Автоматизация звука Ш – открытое занятие по логопедии

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука Ш

Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия по автоматизации звука [Ш] для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Данный материал будет полезен учителям-логопедам детских садов. Этот конспект для этапа автоматизации звука в слогах, словах, предложениях и стихотворениях. Форма проведения: индивидуальное занятие.
Оборудование: кукла Маша, коробочка, предметные картинки со звуком [Ш], картинки с заданиями, иллюстрации к стихотворениям.
Цель: автоматизация звука [Ш]
Задачи:
а) коррекционная: вырабатывать четкие и дифференцированные движения артикуляционного аппарата; учить произносить звук [Ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях, стихотворениях; уточнить акустический и произносительный образ звука [Ш],
б) развивающая: развивать фонематические процессы, память, внимание, моторику; совершенствовать лексико-грамматические категории;
в) воспитательная: воспитывать желание помогать другу, желание красиво и правильно говорить, формировать положительную мотивацию на занятии.

Ход занятия:
I. Организационный момент.

– По пути сюда я встретила куклу Маша. Она забыла дорогу домой. Давай проводим ее домой к маме? Хорошо, я как раз знаю по какой тропинке нам нужно пойти. А чтобы было веселее, будем по дороге выполнять разные задания.

II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.

– Давай научим Машу выполнять следующие упражнения:
«Заборчик/Трубочка»- 5 раз.
«Вкусное варенье»- 5 раз.
«Качели»- 10 раз.
«Чашечка»- 10 секунд.
«Грибочек»- 5 секунд.
«Лошадка»- 5 раз.

2. Повторение артикуляции звука [Ш]

– Посмотри, это же уж ползет по дорожке и шипит! Давай пошипим, также как он. Теперь веди пальчиком по дорожке и шипи. А теперь веди карандашиком и не забывай шипеть, как змея.
– Расскажи Маше как мы произносим звук [Ш]. Что делают наш язык, губы, зубы при произношении звука [Ш]? (губы округлены, зубы сомкнуты с небольшой щелкой, язык похож на «чашечку» и поднят за бугорки за верхними зубами).

3. Автоматизация звука в слогах.
– Посмотри, на этой тропинке остались следы. Давай прочитаем, что там написано.
Ши-шу-шо
Ша-ше-шу
Шу-шо-ша
Што-шты-шта
Шты-шту-шта
Шка-шки-шку
Шко-шко-шку
Швы-шва-шву
Шве-шво-швы

4. Пальчиковая гимнастика.
«Лягушонок»
Безымянный пальчик, средний,
Я с большим соединю.
Два других назад согну,
Лягушонка покажу.

5. Автоматизация звука в словах.
а) «Назови слово и определи место звука».
– А что это за коробочка на тропинке? Посмотри что в ней.
– Назови слова и разложи картинки соответственно: со звуком [Ш] в начале слова, в середине и в конце слова. (Предметные картинки: шуба, ромашка, шарф, рубашка, душ, шкаф, кошка, мышка, камыш, шахматы).
б) «Посчитай».
– Кто это спит на полянке? (Кошка). Кого в своем сне видит кошка? (Мышек). Посчитай сколько мышек кошка увидела во сне. (Одна мышка, две мышки, три мышки…)

В темноте шуршал камыш.
Кошка думала, что мышь.
Прибежала в камыши –
В камышах нет ни души.

III. Подведение итогов.
– Зато я вижу, чей домик спрятался за камышами. Вот мы и пришли. Маша говорит тебе спасибо. Ты проводил ее домой и научил произносить звук [Ш]. Как мы произносим звук [Ш]? Вспомни, кого мы встретили по дороге? Молодец! Ты сегодня старался и правильно произносил звук и помог кукле Маше найти дорогу домой.

Открытое занятие по логопедии «Автоматизация звука Ш. Приключение в осеннем лесу»

Групповое занятие по автоматизации звука «Ш» в словах и предложении, подходит для подготовительных и старших групп ДОУ. В занятии используются различные методы и техники работы (пескотерапия, мнемотаблицы).

Открытое занятие по логопедии по автоматизация звука Ш.

Тема: «Приключение в осеннем лесу».

  • Совершенствование навыков и умений практического общения по средствам создания стимулирующей среды развития.
  1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.
  2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно — поискового характера.
  3. Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.
  4. Учить выстраивать композиции на песке по образцу.
  5. Закрепить представления об окружающем мире.
  1. Закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в слогах, словах.
  2. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
  3. Развивать фонематический слух.
  4. Развивать речевое дыхание
  5. Учить изменять силу голоса.
  6. Развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
  1. Закрепить умение определять место звука в слове.
  2. Развивать умение соединять звуки в слова.
  3. Развивать внимание, память, мышление.
  4. Упражнять в согласовании существительных с числительными.
  1. Формировать положительную мотивацию на занятии.
  2. Воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.
  • письмо с приглашением; деревянные ложки; медведь Миша; лотки с песком; трубочки; предметные картинки Слон, Лопатка, Чашечка, Лошадка, Грибочек; осенние листочки; мнемотаблицы; предметные картинки со звуком Ш; игрушки (мышонок, лягушка, лошадка, кошка, мартышка, мишутка);
Читайте также:
Логопедический массаж с помощью шарика Су-Джок и массажного кольца

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед: – Здравствуйте ребята, сегодня наше занятие будет необычное.

В гости в лес вас приглашаю,
Поиграть там предлагаю.

– Ну что, вы готовы отправиться в лес?

(уточнить нужно ли здороваться с гостями)

Логопед: Ребята, посмотрите в какой лес мы попали.

Здравствуй лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в сентябре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой не утаи:
Ты же видишь, мы свои.

(Спускается паучок с листиком, на листике письмо)

Логопед: — Ой, ребята посмотрите, к нам спустился паучок, на кленовом листочке, а здесь что то написано « Здравствуйте ребята, я Мишка Топтышка, приглашаю вас в гости, познакомиться и поиграть в разные игры, буду очень рад встрече с вами!»

– Ну что, ребята, мы примем приглашение?

Логопед: тогда отправимся в путь, а вот и домик мишки сейчас я постучу!

Основная часть.

Логопед: — Вот мы и нашли домик мишки, давайте постучим? (Стучит но ни кто не открывает). Что же происходит, может мишка забыл что пригласил нас в гости и заснул?

– Посмотрите здесь лежат различные музыкальные инструменты, сейчас мы в них поиграем, и разбудим мишку, берите ребята любые инструменты, кому какой нравится, вы с этими инструментами знакомы, и первые играют…

(Дети поочереди играют на разных инструментах)

Мишка: — Кто присел, кто сумит? Кто меня разбудил?

Логопед: — Мишка это ребята! Ты же сам пригласил нас в гости, выходи скорее !

М: — Ах это вы ребята, очень рад, но для начала попробуйте отгадать мои загадки

(Мишка играет на инструменте, а дети угадывают его)

М: — Здравствуйте ребята, я вас очень рад видеть! Молодцы, все мои музыкальные загадки отгадали!

Логопед: а ты отгадывать загадки умеешь? (да) ну тогда … загадай загадку!

Д: Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песни поет. (кошка)

В лесу одна смешная птица
Весь день поет «ку-ку»:
Ни как не может научиться петь, как петух, — «кукареку». (кукушка)

Логопед: — Ребята, как правильно говорить?

Д: — Кошка, кукушка!

Логопед: я поняла, какая у мишки проблема, он не может правильно произносить звук Ш.

М: может вы мне поможете, расскажите как правильно произносить этот звук?

Логопед: поможем мишке?

Логопед: — Но для того, чтобы мы научили мишку красиво говорить, я предлагаю сначала разбудить наши язычки. Давайте присядем на пеньки.

(Проговаривать) (Дети поочереди дуют через трубочку на бугорочки, под которыми находятся картинки, достают их и выполняют соответствующие упражнения).

– У каждого из вас есть поднос с песком под ним спрятались картинки, чтобы их достать, вам необходимо с помощью коктельной трубочки сдуть с нее песок, не забываем, что вдох делаем через нос, выдох через рот в трубочку.

  • «Слон»
  • «Лопатка»
  • «Чашечка»
  • «Вкусное варенье»
  • «Лошадка»
  • «Грибочек»
Читайте также:
Дидактические игры на развитие лексико-грамматических категорий

Л: ну что, ребята, размяли язычки?

М: — Ой, устал. Давайте немного отдохнем!

Физминутка (если весело живется).

Произношение изолированного звука (Ш). (звучит фонограмма шум ветра)

Л: — Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят (Ш – ш – ш …).

Дети изображают руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносят звук (Ш).

Анализ артикуляции звука (Ш).

– Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук (Ш)? (Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».)

Автоматизация звука (Ш) в слогах.

Слухопроизносительная дифференциация слогов. Работа над силой голоса. Опора на мнемотаблицы «Листья». Координация речи с движением.

– Листочки падают и шуршат свои слоговые песенки. Послушайте внимательно, какой слог-песенка отличается (опора на мнемотаблицу № 1).

ша – шо — ша – ша(шо)
аш – уш – уш – уш(аш)

– Назовите первый и последний слог:

ша – шо – шу – ши(ша, ши)
шта – шту – шты – што(шта, што)

– Листочки шелестят по-разному. Повторим их песенки (слоговые ряды со сменой ритмического рисунка, опора на мнемотаблицы № 2,

3) иш-иш-иш – иш-иш
шош-шош-шош – шош-шош

– Соберём осенний букет из листьев. Повторяйте за мной слоговые песенки, постарайтесь не ошибаться и собирайте листики.
Дети воспроизводят ряд слогов. На каждый слог берут осенний листик, составляя из них букет.

ша – шо – шу- ши
аш – ош – уш – иш

М: — какие красивые осенние букеты, а от если все подбросим листья, что получится. Но у меня на полянке, ещё много интересных листиков! Пойдемте, посмотрим?

(Приходят на полянку, где на листиках нарисованы картинки)

М: — Ребята, я насел мыску и положу её вот в это лукоско.

Л: — Ребята это не просто листики, на них нарисованы различные картиночки! Я вам предлагаю собрать все листики с картинками в названии которых есть звук Ш, и сложить их в корзинку, а затем подарить их мишке, чтобы он не забывал как их произносить! Только вы, ребята, говорите красиво, а ты, мишка, слушай и запоминай.

(Дети собирают листочки в корзинку)

М: — может вы мне еще подскажите я еще что то начел, мне кажется тут кто-то прячется!

(Показывает ящик с песком)

Л: — а мы сейчас это узнаем.

– Я нашл мишку.
– Я нашл кошку.
– Я нашла лошадку.
– Я нашла лягушку.
– Я нашла хрюшку.
– Я нашла барашку.

Л: — Кто же это прятался?

Л: — любимая игра у этих животных — прятки, отворачивайтесь, сейчас кто-то из них спрячется в мешочек, а вы должны будете отгадать, поворачивайтесь, ой, кто-то шумит в мешочке, кто же это? (логопед убирает игрушки в мешок).

Ваня, спрячь всех животных, в мешочек, ой, как они шумят, Ваня, попробуй угадать, кто шумит в мешочке, и т. д.

Итог занятия.

М: — Ребята, а я в ящике нашел какие-то буквы.

Л: — ты знаешь, мишка, что их можно складывать в слоги, а слоги в слова. Давайте прочитайте, какое слово получилось слово.

М: — Ой ребята, за то, что вы мне так хорошо помогли, я вам и подарю эти шары! Спасибо вам большое, что научили меня правильно говорить звук Ш, а мне пора возвращаться домой!

Л: — Ребята, вам понравилось играть с мишкой? Какой звук научился говорить мишка? Что вам понравилось? Нам тоже пора отправляться обратно в детский сад!

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия в рамках ресурсного центра. Тема: «Автоматизация звука [Ш] в словах, слогах, предложениях»
презентация по логопедии на тему

Цели:

Читайте также:
Коррекция недоразвития мелкой моторики на первом году обучения

1. Коррекционно – образовательные:

– Закрепить произношение звука [Ш] в слогах, словах, предложениях.

– Совершенствовать грамматический строй речи (словообразование, согласование слов в предложении).

– Упражнять в употреблении слов антонимов.

2. Коррекционно – развивающие:

– Развивать артикуляционную, пальчиковую, мимическую моторику, слоговую структуру слова, фонематическое восприятие, зрительную память, фонематический анализ, навык чтения слогов, слов.

3. Коррекционно – воспитательные:

– Воспитывать интерес к НОД через ИКТ.

– Инициативность, самостоятельность, ответственность.

Оборудование:

Ноутбук, презентация, картинки с артикуляционными упражнениями, массажный мячик.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_otkrytogo_individualnogo_logopedicheskogo_zanyatiya_v_ramkah_resursnogo_tsentra.docx 24.4 КБ
masha.ppt 2.29 МБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Сургутская школа – детский сад» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия в рамках ресурсного центра

Тема: «Автоматизация звука [Ш] в словах, слогах, предложениях»

Учитель – логопед: Борзова Т.М.

  1. Коррекционно – образовательные:

– Закрепить произношение звука [Ш] в слогах, словах, предложениях.

– Совершенствовать грамматический строй речи (словообразование, согласование слов в предложении).

– Упражнять в употреблении слов антонимов.

2 . Коррекционно – развивающие:

– Развивать артикуляционную, пальчиковую, мимическую моторику, слоговую структуру слова, фонематическое восприятие, зрительную память, фонематический анализ, навык чтения слогов, слов.

3. Коррекционно – воспитательные:

– Воспитывать интерес к НОД через ИКТ.

– Инициативность, самостоятельность, ответственность.

Ноутбук, презентация, картинки с артикуляционными упражнениями, массажный мячик.

2.Создание эмоционального настроя.

3.Введение в тему.

– Никита, поздоровайся с гостями.

– Никита, какое у тебя настроение?

– Ты знаешь сказку «Маша и медведь»? Вспомни, как Маша испугалась, когда увидела медведя? Покажи.

– А как она обрадовалась, когда оказалась у родителей?

– А мультфильм «Маша и медведь» смотрел?

-Давай отправимся в гости к Маше из мультфильма, поиграем с ней. (слайд1)

Изображает мимику испуга.

Изображает мимику радости.

II Основная часть.

1. Определение местоположения звука в слове.

– В её имени есть звук [Ш]?

– Вот поэтому она любит этот звук.

– А где ты его слышишь? В начале, в середине, или в конце?

– Смотри, Маша тренирует свой язычок. Давай и мы потренируем тоже. (слайд2)

2. Артикуляционная и акустическая характеристика звука.

3. Изолированное произнесение звука

– У Маши есть весёлая змейка. Она умеет шипеть. А ты так умеешь? (слайд 3) Как укладываем наш язычок, когда произносим звук [Ш]?

– Но её змейка заблудилась и не может попасть домой. Помоги ей добраться до домика. Надуй правильно животик, и на выдохе шипи.

Язычок чашечкой поднимаем к верхним зубкам, слегка дуем, воздух тёплый. Он согласный звук обозначается синим квадратом.

4. Автоматизация звука в слогах с интонационным рисунком.

– Смотри, Маша играет пальчиками. Давай и мы попробуем. (слайд 4)

Шка – шко – шку – шки

Шки – шку – шко – шка

Автоматизация в словах

5. Упражнение «Договори словечко»

Помоги Маше добавить недостающие части слов и проговори их целиком. Картинки помогут справиться с заданием. (слайд 5)

Уши, камыши, бабушка, мешок, карандаши.

7. Упражнение «Положи в шкаф Маше только одежду со звуком [Ш]»

– Положи Маше в шкаф одежду только со звуком [Ш]

Шуба, шапка, варежки, шарф, рубашка.

8. Упражнение «Составь предложения» .

– Одежду мы положили в шкаф. Теперь нужно правильно составить предложения.

Шуба висит в шкафу. Рубашка висит в шкафу. Варежки лежат в шкафу. Шарф лежит в шкафу. Шапка лежит в шкафу.

– Маша пошла спать. Давай ей не будем мешать. И мышей попросим. Прошагивание чистоговорки.

Тише мыши не шумите

Нашу Машу не будите.

8. Упражнение «Помоги Маше пройти домой»

Помоги Маше пройти домой .На пути находятся предметы, тебе нужно их правильно назвать, и Маша спокойно пройдёт домой.

– А теперь вспомни, какие картинки ты называл?

Шар, кошка, ромашка, лягушка, мышка, кукушка.

9. Упражнение «Скажи ласково»

– Маша спрашивает тебя, умеешь ли ты называть предметы ласково? (слайд 9)

Шуба – шубка, шапка – шапочка, шорты – шортики, шарф – шарфик.

10. Д /игра «Скажи наоборот»

– Помоги Маше перейти мостик. Подбери слова «наоборот»

Маленький – большой, гладкий – шершавый узкий – широкий, плохой – хороший. Слайд 10)

Большой, шершавый широкий, хороший.

11. Чтение слогов.

– Давай удивим Машу. Прочитай ей слоги.

Чтение слов. (слайд 11)

Аш, ош, уш, аш, иш, ша, ши, шо, шут, шов, уши, шуба, шары, каша, шило, лапша, каштан, башмак.

III. Итог. Рефлексия.

– Маша очень рада, что ты приходил к ней в гости. (слайд 12)

– Скажи, пожалуйста, что ты делал в гостях?

– Маша тебе дарит сюрприз, и говорит спасибо.

– Попрощайся с гостями.

Играл с Машей, называл картинки, помогал Маше пройти по мостику.

Самоанализ НОД по коррекции произносительной стороны речи

в средней группе №2

Образовательная область: «Речевое развитие»

Учитель – логопед Борзова Татьяна Михайловна

Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме.

Данная НОД проводилась индивидуально с ребёнком, имеющим псевдобульбарную дизартрию и ОНР (III уровня). Ребенку поставлены и автоматизированы все свистящие звуки. На данный момент ему поставлен звук [Ш] и автоматизируется в слогах, словах, предложениях.

Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.

Цели НОД коррекционной направленности определены индивидуальным планом работы по разделу звукопроизношения.

1. Коррекционно – образовательные:

– Закрепить произношение звука [Ш] в слогах, словах, предложениях.

– совершенствовать грамматический строй речи (словообразование, согласование слов в предложении)

– упражнять в употреблении слов антонимов.

2 . Коррекционно – развивающие:

– развивать артикуляционную, пальчиковую, мимическую моторику, слоговую структуру слова, фонематическое восприятие, зрительную память, фонематический анализ, навык чтения слогов.

3. Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать интерес к НОД, интерес к компьютеру, инициативность, самостоятельность, ответственность.

Для достижений поставленных целей была продумана презентация, которая и определила направленность НОД. Это была игра «В гостях у Маши» Построена она была таким образом, чтобы вызывать и поддерживать познавательный интерес на протяжении всей образовательной деятельности. Считаю, что невозможно представить современное занятие без использования ИКТ. На мой взгляд, ИКТ повышает качество и результативность учебно-коррекционного процесса. В связи с этим я определила для своей работы целесообразность использования ИКТ на логопедическом занятии, как способ оптимизации процесса коррекции речи. Считаю, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов предотвращает утомление ребёнка, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Характеристика логопедом ребёнка

Ребенку – ему 5 лет. Логопедический диагноз: ОНР (III уровня). Псевдобульбарная дизартрия. Мальчик очень любознательный, способный, старательный.

Мотивировка отбора материала для данного занятия.

Отбор речевого и дидактического материала проведён в соответствии с программными требованиями, логопедическими принципами, индивидуальными и возрастными особенностями воспитанника.

Психологическая и педагогическая оценка системы заданий и упражнений, выполненных ребёнком на занятии.

Задания, предъявленные были посильны для него и выполнены без ошибок. В ходе занятия я чувствовала, что ребенок ориентирован на успех, на общение, он слышит меня, удерживает словесную инструкцию, работает в заданном, спокойном темпе.

Мотировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов целям и содержанию занятия.

Методы и приемы подобраны в соответствии с коррекционно-образовательными, коррекционно-развивающими и коррекционно-воспитательными задачами.

Основной метод – игровой. Также использовались и другие методы:

Удовлетворённость или неудовлетворённость логопеда занятием (его отдельными частями).

Считаю, что занятие получилось интересным насыщенным, содержательным, логичным, последовательным.

Меры, намеченные логопедом по устранению отмеченных недостатков.

На занятии предполагалось совместное упражнение пальчиков с проговариванием слогов и с соблюдением интонационного рисунка. Но у воспитанника интонационный рисунок не получился, так как его темп речи очень медленный. Интонационную сторону речи у ребенка продолжить развивать на материале чистоговорок и стихов.

Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.

Считаю, что цели и задачи были достигнуты.

Самооценка как одно из условий творческой работы логопеда.

Своё занятие я оцениваю на высоком уровне. Мне кажется, что я смогла отразить свой профессионализм, и творческий подход к своей профессии.

Конспект индивидуального открытого занятия для детей с ТНР «Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях и тексте»

Наталья Солонына
Конспект индивидуального открытого занятия для детей с ТНР «Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях и тексте»

Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в словах, предложениях и тексте.

– Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

-Учить чётко произносить звук [Ш] в словах, предложениях и тексте.

-Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

– Упражнять в согласовании существительных с числительными

– Упражнять в согласовании местоимения «мой», «моя», «моё», «мои» с существительными

– Упражнять в образовании существительных множественного числа.

-развивать фонематическое восприятие.

– способствовать развитию слухового внимания, продолжать развивать память, мышление, координацию речи с движением.

– желание красиво и правильно говорить, формировать положительную мотивацию на занятии.

Оборудование: игрушка мышонок, конверты с заданиями, предметные картинки со звуком Ш, ПК с музыкальным сопровождением, иллюстрации для игры «Лягушка», «Сосчитай»; камешки Марблс, буквы, текст для чтения, коробочка, веер с артикуляционной гимнастикой, картинка для произнесения изолированного звука Ш.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Л: К нам в гости пришел мышонок. И принёс в конвертах задания. Если ты будешь стараться и правильно выполнишь все задания, тебя ждет сюрприз.

II. Основная часть.

Л: Чтобы выполнить все задания хорошо нам нужно сделать зарядку для язычка. И нам в этом поможет наш веер. Он подскажет, какие упражнения для этого нам нужны.

1. Артикуляционная гимнастика. (Источник интернет)

Строим крепкий мы забор,

Чтобы не забрался вор.

Мой заборчик прочный самый,

Он красивый, деревянный.

Хобот вытянув вперед,

Слоник пить не устает.

Будет долго так стоять,

Воду в хобот набирать.

Поскорей, ребята, сели

На волшебные качели.

Вверх летим и тут же вниз,

Ну-ка, ротик, улыбнись.

Банку вкусного варенья

Мы съедим на дне рожденья.

Чтоб ни капли не пропало,

Я все губки облизала.

Язычок наш поумнел.

Чашку сделать он сумел.

Можно чай туда налить.

И с конфетами попить.

Я лошадка – серый бок (цок, цок,

Я копытцем постучу (цок, цок,

Если хочешь, прокачу (цок, цок)

2. Повторение артикуляции звука [Ш]

У мышонка есть подружка змейка, и она забыла дорогу домой. Давай ей поможем.

Проводи пальчиком по дорожке,произнося отчетливо: Ш-Ш-Ш. (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Форма языка напоминает чашечку.)

3. Автоматизация звука Ш в словах.

Игра «Посмотри и назови»

Что ж, начнём уже, пора.

Ждут тебя новинки,

Загадки и картинки.

Посмотри и назови!

(предметные картинки: мишка, шкаф, машина, чашка, кошка, шапка, душ, карандаш)

Игра «Лягушка»

Квакала – так пела,

Звуки в каждом слове

Услышать не сумела.

Будет горевать всю ночь,

Кирилл, надо ей помочь.

(определение места звука в словах: если звук в начале слова лягушку посадим на первую кувшинку; если звук в середине слова лягушку посадим на вторую кувшинку, если в конце лягушку посадим на третью кувшинку)

Игра «Подарки»

Мы трудиться готовы до пота,

У нас сложная будет работа:

Перед нами будет слово,

Разделить его готов ты?

(деление слов на слоги)

Игра «Жадина»

Все игрушки забрала,

На чужое и своё

Всем кричит : «Моё!Моё!»

(согласование местоимений «мой», «моя», «моё», «мои» с существительными)

Физминутка «Мышки» (под музыку)

Вышли мышки как-то раз (ходьба на месте).

Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

Убежали мышки вон (бег на месте).

Игра «Назови ласково»

Нас разбудит солнышко

Ласковые руки тронут за плечо.

Не забудем мы с тобой ласку всем дарить.

Ласковое слово будем говорить!

(употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: кошка – кошечка; чашка – чашечка и т. д.)

Игра «Сосчитай»

Вот ещё одна картинка,

Не спеша, без суеты

Посчитаем до пяти!

(согласование существительных с числительными: 1 чашка, 2 чашки, 5 чашек)

4. Автоматизация звука в предложениях и тексте.

Игра «Я вижу…»

К знаньям нас зовёт дорога,

Мы узнаем много, много.

А чего? Сейчас покажем,

Вот подумаем и скажем.

(образование существительных множественного числа: Я вижу много кошек. Я вижу много шапок)

Игра «Школа»

У меня есть секрет;

Камешки в мешочке.

Из них сможешь или нет

Сложить из букв строчку?

Л: Кирилл скажи, чем мы обозначаем звуки?

Л: Выложи из камушков букву Ш.

(выкладывание из камушков Марблс буквы Ш под музыку)

– Кирилл, ты уже умеешь читать. Прочитай, пожалуйста, текст.

(ребёнок читает текст, отвечает на вопросы и из букв выкладывает слово Школа)

5. Итог занятия.

Кирилл, ты сегодня молодец. Все задания выполнил правильно. И за такое старание мышонок тебе приготовил сюрприз. Открой коробочку и возьми, что там лежит.

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях» Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях» Учитель-логопед:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях» Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».Направление: – Познавательно-речевое.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях» Тема: Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложен. иях Цель: закрепление навыка чёткого произношения звука [Л] в слогах, словах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях» Цель: закрепить навык правильного произношения звука р в слогах, словах, предложениях. Задачи: • развивать артикуляционную моторику • развивать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях» Автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях. Программное содержание. Цель: автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях.

Конспект индивидуального занятия учителя-логопеда «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях» Тема: Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях Цели: • Упражнять в правильном произнесении звука [р] в слогах, словах и предложениях.

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в словах, предложениях, чистоговорках» Конспект логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука [Л] в словах, предложениях, чистоговорках». Учитель-логопед: Михайлова Наталья.

Конспект подгруппового занятия для детей с ФФНР «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях. Задачи: 1) Коррекционно-образовательные: закрепить правильное произношение звука.

Конспект открытого занятия «Представление в цирке. Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях» Тема: «Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях». «Представление в цирке». Цель: упражнять в правильном произнесении звука Р.

Конспект логопедического фронтального занятия: “Автоматизация звука Ш”.

Содержимое разработки

Логопедическое занятие по теме: «Автоматизация звука Ш» (фронтальное)

Учитель-логопед Мухамадеева Г. Г.

Коррекционно-образовательные:

Уточнить артикуляцию звука Ш, закрепить умение детей правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и фразовой речи, умение детей заучивать стихи с помощью мнемотаблиц, составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную и мелкую моторику, совершенствовать фонематический слух, зрительное восприятие, речевое дыхание. Развитие мышления, памяти, эмоций, зрительного и слухового внимания, грамматического строя речи, связной речи.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать самоконтроль за своей речью, умение слушать себя и педагога, интерес к занятиям, создавать положительный эмоциональный настрой, воспитывать умение детей взаимодействовать друг с другом.

Ход занятия:

– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости. Посмотрите.

Вспомним наше правило: «Говорим всегда красиво, четко и неторопливо».

Сегодня к нам пришли еще и другие гости. А кто догадайтесь сами (слайд)

– Дети, догадались какая сказка у нас в гостях? (Маша и медведь)

– Конечно Маша со своим другом Мишей.

Скажите ласково их имена (Машенька, Мишенька)

2. Сообщение темы занятия

– Скажите, чем похожи слова: МАША и МИША? Какой общий согласный звук есть во всех словах? (Ш)

Вспомните и назовите имена детей вашей группы, в чьих именах есть звук Ш. (Саша,Маша,Паша, Наташа,Даша)

3. Артикуляционная гимнастика. (слайд )

– Давайте все вместе расскажем сказку «Маша и медведь».

– Ребята нам понадобятся зеркала, поставьте их перед собой.

– В одной деревушке, в бревенчатой избушке жила-была девочка Машенька.

(достать куклу Машу и мишку).

– Утром Маша проснулась и улыбнулась («Улыбка»)

– Поиграла на трубе. («Трубочка»). Затем опять улыбнулась.

– Взяла ложку («Блинчик»).

– Взяла чашечку («Чашечка»).

– И достала вкусное варенье («Вкусное варенье»)

– После того, как она подкрепилась пошла Маша в лес за ягодами. В лесу ей встретилась змея. и зашипела: шш… испугалась маша и убежала на речку. Там она встретила гусей. Увидев машу они тоже зашипели:шшш… Тогда она обратно побежала в лес, полакомилась малиной. Вдруг поднялся ветер и лес зашумел:шшш. И маша побежала домой.

(дорожка на экране, изолированно произносит логопед)(слайд )

Акустико – артикуляционная характеристика звука.

Повторяем звуки: гласные и согласные, затем по схеме даем характеристику звука Ш.

5. Соотнесение звука с буквой.

– Звуки слышим и произносим, они у нас невидимки. А чтобы их как – то увидеть обозначаем буквами. Стих про букву Ш:

«Посмотри на букву Ш

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Е»

Маша хочет написать эту букву на манке. Напишем, три палочки вертикальные и одна горизонтальная.

Звук в слогах

Повторяйте за мной: вопросительно «Ша-шо-ши?», «аш–ош–уш?»;

с просьбой «Шу-шо-шу», «иш-уш-аш»;

радостно – «шва-шво-швы!», «ашв-ушв-ишв!».

7. Пальчиковая гимнастика в сочетании с речевым дыханием «Шарик»
Надувают шарик быстро, пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их,
Он становится большой «ш-ш-ш» не отрывая друг от друга медленно развести руки в стороны
Вдруг шар лопнул хлопок в ладоши

Воздух вышел подуть на ладони

Стал он тонкий и худой снова собрать пальцы в щепотку

8. Физминутка зимняя (музыкальная на ноутбуке)

9. Развитие фонематического слуха.

Маша и Миша просят нас поиграть в игру «Поймай звук». Закройте глаза, если услышите звук Ш, поймайте в ладоши: а,и,ш, ма, му,ша, сок, шок, касса, каша, миска, мишка.

10. Звук в словах.

Игра «Поезд». У Маши появились друзья, она их пригласила в гости. Их надо посадить в поезд, но только тех, в названии которых есть звук Ш. (Мышка, кошка, лошадь, лиса, волк, заяц, белка). Дома у них остались маленькие детки, вспомним как их зовут (мышата, котята, жеребята, волчата, зайчата, бельчата).

-Игра «Собери животное из частей». Маша никак не может собрать картинки из частей, помогите ей. Назови: чья морда; чей хвост; чье туловище? (разрезные картинки)

11. Звук в предложениях.

Для Маши и мишке расскажем стишок.

– Заучивание стиха по мнемотаблице.

«Кошка на окошке шапку шьет

Мышка в сапожках избушку метет».

Игра «Назови действие». (Лото)

Каждому ребенку раздают по большой карте. Маленькие карточки лежат стопкой на столе. Логопед берет по одной карте и показывает детям, дети говорят что нарисовано и подбирают к существительному глагол. Н-р, пчела летит. Каждый участник собирает карточки, подходящие к его карте лото.

12. Звук в связной речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Клубок»

Маша очень любит рассматривать картинки и составлять рассказ по ним.

Рассмотрите картинки и постарайтесь расставить их по порядку.

Логопед. Молодцы! Вы рассмотрели картинки и ответили на вопросы, а

теперь немного подумайте и подготовьтесь к составлению рассказа.

Пауза для подготовки детей к составлению рассказа.

(Логопед дает детям одну минуту для подготовки к рассказу).

Логопед. Попробуйте самостоятельно рассказать о том, что нарисовано на

этих картинках. Старайтесь рассказывать по — своему. Придумайте кличку

для котёнка. Начните рассказ со слова «однажды».

(Логопед предлагает двум — трём детям по очереди составить рассказ).

Маленький проказник

Однажды вечером бабушка решила немного отдохнуть, она взяла вязание и

села в кресло. Бабушка из зеленой пряжи вязала кофту своей внучке. Во время вязания клубок скатился на пол. А котенок Рыжик притаился за креслом и наблюдал за клубком. Когда бабушка тянула нитку клубок двигался как живой. Рыжик представил что это мышка. Бабушка устала вязать, положила вязание на кресло и ушла на кухню.

А Рыжик вылез из- за кресло, подкрался к клубку, потрогал его и начал играть с ним. Он прыгал на него, катал его. И не заметил, как запутался в

нитках. Когда бабушка пришла, она с удивлением обнаружила на полу

большой клубок с торчащим из него хвостиком котёнка. Она пригрозила ему пальчиком; «Вот какой проказник!»

(Дети поочереди пересказывают рассказ.).

14. Итог занятия

-С каким звуком сегодня мы с вами познакомились? Сюрпризный момент (медальки). И танец Маши.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука Ш в слогах и словах»

Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш, продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах и словах, учить определять наличие звука в словах, упражнять в образовании Им.П.множественного числа имен существительных.

Развивать артикуляционную и мелкую моторику; фонематический слух; силу ротового выдоха; зрительное внимание, память, мышление.

Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.

Ход занятия.

1. Организационный момент: Правило речи:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко, говорим

И никогда мы не спешим!

2. Сообщение темы занятия. «Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук Ш».

3. Артикуляционно-пальчиковый игротренинг (упражнения для звука Ш)

Сказка: Жила-была мышка. Проснулась она в своем домике, открыла окошечко и вышла на крылечко, погрелась на солнышке («Лопаточка») и пошла домой мышка пить чай из чашечки («Чашечка»). Выпила одну чашечку чая, другую, третью. Вспомнила, что у нее есть варенье и бублик («Вкусное варенье», «Бублик»). Потом мышка увидела пушинку и решила с ней немного поиграть («Фокус»).

4. Развитие фонематического слуха.

Вдруг захотелось ей поиграть с воздушным шариком. Если его плохо держать, то из него начинает выходить воздух: ш-ш-ш. Слушай внимательно и крепко сжимай кулачки, когда шар начнет спускаться: С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш, ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ, ШАПКА, ЖАБА, ШУБА, САПОГИ, МАШИНА

(Логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребенок выделяет на слух звук Ш, слоги со звуком Ш, слова со звуком Ш).

5. Анализ артикуляции

  • Губы округлены и слегка вытянуты вперед
  • Зубы сближены, но не соприкасаются
  • Широкий кончик языка поднят к альвеолам, но не прижат к ним.
  • Средняя часть языка прогибается книзу.
  • Боковые края прижаты к верхним коренным зубам.

Широкая, теплая воздушная струя проходит равномерно по середине языка

Игра на звукоподражание: «Змея шипит»: вдох носом, выдох: Ш-Ш-Ш-Ш

6. Договаривание последнего звука

А потом захотелось ей в прятки поиграть. Спряталась мышка в своем домике и тихонько шуршит: ш – ш – ш. Чем это она так шуршит? Это она разглядывает свои картинки. Давай посмотрим и пошуршим вместе с мышкой: мы … , ду … , камы … , малы … .

(Логопед показывает и называет ребенку картинку, а тот договаривает последний звук.)

7. Автоматизация в слогах.

Мышка села за пианино и запела песенки – шуршалочки. Послушай их и спой вместе с мышкой: ша – шу – ша, ши – шо – ши, ше – ша – шу, ша – ши – шо.

(Ребенок «играет» пальчиками на «пианино» и проговаривает слоговые цепочки.)

А потом она пошла грызть орешки: аша ыши эше ушу аш ош ыш уш

(Ребенок проговаривает слоги, соединяя пальчики на обеих руках)

8. Автоматизация в словах.

а) Отправилась мышка на прогулку, но не может найти дорожку. Помоги ей. Нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук Ш, и выложить из картинок

б) решила мышка по пути зайти в магазин. Мышка увидела много разных предметов.

(Перед ребенком выкладываются картинки: шуба, машина, шкаф, подушка и др.).

Проводится игра «Один – много»:

шуба- шубы, машина- шкаф- шапка- подушка-

Ну вот теперь пора мышке и домой.

г) Пришла мышка домой и стала сочинять стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние словечки.

Носит яркий гребешок Мышка моется под душем,

наш веселый … моет хвостик, моет…

Вот бежит малышка Зашуршали тихо шины –

Серенькая … Это едет к нам ….

9. Итог занятия. Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня очень хорошо ей помогал! А какой звук помогал тебе на занятии?

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш]

Разделы: Логопедия

Цель занятия: развитие правильного произношения звука [ш] в слогах, словах.

Задачи:

  • закреплять знания об артикуляционных особенностях звука [ш];
  • автоматизировать звук [Ш];
  • формировать навыки звукового анализа и синтеза
  • обогащать словарь
  • упражнять в образовании множественного числа существительных.
  • развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать внимание, слуховую память;
  • развивать логическое мышление;
  • формировать положительную мотивацию на занятии.

Оборудование: игрушки: кукла, мышка и мишка; фломастер с ребрами, картинка-лабиринт, предметные картинки на заданный звук, мяч, дидактическая игра “Логопедическое лото”(определение позиции звука в слове).

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед: К нам пришла в гости кукла Даша, приглашает нас на прогулку в лес. Там живут ее друзья? Как ты думаете кто? Каких диких животных вы знаете?

Ребенок: перечисляет диких животных.

II. Основная часть

1. Сообщение темы занятия.

Л: Молодец! Ты верно назвал мне диких животных, которых можем увидеть в лесу. А друзья у Даши мышка и миша.

Дашшша, мишшша, мышшшка – какой одинаковый согласный звук ты слышишь в этих словах?

Р: звук Ш.

Л: Давай с тобой отправимся с Дашей в гости к ее друзьям, которые приготовили нам много увлекательных игр и заданий. Но перед дальней дорогой нам необходимо с тобой размяться.

2. Развитие мелкой моторики.

Л: Упражнение «Ладошки». Берем фломастер (с ребрами, не круглый!) и катаем его в ладошках (от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой).

А теперь покажи мне правую руку. Упражнение «Пальчики здороваются». Поочередно кончиком большой пальца правой руки касаться кончиков пальцев указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца в прямом и обратном порядке. А сейчас покажи левую руку. Делаем это же упр. Молодец! А теперь на двух руках одновременно. Глазки закрыли, а пальчики продолжают здороваться.

3. Артикуляционная гимнастика.

Л: А теперь выполним упражнения для язычка. Какие упражнения нам нужны, чтобы правильно и красиво произносить этот звук?

“Улыбка-хоботок”

Наши губы очень гибки.
Ловко тянутся в улыбки.
А теперь наоборот:
Губы тянутся вперед.

“Лопаточка”

Язык лопаткой положи
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять.
Язык надо расслаблять.

“Чашечка”

Наливаю медвежонку
В эту чашечку — сгущенку,
В эту чашечку — варенье,
В эту — положу печенье,
В эту — пирожок с капустой,
В эту — морс брусничный вкусный,
В эту — в сахаре орешки.
Ешь, мой милый сладкоежка!

“Вкусное варенье”

Нашей Даше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.

4. Звукокоподражание.

Л: Теперь мы готовы отправляться гости. Даша выбрала для нас интересную тропинку. Идем по ней, помогая пальчиком, и произносим длительно звук Ш (игра «Лабиринт»). Вот мы и встретили мышку и мишку (демонстрация игрушек). Они приготовили нам несколько игр.

5. Проговаривание слогов.

Игра «Эхо»

ша – шо – шу – ши
ши – ша – шу – шо
шо – ши – ше – ша
ош – шо
аш – ша

6. Проговаривание слов.

Игра с мячом «Один – много».

Шуба-шубы, шина-шины, шапка-шапки, шея-шеи, шахта-шахты, шутка-шутки, шайба-шайбы, машина-машины.

7. Развитие фонематического слуха.

а) Л: Сейчас я буду называть слоги, а ты должен хлопнуть в ладоши, если услышишь слог со звуком [ш]:

ТА, МА, ША, ЛУ, ШУ, НО, ТО, ШО,ТЫ, МЫ, ШЫ, БА, ПО.

Л: Теперь я произнесу слова, а ты топни ногой, когда услышишь слово со звуком [ш]:

шуба, носы, каша, машина, канава, кошка, укол, камыш, шум, небо, малыш.

б) Игра «Посели жильцов в домик». Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец слова).

Л: Перед тобой три домика, в которых живут картинки. Поможем найти им свою квартирую (ребенок распределяет картинки по домикам, ориентируясь на позицию заданного звука в названиях картинок).

9. Развитие памяти, внимания, мышления.

Игра «Прятки»

Л: Назови картинки и запомни их. Теперь закрой глаза. (Логопед убирает вначале одну картинку, и просит ребенка сказать чего не стало). А теперь картинки будут меняться местами, запомни кто за кем стоит в очереди. (Логопед меняет местами две картинки, и просит ребенка вернуть их на месть)

10. Итог занятия.

Отгадай загадки:

На квадратиках доски короли свели полки.
Нет для боя у полков ни патронов, ни штыуов (шахматы).

Эта маленькая крошка рада даже хлебной крошки.
Потому что до темна в норке прячется она (мышь).

Черна, а не земля.
Пушиста, а не снег.
Греет, а не печка (шуба).

На четыре ноги надевали сапоги.
Перед тем как надевать, стали обувь надувать (шины).

Л: Что общего в этих загадках? Какой звук мы сегодня учились правильно произносить? (звук Ш)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: