Автоматизация звука (З) в слогах, словах, предложениях – конспект урока

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [з] изолированно, в слогах, словах и предложениях

Аннотация: Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [з] в речи ребёнка. Предназначен для детей с дислалией, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи 5-7 лет. Предлагается для использования в работе учителями-логопедами, воспитателями детских садов, а также родителями.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [з] изолированно, в слогах, словах и предложениях.

Время занятия: 15 минут.

Тема: «Автоматизация звука [з]»

Цель: Автоматизация звука [з].

– Автоматизировать звук [з] изолированно, в слогах, словах и предложениях.

– Воспитывать усидчивость, мотивацию к занятию.

– Развивать подвижность артикуляционного аппарата, общую и мелкую моторику, мышление, память, умение употреблять антонимы, выразительность речи, связную речь.

Оборудование: предметные картинки, картинки с изображением зайчонка и хомяка, разрезная картинка.

Речевой материал: слоги, слова, загадка, предложения, считалка.

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Артикуляционная гимнастика (2 мин.)
  3. Автоматизация изолированного звука [з], развитие мышления (1 мин.)
  4. Автоматизация звука в слогах (1 мин.)
  5. Автоматизация звука в словах (2 мин.)
  6. Автоматизация звука [з] в предложениях, работа над связной речью (2 мин.)
  7. Физминутка (1 мин.)
  8. Работа с антонимами (1 мин.)
  9. Развитие слуховой памяти, выразительности речи, связной диалогической речи на материале устного народного творчества (считалки) (3 мин.)
  10. Итог занятия (1 мин.)

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуй, сядь удобно, начинаем наше занятие. Сегодня на занятии к нам в гости пришёл зайчонок Зая. (Появляется изображение зайца). Ему стало очень скучно, а так как он очень весёлый зайчонок, я решила, что не дам ему скучать и пригласила на наше занятие.

2. Артикуляционная гимнастика.

Сейчас он покажет тебе свою любимую игру. Повторяй.

В небе солнышко сияло, («Улыбочка»)
Море безмятежно спало. («Лопаточка»)
Но поднялся ветер вдруг, («Качели»)
И всё ожило вокруг.
Волны в берег биться стали («Парус»)
Расплескались, заиграли. («Часики»)
Тише, волны, не шумите («Трубочка»)
Баловаться прекратите. («Наказать непослушный язычок»)

3. Автоматизация изолированного звука [з], развитие мышления.

Зайчонок хочет рассказать, где он вчера был. Отгадай загадку и узнаешь это.

Иду сюда я, чтоб учиться,
С портфелем вместе за плечами.
И чтобы умным становиться,
Я получаю много знаний. (Школа)

Где был зайчонок? (В школе).

Зая говорит, что о начале урока учеников оповещает звонок, он звенит з-з-з. Давай превратимся в звоночки и будем звенеть. Набери через нос много воздуха и произнеси правильно з-з-з.

4. Автоматизация звука в слогах.

Зайчонок такой весельчак, на переменках он поёт песенки. Сейчас он научит тебя своей любимой песенке, повторяй за ним.

За, зы-зы, зо-зо-зо, аза, ызы-ызы, аза-аза-аза.

5. Автоматизация звука в словах.

Зайцу Зае в школе задали домашнее задание – правильно прочитать слова. Он будет читать, а ты за ним повторяй. Слушай внимательно.

Заяц, зонт, забава, загадка, задание, замок, роза, Лиза, ваза, кузов, мимоза, мозайка, вязание, берёза, кукуруза, злак, звонок, значок, изба, гнездо, азбука.

6. Автоматизация звука [з] в предложениях, работа над связной речью.

Зайчонок любит фотографироваться. Посмотри, какие кадры у него получились. (Логопед даёт ребёнку по три картинки). Попробуй придумать, что могло быть в этот момент. Составь предложение по картинкам. (Если у ребёнка не получается самостоятельно составить, логопед помогает ребёнку).

Читайте также:
Открытое занятие по развитию речи 'Мы идем весну искать'

Заяц, ваза, роза. (Ответ ребёнка).

Заяц, замок, изба. (Ответ ребёнка).

Повтори за мной.
Заяц поставил розу в вазу.
Заяц закрыл избу на замок.

7.Физминутка.

У Заи есть школьный друг хомячок Хома. (Появляется изображение хомяка). Сейчас он тебе о нём расскажет, повторяй движения.

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (Тереть бока руками)
Хома раненько встает, (Потянуться)
Щёчки моет (Тереть щеки руками)
Лапки трет (Показывать движения мытья рук)
Подметает Хома хатку (Мести воображаемыми метлами)
И выходит на зарядку (Маршировать)
Раз (Руки вперед)
Два (Руки вверх)
Три (Руки в стороны)
Четыре, пять (Трясти кистями рук)
Хомка хочет сильным стать (Руки согнуть к плечам, кисти сжать в кулаки, мускулы рук напрячь, как у силачей).

8. Работа с антонимами.

Зая с Хомой такие разные, Зая – большой, а Хома – маленький. И они всегда спорят. Зая скажет одно, а Хома обязательно ему говорит напротив, наоборот, это у них игра такая.

Давай тоже поиграем в такую игру.

Я говорю холодный, а наоборот… (горячий).
Быстрый — … (медленный).
Высокий — … (низкий).
Плохой — … (хороший).
Весёлый — … (грустный).
Белый — … (чёрный).

9. Развитие слуховой памяти, выразительности речи, связной диалогической речи на материале устного народного творчества (считалки).

Послушай, о чём однажды говорили Зая и Хома.

– Зайчик, зайчик, где ты был?
– Я на речке хвостик мыл.
Вымыл, вымыл да упал,
Снова хвостик замарал!

Сейчас я стану зайчиком, а у ты – хомячком и мы с тобой повторим этот разговор. Ты спрашиваешь, а я отвечаю. Я ещё раз прочитаю твои слова, а ты их запомни. Произноси очень выразительно, как я делаю это. (Логопед с ребёнком читают считалку по ролям). Теперь поменяемся, я буду хомячком, а ты зайчиком. Теперь я тебя спрашиваю, а ты отвечаешь. (Снова читают по ролям).

10. Итог занятия.

Зайчик Зая очень хорошо провёл с нами время и благодарит нас за это. А мы поблагодарим Заю за то, что он к нам сегодня приходил, и позовём к нам в гости ещё. Зая дарит тебе подарок, разрезную картинку с изображением Заи и Хомы на память. Только эту картинку нужно собрать и тогда ты будешь ею любоваться. Когда соберёшь картинку, правильно произнеси имя зайчика. До свидания, Зая.

А наше занятие уже подошло к концу. Кто приходил сегодня к нам на занятие? (Зайчик Зая). Вспомни слова, которые ты сегодня произносила. Молодец! Ты хорошо занималась. До свидания.

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [З] В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ».
план-конспект занятия по логопедии на тему

Данный конспект преднозначен для автоматизации звука [З] в слогах, словах и предложениях

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya_na_zvuk_z.doc 42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад

общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

ИНДИВИДУАЛЬНЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [З] В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ».

ЦЕЛЬ: Автоматизация звука [З] в слогах, словах и предложениях.

– Закрепление правильного произношения звука [ З ] в слогах, словах и предложениях;

– Развитие речевой моторики, фонематического восприятия и фонематического анализа, синтеза;

– Развитие зрительного и слухового внимания, память;

– Проговаривать звуки в самостоятельной речи.

– Уточнение и расширение словаря, закрепление в речи правильного согласования количественных числительных и существенных;

– формирование навыка образования прилагательных от существительных, сложных слов и слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

– Воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда.

– Воспитывать взаимопонимание, желание помочь друзьям.

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная.

Методы и приемы: Демонстрационный материал, дидактическая игра, объяснение, беседа.

Интеграция коррекционной деятельности: Социализация, коммуникация.

Планируемый результат: Закрепить четкое и правильное произношение звуков в связной речи.

Ход коррекционной деятельности:

  1. Организационный момент.

Артикуляционная гимнастика( выполняется ребенком перед зеркалом под речевую инструкцию учителя-логопеда) «улыбка», «заборчик», «наказать непослушный язычок», «лопаточка», «трубочка», «киска сердится», «часики», «прокати карандаш», «загнать мяч в ворота».

  1. Основная часть:

Сегодня к нам в гости пришел зайка, он хочет посмотреть, как проходит наша игровая деятельность и послушать как правильно произносится звук с которого начинается его имя «Зая».

– Сегодня мы будем играть со звуком [ З ] закреплять правильное его произношение . (Уточняется артикуляция звука, положение языка)

– Говори четко и правильно:

За – За – За, За – За – За

Ой – ой – ой , бежит коза!

Зу – зу – зу,зу – зу – зу

Видел, кто из вас козу?

Зы –зы – зы, зы –зы –зы

Мы не видели козы.

зы – зы – зы, зы – зы – зы

Не боимся мы козы.

Работа с предметными картинками.

1. Игра «Жадина»: Взять одну картинку, рассмотреть с ребенком яркую картинку и спросить его: «Кто это?» или «Что это?».После ответа ребенка четко назвать изображенный объект, например: «Правильно, это ваза». Затем предложить ребенку поиграть в игру: «Давай представим, что все на этих карточках – твоё. Скажи, чья это ваза» Ребёнок должен ответить: «Моя ваза». Если он допустил ошибку, поправить его.

Цель игры – работа над согласованием существительного и местоимения в женском, среднем и мужском роде.

2. Игра «Назови ласково» Попросить ребенка ласково назвать предмет, изображённый на карточке. Например: «ваза-вазочка».

Цель игры – научить ребёнка образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме.

  1. Игра «Я вижу много…». Взять одну карточку (например, с вазой) и сказать: «Я вижу много ваз», а ты? Ребёнок должен ответить также как и пример.

Цель игры – научить ребёнка образовывать формы множественного числа родительного падежа.

  1. Игра «Посчитай до 5» Предложить ребёнку посчитать объекты, изображённые на карточке так, будто их количество увеличивается от одного до пяти. Например: «Одна ваза, две вазы, три вазы, четыре вазы, пять ваз».

Цель игры – работа над изменением грамматической формы слова.

  1. Игра «Найди пару» Предложить ребёнку найти пару каждому объекту. Во время игры просить ребёнка чётко называть предметы.

Цель игры – направлена на развитие внимания и логического мышления.

Физ.минутка: Развитие мелкой моторики с использованием мячик-попрыгунчик. Мячик сильно посжимаю

И ладошку поменяю.

«Здравствуй, мой любимый пальчик!» –

Скажет всем наш красный мячик

Крепко мячик обнимает,

Никуда не отпускает.

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.

Продолжаем развивать внимание, память, воображение и мышление.

  1. Игра «Расскажи историю» На обороте карточек с предметами, истории в картинках. Попросить ребёнка выложить карточки в такой последовательности, чтобы получилась история – предложить ему составить рассказ по этим картинкам. Если возникнут трудности, помочь ребёнку наводящими вопросами.

Цель игры – направлена на развитие воображения, мышления, способствует формированию навыков связной речи и общему развитию личности.

Мы закрепили четкое и правильное произношение звука [З] в слогах, словах, предложениях и в связной речи.

Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука з в словах и предложениях»

Татьяна Быкова
Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука з в словах и предложениях»

Тема: Автоматизация звука З в словах и предложениях.

Цели: Закреплять правильное произношение звука З в словах и предложениях.

– закрепление навыка произношения звука З в словах и предложениях;

– дифференциация единственного и множественного числа существительных.

– развитие фонематического слуха и восприятия;

– развитие слухового внимания и памяти;

– развитие фонематического представления звукобуквенного анализа и синтеза.

– вызвать интерес к занятиям;

Оборудование: игрушка Заяц, предметные картинки на прямоугольниках-кирпичиках и на треугольниках, мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

– Сегодня на занятия к нам придёт гость, угадай, кто это будет.

Длинноухий трусишка Залез в огород, Увидел морковку, Хвать быстро – и в рот. (Заяц)

– Правильно, это Зайчик, он хочет посмотреть, что интересного будет сегодня на занятии и ещё ему потребуется твоя помощь.

2. Артикуляционная гимнастика.

– Давай покажем Зайчику,что умеет делать наш язычок:

1.«Улыбочка» 2.«Лягушка» 3. «Прятки» 4. «Почистим зубки» 5. Кошка сердится» 6. «Загоним мяч в ворота»

3. Произношение звука З. Характеристика звука.

– Зайчик жалуется, что у него кто-то над ухом летает и поёт. Да это же просто комарик мимо пролетал, давай споём его песенку вместе:

— В каком положении находятся губки, когда мы произносим звук З? – А где у нас язычок? Зубки? – Что с горлышком? — Значит какой звук З?

4. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза.

— Вот и Зайчику звук З нравится, потому что с этого звука начинается его имя. А теперь давай определим место звука в других словах:

-Зоя, звук, базар, запах, узор, воздух, закат, гнездо, газон, золушка.

5. Автоматизация в словах.

-Давай покажем Зайчику, сколько слов мы знаем со звуком З.Повторяй за мной:

Зал – замок – завод

Ваза – база – фаза

Коза – лоза – пауза

Глаза – гроза – егоза

Заноза – мимоза – берёза.

6. Различение единственного и множественного числа существительных. Игра «Скажи наоборот» (с мячом).

-А сейчас немного поиграем: я буду называть один предмет, а ты отвечаешь как будет много предметов:

-И наоборот: Зубы—зуб

7. Развитие слухового внимания. Игра «Построй дом».

-Оказывается, Зайчик к нам пришел не просто так, он просит помочь построить для него дом, потому что наступают холода. Но для дома надо выбрать только те кирпичики, в названии картинок которых слышится звук З. (ведро, жираф, изба, кукуруза, стул, коза, зонт, кубик, шапка, забор.)

8. Произношение звука З в предложениях.

-Наш Зайчик очень любит чистоговорки и скороговорки:

Зу-зу-зу, Зайку моем мы в тазу.

За-за-за, закрывай скорей глаза.

Зэ-зэ-зэ, Зайка нам испек безе.

Заяц в поле зерна ел,

Зуб у зайца заболел.

-Зайчику пора домой, он благодарит тебя за помощь и за интересное занятие.

-Какой звук он помогал произносить?

-Какой это звук?

-Ты сегодня была молодец!

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах. Наш гость — Лунтик» Цель: правильно и четко произносить звук [Л] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ Л] в слогах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Тема: Автоматизация звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ж] в предложениях и связном тексте» Тема: Автоматизация звука [Ж] в предложениях и связном тексте. Цели: Коррекционно – образовательные: отработка артикуляционных упражнений.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах. («В гостях у жука Жана») Цель: автоматизация звука [Ж] в cлогах, словах. Задачи: коррекционно – образовательные: уточнить артикуляцию и изолированное произношение.

Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе «Автоматизация звука [р] в слогах и словах» Цель: Коррекция произношения звука [р] Коррекционно-образовательные задачи: – закреплять умение произносить звук [р] изолированно, в слогах,.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ц] в словах, во фразах и предложениях» ЗАДАЧИ ПРИОРИТЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ: «Речевое развитие» Создавать условия для закрепления правильного произношения звука «ц» прямых.

Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях Цели: – закрепить артикуляционный уклад и изолированное произнесение звука «Ш»; – автоматизировать звук «Ш» в слогах, словах, предложениях;.

Конспект логопедического индивидуального занятия для детей 5–6 лет «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах» Тема: «Космос» Цель: Формирование правильного произношения звука [ш] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: • формировать представления.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях». Цель занятия:.

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука [з] в словах и предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе

«Автоматизация звука [з] в словах и предложениях»

Цель: Закреплять правильное произношение звука [з] в словах и предложениях.

– закрепление навыка произношения звука З в словах и предложениях;

– закреплять умение согласовывать притяжательные местоимения с существительным.

– дифференциация единственного и множественного числа существительных;

– упражнять в правильном употреблении предлога за.

– развитие слухового внимания, памяти, мышления;

– развитие мелкой моторики.

– вызвать интерес к занятиям;

Оборудование: картинки Золушки, замка, козлят, разрезная картинка платья, мнемотаблица.

1. Организационный момент.

Сейчас мы с тобой пойдем в гости к Золушке! Она живет очень далеко, в том замке (показать картинку). И к ней не так уж просто попасть. Нужно будет выполнить много заданий. Я думаю мы с тобой со всем справимся!

А ты знаешь, что Золушке нравится звук [З]? А нравится он ей, потому что с этого звука начинается ее имя. Давай вспомним как правильно произносить звук [З].

– Как расположены губы? (Губы в улыбке.)

– А зубки? (Зубы сближены)

– Что делает язычок? (Кончик языка упирается в нижние зубы, посередине языка идет сильная, холодная струя.)

– Что с горлышком? (звенит)

Артикуляционная гимнастика:

«Подуй на снежинку»

2. Основная часть.

2.1«Жадина»

Прежде чем мы отправимся в путь, давай потренируемся и выполним задание.

Давай поиграем в жадину, который говорит, что все вещи его.

фазан – мой фазан,

2.2 «Один-много»

Мы с тобой шли шли и на пути нам встретился медвежонок. Он не хочет нас пропускать, да еще и рычит на нас. Медвежонок пропустит только в том случае, если ты поможешь выполнить домашнее задание, которое ему задали в школе.

я буду называть один предмет, а ты отвечаешь как будет много предметов:

2.3 «Прятки» (употребление предлога «за»).

С заданием ты справилась отлично, медвежонок нас пропустил. Продолжаем наш путь дальше. Навстречу нам попалась расстроенная коза. Давай узнаем, что же у нее случилось? Оказывается, она пошла гулять со своими детками (как их называют?) козлятками и все они спрятались кто куда. Помоги козе найти своих козлят.

Козленок спрятался за зонт.

Козленок спрятался за арбузы.

Козленок спрятался за розы.

Козленок спрятался за вазу.

Козленок спрятался за березу.

Козленок спрятался за забор.

Козленок спрятался за грузовик

Молодец, ты помогла козе найти ее козлят. Она тебе очень благодарна!

2.4 Развитие мелкой моторики

Наконец-то мы дошли с тобой до замка Золушки. Она уже заждалась нас. Ей срочно нужна наша помощь. Золушка собиралась на бал и обнаружила, что кто-то разрезал ее любимое платье. Поможем Золушке зашить платье?

Ребенок собирает картинку разрезанного платья.

2.5 «Чистоговорки»

Платье мы починили, но Золушка все равно не может отправиться на бал, потому что злая мачеха приказала ей выполнить 2 задания. 1. Золушке нужно четко и правильно сказать чистоговорки. Но пока у нее никак не получается. Давай попробуем ее научить.

За – за – за – на лугу стоит коза

Зы – зы – зы – есть козлята у козы

За – за – за – молоко дает коза

Зой – зой – зой – бегут козлята за козой

Зой – зой – зой – зайка идёт вместе с козой

за – за – за – залезает в сад коза

за – за – за – идёт Зоина коза

2. Мнемотаблицы.

Опираясь на картинки со стрелочками, проговорить четко предложения.

1. Мама поставила в вазу розу.

2. Под березой спит заяц.

3. Стрекоза летает над розой.

4. Тетя Соня подарила Зое розовый зонтик.

5. На заборе замок.

6. Незнайка увидел козу.

7. Дала тетя Зоя Зине зонт от зноя

Молодец! Ты справилась со всеми заданиями. Теперь Золушка может отправиться на бал. Золушка благодарит тебя за помощь и дарит тебе подарок (наклейку с принцессой).

Молодец! Ты сегодня очень старалась. С каким звуком мы сегодня играли? Оценка деятельности.

Конспект занятия по теме: “Автоматизация звука [з] в слогах, словах, предложения” для учащихся 2 класса коррекционной школы VIII вида

Представлен конспект логопедического занятия проведенного во 2 классе коррекцоонной школе VIII вида для учащихся с ограниченными вощможностями здоровья. Целью занятия является закрепление произношения звука [з], в слогах, словах, предложениях, в доступной игровой форме. Все задания подобраны у учетом умственных возможностей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по теме: “Автоматизация звука [з] в слогах, словах, предложения” для учащихся 2 класса коррекционной школы VIII вида»

Конспект подгруппового занятия по теме: «Автоматизация звука [з] в слогах, словах, предложениях.

учитель – логопед Гридина

Тема занятия: Автоматизация звука [з] в слогах, словах, предложениях.

Закрепление правильного произношения звука [з];

Звуковой анализ и синтез прямого слога;

Согласование прилагательных и существительных.

Оборудование:

карточки задания в конвертах, игрушки звери, кассета и магнитофон с медитативной музыкой, картинка с изображением комара, линейки с символами гласных звуков, слоги, зонтик, иллюстрации к игре «Четвертый лишний», фланелеграф, карточки с мн. и ед. Числом животных, предметов, кукла.

Ход занятия:

Инструкция: Дети встают в круг и по просьбе логопеда прикасаются к плечу соседа (по часовой стрелке) и дарят друг другу улыбку.

II. Сообщение темы и цели занятия.

Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие по зоопарку. Но в нашем зоопарке что – то случилось. Посмотрите, а в клетках нет зверей. Наверное что – то случилось. Здесь что – то лежит….(логопед достает из клеток конверты задания) Ребята нам необходимо отгадать загадки, если мы их отгадаем, то звери вернутся на свои места.

Это что за зверь лесной

встал, как столбик под сосной?

И среди травы стоит,

уши больше головы?

Пестрой лентой притворяясь,

в зелени травы скользя,

по земле ползет….(змея)

Он в заповеднике пасется,

как вихрь по прерии несется.

могуч, отважен, грозен он,

зовется этот зверь…(бизон)

Рогатая, а не олень.

Дает молоко, а не корова. (коза)

(по ходу выполнения заданий логопед выставляет зверей в клетки зоопарка)

Кто живет в нашем зоопарке?

А какой звук чаще всего повторяется в этих словах?

Кто сформулирует тему нашего занятия? ( Автоматизация звука [з] в слогах, словах, предложениях)

III. Основная часть.

Инструкция: дети располагаются на ковре в удобных позах; логопед предлагает им отправиться в путешествие, под музыку природы «Лесной ручей и шум леса», послушайте внимательно, что вы слышите.

Слышите, как поют птицы?

Что еще вы слышите?

Послушайте: з – з – з

Кто это звенит? (комарик) (выставляется картинка комара)

Закрепление правильного произношения

Акустико-артикуляционный образ звука

Звук З – губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, боковые края прижимаются к верхним коренным зубам, голосовые связки работают, посередине языка идет сильная холодная струя.

Игра «Живые звуки»

Инструкция: ко мне подойдут дети, чьи имена я назову (4 человека), им раздаются линейки с символами гласных звуков, затеи дети сливают эти звуки в слоги.

ЗА ЗО ЗУ ЗЫ

От дождя спасает, а сам намокает

Хотя намокает, но не промокает

Дети произносят образованные слоги по очереди, если до них дотронутся волшебным зонтом.

За – за – за, за – за – за – здесь стоит коза

Зы – зы – зы , зы – зы – зы – мало сена у козы

Зу – зу – зу, зу – зу – зу – отвязали мы козу.

Игра «Найди конверт»

Инструкция: логопед с помощью вербальной иструкции указывает местонахождение каждого конверта для каждого ребенка, используя наиболее распространенные предлоги: -на-, -под-, -над-, -у-, и др.

Физ – минутка

На маленькой полянке

Правой ножкой – скок, скок

Левой ножкой – скок, скок

Сразу обе ножки.

То назад, то вперед

Скачут по дорожке

Игра «Четвертый лишний»

мяч, машина, кукла, коза

слон, медведь, белка, зонт

кофта, шарф, варежки, змея

кошка, собака, корова, ваза

картошка, капуста, морковь, звезда

Инструкция: ребенок должен выделить не подходящую картинку, назвать ее, объяснить почему она лишняя.

Какой звук повторяется во всех этих словах?

8.Работа с деформированным текстом «История куклы Зои».

IV. Итог занятия: Чему учились на занятии?

Назовите слова со звуком «з», которые вы запомнили.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе “Звук [З]. Буква З”

Цель занятия: познакомить детей со звуком [З] и буквой З.

Задачи:

  • учить детей старшей группы характеризовать звук [З] с опорой на акустические и артикуляционные признаки;
  • учить соотносить звук [З] с буквой З;
  • развивать фонематические процессы;
  • развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: индивидуальные зеркала, игровой комплекс “Королевство чисел”, картинка комара для звукоподражания, предметные картинки со звуком [З] в разной позиции (начало, середина, конец); буква З, логопедическое пособие “Звукобус”, шариковые ручки, световой стол песочница, мягкие морковки-игрушки.

Ход занятия

Организационный момент

Игра “Доскажи словечко”

Логопед: Давайте, “разомнем” язычки и произнесем чистоговорки:
За-за-за – убежала в лес … (коза)
Зы-зы-зы – нету на лугу … (козы)
Зу-зу-зу – будем мы искать … (козу)

– Какой звук вы слышите чаще всего? (З-З-З)
– Правильно, молодцы!

Объявление темы занятия

Выставляется картинка комара для звукоподражания.
Логопед: Посмотрите, кто прилетел к нам на занятие? (Комар)

– Да, к нам прилетел большой комар. Какой звук он издает, когда летит? (З-З З)
– Правильно, звук [З]. С этим звуком мы сегодня познакомимся.

Сказка о язычке

– Послушайте сказку о Язычке.
Язычку очень нравилась песенка водички. Он часто ее пел, но песенку водички он пел тихо, без голоса С-С-С. Он закрыл свой домик, прижал хвостик к крылечку, пустил ветерок, включил голос и звонко – звонко запел: “З – З – З”.

Это новая песенка, – сказал Язычок, – это песенка комара. Комар так поет, когда летит и хочет кого-то укусить.
– Давайте, споем все вместе песенку комара З-З-З. (З-З-З. Произнесение звука [З] хором и индивидуально)

Характеристика артикуляции звука [З]

Работа с профилем:
Логопед: Ребята, посмотрите в зеркала, давайте посмотрим, что делают губы, зубы, язычок, когда мы произносим звук [З].
– Губы в “улыбке”.
– Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи.

– Кончик языка упирается в нижние зубы.
– Посередине языка идет сильная, холодная, воздушная струя.
– Звук [З] – согласный, твердый, обозначаем его фишкой синего цвета.

– Давайте приложим ладошку к горлышку и произнесем звук [З].
– Дрожит ли горлышко при произнесении звука [З]? (Да)
– Если горлышко дрожит, значит, звонкий звук бежит.

– Звук [З] – звонкий.
– Давайте поселим его в королевство звуков. В какое королевство его поселим? (синее)
– Молодцы, верно!

Игра “Поймай звук”

Логопед: Хлопните в ладоши, когда услышите звук [З] (изолированно, в слогах, словах):
– с, з, т, ш, с, ж, з, с, з.
– са, за, то, ша, со, зо, зы, сы.
– забор, санки, зонт, шуба, заяц, цыпленок, зубы, стол.

Игра “Где спрятался звук?”

Работа со “Звукобусом”
Логопед: Ребята, давайте, рассадим картинки со звуком [З] по своим местам в “Звукобус”. (Попросить детей назвать картинки и определить, где живет звук [З] в словах с помощью логопедического пособия “Звукобус”: начало, середина, конец слова)
Картинки: коза, заяц, гнездо, зубы, язык, ваза, мимоза, змея, кузнечик, динозавр, роза, зонт, медуза.

Физкультминутка “Зайка” (с мягкой игрушкой морковкой)

Вверх морковку подними,
На нее ты посмотри, (поднимают вверх)
Вверх-вниз, (поднимают-опускают)
Вправо-влево, (поворачиваются в стороны)

Ай-да, заинька, умелый! (качают головой)
Глазками моргает,
Плечи поднимает – опускает (работает плечами)
Зайчики морковки взяли,
С ними весело плясали. (пляшут)

Знакомство с буквой “Зэ”

Логопед: Ребята, скажите мне, пожалуйста, чем отличаются звуки от букв? Посмотрите на схему-подсказку, давайте, вспомним. (Звуки – мы слышим, произносим, а буквы – пишем и видим)
– На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра “три”.
С. Я. Маршак (Демонстрация буквы З)

Буква З

– Звук [З] на письме мы обозначаем буквой Зэ.

Прописывание буквы З в воздухе, песке, тетрадях

– Давайте, вместе попробуем написать букву З в воздухе, пальчиком напишем ее на песке. И пропишем букву З в тетрадях.

Итог занятия

Логопед: Какой звук и букву мы сегодня изучали на занятии? (Букву З и звук [З])
– Дайте характеристику звуку [З]. (Звук [З] – согласный, твердый, звонкий)
– Молодцы! Вы очень хорошо сегодня поработали.

– Занятие закончено давайте все дружно встанем в круг:
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!

Автоматизация звука (З) в слогах, словах, предложениях – конспект урока

Упражнение «Рассерженная муха»

Муха, когда попадает в сеть паука, жужжит:
«З – з – з …».

Автоматизация звука [з] в прямых слогах
ЗА – ЗА – ЗА – ЗА – ЗА
ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ
ЗО – ЗО – ЗО – ЗО – ЗО
ЗУ – ЗУ – ЗУ – ЗУ – ЗУ

Автоматизация звука [з] в обратных слогах
АЗЗ – ОЗЗ – УЗЗ – ИЗЗ
ЕЗЗ – ЁЗЗ – ЮЗЗ – ЯЗЗ

Автоматизация звука [з] в интервокальных слогах
АЗА – АЗО – АЗУ – АЗЫ
УЗА – УЗО – УЗУ – УЗЫ
ОЗА – ОЗО – ОЗУ – ОЗЫ
ЫЗА – ЫЗО – ЫЗУ – ЫЗЫ

Автоматизация звука [з] в слогах со стечением согласных
ЗНА – ЗНО – ЗНУ – ЗНЫ
ЗМА – ЗМО – ЗМУ – ЗМЫ
ЗВА – ЗВО – ЗВУ – ЗВЫ
ЗДА – ЗДО – ЗДУ – ЗДЫ

Автоматизация звука [з] в словах, звук в начале
ЗА: за-то, за-пад, за-мок, за-вод, за-кон, за-кат, за-пах, за-гон, за-бег, за-пев, за-выть, за-быть, зай-ти, зай-ка, заг-нать, за-бо-та, за-ба-ва, за-те-я, за-ви-ток, за-ку-ток, за-га-дать, за-ду-мать, за-ко-пать, за-ки-дать, за-хо-теть, за-ки-нуть, за-ки-петь, за-тя-нуть, за-о-хать, за-е-хать, за-бе-гать, за-бо-дать, за-инь-ка, за-пон-ка, за-гад-ка, за-вет-ный, за-да-ни-е, за-да-ва-ка, за-би-я-ка, за-го-то-вить, за-го-тов-ка;
ЗО: Зо-я, зонт, зон-тик;
ЗУ: зу-бы, зуб, зу-бок, зуб-ной, зу-бат-ка;
ЗЫ: зыб-кий.

Автоматизация звука [з] в словах, звук в начале, со стечением согласных
Знать, знак, звон, звать, зной, звук, зво-нок, зна-мя, зва-ный, зна-ток, зво-нить, звон-кий, зна-ко-мый, зна-ко-мить.

Автоматизация звука [з] в словах, звук в середине
ЗА: ва-за, ба-за, ко-за, на-зад, фа-зан, ка-зак, ма-зать, е-го-за, ме-ду-за, ми-мо-за, у-ка-зать, на-ка-зать, по-ка-зать, мо-за-и-ка, не-за-буд-ки, у-ка-за-ни-е.
АЗ: наз-вать, аз-бу-ка, наз-ва-ни-е;
ЗО: би-зон, во-зок;
ОЗ: воз-дух;
ЗУ: ве-зу, ма-зут, вни-зу;
ЗЫ: во-зы, та-зы, ко-зы, ва-зы, я-зык, му-зы-ка, му-зы-кант, на-зы-вать;
ИЗ: из-ба, из-гиб, из-мять, из-бы-ток, из-нан-ка, из-да-ни-е.

Автоматизация звука [з] в словах с двумя этими звуками
Завязать, зазвонить, зазнайка, зазывать, замазать, заноза, изъездить

Автоматизация звука [з] в словосочетаниях
Новый зонт, забавный зайка, новые тазы, знакомая музыка, знакомый музыкант, знойный день, звонкий звонок, званый обед, забавный котёнок, заводная коза, Зоина затея, тёмный закуток, зубная нить.

Автоматизация звука [з] в предложениях из 3 слов
У Зои – коза. У Зои – зонт. Зоя покупает азбуку. Зоя загадывает загадки.
Зоин папа – музыкант.

Автоматизация звука [з] в предложениях из 4 слов
Зоя знает много загадок. Зоя опаздывает на занятия. Зоя показывает азбуку зайке. Зоиного зайку зовут Зазнайка. Мама даёт Зое зонтик.

Автоматизация звука [з] в предложениях из 5 слов
Фазаны пьют воду из таза. Тётя Зоя звонит в звонок. Зоя под зонтом пасёт козу. На возу везут много замков. У тёти Зои нет зонта. Зоин зайка забияка и зазнайка. В вазах – мимозы и незабудки.

Автоматизация звука [з] в предложениях из 6 слов
У замка – много незабудок и мимоз.
Мама загадывает Зое загадку о зайке.

Автоматизация звука [з] в чистоговорках
За – за – за, за – за – за здесь привязана коза
Зы – зы – зы, зы – зы – зы мало травки у козы
Зу – зу – зу, зу – зу – зу отвязали мы козу
За – за – за, за – за – за залезает в сад коза
Зу – зу – зу, зу – зу – зу привязали мы козу
За – за – за, за – за – за здесь привязана коза

За – за – за, за – за – за идёт Зоина коза
Зы – зы – зы, зы – зы – зы завиток у той козы
Зу – зу – зу, зу – зу – зу напою водой козу
За – за – за, за – за – за у избы в тени – коза

За – за – за, за – за – за идёт коза, коза – егоза
Зой – зой – зой, зой – зой – зой зайка идёт вместе с козой
Зу – зу – зу, зу – зу – зу Зоя ведёт зайку и козу

Автоматизация звука [з] в стихах
***
Две козы и два бизона
Истоптали все газоны.

***
У Зои – своя коза.
Зовут козу Егоза.
Не знает Зоя покою
С козою своей Егозою.

***
Мама Лизы, мама Зины
Побывали в магазине.
Лизе купили зайку,
А Зине — мозаику.

***
Знает Зоя – иногда
Падает с небес звезда.
Звездопад тех удивит,
Кто, когда темно, не спит.

***
Много у зимы забот:
Выпустить позёмки, вьюги,
Замести везде пути —
Ни заехать, ни зайти.

***
Знает Знайка всё о звёздах –
Он возводит звездолёт.
На закате звездолёт
К звёздному пути пойдёт.
Достигнет заданной звезды
И всем мигнёт из темноты.

***
Забывает медведь о заботах зимой,
Спит он под завывание вьюг.
Снегопады идут и позёмки метут,
А медведь до весны видит сны.

Автоматизация звука [з] в текстах
Звонок
Звенит звонкий звонок. Он зовёт Зою на занятие. У Зои азбука. Она знает много букв.

Заботливая хозяйка
У Зои в загоне коза. Зовут козу Егоза. Зоя заботится о козе. У козы всегда в тазу вода. В знойный день Зоя пасёт козу под зонтом.

Забавные звёзды
На небе засияли звёзды. Зоя и Лиза отодвинули занавеску и залюбова¬лись звёздным небом. Звёзды подми¬гивали им. «Какие забавные звёзды!» — смеялись Лиза и Зоя. — «Так да¬леко от земли, а нас видят!»

Автоматизация звука [з] в скороговорках
В загоне — бизоны, и козы — в загоне.
Не забудет тётя Зоя загадать загадку Зое.
На возах — тазы, у возов — две козы.
У избы – мимозы, у мимозы – козы.
Даёт тётя Зоя Зое зонт от зноя.
Под мимозами козы едят мимозы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: