дома, занимаясь копирайтингом. Сейчас это очень востребованная специальность, которая заключается в том, чтобы писать статьи для различных интернет-ресурсов.

Есть несколько разновидностей:

  • рерайтинг — изложение прочитанной статьи своими словами
  • копирайтинг — сочинение новой статьи с определенным количеством слов
  • сео-копирайтинг — написание статей под ключевые запросы

В данный момент нужен автор, чтобы писать статьи на логопедические темы.
Это может быть логопед без опыта работы, но с дефектологическим образованием.
Могут быть студенты профильных учебных заведений: психологи, дефектологи, педагоги начальной школы и воспитатели д/с. Могут быть просто мамы, которые сидят дома с детьми. Только нужно умение грамотно излагать свои мысли и хорошо разбираться в вопросах коррекционной работы с детьми, имеющие те или иные патологии речи, слуха и интеллекта.

Статьи могут публиковаться на следующих условиях:

  • автор получает за свою работу деньги
  • может указать свои контактные данные
  • текст может быть отредактирован в связи с тем, что жанр статьи на блоге имеет свои особенности
  • автор может получить свидетельство о публикации статьи бесплатно
  • статья должна быть авторской, 100% уникальность
  • хорошо, если в статье есть какие-нибудь иллюстрации: фото, сканы, картинки или видео, которые тоже должны пройти проверку на уникальность
  • фото не должно быть больше 500 МВ
  • за иллюстрации отдельная плата

Фонематический слух. Что это и какое значение он имеет в становлении речи ребенка

Мир звуков прекрасен! А жить в этом мире радостно и интересно. Но, как только, на мгновение мы закроем уши, так сразу замолкнут все звуки, и обеднеет мир.

Если ребенок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает гул самолёта от шума вертолёта, — с физиологическим слухом у него все в порядке.

Или если он отчётливо сохранит ритм русской народной песни «Во поле береза стояла. » — у него восхитительный музыкальный слух!

А что называют фонематическим слухом?

Фонематический слух – способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Иными словами, это речевой слух.

Почему для гармоничного развития ребёнка так важно, формирование речевого слуха?

В каждом языке есть свои характеристики звуков речи, которые несут в себе особый смысл. В русском языке это «глухость-звонкость», «мягкость-твердость» согласного звука, различия между гласными «а», «о», «у». Слова «РОД» и «РОТ» или «ТОМ» и «ДОМ» имеют совершенно разное значение. А в речи, которую мы слышим они отличаются лишь глухостью-звонкостью одного из согласных звуков.

Без правильно сформированного фонематического слуха и восприятия, вся слышимая речь теряет свою осмысленность. Кроме того, нарушение фонематического восприятия является одной из ведущих причин нарушения звукопроизношения.

Важно, чтобы к пяти годам ребёнок мог определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, мог самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, поскольку в последствии нарушение фонематического восприятия может повлиять не только на звукопроизношение, но и на обучение ребёнка грамотной устной и письменной речи.

На своих занятиях логопед уделяет большое внимание фонематическому слуху и восприятию. Использует различные комплексы упражнений и игры для их развития. Своевременное обращение к логопеду поможет Вашему ребенку развить речевой слух, что в дальнейшем положительным образом повлияет на обучение в образовательных учреждениях, а также способствует развитию коммуникативных навыков.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 , написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже.

Консультация психолога онлайн
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых
Работа в Fidem

Наша группа ВКонтакте

Наша группа в Facebook

Fidem в Instagram

Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда

Что такое фонематический слух

ГБДОУ д/с № 15 компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга.
Учитель-логопед: Кузьменко Л.Н.

Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых
звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
« Словарь логопеда» под ред. В.И. Селиверстова.

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!

Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте. Как сильно переживает малыш из-за ошибок, исправленных красной ручкой учительницы! Как скучно делать «Работу над ошибками»!

Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки. Для того чтобы написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развивать у ребенка фонематический слух!

Приступим! Занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. Ведь игра, являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста, позволяет сделать процесс обучения доступным и интересным. В игровой форме будут проходить и наши занятия, но носить обучающий характер. По сути, они являются «Работой над ошибками», предотвращая их появление. Такую « Работу над ошибками» делать весело, а придя в школу, малыш напишет диктант без ошибок.

Учеными доказано, что еще до рождения дети слышат и реагируют на звуки внешнего мира по-разному.

С появлением ребенка на свет, эти звуки наполняют его мир: пение птиц и журчание воды, шум ветра и шелест листьев. Малыш начинает прислушиваться к окружающим звукам. Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение, получение информации.

Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Эта способность формируется у него постепенно. Со 2-4 недели от момента рождения малыш начинает реагировать на любые звуки. Мелодичные звуки вызывают у него чувство удовлетворения , улыбку, а резкие ( сердитый голос) – плач. В 7-10 месяцев ребенок уже откликается на слово. Только к концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения.

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая произносительные возможности ребенка. Уже на третьем году жизни малыши могут заметить неправильное произношение у своих сверстников и даже попытаться исправить их.

А к 5 годам у ребенка формируется критическое отношение не только к чужой, но, и своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что проявляется в отказе от общения, от совместной деятельности. Кроме того , это обязательно сказывается на овладении чтением и письмом.

Исправление недостатков произношения у детей заключается в постановке звуков и введения их в речь при одновременном развитии фонематического слуха. Без полноценного восприятия звуков, без четкого их различения невозможно становление чистой речи.

Но, если ребенок все звуки произносит верно, он часто не различает на слух некоторые из них, а это, в свою очередь, сильно затрудняет, а иногда и искажает понимание речи, а также проявляется в ошибках при письме.

Гораздо легче предупредить нарушение, чем его исправлять. Это значит, что работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок.

Прежде всего, выясните, как малыш воспринимает и различает звуки. Помогут в этом следующие несложные задания:

1. Предложите повторить за вами слоги: са-ша, ша-са, са-ца, ач-ащ, ра-ла, ша-жа. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча, называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши.

2. Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.

  • Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук-сук, дом-сом, миска-мышка, коза-коса, лужа-лыжа.
  • Объяснить значение слов: «Что такое лужа и что такое лыжа?».

3. Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти.

  • Предложите ребенку повторять сходные слоги: та-да-та, ка-га-га, па-ба-ба,ма-на-ма.
  • Повторять сходные слова: Маша-Даша-каша; тень-день; день-пень; лак- мак- рак;жук-лук сук-тук.

Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение фонематического слуха.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и, постепенно, охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:

  1. узнавание неречевых звуков;
  2. различение высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
  3. азличение слов, близких по звуковому составу;
  4. различение слогов;
  5. различение звуков;
  6. анализ звукового состава слова.

Давайте же приступим к занятиям по развитию фонематического слуха у Вашего малыша!

1 этап – узнавание неречевых звуков.

Цель первого этапа – развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих, часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому надо научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.

Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы.

  1. Предложите малышу послушать звуки за окном: « Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется?».
  2. Используйте следующие игры:

Игра «Солнце или дождик?»

Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен. А ты, услышав стук, должен бежать под зонтик. Слушай внимательно!

Игра « Солнце и дождик » достаточно простая, однако, очень нравится детям и проходит всегда весело!

Игра «Большой или маленький».

Посадите на стол двух игрушечных зайцев (мишек, кукол)- большого и маленького.
Объясните и покажите, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, – громко, а маленький – тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыш должен узнать и показать, который из зайцев только что играл.

Такие игры нужно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет. Но, даже если малыши уже старше, и вы обнаружили снижение фонематического слуха, вам также следует начать работу именно с этих игр. Поскольку только постепенное усложнение заданий позволит добиться максимальной эффективности.

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса.

На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Игра «Далеко – близко».

Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты.

Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо).

Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок.

Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «далеко» – «близко».

Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что ребенок будет различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.

Аналогично, можно играть, различая, где гудит пароход (у-у-у) – далеко – (тихо) или близко- (громко); какая дудочка играет – большая («у-у-у» произносит низким голосом) или маленькая («у-у-у» произносит высоким голосом); кто плачет – мальчик («а-а-а» низким голосом) или девочка («а-а-а» высоким голосом).

Кроме того, на этом этапе важно научить ребенка определять на слух темп речи. Помогут в этом игры на выполнение движений в соответствующем темпе.

Игра «Угадай, как надо делать».

Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, должны круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый. Так же можно обыграть другие фразы: («Наши ноги ходили по дороге») или даже стихи:

Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва –
Кап, кап, кап, кап. ( медленные хлопки)
Стали капли поспевать.
Капля каплю догонять –
Кап, кап, кап, кап (хлопки чаще).
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем (руки над головой).

Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Произнося реплики то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом спрашивает: «Кто это говорит?». Малыш угадывает медведей.

Спросите, например: «Что сказал Медведь, когда увидел, что его стул сдвинут?».

Малыш, отвечая на вопросы, меняет соответственно высоту голоса. Взрослый должен следить, чтобы, подражая Мишутке, Медведице и Медведю, ребенок не говорил очень высоко ( до писка) и очень низко ( до хрипоты в голосе), т.е. чтобы повышал и понижал голос в доступных для него пределах.

С детьми постарше можно драматизировать эту сказку.

В игре с ребенком 2-4 лет взрослый руководит ходом игры, беря на себя роль ведущего. Дети 5-7 лет, выучив правила игры, могут играть самостоятельно.

3 этап – различение слов, близких по слоговому составу.

Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звучащему слову. Малыш к концу второго года жизни становится настоящим выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора разных звуков и слов, близких по звучанию. Он вслушивается в их сочетание, наслаждаясь звучанием. Тем самым, ребенок проводит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова.

Воспользуемся природной одаренностью к рифмованию слов каждого малыша.

Игра «Не ошибись».

Взрослый показывает картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага». Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на нее.

Необходимо подчеркнуть, что начинать нужно со слов простых пол звуковому составу,
Постепенно переходя к более сложному.

Можно использовать стихи для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка.

– В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).
– Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).

4 этап – различение слогов.

Слог является минимальной единицей речевого потока. Для игр на различение слогов хорошо брать звукоподражания.

Игра «Кто как кричит?»
Взрослый выставляет картинки и говорит: « Посмотри на картинки, послушай, кто как кричит и повтори».

– Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый называет слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.

5 этап – различение звуков

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличить одно слово от другого (дом, сом, ком). Такой звук называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»).
Каждый помнит такую характеристику, как согласные и гласные звуки. Начинать надо с различения гласных звуков.

– Взрослый дает картинки ребенку Картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.

Игра «Прогулка на велосипедах».

– Взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли накачены шины. Подкачаем еще насосом: с-с-с…(Дети имитируют). Слышите, воздух шипит: ш-ш-ш…».
Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: «с-с-с», а если с изображением шины: «ш-ш-ш».

Подобным образом проводится игра « Жук и комар» (звуки С и Ж).

6 этап – анализ звукового состава слова.

Термином «фонематический (звуковой) анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные – это выделение звука на фоне слова. Вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места ( начало, середина или конец слова) относится к сложной форме. Самым сложным звуковым анализом является определение последовательности звуков в слове. Сложные формы возникают лишь в процессе обучения, да и то, только после того, как ребенок овладеет навыками элементарного анализа звукового состава слова.

  1. Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный в начале слова: Назови первый звук в слове Улей, Аист, Ира, Оля.
  2. Дать ребенку несколько одинаковых кружков. Взрослый произносит один, два, три гласных звука: а, ау, ауи. Ребенок откладывает на столе столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.

Игра « Пропустим мы во двор слов особенных набор».

Взрослый предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуты к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы поднять вверх:»Во двор мы будем «пропускать» только слова с заданным звуком». Малыши открывают ворота, если слышат заданный звук. Если в слове нет указанного звука, то ворота захлопываются. По окончании, можно предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили во двор».

Приступаем к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться последовательность: сначала учат выделять в слове последний согласный звук.

Подберите картинки так, чтобы слово оканчивалось на согласный звук, положите в конверт. Ребенок вынимает картинки по одной, громко их называет, Выделяя последний звук. Затем малыш называет звук отдельно (жук, лук, кот).

Игра «Мяч не трогать или поймать – постарайся отгадать»

Взрослый предлагает ребенку поймать мяч, если он услышит в конце слова заданный звук, либо прятать руки за спину, если заданного звука нет.

Только после того, как малыш научится без труда выполнять такие задания, можно переходить к сложным формам звукового анализа: это- определение места звука в слове (начало, середина, конец), определение последовательности звуков в слове, их количества.

Опыт, который приобретут Ваши дети, намного облегчит их обучение в школе. И Вам не пришлось устраивать некую школу на дому. Мы играли! А в игре и сложное становится доступным. Самое главное – верьте в своего ребенка и помогите ему постичь мир звуков!

Использованная литература:
Куниченко О.А. «Развитие фонематического слуха»,
Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа»,
Борякова Н.Ю., Косицина М.А. «Коррекционно- педагогическая работа в детском саду для детей с ОНР».
Программа воспитания и обучения дошкольников с ЗПР под ред. Боряевой Л.Б. и Логиновой Е.А.

Читайте также:
Использование здровьесберегающих технологий в работе с детьми с дизартрией
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: