Бесполезное – полезно (Самостоятельно сделанные игры)

Дети, которые умеют играть самостоятельно: миф или реальность?

Какие бывают самостоятельные игры?

Социолог и эксперт по исследованию роли игр в развитии детей Сандра Стоун выделяет три основных типа игры.

Функциональная игра. Это тип игры позволяет детям отточить физические навыки, которые пригодятся им в будущем и получить удовольствие. Когда дети бегают просто ради того, чтобы бегать, прыгают, скачут, выдувают пузыри или залезают на игровой комплекс — это функциональная игра.

Конструктивная игра. Такая игра заключается в решении задачи через определенный процесс. Например, когда ребенок строит дом из Лего или рисует картинку фломастерами.

Драматическая игра (или ролевая игра). Это как раз те игры, в которых дети становятся котиками, супергероями, продавцами, врачами, и много кем еще. Ролевые игры развивают фантазию и помогают усвоить социальные нормы.

Во все эти игры ребенок может играть с родителями, сиблингами или группой ровесников (например, в саду). А еще он может играть в них один. Именно это и отличает самостоятельную игру от других игр — это не отдельный вид игры, это просто любая игра, в которую ребенок может играть самостоятельно.

Чем так полезна самостоятельная игра?

Самостоятельная игра идет рука об руку со свободной игрой (почитать подробнее можно тут), в которой нет четкого сценария, и ребенок волен сам решать, как и с чем ему взаимодействовать в процессе игры.

Свободная игра может длиться дольше самостоятельной игры, поскольку игры «по сценарию» конечны (рисунок рано или поздно дорисуется, а дом из конструктора — соберется) и в какой-то момент потребуют родительского вмешательства.

Как научить детей играть самостоятельно?

Как и другие навыки, способность играть самостоятельно сильно зависит от возраста ребенка. Дети младшего возраста не могут долго концентрироваться на одном занятии, однако, по словам руководителя платформы раннего образования Дипаншу Пандиты, именно этот возраст играет значимую роль. Пандита рекомендует родителям начинать прививать детям навыки самостоятельной игры, начиная с 9-15 месяцев.

«В этом возрасте им нужна разнообразная среда, в которой есть много любопытного», — сказал он и порекомендовал родителям играть с детьми в игры, в которых они смогут на небольшое время пропадать из поля зрения ребенка, при этом сохраняя их уверенность в своем присутствии. Например, разговаривать с детьми из соседней комнаты.

К трем годам, по словам Пандиты, окно возможностей начинает закрываться. Но не все потеряно: родители могут предлагать ребенку в течение дня определенные занятия, которые требуют от них самостоятельности. Например, попрыгать на скакалке, полепить из соленого теста или собрать паззл.

Еще важный момент в процессе приучения к самостоятельным играм: это готовность родителей занять «пассажирское сидение» и предоставить ребенку возможность самостоятельно придумывать сюжеты и управлять процессом. Чем больше у ребенка свободы в игре с вами, тем проще ему будет привыкнуть играть самостоятельно, а не ждать ваших указаний.

Почему многие родители не дают детям возможность играть самостоятельно?

Несмотря на все преимущества самостоятельных игр (кто сейчас откажется от получаса свободного времени?), далеко не все родители готовы предоставлять своим детям полную свободу. Эксперты видят несколько причин.

По словам Пандиты, не все родители способны справиться с реакцией ребенка на сепарацию. «Здесь нельзя полностью избежать страданий, но результаты стоят того», — говорит он.

Стоун называет еще одну причину: боязнь беспорядка, который устроят дети, брошенные со всеми игрушками на произвол судьбы. «Родителям важно помнить о другом полезном аспекте игры», — говорит она. — «Беспорядок всегда можно убрать вместе». Приучая детей к самостоятельной игре, вы можете заодно приучить их к самостоятельной (или почти самостоятельной) уборке, а это тоже дорогого стоит.

Наконец, далеко не все родители достаточно терпеливы, чтобы ждать, когда их ребенок научится и привыкнет играть самостоятельно — а этот процесс требует времени и проходит очень постепенно. «Некоторым детям нужна дополнительная поддержка, чтобы вовлечься в самостоятельную игру. Возможно, сперва родителям надо играть рядом с ними, а потом постепенно отдаляться», — советует Стоун.

Какие игрушки лучше подходят для самостоятельных игр?

Нередко для самостоятельных игр вообще не требуется никаких атрибутов, но если вы хотите иметь запас игрушек, вдохновляющих детей играть самостоятельно, то Пандита рекомендует игрушки, которые симулируют взрослую жизнь, например, игровые кухни и мастерские.

Стоун советует простые игрушки, которые подталкивают детей что-то создавать и придумывать самостоятельно: конструкторы, кубики, тесто для лепки. И, конечно же, детям пригодятся всевозможные расходные материалы вроде старых картонных коробок и рулонов от туалетной бумаги.

Коробки вообще идеально подходят как для конструктивной игры (например, из них можно построить замок или автомобиль), так и для ролевой (в которой на замок нападет дракон, а автомобиль отправится в путешествие).

Читайте также:
Как закрепить правильное произношение в домашних условиях
Что в итоге получилось?

Не бойтесь пробовать приучать ребенка к самостоятельным играм с раннего возраста — так ему будет проще привыкнуть.

Создайте для него пространство, которое он сможет беспрепятственно исследовать и находить для себя много интересного.

Не стремитесь модерировать все занятия ребенка — предоставьте ему свободу выбора.

Запаситесь терпением и не ждите, что ребенок начнет играть сам после первой же попытки оставить его одного в комнате.

Преимущества самостоятельной игры столь велики (как для вас, так и для ребенка), что стоят того, чтобы не бросать попытки, даже если вам достался самый прилипчивый малыш на свете.

Бонусный пункт (от редакции): прежде чем приучать ребенка к самостоятельным играм убедитесь, что у вас все в порядке с привязанностью. Если совместные игры — это единственный способ для ребенка провести с вами немного времени, логично, что он не захочет от них отказываться, чтобы не терять с вами контакт.

[Игры — увлечение и польза, или пустая трата времени и вред?]

Недавно, у меня состоялся один интересный диалог с человеком который не понимает, как можно так часто играть в видеоигры, считать видеоигры своим хобби или просто получать от них удовольствие. О том, что я была возмущена и не стоит говорить или всё же стоит. Мне не очень нравится когда, кто-то оскорбляет, то что мне нравится, тем более без каких то доказательств, ссылаясь лишь на то, что они мол взрослый человек, а я еще дитя малое и ни чего не понимаю.(всего год разницы у нас).

Ну так вот, я немного отошла от темы. Давайте вместе разберемся, что же для нас игры и какую пользу они приносят, а может даже и вред.

Начнем с того, что большинство игр направлены на развитие, логики, внимания, рефлексов, памяти и т.д. Есть множество игр, в основном для детей, которые обучают в игровой манере или тренируют внимательность. А для многих игры служат просто отдыхом или расслабляющим фактором от тяжелых трудовых будней. Игры так же учат работать в команде, повышать свой навык общения с другими людьми.

Если говорить о вреде, то наверное стоит упомянуть тот факт, что вред идет не от самих игр, а от злоупотребления ими. Если человек не знает меры, то это уже называется зависимостью. Так же многие считают большинство геймеров агрессивными, но это ошибочный факт, игры наоборот дают разрядку агрессии, они помогают расслабится, но опять же, всё зависит от человека и того как он воспринимает игровой процесс, для собственного развлечения и пользы или для просто «задротства». Ну и конечно игры влияют на здоровье, сильное злоупотребление может испортить зрение, от долго сидения на стуле испортится осанка.

Фактором того, что человек играет, может быть и простой (Аза́рт — эмоция, связанная с предвосхищением успеха (не обязательно адекватного реальности) в чём-либо. Часто связан со случаем, игрой, риском, опасностью©Википедия) , многие игры сейчас рассчитаны на это. Они заставляют людей играть всё больше и больше, дабы заработать больше очков, каких то предметов или просто подняться в рейтинге.

«Существует болезнь, связанная с постоянной необходимостью переживания азарта — игромания, известная также как лудомания (от лат. ludus — «игра»). По мнению не названных в источнике ученых из Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского, риск стать игроманом никак не зависит от здоровья, социальных, каких-то биологических параметров, а скорее от характера и темперамента.» © Википедия

Из этого следует сделать вывод, что всё зависит от человека в первую очередь. Я не говорю что все игры одинаково полезны, многие игры не несут никакой полезный функции, а созданы просто для убийства времени, но в основном игры стараются стать для нас развлечением, показать что-то новое или удивить.

О вреде и пользе в общих чертах я сказала, теперь хочу сказать лично своё мнение.

Игры всегда были отдушиной для меня, местом где мне уютно и комфортно, местом которое помогает мне путешествовать по различным мирам, жить жизнью разных людей, переживать интереснейшие истории, порой веселые, а порой очень грустные. Игры никогда не были для меня пустой тратой времени. Я не считаю себя зацикленной на них, у меня очень много других интересов и хобби. Я не замыкаюсь в себе и не пытаюсь спрятаться в играх, не страдаю социофобией и если будет возможность провести день с друзьями, а не за играми, то я конечно выберу друзей. Людей которые считают игры пустой тратой времени и ребячеством, я не понимаю. Я почти уверенна, что у них тоже есть увлечения за которые они цепляются так же сильно и которые другим могут показаться чепухой.

Читайте также:
Обучение письму и чтению

Игры являются развлечением абсолютно для любого возраста, а не только для детей как ошибочно считать. Игровая индустрия объединяет разных людей, создаются турниры, по всему миру проходят выставки. С каждым годом индустрия развивается всё больше и больше. И хоть игры всегда были и будут спорным вопросом, но можно уверенно сказать, что с расцветом новых технологий игры вошли в жизнь каждого человека в той или иной степени. И даже если вы не считаете себя геймером в полной мере, они всё равно как то повлияли на вас.

Рассуждать на эту тему можно бесконечно и не хватит доводов и фактов, да и тем подобной этой было 1000. Но всё же вопрос к вам, как вы считаете что несут в себе игры, и какую роль они играют в вашей жизни?

Почему играть – полезно?

Дети с рождения узнают жизнь через процесс игры, который улучшает память, стимулирует рост коры головного мозга, добавляет удовольствие в процесс обучения и значительно ускоряет развитие человека. Игра учит мыслить креативно и находить ответы на вопросы, имеющие несколько решений.

Привычка легко запоминать интересное сохраняется у человека и во взрослом возрасте. Вы можете играть в одиночку или с животным, но лучше позовите несколько человек, чтобы дать мозгу отдохнуть от сенсорной перегрузки электронными гаджетами и улучшить ваши социальные навыки.

С помощью игр можно также сделать любую работу более продуктивной и приятной, чем с радостью пользуются международные корпорации, позволяя своим сотрудникам развлекаться в офисе. Почему играть полезно?

1. Игры помогают снять стресс

Благодаря естественной реакции на опасность стресс переводит людей в боевое состояние. Когда это происходит, надпочечники выбрасывают в кровь гормон кортизол, что дает телу прилив энергии и силы. Краткая мобилизация всех ресурсов тела, сменяющаяся затем периодом покоя, благоприятна для человека.

Но постоянный стресс истощает организм и приводит к еще большему стрессу. Получается замкнутый бублик. Бороться с этим можно, например, нейтрализуя кортизол другими гормонами, отвечающими за ощущение счастья. Игры могут помочь человеку добывать такие гормоны радости.

Эндорфины, вырабатывающиеся от физических нагрузок во время активных и спортивных игр, способствуют общему ощущению благополучия и даже могут временно облегчить боль. Видеоигры активизируют выработку дофамина, отвечающего за чувство веселья.

Именно дофамин толкает людей на подвиги и открытия (в надежде найти новый источник стимуляции), поэтому он помогает человеку решительно выбираться из стрессовых ситуаций. Социальное взаимодействие с коллегами во время игр также помогает почувствовать себя более защищенно.

2. Игры улучшают работу мозга

Логические игры, головоломки и особенно шахматы действительно делают вас умнее, развивая обе половины головного мозга, помогая научиться творчески мыслить, улучшить память, концентрацию и стратегическое мышление.

Мозг игроков в шахматы не похож на среднестатистический. Например, у великих гроссмейстеров он отличается большей активностью лобной и теменной коры — именно тех участков, которые ответственны за фокусирование на решении проблем и осознанность. Не нужно заниматься шахматами всю жизнь, чтобы стать немного умнее.

Школьники в Австралии, игравшие в шахматы в течение 18 недель, показывали более высокий уровень интеллекта, а студенты, которых научили играть на первом курсе университета, на старших курсах были более академически продвинуты, особенно в математике, анализе и способности логически мыслить по сравнению с контрольной группой, в шахматы не игравшей.

3. Игры улучшают отношения

Совместное веселье и игры могут способствовать сопереживанию, состраданию, доверию и близости с другими людьми. Офисные игры — это отличный способ сплочения команды. Игрой может быть не только специфическая активность, но и состояние ума.

Развитие игривого веселого характера может помочь вам расслабиться в стрессовых ситуациях, сломать лед в общении с незнакомыми людьми, завести новых друзей и формировать новые деловые отношения.

4. Игры сохраняют здоровье

Азарт и веселье возвращают нас в детские годы, дают прилив энергии. Как говорил Джордж Бернард Шоу: «Мы не прекращаем играть, потому что мы стареем; мы стареем, потому что перестаем играть».

Счастливые и веселые люди более устойчивы к болезням и на 35% меньше рискуют умереть. Может быть, вместо очередной прививки от гриппа предложить своему работодателю в этом году сделать в офисе новую комнату отдыха с диваном и настольными играми?

Чем полезны для мозга компьютерные игры

Исследования демонстрируют длительный положительный эффект от видеоигр для таких основных психических процессов, как восприятие, внимание, память и принятие решений. Активные видеоигры требуют, чтобы игроки быстро двигались, следили за многими элементами одновременно, сразу же обрабатывали новую информации и выдавали решения за доли секунды.

Читайте также:
Трудности в обучении, дисграфия, дислексия - результаты нарушенного досуга

Многие из способностей, отточенных такими играми, психологи считают основными строительными блоками интеллекта. Они помогают улучшению пространственного внимания, развивают способность отслеживать движущиеся объекты, снижают импульсивность, помогают преодолеть дислексию.

Видеоигры улучшают способность мозга решать несколько задач одновременно (мультитаскинг) и повышают гибкость ума.

В Женевском университете профессор Дафна Бавельер сравнила визуальные способности геймеров и не-геймеров. Испытуемые должны были следить за положением нескольких объектов, движущихся на экране, и постоянно переключать свое внимание с одной части экрана на другую, в то же время оставаясь бдительными для других событий.

Оказалось, что люди, которые играют в видеоигры, выполняют такое задание значительно лучше, чем те, кто этого не делают. Такая игра учит мозг обрабатывать входящую визуальную информацию эффективнее и быстрее.

В другом исследовании испытуемые играли в Super Mario в течение двух месяцев, а их мозг с помощью МРТ изучался медиками Института развития и обучения человека имени Макса Планка в Берлине. Они обнаружили, что три области мозга выросли в объеме: префронтальная кора головного мозга, правый гиппокамп и мозжечок (все они участвуют в навигации и точности управления моторными функциями).

С точки зрения нейрологии, видеоигры сами по себе буквально являются противоположностью депрессии. За последние несколько лет многочисленные исследования, в том числе в Стэнфордском университете, уже заглянули в мозг геймеров.

Их результаты показывают, что, когда мы играем в видеоигры, две области мозга постоянно гиперстимулированы: система внутреннего подкрепления, отвечающая за мотивацию и ориентацию на цель, и гиппокамп, связанный с обучением и памятью.

Люди в процессе игры постоянно сосредоточены на цели. Нужно ли им решить загадку, найти скрытые объекты, достичь финиша или набрать больше очков, чем у других игроков — цель акцентирует наше внимание и создает ощущение мотивации и определения. Пока мы ориентированы на успех и ожидаем награды, мозг стимулирует нас приятными ощущениями. Поэтому люди испытывают радость от игры, что помогает бороться с депрессией.

Исследовательская группа, возглавляемая профессором Салли Мерри из Оклендского университета, разработала ролевую игру для подростков Sparx, основанную на принципах когнитивной поведенческой терапии (КПТ — прим. ред.), которая призвана помочь молодым людям справиться с депрессивными расстройствами.

Эта игра значительно уменьшает депрессию, безнадежность и беспокойство у молодых игроков, и она так же хороша, как традиционные методы лечения. Разработчикам игры удалось сделать Sparx интересной: большинство молодых людей, попробовавших в нее поиграть, заявили, что будут рекомендовать Sparx своим друзьям.

Видеоигры улучшают производительность труда

Видеоигры улучшают производительность труда, особенно для профессий, требующих хорошей координации «глаз-рука-внимание-память» и быстрых решений. Например, геймеры лучше обращаются с дронами, даже если никогда не обучались быть пилотами, а молодые неопытные хирурги, также бывшие заядлыми игроками, во время исследования превзошли опытных хирургов: новички совершали на 37% меньше ошибок и заканчивали операции на 27% быстрее.

Исследования показывают, что если работники проводили около двадцати минут из восьмичасового рабочего дня, играя в простые игры на своих телефонах, то чувствовали себя счастливее.

Конечно, никакой работодатель не хотел бы, чтобы его команда регулярно отправлялась в игровой мир вроде «Цивилизации» на несколько часов или даже дней. Поэтому идеальные игры для офиса — командные и не требующие сессий дольше получаса.

На заметку игроману: чему нас могут научить компьютерные игры

Как сообщает издание Knowable Magazine, некоторые типы видеоигр могут улучшить работу мозга при выполнении узкого набора задач. Ряд исследований также показал их эффективность при освоении второго языка, изучении математики и естественных наук. Это потенциально хорошая новость для учеников и студентов, а также для миллионов людей, которые любят играть или не могут перестать это делать.

Последнее явление, кстати, давняя причина для беспокойства родителей, врачей и педагогов. Более половины россиян (58%) считают, что видеоигры приносят больше вреда, чем пользы (по данным ВЦИОМ на 15 августа 2019 года), отмечая при этом негативное влияние на психику и проявления агрессивного поведения. Также 54% граждан плохо относятся к увлечению играми близких.

По разным оценкам, в мире насчитывается более 2,3 млрд геймеров (по данным за 2018 год), а два года назад Всемирная организация здравоохранения в конце концов решила включить зависимость от онлайн- и видеоигр в список заболеваний (мкб-11 вступит в силу с 2022 года).

Люди (и не только молодежь) проводят много времени за играми, и это факт, в связи с которым встает задача превратить это увлечение во что-то более продуктивное, чем простое развлечение и вымещение негативных эмоций.

Читайте также:
Как научить ребенка жевать

Что почитать/посмотреть по теме:

  • 25 лучших видеоигр десятилетия по версии «Медузы».
  • Что такое неигры и зачем в них (не) играть?
  • Зависимость от видеоигр признана психическим расстройством. Что с этим не так?
  • Как игры могут помочь нам в решении реальных мировых проблем — выступление на TED гейм-дизайнера Джейн Макгонигал.

Первые исследования влияния игр на улучшение функций мозга

Изначально данные о том, что это возможно, были получены на основании тестирования шутеров. То, что часто критикуемые «стрелялки» могут принести пользу, заметил студент Шон Грин, изучавший психологию в Рочестерском университете. Он дал пройти тест на визуальное внимание своим друзьям, которые показали поразительные результаты. Сперва Грин и его научный руководитель Дафна Бавельер списали это на какую-то ошибку, так как, когда Бавельер сама прошла тестирование, ее результат был обычным. Разница между участниками эксперимента заключалась в том, что все друзья Грина посвящали более 10 часов в неделю игре в шутер Team Fortress Classic.

Затем Грин и Бавельер провели другой эксперимент, разделив группу «игровых новичков» на две команды. Первая проводила за шутером по одному часу в день в течение 10 дней, вторая столько же времени проходила пространственную головоломку «Тетрис».

Тесты показали, что участники первой группы лучше фокусировали внимание на интересующих объектах на визуально загруженном фоне, а также могли одновременно отслеживать до пяти движущихся предметов. Во время других исследований стало известно, что «Тетрис», в свою очередь, улучшает способности к пространственному мышлению и визуальному представлению двухмерных объектов.

Бавельер, ныне когнитивный исследователь в Женевском университете, отмечает, что любители «экшн-игр» лучше «лавируют» между распределенным вниманием (способностью мозга реагировать на стимулы одновременно) и фокусированным вниманием (способностью концентрироваться на целевом стимуле). «Это называется контролем внимания, способностью гибко переключаться по мере необходимости», — говорит она. Переключению между задачами способствует также игра в All You Can ET — специальный когнитивный тренажер, в котором игроки должны своевременно обеспечивать инопланетян определенной едой и напитками.

Полезные ссылки для более глубокого понимания темы:

  • Работа Центра прикладных исследований и разработок СПбГУ о влиянии компьютерных игр на когнитивные функции, а также психику, мотивацию и социальное поведение человека (спойлер: игры с элементами насилия не ведут к антисоциальному поведению, а стереотип об изолированном, необщительном геймере неверен).
  • Исследование ученых из Калифорнийского университета в Ирвайне о влиянии онлайн-тренажеров на навык многозадачности пожилых.
  • Выступление на TED одного из специалистов в области геймификации Гейба Цихерманна «Как игры делают детей умнее?»
  • Статья сотрудника московского центра исследований видеоигр на ПостНауке о том, как видеоигры помогают лучше сдавать школьные экзамены и почему геймификация заставляет нас больше работать.

Подводные камни в вопросе внедрения игр в учебный процесс

Грин, ныне психолог в Висконсинском университете в Мадисоне, отмечает, что игры могут помочь в подготовке специалистов, чья работа связана с повышенным визуальным вниманием — например, хирургов, правоохранителей или военных. Последнее, кстати, подтверждается даже на весьма высоком уровне. «Способность быстро усваивать информацию, реагировать и координировать действия, оставаясь при этом спокойным в условиях давления, часто является признаком людей, которые хорошо играют», — заявил телеканалу «Би-би-си» представитель британских ВВС.

Но при этом Грин также признает, что преимущества многочасовой игры в условный Call of Duty могут в реальной жизни быть ограничены: если время на видеоигры вытесняет время на остальные задачи, другие навыки могут со временем пострадать.

Важно также то, что полученные в экспериментах результаты очень специфичны и справедливы только в рамках поставленной задачи: то есть «шутеры» не улучшают пространственное мышление, как в случае с «Тетрисом», а он, наоборот, не улучшает визуальное внимание. В свою очередь, педагог и психолог Ричард Майер и вовсе заявляет, что, исследуя эту тему в течение длительного срока, не нашел убедительных доказательств, что так называемые игры для тренировки мозга действительно помогли существенно улучшить память, внимание или скорость принятия решений.

Другой спорный вопрос: как применять (и стоит ли применять) видеоигры на уроках? В нем исследователи также не всегда сходятся во мнении: так, по мнению Бавельер, компьютерные игры, повышающие способности мозга, можно интегрировать в школьные занятия, чтобы добавить «ложку меда» в сложные предметы и скучные программы. Хотя «шутеры», вероятно, не подойдут для этого: конечно, их вряд ли можно будет предложить ученикам начальных классов.

«Это может быть игра, где доктор должен выбрать верное лекарство, которое спасет мир. Но она не должна быть связана со смертью, насилием или зомби», — отметила она. Но профессор также задается вопросом, смогут ли дети перенести когнитивные навыки, полученные в результате игр, в другие, более реальные ситуации.

Читайте также:
Как научить ребёнка говорить - 10 советов, чтобы помочь ребенку заговорить быстрее

Шон Грин, в свою очередь, отмечает сложность и большую стоимость создания игр. Качественные, эффективные и убедительные игры могут стоить столько же, сколько обойдется создание какого-нибудь блокбастера, отметил психолог.

Максимальное вовлечение — преимущество игр, которое нужно использовать

И все же перспективы внедрения видеоигр в классах воодушевляют, несмотря на недостаток исследований о каких-либо преимуществах этого метода обучения по сравнению с существующими. Даже если предположить, что «тренажеры для мозга» переоценены, нельзя отбрасывать тот факт, что игры действительно сильно затягивают и вовлекают в процесс.

«Самая главная особенность игр — это их мотивационная сила, — говорит Майер. — И мы хотим использовать это». Ученые-исследователи функций мозга, специалисты в области образования и разработчики игр должны более тесно взаимодействовать друг с другом, чтобы создавать захватывающие игры, которые помогут отточить когнитивные навыки и развлечься. Как добавляет Бавельер, детский мозг способен запомнить сотни покемонов и их способности. Представьте, если они с таким же энтузиазмом приступят к изучению звезд на небе!

Писатель Грег Топпо в своей книге «Игра верит в тебя: как видеоигра может сделать наших детей умнее» (The Game Believes in You: How Digital Play Can Make Our Kids Smarter) соглашается: игры могут помочь скорректировать вовлеченность учащихся, оживить уроки, а также позволяют адаптировать их согласно потребностям каждого конкретного класса. С помощью игр можно также награждать учеников за постоянную практику, настойчивость и нестандартные решения.

Кроме того, игры могут помочь в «прокачке» «мягких навыков» (soft skills). «Есть много мягких навыков, которые геймеры могут использовать в профессиональной жизни: это командная работа, решение проблем и стратегическое планирование», — отметил региональный директор компании Hays Recruitment Райан Гарднер. Правда, если играть в игры, не задумываясь о навыках, которые можно из них извлечь и далее использовать, вряд ли получится использовать свое увлечение в будущем улучшении карьерных перспектив.

Компьютерные игры и киберспортивное образование: первые шаги в России

На данный момент онлайн- и видеоигры предлагают использовать (или, что реже — уже используют) как часть учебных занятий и в качестве самостоятельных уроков. Так, в июне 2019 года Минпросвещения России предложило внедрить в пятилетний период в школах и колледжах компьютерные игры и мобильные приложения в качестве средств обучения.

Летом также звучали идеи о выделении отдельных занятий по киберспортивным и другим играм. В августе эксперты АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) советовали включить в факультативы для школьников Dota 2, Hearthstone, Dota Underlords, FIFA 19, World of Tanks, Minecraft и CodinGame. Критериями отбора были популярность, обновляемость игр, их соответствие отечественным требованиям к киберспорту и возрастная маркировка 14+. Кроме этого, выбранные игры, по мнению экспертов ИРИ, должны развить у учеников навыки командной игры, стратегического мышления, логики и скорости реакции, а также раскрыть их креативный потенциал. В Минпросвещения от идеи включить такие предметы в школьную программу отказались: по мнению ведомства, они могут привести к переутомлению учащихся. Вместо этого школам было предложено вводить уроки по киберспорту на свое усмотрение.

Как заработать на киберспорте

Тем временем интерес к киберспорту в мире только растет. Мировой рынок в 2018 году достиг $775 млрд, и, согласно докладу PwC, с каждым годом его выручка будет увеличиваться в среднем на 18,3%. Киберспортивные трансляции в России посмотрели 22 млн человек — таким образом наша страна оказалась на третьем месте в мире по данному показателю.

Не так давно мысль о том, что на жизнь можно зарабатывать игрой, выглядела нереальной. Сейчас же некоторые игроки в состоянии материально поддерживать свою семью и видят в этом хорошие карьерные возможности.

Доходы спортсменов варьируются от $2 тыс. до $15 тыс. При этом помимо командного жалования солидную сумму геймеру могут приносить призовые за победу на турнирах, «донаты» (добровольные пожертвования от зрителей) на стримах (онлайн-трансляциях происходящего на компьютере или консоли), поддержка спонсора, а также реклама.

При этом обучиться на киберспортсмена россиянам сейчас не так-то просто: это образовательное направление только начинает набирать обороты, тогда как в ЕС, США и некоторых скандинавских странах подобные учебные заведения функционируют уже давно. Поучиться можно с помощью онлайн-сервисов, обучающих игровым навыкам, онлайн-курсов, кибер-школ, нескольких вузовских программ (такие есть, в частности, у ВШЭ и Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма). Также киберспортивный факультет есть в университете «Синергия». В целом, за массовое развитие киберспорта в России отвечает ФКС РФ, основанная в 2000 году.

По словам директора первой московской школы с классами интеллектуальных видов спорта Елена Авдеева, навыки, полученные с помощью компьютерных игр, помогут ребенку в любой профессии. «Более того, киберспорт и новые технологии открывают дорогу к профессиям будущего: архитектор умного дома, оператор беспилотника, киберспортивный журналист, кибертренер, специалист по поиску уязвимостей, художник виртуальной реальности, разработчик нейронных сетей, киберспортсмен и так далее», — отмечала она ранее в разговоре с «Вечерней Москвой».

Читайте также:
Задания логопеда по теме Игрушки

Что еще почитать/посмотреть/послушать по теме:

  • Кто такие «бустеры» и как они зарабатывают на помощи начинающим геймерам
  • 15 самых влиятельных лиц киберспорта. Рейтинг Forbes
  • Молодые геймеры по всему миру проводят более трех часов в неделю, наблюдая, как другие люди играют в видеоигры онлайн (по данным издания Inc. за 2018 год). Что заставляет их делать это: материал The Wired и подкаст The Verge
  • The Guardian: чем видеоигры в школах могут помочь учителям и родителям

Однако при введении новых киберспортивных направлений и внедрении видеоигр в классах возникает ряд непростых задач: во-первых, пока не до конца сформировано представление, как именно преподавать новые дисциплины и эффективно использовать игровые возможности на уроках. Во-вторых, не совсем ясно, как минимизировать риски, связанные с долгим пребыванием у компьютера: это проблемы со зрением, избыточным весом, осанкой, социальным, оффлайн-взаимодействием, возможная компьютерная зависимость. Несмотря на это, у онлайн- и видеоигр хорошие перспективы более прочно закрепиться в образовательном процессе, и, возможно, совсем скоро родители не будут ругать своих детей за долгое пребывание за компьютером, а начнут принимать участие в этих играх и помогать извлекать из процесса максимум пользы.

Не надо демонизировать: почему видеоигры — это нормально

Разбираемся, почему от игр порой не оторваться и как они влияют на наш мозг. Рассуждают дети и объясняет киберпсихолог.

Влияют ли игровые предпочтения на развитие памяти, внимания или скорости реакции? Почему так сложно перестать играть? Сначала расспросили учеников «Фоксфорда» об их опыте в компьютерных играх, а потом обсудили с киберпсихологом, как устроена мотивация игроков и какие психологические приёмы используют разработчики игр.

киберпсихолог, кандидат психологических наук

Мотивация игроков

Если верить теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, люди играют в видеоигры, чтобы удовлетворить три потребности:

Автономия — вы сами контролируете свою жизнь.

«Никто меня не трогает и не может повлиять на мои решения; игры для меня — моральный и физический отдых»

Компетентность — вы успешны и эффективны, у вас всё получается.

«Это интересно, расслабляет, и я получаю удовольствие, когда достигаю успехов»

‍ ‍ Отношения — вы нужны людям и связаны с ними.

«Я играю с друзьями, и для меня это расслабление после тяжёлого дня»

Эти потребности — основные для человека и за пределами компьютерных игр, если мы смотрим на мотивацию человека с позиции самодетерминации.

В психологии компьютерных игр есть ещё одна довольно популярная модель мотивации, предложенная Ником Йи на основе опроса нескольких тысяч игроков. Методом факторного анализа он выделил шесть основных компонентов:

Отчасти эта модель пересекается с моделью Деси и Райана, однако в ней есть и новые факторы. Например, мотивация погружения, описывающая всё множество мотиваций, связанных с желанием примерить на себя чужую роль, сбежать от проблем в реальности, погрузиться в другой мир и изучить его.

«Не могу сказать, что это даёт мне что-то невероятное, скорее это просто мне интересно»

«Помогает отвлечься от мира»

«Пройти сюжет. Поустанавливать моды. Создать моды»

Есть масса исследований, которые рассматривают желание играть в игры через призму мотивации потока. Концепцию опыта потока изначально предложил Михай Чиксентмихайи. Поток подразумевает, что некоторые виды деятельности так погружают в себя человека, что у него появляется определённый набор переживаний: чувство поглощённости и максимальная фокусировка на занятии, потеря чувства времени, ощущение, что действия следуют логично одно за другим, получение удовольствия от процесса, а не от какой-то определённой цели.

Состояние потока возникает, когда есть баланс между навыками и трудностью задачи.

Такой баланс научились воспроизводить создатели компьютерных игр. В процессе игры вы всё время растёте в навыках, и задачи, с которыми вы сталкиваетесь, тоже постоянно усложняются. Если эти процессы совпадают по скорости, то мотивация потока сохраняется и делает процесс игры увлекательным и привлекательным для игрока.

Влияние игр на когнитивное развитие

Компьютерные игры, как и любые другие виды деятельности, не бесполезны. Если игра увлекает, погружает, вызывает позитивные эмоции, позволяет получить удовольствие от процесса, — это уже замечательно. Не стоит игнорировать значение радости, удовольствия и опыта потока для нормального психологического состояния.

«Это отличный способ убить время, а также способ хоть как-то разнообразить ежедневную рутину»

Читайте также:
Из-за чего может появиться дисграфия, причины дисграфии

Если верить статистическим опросам, именно в России родители считают, что игры приносят больше вреда, чем пользы. При этом в Америке игры не так демонизированы.

Социализация

«Мне очень нравится гулять с друзьями и наслаждаться реальной жизнью, но так сложилось, что после переезда у меня нет ни одного друга в реальной жизни, все они лишь в интернете»

В целом, игры — это существенная часть социализации, если в них играют со сверстниками. Если это те игры, которые сейчас на слуху в детской аудитории, если все одноклассники обсуждают новую суперскую игру, а вы по какой-то причине не можете в неё играть, это тоже влияет на социализацию. Соответственно, если подросток вообще не играет в игры, то огромный пласт подростковой культуры оказывается для него недоступен, и это может быть проблемой.

Пространственное мышление

Компьютерные игры помогают развивать пространственное мышление — целую группу способностей человека, связанных с ориентацией в трёхмерных пространствах.

Исследования пространственного мышления начались в восьмидесятые-девяностые годы на материале тетриса и головоломок. Потом вектор интересов сместился на экшен-игры и шутеры, которые, как оказалось, также вносят вклад в развитие пространственных возможностей.

«Если это игры онлайн, то можно попрактиковать язык с иностранцами (правда, чаще всего это нецензурная лексика). Есть игры с элементами решения головоломок, что развивает мышление и заставляет думать. Есть игры на время, которые заставляют быстро действовать или принимать решение за персонажа»

В целом, учёные склоняются к тому, что видеоигры развивают зрительное внимание и рабочую память — тот объём информации, который мы можем временно удерживать в голове. Игры-стратегии развивают стратегическое мышление, а шутеры и аркадные игры — скорость реакции.

«Я думаю, почти все игры так или иначе развивают реакцию или что-то другое, ну и во все игры я играю на английском, так что немного помогает именно в разговорном английском»

При этом не все навыки, выращенные на компьютерных играх, успешно переносятся на другие виды деятельности. Особенно актуально это для мозговых тренажёров, которые обещают при регулярных тренировках улучшить некоторые когнитивные характеристики. В частности, предполагается, что такие тренажёры способны улучшать исполнительные функции — когнитивные процессы, необходимые для поддержания любой нашей деятельности (фокусировка на текущих задачах и переключение между различными делами, когда это необходимо). Такие тренажёры должны развивать и стабилизировать исполнительные функции, которые помогают нам сосредотачиваться на том, что мы делаем, не отвлекаясь на постороннее; при этом исполнительные функции позволяют нам переключиться на другие дела, когда нам это нужно. Исследования таких игр показывают, что, если мы получили некоторый прирост в решении онлайн-задачек, не всегда эти навыки переносятся за пределы игры.

«Люди начинают тупеть, ведь в гаджетах нет ничего полезного и они отнимают много времени от занятий другим делом»

Компьютерные игры не панацея в плане когнитивного развития. Тренировка внимания, памяти и скорости реакции — скорее приятный бонус. Не до конца понятно, насколько хорошо и устойчиво выращенные в играх навыки работают вне виртуального пространства, хотя некоторые учёные настроены весьма оптимистично.

Почему от игр не оторваться

«— Ну вот закончу и всё

— Ну вот пройду босса и всё

— О, а что это там

— Небольшой квест, ну ладно

— О, новый персонаж, надо прокачать

И так продолжается очень и очень долго…»

В цитате выше хорошо описывается, как в компьютерных играх работает эффект незавершённого действия, также известный как эффект Зейгарник. Суть феномена в том, что действия, которые мы по какой-то причине не завершили, намного лучше запоминаются. Нам психологически сложно прерываться на середине и бросать почти завершённую задачу как бы на полпути. В компьютерных играх практически не возникает ситуация, когда у игрока выполнены все задачи прежде, чем ему дадут пару других, от того и перестать играть так сложно.

Случайное подкрепление

Ещё один эффективный механизм — режим случайного подкрепления, который описал психолог Б.Ф. Скиннер. Подкрепление — это любое событие, которое следует за реакцией и увеличивает вероятность повторения такого поведения.

Когда мы что-то делаем и получаем за это награду, с большой вероятностью мы будем продолжать это делать. Когда человек не знает, в какой момент, за какое количество повторений или через какое время его поведение поощрят, подкрепление работает ещё лучше.

В различных RPG это реализуется через случайное выпадение предметов: редкий нужный предмет выпадает с шансом 0,001%. Игрок не знает, он выпадет сейчас или через тысячу повторений. Это провоцирует играть снова и снова. В других ситуациях — это очень эффективный способ выработки навыков, в играх — способ удержать внимание человека в игре.

Читайте также:
Развитие речи детей в игре, в повседневном общении

В онлайн-играх мир продолжает существовать

«Забирают очень много свободного времени, которое можно было бы потратить на что-то более полезное»

В онлайн-играх мир продолжает существовать, даже когда игрок там не находится. Пока вы в своей жизни занимаетесь обычными делами, друзья и враги продолжают играть и развивать своих персонажей. В игре появляются новые события. Всё время возникает желание вернуться и проверить, что там поменялось. Не хочется отставать от других.

С офлайн-играми этого не происходит: они сохраняются в том виде, в котором их оставили. В них всё завязано на сюжете и раскрытии истории, банально интересно узнать, что будет дальше. Как главы книги и сериалы, игры заканчиваются в самом интересном месте. Хочется вернуться и продолжить.

Игровая зависимость

«Жизнь сама по себе интереснее гаджетов и выдуманных миров»

Когда говорят про игровую зависимость, часто обращаются к проблеме выработки дофамина. Дофамин— это вещество, которое участвует в системе мотивации и поощрения действий. Выработка дофамина происходит, когда мы чего-то достигли и чувствуем себя хорошо. Видеоигры тоже могут приводить к выработке дофамина.

Если у человека хорошо работает дофаминергическая система, то компьютерные игры, как и вкусный тортик или достижения в любой сфере, ведут к выработке дофамина. Если выработка дофамина нарушена, это может вести к сниженному настроению, плохому самочувствию и ощущению усталости даже без какой-то существенной нагрузки.

«Виртуальный мир затягивает, когда у тебя ничего кроме него нет, родителям не до тебя, друзьям тоже»

В процессе игры человек с нарушенной выработкой дофамина может почувствовать себя лучше. Но когда игра заканчивается, он чувствует себя ещё более уставшим и психически истощённым и уже не может ничего делать. Чтобы почувствовать себя хорошо, нужно снова поиграть. Получается замкнутый круг, который может стать существенным фактором риска возникновения игровой зависимости.

Другими факторами риска компьютерной игровой зависимости могут быть проблемы и неприятности в реальной жизни: плохие отношения в семье, неприятности в школе, конфликты и непонимание со стороны одноклассников. В этом случае компьютерные игры могут выступать своего рода способом совладать со всем этим, «убежать» от проблем и провалов в мир, где достижения даются относительно легко. Однако этот способ совладания в большинстве случаев не очень продуктивный, так как не позволяет решать проблемы, а только способствует временному улучшению эмоционального состояния.

Подростки проходят через определённые гормональные изменения, и у них часто бывают признаки психастении: быстрая утомляемость, пониженное настроение и работоспособность. Также часто возникают и различные социальные проблемы: конфликты с родителями, сложности в школе, непринятие в кругу сверстников. Получается, в подростковом возрасте немного выше риск возникновения аддиктивного поведения.

Давайте поиграем! (памятка логопеда для родителей)

Изучите игры на развитие интонационной выразительности 👍

Приглашаем вас на открытую лекцию с Артемовой Евой Эдуардовной.

Вы изучите музыкально-ритмические упражнения в логопедической работе и многое другое.

⏰ 19 января в 16.00 (мск)

Документация логопеда:
инструкция к применению

Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи

Занятия от логопеда

Формирование у детей правильной и четкой речи является важнейшей задачей в системе обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях. Но эффективность обучения и коррекционной помощи ребенку зависит не только от участия педагогов, воспитателей и логопеда, но и от самих родителей. Точнее от того, насколько тщательно они подходят к выполнению домашних заданий, которые им задаёт логопед.

Логопедическое домашнее задание – это индивидуальная форма учебной деятельности детей дошкольного возраста. Оно выполняется по поручению логопеда, но без его фактического контроля и руководства во время выполнения задания.

Суть этих домашних заданий заключается в закреплении тех навыков, знаний и умений у детей, которые были получены ими на индивидуальных или групповых занятиях. Содержание этих занятий предусматривает работу над всеми направлениями развития речи, включая формирование лексико-грамматического строя и связной речи, подготовку дошкольников к обучению грамоте и формированию правильного звукопроизношения.

Почему важно выполнять домашнее задание от логопеда?

Выполнение домашних заданий с детьми, заданных логопедом, необходимо для того, чтобы процесс коррекционной работы шел быстрее. Ведь если ребенок будет заниматься только со специалистом, а дома он будет предоставлен сам себе, то вам вряд ли удастся быстро устранить отставание в речевом и общем развитии.

Особая роль родителей в исправлении речевых нарушений заключается в том, что при использовании материала, который им дает логопед, они получают возможность закрепить полученные на занятиях речевые навыки и умения в свободном речевом общении.

Логопедическое домашнее задание – важная часть коррекционного процесса по нескольким причинам:

  • Помощь для логопеда. Если дети с родителями выполняют домашние задания, то они намного быстрее вводят в свою повседневную речь поставленные звуки, а также сложные речевые конструкции. Фактически, дальнейшая работа логопеда упрощается, потому что ребенок закрепляет полученные навыки дома.
  • Такие задания играют важную роль в формировании у ребенка различных навыков и умений. В частности, он учится самостоятельно мыслить, приучается быть усидчивым, контролировать свои эмоции. У него формируется чувство ответственности, он начинает понимать, что выполнение заданий поможет ему избавиться от дефекта речи.
  • Выполнение логопедических занятий будет полезным и детям, у которых нет проблем в речевом развитии. Занимаясь с ребенком, вы активизируете его лексический запас, совершенствуете грамматический строй речь и развиваете его связную речь.
Читайте также:
Пословицы, поговорки, загадки и скороговорки

Основные правила выполнения задания

Родителям важно помнить о том, что при выполнении домашних заданий необходимо соблюдать определенные рекомендации, которые позволят более эффективно расходовать время домашних занятий.

Вот основные из них:

  • Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка к занятиям, иначе он будет воспринимать их как повинность. Лучше все делать в игровой форме, ведь именно такой формат наиболее эффективен в детском возрасте.
  • Место для домашних занятий должно быть хорошо освещено (естественным источником света или светильниками).
  • Время для занятий тоже имеет значение. Это не должно быть раннее утро, потому что в это время ребенок будет элементарно не выспавшимся и находиться в сонном состоянии. Слишком эмоциональные и шумные игры лучше не проводить поздним вечером, потому что это может нарушить сон ребенка. Оптимальное время – днем, после прогулки или через час после приема пищи.
  • Среднее время занятий – 15-20 минут. Не нужно перегружать ребенка, делая занятие часовым – так он быстро потеряет интерес к этому. В идеале разбить занятия по 15-20 минут по 2 раза в день.
  • Если вы заметили, что ребенок все-таки потерял интерес к выполнению заданий, то не нужно принуждать его. Просто отложите занятие на время, вернувшись к нему через какое-то время.
  • Само задание следует прочитать перед его выполнением, а также обсудить его с самим ребенком.
  • Артикуляционную гимнастику необходимо проводить перед зеркалом.
  • Ребенка всегда нужно поощрять за правильно выполненное задание.
  • Помните, что ваша речь сама должна быть правильной. При этом не нужно акцентировать внимание на речевых недостатках самого ребенка. Но если изучаемый звук находится на этапе автоматизации, то в случае ошибок при его произношении, необходимо ненавязчиво напоминать ребенку о его правильном произношении.
  • Никогда не выполняйте задание за своего ребенка и помогайте ему только в том случае, если ему действительно необходима ваша помощь. Если все делать за него, то никакого эффекта в плане коррекции его звукопроизношения, ждать не стоит.
  • Лучше начать выполнение с более простых заданий, постепенно переходя к более сложным. При этом если вам что-то непонятно или ребенок не справляется с заданиями, то обязательно нужно проконсультироваться с логопедом.

Родителям необходимо проявлять свое терпение и доброжелательность по отношению к своему ребенку. Если вы будете нервничать или срываться на него, то у него просто сработает защитный рефлекс. Он подсознательно будет ощущать, что за невыполнение заданий его смогут обругать. Вряд ли такую атмосферу можно назвать комфортной для ребенка.

В домашние задания от логопеда могут входить:

  • Задание на развитие направленной струи воздуха.
  • Задание на развитие мышц артикуляционного аппарата.
  • Задание на автоматизацию звуков.
  • Лексико-грамматические игры и упражнения.
  • Задания на развитие связной речи.
  • Задание на развитие мелкой моторики.

Задания на подготовку руки к письму и закрепление навыков чтения.

Устранение речевых нарушений – это длительный и сложный процесс, поэтому здесь очень важна совместная роль логопеда и родителей ребенка, которые должны принимать активное участие в коррекционном процессе. Только так можно добиться скорейшего устранения дефектов речи в дошкольном возрасте, а значит, и подготовить ребенка к дальнейшему обучению в школе.

Давайте поиграем!

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.

Мы предлагаем вам игры и упражнения, которые, не требуя большой подготовки, помогут вам подготовить ребенка к школе.

1) Большой-маленький: взрослый называет один предмет, а ребенок – маленький: Дом – домик, песок — песочек, шишка — шишичка и т. д.

2) «Один-много»: образовать множественное число имен существительных: кастрюля — кастрюли; чашка — чашки и т.д.

3) Упражнения на согласование числительного с существительным – «Посчитай»: 1 груша, 2 груши, 3…..и так далее до 5.

Читайте также:
Как научить ребёнка говорить - 10 советов, чтобы помочь ребенку заговорить быстрее

4) Учим образовывать относительные прилагательные: шапка из меха – меховая; из шерсти — …, из кожи — …, сок из яблок – яблочный….

5) Учим образовывать притяжательные прилагательные: голова у собаки – собачья, у белочки – беличья, у кошки — … , у кролика — …и т.д.

6) Назови детенышей животных: у слона – слонята, у лисы-. у лося-. и т. д.

7) Про что мы можем сказать – Моя? Мой? Моё? Мои? (на согласование местоимения с существительными: моя чашка, мой стакан, мое блюдце, мои тарелки).

8 ) Подобрать слова на каждый звук.

рот Уля час кот Аня
роза угол чаша каша аист
рукав улица чехол корка астра

9) «Игра в слова»: от слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом-мак-кот-топор-рука и т. д.

10) Определение количества слогов в слове и их последовательности.(Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3?). (Столько слогов в слове, сколько гласных).

11) Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов.

12) Назвать гласные в слове (лужа, пила, лом, канава).

13) Определение количества слов в предложении и их последовательность. (Сколько слов в предложении «Вова читает книгу»? Какое первое? второе? третье?).

14) Придумывание предложений, состоящих из определенного количества слов.

15) Придумывание предложений по сюжетной картинке.

16) «Деформированный текст»: детям предлагается составить предложение из слов:

Орехи, в, белка, прячет, дупло.
По, зайка, лесу, прыгает.

17) Игры «Найди отличия на двух картинках».

18) «На этом рисунке спрятано три треугольника. Найди и покажи их».

19) Назови соседей числа.

20) Какой цифры не хватает?1 2 3 5 6 7 9

21) Назови дни недели.

22) Назови осенние месяцы, зимние, весенние, летние.

23) Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? (крышка стола, лист бумаги т.д.)

24) Выкладывайте из счетных палочек изображения предметов: пусть ребенок выложит изображение предмета по вашему образцу, а потом придумает свое изображение.

25) Кто что делает (обогащение словаря словами-действиями): Что делает повар? Что можно сделать с яблоком?

26) Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например »а»). Для тренировки распределения и переключения внимания измените инструкцию. Например, так: »Зачеркни букву »а», а букву »б» подчеркни.»

27) Упражнение на развитие мыслительных операций – «Сравни предметы»: муха и бабочка, девочка и береза, пианино и скрипка и т.д.

28) Упражнения на классификацию предметов: назови слова, обозначающие деревья, домашних животных, посуду, мебель, воздушный транспорт и т.д.

29) «Четвертый лишний»: стол, стул, кровать, чайник; лошадь, кошка, собака, щука.

30) Игра развивающая мышление, сообразительность »Как это можно использовать»: предложите ребенку найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Например, «карандаш»: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т.д.

31) Игра: «Скажи наоборот» (антонимы):

веселый – грустный, продавать-покупать, быстрый – медленный и т.д.

32) Придумать слова – «приятели» (синонимы) к данным словам: здание – (дом), идти — (шагать).

33) Подобрать как можно больше предметов (существительных) к названию действия (глаголу): Бежит: кто? (человек, зверь); что? (река, ручей, молоко, время). Идет: кто? (девочка, кошка); что? (время, дождь, снег).

34) Придумать, как можно больше слов – определений: солнце (какое?) лучистое, ласковое, весеннее, яркое и т. д. мяч (какой?) и т.д.

35) Придумать, как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делает?»: солнце (что делает?) светит, греет, припекает и т.д.

И в заключении мы хотим напомнить вам азбучные истины.

1. Верьте в силы ребенка и помогите обрести эту веру ему.
2. Будьте умелым помощником, оставляя в душе малыша ощущение самостоятельности поиска и действия.
3. Не давайте ребенку останавливаться и топтаться на месте, пробуждайте интерес ко все более трудным задачам.
4. Обучайте в игре, ведь детство — такая короткая пора для этого увлекательнейшего способа познания.
5. Не забывайте о том, что ребенок очень хочет стать взрослым и подражает вам во всем.
6. Будьте искренни, не носите масок!
7. Сопереживайте: радуйтесь и огорчайтесь вместе с ребенком.
8. Пусть наши дети будут умнее, добрее и прекраснее нас!

Большакова Елена Вячеславовна,
учитель-логопед МБДОУ детский сад №27
«Самоцветы» г. Мончегорска Мурманской области

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: