Автоматизация звука (С) в слогах, словах, словосочетаниях – индивидуальное логопедическое занятие

Конспект индивидуального логопедического занятия Автоматизация звука [с’]

Тема: Автоматизация звука [с’] в слогах, словах, словосочетаниях.

Цель: закрепить четкое произношение звука [с’] в слогах, словах, словосочетаниях.

Задачи: Образовательная: Закрепление навыков слогового анализа

Коррекционно-развивающая: развитие фонематических процессов

Воспитательная: воспитание контроля над собственной речью

Оборудование: 2 игрушки (поросята), игрушечный дом, шкаф, костюм, бумажные цветочки и листочки, счетные палочки, картинный лабиринт.

Отгадай загадку и узнаешь, кто к нам сегодня придёт на занятие. Хвостик крючком, носик пяточком. Кто это? (Поросёнок).
Правильно. Вот он у нас какой. (Логопед показывает игрушку). А зовут его Сема. Он собирается идти к своему другу Масяне в гости.

II. Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы идти в гости нужно умыться, одеться, нарядиться. Сема идет чистить зубки. Как Сема чистит зубы, язычок? (Упр. почистим нижние зубы, почистим язычок). Сема почистил зубы и улыбнулся. Как Сема улыбнулся? (Упр. улыбка).

III. Массаж лица

А теперь Сема умывается. И лицо мы умываем,
Дружно щеки растираем.
Моем носик, ушки, лоб,
Вот умылись и вперед.

VI. Мимическая гимнастика

Сема думает, что ему одеть. Он вспомнил, что у него есть костюм и обрадовался. (Покажи, как обрадовался Сема).
Открыл шифоньер и не нашел костюм. Удивился. Потом расстроился. (Как удивился, расстроился?).
Нашел костюм. Обрадовался. (Как обрадовался?).

V. Анализ артикуляции

Какой звук я выделяю в именах СЕМА, МАСЯНЯ. Произнеси его.
Какую форму у тебя принимают губы, когда ты произносишь звук [с’]? А где у тебя находится язычок, когда ты произносишь этот звук?

VI. Характеристика звука

Расскажи, что ты знаешь о звуке [с’]?
Звук [с’] гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?

VII. Дыхательная гимнастика

Подул ветер и в комнату залетели осенние листья. Их срочно нужно убрать. Один Сема быстро не справится, помоги ему. (Сдувание бумажных листочков с поверхности стола. Обязателен контроль, за воздушной струей, которая должна идти с языка).

VIII. Развитие фонематического слуха в слогах

Поросенок Сема придумал для своего друга игру и хочет с тобой посоветоваться: как ты думаешь, понравится ли Масяне такая игра? Я называю слоги, а ты как только услышишь звук [с’], хлопаешь в ладоши.
– СЯ-; -СЁ-; – РЫ-; – ЯСЬ-; – ОСЬ-; -БА-; -АР-; -АСЬ-; И Т.Д.

IX. Закрепление звука в слогах, развитие чувства ритма

Ну пора отправляться в путь. Но вот беда, дверь захлопнулась. Поросенок Сема не может выбраться из дома. Чтобы дверь открылась, нужно произнести заклинание. Я попробую тебе помочь. Повторяй за мной.
СЯ – СЯ; СЯ – СЯ – СЯ; ясь – ясь; ясь – ясь – ясь;
СЁ – СЁ; СЁ – СЁ – СЁ; Ёсь – Ёсь; Ёсь – Ёсь – Ёсь;
СЮ – СЮ; СЮ – СЮ – СЮ; Юсь – Юсь; Юсь – Юсь – Юсь;
Последнее заклинание оказалось верным и дверь открылась.

X. Закрепление звука в словах

«Картинный лабиринт». Посмотри какая запутанная дорожка. Сейчас вы с Семой пойдете по этой дорожке, а чтобы было не скучно пойте песенку с’ – с’ – с’. На этой дорожке вам встретятся детёныши животных и птиц, будьте готовы! (Ребёнок ведёт пальцем по лабиринту, называя детёнышей, которые встречаются на пути: лосёнок, рысёнок, поросёнок, лисёнок, гусёнок.)
XI. Пальчиковая гимнастика
Давай посчитаем, кого вы встретили?
(Ребёнок называет детёнышей и загибает пальцы.)
С каждым кто вам встретился, вы здоровались. С кем вы поздоровались?
(Перечисляет с кем здоровались (Поздоровались с лисёнком, с гусёнком, с лосёнком и т.д.), при этом соединяет поочерёдно большой палец с другими пальцами.)

XII. Развитие фонематического слуха в словах

Вы пришли на скучную поляну, ни одного цветочка на ней нет. Попробуем ее украсить? Я буду называть слова, а ты за мной повторять . Как только услышишь звук [с’] будешь класть цветок на полянку. (СИТО, ПАРТА, СЕМЬ, РАК, ПОСЁЛОК, ПОРОСЁНОК, ТЕТРАДЬ, ПИСЬМО, СЕТКА, РУЧКА, СИТЕЦ).

XIII. Слоговой анализ

Перед вами река. Ее ни как не перейти. Нужно мастерить мост. Для этого разбери слова на слоги. Сколько слогов в слове, столько и полочек ты кладешь. (КИСЕЛЬ, ТЕСЕМКА, ГУСЬ, ДЕСЯТОК, СЕВЕР, СИТО, ЛОСЬ. РЫСЬ, АПЕЛЬСИН).
XVI. Согласована существительных с прилагательными
Вот вы и добрались до Масяни, и он вас встречает. Расскажи, Масяне кого вы встретили? Какие они?
(Встретили лосёнка, гусёнка и т.д. Гусёнок – маленький, желтый, и т.д. лосёнок – …., поросёнок…

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [с] в слогах и словах

Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [с] в слогах и словах.
Задачи: 1. образовательные:
– закреплять артикуляцию и изолированное произношение звука [с];
– упражнять в правильном произношении звука [с] в слогах и словах;
– закреплять умение определять наличие и место звука и буквы в слове;
– упражнять в правильном согласовании существительных с числительными, в употреблении существительных в винительном падеже;
2. коррекционно – развивающие: развивать фонематическое восприятие, память, внимание, мышлении, интонационную выразительность, мелкую моторику.
3. воспитательные: воспитывать мотивацию к логопедическим занятиям.
Тип занятия: повторение и закрепление знаний.
Оборудование: конверт размером А 4, 4 разноцветных пластиковых конверта размером А 5, символы артикуляционных упражнений, 2 кубика, ватный шарик, схема звука [с], флажок, сюжетные картинки для автоматизации звука [с] и лексико – грамматической работы, мнемотаблица для характеристики звуков, синквейн на тему «Звуки», электронное приложение:
1. артикуляция звука [с];
2. физкультминутка « В пучине морской»;
3. звуко – слоговой анализ.
Ход занятия

Читайте также:
Открытый интегрированный урок логопеда и психолога

I. Организационный момент.
Приветствие.
Наши гости принесли тебе конверт и просили от¬крыть его на занятии. Давай узнаем, что же в этом конверте? (Открываем конверт.) Но что это?! В нем еще конверт, какого он цвета! (уточнить цвет конверта) А в этом конверте. какие-то картинки. Что они означают? (упражнения для язычка). Так значит, что мы сейчас будем делать? (зарядку для язычка).
II. Артикуляционная гимнастика.
(стихотворение читает учитель – логопед, ребёнку показывается символ «Язычка»)
Все ребята по порядку
Утром делают зарядку.
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.

(Ребенок выполняет упражнения, символы к которым показывает учитель – логопед)

1. Улыбнёмся Язычку, погуляем вместе с ним и выполним первое упражнение
«Лягушка».
Описание упражнения «Лягушка»: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение.

«Лягушка» (стихотворение читает учитель – логопед):
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем,
И нисколько не устанем.

2. Попрощался Язычок с Лягушкой, решил поработать в саду лопатой.
Описание упражнения «Лопата»: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.

«Лопата» (стихотворение читает учитель – логопед):
Язык «лопаткой» положи
И под счёт его держи:
Раз, два, три, четыре, пять,
Язык надо расслаблять!

3. Устал Язычок, решил отдохнуть, и ты положи свой язычок на нижнюю губу и
подуй на него:
Описание упражнения «Ветерок»: подуть на слегка высунутый широкий язык, следить за тем, чтобы язык не был зажат зубами (под счёт до пяти, десяти).

4. От ветерка стало холодно Язычку, и решил он размяться, поиграть в футбол.
Описание упражнения «Кто дальше загонит мяч?»: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
«Кто дальше загонит мяч?» (стихотворение читает учитель – логопед):
Поиграю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача –
Загонять в ворота мячик.

5. Поиграл в футбол и пошёл кататься на горку.
Описание упражнения «Горка»: открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, а сам язык приподнять вверх. Поставив язычок в положение «горка», спокойно и плавно подуть посередине языка. Воздух должен быть холодным.

«Горка» (стихотворение читает учитель – логопед):
Сани, сани едут сами
Через горы и леса,
Едут сани – чудеса.

6. Вот и вечер наступил, пора чистить зубы и ложится спать. Давай поможем Язычку
почистить зубки.
Описание упражнения «Чистим нижние зубки»: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево–вправо) под счёт взрослого (7–8 раз).

«Чистим нижние зубки» (стихотворение читает логопед):

Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.

III. Работа по теме занятия.

1. Совместное определение темы.
Ты подготовил свой язычок к занятию, давай посмотрим, что есть ещё в конверте.
( уточнить цвет конверта), (учитель – логопед достаёт схему звука [с])
Нужно попытаться эту схему про¬читать, если ты её разгадаешь, то поймёшь, с каким
звуком мы будем сегодня работать.
(Описание схемы: губки в улыбочке, кончик языка упирается в ниж¬ние зубки, а сам язычок приподними горкой и спусти с горки ветерок.) Что же получилось? (Ребенок выполняет действия и про¬износит звук [с].)
Правильно, получилась песенка насоса — с-с-с. Повтори её ещё раз.
Ты уже догадался, с каким звуком мы будем работать сегодня на занятии? (со звуком [с].) Да, сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [с] в слогах и словах.

2. «Портрет звука». Вот и ещё один конверт. ( уточнить цвет конверта).
С помощью карточек, которые лежат в этом конверте, расскажи, в каком положении находятся губы, зубы, язык, как работает горлышко при произнесении звука [с].
Опиши, воздушную струю, которая выходит изо рта, когда произносишь звук [с].

3. Характеристика звука с использованием мнемотаблицы.
С каким звуком мы сегодня работаем? Произнеси его и расскажи нам всё о звуке [с] с помощью таблицы. ( учитель – логопед использует мнемотаблицу).

4. Развитие фонематического восприятия.
Посмотри, у нас в конверте лежит флажок, помаши им, когда услышишь звук [с] в слогах: фа, са, та, ши, хы, сы, фу, зу, су, фо, со, шо.
5. Закрепление произношения звука в слогах, словах.
5.1 Автоматизация звука в слогах.
Развитие мимической и интонационной выразительности.
Что же ещё есть в конверте? (уточнить цвет конверта) Что это? (самолёт)
Решил Язычок полетать на самолёте. Вот пролетает он над горами и весело кри¬чит, а эхо за ним всё повторяет. А что такое эхо? (объяснить значение слова «эхо»). Повторение звуков в горах, в лесу – вот что такое эхо. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Эхо». Тебе нужно повторять слоги, которые ты услышишь. Крикнул Язычок: «Са!» А эхо повторяет: «Са». Не поверил Язычок, что эхо может повторять звуки, и спросил «Сы»?, и эхо его спросило «Сы »?. Удивился Язычок, что эхо всё правильно повторяет и с удивлением сказал «Сэ», и эхо с удивлением ответило «Сэ». Обрадовался Язычок, что подружился с эхом и на радостях закричал ему «Су»!, и оно также радостно ответило «Су»!
А теперь и мы с тобой отправимся в горы и продолжим игру «Эхо», я произнесу слог, а тебе его нужно повторить столько раз, сколько показывает цифра над горой.
Физкультминутка.
Нам пора отдохнуть и выполнить физкультминутку.
(Физминутка выполняется стоя, ребёнок выполняет движения, о которых говорится в стихотворении).
Вот пора нам отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть,
Покачаться, покружиться.
И присядем столько раз,
сколько пальчиков у нас,
А подпрыгнем – десять раз.
Наклониться, распремиться,
Потянуться, улыбнуться,
И опять начать трудиться.

Читайте также:
Дифференциация звуков К-Г - конспект

5.2 Автоматизация звука в словах.
Вернулся Язычок домой. Помоги ему назвать животных , которых он встретил во дворе, но только тех, в названиях которых есть звук [с] . (Язычок встретил собаку…) Каких животных ты не назвал? Почему? В названиях ещё каких предметов есть звук [с], назови их.

5.3 Лексико – грамматическая работа.
Посчитай вместе с Язычком аистов, гусят.
(следи за произношением звука [с]).

5.4 Коррекция нарушений чтения.
Прибежал заяц из соседнего леса и предложил поиграть с ним в теннис. А что такое теннис? (объяснить значение слова «теннис») Давай поиграем вместе с ними, прочитаем слоги и проведём по спортивным дорожкам теннисным мячиком. (следи за произношением звука [с]).

Физминутка для глаз (Работа за компьютером, электронное приложение 1).
У нас в конверте есть ещё диск. Пойдём, посмотрим, что нам предложили гости.
5.5 Звуко – слоговой анализ. (Работа за компьютером, электронное приложение 2).
IV. Подведение итогов
(с использованием дидактического синквейна, ответы вывешиваются на доску.).
1.Какой звук продолжали учиться правильно произносить?
2. Продолжи мою фразу: буквы мы видим и пишем, а звуки …
3. Охарактеризуй звук [с].
4. Для чего нужно правильно произносить звуки?
5. Во что складываются звуки?
Ответы.
1. Звук [с].
2. Слышим и произносим.
3. Согласный, глухой, твёрдый.
4. Чтобы красиво говорить.
5. Слова. (Звуки складываются в слова).
V. Рефлексия.
Наше занятие подходит к концу. Все задания закончились, но в конверте остались «Гора знаний» и «Озеро сил». С помощью них оцени себя, как ты работал на занятии? Покажи Язычку на какую высоту ты поднялся на «Горе знаний».
А силы у тебя ещё остались? Покажи это с помощью «Озера сил».
Спасибо за занятие!

«Автоматизация звука [С] в слогах, словах, словосочетаниях» — индивидуальное логопедическое занятие в 1 классе школы V вида

Конспект индивидуального логопедического занятия в 1 классе школы V вида. Тема: «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, словосочетаниях». Данный конспект будет интересен учителям-логопедам специальных коррекционных школ, дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми, имеющими ОНР. На занятии проводится закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [С] в словах, словосочетаниях, а также активизация и обогащение словарного запаса на материале лексической темы «Спорт».

Автоматизация звука [С] в слогах, словах, словосочетаниях.

Лексическая тема «Спорт»

  1. Закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [С] в словах, словосочетаниях.
  2. Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа.
  3. Развитие артикуляционной моторики, моторики пальцев рук, координации.
  4. Активизация и обогащение словарного запаса на материале лексической темы.
  5. Развитие внимания, памяти, наблюдательности, мышления.
  • зеркало, мячик, предметные картинки с изображением «Видов спорта», карточки-задания, карточки с заданием по чтению, компьютер.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Настал новый день. Я улыбнусь тебе, а ты улыбнись мне и нашим гостям. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделаем глубокий вдох через нос и вдохнём в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохнем через рот все обиды, злобу и огорчения. Вдох – выдох, вдох – выдох.

2. Актуализация темы занятия.

– Отгадай две загадки.

Есть лужайка в нашей школе,
А на ней козлы и кони.
Кувыркаемся мы тут
Ровно сорок пять минут.
(Спортзал)

Зеленый луг,
Сто скамеек вокруг,
От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
На воротах этих
Рыбацкие сети.
(Стадион)

– Что объединяет эти слова? (Объясни значение слов стадион, спортзал)? (Место, где занимаются спортом).

Читайте также:
Положение о родительском клубе

– Как ты понимаешь значение слово спорт? (Спорт — это когда занимаешься физкультурой: катаешься на лыжах, коньках, играешь футбол…).

– Как ты думаешь, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (О спорте) Переворачиваю слово спорт.

– Да, мы поговорим о спорте. Точнее — о видах спорта. Переворачиваю картинку.

– Какой первый звук в словах спортзал, стадион? (Звук [С])

– Как ты думаешь, над каким звуком мы будем сегодня работать? [С]. Печатаю на доске.

– Да, мы будем четко произносить его в слогах, словах и словосочетаниях.

– А что необходимо выполнять для того, чтобы хорошо проговаривать все звуки? (Выполнять гимнастику для губ и языка).

3. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Выполним гимнастику для губ и языка.

4. Характеристика звука.

Гимнастику мы выполнили.

А теперь произнеси правильно звук [С].

  • Губы вытяни в улыбочку.
  • Зубы сближены, но не сомкнуты.
  • Кончик языка упирается в нижние зубы.
  • Воздушная струя холодная.

– Произнеси звук [С] и следи за правильным произношением.

Произнеси звук [С] кратко: С С С С.

Произнеси звук [С] длительно: ССССССССССС.

5. Характеристика звука.

Работа у доски (по схеме).

– По схеме дай характеристику звуку [С]. (Звук [С]- согласный).

Звук [С]- твёрдый, глухой. Горлышко не дрожит.

– Какой фишкой мы обозначим звук [С]? (Синей).

– Выбери и прикрепи.

Работаем стоя у доски.

5. Запомни и повтори ряд слогов.

Спорт приносит здоровье и хорошее настроение. Спортом занимаются самые сильные, выносливые. В спорте нужно быть сосредоточенным и внимательным. Посмотрим, а на сколько внимателен ты.

Задание: повтори без ошибок.

  • са-со-су
  • со-су-сы
  • су-сы-са
  • сы-са-со

Задание: потопай ножками, если услышишь в словах звук [С].

  • старт, стадион, кросс, скачки, бокс, судья, спорт, слава
  • коньки, мяч, клюшка, ракетка, шлем.

– Присаживайся за парту.

6. Буква С.

– Какой буквой на письме обозначается звук [С]? (Буквой эс).

– На что похожа буква? (полумесяц, скакалка …)

– Смастери (выложи) письменную большую букву эС из ниточки. Обведи пальцем 3 раза. Синяя ниточка.

7. Работа по карточке.

– А сейчас поработаем письменно. Возьми в руки цвет карандаша, соответствующий нашему звуку [С].

Задание 1: найди и подчеркни только букву эс. Листок с заданием.

– Сколько букв ты подчеркнул? (3)

  • баскетбол теннис гимнастика.

– Какие слова здесь спрятались. Прочитай их.

– Что объединяет эти слова. (Это виды спорта).

– Назови по картинке вид спорта? Картинки.

– Что ты можешь сказать:

  • О баскетболе … (Командная игра, где нужно забросить мяч в кольцо соперника).
  • А о гимнастике? (Это упражнения на снарядах) (Брусья …).
  • О теннисе? (Спортивная игра с мячом).

Задание 2: В этих словах определи место звука [С].

– В слове баскетбол – звук [С] в середине слова.

– В слове теннис – звук [С] в конце слова.

– В слове гимнастика – звук [С] в середине слова.

– Присаживайся за компьютер.

8. «Игра». Презентация.

А сейчас мы ответим на вопрос: Как называют спортсменов в разных видах спорта?

  • В баскетбол играет кто? баскетболист.
  • В теннис — … теннисист.
  • В хоккей играет — … хоккеист,
  • В футбол — … футболист.
9. Активная пауза. Под музыку.

– Спортсмены всегда должны быть в хорошей физической форме. Они постоянно тренируются и совершенствуют свои навыки. Мы с тобой тоже выполним ряд упражнений.

– Выходи из-за парты и повторяй движения за мной.

10. Игра: «Посчитай».

– В разных видах спорта принимают участие разное количество спортсменов. Посчитаем наших игроков.

Задание: Посчитай спортсменов.

  • 5 футболистов.
  • 2 фигуриста.
  • 7 хоккеистов.
  • 6 баскетболистов.
  • 1 гимнаст.
11. Дидактическая игра: «Чей предмет?» Наглядность — игра.

– У каждого спортсмена — есть свой предмет (инвентарь), чтобы заниматься спортом. Сыграем в игру, где распределим предмет игрокам.

  • Коньки – фигуристу.
  • Клюшку – хоккеисту.
  • Шайбу — хоккеисту.
  • Мяч – футболисту.
  • Мяч – баскетболисту.
  • Конь (для кого?) – гимнаста.
  • Брусья — для гимнаста.
12. Работа со схемой слова.

Болеть мне некогда, друзья,
В футбол, хоккей играю я.
И очень я собою горд,
Что дарит мне здоровье…
(спорт)

– Посмотри внимательно на слово «Спорт».

– Рядом даны две схемы.

– Какая схема подходит к этому слову. Почему?

13. Итог занятия.

– Наше занятие заканчивается. Но я хотела бы спросить, что бы ты при встрече рассказал другу о нашем занятии?

14. Задание на дом.

– Соедини по точкам рисунок и скажи, какой вид спорта у тебя получился.

15. Рефлексия.

– Открой конверт и возьми себе солнышко, которое соответствует твоему настроению.

Брисюк Елена Алексеевна,
учитель начальных классов, логопед,
ГОУ ЯО Петровская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат V вида,
Ярославская область, Ростовский район, р. п. Петровское

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.

Читайте также:
"Нейрокурс' с БОС в логопедической работе с детьми с ОВЗ

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях;

-закрепить навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

-формировать умение образовывать множественное число имен существительных;

– закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.

Коррекционно-развивающие:

-развивать фонематический слух, речевое дыхание;

-упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука [С] в словах;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать навыки самоконтроля, доброжелательности;

-воспитывать положительное отношение к занятию.

Оборудование: пазлы «Совунья», шкатулка с картинками, предметные картинки: лиса, собака, весы, оса, кактус, сова, сумка, ананас, мясо, миска, фикус, снеговик, носки; картинный материал: ананас, рыба, шапка, сумка, сосна, лапти, собака, насос, парта, весы, косы, дом, кошка, компас, сова, оса, клоун, автобус, заяц, сок, сахар, конфета, глобус, жук, маска.

Ход занятия

1. Организационный момент

-Здравствуй, Маша! Сегодня мы с тобой отправимся в гости. А к кому догадайся. Послушай загадку:

«Всех лечит вареньем и чаем,

Зарядку для всех назначает.

Догадалась, кто это?»

-Правильно, это Совунья. И сегодня мы с тобой будем продолжать работу со звуком [С]. Будем стараться произносить его правильно.

2. Артикуляционная гимнастика

-Но сначала давай покажем Совунье какие упражнения для язычка ты можешь делать.

«Заборчик»

Зубки ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

Спинка язычка сейчас

Станет горочкой у нас.

Ну-ка, горка, поднимись!

Мы помчимся с горки вниз!

А сейчас качели вверх-

Тянем, тянем до небес.

Вниз теперь их полёт-

И никто не отстаёт.

«Загнать мяч в ворота»

Мы в футбол с тобой играем,

Мяч в ворота загоняем.

Дуй на ватку посильней,

Гол забей поскорей!

Наш Дениска – озорник

Тянет губки к ушкам.

-Я теперь — лягушка!

Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо.

«Вкусное варенье»

«Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе –

Язычок я подниму

И, остатки оближу».

-Молодец! У тебя все отлично получилось.

3. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять-

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять-

В домик спрятались опять.

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же направлении).

4. Дыхательное упражнение «Подуй на бабочку».

-Посмотри, как много цветов растет на полянке у Совуньи. И на них любят прилетать разноцветные бабочки. Давай подуем на бабочек.

5. Автоматизация звука [С] в слогах.

Самомассаж су-джок шариками.

Проговариваем слоги и массируем ладони и пальцы. Шариком круговые движения по ладошке, потом продольные движения шариком по каждому пальчику (левая, правая рука).

-Совунья очень любит петь песенки, и всегда их напевает. Давай споем их вместе с ней.

-Как красиво у тебя получилось. Совунья очень довольна!

6. Автоматизация звука [С] в словах.

– Посмотри, какая красивая шкатулка у Совуньи. И там очень много картинок. Выбери только те картинки, в названии которых есть звук [С] и назови их.

Картинный материал: ананас, рыба, шапка, сумка, сосна, лапти, собака, насос, парта, весы, косы, дом, кошка, компас, сова, оса, клоун, автобус, заяц, сок, сахар, конфета, глобус, жук, маска.

(Ребенок выполняет задание).

6. Игра «Скажи ласково»». Самомассаж колечками су-джок.

На каждое слово ребенок надевает и снимает колечко с пальчика.

7. Игра «Что с чем?»

Лестница со ступеньками

Краски с кисточкой

Сахарница с песком

Куст с листьями

Автобус с колесами

Совок с мусором

Скамейка со спинкой

Кастрюля с рисунком

8. Автоматизация звука [С] в предложениях.

-Совунья любит сочинять стихи. А чтобы ей было легче, подскажи ей последние словечки.

В переулке ходит… (слон)

И рыщут по дороге

Слоны и … (носороги)

Эй, не стойте слишком близко –

Я тигренок, а не … (киска)

На дне реки усатый сом

Сладко спит и видит… (сон)

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на … (стуле).

9. Образование притяжательных прилагательных.

–Совунья очень любит готовить. И она решила приготовить вкусный сок из фруктов и ягод. А ты скажи, какой сок у нее получился?

– Сок из слив? – сливовый

– Сок из ананасов? – ананасовый

– Сок из абрикосов? – абрикосовый

– Сок из смородины? – смородиновый.

10. Физкультминутка.

– Давай немного отдохнем. Слушай стишок и повторяй движения вместе с Совуньей.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Правой вверх и левой вверх,

В стороны и накрест.

Тук, тук, тук, тук,

Повернись скорей вокруг.

11. Формирование навыка звукового анализа

Игра «Где спрятался звук [С]?»

– Совунья приготовила для тебя еще одно задание: посмотри на картинки, и определи место звука [С] в словах: в начале, в середине или в конце слова?

(лиса, собака, весы, оса, кактус, сумка, ананас, мясо, киска, миска, фикус, компас, ступеньки, санки, лестница)

12. Развитие лексико-грамматического строя речи.

-Совунья любит играть, поиграй с ней. Она будет называть один предмет, а ты много таких предметов.

13. Развитие мелкой моторики.

-Послушай стихотворение про сову и выучи наизусть.

Читайте также:
Мастер-класс по теме: Игры и упражнения, направленные на развитие речи детей

В саду темно, все спят давно.

Одна сова не спит, на суку сидит.

-Если соберешь правильно пазлы, то получится протрет Совуньи. Давай соберем и подарим ей.

14. Итог занятия.

– Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?

-Молодец! Ты хорошо занималась.! Не забывай дома и в группе правильно произносить звук [С]».

– Совунье очень понравилось, как ты выполняла задания.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_individualnogo_logopedicheskogo_zanyatiya_avtomatizatsiya_zvuka_s_v_slovah_i_predlozheniyah.docx 22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

«Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях»

Цель : правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.

-автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях;

-закрепить навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

-формировать умение образовывать множественное число имен существительных;

– закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.

-развивать фонематический слух, речевое дыхание;

-упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука [С] в словах;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

-воспитывать навыки самоконтроля, доброжелательности;

-воспитывать положительное отношение к занятию.

Оборудование : пазлы «Совунья» , шкатулка с картинками, предметные картинки: лиса, собака, весы, оса, кактус, сова, сумка, ананас, мясо, миска, фикус, снеговик, носки; картинный материал : ананас, рыба, шапка, сумка, сосна, лапти, собака, насос, парта, весы, косы, дом, кошка, компас, сова, оса, клоун, автобус, заяц, сок, сахар, конфета, глобус, жук, маска.

1. Организационный момент

-Здравствуй, Маша! Сегодня мы с тобой отправимся в гости. А к кому догадайся. Послушай загадку :

«Всех лечит вареньем и чаем,

Зарядку для всех назначает.

Догадалась, кто это?»

-Правильно, это Совунья. И сегодня мы с тобой будем продолжать работу со звуком [С]. Будем стараться произносить его правильно.

2. Артикуляционная гимнастика

-Но сначала давай покажем Совунье какие упражнения для язычка ты можешь делать.

Зубки ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

Спинка язычка сейчас

Станет горочкой у нас.

Ну-ка, горка, поднимись!

Мы помчимся с горки вниз!

А сейчас качели вверх-

Тянем, тянем до небес.

Вниз теперь их полёт-

И никто не отстаёт.

«Загнать мяч в ворота»

Мы в футбол с тобой играем,

Мяч в ворота загоняем.

Дуй на ватку посильней,

Гол забей поскорей!

Наш Дениска – озорник

Тянет губки к ушкам.

-Я теперь — лягушка!

Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо.

«Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе –

Язычок я подниму

И, остатки оближу».

-Молодец! У тебя все отлично получилось.

3. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять-

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять-

В домик спрятались опять.

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же направлении).

4. Дыхательное упражнение «Подуй на бабочку» .

-Посмотри, как много цветов растет на полянке у Совуньи. И на них любят прилетать разноцветные бабочки. Давай подуем на бабочек.

5. Автоматизация звука [С] в слогах.

Самомассаж су-джок шариками.

Проговариваем слоги и массируем ладони и пальцы. Шариком круговые движения по ладошке, потом продольные движения шариком по каждому пальчику (левая, правая рука) .

-Совунья очень любит петь песенки, и всегда их напевает. Давай споем их вместе с ней.

-Как красиво у тебя получилось. Совунья очень довольна!

6. Автоматизация звука [С] в словах.

– Посмотри, какая красивая шкатулка у Совуньи. И там очень много картинок. Выбери только те картинки, в названии которых есть звук [С] и назови их.

Картинный материал : ананас, рыба, шапка, сумка, сосна, лапти, собака, насос, парта, весы, косы, дом, кошка, компас, сова, оса, клоун, автобус, заяц, сок, сахар, конфета, глобус, жук, маска.

(Ребенок выполняет задание) .

6. Игра «Скажи ласково» ». Самомассаж колечками су-джок.

На каждое слово ребенок надевает и снимает колечко с пальчика.

7. Игра «Что с чем?»

Лестница со ступеньками

Краски с кисточкой

Сахарница с песком

Куст с листьями

Автобус с колесами

Совок с мусором

Скамейка со спинкой

Кастрюля с рисунком

8. Автоматизация звука [С] в предложениях.

-Совунья любит сочинять стихи. А чтобы ей было легче, подскажи ей последние словечки.

В переулке ходит… (слон)

И рыщут по дороге

Слоны и … (носороги)

Эй, не стойте слишком близко –

Я тигренок, а не … (киска)

На дне реки усатый сом

Сладко спит и видит… (сон)

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на … (стуле) .

9. Образование притяжательных прилагательных.

–Совунья очень любит готовить. И она решила приготовить вкусный сок из фруктов и ягод. А ты скажи, какой сок у нее получился?

– Сок из слив? – сливовый

– Сок из ананасов? – ананасовый

– Сок из абрикосов? – абрикосовый

– Сок из смородины? – смородиновый.

– Давай немного отдохнем. Слушай стишок и повторяй движения вместе с Совуньей.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Правой вверх и левой вверх,

В стороны и накрест.

Тук, тук, тук, тук,

Повернись скорей вокруг.

11. Формирование навыка звукового анализа

Игра «Где спрятался звук [С]?»

– Совунья приготовила для тебя еще одно задание : посмотри на картинки, и определи место звука [С] в словах: в начале, в середине или в конце слова?

(лиса, собака, весы, оса, кактус, сумка, ананас, мясо, киска, миска, фикус, компас, ступеньки, санки, лестница)

12. Развитие лексико-грамматического строя речи.

-Совунья любит играть, поиграй с ней. Она будет называть один предмет, а ты много таких предметов.

13. Развитие мелкой моторики.

-Послушай стихотворение про сову и выучи наизусть.

В саду темно, все спят давно.

Одна сова не спит, на суку сидит.

-Если соберешь правильно пазлы, то получится протрет Совуньи. Давай соберем и подарим ей.

14. Итог занятия.

– Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?

-Молодец! Ты хорошо занималась.! Не забывай дома и в группе правильно произносить звук [С]».

– Совунье очень понравилось, как ты выполняла задания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация твердого звука [р] словах и предложениях”

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения “Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях”. Презентацию к этому занятию можно посмотреть на моем мини-сайте.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».Направление:- Познавательно-речевое развитие- Социально-личностное развитиеВедущая образовате.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивиудального логопедического занятия предназначен для детей 5-6 лет.

Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука Р в слогах,словах, предложениях.”

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Конспект индивидуального логопедического по автоматизации звука [ч] в слогах, словах и предложениях по теме «Лето. Насекомые»

Цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи, развитие предпосылок к обучению грамоте, автоматизация звука [ч] в самостоятельной речи.Задачи:Образовательные: расширять словарный запас.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях»Цель:- правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.Коррек.

Конспект индивидуального логопедического занятия: “Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях”

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего возраста: “Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях&quot.

Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука [C] в слогах и словах”

Цель урока: автоматизация произношения звука [C]

Задачи урока:

  • Закрепить правильное произношение звука [C] в слогах и словах.
  • Совершенствование артикуляционной моторики;
  • Развивать слуховое внимание, мышление, творческое воображение;
  • Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
  • Совершенствовать навыки слогового анализа;
  • Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, отвечать на вопросы;
  • Развивать фонематический слух;
  • Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук;
  • Развивать связную и образную речь;
  • Воспитывать усидчивость, навыки самоконтроля
  • Зашумленный рисунок с изображением осы, зеркало, разрезая картинка, мяч, бумажные модели ос, игрушка Звукознайка, картинки по правилам поведения в кабинете логопеда, шарик Су-джок.

    ХОД УРОКА

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    Л.: Здравствуй, ты помнишь, кто здесь тебя ждет.

    Л.: Правильно Звукознайка поздороваемся с ним.

    Скажем “здравствуйте” руками,
    Скажем “здравствуйте” глазами,
    Скажем “здравствуйте” мы ртом.

    Ребенок и Звукознайка здороваются друг с другом.

    Л.: Звукознайка очень скучал, и многое хочет тебе рассказать и показать.

    Л.: Но для начала давай вспомним наши правила, что это за знаки у нас на стене и что они обозначают.

    Знаки логопедического кабинета: 1. Не бери руки в рот

    2. Слушай внимательно логопеда

    Л.: Молодец в гостях у Звукознайки нельзя брать руки в рот, а так же надо внимательно слушать.

    У Звукознайки сегодня гостья, а кто это попробуй угадать.

    Внимательно посмотри на картинку и послушай загадку.

    Звукознайка ел варенье
    Да как выпучит глаза
    к нему в гости прилетела
    полосатая ….

    Кто же в гостях у Звукознайки?

    Л.: Правильно это полосатая оса.

    Какой звук мы слышим в середине слова оса.

    Л.: Вот зеркало оно поможет нам изобразить, как же встретился Звукознайка с осой:

    Л.: – Звукознайка ел варенье

    – Да как выпучил глаза

    Теперь изобразим удивление

    – К нему в гости прилетела полосатая оса.

    Покажем как Звукознайка обрадовался гостье.

    Л.: Молодец у тебя отлично получилось.

    2. Артикуляционная гимнастика

    Л.: А теперь давай покажем Звукознайке и его гостье, что умеет делать наш язычок.

    • “Качели”.

    Улыбнуться.
    Открыть рот.
    На счет 1 – кончик языка за верхние зубы.
    На счет 2 – кончик языка за нижние зубы.

    • “Горка”.

    Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.

    • “Почистим зубы”.

    “Почистить” кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.

    • “Катушка”.

    Кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывать вперед и убирать вглубь рта.

    • “Заборчик”.

    Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

    3. Упражнение на формирование правильной воздушной струи.

    “Поможем пчелки взлететь”.

    Над столом подвешены “бумажные пчелки” плавно подуем на них. Следить, чтоб ребенок, выполняя упражнение не надувал щеки.

    4. Работа со слогами.

    Л.: Хорошо полетала полосатая оса, и пока она отдыхает, мы поиграем в интересную игру “Мячик”.

    Л.: Мяч бросай и слог повторяй.

    Логопед говорит слог, ребенок ответно повторят услышанный слог.

    са – со – су – сы ас – ос – ус – ыс
    ста – сто – сту – сты аст – ост – уст – ыст
    сто – сту – сты – ста ост – уст – ыст – аст
    сту – сты – ста – сто уст – ыст – аст – ост
    сты – ста – сто – сту ыст – аст – ост – уст

    5. Развитие мелкой моторики.

    Пальчиковая гимнастика с применением су-джок терапии.

    Л.: Молодец, ну а теперь пришло время поиграть с нашими волшебными колечками и шариками.

    Прилетела к нам вчера
    Полосатая оса
    Проговаривая слова, прокатываем колечко, по каждому пальчику начиная с большого
    А за нею шмель-шмелёк
    И весёлый мотылёк,
    Два жука и стрекоза
    Как фонарики глаза
    Пожужжали, полетали,
    От усталости упали. опустить руки на стол

    6. Работа с разрезными картинками.

    Л.: Оса несла в подарок Звукознайке картинку, но нечаянно порвала, помоги собрать ее.

    Л.: Ты отлично справился и с этим заданием, молодец.

    7. Разучивание чистоговорки – перечислялки.

    Л.: А еще Звукознайка приготовил нам интересные чистоговорки. Давай вместе проговорим их, внимательно следи за звуком [С], он должен звучать четко и красиво.

    Са-са-са, са-са-са —
    Побросали пояса.
    Са-са-са, са-са-са —
    Искусала пса оса.
    Са-са-са, са-са-са —
    Набросал косарь овса.
    Са-са-са, са-са-са —
    Записали адреса.
    Са-са-са, са-са-са —
    У Оксаны колбаса.

    8. Фонематическое восприятие.

    Игра “ Поймай звук”.

    Л.: Я буду говорить слова, а ты как услышишь звук [С] хлопни.

    Бас, стул, конь, квас, стадо, оса, книга.

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

    Пришло время прощаться со Звукознайкой ему очень понравилось играть с тобой. Вспомни, кто сегодня приходил в гости к Звукознайке?

    Что принесла с собой оса? С каким звуком мы играли?

    Молодец, Звукознайка будет ждать тебя в гости.

    Постановка звука С в словах, слогах и словосочетаниях

    Правильная и грамотная речь – это навык, который позволяет людям общаться. Чтобы собеседник понимал обращенную к нему речь, важно развитие всей речевой системы в целом, в том числе, чтобы в речи отсутствовали какие-либо фонетико-фонематические нарушения.

    Кроме того, фонетически и грамматически правильная речь крайне необходима в успешном обучении, а также в овладении письмом и чтением.

    Неправильное произношение звука С до определенного возраста считается нормой. Но если к 5 годам дефекты остаются, то это тревожный сигнал для родителей, который не нужно игнорировать. Постановка звука С требует квалифицированной помощи логопеда, потому что это сложный многоэтапный процесс, в который включены логопедические занятия.

    Обращать внимание на произношение нужно с 3-летнего возраста.

    Артикуляция звука С: с чего начать

    Прежде чем приступать к постановке и автоматизации звука С, важно знать, как именно этот звук произносится.

    Губы находятся в легкой улыбке, при этом нижние и верхние резцы слегка обнажены.

    Между зубами есть небольшая щель (1-2 мм).

    Кончик языка широко распластан. Он упирается в нижние резцы.

    Боковые части языка соприкасаются вверху с коренными зубами, спинка при этом выгнута.

    Спинка языка формирует небольшую щель с альвеолами для того, чтобы был проход струи воздуха.

    Воздушная струя сильная.

    Задняя стенка глотки смыкается с мягким нёбом, не давая воздуху попадать в носовую полость.

    Голосовые связки разомкнуты (голоса нет).

    Артикуляция С’ отличается от С только тем, что средняя часть языка приподнимается вверх, а передняя становится более плоской (желобок при этом сглаживается).

    При произношении звука [С] могут быть следующие нарушения:

    1. Звук [С] отсутствует в речи ребенка (сигматизм).

    2. Звук [С] заменяется другим звуком.

    Наиболее распространенными являются следующие виды замен:

    губно-зубной парасигматизм (замена на [Ф]);

    призубный парасигматизм (замена на [Т]);

    шипящий парасигматизм (замена на [Ш]).

    3. Звук [С] произносится искаженно.

    Наиболее распространенные искажения:

    Для того чтобы начать постановку звука, необходимо подготовить органы артикуляционного аппарата. Предлагаем примерный комплекс артикуляционных упражнений.

    Автоматизация звука С в слогах

    Ребенок должен повторять слоги. При этом логопед должен следить за правильной артикуляцией звука.

    Автоматизация С в прямых слогах:

    СА – СА – СА – СА – СА

    СО – СО – СО – СО – СО

    СУ – СУ – СУ – СУ – СУ

    СЫ – СЫ – СЫ – СЫ – СЫ

    СЭ – СЭ – СЭ – СЭ – СЭ

    Автоматизация С в обратных слогах:

    АС – АС – АС – АС – АС ЕС – ЕС – ЕС – ЕС – ЕС

    ЯС – ЯС – ЯС – ЯС – ЯС ОС – ОС – ОС – ОС – ОС

    ЮС – ЮС – ЮС – ЮС – ЮС ИС – ИС – ИС – ИС – ИС

    ЁС – ЁС – ЁС – ЁС – ЁС УС – УС – УС – УС – УС

    Автоматизация С в интервокальных слогах:

    АСА – АСА УСА – УСА ОСА – ОСА ИСА – ИСА

    АСО – АСО УСО – УСО ОСО – ОСО ИСО – ИСО

    АСУ – АСУ УСУ – УСУ ОСУ – ОСУ ИСУ – ИСУ

    АСЫ – АСЫ УСЫ – УСЫ ОСЫ – ОСЫ ИСЫ – ИСЫ

    АСА – УСА – ОСА – ИСА

    АСО – УСО – ОСО – ИСО

    АСУ – УСУ – ОСУ – ИСУ

    АСЫ – УСЫ – ОСЫ – ИСЫ

    Со стечением согласных:

    СТА – СТА – СТА – СТА – СТА СПА – СПА – СПА – СПА – СПА

    СТО – СТО – СТО – СТО – СТО СПО – СПО – СПО – СПО – СПО

    СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ СПЫ – СПЫ – СПЫ – СПЫ – СПЫ

    СТУ – СТУ – СТУ – СТУ – СТУ СПУ – СПУ – СПУ – СПУ – СПУ

    СКА – СКО – СКУ – СКЫ СЛА – СЛО – СЛУ – СЛЫ

    СВА – СВО – СВУ– СВЫ СМА – СМО – СМУ – СМЫ

    СФА – СФО – СФУ – СФЫ СНА – СНО – СНУ – СНЫ

    Автоматизация звука С в словах

    Слова нужно проговаривать четко, выделяя автоматизируемый звук.

    При необходимости логопед может повторять слово по 2-3 раза для лучшего усвоениям.

    Автоматизация С в начале слова:

    • [СА] – сад, сани, самокат, сауна, сапоги, Саня, сайка, сабо, самолет, сало.
    • [СО] – сон, сом, совок, сок, сода, Софья, сопка, сойка, сонный, соты, соя, сотня, сокол.
    • [СУ] – суп, суббота, сумка, сухо, сукно, сундук, сухой, сутки, суд, суета.
    • [СЫ] – сыт, сын, сыпать, сынок.

    Автоматизация С в середине слова:

    • [СА] – оса, коса, писать, кусать, посадка, гусак, Анфиса;
    • [АС] – паста, пастух, настанет, каскад, каска, маска, опасно;
    • [СО] – песок, кусок, носок, босой, осока, высокий, поясок;
    • [ОС] – пост, воск, мост, киоск, хвост;
    • [СУ] – несу, пасу, посуда;
    • [УС] – куст, пусто, капуста, август, фокусник;
    • [СЫ] – весы, бусы, гусыня, посыпать, косынка;
    • [ЫС] – выступ, выставка;
    • [ИС] – писк, миска, диск, аист, аистёнок, пианист, танкист;
    • [ЕС] – место, тесто, тесно, теснота, весна;
    • [ЮС] – бюст;
    • [ЯС] – ясный.

    Автоматизация С в конце слова:

    • [АС] – квас, бас, нас, погас, ананас.
    • [ОС] – нос, покос, голос, волос, космос, поднос, кокос.
    • [УС] – вкус, кактус, укус, фокус, автобус, глобус, фикус, минус.
    • [ЫС] – мыс, кумыс.
    • [ИС] – Денис.
    • [ЁС] – пёс, овёс, утёс, унёс.
    • [ЕС] – навес, лес.
    • [ЯС] – пояс.

    Автоматизация С в словах со стечением согласных:

    Сваи, свобода, свой, свод, скамейка, скакать, скат, скоба, скула, смотать, снова, сноп, сны, спать, спокойно, спутник, спутать, спугнуть, стая, стакан, станок, стадо, ставни, ставить, стать, стадион, стог, сто, стук, ступеньки, ступа, студить, студент, стынуть.

    Автоматизация звука С в словосочетаниях

    Необходимо четко и внятно произносить следующие словосочетания, в которых содержится автоматизируемый звук С:

    • Густые леса.
    • Пустой сарай.
    • Пёстрая собака.
    • Старый костюм.
    • Узкие сапоги.
    • Чистая посуда.
    • Вкусный суп.
    • Соня устала.
    • Слава в кустах.
    • Саня уснул.
    • У Ларисы коляска.
    • Сыпь песок, Настя.
    • Солёное масло.
    • Солёная капуста.
    • Сладкий арбуз.
    • Кисло-сладкий квас.
    • Спелый абрикос.
    • Салат из редиски.
    • Колбаса с чесноком.
    • Миска с рисом.
    • Высокая берёзка.

    Если вы хотите разобраться, как планировать индивидуальную работу с ребенком с ЗРР, что включать в содержание сенсомоторной стимуляции и коррекции в младенческий период, как помочь малышу заговорить, то приглашаем ознакомиться с курсом повышения квалификации «Современные практические методики коррекции речевых нарушений» на 144 ак. часа.

    Вы узнаете про подводные камни при коррекции звукопроизношения вибрантов у детей и подростков, узнаете, как выявлять признаки расстройства аутистического спектра (РАС) в раннем возрасте, а также, что делать педагогу. если нет сурдопедагога и многое другое. Подробнее.

    Дыхательная гимнастика и упражнения

    Полезно выполнять следующие дыхательные упражнения для постановки звука С.

    Для примера приведем некоторые из них:

    «Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.

    «Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

    «Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук [Ф], а не [X].

    «Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.

    «Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть бумагу, положенную на кончик языка. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит прямо.

    Упражнения для артикуляционного аппарата (активизация губ):

    «Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.

    «Улыбка 2». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд и тянуть звук И.

    «Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

    «Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место. Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.

    Упражнения для артикуляционного аппарата (активизация языка):

    «Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например, «ба-ба-ба». По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.

    «Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.

    «Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу-вверх.

    «Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).

    «Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.

    «Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.

    «Горка высокая — горка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.

    После того, как отработаны подготовительные упражнения, можно приступать к постановке звука.

    Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука С

    Автор: Корогодина Анастасия Игоревна, учитель – логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ясли – сад №170 города Донецка»
    Описание работы: данный материал будет полезен для учителей-логопедов; материал предназначен для детей 5 лет; данный материал применяется в индивидуальной работе по автоматизации звука “С” в слогах, словах и предложениях.
    Задачи:
    1. Образовательная: автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях.
    2. Коррекционные:
    • закрепить навыки правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях;
    • развивать артикуляционную и мелкую моторику;
    • развивать фонематический слух;
    • развивать речевое дыхание;
    • развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
    3. Развивающие:
    • закрепить умение определять место звука в слове;
    • развивать внимание, память, мышление;
    • упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.
    4. Воспитательные:
    • формировать положительную мотивацию на занятии;
    • воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.
    Оборудование: Игрушка «Собачка Соня», массажер «Су-джок», поощрительная наклейка.

    Ход занятия
    1.Организационный момент. Дыхательная гимнастика.
    Логопед: Вот звонок нам дал сигнал:
    Поработать час настал.
    Так что время не теряем
    И работать начинаем.
    – глубоко носиком вдохнули, ртом выдохнули, еще раз глубоко вдохнули-выдохнули.

    2. Артикуляционная гимнастика.

    1. «Улыбка» / «Трубочка»
    Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание сомкнутых губ вперёд. И еще раз.
    Если наши губки улыбаются,
    Посмотри – заборчик появляется.
    Ну, а если губки узкой трубочкой,
    Значит, можем мы играть на дудочке.
    2. «Часики»/ «Маятник»
    Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
    Друг за другом, друг за другом
    Ходят стрелочки по кругу.
    Ты обе губки оближи,
    Как стрелки ходят, покажи.
    3. «Накажи непослушный язычок»
    Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.
    Язычок твой – озорник,
    Он не слушает тебя.
    Накажи его скорее:
    «Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
    4. «Блинчик»

    Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.
    Утром рано мы встаем,
    Вкусные блины печем.
    Ручейком по сковородке
    Тесто растекается…
    Посмотри, какой красивый
    Блинчик получается.
    5. «Чистим зубки»
    Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
    Рот откройте, улыбнитесь,
    Свои зубки покажите,
    Чистим верхние и нижние,
    Ведь они у нас не лишние.
    6. «Горка»
    Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.
    Язычок за зубки опускается,
    Его кончик к зубкам прижимается.
    Спинка сильно-сильно выгибается-
    Вот какая горка получается!
    7. «Киска сердится»
    Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
    Рассердилась наша киска:
    Ей забыли вымыть миску.
    Ты не подходи к ней близко-
    Поцарапать может киска!

    3. Пальчиковая гимнастика.
    Логопед: Посмотри, кто к нам сегодня пришел! Кто это? Это собачка. А как же зовут собачку? Не знаешь? Я тоже не знаю. Давай, спросим. Ее зовут Соня. Давай представимся Соне, ей интересно с кем она будет сегодня играть. Соня очень любит играть с мячом. А сейчас, мы покажем ей как ты умеешь это делать.
    Пальчиковая игра с массажером «су – джок».
    Я мячом круги катаю,
    Взад – вперед его гоняю.
    Им поглажу я ладошку.
    Будто я сметаю крошку,
    И сожму его немножко,
    Как сжимает лапу кошка,
    Каждым пальцем мяч прижму,
    И другой рукой начну.
    Массаж пальцев эластичным кольцом «су – джок».
    Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
    Вышли пальцы погулять,
    Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
    Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
    Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
    Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
    А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

    4. Артикуляционный образ звука.
    Логопед: Давай вспомним, какое положение занимают наши губы, зубы и язычок при произнесении звука «С». Губы растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы.

    5. Произношение изолированного звука [С].
    Логопед: Собачка Соня очень любит, когда дует прохладный ветерок. Подуй, как ветерок С-С-С.

    6. Физкультминутка.
    Мы подуем высоко: С-С-С
    (Ребенок встает на носочки, поднимает руки вверх)
    Мы подуем низко: С-С-С
    (Ребенок приседает)
    Мы подуем далеко: С-С-С
    (Ребенок выпрямляется, наклоняется вперед, вытянув руки)
    Мы подуем близко: С-С-С
    (Стоя прямо, руки подносит ко рту)

    7. Развитие фонематического слуха.
    Логопед: Хлопни, когда услышишь звук «С».
    П М С С А У К Д С Т С Б
    СА МА СО БО СЫ АС ВЫ СУ ГИ
    СОК СУП СЫН ДОМ САД САМ НОС

    8. Автоматизация звука (С) в чистоговорках.
    Логопед: Представляешь, нашу Соню укусила оса. Теперь она с ней не дружит. А мы с тобой должны их помирить. Слоги все мы повторим, ссору эту победим.
    СА-СА-СА, СА-СА-СА –
    укусила в нос оса.
    СО-СО-СО, СО-СО-СО –
    стал мой нос, как колесо.
    СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ –
    я осу в руке несу.
    СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ –
    не боюсь я злой осы.

    9. Автоматизация звука (С) в словах и предложениях.

    Логопед: А теперь мы поиграем в игру «Звуковой шкаф». Назови все слова. Следи за правильным произношением звука.

    10. Итог занятия.
    Логопед: Что тебе больше всего понравилось? С кем ты сегодня играл? Как зовут собачку?

    11. Оценка речевой деятельности ребенка.
    Логопед: Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [С].
    Логопед: И Соне тоже понравилось, как ты с ней играл и выполнял разные задания. За это она хочет поблагодарить тебя и подарить тебе на память вот такую наклейку. Ты молодец!

    Использованная литература.
    1. Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для дошкольников. – Спб.: КАРО, 2015.
    2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. – Спб., 2007.
    3. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2013.
    4. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: