Авторская методика автоматизации звуков у детей и взрослых «Лабиринт»
Аннотация: Данная методика «Лабиринт» была мной придумана и доработанная в процессе постановки звуков у детей с дизартрией, ОНР, простой и сложной дислалией. А так же применялась при автоматизации звуков у взрослого населения в процессе реабилитации последствий дефектов речи после ОНМК, нейроинфекций и других органическим поражений головного мозга.
Автоматизация звуков у детей и взрослых
Данная методика «Лабиринт» была мной придумана и доработанная в процессе постановки звуков у детей с дизартрией, ОНР, простой и сложной дислалией. А так же применялась при автоматизации звуков у взрослого населения в процессе реабилитации последствий дефектов речи после ОНМК, нейроинфекций и других органическим поражений головного мозга.
В этой методике преследуется несколько целей:
- автоматизация звука
- работа по тренировке длительного выдоха
- складывание слогов
- подготовки руки к письму.
Рассмотрим данную методику на примере автоматизации звука С у детей.
Представим на листе бумаги слева изображение звука С и рядом рисунок совы. Далее по листу бумаги к противоположной стороне нарисованы траектории полета совы к своим домам на деревьях. Справа на листе изображения гласных звуков: А, О,У,Ы,Э и рядом с ними рисунки деревьев.
На первом этапе берем фигурку совы и предлагаем ребенку совершить полет птицы к ее дому. Двигаем фигурку по траектории движения и тянем звук С, таким образом, отрабатываем: правильное произношение звука; длительность выдоха; длительное удержание правильной артикуляторной позы; координацию движений; внимание и другие ВПФ.
Когда движение подходит к гласному звуку, складываем слог (например: ССССС…СА), это так же способствует образованию навыка складывания и чтения слогов.
На втором этапе берем несколько фигурок птиц, равную количеству гласных звуков и предлагаем ребенку от перекрестка (звука С) помочь каждой птице прилететь домой. Таким образом соблюдается основной принцип обучения: от простого к сложному.
Когда все птицы пролетев траектории, находятся каждая на своем дереве, и по очереди закреплены слоги: СА; СО; СУ; СЫ; СЭ. Наступает третий этап на котором предлагается ребенку накормить всех птичек на перекрестке (С). Птичка с тянущимся звуком А летит к перекрестку (С), при подлете к согласному звуку С складываем слог АС, так все птички собираются на перекрестке, кушают и снова разлетаются по домам.
На четвертом этапе предлагается ребенку помочь птичкам слетать друг к другу в гости. Птичка с тянущимся звуком А летит к перекрестку (С), при подлете к согласному звуку С складываем слог АС, далее не задерживаясь птичка летит к другой в гости с тянущимся звуком С и при подлете к гласной О, образует слог СО, получается автоматизация сложного слога АСО.
Таким образом при соблюдении всех четырех этапов методики происходит автоматизация поставленного звука С в прямых, обратных, сложных слогах.
При употреблении данной методики нужно соблюдать несколько принципов работы :
- вначале автоматизация звуков в прямых слогах, потом в обратных и только после этого в сложных.
- Должен так же соблюдаться принцип от простого к сложному, усложнение занятий должно быть ориентированно на ребенка или реабилитируемого взрослого индивидуально и начинаться с сохранного звука.
После автоматизации твердого звука С, переходим к мягкому звуку С’, соблюдая те же этапы автоматизации используя гласные Е; Ё; Ю; Я; И. Если у ребенка есть мягкий звук, но нет твердого, тогда автоматизация звука проходит вначале с мягким звуком, а потом с твердым.
Эта же методика для деток постарше и взрослых с органическим поражением ЦНС может использоваться для подготовки руки к письму. Где предлагается обводить карандашом или ручкой все траектории. В момент обведения, тянется звук С и достигая гласного звука А, складывается в слог СА. Данную методику можно поместить в файл или заламинировать и при обведении фломастером, она становится многоразовой.
С помощью этой методики мы можем автоматизировать любой звук, и закреплять навык правильного произношения звука.
Методика универсальна и может трансформироваться в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка и взрослого, находящегося на реабилитационном обучении после перенесенных: ОНМК; ЧМТ; нейроинфекций; операбельных опухолей головного мозга и других органических поражений ЦНС. Так же достигается хороший уровень по разработки и подготовки руки к письму.
Как видно из опыта работы методика может использоваться в работе с различными категориями населения и дает хороший и стойкий результат обучения при соблюдении последовательности этапов, представленных в методике.
Великанская Виктория Владимировна,
учитель-логопед
Авторское логопедическое пособие, мультимедийный продукт «Комплекс игр и упражнений для автоматизации и дифференциации звуков»
Авторское логопедическое пособие, мультимедийный продукт «Комплекс игр и упражнений для автоматизации и дифференциации звуков»
Пояснительная записка
Актуальность
Не секрет, что автоматизация звуков – самый трудный и длительный этап. Поскольку этот процесс протекает достаточно сложно, то необходимо всеми возможными способами облегчить ребенку работу по введению нового звука в речь. Вопросы: «Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными? Как увлечь своего воспитанника? Как удивить его и вызвать положительные эмоции, а не просто проговаривать речевой материал?», – подтолкнули на создание этого пособия.
Данная авторская разработка состоит из комплекса игр и различных игровых ситуаций выполненных в компьютерной программе Microsoft Рowerpoint. Этот мультимедийный продукт объединяет в себе два мощных стимула: игра и компьютер.
Мы знаем, что те мероприятия, в основе которых лежат разнообразные игры, проходят более динамично, живо и весело. Дети легче усваивают знания, умения и навыки, которые являются целью коррекционно-развивающей и образовательно-игровой деятельности с детьми. Игровая деятельность хорошо знакома ребенку, она стимулирует появление мотивов участия в выполнении разнообразных заданий. В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои знания и умения. В ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил.
Мультимедийные технологии уже находят широкое применение в дошкольном образовании и имеют преимущество перед традиционным проведением организованной образовательной деятельности. Подобный компьютерный продукт вызывает интерес у детей за счет реалистичности и динамичности изображения, использования анимации, да и сам компьютер или интерактивная доска очень привлекательны для большинства детей.
Компьютерная игра создает положительный эмоциональный фон, что сказывается на эффективности занятий.
Описание пособия и управление презентацией.
Авторский мультимедийный продукт «Комплекс игр и упражнений для автоматизации и дифференциации звуков» – презентация Microsoft Рowerpoint, 26 слайдов.
Комплекс предназначен для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Носит стимулирующий характер.
Цель: автоматизировать или дифференцировать звуки изолированно, в слогах, словах или фразах*.
* В зависимости от уровня постановки и этапа автоматизации звука, игры проводятся с изолированным звуком или со слогами, словами, словосочетаниями, фразами содержащими этот звук.
Использование пособия позволяет решить сразу несколько задач:
– пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
– повысить эффективность работы по автоматизации и дифференциации звуков;
– повысить познавательную активность и работоспособность детей;
– формировать звуковую культуру речи;
– развивать фонематический слух;
– развивать чувство ритма;
– активизировать все компоненты речевой деятельности;
– активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
– регулировать поведение детей, приучая их подчиняться правилам игры;
– воспитывать доброжелательность, желание помочь.
Содержание презентации:
1 слайд – титульный слайд
2–3 слайд – Игра «Насос» – звук [С];
4–5 слайд – Игра «Комарик» – звук [З];
6–7 слайд – Игра «Змейка» – звук [Ш];
8–9 слайд – Игра «Божья коровка» – звук [Ж];
10–11 слайд – Игра «Паровозик» – звуки [С-Ш];
12–13 слайд – Игра «Помоги улитке» – звук [Л];
14–15 слайд – Игра «Загони машину в гараж» – звук [Р];
16–17 слайд – Игра «Помоги Колобку» – любой звук;
18–20 слайд – Игра «Клумба» – любой звук;
21–22 слайд – Игра «Бабочка» – любой звук;
23–25 слайд – Скрытые слайды: ссылки на интернет источники;
26 слайд – Спасибо за внимание.
На каждом слайде расположено несколько управляющих кнопок:
– «Знак вопроса» – нажатие кнопки открывает всплывающее окно с заданием игры. Чтобы окно исчезло, необходимо нажать на него.
– «Домик» – возвращает на титульный слайд, к списку всех игр.
– Чтобы листать слайды, а также, чтобы герои продвигались по лабиринтам необходимо щелкать по кнопке – .
На титульном слайде представлены все 10 упражнений, которые находятся в презентации. Чтобы сразу попасть на желаемое упражнение необходимо нажать на соответствующую картинку.
Обращаю ваше внимание, что игры работают только в режиме «Показ слайдов»! В рабочем режиме на слайдах видны все технические аспекты: триггеры, ссылки и пути анимации.
1. Игра «Насос», 2–3 слайд
Цель: автоматизация звука [С] изолированно, в слогах, словах и фразах*.
Инструкция: Винтику и Шпунтику надо накачать спущенное колесо у машины. Помоги им найти насос, для этого четко произноси звук [С] (изолированно, в слогах, словах или фразах).
Ход игры. В ходе игры ребенок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж помогают ему в этом.
Например, взрослый просит ребенка чётко произносить слоги «са-со-су-сы» или целую фразу «У Сони коса». После каждого правильного произношения ребенком взрослый щелкает на кнопку , и насос передвигается по лабиринту к героям. Если ребенок произносит неверно, то насос не двигается и взрослый просит его постараться, быть более внимательным и произнести еще раз. У ребенка появляется стимул быстрее и правильнее выполнить задание, чтобы помочь героям.
Игра заканчивается, и ребенок видит, как Винтик и Шпунтик поехали на машине.
Упражнение «Комарик», 4–5 слайд
Цель: автоматизация звука [З] изолированно, в слогах, словах и фразах*.
Инструкция: Помоги комарику долететь домой до болота, для этого четко произноси звук [З] (изолированно, в слогах, словах или фразах).
Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается комар при правильном выполнении заданий со звуком [З].
Игра заканчивается, и ребенок видит, как комарик прилетел на родное болото.
Упражнение «Змейка», 6–7 слайд
Цель: автоматизация звука [Ш] изолированно, в слогах, словах и фразах*.
Инструкция: Помоги змейке спрятаться в траву от палящего солнца, для этого чётко произноси звук [Ш] (изолированно, в слогах, словах или фразах).
Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается змея при правильном выполнении заданий со звуком [Ш].
Игра заканчивается, и ребенок видит, как змея спряталась в траве.
Упражнение «Божья коровка», 8–9 слайд
Цель: автоматизация звука [Ж] изолированно, в слогах, словах и фразах*.
Инструкция: Помоги божьей коровке добраться до своих деток, для этого чётко произноси звук [Ж] (изолированно, в слогах, словах или фразах).
Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается божья коровка при правильном выполнении заданий со звуком [Ж].
Игра заканчивается, и ребенок видит, как божья коровка доползла до своих деток.
Упражнение «Паровозик», 10–11 слайд
Цель: Дифференциация звуков [С] – [Ш] изолированно, в слогах, словах и фразах*.
Инструкция: Очень нелегкий путь предстоит паровозику через высокие горы и холмы. Нам необходимо облегчить его путь. Когда паровозик едет вниз, язычок опускается вниз, и мы произносим звук [С]. Язычок поднимается вверх, произносим звук [Ш], и паровозик едет вверх.
Игра заканчивается, и ребенок видит, как паровозик выехал на поляну.
Упражнение «Помоги улитке», 12–13 слайд
Цель: автоматизация звука [Л] изолированно, в слогах, словах и фразах*.
Инструкция: Помоги улитке доползти до цветка, для этого чётко произноси звук [Л] (изолированно, в слогах, словах или фразах).
Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается улитка при правильном выполнении заданий со звуком [Л].
Игра заканчивается, и ребенок видит, как улитка приползла на цветок.
Упражнение «Загони машину в гараж», 14–15 слайд
Цель: автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, словах и фразах*.
Инструкция: Чтобы загнать машину в гараж надо завести у неё мотор, для этого четко произноси звук [Р] (изолированно, в слогах, словах или фразах).
Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». По лабиринту передвигается машина при правильном выполнении заданий со звуком [Р].
Игра заканчивается, и ребенок видит, как машина заехала в гараж.
Упражнение «Помоги Колобку», 16–17 слайд
Цель: автоматизация правильного произношения звука (по выбору педагога) изолированно, в слогах, словах и фразах*.
Инструкция: Помоги Колобку убежать от лисы, для этого четко произноси звук (любой звук по выбору педагога) изолированно, в слогах, словах или фразах.
Ход игры. Аналогично, как в игре «Насос». Колобок убегает и прячется от лисы под разными ёлками, та его догоняет.
Игра заканчивается, и ребенок видит, как колобок убежал от лисы.
Упражнение «Клумба», 18–20 слайд
Цель: автоматизация правильного произношения звука изолированно, в слогах, словах и фразах* (любой звук по выбору педагога).
Инструкция: слайд 18 – Давай посадим семена, чтобы выросли красивые цветы в вазоне. Для этого чётко произноси заданный звук (слоги, слова или фразы). Посмотри, как это сделаю я. Взрослый даёт образец правильного выполнения задания и нажимает на кнопку . Ребенок видит, как на экране семена перемещаются в вазон и вместо них вырастают красивые цветы. Затем взрослый предлагает ребенку посадить свою клумбу. Щелкает кнопку
и переходит на 19 слайд.
Педагог просит ребенка выбирать любую семечку и после правильного выполнения задания щелкать по ней. После щелчка семечка превращается в цветок. Когда все семечки станут цветами, щелчком по кнопке переходим на 20 слайд.
– Вот какая красивая клумба у нас получилась.
Игра заканчивается, и ребенок видит, клумбу с красивыми цветами.
Упражнение «Бабочка», 21–22 слайд
Цель: автоматизация правильного произношения звука изолированно, в слогах, словах и фразах* (любой по выбору педагога).
Инструкция: Чётко произноси заданный звук, (слоги, слова, фразы) и бабочка перелетит на другой цветок.
Щелчком по кнопке появляется цветок, вторым щелчком летит бабочка на этот цветок. Поэтому можно давать задания ребенку не только на перелет бабочки, но и на появление цветка.
Игра заканчивается, и ребенок видит бабочку на лугу.
Данное пособие нашло живой отклик и интерес у детей, и подтолкнуло использовать его на любых занятиях построенных в виде квеста. Выполняя любой сложности и тематики задания, дети помогают герою.
Обозначенные педагогические приемы способствуют активизации интереса детей к заданию, усилению мотивации достижения результата, делают ненавязчивым контроль над ходом выполнения задания.
Практика показала, что при условии систематического использования в коррекционно-развивающем процессе мультимедийных игр-презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.
Об этом говорят следующие факты:
– Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
– Движения, звук, анимация надолго привлекают непроизвольное внимание детей и помогают развить произвольное.
– В процессе своей деятельности за компьютером дети приобретают уверенность в себе, в том, что они многое могут, приучаются к самостоятельности, развивается навык самоконтроля.
– Знания, умения и навыки, приобретенные таким образом, надолго остаются в памяти ребенка.
Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников
Рубрика: Образование и обучение
Дата публикации: 07.08.2016
Статья просмотрена: 1803 раза
Библиографическое описание:
Коновалова, Г. А. Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников / Г. А. Коновалова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1198/ (дата обращения: 18.01.2022).
В статье рассматриваются игровые приемы коррекционной работы по автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.
Ключевые слова: автоматизация звука, изолированный звук, тяжелые речевые нарушения, логопедические занятия, игровые приемы
Автоматизация звука — это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать, его прежде необходимо научиться произносить изолированно, то есть отдельно от других звуков. Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка произносящего тот или иной звук неправильно, сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, вы избавляетесь от негативного стереотипа и закрепляете новый правильный. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала быстро надоедает ребенку, утомляет его и вызывает нежелание заниматься. Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к логопедическим занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда. Очень важно, чтобы ребенку захотелось заниматься с вами, а это бывает тогда, когда занятия взрослые превращают в интересную и увлекательную игру.
Использование различных игровых приемов и упражнений позволяет решить сразу несколько задач:
– пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
– расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
– повысить познавательную активность и работоспособность детей;
– активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
– плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
– увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Предлагаемые игровые приемы предназначены в основном для автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.
Некоторые игровые приемы:
Кто дольше?
Ребенок и взрослый соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Победитель отмечается каким-либо символом (звездочкой, снежинкой, листочком, кружочком и т. д.). Данную игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.
Кто больше?
Используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики и т. д.). За каждое правильное произнесение звука или слога взрослый и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения.
Научи мишку
Взрослый берет пальчиковую куклу и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли учителя, Мишка в роли ученика.
Повтори для лисички
На столе выставляются игрушки. Для каждой из них ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов). Взрослый подыгрывает ребенку: «Как лисичке понравилось! Мишка не расслышал, повтори-ка еще раз!»
Пчелка жужжит
Игра используется для автоматизации звука [ж]. Взрослый просит ребенка помочь пчеле собрать с цветов вкусный нектар и отнести его в улей. Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [ж], ведет пальцем по дорожке. Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета; для [з] — комарика; для [ш] — змеи и т. д.
Покажи, как ползет, как едет…
«Показать», как ползет черепаха, улитка, божья коровка, едет машинка. Ребенок ставит палец на начало маршрута и, произнося слог с автоматизируемым звуком, ведет пальцем по дорожке.
Песенки
Игра используется для автоматизации звука [ш]. Взрослый предлагает ребенку повторять слоговые песенки вместе со змейкой: ша–шо–шу–ши… и т. д. Для автоматизации звука [ж] выбирается картинка-символ жука; для [ч] — паровозика; для [р] — тигра; для [л] — самолета; для [з] — комара и т. д.
Собери пирамидку
Ребёнок нанизывает колечки на стержень пирамидки. Одновременно он произносит заданный звук или слог.
Намотай шнурочек на катушку
Ребёнок наматывает шнурок на катушку. Одновременно он произносит заданный звук или слог.
Упражнение смассажными колечками-пружинками
Ребенок поочередно надевает массажные колечки-пружинки на каждый палец, правильно повторяя звук или слог.
Упражнение смассажным мячиком
Ребенок катает массажный мячик между ладонями, произнося при этом заданный звук или слог. Также массажный мячик можно подбрасывать вверх.
Кукла из пластмассовой бутылочки
Под пробкой-шапочкой нарисуйте смешную рожицу, а вместо рта проделайте отверстие диаметром 1–1,5 см. Предложите ребенку: «Давай покормим куклу макаронами!» Ребенок кормит куклу макаронами и одновременно произносит заданный звук или слог.
Бусы для любимой мамы
Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизывая макаронины на шнурок произносить заданный звук или слог.
Рыбалка
Сделайте удочку — к палочке привяжите шнурок с магнитом на конце, или купите игрушечную удочку. Приготовьте тазик, бросьте в него разноцветные бельевые прищепки, к которым прикреплены карточки с гласными буквами и ловите их магнитом.
Ребенок вылавливает карточки с гласными буквами, подставляет их к карточке с необходимой согласной буквой и прочитывает прямые и обратные слоги. Игра проводится с детьми 5–7 лет, которые знают буквы.
Данные игровые приемы позволяют разнообразить процесс автоматизации звуков, помогают поддерживать интерес к логопедическим занятиям, способствуют правильному произношению звуков, развивают внимание, память, положительные эмоции у дошкольников.
- Комарова Л. А. Альбомы по автоматизации звуков. — М., ГНОМ и Д, 2009г.
- Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М., Владос, 1994.
- Логопедия: Учебное пособие./ Под ред. Л. С. Волковой. М., Просвещение, 1989.
- Косинова Е. М. Азбука правильного произношения. — М., Эксмо, 2005г.
Ключевые слова
Похожие статьи
Система работы по дифференциации звуков при.
Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Формирование умения определять наличие звука в слове.
Бланки как средство формирования фонематического слуха.
Ключевые слова: автоматизация звука, изолированный звук, тяжелые речевые нарушения. Для каждой из них ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов).
фонематический слух, слово, ход игры, ребенок, игра, звук, заданный звук, дидактическая игра, развитие, слог.
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука. »
Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах.
— Чтобы правильно произносить звуки: «Т» и ТЬ», надо перед зеркалом выполнять следующие упражнения
Ребенок замечает, что в слове «Тик» первый звук мягкий согласный [Т’], а в слове «Так» — твердый согласный [Т].
Приемы и методы формирования самоконтроля за.
Произносится звук правильно и неправильно. Детям предлагается исправить логопеда, выбирать правильный вариант произношения звука, составить модель данного звука, многократно произнося его
Использование авторских стихотворений в работе.
Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.
Автоматизация звука проходит в строгой последовательности, осуществляется от простого к сложному, от легкого к трудному.
Коррекция произношения при сигматизме у детей дошкольного.
Система работы по дифференциации звуков при. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Упражнения для развития речи.
Автоматизация звуков изолированно ив слогах: произнести.
Автоматизация звука [с] всловах: ребенку предлагается посчитать снежинки, тем самым автоматизируется звук [с]. Утрировано произносим звук [с]. Например: «одна сссснежинка, две сссснежинки и. т.д».
Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей.
учить детей различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». учить определять количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры, выделять ударный слог.
Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего.
Правильное произношение звуков необходимо ребенку для уверенного общения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития.
Лексический материал подбирался разнообразный и включал не только изолированное произношение звука, но и слоговые упражнения, где.
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
Похожие статьи
Система работы по дифференциации звуков при.
Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Формирование умения определять наличие звука в слове.
Бланки как средство формирования фонематического слуха.
Ключевые слова: автоматизация звука, изолированный звук, тяжелые речевые нарушения. Для каждой из них ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов).
фонематический слух, слово, ход игры, ребенок, игра, звук, заданный звук, дидактическая игра, развитие, слог.
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука. »
Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах.
— Чтобы правильно произносить звуки: «Т» и ТЬ», надо перед зеркалом выполнять следующие упражнения
Ребенок замечает, что в слове «Тик» первый звук мягкий согласный [Т’], а в слове «Так» — твердый согласный [Т].
Приемы и методы формирования самоконтроля за.
Произносится звук правильно и неправильно. Детям предлагается исправить логопеда, выбирать правильный вариант произношения звука, составить модель данного звука, многократно произнося его
Использование авторских стихотворений в работе.
Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.
Автоматизация звука проходит в строгой последовательности, осуществляется от простого к сложному, от легкого к трудному.
Коррекция произношения при сигматизме у детей дошкольного.
Система работы по дифференциации звуков при. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Упражнения для развития речи.
Автоматизация звуков изолированно ив слогах: произнести.
Автоматизация звука [с] всловах: ребенку предлагается посчитать снежинки, тем самым автоматизируется звук [с]. Утрировано произносим звук [с]. Например: «одна сссснежинка, две сссснежинки и. т.д».
Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей.
учить детей различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». учить определять количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры, выделять ударный слог.
Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего.
Правильное произношение звуков необходимо ребенку для уверенного общения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития.
Лексический материал подбирался разнообразный и включал не только изолированное произношение звука, но и слоговые упражнения, где.
Использование игровых методов при автоматизации поставленных звуков у детей с проблемами в развитии
Разделы: Логопедия
Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в овладении навыками чтения и письма. Важно помнить, что нарушения звукопроизношения могут способствовать формированию комплекса неполноценности, возникновению трудностей в общении.
Работая на протяжении ряда лет с детьми, страдающими общим недоразвитием речи (ОНР), я сталкивалась с тем, что стандартные методы в работе по автоматизации звуков не приносят желаемых результатов.
Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три этапа:
- Развитие моторики речевого аппарата;
- Отработка правильного произношения звуков;
- Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.
Цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
- автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
- автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
- автоматизация звука в предложениях;
- автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
- автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
- автоматизация звука в разговорной речи.
Автоматизация звуков – самый трудный и длительный этап.
Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.
Поскольку процесс автоматизации звуков речи у детей протекает достаточно сложно, необходимо всеми возможными способами облегчить детям работу по введению нового звука в речь. Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Мы часто задаем себе вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал.
С этим в дошкольном возрасте прекрасно справится игра, поскольку в ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил. Игра – одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер. Такая лёгкость образования речевых рефлексов в игре обуславливается эмоциональностью ребёнка. Поэтому игры должны занимать большое место при автоматизации звуков, которая требует множество повторений, что утомляет детей и надоедает им. Во избежание этого игры должны быть разнообразными. В одни из них играет с ребёнком логопед, в другие – воспитатель, в третьи – родители.
При проведении дидактических игр необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, элементы занимательности, интерес к ее содержанию и ясность цели.
Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, основными звуками, которые чаще других нарушаются у детей, являются свистящие, шипящие, соноры и аффрикаты, я расписала игровой комплекс по автоматизации звуков именно для них.
Каждого из родителей необходимо нацелить на систематическую, длительную работу с ребенком. Напомнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте – всему свое время.
На консультациях и совместных занятиях родителям показываются логопедические приемы (артикуляционная, дыхательная гимнастика и др.) максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей следует обращать на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и “сломать” старый речевой стереотип бывает очень трудно. Довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются: “Не хочет заниматься дома!”.
Для автоматизации произношения звуков в свободной речи я рекомендую родителям использовать данный игровой комплекс (Приложение №1).
“Лото-бродилка”
Цель игрового комплекса: с помощью игровой мотивации облегчить и простимулировать процесс автоматизации звуков в речи детей.
Задачи, решаемые данным комплексом:
- повысить эффективность работы по автоматизации звуков за счёт повышения занимательности индивидуальных и подгрупповых занятий;
- расширение ориентирования в окружающем и формирование словаря;
- формирование правильного произнесения звука в слове и в предложении;
- формирование грамматического строя речи.
- развитие фонематического слуха;
- развитие произвольного внимания, памяти;
- активизация всех компонентов речевой деятельности;
- развитие навыка фонематического анализа и синтеза.
3) Воспитательные:
- воспитание целеустремлённости;
- воспитание доброжелательности, взаимовыручки;
- воспитание интереса, уважения и любви к русскому слову.
Ход игры
Вариант №1: “Бродилка”
В игре участвуют 1-2 игрока. Устанавливают порядок хода, между участниками Ведущий зачитывает детям задания, расположенное в верхней части карточки. “Где живет сова?” “Помоги сове добраться до дупла. Передвигайся по картинкам, на которых изображены предметы со звуком [С], в начале слова, (сапоги, собака, сумка, сом, совок, сундук)”. Игроки передвигаются по очереди проговаривая изображение на картинке, если изображение названо неправильно, ход переходит к другому участнику.
Выигрывает тот, кто первым дойдет до цели (до дупла).
В игре участвуют 1-2 игрока. Ведущий зачитывает детям задания, расположенное в верхней части карточки. “Помоги катеру добраться до причала”. Устанавливают порядок хода между участниками. Игроки по очереди передвигаются по картинкам, на которых изображены предметы со звуком [Р], в конце слова (сыр, шар, топор, помидор, мухомор, забор) проговаривая изображение на картинке и закрывая его фишкой. Таким образом, получается дорожка и ребенок наглядно видит достижение цели. Если изображение названо неправильно, ход переходит к другому участнику.
Выигрывает тот, кто первым дойдет до цели (до причала).
Желаем Вам приятного обучения в компании наших игр!
Методы и приемы автоматизации звуков
В последние годы наблюдается значительное снижение уровня развития речи дошкольников и поэтому проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число воспитанников с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект.
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком.
Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.
При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Дело осложняется еще и тем, что для некоторых звуков речевой материал весьма ограничен (например, [г], [д], [й], [щ] и др.). Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда.
Чтобы повысить интерес воспитанников к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.
На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.
Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику.
Это позволяет решить сразу несколько задач:
· пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
· расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
· повысить познавательную активность и работоспособность детей;
· активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
· плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
· увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Работа над автоматизацией звуков ведется поэтапно от простого к сложному: Сначала в слогах, словах, предложениях, в связной речи и в спонтанной речи.
Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з — комарик звенит, р-р-р — собака рычит), то слог для дошкольника — весьма абстрактное понятие.
Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя картинный материал. Использование же игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.
А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.
Чтобы научиться хорошо, правильно говорить звук нужно дружить со своим язычком, тогда он будет послушным, и будет чётко проговаривать все звуки. Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят сказки-игры о “Весёлом Язычке”. Когда звук уже хорошо, правильно звучит у ребёнка изолированно, но нужно закрепить, автоматизировать это правильное произношение в слогах, в словах, предложениях и связной, самостоятельной речи. А это не менее 10 –15 занятий. И хочется, чтобы этот трудный и важный этап исправления речи проходил легко и интересно.
При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я практикую использование:
– Упражнения “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз:
РА-РА-РА-РА-РА, РО-РО-РО-РО-РО, РУ-РУ-РУ-РУ-РУ, РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ,
РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ
А затем все 5 “песенок”-слогов “играть” вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.
· Аналогично выполняется упражнение “Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
· Игры “Проведи слог по звуковой дорожке” одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.
При автоматизации звука в словах воспитанникам очень нравятся игры: «Соня едет в отпуск», «Запустим рыбок в озеро», «Отнимем у лисы колобка», «Волшебные яйца», «Поставим в вазу букет», «Грибы для ежика», «Подарим лягушонку шары»
И вот, наконец, дети произносят звук в словах и в предложениях, и наступает последний этап автоматизации – в связной и самостоятельной речи. На этом этапе работы используются различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин.
С целью коррекции дефектов речи у воспитанников я широко использую в своей работе дидактические игры. Ведь известно, что в игре развитие ребенка идет гораздо быстрее, чем при использовании только традиционных приемов воспитания и обучения.
Авторская методика автоматизации звуков у детей и взрослых
После постановки звука наступает время ввести новый звук в речь ребенка. В онтогенезе, при нормальном развитии речи ребенка каждый новый звук проходит этот этап: «Скажи ШШШ» – «ШШШ», – шипит ребенок. «Скажи ШШШапка» – «ШШШШ… Сапка», – упс! Не получилось… Должно пройти некоторое время и множество тренировок, чтобы ребенок мог безошибочно произнести «шапка». Почему так происходит?
Ответ на этот вопрос дал академик И. П. Павлов, изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся не только у животных («собачки Павлова»), но и в коре головного мозга человека. Любое автоматизированное движение мышц (что рук и ног, что языка и губ) – сначала выполняется с участием сознания (перенести вес на одну ногу, другую согнуть в колене, выдвинуть ее вперед…), многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм».
Нарушение звукопроизношения (фонетическое нарушение) может проявляться как в пропуске звука («ука»), так и в его замене другим, часто более простым, звуком («лука»). В первом случае автоматизация звука проходит несколько легче – т.к. в коре головного мозга отсутствуют некоторые условно-рефлекторные связи, их нужно просто создать. В случае искаженного произношения или замены звука условные связи уже существуют, и их необходимо затормозить, одновременно подкрепляя новый динамический стереотип правильного произношения. Поэтому автоматизация идет дольше.
Постановка и автоматизация звуков являются основой коррекционной работы при Дислалии, Дизартрии и Ринолалии.
В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов, и нарушать эту последовательность ни в коем случае нельзя. Если еще не устоялось произношение звука в словах на медленном темпе, с возможными подсказками – ребенок однозначно не сможет произнести ни стишок, ни скороговорку. В легких случаях (физиологическая возрастная дислалия) каждый этап может занимать по 3-5 минут: «зарычал», 5 слогов произнес, по 5 слов на каждое сочетание сказал – можно сразу рассказывать стихи. НО – все эти слоги и слова всё же произнесены, взрослый убедился, что во всех возможных сочетаниях звук получается, все этапы присутствуют.
Последовательность автоматизации звуков.
1. Автоматизация изолированного звука.
2. Автоматизация звука в слогах.
3. Автоматизация звука в словах (упражнения).
6. Автоматизация звука в текстах, рассказах (упражнения).
Сначала звук необходимо закрепить изолированно, т.е. отдельно от всех других звуков (поскольку в потоке речи звуки испытывают взаимные влияния – сравните произношение звука С в словах «сыр» и «сумка»). Как при постановке, так и на начальных этапах автоматизации обязательно используются дополнительные анализаторы – зрительный, тактильный… «Для образования новых речевых связей используются наиболее эффективные в данном случае анализаторы. Нередко нормально слышащие дети неправильно произносят некоторые звуки потому, что не различают их на слух. Тогда на первых порах преимущественно пользуются зрительным анализатором , т.е. показывают ребенку артикуляцию звука и одновременно произносят звук. Таким образом, на основе зрительных раздражителей, которыми ребенок до этого в речи мало или совсем не пользовался, образуются новые, правильные зрительно-двигательные и связанные с ними слухо-речевые рефлексы» (М.Е. Хватцев «Логопедия: работа с дошкольниками»). Т.е. сидим перед зеркалом, чтобы ребенок видел лицо взрослого и свое лицо, и контролируем правильность артикуляции. Разумеется, автоматизировать звук изолированно нужно в игровой форме: « Как шипит змея? А чья змея шипит дольше – твоя или моя? ШШШШШ». Недостаточно просто произнести звук для того, чтобы малыш нам правильно его повторил – в некоторых случаях нужно подробно объяснить, как поставить органы артикуляции для того или иного звука, в других случаях лучше пользоваться аналогиями («сделай из зубов заборчик»), или же имитируем движения рукой (вверх или вниз, язык широкий или узкий). И некоторое время необходимо напоминать ребенку теми же жестами и словами (которые называются «раздражители»), как произнести этот трудный звук.
«Чем сложнее динамический стереотип (слово, звук), тем труднее он усваивается. Когда же он усвоен, то достаточно действия одного из его раздражителей, чтобы он полностью снова возник. Старый, неподкрепляемый стереотип некоторое время удерживается в коре мозга, затем постепенно уступает место новому, подкрепляемому.
Так, если звук Ш вызывался такими раздражителями, как произнесение воспитателем этого звука, показ артикуляции перед зеркалом и имитация движения языка рукой, то впоследствии достаточно только такого движения руки, чтобы ребенок произнес этот звук. Но когда один из группы новых раздражителей стереотипа некоторое время не применяется, а затем вновь пробуется, то возникает старый стереотип. Таким образом, разные динамические стереотипы (правильные и неправильные слова и звуки) как бы наслаиваются один на другой и взаимно соперничают. Следовательно, для закрепления нового слова или звука требуется систематическая тренировка их» (М.Е. Хватцев «Логопедия: работа с дошкольниками»). Вот почему логопеды настаивают на ежедневном выполнении домашних заданий – так устроен человеческий мозг.
2. Автоматизация звука в слогах.
После того, как ребенок достаточно свободно выполняет нужные артикуляционные движения, и звук получается правильно, приступаем к автоматизации в слогах. Учитывая, что слог не имеет для ребенка никакого смысла – заранее придумайте, как его увлечь этим делом – соединением двух звуков в одно целое.
Автоматизацию в слогах можно начинать как с прямых (согласный +гласный) так и с обратных (гласный + согласный) слогов. Это будет зависеть от того, какой звук вводится в речь, от способа постановки и от возможностей ребенка.
7. Автоматизация звука в самостоятельной речи.
Самостоятельная речь – заключительный этап автоматизации. Здесь тоже необходимо соблюдать некоторые правила.
Некоторое время ребенок не может одновременно думать о двух вещах сразу – что сказать и как сказать. Он прибегает домой и начинает взахлеб рассказывать о каком-либо событии. Событие, разумеется, важнее, чем какие-то там звуки. Достаточно трудно заставить ребенка включить самоконтроль за звуками в такой ситуации. И даже если вам это удастся – поверьте, вы испортите малышу всю радость от общения. Поэтому лучше сначала самостоятельной речью считать только вами созданные, немного искусственные ситуации: «расскажи, что было в садике?». И если там не было ничего особо эмоционально значимого для ребенка, он спокойно начнет отвечать на ваши наводящие вопросы, а вы сможете не спеша исправлять его произношение. Поначалу следить за звукопроизношением будет только родитель – у него вырабатывается т.н. «сторожевой рефлекс», когда взрослый приучается следить за двумя вещами сразу: поддерживать беседу и отмечать все неправильности произношения. Чтобы ребенок научился использовать новый правильный звук, нужно после каждой ошибки дать ребенку образец слова и настоять на правильном повторении слова. «Мама, купи мне масынку» – «МаШШШинку» – «Да, маШШШинку» – «Молодец!». Обычно спустя недели две ребенок начинает сам отслеживать, где прозвучало неправильно и сам исправляется. Тогда от взрослых требуется закреплять новый стереотип одобрением и похвалой. Считается, что на всю автоматизацию нового звука – от слогов до самостоятельной речи – как на замену одной привычки другой уходит в среднем 35-45 дней. Учтите, что эти сроки относятся только к Дислалии , при более серьезных нарушениях (Дизартрии, Ринолалии ) сроки автоматизации обычно увеличиваются, кроме того при более сложных нарушениях автоматизация звуков имеет свои особенности (речь с движениями, правильное дыхание…).
Вне зависимости от этапа нужно помнить несколько моментов:
– звук, слог, слово, стишок сначала показывает взрослый, и только потом произносит ребенок. В идеале ребенок не должен на этапе автоматизации звука ошибаться ни разу – чтобы старый стереотип не мешал закреплению нового. Поэтому от взрослого требуется огромное внимание, чтобы успевать раньше ребенка показать или подсказать правильный звук. «При обучении произношению необходимо следить, чтобы условный раздражитель (произнесение или показ артикуляции педагогом) предшествовал произнесению звука ребенком. В противном случае, когда мы поправляем уже неверно произнесенное, старые неправильные связи еще больше закрепляются и задерживают появление правильного звука. Длительное применение такого порочного приема может превратить положительный раздражитель в тормозной: ребенку надоедают назойливые поправки педагога, и он отказывается произносить требуемый звук. Если же ошибка допущена, приходится пользоваться и таким приемом» (М.Е. Хватцев «Логопедия: работа с дошкольниками»).
– обязательно нужно закреплять новый звук не только на занятиях у логопеда, но и дома, в процессе домашней работы, и по возможности в детском саду (если у вас в детском саду грамотные, понимающие воспитатели, попросите их следить за речью вашего малыша, подбирать стихи для праздников с учетом речевых возможностей ребенка). Если же дошкольник пользуется новым звуком только на занятии, то формируется так называемый «синдром кабинетной речи», когда во время занятия все звуки произносятся отлично, а как только малыш выходит за порог – как будто никогда ничему и не учился! То есть сложился стереотип – «в кабинете говорю хорошо, а в жизни как привык».
– следите за качеством предъявляемого материала – в словах не должно быть двух оппозиционных звуков. Например, если мы автоматизируем звук Р, который ранее ребенок произносил как Л, ни в коем случае не должно быть слов, где одновременно встречаются оба эти звука : роль, зеркало… «Конфликтующими» звуками могут оказаться практически любые пары: С – Ш, С – Сь, С – Ц, С – Т, С – Щ, С – Ч, С – З. Поэтому для каждого ребенка нужно делать отдельную подборку. Если же попалось такое слово или фраза – не настаивайте на правильном произношении обоих звуков. Оппозиционные звуки необходимо будет дифференцировать, и для этого существуют специальные приемы.
– первое время нужно новый звук произносить несколько утрированно (чуть дольше, сильнее, чем другие звуки). Это необходимо для того, чтобы слуховой анализатор зафиксировал новое звучание как образец, и в дальнейшем, когда новый звук «подровняется» под другие, сверял его звучание с образцом. Не пугайтесь, что новый звук такой «громкий» – это временно, в потоке речи органы артикуляции вынуждены будут равномерно распределять усилия на все звуки.
– «И.П. Павлов установил, что в состоянии голода, утомления, сильных переживаний резко ослабевает торможение и усиливается возбуждение. В таком состоянии у детей, если новые речевые стереотипы еще не автоматизированы, снова появляются старые (картавость, шепелявость, заикание). В подобных случаях необходимо поддерживать новые речевые рефлексы подсказом, напоминанием и т.п. логопедические занятия при таком состоянии ребенка проводить нельзя».
– в логопедических занятиях, и в автоматизации звуков очень важна мотивация ребенка, т.е. насколько важно это для него, нужно ли это ему самому и зачем. Конечно, иногда встречаются замечательные дети, которые сами просят родителей сходить к логопеду. Но это уникальные случаи. Чаще инициатива исходит от родителей – это МЫ понимаем, зачем нужно правильно говорить, а малышу это пока неведомо, его жизнь и так хороша. Без должной мотивации логопедические занятия могут растянуться на неопределенный срок. Мотивация – это не «позанимаешься хорошо, я тебе конфету дам», а «ты ведь хочешь хорошо учиться в школе читать стихи на празднике быть взрослым…» и много других вариантов, которые подходят именно вашему ребенку. Поэтому очень важно отношение окружающих, не только мамы и папы, к занятиям ребенка. «Чтобы предупредить угасание звука, следует чаще подсказывать правильное произношение его, подкреплять его живым примером окружающих. В этих случаях нередко помогают другие раздражители, так или иначе связанные с этим звуком, например, напоминание о необходимости говорить правильно, установка окружающих на ясную речь ребенка, их требовательность в отношении произношения, наконец, установка самого ребенка на определенного собеседника».
Игры для автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями
Нейропсихологические игры для автоматизации звуков для детей с речевыми нарушениями
Автор: Колесникова Снежана Анатольевна, учитель-логопед, МКДОУ “Никольский детский сад” Воронежской области Новоусманского района
Описание работы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, а также заинтересованным родителям.
Цель: Автоматизация звуков с помощью игр с элементами нейростимуляции
Задачи:
1. Автоматизировать звуки [Л], [Ш], [Р] изолированно, в словах и словосочетаниях.
2. Развивать зрительное внимание.
3. Обеспечить достаточный уровень активности и наличие интеграции в работе левого и правого полушарий головного мозга.
4. Закрепить навык согласования прилагательных и существительных.
Все чаще в настоящее время в детский сад приходят дети с ограниченными возможностями с разной нозологией. Работа с такими детьми требует создания специальных условий для их обучения и полноценного развития. Учитывая структуру дефекта и образовательные потребности конкретного ребенка, коррекционные педагоги выбирают различные методы, необходимые в создании, индивидуального коррекционно-развивающем процесса.
Одним из таких методов является «нейростимуляция». Так как у детей с нарушениями речи наблюдается низкий уровень развития основных свойств внимания, такие как направленность, объём, распределение, концентрация, устойчивость и переключаемость. Также у них снижена вербальная память и продуктивное запоминание. Все эти трудности в развитии психических процессов часто проявляются из-за недостаточной интеграции в работе правого и левого полушарий головного мозга.
Представленные игры направлены на развитие межполушарного взаимодействия.
1. Игры на автоматизацию изолированного звука
Ребенок сначала водит пальцем «удобной» руки – ведущей (правой или левой), одновременно протяжно произносит автоматизируемый звук. Затем в работу включается вторая рука. На следующем этапе работают обе руки и произносится автоматизируемый звук.
Самолет летит и гудит [ЛЛЛЛЛЛЛ]. Пароход плывет и гудит [ЛЛЛЛЛЛЛ].
Змея ползет и шипит [ШШШШШШ].
Грузовик едет и мотор тарахтит [РРРРРРР]. Тигр идет и рычит [РРРРРРР].
2. Игры для автоматизации звуков в словах.
Вариант 1. Взрослый называет слово. Ребенок ищет нужную картинку одновременно на левой и правой стороне карточки. Далее ставит на нужные картинки пальцы и повторяет названное слово.
Вариант 2. Ребенок сам ищет картинки с одинаковым названием и одновременно указывает на них указательными пальцами обеих рук,одновременно называя слово ужу без помощи взрослого.
Вариант 3. Можно сравнить предметы с одинаковым названием на обеих сторонах карточки, называя сходство и различие этих предметов.
Речевой материал для автоматизации звука [Ш]:
Карточка № 1: шапка, мышка, подушка, бабушка, машина, кошка, лягушка, катушка, шляпа.
Карточка №2: дедушка, мешок, лепешка, ковшик, шампунь, шишка, вишня, штаны, кувшин.
Речевой материал для автоматизации звука [Л]: слон, клоун, шоколад, палатка, белка, булавка, елка, клубок, юла.
Речевой материал для автоматизации звука [Р]: матрос, пирамида, корзина, карандаши, ведро, торт, робот, груша.
3. Игры для автоматизации звуков в словах.
Ребенок должен отгадать по видимым частям героя и назвать его, одновременно указав указательными пальцами обеих рук на картинку на левой и правой стороне карточки. Можно проговорить: “Мила стоит за желтым и голубым овалами” и т.д.
Речевой материал для автоматизации звука [Л]: Мила, Золушка, водолаз, Лосяш, Колобок, Лунтик.
Можно проговорить: Крош стоит за красным и оранжевым кругом.
Речевой материал для автоматизации звука [Р]: Крош, Карамелька, Карыч, Дружок, Чебурашка, Бараш.
4. Игры для автоматизации звуков в словах.
Вариант 1. Сначала ребенок одновременно называет название картинки и выполняет движение пальцами ведущей руки. Затем тоже самое выполняется другой рукой.
Вариант 2. Перед ребенком одновременно лежат две карточки. Ребенок поочереди называет картинку и показывает пальцами движения сначала с одной карточки, затем с другой.
Речевой материал для автоматизации звука [Р]: рыба, топор, мороженое, круг, кран, помидор, корзина, ракета, ведро, куртка, груша, терка, ракушка, сыр, робот, крот.
Речевой материал для автоматизации звука [Л]: лопата, Колобок, молоток, колпак, хлопушка, платье, кулак, лопух, ладонь, кукла, стул, лук, халат, метла, водолаз, алмаз.
4. Игры для автоматизации звуков в словосочетаниях.
Правила те же, что и при выполнении предыдущих заданий. Добавляется прилагательное, указывающее на цвет, называемого предмета.
Речевой материал для автоматизации звука [Р]: красные краб, черный барабан, красная роза, серое сердце, черная рука, оранжевая кукуруза, розовый фартук, разноцветная пирамида, розовый пароход, серый сыр, розовый повар, оранжевая морковь, разноцветная радуга, оранжевая расческа, черный телевизор, красный мухомор.
Речевой материал для автоматизации звука [Л]: желтая блузка, голубой лак, белый колокольчик, салатовый клоун, желтая колбаса, салатовое мыло, белый клад, голубое молоко, салатовая елка, голубая юла, желтая белка, белый шоколад, салатовый стул, желтый плот, голубое облако, белое седло.
Надеюсь, что мой материал окажется полезным и сможет разнообразить занятия по автоматизации звуков, а также будет способствовать развитию межполушарного взаимодействия.
СПАСИБО, ЧТО ДОЧИТАЛИ ДО КОНЦА.