Автоматизация звука (Щ) – конспект

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему “Звук Щ в слоге, слове, простой фразе”.

Метцлер О.В., учитель-логопед высшей квалификационной категории, г.Алдан.

Тема: Звук Щ в слоге, слове, простой фразе.

Этап: Автоматизация звука Щ в слоге, слове, простой фразе.

Образовательная цель: закрепить умение правильно произносить звук Щ в слоге, слове, простой фразе; умение определять позицию звука Щ в слове; активизировать словарь по теме “Обувь”; формировать навыки звукового синтеза простого слога. Продолжать учить составлять предложение с указанным словом, проводить анализ простого предложения без предлога, составлять схему предложения, выделять слова со звуком Щ в предложении.

Коррекционно-развивающие цель: развивать слуховую память, фонематическое восприятие, координацию движений глаз, мелкую моторику.

Воспитательные задачи: формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение взаимодействовать в коллективе.

Материал: предметные картинки на звук Щ, предметные картинки с изображением обуви, схема слова и зелёные фишки (по количеству детей), экран, проектор, диск с электронной физкультминуткой “Танцы” и офтальмотренажёром Л.Г. Маско, костюм звука Щ, схема предложения (по числу детей), фонограмма инструментальной музыки.


    Организационный момент. У каждого ребёнка на столе лежит предметная картинка (щука, щит, щётка, лещ). Дети называют картинки.

– Какой звук есть во всех этих слова? (Звук Щ)

– Правильно, сегодня к нам в гости пришёл звук Щ. (Входит звук Щ).

Изолированное произнесение звука Щ. Уточнение артикуляции звука Щ. Характеристика звука Щ. Д.У. “Чистим обувь”.

– Звук Щ просит помочь почистить обувь.

Каждый ребёнок выбирает предметную картинку с изображением обуви, называет предмет обуви. Имитируя движения щётки “Чистит” выбранную обувь.

Описание артикуляции звука Щ: Кончик языка поднимаем к передней части нёба (к альвеолам). В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давим на нёбо. Мышцы языка напрягаем.
Губы слегка выдвигаем вперёд и округляем.
Выдыхаемый воздух проходит посредине языка в образующуюся узкую щель; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая длительная струя воздуха.

Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой.

Звуковой синтез. Игра с мячом.

– Звук Щ предлагает поиграть в мяч.

Логопед бросает мяч ребёнку и называет 2 звука, из которых нужно собрать слог:

Ы, Щ – ЫЩ; У, Щ – УЩ; И, Щ – ИЩ; Щ, А – ЩА; Щ, О – ЩО.

Автоматизация звука Щ в словах. Развитие слухового внимания и памяти.

Воспроизведение ряда из 3-4 слов со звуком Щ.

Щавель, щека, щель

Щепка, щенок, щит,

Щипать, щиток, щука, щупать

Пища, ямщик, плащ, овощ.

Определение позиции звука Щ в слове. Работа со схемой слова.

Д.И. “Собери грибы в корзинку”.

Логопед предлагает детям собрать грибы в корзинку, с обратной стороны каждого гриба спрятано задание – предметная картинка, в названии которой есть звук Щ. Необходимо проанализировать, где находится звук Щ в предложенном слове и отметить положение звук Щ на схеме зелёной фишкой.

Гимнастика для глаз. Электронный офтальмотренажёр Л.Г. Маско.

– Звук Щ покажет нам гимнастику для глаз.

Автоматизация звука Щ в предложениях. Анализ предложения. Составление схемы предложения.

Щегол звонко пел.

Катя любит овощи.

Утки щиплют зелень.

  1. Электронная физкультминутка “Танцы”.
  2. Развитие мелкой моторики.

Выкладывание буквы Щ из крупы (пшено, гречка, манка) на выбор ребёнка под музыку.

  • Подведение итога. Рефлексия.
  • Конспект открытого индивидуального занятия в старшей группе детей с ОНР «Автоматизация звука [Щ]»

    Глушкова Екатерина
    Конспект открытого индивидуального занятия в старшей группе детей с ОНР «Автоматизация звука [Щ]»

    Глушкова Екатерина Андреевна

    Конспект открытого индивидуального занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР «Автоматизация звука Щ»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 68 «Золотой петушок» г. Йошкар-Ола

    Подготовила: Глушкова Е. А. ,

    Тема: Автоматизация звука «Щ».

    Цель: закреплять навык автоматизации звука [щ] в слогах, словах, предложениях и текстах.

    Коррекционно-образовательные задачи:

    Закреплять навык правильного произношения звука «Щ».

    Формировать навык чтения.

    Формировать умение составлять предложения с опорой на картинку.

    Коррекционно-развивающие задачи:

    Развивать мелкую моторику пальцев рук, подвижность артикуляционного аппарата, речевое дыхание, фонематический слух, фонематическое восприятие, мышление, воображение.

    Коррекционно-воспитывающая задача:

    Воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям.

    Оборудование: игрушка щенок Гонщик из мультфильма «Щенячий патруль», щетка для одежды, домик с тремя окошками – схема положения звука в слове; ящики с символами звуков (красные, синие и зеленые кружки) карточки с артикуляционной гимнастикой; дыхательные тренажёры «Сдуй листочек с рукавицы», «Осенние качели»; картинки для составления предложений, планшетка достижений на липучке «Осенние листочки», медаль – звезда «Я подружилась со звуком Щ».

    Ход занятия:

    1. Организационный момен т.

    Учитель-логопед: -Здравствуй, Тамара!

    Учитель-логопед: Сегодня к нам на занятия пришли гости, поздоровайся с ними. Присаживайся за стол.

    Ребенок: Присаживается за стол.

    Учитель-логопед: К нам на занятие пришёл щенок из команды «Щенячий патруль». Его зовут Гонщик. Послушай стихотворение, которое тебе расскажет Гонщик и добавь подходящее слово в рифму:

    Непогода нас застала.

    Обувь грязная вся стала,

    У порога встала робко,

    Ей пришла на помощь…

    Учитель-логопед: -Правильно щётка. Посмотри какая у меня щётка. Посмотри, сколько у нее щетинок, потрогай, какие они упругие, колючие.

    Ребенок: Ощупывает щетку.

    Учитель-логопед: – Какой первый звук в слове «щётка»?

    Ребенок: Первый звук в слове щетка «Щ».

    Учитель-логопед: -Что ты знаешь о звуке «Щ»?

    Ребенок: Звук Щ всегда мягкий, согласный, глухой, шипящий.

    Учитель-логопед: Верно. Сегодня на занятии мы будем правильно произносить слова со звуком «Щ» и помнить, что при произнесении звука «Щ» губы в улыбке, видны зубы, а язык поднят за верхние зубы, воздушная струя – тёплая.

    Учитель-логопед: -Сегодня за каждое правильно выполненное задание, мы будем прикреплять осенний листок на планшетку. Забирай первый листок.

    Ребенок: Спасибо! Прикрепляет на планшетку.

    2. Артикуляционная гимнасти ка.

    Учитель-логопед: – Гонщик принес для тебя цифру. Назови её.

    Ребенок: Это цифра 5.

    Учитель-логопед: – Правильно, сегодня упражнения для язычка мы будем выполнять по 5 раз или удерживать до 5. «Бегемот», «Улыбочка».

    «Вкусное варенье», «Индюк», «Чашечка».

    Ребенок: Выполняет артикуляционную гимнастику под счет.

    3. Массаж пальцев р ук.

    Ребенок: Гонщик подкатил к тебе мячик (учитель-логопед подкатывает игрушкой массажный шарик «Су-джок»). Давай поиграем с ним. «Я мячом круги катаю»

    Ребенок: Выполняет массаж, проговаривая стихотворение:

    – Я мячом круги катаю, (круговые движения между ладоней)

    Взад-вперёд его гоняю, (движения вверх-вниз от основания ладони к кончикам пальцев и обратно)

    Им поглажу я ладошки, (берем мяч в одну руку «сметаем крошки» с другой руки)

    Со стола сметаем крошки. (меняем руки)

    Каждым пальчиком прижму (мяч на ладони правой руки, прижимаем пальчики поочередно к колючкам)

    И с другой руки начну. (мяч на ладони левой руки, прижимаем пальчики поочередно к колючкам)

    А теперь последний трюк –

    Мяч летаем между рук. (перекидываем мяч с одной руки на другую)

    – Хорошо. Лови второй листок.

    Ребенок: Прикрепляет листок на планшетку.

    4. Упражнения на развитие речевого дыха ния

    Учитель-логопед: – Давай встанем и подойдем к столу. Перед тобой рукавичка на которой лежит листочек. Как будешь дуть?

    Ребенок: Выдох долгий, плавный, щеки не надуваются.

    Учитель-логопед: Правильно. Сдуй листочек с рукавицы.

    Ребенок: Выполняет дыхательную гимнастику.

    Учитель-логопед: Хорошо получается. Теперь посмотри это «Осенние качели». Кто качается на этих качелях?

    Ребенок: Осенние листочки.

    Учитель-логопед: Как ты догадалась?

    Ребенок: Листочки оранжевого и желтого цвета.

    Учитель-логопед: Правильно. Давай раскачаем их. Как будем качать?

    Ребенок: Будем дуть.

    Учитель-логопед: Напомни, как будешь дуть?

    Ребенок: Выдох долгий, плавный, щеки не надуваются.

    Учитель-логопед: – Замечательно. Лови третий листок. Присаживайся к зеркалу.

    Ребенок: Прикрепляет на планшетку третий листочек.

    5. Автоматизация звука «Щ» в слог ах.

    Учитель-логопед: Игра «Ромашка».

    Почитай слоги, на которые упали листочки.

    Ребенок: Читает слоги: ща, ще, щу, ащ, ощ, ущ, ищ, ещ, и др.

    6. Автоматизация звука «Щ» в сло вах.

    Учитель-логопед: «Запутанные картинки»

    – Щенок приготовил для тебя задание. Посмотри на картинку и найди слова, которые на ней спрятались.

    Ребенок: Щенок, щука, ящерица, клещи, ящик, плащ, щетка.

    7. Развитие фонематического слуха. Автоматизация звука «Щ» в словах и предложени ях.

    Учитель-логопед: Упражнение «Найди место в домике для слов».

    – Гонщик предлагает тебе поиграть в игру.

    Назови картинки, выделяя звук Щ.

    Ребенок: – Барабанщик, щека, щит, лещ, плющ, ящик.

    Учитель-логопед: – Найди слова, в которых звук Щ находится в начале (в середине, в конце).

    Ребенок: Выкладывает фишки в соответствующие окошки: в первом окошке – щека, щит; во втором окошке – ящик; в третьем – плющ, лещ.

    Учитель-логопед: – Составь предложение с каждым словом – названием картинки.

    Ребенок: Составляет предложения.

    Учитель-логопед: – Придумай свои примеры слов для каждой схемы.

    Ребенок: Придумывает примеры слов.

    8. Автоматизация звука «Щ» во фразовой ре чи.

    Учитель-логопед: Игра «Закончи предложение».

    – Я буду говорить предложения, а ты закончи подходящим по смыслу словом. Рядом с собакой сидит маленький…

    Учитель-логопед: Мальчик чистит ботинки…

    Учитель-логопед: На камне на солнце пригрелась…

    Учитель-логопед: Осенью с огорода собирают

    Учитель-логопед: Перед отъездом в чемодан складывают разные

    Учитель-логопед: На улице идет дождь, поэтому папа надел.

    Учитель-логопед: Мама с капустой и свёклой сварила вкусный

    Учитель-логопед: – Прекрасно, получай четвёртый листочек.

    Ребенок: Прикрепляет на планшетку.

    9. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация звука «Щ» в текс те.

    Учитель-логопед: – Гонщик притащил палочки и просит, чтобы ты сделала для него щётку. А пока ты будешь выкладывать щетку из счетных палочек, послушай стихотворение и повтори, четко выделяя звук «Щ»

    Этой щёткой чищу зубы,

    Этой щёткой башмаки,

    Этой щёткой чищу брюки,

    Все три щётки мне нужны.

    Ребенок: Проговаривает стихотворение и выкладывает из счетных палочек щетку.

    Учитель-логопед: – Получилось! Пятый листок летит к тебе.

    Ребенок: Спасибо. Прикрепляет листочек на планшетку.

    10. Заключительная час ть.

    Учитель-логопед: – Наше занятие подошло к концу. Какой звук ты произносила правильно?

    Учитель-логопед: Что тебе больше понравилось?

    Ребенок: Отвечает на вопрос.

    Учитель-логопед: Ты молодец, подружилась со звуком «Щ». – Держи приз! Это медаль «Я подружилась со звуком «Щ». До новых встреч! Попрощайся с гостями.

    Ребенок: Спасибо. До свидания.

    Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ц]» Тема:Звук [ц].Цель:автоматизировать изолированный звук [ц].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

    Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [р]» Тема:Звук [р].Цель:автоматизировать изолированный звук [р].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

    Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [С]» Цель: автоматизировать изолированный звук [с]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении изолированного.

    Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ш]» Цель: автоматизировать изолированный звук [ш]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении изолированного.

    Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях» Цель:автоматизировать звук [р] в словах и словосочетаниях. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в употреблении слов и.

    Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [с] в словах» Цель:автоматизировать звук [с] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [с] в начале,.

    Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах» Цель: автоматизировать звук [ш] в словах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении звука [ш].

    Конспект индивидуального открытого занятия для детей с ТНР «Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях и тексте» Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в словах, предложениях и тексте. Задачи: Коррекционно – образовательные: – Закреплять правильный.

    Конспект индивидуального занятия с ребёнком с МДР «Автоматизация звука [ш]» «Автоматизация звука «Ш». Цель: автоматизация звука «Ш» в предложениях. Задачи. Коррекционно-образовательные: • закреплять умение правильно.

    План-конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С]» Цель занятия: автоматизация звука «С» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Задачи: – закрепление правильного произношения.

    «Автоматизация звука «Щ» в слогах, словах»
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

    Представила опыт работы на тему:«Автоматизация звука «Щ» в слогах, словах». Данный материал будет полезен учителям-логопедам для проведения коррекционного занятия на данную тему.

    Тема: «Автоматизация звука «Щ» в слогах, словах».

    Скачать:

    Вложение Размер
    avtomatizatsiya_zvuka_shch_v_slovah.doc 90.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад «Улыбка», г. Жиздра

    Структура индивидуального коррекционного занятия в условиях реализации ФГОС ДО.

    Тема: « Автоматизация звука «Щ» в слогах, словах ».

    «Улыбка» г. Жиздры

    Цель: автоматизация звука «Щ» в слогах, словах.

    – умение согласовывать существительные с числительными;

    – расширение и активизация словарного запаса;

    – уточнение и закрепление правильного произношения звука [Щ];

    – развитие фонематического слуха: выделение звука [Щ] на слух среди слогов и слов;

    – согласование существительных в единственном и множественном числе;

    – образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

    – умение делить слова на части;

    – формирование связи звука и буквы;

    – уточнение лексического значения слов «пиджак», «жакет», «джемпер», «пижама», «жилет»; закрепление употребления в речи сущ. в Р. П. и Тв. П.

    – развивать артикуляционную и мелкую моторику;

    – обучение отгадывать загадки и понимать их скрытый смысл;

    – умение координировать речь с движением.

    – воспитание навыков самоконтроля;

    – воспитание активности и внимательности на занятии;

    – воспитание потребности в речевом общении;

    – воспитание интереса к занятиям.

    -для обучающегося: игрушка щенок Щумка, предметные картинки, массажер су-джок;

    -для учителя-логопеда: картинки-символы артикуляционных упражнений, зеркало, предметные картинки.

    Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».

    Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

    Планируемые результаты (предпосылки УУД):

    – формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

    – осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

    – развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом;

    – выполнять учебные действия в громко речевой и умственной форме;

    – развивать умение слушать и понимать других;

    – умение работать в паре;

    – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    – развивать умение находить и структурировать информацию;

    – развивать умения представлять информацию и извлекать ее из таблиц;

    – на основе анализа объектов делать выводы;

    обобщать, классифицировать по признакам;

    – находить ответы на вопросы.

    1. Создание мотивационного поля (организационный момент).
    1. Приветствие.

    – Не забывай наше правило красивой речи :

    Каждый день, всегда, везде –

    На занятиях, в игре –

    Громко, четко говорим,

    Никогда мы не спешим.

    1. Артикуляционная гимнастика.

    Жил был на свете маленький мальчик Ваня, который, как и все мальчики, очень любил фантазировать, путешествовать и играть в разные занятные игры. Это был обычный хороший мальчик.

    Вот однажды проснулся рано утром Ваня в плохом настроении, зашёл на кухню, и так сильно толкнул дверь, что она громко хлопнула! А в это время на кухне бабушка замешивала тесто для блинов ( упражнение «Месим тесто»). Когда из-за Вани громко хлопнула кухонная дверь, бабушка испугалась, вздрогнула, и случайно высыпала в тесто слишком много муки. Получилось у неё тесто густое, как для пирожков, и блины из него уже не могли получиться. Бабушка расстроилась, заохала, заахала, запричитала. Делать нечего, решил Ваня помочь бабушке с тестом, стал тесто водой разбавлять и постоянно размешивать, что бы снов оно стало пожиже. Мальчик так старался, что через некоторое время даже его зубки с язычком начали ему помогать и тоже как-будто месили тесто .

    И вот, бабушка уже печет блины из нового, правильного, жиденького теста и они получаются у неё румяные, ароматные и, наверное, вку-у-усные! Только Ванечка потянулся за блинчиком, как бабушка ему и говорит: “Нет-нет-нет, дорогой внучек, такому грустному мальчику можно пробовать блины, только если он выполнит блинное задание! А ну-ка, сделай из своего язычка блинчик (упражнение «Блинчик) , сколько блинчиков ты мне сам покажешь, столько я тебе и разрешу их взять.”.

    Ване с утреца было не только грустно, но голодно. Поэтому он и послушал бабушку, начал превращать свой язычок в блинчик и получилось у него это целых 10 раз! Вот сколько блинов он заработал у своей бабули – её порадовал и удивил, а сам тоже немножко погордился своими способностями!

    Только собрался уходить Ваня из кухни, а бабушка ему и говорит: “Внучек ты мой ненаглядный, не могу я тебя отпустить без полноценного полезного завтрака! Съеденных блинчиков мало, их обязательно нужно запить чаем из чашечки и заесть вкусным вареньем из вазочки».

    Делать нечего, понурил голову грустный Ваня и решил выпить из чашки ровно 10 глотков чаю ( упражнение «Чашечка) и съесть 10 ложечек вкусного варенья ( упражнение «Вкусное варенье»). Нужно признать, что варенье было малиновым и настолько вкусным, что после каждого глотка чая и ложечки варенья мальчик очень старательно облизывал свои губы, что бы ни капельки этого удивительного лакомства не проскочило мимо рта. Справился Иван с чаем и вареньем.

    Выбрался наконец-то наш печальный парень из кухни, бредет по коридору понуро голову повесив, а тут навстречу ему – мама. Спрашивает: “Сыночек мой ненаглядный! Что же не улыбаются твои губки с самого утра, не блестят глазки? Или забыли они как это делать, или зубки ты перед завтраком не почистил и теперь весь грустишь?”.

    И точно, вспомнил, мальчик, что зубы-то у него не чищены, не прополосканы и мечтают не только о встрече с зубной щеткой, но и о более тесном контакте с ней. Вначале, перед зеркалом Ваня проверил, не забыл ли он как улыбаться (упражнение «Улыбка») (а то вдруг мама права и губки его не слушаются). Но губки его слушались отлично, поэтому в добавок к улыбочке, которая почему-то все равно была грустной, Иван решил немного покривляться и, то строил из зубов не просто заборчик (упражнение «Заборчик») , а целый заборище – крепкий и неприступный; то превращал челюсти как будто в окошко (упражнение «Окошко») , открывая и закрывая его, то вытягивал губы, как-будто собрался играть на дудочке (упражнение «Дудочка) , то лепил из губ колечко (упражнение «Колечко» ), в общем, побаловался от души, а хорошее настроение у него, пока ещё, так и не появилось.

    Закончив играть с язычком перед зеркалом, Иван вспомнил, что собирался почистить зубы. Но что это за странный день такой выдался, в ванной комнате не оказалось зубной щетки. Ваня не растерялся и очень старательно почистил свои зубки язычком (упражнение «Чищу зубы»). Он их чистил долго, и вверх, и вниз, и влево, и вправо, и почему-то больше всего старался очищая верхние зубки с внутренней стороны. Мальчик так увлекся, что и не заметил, как постепенно начал чистить в ротике нёбо (это взрослые так говорят – нёбо, а мы то с Вами знаем, что это просто потолочек), и его язык так ловко двигался во все стороны, что стал похож на кисточку маляра и, как-будто “покрасил” весь потолок в ротике (упражнение «Маляр»).

    Пока наш герой чистил зубы, он почувствовал, что его настроения начало подниматься и решил он и дальше исправлять свое настроение, играя с язычком. Быстро-быстро побежал Ваня к самому большому зеркалу в доме, уселся около него, улыбнулся и принялся щелкать языком так, как будто это настоящая лошадка (упражнение «Лошадка») цокает своими копытцами. Ване очень понравилась эта игра и его лошадка скакала то тихо-тихо, то громко-громко, то медленно-медленно, то быстро-быстро. В общем, под конец скачек, Ваня настолько притомился, что его язычок еле шевелился во рту и, вдруг, глаза у Вани округлились – ведь он увидел, что, иногда, во время цоканья, его язычок становится похож на симпатичный грибочек (упражнение «Грибочек») на тоненькой ножке. Ване настолько понравился этот грибочек, что он побежал его показывать всем-всем-всем. Один раз он показал грибочек маме, один раз папе, один раз бабушке, один раз дедушке, а непонятливому младшему братику показал грибочек целых 3 раза! Вот так-то.

    Чувствует Иван, что после всех этих упражнений прибыло у него сил и хорошего настроения. Решил он закрепить результат и придумать еще какое-нибудь задание для язычка. А фантазия у парня была богатая, поэтому, недолго думая, превратил он грибочек в гармошку (упражнение «Гармошка») и играл на ней еще долго-долго, думаю, что секунд по 20 три раза подряд! Вот какой выносливый был Иван.

    Мальчику уже было так весело, что надумал он поделиться своим настроением и с мамой, и с папой и с другими домочадцами. А для этого моментально придумал фокус -покус (упражнение «Фокус»). Ваня настолько смешно сдувал ватку, что хохотала уже вся семья. Только у младшего братика не получалось фокусничать, он даже расстроился от такой несправедливости.

    Но у Вани была очень дружная семья и все вместе быстро придумали развлечение для Алёшеньки (так звали младшего братика) и он потом еще долго продолжал играть в игру ” Загони мяч в ворота ” и победил в ней папу, дедушку, и, даже, Ваню почти победил.

    Вот и закончилась наша сказка. Она начиналась вместе с грустным настроением мальчика Вани, но постепенно, он смог найти свое хорошее настроение и поделиться им со своими родственниками. А помог ему в этом его веселый язычок, который умел выполнять много сложных (и не очень) заданий! А кто еще помогал мальчику Ване? Думаю, что это был ты – такой старательный, умелый и тоже веселый!

    1. Объявление темы занятия.

    Отгадываем изучаемый звук [Щ] по чистоговорке.

    Ща-ща-ща – в реке плаваю два ле(ща).

    Щу-щу-щу – я леща не упу(щу).

    Щи-щи-щи – ты леща не и(щи).

    Ща-ща-ща – мы пожарим два ле(ща).

    – «Какой звук чаще других ты слышал в этих чистоговорках?» (звук [Щ])

    II. Актуализация знаний.

    1. Уточнение произношения звука [Щ].

    – Произнеси звук [Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ].

    «Пока мы произносили звук «Щ», к нам на звук прибежал щенок Щумка. Она захотел с тобой поговорить. А как разговаривают маленькие щеночки?» (пищат)

    «Давай поговорим с щеночком Щумкой, а он посмотрит, умеешь ли так же хорошо пищать, как маленькие щеночки» (Степан произносит [щ-щ-щ-щ-щ], а логопед следит за артикуляцией).

    «Молодец, щенку Щумке понравилось, как ты разговариваешь на языке щенков, но он ничего не знает о звуке [Щ]. Какой он? Давай ему расскажем».

    – Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?

    «Когда мы произносим звук [Щ], губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса)».

    – Воздух выходит свободно изо рта? Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук, какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Ласково.) Звук «Щ» – мягкий согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: щ-щ-щ. Дрожит ли наше горлышко или оно спит? Правильно, спит, звук «Щ» – глухой согласный.

    2. Пальчиковая гимнастика.

    -Божья Коровка очень любит играть в мяч. А ты хочешь с ней поиграть? Посмотри, какой ус нее необычный мяч. Ребенок выполняет упражнение с Су-джок мячом, в соответствии с текстом.

    «С мячиком дружу».

    Я мячом круги катаю,

    Взад вперед его гоняю.

    Им поглажу я ладошку,

    Будто я сметаю крошку,

    И сожму его немножко,

    Как сжимает лапу кошка,

    Каждым пальцем мяч прижму,

    И другой рукой начну.

    3. Связь звука с буквой.

    – Согласный звук [щ] обозначает буква «ща», найди эту букву в алфавите. Из скольких элементов состоит эта буква? Выложи букву из ниточек.

    III. Открытие нового знания.

    1. Выделение звука [Щ] на слух из слогов и слов

    «Молодец, ты всё знаешь о звуке [Щ]. А сейчас щенок Щумка посмотрит, умеешь ли ты слышать звук [Щ] в слогах и словах. Ты видел, как жаба ловит мошек? Она открывает рот, мгновенно высовывает свой длинный язык и им ловит мошек. И ты с помощью таких язычков будешь ловить звук [Щ] в слогах и словах, которые я буду говорить. Язык высовывать только на звук [Щ]!»

    Сила-шила-щипала , умелье-ущелье-указанье, майка-зайка-ищейка.

    Вар-тащу-дар, чищу-сук-лук, луза-пищу-Луша.

    2. Игра «Волшебная коробочка с крупой». (Работа с картинками).

    «Ты хорошо справился с заданием, и за это щенок Щумка захотел сделать тебе подарок. Он принес с собой волшебную коробочку с крупой. В ней лежат разные картинки. Божья Коровка хочет подарить тебе картинки со словами на звук [Щ], но сам затрудняется это сделать. Выбери все картинки со звуком [Щ] и определи его место в слове (где он находится? в начале, в середине или в конце слова)»

    Давай ещё раз их назовём, а щенок Щумка поиграет с тобой в игру «День-ночь». Я скажу «ночь», ты закроешь глаза, а щенок Щумка спрячет какую-то картинку. Я скажу «день», ты откроешь глаза и назовёшь картинку, которой не хватает».

    Давай картинки объединим в группы и назовем их одним словом. (Профессии, одежда, ягоды).

    3. «Догадайся сам, загадай своим друзьям».

    У щенка Щумки есть друг. Ты узнаешь, кто это, если отгадаешь загадку.

    У неё во рту пила.

    Под водой она жила.

    Рыб пугала, рыб глотала,

    А теперь в уху попала. (Щука)

    4. Игра «Один-много».

    Щуку я тащу, тащу, Имитируем движения рыбака,

    Щуку я не упущу ритмично переступая ногами и напрягая руки, имитируя удержание удочки.

    Вот она какая , руки в стороны, .

    6. Упражнение «Раздели слово на части, хлопая в ладоши».

    У Божьей коровки есть несколько любимых предметов. Давай прохлопаем в ладоши каждое получившееся слово, деля его на части .

    7. Игра «Назови ласково» .

    – Щенок Щумка любит собирать щетки. Давай мы их посчитаем. Послушай и повтори.

    9. Задание «Уточнение лексического значения».

    «Пока мы с тобой считали щетки, щенок Щумка принес нам цветок, в котором одно слово будет лишним. Назови его.

    А сейчас мы отправимся выбирать наряды лишь со звуком [Щ] в названии… Приготовились. Внимание!

    ? – Ты купишь платье или пижаму?

    ? – Ты выберешь пиджак или плащ?

    ? – Тебе по размеру рубашка или плащ?

    ? – Пуговицы на плаще будут оранжевые или красные?

    (Ещё раз вместе называем все слова со звуком [Щ] из этой игры и уточняет их лексическое значение).

    Плащ – одежда, представляющая собой накидку из шерстяного сукна, часто с капюшоном, предназначенную для защиты от холода и непогоды.

    Назови детали одежды.

    Логопед: «Ответь, что с чем?»

    – Плащ с … (пуговицами, капюшоном, рукавами и воротником)

    Представь, что на картинках твоя одежда. Составь предложения.

    – Какой звук мы сегодня изучали? – Какие слова со звуком [Щ] ты знаешь?

    Молодец, сегодня ты очень хорошо работал, красиво и правильно произносил звук [щ].

    Домашнее задание. Артикуляционная гимнастика. Повторить отработанный на занятии речевой материал.

    1. Лопухина, И. С. «Логопедия» (Упражнения для развития речи). -П. «Дельта», 1997.

    2. Ожегов, С. И. «Словарь русского языка» М. «Русский язык», 1986..

    3. Успенская, Л. П., Успенский М. Б. «Учитесь правильно говорить», М. «Просвещение», 1993.

    Автоматизация звука (Щ) – конспект

    Разработала учитель – логопед

    Некрасова Надежда Павловна

    1. Изолированно произносить звук [Щ]:

    Губы округлены и вытянуты вперед, широкий кончик языка прижат к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята, язык напряжен. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.

    Подражание дворнику, который чистит дорожку около дома.

    2. Автоматизация в слогах:

    При произнесении слогов выделяем звук [Щ], произносим его более длительно.

    3. Автоматизация в сочетаниях слогов:

    При произнесении выделяем звук [Щ], произносим его более длительно.

    Ща – що – щу – щи – ще
    Щи – ща – що – щу – ще
    Що – ща – щу – щи – ще
    Ще – ща – що – щи – щу
    Щу – ща – що – щи – ще

    4. Проговаривать слова, выделяя звук [Щ]:

    Щи: щи, щит; щипцы, щипать, щиток.

    Ще: щебет, щепка, щебень; щенок, щетина, щека, щебетать, щекотать, щегол.

    5. Проговаривать слова, выделяя звук [Щ] :

    Ща: пищать, угощать, помещать, извещать, обобщать, вещать, замещать, обещать, дощатый, восхищаться; пища, пуща, гуща.

    Щу: ищу, тащу, угощу, пищу; ищут, наощупь.

    Щи: пищит, защита; вещи, ящик, овощи.

    Ще: кощей, помещение, угощение, ищейка, ущелье, освещение.

    Хищник, хищный, мощный, изящный, овощной.

    6. Произносить слова, выделяя звук [Ш]:

    Мощь, овощ, хвощ, немощь, помощь, вещь, лещ, клещ, плющ, плащ.

    7. Игра на автоматизацию звука [Щ] в словах:

    Инструкция: фишка стоит на букве Щ; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо. какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Щ].

    8. Образовать существительное, обозначающее профессию (по образцу):

    9. Образовать существительное с увеличительным значением (по образцу):

    13. ДИ «Волшебный куб»:

    В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Щ]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Щ] в названии выпавшей картинки.

    15. ДИ «Ромашка»:

    Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Щ].

    10. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Щ]:

    11. ДИ «Сосчитай до 5»:

    12. Проговаривать предложения:

    Дима тащит щуку. Щенок щиплет щетку. В ящике пищит щенок. Лена посолила овощные щи. Дом из щитов – щитовой. Зубы чистят зубной щеткой. Мамины вещи лежат в ящике. В ящике спит мохнатый щенок. Щенок пищит и тащит щетку. Щетки надо найти в ящике. Бабушка угощала нас овощными щами. У Пети книга о хищных щуках. У Сони щетки, а у Феди щит.

    13. Проговаривать тексты:

    Щеглёнок и щенок.

    У Ани – щеглёнок и щенок. Любит щеглёнок щипать щенка за ухо. Щенку щекотно, но он не пищит. Щенок понимает: щеглёнок ещё маленький.

    Ваня с папой идут к водоёму. Там клюют щуки и лещи. Глядя на текущую вдаль воду, Ваня думает о том, как вытащит щуку без папиной помощи.

    14. Проговаривать чистоговорки:

    Щуку я тащу, тащу,

    Щуку я не упущу.

    Мы купили овощей

    И для супа, и для щей.

    Ты нас, мама, не ищи –

    Щиплем щавель мы на щи!

    Ищут Катя с Таней вещи:

    Ищут щётки, ищут клещи,

    Плащ, ботинки, ящик, лейку.

    Папа купит им ищейку.

    Щенок в ящике лежит,

    Щенок к ящику бежит.

    Он ищет её тщательно

    И стащит обязательно.

    Пёс тащит щётку,

    Щенок тащит щепку.

    Пока и щётка велика.

    Щуку щами с овощами

    Ведь хищная щука

    Не будет есть щи.

    Щегол в гнезде щеглят считал,

    Щегол считалку щебетал:

    «Щеглёнок – раз, щеглёнок – два.

    Счастливей в роще нет щегла».

    Над рекою тучи гуще,

    Дождик хлещет пуще, пуще.

    Даже щуки и лещи

    Ищут шляпы и плащи.

    1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. – М., 1999.
    2. Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей. – М., 2007.
    3. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
    4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей. – М., 2006.
    5. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. – М., 2008.
    6. Куликовская Т.А. Забавные чистоговорки. – М., 1999.
    7. Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб., 2010.
    8. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М., 2011.
    9. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. – М., 2007.
    10. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. – М., 1995.

    Автоматизация звука (Щ) – конспект

    Ожидайте

    Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
    Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

    Перезвоните мне

    Ваш персональный менеджер: Екатерина
    Ответственная и отзывчивая!

    Речевой материал для самостоятельной работы по автоматизации звука «Щ» в слогах, в словах, в чистоговорках и в предложениях.

    Бесплатные занятия с логопедом

    Речевой материал для самостоятельной работы по автоматизации звука «Щ» в слогах, в словах, в чистоговорках и в предложениях. От простого к сложному.

    Автоматизация звука «Щ» в слогах

    Произносим слоги, следим за правильным произношением звука «Щ».

    Задание 1

    • Ща — ща — ща, Ща — ща — ща .
    • Ще — ще — ще, Ще — ще — ще .
    • Щу — щу — щу, Щу — щу — щу .
    • Щи — щи — щи, Щи — щи — щи .
    • Щё — щё — щё, Щё — щё — щё .

    Задание 2

    • Ща — щу — щё, Ща — щу — щё .
    • Ща — щи — ще, Ща — щи — ще .
    • Щу — щи — ще, Щу — щи — ще .

    Задание 3

    • Щё — щи — ще, Щё — щи — ще .
    • Ща — щу — щи, Ща — щу — щи .
    • Ща — щё — ще, Ща — щё — ще .

    Задание 4

    • Ащ — ащ — ащ, Ащ — ащ — ащ .
    • Ощ — ощ — ощ, Ощ — ощ — ощ .
    • Ущ — ущ — ущ, Ущ — ущ — ущ .
    • Ыщ — ыщ — ыщ, Ыщ — ыщ — ыщ .

    Задание 5

    • Ящ — ящ — ящ, Ящ — ящ — ящ .
    • Ющ — ющ — ющ, Ющ — ющ — ющ .
    • Ищ — ищ — ищ, Ищ — ищ — ищ .
    • Ещ — ещ — ещ, Ещ — ещ — ещ .

    Задание 6

    • Ащ — ощ — ущ — ыщ, Ащ — ощ — ущ — ыщ .
    • Ыщ — ущ — ощ — ащ, Ыщ — ущ — ощ — ащ .
    • Ящ — ющ — ищ — ещ, Ящ — ющ — ищ — ещ .
    • Ещ — ищ — ющ — ящ, Ещ — ищ — ющ — ящ .

    Задание 6

    • Ащ — ящ — ащ, Ащ — ящ — ащ .
    • Ущ — ющ — ущ, Ущ — ющ — ущ .
    • Ощ — ещ — ощ, Ощ — ещ — ощ .
    • Ыщ — ищ — ыщ, Ыщ — ищ — ыщ .

    Автоматизация звука «Щ» в словах

    Произносим слова, следим за правильным произношением звука «Щ».

    Задание 1

    • Обеща́ть, пища́ть, угоща́ть, враща́ть, треща́ть, проща́ть, помеща́ть, обраща́ть, доща́тый, возвраща́ть, восхища́ть.
    • Щи, щит, лещи́, плащи́, пищи́т, трещи́т, защи́та, щель, ще́пка, ище́йка, уще́лье, угоще́ние, враще́ние, проще́ние.

    Задание 2

    • Ищу́, пищу́, тащу́, угощу́, помещу́, трещу́, щу́ка, щу́пать, ещё, щёки, щётка, щёлкать, защёлка, лущёный, мощё­ный, сгущённый.
    • Гу́ща, пи́ща, ро́ща, щаве́ль, пло́щадь, и́щут, тащут, бле­щут, пле́щут, на о́щупь, о́вощи, кле́щи, о́бщий.

    Задание 3

    • Ве́щи, я́щик, та́щит, сва́рщик, го́нщик, ви́дящий, иду́щий, тре́щина, щипа́ть, бурля́щий, кипя́щий, гудя́щий, дымя́щий, дрожа́щий.
    • Лещ, вещь, плащ, борщ, о́вощ, клещ, плющ, хрящ, прыщ, по́мощь, хи́щник, изя́щный, това́рищ, помо́щник.

    Автоматизация звука «Щ» в чистоговорках

    Произносим чистоговорки, следим за правильным произношением звука «Щ».

    Задание 1

    • Ща-ща-ща, ща-ща-ща — дождь идёт, я без плаща́.
    • Ще-ще-ще, ще-ще-ще — дождь идёт, а я в плаще́.
    • Щу-щу-щу, щу-щу-щу — я тебя́ не отыщу́.
    • Щи-щи-щи, щи-щи-щи — ты иди́, меня́ ищи́.

    Задание 2

    • Ши–ши–ши, Ши–ши–ши — поздравленье напиши́.
    • Ше–ше–ше, Ше–ше–ше — как прекра́сно на душе́.
    • Аш–аш–аш, Аш–аш–аш — я доста́ну каранда́ш.
    • Ош–ош–ош, Ош–ош–ош — есть на ку́хне о́стрый нож.

    Задание 3

    • Ща-ща-ща, Ща-ща-ща — мы несём леща́.
    • Щи-щи-щи, Щи-щи-щи — ма́ма ва́рит щи.
    • Щу-щу-щу, Щу-щу-щу — я грибы́ в лесу́ ищу́.
    • Ще-ще-ще, Ще-ще-ще — я пошёл гуля́ть в плаще́.

    Задание 4

    • Щи-щи-щи, Щи-щи-щи — купи́ли мы плащи́.
    • Щу-щу-щу, Щу-щу-щу — щу́ку я тащу́.
    • Щи-щи-щи, Щи-щи-щи — щи́плем щаве́ль мы на щи.
    • Щи-щи-щи, Щи-щи-щи — ты нас ма́ма не ищи́.

    Задание 5

    • Щу-щу-щу, щу-щу-щу — вот тепе́рь-то отыщу́.
    • Ща-ща-ща, Ща-ща-ща — мы купи́ли леща́.
    • Ще-ще-ще, Ще-ще-ще — дай-ка щей ещё.
    • Щу-щу-щу, Щу-щу-щу — кле́щи я ищу́.

    Задание 6

    • Ощ-ощ-ощ, Ощ-ощ-ощ — ма́ма ва́рит борщ.
    • Ещ-ещ-ещ, Ещ-ещ-ещ — в сеть попа́лся лещ.
    • Ющ-ющ-ющ, Ющ-ющ-ющ — я выра́щиваю плющ.
    • Ащ-ащ-ащ, Ащ-ащ-ащ — наде́нь быстрее плащ.

    Автоматизация звука «Щ» в предложениях

    Произносим предложения, следим за правильным произношением звука «Щ».

    Задание 1

    • Де́ти и́щут грибы́. Пе́тя наде́л плащ. Щенку́ да́ли хрящ. На по́мощь Ва́не пришёл това́рищ. Луна́ освеща́ет ро́щу. В озере лещи́.
    • Угоща́й това́рища. В ро́ще щеглы́. Во дворе́ пищи́т щено́к. Во́лки ры́щут, пи́щу и́щут. Бле́щет све́жая листва́. В ро́ще а́ист крыльями поло́щет.

    Задание 2

    • У меня́ пропа́л челно́к, утащи́л его́ щено́к. В си­нем не́бе звёзды бле́щут, в си́нем мо́ре во́лны пле́щут.
    • Послу́шайка, дружи́ще! Ты, ска́зывают, петь вели́кий мастерище! Гля́дя на теку́щую вдаль во́ду, Ва́ня ду́мает о том, как вы́тащит щу́ку без па́пиной по́мощи.

    Конспект НОД в старшей группе по теме «Овощи и фрукты» (область познавательное развитие)
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Цель: закрепление знаний детей об овощах и фруктах.

    Задачи:

    Образовательные:

    -закреплять умение детей классифицировать предметы по теме “Овощи и фрукты”;

    – приобщать детей к здоровому образу жизни. Формировать представление о том, что овощи и фрукты содержат в себе витамины, и употребление их в пищу полезно для здоровья;

    Развивающие:

    – развивать речь детей;

    -развивать наблюдательность, любознательность, мышление;

    -развивать мелкую и общую моторику.

    Воспитательные:

    – воспитывать любознательность, уважение к своим товарищам.

    Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно -исследовательская, двигательная, изобразительная.

    Формы реализации детских видов деятельности: беседа, вопросы, ответы, художественное слово, игра.

    Формы организации: фронтальная.

    Оборудование и материалы: корзинка, мешок, натуральные овощи и фрукты, их муляжи, цветные карандаши, шаблоны овощей и фруктов, рисунки сада и огорода, клей, салфетки, клеенка.

    Методы и приемы: мотивирование детской деятельности, проблемные ситуации и вопросы.

    Скачать:

    Вложение Размер
    nod_ovoshchi_i_frukty.docx 18.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 93 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга 2020

    Выполнила: Чак Наталья Александровна

    Возрастная группа : старшая группа (5-6 лет)

    Тема НОД : «Овощи и фрукты»

    Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие (ознакомление с природой)

    Цель: закрепление знаний детей об овощах и фруктах.

    -закреплять умение детей классифицировать предметы по теме “Овощи и фрукты”;

    – приобщать детей к здоровому образу жизни. Формировать представление о том, что овощи и фрукты содержат в себе витамины, и употребление их в пищу полезно для здоровья;

    – развивать речь детей;

    -развивать наблюдательность, любознательность, мышление;

    -развивать мелкую и общую моторику.

    – воспитывать любознательность, уважение к своим товарищам.

    Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно -исследовательская, двигательная, изобразительная.

    Формы реализации детских видов деятельности : беседа, вопросы, ответы, художественное слово, игра.

    Формы организации : фронтальная.

    Оборудование и материалы : корзинка, мешок, натуральные овощи и фрукты, их муляжи, цветные карандаши, шаблоны овощей и фруктов, рисунки сада и огорода, клей, салфетки, клеенка.

    Методы и приемы: мотивирование детской деятельности, проблемные ситуации и вопросы.

    I. Организационный момент:

    Дети сидят на ковре полукругом.

    Воспитатель: Послушайте загадку, отгадайте ее:

    Листья с веток облетают,

    Птицы к югу улетают.

    Дни стали короче,

    Длиннее стали ночи.

    Воспитатель: Правильно, это осень. А как вы догадались что это время года осень? Осень — это прекрасная пора. Она нам дарит много подарков.

    Воспитатель: Чем занимаются люди в садах и огородах осенью?

    Осенью люди собирают много овощей и фруктов.

    Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

    Воспитатель: Послушайте, я вам расскажу еще одну историю:

    Вот однажды овощи и фрукты,

    Нарушили все порядки.

    Перемешались и спрятались.

    И я даже знаю, где они спрятались. Они спрятались вот в этот чудесный мешочек. Вы будете искать их на ощупь, не подглядывая в наш чудесный мешочек. Доставать их и класть в корзинку.

    (Дети на ощупь находят овощи и фрукты, называют и показывают всем. Говорят, овощ или фрукт. Указывают его цвет. Все остальные проверяют и дополняют или исправляют). Будьте внимательны!

    Воспитатель: Молодцы. Вы хорошо справились и с этим заданием.

    Ребята, давайте вспомним где растут овощи? (в огороде)

    Правильно, вот у меня корзинка с изображением огорода. Сюда мы будем класть овощи.

    А где растут фрукты? (в саду)

    Правильно, вот у меня корзинка с изображением сада. Сюда мы будем класть фрукты.

    Давайте разложим фрукты и овощи в нужные корзинки.

    Дидактическая игра «Разложи правильно»

    Дети раскладывают в одну корзину – овощи, в другую – фрукты.

    (дети по одному подходят берут фрукт или овощ и кладут в нужную корзинку)

    Воспитатель: Молодцы. Вы хорошо справились и с этим заданием.

    Послушайте стихотворение про фрукты и овощи.

    Фрукты – яблоки и груши,

    Очень любят детки кушать.

    Пусть запомнят все скорее:

    Фрукты зреют на деревьях:

    Знают точно все ребятки:

    Лук, морковь растут на грядке.

    Овощи для всех важны –

    И полезны, и вкусны!

    Воспитатель: Молодцы, ребята! А вы знаете, чем полезны овощи и фрукты? (Выслушиваются и обобщаются ответы детей )

    Физ. минутка: «В огород».

    В огород мы пойдем, (маршируют на месте)

    Мы морковку натаскаем (имитировать, как таскают)

    И картошку накопаем. (имитировать, как копают)

    Срежем мы кочан капусты, (срезают)

    Очень вкусный. ( Показать руками)

    Щавеля нарвем немножко (рвут)

    И вернемся по дорожке. (маршируют на месте)

    Воспитатель: а сейчас, ребята, поиграем в игру: «Назови ласково».

    Я буду вам бросать мяч и называть овощи или фрукты, а вы мне возвра- щаете мяч и говорите ласково.

    Воспитатель : огурец – огурчик; помидор –помидорчик; капуста- капустка… Молодцы! Садитесь на места.

    Работа детей за столами

    Воспитатель : Ребята, отгадайте загадки:

    Висит на ветке колобок,

    Блестит его румяный бок. (Яблоко).

    Желтый цитрусовый плод

    В странах солнечных растёт.

    Но на вкус кислейший он,

    А зовут его. (Лимон).

    Этот фрукт на вкус хорош

    И на лампочку похож. (Груша).

    Сидит в темнице,

    А коса на улице. (морковь)

    Никого не огорчает,

    А всех плакать заставляет. (лук)

    Что копали из земли,

    Что в золе мы испекли,

    Ели да хвалили? (картофель)

    Воспитатель : Ребята, у меня на подносе лежат вырезанные шаблоны фруктов и овощей. Сейчас я буду подходить к каждому из вас и называть что именно вы должны взять фрукт или овощ.

    Катя возьмет овощ….

    Воспитатель : ребята, давайте посмотрим все ли справились с заданием правильно.

    -Поднимите шаблоны кто сидит за первым столом. У вас должны быть шаблоны только с фруктами. (исправляют)

    -Поднимите шаблоны кто сидит за вторым столом. У вас должны быть только овощи.

    -Молодцы, все справились с заданием!

    -Ребята посмотрите на наши фрукты и овощи. Какого они цвета? (белые)

    -А разве бывают овощи и фрукты белого цвета?(нет)

    -У вас на столах стоят карандаши, давайте раскрасим наши овощи и фрукты. -Сделаем их яркими и красивыми.

    (Дети раскрашивают картинки)

    -Теперь наши фрукты и овощи надо приклеить.

    -На какую картинку приклеим овощи? (где изображен огород)

    -А фрукты? (где изображен сад)

    -Давайте приклеим и посмотрим какой у нас вырос урожай в саду и в огороде?

    -Приклеивайте так, чтобы все овощи и фрукты были хорошо видны, не наклеивайте их друг на друга.

    -Напоминаю детям о том, что после приклеивания нужно воспользоваться бумажной салфеткой для стирания излишков клея, и воспользоваться влажной салфеткой для рук.

    -Напоминаю детям о правилах работы с клеем.

    Воспитатель: Молодцы. Вы замечательно справляетесь!

    Посмотрите какой богатый урожай вырос у нас в саду и огороде.

    – О чем мы сегодня с вами говорили?

    – Где растут фрукты, а где овощи?

    – Какая польза во фруктах и овощах?

    Затем воспитатель оценивает работу каждого ребенка, отмечает лучших и обязательно подбадривает тех, у кого не все получается.

    Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Овощи и фрукты»

    Татьяна Кабарухина
    Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Овощи и фрукты»

    Тема: «Овощи и фрукты».

    Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие.

    Цель: Закрепить полученные ранее знания об овощах и фруктах (цвет, форма).

    -Уточнить и расширить представление об овощах и фруктах.

    – Уточнить и активизировать словарь по теме. Закрепить понятия сад и огород;

    – Упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе; активизировать в речи прилагательные

    – Совершенствовать навык согласования прилагательных в роде, числе, падеже.

    – Обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с овощами.

    – – Совершенствовать употребление в речи существительных в форме родительного падежа в единственном и множественном числе.

    – Пополнять активный словарный запас;

    -Учить отвечать на вопросы развёрнутым предложением.

    -Развитие зрительного внимания и восприятия, общей моторики, координации речи с движением.

    – Развитие у детей мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение и сравнение);

    -Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

    Виды деятельности: предметная деятельность с натуральными предметами, общение со взрослым и совместная игра

    Формы организации: занятие- игра

    Формы реализации детских видов деятельности: наглядность, художественное слово, дидактические игры, физкультминутки, исследовательская деятельность.

    Оборудование: Овощи: морковь, лук, огурец, помидор, капуста, свёкла. Фрукты: яблоко, апельсин, лимон, слива. Корзина.

    Предварительная работа: Рассматривание овощей и фруктов, муляжей. Рассматривание альбома «Овощи, фрукты». Рисование, лепка,аппликация на тему: «Овощи, фрукты». Дидактические игры «Где, что растет?». «Угадай на вкус». Чтение «Репка», «Пых»,«Хозяйка однажды с базара пришла».

    Ход занятия:

    Воспитатель. – Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадку.

    «Вот художник, так художник,

    Все леса позолотил!

    Даже самый сильный дождик

    Эту краску не отмыл.

    Отгадать загадку просим:

    Кто художник этот? (осень)

    Воспитатель: «Какое сейчас время года?» (Осень)

    Воспитатель: «Осень в гости к нам пришла, что нам осень принесла?» (грибы в лесу, в саду фрукты, в огороде овощи)

    – Игра «Волшебный мешочек».

    – Сейчас я буду загадывать загадки об овощах и фруктах и, если вы отгадаете, то из волшебного мешочка покажутся эти дары природы.

    – Отгадайте, что это?

    Сидит в темнице,

    А коса на улице.

    и все без застежек.

    Сидит дед, во сто шуб одет,

    Кто его раздевает, тот слезы проливает.

    На грядке длинный и зеленый,

    А в бочке желтый и соленый.

    Без окон, без дверей,

    Полна горница людей.

    А придет на стол она,– скажут весело ребята:

    «Ну, рассыпчата, вкусна!»

    Круглое, румяное, с дерева упало –

    Любе в рот попало.

    Он и сочен, и душист,

    А снаружи золотист.

    Много долек в нем, друзья,

    Для тебя и для меня.

    Синий мундир, теплая подкладка,

    А в середине сладко.

    С красными угольками.

    Он почти как апельсин

    С толстой кожей сочной.

    Недостаток лишь один,

    Кислый очень, очень. (Лимон)

    Что за овощ? (Кабачок)

    Над землёй трава,

    Под землёй бордовая голова. (Свёкла)

    Давайте разложим фрукты отдельно от овощей.

    Дети раскладывают фрукты и овощи в разные корзинки, называют их и описывают.

    Мы морковки натаскаем (таскают)

    И картошку накопаем (копают)

    Срежем мы качан капусты (срезают)

    Круглый, сочный, очень вкусный (показывают руками 3 раза)

    Щавеля нарвём немножко (рвут)

    И вернёмся по дорожке (маршируют)

    – Игра «Где растёт?»

    – Где растут овощи? (в огороде)

    – Где растут фрукты? (в саду)

    – Если я называю фрукт, мы тянемся кверху, а если овощ – мы приседаем.

    – Что можно сделать из овощей? (Варить суп, борщ, щи, жарить и тушить овощи, делать салат).

    – А что можно приготовить из фруктов? (Компот, варенье, джем, повидло).

    Игра «Назови какой сок?»

    – Из яблок – яблочный.

    – Из груш (грушевый)

    – Из слив (сливовый)

    – Из винограда (виноградный)

    – Из моркови (морковный)

    – Из апельсинов (апельсиновый)

    – Из свёклы (свекольный)

    – Из помидор (томатный) и т. д.

    Игра «Назови какой суп?»

    Из картофеля – картофельный.

    Из свёклы (свекольник).

    Из лука (луковый.)

    Из гороха (гороховый).

    Из капусты (щи).

    Игра «Один – много».

    Одно яблоко – много яблок.

    Одна слива (много слив).

    Одна груша (много груш).

    Одна тыква (много тыкв).

    Один кабачок (много кабачков)

    Один помидор (много помидоров).

    Один баклажан (много баклажанов).

    Один огурец (много огурцов).

    Один апельсин (много апельсинов).

    Мы пришли в огород.

    Много там всего растёт. (развести руки в стороны).

    Огурцы сорвём мы с грядки. (срывать).

    Помидоры с кожей гладкой. (кистями рук обрисовать круглую шарообразную форму).

    Толстая репка (поставить руки на пояс и слегка покачать корпусом из стороны в сторону).

    Засела в землю крепко.

    Длинная морковка (опустить вниз руки и соединить их).

    От нас укрылась ловко, (присесть и прикрыть голову руками).

    Дёргай, дёргай из земли. (Дёргать).

    Всё собрали – посмотри. (Развести руки в стороны).

    Игра «Назови ласково».

    Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи».

    Хозяйка с базара домой принесла: картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу. Ох!

    Вот овощиспор завели на столе: кто лучше,вкусней и нужней на земле: Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла? Ох!

    Хозяйка тем временем ножик взяла и ножиком этим крошить начала: Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу! Ох!

    Накрытые крышкою, в душном горшке кипели,кипели в крутом кипятке: картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла. Ох!

    И суп овощной оказался неплох!

    – Какие овощи хозяйка купила на базаре?

    – Каких овощей у нас не хватает, чтобы сварить такой же суп, как в стихотворении «Овощи»? (Петрушка, горох).

    Игра «Четвёртый лишний».

    -Назовите лишнее слово, обоснуйте, почему оно лишнее.

    Картофель, лук, чеснок, груша.

    Яблоко, апельсин, лук, слива.

    Рис, редис, перец, картофель.

    Укроп, петрушка, тыква, сельдерей.

    Кабачок, огурец, тыква, укроп.

    – О чём мы говорили на занятии?

    – Какие игры вам понравились больше всего?

    Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Космическое путешествие» Цель: формирование у детей представлений о Солнечной системе. Задачи: 1) формировать первоначальные представления о планетах Солнечной.

    Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Перелётные птицы» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Задачи:.

    Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Зима забавами полна» Цель: расширить и закрепить уже имеющиеся представления детей о зиме. Задачи: Образовательные: – обобщить и систематизировать представления.

    Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей разновозрастной группе Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие (лепка, речевое развитие,.

    Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Транспорт» Тема: «Транспорт. Помощь доктору Машинковой» Задачи: Образовательные: 1. Продолжать детей знакомить с различными видами транспорта 2. Упражнять.

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Овощи и фрукты» с элементами песочной терапии Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Овощи и фрукты» с элементами песочной терапии. Цель: Уточнить и закрепить.

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с ТНР «Насекомые» Цель: уточнение знаний о характерных особенностях насекомых, об их пользе и вреде, об условиях жизни. Задачи: 1. Обобщить представление.

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с ТНР «Одежда» Цель: расширение знаний и представлений об одежде. Задачи: 1. Уточнить знание детей о деталях одежды. 2. Учить группировать одежду по сезонному.

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с ТНР «Овощи» Цель: закрепление знаний об овощах. Задачи: 1. Формировать представления детей об овощах, о месте их прорастания. 2. Закрепить умение описывать.

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Воздух вокруг нас» Цель: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Задачи: • уточнить.

    Читайте также:
    Логопедическое сопровождение детей первого года жизни в условиях дневного стационара неврологического профиля
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: