Автоматизация звука (p) на материале лексической темы ‘Транспорт’ – конспект подгруппового логопедического занятия

Конспект занятия «Транспорт. Автоматизация звука [Р] в слогах и словах». Подготовительная группа

Юлия Пономарева
Конспект занятия «Транспорт. Автоматизация звука [Р] в слогах и словах». Подготовительная группа

«Транспорт. Автоматизация звука [Р] в слогах и словах».

Цель: «Закрепить произношение звука [Р] в словах на примере лексической темы «Наземный транспорт».

1. Уточнение положения органов артикуляции при произнесении звука [Р].

2. Уточнение характеристики звука [Р].

3. Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, словах.

3. Активизация словаря по теме: «Транспорт».

4. Формирование навыка образования сложных слов.

5. Совершенствование грамматического строя речи по теме «Транспорт».

1. Закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Р].

2. Закрепление слухового и моторного образа звука [Р].

3. Закрепление определения места звука [Р] в слогах и словах.

4. Учить чётко произносить звук [Р] в слогах и словах.

1. Воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность.

2. Воспитывать умения слушать и выполнять инструкции.

Этапы Ход занятия

Деятельность логопеда Деятельность детей

1. Организационный момент Здравствуй!

Ты любишь путешествовать?

А на чём люди могут передвигаться во время путешествий?

Верно, и я предлагаю тебе сегодня отправиться в поездку, а на чём именно ты узнаешь из загадки. Послушай, и отгадай!

Мотор и тормоза…

Как это называется?

2. Основная часть

Правильно, а теперь, выбери ту машину, на которой ты хочешь путешествовать.

(ребенку выбирает машинку из серии картинок)

Как ты думаешь, как можно назвать все машины одним словом?

Правильно. Сегодня мы повторим в поездке тему «транспорт». А теперь будь внимателен, произнеси слово транспорт чётко и назови 2-ой звук в этом слове.

Сегодня мы с тобой будем проговаривать слова, в которых встречается звук [Р].

Автомобиль готов к поездке, подготовимся и мы. Чтобы набрать скорость и правильно произносить звук [Р], сделаем гимнастику для языка и губ.

«Улыбка»(под счет до 5-3 раза)

«Бегемот»(под счет до 5-3 раза)

«Лопаточка»(под счет до 5-3 раза)

«Чашечка»(под счет до 5-3 раза)

«Маляры»(под счет до 5-3 раза)

Теперь можем отправиться в путь.Возьми руль и заведи мотор: РРРРРР

И вот на нашем пути 1-ая станция. Выбирает машину

Берет руль и говорит «РРРРРР»

1 Станция. Уточнение положения органов артикуляции при произнесении звука [Р].

Уточнение характеристики звука [Р]. Скажи мне, как называется транспорт, который движется по земле?

Перед тобой картинки, выбери только те картинки, в названии которых есть звук [Р].

Какой звук встречается в каждом виде транспорта?

Верно, звук [Р].

Когда мы произносим звук Р, кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, а боковые края языка прижаты к коренным зубам. Воздух с силой подаётся на кончик языка.

Теперь, давай вспомним звук [Р] какой?

(гласный или согласный, твёрдый или мягкий, звонкий или глухой)

Ты хорошо справился с заданием, что же, поехали на следующую станцию. Возьми руль в руки,заведи мотор: РРРР. Остановимся. Отвечает

Берет руль и говорит «РРРРРР»

2. Станция. Работа по развитию фонематического слуха. Игра «Ловишки».

На этой станции нас ждет следующее задание.

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Р].

А теперь, хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Р] в слогах.

Теперь, хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Р] в словах.

ромашка, нога, мороз, рука, сумка, утка, рыба.

Возьми руль в руки,заведи мотор: РРРР. Остановимся.

Берет руль и говорит «РРРРРР»

3. Станция. Автоматизация звука [Р] в слогах. Для того, чтобы поехать дальше, нужно произнести волшебные слоги. (Использование пальчиковой гимнастики «Пальчики здороваются» и проговаривание слогов: ра, ро, ры, ру).

Читайте также:
Пальчиковые игры для детей 4-5 лет

Возьми руль в руки,заведи мотор: РРРР.

Остановимся. Говорит слоги ра, ро, ры, ру

Берет руль и говорит «РРРРРР»

4. Станция. Автоматизация звука [р] в словах

Игра «Назови картинки». -Я покажу тебе виды транспорта, в названиях которых есть звук [Р]. Давай назовем их, не забывай четко произносить звук [Р].

Картинный материал: кран, троллейбус, трамвай, трактор, паровоз, корабль, вертолет, грузовик, катер.

Ты хорошо справился с заданием, что же, поехали на следующую станцию. Возьми руль в руки,заведи мотор: РРРР. Остановимся.

Проговаривает слова и четко произносит звук [Р].

Берет руль и говорит «РРРРРР»

Автоматизация звука [р] изолированно в словах. (Используется иллюстрация с изображением сказочной деревни звуков.) Мы приехали в деревню.

К домику звука [Р] подойди

И в путешествие его пригласи.

Возьми руль в руки,заведи мотор: РРРР. Остановимся.

Идет к домику со звуком [Р] и по пути называет слова со звуком [Р]

Берет руль и говорит «РРРРРР»

Фонематический анализ слова. Автоматизация звука [Р] в словах Поехали по дорожке и приехали к озеру. (Иллюстрация озеро.)

Отправляемся на рыбалку.

Поймай рыбу, назови ее, определи место звука [Р] в слове (начало, середина, конец).

(ребенок достает картинки из волшебного мешочка)

Картинный материал: карась, ерш, карп, осетр, стерлядь.

Возьми руль в руки,заведи мотор: РРРР. Остановимся.

Проговаривает слова и четко произносит звук [Р].

Берет руль и говорит «РРРРРР»

Итог О каком виде транспорта мы сегодня говорили?

Я предлагаю тебе вспомнить те названия транспорта, которые ты запомнил.

Какой звук мы сегодня проговаривали в слогах и словах с тобой?

Если тебе понравилось путешествие, то выбери легковую машину и прикрепи на доску магнитом. Если ты устал и тебе было тяжело путешествовать, то выбери грузовик.

Тебе понравилось наше путешествие?

Мне понравилось с тобой путешествовать.

Отвечает ([Р]).

Выбирает машину и прикрепляет на доску

Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях «Путешествие на чудный остров» Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности: Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях «Путешествие.

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Тема: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах. Форма занятия: подгрупповая, старшая группа. Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах и.

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Конспект индивидуального занятия. Тема: Звук Ш Этап: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах Задачи: 1. Развивать артикуляционную моторику.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними» Цель:автоматизировать звук [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [с] в словах» Цель:автоматизировать звук [с] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [с] в начале,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах» Цель: автоматизировать звук [ш] в словах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении звука [ш].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: – закреплять правильное произношение звука [л].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

Конспект логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях» Цель: – закрепить правильную артикуляцию при произнесении звука [Ч ]; – автоматизация этого звука в слогах, словах, предложениях; – учить.

Конспект занятия по автоматизации звука Л в слогах и словах «Поможем дедке вытащить репку» Задачи: 1. Автоматизировать звук Л в слогах и словах. 2. Развивать фонематический слух. 3. Развивать навык звукового анализа слова. 4.

Читайте также:
Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе (Волшебная буква М)

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука. Тема: Автоматизация звука [p] на материале лексической темы «Транспорт»

Аннотация: Конспект занятия предлагаю логопедам, работающим на логопунктах ДОУ. На занятии проводится автоматизация звука [р] на материале лексической темы «Транспорт» у детей с ФФНР.

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [p].

Тема: Автоматизация звука [p] на материале лексической темы «Транспорт»

  • автоматизировать произношение звука [p] в слогах, словах, в предложениях;
  • развивать артикуляционный праксис и мелкую моторику пальцев рук;
  • формировать фонематический слух и восприятие;
  • закреплять сочетание речи и движения, темпа и ритма речи;
  • упражнять в употреблении существительных в дательном падеже;
  • учить составлять сложносочиненные предложения с союзом а;
  • развивать межполушарное взаимодействие;
  • расширять словарь на материале лексической темы «Транспорт»;
  • развивать память, логическое мышление;
  • воспитывать желание правильно говорить.

Ход занятия:

I. Оргмомент.
II. Кинезиологическая гимнастика.

(комплекс упражнений, развивающих межполушарное взаимодействие).

– Чтобы выполнить все задания на занятии, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.

– Сначала натянем «умную шапку». (Указательным и большим пальцами оттянуть мочки ушей вниз и имитировать завязывание узелка под подбородком.)

– Теперь позеваем. (Открывать широко рот и нажимать указательными пальцами на середину щек.)

– Покажем «умную сову». (Правую руку положить на левое плечо и слегка надавить, медленно повернуть голову влево назад, затем вправо назад, поменять руку и повторить движение головы).

Совушка — сова, большая голова.
На суку сидит, на всех глядит.
(Повторить 3-4-раза.)

III. Артикуляционная гимнастика.
  • для губ – гласные;
  • для языка: «лопаточка», «чашечка», «вкусное варенье», «барабанщик», «лошадка», «грибок», «заведи мотор».
IV. Уточнение артикуляции звука [p].

Найти модель артикуляционного уклада звука.

V. Связь звука и буквы.
VI. Автоматизация звука [p] в слогах.

Прочитать слоги на магнитной доске (обратные и прямые).

VII. Развитие фонематического слуха:
  • игра «Поймай звук» -выделение звука [p] из звукового ряда, из слогов , из слов корабль, машина, автобус, пароход, самолет, паровоз, метро, мотоцикл.
  • определение места звука в слове шофер, мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль.
VШ. Пальчиковая гимнастика.

Будем пальчики сгибать –
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолет,
Трамвай, метро и самолет.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.

Сообщение темы: Сегодня поговорим о транспорте и поупражняемся в правильном произношении звука [p].

IX. Автоматизация в словах.

– Будем называть только тот транспорт, в названии которого есть звук [p]. В В этом нам помогут картинки: грузовик, ракета, трактор, экскаватор, трамвай, троллейбус, метро, паровоз, пароход, корабль, вертолет.

X. Автоматизация звука [p] в предложениях.

1) Составление предложений с союзом «а».

– «Предложение договори и его ты повтори»:

Корабль плывет, а грузовик… (едет).
Трамвай едет, а ракета… (летит).
Троллейбус едет, а пароход… (плывет).
Ракета летит, а паровоз… (едет).

2) Упражнение в употреблении существительных в дательном падеже.

– «Кто чем управляет?»

  • Грузовиком управляет… (шофер).
  • Ракетой управляет…(космонавт).
  • Трактором управляет… (тракторист).
  • Трамваем управляет … (водитель).
  • Троллейбусом управляет … (водитель).
  • Кораблем управляет … (капитан).
XI. Автоматизация звука [p] в стихотворении.

Координация речи с движением.

– Сейчас мы с вами станем шоферами. Послушайте стихотворение:

Заводил шофер мотор –
Нажимал он на стартер.
Нажимал он , нажимал,
Грузовик и побежал.

– Какие слова со звуком [p] запомнили?

– Рассказывайте стихотворение вместе со мной, показывайте движения.

– Это стихотворение я запишу вам в тетрадки и вы поучите его с мамой.

XII. Ориентировка в пространстве.

– Скажите, где ездят машины?

Читайте также:
Семья - конспект НОД

– А где ходят пешеходы?

– Как нужно переходить через дорогу?

– По какой стороне улицы надо двигаться?

– Как ездят машины, чтобы не столкнуться друг с другом?

– Покажите правую, левую руки. На картинке нарисуйте красные кружки возле машин, которые едут вправо, а зеленые кружки возле машин, которые едут влево. (Дети выполняют работу коллективно.)

XIII. Развитие логического мышления.
  • Самолет, вертолет, орел, ракета.
  • Трамвай, троллейбус, велосипед, автобус.
  • Лодка, корабль, трактор, пароход.
XIV. Домашнее задание.

– Выучить стихотворение, нарисовать по клеточкам грузовик.

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Активизировать, уточнить, закрепить словарь по теме «Транспорт».

Уточнить и закрепить правильное произношение звука [Р] изолированно и в словах.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_podgruppovogo_zanyatiya_po_avtomatizatsii_zvukaiyun.docx 21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Сказка»

«Центр развития ребёнка – детский сад «Росинка»

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт».

Подготовила: учитель – логопед

Ковылкино 2021 г.

Цель: автоматизация звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт».

Активизировать, уточнить, закрепить словарь по теме «Транспорт».

Уточнить и закрепить правильное произношение звука [Р] изолированно и в словах.

Развивать фонематическое восприятие; зрительное слуховое внимание, ориентацию в пространстве, мышление.

Совершенствование умения подбирать слова-антонимы.

Упражнять в умении согласовывать существительные с числительными.

Совершенствовать, мелкую и общую моторику, мышцы артикуляционного аппарата.

Учить координировать речь с движениями.

Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности на занятии.

Воспитывать у детей культуру речи: не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать друг друга.

Формировать навыки учебной деятельности (умения слушать, слышать и понимать инструкции, контролировать собственную речь).

Оборудование: предметные картинки с изображением транспорта, предметные картинки со звуком [р]; доска, магниты, игрушка- грузовик, мяч, камешки Марблс, буква Р, картинка «Светофор», кружки-символы (красный, жёлтый, зелёный).

Логопед. Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие на Остров красивой речи. Но, чтобы туда попасть, необходимо правильно и четко произносить звук [Р] и выполнить сложные задания.

-На чем люди могут передвигаться во время путешествия?

Дети. На машинах, самолетах, поезде и т.п.

Давайте с вами вспомним, какие вы знаете виды наземного транспорта? (Автобус, автомобиль, поезд).

А что относится к подземному транспорту? (Метро).

Какой водный транспорт вы знаете? (Корабль, яхта, катер, лодка).

К какому виду транспорта относятся самолёт, вертолёт? (К воздушному транспорту)

Логопед. Верно, тогда я приглашаю вас в путешествие, а на чем мы поедем, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

Автобус готов к поездке, подготовимся и мы. Чтобы набрать скорость и правильно произносить звук [Р], сделаем гимнастику для языка и губ.

«Улыбка» – (под счет до 5-3 раза)

«Бегемот» – (под счет до 5-3 раза)

«Лопаточка» – (под счет до 5-3 раза)

«Чашечка» – (под счет до 5-3 раза)

«Маляры» – (под счет до 5-3 раза)

Логопед. Автобус стал готовиться в путь .

-Помогите Автобусу собрать вещи в дорогу. С собой надо взять только те предметы, в которых слышится звук [Р].

(Дети выбирают предметы со звуком [Р] и называют их.)

Логопед. Почему вы не взяли шапку, ласты, плащ, стул?

Дети. В этих предметах нет звука [Р]

-Вещи упакованы в чемоданы. Вы бодры и веселы, можем отправиться в путешествие. Автобус приглашает нас занять места.

Игра «Скажи наоборот»

Логопед: Чтобы ехать на автобусе, нужно заплатить за проезд, а для этого нужно назвать слова – наоборот.

Логопед: Наш автобус маленький или…

Логопед: Наш автобус медленный или…

Логопед: Наш автобус короткий или…

Логопед: Наш автобус узкий или…

Логопед: Наш автобус грязный или…

Логопед: Ну вот, мы можем отправляться. Кто вы теперь?

Логопед. Поехали. Завели мотор: р-р-р.

Логопед встает вперед «держит руль», дети встают за ним по одному.

2. Мимические упражнения. Упражнения на ориентировку в пространстве.

Посмотрите вправо. Солнышко ярко светит. Зажмурьте крепко глазки. Посмотрите влево, там нам улыбаются прохожие — улыбнитесь и вы им.

Логопед: Приехали! Выходите из автобуса. Вот и первая остановка.

Логопед. Автобус научился правильно произносить слова со звуком [Р], но не знает, как пишется буква Р, которая обозначает этот звук. Помогите Автобусу, выложите букву Р из камешков.

(Дети конструируют букву)

Логопед. На что похожа буква Р

Дети. На парус, на флажок.

Логопед. Едем дальше.

Вот вторая остановка.

Автоматизация звука [р] в словах

Игра «Назови картинки».

Логопед. Я покажу вам виды транспорта, в названиях которых есть звук [Р]. Давай назовем их, не забывай четко произносить звук [Р].

Картинный материал: кран, троллейбус, трамвай, трактор, паровоз, корабль, вертолет, грузовик, катер.

Вы хорошо справились с заданием, что же, поехали. Возьмите руль в руки, заведите мотор: РРРР.

Логопед. «Профессия водителя очень трудна. Надо постоянно следить за дорогой, знаками – это очень сложно. Машин на наших улицах много, и мы с вами должны быть внимательными и соблюдать правила дорожного движения.

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный

Горит и день, и ночь –

Зеленый, желтый, красный.

-Что помогает нам перейти дорогу?

Логопед. На какой сигнал светофора мы можем переходить дорогу?

Дети. На зеленый.

Логопед. А на какой сигнал нельзя?

Дети. На красный.

(Предъявляется предметная картинка с изображением светофора).

Давайте немного отдохнем, а то мы засиделись в автобусе.

Игра «Зеленый, желтый, красный»

Логопед. «Я буду светофором, а вы пешеходами. Если я подниму зеленый сигнал – вы будете идти на месте, если желтый – стоять, если красный – нужно присесть». (предъявляются кружки – символы для светофора: зеленый, желтый, красный)

А теперь садимся в автобус и едем дальше. Завели мотор поехали Р- Р- Р.

Логопед: Ребята, у остановки стоит грузовик, а в кузове мячик для нас. Какой он необычный, надпись на нём. Что написано? Прочитаем: «Один – много». Сейчас мы поиграем в такую игру. Я бросаю мяч и называю один предмет, а вы ловите мяч и говорите слово, если этих предметов стало много.

Игра «Один – много». Логопед, бросая мяч ребёнку, называет слово в ед. ч., а ребёнок, возвращая мяч, называет его во мн. ч.: самолёт – много самолётов.

Слова для игры: автобус, грузовик, яхта, корабль, вездеход, поезд, машина, троллейбус, лодка, электричка, телега.

Логопед: Смотрите, наш мячик куда-то покатился. Он показывает дорогу к следующей остановке, где нас ждёт следующее задание.

«Игра 4-ый лишний»

Логопед. Теперь я хочу проверить, насколько внимательно вы умеете слушать. Я буду произносить названия транспорта, а вы- определять, какое из них лишнее.

Троллейбус, катер, пароход, паром.

Вертолет, паровоз, ракета.

Троллейбус, грузовик, такси, автобус.(Грузовой и пассажирский транспорт)

Упражнение «Два и пять».

Логопед. Возьмите каждый по одной карточке, на которой изображены транспортные средства, и скажите, что у вас нарисовано. Посчитаем транспортные средства со словом два, пять.

1-ребенок: Две ракеты, пять ракет

2-ребенок: Два экскаватора, пять экскаваторов.

3-ребенок: Два трамвая, пять трамваев.

4-ребенок: Два корабля, пять кораблей.

5-ребенок: Два вертолета, пять вертолетов.

6-ребенок: Два грузовика, пять грузовиков.

Логопед. Вот мы и прибыли на Остров красивой речи. Вы большие умницы, красиво научились произносить звук [Р].

Логопед. Какие задания вы сегодня выполняли?

-На каком транспорте мы сегодня путешествовали?

Логопед. С каким звуком мы работали на занятии?

Логопед. Понравилось вам путешествовать?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект подгруппового занятия по автоматизации звуков [Р, РЬ] для детей 6-7 лет

Сюжетное занятие для детей 6-7 лет, на конец учебного года. Автоматизация звуков [Р, РЬ] изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.В конспект включены пальчиковая игра, физ. минутка. с.

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р на материале лексической темы “Птицы”

Цели занятия : Автоматизация звука (Р) как в отраженной, так и в самостоятельной речи, развитие мышления, слухового внимания и памяти, зрительного внимания.- Словообразование: продолж.

Конспект организационной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста (4 года) с диагнозом ОНР по автоматизации звука [с] на материале лексической темы «Транспорт».

Цель: автоматизация звука [С], активизация словаря по теме.

Конспект индивидуальной НОД по автоматизации звука [р] на материале лексической темы “Одежда”

Автоматизция звука [р] на материале лексической темы “Одежда”. Индивидуальная работа.

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Л. Лексическая тема “Деревья”

Паспорт урокаУчитель-логопед Санькова Елена Николаевна№Разделы паспортаСодержание разделов 1Номинация конкурса Урок с детьми с ОВЗ в однородной по составу группе. 2Возраст детей (класс).

Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности «Автоматизация звука Р на материале лексической темы «Весна» в группе комбинированной направленности для детей 6-7 лет с нарушениями речи.

План-конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения на материале лексической темы.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] в словах. Лексическая тема «Животные жарких стран»

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в словах. Лексическая тема “Животные жарких стран&quot.

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Р в предложениях

Программное содержание:

1. Цель:
– автоматизация звука р в предложениях;

2. Коррекционно – образовательные задачи:
– расширять знания о звуках языка;
– закреплять знания об органах артикуляционного аппарата.

3. Коррекционно – развивающие задачи:
– выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха;
– укрепление мышц артикуляционного аппарата;
– развитие фонематического слуха;
– закрепление изолированного правильного произношения звука [р];
– уточнение правильного произношения звука [р] в чистоговорках;
– развитие координации движений, поддержание умственной активности и работоспособности;
– автоматизация звука [р] в предложениях;
– развитие логического мышления;
– развитие мелкой моторики;
– резвитие эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания;

4. Коррекционно – воспитетельные задачи:
– соблюдать правила поведения в кабинете;
– внимательно слушать педагога;
– воспитывать умение внимательно слушать педагога и выполнять инструкции;

5.Используемая литература:
• Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников, М.: «Вако» 2005.
• Крупенчек О.И. Научите меня говорить правильно, СПб.: «Литера» 2006.
• Османова Г.А. Позднякова Л. А, 95 логопедических игр с роботом Робиком, СПб.: «Литера» 2012.

У нас он просит помощи. На нашей планете он не может дышать, говорить, плохо слышит звуки, не знает, что можно есть, а что нельзя. А ещё ему в глаза попала волшебная космическая пыль и он не может отличить правду от вымысла. Мы можем ему помочь?
Ответы детей.

II. Основная часть
1. Логопед: Давайте научим, как правильно дышать на нашей планете.
Дыхательная гимнастика «Поможем роботу»
Исходное положение – руки вперед, вдох – руки разводятся в стороны, выдох – руки медленно сходятся.
Нашего земного языка он тоже не знает. Научим его говорить?
Ответы детей.

2. Артикуляционная гимнастика:
1. «Маляр» – улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое небо («потолок»), делая движения языком вперёд – назад.
2. «Лошадка» – улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»)
3.«Грибок» – улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении – 5-10 с.
4. «Гармошка» – улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.

Давайте поиграем и научим его слышать звуки.
Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [р]

3. Д/и «Поймай звук» [р], [п], [а], [в], [р], [к], [е],[р], [и], [т], [л], [р, [у], [н], [г], [м], [с], [р], [т], [д], [ш] и т. д.
Давайте покажем роботу как правильно произносить звук [р]

4. Изолированное произношение звука [р].
Давайте расскажем роботу чистоговорки и он сможет сам прознести свое имя со звуком [р].

5. Повторение чистоговорок.
Ра-ра-ра, Робик учит букву «А».
Ро-ро-ро, Робик наш пошел в кино.
Ру-ру-ру, гуляет Робик по двору.
Ры-ры-ры, купит Робик нам шары.

Ар-ар-ар, Робик шар нарисовал.
Ор-ор-ор, видит Робик светофор.
Ур-ур-ур, Робик кормит кур.
Ыр-ыр-ыр – скушал Робик сыр.

6. Физкультминутка «Робот»
Стоит робот на дороге, (движения выполняются соответственно тексту)
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.

Логопед: Робот Робик не знает, что можно есть, а что нельзя, давайте подскажем ему (демонстрируется картинка с изображениями. Дети называют съедобное и говорят, что это могут есть люди. Называют и остальные картинки и говорят, что может съесть робот. Лексика: рогалик, мороженое, помидор, горох; кружка, ворота, вертолет, гитара, ручка, ведро.)

5. Д/и «Съедобное – несъедобное»
Логопед: Ещё Робик просит нас научить его отличать правду от вымысла. Давайте поможем ему.

6. Д/и «Что нарисовал художник неправильно»
(Демонстрируется картинка с изображением. Дети отвечаю полным предложением, и говорят, бывает ли такое. (сохраняя правильное произношение звука [р].
Ответы детей:
– Рыбак плывет на рыбе.
– На елке растут розы.
– Рысь стреляет из рогатки помидором.
– Рыба в аквариуме похожа на сову.
– Рыбу ловит рыболов.

Логопед: Дети, на нашей планете у Робика нет друзей роботов.
Давайте построим ему друзей.

7. Развитие мелкой моторики «Выложим роботов»

III. Итог занятия. Рефлексия.(просмотр видеофрагмента с музыкой релакс о там как робот Робик пролетал вокруг земли)

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р]»

Разделы: Логопедия

Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР

Возраст: 6 лет (подготовительная к школе группа)

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Цель: автоматизация произношения звука [Р]

Задачи:

  • способствовать обогащению словарного запаса;
  • закрепить умения определять место звука в словах, образовывать множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных.
  • развивать умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях; определять положения органов речевого аппарата при произношении звука [Р];
  • фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику.
  • способствовать проявлению положительных эмоций, интереса достижения результата от выполненной работы.

Планируемые результаты:

  • у детей сформировано и автоматизировано умение правильно произносить звук [Р] в слогах, словах и предложениях;
  • дети способны самостоятельно различать звуки на слух и определять место звука в словах;
  • дети без труда образовывают множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Оборудование: массажный мяч «Су-Джок», картинки-символы для выполнения артикуляционной гимнастики и изолированного произношения звука, предметные картинки (щенячий патруль), мяч, схема (для определения места звука в слове), розовый и коричневый воздушные шарики.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: доброе утро, ребята!

– Вы уже заметили, кто пришел сегодня к нам в гости?

(герои из м/ф щенячий патруль)

– Давайте назовем наших гостей по именам?

(Райдер, Рокки, Крепыш, Эверест, Маршал, Зума, Скай, Гонщик)

– А теперь мы расскажем нашим гостям главное правило речи:

Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим!

2. Основная часть

3. Артикуляционная гимнастика с картинками

(дети смотрят на картинки, которые им показывает логопед и выполняют упражнения)

  • «Маляр» – 5 раз
  • «Вкусное варенье» – 5 раз
  • «Качели» – 5 раз
  • «Часики» – 5 раз
  • «Лошадка» – 5-7 раз

4. Пальчиковая гимнастика «Су-Джок»

Я мячом круги катаю
Взад вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.

5. Уточнение артикуляции звука

– Сейчас вы должны будете угадать и произнести звук по моему описанию.

Слушаем внимательно и выполняем действия по описанию.

  • губы открыты,
  • зубы разомкнуты (между зубами широкое пространство),
  • язычок поднят вверх и дрожит,
  • воздушная струя сильная.

– Правильно, это звук [Р].

6. Произношение изолированного звука

– Ребята, давайте вспомним, как рычит тигр?

– А как мурлычет кошка?

(муррр, муррр, муррр)

7. Развитие фонематического слуха

Игра «поймай звук [Р]» (хлопни в ладоши, когда услышишь звук, слоги со звуком, слова со звуком)

  • :Р Р С З Л К Н Р Ж З Р Р Р Л Д В Ы Р
  • РА-ЛО–РЫ-КО-МЫ-РО-ДА-ПО-АР-РУ-ВЫ-УР
  • Марка, лук, комар, рак, батон, крот, дом, стол, топор, окно, ракета.

8. Физкультминутка

Раз, два — выше голова.
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — всем присесть.
Семь, восемь — встать попросим.
Девять, десять — сядем вместе.

9. Автоматизация звука в слогах, словах и предложениях

Игра «Кулачки» (проговариваем прямые слоги и сгибаем пальчики правой руки, обратные и сгибаем пальчики левой руки)

  • 1 ребенок: слоги –РА- (ра-ра-ра-ра-ра) и –АР- (ар-ар-ар-ар-ар)
  • 2 ребенок: слоги –РО- (ро-ро-ро-ро-ро) и –ОР- (ор-ор-ор-ор-ор)
  • 3 ребенок: слоги –РЫ- (ры-ры-ры-ры-ры) и –ЫР- (ыр-ыр-ыр-ыр-ыр)

Игра «Один-много»

– Сейчас мы с вами встанем в круг и сыграем в игру с мячом, я буду кидать вам мяч и называть слово, вы должны будете кинуть мне мяч обратно и назвать это слово во множественном числе. Например: рак-раки и т.д.

Ракета (ракеты), барабан (барабаны), ручка (ручки), перо (перья), рыба-рыбы, марка-марки, кран-краны, комар (комары), ранец (ранцы), тетрадь (тетради), карандаш (карандаши), морковка (морковки), помидор (помидоры).

Игра «Определи место звука»

– Дети, подойдите к доске и выберете одного щенка, но так, чтобы в его имени обязательно был звук [Р] (после того, как дети выбрали по одному герою, логопед проверяет правильность их выбора). Назовите имена героев, которых вы выбрали. Положите в то окошко на схеме, в котором расположен наш звук [Р]. (в начале слова в первое окошко, в середине – во второе, в конце – в третье).

(продолжить игру с другими предметными картинками на заданный звук по 3-5 картинок на ребенка)

Игра «Назови ласково»

– А теперь назовите предметы на картинках ласково. Например: рука-ручка, роза-розочка и т.д.

Игра «Опиши» (розовый, коричневый, оранжевый шарики)

– Что это? (шарики) Какие они? Попробуйте описать их.

(логопед раздает детям по одному шарику и просит описать его)

10. Итог занятия

Давайте вспомним, какой мы с вами прошли звук? (звук [Р]) Что вам больше всего понравилось на нашем занятии сегодня? Хотите еще поиграть в такие игры? Дома с родителями, вы можете их повторить (выдаются тетради для домашних заданий). В награду за ваши старания, вы можете забрать по одному нашему гостю и воздушному шарику к себе домой.

Автоматизация звука (p) на материале лексической темы ‘Транспорт’ – конспект подгруппового логопедического занятия

Цель — автоматизация произношения звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт».

Задачи

Коррекционно-образовательные:

  1. Активизировать, уточнить, закрепить словарь по теме «Транспорт».
  2. Уточнить и закрепить правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах словах, в предложениях.
  3. Совершенствовать лексико — грамматический строй речи: упражнять в употреблении предлогов в речи.
  4. Упражнять в составлении простых распространенных предложений.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать слуховое восприятие, ориентацию в пространстве, мышление.
  2. Совершенствовать речевое дыхание, мелкую и общую моторику, мышцы артикуляционного аппарата.
  3. Учить координировать речь с движениями.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности на занятии.
  2. Воспитывать у детей культуру речи: не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать друг друга.

Коррекционно-оздоровительные:

  1. Развивать двигательную активность.

Ход занятия

1. Вступительная беседа.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправимся в необычное путешествие. Скажите, а на чем можно ехать, плыть, лететь? (Самолет, вертолет, катер, корабль, поезд, машина, велосипед).

Как называют все это одним словом ? (Транспорт).

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Уточнение артикуляции звука, зрительное восприятие буквы.

Мы отправляемся в гараж. Здесь много разных машин. А вот грузовик готовится к отправке. Помогите нагрузить его. Нужно положить в машину шарики на которых изображена буква Р.

Теперь грузовик отправляется. Расскажите, как правильно произнести звук [Р].

Выполняют упражнение «Заведи мотор».

4. Работа над слогами.

Грузовик едет по дорожке. На дорожке изображены квадраты зеленого и желтого цветов. Когда грузовик на зеленом цвете, нужно произнести слог «бра», на желтом цвете – «бры».

5. Работа над произношением звука [Р] в словах.

  • Грузовик доставил свой груз и нужно погрузить в него картинки, в названиях которых вы слышите звук [Р].

Картинки: грузовик, ракета, трактор, машина, трамвай, велосипед, троллейбус, автобус, поезд, метро, паровоз, пароход, корабль, катер, самолет, вертолет.

Динамическая пауза. Упражнение с речевым сопровождением.

Вот готовится в полет

(Изображать рукой вращение пропеллера).

Ни разгона, ни разбега:

(Развести руки в стороны)

Раскрутили винт – и в небо!

(Поднять руки вверх).

  • Упражнение на употребление предлогов в речи.

В гараже много транспорта. Один из водителей чинит трактор. Добавьте нужное слово в предложение.

Водитель сел В трактор.

Водитель вышел ИЗ трактора.

Водитель полез ПОД трактор.

Водитель вылез ИЗ-ПОД трактора.

Водитель зашел ЗА трактор.

Водитель вышел ИЗ-ЗА трактора.

Водитель залез НА трактор.

Водитель слез и снова сел В трактор.

  • Упражнение «Кто чем управляет».

Кто управляет грузовиком? (Шофер)

Кто управляет ракетой? (Космонавт).

Кто управляет трактором? (Тракторист).

Кто управляет кораблем? (Капитан).

Кто управляет самолетом? (Пилот).

Кто управляет велосипедом? (Велосипедист).

Пальчиковая гимнастика.

Послушайте стихотворение и скажите, на чем едет этот человек. Возьмите в руки карандаш и вращайте его между ладоней.

На двух колесах я качу,

Двумя педалями верчу,

За руль держусь, смотрю вперед,

Я знаю скоро поворот.

Мне подсказал дорожный знак –

Шоссе спускается в овраг.

6. Работа над составлением предложений.

На доске картинки с изображением разного транспорта. Детям предлагается рассказать в какую сторону движется транспорт.

Жираф на вертолете направляется вправо.

Мартышка на грузовике движется налево.

Тигр на тракторе движется направо.

Кролик на метро движется налево.

Рысь на ракете летит вверх.

7. Упражнение «4 лишний».

Вертолет, пароход, ракета, самолет.

Пароход, корабль, катер, паровоз.

8. Итог занятия.

На чем можно ехать, плыть, лететь? (На транспорте).

Подгрупповое логопедическое занятие “Транспорт” с использованием ИКТ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29 городского округа г.Нефтекамск РБ

подгруппового логопедического занятия с использованием ИКТ

Тема: «Транспорт»

I квалификационной категории

Муртазина Айсылу Радиковна

Цель: обобщение и систематизация знаний детей по теме «Транспорт».

Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Совершенствовать навыки словообразования и словоизменения.

2. Совершенствовать связную речь детей.

Коррекционно-развивающие:
1. Развивать общие речевые навыки, просодическую сторону речи, силу голоса; общую, мелкую и артикуляторную моторику.

2. Автоматизировать правильное произношение поставленных звуков.
3. Упражнять детей в образовании глаголов в форме прошедшего времени, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. Формировать умение слушать, развивать слуховое внимание.
5. Развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога и других детей.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к занятию , фонограмма песни «Кручу, кручу, кручу педали, кручу…» из мультфильма «Кот Леопольд», мяч, таз с водой, ореховая скорлупа.

I . Организационный момент

– Ребята, я рада вас видеть. Готовы заниматься? Покажите, какое у вас настроение. (Дети мимикой показывают) .

II . Постановка цели

– Посмотрите внимательно на экран и скажите, какая картинка лишняя и почему.

Игровое упражнение «Что лишнее?» (Машина, самолёт, пароход, кастрюля, автобус) .

– Лишняя картинка – кастрюля, потому что это посуда, а не транспорт .

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на занятии?

– Сегодня на занятии мы будем говорить о транспорте.

III . Артикуляционная гимнастика

– Ребята, сегодня у нас будет гость. Он здесь будет с минуты на минуту. Послушайте, вот он едет и поёт песенку.

(Звучит фонограмма песни «Кручу, кручу, кручу педали, кручу» из мультфильма «Кот Леопольд»)

– Угадали, кто это? (Кот Леопольд).

(на экране изображение кота Леопольда).

– Ребята, Леопольд очень добрый и очень воспитанный кот. Давайте с ним поздороваемся.

– На чём он к нам приехал? (На велосипеде).

(на экране изображение велосипеда)

– Какие части есть у велосипеда? Будем отвечать полным предложением. (У велосипеда есть руль. У велосипеда есть колёса. У велосипеда есть сиденье. На колёсах велосипеда есть спицы. У велосипеда есть звонок.)

– Давайте с вами тоже вместе с котом Леопольдом скатимся с горки на велосипеде. Но сначала проверим, все ли части велосипеда в порядке и готов ли ваш язычок к занятию.

Колёса . – Они круглые и большие. Откроем ротик широко. («Окошко»)

Сиденье . – Мягкое и удобное. На нём удобно сидеть. Широкий язычок положим на нижнюю губу. («Лопаточка»)

Спицы на колесе . – Очень длинные и тоненькие. Сделаем наш язычок таким же тоненьким и длинным. («Иголочка»)

Руль . – С его помощью мы можем поворачивать направо и налево. Движения языком вправо-влево. («Часики»)

Педали. – Крутятся вверх-вниз. Движения языком вверх-вниз. («Качели»)

А теперь скатимся с горы. («Горка»).

IV . Дыхательная гимнастика

– Назовите, на чём можно путешествовать по воде?

(Дети называют виды водного транспорта.)

– Давайте станем капитанами и отправимся в плавание на корабле. Для того чтобы корабль поплыл, его парусам нужен ветер. Давайте поможем нашему кораблику плыть. Не забывайте, чтобы он благополучно добрался до другого берега и не потонул, ветер должен быть плавным, но сильным. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.

(Дети по очереди дуют на кораблик, помогая ему перебраться до другого края таза).

– А кто управляет кораблём? (Кораблём управляет капитан).

– Ребята, давайте скажем, что делал наш кораблик. Сначала он от берега что сделал? (отплыл). Потом по морю он… (поплыл). Затем совсем от нас… (уплыл). Кораблик море … (переплыл). И вот до берега… (доплыл).

IV . Основная часть

Игра-упражнение с мячом на изменение существительных в Р.п. «Что есть, чего нет?»

Давайте сыграем с котом Леопольдом в игру «Что есть, чего нет». Кому кину мяч, тот и отвечает:

– У самолёта есть хвост, а у машины нет…(хвоста)

– У лодки есть вёсла, а у грузовика нет… (вёсел)

– У поезда есть вагоны, а у автобуса нет…(вагонов)

– У машины есть колёса, а у парохода нет…(колёс)

– У мотоцикла есть фары, а у лодки нет…(фар)

– У корабля есть парус, а у поезда нет… (паруса)

– У грузовика есть кузов, а у мотоцикла нет… (кузова)

– У самолёта есть крылья, а у катера нет… (крыльев)

– У автобуса есть окна, а у велосипеда нет…(окон)

– У велосипеда есть педали, а у вертолёта нет… (педалей)

– У парохода есть труба, а у лодки нет… (трубы).

2. Физминутка

А сейчас давайте немного отдохнём и отправимся вместе с нашим гостем в путешествие на самолёте.

Самолёты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)

Самолёты полетели, (ходьба по кругу, повернувшись друг за другом, руки в стороны, поочередные наклоны туловища в стороны)

На поляну тихо сели (присесть, руки к коленям)

Да и снова полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны туловища в стороны)

Мы летаем высоко, (потянулись вверх)

Мы летаем низко, (присели)

Мы летаем далеко, (вытянули прямые руки вперёд)

Мы летаем близко (кисти рук положили на плечи крест-накрест)

– Кто управляет самолётом? ( Самолётом управляет пилот, лётчик).

– Кем мы с вами были? (Мы были пилотами).

Есть транспорт , который перевозит людей, т.е. пассажиров. Он называется пассажирский транспорт .

А есть транспорт , который перевозит грузы. Он называется грузовой транспорт.

3. Игра «Большой – маленький»

– Ребята, а у нас в группе есть игрушки-транспорт? Какие? (Дети называют игрушки).

Давайте сыграем в игру. Настоящая машина большая, а игрушечная – маленькая. Как мы её назовём ласково? (машинка).

– А сейчас мы отправимся в небольшое путешествие на автобусе. Сели поудобнее!

4. Пальчиковая игра “Автобус”

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит колесом.

(вращаем сжатые кулачки)

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит руль, руль

(изображаем как крутим руль)

Едет-едет наш автобус,

Дворниками бжик-бжик бжик-бжик

(параллельно двумя руками влево-вправо)

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит колесом.

(вращаем сжатые кулачки)

Двери открываются — двери закрываются.

(ладошки сводим и разводим)

– А кто управляет автобусом? (Автобусом управляет водитель, шофёр).

Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие – ездят по дороге, третьи – плавают по морям и океанам.

Есть даже подземный транспорт – метро .

А какие виды транспорта знаете вы ? (Если детям сложно назвать, логопед задаёт наводящие вопросы)

Как называется транспорт, который летает в воздухе? (воздушный)

Как называется транспорт, который едет по дороге? (наземный)

Как называется транспорт, который плывёт по воде? (водный)

5. Игра «Скажи правильно»

– Ребята, кот Леопольд очень любит читать книжки. Вот и сегодня он хотел вам почитать, но вредные соседские мышки изорвали его книжку и перепутали все слова, и получилась какая-то путаница. Кот Леопольд очень расстроился, ведь теперь стало всё непонятно. Поможем ему правильно составить предложения в книжке?

– Машина летает в воздухе.

– Самолёт плывёт по реке.

– Пароход едет по дороге.

– Поезд плывёт по морю.

– Лодка едет по дороге.

– Мотоцикл едет по рельсам.

V . Итог занятия

Ребята, коту Леопольду очень понравилось с вами играть. Он обязательно приедет к вам ещё. А сейчас ему уже пора домой. Давайте с ним попрощаемся и вспомним, как всегда говорит кот Леопольд на прощание. (Ребята, давайте жить дружно).

– О чём мы сегодня говорили? Какой транспорт вы запомнили? Назовите виды транспорта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: