Автоматизация звука (Л) в слогах, словах – конспект в 1 классе

Конспект группового логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах» 1 класс

Конспект группового логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах» 1 класс.

  • закрепление навыка правильного произношения звука [Л] в слогах, словах.
  • уточнить артикуляцию звука [Л];
  • автоматизировать звук [Л] в слогах, словах;
  • закреплять умение согласовывать сущ. единственного числа с числительным,
  • образовывать формы множественного числа существительных.
  • развивать зрительное и слуховое восприятие;
  • уточнять и расширять словарный запас учащихся;
  • развивать пространственные представления;
  • развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  • развивать процессы анализа, синтеза, запоминания;
  • развивать интонационную выразительность речи;
  • совершенствовать навык самоконтроля.
  • воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность в течение всего занятия.
  • мультимедийное оборудование;
  • контуры животных-героев сказки “Колобок”;
  • картинки героев сказок;
  • волшебная шкатулка;
  • картинки девочки Луши, зимы;
  • воздушные шары с изображением эмоций (радость, грусть, зло);
  • зеркала.

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, т.к. на нем присутствуют гости. Они пришли посмотреть, как мы с вами можем хорошо работать. Я думаю, что у нас с вами на занятии все получится. Давайте вспомним, как мы будем работать, и говорить на занятии.

Д: Мы будем разговаривать,
мы будем проговаривать,
так правильно и внятно,
чтоб было всем понятно.

– Сядет тот, кто назовет: какое сейчас время года? (зима). Какой месяц зимы? (декабрь). Это начало, середина, или коней зимы? (начало).

II. Введение в тему.

1. Создание положительного настроя на занятие.

– Ребята, вы видите на доске лицо улыбающейся девочки, которую зовут Луша. Произнесите ее имя так, чтобы были слышны отдельно все звуки. (Л-У-Ш-А). А теперь произнесите слитно (ЛУША).

– Определите, какое настроение у девочки. Почему вы догадались, что она веселая? Я желаю, чтобы у вас тоже сохранилось это настроение на протяжении нашего занятия. Луша принесла на занятие красивые воздушные шары. Мы сейчас с ними поиграем. Возьми шарик, посмотри какое настроение у этого шарика, с таким настроением скажи слово (Луша). Ребенок берет шарик и проговаривает слово грустно, зло, радостно.

2. Артикуляционная гимнастика.

– А теперь поставьте перед собой зеркало и улыбнитесь так же, как Луша.

Упражнения для губ:

  • «улыбка» (губы растянуты, зубы видны).

Упражнения для языка:

  • «лопаточка» (рот приоткрыть, положить широкий расслабленный язычок на нижнюю губу);
  • «грибок» (улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу)
  • «маляр» (рот открыть, широким кончиком языка проводить от верхних зубов до мягкого неба);
  • «почистим зубки» (почистить кончиком языка верхние зубы слева — направо, сверху – вниз)
  • – «пароход гудит».

Губы улыбаются.
Язык в зубы упирается.
По бокам от языка.
Воздух пробирается.

3. Мотивационный компонент занятия.

– Ребята, сегодня мы побываем в гостях у сказки, а название этой сказки вы отгадаете по имени главного героя.

Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке покатился.
Был он весел, был он смел,
И в пути он песни пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.

Кто же это? (Колобок)
– Начнём путешествие в сказку с волшебного превращения. Я скажу волшебные слова, и мы окажемся в сказке.

Итак: Крибле, крабле, бумс! Вот мы и в сказке. (Показ отрывка мультфильма “Колобок”)

III. Сообщение темы урока.

– Путешествуя по сказке, знакомясь с ее героями, мы будем следить за речью и правильно произносить звук Л в слогах и разных словах.

IV. Автоматизация звука в слогах.

1. Речевая разминка.

– Ребята, в сказке Колобок пел песенку, а сегодня давайте мы ему споем песенки – чистоговорки (сначала проговаривает логопед, затем дети хором)

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – забивали мы голы.

ЛУ-ЛУ-ЛУ – возле окон на полу.

ЛА-ЛА-ЛА – не заметили стекла.

ЛУ-ЛУ-ЛУ – мы не били по стеклу.

ЛА-ЛА-ЛА – только нет в окне стекла.

2. Упражнение на развитие фонематического слуха.

– Хлопните в ладоши, когда услышите слог со звуком Л

ЛА МА РУ ЛУ ЛО ДО ЛЫ МЫ

– Сколько раз хлопнули в ладоши? (4 раза)

3. Повторение цепочки слогов.

– На занятие я принесла волшебную шкатулку. Хотите посмотреть, что в ней? Чтобы ее открыть, нужно повторить за мной цепочку слогов. Если вы выполните задание без ошибки, тогда шкатулка откроется. (Логопед произносит для каждого ребенка цепочку слогов, дети повторяют ее)

Читайте также:
Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими ЗПР

V. Автоматизация звука в словах.

– А сейчас доставайте из шкатулки картинки и называйте их (дети по очереди называют картинки и выкладывают их на столе). Затем распределяют в 3 столбика.

1 – животные, 2 – птицы, 3 – растения.

1. Игра «Сосчитай — ка»

– Ребята, вспомните, кого в сказке на своем пути повстречал Колобок?

Как их назвать одним словом?

– Расставьте их по порядку, кого сначала повстречал Колобок, кого потом. (заяц, волк, медведь, лиса).

– Сейчас мы посчитаем животных. Я назову слово, а вы соедините это слово с числами: 1, 3, 5

1 колобок, 3 колобка, 5 колобков

1 волк, 3 волка, 5 волков

1 лиса, 3 лисы, 5 лис

Физминутка “Вы, наверное, устали?”

– Чтение стихотворения с выполнением движений.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем.
И работать продолжаем.

2. Игра «Подбери картинку».

– Ребята, у кого в сказке была рыжая шубка и пушистый хвост?

– Лисичка – сестричка предлагает вам четко назвать картинки и подобрать подходящие друг другу. (яблоко — яблоня, мыло – полотенце, лодка – весло, белка – дупло)

3. «Один-много».

– Ребята, у кого в сказке вкусный бочок, нет ни рук, ни ног?

Колобок предлагает из одного предмета сделать много. (лавка – лавки, ложка – ложки, халат – халаты, кукла – куклы)

4. Игра «Четвертый лишний».

– Ребята, у кого в сказке была серая шуба, острые зубы?

– Волчок — серый бочок предлагает назвать картинки и определить среди них лишнюю. Почему вы так считаете? (Яблоко, помидор, огурец, лук. Корова, коза, собака, белка)

5. «Сложи цветок».

– Ребята, сложите цветок, назвав предметы на его лепестках, правильно произнося звук Л.

VI. Итог занятия.

– Молодцы, ребята. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Наше занятие подошло к концу. Давай вспомним, что мы делали сегодня на занятии? Что вам особенно понравилось на занятии? Давайте наши цветы подарим Луше, а она вам дарит воздушные шарики и желает, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Л
план-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л]

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

– закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

– формировать навыки согласования числительного с существительным;

-развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;

-обогащение и расширение словарного запаса;

– закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

-воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, колокольчик, гладиолус, мак, тюльпан, незабудка, одуванчик, лилия, василёк); картинки с изображением предметов для счёта: кукол, яблок; игрушка – пчела, разрезная картинка с изображением пчелы Луши; набор предметных картинок: ласточка, лопата, лампа, ландыш, лось, халат, колобок, акула, вилка, голубь, мел, стол, стул, пенал.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_individualnogo_logopedicheskogo_zanyatiya_po_avtomatizatsii_zvuka_l.docx 21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л]

Цель : автоматизировать звук [л] в слогах , словах, словосочетаниях, предложениях.

– закреплять правильное произношение звука [л] в слогах , словах, словосочетаниях, предложениях.

– формировать навыки согласования числительного с существительным;

-развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;

-обогащение и расширение словарного запаса;

– закреплять навыки звукового анализа и синтеза ;

-воспитывать самостоятельность, интерес к занятию .

Оборудование : картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, колокольчик, гладиолус, мак, тюльпан, незабудка, одуванчик, лилия, василёк); картинки с изображением предметов для счё та : кукол, яблок; игрушка – пчела, разрезная картинка с изображением пчелы Луши; набор предметных картинок : ласточка, лопата, лампа, ландыш, лось, халат, колобок, акула, вилка, голубь, мел, стол, стул, пенал.

1. Организационный момент.

– Здравствуй, Коля! Давай поздороваемся с нашими гостями и больше не будем на них отвлекаться.

– Сегодня у нас на занятии новый гость . Послушай загадку и попробуй догадаться, кто это?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

Как зовут её?. (пчела) .

– Правильно, это веселая и добрая пчела по имени Луша. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из неё мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [л] и поиграть с тобой в разные игры.

2. Артикуляционная гимнастика.

– Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки»(на смарт-доске) . Посмотри на них и сделай упражнение.

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

Ветер парус раздувает,

Нашу лодку подгоняет,

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем лодку мы держать.

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво :

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

Блин мы ели с наслажденьем-

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

3. Изолированное произнесение звука [л] , характеристика звука .

Давай произнесём любимый звук пчёлки Луши : ЛЛЛ. Обсуждение артикуляции звука : Широкий язык поднимается вверх за зубы, губы улыбаются.

Похвали звук [л] . ( Звук [л] – согласный , потому что во рту есть преграда – язык, звук звонкий , твёрдый).

4. Автоматизация звука [Л] в слогах .

– Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спел вместе с ней.

Спой песенку «ла» столько раз, сколько я хлопну.

Спой песенку «ло» столько раз, сколько я топну.

Спой песенку «лу» столько раз, сколько я подниму руки вверх.

Спой песенку «лы» столько раз, сколько пчёл на столе.

Спой песенку «лэ» столько раз, сколько я постучу.

5. Автоматизация звука [Л] в словах и словосочетаниях.

– Посмотри и назови картинки со звуком Л (подсолнух, белка, ландыши, клоун, мыло) .

Про что можно сказать белые. ландыши.

6. Формирование фонематических представлений.

– Как много цветов растет на лужайке. Луша летает от одного цветка к другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный нектар. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л] .

(ландыш, колокольчик, мак, незабудка, одуванчик,василёк, анютины глазки) .

Выбираем колокольчик, ландыш, анютины глазки.

7. Пальчиковая гимнастика.

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Стали пчёлки вылетать :

Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка) . На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей) . «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей» .

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

8. Игра «Где спрятался звук » (формирование звукового анализа ) .

– Луша принесла с собой красивые цветы и шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, которыми надо украсить цветочные лепестки. Для этого определи место звука [л] в словах : начало, середина или конец слова. Старайся отвечать полным ответом.

(ласточка, лопата, лампа, ландыш, лось, халат, колобок, акула, вилка, голубь, мел, стол, стул, пенал).

– Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

10. Игра «Посчитай» .

– Посмотри, как много подарков я принесла для Луши. Давай посчитаем их (кукла, яблоко) .

11. Автоматизация звука [Л] в предложениях .

1) Подруга Луши девочка Алла прислала ей свои фотографии, на которых изображено, что она делала, когда отдыхала у своей бабушки на каникулах летом и зимой. Расскажи, что делала Алла (по картинкам) .

Алла шила. Алла вязала….

2) Луша решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Ладу.

Кукла купила Лушу.

Белый платок надел Аллу.

3) Луша решила стать художницей и нарисовала картины. В чём ошиблась Луша, что она неправильно нарисовала? (картинки «Чего не бывает» ).

Луша ошиблась в том, что ласточка не бывает красной. Луша ошиблась в том, что яблоко не бывает синим. Луша ошиблась в том, что на ёлке не растёт клубника. Луша ошиблась в том, что нельзя ходить по железной дороге летом на лыжах.

12. Развитие мелкой моторики.

– Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Луши. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку) .

– Молодец! Луша очень довольна.

13. Итог занятия .

– Наше занятие подошло к концу . Чем мы сегодня занимались? (Учились правильно произносить звук [Л] ) . Какая игра тебе понравилась больше всего? Назови 3 любых слова со звуком [Л] .

– Пора прощаться с пчелкой. Луша благодарит тебя и дарит тебе наклейки со своими портретами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Постановка звука [Ш]

Цель:- уточнение артикуляции звука [Ш];- постановка звука;- уточнение изолированного положения;- развитие речевой моторики;- развитие фонематического слуха;- развитие точных движений кисть руки.

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Р

Данный материал содержит конспект подгуппового логопедического занятия с детьми 1 класса. Тема занятия: “Автоматизация звука Р в словах, словосочетаниях и предложениях”. Учитель – логопед Кл.

Конспект идивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш в слогах, словах.

Представлен вашему вниманию конспект идивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш.

Тема. Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] в слогах и словах.

Программное содержание: 1. Автоматизировать звук Л в слогах, словах. 2. Совершенствовать мелкую моторику рук, зрительное восприятие. 3. Совершенствовать пространственную ориентировку. 4. Продолжат.

Конспект коррекционно-логопедического занятия по автоматизации звука [Л].

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в различных позициях. Слова-действия. Составление синквейна.

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация свистящих звуков с-з»

Конспект и презентация индивидуального логопедического занятия для 1 класса “Дифференциация зыуков с-з&quot.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] изолированно, в слогах и словах на тему «В гости к Смешарикам!»

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] изолированно, в слогах и словах.на тему «В гости к Смешарикам!&raquo.

Автоматизация звука (Л) в слогах, словах – конспект в 1 классе

Разработала учитель – логопед

Илюхина Ольга Васильевна

МБДОУ “Детский сад “Теремок” комбинированного вида”

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях.

– закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.

– формировать навыки согласования числительного с существительным;

-развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;

-обогащение и расширение словарного запаса;

– закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

-воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы); картинки с изображением птиц: соловей, иволга, дятел, щегол, соловей; разрезная картинка с изображением Стеллы»; набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка.

1. Организационный момент.

– Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

Как зову её. (пчела).

– Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Стелла. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из них мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [л] и поиграть с тобой в разные игры.

2. Артикуляционная гимнастика.

– Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

Зато смелый он какой!

Ему волны не страшны,

Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».

Наша Таня – озорница,

Тянет губки к ушкам.

– Посмотрите на меня –

– Я, теперь – лягушка!

Блин мы ели с наслажденьем-

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

3. Автоматизация звука [Л] в слогах.

– Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

4. Автоматизация звука [Л] в словах.

– Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].

Ла-ла-ла, вкусный мед несет… (пчела).

Лу-лу-лу, мы увидели… (пчелу).

Лы-лы-лы, испугались мы…(пчелы).

5. Пальчиковая гимнастика.

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей».

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

6. Формирование навыка звукового анализа.

– Как много цветов растет на лужайке. Стелла летает от одного цветка у другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный сок. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л].

(ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы).

– Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

8. Игра «Где спрятался звук».

– Стелла принесла с собой красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

( Лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка).

9. Игра «Посчитай».

– Посмотри, как много птиц прилетели на лужайку! Давай посчитаем их. И скажи: каких птиц больше, а каких – меньше.

(соловей, иволга, дятел, щегол, соловей).

10. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

– Стелла решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Салазки везут Славу.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Лолу.

Ладони вымыли Клаву.

Кукла купила Лушу.

Белый платок надел Аллу.

11. Развитие мелкой моторики.

– Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Стеллы. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку).

– Молодец! Стелла очень довольна.

12. Итог занятия.

– Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою колокольчиковую лужайку. Какая игра тебе понравилась больше всего?

Автоматизация звука (Л) в слогах, словах – конспект в 1 классе

Цель: сформировать навык произношения звука [Л] в прямых и обратных слогах, словах

Бесплатные занятия с логопедом

Цель: сформировать навык произношения звука [Л] в прямых и обратных слогах, словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям
  • умение контролировать свою речь.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие моторики речевого аппарата
  • закрепление правильного произношения данного звука в слогах, словах, предложениях
  • развитие зрительно-пространственных функций.

Оборудование: зеркало, картинки, карта, схема для анализа звуков.

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуй! Я очень рада тебя видеть! Как твои дела? Как настроение?

Садись удобно, спинку не забывай держать прямо. Давай вспомним, с чего начинается каждое наше занятие?! Правильно, с зарядки. Смотри в зеркало и выполняй движения.

2. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Чтобы правильно и красиво говорить, нужно сделать гимнастику для язычка, губ и щек.

  • «Улыбка-Хоботок»
  • «Лопаточка»«Иголка»
  • «Качели»
  • «Пароход гудит»
  • «Вкусное варенье»

3. Дыхательная гимнастика

Логопед: Посмотри, у меня есть вот такая пчелка, давай подуем и посмотрим как она машет крыльями во время полета.

Инструкция: (Вдыхаем носом, выдыхаем через рот губы в трубочку, плечи не поднимаем, щеки не надуваем)

4. Введение в занятие

Логопед: Сегодняу нас на занятии гость. Послушай загадку и попробуй догадаться, кто это?

Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мед свой в соты отдала;
Как зовут ее?! (Пчела)

Логопед: Правильно! Это веселая и добрая пчела, а зовут ее Лоло. Она немного заблудилась и очень хочет вернуться к себе домой в свою сказочную страну Пчеландия. А заблудилась она потому, что искала того кто мог бы помочь ей вспомнить как произносится звук Л.

Давай поможем Лоло вернуться домой и вспомнить как произносится звук Л.

5. Анализ артикуляции звуков. Характеристика звука.

Логопед: Расскажи Лоло, как нужно правильно произносить звук [Л].

Ребенок: При произношении звука [Л] губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка прижат к бугорку за верхними зубами.

Логопед: Звук [Л] согласный или гласный?

Ребенок: Звук [Л] согласный, потому что во рту есть преграда.

Логопед: Звонкий или глухой?

Логопед: Почему он звонкий?

Ребенок: При произнесении звука [Л] горлышко дрожит.

Логопед: Твердый или мягкий?

Логопед: Ну теперь в путь! У нас есть карта, с помощью которой мы поможем Лоло добраться до ее страны. Эта карта необычная, нужно двигать указательным пальцем правой руки и произносит звук [Л].

6. Автоматизация звука [Л] в слогах.

Логопед: Итак мы добрались до первого пункта. Нас встречает пчелка-певица она любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

ла-ла-ла ала-ала-ала
лу-лу-лу улу-улу-улу
лы-лы-лы ылы-ылы-ылы
ло-ло-ло оло-оло-оло

Логопед: Отправляемся дальше.

7. Автоматизация звука [Л] в словах.

Логопед: А вот и дошли до второго пункта, и эта пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].

Ла-ла-ла, вкусный мед несет…
Ребенок: (пчела).
Лу-лу-лу, мы увидели…
Ребенок: (пчелу).

Лы-лы-лы, испугались мы…
Ребенок: (пчелы).

Логопед: А еще пчелка хочет, чтобы мы разгадали ребус. Внимательно посмотри на карточки. Что здесь изображено. А что еще ты видишь? Правильно! Слог. Какое слово получится, если соединить слог со словом.

8. «Ребус»

Бу (лавка) Что за слово?

Ку (лак) Что за слово?

Каб (лук) Что за слово?

Логопед: Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.
Выполняй-ка по порядку.
Быстро встань и улыбнись.
Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,
Подними и опусти.
Влево, вправо повернись,
Рук коленями коснись.

Логопед: Идем дальше, до третьего пункта.

10. Автоматизация звука в словах.

Игра «Где спрятался звук».

Логопед: Эта пчелка принесла красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

(Лапти, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка).

11. Автоматизация звука в предложениях.

Логопед: Вот мы почти у страны пчелки Лоло остался последний пункт. Тут нас встречает пчелка, которая хочет нас рассмешить забавными предложениями. Давай послушаем их, и составим правильно.

Логопед: Салат ел Милу.

Ребенок: Мила ела салат.

Логопед: Пол упал на стул.

Ребенок: Стул упал на пол.

Логопед: Лук попол Милу.

Ребенок: Мила попола лук.

Ребенок: Ура! Вот мы и добрались до страны Пчеландия! И помогли Лоло вспомнить звук Л.

12. Итог занятия.

Логопед: Какой звук мы сегодня повторяли?

Ребенок: Сегодня на занятии мы повторяли звук [Л].

Логопед: Как правильно он произносится?

Ребенок: При произношении звука [Л] губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка прижат к бугорку за верхними зубами.

Логопед: Какой он?

Ребенок: Звук [Л] согласный, твердый, звонкий.

Логопед: Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с Лоло. Ей пора возвращаться домой.

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»

Татьяна Сидоренко
Конспект логопедического занятия в 1 классе «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В 1 КЛАССЕ

Тема: Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях.

учитель-логопед: Сидоренко Татьяна Анатольевна

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях.

– закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.

– формировать навыки согласования числительного с существительным;

-развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;

-обогащение и расширение словарного запаса;

– закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

-воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы);картинки с изображением птиц: соловей, иволга, дятел, щегол, соловей; разрезная картинка с изображением Стеллы»; набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

– Сегодня у нас на занятии гость. Послушайте загадку и попробуйте догадаться кто это?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

Как зову её?. (пчела).

– Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Стелла. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из них мед. Она прилетела послушать, как вы произносите звук [л] и поиграть с вами в разные игры.

2. Артикуляционная гимнастика.

– Но сначала давайте сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотрите на них и делайте так же.

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

«Пароход гудит»

Зато смелый он какой!

Ему волны не страшны,

Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».

Наша Таня – озорница,

Тянет губки к ушкам.

– Посмотрите на меня –

– Я, теперь – лягушка!

«Вкусное варенье»

Блин мы ели с наслажденьем-

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

3. Автоматизация звука [Л] в слогах.

– Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы вы тоже спели вместе с ней.

4. Автоматизация звука [Л] в словах.

– Пчелка предлагает вам поучиться сочинять стихи. Придумайте слово в рифму и повторите все стихотворение. Не забывайте четко и правильно произносить [Л].

Ла-ла-ла, вкусный мед несет… (пчела).

Лу-лу-лу, мы увидели… (пчелу).

Лы-лы-лы, испугались мы (пчелы).

5. Пальчиковая гимнастика.

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей».

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

6. Формирование навыка звукового анализа.

– Как много цветов растет на лужайке. Стелла летает от одного цветка к другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный сок. Давайте ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л].

(ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы).

– Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

8. Игра «Где спрятался звук».

– Стелла принесла с собой красивую шкатулку. Давайте посмотрим, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определите место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

(Лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка).

9. Игра «Посчитай».

– Посмотрите, как много птиц прилетело на лужайку! Давайте посчитаем их.И скажите: каких птиц больше, а каких – меньше. (Соловей, иволга, дятел, щегол, соловей).

10. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

– Стелла решила посмешить вас и придумала забавные предложения. Послушайте их внимательно и исправьте ошибки.

Салазки везут Славу.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Лолу.

Ладони вымыли Клаву.

Кукла купила Лушу.

Белый платок надел Аллу.

11. Развитие мелкой моторики.

– Посмотрите, у каждого на столе лежит разрезная картинка, ее нужно собрать. Давайте соберем и подарим пчелке. (Дети собирает разрезную картинку).

– Молодцы! Стелла очень довольна.

11. Итог занятия.

– Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою колокольчиковую лужайку. Какая игра вам понравилась больше всего?

Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях Произносить слова со звуком [С], язык упирается в нижние зубы, губы в улыбке, подуть на язычок: Нос, пес, лес, колос, навес, пояс, овес,.

Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях Предлагаю презентацию по автоматизации звука с в слогах. словах, предложениях. Цель данной презентации автоматизировать звук С в виде просмотра.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация твердого звука [Р] в словах и предложениях» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 27 «СКАЗКА» Цель: Автоматизация твердого звука [Р] в словах.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях» Цели: 1. Коррекционно-образовательная:упражнять в правильном произнесении звука[л], по акустическим и артикуляционным признакам в слогах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука с в словах и предложениях» Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Автоматизация звука [с] в словах и предложениях».

Конспект НОД Тема: Автоматизация звука (Л) в слогах, словах, предложениях, тексте. «Лайнер» Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: Автоматизация звука (Л) в слогах, словах,предложениях, тексте. Цель: формировать.

Конспект логопедического занятия в сенсорной комнате «Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях» Конспект логопедического занятия в сенсорной комнате. Тема: Автоматизация звука «Ш» в словах и предложениях. Цель: Автоматизация звука «.

Самоанализ логопедического занятия «Автоматизация твердого звука [Р] в словах и предложениях» Анализирующий – учитель – логопед Цель посещения – самоанализ занятия Этап работы – автоматизация звука «Р» Форма занятия – индивидуальная.

Конспект занятия «Башмачки для Элли» (Автоматизация звука [с] в слогах, словах, предложениях) Возрастная группа: дети подготовительной к школе группе, посещающие логопедический пункт, подгруппа-5 человек. Цель: Закрепление правильного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л]»

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука [Л]» (с использованием здоровьесберегающих технологий).

Автор-составитель:

Учитель-логопед

Власова Л.В.

ГБОУ СОШ 863 СПДО № 2

— развитие мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата;

— развитие речевого и физиологического дыхания;

— рецепторное воздействие на кисти рук, развитие мелкой моторики;

— профилактика нарушений зрения;

— развитие общей моторики;

— развитие воображения, мышления.
Цель: автоматизация звука [Л] в словах и фразе.
1. Коррекционно-образовательные задачи:

— автоматизировать произношение звука в словах, фразе;

— закрепление навыка деления слов на слоги;

— чтение односложных слов без стечения согласных;

— закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

— преодоление аграмматизмов в речи (словосочетание сущ.+числит.);

— уточнение и расширение лексического запаса (антонимы);
2. Коррекционно – развивающие:

— развитие кинетическойй основы артикуляционных движений;

— развитие сенсорных и моторных функций;

— развитие функций языкового анализа и синтеза;

— развитие познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе занятия;

— развитие грамматического, лексического, синтаксического строя речи.

3. Коррекционно – воспитательные:

— воспитание положительной мотивации в учебной деятельности;

— воспитание правильной звуковой культуры речи.

Оборудование:игровые тренажеры для развития дыхания, шарик су-джок, предметные картинки на зв [Л], картинка «Облака» с написанными на облаках односложными словами без стечения согласных, разрезные карточки с цифрами, наклейки с животными, иллюстрации.

Ход занятия
1. Оргмомент . Психогимнастика.
«Посмотри, это ласточка. Знаешь эту птичку? Изобрази, как ласточка летает, радуется теплу. Но прилетел коршун, ласточка боится за своих птенцов.

А теперь коршун улетел, и ласточка радуется солнышку».

2.Сообщение темы занятия.

А с какого звука начинается слово «ласточка»? Сегодня мы будем продолжать учиться произносить этот звук. А с чего мы всегда начинаем занятие? Правильно, с зарядки.

3. Артикуляционные упражнения.

«Улыбка-хоботок», «Зайка думает», «Слоненок», «Качели», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Индюк», «Вкусная конфета».

4. Дыхательные упражнения (развитие физиологического дыхания и речевого дыхания).

А) Использование игровых тренажеров на развитие силы и глубины выдоха «Паровозик», «Птичка в клетке», вертушек.

Б) Игра «Ниточка»: Вдох носом, воздух набираем в живот и на выдохе тянем зв [Л], наматывая воображаемую нитку на руку, нитка-выдох должна получиться длинной.

  1. Чистоговорки. Самомассаж су-джок шариками.

Проговариваем чистоговорки и массируем ладони и пальцы. Шариком круговые движения по ладошке, потом продольные движения шариком по каждому пальчику (левая, правая рука).

Лы-лы-лы – ласточки малы.

Лы-лы-лы – облака белы.

Ла-ла-ла – ласточка мила.

Ла-ла-ла – у ласточки дела.

Лу-лу-лу – увидела пчелу.

Лу-лу-лу – радуется теплу.

Ло-ло-ло – летом так светло!

Ло-ло-ло – летом так тепло!

6. Игра «Измени слово». Самомассаж колечками су-джок.

«Назови слово ласково» (уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных). На каждое слово надеваем и снимаем колечко с пальчика.

Речевой материал: лошадь, палатка, яблоко, футболка, кукла, пила, голова, молоко, голубь, голос.

7. Динамическая игра «Острова»: деление слов на слоги. «Скажи наоборот» (антонимы).

На полу «острова»-квадраты с цифрами 1,2,3,4.

«Произнося слово по слогам, перепрыгивай с острова на остров. Сколько слогов в слове, на тот остров ты и должен перепрыгнуть. Скажи наоборот:

Несмеяна грустная, Буратино-;

силач сильный, а малыш -;

фея добрая, а колдунья -;

дедушка старый, а папа-;

лужа мелкая, река-;

таблетка горькая, конфета -;

перо легкое, штанга-;

чайник горячий, снег-;

земля черная, снег-;

собака сытая, волк-.

8. Игра «Облако». Зрительная гимнастика.

А) Существительное + числительное. «Посмотри, что здесь нарисовано. Давай посчитаем, сколько здесь облаков (одно облако, два облака…..шесть облаков».

Б) Прочитай, что написано на облаках: лак, лук, лад, лоб, пол, кол.

В) Упражнение “Облако”.

Рисуем глазками облака: по кругу — 3 раза по часовой стрелке, 3 раза против часовой и лежачие восьмёрки – в разные стороны).

9. Релаксационная минутка. Искусственный пальминг по методике Бейтса:

Закрыть глаза и прикрыть их ладонями рук. Ладони складываются крест-накрест, так чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга. Пальцы рук скрестить на лбу. Ладони необходимо сложить чашкообразно, чтобы они не давили на глазные яблоки. Точка пересечения мизинцев «сидит» на твердой части переносицы.

10. Игра «Нелепицы» :«Посмотри внимательно и скажи, что неправильно нарисовал художник?»

11. Итог занятия. Ты молодец, в награду выбери себе наклейку со зв. [Л] (слон). На следующем занятии, я уверена, у тебя еще лучше все будет получаться.

Логопедические занятия по теме “Звук [л]. Автоматизация звука [л] в слогах, словах”. 1-й класс

Класс: 1

Общие задачи:

  • Вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях; формирование и развитие речевой моторики, активной речи.
  • Не только научить детей правильно произносить звуки, но и вселить в них уверен­ность в себе, сформировать умение отставать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жесткой оценки: «верно-неверно».
  • Нужно научить ребенка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.

Цели занятия:

  • закрепить правильное произношение звука Л в слогах, словах;
  • учить слышать звук Л в словах, исправлять неправильное произношение;
  • развивать слуховое и речевое внимание;
  • развивать слухоречевую память, фонематическое восприятие;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности;
  • развивать просодические компоненты речи;
  • формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Лексический материал: прямые и обратные слоги со звуком Л, стихотворения, загадки, речевые разминки, название предметов, животных, овощей, инструментов, мебели, продуктов питания, игрушек и т.д.

Оборудование: карточки с заданиями, предметные картинки, Звукознайкин, Буквознайкин, Звук Л, Лисичка, слоговые таблицы, мешочки с крупой для развития мелкой моторики, лампочки для гирлянды со слогами (прямыми и обратными), ёлка с гирляндой, проектор и компьютер, указка, мел четырёх цветов (синий, белый, зелёный, красный), дом, индивидуальные зеркала, носовые платочки или салфетки, рабочая тетрадь, авторучка, цветные карандаши трёх цветов (синий, красный, зелёный).

Ход занятия

I Орг. момент

– Какой звук был у нас в гостях на прошлом уроке? (Л)
– Какой звук принесли с собой на занятие? (Л)
– Чему будем учиться на занятии? (Правильно произносить звук Л)

Подготовительная работа

– А помогут нам в этом наши помощники. Подготовим их к занятию:

1. Наши глаза смотрят и всё … (видят).

Не поворачивая головы, посмотрите направо, налево, вверх, вниз.
«Пробежать» глазами по кругу.
«Подремать» – закрыть глаза на минутку и расслабиться.

2.
Пять братьев:
Годами равные,
Ростом разные.
Кто такие? (Пальцы)

– Чтобы чётко говорить, надо с пальцами … (дружить)!

Пальцы – дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их)
Вот большой!
А это – средний.
Безымянный и последний –
Наш мизинец, малышок!
У – у – у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
Будем ими нажимать
И движенья выполнять.
(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.Мы с вами подружимся,
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем снова мы считать.
(Нажимаем поочередно пальчиками сначала правой руки на мешочки с крупой, затем левой. Подушечки пальцев обеих рук поочередно касаются мешочка и постукивают)
Эта ручка – правая,
Эта ручка – левая,
Я на мячик нажимаю,
Я зарядку делаю.
Будет сильной правая,
Будет сильной левая,
Будут ручки у меня
Ловкие, умелые!
Кисти рук лежат на столе ладошками вверх.
Мешочек с крупой в правой руке.
Мешочек перекладываем в левую руку.
Сжимаем мешочек левой рукой (стараемся, чтобы подушечки пальцев с силой нажимали на мешочек),
перекладываем в правую руку и выполняем аналогичные движения,
перекладываем в левую руку и выполняем аналогичные движения.
Кладём мешочек на стол и подушечками пальцев правой руки «раскатываем» на столе,
затем левой.

3.
Если б не было его,
не сказал бы ничего.
Это – … (язык, рот…)

– Поможем речевым органам стать сильными и послушными.

Опускаем язычок вниз, тянемся к подбородку:
«Язычок смотрит на землю – выпал ли снежок».

II. Сообщение темы занятия

– Вы научились правильно произносить звук Л. Он очень рад. Сегодня он пришёл к нам в гости. Мы будем учиться слышать его в слогах, словах, предложениях и правильно его произносить.

III. Характеристика звука Л по артикуляционным и акустическим признакам

Игра «Проверь себя»

– А теперь давайте вспомним, как произносится звук Л. Раскройте его тайну.

Работа в тетради.

– Откройте тетради. Какое сегодня число? Запишите. А какой день недели? Месяц? Время года?

Ротик открывается.
Заборчик раздвигается.
Широкий язык в зубы упирается.
Ручки показывают, куда язык поднимается.
Воздух из горлышка проходит с трудом –
встречает преграду – он согласный.
Голосок «просыпается» – звук Л звонкий (рисуем шапочку – колокольчик с язычком).
Звук Л бывает твёрдым (рисуем синий тапочек)
и мягким (рисуем зелёный тапочек).

– На что похож звук Л? (Пароход гудит, самолёт летит) (Презентация, Слайд №1)

Игра «Самолёт летит»

– «Послушайте!» – закричал звук Л. Высоко за облаками летит самолёт, его и не видно, только слышно как он гудит низким тоном: Л-Л-Л (руки в стороны, покачиваясь, делая наклоны и на выдохе: Л-Л-Л).

– Это к нам Звукознайкин летит. Вы с ним знакомы? Кто он? (Сказочный герой, который знает всё о звуках)

– Вы научились правильно произносить звук Л. Звук Л очень рад и хочет познакомить Вас со своей подружкой буквой Л (Эль). Называйте её просто, как звук [Л]. Мы отправимся с ними в путешествие, будем выполнять вместе разные интересные задания. Только где же буква Л?

– А вот и Буквознайкин появился. Что он нам принёс? (Буквы!)

IV. Автоматизация звука Л в слогах

Игра «Найди букву»

– Давайте найдём среди этих букв буквы Л и назовём их, а потом обведём всем буквам Л ножки, чтобы они могли с нами путешествовать. (Приложение 2)

Игра «Переодетые буквы»

– Буква Л любит переодеваться в разную одежду. Её бывает трудно узнать. Давайте попробуем узнать её в разных нарядах. Называйте все буквы Л и подчёркивайте их. (Приложение 3)

Игра «Найдите букву на картинке»

– Буква Л решила поиграть с Вами в прятки. Найдите все буквы Л на картинках, покажите их указкой и назовите. (Слайд №2)

– Буква Л хочет вам рассказать о своих подружках – балаболках. Они все время что-то болтают. Для того чтобы разговаривать с ними, попробуйте запомнить их язык. (Слайд №3)

Логопед читает ребенку по три слога. Ребенку нужно запомнить и повторить за логопедом три слога подряд в том же порядке.

ЛА ЛО ЛУ (вопросительная интонация – пригласим ли мы их в гости?);
ЛА ЛО ЛУ (с просьбой);
ЛО ЛУ ЛЫ (утвердительно);
ЛВА ЛВО ЛВУ ЛВЫ (радостно!)

Тренировка звука на аналогах слов: (Дети читают слоги, выделяя ударные)

ЛА́ЛА ЛАЛА́ЛА
ЛОЛО́ ЛОЛОЛО́
ЛУ́ЛУЛУ ЛУЛУЛУ́
ЛЫЛЫ́ЛЫ ЛЫЛЫЛЫЛЫ́

Игра «Почини гирлянду»

– Скоро новый год. Буква Л решила нарядить ёлку на Новый год. А какая же ёлка без гирлянды? Но в гирлянде несколько лампочек перегорели. Давайте поможем Л найти их. На перегоревших лампочках Л в конце слога. А на исправных лампочках Л …(- в начале слога). Читайте все слоги. (Приложение 4, Приложение 5)

Дети выбирают исправные разноцветные лампочки и украшают ими ёлку.

– Куда ещё кроме ёлки, можно повесить гирлянды.

V. Автоматизация звука Л в словах

– Л хочет построить улицу для своих друзей. Давайте поможем построить ей первый дом.

VI. Физминутка

Строим, строим, строим новый дом
(дети стучат кулачком о кулачок),
Дом с высоким потолком
(поднимают руки вверх),
С треугольной крышей
(соединяют подушечки пальцев рук, изображая крышу).
– Вот с такой
(показывают пологую крышу)?
– Нет – выше
(показывают более высокую крышу)!
Окон в доме три и три
(показывают указательный, безымянный и средний пальцы одной руки, затем – другой),
Поскорей в них загляни
(изображают, как заглядывают в окно).
Там увидишь печку
(соединяют большие и указательные пальцы рук),
На печке – человечка
(берут себя за уши, «дразнятся» язычком).
Стены – деревянные
(сгибаются руки в локтях),
Окна в нем стеклянные
(пальцами двух рук делают прямоугольник).
Есть труба кирпичная
(соединяют ладони вместе),
Работа отличная
(показывают большие пальцы, поднятые кверху)!

VII. Автоматизация звука Л в словах

– На этой улице могут быть только домики, где живут картинки, в названии которых есть звук Л. Выберите картинки и расселите в этом доме. В первом подъезде будут жить те, где Л вначале, во втором, где Л в конце, а на чердаке те, где Л в середине. (Приложение 6)

– В этой комнате живет Л. Найдите в комнате предметы, в названиях которых есть звук Л. Назовите эти предметы. (Слайд №6)

Игра «Загадки звука Л»

– В комнате стоит стеллаж Л. Сначала назовите, что находится на верхней полке, затем – на нижней и в конце – на остальных. Теперь Л будет задавать вам вопросы. Постарайтесь правильно ответить на них. (Слайд №7)

– Что находится между яблоком и луком? (Свёкла)
– Что находится слева от куклы и над яблоком? (Юла)
– Что находится под луком и справа от ложки? (Молоток)
– Что находится между лопаткой и молотком? (Лук)
– Что находится под юлой и над вилкой? (Яблоко)

VIII. Обучение элементам грамоты

Игра «Домашнее задание»

– Мама дала букве Л задание написать слова с буквой Л. Но Л ещё недостаточно хорошо умеет писать. Помогите ей, пожалуйста, написать слова. (Слайд №8)

лук слон белка

– Какой тапочек оденем букве Л в слове «лук»? (Синий)
– Почему? (Согласный, твёрдый)
– Нужно ли в слове «лук» ставить ударение? (Нет)
– Почему? (1 слог – он всегда ударный)

Аналогично проводится работа с другими словами, в слове «белка» выделяется ударный гласный, ставится ударения.

– С каким звуком работали? (Л)

– Маме понравилось выполненное задание. Выполнено правильно, чисто и красиво.

IX. Итог занятия

– Вам понравилось путешествие?

– Звук Л и буква Л, Звукознайкин и Буквознайкин очень рады. Они благодарят вас за интересное путешествие и оказанную помощь. «Молодцы!» – говорят они вам (звук Л произнести утрированно). (Слайд №9)

– Ой! А это кто? (Лисичка!)
– А почему она к нам прибежала? (В слове лисичка тоже есть звук Л)
– А чем он отличается от звука Л? (Он мягкий)
– С каким звуком будем работать на следующем уроке? (Со звуком Л’)

Список литературы

  1. Логопедические игры. Приключения Л. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звуков / И. В. Баскина, М. И. Лынская.- М.: Айрис – пресс. 2007 – 32 с.: ил.-(Внимание дети!)
  2. Автоматизация звука Л. /Составитель О. В. Епифанова – Волгоград: ООО «Экстремум», 2006.-192 с.
  3. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. -64 с.: ил.- /Серия «Готовимся к школе».
  4. Репина З.А., Буйко В. И. Уроки Логопедии. Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2005.- 208 с.
  5. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. КАРО, 2008. – (Популярная логопедия). – ISBN 5-9925-0172-x. – ISBN 978-5-9925-0172-8
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: