Автоматизация звука (Ш) в открытом слоге

Автоматизация звука [Ш] в открытом слоге

Конспект логопедического занятия

«Автоматизация звука [Ш] в открытом слоге»

Основное направления развития: познавательно-речевое развитие.

Базовая образовательная область: Коммуникация.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация.

1. Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука «Ш».
2. Продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю.
3. Продолжать учить произносить звук «Ш» в слогах.
4. Упражнять в определении наличие звука в словах.
5. Развивать мелкую моторику, внимание, зрительно моторную координацию, память.
6. Профилактика нарушений зрения.

Картинка «Дорожка», буква «Ш» вырезанная из наждачной бумаги, картинки с изображением «Шар», «Шарф», «Машина», «Банан», «Листья», «Туфли», «море». Листья вырезанные из цветной бумаги, цветочек, игрушка «Змея», картинка с изображением предметов в которых спрятана буква «Ш», карандаш, компьютер, игра «Учимся говорить правильно»,

Оргмомент. Сегодня к нам на занятие придет гость. Но кто это ты узнаешь чуть позже. Прежде чем встретить гостя надо хорошенько размяться. Сделать дыхательную и артикуляционную гимнастику.

1. Сильный ветерок. Сдуй листики лежащие на столе, на край стола.
2. Подуй на Цветочек «Слабым ветерком», затем «Сильным ветерком».

1. Лопатка (Блинчик).

Цель: Выработка умений делать язык широким и удерживать в расслабленном состоянии.

Рот открыт. Губы в улыбки. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Цель: Укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт, губы в улыбке. Движение языка:

– Широкий язык поднимать к носу и опускать к подбородку.
– Широкий язык поднимать к верхней губе, затем опускать к нижний губе.

Цель: Вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, делая движение языка назад — вперед (от зубов к горлу и обратно).

Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к небу(присосать) и со щелчком оторвать.

Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Растягивать подъязычную связку.

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к небу(присосать) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Цель: Укрепить круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.

Зубы сомкнуты. Губами выполнять движения имитируя произнесение звуков и-о-у.

Цель: Укрепить мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.

8. Фокус.(Сдуй перышко с носа.)

Цель: Вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, Учить направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Кончик языка и боковые края подняты, средняя часть спинки языка прогибается к низу. Удерживая в таком положении язык , сдувать ватка или перышко с кончика носа.

1. «Появление змеи». Ребенок слушает музыку «Шипение змеи».

Логопед: «К нам на занятие приползла змея, давай пошипим, как она». — Ш-Ш-Ш-Ш

2. «Разговор со змеей».

Ребенок повторяет слоги за логопедом:

Ша-Ша-Ша
Шо-Шо-Шо
Шу-Шу-Шу
Ши-Ши-Ши
Ше-Ше-Ше
ША-ШО-ШУ
ША-ШИ-ШЕ

3 «Игра договори словечко».

Логопед: «Я буду говорить начало слова , а ты добавляй последний слог Ша или ши».

Логопед: « Давай поможем змейки до полсти до леса».

Ребенок должен провести пальцем по дорожке (картинке на которой нарисована дорожка), и на одном выдохе прошипеть.

5. Игра « Собери листики».

Логопед: «Мы оказались с тобой в лесу. Посмотри сколько много листьев опало. Давай соберем листочки, те на которых изображены картинки в названии которых есть звук Ш».

Шарик, Банан, Шарф, Машина, Листья, Туфли,

6. «Пальчиковая гимнастика». — «Листочки».

Ветер по лесу гулял,(Плавные, волнообразные движения ладонями.)
ветер листики считал:(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Читайте также:
Программа 'Что за прелесть эти сказки'

Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый — резной .
Вот с березки — золотой.
Вот последний лист с осинки ветер бросил на тропинку. (Спокойно укладывают ладони на стол).

7 «Компьютерная игра САМОЛЕТ». «Услышь слоги со звуком Ш».

Цель: развитие фонематического восприятия.

8 « Гимнастика для глаз»

Зажмурь глазки, поморгай.
Движение глаз за змеей:
Вверх-вниз, влево — вправо, близко- далеко.

9. Буква «Ш». «Фотография звука Ш».

Логопед: «Я хочу тебе показать фотографию звука Ш! Это буква Ш. Посмотри на ее, и потрогай.

10. «Найди и обведи букву Ш карандашом».

Ребенок находит букву Ш на картинке, и обводит ее по точкам.

Ты хорошо занимался, и помог змейки! Молодец!

Маханько Наталия Александровна,
учитель-логопед
МАДОУ №18 «Весёлые стрижи»,
г. Домодедово

Автоматизация звука [Ш]
картотека по логопедии (старшая группа)

1. Изолированно произносить звук [Ш]:

Губы в форме «рупора» (округлены и слегка вытянуты, видны верхние и нижние резцы; зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются, язык в форме «чашечки», широкий кончик языка приподнят к передней части нёба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.

Подражание сдувающемуся колесу, шарику и т.п.

Песенка «Змейки» Ш-ш-ш-ш-ш…

2. Повтори прямые слоги.

Ша — ша — ша
шо — шо — шо
шу — шу — шу
шэ — шэ — шэ
ши — ши — ши

3. Повтори обратные слоги.

Аш — аш — аш яш — яш — яш
ош — ош — ош ёш — ёш — ёш
уш — уш — уш юш — юш — юш
эш — эш — эш еш — еш — еш
иш — иш — иш

4. Повтори слоги, где звук Ш находится между гласными.

Аша — ашо — ашу — аши
уша — ушо — ушу — уши
оша — ошо — ошу — оши
иша — ишо — ишу — иши

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

Шта — што — шту- штэ — шты
шка — шко — шку — шкэ- шкы
шма — шмо — шму — шмэ — шмы
шва — шво — шву — швэ — швы
шпа — шпо — шпу — шпэ — шпы
шна — шно — шну — шнэ — шны

6. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

Ашт — ошт — ушт — ышт — ишт — ешт — ёшт — юшт — яшт
ашк — ошк — ушк — ышк — ишк — ешк — ёшк — юшк — яшк

7. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш]:

Ша: шаг, шайба, шахматы, шапка, шахта; шампунь, шампиньон.

Шо, Шё: шов, шёпот.

Шу: шум, шут, шуба, шутка; шутить, шумовка, шутник, шуметь.

Ши: шить, шип, шина; шипы, шитьё, шифон, шипеть, шиповник.

Ше: шея, шесть, шелест; шептать.

Штанга, штаб, штаны, штопка, штопать, штука, штык, шкаф, школа, швы, швед, швея, шпага, шпагат, шпатель, шпиль, шпинат, шпион, шмель, шницель, шлейф, шлем, шлюпка, шляпа.

8. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш] :

Ша: ушанка, мышата, дышать; каша, Маша, Даша, Паша, Наташа, ваша, наша, Яша, Гоша, Антоша, Миша, кушать, вешать.

Шо, Шё: мышонок, мешок, пушок, капюшон, петушок, кукушонок, большой , тушёнка, нашёл, ушёл.

Ши: машина, пушинка, ошибка, ушиб; уши, вышивать, мыши, тишина.

Ше: мишень, ошейник; бушевать.

Пшено, пшённый, ковшик, кувшин, кувшинка.

9. Произносить слова со стечением согласных, выделяя звук [Ш]:

Башня, букашка, пашня, кашка, пташка, башмак, каштан; кошка, окошко, мошка, Тимошка; пушка, подушка, избушка, мушка, кукушка, опушка, квакушка, катушка, бабушка, дедушка, ушки, кадушка; пышка, мышка, донышко, пятнышко; вишня, мишка.

Читайте также:
Речевое развитие детей второго года жизни в условиях дома ребенка

10. Произносить слова, выделяя звук [Ш]:

Ваш, наш, гуашь, душ, тушь, тишь, мякиш, финиш, мышь, камыш, детёныш, ешь, пьёшь, поёшь, идёшь, ландыш; ковш.

11. Заменить в словах первый звук на звук Ш:

12. Заменить в словах последний звук на звук Ш:

13. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением:

14. Ответить на вопросы, отчетливо произнося звук Ш:

Каша из пшена какая?

Сок из вишни какой?

Слон не маленький, а какой?

Компот из груш какой?

Конфеты из шоколада какие?

Шоссе не узкое, а какое?

Шапка из шерсти какая?

15. Проговаривать слова с двумя звуками [Ш]:

Шишки, штанишки, шашки, шипишь, шутишь, пишешь, шьёшь, шумишь.

16. Образовать родственные слова:

мышь – (мышонок, мышата, мышиный, мышка…)

лягушка – (лягушонок, лягушата, лягушиный, лягушатник…)

17. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Ш]:

Дедушкины шахматы вишнёвый компот

новая подушка тихий шаг

швейная машинка пшённая каша

шумные пташки двойной шов

дубовый шкаф бабушкина шуба

пуховая шапка новая ушанка

18. Игра «Сосчитай до 5»:

19. Повтори предложения.

Три слова: У Маши шуба. У Яши машина. У Даши шахматы. Бабушка вышивает петушка. Маша кушает тушёнку. Камыши шумят тихо. Наташа пишет тушью.

Четыре слова: У Яти пшённая каша. Бабушка шьёт штанишки Яше. Маша пьёт вишнёвый компот. У Яшиной машины шины. Мишутка дует на пушинки. Наташа вешает шубу в

шкаф. На опушке кукует кукушка. Пшённая каша из пшена.

Пять слов: У кошки ушки на макушке. Дома у Яши мешок каштанов. На опушке мушки и квакушки. Шапка да шубка вот и Мишутка. Паша катает мишку на машине. Мама шьёт на швейной машинке.

Шесть слов: Мама мышь и мышата едят шпинат. У Паши и Даши мышонок Пушок. У мышки — мышата, у кошки котята.

20. Послушать предложение, найти и исправить ошибки:

Письмо пишет дедушку.

Наша мышка поймала кошку.

Катушка ниток купила бабушку.

Камешек нашел Пашу.

На шубу вешают вешалку.

Камыши сидят в лягушке.

Ландыши нашли Наташу.

В картошку положили мешок.

21. Проговаривать тексты:

Ландыши.

Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей – и домой. Хороши ландыши.

22. Проговаривать чистоговорки:

Кот Шалун сидит на шторе,

Потому что Маша в школе.

Будет Маша после школы

Штопать шелковые шторы.

Петя, Петя, петушок,

Дам тебе пшена мешок,

Дам воды немножко,

Подойди к окошку.

Мышонку шепчет мышь:

– Ты все шумишь, шумишь!

Мышонок шепчет мыши:

– Шуметь я буду тише.

Кукушка кукушонку шьет капюшон,

Наденет кукушонок капюшон –

Как в капюшоне он смешон!

Кошка с кошелкой по улице шла.

Что же в кошелке кошка несла?

Чтоб бегать по лужам

23. Проговаривать скороговорки:

У нашего Мишки в мешке шишки.

Кукушка кукушонку купит капюшон.

Пышная подушка у Мишки под ушком.

На окошке кот Тимошка.

  1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. – М., 1999.
  2. Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей. – М., 2007.
  3. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей. – М., 2006.
  5. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. – М., 2008.
  6. Куликовская Т.А. Забавные чистоговорки. – М., 1999.
  7. Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб., 2010.
  8. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М., 2011.
  9. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. – М., 2007.
  10. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. – М., 1995.
Читайте также:
Конспект занятия: Составление рассказа-описания

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо.

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа “Открытые ворота”.

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С – З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности.

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях.

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях.

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [з] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [з] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [з] в слогах, словах, предложениях.

Речевой материал для автоматизации звука [ш]

Екатерина Евгеньевна Рыжкова
Речевой материал для автоматизации звука [ш]

Автоматизация звука Ш в слогах и словах.

1. Произносить слоги.

яш – ёш – юш – иш – еш

еш – иш – юш – ёш – яш

2. Произносить слова.

Аш: ваш, наш, башня, пашня, чашка, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, башмак, башлык, кашне, каштан.

Ош: кошка, мошка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка.

Уш: душ, ушки, мушка, пушка, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка, ушли, петушки, бабушка, дедушка, Аленушка, Буренушка, пушнина, тушканчик.

Ыш,яш: вышка, мышка, пышка, крышка, малышка, мартышка, покрышка, камыш, малыш, Яшка, бляшка, гуляш. Ёш, ёшь: даешь, льешь, пьешь, поешь, трешь, берешь, Алешка, лепешка, рыбешка, матрешка, поварешка.

Еш, ешь, иш,ишь: пешка, орешки, вешний, внешний, поешь, Бишка, вишня, мишка, лишний, парнишка, кричишь, молчишь, ландыш, детеныш, донышко, перышко, пятнышко, бревнышко, брюшко, полюшко, мякиш, финиш, даришь, валишь, делишь, пилишь.

II. Автоматизация звука Ш в открытом слоге.

1. Произносить слоги.

ша – шо – шу ши – ше – ша

шо – шу – ша шу – ши – ша

шу – шо – ша ше – ши – шо

2. Произносить слова.

С ударными слогами.

Ша: шаг, шар, шарф, шайба, шапка, шахта, мышата, большая, ушанка, мешать, решать, дышать, лошадка, шахматы, лапша.

Шо, шё: шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ремешок, гребешок, большой, мышонок, шел, шелк, шепот, ушел, нашел, пришел, вошел.

Ши: ширь, шило, шина, шить, ширма, дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, шили, решили.

Читайте также:
Артикуляционная гимнастика как средство развития звуковой культуры речи

Шу,ше: шум, шут, шуба, шутка, мишутка, дышу, ношу, тушу, прошу, шея, мишень, ошейник, решение.

С безударными слогами.

Ша: ваша, наша, каша, крыша, Даша, Маша, Леша, Паша, Миша, Алеша, Наташа, Андрюша.

Шу,ши: шуруп, шутить, чешуя, шинель, шипеть, широкий, шиповник, уши, мыши, калоши, ландыши, хороший, горошина, младший, тишина.

Со стечением согласных в слоге.

Швея, швы, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкурка, шла, шлак, шланг, шлем, шли, шлюпка, шляпа, шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпагат, шпион, шпиль, штаб, штамп, штопать, штора, штопор, штука, штурвал, штык.

III. Автоматизация звука “Ш”

Ша – ударный слог, начало слова.

Шаг, шар, шах, шаль, шарф, шарм, шапка, шайба, шавка, шайка, шахта, шарик, шахматы

Ша – безударный слог, начало слова.

Шале, шасси, шатёр, шакал, шаман, шалун, шатен, шатун, шахтер, шарнир, шалфей, шафран, шайтан, шаблон, шампунь, шампур, шапито, шарада, шаланда, шарлотка, шарманка, шаромыга, шарабан, шарлатан, шалопай, шалопут, шапокляк, шагомер, шаровары, шампиньон, шансонье, шотландка, шоссе, шофёр, шальной, шаткий.

Ша – ударный слог, середина слова.

Душа, лапша, левша, падишах, брудершафт, мешалка.

Мешать, утешать, дышать, решать, лишать, внушать, нарушать, повышать, оплошать, украшать, превышать, приглашать, предвкушать, потешать.

Ша – безударный слог, середина слова.

Каша, ноша, ниша, туша, афиша, груша, крыша, клуша, вруша, гейша, галоша, копуша, ратуша, пороша, юноша, депеша, горбуша, клавиша, дорогуша, кликуша, волокуша, генеральша, адмиральша, лошадь, кашалот, эшафот, вешалка, ошалелый.

Ше – ударный слог, начало слова.

Шея, шеф, шейх, шейк, шельф, шельма.

Ше – безударный слог, начало слова.

Шериф, шелуха, шедевр, шевелюра, шеренга, шелковица, шепелявить, шептать, шевелить.

Ше – ударный слог, середина слога.

Клише, атташе, утешение, внушение, решение, отношение, украшение, нарушение, приглашение, уменьшение, прошение, покушение, произношение, приношение, предвкушение, крушение, лишение, Мишень, вермишель, дюшес, планшет, ошейник, кушетка, перешеек, мошенник.

Ше – безударный слог, середина слова.

Выше, тише, меньше, больше, дальше, дольше, раньше.

Кашель, поршень, пешеход, барашек, колышек, горошек, излишек, душенька.

Ши – ударный слог, начало слова.

Шик, шип, ширь, шифр, шило, шина, ширма, шифер, шиллинг, шиворот, шить, шикать.

Ши – безударный слог, начало слова.

Шинель, шиньон, шифон, широта, ширина, шиповник, шипучка, шифровка, шифоньер, шипение, шикарный.

IV. Автоматизация звука “Ш”

1. Ши – ударный слог, середина слова.

Машина, вершина, крушина, пушинка, ушиб, ошибка, глушитель, нарушитель, огнетушитель, потрошитель, дебошир, плешивый, паршивый.

Решить, лишить, грешить, внушить, ворошить, тормошить, крушить, крошить, оглушить, подшить, мельтешить, вершить.

Ши – безударный слог, середина слова.

Вышина, тишина, отдушина, горошина, гамаши, галоши, проплешина, добродушие, равнодушие, великодушие, малодушие, нарушить, опешить, облапошить.

Шо (шё) – ударный слог, начало и середина слова.

Шок, пушок, горшок, порошок, вершок, гребешок, корнишон, крюшон, капюшон, мышонок, лягушонок, кукушонок.

Шу – ударный слог, начало слова.

Шут, шум, шуба, шутка, шулер, шурин, шуры-муры.

Шу – безударный слог, начало и середина слова.

Шумеры, шумиха, шуруп, шумовка, шурум-бурум, шутить, шуметь.

2. Аш-яш – ударный слог.

Лаваш, гуашь, карандаш, ералаш.

Букашка, ромашка, кашка, рубашка, мордашка, промокашка, мурашка, плашка, пташка, монашка, пятнашки. Башня, пашня.

Деревяшка, кудряшка, неваляшка, тельняшка.

Аш – безударный слог.

Башмак, кашпо, кошмар.

Ош-ёш – ударный слог.

Грош, вошь, брошь, клёш.

Кошка, мошка, крошка, брошка, плошка, гармошка, окрошка, картошка, оплошка, морошка, окошко.

Лепёшка, матрёшка, трёшка, поварёшка.

Еш – ударный слог.

Пешка, решка, головешка.

3. Уш–юш – ударный слог.

Душ, тушь, глушь, плюш.

Душка, мушка, пушка, опушка, макушка, кадушка, ракушка, катушка, подушка, кукушка, побрякушка, кормушка, хлопушка, игрушка, дурнушка, теплушка, ватрушка, пампушка, галушка, горбушка, ловушка, пирушка, петрушка, волнушка, хохотушка, пивнушка, болтушка, вертушка, лягушка, деревушка, гнилушка, погремушка, врушка, побирушка, колотушка, верхушка.

Клюшка, плюшка, хрюшка, рюшка, индюшка, финтифлюшка.

V. Автоматизация звука “Ш”

Уш – безударный слог.

Читайте также:
Сказкотерапия в коррекции нарушений речи

Бабушка, дедушка, голубушка, головушка, девушка, Золушка.

Иш-ыш – ударный слог.

Мышь, камыш, малыш, глупыш, ландыш, проигрыш, перевертыш, детёныш, змееныш, пышный, никудышный.

Мышка, пышка, вышка, крышка, малышка, ледышка, худышка, мартышка, передышка, коротышка.

Фишка, манишка, мальчишка, парнишка, братишка, воришка, лгунишка, плутишка.

Иш-ыш – безударный слог.

Финиш, дервиш, мякиш, кукиш.

Боярышник, зёрнышко, барышня, мышьяк, выигрыш, проигрыш.

Звук Ш в начале слова со стечением согласных

Швабра, швейцар, швея, швед, швартовка.

Шкала, шкаф, шкатулка, школа, шкура, шквал, шкварка, шкипер.

Шланг, шлак, шлагбаум, аншлаг, шлейф, шлем, шлепок, шляпа, шлифовка, шлюпка, шлягер.

Шпага, шпатель, шпагат, шпоры, шпулька, шпана, шпала, шприц, шпроты, шпинат, шпион, шпиль, шпилька, шпингалет.

Штопка, штопор, штора, штурвал, штука, штукатурка, штат, штаб, штамп, штанга, штапель, штабель, шторм, штурм, штурман, штык, штраф, штиль, штифт, штрих.

Шрам, шрифт, маршрут.

Автоматизация звука Ш в сложных словах

Шалаш, шабаш, шашки, шишки, шиншилла, шершень, шашлык, кишмиш, штанишки, шалунишка, шарашка, шушера, шантаж, шарж.

Шипишь, шумишь, шутишь, шьёшь, шалишь, шагаешь, крушишь, решаешь, пишешь.

Задания для автоматизации звука [Р] Закрепление звука [Р] в обратных слогах: АР – ОР – УР УР – ЫР – ЕР ИР – ЕР – ОР ЯР – ЁР – ЮР ЯР – ЮР – ИР ЮР – ЯР – УР – в обратных слогах.

Дидактические игры для автоматизации звука [С] Дидактические игры для автоматизации звука [С]. Возраст детей: 4-7 лет. Игровые задачи: – пройти по дорожкам-линиям; – правильно произнести.

Игры для автоматизации звука [Л] Автоматизация звука «Л» Повтори слоговые цепочки. Кла-пла-гла; клау-плау-глау; клак-плак-глак; клав-плав-глав; клам-плам-гаам. Проговори.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] «Дорога для Маши» Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] «Дорога для Маши» Описание материала: Предлагаю вам конспект.

Лэпбук «У Шипелочки в гостях» для автоматизации звука [Ш] у детей старшего дошкольного возраста Лэпбук «У Шипелочки в гостях»[/b] Лэпбук «У Шипелочки в гостях»- это учебно-дидактическое пособие, которое является интересным материалом.

Материалы для автоматизации сонорных звуков. Конспект занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука [Р]» Конспект занятия по звукопроизношению Тема: “Автоматизация звука [Р]” Цели: Коррекционно-образовательные: – Дать детям понятие о механизме.

НОД для детей старшей группы с ОНР по автоматизации звука [ш] «Помогаем Мише» Цель: Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях. Задачи: 1. Закрепить навыки четкого произношения звука [ш]. 2. Способствовать формированию.

Памятка для родителей «Приемы автоматизации звука [Р] в домашних условиях» Памятка для родителей «Приемы автоматизации звука [р] в домашних условиях» Кнопочки Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым.

Речевой материал для автоматизации звуков [Р] и [Р’] у детей дошкольного возраста АВТОМАТИЗАЦИЯ Р и РЬ у дошкольников. [Р, Р’] ИГРА У Юры ракета. У Раи ракетки. Утром Юра и Рая играют с ракетой. Ракетой правит Юра, а Рая.

В помощь логопеду. Речевой практический материал Практический опыт доказывает, что устранять дефекты звукопроизношения у детей желательно в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте.

Автоматизация звука (Ш) в открытом слоге

Разработала учитель – логопед

Некрасова Надежда Павловна

1. Изолированно произносить звук [Ш]:

Губы в форме «рупора» (округлены и слегка вытянуты, видны верхние и нижние резцы; зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются, язык в форме «чашечки», широкий кончик языка приподнят к передней части нёба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.

Подражание сдувающемуся колесу, шарику и т.п.

2. Автоматизация в слогах:

При произнесении слогов выделяем звук [Ш], произносим его более длительно

3. Автоматизация в сочетаниях слогов:

При произнесении выделяем звук [Ш], произносим его более длительно.

Ша – шо – шу – ши – ше
Ши – ша – шо – шу – ше
Шо – ша – шу – ши – ше
Ше – ша – шо – ши – шу
Шу – ша – шо – ши – ше

Читайте также:
Дифференциация звуков (С) – (Ш) в слогах, словах и в предложении

4. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш]:

Ша: шаг, шайба, шахматы, шапка, шахта; шампунь, шампиньон.

Шо, Шё: шов, шёпот.

Шу: шум, шут, шуба, шутка; шутить, шумовка, шутник, шуметь.

Ши: шить, шип, шина; шипы, шитьё, шифон, шипеть, шиповник.

Ше: шея, шесть, шелест; шептать.

Штанга, штаб, штаны, штопка, штопать, штука, штык, шкаф, школа, швы, швед, швея, шпага, шпагат, шпатель, шпиль, шпинат, шпион, шмель, шницель, шлейф, шлем, шлюпка, шляпа.

5. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш] :

Ша: ушанка, мышата, дышать; каша, Маша, Даша, Паша, Наташа, ваша, наша, Яша, Гоша, Антоша, Миша, кушать, вешать.

Шо, Шё: мышонок, мешок, пушок, капюшон, петушок, кукушонок, большой , тушёнка, нашёл, ушёл.

Ши: машина, пушинка, ошибка, ушиб; уши, вышивать, мыши, тишина.

Ше: мишень, ошейник; бушевать.

Пшено, пшённый, ковшик, кувшин, кувшинка.

6. Произносить слова со стечением согласных, выделяя звук [Ш]:

Башня, букашка, пашня, кашка, пташка, башмак, каштан; кошка, окошко, мошка, Тимошка; пушка, подушка, избушка, мушка, кукушка, опушка, квакушка, катушка, бабушка, дедушка, ушки, кадушка; пышка, мышка, донышко, пятнышко; вишня, мишка.

7. Произносить слова, выделяя звук [Ш]:

Ваш, наш, гуашь, душ, тушь, тишь, мякиш, финиш, мышь, камыш, детёныш, ешь, пьёшь, поёшь, идёшь, ландыш; ковш.

8. Заменить в словах первый звук на звук Ш:

9. Заменить в словах последний звук на звук Ш:

10. Игра на автоматизацию звука [Ш] в словах:

Инструкция: фишка стоит на букве Ш; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо. какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Ш].

11. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением:

12. Ответить на вопросы, отчетливо произнося звук Ш:

Каша из пшена какая?

Сок из вишни какой?

Слон не маленький, а какой?

Компот из груш какой?

Конфеты из шоколада какие?

Шоссе не узкое, а какое?

Шапка из шерсти какая?

13. ДИ «Волшебный куб»:

В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ш]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ш] в названии выпавшей картинки.

14. Проговаривать слова с двумя звуками [Ш]:

Шишки, штанишки, шашки, шипишь, шутишь, пишешь, шьёшь, шумишь.

15. ДИ «Ромашка»:

Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ш].

16. Образовать родственные слова:

мышь – (мышонок, мышата, мышиный, мышка…)

лягушка – (лягушонок, лягушата, лягушиный, лягушатник…)

17. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Ш]:

Дедушкины шахматы вишнёвый компот

новая подушка тихий шаг

швейная машинка пшённая каша

шумные пташки двойной шов

дубовый шкаф бабушкина шуба

пуховая шапка новая ушанка

18. ДИ «Сосчитай до 5»:

19. Проговаривать предложения:

Предложения проговаривать по блокам (первый абзац, после того как все хорошо произнесено – второй абзац и т. д.)

У Маши шуба. У Яши машина. У Антоши шапка. У Даши шахматы. Бабушка вышивает петушка. Маша кушает тушёнку. Камыши шумят тихо. Наташа пишет тушью. У Яши пшённая каша. Бабушка шьёт штанишки Яше. Маша пьёт вишнёвый компот. У Яшиной машины шины. Мишутка дует на пушинки. Наташа вешает шубу в шкаф. На опушке кукует кукушка. Пшённая каша из пшена.

У кошки ушки на макушке. Дома у Яши мешок каштанов. На опушке мушки и квакушки. Шапка да шубка – вот и Мишутка. Паша катает мишку на машине. Мама шьёт на швейной машинке. Мама-мышь и мышата едят шпинат. У Паши и Даши мышонок Пушок. У мышки – мышата, у кошки – котята.

Читайте также:
Конспект ндивидуального логопедического занятия по автоматизации звука (Р)

Шахматы и шашки у Даши в шкафу. Наша Даша под душем моет шею и уши. Дедушка и Яша едят пшённую кашу. У Антоши – машинка, а у папы – машина. Бабушка и мама готовят пышки. Наши шапки и шубы в дубовом шкафу. Паша едет на машине к дедушке и бабушке.

20. Послушать предложение, найти и исправить ошибки:

Письмо пишет дедушку.

Наша мышка поймала кошку.

Катушка ниток купила бабушку.

Камешек нашел Пашу.

На шубу вешают вешалку.

Камыши сидят в лягушке.

Ландыши нашли Наташу.

В картошку положили мешок.

21. Проговаривать тексты:

Ландыши.

Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей – и домой. Хороши ландыши.

22. Проговаривать чистоговорки:

Кот Шалун сидит на шторе,

Потому что Маша в школе.

Будет Маша после школы

Штопать шелковые шторы.

Петя, Петя, петушок,

Дам тебе пшена мешок,

Дам воды немножко,

Подойди к окошку.

Мышонку шепчет мышь:

– Ты все шумишь, шумишь!

Мышонок шепчет мыши:

– Шуметь я буду тише.

Кукушка кукушонку шьет капюшон,

Наденет кукушонок капюшон –

Как в капюшоне он смешон!

Кошка с кошелкой по улице шла.

Что же в кошелке кошка несла?

Чтоб бегать по лужам

23. Проговаривать скороговорки:

У нашего Мишки в мешке шишки.

Кукушка кукушонку купит капюшон.

Пышная подушка у Мишки под ушком.

На окошке кот Тимошка.

  1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. – М., 1999.
  2. Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей. – М., 2007.
  3. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей. – М., 2006.
  5. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. – М., 2008.
  6. Куликовская Т.А. Забавные чистоговорки. – М., 1999.
  7. Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб., 2010.
  8. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М., 2011.
  9. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. – М., 2007.
  10. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. – М., 1995.

Автоматизация звука [Ш]

1) Произносить (читать) слова Ш__ТА, Ш__ТО, Ш__ТУ, Ш__ТЫ, Ш__ТЭ

Звук [Ш] произносится длительно

2) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [Ш] в начале

Образец: ш__ляпа, ш__тука

3) Произносить (читать) слоги Ш__А, Ш__О, Ш__Ё, Ш__У, Ш__И, Ш__Е

Звук [Ш] произносится длительно

4) Произносить (читать) слова со звуком [Ш] в начале слова

5) Произносить (читать) слова со звуком [Ш] в середине

6) Произносить (читать) слоги АШ__, ОШ__, УШ__, ЫШ__, ЭШ__, ИШ__, ЕШ__, ЁШ__, ЮШ__, ЯШ__

Звук [Ш] произносится длительно

7) Произносить (читать) слова со звуком [Ш] в конце

Образец: ваш__, камыш__.

8) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [Ш] в середине

9) Произносить (читать) словосочетания

  • Наша школа.
  • Швейная машинка.
  • Шумные шалуны.
  • Шёлковая шаль.
  • Дашина шапка.
  • Шелуха шиповника.
  • Шутник Мишутка.
  • Шумят камыши.
  • Шпиль башни.
  • Ковш каши.
  • Тушёный шпинат.
  • Шитьё шинели.
  • Наш душ.
  • Пышная плюшка.
  • Душистые ландыши.
  • Наша бабушка.
  • Наш дедушка.
  • Шипы шиповника.
  • Наташины калоши.
  • Большой шмель.
  • Шины для машины.
  • Катушка шёлка.
  • Пшённая каша.
  • Шёлковая штопка.
  • Пушистая шапка.

10) Проспрягать предложения

  • Я мешаю пшенную кашу.
  • Я шью на швейной машинке.
  • Я вешаю шубу и шапку на вешалку.
  • Я кушаю шоколад.
  • Ты кушаешь шоколад.
  • Он (она) кушает шоколад.
  • Мы кушаем шоколад.
  • Вы кушаете шоколад.
  • Они кушают шоколад.

11) Произносить (читать) предложения.

  • Алеша пошел в школу.
  • Даша шьёт на швейной машинке.
  • У бабушки шёлковая шаль.
  • Лушина шапка упала под вешалку.
  • Наташа и Маша нашли ландыши.
  • В Машиной шкатулке шпульки и катушки.
  • Даша пришила Паше вешалке на шинель.
  • Алёша нашёл волнушки и шампиньоны.
  • Малыши нашли большую шишку.
  • Дедушка купил Алёше шахматы.
  • У кошки ушки на макушке.
  • Вот чашка и кашка, лепёшка и ложка.
  • Маша вышла на опушку и увидела кукушку.
  • Бабушка и Алёнушка пошли гулять, воздухом дышать.
  • Две лягушки-квакушки пошумели на опушке.
  • Нюшка отдохнула на опушке и пошла дальше.
  • Паша и Наташа кушали пшённую кашу.
Читайте также:
Одежда, Обувь - рекомендации логопеда для родителей

12) Произносить (читать) чистоговорки

  • Шила в мешке не утаишь.
  • Я по камушкам пошёл, шубу шелковую нашёл.
  • Пыхтит как пышка наш пухлый Мишка.
  • Шапка да шуба – вот наш Мишутка.
  • Метил в лукошко – попал в окошко.
  • Шла кошка у кошки лукошко.
  • Шапкой Мишка шишки сшиб, получил на лбу ушиб.
  • В шалаше шесть шалунов.

13) Произносить (читать) и пересказывать текст

Пушок – шалун

Был у Даши кот Пушок. Ушла Даша в школу, а Пушок её дома поджидал. Днём вошла Даша в дом и ахнула! На полу валялись и бабушкина шаль, и папина шапка – ушанка. А мамины шлёпанцы лежали в её шляпе, на шкафу! Кот – шалун сидел под вешалкой и шевелил ушами.

14) Произносить (читать) стихотворения

На окошке
Крошку-мошку
Ловко ловит
Лапой кошка

Маша кашу не доела,
Маше каша надоела.
Маша, кашу доедай,
Маме не надоедай.

Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!

Петушок, петушок!
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано поёшь,
Детям спать не даёшь!

Пушок

Что ты так, Пушок, шипишь?
Не большой ты, а малыш.
Слышишь шорох? Даже мышь
Поняла, что ты глупыш.

15) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Шум и гомон на опушке,
Пляшут шмель и мошки,
Шаловливые лягушки
Не жалеют ножки.

Пляшет мишка от души,
Пляшут даже кошки,
А мышата – малыши
Хлопают в ладошки.

Автоматизация звука Ш

Начинаем автоматизацию звука в словах только после того, как ребенок четко произносит изолированный звук и может правильно произносить его в слогах. Называем слова, выделяя голосом автоматизируемый звук.

Слова произносим не торопясь, четко проговаривая их. Желательно повторить одно и то же слово 2-3 раза.

Артикуляция звука [ш]:

– губы округлены и выдвинуты вперёд;

– язык в форме «чашечки» поднят вверх к «бугорочкам» за верхними зубами;

– боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;

– воздух идёт тёплый (проверить рукой).

Произносить звук [ш] изолированно (перед зеркалом): Ш. Ш. Ш.

Следим за тем, чтобы щёки при произношении звука не надувались!

Затем начинаем автоматизацию звук Ш в слогах.

Повторяем слоги: ША. ШО. ШУ. ШИ. ШЭ

АШ. ОШ. УШ. ИШ. ЫШ. ЕШ.

Повторяем слоговые цепочки:

ша – шо – шу – ши ша – шу – ши – шо

ша – шо – ша – шу ши – ша – шу – ши

аш – ош – уш – ыш яш – ёш – юш – иш – еш

аш – яш – уш – юш яш – ёш – юш – уш

Упражнение «Доскажи слово» – скажи «ши»

каранда- гру- кры- малы-

Упражнение «Доскажи слово» – скажи «ша»

Гри- гру- кры- ни- лап-

Упражнение «Доскажи слово» – скажи «шка»

лягу- бабу- деду- игру-

Следующий этап автоматизации – звук в слове (различная позиция)

а) в начале слова:

Шаг шахта шайба шавка шакал шалить

шахтёр шапка шарф шампунь шаль шашки

Шить шина шило шиповник шишка шипеть

Шутка шутит шум шуба шут шуруп

Читайте также:
Перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия у детей с нарушениями речи (cтаршая группа)

Шёлк шёпот шеф шкаф школа шляпа шланг

шлем штиль шпион штука шкаф штаб

шкала швабра швед швея швы шнурок

шалаш, шалишь, шумишь, шипишь, шутишь, шьёшь, шашки, шишки, шашлык, шершень, шершавый.

После того как звук будет автоматизирован в слове, можно начать автоматизацию звука в словосочетаниях.

Повторить словосочетания:

школьник в школе шёлковый шарф

шапка в шкафу шахтёр в шахте

шампунь с шалфеем шершавые шишки

Звук Ш в начале слова в ряду слов

Перечень слов: шина, шар, шиповник, шнур,
шуба, шахматы, шампур.

Перечень слов: шайба, шарф, шезлонг, шалун,
шершень, шоколад, шампунь.

б) в середине слова:

наша каша ниша мыши ушиб ваша

пишу дышу гашу ношу машу тушу

мешок пушок нашёл вошёл пошёл леший

петушок мышонок вешалка лошадка кувшинка лягушонок

уши мыши груши галоши малыши карандаши

мышка кушетка мышеловка башлык рубашка

кошка лягушка кукушка бабушка пушка

мешки башмаки каштаны башня Пушок

игрушка душно подошва

Упражнение “Послушай, запомни, повтори”

Вышка – мышка – пышка

Петушок – ремешок – гребешок

Шина – машина- крушина

Подушка – лягушка – ватрушка

Малышка – мартышка – покрышка

Ладошка – окрошка – картошка

Матрешка – рыбешка – лепешка

Повторить словосочетания:

каша из пшена большой мешок

шуба на вешалке шалаш из камыша.

в плошке кашка каштаны в шкатулке

каша для кошки большая подушка

Звук Ш в середине слова в ряду слов

Перечень слов: Кошка, подушка, пушка, девчушка,
ложка, матрешка, лягушка, катушка.

в) в конце слов:

ваш наш душ тушь мышь тишь

камыш малыш голыш гуляш финиш мякиш ландыш

пьёшь идёшь поёшь даёшь льёшь поёшь

видишь пилишь купишь копишь валишь делишь

шьёшь пишешь шалишь шумишь мешаешь пляшешь

Звук Ш в конце слова в ряду слов

Перечень слов: ландыш, ковш, камыш, шалаш,
мышь, малыш, душ, карандаш.

Звук Ш в различных позициях в ряду слов

Перечень слов: Шляпа, машина, дедушка, книжки,
нож, петушок, мышка, штанишки.
(звук ж в словах оглушается и произносится как звук Ш)

Перечень слов: Груша, домишко, малышка, рубашка.
Шапка, лошадка, коровушка, чашка.

Следующий этап – автоматизация звука Ш в предложениях и текстах.

Упражнение «Павлушкины игрушки». Послушай стихотворение, ответь на вопросы по тексту. Расскажи, какие игрушки были у Павлушки.

Мама купила Павлушке игрушки,

Эти игрушки любит Павлушка.

Кукла-малышка и плюшевый мишка,

Желтый домишко для кулы и мишки.

Шумная пушка оглушит ушко,

Потешный котишка – шалун и плутишка,

Вот неваляшка – шатун и дурашка,

Вот черепашка – большая рубашка,

Лошадка-игрушка катает Павлушку,

Матрешка-игрушка прячет подружку,

Вот кошка Машка, кошка-милашка,

Игрушка-рыбешка ныряет немножко.

Иванушка пляшет да ручками машет,

Машина для мишки и куклы-малышки.

Игра «Угадай, что в мешке?»

Предметы: мишка, карандаш, шарик, камешек, шнурок, лягушка, губная гармошка, мышка, погремушка и др.

Упражнение «Шура и Даша».

Взрослый говорит за Шуру, ребёнок за Дашу, затем наоборот.

Буклет по подготовке к Обучению грамоте детей дошкольного возраста (5–7 лет)

Наталья Федотова
Буклет по подготовке к Обучению грамоте детей дошкольного возраста (5–7 лет)

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

– сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих[С,СЬ,З,ЗЬ,Ц], шипящих [Ш,Щ,Ч,Щ], соноров [Л,ЛЬ,Р,РЬ]);

– сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка[С-Ш], [З-Ж], [Л-Р];

– готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;

– знакомство с терминами: “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

– умение работать со схемой слога, слова, предложения.

Читайте также:
Звук и буква Ц - конспект

гласный звук (красный квадрат)

согласный твердый звук (синий квадрат)

согласный мягкий звук (зеленый квадрат)

согласный твердый звонкий

согласный мягкий звонкий

Звуковая схема слова

слог (желтым цветом)

слоговая схема слова

Игра «Поймай звук»

Взрослый говорит сначала звуки (а, у, м, а, слоги (ам, ут, та, слова (альбом, стол, кукла) ребенок должен хлопнуть или подпрыгнуть т. е. поймать звук А.

Игра «Определи первый звук в слове»

Взрослый говорит слова или показывает картинки, выбрать и показать тот предмет, название которого начинается с этого же звука

– со звука «а» (арбуз, апельсин, ананас, автомобиль, автобус);

– со звука «л» (лук, лодка, лошадь, луна, ландыш, ласточка).

Игра «Определи последний звук в слове»

Предлагается определить последний звук в слове «нос», «малыш» выбрать и показать тот предмет, название которого заканчивается этим же звуком

– звуком «с» (нос, насос, пылесос, автобус, пёс);

– звуком «ш» (мышь, малыш, шалаш, душ, брошь, ландыш).

Игра «Определи позицию звука в слове»

Предлагается определить позицию звука «Р» в словах и показать соответствующую карточку.Слова: помидор, мухомор, радуга, заноза, ворона, ромашка, раствор.

Игра «Цепочка слов»

Взрослый или ребенок начинает игру с любого слова. Следующий игрок должен придумать слова на последний звук предыдущего слова. Мама – альбом-машина…

Игра «Собери бусы» (квадраты)

У ребенка «бусины» (квадраты) красного и синего цвета, предлагается определить гласный или твердый согласный звук прозвучал и обозначить его соответствующим цветом.Звуки: «а», «в», «у»

Игра «Звуковой мячик

Взрослый называет твёрдый согласный звук, а ребенок назовёт его мягкий вариант, т. е. найдёте пару (наоборот).

Звуковой анализ слов

– Совместный звуковой анализ слова «лук»;

– Самостоятельное выполнение звукового анализа слов. Можно с буквами и звуками или только звуки.

Подбери слова по схеме

Ребенку предлагается схема звукового анализа слова, необходимо выбрать слово, которое соответствует данной схеме; придумать слово, соответствующее данной схеме.

Игры – Слоги и слова.

Деление слов на слоги. Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных столько и слогов.

Игра «Посели слово в домик»

У ребенка картинка предлагается определить количество слогов в словах, изображённых на картинках и «заселить» эти слова в соответствующие домики. Одноэтажный дом – один слог, двухэтажный – два слога…

Игра «Подбери слово»

Ребенку предлагаются домики: одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный, четырехэтажный. Нужно найти соответствующее слово или картинку.

Игра «Назови живые слова»

Ребенок называет слова которые отвечают: на вопрос кто? (одушевленные существительные)

Игра «Назови неживые слова»

Ребенок называет слова которые отвечают: на вопрос что? (неодушевленные существительные)

Игра «Назови слова действия»

Ребенок называет слова которые отвечают: на вопрос что делать? (глаголы)

Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

Составить предложение по опорной картине из 2,3,4,5 слов.

Составление предложений по графической схеме (индивидуально)

Перед каждым – графическая схема предложения – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме.

Составление графической схемы предложения

Составила:учитель-логопед: Федотова НИ

Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе» ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку,.

Рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста К моменту поступления в школу ребенок должен: – правильно произносить и хорошо различать все звуки речи на слух (сформированность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: