Автоматизация звука (Р) – фронтальное занятие в подготовительной группе

Фронтальное занятие в подготовительной группе. Тема: Автоматизация звука [Р]

Фронтальное занятие с подготовительной группой.

Цель: Автоматизация звука [р].

  1. Развитие операций обобщения и конкретизации.
  2. Развитие внимания, мышления, памяти, воображения.
  1. Воспитать и закрепить правильное произношение [р] в слогах, словах и предложениях.
  2. Развитие фонематического восприятия.
  3. Обучение начальным навыкам анализа.
  4. Актуализация пассивного словаря.
  5. Развитие навыков изменения силы голоса.
  6. Воспитание связного высказывания.
  1. Воспитание доброжелательного отношения к окружающему миру.
  2. Развитие представлений о моральных качествах человека.

Оборудование: презентация с изображениями: радуги; карандаша, ранца (портфеля), фломастеров, ручки, тетради; герберы, ромашки, астры, хризантемы, герани; ракеты, ракетки, расписания; сюжетная картинка крота; сороки, вороны, воробья; самолета; ракеты; вертолета; метеоритов; рыб, рака, ракушки; арена цирка с акробатами, животные: кролик, тигр, морской котик, зебра; фото (макет) почтового конверта.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Ребята, узнаете, кто к нам пришел в гости?

– Конечно, это Радуга. Вы рады ее увидеть?

Давайте порадуемся, как маленькая девочка, тоненьким голоском: «Ура!»

А теперь как обрадуется папа, а потом как целая рота солдат: «Ураа!»

– Давайте найдем сходства в этих словах:

Слова: Радуга, растение, рубашка, радио.

– Все слова начинаются с «Р». А теперь мы вспомним, как он произносится. Губки и зубки у нас свободны, широкий язычок бьется о бугорочки. Молодцы!

2. Основная часть.

– А сейчас мы отправимся с вами в путешествие по радуге. Итак, готовы?

1) Логопед: Кто из вас помнит, как располагаются цвета радуги? Это очень просто запомнить: я скажу вам предложение, а вы в каждом слове будете выделять первый звук:

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

– Какой цвет начинается со звука « »?

– Какой цвет со звука «о»?

– Какой цвет со звука «ж»?

– Какой цвет со звука «з»?

– Какой цвет со звука «г»?

– Какой цвет со звука «с»?

– Название какого цвета со звука «ф»?

Логопед: «Вот мы с вами запомнили все цвета радуги. Ну а наше путешествие продолжается».

– Какой у нас первый цвет радуги?

– Вот мы и отправимся в путешествие в школу. Вы должны выбрать школьные предметы, которые не только могут быть красного цвета, но их название имеет звук какой, как вы думаете? Конечно, звук [Р]!

Слова: Карандаш, ранец, портфель, фломастер, ручка, тетрадь.

2. — А теперь отправимся на следующую ступеньку радуги, какого она цвета? Оранжевого!

Отправимся в цветочный магазин:

Слова: Гербера, ромашка, астра, хризантема, герань

3. Ну а теперь, нас ждет детский сад. Какого цвета здание?

– Чего больше всего в детском садике?

– Ну конечно, игрушек!

Слова: Ракета, ракетка, робот.

– На следующей ступеньке мы очутились на лугу, потому что ступенька у нас зеленая, но для нас главные обитатель луга сегодня крот: «Трудолюбивый крот вырыл свою нору, а снаружи она кажется целой горой.»

– Давайте повторим, как зовут нашего героя?

– Какой характер у крота?

– А какая она снаружи?

– А теперь все вместе:

Трудолюбивый крот вырыл свою нору, а снаружи она кажется целой горой.

По радуге, по радуге, шагаем дружно вверх!
Шагаем, на «дружно вверх», поднимаем руки вверх.
Собираем, выбираем слова везде мы с нашим «Р»!
(руками вправо тянемся, влево)
Ура! Ура! Ура! От радости мы прыгаем!
(прыгаем)

– Следующая ступенька у нас голубого цвета. Что у нас бывает голубым, бесконечным, находится вверху и все его видят?

Логопед: Конечно, это небо! А кто в небе летает?

Правильно, давайте назовем птиц со звуком [р]:

– Сорока, ворона, воробей.

– А теперь скажите мне, что может летать в небе?

– Самолеты! Ракеты! Вертолеты! Метеориты!

– Какой у нас цвет радуги будет следующим?

– А что вы знаете такое огромное, бескрайнее, синее…

– А кто там живет?

– Правильно! А каких еще обитателей со звуком «р» вы знаете?

– Ну и последняя ступенька у нас какая?

– Какой фантастический цвет! Оправимся с вами в цирк! Кто здесь работает?

Логопед: А разве тут есть звук [р]? Давайте вспоминать, кого вы ещё знаете, чтоб наш нужный звук был.

– А какие животные были в цирке?

– Собака, кошка, лошадь, тигр, кролик.

– Только они особенные, цирковые, правда? Давайте назовем их правильно:

Читайте также:
Логопедическое итоговое развлечение: Путешествие на воздушном шаре

Цирковая: собака, лошадь…
Цирковой: тигр, кролик…

– А ещё, все люди, которые здесь работают, по профессии кто?

А куда мы ещё с вами пойдем, чтоб увидеть живую игру актеров?

– В театр.

– А как называется представление, когда поют:

Здорово, ребята! Мы с вами прошлись по всем цветам радуги!

3) Игра «Путаница».

– Радуга прислала нам письмо, а в нем некоторые слова испортились под капельками дождя, ведь там, где радуга, там всегда капает дождик! Давайте попробуем догадаться, что радуга хотела передать нам на самом деле. Итак, начнем.

– А как на самом деле было?

– Врать не хорошо, а плохо.

– Когда мы видим радугу, нам становиться грустно (радостно).

– Кошка лает (мурлычет).

– Тигр ругается (рычит).

– Человек, с которым мы дружим, называется враг (друг).

– Хорошо быть жадным человеком (добрым).

3. Итог занятия:

– Ребята, мы с вами побывали в удивительном путешествии по радуге, разгадали письмо. Вы молодцы! Пусть такое же радостное, радужное настроение у вас будет целый день! Давайте все вместе еще раз порадуемся: «Ура!».

Конспект фронтального занятия по звуковой культуре речи. Автоматизация звука [Р]

Наталья Шпакова
Конспект фронтального занятия по звуковой культуре речи. Автоматизация звука [Р]

Тема: Автоматизация звука «Р».

Цель: закрепление правильного произношения звука «Р» и автоматизация в слогах, словах и предложениях. (автоматизация звука «Р» в слогах.

Задачи:

Коррекционно- образовательные: уточнить правильную артикуляцию звука «Р» и его изолированное произнесение, повторить характеристику звука «Р», отбирать слова в которых находиться заданный звук, продолжать автоматизацию звука «Р» в открытых слогах, словах предложениях, закрепление навыка словообразования, упражнять в звуковом анализе слова и составлении схемы слова

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух и навыков звукового анализа и синтеза; развитие внимания, памяти и логического мышления;

Коррекционно-воспитательные: формирование положительной установки на участие в занятии, воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости.

Лексический материал: ракета, рукавица, ручеёк, рубашка, работа, ружьё, ромашка, трактор, крокодил, корабль, дворняга, сарай, сырая, рассказывать, крыша, рот, ручка, кастрюля, крышка, рука, ворона, крыло, рубашка, рукав, рыбак.

Оборудование: предметные картинки; конверт с рисунками; синие квадраты, пенал со схемами.

Ход занятия.

Логопед:- Ребята, я сегодня на занятие хотела принести вам интересные слова, но нечаянно их уронила, и они все рассыпались. Кто из вас поможет мне собрать их?

-Тогда послушайте, что от них осталось и добавьте потерявшиеся звуки: -акета, -укавица, -учеёк, -убашка, -абота, -ужьё, -амашка. (дети: ракета, рукавица, ручеёк, рубашка, работа, ружьё, рамашка)

Логопед: -А кто из вас самый внимательный и заметил, какой звук мы нашли и вернули на место? (дети: мы нашли и вернули звук «Р»).

-Правильно, сегодня мы будем учиться чётко и правильно произносить звук «Р» и определять его место в словах.

II. Основная часть.

1. Артикуляция и характеристика звука «Р».

а) – Скажите, кто или что может рычать?

Дети: собака, тигр, мотор и др.

– Покажите – как рычит большой тигр? (громко: Р-Р-Р, длительно: Р-Р-Р-Р-Р, а как маленький (тихо: р-р-р, кратко: р, р)

б) Уточняем правильную артикуляцию

– Молодцы ребята, хорошо рычите! А сейчас я покажу, как правильно надо произносить звук «Р». Губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка сильный, поднят к бугоркам (альвеолам, сильная воздушная струя заставляет кончик языка вибрировать, голос помогает.

в) Характеристика звука «Р»:

– Звук «Р» какой: гласный или согласный? (согласный).

Дети: Потому, что мешает язычок и зубы.

– Почему он звонкий?

Дети: Потому, что он произносится с голосом.

– Он мягкий или твёрдый?

– Каким цветом мы обозначаем согласный твёрдый?

2. Игра «Эхо» .

Логопед: – А сейчас давайте поиграем в игру «Эхо». Я буду называть слова, а вы будете повторять за мной, как эхо, последний слог:

Нора (ра, шторы (ры, ведро (ро, игра (ра, кенгуру (ру, горы (ры, метро (ро, шары (ры, кора (ра).

3. Игра «Прятки»

Логопед: – Звук «Р» очень озорной и любит играть в прятки. Поиграем вместе? Смотрите, на полу расположились игрушки. Под тихую музыку вы ищете глазками те игрушки, в названиях некоторых спрятался звук «Р», когда зазвучит громкая музыка вы должны взять нужную игрушку в руки. (проводиться игра).

– Теперь чётко и громко произнесите название вашей игрушки, а Даша будет помогать мне, проверять правильные ответы.

Читайте также:
Дифференциация звуков Р-Л - конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная логопедическая группа)

Дети: трактор, конструктор, крокодил, гамбургер, черепаха, кукуруза, рак, кресло, пирамидка, светофор.

– Ребята, в названии какой картинки было два звука «Р»? (трактор). А теперь, давайте отхлопаем названия всех слов.

4. Определение звука «Р» в словах.

Логопед: – Будьте внимательными. Сейчас я буду читать стихи, а вы, если услышите слова со звуком «Р» – поднимите синий квадрат.

Под дождь из сарая.

И тяжело рассказать на бумаге,

Как не везло этой бедной дворняге!

– Молодцы, вспомните и назовите все слова, в которых вы услышали слова со звуком «Р». А кто назовёт слово, в котором звук «Р» слышится вначале слова? Какое слово со звуком «Р» встречалось в стихотворении чаще других.

5. Автоматизация звука Р в предложении.

Логопед: – Ребята посмотрите, почтальон принёс нам конверт, интересно, что в нём? Давайте откроем его. Смотрите, какие-то непонятные картинки. Это, наверное, художник Тюбик из Цветочного города нарисовал их. Он, наверное, очень торопился и не успел всё дорисовать. Кто у нас мечтает стать художником?

– Выходи Вася. Сейчас все внимательно будут рассматривать картинки и отмечать про себя, что забыл нарисовать Тюбик, а ответит тот, кого я назову.

У дома нет крыши.

У чашки нет ручки.

У кастрюли нет крышки.

У машины нет двери.

У вороны нет крыла.

У рубашки нет рукава.

6. Динамическая пауза.

Логопед : – Приглашаю всех встать в круг. Сейчас мы с вами поиграем. Будьте внимательными, выполняйте только те движения, в названиях которых есть «Р» :

– Покачались, пробежались, попрыгали, помахали, покружились, посмеялись, поздоровались, замерли и поморгали.

7. Звуковой анализ слова: рыбак. Схема слова.

У каждого ребёнка на столе пенал.

Логопед : – Из чего состоит слово? (из слогов). А как определить сколько слогов в слове?

Дети: Надо посчитать гласные.

– Правильно, ведь мы знаем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. А теперь ещё раз произнесём слово на распев: рыбак. Сколько вы услышали гласных? (два) Значит, сколько слогов в слове? (два). Сейчас мы с вами сделаем схему слова: рыбак. Положите перед собой длинную «полосочку -слово».

-А теперь прохлопаем слово рыбак по слогам: ры-бак. Сколько слогов? (два) Положите две короткие полоски под длинной.

– Какой первый слог? (ры). Какой первый звук в слоге ры? (звук «Р»).

– «Р» – какой звук? Каким цветом мы его обозначаем? (синим). Положите синий кубик под первой короткой полоской.

– Какой второй звук в слоге ры? (звук «ы»).

– «ы» – какой звук? (гласный). Каким цветом обозначим? (красным)

Второй слог – бак разбираем по аналогии.

– Сколько слогов в слове? (два). Сколько гласных звуков? (два). Сколько согласных? (три). Кто скажет, от какого слова произошло слово РЫБАК?

Дети: От слова РЫБА.

– А какие ещё слова можно придумать от слова РЫБА?

Дети: – рыбалка, рыбачить, рыбный…

– Молодцы, сложите схемы в пенал и закройте их.

III. Итог.

Логопед : – С каким звуком мы сегодня знакомились? Что вы можете сказать об этом звук? Вспомните или придумайте слова с этим звуком. Спасибо за занятие, вы сегодня хорошо занимались.

«Волшебная жизнь звука [р]». Занятие по звуковой культуре речи в группе компенсирующей направленности для детей 5–6 лет Конспект подгруппового занятия по звуковой культуре речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет Тема: «Волшебная жизнь.

Конспект занятия по развитию речи «Автоматизация звука [С]» Тип занятия: индивидуальное. Цель: правильное произношение звука [С] изолированно и в слогах. Задачи: – развитие артикуляционных мыщц губ,.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: – закреплять правильное произношение звука [л].

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Автоматизация звука Р». Тема: «Автоматизация звука Р» Цели: Коррекционные: закрепление правильного произношения звука Р изолированно, в слогах, словах, предложениях,.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Л] в словах и фразовой речи» Автоматизация звука (Л) в словах и фразовой речи (по мотивам мультипликационной сказки «Лунтик»). Задачи: закрепить навык произношения.

Конспект логопедического занятия для подготовительной группы. Тема: «Автоматизация звука «З» Тема: «Автоматизация звука «З» Цель: автоматизация звука «З» изолировано, в слогах, в словах и предложениях. Речевые задачи: • закреплять.

Читайте также:
Логопедическое занятие в 1 классе 'Путешествие Буратино по стране звуков'

Конспект открытого занятия в подготовительной группе. Тема «В гости к кролику» (Автоматизация звука [Р]). Конспект открытого логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема «В гости к Кролику» (Автоматизация.

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения Тема: «Автоматизация звука Р (прямой слог) в связной речи» Задачи:Образовательные: способствовать обогащению словарного запаса, учить подбирать слова на заданный звук, составлять рассказ по наводящим.

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звуки [б] и [б’]» Цель: Обучение детей правильному произношению звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах). Задачи: – познакомить детей со звуками.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях.

Содержимое публикации

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях.

Подготовила учитель-логопед Зайцева М.Е.

Тема: “Путешествие на Марс”

Цель: Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Коррекционные:

Закрепление навыка правильного произношения звука [Р] в слогах, словах и предложениях;

Активизировать словарь детей по теме «Одежда», «Космос»;

Развитие навыка образования антонимов;

Развитие фонематического восприятия;

Развитие навыка образования относительных и притяжательных прилагательных;

Развивающие:

Развитие фонематического слуха;

Развитие слухового внимания;

Развитие слухоречевой памяти;

Развитие словесно-логического мышления;

Развитие зрительного восприятие;

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие навыков напряжения и расслабления тела.

Воспитательные:

Воспитание у детей навыки взаимодействия друг с другом;

Воспитание у детей морально-нравственных качеств личности.

Живой песок; картинный материал: одежда (сарафан, шарф, рубашка, куртка, рукавицы, свитер, платье, шорты, джинсы, юбка), продукты (свекла, шоколад, творог, морковь, сок, сыр, помидоры, груши, мороженое, мясо), «Нелепицы»; ИКТ; кратеры со слогами; два меню; три вешалки; камушки; прищепки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Л: Ребята, я получила письмо от одного мальчика, которого зовут Марсиком. Он живет на планете Марс. У них на планете закончились арбузные семена, а для них арбуз – это самая любимая ягода, без которой они не могут прожить и дня. Он просит отправить им семена. Давайте отвезем сами эти семена. Как вы думаете, а на чем мы с вами отправимся в путешествие?

Д: На ракете

Л: Молодцы! Мы действительно полетим на ракете.

2. Изолированное произнесение звука [Р]

Л: Скафандр мы с тобой надели,

Мотор ракеты уж ревет,

Нас в путешествие зовет: р-р-р-р. (Произнесение звука сопровождается круговыми движениями кистей рук)

Вы догадались, с каким звуком мы отправимся в путешествие?

Д: Со звуком [Р].

3. Совершенствование фонематического восприятия.

Л: С собой в путешествие, кроме семян, нам необходимо взять продукты, т.к. путь не близкий. Мы можем взять только те предметы, в названии которых услышим звук [Р]. Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите название продукта со звуком [Р] (груши, помидоры, морковь, сыр, мороженое, творог, картофель, свекла, мясо, сок, шоколад).

4. Закрепление зрительного образа буквы «Р». Развитие зрительного восприятия

Л: А еще нам с вами необходимо взять космическую карту, чтобы не сбиться с нужного пути. Ориентиром нашего курса будет буква «Р». Лететь нам предстоит далеко, поэтому мы будем останавливаться на разных планетах и делать дозаправку топливных баков. Начинаем обратный отсчет: «3, 2, 1 – поехали!»

5. Чтение слогов. Составление слова

Л: Вот мы оказались на первой планете – Венера. Посмотрите, на этой планете пропали волшебные кратеры. Давайте мы их найдем и вернем на планету. Ребята, только прежде чем присоединить их к нужному месту, скажите волшебное «слово» написанное на них. (Дети вставляют карточки в «Живой песок». На карточках напечатаны прямые и обратные слоги: ИР,ОР,РА,РУР,РЫ,РЭР)

5. Автоматизация звука [Р] в словах. Подбор антонимов

Л:На планете Венера происходит «все наоборот». Если у нас ночь, то на Венере

Л: Если землянин ходит медленно, то инопланетянин

Л: Если инопланетянет закрывает дверь, то землянин

Д: открывает

Л: На Венере жители отдыхают, а земляне…

Д: работают.

Л: На Венере земля белая, а у нас…

6. Автоматизация звука [Р] в словах. Образование относительных прилагательных

Л: Посмотрите в иллюминатор, нам кто – то подает сигналы «SOS»! На планете Меркурий местный повар Меркуша решил приготовить блюда из разных продуктов, но забыл, как они будут называться. Поможем ему вспомнить их названия?

Л:Тогда посмотрите на составленные меню и расскажите, что сегодня на обед.

Читайте также:
Логопедические комментарии к оформлению речевых карт

Д: Гороховый суп, картофельное пюре, грушевый сок;

Рыбный суп, фруктовый салат, гранатовый сок

Л: Меркуша вам очень благодарен! Вы все правильно назвали!

7. Развитие фонематического слуха. Определение позиции звука [Р] в словах

Л: Продолжаем путешествие. И следующая остановка – на планете Уран. Сейчас здесь проходит неделя земной моды. Ребята, но одежда перепуталась в коробке, и местные жители просят вас помочь им развесить вещи на три вешалки, в зависимости от того, где находится звук [Р] (начало, середина, конец).

Д: В слове Свитер звук [Р] живет в конце слова (на последнюю вешалку);

-В слове Перчатки звук [Р] живет в середине слова (на среднюю вешалку):

– В слове Рубашка звук [Р] живет в начале слова (на первую вешалку).

-В слове Сарафан звук [Р] живет в середине слова (на среднюю вешалку)

-В слове Шарф звук [Р] живет в середине слова (на среднюю вешалку)

-В слове Куртка звук [Р] живет в середине слова (на среднюю вешалку)

-В слове Рукавицы звук [Р] живет в начале слова (на первую вешалку).

-В слове Шорты звук [Р] живет в середине слова (на среднюю вешалку)

8. Физминутка

Л:Следующая планета Сатурн. Давайте покатаемся на его кольце. Мы сейчас с вами будем выходить в открытый космос. Напомню, что в открытом космосе все предметы становятся легкими, движения у нас будут плавными, потому что эти мы попадем в невесомость.

Звучит космическая музыка, дети имитируют различные движения в невесомости.

9. Автоматизация звука [Р] в предложениях. Составление предложений по сюжетным картинкам

Л: Следующая остановка на планете Юпитер. А встречают нас местные жители, которые пытаются найти картины после песчаной бури. Давайте мы им поможем. (Дети раскапывают в песке картинки «Нелепицы»). Что не так с этими картинками?

Д: Космонавт не косит траву

– Корова не живет в будке (Корова не сидит на цепи)

– Свинья не возит дрова

–Кошка не ест морковь

– У мыши не растут рога

– Рыбы не читают книги

Л: Молодцы! Вы исправили все ошибки, а мы подлетаем к планете Марс, где нас ждет Марсик.

Л: Как будут называться жители планеты Марс?

Д: Марсиане.

Л: Как будут называться новости, происходящие на Марсе? (Какие?)

Д: Марсианские.

Л: Школа на Марсе (какая школа?)

Д: Марсианская.

Л: Марсик очень благодарен вам за то, что вы сами привезли арбузные семечки, и предлагает вместе посадить их, выложив из семян нашу букву «Р» (Дети выкладывают на «Живом песке» букву марблс-камнями)

12. Итог занятия

Л: Молодцы, что помогли Марсику! Но, нам пора возвращаться. Скажите, что вам больше всего понравилось? С каким звуком мы путешествовали?

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р]»

Разделы: Логопедия

Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР

Возраст: 6 лет (подготовительная к школе группа)

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Цель: автоматизация произношения звука [Р]

Задачи:

  • способствовать обогащению словарного запаса;
  • закрепить умения определять место звука в словах, образовывать множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных.
  • развивать умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях; определять положения органов речевого аппарата при произношении звука [Р];
  • фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику.
  • способствовать проявлению положительных эмоций, интереса достижения результата от выполненной работы.

Планируемые результаты:

  • у детей сформировано и автоматизировано умение правильно произносить звук [Р] в слогах, словах и предложениях;
  • дети способны самостоятельно различать звуки на слух и определять место звука в словах;
  • дети без труда образовывают множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Оборудование: массажный мяч «Су-Джок», картинки-символы для выполнения артикуляционной гимнастики и изолированного произношения звука, предметные картинки (щенячий патруль), мяч, схема (для определения места звука в слове), розовый и коричневый воздушные шарики.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: доброе утро, ребята!

– Вы уже заметили, кто пришел сегодня к нам в гости?

(герои из м/ф щенячий патруль)

– Давайте назовем наших гостей по именам?

(Райдер, Рокки, Крепыш, Эверест, Маршал, Зума, Скай, Гонщик)

– А теперь мы расскажем нашим гостям главное правило речи:

Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим!

2. Основная часть

3. Артикуляционная гимнастика с картинками

(дети смотрят на картинки, которые им показывает логопед и выполняют упражнения)

  • «Маляр» – 5 раз
  • «Вкусное варенье» – 5 раз
  • «Качели» – 5 раз
  • «Часики» – 5 раз
  • «Лошадка» – 5-7 раз
Читайте также:
Методическая разработка по лексической теме 'Бытовая техника'

4. Пальчиковая гимнастика «Су-Джок»

Я мячом круги катаю
Взад вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.

5. Уточнение артикуляции звука

– Сейчас вы должны будете угадать и произнести звук по моему описанию.

Слушаем внимательно и выполняем действия по описанию.

  • губы открыты,
  • зубы разомкнуты (между зубами широкое пространство),
  • язычок поднят вверх и дрожит,
  • воздушная струя сильная.

– Правильно, это звук [Р].

6. Произношение изолированного звука

– Ребята, давайте вспомним, как рычит тигр?

– А как мурлычет кошка?

(муррр, муррр, муррр)

7. Развитие фонематического слуха

Игра «поймай звук [Р]» (хлопни в ладоши, когда услышишь звук, слоги со звуком, слова со звуком)

  • :Р Р С З Л К Н Р Ж З Р Р Р Л Д В Ы Р
  • РА-ЛО–РЫ-КО-МЫ-РО-ДА-ПО-АР-РУ-ВЫ-УР
  • Марка, лук, комар, рак, батон, крот, дом, стол, топор, окно, ракета.

8. Физкультминутка

Раз, два — выше голова.
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — всем присесть.
Семь, восемь — встать попросим.
Девять, десять — сядем вместе.

9. Автоматизация звука в слогах, словах и предложениях

Игра «Кулачки» (проговариваем прямые слоги и сгибаем пальчики правой руки, обратные и сгибаем пальчики левой руки)

  • 1 ребенок: слоги –РА- (ра-ра-ра-ра-ра) и –АР- (ар-ар-ар-ар-ар)
  • 2 ребенок: слоги –РО- (ро-ро-ро-ро-ро) и –ОР- (ор-ор-ор-ор-ор)
  • 3 ребенок: слоги –РЫ- (ры-ры-ры-ры-ры) и –ЫР- (ыр-ыр-ыр-ыр-ыр)

Игра «Один-много»

– Сейчас мы с вами встанем в круг и сыграем в игру с мячом, я буду кидать вам мяч и называть слово, вы должны будете кинуть мне мяч обратно и назвать это слово во множественном числе. Например: рак-раки и т.д.

Ракета (ракеты), барабан (барабаны), ручка (ручки), перо (перья), рыба-рыбы, марка-марки, кран-краны, комар (комары), ранец (ранцы), тетрадь (тетради), карандаш (карандаши), морковка (морковки), помидор (помидоры).

Игра «Определи место звука»

– Дети, подойдите к доске и выберете одного щенка, но так, чтобы в его имени обязательно был звук [Р] (после того, как дети выбрали по одному герою, логопед проверяет правильность их выбора). Назовите имена героев, которых вы выбрали. Положите в то окошко на схеме, в котором расположен наш звук [Р]. (в начале слова в первое окошко, в середине – во второе, в конце – в третье).

(продолжить игру с другими предметными картинками на заданный звук по 3-5 картинок на ребенка)

Игра «Назови ласково»

– А теперь назовите предметы на картинках ласково. Например: рука-ручка, роза-розочка и т.д.

Игра «Опиши» (розовый, коричневый, оранжевый шарики)

– Что это? (шарики) Какие они? Попробуйте описать их.

(логопед раздает детям по одному шарику и просит описать его)

10. Итог занятия

Давайте вспомним, какой мы с вами прошли звук? (звук [Р]) Что вам больше всего понравилось на нашем занятии сегодня? Хотите еще поиграть в такие игры? Дома с родителями, вы можете их повторить (выдаются тетради для домашних заданий). В награду за ваши старания, вы можете забрать по одному нашему гостю и воздушному шарику к себе домой.

Конспект фронтального занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях, скороговорках на тему «Как звук [р] нам в садик попал?» ОНР (ІІІ) минимальные проявления дизартрии подготовительная группа
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект занятий по автоматизации звука [Р] в словах, предложениях.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_frontalnogo_zanyatiya_pot_avtomatizatsii_zvuka.doc 59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях, скороговорках

на тему «Как звук [р] нам в садик попал?»

ОНР (ІІІ) минимальные проявления дизартрии

– закрепление знаний об характеристики звука.

– развитие фонематического слуха и фонематического слуха..

  • закреплять произношение звука изолированного звука [р] , работа над голосом;
  • закреплять произношение звука [р] в слогах, слоговых сочетаниях и словах;
  • развитие навыков языкового анализа и синтеза;
  • развития умения подбирать антонимы;
  • формировать умение согласовать существительное в творительный падеж;
  • формировать умение согласовывать существительное и прилагательное в роде;
  • формирование буквенного анализа и синтеза;
  • знакомство с буквой Р.
  • развитие мелкой моторики и психологической базы речи.

Оборудование: картинки с изображением зверей и птиц: (крокодил, кенгуру, жираф, зебра, тигр, сорока, ворона, страус, воробей, дятел); фруктовые деревья (грушевое, персиковое, гранатовое), виноградная лоза; цветы (раза, ромашка, астра); картинки с изображением Буратино, Крокодил Гена, Дракон, символ звука [р] ; картинки с изображением (радуги, гор, замка).

Имена существительные : крокодил, зебра, кенгуру, ворона, воробей, сорока, экскаватор, экскурсия, гора, роза, астра, грант, персик, виноград, лоза, дерево, Буратино, Крокодил Гена, дракон, страус, радуга, тигр, носорог, охрана, ворота, качество.

Имена прилагательные : добрый, храбрый, трудолюбивый, хороший, дружелюбный, фруктовый, гранатовый, виноградный, грустный, радостный.

Глаголы: собрать, расти, хлопнуть, расступилась, упал, дружить, радоваться.

І. Организационный момент

Логопед: Сегодня мы с вами на занятие превратимся в животных, для этого нужно сказать волшебные слова – раз, два, повернись и в животных превратись.

Логопед : Послушайте меня внимательно, изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит; изобразите дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву. ( Тр-р-р, тр-р-р. ): изобразите, как мурлычет ласковая кошечка. ( Мур-р-р-р. ) ; изобразите ворону, кричащую из гнезда. ( Кар-р-р, кар-р-р. )

ІІ. Сообщение темы занятия

Вы догадались, какой звук мы будем изучать сегодня?

Логопед: сегодня мы с вами будем путешествовать со звуком [р] и познакомимся с буквой Р.

Присказка: В некотором царстве, в некотором государстве, высоко в горах жил звук [р]. Произнесите этот звук. Что вы могли сказать об этом звуке, глядя на эту таблицу?

1. Произношение изолированного звука. Работа над голосом

Логопед: Одиноко ему стало и загрустил звук [р].

Пролетала мимо сорока и говорит: «Что ты грустишь, иди в детский сад, там все буквы и звуки живут в волшебных Замках, и дети научились их произносить». Обрадовался звук [р] этому известию и отправился в дорогу. А сейчас мы будем помогать звуку [р].

2. Игра «Узнай звук»

Логопед: Приготовите ладони, я буду поизносить слова, когда вы услышите звук [р], хлопните в ладоши один раз . (раз, дом, стол, дерево, роза, тигр, сутки, зима, рыба,…)

3.Произношение звука [р] в слогах, слоговых сочетаниях и словах

Выставляется картинка с изображением гор.

Логопед: Шел, шел звук[р] и пришел к чему?

Логопед: Звуку [р] надо пройти эту гору.

А, как вы могли помочь пройти такое препятствие?

Логопед: Чтобы ему помочь нужно поймать звуки. Я буду бросать звуки ,вы их будите ловить и соединять в слоги. Приготовит руки.

Логопед: Получилось волшебное заклинание:

ра-ру-ры-ро; ро-ры-ру-ра. Повторите его.

Логопед: Расступилась гора, а за ней огромные ворота, а у ворот стоит охрана.

4.Подбор антонимов. Развитие навыков языкового анализа и синтеза

Логопед: Чтобы охрана пропустила звук [р] через ворота нужно выполнить задание. Я буду называть слова, а вы будете произносить противоположные им по смыслу.

Логопед: Ура! Ворота открылись! За воротами — звери и птицы Если отгадаете их названия, они помогут звуку [р], укажут ему путь.

Логопед : Отгадайте животного в названии, которого первый звук [т’], последний — [р]. Кто это?

Выставляется картинка тигра.

Логопед: Какое животное носит детеныша в кармане?

Логопед: Отгадайте птицу в названии, которой первый слог − со-последний — ка. Кто это?

Логопед раздает детям картинки с изображением букв.

Логопед: Соберите из букв название животного.

Какое слово у вас получилось?

Логопед: Какой слог в этом слове первый?

Дети: В этом слове первый слог – жи-

Логопед: Какой слог в этом слове второй?

Дети: В этом слове второй слог –раф-

Логопед: А сколько всего слогов в этом слове?

Логопед: Давайте, посчитаем, сколько слогов в этом слове, приготовили ладони жи-раф.

Дети : В этом слове два звука.

Логопед раздает карточки с надписью животных каждому ребенку свое слово, « разбитое» на слоги (Крокодил, кенгуру, зебра, носорог, ворона, сорока)

Логопед: С кем подружился звук [р] за воротами?

Дети: Звук [р] подружился с крокодилом, зеброй, носорогом, кенгуру, вороной, сорокой.

Логопед: Животные подсказали дорогу звуку [р], и он пошел дальше. Но дорога была очень длинная, и решил звук [р] отдохнуть. И мы с вами сейчас отдохнем. Встали.

Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь —
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)

Логопед : Идет звук [р], и вдруг перед ним сад . Как называется сад, где растут фрукты.

Дети: Сад, в котором растут фрукты, называется фруктовым садом.

Логопед : Как называется дерево, на котором растут (груши, персики, гранаты)

Дети: Дерево, на котором растет груша, называется грушевое (персиковое, гранатовое)

Логопед: В этом саду было много цветов. Назовите цветы, в название которых есть звук [р]?

Логопед : Звук [р] любовался в саду какими цветами?

Дети: Звук [р] любовался ромашками, розами, георгинами.

7.Произношение звука [р] в предложениях. Словообразование

Логопед: Какие фруктовые деревья угощали звук [р] плодами.

Дети: Грушевое дерево угостило его грушами, персиковое дерево — персиками, виноградная лоза — виноградом.

Логопед: Поблагодарил звук [р] фруктовые деревья и пошел дальше.

9.Произношение звука [р] в словах и подбор определений

Логопед: Слышит звук [р] чьи-то рыдания.

Логопед прикрепляет на доску картинки с изображением сказочных героев, под каждой картинкой ее название с пропущенным звуком. Ребенок должен узнать какой звук отсутствует.

Логопед: Назовите этих сказочных героев?

Дети: Буратино, Красная шапочка, Крокодил Гена

Логопед: А как вы думаете, что случилось с нашими героями?

Логопед: Они рыдают потому, что Дракон забрал у них один звук. Я буду называть их без этого звука, а вы попробуйте угадать, кто это? Там плачут Бу. атино, , К. асная шапочка , К. окодил Гена, Какой звук забрал у них Дракон?

Логопед : А, как вы думаете, для чего понадобилось звук [р] дракону?

Логопед: Чтобы еще больше рычать и быть более сердитым. Скажем ему добрые и ласковые слова, чтобы он вернул им звук [р]. Я буду называть слова, а вы будете называть их ласково?

У дракона не гора, а …

Логопед: У дракона не рот, а

Логопед: Дракон не друг, а …

Логопед: Дракон живет не в гору, а …

Логопед: Каким стал Дракон?

Дети: Хорошим, добрым.

Логопед: Дракон вернул нашим героям звук [р].

Логопед: С кем он подружился?

Дети : Буратино, Крокодил Гена

Логопед: Он стал их .

Логопед: Крокодил Гена предлагает вам запомнить такую пословицу: «Дружба и братство дороже богатства». Как вы понимаете эту пословицу?

Логопед: Эта пословица говорит о том, что никакое богатство не заменит настоящей человеческой дружбы.

Дети несколько раз повторяют пословицу.

11. Буквенный анализ и синтез слова «радуга»

Выставляется слово «радуга», без буквы р.

Логопед: «Куда же мне идти дальше?» — спросил звук [р] у Дракона. «Я покажу тебе волшебную дорогу, — сказал Дракон, — если отгадаешь мою загадку: “Разноцветное коромысло над рекой повисло”».

Логопед: В слове радуга звук пропала буква р. У нашего звука [р] есть своя буква , большая и маленькая. А на, что похожа буква р?

— Звук [р], посмотри — вот это твоя буква.

Букву р писать несложно.

Справа к палке осторожно

Подрисуем мы кружок —

И получится флажок.

Возьмите крупу и напишите букву р, сначала указательным пальцем, а потом мизинцем.

Логопед: По волшебной дороге-радуге друзья ушли в свои сказки, а звук [р] — в садик.

Предлагается детям изобразить букву р с помощью пальчиков и соответствующих поз. Затем подставляется недостающая буква в слове радуга

VІ. Итог занятия

Логопед: Вот и пришел звук [р] в детский сад. Понравилось вам путешествие звука [р]? Чем понравилось путешествие звука [р]? Какие трудности возникали перед звуком [р]? С какими друзьями подружился звук [р]?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия . Тема: Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, предложениях.

Интересное индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш в речи.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему «Путешествие в заколдованный лес» (автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях).

Этап: Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях.Тема: «Путешествие в заколдованный лес».Цель: Учить детей правильно произносить звук [ш] на материале слогов, слов, предл.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия. Цель: Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях.

КОНСПЕКТ индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях». (с использованием здоровьесберегающих технологий «Песочная терапия»).

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях» с применением биоэнергопластики.

Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях» для детей подготовительной группы

Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях»для детей под.

Конспект подгруппового логопедического занятия на автоматизацию звука [Р]в слогах, словах, предложениях по теме «Зоопарк». (Для детей подготовительной группы 6-7 лет).

Цель: Автоматизация чёткого произношения звука [Р] в слогах, словах и предложениях Задачи:Образовательные:-актуалиазация словаря по лексической теме «Зоопарк» Коррекц.

Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы. Тема: Звук и буква Р.

Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы.

Интеграция: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация

Тема: Звук и буква Р.

Цель: Автоматизация звука [Р], знакомство с буквой Р.

Коррекционно-образовательная задача:

  1. Закрепление навыка произношения звука [Р ]
  2. Выделение звука [Р] из слогов, слов.
  3. Расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленного звука

Просмотр содержимого документа
«открытое занятие 2015»

Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы. Тема: Звук и буква Р.

Подготовила: учитель-логопед Никонюк Светлана Анатольевна.

ТЕМА: Звук и буква «Р».

Цель: Автоматизация звука [Р] , знакомство с буквой Р.

Коррекционно-образовательная задача:

Закрепление навыка произношения звука [Р ]

Выделение звука [Р] из слогов, слов.

Расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленного звука

Коррекционно-развивающая задача:

Развитие фонематического восприятия

Развитие навыков слогового и фонематического анализа и синтеза

Развитие психических процессов: память, мышление, воображение.

Развитие слухового восприятия и внимания

Развитие мелкой моторики рук, тактильного гнозиса

Формирование графомоторных навыков

Коррекционно-воспитательная задача:

Формирование самостоятельности, доброжелательности

Развитие навыков сотрудничества

Формирование эмоционально-положительного настроя на работу.

Материалы и оборудование:

Предметные картинки (Буратино, Петрушка, Чебурашка и крокодил Гена, радуга, ракета, карандаш, барабан, рубашка, арбузы, гитара, муравей, радио, баранка, сорока, коробка, рубанок), звуковые линейки на каждого ребёнка, фишки – символы звуков, ноутбук, флешкарта, видеоролик ” Кенгуру”// Овчинникова Т.С., Макаренко И.В., Федорович Л.А

Интеграция: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Каждый день всегда, везде –

На занятиях, в игре –

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим,

Что учили на занятиях!

Говорим всегда красиво, ясно и неторопливо!

Логопед берет книгу :

Л. – Ребята, я хочу вам прочитать новую сказку. (читает)

В некотором царстве, в сказочном государстве жили были Бу-атино, Пет-ушка, Чебу-ашка, к-окодил Гена. ..

– Р., в этой сказке случилась беда , может вы догадались какая? ( Пропал звук Р)

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Р

– А у нас есть буква, которая обозначает этот звук на письме. Это буква Р. На что похожа буква Р?

Буква Р большой топор, им рубил дрова Егор.

Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить.

– Изобразите букву Р при помощи пальчиков.

– Какой звук обозначает эта буква? (Р)

ФОНЕТИКО-РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Раз. два , повернись и в животных превратись! Прорычите звук Р как сердитый тигр. А теперь изобразите, как ласковая кошечка мурлычет. (Мурррр). А как дятел по дереву стучит? (ТРРРРР) А как ворона каркает?( Каррррр)

ФОНЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА Р

– Что вы можете сказать об этом звуке – он какой гласный или согласный? Почему вы так решили?(Язык поднят вверх чашечкой, боковые края языка прижаты к зубам, сильная струя воздуха вызывает вибрацию языка.” В каком домике живет этот звук?(Синем)

– Давайте определим бывает ли звук Р мягким и твердым. (Слова-картинки разделить на две группы) Как мы это обозначим на карточке? ( Зеленым треугольником)

– А на каком этаже синего домика мы поселим букву Р (На втором, т.к звук звонкий – горло “поет”)

Из книги выпадает конверт.

– Ой, ребята, здесь письмо!

Нам, ребята, помогите!

Звуки в имя нам верните!

Дружно пирамиду собирайте,

Все задания выполняйте!

ЧТЕНИЕ СЛОГОВ С БУКВОЙ Р

1. Вот вам первое задание, чтоб поставить основание :

Слоги с буквой Р читайте

ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА Р В СЛОГАХ. СЛОВАХ

2. Ставьте новое кольцо , вот задание еще.

Игра: ” Доскажи словечко в чистоговорки.”

РА! РА! РА!РА! РА! РА! – начинается (игра)

РО! РО! РО!РО! РО! РО! – у Мальвины друг (Пьеро)

РО! РО! РО!РО! РО! РО! – потерял павлин … (перо)

РЫ! РЫ! РЫ!РЫ! РЫ! РЫ! – надуваем мы … (шары)

РУ! РУ! РУ!РУ! РУ! РУ! – скачет с сумкой … (кенгуру)

ЛОГОРИТМИКА. РАСПЕВКА “КЕНГУРУ”

– Точно, точно кенгуру! Песню спойте вы ему!

ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА Р В СТИХАХ, СКОРОГОВОРКАХ

3. А теперь скороговарка про Романа и Егорку.

Знает Рома и Егор

Несмотря на красоту

Не годится он в еду.

4. ФИЗПАУЗА “ТАНЕЦ ЧЕРВЯЧКОВ”.

– Для зеленого кольца – нужен танец без конца.

ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК.

5. Вы задорные ребятки, отгадайте-ка загадки!

Шалуна и хвастунишку

Знают все без исключений.

Он любитель приключений.

Но в беде не унывает.

И синьора Карабаса

Обхитрить сумел не раз он.

Артемон, Пьеро, Мальвина

Неразлучны с . (Буратино)

В ярко-красном колпаке,

Он с бубенчиком в руке

А зовут её . ( Петрушка)

Этот милый, странный душка
Безымянною игрушкой
Был когда – то в магазине,
Ты меня, малыш, послушай,
У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Друга Гены – . (ЧЕБУРАШКУ)

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

6. Найди лишнее словечко и ставь новое колечко. ИГРА: “Четвертый лишний”.

СЫР, КАПУСТА, ПОМИДОР, САМОВАР

УТКА, КОМАР, РОТ, ЗУБР

ШАР, РУЧКА. КОНФЕРА, РУБАШКА

РЫБА, РОЗА, РОМАШКА, СЛОН

ТЕТРАДЬ, МОРОЖЕННОЕ, ПЕТУХ, ГРУША

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

7.– Пирамида почти готова. Давайте расскажем, кто собирает пирамиду?

Я собираю пирамиду.

Ты собираешь пирамиду.

Он (она, оно) собирает пирамиду.

Мы собираем пирамиду.

Вы собираете пирамиду.

Они собирают пирамиду.

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

– Ребята, послушайте загадку и скажите на что похожа наша пирамида?

Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три –
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать? (Радуга)

ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВА РАДУГА.

Игра: “Раскидай слово на звуки.” Сколько звуков в слове РАДУГА? Сколько слогов в слове РАДУГА? Сколько гласных в слове РАДУГА. Сколько согласных в слове РАДУГА?

– Ребята. выложите слова РАДУГА из букв разрезной азбуки.

– Выполним схему слова РАДУГА.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

– А теперь , чтобы звук Р навсегда вернулся к жителям сказочного города, назовите слова со звуком Р. Не забудьте и жителей сказочного города!

Вот ребята, например, вам слова со звуком «Р»:

Вар, ворота, пароход, порох, город, парта, рот,

Рыба, дерево, узоры, репа, редька, вёдра, круг,

Торт, народ, дорога, друг…

Ну-ка, дайте свой пример разных слов со звуком «Р».

– Давайте завершим пирамиду верхушкой и подведем итог нашего занятия.

– С каким звуком мы сегодня познакомились?

– Что вы запомнили об этом звуке?

-Жители сказочного города благодарят вас за помощь, и Буратино дарит вам медали за хорошую работу. А мы соберем для них радужную дорогу в виде буквы Р. по которой Буратино, Петрушка, Чебурашка и Крокодил Гена вернутся в свой город. ( Дети при помощи скрепок собирают букву Р из прямоугольника и изображения радуги )

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукорпоизношения. – М.: Гном, 2001.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Владос, 2001.

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе по автоматизации звука «Р» . Тема: «Поможем Буратино»

ГБОУ школа № 1150

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе по автоматизации звука «Р» . Тема: «Поможем Буратино»

Тема: «Поможем Буратино»

Цель: Автоматизация звука «Р» в словах и словосочетаниях.

– закреплять навык различения и правильного произношения звука «Р»;

– активизировать словарь по теме.

-закреплять умение детей определять позицию звука в слове.

– учить проводить анализ, синтез слов;

– формировать навыки чтения.

– развивать внимание, память и логическое мышление.

-воспитывать положительный интерес к логопедическим занятиям.

Лексический материал: сорока, грач, воробей, ворона, дрозд, жаворонок; зебра, носорог, кенгуру, тигр, бобер, выдра, корова; барабан, робот, Буратино, пирамидка, грузовик; осетр, карась, пиранья, карп, дорадо, ракета, ракетка, роза, радуга, руки, рыба; корона, корова, баран, гитара, куры, картина, светофор, помидор, топор, забор, самовар, мухомор; Артемон, Карабас-Барабас, градусник.

Оборудование: конверт с письмом, картинки, домики с графической схемой, буквы из разрезной кассы, разрезная картинка с изображением золотого ключика.

Примерный ход занятия

1. Организационный этап

Раздается стук в дверь. Появляется почтальон с конвертом в руках.

Детям предлагается угадать кто автор письма. Читается загадка. Дети хором повторяют отгадку.

Что за мальчик деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт он длинный.

Кто же это. (Буратино)

Детям читают письмо. И предлагают помочь Буратино.

«Дорогой друг! Карабас-Барабас забрал у меня золотой ключик. Он обещал вернуть его, если я выполню его задания. Поможете мне? Вот план прохождения заданий» (На доске прикреплена перевернутая картинка, разрезанная на 6 частей)

Игра «Потеряшка» Детям предлагается послушать слова с пропущенным звуком «Р».ак, мо.ковь, саха….Дети определяют пропущенный звук и дают его характеристику. Звук Р –гость занятия.

(После выполнения данного задания, один из детей открывает первый квадрат в разрезной картинке)

2. Закрепление навыка различения и правильного произношения звука «Р»

Игра «Ловишки». Детям предлагается послушать ряд слов и хлопнуть в ладоши только тогда, когда услышать в словах звук «Р»: фасоль, сало, рысак, тепло, ширма, халат, рыбак, футбол, зубр, фрамуга, флаг, сорт, роза, трость.

(После выполнения данного задания, один из детей открывает второй квадрат в разрезной картинке)

Игра «Логическая» Детям предлагается подойти к доске, распределить картинки по группам, назвать их. Запомнить как можно больше слов, повернуться к доске спиной и четко, выделяя голосом звук «Р» назвать объекты по памяти.

Примерный картинный материал:

сорока, грач, воробей, ворона, дрозд, жаворонок…;

– зебра, носорог, кенгуру, тигр, бобер, выдра, корова….;

– барабан, робот, буратино, пирамидка, грузовик…;

– осетр, карась, пиранья, карп, дорадо…

(После выполнения данного задания, один из детей открывает третий квадрат в разрезной картинке)

Игра «Будь внимателен».

Оформляются три домика, на крышах которых изображены графические схемы, показывающие место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова) Играет тихая музыка. Дети делятся на три команды, подходят к волшебному дереву и гуляют вокруг него и ищут картинки со звуком «Р» с нужным местоположением. Как только заиграет быстрая музыка, дети снимают картинки и «расселяют» их по домам, ориентируясь на крыши домов.

Картинный материал: ракета, ракетка, равнина, радуга, руки, рыба; корона, корова, баран, гитара, куры, картина, светофор, помидор, топор, забор, самовар, мухомор.

(После выполнения данного задания, один из детей открывает четвертый квадрат в разрезной картинке)

3. Игра «Грамотеи»

Карабас-Барабас прислал детям буквы из разрезной кассы. Надо собрать и прочитать слова: «Буратино», «Артемон»

(После выполнения данного задания, один из детей открывает пятый квадрат в разрезной картинке)

4. Динамическая пауза Дети свободно размещаются по группе, четко проговаривают стихотворение и выполняют движения согласно тексту.

Буратино потянулся,Дети поднимают руки вверх

Раз нагнулся, два нагнулся.Выполняют наклоны вперед

Руки в стороны развел, Разводят руки в стороны.

Ключик, видно, не нашел.Качают головой.

Чтобы ключик тот достать.Встают на носочки.

Надо на носочки встать.Поднимают руки вверх.

5. .Игра «Заколдованные предложения»

Дети садятся за столы, на которых лежат конверты с картинками. Детей просят исправить ошибки, которые специально допустил Карабас-Барабас.

В розах растут сады.

Мусор убирает Рому.

Куры кормят Марусю.

Дровами рубят топор.

На радуге – небо.

Дорога едет по грузовику.

Забор красит Рому.

Градусник несёт врача.

(После выполнения данного задания, один из детей открывает последний квадрат в разрезной картинке. Дети видят изображение золотого ключика)

6. Итог занятия. Дается оценка работы каждого ребенка, выясняется, что им больше понравилось на занятии. Детей просят назвать слова со звуком «Р», которые учились правильно произносить. В качестве поощрения каждый ребенок получает картинку с золотым ключиком.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: