Автоматизация звука С’ – конспект индивидуального занятия по коррекции ФФНР у ребенка с дизартрией

Автоматизация звука С’ – конспект индивидуального занятия по коррекции ФФНР у ребенка с дизартрией

Выполнила: учитель-логопед Лукьянова Наталья Михайловна,

МДОУ центр развития ребёнка – детский сад № 21 “Незабудка”

Цель:

  • нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;
  • нормализация моторики артикуляционного аппарата;
  • развитие фонематического слуха;
  • формирование речевого дыхания;
  • работа над просодической стороной речи: темпом, ритмом, интонацией;
  • автоматизация звука [С] в слогах;
  • пополнение словарного запаса на тему «Осень»;
  • развитие общей и мелкой моторики.

Оборудование:

  • шифон, крупные делали от конструктора;
  • бизиборд «Замочки»;
  • зеркало;
  • блюдце, столовая ложка, чайная ложка;
  • предметные картинки с изображением артикуляционной гимнастики;
  • бумажные листья – кленовый, рябиновый, берёзовый;
  • три пластиковых стакана, три теннисных мячика, соломинка;
  • фишка – тролль, карта;
  • су – джок мячики разной величины (два);
  • магнитофон, песня «Железновой Е. «Катиться колючий ёжик»;
  • матрёшка «Три медведя».

1. Организационный момент.

«Здравствуй, Иван! Отгадай загадку!

Пусты поля, мокнет земля,
лист опадает – когда это бывает? (осенью).

Какое сейчас время года? Какая на улице погода? Как часто идут дожди? Посмотри – мы оказались с тобой возле глубокой лужи от осенних дождей! Как же его перейти? Давай прыгать по кочкам!

(ребёнок прыгает по «кочкам» до рабочего места, где его ожидает бизиборд с замочками)

Давай откроем первую дверь и посмотрим что там!»

2. Первая дверь «Да здравствует полотенце пушистое и мыло душистое!»

2.1 Самомассаж лица и шеи.

«Мы теплом своих ладошек (Растираем ладони)

Расслабляем всё лицо, (Проводим ладонями перед лицом.)

А потом, учась у кошек, (Поглаживаем лицо сверху вниз)

Лобик гладим, разминаем, (Поглаживаем и разминаем лоб)

Брови щиплем, а потом (Пощипываем брови.)

Мы на щёчки убегаем – (Переходим пальцами на щёки.)

Их погладим, разомнём (Поглаживаем и разминаем щёки.)

Пощипаем, пощипаем (Пощипываем щёки.)

И по кругу их помнём, (Делаем круговое разминание щёк.)

А потом понажимаем (Нажимаем пальцами на мышцы щёк.)

И немножко потрясём. (Легко потряхиваем щёки пальцами.)

Как из краника водичка, (Поглаживаем носогубные складки)

Мы стекаем прямо вниз, сверху вниз.

Губку верхнюю погладим (Поглаживаем верхнюю губу.)

И пощиплем, и помнём. (Пощипываем и разминаем верхнюю губу.)

И на нижнюю уходим – (Поглаживаем нижнюю губу.)

Тоже щиплем, тоже мнём. (Пощипываем и разминаем нижнюю губу.)

А потом их сложим вместе, (Соединяем вытянутые вперёд губы.)

Чтобы обе пощипать, (Разминаем обе губы.)

И затем на этом месте

Будем пальцами стучать. (Делаем пальцевый душ для губ)

Губки гладим. Под губами (Поглаживаем губы.)

Начинаем разминать. (Разминаем подбородок.)

Подбородок нам бы с вами (Перетираем подбородок между пальцами.)

Оттянуть и постучать. (Поколачиваем пальцами.)

И щипаем прямо к мочкам, (Пощипываем нижнюю челюсть.)

А потом ладонью всей (Поглаживаем шею сверху вниз)

Мы стекаем, как ручей».

2.2 Самомассаж языка.

1) Язык протискивается между губами и втягивается обратно.

2) Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей поверхности от кончика до корня, постепенно высовывая и снова втягивая.

3) Губы в улыбке, зубы сжаты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по спинке языка.

4) Покусать кончик языка, потом спинку, а затем покусать один бок и другой.

5) Язык погладить губками, а потом аккуратно постучать ими. Зубами погладить язычок, и опять постучать ими.

6) С помощью ложки – облизывать сначала большую ложку, чтобы задействовать большую область языка и постепенно уменьшать ее размер.

3. Вторая дверь «Весёлый язычок»

– «Самое время вспомнить о Язычке. Давай сделаем с ним несколько упражнений:

«Лягушка», «Слоник», «Блинчик», «Иголочка», «Чистим зубки», «Вкусное варенье», «Киска сердиться», «Позевать с открытым ртом», «Покашлять с высунутым языком», «Пополоскать» горло», «Надуть щёки с зажатым носом» – Сегодня он будет исполнять роль альпиниста. (Упражнение «Альпинист»: кончик языка «цепляется» за нижние резцы, спинка языка выгибается). Итак, нижние зубы – уступ скалы, на котором надо во что бы то ни стало удержаться! Ведь даже страшно подумать, что произойдет, если альпинист потеряет опору под ногами! И вот наш храбрый Язычок забрался на высокую гору и встретил там «Ручеёк». Он был очень неугомонный и говорливый. Он обрушивал целый водопад звуков. Только, вот беда, звуки получались не совсем правильными, они были какими-то шепелявыми, и разбрызгивались во все стороны. Никто не мог понять, о чем говорит ручеек. Чтобы голос ручейка стал чистым, пришлось построить плотину. Сожми зубки. Вот так. Замечательно! Улыбнись. Ручейку оставили маленькую щелочку между передними зубками, и он стал стекать холодной, ровной струйкой: С-С-С».

4. Третья дверь «Дует вечер на листочки»

  1. Разминка. Встань прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делай короткие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. “Как вкусно чем – то пахнет! Откуда?”. Делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом – вдох. Правой-левой, правой-левой, вдох-вдох, вдох-вдох.
  2. «Подуй на листочки»
Читайте также:
Развитие слуховых дифференцировок звуков П-Б на материале текстов

С каких деревьев к нам прилетели листочки?

  1. «Задуй шарики в стакан»
  2. «Надуть насосом шину»

5. Четвёртая дверь «Тролли»

Довести фишку – тролля по дорожке, произнося звук [С].

6. Пятая дверь: Физкультминутка «Катится колючий ёжик…»

7. Шестая дверь «Три медведя»

Цель: работа над просодической стороной речи: темпом, ритмом, интонацией.

Жили – были три медведя – отец – Михаил Иванович, мать – Настасья Петровна и медвежонок Мишутка. Медведей не было дома, они вышли погулять, а мы с тобой играли. Вернулись они голодные и злые.

Михаил Иванович громким голосом: «Кто дул на мои листочки?»

Настасья Петровна не так громко: «Кто дул на мои листочки?»

Мишутка тихим голосом: «Кто дул на мои листочки?»

Михаил Иванович громким голосом: «Кто трогал мой мячик?»

Настасья Петровна не так громко: «Кто трогал мой мячик?»

Мишутка тихим голосом: «Кто трогал мой мячик?»

Мы всё на место убрали и медведи остались довольны.

«Автоматизация звука С» — конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у ребенка с дизартрией

Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у ребенка с дизартрией (6 лет).

Тема занятия: «Автоматизация звука С»

  • закрепить слуховой и моторный образ звука С
  • автоматизировать звук С на материале слогов, слов, предложений и текстов.
  • познакомить ребенка с буквой С.
  • учить анализировать правильную артикуляцию звука и давать его характеристику.
  • развивать артикуляционную моторику выполняя артикуляционную гимнастику.
  • развитие фонематического слуха на звук С
  • сформировать навык, звукового анализа слога, слова, предложения.
  • воспитывать внимание к собственной речи и самоконтроля при произношении звука С
  • Зеркала, шпатели, зонды, картинки символы, профиль артикуляции звука, предметные сюжетные картинки, картинка с изображением буквы С, фишки для звукового анализа.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

– Здравствуй! Сегодня на занятии мы будем соблюдать правила красивой речи. Мы будем разговаривать, и проговаривать так внятно, что будет всем понятно.

2. Нормализация мышечного тонуса.

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем…

3. Развитие общей моторики.

Рано утром на полянке
Веселятся две снежинки
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?

4. Развитие мелкой моторики «Снежок».

Раз, два, три, четыре. (Ребенок загибает пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили. (Ребенок лепит, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий. (Показывает круг, сжимает ладони вместе, гладит одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий. (Ребенок грозит пальчиком)

5. Массаж лица.

По общим правилам:

С воображаемыми струйками дождя (поглаживание), капельками (постукивание подушечками пальцев) и снова струйками (поглаживание).

6. Мимическая гимнастика.

Выполнение действий по тексту.

Мы умеем удивляться
Мы умеем огорчаться
Мы умеем сердиться
Мы умеем веселиться.

7. Артикуляционная гимнастика:

– Но сначала по порядку выполним для язычка зарядку.

  1. «Улыбка» — растянуть губы в улыбке, зубы не видны, удержать это положение по счету до 5. Повторить 3-4 раза.
  2. «Накажем непослушный язычок» — рот приоткрыт, положить язык на нижнюю губу и пошлепывая язык губами произносить пя-пя-пя, и прикусывая зубами произносим тя-тя-тя, затем удерживаем язык широкий на нижней губе.
  3. «Лопаточка» — приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, удерживать в этом положении под счет до 5.
  4. «Почистим зубки» — приоткрыть рот и кончиком языка погладить, почистить за нижними зубами. Движение вправо, влево, вверх, вниз.
  5. «Горочка» — рот приоткрыт, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка изгибается, удерживать под счет до 5.
  6. «Желобок» — выполнить «лопаточку» слегка прикрыть язык верхней губой и подуть вперед сдувая ватку с ладони, при этом по середине языка образуется узкая щель, желобок.
8. Работа по развитию дыхания и голоса.

Если по свежему снегу гулять
Нужно воздухом дышать.

Выдох- пффф- возврат дыхания- пффф- пауза- возврат дыхания- с-с-с-с- пауза- возврат дыхания- пффф- возврат дыхания- расслабление мышц брюшного пресса.

9. Объявление темы.

Логопед: ты узнаешь, какой звук мы будем изучать, если отгадаешь загадку.

Сели детки на карниз и растут все время вниз. (сосульки)

Логопед: Какой звук дважды повторяется в этом слове?

10. Произношение изолированного звука по картинкам.

Ребенок произносит С.

11. Анализ артикуляции и характеристика звука.

– А сейчас мы проанализируем артикуляцию звука С по артикуляционному профилю.

Губы разомкнуты и растянуты в улыбке.

Кончик языка внизу.

Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют.

Струя выдыхаемого воздуха — плавная холодная.

Букву окрашиваем, синим цветом.

Звук : С- согласный, глухой, твердый.

Печатная буква, письменная буква.

12. Связь звука с буквой С.

Пальцы руки в полуовале
Перед собой направим мы вправо.
Полукруг, ну просто класс!
Получилась С у нас.

Логопед: Выбери элементы, которые необходимы для буквы С. Постой её.

На что похожа буква С? (логопед показывает картинки)

Читайте также:
Конкурс видеосюжетов по русскому языку «Живой словарь»

Найди букву С в рисунке.

13. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Когда ты услышишь звук С, хлопни в ладоши.

Логопед: А теперь слоги.

ма, ар, ас, ка, на, ос, ми

Логопед: Теперь попробуем в словах.

Сок, мама, усы, рыба, лом, нос.

14. Автоматизация звука в слогах. Звуковой анализ слога.

Логопед предлагает ребенку повторить слоговые дорожки со звуком С.

СА СО СУ СЫ
СТА СТО СМУ СКЫ
АС ОС УС ЫС
СКА СНО СТУ СНЫ

Логопед: А сейчас ты проанализируй слог СА, используя фишки.

С — согласный, глухой, твердый

А — гласный, звонкий.

15. Автоматизация звука в словах и звуковой анализ слова.

Логопед предлагает ребенку картинки в названиях, которых есть звук С.

собака, стул, сыр, самолет, троллейбус, стол, стул, автобус, санки, снегирь, снежинка, снегурочка.

Логопед: назови названия этих картинок.

– И проанализируй слово «санки».

– Сколько слогов в этом слове?

Ребенок: 2 слога.

Логопед: В каком именно слоге?

Ребенок: в первом.

– Выложи фишками это слово.

16. Автоматизация звука С в предложениях. Графическая запись предложения.

Логопед предлагает сюжетную картинку.

Логопед: Составь по картинке предложение.

Логопед : Сколько слов в предложении?

– Сколько слогов в каждом слове?

– А теперь сделаем звуковой анализ каждого слова.

11. Автоматизация звука с в тексте:

Гусаки идут леском
Гусак за гусаком.
Смотрит свысока
Гусак на гусака

Спит спокойно старый слон.
Стоя спать умеет он.

12. Домашнее задание.

Логопед: Дома закрепи рассказ о правильном произношении звука С. Проговаривай слова со звуком С.

– Повтори стихотворение, которое тебе больше понравилось.

13. Итог занятия.

Логопед: Уточни, пожалуйста, над каким звуком мы работали.

Ребенок: над звуком С.

Логопед: Что ты узнал о нем?

Ребенок: С — согласный, глухой, твердый.

Логопед: Назови слова в которых есть звук С.

14. Оценка работы ребенка. (сюрпризный момент)

Логопед дает характеристику работы ребенка, что получилось, что нет.

В награду за труд ребенок получает витаминку.

Трухина Альбина Александровна,
учитель-логопед,
Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение «Приобская начальная
общеобразовательная школа»,
гп Приобье

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука С

Автор: Корогодина Анастасия Игоревна, учитель – логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ясли – сад №170 города Донецка»
Описание работы: данный материал будет полезен для учителей-логопедов; материал предназначен для детей 5 лет; данный материал применяется в индивидуальной работе по автоматизации звука “С” в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
1. Образовательная: автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях.
2. Коррекционные:
• закрепить навыки правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях;
• развивать артикуляционную и мелкую моторику;
• развивать фонематический слух;
• развивать речевое дыхание;
• развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
3. Развивающие:
• закрепить умение определять место звука в слове;
• развивать внимание, память, мышление;
• упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.
4. Воспитательные:
• формировать положительную мотивацию на занятии;
• воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.
Оборудование: Игрушка «Собачка Соня», массажер «Су-джок», поощрительная наклейка.

Ход занятия
1.Организационный момент. Дыхательная гимнастика.
Логопед: Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
– глубоко носиком вдохнули, ртом выдохнули, еще раз глубоко вдохнули-выдохнули.

2. Артикуляционная гимнастика.

1. «Улыбка» / «Трубочка»
Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание сомкнутых губ вперёд. И еще раз.
Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.
2. «Часики»/ «Маятник»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи.
3. «Накажи непослушный язычок»
Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.
Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
4. «Блинчик»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.
Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
5. «Чистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
6. «Горка»
Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.
Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается!
7. «Киска сердится»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко-
Поцарапать может киска!

Читайте также:
Конспект логопедической НОД с использованием конструктора LEGO

3. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Посмотри, кто к нам сегодня пришел! Кто это? Это собачка. А как же зовут собачку? Не знаешь? Я тоже не знаю. Давай, спросим. Ее зовут Соня. Давай представимся Соне, ей интересно с кем она будет сегодня играть. Соня очень любит играть с мячом. А сейчас, мы покажем ей как ты умеешь это делать.
Пальчиковая игра с массажером «су – джок».
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Массаж пальцев эластичным кольцом «су – джок».
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

4. Артикуляционный образ звука.
Логопед: Давай вспомним, какое положение занимают наши губы, зубы и язычок при произнесении звука «С». Губы растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы.

5. Произношение изолированного звука [С].
Логопед: Собачка Соня очень любит, когда дует прохладный ветерок. Подуй, как ветерок С-С-С.

6. Физкультминутка.
Мы подуем высоко: С-С-С
(Ребенок встает на носочки, поднимает руки вверх)
Мы подуем низко: С-С-С
(Ребенок приседает)
Мы подуем далеко: С-С-С
(Ребенок выпрямляется, наклоняется вперед, вытянув руки)
Мы подуем близко: С-С-С
(Стоя прямо, руки подносит ко рту)

7. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Хлопни, когда услышишь звук «С».
П М С С А У К Д С Т С Б
СА МА СО БО СЫ АС ВЫ СУ ГИ
СОК СУП СЫН ДОМ САД САМ НОС

8. Автоматизация звука (С) в чистоговорках.
Логопед: Представляешь, нашу Соню укусила оса. Теперь она с ней не дружит. А мы с тобой должны их помирить. Слоги все мы повторим, ссору эту победим.
СА-СА-СА, СА-СА-СА –
укусила в нос оса.
СО-СО-СО, СО-СО-СО –
стал мой нос, как колесо.
СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ –
я осу в руке несу.
СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ –
не боюсь я злой осы.

9. Автоматизация звука (С) в словах и предложениях.

Логопед: А теперь мы поиграем в игру «Звуковой шкаф». Назови все слова. Следи за правильным произношением звука.

10. Итог занятия.
Логопед: Что тебе больше всего понравилось? С кем ты сегодня играл? Как зовут собачку?

11. Оценка речевой деятельности ребенка.
Логопед: Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [С].
Логопед: И Соне тоже понравилось, как ты с ней играл и выполнял разные задания. За это она хочет поблагодарить тебя и подарить тебе на память вот такую наклейку. Ты молодец!

Использованная литература.
1. Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для дошкольников. – Спб.: КАРО, 2015.
2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. – Спб., 2007.
3. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2013.
4. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи «Автоматизация звука [С]»

Альбина Трухина
Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи «Автоматизация звука [С]»

Тема занятия: «Автоматизация звука С».

– закрепить слуховой и моторный образ звука С

-автоматизировать звук С на материале слогов, слов, предложений и текстов.

– познакомить ребенка с буквой С.

– учить анализировать правильную артикуляцию звука и давать его характеристику.

2. Коррекционная:

– развивать артикуляционную моторику выполняя артикуляционную гимнастику.

– развитие фонематического слуха на звук С

– сформировать навык, звукового анализа слога, слова, предложения.

– воспитывать внимание к собственной речи и самоконтроля при произношении звука С

Зеркала, шпатели, зонды, картинки символы, профиль артикуляции звука, предметные сюжетные картинки, картинка с изображением буквы С, фишки для звукового анализа.

Ход занятия.

Здравствуй! Сегодня на занятии мы будем соблюдать правила красивой речи. Мы будем разговаривать, и проговаривать так внятно, что будет всем понятно.

2. Нормализация мышечного тонуса.

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем…

3. Развитие общей моторики.

Рано утром на полянке

Веселятся две снежинки

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Читайте также:
Логопедический КВН (подготовительная к школе группа)

Кто поднимет выше всех?

4. Развитие мелкой моторики «Снежок».

Раз, два, три, четыре Ребенок загибает пальчики, начиная с большого.

Мы с тобой снежок слепили. Ребенок лепит, меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий. Показывает круг, сжимает ладони вместе, гладит одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий. Ребенок грозит пальчиком.

По общим правилам:

С воображаемыми струйками дождя (поглаживание, капельками (постукивание подушечками пальцев) и снова струйками (поглаживание).

6. Мимическая гимнастика.

Выполнение действий по тексту.

Мы умеем удивляться

Мы умеем огорчаться

Мы умеем сердиться

Мы умеем веселиться.

7. Артикуляционная гимнастика.

Но сначала по порядку выполним для язычка зарядку.

1. «Улыбка» – растянуть губы в улыбке, зубы не видны, удержать это положение по счету до 5. Повторить 3-4 раза.

2. «Накажем непослушный язычок» – рот приоткрыт, положить язык на нижнюю губу и пошлепывая язык губами произносить пя-пя-пя, и прикусывая зубами произносим тя-тя-тя, затем удерживаем язык широкий на нижней губе.

3. «Лопаточка» – приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, удерживать в этом положении под счет до 5.

4. «Почистим зубки» – приоткрыть рот и кончиком языка погладить, почистить за нижними зубами. Движение вправо, влево, вверх, вниз.

5. «Горочка» – рот приоткрыт, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка изгибается, удерживать под счет до 5.

6. «Желобок» – выполнить «лопаточку» слегка прикрыть язык верхней губой и подуть вперед сдувая ватку с ладони, при этом по середине языка образуется узкая щель, желобок.

8. Работа по развитию дыхания и голоса.

Если по свежему снегу гулять

Нужно воздухом дышать.

Выдох- пффф- возврат дыхания- пффф- пауза- возврат дыхания- с-с-с-с- пауза- возврат дыхания- пффф- возврат дыхания- расслабление мышц брюшного пресса.

9. Объявление темы. Логопед ты узнаешь, какой звук мы будем изучать, если отгадаешь загадку.

Сели детки на карниз и растут все время вниз.

Логопед: Какой звук дважды повторяется в этом слове.Ребенок: звук С

10. Произношение изолированного звука по картинкам.

Ребенок произносит С

11. Анализ артикуляции и характеристика звука.

А сейчас мы проанализируем артикуляцию звука С по артикуляционному профилю.

Губы разомкнуты и растянуты в улыбке.

Кончик языка внизу

Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют.

Струя выдыхаемого воздуха – плавная холодная.

Букву окрашиваем, синим цветом.

Звук : С- согласный, глухой, твердый.

Печатная буква, письменная буква.

12. Связь звука с буквой С

Пальцы руки в полуовале

Перед собой направим мы вправо.

Полукруг, ну просто класс!

Получилась С у нас.

Логопед: Выбери элементы, которые необходимы для буквы С. Постой её.

На что похожа буква С (логопед показывает картинки)

Найди букву С в рисунке.

13. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Когда ты услышишь звук С, хлопни в ладоши.

Логопед: А теперь слоги.

ма, ар, ас, ка, на, ос, ми

Логопед: Теперь попробуем в словах.

Сок, мама, усы, рыба, лом, нос.

14. Автоматизация звука в слогах. Звуковой анализ слога.

Логопед предлагает ребенку повторить слоговые дорожки со звуком С.

СА СО СУ СЫ СТА СТО СМУ СКЫ

АС ОС УС ЫС СКА СНО СТУ СНЫ

Логопед: А сейчас ты проанализируй слог СА используя фишки.

С- согласный, глухой, твердый

А- гласный, звонкий.

15. Автоматизация звука в словах и звуковой анализ слова.

Логопед предлагает ребенку картинки в названиях, которых есть звук с.

собака, стул, сыр, самолет, троллейбус, стол, стул, автобус,

санки, снегирь, снежинка, снегурочка.

Логопед: назови названия этих картинок.

И проанализируй слово санки.

Сколько слогов в этом слове?

Ребенок: 2 слога

Логопед: В каком именно слоге?

Ребенок: в первом

Выложи фишками это слово.

16. Автоматизация звука С в предложениях. Графическая запись предложения.

Логопед предлагает сюжетную картинку.

Логопед: Составь по картинке предложение.

Логопед : Сколько слов в предложении?

Сколько слогов в каждом слове?

А теперь сделаем звуковой анализ каждого слова.

11. Автоматизация звука с в тексте.

Гусак за гусаком.

Гусак на гусака.

12. Домашнее задание.

Логопед: Дома закрепи рассказ о правильном произношении звука С. Проговаривай слова со звуком С.

Повтори стихотворение, которое тебе больше понравилось.

13. Итог занятия.

Логопед: Уточни, пожалуйста, над каким звуком мы работали.

Ребенок: над звуком С

Логопед: что ты узнал о нем?

Ребенок: С- согласный, глухой, твердый.

Логопед: Назови слова в которых есть звук С.

14. Оценка работы ребенка. (сюрпризный момент)

Логопед дает характеристику работы ребенка, что получилось, что нет.

В награду за труд ребенок получает витаминку.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ц]» Тема:Звук [ц].Цель:автоматизировать изолированный звук [ц].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [р]» Тема:Звук [р].Цель:автоматизировать изолированный звук [р].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [С]» Цель: автоматизировать изолированный звук [с]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении изолированного.

Читайте также:
Конспект открытого занятия по автоматизации звука (р) в словах и чистоговорках

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ш]» Цель: автоматизировать изолированный звук [ш]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях» Цель:автоматизировать звук [р] в словах и словосочетаниях. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в употреблении слов и.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [с] в словах» Цель:автоматизировать звук [с] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [с] в начале,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах» Цель: автоматизировать звук [ш] в словах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении звука [ш].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Игры с Тигрой» (автоматизация звука [р]) Цель: комплексное решение всех задач речевого развития с использованием мультимедийных технологий, автоматизация звука [р] в речи. Задачи:.

Конспект индивидуального занятия с ребёнком с МДР «Автоматизация звука [ш]» «Автоматизация звука «Ш». Цель: автоматизация звука «Ш» в предложениях. Задачи. Коррекционно-образовательные: • закреплять умение правильно.

План-конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С]» Цель занятия: автоматизация звука «С» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Задачи: – закрепление правильного произношения.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука “С”

Конспект индивидуального логопедического занятия

«Лесные жители».

(автоматизация звука «С»).

Дата:26. 04. 2017 г.

Продолжительность: 25 минут.

Ребенок: Ваня С., 6 лет. ФФНР у ребенка с псевдобульбарной дизартрией, нарушение произношения – межзубный сигматизм.

Тема: автоматизация звука «С».

•Закреплять представление о правильной артикуляции звука [с]

•Познакомить с буквой, обозначающей звук «С».

•Закреплять знания о диких животных.

•Развивать подвижность артикуляционного аппарата

•Формировать навык фонематического слуха на звук «с»

•Формировать фонематический анализ на звук на примере звукового состава слова «УСЫ»

•Закреплять звук «С» в чистом виде. В прямых слогах: са-, со-, сы-, су-, сэ-. В обратных слогах : -ас, -ус, -ыс, -эс, -ос, – яс, -ес. В сочетаниях между гласными: ысо, аса-, усы-, – есо, -есу. В слогах со стечением согласных: ста-сту, спа-спи-спу, сна-, сво-.В словах с данными словами. В словосочетаниях и предложениях с данными словами.

•Воспитывать навык самоконтроля.

•Воспитывать критическое отношение к дефекту.

•Воспитывать интерес к логопедическим занятиям

Оборудование:

Зеркало; фланелеграф; игрушка-лиса; бубен; картинка с упражнениями артикуляционной гимнастики; мешочек для игры «Волшебный мешочек», в котором пушистый шарик, колючий мячик, керамический пузырек и карточка с нарисованной буквой «С»; карточки для характеристики артикуляционного уклада звука «С»; колечко-пружинка «Су-джок» металлическое для массажа пальчиков; карточки для характеристики звука «С» – согласный, твердый, глухой; пластилин и разноцветные бусинки; предметные картинки с дикими животными; карточка для звукового анализа слова «УСЫ»; карточки для составления схемы предложения; карточки-схемы, где звук «С» в начале, середине и конце слова; карточки для различения звука и буквы.

Ход занятия:

Этапы занятия

Организационный момент

-Здравствуй, Ванечка, как я рада снова с тобой встретиться! Давай будем учиться говорить красиво!

Объявление темы

-Послушай загадку и отгадай:

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет.

(Утрированно произношу звук «С»).

-Кто это? (Лиса). Ты правильно отгадал! (Вручаю ребенку игрушку – лису). А скажи, какой звук я произносила часто? (Звук «С»). Сегодня мы с ним поиграем. Ты готов?

Психогимнастика

-А теперь давай сядем к зеркалу, я расскажу тебе сказку, а ты будешь мне помогать. Наша лисичка тоже послушает, потому что эта сказка оней:

Пошел как-то раз старик в лес за дровами. Идет и видит: на тропинке лисичка лежит и не дышит. Удивился старик (Ваня, как старик удивился? Покажи удивленное лицо), а потом обрадовался: «Возьму лису домой, воротник для шубы сделаю своей старухе!» (Ваня, покажи, как старик обрадовался, какое у него было лицо?). Только наклонился старик к лисичке, а она, как вскочит, старик даже испугался от неожиданности (Ваня, покажи испуганное лицо), а потом, как разозлился, что плутовка его обманула (Покажи, как старик разозлился). Да, делать нечего, пошел домой грустный (Ваня, покажи, грустное лицо, как у старика).

– Молодец! Интересно показывал! А лисичка сидит, глазки прищурила, хитрая, слушает.

Артикуляционная гимнастика

_ А теперь покажем лисичке, как ты умеешь играть с язычком. (Предлагаю ребенку рисунки с артикуляционными упражнениями для выполнения в определенной последовательности):

– Для губ: «Заборчик» (Зубки ровно мы смыкаем и заборчик получаем), «Дудочка» (На дудочку губы положим и даже сыграть на ней сможем)

– Для языка: «Блинчик» (верхней губой шлепаем по языку «пя-пя-пя», слегка прикусываем «тя-тя-тя»), «Часики» (Наш веселый язычок, повернулся на бочок. Смотрит влево, смотрит вправо), «Качели» (А сейчас качели вверх, тянем-тянем до небес, Вниз теперь их полет, и никто не отстает), «Кошечка сердится» (Сердится кошка – выгнула спинку, и язычок наш с такой же горбинкой), «Чищу зубки» (Чищу зубы, чищу зубы и снаружи и внутри, не болели, не желтели, не темнели чтоб они), «Вкусное варенье» (Ох, и вкусное варенье, жаль осталось на губе! Язычок я подниму, и остатки слизну)

Читайте также:
Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

_ Умничка, все получилось!

– На развитие дыхания: А теперь подуй и увидишь, какие звери там спрятались! (Ребенок дует на полосочки в пособии, они откидываются и видны картинки с дикими животными. Следить, чтобы ребенок выполнял упражнение, не надувая щеки).

-Здорово, всех зверей увидели!

Произношение звука

– Ванечка, лиса принесла с собой волшебный мешочек, отыщи в нем баночку. Только не торопись, хорошо ощупай все предметы, чтобы не ошибиться. (Ребенок тактильно обследует и достает пузырек).

– А сейчас споем песенку ( с – с – с ) и подуем в пузырек. (Показываю образец произнесения звука, затем предлагаю ребенку).

– Как красиво! У тебя хорошо получилось!

Пальчиковый массаж

– А теперь найди в мешочке самый маленький предмет (ребенок достает колечко – пружинку СУ-ДЖОК). Теперь колечко будет щекотать пальчики, а ты для каждого пальчика будешь петь песенку ( с ), колечко от кончика пальца к ладошке ( с – с – с ) – отрывисто (показываю), а когда от ладошки к кончику – (сссссссс) – длинно, слитно (показываю).

– Как ты старался! Все получилось!

Анализ артикуляции

звука ( с )

– Ванюша, теперь смотри в зеркало и рассказывай. Как у тебя получился этот красивый звук ( на каждый ответ ребенка я выкладываю карточку на фланелеграфе в определенной последовательности. Это схема остается перед глазами ребенка до конца занятия):

– Скажи, губки округлены или в улыбочке?

– зубки сомкнуты или между ними щель? А нижние зубки видно?

– Кончик языка вверху или внизу?

– Похоже, что язычок выгибается горочкой?

– Язык широкий, лопатой или похож на иголочку?

– Голос звучит, когда произносим звук «С»? (ребенок использует тактильный контроль – прикладывает ладонь к горлу), значит звук глухой или звонкий?

– Воздух теплый или холодный, когда произносишь звук «с»? (тактильный контроль: тыльной стороной ладони ко рту).

– Ну, что ж, ты хорошо справился! Карточки всегда тебе будут помогать рассказывать про звуки.

Характеристика звука «С»

– А теперь выбирай карточки, чтоб рассказать, какой по характеру звук «С»:

– Согласный или гласный? Почему? (Согласный, т. К. есть преграда во рту длч воздуха) – Какая? (зубы)

– Звонкий или глухой? Почему? (Нет вибрации, когда прикладываем ладонь к горлу, не дрожит горлышко).

– Твердый или мягкий? Почему? (Спинка языка поднимается горочкой, не очень высоко, по сравнению с мягким «С»).

– Замечательно. Ни разу не ошибся! Пусть карточки лежат здесь, они нам еще пригодятся.

Связь звука с буквой

– Ванюша, ты ведь помнишь, что звук мы слышим и произносим, выбирай подходящую карточку (ребенок выбирает и кладет), а букву мы … что делаем? Выбирай карточку подсказку. Верно: видим и пишем. А теперь найди в волшебном мешочке карточку с нарисованной буквой «С» (ребенок находит). Посмотри, какая она? На что похожа? (ребенок называет). У меняя есть пластилин и разноцветные бусинки, давай вылепим букву «С» и украсим ее (лепим и украшаем). Красиво!

Развитие фонематического слуха

– А сейчас будем ловить звук «С»: как только услышишь этот звук – хлопай в ладошки, лови его! (произношу, закрыв рот экраном, если ребенок затрудняется – экран убираю): «Т», «С», «Р», «М», «С»,; «ЛА», «СУ», «РЫ», «МО», «СЭ», «БА», «СО», «ЛАПА», «УСЫ», «НОРА», «ЛЕС», «МОРДА», «НОС», «СОВА».

– Какой ты внимательный! Поиграем еще!

Автоматизация звука

– Теперь я буду говорить чистоговорки, а ты смотри на мои картинки – подсказки и договаривай словечки, а потом все вместе повторяй:

– СА-са-са- хитрая … (лиса0

– Со-со-со, у кабана хвост, как … (колесо)

– Су-су-су, было холодно в … (лесу)

– Сы-сы-сы, у сома … (усы)

– Ес-ес-ес, ьы приехали в … (лес)

– Ас-ас-ас, волк не догонит… (нас)

– Ос-ос-ос, у медведя черный … (нос)

– Ус-ус-ус, зайка … (трус)

– Ыс-ыс-ыс, в реке много водяных … (крыс)

– Ос-ос-ос, летает много … (ос)

– Яс-яс-яс, сегодня ясный день у … (нас)

– А теперь повтори столько раз, сколько раз я хлопну: ысо – аса,

– А теперь, сколько раз я стукну в бубен: усы – есо,

– А теперь, сколько тебе лет: еса – асу,

– А теперь сколько раз наша лисичка подпрыгнет: ста-сту,

– А теперь, сколько у меня глаз: спа – спу,

– А теперь, сколько раз я топну ногой: сна – сво,

– А теперь, сколько у тебя ушей: ска – спи,

– А теперь, сколько ты знаешь времен года (ребенок перечисляет, считает, потом повторяет): сна – сво,

Читайте также:
Задания логопеда по лексической теме ‘Рыбы’

– А теперь сколько лап у лисы: уст – ост,

– Как приятно было тебя слушать!

Физминутка

– А теперь вставай около стульчика и повторяй за мной:

– У нас славная осанка, мы свели лопатки ( выпрямиться, расправить плечи),

– мы походим на носках, а потом на пятках (пошагать по кабинету),

– Пойдем мягко, как лисята (имитация походки лисы),

– Ну, а если надоест, то пойдем мы косолапо, как медведи ходят в лес (имитация медвежьей походки).

Формирование фонематического восприятия

– А теперь поговорим про звуки в слове: (показываю картинку «УСЫ») – усы. Сначала посчитаем сколько частей в слове «УСЫ» (У – сы – произносим и хлопаем).

– Какая первая часть слова? («У) – Ваня, клади вагончик поезда.

– Какая вторая часть? («СЫ»). Клади второй вагончик.

– Какую часть произносим громко (Даю варианты: у՛ – сы – нет. У – сы՛.) Давай, покажем на схеме: над вторым вагончиком кладем знак «молния», «гром» (говорим громче).

– А теперь узнаем, что за звуки поедут в наших вагончиках: какой слышим первый звук? («У»). Выбирай человечка и думай, какой звук «У» – согласный или гласный? Почему? Куда посадим наш звук «У»? (в первый вагончик).

-Какой звук слышим потом?(-сы). Слышим («с») – какой он? Гласный или согласный? Почему? (Смотрим на карточки-подсказки). – Звонкий или глухой? Дрожит горлышко?

-Твердый или мягкий? Где спинка языка?

-Выбирай карточку с человечком и посади во второй вагончик.

-Какой звук слышим после («с»)? Слышим («ы»). Какой он, гласный или согласный? Почему? Посади человечка в вагончик.

Автоматизация в словах

-Вот как замечательно мы потрудились!

-Сейчас надо найти, где прятался звук («с») – в начале, в середине или в конце слова: разложи картинки на 3 стопочки, проговаривай слова и слушай, где звук («с»), куда положить картинку: нос, лиса, сова, лес, усы, сом, оса, крыса.

(Ребенок раскладывает, проговаривает) -Все верно, умничка!

-А теперь игра «Что с чем?»

Лиса…с чем? . (с хвостом)

Сом… с чем? …(с усами)

Куст…с чем бывает? . (с листьями)

Оса…с чем? . (с полосками)

Сосна…с чем? … (с иголками)

Сова … с чем? … (с глазками)

(Ребенок отвечает и проговаривает все вместе)

Автоматизация в словосочетаниях

-А теперь послушай слова-признаки, выбери картинку, к которой они подходят и повтори, что получилось. ( Картинки: лес, усы, сом, лиса, сова, нос, сосна, оса, крыса).

Называй признаки: – густой, длинный, хитрая, сухой, сонный, высокая, водяная, кусачая, испуганная. (Ребенок произносит).

-Ты меня просто радуешь!

-Какие картинки понравились больше всего? Давай составим целое предложение и выложим схему на фланелеграфе (предлагаю опорные картинки – те же и части схемы).

«Лиса бегает в лесу»- составляем схему.

– Мы сегодня много занимались, и я уже устала быть логопедом. Давай поменяемся: теперь ты будешь спрашивать, а я отвечать! Теперь ты – логопед – спрашивай: (говорю вопрос, ребенок повторяет, я отвечаю):

– Сова днем хочет спать? Почему?

– На сосне сухой сук. Кто на суку? (Сова)

– Под кустом кто-то спит? Кто это? (Барсук)

– Сом любит свой дом? Где живет сом? ( На дне реки, в песке).

– В лесу слышен стук. Кто стучит? (Дятел).

– Саня спугнул осу. Что сделала оса? (Улетела).

– У лисы какой хвост? (Пушистый)

– Косой быстро скачет по лесу. О ком я говорю? ( О зайце).

– По мосту бежит стая волков. Куда бежит стая? ( на охоту).

– Снова в лесу наступила весна. Что наступило? (Весна)

– У высокой скалы навесной мост. Какой мост? (Навесной).

– В лесу лиса. Кто в лесу? ( Лиса).

– В кустах кто-то пискнул. Кто это (Мышка).

– У дятла острый нос. Зачем ему острый нос? (Строить дупло для белки).

– Лес был мокрый от росы. Что такое роса? (капельки воды).

Итог занятия

– Над каким звуком мы сегодня работали? («С»). Давай вспомним перед зеркалом, как его произносить правильно: ( смотрим на схему на фланелеграфе):

– Губы в улыбочке

– Видны нижние зубки, между зубами небольшая щель

– Язык широкий, кончиком упирается в нижние зубы

– Спинка языка выгнута горочкой. А в середине – желобок

– Боковые края языка прижимаются к верхним зубам

– Струя воздуха холодная и узкая

– Голосовые связки не участвуют

– Ваня, ты отлично справился. Нашей лисичке понравилось с тобой играть.

Домашнее задание

Артикуляционная гимнастика « Заборчик», «Дудочка», «Блинчик», «Часики», «Качели», «Вкусное варенье», «Подуй на бабочку», «Фокус с ваткой» ( 3 – 4 раза по 5 минут)

Пальчиковая игра «пальчики здороваются» ( Соединяем две ладони постепенно, пальчик к парному пальчику и проговариваем слоги – СА – СО – СУ – СЫ – СЭ. Затем, также проговаривая, разъединяем: АС – ОС – УС – ЫС – ЭС (3 – 4 раза по 3раза в день)

Читайте также:
Конспект урока-экскурсии: Экскурсия в осенний парк

Игра «1, 2, 5» ( сом, один сом, два сома, пять сомов)

4. Выучить стихотворение:

Мы видим на суку совят,

Совята вместе крепко спят.

Когда не спят – они едят

Когда едят – они не спят.

Раскрасить в тетради букву «С».

Отгадать загадку: На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (сом)

Проговорить чистоговорку столько раз, сколько у твоей мамы кулачков :

Постановка и автоматизация звука С: конспект индивидуального занятия

Индивидуальные занятия с логопедом необходимы для постановки и автоматизации правильного звукопроизношения. Такой метод работы необходим детям с речевыми патологиями, физиологическими нарушениями устройства артикуляционного аппарата.

Занятия посвящаются постановке и автоматизации групп фонем или отдельных звуков. Тема сегодняшнего урока: “Звук [С]”. На занятии мы используем методы постановки звука [С] и [Ш], разработанные для коррекционной работы с дошкольниками.

  1. Постановка и автоматизация звука [С].
  2. Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах и предложениях.
  3. Постановка свистящих звуков, их дифференциация.

Задачи

  • Постановка и закрепление фонемы [С] в отраженном повторении за педагогом, самостоятельно.
  • Обогащение словаря.
  • Формирование навыков слогового анализа.
  • Закрепление звука [С] в изоляции, в слогах, словах, предложениях.
  • Развитие мышление, память, внимание.
  • Развитие фонетического слуха.
  • Развитие моторики органов артикуляции, пальцев.
  • Поддержание интереса к обучению, работе с логопедом.
  • Воспитание трудолюбия.
  • Воспитание навыку контроля за звукопроизношением.
    Оборудование

Для проведения занятия в увлекательной игровой форме потребуются игрушка (например, мишка, слон), зеркало, картинки с артикуляционной гимнастикой, звуковая линейка, карточки с буквами и изображениями предметов, слоговые схемы.

Ход занятия

Организационный момент

Добрый день, Захар (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостем. Он пришел к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься на уроке, помочь тебе выполнять упражнения и играть.

Давай, познакомимся с ним. Слона зовут Семен. А тебя как?

Познакомились, теперь расскажем слонику, чем мы сегодня будем заниматься.

Научимся правильно проговаривать звук [С], повторим упражнения для разминки лица, пальчиков, языка. Рассмотрим интересные картинки из сказок и придумаем свою историю. А Семен будет нам помогать и учиться тоже. А с какого звука начинается имя слоника? (ребенок отвечает), а твое имя?ка Молодец.

Игра “Услышь и хлопни”

Цель: развить фонематический слух.

  • Давай поиграем в игру. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать в ладоши, если услышишь звук [С].
  • Молодец. Слоник тоже тебя хвалит. Он гордится тобой, хочет быть таким же умным и внимательным.

А теперь приготовимся к разминке.

Артикуляционная гимнастика

Для постановки звука [С] обязательно используется артикуляционная гимнастика. Выполнение заданий помогает расслабить мышцы, ощутить положение органов ротовой полости, настроить из на работу. Исключать этот этап из логопедического занятия нельзя.

Массаж:
Повторяй действия за мной. Разотри ладошки, пальчики. Погладь себя по щечкам, лобику (3- 4 раза). Проведи ручками к ушкам, потри мочки (3- 4раза). Разотри над губками, под подбородком (3-4 раза).

Артикуляционные упражнения:
Выполняются перед зеркалом или без него, ребенок повторяет движения за педагогом.

Растягиваем губки максимально сильно по сторонам. Держим улыбку несколько секунд, потом расслабляем мышцы. 2-3 повтора.

Улыбаемся, открываем ротик, кладем язычок на нижние зубы. Хлопаем язычком по губам и приговариваем: “Бя, пя, пя, бя”.

Облизываем губы, как будто они вымазаны сладким угощением.

Высуни острый язычок, вытяни его как можно сильнее, а теперь спрячь обратно. Повтори.

Молодец. Наш язык, губы готовы к занятию.


Дыхательная гимнастика

Помогает ребенку расслабиться, отдохнуть от артикуляций, настроиться на дальнейшую работу. Выполните с дошкольником 2-3 дыхательных упражнения.

  • Надуваем щеки

Давай, насмешим Семена. Покажем ему, как рыбка дышит под водой. Набери в рот воздух и надуй сильно щечки. Старайся не выпускать его сразу, подержи. Затем надуй одну щечку, другую.

Вытяни губки в трубочку. Набери воздух в легкие, выдувай его через тонкую щель во рту, как будто задуваешь свечу.

Пальчиковая гимнастика

А теперь разомнем пальчики. Сделаем “Замочек”, “Кулак-кольцо”.

Постановка звука

Основная часть урока. Постановка звука [С] проводится с использованием зеркала. Ребенок должен следить за движениями артикуляционного аппарата. Фиксировать правильные позиции губ, языка. Данные упражнения, методы можно использовать как способы постановки свистящих звуков на следующих занятиях.

  • Для начала расскажем слонику, как мы произносим звук [С]. Покажи, что делает язык, губы, зубы, как проходит воздух. Будем вспоминать вместе.
  • Сложи губы в улыбке, сожми зубки, язык расслабь и положи на дно рта. Его кончик должен упираться в нижние зубки. Выдыхай на ладонь. Ты чувствуешь, что воздух холодный, выходит тонкой струей? Молодец. Давай повторим еще раз.
  • Запомни, что согласный С бывает твердый и мягкий, он всегда глухой. Можешь назвать несколько слов, где С – мягкий. Я называю слово Сема. Попробуй ты придумать.
  • А теперь слова, где С – твердый. Я называю слово, сон. Теперь твоя очередь.
  • Давай осмотрим картинки. На них изображены плоды. Назови те из них, которые начинаются на С.
  • Ребенку предлагаются цветные изображения: слива, ананас, смородина, огурец, помидор, персик и т.д.
  • А теперь проговорим долго-долго. С-с-с-с-с. Споем Семену песенку, будто надуваем шины насосом. С-С-С.
Читайте также:
Конспект занятия 'Комнатные растения"

Постановку звука С при дизартрии сопровождают гласными звуками. Произносим слоги су, са, потом небольшие слова суп, собака. Поем не отдельную фонему, а слоги с гласными.

Постановка звука С схожа с коррекцией произношения фонемы Ш. Язык занимает такую же позицию, губы растягиваются по сторонам.

Механический способ

Если дошкольник не справляется с проговариванием самостоятельно используется постановка звука С при помощи педагога и лопатки, зубочистки, пальцев рук. Механический способ извлечения фонемы помогает ребенку ощутить. Понять правильные позиции щек, языка, контролировать процесс выдыхания воздуха при артикуляции.

  1. Расположить зубочистку на языке ребенка. Она погружена в ротовую полость на 1, 5 – 2 см.
  2. Ребенок образует желобок на вытянутом языке, выдувает по нему воздух. Можно надавит на зубочистку, опуская язык к нижнему небу. Вы услышите свистящие звуки при выдыхании.
  3. Располагайте язык, зубочистку в разных позициях, ищите нужное положение для наиболее четкой фонации.

Автоматизация звука

Автоматизации звука уделяйте особое внимание. Этот этап работы важен для закрепления норм звукопроизношения в свободной речи. Автоматизируем звук в слогах, словах, предложениях, рассказах.

Для автоматизации звука [С] потребуются слоговые схемы. Звук [С] должен быть твердым, мягким, находиться в разных позициях. После произношения обязательно проведите анализ пар, сравните их по звучанию, значению.

Давай, почитаем с тобой по карточкам. Повторяй за мной, смотри в зеркало за движениями своих губ, языка. Напряги их.

Са-са-са – какая красота.
Си-си-си смотри не пропусти.
Се-се-се не ходи к себе.

Набор слогов может отличаться от приведенного, используйте открытые, закрытые изолированные слоги для постановки звука с, такие же карточки, фонематические наборы применяйте и для закрепления звука [Ш].

А теперь перейдем к словам. Произноси из правильно, не спеши.

  • в предложениях

Можно использовать сюжетные картинки из книг, сборников сказок. Ребенку предлагается повторить предложения, словосочетания за педагогом. Затем составить собственный текст на основе предложенной лексики.

Посмотри на картинку. Что ты видишь?

Это Борис и Слава. Мальчики собрались в лес. Я расскажу тебе и них, а ты повторишь.

Слава и Борис собрались в лес. Они хотят увидеть сосны и послушать пение соловья. Они взяли с собой собаку Стрелку.

Ребенок повторяет рассказ. Исправляете нарушения в звукопроизношении. Фиксируйте внимание на проблемном звуке.

А теперь придумай небольшой рассказ о нашем госте, слоне Семене. Я предложу тебе несколько слов для использования в тексте: слон, самокат и насос.

Дошкольнику дается несколько минут на обдумывание по желанию. Составляется текст. Педагог следит за фонетикой, грамматикой, синтаксисом.

Ты любишь отгадывать кроссворды? Я для тебя подготовила кроссворд со словами со звуком [С]. Попробуй отгадать его.

Итог занятия

Сегодня мы с тобой узнали много нового, научились лучше проговаривать звук [С]. Повтори еще раз. Молодец!

Дома повторяй скороговорки: “Робин Бобин есть весь день, и жевать ему не лень. Скушал целый абрикос, очищать он стал кокос”, “Вез с собою Саня на горку сани”, “Коси, коса, пока роса”.

Попрощаемся с Семеном и пригласим его на следующее занятие.

Конспект коррекционного занятия (индивидуального) «Автоматизация звука «С» в слогах у ребенка с дизартрией

Конспект коррекционного занятия (индивидуального)

«Автоматизация звука « С» в слогах у ребенка с дизартрией

Нормализация моторики артикуляционного аппарата с помощью артикуляционной гимнастики

Развитие слухового внимания

Развитие мелкой моторики

3. Основная часть

Коррекция произносительной стороны речи

Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [с] в слогах

Задачи: 1. образовательные:
– закреплять артикуляцию произношение звука [с];
– упражнять в правильном произношении звука [с] в слогах ;
– закреплять умение определять наличие и место звука в слове;
2. коррекционно – развивающие: развивать фонематическое восприятие, память, внимание, мышлении, интонационную выразительность, мелкую моторику.
3. воспитательные: воспитывать мотивацию к логопедическим занятиям.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Организационный момент 2-3 минуты

Логопед: Вопрос: Здравствуй Саша! Как настроение?

Логопед: Давай немного поиграем и поучимся. Ты же хочешь красиво говорить?!

2. Подготовительная часть.

1) Массаж артикуляционной мускулатуры (проводится по книге «Логопедический массаж» Е.Ф. Архиповой, 1989 г.

-перед проведением массажа ребенка надо уложить или усадить в удобную позу с учетом рефлекс запрещающего положения тела.

-в оральной мускулатуре производят расслабляющие движения мышц лба, шеи, щек, и языка, придерживаясь направления «от переферии к центру»

Цель: приведение мышц лба в состояние покоя

Описание: легкое поглаживание от висков к центру. Движения выполняются 6- 8 раз .

Цель: Расслабление щечной мышцы

Описание : проводят вращательные поглаживающие движения по поверхности щек. С внутренней стороны движения осуществляются с помощью шарикового зонда.

– Массаж мышц поднимающих угол рта

Цель: расслабление мышц поднимающих угол рта

Читайте также:
Характеристика на ребенка для ПМПК - рекомендации воспитателям

Описание: легкое поглаживание щек от мочек ушей к крыльям носа.

– Массаж скуловой мышцы

Цель: расслабление скуловых мышц

Описание: легкое поглаживание от мочек ушей к середине подбородка. Движения указательным и средним пальцами обеих рук(6-10) раз.

– Массаж губ и круговой мышцы рта

Цель: Расслабление губ и круговой мышцы рта.

Описание: – поглаживание губ от углов рта к центру (6-8 раз)

-поглаживание круговой мышцы рта указательными пальцами обеих рук.

Цель: Расслабление мышц языка

Описание: – легкое поглаживание языка от кончика к корню. Поглаживающие движения осуществляются указательным пальцем, зондом Шарик, шпателем

-легкая вибрация двумя пальцами под углами нижней челюсти.

2).Нормализация моторики артикуляционного аппарата

Выполнение ребенком подготовительных упражнений: «Забор», «Трубочка», «Мост», «Лопата», «Вкусное варенье». «Фокус», « Холодный ветер», «Теплый ветер»

3) Голосовая гимнастика

Цель: развитие голоса, развитие дыхания, уточнение артикуляции гласных звуков

-пропевание гласных звуков «Звуковые дорожки»- а, у , о, у , э, и

4) Дыхательная гимнастика

Цель: дифференциация носового и ротового дыхания

– игра « Понюхай цветочки»

-игра « Подуй на свечку»

5) Развитие слухового внимания

Цель : – различение неречевых звуков

-различение речевых звуков

Описание: Игра « Узнай, что звучит» (шуршание бумаги, звук колокольчика, звон ложки в стакан)

6) Развитие мелкой моторики

Цель: укрепление мышц рук

Выполнение действий в соответствии с текстом стихотворения

Наши алые цветки

Ветерок чуть дышит,

Наши алые цветки

3.Основная часть.

Коррекция произносительной стороны речи

-Логопед : Саша, сегодня к нам в гости пришла кукла Света.

Прослушивание образца правильной речи . (два раза).

– Стол, стул, слон, сапоги, санки, свет, суп.

Какой звук встречается чаще других?

-Сегодня мы в месте с Светой будем играть, побываем в магазине ,поможем ей купить мебель, но при этом будем постоянно следить за правильным произнесением звука “С”.

Уточнение артикуляции звука «С»

Предлагаю вспомнить ребёнку правильную артикуляцию звука «С»

-Губы в улыбке не прикрывают зубы,

-Зубы сомкнуты или сближены,

-Язычок своим кончиком упирается в нижние передние зубы-резцы,

воздух выдувается с силой и проходит через середину язычка до его кончика. На ладони, поднесённой ко рту ощущается резкая холодная струя.

Света хочет поиграть с тобой в игру

1.«Поймай звук «С» .

Мой язычок будет петь разные песенки, а ты, как услышишь звук «С» – хлопни в ладоши.

А, К, С, О, Х, В, С, И, С, П, В, С, О , П, С, Ы, У, С.

2. Повторяй за мной.

в прямых открытых слогах ( сы-са;со-су);

в обратных слогах ( ыс, ас, ос, ус ) ;

в слогах со стечением согласных звуков ( сма, смы, смо ) .

Логопед: Молодец Саша.

А теперь поиграем в другую игру

«Намотаем нитки на клубок».

Имитация наматывания ниток с произнесением слогов
– прямых открытых слогах ( сы-са;со-су);

— в обратных слогах ( ыс, ас, ос, ус ) ;

— в слогах со стечением согласных звуков ( сма, смы, смо ) .

Логопед: Молодец Саша.

3 .Далее нас ожидает сложное задание, но я думаю, что ты с ним справишься. Постарайся запомнить слова из стихотворения. ( Пожиленко Е.А.

Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]

Пособие для логопедов. — СПб.: КАРО, 2006.)

А). Назову слова я быстро,

Ты произнесёшь их чисто

-Сахар, сад, салат, сапог

Назови-ка первый слог!

-Какой первый слог во всех словах

Б). Быстро, чисто называй

Сало, сад, салют, сарай!

Сайка, санки, сажа… Снова

Повтори всё слово в слово!

В). Слушай и запоминай

И красиво называй

Все слова со слогом «СА»:

Полоса, коса, оса.

Все слова со слогом «СО»:

Сода, Соня, колесо.

Все слова со слогом «СЫ»:

Косы, бусы и весы.

4. Физкультурная минутка

Логопед: Сейчас Света приглашает нас с тобой сходить в магазин. Но чтоб добраться до него надо преодолеть препятствия: пройти по мостику и прыгать с островка на островок не попав на тонкий ледок и не намочив ног.

Вот мы уже и в магазине. В отделе «Мебель».

Логопед: Мы должны приобрести мебель, название которой начинается на звук «С». Ребёнок выбирает: стол, стул.

Логопед просит ребенка попытаться определить место звука «С» в этих словах.

Логопед: Молодец Саша.

Итоговая часть .

Логопед : Устала Света сильно, ей пора домой отдыхать , но напоследок она хочет услышать как ты научился красиво говорить звук « С» и слоги с этим звуком «са-со-су -сы»

Ребенок произносит звук «С» и слоги.

Логопед : Молодец Саша, хорошо сегодня занимался. (если у ребенка нет аллергии за хорошую работу на занятие логопед поощряет конфетой)

Выполнила: учитель –логопед Суханова Ирина Александровна

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: