Автоматизация звука (Р) со стечением согласных – конспект

Автоматизация [Р] в стечениях с согласными

Автоматизация звука [Р] в стечениях с согласными звуками

Представляю читателям сайта ЛогопедРунет подборку материалов для автоматизации звука [Р] в стечениях с согласными звуками.

Звук [Р] в слогах со стечением согласных звуков:

Стра-стро-стру-стры Здра-здро-здру-здры Бра – бры – бро – бру

Рба – рбы – рбо – рбу Пра – пры – про – пру Кра – кры – кро – кру

Рка – ркы – рко – рку Гра – гры – гро – гру Хра – хры – хро – хру

Вра – вры – вро – вру Фра – фры – фро – фру Мра – мры – мро – мру

Нра – нры – нро – нру Шра – шры – шро – шру Ржа – ржи – ржо – ржу

Зра – зры – зро – зру

Звук [Р] в словах со стечением согласных звуков:

* Страх, страус, стража, странный, страна, страница, строка, стройка, строгий, строить, стружка, струя, струна, острая, быстрая, люстра, быстро, костры, министр, завтрак, втроём, штраф, муштра, монстр, инструмент, центры, здравствуй, здравница, вдруг, скафандр, кориандр, Ихтиандр.

* Брат, брать, браслет, бранить, забрать, собрание, кобра, зебра, швабра, брови, брошка, бросить, бросать, бродить, бродяга, бросок, добро, вброд, забросить, доброта, брызги, брызгать, брынза, брыкается, бобры, обрыв, добрый, брусника, сбруя, обруч.

* Правда, праздник, прачка, правило, справка, направо, пробка, провод, просто, против, простыня, продавать, продукты, простыл, простуда, противный, прогулка, простокваша, продавец, напротив, пруд, прутик, пружина, упругий, прыгать, прыгун, прыжок.

* Франция, Фрося, фрукт, фрукты, фруктовый.

* Врач, враг, вражда, вроде, врун, вручать, вручную.

* Край, кран, краб, краска, красный, крапива, красавица, красивый, кровь, крот, крошки, кролик, кроме, кромка, кровать, кроссовки, микроб, акробат, укроп, выкройка, круг, кружка, крупный, кружево, крупа, крутой, кругом, крутить, кружок, вокруг, Крым, крыса, крыша, крышка, крыжовник, закрытый, открыть, мокрый, открывать, закрывать.

* Грабли, грамота, грач, град, градусник, грабитель, граница, граната, игра, играть, награда, фотография, виноград, фотограф, гром, грохот, грозный, громко, грозы, гроза, грохотать, груз, груздь, группа, груша, грусть, грустный, грубый, грузовик, грузить, нагрузить, грызть, грызун, игры, тигры.

* Храм, храп, храпеть, хранить, охрана, охранник, охранять, сохранить, хруст, хрупкий, хрусталь, хрустящий, хрустит, хромой, хромать, махровый.

* Сразу, сразить, сражение, срок, срочный, срубить, срываться.

* Мрак, мрамор, мрачный, нравиться; шрам; зразы.

Слова, насыщенные звуком [Р]:

Скороговорка, оркестр, размер, мрамор, фарфор, раствор, аэродром, транспорт, трактор, тротуар, разговор, квартира, храбрый, температура, проворный, электромонтёр, термометр, конструктор, фермер, аэропорт, маршрут, торшер, курорт, портьеры, простор, прорубь, литература, программа, раскрасить, пробирка, проверка, проворно, пробор, профессор, растирание, ярмарка, разрыв, процедура, просмотр, распространён

Повторить словосочетания и предложения:

* Крутая гора, крутой обрыв, мокрая трава, бравый солдат, красный гранат, ровный пробор, крутой поворот, упругая пружина, круглое ядро, открытая фрамуга, размах крыла, кружевной узор, проходной двор, храбрый тигр, шумное собрание, спелая брусника, солёная брынза, родной край, огромный парк, крупный виноград, шиферная крыша, барабанная дробь, иностранная марка, камера хранения, чёрные зрачки, консервированные помидоры, проговаривать скороговорки, фотографировать друга, возвращаться с аэродрома, маршировать с оркестром.

* Фотограф фотографирует. Ира открыла окно. Кур кормят крупой. Продавец продаёт фрукты. Рая купила брошку. Барабанщик громко барабанит. Пёстрые астры украшают сад. У Тамары красный карандаш. Рая прыгает через верёвку. У грача подбито крыло. Дружные бобры строят плотину. В порту разгружают пароходы. Тропинка обрывается у оврага. На рынке продают разные фрукты. Рома набрал два ведра рыжиков. Утром рыбаки отправились к озеру. С горы бежит ручей проворный. Серый кролик грызёт красную морковку. Продаются консервы из крабов. Крот портит корни растений. Дорога к пруду идёт мимо кедровой рощи. Прохор прыгает в пруд с крутого обрыва. На краю крутого обрыва рос огромный старый дуб. Вечером по крутой тропинке спортсмены добрались до вершины горы. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. У крутой горки кротовые норки. Все бобры добры для своих бобрят.

Повторить чистоговорки. Чётко произносить звук [Р]:

Кра – кра – кра — в банке вкусная икра.

Орки – орки – орки — сушу апельсиновые корки.

Конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей подготовительной группы

Конспект подгрупповой непосредственно – образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей подготовительной группы.

Тема: «Автоматизация звука [Р] со стечением согласных в словах, фразах и предложениях»

«Путешествие Красной Шапочки по сказочному лесу» Цель:

  • автоматизация звука [ Р ] со стечением согласных в словах, фразах и предложениях.

Задачи: Коррекционно — развивающие:

  • закреплять правильное произношение звука [р] в разных видах речевой деятельности (самостоятельное составление предложений, спонтанная речь ребенка) на новом и знакомом материале;
  • развивать фонематическое восприятие, звуковой анализа;
  • развивать навыки словоизменения и словообразования
  • формирование зрительного гнозиса;
  • развивать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением;
  • совершенствовать умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и собственной речи;
  • совершенствовать умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных;
  • совершенствовать навык образовывать притяжательные прилагательные;
  • обогащать словарный запас детей привлечением внимания к уточнению лексического значения слов;
  • расширять словарный запас антонимами;
  • обогащать словарь качественных прилагательных, подбирать слова, определяющие качества героев;
  • уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;
  • формировать положительную установку на участие в занятии;
  • воспитывать чувство сопереживания, желания помочь;
  • воспитывать умение слушать взрослого.
  • воспитывать интерес к народному творчеству.
  • Зашумленные предметные картинки: груша, ведро, морковка;
  • Предметные картинки: картошка, арбуз, персик, груша, ватрушка, яблоко, колбаса;
  • Корзинка;
  • Изображения сказочных героев:
  • «Три поросенка»
  • «Волк»
  • «Иванушка – дурачок.»
  • «Баба Яга»
  • «Иван – царевич».
  • «Змей Горыныч»
  • «Богатырь Илья Муромец».
  • «Василиса Премудрая»
  • Поле развивающей игры «Сказочный лес»
  • «Экран — шнуровка автоматизация звука Р в словах. Притяжательные прилагательные»
  • Два игрушечных молотка
  • Сказочная река
  • Имитация досок
  • Картина сказочная полянка
  • фасоль, счетные палочки, ленточки.
Читайте также:
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука (Ч) у ребенка с дизартрией

Ход НОД

1. Мотивация на занятие.

– Посмотрите, кто к нам сегодня в гости пришел? (Красная шапочка).

– Она несет гостинец своей бабушки. А ее бабушка живет далеко за лесом. Красной шапочке страшно одной идти через лес. Может, мы ее проводим?

Цель: уточнение артикуляции звука Р.

– Красная шапочка, как и вы совсем недавно научилась произносить правильно звук Р. Давайте напомним Кр. Ш. как правильно произносить звук Р.

– Где находиться язычок? какое положение занимают губы?

Описание правильной артикуляции звука [Р]:

  • Губы: открыты.
  • Зубы: разомкнуты.
  • Язык: кончик языка поднят к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), боковые края прижаты к верхним коренным зубам, переднесредняя часть спинки языка слегка прогибается, задняя часть приподнимается к мягкому небу.
  • Воздушная струя: проходит посередине и с силой подается на кончик языка, заставляя его вибрировать.
  • Голосовые складки: колеблются, производя голос.

– Отправляемся в путешествие, но чтобы не заблудиться в волшебном лесу, нам потребуется карта.

– На пути мы будем встречать различных сказочных героев. Что бы Кр. Ш. ни кто не обманул, расскажите ей о сказочных героях, о добрых и злых, веселых и грустных.

«Три поросенка».

Цель: развитие фонематического анализа.

– Смотрите, кто это нас тут встречает?

– Какие это сказочные герои: добрые или злые и коварные?

– Они строят дома, нужно помочь им построить еще домики. Выберите материал, из которого вы будите строить дом (фасоль, счетные палочки, ленточки)

«Волк».

Цель: формирование зрительного гнозиса.

– Кто же там стоит у тропинки?

– Какой это сказочный герой?

– Жестокий, свирепый, злой, жадный, но в некоторых сказках он помогает гл. героям. (Например «Иван – царевич и серый волк», где волк — это верный помощник Ивана Царевича, он добрый и правильный.)

– Он спрятал в траве какие – то предметы. Назовите, что лежит в траве. (зашумленное изображение предметов) В траве лежит груша. В траве лежит морковка. В траве лежит ведро. В траве лежит гитара.

«Иванушка – дурачок».

Цель: совершенствовать умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой речи;

– Кто это стоит у тропинки?

– Расскажите, что вы знаете об этом герое.

– простой человек, крестьянский сын, смекалистый, находчивый.

– Он решил нас рассмешить. Послушайте и исправьте его: Забор красит Рому. Сахар грызет Раю. Дровами рубят топор. Градусник несет врача.

«Баба Яга».

Цель: совершенствовать умения образовывать притяжательные прилагательные; развитие мелкой моторики.

– А впереди у нас избушка на курьих ножках. Кто в ней живет?

– Б. Яга. — Какая она героиня?

– Баба Яга — это злобная старушка, но иногда Б. – Яга помогает: указывает дорогу путникам.

«Экран — шнуровка автоматизация звука Р в словах. Притяжательные прилагательные»

– Смотрите, она спрятала кого – то у себя в избушке. Если мы отгадаем её загадку, она нас пустит дальше. Как вы думаете, кто прячется в её домике?

– Жираф, рыба, морж.

– А как ты догадался? Что ты увидел?

– жирафий хвост, рыбий хвост, моржовый бивень.

– Соединим картинки шнурочками.

«Иван – царевич».

Цель: совершенствование звукового анализа.

– Здесь нас встречает Иван- царевич. Расскажите о нем.

– Борется со злом, помогает обиженным или слабым, храбрый. (Может быть и отрицательным персонажем. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду.)

– Иван – царевич хочет нам помочь пройти дальше. Он нам дает волшебную корзинку, в которую мы должны положить продукты только со звуком Р.

Читайте также:
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

Предметные картинки: картошка, арбуз, персик, груша, ватрушка, яблоко, пирог, колбаса, сосиски, булка.

«Змей Горыныч».

Цель: совершенствовать умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

– Кто это, Змей Горыныч?

– злой огнедышащий трехглавый дракон, пугает, похищает людей, красавиц.

– В это доме живет Змей Горыныч!

– Он очень голодный. Что же делать?

– Вот нам и пригодилась волшебная корзинка Ивана – Царевича. Чтобы его накормить, нужно много еды.

  • Картошка. Проговариваем: «Змею Горынычу нужно много (чего?) картошки.»
  • Ватрушка. Змею Горынычу нужно много (чего?) ватрушек.
  • Персик. Змею Горынычу нужно много (чего?) персиков.
  • Груша. Змею Горынычу нужно много (чего?) груш.
  • Арбуз. Змею Горынычу нужно много (чего?) арбузов.
  • Пирог. Змею Горынычу нужно много (чего?) пирогов.

«Соловей — разбойник».

Цель: развивать фонематическое восприятие Вот и речка на пути Не проехать, не пройти Соловей — разбойник злой Мост сломал здесь над рекой.

– Что вы знаете о Соловье – разбойнике?

– живет в лесу, оглушительно свистит, нападает на путников.

– Чтобы пройти через речку, нужно починить мост. Берите молоток и повторяйте за мной. (выкладываем мост из «досок» и стучим под заданный ритм)

«Богатырь Илья Муромец».

Цель: развитие координации речи с движением.

– Расскажи, какой он?

– сильный, спокойный, стойкий, добродушный, победил Соловья–разбойника.

– Вставайте, сейчас мы вместе расскажем и покажем, какой был богатырь.

Физкультминутка «Богатырь».

Цель: развитие общей моторики, координации речи с движением;
Богатырь — вот он каков: (Показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, (Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко — зорко наблюдал,
Подрастём, и мы, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!

Что такое лук и палица?

Цель: обогащать словарный запас детей привлечением внимания к уточнению лексического значения слов;

Значение слов по Ожегову:

Лук — оружие, предназначенное для стрельбы стрелами.

Палица (уменьшительное от общеславянского пала, палка — дубина, посох, полено) — Старинное оружие — тяжелая дубинка с утолщенным концом.

«Василиса Премудрая»

Цель: расширять словарный запас антонимами;

– Василиса Премудрая отличается умом и особой женской хитростью, всегда помогает своему жениху.

– Вы знаете, что Баба Яга может превратиться в Василису. Давайте проверим настоящая ли это Василиса Премудрая. А вдруг это Б. Я.

Логопед: Б. Яга злая, а Василиса Премудрая какая?

Ребенок: Василиса Премудрая наоборот добрая.

Р: А Василиса наоборот мудрая.

Л: Б. Яга неряшливая

Р: А Василиса Премудрая наоборот аккуратная.

Л: Б. Яга ленивая

Р: А Василиса Премудрая наоборот трудолюбивая.

Л: Василиса молодая

Р: А Баба Яга наоборот старая.

Л: Василиса ласковая

Р: А Баба Яга наоборот грубая.

– Наша Василиса совсем не похожа на Бабу Ягу.

– Вот мы и вышли из сказочного леса. И наша Кр. Шапочка доберется до бабушки.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях со стечением согласных»

Румия Багандова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях со стечением согласных»

Тема: «Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях со стечением согласных.

1. Упражнять в правильном произнесении звука [р] в словах, словосочетаниях.

2. Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.

3. Формирование сильной длительной, направленной воздушной струи.

4. Воспитывать самоконтроль за речью, внимательность.

Оборудование: картинки Рома, Рита, 10 братьев, изображение елки, ворота ватный шарик, мяч, иллюстрации с изображение природы.

Ход занятия.

1. Подготовительный этап.

Сегодня я расскажу тебе историю про мальчика Рому и его сестру Раю. Однажды летом Рома и Рая решили сходить проведать свою бабушку. Путь Ромы и Раи был очень длинным и проходил через лес. Они собрали сумку с одеждой, игрушками и едой и отправились в путь. А по дороге, чтобы им не было скучно они стали делать различные упражнения (Логопед показывает картинки).

«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.

«Улыбка». Покажем, какие мы веселые и радостные. Растянуть губы в улыбке.

«Маляр». Широко открыть рот, коснуться кончиком языка мягкого неба и провести им вперед-назад.

«Качели». Касаться верхних резцов то верхней, то нижней поверхностью языка.

«Лошадка». Пощелкать кончиком языка. Присосать кончик языка к переднему краю неба и оторвать, широко раскрыв рот.

Ребенок выполняет вместе с логопедом.

2. Основная часть.

Рома и Рая немного прошли, оказались на берегу реки. Когда Рома что – то очень громко крикнул на другом берегу реки отразилось тоже самое. Это было эхо. Сейчас давай я буду произносить слоги, а ты будешь моим «эхом».

Бра, вра, гра, кра, пра, фра, хра.

Читайте также:
Почему ребенок отказывается заниматься с логопедом?

Бро, вро, гро, кро, про, сро, фро.

Бру, гру, кру, пру, тру, фру.

Бры, гры, кры, пры, тры, дры.

Работа с предлогами.

Поиграв немного с эхом Рома и Рая отправились дальше. Шли они по лесу ярко светило солнышко, вокруг пели птицы. Рая предложила еще немного поиграть.

Стала прятаться: за елку, выглянула из- за елки, над елкой, сорвала шишку с елки, залезла на елку, устала и легла под елку.

Игра «Фокусник».

Задание: Образовать уменьшительно-ласкательных форм слов. Я буду бросать тебе мяч и называть слово, а ты будешь бросать мяч мне обратно и называть это же слово, но только ласково.

Измени по образцу.

Слово: «прыгать».

Ребята шли дальше и стали прыгать на одной ноге.Давай проговорим:

Я – прыгаю Ты – прыгаешь

Он – прыгает она – прыгает

Вы – прыгаете мы – прыгаем

Вот ребята оказались на красивой полянке. На которой росло много ромашек. Они прилегли отдохнуть и стали произносить различные слова. Повтори слова за мною:

брак броня брус брат

бродить брусья брать бродяга

брусника браво бросок брызги

бравый бросить брызгать

брасс брови брысь

праздник правда правильно

Раз прогнулся, два прогнулся

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать

4. Проверка домашнего задания.

Дома ты учил загадку. Расскажи.

А какая же у нее отгадка?

Потом Рома и Рита оказались на узкой тропинке, и шли друг за другом. Рита произносила слоги, а Рома договаривал предложения до конца. Сейчас ты будешь произносить слоги, а я договорю предложение до конца.

Бро-бро-бро — делайте всегда добро

Бра – бра – бра – будет много добра

Когда Рома и Рая пришли к бабушке, к ним в гости пришли братья давай их посчитаем.

Один брат, два брата, три брата, четыре брата, пять братьев, шесть братьев, семь братьев, восемь братьев, девять братьев, десять братьев.

Вместе со всеми братьями Рома и Рая стали пить чай. И рассказывать о своих приключениях.

Итог занятия.

Итак, чем мы сегодня занимались?

Что тебе понравилось больше всего?

Задание в прописи № 11

Конспект аттестационной НОД по автоматизации звука [Р] «Помоги Смешарикам». Цель: автоматизировать звук [Р]. Задачи: Коррекционно-образовательные: • Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в словах, предложениях;.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] для ребенка 5 лет с ФФН Индивидуальное занятие по автоматизации звука Л. С ребенком 5 лет с ФФН. Цели: Коррекционно- образовательная: Уточнить артикуляцию и характеристику.

Индивидуальное логопедическое занятие “Автоматизация звука [ р ] со стечением согласных в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях”
план-конспект на тему

Индивидуальное логопедическое занятие

“Автоматизация звука [ р ] со стечением согласных

в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях”

ОКОУ «Курская школа «Ступени»

Цель: автоматизация звука [ р ] со стечением согласных в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

– закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ р ];

автоматизировать звук р в слогах со стечением согласных, словах, словосочетаниях и предложениях;

– уточнить характеристику звука р ;

– закрепить умение определять наличие звука [ р ] в словах.

– совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в образовании существительных множественного числа, согласовывать существительное с прилагательным)

– совершенствовать артикуляционную моторику

– развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.

– формировать самостоятельность, инициативность;

– развивать интерес к различным видам словесно-дидактических игр.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_individualnogo_logopedicheskogo_zanyatiyadocx.docx 20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное логопедическое занятие

“Автоматизация звука [ р ] со стечением согласных

в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях”

ОКОУ «Курская школа «Ступени»

Цель: автоматизация звука [ р ] со стечением согласных в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

– закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ р ];

– автоматизировать звук р в слогах со стечением согласных, словах, словосочетаниях и предложениях;

– уточнить характеристику звука р ;

– закрепить умение определять наличие звука [ р ] в словах.

– совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в образовании существительных множественного числа, согласовывать существительное с прилагательным)

– совершенствовать артикуляционную моторику

– развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.

– формировать самостоятельность, инициативность;

– развивать интерес к различным видам словесно-дидактических игр.

Оборудование: картинки тигра, грузовика, кролика, магазина, склада, тигриных следов; предметные картинки игрушек: крокодил, кроватка, кобра, страус, труба, краб, тигр, зебра, надувной круг, ведро, дракон, крот, грузовик; набор картинок «Угощение»: гранат, груша, ватрушка, графин, крыжовник, виноград, салат; крышечки-сигналы (синие, зеленые, красные), карточки для упражнения «Найди пару», подарок с конфетами.

Установление эмоционального контакта с ребенком.

Логопед. Ты любишь загадки? Я сейчас тебе одну загадаю, и ты узнаешь, кого мы ждем сегодня в гости.

Хищник сильный он, зубастый,

Полосатый и усатый.

И клыки большие есть.

Мясо любит он поесть.

У него с когтями лапы,

Может сильно поцарапать,

А издалека на кошку

Этот зверь похож немножко.

Логопед. Догадался, кто это?

Ребенок. Это ти гр .

Логопед. Правильно. Сегодня мы с тобой вновь встретимся с Тигром (показываем картинку или игрушку тигра). Только он у нас не настоящий, а из мультфильма. Давай вспомним, как он рычит.

Ребенок произносит раскатисто и длительно звук [ р ].

2. Логопед. Расскажи как получается звук [ р ].

Ребенок по схеме рассказывает артикуляцию звука [ р ].

Губы – улыбаются. Зубы разомкнуты (приоткрыты). Язык – широкий, поднят вверх за верхние зубы и дрожит (вибрирует). Выдох сильный. В горлышке работает моторчик.

Логопед. Держи веревочку. От 1-го узелка до 2-го ты будешь рычать громко, а от 2-го до следующего – тихо.

Ребенок скользит пальчиками по веревке от узелка до узелка и длительно рычит громко, затем тихо.

Логопед. Расскажи об этом звуке, дай характеристику.

Ребенок. Звук [ р ] согласный, звонкий, твердый, обозначается буквой [ эр].

3. Логопед . Сегодня мы поможем Тигру работать в его магазине. И сначала отправляемся на склад за товаром. Нам потребуется машина (показываем картинку грузовика). Что это за машина? Что она перевозит?

Ребенок. Это гру зовик. Гру зовая машина. Она перевозит гру зы.

Логопед. Заводи. Поехали!

Ребенок имитирует мотор машины др-р-р, др-р-р-р-р-р-р.

Логопед. А вот и склад. Смотри, сколько снега намело! На машине не проехать. Придется оставить ее здесь и идти пешком. Впереди пойдет тигр, а ты по его следам (показываем картинку следов, над каждым следом надписан слог). Шагаем и читаем слоги.

Ребенок идет пальчиками по следам, называя слог ( дра, дро, дру, дры, тра, тро, тры, тру, гро, гру, гры, гра, кры, кра, кро, кру, фра, фро, фру, фры ).

Логопед. Что мы с тобой сделали?

Ребенок. Про шли по следам.

4 . Логопед. И вот мы подошли к складу. Что нужно сделать?

Ребенок. От кры ть двери.

Логопед. Сколько здесь разных товаров! Будь внимательным. Мы отберем только те предметы, в названии которых звук [ р ] есть. Для нашего магазина нужны только эти.

Ребенок проговаривает слова и отбирает картинки со звуком [ р ].

Логопед. Что мы с тобой сделали?

Ребенок. Ото бра ли товар.

Логопед. Как одним словом назвать все эти предметы?

Ребенок. Мы ото бра ли и гру шки.

5. Логопед. Мы с тобой выбрали образцы товаров. Но для магазина нам нужно много предметов. Ведь желающих купить, например, игрушку дракона, может быть не один человек, а несколько. Поэтому в грузовик мы будем грузить много предметов. Посмотри на картинку, а теперь переверни и назови (на одной стороне предмет в единственном числе, а на другой во множественном).

Ребенок называет предметы во множественном числе. Картинки складывает в грузовик.

Логопед задает наводящие вопросы, побуждая ребенка говорить слова со звуком [ р] . Что мы с тобой сделали? Куда отправляемся? Как поедем?

Ребенок. За гру зили това р в гру зовик. За кры ваем склад. От пра вляемся в магазин и гру шек. Поедем быс тро -быс тро .

6 . Логопед. В магазине должен быть порядок. Поэтому товар надо аккуратно расставить на полках. На первую полку поставим предметы из 1 слога. На 2-из 2. На 3- из 3.

Ребенок делит слова на слоги, расставляет товар, и рассказывает что он делал.

Мы р асставляли и гру шки.

Логопед. Благодаря тебе Тигр может завтра открыть магазин. Он говорит тебе огромное спасибо и предлагает отдохнуть и подвигаться.

7 . Речь с движением

– Координация речи с движением, обогащение словаря, развитие творческого воображения, обучение элементам пантомимы, закрепление знаний детей о внешнем виде и повадках тигра.

Вот по лесу тигр крадется . Имитирует походку тигра.

Кто же тигру попадется? Смотрит направо-налево.

У него длина два метра, Широко разводит руки.

Чуткий слух Полусогнутыми ладонями показывает тигриные уши.

И зоркий глаз . Показывает «бинокль».

Зайца, барсука, оленя Делает резкое хватательное движение правой, а

Он ловил уже не раз. затем левой рукой.

У него полосок много, Поочередно проводит по туловищу то

правой, то левой рукой, рисуя полоски.

Очень острые клыки, Показывает зубы.

У него с когтями лапы. Показывает ладони с полусогнутыми

От него, дружок, беги! Имитирует бег.

8 . Логопед. Пора перекусить. Мы пойдем к Кролику (показываем картинку кролика). Это друг Тигра. Кролик и Тигр – дру зья. Пока Кролик накрывает на стол, сделаем ему подарок – выполним схему слова кролик.

Ребенок произносит слово кролик и выполняет задание. Из фишек выкладывает схему слова. Каждый раз, возвращаясь к началу и прочитывая то, что получилось.

При выполнении работы логопед, если нужно оказывает ребенку помощь.

Какую фишку поставим? Назови, какой это звук? Прочитай что получилось? и т.д.

К –синяя фишка, звук [ к ];

Кр-р-р –синяя фишка, звук [ р ];

Кро-о-о – красная фишка, звук [ о ];

Кро [ль ] – зеленая фишка, звук [ ль ];

Кроли-и-и – красная фишка, звук [ и ];

КролиК – синяя фишка, звук [ к ].

Логопед. Поставь пальчик на звук [ р ]. Порычи. Какой звук впереди? Какой сзади? Раздели на слоги. В каком слоге звук [ р].

Ребенок. Делит слово на слоги кро-лик. Звук [ р ] в первом слоге.

9 . Логопед. Кролик рад такому подарку и приглашает всех к столу. Сколько угощения он приготовил! Бери, что тебе понравилось? Что ты хочешь взять?

Ребенок называет картинки и выкладывает их перед собой ( гру ша, гра нат, гра фин, кры жовник, вино гра д, ва тру шка).

Логопед. Все такое вкусное кра сивое! Мы сидим за пра здничным столом. Но Кролик не только нас угощает, но р азвлекает. Он придумал игру. Держи карточки со словами. Прочитай первую.

Ребенок читает карточку. С творогом.

Логопед. Как ты думаешь, про какое угощение можно сказать с творогом? Соедини картинку со словом. Что получится?

Ребенок. Приклеивает картинку и проговаривает то, что получилось. Ва тру шка с тво р огом.

Логопед. У нас с тобой получились словосочетания. Бери вторую карточку. Ищи, к какому предмету подойдет слово?

Ва тру шка с тво р огом,

А р оматная гру ша,

Кра сный гра нат,

Гро здь вино гра да,

Кру пный кры жовник,

Кра сивый гра фин.

Можно, еще добавить слова: кра бовый салат, свежие фру кты. Вспомнить, как называется сок из груши – гру шевый сок, из винограда – вино гра дный, из граната – гра натовый сок и т.д.

а). Если ребенок “слабый” дальше можно продолжить работу в вопросно-ответной форме. Ребенок должен отвечать полным предложением.

Логопед. А сейчас давай расскажем, у кого мы в гостях и что здесь делаем.

Ребенок. Мы в гостях у Кро лика сидим за пра здничным столом.

Логопед. Кому накрыл стол Кролик.

Кро лик на кры л стол для Ти гра и .

А что Кролик поставил на стол? Что ты запомнил?

Кро лик поставил на стол: и перечисляет то, что запомнил.

Как ты думаешь, что больше всего понравилось Тигру?

А тебе, что больше всего понравилось?

б). Если ребенок “сильный” можно дать задание на составление предложений.

Логопед. Посмотри внимательно на карточки со словосочетаниями. У каждой из них свой фигурный край. Тебе сейчас нужно будет найти пару, совместив края. Если ты соберешь правильно – у тебя получатся предложения.

Можно сделать другую подсказку. Вверху карточки поставить символ (разные геометрические фигуры или одну фигуру разного цвета). Одна половинка фигуры будет на одной карточке, а другая на другой. Ребенок складывает из половинок фигуру, а ниже получается предложение.

На зав тра к подавали ва тру шки с тво р огом.

В ко р зинке лежит кру пный кры жовник.

На р ынке про дают а р оматные гру ши.

Пова р приготовил кра бовый салат.

Р ая нарисовала гро здь вино гра да.

Осенью созрел кра сный гра нат.

11. Итог занятия.

Логопед. Нам всем (Тигру, Кролику и мне) очень понравилось, как ты работал, как ты красиво и правильно говорил. И мы приготовили для тебе подарки. Догадайся кто какой подарок хочет тебе вручить. Логопед вручает подарки (конфеты).

Ребенок. Кролик дарит морковку. Тигр – косточки. А вы – шоколадные монетки.

Логопед. Нам пора уходить. Что нужно сделать, уходя из гостей?

Поблагодарить и по про щаться.

Ребенок прощается с Тигром и Кроликом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада по теме:”Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.

На занятии отрабатывается автоматизвация звука [Р], уточняется понимание причинно – следственных связей при составлении рассказа по серии сюжетных картинок, воспитывается интерес к учебе.

Конспект логопедического занятия “Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях”

Данный конспект позволяет закрепить произношение звука “Р” в речи.

Логопедическое занятие на тему “Дифференциация звуков [б]-[п], [б’]-[п’] в слогах, словах и предложениях”

Данное занятие на правлено на формирование умения дифференцировать звуки [б], [п] по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости и производить звуко-буквенный разбор слова. Материал включает задания на.

Конспект индивидуального занятия 2 «Б» класс Тема: Автоматизация [с] в слогах, словах и предложениях.

На данном занятии учитель-логопед проводит работу по закреплению правильного произношения звука [с] в слогах, словах и предложениях. Большое внимание уделяется развитию фонематического восприяти.

Конспект логопедического занятия с применением информационно – компьютерных технологий по теме:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»

Данное занятие по теме «Дифференциация звуков «т» – «д» входит в блок занятий по теме «Дифференциация парных согласных». Задания используются в работе с учащимися 2-4 классов, имеющих нару.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях&raquo.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».

Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях».

Алферова Татьяна Николаевна,

учитель-логопед МАДОУ д/с 143 г. Тюмени,

1 квалификационная категория,

педагогический стаж: 20 лет.

Образовательные:

– закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах, предложениях;

– согласовывать существительные с числительными;

– закреплять навыки словоизменения существительных;

– уточнить представления по теме «Животные зоопарка» (названия, чем питаются).

Коррекционно-развивающие :

– развивать фонематический слух ребенка (определять наличие заданного звука в слове);

– формировать навыки фонематического анализа (определение позиции звука в слове);

– развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание;

– развивать общую координацию при подвижной речевой игре.

Предшествующая работа :

– разучивание комплекса артикуляционной гимнастики для звука [Р];

– развитие направленной воздушной струи;

– формирование (постановка) правильного произношения звука [Р];

– автоматизация звука [Р] изолированно, в открытых и закрытых слогах, в слогах со стечением согласных, в словах и словосочетаниях;

– формирование умения определять наличие звука [Р] в словах;

– формирование умения определять позицию звука в слове;

– согласование существительных с числительными.

Оборудование:

1.Картинки-символы артикуляционной гимнастики для звука [Р]

2.Предметные картинки по теме «Зоопарк»

– общий вид Зоопарка;

– животные со звуком [Р] в названии: жираф, тигр, носорог, крокодил, росомаха, морж, зебра, мартышка и другие;

– животные без звука [Р] в названии;

– дидактическая игра «Кто чем питается».

3. Картинка поезд с тремя вагонами с обозначениями позиции звука в слове.

4. Картинки животных для игры «1-2-5».

Возрастная категория : ребенок 5-7 лет.

Продолжительность занятия : 20 минут.

1 . Организационный момент. Установка на занятие.

Здравствуй, дружок. Сегодня к нам в гости пришел жираф, его зовут Рома. Он хочет загадать тебе загадку. Послушай загадку, назови отгадку:

Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём
И смотреть зверей идём? (1)

Ребенок называет отгадку: это зоопарк.

Молодец, а ты был в зоопарке?

Давай создадим свой собственный зоопарк! Наш зоопарк будет необычный. Мы поселим в нем только тех животных и птиц, в названии которых есть звук [Р] .

2. Артикуляционная гимнастика, развитие речевого выдоха.

Все животные ждут нас на волшебной лесной полянке,

а доберемся мы туда вот по этой тропинке.

Вышли мы на тропинку и увидели лягушку.

(Упражнение «ЛЯГУШКА» 5-7 секунд)

Идем дальше и вдруг видим – бегемот!

(упражнение «БЕГЕМОТИ»- 5-7 секунд).

Пошли мы по тропинке дальше, а перед нами – лошадка!

Сели на лошадку, взялись за поводья поехали

(упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд).

Вдруг кто-то встал у нас на пути, остановим ЛОШАДКУ,

БРРРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).

Кто это? Это – ИНДЮК! (Упражнение «ИНДЮК» 5-7 секунд)

А мы поскакали дальше (упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд)

Вдруг мы выехали на красивую полянку. Останови лошадку!

БРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).

Тишина! Дятел застучал на дереве. Сначала медленно, а теперь – быстро.

(Упражнение «ДЯТЕЛ» в медленном темпе, затем – в быстром темпе)

Посмотри, какие красивые грибы растут на этой полянке! Соберем грибы!

Упражнение «ГРИБОК»( каждый «грибок» держать 3-5 секунд)

3. Уточнение артикуляции звука [Р]

Собрали грибы, пересели на машину, поехали!

Чтобы мотор у машины красиво зарычал, давай вспомним, как нужно правильно произносить звук [Р] : рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончит языка поднят к альвеолам и вибрирует.

Покажи, как красиво рычит мотор: РРРРРР.

Мы подъехали к горе. А в горах – эхо.

4. Автоматизация звука [Р] в слогах:

Все, что произнесет человек – эхо повторяет за ним несколько раз, сейчас ты будешь моим эхом, повтори то, что услышишь, 3 раза:

5. Развитие фонематического слуха, выделение звука [Р] в словах:

А мы поехали дальше, а вот и наша волшебная поляна! На поляне нас ждут разные животные. Давайте будем называть их и выбирать тех, в названии которых услышим звук [Р]:

Молодец, а теперь перечисли всех животных, которых ты выбрал для зоопарка, не забывай правильно произносить звук [Р].

6. Определение позиции звука в слове.

Чтобы доставить животных в наш зоопарк, посадим каждое животное в клетку, а клетки погрузим в вагоны. В нашем поезде 3 вагона, пусть в первом вагоне поедут те животные, в названии которых звук [Р] стоит в начале слова, во втором – в середине слов, в третьем – в конце слова.

Пока поезд везет наших животных в зоопарк, давай рассмотрим их. Посмотри, какая красивая шкура у жирафа – она пятнистая, У кого из животных шкура тоже пятнистая? ( У рыси)

А у тигра шкура какая? (Полосатая). У кого из животных шкура тоже полосатая? (У зебры).

Животные предлагают тебе поиграть, послушай песенку и повтори движения за мной:

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.

На лбу, ушах, на шее, на локтях, Обоими указательными пальцами
На носах, на животах, коленях и носках. дотрагиваемся до соответствующих . частей тела
А у тигра есть полоски, есть полосочки везде «Рисуем» ребрами ладоней полоски

А у тигра есть полоски, есть полосочки везде. по всему телу.

На лбу, ушах, на шее, на локтях, Обоими указательными пальцами
На носах, на животах, на коленях и носках. дотрагиваемся до соответствующих
частей тела.
И у зебры есть полоски, есть полосочки везде. Движения, как для тигра.
И у зебры есть полоски, есть полосочки везде,

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.

8. Согласование существительных с числительными. Игра «1-2-5».

Вот мы и приехали, давай посчитаем наших животных

9. Автоматизация звука во фразе. (3)

Пришло время наших животных накормить. Посмотри на картинки и выбери, что ты дашь каждому животному. (Строим фразу «Я накормлю кого? Чем?» (если слово «накормлю» пока не получается, можно заменить на фразу «Я дам кому? Что?»))

Я дам мартышке банан.

жирафу – веточки с листьями

10. Подведение итогов .

В зоопарке наступает ночь, звери легли спать. Тебе понравился наш зоопарк? Мы еще вернемся сюда.

Ты сегодня хорошо поработал, красиво произносил звук [Р]. Следи за своей речью и всегда произноси звук [Р] правильно.

1. Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки [р] ,[р`] . Домашняя тетрадь логопедическая для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

2. Акименко В.М.Исправление звукопроизношения у детей : учебно-методическое пособие / В.М. Акименко. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2009.

3. Каше Г.А. Подготовка детей с недостатками речи к школе. – М.: Просвещение, 1985.

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов.- М., Гном-Пресс, 1999.

5. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи.- М: Эксмо, 2003

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Автоматизация звука (Р) со стечением согласных – конспект

Подготовила: студентка 2 курса группы ЛО-14 ПИ СВФУ Григорьева Оксана Тихоновна,

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Тема занятия: Звук [Р].

Этап занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

Цели:

  • закреплять знание о механизме звука [Р] и его акустических особенностях;
  • автоматизировать звук [Р] в слогах и словах.
  • развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
  • развитие слухового внимания, памяти;
  • закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
  • формировать правильную голосовыдыхаемую струю;
  • уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать графо-моторные навыки.
  • формировать положительную установку на занятие;
  • развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
  • прививать интерес к занятиям.

Оборудование: предметные картинки, карандаш, ленточка, зеркало.

1.Организационный этап.

– Здравствуй, Антон! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал Дракоша, на своем грузовике. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? (поможем!)

2. Сообщение темы.

– Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р].

3. Артикуляционная гимнастика.

– Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашего Дракоши. Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.

«Лопаточка», «Парус», «Качели», «Чашечка», «Маляр», «Дятел».

4. Упражнение на дыхание «Фокус».

– А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».

– Улыбнись, приоткрой рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделай в форме «Чашечки», и сдуй салфеточку с носика.

5. Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].

– Давай вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].

– Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).

– А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).

– Что делает горлышко? (поёт)

– Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)

6. Характеристика звука

– Теперь давай дадим характеристику этому звуку.

– Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).

– Почему согласный? (так как нам – мешает «петь» язык).

– Звонкий или глухой звук? (звонкий)

– Почему звонкий? (так как в горле работает «голосовой моторчик»)

– Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).

– Каким цветом его обозначаем? (синим).

– Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

7. Автоматизация правильного произношения звука [Р]. Произношение изолированного звука.

Упражнение «Заведем машину».

– У нашего Дракоши сломалась машина.

– Давай поможем завести этот грузовик. Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).

– Сначала тихо; (р-р-р-р).

– Очень громко; (р-р-р-р).

– Молодец! Грузовик Дракоши завелся.

8. Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

Упражнение: «Собери грузовик».

– Посмотри на грузовик, как думаешь, чего не хватает у машины Дракоши? (бортика)

– Правильно! Давай сделаем бортик, поможем нашему гостю.

9. Развитие фонематического восприятия.

– Покажем Дракоше как мы работаем с пеналом. Определим место звука в слове шофер (мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль).

10. Автоматизация звука [Р] в слогах.

Игра «Повтори за мной».

– Ой, оказывается наш Дракоша не умеет произносить слоги со звуком [Р]. Давай мы научим нашего гостя Дракошу, произносить слоги правильно и красиво.

11. Развитие лексико-грамматического строя речи. Закрепление лексической темы.

– Давай расскажем Дракоше, какую тему мы проходили на этой неделе? (Ягоды и грибы).

– Правильно! Поиграем в игру «Один-много» с мячиком.

Гриб – грибы, ягода – ягоды, малина- малины, морошка- морошки, брусника- брусники, земляника- земляники.

12. Автоматизация звука в словах.

– Теперь ты будешь повторять слова, говоря их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился наконец произносить звук [Р].

Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, ура, нора, гора, кора, буран, парад.

13.

Игра «Скажи наоборот».

– Наш Дракоша очень хочет поиграть с тобой в игру «Скажи наоборот». Поиграешь с ним? (да). Ты должен сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.

Веселый — грустный, , смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий, , новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.

14. Связь звука с буквой.

– Давай вспомним, в каком домике живет звук [Р]? (в букве Р).

15. Развитие графо-моторных навыков. Упражнение в тетради.

– Обведи пальчиком букву [Р]. Заштрихуем букву.

16. Д/З. Повторить артикуляционную гимнастику.

17. Итог занятия.

Антон, нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилась поиграть с тобой. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, и обязательно научиться произносить звук [Р].

18. Оценка занятия.

Молодец, Антон! Сегодня ты очень хорошо поработал. Спасибо за занятие!

Автоматизация звука [р] в слогах и словах с использованием ИКТ

Презентация к уроку

Современные тенденции, глобальная компьютеризация, развитие технического прогресса приводят к тому, что изменяются процессы восприятия и переработки информации. Под это влияние в первую очередь попадают дети. Порой пятилетний малыш быстрее разбирается в новом телефоне или компьютерной программе, чем его зрелый дедушка. А главное, современные дети имеют огромный интерес к изучению новых технических новинок, поэтому в процесс обучения целесообразно включать элементы информационных технологий.

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
  • компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
  • компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
  • постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
  • компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;
  • компьютер очень “терпелив” во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую “ситуацию успеха”. [1.16]

В процессе логопедической коррекции нарушенных звуков следует выделить этап автоматизации поставленного звука, который отличается большой трудоемкостью и занимает длительный промежуток времени. Именно на этом этапе работы особенно рационально использование интерактивных игровых средств, созданных с помощью программы Power Point. Для повышения эффективности процесса автоматизации сложных звуков, я в своей работе использую презентации, которые содержат наглядный иллюстративный материал доступный для детей дошкольного возраста.

Предлагаемая мною презентация разработана для этапа автоматизации звука [р] в слогах и словах с разными звуковыми сочетаниями: открытый, закрытый слог, стечение согласных звуков. Общее количество слайдов 22 они содержат материал от подготовительных упражнений по развитию артикуляционного аппарата до отдельных упражнений по автоматизации слов определенной слоговой структуры.

Для повышения интереса и мотивации к занятию слайды оформлены в яркой цветовой гамме, используется звуковое сопровождение, вся презентация представляет собой увлекательное занятие-игру вместе с героями известной сказки «Винни-пух и все, все, все».

Презентация составлена таким образом, что позволяет дозировать материал, используемый на занятии, поэтому ее можно использовать как при работе с детьми старшей, так и подготовительной группы. Презентация разбита на два основных блока: автоматизация звука [р] в слогах, автоматизация звука [р] в словах. По желанию можно сразу перейти в нужный блок, минуя подготовительные упражнения, с каждой страницы есть выход на главную. Перед занятием отбирается необходимый материал и демонстрируется через функцию произвольного показа. Поэтому один и тот же материал можно преподносить детям в разных комбинациях, и он долго остается актуальным.

Презентация содержит большое количество игрового материала, сюда входят:

Упражнения для артикуляционной гимнастики, упражнения для развития дыхания, звуковые тропинки, слоговые цепочки, слоговое колесо, игра «Доскажи словечко», игра «Порычим с Тигрой» и тренировочные упражнения с остальными героями сказки.

Всего презентация состоит из 14 развивающих упражнений, которые можно комбинировать и использовать в зависимости от целей занятия, возрастных и индивидуальных особенностей детей. В процессе игры ребенок непроизвольно отрабатывает произношение 90 слов, содержащих звук [р] в различных звуковых сочетаниях и позициях, что позволят в короткий срок закрепить нормативное произношение поставленного звука. Ниже представлены варианты конспектов индивидуальных занятий по автоматизации звука [р]. Конспекты разработаны для разных возрастных групп, чтобы показать специфику работы по одному лексическому материалу но в разных возрастах.

Цели:

  • Автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, развитие фонематического слуха.
  • Развитие навыков звукового анализа и синтеза прямых слогов.
  • Развитие мелкой моторики.

Оборудование: зеркало, фишки для выкладывания слогов, компьютер.

Конспект индивидуального занятия по теме «Автоматизация звука [р] в прямых слогах» (старшая группа)

Ход занятия

I. Огрмомент.

Сегодня мы будем играть со звуком [р], чтобы научиться правильно его произносить.

II. Развитие фонематического слуха.

Чтобы правильно произносить звук, нужно научится его слышать. Предлагаю тебе поиграть в игру «Поймай звук». Я буду называть слоги со звуком [р] и без него, хлопни в ладоши, услышав звук [р].

МА – РА – ЛО – ТЫ – РЫ – ЛЫ – РУ – ПО – СО – РО

III. Артикуляционная гимнастика.

(Слайд 2). Вместе с Тигрой делаем зарядку для языка. Контроль за выполнением упражнений с помощью зеркала.

IV. Уточнение правильной артикуляции звука [р].

При произнесении звука [р] губы полураскрыты, зубы разомкнуты, широкий кончик языка поднимается к бугоркам за верхние зубы и там дрожит.

V. Упражнения на развитие дыхания.

VI. Автоматизация звука [р] в прямых слогах.

1) Отраженное повторение за логопедом слоговых рядов.

Повтори за мной слоги, четко проговаривая звук [р].

2) Проговаривание слоговых цепочек. (Слайд 5). Повторяй за мной слоги, которые будут появляться на экране. (Если ребенок читающий, возможно самостоятельное проговаривание.)

3) Самостоятельное проговаривание слоговых рядов. Игра «Здравствуй пальчик». Сейчас мы будем здороваться пальчиками, когда большой пальчик соединяется с остальными, мы произносим по порядку слоги.

  • РА – РА – РА
  • РО – РО – РО
  • РУ – РУ – РУ
  • РЫ – РЫ – РЫ

4) Игра «Слоговое колесо». (Слайд 8) Выбери цвет из колеса, который тебе больше нравится. Проговаривай слоги по порядку. В зависимости от выбранного цвета получаются разные комбинации слогов.

  • РА – РО – РУ – РЫ – РЭ
  • РЫ – РЭ – РА – РО – РУ
  • РУ – РЫ – РЭ – РА – РУ и т.д.

5) Игра «Доскажи словечко». (Слайд 10).

Ра-ра-ра, ра-ра-ра – я прошу со слогом РА мне помочь назвать слова.

Тебе нужно добавить слог РА, чтобы получилось название картинки.

VII. Звуковой анализ слогов.

  • Сколько звуков ты слышишь? (Я слышу 2 звука)
  • Назови первый звук. (Звук [р])
  • Дай характеристику звуку. (Звук [р] согласный твердый, звонкий.)
  • Каким цветом обозначаем? (Обозначаем синим цветом.)
  • Назови второй звук. (Звук [ы])
  • Дай характеристику звуку. (Звук [ы] гласный)
  • Каким цветом обозначаем? (Обозначаем красным цветом.)

Второй слог анализируем по образцу.

VIII. Итог занятия.

Тебе понравилось сегодняшнее занятие? Почему? Что тебе запомнилось больше всего? Чему ты сегодня научился?

Конспект индивидуального занятия по теме «Автоматизация звука [р] в словах со стечением согласных и в словосочетаниях» (подготовительная группа)

Цели:

  • Автоматизация правильного произношения звука [р] в словах со стечением согласных и в словосочетаниях, развитие фонематического слуха, согласование количественных числительных и существительных, согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже.
  • Развитие навыков звукового анализа.
  • Развитие мелкой моторики.

Оборудование: зеркало, фишки для выкладывания звукового анализа, компьютер.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Ты уже многому научился. Сегодня мы продолжим играть со словами в которых будет встречаться звук [р]. будь очень внимателен и у тебя все получится.

II. Развитие фонематического слуха.

Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук [р].

РАМА, МАМА, ЛАМА, РОМА, КОЗЫ, ТУЧКА, РЫБА, РОДИНА, РУКИ, ЛУК, КОСЫ, ТОМА, ДОМА, РУКАВ.

III. Артикуляционная гимнастика.

(Слайд 2). Вместе с Тигрой делаем зарядку для языка. Вспомни, как называются артикуляционные упражнения. Контроль за выполнением упражнений с помощью зеркала.

IV. Упражнения на развитие дыхания.

V. Повторение произношения звука [р] в слогах со стечением согласных звуков.

(Слайд 5). Послушай как Винни-пух играет на трубе, а ты умеешь так? Проговаривание слогов:

VI. Автоматизация звука [р] в словах со стечением согласных звуков.

  1. Отраженное повторение за логопедом. Тигра очень любит рычать, потому ему особенно нравятся слова со звуком [р], давай повторим за ним названия картинок и порычим вместе с Тигрой. (Слайды 12-13).
  2. Самостоятельное называние слов. У тебя очень хорошо получается, а теперь попробуй сам назвать картинки. (Слайд 14).
  3. Согласование числительных и существительных.(Слайд 14). Посчитай до пяти те предметы, которые ты видишь на экране. (По желанию ребенка можно выбрать несколько картинок) Н-р:
    Одна груша две груши – три груши – четыре груши – пять груш.

VII. Автоматизация звука [р] в словосочетаниях.

(Слайд 16). Помоги Винни-пуху назвать картинки со звуком [р].

А ты знаешь, что у каждой картинки есть слово друг, которое помогает узнать о ней побольше, какая она. Я буду тебе называть слово, а ты будешь говорить, к какой картинке оно больше подходит.

  • ХИТРЫЙ – БАРСУК
  • ПРАЗДНИЧНЫЙ – ТОРТ
  • КРАСНЫЙ – АРБУЗ
  • ОСТРАЯ – ТЕРКА
  • ГОРЯЧИЙ – ТЕРМОС
  • КРУЖЕВНОЙ – ФАРТУК
  • ОРАНЖЕВАЯ – МОРКОВЬ
  • КРАСИВАЯ – ВЕРБА
  • ДЕРЕВЯННАЯ КОРМУШКА.

VIII. Пальчиковая гимнастика.

Вспомни какая буква обозначает звук [р]. Повторение двустишия:

Левая рука. Большой палец соединяется с указательным, образую кольцо. Остальные сомкнуты, полусогнуты и находятся за указательным пальцем.

Правая рука. Указательный палец соединяет основание указательного и большого пальцев левой руки. Средний, безымянный и мизинец сомкнуты и прижаты к ладони. Большой палец соединен со средним.

IX. Звуковой анализ.

Послушай загадку, в отгадке ты обязательно услышишь звук [р].

Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг
Мне поможет верный… (Друг.)

[д] – согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим кружочком.

[р] – согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим кружочком.

[у] – гласный, обозначаем красным кружочком

[г] – согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим кружочком.

X. Итог занятия.

Тебе понравилось наше занятие? Почему? Что нового ты узнал сегодня? Чему научился?

Литература:

  1. Зеленина, И.Л. Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников. [Текст]/ И.Л. Зеленина //Дошкольное воспитание – 2012. – С. 16-17.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у детей. Дидактический материал для логопедов. 4 альбом. [Картинка]. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: «Просвещение», 2009 – 47с.
  3. Лылова Л.С. и др. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста. [Текст]/ Е.К. Ахметова, Л.С. Лылова, Т.В. Семенова. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012 – 176с.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: