Авторская логопедическая игра ‘Наряди Букваренка’

Новогодние игры по автоматизации и дифференциации звуков

Новогодние игры по автоматизации и дифференциации звуков будут актуальны в предновогоднее время.

Тема Деда Мороза и Снегурочки, новогодней елки и подарков всегда интересовала малышей. Данные веселые и красочные игры помогут взрослым весело и с пользой провести время, а также закрепят в речи поставленные звуки.

  1. Автоматизация звуков «С», «Ш», «З», «Ж», «Р», «Л»
  2. Дифференциация звуков «С» — «Ш»; «З» — «Ж»; «Р» — «Л»

Варианты игр:

1.«Украшение новогодней елочки».

Для данной игры вам понадобится распечатать макет елочки, звезды с буквами, новогодние игрушки с картинками и ножницы для вырезания. Лучше всего вырезанные игрушки и елку заламинировать. Так игра прослужит вам намного дольше.

Новогодние игрушки с картинками распределены по цветам:

  1. Желтые игрушки на автоматизацию звука «Л»
  2. Зеленые игрушки на автоматизацию звука «Р»
  3. Белые игрушки на автоматизацию звука «Ж»
  4. Красные игрушки на автоматизацию звука «С»
  5. Синие игрушки на автоматизацию звука «Ш»
  6. Оранжевые игрушки на автоматизацию звука «З»

Как играть?

Предложите ребенку украсить новогоднюю елочку, например, шарами красного цвета. Или выбираете любые другие новогодние шары, в зависимости от того, какой звук необходимо автоматизировать.

В коробку (или любую другую емкость) можно положить игрушки двух-трех цветов или все полностью. Это зависит от возраста малыша и развития его внимания.

На верхушку накладываете звезду с буквой С (или другой) и начинаете игру.

Главное правило: автоматизируемый звук нужно произносить правильно. Только в этом случает малыш может повесить игрушку на елку.

2. «Укрась елочки разными игрушками»

Данная игра предназначена для дифференциации звуков: «С» — «Ш»; «З» — «Ж»; «Р» — «Л»

Суть данной игры примерно, как и предыдущей. Отличие в том, что новогодние игрушки дифференцируемых групп одинакового цвета.

  1. Звуки «С» — «Ш» — игрушки красного цвета
  2. На звуки «Ж» — «З» — зеленого цвета
  3. Звуки «Л» — «Р» — желтого цвета

Ребенку предлагается выбрать из игрушек одного цвета картинки со звуками «С» — «Ш» («З» — «Ж», «Р» — «Л»). На елку со звездой С повесить игрушки со звуком «С», на другую елочку — со звуком «Ш» и т.д.

3. «Разложи подарки Деда Мороза».

Данная игра также предназначена для автоматизации и дифференциации звуков.

Она разработана, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей. Для тех, кому еще сложно ориентироваться в звуках можно брать мешочки одного цвета. Малыш быстро поймет, что красные мешки с подарками начинаются на звук «С», зеленые — на звук «Ж» и т.д.

Для «юных знатоков» подарки с мешочками разноцветные. Здесь уже не получится ориентироваться по цветам, необходимо прислушиваться к первым звукам в словах.

Игру можно начать так: «Дед Мороз принес ребятам подарки, но они все перемешались. Помоги разложить подарки по коробкам».

В красную коробку нужно положить мешки с подарками на звук «С», в синюю — на звук «Ш» и т.д.

Данную новогоднюю игру можно использовать для автоматизации одного звука. Главное давать четкие инструкции, например: «Выбери мешки с подарками только зеленого цвета. Что нарисовано на мешочке? На какой звук начинается данное слово?»

Если малыш уже произносит звуки «С», «Ш», «З», «Ж», «Р», «Л» тогда можно играть со всеми картинками одновременно. Это поможет ребенку в веселой и увлекательной форме научиться различать трудные звуки на слух и правильно произносить их.

Новогодние игры по автоматизации и дифференциации звуков будут актуальны в предновогоднее время, а также на любых занятиях по коррекции речи.

Вам также будет интересно:

  1. Дидактические игры
  2. Автоматизация свистящих звуков
  3. Автоматизация шипящих звуков
  4. Звук Л и его автоматизация
  5. Автоматизация звука Р
  6. Дифференциация звуков

Всем хорошего настроения и положительных результатов!

«Авторские логопедические игры как средство коррекции произношения у старших дошкольников»

Информационные сведения о методической разработке.

Автор: Лаврова Жанна Владимировна, учитель – логопед МОУ д/с N 393 Красноармейского района, г. Волгограда.

Актуальность

Как показывают результаты логопедических обследований за последние четыре года, нарушения произношения у детей увеличиваются как количественно ( в 2006 году нарушение произношения у детей подготовительной группы составляли 30%, в 2009 – 60%), так и качественно.

Наряду с усложнением произносительной патологии наблюдается низкий уровень сформированности у детей 6-7 лет фонематических процессов, лексико-грамматических категорий и связной речи.

Недостаточно ясная речь детей с произносительными проблемами, а тем более с наслоением фонематической и лексико-грамматической недостаточности ограничивает речевое общение, может отрицательно влиять на полноценность всестороннего развития ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, чувства неполноценности). Если вовремя не уделить должного внимания устранению нарушений речи, то они превратятся в стойкий дефект и могут сказаться в дальнейшем на обучении в школе, на выборе профессии.
Этим обусловлена актуальность коррекционно-пропедевтической деятельности на логопункте. Основная цель при этом – сочетание работы по формированию произносительной стороны речи и работы по совершенствованию фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка.
Однако достижение этой цели связано с определенными трудностями, являющимися следствием усложнения произносительного дефекта, наслоения фонематических и лексико-грамматических несовершенств, неоднородности проявлений речевой недостаточности, а также низкого уровня активности детей при монотонности процесса автоматизации. Кроме того, усложняет задачу ограниченность во времени, отведенном на занятия на логопункте, и недостаточность участия и контроля со стороны воспитывающих взрослых.
В связи с этим на первый план выступают задачи: поиск наиболее эффективных путей коррекции нарушений произношения; поиск возможностей сочетания решения в коррекционном процессе произносительных и других речевых задач.
В значительной мере повышения эффективности коррекционной и пропедевтической работы можно добиться посредством активизации дошкольников на логопедических занятиях. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность детей, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
Необходимость проведения коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Именно благодаря тому, что педагог общается в этот момент с ребенком «на равных», преодолевается часто встречающаяся скованность и застенчивость детей на первом этапе работы. Создание на каждом из этапов логопедического воздействия целенаправленных игровых ситуаций, формирует у детей навыки правильной, самостоятельной речи, побуждает к познавательной активности.
Реализации поставленных задач максимально способствует применение дидактической игры как формы обучения и коррекции. Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, логопед может управлять игрой, процессами познавательной и коррекционной деятельности, поведением детей.
Применение игровой технологии в логопедической практике необходимо основывать на учете: ведущего вида деятельности дошкольников, этиологии, механизме и структуре нарушения звукопроизношения, состоянии фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка, связной речи, поэтапного использования наглядных средств обучения.
Поиск дидактических игр и упражнений, отвечающим целям и задачам коррекционно–пропедевтической работы привел к разработке собственных игр и игровых приемов.

Читайте также:
Конспект занятия: Автоматизация звука (Л) на материале лексической темы 'Птицы'

Научная обоснованность

Выбор темы разработки во многом определялся целями и задачами коррекционной работы и опирался на изучение трудов Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Леонтьева А.Н. по проблеме игрового обучения. Серьезно разрабатывали теорию игры К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, В.С. Мухина и многие другие. Как показывают исследования Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Леонтьева А.Н. и труды многих других ученых практическая ценность игрового обучения “обеспечена” многовековым опытом самостоятельной игры человека и человечества, начиная с умственного развития в яслях и кончая процессом обучения в школе. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
В логопедической литературе таких авторов как В.И.Селиверстова, Фомичевой М.Ф., Рождественской В.И., Максаковой А.И., Тумановой Г.А. предложены игровые упражнения, которые можно использовать для коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи. Игры по автоматизации звуков предлагают такие авторы: Глухов В.П., Лопухина И.П., Пожиленко Е.А., Зуева Л.Н., Костылева Н.Ю., Солошенко О.П. и другие. Игры по развитию мелкой моторики предлагает Цвынтарный В.В., Крупенчук О.И., Лопухина И.А, Рузина М.С., Узорова О.В., Нефедова Е.А.и др.
Изучение методологических основ коррекционной работы, теории игры, а также новинок, публикаций и достижений педагогической науки последних лет в вопросах коррекции речевых нарушений, речевого развития дошкольников, подготовки к школе послужило основой для разработки собственных авторских игр.

  • Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: «Академия», 2006.
  • Бондаренко А. Н.. Словесные игры в детском саду. 2-е издание. – М.: Просвещение . 1977.
  • Выготский Л.С. “Воображение и творчество в детском возрасте” – М.Просвещение, 1991г.
  • Глухов В.П. использование игровых приемов в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников / Дефектология N 4, 1993г.
  • Зуева Л. Н. и др. Думай – говори. Занимательные упражнения по развитию речи дошкольников. Кн. Для воспитателей дет. Сада, педагогов и родителей. – М.; Просвещение, 1996.
  • Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. АПН РСФСР, 1958.
  • Максаков А.И., Туманова Г.А. Учите, играя. М.,1983.
  • Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников / Дефектология N 3, 1995г.
  • Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи. М.,1968.
  • Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М.,1981.
  • Серова К.Ю. Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у старших дошкольников с ФФНР посредством игровой мотивации./ Логопед N6, 2009г.
  • Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976.
  • Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.,1980.
  • Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М.; Аквариум , СПб., Дельта, 1996.
  • Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1988
  • Эльконин Д.Б. Символика и ее функции в игре детей / Дошкольное воспитание N3, 1966г.
Читайте также:
Школьный логопед: Методическая разработка урока в первом классе. Тема звуки Б-Бь

Цели и задачи

Целью описываемой в методической разработке деятельности является – повышение эффективности коррекционной работы посредством активизации дошкольников в процессе преодоления нарушений звукопроизношения на основе учета:
– ведущего вида деятельности дошкольников,
– этиологии, механизма и структуры нарушения звукопроизношения,
– поэтапного использования наглядных средств обучения.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты задачи:

  • Поиск наиболее эффективных путей коррекции звукопроизношения.
  • Профилактика и преодоление стертых речевых нарушений у дошкольников.
  • Поиск возможностей сочетания решения в коррекционном процессе речевых и пропедевтических задач.

Технология

Авторские игры этапа автоматизации звуков

Логопедическое пособие «Речевичок»

Терёхина Елена Александровна,

МАДОУ детский сад № 133 города Тюмени

Логопедическое пособие «Речевичок»

Цель данного пособия: При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам;

– развитие и совершенствование грамматического строя речи;

– автоматизация звуков в речи;

– развитие зрительного гнозиса;

– учить устанавливать логические связи между предметами;

– развитие фонематического слуха, анализа, синтеза;

– развитие навыков связной речи;

– развитие пространственных представлений, математических понятий, восприятие цвета, формы, размера;

– развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);

– развитие мелкой моторики.

Основная работа учителя – логопеда заключается в формировании у детей всех сторон речи. Часто логопеды остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. И тогда логопеду приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет в последствии к желаемому результату.

Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка.

Пособие «Речевичок», соответствует системно-деятельному подходу, доступное и безопасное. Альбом на липучках помогает работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции, готовит детей к школе.

В работе используется наглядность в виде ярких и интересных ламинированных картинок – основ с силуэтами и контурами рисунками, и картинок на липучках, наклеек и игрушек, позволяющих благотворно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживать интерес к занятиям, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом.

Данное пособие предназначено для разных возрастных категорий (от 3 лет и до 7 лет). Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребёнком, так и в работе с двумя детьми одновременно, поскольку имеет две и три рабочих поверхностей. Возможно и командное выполнение упражнений.

«Речевичок» может быть использован воспитателями на занятиях по развитию речи и обучению грамоте. Этот факт очень важен, потому что учитель – логопед имеет возможность рекомендовать закрепление определённых речевых умений и помочь в подборе наглядного материала (взаимодействие с воспитателями и специалистами детского сада).

Актуальность этого пособия заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данного игрового пособия облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Картинки из одной игры можно отлеплять и использовать их в других играх.

Читайте также:
Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, в условиях логопункта

Благодаря использования игр с липучками, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной среде для детей дошкольного возраста. Пособие можно по необходимости пополнять другими играми и деталями. Детали, которые на определенном занятии оказались не нужны, удобно убирать в карманы, находящиеся в папке. Работа с данным пособием позволяет систематизировать весь наглядный материал, имеющийся у учителя – логопеда и продуктивно использовать его на занятиях.

Ниже приводятся примеры использования пособия «Речевичок».

Игра «Приклей сам цветы и бабочки»

Цель: обучение и закрепление цвета, развитие мышления, развитие концентрации зрительного внимания.

Ребенку нужно найти по цвету картинку и приклеить к домику или цветку.

Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Один – много», «Какая картинка лишняя?», «Кто-что?», «Составь предложение».

Игра «Какие фрукты и ягоды ты знаешь?»


«Какие овощи ты знаешь?»

Цель: обогащение словаря по темам «Овощи, Фрукты и ягоды», соотнесение картинки с тенью. Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Один – много», «Назови ласково». «Какой-какая?», «Какая картинка лишняя?», «Разложи по корзинкам».

Игра «Каких диких и домашних животных ты знаешь?»

Цель: обогащение словаря по лексическим темам «Дикие и домашние животные», «Животные тёплых стран». Закрепление навыков нахождения предметов по заданному силуэту, развитие зрительного восприятия. Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Назови ласково», «Посчитай животных», «Накорми животных», «Большой – маленький», «Четвёртый лишний», «Составь предложение».

Игра «Сосчитай сам!»

Цель: обучение и закрепление счёта до 10. Закрепить порядковый счет в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счете. Развитие логического мышления.

Игра «Налево – направо»

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

Разложить картинки. Составление предложения. Например: Танк едет направо. Самолёт летит налево. Ребёнок считает предметы (один самолёт – два самолёта). Можно поиграть «Кто лишний?»

Игра «Домики»

Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация звука в словах, дифференциация звуков.

На дым выкладываются буквы. Ребёнок подбирает картинки с заданным (автоматизируемым) звуком из ряда картинок, в названии которых есть смешиваемые в произношении звуки (например: [С] и [З], Л-Р, С-Ш, ) называет картинки или подбирают игрушки. В задании можно оговорить определённое положение звука в слове. Можно подбирать мягкие и твёрдые согласные, звонкие и глухие.

Игра «Он, она, оно»

Цель: совершенствование грамматического строя речи. Определять существительные мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа.

Игра «Подбери орешки»

Цель : закрепить знания о геометрических фигурах, цвете. Развитие зрительного восприятия, наблюдательности. Логического мышления.

«Алфавит»

Цель: обучение алфавиту, определение положения звука в слове; закрепление понятий «звук», «гласный звук», «согласный твёрдый звук», «согласный мягкий звук».

В задании можно оговорить определённое положение звука в слове (начало, середина, конец).

Игра «Где звук С?», «Где звук Р?»

Цель: развитие фонематического слуха, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза определение места звука в слове;

Игра: «Волшебное дерево»

Цель: обогащение словарного запаса детей по теме «Времена года».

Ребёнок выкладывает на изображение дерева разных цветов листья, сов, жёлуди, яблоки и т.д. Автоматизация звуков в словах, в словосочетаниях, в предложениях. Закрепление согласования числительных с существительными. Например: одна сова, две совы, ..5 сов. Одно жёлтое яблоко, два жёлтых яблок и т.д.

Игра «Помоги фее», «Какой? Какая? Какое?»

Цель: Развивать навык согласования прилагательного и существительного. Развивать фонематическое восприятие, обогащение словаря. Обучение звуко-буквенному анализу и синтезу.

Игра «Найди картинку со звуком Л и Р»

Цель: Дифференциация звуков в словах, в словосочетаниях, обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи.

Игра «Ромашка»

Цель: Расширение и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи. Соотнесение числа с предметами, закрепление навыков употребления числительных с существительными. Так же можно играть в игры на автоматизацию звуков (1 мяч-2 мяча-5 мячей), игра «Один-много» (мяч-мячи).

Игра: «Помоги белкам собрать грибы»

Цель: соотнесение цифры и числа, развитие мышления и восприятия. Развитие связной речи.

Игра: «Насекомые»

Цель: обогащение словаря по лексической теме «Насекомые», формирование грамматического строя речи (формирование фразы, словоизменения). Согласование числительного с существительными в разных падежах. Закрепление предлогов.

Игра «Дни недели -поровозик»

Цель: закрепление знаний о днях недели и их порядку. Закрепляем цвета.

Игра: «Помоги ослику»

Цель: автоматизация звука Г в словах, обогащение словаря. Развитие мелкой моторики.

Игра: «Самолёт»

Цель: автоматизация звука С в словах, обогащение словаря. Развитие связной речи.

Авторским является само пособие (и некоторые задания к пособию), позволяющее учителю – логопеду систематизировать весь наглядный материал и продуктивно использовать его на занятиях с детьми.

Читайте также:
Звуки С – СЬ. Буква С - конспект фронтального занятия

Вывод: При помощи данных пособий повысилась эффективность логопедического воздействия. Дети с интересом занимаются на занятиях.

Работа не прекращается, и я продолжаю совершенствовать свой «Речевичок»

Уважаемые коллеги! Желаю Вам удачи и творческих успехов в работе!

l«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0004982

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Комплект авторских логопедических игр «Ромашковые истории»

Комплект авторских логопедических игр «Ромашковые истории» предназначен для использования в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста и составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

Пособие позволяет комплексно решать задачи всех образовательных областей: социально-коммуникативного развития; познавательного развития; речевого развития; художественно-эстетического развития; физического развития. Позволяет интенсифицировать педагогическую деятельность, направленную на своевременное и максимально эффективное преодоление имеющихся у детей нарушений речи.

Цель: Коррекция речевых нарушений старших дошкольников через игровой материал, направленный на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, воспитание у детей чувства любви и уважения к родителям, к родному краю.

Задачи приоритетной образовательной области «Речевое развитие»

  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие звуковой культуры речи, через автоматизацию звуков (С, З, Ш, Ж, Р, Л), их дифференциацию, совершенствование фонематического слуха;
  • понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
  • знакомство детей с обычаями, традициями празднования праздника «День семьи, любви и верности»
  • развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «День семьи, любви и верности»;
  • формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
  • совершенствовать мелкую моторику

Форма организации деятельности детей – логопедические подгрупповые коррекционно – развивающие игры.

В комплект входят 6 логопедических игр:

  • «Ромашки для Наташки»,
  • «Собери семью»,
  • «Логопедическая ромашка»,
  • «Кто? Где?»,
  • «Чистоговорки»,
  • Иллюстрации к тексту «Петр и Феврония».

«Ромашки для Наташки»

Цель: автоматизация звука [Ш] в словах с разной позицией, совершенствование фонематического слуха, обогащение активного словаря, развитие мелкой моторики.

Оборудование: одно игровое поле формата А4, 24 карточки с ромашками.

Словарный материал:

  • звук [Ш] в начале слова: шляпа, шампунь, шоколад, шуба, шкаф, шмель, шлем, шайба, шкатулка, шут, шорты, шапка;
  • звук [Ш] в конце слова: душ, карандаш, камыш, ландыш, малыш, мышь;
  • звук [Ш] в середине слова: кошка, лягушка, петрушка, шишка, лошадь, машина.
Ход игры

Первый вариант: Логопед предлагает детям помочь мальчику Мише собрать букет ромашек для Наташи. Дети поочередно берут ромашки и называют нарисованные на них картинки, четко проговаривая звук [Ш].

Второй вариант: Логопед предлагает детям помочь мальчику Мише собрать только те ромашки для Наташи, в названии которых звук [Ш] будет в начале слова (середине, конце). Дети поочередно берут ромашки и называют нарисованные на них картинки, четко проговаривая звук [Ш], определяют место звука [Ш] в слове.

«Собери семью»

Цель: автоматизация звуков [Р , Л] в словах, дифференциация звуков [Р – Л], совершенствование фонематического слуха, обогащение активного словаря, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, развитие мелкой моторики.

Оборудование: одно игровое поле формата А4, 18 карточек с мальчиками и девочками.

Словарный материал:

  • звук [Р]: радуга, ромашка, рыба, роза, ракета, рука, ракушка, роса, рысь;
  • звук [Л]: ласточка, лужа, лодка, ложка, лошадь, лук, ландыш, луна, лапти.
Ход игры

Логопед предлагает детям помочь родителям найти своих детишек. Дошкольники поочередно берут карточки с мальчиками и девочками, называют картинки на их костюмах, четко проговаривая звуки [Р – Л]. Раскладывают карточки, соотнося звук в слове с буквой, нарисованной на тереме.

Читайте также:
Конспект подгруппового занятия для закрепления правильного произношения звука (Р)

«Логопедическая ромашка»

Цель: развитие звуковой культуры речи, через автоматизацию звуков (С, З, Ш, Ж, Р, Л), их дифференциацию, совершенствование фонематического слуха; обогащение активного словаря, формирование познавательных действий, развитие мелкой моторики.

Оборудование: 42 лепестка, на каждом из которых картинки предметов, в названии которых есть звук [C ,З, Ш, Ж, Л, Р] . Шесть кругов жёлтого цвета с изображением букв: C ,З, Ш, Ж, Л, Р

Ход игры

Логопед:

Погляди-ка из оконца,
Там – ромашка, капля солнца.
Лепесточки собирай – звук, старайся, называй!

Логопед раздаёт лепестки играющим детям.

Дети называют картинку на своём лепестке, определяют, есть ли заданный звук в слове и вставляют в соответствующую сердцевину. После того как ромашки будут собраны, логопед хвалит детей и просит хором повторить все слова: «Молодцы, но всё же нужно повторить картинки дружно».

Дети называют картинки на каждой ромашке, четко проговаривая звуки.

Словарный материал:

  • звук [Р]: радуга, рыба, роза, ракета, ракушка, роса;
  • звук [Л] : ласточка, лужа, лодка, , ландыш, луна ,ладошки.
  • звук [Ш]: шляпа, шоколад, шезлонг, шорты, шкатулка, шлепки.
  • звук [Ж]: жук, жираф, желуди, жасмин, жаба, жилет.
  • звук [С]: сом, сок, сандалии, салат, самолет, садовник.
  • звук [З]: заяц, зонт, закат, замок, загар, зуб.

«Кто? Где?»

Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической речи; формирование умения правильно употреблять предлоги, обогащение активного словаря, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, развитие мелкой моторики.

Оборудование: одно игровое поле формата А4

Словарный материал: дедушка, бабушка, папа, мама, дочка.

Ход игры

Логопед просит детей назвать тех, кто нарисован на картинке.

Первый вариант: Логопед задает детям вопросы, а дошкольники должны ответить развернутым ответом.

Кто сидит на кровати?

Кто стоит за стулом?

Кто стоит за столом?

Кто сидит на стуле?

Кто стоит между стулом и кроватью?

Кто стоит перед печкой?

Второй вариант: Логопед просит детей назвать, где находится дедушка, бабушка, мама, папа, дочка, кошка.

«Чистоговорки»

Цель: обучение детей четкому произношению поставленных звуков [Ш, С, З, Р, Л] во фразовой речи, в быстром темпе.

Оборудование: 16 карточек с чистоговорками и иллюстрациями к ним.

Чистоговорка – это веселый короткий стишок, цель которого заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов у детей.

Варианты использования чистоговорок:

  • проговаривание чистоговорок по очереди или хором, коллективно;
  • проговаривание чистоговорок с различной эмоциональной окраской голоса;
  • проговаривание чистоговорок от имени сказочных героев (Карабаса Барабаса, Буратино и т. д.);
  • проговаривание чистоговорок с использованием мяча (одновременное отбивание от пола);
  • проговаривание чистоговорок с использованием массажного мячика.

Иллюстрации к тексту «Петр и Феврония»

Цель: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; формирование умения понимать на слух тексты различных жанров детской литературы; знакомство детей с обычаями, традициями празднования праздника «День семьи, любви и верности»; развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «День семьи, любви и верности»; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Оборудование: 5 иллюстраций формата А4 к тексту «Петр и Феврония».

Ход игры

Логопед предлагает детям послушать рассказ и постараться его запомнить.

В славном городе Муроме жил да был князь Павел. И был у него брат, звали его – Петр. Случилась у Павла беда. Стал прилетать к его жене змей. Пожаловалась она мужу своему, а Павел попросил её выведать у змея тайну его смерти. И рассказал змей, что суждена ему смерть «от Петрова плеча да от его меча». И решился Петр помочь брату – уничтожить змея проклятого. Взмахнул мечом, и поразил супостата. Но забрызгал змей Петра своей ядовитой кровью, и покрылось тело Петра язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Смирился Петр, приготовился умирать. Но Господь надоумил его: дескать, есть в рязанских землях молодая девушка, которая может его исцелить.

Нашли слуги князя девушку, которую звали Феврония. И сказала она, что может исцелить князя, и ничего не просит в награду, но после выздоровления своего князь должен взять ее в жены, иначе лечение не подействует. Согласился князь. И после исцеления своего взял в жены Февронию.

Жили они долго и счастливо в любви и согласии. И умерли в один день и час. Похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующих обретал здесь щедрое исцеление.

Читайте также:
Вопросы квалификационного испытания (экзамена) по должности Учитель-логопед

После прочтения задаёт вопросы:

  • В каком городе княжил Павел?
  • Как звали его брата?
  • Кто прилетал к жене Павла?
  • При помощи чего Петр расправился со змеем?
  • Что случилось с Петром?
  • Как исцелился Петр?
  • Как звали девушку, исцелившую Петра?

После этого дает задание разложить иллюстрации к тексту по порядку. А затем просит пересказать по ним текст.

«Зимушка-волшебница» (открытое логопедическое занятие с использованием речевых игр и упражнений)

автор: Черепенникова Марина Владимировна

учитель-логопед Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребёнка — детский сад № 105 Лесозаводского городского округа»

«Зимушка-волшебница» (открытое логопедическое занятие с использованием речевых игр и упражнений)

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 105 Лесозаводского городского округа»

«Зимушка-волшебница»

Открытое логопедическое занятие с использованием речевых игр и упражнений

Подготовила и провела: учитель-логопед

высшей квалификационной категории –

Черепенникова Марина Владимировна

г. Лесозаводск, 2019 г.

— активизировать и обобщать словарь по лексической теме «Зима»;

— закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний.

— формировать представление о сезонных изменениях в природе зимой;

— активизировать мыслительные операции на основе подбора логической концовки предложений.

— развивать свободное общение детей с логопедом;

— развивать диалогическую и монологическую формы речи;

— развивать зрительное и слуховое внимание.

— развивать общую и мелкую моторику и координацию движений и речи;

— формировать физиологическое и речевое дыхание.

Подготовительная работа: изучение лексической темы «Зима», чтение художественных текстов, стихотворений, отгадывание загадок, рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Зима».

Ход занятия:

Организационный момент:

Логопед: Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение.

Ночью ветер волком выл

И по крыше палкой бил.

Утром глянули в окно,

Там волшебное кино:

Раскатала белый холст,

Набросала светлых звёзд

И папахи на дома

Нахлобучила …. (Зима!)

Логопед: Правильно, зима. Сегодня мы с вами будем играть и выполнять речевые упражнения по теме «Зима».

Логопед: Для того чтобы правильно и четко отвечать на вопросы, мы сначала подготовим наш язычок. Выполним упражнения артикуляционной гимнастики, они у нас тоже «зимние».

Артикуляционная гимнастика:

«Форточка» — ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот открыт, язык высунуть изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

«Сосулька» — высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счёт до 8-10).

«Санки-ледянки» — сделать язык в форме «чашечки».

«Саночки» — рот открыт, губы в улыбке. Движения языком вперёд-назад, боковые края скользят по коренным зубам.

«Горка» — открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

«Снеговики» — радуются зиме – надуть щёки и весёлое выражение глаз.

Логопед: Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердится зима-старуха, морозит птиц, зверей, людей, сковала реки льдами и мороз колдует:

Речевая зарядка «Мороз колдует»

Дети четко повторяют текст за логопедом:

Гнитесь ниже, сосны, ели!

Все, что есть в моем лесу,

Я засыплю, занесу!

Логопед: А мы ребята смелые, мороза не боимся.

Упражнение «Мороз»

А мороз зимой – ой, ой! — обхватывают плечи руками, ёжатся;

Но нам не хочется домой – вертят головой;

Ручки трите, трите, трите – трут руку об руку;

Ручками похлопайте – хлопают;

И на ручки подышите – дышат на руки, сделав длительный выдох.

Логопед: Согрелись, можно играть дальше!

Игра «Доскажи словечко» (дети договаривают фразу)

Ма-ма-ма – в гости к нам пришла … (зима)

Ели-ели-ели – метут зимой … (метели)

Розу-розу-розу – не рады мы … (морозу)

Ужу-ужу-ужу – сидите дома в … (стужу)

Мой-мой-мой – ходим в шубе мы … (зимой)

Ме-ме-ме – рада детвора … (зиме).

Логопед: Отгадайте загадку:

С каждым днём всё холоднее,

Солнце греет всё слабее

Всюду снег, как бахрома,

Значит к нам пришла … (зима)

К слову «зима» подберём родственные слова.

Дети: Зимушка, зимний, зимовье, озимые, зимняя….

Логопед: Ещё одна загадка:

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

Подберём к слову «мороз» родственные слова.

Дети: Морозец, морозит, заморозить, морозный, Морозко…

Логопед: Мы с вами очень рады зиме и не боимся старой и злой вьюги. (дети встают возле стульчиков)

Упражнение на развитие дыхания «Вьюга» (логопед и дети)

Старая, седая, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет Бабою-Ягой.

Воет вьюга: [з-з-з-з-л-а-а!] – произносят с усилением звука

Читайте также:
Конспект логопедического занятия для старшей группы по теме Насекомые с использованием ИКТ

Застонал зимний лес от вьюги [м-м-м-м] – произносят звук [м] тихо, высоким голосом

Тяжело стонут дубы [м-м-м-м-м] — произносят громко звук [м], низким голосом

Стонут белоствольные берёзы [м-м-м-м] — произносят звук [м] тихо, высоким голосом

Стихает вьюга [с-с-с-с-с]

Логопед: Вьюга стихла, можно поиграть. Отгадайте загадку.

Вот какие чудеса –

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Выпал … (снег)

Игра «Снег» (движения в соответствии с текстом)

Выпал беленький снежок

Соберёмся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег

Засыпает он нас всех.

Не боимся мы пороши.

Ловим снег, хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам.

Снега хватит нам и вам.

Логопед: Снега много, давайте слепим снеговика.

Игра «Снеговик»

Раз – рука, два – рука – выставляют правую, затем левую руки вперёд

Лепим мы снеговика – в воздухе «рисуют снеговика»

Три-четыре, три-четыре, нарисуем рот пошире – хлопки, «рисуют рот»

Пять – найдем морковь для носа – хлопок, «изображают нос»

Угольки найдем для глаз – «изображают глаза»

Шесть – наденем шляпу косо — хлопок, «надевают шляпу»

Семь-восемь, семь-восемь, мы плясать его попросим – хлопки, пружинка

(дети садятся)

Логопед: Ох, пока лепили снеговика – замёрзли, давайте согреем наши руки и лицо.

Самомассаж «Наступили холода»

Ехать в поезде тепло хлопки

Поглядим-ка мы в окно в ладоши

А на улице зима, трут ладони друг

Наступили холода о друга

Да-да-да – наступили холода – приставляют ладони ко лбу, энергично его растирают

Да-да-да – превратилась в лед вода – кулачки массируют нос

Ду-ду-ду – поскользнусь я на льду – растирают указательным и средним пальцами уши

Ду-ду-ду – я на лыжах иду – растирают щёки круговыми движениями рук

Ды-ды-ды – на снегу следы – мягко проводят по шее вверх-вниз

Ди-ди-ди – Ну, заяц, погоди! – хлопают в ладоши, грозят.

Логопед: Скоро праздник «Новый год!» И одним из главных гостей – это ёлка.

(на доске ёлка с магнитными буквами)

Игра «Что изменилось на ёлке?»

Дети закрывают глаза, логопед убирает одну букву, или меняет местами. Дети открывают глаза и говорят, что изменилось.

Логопед: Закончим мы с вами наше занятие игрой «Закончи предложение»

Вам нужно добавить в конце предложения слово «зима» в правильной форме.

Наступила холодная … (зима)

Давно не было такой холодной … (зимы)

Мы рады снежной … (зиме)

Художник нарисовал на картине красивую … (зиму)

Мы катаемся на коньках … (зимой)

Много сегодня было игр и упражнений о … (зиме)

Логопед: Подарите мне на ладошку любое слово, относящееся к зиме — «Слово на ладошке» (дети уходят в группу)

Использование специальной зрительной символики по методике Т. А. Ткаченко при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте

Анотация: Статья адресована учителям-логопедам дошкольных учреждений. В ней представлен многолетний опыт работы по автоматизация звуков на начальных этапах обучения с помощью звуковых символов по методике М.Ф.Фомичёвой. Коллегам предлагается взять на вооружение один из способов работы с детьми у которых нарушено звукопроизношение. Данная методика подойдёт для автоматизации любого поставленного звука.

Вот звук поставлен. И очень часто дальнейшая работа по автоматизации сводится лишь к повторению слогов и слов за логопедом,что приводит к скучному занятию.Поэтому предложенный вариант автоматизации звука с рисованием и одновременным проговариванием слова заинтересует ребёнка и разнообразит процесс обучения.

Лучше, если эта работа будет проводиться в рабочей тетради дошкольника, так как отработанный материал с логопедом, в дальнейшем, родители смогут повторить и закрепить домашних условиях.

Рассмотрим данную методику на примере звука Л.

Итак, звук поставлен. Как же его ввести в речь?

I этап. Автоматизация звука в прямых и обратных слогах

Ребёнка знакомят со звуковыми символами М.Ф.Фомичёвой.

Самолёт гудит Л-Л-Л Аня плачет А-А-А Оля охает О-О-О Поезд гудит У-У-У Медведь рычит Ы-Ы-Ы

Далее предлагают поселить картинки-символы в окошки.

Двигая картинки по линиям-дорожкам,ребёнок одновременно произносит слоги прямые.

«Самолёт летит к Ане Л-Л-Л- ЛА» «Самолёт летит к Оле Л-Л-Л- ЛО» «Самолёт летит к поезду Л-Л-Л- ЛУ» «Самолёт летит к медвежонку Л-Л-Л- ЛЫ» Затем отрабатывают обратные слоги: «Аня едет к самолёту А-А-А-АЛ» «Оля едет к самолёту О-О-О-ОЛ» «Поезд едет к самолёту У-У-У-УЛ» «Медведь едет к самолёту Ы-Ы-Ы-ЫЛ»

Шпаргалка с символами фонетической транскрипции

вернуться на страницу «Фонетика в таблицах» «Таблицы«, «Фонетический разбор»

Шпаргалка с символами фонетической транскрипции

j [jиевó] его, [cjэ]ст съест, а[д’jу]та́нт адъютант, [вjý]га вьюга, бу[л’jó]н бульон ш’ [ш’ːóк’ь] щеки, [jиеш’ːó] ещё, [ча́ш’ːʌ] чаща, [пр’иеш’ːу́р] прищур, [ш’ːу́кʌ] щука ^ [бʌл’э́з’н’] болезнь, [мΛjá] моя, [гръмʌт’и́чьск’ьj] грамматический ъ [пърʌхо́т] пароход, [го́рът] город, [въдʌво́с] водовоз, [за́дъл] задал иэ [jиэвó] его, [jиэш’ːó] ещё, [иэд’óт] идёт, [н’иэктó] никто, [н’иэсла́] несла ь [м’ьрʌво́j] мировой, [за́м’ьр] замер, [jэсл’ь] если, [в’э́к’ь] веки ыэ [трʌнскр’и́пцыэjъ] транскрипция, [жыэл’э́т’] жалеть, [лъшыэд’э́j] лошадей -звук j используется для обозначения йотированных гласных е, ё, ю, я [вj

Читайте также:
О необходимости развития эмоционально-волевой сферы у детей раннего возраста

ý]га вьюга и обозначения й [ма́
j
кʌ] майка -звук [ш′] щ (обозначается на письме буквой
щ); удвоенный (долгий) звук обозначается чертой сверху или двоеточием [ш′:ика́] щека, [ча́ш′:а] чаща-звук j используется для обозначения йотированных гласных е, ё, ю, я [вjý]га вьюга и обозначения й [ма́jкʌ] -во втором, третьем предударных слогах, в заударных слогах гласные [а], [о], [э] звучат после твёрдых согласных: крыша [кры́шъ], целиком [цъл’ико́м] рыба [ры́бъ] -в предударном слоге после мягких согласных на месте гласных [а], [о], [э] звучит звук, близкий к [и]. В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как [и], хотя этот звук звучит скорее как [и] с призвуком [е] – [иэ]. -во втором, третьем предударных слогах, в заударных слогах гласные [а], [о], [э] звучат после мягких согласных: рядовой [р’ьдаво́j], поле [по́л’ь], часовщик [ч’ьсΛфщ’и́к] -после твёрдых [ж], [ш], [ц] перед мягким согласным на месте [а] обычно звучит звук, средний между [ы] и [э] (обозначается [ыэ])

ЗНАКИ ТРАНСКРИБИРОВАНИЯ

[ ] Границы транскрипции (выделение звука, слова или его части)

[‘] Знак мягкости согласного

[—] или [:] Знак долготы звука

иэ Звук, средний между и и е

Ъ, ь Редуцированные гласные (о, а, е) во всех безударных слогах, кроме первого предударного

^ Редуцированный гласный (о, а) в первом предударном слоге и абсолютном начале слова: [^на], [в^да]

Знак [ъ] («ер») передает очень краткий звук, по своему качеству средний между [ы] и [а]. Гласный [ъ] — один из самых частотных звуков в русской речи. Он произносится, например, во 2-м предударном и в заударных слогах после твердых: п[ъ]рохóд пароход, в[ъ]довóз водовоз, зáд[ъ]л задал, гóр[ъ]д город.

В аналогичных позициях после мягких согласных фиксируется звук, напоминающий [и], но более краткий. Этот гласный передается знаком [ь] («ерь»): [м’ь]ровóй мировой, [м’ь]ловóй меловой, зá[м’ь]р замер, зá[л’ь]жи залежи.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109 Усвоил тему — поделись с друзьями. Тест на тему Транскрипция #обсуждения_русский_язык_без_проблем

вернуться на страницу «Фонетика в таблицах» «Таблицы«, «Фонетический разбор«

II этап: Автоматизация звука в словах

Рассмотрим данный этап работы на примере звука Л. Логопед рисует картинку и задаёт вопросы ребёнку. Возможен вариант, когда ребёнок сам рисует или раскрашивает картинку.

Примерные вопросы: «Что я рисую?», «Что закрашиваю?», «Что получилось?», «Какое слово напишу под картинкой?» и т.д.

Таким образом, ребёнок проговаривает одно слово несколько раз, происходит автоматизация звука в слове.

На странице в тетради ребёнка располагается 6 картинок вот таким способом:

Если логопед или родитель не имеют художественных навыков, (а они здесь не главные), то можно заменить рисунки готовыми картинками.

Таким способом набираются слова-картинки до тех пор,пока специалист не убедиться,что звук введён в речь на уровне слова. Как правило, подбираются сначала слова со звуком в начале слова (лампа, лупа, лодка, лыжи…,затем в середине слова c прямыми слогами (голуби, малыш, пила…) и в середине слова cо стечением согласных ( платок, клубок, флаг…), лишь потом c отрабатываемым звуком в конце слова ( стол, дятел, футбол…).

Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте, Ткаченко Т.А., 2000

Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте, Ткаченко Т.А., 2000. В пособии известного московского логопеда-практика, автора 10 книг, представлены теоретические положения и практические рекомендации, а также система занятий с детьми 4-летнего возраста по обучению их навыкам звукового анализа и синтеза, без которых невозможно овладение грамотой. Использование оригинальной авторской символики позволяет наиболее эффективно готовить детей с проблемами в речевом развитии и без таковых к усвоению чтения и письма. В пособии собраны занимательные игры и упражнения, а также конспекты занятий, которые рекомендуется проводить с дошкольниками в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи. Адресовано воспитателям массовых и коррекционных групп, дефектологам и логопедам, студентам педагогических вузов и колледжей, а также гувернерам и родителям детей дошкольного возраста. Вступление. Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь. В 4 года многие дети правильно произносят все звуки родного языка без вмешательства специалиста-логопеда, и казалось бы нет препятствий к усвоению ими грамоты. Вместе с тем в процессе обучения чтению и письму таких дошкольников взрослые могут сталкиваться с определенными трудностями. Преодолеть их, превратить обучение звуковому анализу в интересную и в то же время результативную игру, ответить на многие теоретические и практические вопросы педагогов и родителей поможет использование данного пособия. Если у 4-летнего ребенка обнаруживаются дефекты произношения или более сложные речевые нарушения (дизартрия, ринолалия, алалия, общее недоразвитие речи), то процесс обучения грамоте такого дошкольника серьезно осложняется. Содержание. Вступление. Сведения, которые полезно знать педагогам и родителям, готовящимся обучать дошкольника грамоте. Роль символов в подготовке дошкольников к обучению грамоте. Планирование и проведение занятий по подготовке к обучению грамоте в массовых группах детских образовательных учреждений., Проведение занятий по формированию фонетической стороны речи в логопедических группах. Конспекты занятий. Список литературы. Приложение. Наглядный материал (изображения специальных символов).

Читайте также:
Конспект логопедического занятия 'Состав слова. Окончание'

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать: — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Как открыть файл

— pdf — Яндекс.Диск. — djvu — Яндекс.Диск.

Дата публикации: 02.07.2019 09:07 UTC

Ткаченко :: 2000 :: ребенок :: подготовка :: грамота

Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:

  • Обучение грамоте в детском саду, Старжинская Н.С., 2000
  • Подготовка к обучению грамоте детей 5-6 лет, сценарии образовательной деятельности, Журова Л.Е., 2013
  • Слоговая структура слова, Коррекция нарушений, Логопедическая тетрадь, Ткаченко T.A.
  • Воспитание звуком, музыкальные занятия, Рокитянская Т.А., 2005

Следующие учебники и книги:

  • Готовим детей к школе, пособие для родителей, Болсун Н.В., Ревтович Н.М., 2007
  • Воспитательные моменты, как любить ребенка, оставьте меня детям, Корчак Я., Стоцкой Л., 2017
  • Занятия с детьми 2-3 лет, социальное развитие, окружающий мир, Винникова Г.И.
  • Подготовка детей-инвалидов к семейной и взрослой жизни, пособие для родителей и специалистов, Ярская-Смирнова Е.Р., 2007
  • Главная книга о воспитании, как здорово быть с детьми, Суркова Л., 2018
  • Дети с небес, уроки воспитания, как развивать в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе, Грэй Д., 2013
  • Реализация системного подхода в воспитании молодежи, монография, Ананьин Г.Е., Байбородова Л.В., 2012
  • Постановка звуков.

Логопедическое пособие для детей

Выработка звуковой культуры – сложное дело. Дети быстро привыкают говорить неправильно и их тяжело переучить. Для учебного процесса выпускается множество книг.

Логопедическое пособие для детей под редакцией Богомоловой содержит весь нужный материал для автоматизации всех звуков речи. Кратко описаны способы постановки и важные моменты работы. Подобная информация пригодится не только логопедам, но и родителям.

Ребенка нужно с детства учить правильно разговаривать. Иначе у него возникнут сложности с письмом, чтением и счетом. Дефектное произношение может стать причиной для комплексов.

Звуковая культура является залогом уверенности во взрослой жизни. Поэтому ей нужно уделять большое внимание.

Как научить ребенка говорить звук [Ж]

В случае дислалии родители могут попробовать самостоятельно исправить нарушение у ребенка. Для этого им достаточно следовать рекомендациям логопеда.

Открытое занятие по развитию речи в первой младшей группе

Занятия проводят каждый день по 10–15 минут. Отсутствие шипящих звуков [Ш], [Ж], [Щ], [Ч] до четырех лет считается нормой, так как у дошкольника не до конца развиты мышцы артикуляционного аппарата.

Обратите внимание! Для того, чтобы понять, как научить ребенка говорить букву Ж, нужно представлять особенности произношения.

Для этого звука губы слегка округляются, выдвигаются вперед, язык принимает форму «чашечки» и находится за зубами. Голосовые связки активно работают и получается звук [Ж].

Ставить звук [Ж] лучше от правильного [Ш], так как вся разница между этими двумя звуками – в работе голоса.

Примерная артикуляционная гимнастика для детей на звук [Ш]:

  1. Язычок кладется на нижнюю губу и слегка прикусывается губами.
  2. Широко открывая рот, поднять кончик языка на альвеолы верхних зубов. Для облегчения выполнения можно использовать небольшую конфетку.
  3. Широкой частью языка прижаться к нёбу и удерживать 5 секунд.
  4. Кончиком языка облизать верхнюю губу.

Малыш должен выполнять каждое упражнение перед зеркалом, чтобы контролировать себя. Родитель контролирует неподвижность челюсти. На выработку правильных движений может уйти год, поэтому взрослый человек заинтересован в частых занятиях – это сократит время на подготовку.

Читайте также:
Сайт специалиста - Зачем логопеду свой сайт

Техники постановки звука [Ш]

Простой способ вызывания изолированного звука – механический. Шпателем поднимают язык к альвеолам верхних зубов. В это время ребенок произносит «СА-СА-СА». После того, как язык был поднят, послышится «ША-ША-ША».

Важно! Манипуляции не должны вызывать неприятных ощущений.

Постепенно механическую помощь убирают и отрабатывают правильное звучание.

Процесс обучения можно совместить с играми

Учить ребенок правильно выговаривать звук придется долго. В качестве материала используют только прямые слоги: ША, ШО, ШИ, ШЕ, ШУ. Как только он научится произносить их правильно, переходят к обратным слогам, после к словам.

Автоматизация звуков по методике Фомичёвой

Статья адресована учителям-логопедам дошкольных учреждений. Данная методика подойдёт для автоматизации любого поставленного звука.

Бесплатные занятия с логопедом

Статья адресована учителям-логопедам дошкольных учреждений. В ней представлен многолетний опыт работы по автоматизация звуков на начальных этапах обучения с помощью звуковых символов по методике М.Ф.Фомичёвой. Коллегам предлагается взять на вооружение один из способов работы с детьми у которых нарушено звукопроизношение. Данная методика подойдёт для автоматизации любого поставленного звука.

Вот звук поставлен. И очень часто дальнейшая работа по автоматизации сводится лишь к повторению слогов и слов за логопедом,что приводит к скучному занятию.Поэтому предложенный вариант автоматизации звука с рисованием и одновременным проговариванием слова заинтересует ребёнка и разнообразит процесс обучения.

Лучше, если эта работа будет проводиться в рабочей тетради дошкольника, так как отработанный материал с логопедом, в дальнейшем, родители смогут повторить и закрепить домашних условиях.

Рассмотрим данную методику на примере звука Л.

Итак, звук поставлен. Как же его ввести в речь?

I этап. Автоматизация звука в прямых и обратных слогах

Ребёнка знакомят со звуковыми символами М.Ф.Фомичёвой.

Самолёт гудит Л-Л-Л
Аня плачет А-А-А
Оля охает О-О-О
Поезд гудит У-У-У
Медведь рычит Ы-Ы-Ы

Далее предлагают поселить картинки-символы в окошки.

Двигая картинки по линиям-дорожкам,ребёнок одновременно произносит слоги прямые.

«Самолёт летит к Ане Л-Л-Л- ЛА»
«Самолёт летит к Оле Л-Л-Л- ЛО»
«Самолёт летит к поезду Л-Л-Л- ЛУ»
«Самолёт летит к медвежонку Л-Л-Л- ЛЫ»
Затем отрабатывают обратные слоги:
«Аня едет к самолёту А-А-А-АЛ»
«Оля едет к самолёту О-О-О-ОЛ»
«Поезд едет к самолёту У-У-У-УЛ»
«Медведь едет к самолёту Ы-Ы-Ы-ЫЛ»

II этап: Автоматизация звука в словах

Рассмотрим данный этап работы на примере звука Л. Логопед рисует картинку и задаёт вопросы ребёнку. Возможен вариант, когда ребёнок сам рисует или раскрашивает картинку.

Примерные вопросы: «Что я рисую?», «Что закрашиваю?», «Что получилось?», «Какое слово напишу под картинкой?» и т.д.

Таким образом, ребёнок проговаривает одно слово несколько раз, происходит автоматизация звука в слове.

На странице в тетради ребёнка располагается 6 картинок вот таким способом:

Если логопед или родитель не имеют художественных навыков, (а они здесь не главные), то можно заменить рисунки готовыми картинками.

Таким способом набираются слова-картинки до тех пор,пока специалист не убедиться,что звук введён в речь на уровне слова. Как правило, подбираются сначала слова со звуком в начале слова (лампа, лупа, лодка, лыжи…,затем в середине слова c прямыми слогами (голуби, малыш, пила…) и в середине слова cо стечением согласных ( платок, клубок, флаг…), лишь потом c отрабатываемым звуком в конце слова ( стол, дятел, футбол…).

III этап: Автоматизация звука в предложении

Необходимо вернуться к первой картинке. Логопед предлагает ребёнку вместе составить предложение к данной картинке. Например: «Придумай имя мальчика или девочки,кто сел на лавку?» Если ребёнок затрудняется,то взрослый предлагает варианты имён: Лада или Лена?

Так параллельно развивается фонематический слух. Логопед предлагает ребёнку подиктовать фразу,а сам записывает её под уже нарисованной ранее картинкой. Здесь помимо автоматизации звука, отрабатываются грамматические категории.

Например: «Лада села на лавку».

Выглядит это вот так:

  • У Аллы алый лак.
  • Лада села на лавку.
  • Михаил нашёл ландыши.
  • Володя долго копал лопатой.
  • Павел ходил по луже.
  • Волк выл на луну.

Дальнейшие этапы автоматизации звуков могут проходить в классическом варианте. Это автоматизация звука в чистоговорках, стихах, текстах и самостоятельной речи.

Надеюсь, что данный опыт работы будет полезен коллегам. Желаю успехов!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: