Автоматизация звуков у детей с ТНР в пересказах с использованием картинных алгоритмов

Автоматизация звуков у детей с ТНР в пересказах с использованием картинных алгоритмов

Автор: Казарина Анастасия Александровна

Организация: МАДОУ дс «Алёнка»

Населенный пункт: Тюменская область, г. Советский

Цель мастер-класса: Ознакомление педагогов с видом мнемотехники пиктограмма, как методом наглядного моделирования, обеспечивающего эффективное запоминание текстов.

Задачи:

Обучающие:

Дать понятие о формировании связной речи старших дошкольников путем перекодирования информации абстрактных символов в образы, развитие способностей к моделированию.

Отработать умение применять пиктограмму с детьми с ТНР.

Развивающие:

Повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы.

Воспитательные:

Активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

Практическая значимость:

Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям, родителям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

Получение педагогами представления о методике заучивания текстов и составления рассказов используя вид мнемотехники пиктограмму.

Внедрения в образовательный процесс воспитателями методику работы с пиктограммами при составлении текста с использованием интерактивной доски.

Оборудование:

Демонстрационный материал: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация.

Раздаточный материал: листы А4 с разделением на клетки (5 клеток), карандаши цветные, простые.

Ход мастер-класса

Язык мозга- это образы.

(Цитата из книги “Мнемотехника.

Запоминание на основе визуального

мышления” авторов В. А. Козаренко,

СЛАЙД №1

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса “Формирование навыка пересказа у детей с ТНР посредством включения пиктограмм”.

Выучить стихотворение, пересказать сказку, рассказ для речевого ребёнка – это большой труд и изначально сложный процесс. Но, если мы попросим ребенка вспомнить все что вчера с ним происходило, то он вспомнит: что ел, где был, что слышал, что видел, что ощущал. Это огромный объем информации. Когда мы говорим чье-то имя, мы тоже не можем запомнить, но если , например, человек нам представился Владимир Владимирович, то мозг сам бессознательно ищет с чем это увязать и мы, конечно, запомним этого человека, потому- что связываем с определенным человеком – это ассоциации. В чем же причина?

Всем хорошо известно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство – исключительная фотографичность.

СЛАЙД №2

К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребенку наглядность, и он заговорит».

Принимая во внимание все вышесказанное я начала работать по теме самообразования “Развитие связной монологической речи через обучение детей пересказу с использованием приемов мнемотехники”.

СЛАЙД №3

Работа с мнемотаблицами строится от простого к сложному. В младшей и средней группе использую цветные мнемотаблицы, зарисованные педагогом, но в старшей и подготовительной группах идет усложненение, дети уже самостоятельно зарисовывают мнемотаблицы используя прием мнемотехники- символизацию.

СЛАЙД №4

Более подробно остановлюсь на одном из видов мнемотехники, а именно запоминание информации с помощью пиктограмм.

Начиная со старшей группы , я стала применять метод “Пиктограммы”. Пиктограммы с греческого переводится письмо значками.

СЛАЙД №5

Где мы можем встретить пиктограммы? Олимпийские пиктограммы символизируют различные виды спорта; всем хорошо знакомы символы мира («Белый голубь»), медлительности («Черепаха»), власти («Корона») и многие другие.

СЛАЙД №6

Для того чтобы зарисовать пиктограмму у детей необходимо развивать: графические навыки, моторику, ассоциации, словарь антонимов, глагольный словарь, словарь прилагательных, мышление, воображение, память, логику.

Поэтому подготовительную работу к освоению детьми данного метода необходимо начинать уже со средней группы. В средней группе мной использовались дидактические игры и упражнения на развитие этих знаний и умений. Предлагаю вам поиграть в игры, в которые я играю с детьми в средней группе.

Игра «Ассоциации цвета» Цель данной игры: развитие мышления, речи, воображения. Учить самостоятельно рассуждать, сравнивать, анализировать. Ваша задача- собрать вокруг центральной карточки с изображением цветного карандаша четыре карточки с изображением предметов того же цвета.

СЛАЙД №7

Игра “Кто как передвигается?”. Цель игры: соотнести символ обозначающий способ передвижения и предметную картинку.

(педагог показывает картинку, а дети должны показать соответствующий символ)

Данную игру можно выполнять как индивидуально, так и со всей группой. В старшем возрасте можно не использовать готовую пиктограмму, дети уже могут зарисовать сами.

Так же использую игры на развитие памяти, например (демонстрация игры) «В каком домике спрятался..». Найти в окошечках домика животного, которого я показала (не играем). С другими играми, вы сможете познакомиться на моей мини-выставке.

СЛАЙД№8

В начале года в старшей группе продолжаю использовать дидактические игры, например, “Рисуем короткие слова” (Соотношение предлога и схематичного изображения предлога).Дети уже самостоятельно могут делать зарисовки.

Читайте также:
Логопедический проект: Формирование связной монологической речи

СЛАЙД№9

Игра “Блис”. Цель игры: демонстрация готовых пиктограмм для дальнейшего использования детьми. (читаю рассказ, участники поднимают пиктограмму согласно тексту) (Блис – система символов, в которой слова и понятия преобразованы в знаки вместо буквенного выражения. Некоторые из них имеют сходство с реальным объектом. Их называют пиктографическими или изобразительными. Автор австрийский химика, философ Чарльз Блисс (1897-1985).)

Например (сделать зарисовку) МАМА ПОШЛА В БИБЛИОТЕКУ.

Через два месяца даю подготовительные упражнения.

СЛАЙД №10

На экране вы видите слова. Даю минуту, попробуйте зарисовать эти слова. Это должны быть элементарные рисунки. Детали не прорисовываются. (дом, кошка, озеро, ель и т.д.).Пожалуйста покажите, друг другу, то что вы нарисовали. Обратите внимание, что у всех разные изображения. Это говорит о том, что каждый использует свои возможности памяти, воображения, мышления, художественные способности. Этот вид пиктограмм называется простыми.

В середине учебного года в старшей группе, предлагаю детям чтобы в рисунке присутствовала первая буква этого слова. Например -ожидание. Как нарисовать? Рисуем первую букву О, ну пусть это будут часы, под часами человек ждет. Слово- скорость. Начинаем с буквы С, предлагайте свои варианты (предлагают варианты), зачеркивание хаотичное. Этот вид пиктограмм называется опорно-буквенный.

Постепенно перехожу к обучению самостоятельности детей в использовании зарисованных пиктограмм.

СЛАЙД №11

Предлагаю вам принять участие в фрагменте занятия обучения детей по использованию пиктограмм в составлении рассказа и пересказе. Итак, представим себя детьми 6 лет. Лексическая тема недели “Посуда”.

Ход занятия.

Доброе утро дети. К нам сегодня в гости зашел мой друг Ученый кот. Он сильно простудился и потерял голос, но очень хочет нам что то сказать. Посмотрите с собой он принес пиктограммы (показать).

СЛАЙД №12

Воспитатель обращаясь к Коту: разложи пожалуйста пиктограммы, а мы попробуем их прочитать. Вы ребята тоже раскладывайте у себя в клеточках (на столах готовые рисунки-пиктограммы и таблица для раскладывания из пяти клеток).

Кот раскладывает пиктограмму:

Пиктограмма состоит из пяти клеток.

1- нарисована кухня;

3- оставляем чистой;

5- тарелка с супом.

Воспитатель: ребята я поняла о чем нам хотел рассказать Ученый кот.

Варим суп: Это кухня. На плите стоит большая кастрюля, в ней мы варим суп. Разольем суп поварёшкой в тарелки. Мы сварили вкусный суп.

Воспитатель задает детям вопросы:

– Что происходит в кастрюле? (в кастрюле варится суп)

– Чем разливаем суп в тарелки? (разливаем суп в кастрюлю поварешкой)

– Во что мы разливаем суп? (разливаем суп в тарелки)

(Затем один ребенок пересказывает рассказ, опираясь на пиктограмму. Дав возможность высказаться, воспитатель обращает внимание на пустую клетку. )

Воспитатель: видно не все рассказал Ученый кот. Может в этой клеточке нужно изобразить из чего варят суп?

Дети называют варианты из чего можно сварить суп, – А давайте ребята, каждый из вас, нарисует на листочке овощ, который он бы хотел положить в суп.

(Дети рисуют. По желанию выбрать одного кто нарисует на доске и перескажет. Спросить что нарисовали участники ,воспитатель подводит к тому, что суп овощной)

Воспитатель: Вот так даже не умея разговаривать при помощи пиктограмм можно рассказать все, но и конечно составить себе небольшую подсказку для пересказа какого либо текста .

В подготовительной группе, когда навыки рисования уже достаточно сформированы, дети начинают самостоятельно рисовать пиктограммы используя свой багаж знаний и умений. На данном этапе, можно предложить самостоятельное зарисовывание стихов. Вначале стихи должны быть простые, не большие четверостишия, лёгкие в произношении, которые постепенно будут усложняться. Они должны отражать словарь изучаемой лексической темы. Но зарисовывая стихотворения мы не будем использовать клетки, как это было ранее. Но будем придерживаться некоторых правил.

СЛАЙД№13

1. Рисовать каждое слово.

2. Слово, которое невозможно нарисовать, можно написать сокращенно.

3. Без подробных иллюстраций. Чем проще значок, тем лучше.

4. При необходимости в значках, можно прятать первую букву слова.

5. Для лучшего зрительного восприятия зарисованного стихотворения, нужно отделить каждую строчку, новым цветом карандаша или мелка.

СЛАЙД№14

Предлагаю зарисовать стихотворение используя пиктограммы. (Выслушивать варианты)

С.Я.Маршака “Январь” из цикла “Круглый год”

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег – на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

Читайте также:
Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики

В небо дым идет столбом.

А сейчас попробуем пересказать (хоровой пересказ, а потом спросить желающего)

Рекомендую в течение дня на доске, на доступном детям месте оставлять нарисованное в пиктограммах разучиваемое детьми стихотворение, чтобы дети имели возможность подходить к доске и самостоятельно читать стихотворение по пиктограммам. При использовании пиктограмм дети играют. Они не зубрят стихотворение. Им проще, легче, удобнее. Данный метод поможет детям в школе. В Москве проводили исследования как лучше развивать детям память. В городе Долгопрудный. Когда они давали метод пиктограмм детям, то им разрешили использовать пиктограммы для пересказа в школе. Но фокус был в чем? У детей была шпаргалка. Зарисовывая стихотворение дома, уже запоминали его. Через деятельность запоминание происходит намного лучше. В данном случае это деятельность перекодирование информации в значки и обратно.

СЛАЙД№15

Использование пиктограмм для пересказа очень помогает в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, т.к. психические процессы (мышление, воображение) развиваются только на основе различных видов восприятий и ощущений. А значит, чем больше каналов восприятия информации педагог может задействовать, тем лучше и быстрее будет действенный результат.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда.

А сейчас предлагаю вам закрепить полученные знания.

СЛАЙД№16

Попробуйте расшифровать пиктограмму (выслушать варианты ответов).

Для того, чтобы вы в дальнейшем использовали приемы мнемотехники, хочу предложить вам подборку “Живых мнемотаблиц” для работы с детьми, они станут незаменимым помощником для заучивания стихотворений (демонстрация).
А так же, я вам приготовила памятки.

Литература

1) А.М.Бородич «Методика развития речи детей» 1981

2) М.Зиганов, В.Козаренко «Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления» 2001

3) Издательство А/О «Совер» «Расскажи стихи руками». 1995

4) А.Г.Савушкина «Развитие мелкой моторики» старшая и подготовительная группа, 1975

5) О.И.Крупенчук «Уроки логопеда». 1999

6) О.В.Узорова «Пальчиковая гимнастика».» 1991

7) С.В. Шабалина, учитель-логопед МБДОУ №139. Применение метода наглядного моделирования в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Вестник Педагога

Автор: Воротынцева Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №21 “Сказка”
Населённый пункт: г Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: “О коррекции звукопроизношения у детей с ТНР, как основе речевого развития и коммуникативных умений у дошкольников с системными нарушениями речи”
Раздел: дошкольное образование

«О коррекции звукопроизношения у детей с ТНР, как основе речевого

МБДОУ ДС №21 «Сказка»

Воротынцева Ю.Н. воспитатель

В качестве важнейшей психической функции человека следует выделить

познавательная деятельность, так и способность понятийного мышления.

Речевая деятельность, при помощи которой человек имеет способность к

представлений ребенка об окружающей действительности и в то же время

происходит совершенствование форм ее отражения.

составляет основу речевого процесса.

Нарушения звукопроизношения у

детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и

методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это,

повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются

на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного

образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и

образовании. Это совершенно иной взгляд на формирование человека новой

способного к самоанализу и самосовершенствованию.

Согласно стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие

обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной

монологической речи, развитие речевого творчества, знакомство с книжной

жанров детской литературы.

При ТНР у всех детей отмечается нарушение звукопроизношения. Трудности

собственной речью, а также речью окружающих. Существует множество

произношения, которыми определяется качество звучащей речи. У таких

детей нарушена как звуковая сторона речи, так и понятийная, включающая

ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно не полноценен.

сотрудничеству. Поэтому процесс правильного формирования произношения

грамматика, слоговая структура слова, фонематический слух, связная речь и

так далее. Но, как показывает практика, родители чаще всего обращают

внимание именно на недостатки звукопроизносительной стороны речи.

Сегодня мы поговорим о коррекции звукопроизношения.

1. Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя три этапа:

• этап постановки звука,

Этап автоматизации звука, как правило, самый длительный из процессов

Автоматизация любого звука включает в себя:

• автоматизацию изолированного звука;

• автоматизацию звука в слогах;

• автоматизацию звука в словах;

• автоматизацию звука в словосочетаниях;

• автоматизацию звука в предложениях;

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Домашние животные

• автоматизацию звука в связной речи;

закреплению правильного произношения.

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения

поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях

и в свободной речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых

упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.

наглядное пособие «Весёлый Язычок». Хорошо понять и запомнить то, что

гласные звуки легко поются, помогает «Звуковая полянка».

активизирует речевую активность, коррекцию всех сторон речи.

Кроме того, используя массажные мячи в логопедической работе, мы

используемым в коррекционной практике.

Для развития мелкой моторики мы активно используем массажный мячик –

ёжик. Практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен

Благодаря этому кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость,

исчезает скованность движений. Развитие мелкой моторики

точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный

стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

упражнения, а также используют их в свободной деятельности.

слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка

конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого

высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з

– комарик звенит, р-р-р – собака рычит), то слог для дошкольника – весьма

возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным

звуком, для привлечения интереса детей можно использовать:

Упражнение «Игра на пианино», когда, имитируя игру на пианино, ребёнок

проговаривает заданный слог 5 раз: н.р. РА-РА-РА-РА-РА, РО-РО-РО-РО и т.д.

открываются и закрываются).

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного

произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить

занятия, используя картинный материал. Использование же игровых приемов

поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и

закрепления правильного произношения этого звука в словах.

При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры: «Рыбалка», в

вытаскиваем рыбку на заданный звук. Поймав «рыбки» – слова, дети учатся

определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы «Кто это?

Что это?», образовывать множественное число.

Не менее интересна игра «Веселый урожай» (выложить название овоща или

Работая над автоматизацией звука в предложениях, мы часто используем

становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». Эта

игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в

предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными»

(согласованными), в конце предложения нужно ставить какой-то знак: . ! ?

восклицательный знак – на кулачок ставится прямая рука, вопросительный

знак – на кулачок ставится рука изогнутая в форме вопроса. Таким образом,

не только закрепляется правильное произношение звука в предложениях, но и

проводится работа по профилактике дисграфии.

предложениях, и наступает последний этап автоматизации – в связной и

пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин.

Также прекрасный способ взаимодействия – это игры с мячом. Так, в

игре «Да или нет», «Угадай по звуку» дети по очереди отвечают на вопросы

взрослого. Затем можно предложить выполнить эти действия кому-то из

речевое и игровое взаимодействие детей.

популярны такие как «Мяч передавай – слово называй», «Скажи ласково»,

«Тебе мячик я бросаю и животных называю» и другие. Также используем

игры парами «Лови-бросай, сколько звуков – называй», «Скажи, как я».

Но вот когда звук, автоматизирован, дети часто начинают вставлять этот звук

везде, где этот звук нужен и где не нужен .

Здесь необходима работа по дифференциации звуков, и она осуществляется в

следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление

анализа и синтеза. Дифференциацию звуков начинаем только тогда, когда

звукосочетаниях, то есть когда они полностью автоматизированы.

Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает

два этапа: 1) предварительный этап работы над каждым из смешиваемых

звуков, 2) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой

образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему

уточнении правильной артикуляции звука с необходимо обратить внимание

на его произнесение и правильное положение артикуляционного аппарата.

2. Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на

слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.

Например, воспитатель называет слоги, включающие заданный звук и не

имеющие его. Дети должны поднять кружок или букву, хлопнуть в ладоши,

Читайте также:
Использование графического рисунка как приема коррекционной работы логопеда

если в слоге слышится заданный звук.

3. Формирование умения определять наличие звука в слове. Воспитатель

предлагает слова, включающие данный звук и не имеющие его. Исключаются

слова со звуками, сходными акустически и смешиваемыми в произношении.

Для определения звука в слове можно предложить детям следующие задания:

отобрать картинки, в названии которых имеется заданный звук; придумать

слова на заданный звук.

4. Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова,

после какого звука, перед каким звуком.

5. Выделение слова с данным звуком из предложения

По данному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков

в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в

Консультация для педагогов «Автоматизация и дифференциация звуков у детей с ТНР»

Консультация для педагогов групп компенсирующей направленности

по теме:

«Автоматизация и дифференциация звуков у детей с ТНР»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Практически у всех детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения звуков. Они обусловлены тем, что у ребенка данного возраста ещё недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппарат. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата слабые и нетренированные. Всё это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка недостаточно чёткие и согласованные.

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Звуки речи являются результатом сложной работы различных частей артикуляторного аппарата. Звуки речи возникают в результате деятельности активных органов произношения, к которым относятся: язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть. Самыми активными и подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, именно их положение формирует каждый звук речи.

От правильного строения органов артикуляции зависит и правильное звукопроизношение. Если у ребенка присутствуют отклонения в строении артикуляции, то ему необходима помощь специалистов (ортодонт – это медицинский специалист, занимающийся диагностикой, профилактикой и лечением зубочелюстных аномалий). А точность, сила и дифференцированность движений этих органов развивается у каждого ребенка индивидуально и постепенно, в процессе речевой деятельности при тесном взаимодействии специалистов (невролога, логопеда), педагогов и родителей.

Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя четыре этапа: подготовительный этап, этап постановки звука, автоматизация и дифференциация звуков.

1 этап – подготовительный

Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука.

На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям: • формирование точных движений органов артикуляционного аппарата; • формирование направленной воздушной струи;

Одним из условий нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного и дыхательного аппаратов.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Именно артикуляционная гимнастика является приемом выработки правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят сказки-игры о «Весёлом Язычке». Детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные и нужные упражнения.

Дыхание – акт рефлекторный; он совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию – газообмен в организме.

Но с другой стороны, дыхание, когда оно непосредственно связано с произношением (так называемое речевое дыхание, требующее специальной подготовки, – процесс управляемый).

Несовершенства речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями требуют систематической работы в течение всего коррекционно-образовательного процесса.

Развитию речевого дыхания способствуют дыхательные упражнения: их можно проводить как физминутки, как часть зарядки, во время логочаса.

2 этап – постановка звуков.

Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.

Для этого нам предстоит соединить те движения артикуляционных органов, которые мы основательно отработали на подготовительном этапе, в одно общее движение. Это движение станет базой для того звука, который нам необходим. Добавив определенную воздушную струю и, если нужно, голос, мы и получим необходимый результат.

Читайте также:
Взаимосвязь речевых и коммуникативных умений

3 этап – автоматизация звука.

Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка.

Автоматизация звука – это этап совместной работы учителя-логопеда, родителей и воспитателей.

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи легче, доступнее всего это происходит в режимных моментах: в игре, игровых упражнениях, пальчиковых, речевых, малоподвижных, дидактических играх.

Автоматизация звуков проводится в следующей последовательности:

– автоматизация звука изолированно. Звук может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з – комарик звенит, с-с-с- шарик сдувается, ш-ш-ш- змея шипит, ж-ж-ж- жук жужжит, р-р-р – собака рычит и т.д).

– Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных).

Прежде всего, проводится включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

– Автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце).

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги. На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова.

Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных.

Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов.

Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

– Автоматизация звука в предложениях, чистоговорках, скороговорках и стихах.

Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.

– Автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах.

– Автоматизация звука в разговорной речи.

На этапе автоматизации проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над просодической стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

4 этап – дифференциация звуков.

Это различение звуков, схожих по каким-то признакам.

На данном этапе также важна работа не только учителя – логопеда, но и родителей и воспитателей.

Цель данного этапа – научить ребенка самостоятельно различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в самостоятельной речи.

Необходимо научить ребенка различать те звуки, которые он смешивает, по различным признакам.

Эти признаки принято обозначать как двигательные и акустические. То есть на этом этапе дошкольник научится чувствовать разницу в положении своих артикуляторных органов при произнесении того или иного звука, а также четко отличать один звук от другого на слух.

В процессе этой работы, как и всегда, крайне важна последовательность, то есть сначала ребенок учатся дифференцировать отдельные, изолированные звуки, затем – их же, но уже в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что необходимым условием быстрейшей автоматизации звука является постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, в слова, в предложения, в самостоятельную речь ребенка. А также: систематическое повышение темпа речевых упражнений. Только в таком случае осуществляется быстрое и прочное закрепление правильного произношения поставленного звука.

Автоматизация звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи с применением двигательно-тактильных игр

Автоматизация звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи с применением двигательно-тактильных игр

Использование тактильно-двигательных игр при закреплении правильного произношения, значительно оптимизирует процесс автоматизации поставленных звуков практически на всех этапах его этапах, параллельно решая задачи развития мелкой моторики, координации, стимулируют так же соозревание речевой зоны коры головного мозга, что в свою очередь благоприятно сказывается на произносительной стороне речи. Выполнение ритмичных движений при одновременном проговаривании помогает ребенку нормализовать темп речи, учит соблюдению речевых пауз, способствует формированию звукослоговой структуры слова, помогает преодолеть монотонность речи и снижает психологической напряжение.

Читайте также:
Гласные и согласные звуки: Урок-сказка Путешествие ёжика

Сопряженное с движением повторение закрепляемых звуков ускоряет процесс их введения в речь и уменьшает риски появления у ребенка «кабинетной» речи, так как звук закрепляется в усложненной ситуации, когда ребенку необходимо не только контролировать произношение, но и распределить внимание на выполняемые движения.

При разработке системы упражнений использованы методы сенсорной интеграции (М.И.Лынская, Джин Айрес), кинезиологической гимнастики ( А.А.Сиротюк), упражнений нейропсихологической коррекции (А.В.Семенович).

Приемы автоматизации звуков с применением тактильно-двигательных упражнений

1. Самомассаж.

В процессе з анятий по автоматизации поставленных звуков спользуются следующие приемы: проговаривание и пропевание закрепляемых звуков в слогах, чистоговорках, сопряженное с выполнением самомассажа природными материалами (шишки, орехи, веточки, губки), а также шариками Су-Джок, массажными мячами, с использованием иппликатора Кузнецова.

2. Элементы криотерапии.

Игры со льдом и теплой водой, а также специальные охлаждаемые и подогретые силиконовые подушечки в процессе автоматизации поставленных звуков, включают в себя ч ередование теплых и холодных процедур:

Краткое (5-8 сек.) погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками или кубиками с закрепленными на них картинками или буквами (игры: «В море-океане», «Ныряльщики»; «Сокровища снежной королевы», «Найди и повтори», «Поймай и прочитай»)

Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда «Ледяные узоры». Взаимодействие со льдом до 10-15 секунд. С возможностью постепенного увеличения времени взаимодействия до 1 минуты в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка

Мягкие шлепки по воде, сжимание и разведение пальцев в такт проговариваемым речевым единицам. В упражнениях чередуются холодные и теплые материалы.

3. Элементы сенсорно-интегративной логотерапии

Автоматизация поставленных звуков сопряжено с выкладыванием сенсорных дорожек. Дополнительные перцептивные действия ребенка в процессе занятий (попробовать на вкус, облизнуть, угадать по запаху) обеспечивают эмоциональный отклик детей, полученные ощущения будут способствовать формированию устойчивых ассоциативных связей в головном мозге. Например, в игре «расставь по порядку», при выкладывании дорожек ребенок не только проговаривает закрепляемый звук, но дополнительно получает и анализирует массу сенсорных импульсов, тренирует базовую функцию речи- способность к выстраиванию ряда последовательностей.

«Слоговые дорожки» — ребёнок проговаривает слоги, проводя пальчиком по линиям нажимая пальчиком на рисунке или передвигая не большую игрушку с предмета на предмет;

С использованием тактильно-кинестетической стимуляции пальцев рук колючим ковриком, рисование ломаных линий и спиралей, раскладыванием палочек, рисованием пальцем узоров в крупе или на песке;

4. Кинезиологические упражнения.

Дети выполняют упражнения с проговариванием автоматизируемых звуков, слогов и чистоговорок. Используются двуручные игры и упражнения на различных поверхностях, игры с ладошками в парах с проговариванием отдельных звуков или слогов с автоматизируемым звуком, а в дальнейшем коротких рифмованных текстов.

5. Автоматизация звуков в сочетании с движением.

Произнесение детьми слогов, слов или предложений в зависимости от этапа автоматизации и физических возможностей ребенка с каким-либо движением: различные пальчиковые игры со словами; произнесение слогов с отстукиванием ритма, сменой ритмического рисунка (с зрительной опорой или без нее);

«Прогулка» — ребёнок проговаривает речевой материал, передвигаясь по дорожке от одного предмета к другому;

«Бусы» — на верёвочку нанизываются бусинки-картинки с определенным звуком или колечки на стержень пирамидки;

«Лесенка» проговаривание речевого материала поднимаясь или спускаясь по ступенькам лесенки;

«Стекляшки» — выкладывание стекляшек с одновременным проговариванием речевого материала;

«Волшебный клубочек» — ребёнок наматывает нитку на катушку, проговаривая речевой материал;

«Назови ласково» проговаривание слов с автоматизируемым звуков и одновременным подкидыванием или отбиванием мяча (в зависимости от возможностей ребенка);

«Скажи наоборот» назвать слова с противоположным значением с одновременным приседанием.

Автоматизация поставленных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи

ольга семерюк
Автоматизация поставленных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи

Автоматизировать звук – значит довести приобретенный ребенком навык до автоматизма.

Целью автоматизации является формирование условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный и акустический образ, введение звука в самостоятельную речь.

Автоматизация поставленного звука у детей с речевым недоразвитием проводится поэтапно:

– автоматизация звука в отраженной речи (воспроизведение за педагогом слогов, слогов, словосочетаний, предложений);

– самостоятельное называние речевого материала с автоматизируемым звуком (слов, словосочетаний, простых предложений) с опорой на предметные и сюжетные картинки, вопросы воспитателя, опорные слова, схемы предложений;

– автоматизация в различных формах заученной речи (чистоговорки, рифмовки, стихи, небольшие рассказы);

Читайте также:
Приемы коррекционной работы по воспитанию у детей звуковой культуры речи

– автоматизация звуков в самостоятельной речи (составление рассказов по сюжетной картине, серии сюжетных картин, пересказов текстов и т. п.)

Процесс автоматизации поставленных звуков у детей с системным недоразвитием речи на фоне дизартрии протекает довольно длительно, что обусловлено органическим поражением центральной и периферической нервной системы. Поэтому обучение дошкольников с тяжелыми нарушениями речи требует от педагога творческого подхода к организации коррекционного процесса, использования разнообразных наглядных средств для привлечения внимания и поддержания интереса детей. С этой целью используются как традиционные пособия и дидактические игры, изготовленные самостоятельно, так и некоторые авторские материалы с использованием мнемотехники. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

Первоначальная автоматизация изолированного звука проводится в различных звукоподражательных играх с опорой на неречевые ассоциации (с-с-с – насос свистит, течет вода из крана; свистит свисток и пр.). С этой целью используются символы звуков, звуковые дорожки.

Для автоматизации звука в слогах ребенок либо повторяет слоги за логопедом, либо выполняет специальные упражнения (например, договаривает за логопедом с опорой на картинки последний слог в слове: ли…са, ве…сы, бу…сы и т. д. С этой целью используются наборы предметных картинок, таблицы из серии «Лото».

Для автоматизации звука в словах используются предметные и сюжетные картинки «Лото», «Домино» пособие «По дорожке пройди, все слова назови», «Звуковая гармошка», «Отгадай загадку», «Договори словечко» (рифмовки, чистоговорки) – с опорой на предметные картинки.

Параллельно решаются задачи развития фонематического анализа. Например, ребенку предлагается самостоятельно подобрать по картинкам и правильно произнести слова, содержащие заданный звук.

(«Найди и зачеркни»; дидактическая игра «Магазин», в которой «покупатели» могут приобрести товары (картинки) только на определенный звук, правильно назвав слова).

На этапе автоматизации звука в слове у детей развиваются навыки словоизменения и словообразования. Этому способствуют традиционные упражнения, направленные на совершенствование умений изменения числа имен существительных в именительном и родительном падежах. (Оса – осы, коса – косы, нос – носы, носок – много носков и т. д.). Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (сад – садик, сом – сомик, стол – столик и т. д.). Образование относительных прилагательных (сок из капусты – капустный, сок из абрикосов – абрикосовый). Согласование существительных с прилагательными (вкусный сок, вкусная колбаса, вкусное мясо и т. д.). Существительных с числительными (один носок, два носка, пять носков и т. д.).

Работа по автоматизации звука в предложениях проводится на материале уже отработанных на предыдущих этапах слов. Работа осуществляется путем повторения ребенком предъявляемого речевого материала либо посредством упражнений на составление им предложений с опорой на предметные и сюжетные картинки, вопросы, опорные слова и схемы предложений. С этой целью могут использоваться игры «По дорожке пройди, все слова назови» с инструкцией «Придумай предложение с данным словом», «Составь предложение».

Работу по автоматизации звука в различных формах заученной речи рекомендуется начинать с проговаривания чистоговорок, небольших рифмовок, потешек, стихотворений. Поскольку ритмизированный текст более доступен для запоминания и воспроизведения. Далее переходят к заучиванию небольших рассказов с помощью опорных картинок. Использование мнемотехники (техники, облегчающей запоминание) на данном этапе давно зарекомендовало себя в логопедической практике.

Автоматизация звука в самостоятельной речи начинается с самостоятельного составления рассказов по сюжетной картинке, серии сюжетных картин, пересказа текстов и других форм развития связной речи. Конечная цель логопедической работы по автоматизации звука – овладение ребенком способностью к правильному его произношению в спонтанной речи. Конечная цель логопедической работы по автоматизации звука – овладение ребенком способностью к правильному его произношению в спонтанной речи. Поэтому взрослым необходимо следить за его речью и требовать правильного произношения звуков во всех видах детской деятельности, во время режимных моментов, что позволит существенно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия

Автоматизация звуков с использованием методики Н. А. Зайцева Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад. Склад – это пара из согласной и гласной, или из согласной и.

Автоматизация звуков с помощью игровых приемов Уважаемые коллеги! Чтобы сделать ООД по автоматизации звуков интересной, разнообразной и в то же время продуктивной для ребенка, я предлагаю.

«Автоматизация звуков в лексической теме «Профессии». Фотоотчет Автоматизация звуков у ребенка с нарушением речи – обязательный этап в коррекции звукопроизношения. У кого-то он проходит быстро, у кого-то.

Читайте также:
Формирование навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков

Использование игровых методов при автоматизации поставленных звуков у детей с проблемами в развитии

Разделы: Логопедия

Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в овладении навыками чтения и письма. Важно помнить, что нарушения звукопроизношения могут способствовать формированию комплекса неполноценности, возникновению трудностей в общении.

Работая на протяжении ряда лет с детьми, страдающими общим недоразвитием речи (ОНР), я сталкивалась с тем, что стандартные методы в работе по автоматизации звуков не приносят желаемых результатов.

Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три этапа:

  • Развитие моторики речевого аппарата;
  • Отработка правильного произношения звуков;
  • Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.

Цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в разговорной речи.

Автоматизация звуков – самый трудный и длительный этап.

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

Поскольку процесс автоматизации звуков речи у детей протекает достаточно сложно, необходимо всеми возможными способами облегчить детям работу по введению нового звука в речь. Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Мы часто задаем себе вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал.

С этим в дошкольном возрасте прекрасно справится игра, поскольку в ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил. Игра – одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер. Такая лёгкость образования речевых рефлексов в игре обуславливается эмоциональностью ребёнка. Поэтому игры должны занимать большое место при автоматизации звуков, которая требует множество повторений, что утомляет детей и надоедает им. Во избежание этого игры должны быть разнообразными. В одни из них играет с ребёнком логопед, в другие – воспитатель, в третьи – родители.

При проведении дидактических игр необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, элементы занимательности, интерес к ее содержанию и ясность цели.

Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, основными звуками, которые чаще других нарушаются у детей, являются свистящие, шипящие, соноры и аффрикаты, я расписала игровой комплекс по автоматизации звуков именно для них.

Каждого из родителей необходимо нацелить на систематическую, длительную работу с ребенком. Напомнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте – всему свое время.
На консультациях и совместных занятиях родителям показываются логопедические приемы (артикуляционная, дыхательная гимнастика и др.) максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей следует обращать на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и “сломать” старый речевой стереотип бывает очень трудно. Довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются: “Не хочет заниматься дома!”.

Для автоматизации произношения звуков в свободной речи я рекомендую родителям использовать данный игровой комплекс (Приложение №1).

Лото-бродилка”

Цель игрового комплекса: с помощью игровой мотивации облегчить и простимулировать процесс автоматизации звуков в речи детей.

Задачи, решаемые данным комплексом:

  • повысить эффективность работы по автоматизации звуков за счёт повышения занимательности индивидуальных и подгрупповых занятий;
  • расширение ориентирования в окружающем и формирование словаря;
  • формирование правильного произнесения звука в слове и в предложении;
  • формирование грамматического строя речи.
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие произвольного внимания, памяти;
  • активизация всех компонентов речевой деятельности;
  • развитие навыка фонематического анализа и синтеза.
Читайте также:
Конспект индивидуального занятия: Автоматизация звука Л в словах и предложениях

3) Воспитательные:

  • воспитание целеустремлённости;
  • воспитание доброжелательности, взаимовыручки;
  • воспитание интереса, уважения и любви к русскому слову.
  • 21 игровая карта.
  • Фишки.
  • Инструкция.
  • Ход игры

    Вариант №1: “Бродилка”

    В игре участвуют 1-2 игрока. Устанавливают порядок хода, между участниками Ведущий зачитывает детям задания, расположенное в верхней части карточки. “Где живет сова?” “Помоги сове добраться до дупла. Передвигайся по картинкам, на которых изображены предметы со звуком [С], в начале слова, (сапоги, собака, сумка, сом, совок, сундук)”. Игроки передвигаются по очереди проговаривая изображение на картинке, если изображение названо неправильно, ход переходит к другому участнику.

    Выигрывает тот, кто первым дойдет до цели (до дупла).

    В игре участвуют 1-2 игрока. Ведущий зачитывает детям задания, расположенное в верхней части карточки. “Помоги катеру добраться до причала”. Устанавливают порядок хода между участниками. Игроки по очереди передвигаются по картинкам, на которых изображены предметы со звуком [Р], в конце слова (сыр, шар, топор, помидор, мухомор, забор) проговаривая изображение на картинке и закрывая его фишкой. Таким образом, получается дорожка и ребенок наглядно видит достижение цели. Если изображение названо неправильно, ход переходит к другому участнику.

    Выигрывает тот, кто первым дойдет до цели (до причала).

    Желаем Вам приятного обучения в компании наших игр!

    Педразвитие

    Автор: Лескова Нина Семенлвна
    Должность: учитель логопед
    Учебное заведение: МДОУ №15 “Золотая рыбка” комбинированного вида
    Населённый пункт: Оленегорск
    Наименование материала: статья
    Тема: Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
    Раздел: дошкольное образование

    муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 15 «Золотая рыбка»

    Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с

    тяжелыми нарушениями речи

    Лескова Нина Семеновна

    учитель – логопед высшей кв. категории.

    Формирование произносительной стороны речи – это сложный процесс, в

    правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие

    речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен

    сложный комплекс движений.

    Исправление нарушений звукопроизношения самый ожидаемый от учителя-

    логопеда результат. Только учитель-логопед может и должен исправить нарушения

    правильного произношения звуков поэтапно. Это следующие четыре основных

    автоматизация поставленного звука,

    Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы. На каждом этапе

    анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звуков.

    формирование точных движений органов артикуляционного аппарата,

    отработка направленной воздушной струи,

    развитие фонематического слуха,

    отработка опорных звуков,

    развитие мелкой моторики рук.

    Но если у воспитанника диагноз дизартрия, направления подготовительного

    этапа, будут несколько отличаться от этих, потому что у них страдает мышечный

    тонус, динамическая сторона речи, дыхательные и двигательные функции.

    Направления подготовительного этапа при дизартрии следующие:

    мускулатуры (выполнение разных видов массажей).

    формирование точных движений органов артикуляционного аппарата.

    нормализация голоса (модуляция голоса по высоте и силе, потому что у

    них монотонный голос).

    плавного, экономичного выдоха).

    логические ударения, потому что у воспитанников с дизартрией как

    обычно речь смазанная, нечеткая).

    важно не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.

    Эти упражнения подбираю с учетом конкретного нарушения.

    воздушной струи, выработка которой провожу одновременно с артикуляционной

    гимнастикой. Последовательно даю следующие упражнения:

    для укрепления мышц щек — надувать щеки и удерживать в них воздух

    («толстый помидорчик»), втягивать щеки при сомкнутых губах и при

    приоткрытом рте («худенький огуречик»);

    для выработки направленной воздушной струи — не надувать щеки,

    посередине круглое маленькое «окошечко», сдувать с поднесенной ко

    рту ладони любой мягкий предмет (вырезанные из бумаги снежинка,

    бабочка, листочек и др.) или дуть на лежащий на столе карандаш так,

    чтобы он покатился.

    пальцев рук. Для этой цели использую разные упражнения и игры:

    Выполнение подражательных упражнений;

    Выполнение разных пальчиковых игр;

    Выполнение упражнений самомассажа;

    Игры с материалом для развития мелкой моторики, например:

    растирание ладонями шестигранного карандаша;

    выполнение самомассажа пальчиков с помощью колючих шариков.

    Одним из видов работы по развитию фонематического слуха на данном этапе

    в моей практике является воспитание у ребенка умения улавливать разницу между

    правильным и искаженным звуками. Даю воспитанникам возможность слушать

    внимание на эти звуки, показываю разницу в их звучании и вырабатываю стимул

    для преодоления нарушения.

    Важным направлением на подготовительном этапе считаю отработку опорных

    образования), но произносимых ребенком правильно. Отработка опорных звуков

    предусматривает следующее: уточнение артикуляции звука и его правильного

    произношения в изолированном виде, в слогах, словах, предложениях.

    Для звука [с] опорными использую звуки [и], [ф]. Звуки [с], [и] — одинаковые

    находится внизу. Отрабатывая звук [и], я добиваюсь положения широкого кончика

    языка за нижними резцами и подъема передней части спинки языка к альвеолам.

    Звуки [с], [ф] — одинаковые по способу образования (щелевые). Отрабатывая звук

    отработанных элемента, добиваюсь правильное произношение звука [с].

    Для звука [ш] опорными использую звуки [т], [с]. Звуки [ш], [т] — одинаковые

    находится вверху. Отрабатывая звук [т], добиваюсь умения поднимать кончик

    (щелевые). Отрабатывая звук

    [с], добиваюсь направленную воздушную струю,

    идущую по середине языка. Соединив эти два отработанных элемента, добиваюсь

    правильного произношения звука [ш].

    Для звука [л] опорными использую звуки [т], [ы].

    Звук [т] дает подъем

    кончика языка к альвеолам, а звук [ы] — подъем средне- задней части языка к

    Для звука [р] —использую звуки [д],[з],[ж]. Звук [д] отрабатывает подъем

    напряженного кончика языка вверх, звуки [з] и [ж]— направленную воздушную

    струю и вибрацию кончика языка.

    Таким образом, отрабатывая опорные звуки, я уже на подготовительном этапе

    выработке хорошей дикции; приучает ребенка выделять опорный звук в слогах,

    представление о таких понятиях, как «звук», «слово», «предложение». Все это

    формированию навыков анализа и синтеза слов и соответственно более быстрой

    и успешной постановке и автоматизации нарушенного звука.

    К следующему этапу — постановке звука —перехожу, когда ребенок научится

    отличать правильное звучание от искаженного.

    В практике работы с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи мне

    приходится в основном применять смешанный способ постановки звуков, когда

    постановки правильного произношения изолированного звука.

    контроль и опорные звуки.

    Постановка звука — это выработка у ребенка новых связей и затормаживание

    неправильно сформированных ранее. Чтобы избежать возврата старых связей, я на

    артикуляционную базу, говорю ребенку: “Улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот,

    положи широкий язык за нижние зубы, чуть прикрой рот, сделай узенькую щель,

    пусти по языку длинный “ветерок” и дай голос”. Если ребенок выполняет все

    инструкции правильно, у него получается чистый звук [з].

    Для каждого звука, который ставим подбираю предметную картинку-символ.

    Поскольку звук для ребенка — понятие абстрактное, картинка-символ должна по

    двум-трем параметрам соответствовать этому звуку, чтобы ребенку легче было их

    соотнести, а в дальнейшем и запомнит

    букву, обозначающую этот звук.

    птицей), изображенным на картинке, также должно напоминать нужный звук.

    Например: “р-р-р” — рычит собака, “ж-ж-ж” — жужжит жук, “ц-ц-ц” стрекочет

    В названии предмета (животного, птицы) или действия, им производимого,

    должен быть соответствующий звук. Например: [ч] — поезд выпускает пар, [к] —

    капли капают, [в] — ветер воет и т. д.

    Например: воздух из шланга насоса выходит вниз, и кончик языка опущен за

    нижние зубы (звук [с]), жук летит вверх, и кончик языка поднимается вверх (звук

    Таким образом, при постановке звука у моих воспитанников одновременно

    голосовых связок). Все это дает возможность осознанно усвоить данный звук и

    соответствующую ему букву даже детям с тяжелыми нарушениями речи.

    К следующему этапу — автоматизации звука перехожу только тогда, когда

    ребенок по требованию может легко, без предварительной подготовки, без поиска

    нужной артикуляции произнести поставленный звук, но не звукоподражание.

    Автоматизация звука в словах — это выработка нового навыка, требующая

    длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в

    слове — в начале, середине, конце — я

    подбираю достаточное количество

    картинок. Принцип их подбора соответствует принципу подбора слогов, т. е.

    формированию навыков звукового анализа слова.

    Поскольку недостатки звукопроизношения

    являются не самостоятельным

    дефектом, а частью другого, более сложного нарушения речи, при автоматизации

    звуков в словах одновременно работаю над уточнением и расширением словаря,

    над слоговой структурой слова. Поэтому при подборе картинок сначала выбираю

    знакомые детям слова простой структуры типа: сани, Соня, сова, собака, затем —

    более сложные: самокат, салфетка, стакан, скамейка и т. д. Слежу, чтобы в составе

    слова не было звуков, которые ребенок произносит неправильно.

    Автоматизацию звука в предложениях провожу на базе отработанных слов.

    автоматизируемый звук и отсутствовали неправильно произносимые ребенком

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: