Автоматизация звука Л – конспект логопедического занятия в 1 классе

Конспект логопедического занятия в 1 классе по теме: «Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях»

На логопедическом занятии по теме ‘Автоматизация звука Л в слогах. словах, предложениях’ наряду с главной целью — автоматизация звука — решается ряд комплексных задач посредством заданий и упражнений , направленных на предупреждение специфических ошибок письма и чтения у учащихся 1 класса с ОНР или ФФНР. Предлагаемые специфические задания с использованием речевого материала по автоматизации звука Л также формируют у детей психологические(неречевые) предпосылки к развитию полноценных навыков письма и чтения. Также в занятие включены упражнения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (совместные движения органов артикуляции и кистей и пальцев рук), отработанные предварительно на индивидуальных занятиях. Такая синхронизация движений активизирует внимание, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве.

Конспект логопедического занятия в 1 классе по теме: «Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях»

  • подгрупповое, групповое.
  • закрепление правильное произношение звука Л в различных позициях звука в слове на материале слогов, слов, предложений;
  • предупреждение специфических ошибок письма и чтения.
  • продолжить формировать кинестетический образ звука Л – ощущения губ, языка при артикуляции;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать простые и сложные формы звукового анализа;
  • развивать слоговой анализ слов;
  • учить дифференцировать понятия «звук» — «буква», закрепить зрительный образ буквы Л;
  • формировать навык чтения, развивать буквенный синтез слов;
  • формировать грамматический строй речи;
  • расширять словарный запас по лексической теме «Птицы»;
  • развивать слуховое внимание, концентрацию и распределение внимания;
  • развивать мелкую моторику, зрительно пространственные представления и ориентацию;
  • формировать навык самоконтроля.
  • картинки с изображением птиц, звуковые линейки

Ход занятия.

I. Оргмомент: создание положительной мотивации, упражнение психогимнастики.

– Здравствуйте. Сначала давайте посмотрим на этого весёлого человечка на картинке и попробуем стать похожими на него, т.е. радостно улыбнёмся. С хорошим настроением приятно и легко работать и учиться.

(на доске картинка — большой «смайлик»)

– После полного учебного дня перед новым занятием нужно немножко взбодриться, помочь мозгу включиться для новой деятельности.

Сделаем самомассаж ушных раковин:

Растираем наши уши, чтобы думалось нам лучше.
Растираем наши уши, чтобы слушалось нам лучше. (Упражнение психогимнастики: дети прижимают ладони к ушным раковинам и интенсивно потирают их несколько раз.)

II. Основная часть занятия.

1. Постановка цели занятия.

– Вы уже научились правильно произносить звук Л, поэтому сегодня на занятии мы будем произносить много слов, предложений с нашим звуком. Стараемся произносить правильно звук Л и слушать, как произносят звук Л товарищи. Если услышите неправильный звук Л, поднимаете «сигнальный» флажок.

2. Развитие фонематического восприятия.

– Сначала потренируем наш слух, чтобы всегда слышать слова со звуком Л.

– Я буду называть разные слова. Вы хлопаете в ладоши тогда, когда услышите слово со звуком Л:

лапа ваза луковый полный твёрдый первый волна скакалка
плавать прыгать угол пошёл потёр прогнал

3. Подготовка артикуляционного аппарата.

– Чтобы правильно и красиво произносить звук Л, нужно подготовить наши артикуляционные органы, губы и язык сделать более послушными.

Самомассаж нижней части лица – вокруг губ.

– Представьте, что вы не дети, а «цветы небывалой красоты», а ваши головки – это бутончики цветов, но…..

Неуклюжие жуки топчут наши лепестки.
(постукивание по щекам и вокруг губ подушечками пальцев)
А прожорливые мошки объедают понемножку.
(пощипывание)
Мухи возле нас снуют, больно крылышками бьют.
(похлопывание)
Паутиной, как верёвкой, нас паук опутал ловко.
(проведение пальчиками вертикальных и горизонтальных линий )
Вот как нас обидели разные вредители!
Но хозяюшка пчела злобных мошек прогнала!
(разглаживание)

Упражнения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой (совместно с движениями кистей рук).

  1. «Толстяк». Щёки надуваются – пальцы обеих рук сжимаются в кулаки.
  2. «Худышка». Щёки одновременно втягиваются в ротовую полость — ладони соединяются на уровне груди, как при хлопке, но не хлопая.
  3. Чередование «Толстяк» — «Худышка».
  4. Чередование «Дудочка» – «Заборчик». На счёт «раз» губы вытягиваются вперёд – все пальцы собраны в щепоть. На счёт «два» губы растягиваются в стороны, показывая зубы – пальцы врозь.
  5. «Окошко». Рот открывается, язык лежит свободно – на каждой руке четыре пальца поднимаются вверх, большой опускается вниз.
  6. «Лопатка». Рот приоткрыт, широкий ненапряжённый язык ложится на нижнюю губу – ладони двух рук соприкасаются в области указательных пальцев(большие пальцы внизу и прижаты) в положении параллельно столу. 7) «Иголка». Рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счёт «раз» язык высовывается и делается узким с напряжением в уздечке, на счёт «два» возвращается в исходное положение – пальцы сжаты в кулак, затем распрямляются одновременно с движением языка вперёд, ладони параллельно полу.
  7. Чередование «Лопатка» — «Иголка».
  8. «Почистим верхние зубы». Рот приоткрыт, кончик язык двигается по верхним зубам с внутренней стороны вправо- влево – кисти рук с сомкнутыми пальцами из горизонтального положения поднимаются вверх и двигаются из стороны в сторону.
  9. «Маляр» . Рот приоткрыт в улыбке, кончик языка двигается по нёбу, не отрываясь, от зубов к горлу и обратно – поднятые ладони совершают синхронные с языком движения вперёд- назад» или полусогнутые пальцы двигаются по направлению к запястью.

Изолированное произнесение звука Л.

– А теперь поймаем звук Л. Слегка улыбаемся, негромко и недолго низким голосом тянем звук ААААА и закусываем широкий кончик языка зубами – получается ааааЛ. Не забываем о том, что губы не должны двигаться! Одновременно «ловим» звук Л и негромко хлопаем в ладошки. Повторим несколько раз в быстром темпе: аЛ-аЛ-аЛ-аЛ.

Читайте также:
Домашние и дикие животные - план-конспект фронтального занятия

– Мы можем ещё тянуть звук ААА и «стучать» языком в верхние зубы: Ла-Ла-Ла-Ла. Подставьте ладошку ко рту – ощущается ровная струя горячего воздуха.

4. Автоматизация звука в слогах.

1) развитие мелкой моторики;

– Сейчас мы с вами пропоём «слоговые песенки» со звуком Л и при этом будем как будто подыгрывать себе на рояле. Пальчики обеих рук поочерёдно ударяют по «клавишам» на парте, а мы с каждым ударом поём слог:

– Каждый отдельно поёт «слоговую песенку». Поднимайте сигнальный флажок, когда услышите «фальшивую ноту» — неправильный звук Л.

2) соотнесение звука с буквой, конструирование пальчиковой буквы л – зрительно-пространственного образа буквы;

– Пока мы только произносили и слышали звук Л в слогах. Звуки мы слышим и произносим! Чтобы прочитать или написать слоги, нам нужна буква Л. Буквы мы пишем и читаем!

– Посмотрите, как выглядит печатная буква Л на плакате и попробуйте изобразить букву Л с помощью своих пальчиков.

– Молодцы! В пальчиковой азбуке букву Л можно изображать как указательными пальцами, как это сделали вы, так и четырьмя пальцами каждой руки, кроме больших, соединяя их друг с другом подушечками. Большие пальцы прижаты к указательным.

3) развитие концентрации и распределения внимания, навыка чтения слогов-слияний СГ, ГС;

– А теперь поиграем в игру «Найди лишний слог». Перед вами на карточках напечатанные ряды слогов. В каждом ряду есть «лишние» слоги, которых здесь быть не должно. Сначала читаем слоги про себя, определяем «лишний». Читаем вслух только «правильные» слоги, а «неправильные» не читаем и зачёркиваем карандашом.

– Об ошибке товарища «сигнальте» флажком.

ал ол ул ыл лы эл ол ло ул ал ол ла ыл ал ла лу

ла ло ул лу лы лэ ыл ло ла ол лу лэ эл лу ла ол

5. Автоматизация звука Л в словах, словосочетаниях, предложениях по лексической теме «Птицы».

1) развитие фонематического восприятия;

– Посмотрите на картинки. Как назвать одним словом?

– Я назову птиц на картинках, вы внимательно слушаете, как звучат слова – названия птиц:

ласточка дятел щегол сокол голубь соловей иволга синица глухарь

– Какая птичка залетела в эту стайку случайно? Слова-названия этой птицы здесь быть не должно!

– Вы очень внимательны к словам! Действительно, в слове «синица» нет нашего звука Л. Улетай, птичка-синичка!

2) развитие простых и сложных форм звукового анализа;

– Кто назовёт птиц со звуком Л в начале слова, получит «портрет» птички.

– Кто назовёт птиц со звуком Л в конце слова, тоже получит «портрет» птички.

сокол дятел щегол

– В какой части слова мы произносим звук Л в остальных названиях птиц?

– Правильно, в словах голубь соловей иволга глухарь звук Л находиться в середине слова. Покажите на звуковой линейке синим квадратиком, какой по порядку звук Л в этих словах. Называйте каждый отдельный звук слова, чтобы правильно определить место звука Л.

– Сколько всего звуков в каждом слове – покажите счётной палочкой конец слова.

3) развитие буквенного синтеза;

– У каждого из вас есть буквы разрезной азбуки. Если положить их в правильном порядке, то получится ещё одно слово – название птицы.

– Правильно, из пяти букв у вас получилась известная всем птица галка. Присоединим её «портрет» к «портретам» других птиц.

4) развитие слухового внимания, расширение словаря словами-признаками;

– Какого цвета оперение у голубя на картинке? Это белый голубь.

– Какого цвета много в оперении иволги? Это жёлтая иволга.

– А вот соловей не может похвастаться своими пёрышками. Он серенький, невзрачный, неприметный. Но чем же знаменит соловей?

– Правильно, соловей знаменит своим пением, своим голосом. Поэтому как скажем о соловье, какой он??

– О нём мы скажем : «голосистый соловей».

– Повторим ещё раз эти словосочетания:

белый голубь жёлтая иволга голосистый соловей.

– Я тоже повторю,….но буду говорить быстро и неправильно. Вы должны услышать мои ошибки и повторить тоже быстро, но правильно!

жёлтый соловей белая иволга голосистый голубь
белый соловей жёлтый голубь голосистая иволга

Физминутка

Вы, наверное, устали?
Вот теперь все дружно встали….
Ручками похлопали……
Ножками потопали……
Потянулись…(с поднятыми руками тянемся вверх)
Растянулись…(руки тянем в стороны)
Покачались…(покачиваемся с пятки на носок)
Пробежались….(бег на месте)
Покрутились, повертелись… (несколько круговых движений тела)
И на место все уселись.
Глазки крепко закрываем, дружно до 5 считаем….
Открываем….поморгаем….
И работать продолжаем.

5) развитие грамматического строя речи:

– образование родственных слов;

– Во время прогулки я подобрала вот такое пёрышко белого цвета. Попробуйте узнать его и сказать, чьё это пёрышко?

белое перо голубя – белое голубиное перо

– От слов-названий птиц образуем новые, но немного похожие слова -«родственники»:

пение соловья — соловьиное пение
глаза сокола – соколиные глаза
гнездо глухаря – глухариное гнездо
крик галки – галочий крик

– связь слов в предложении по способу падежного управления ;

– Ещё раз посмотрите на картинки – «портреты птиц». Назовите сначала птиц, которые вам знакомы, которых вы узнали. Скажите об этом полным предложением:

Читайте также:
Развивающие игры Никитиных в работе с детьми с нарушениями речи

Я узнал(узнала) голубя. Я узнал(узнала) дятла. Я узнал(узнала) соловья.

Я узнал(узнала) сокола. Я узнал(узнала) ласточку. Я узнал(узнала) галку.

– А о незнакомых птицах скажите так:

Я никогда не видел (видела) глухаря. Я никогда не видел иволгу. Я никогда не видел щегла.

– Слушайте товарища и «сигнальте» об ошибке!

– На следующем занятии мы продолжим разговор о птицах: где живут, чем питаются, как поют и т.д.

6) игра «Голубь, дятел, галка»: развитие слогового анализа, образование глаголов прошедшего времени, согласование их с именем существительным в роде;

– Давайте встанем рядом друг с другом в один ряд. У каждого из вас в руках картинка – «портрет» птички. Назовите птицу, произнося слово по слогам и одновременно делайте один шаг на один слог.

– У меня картинка «глухарь», я произношу по слогам глу-харь и на каждый слог делаю один шаг. Два шага – два слога в слове.

– Вы произнесли по слогам го-лубь, дя-тел, гал-ка и оказались рядом со мной. Почему?

– Все слова имеют два слога.

– А теперь я называю слово-действие, а вы говорите о том, что ваша птичка это делала в прошлом. Например:

летать Глухарь летал.

– Что делала ваша птичка?

Голубь летал. Дятел летал. Галка летала.

– Все птица могут:

петь клевать ловить(мошек) пить

(дети образуют глаголы прошедшего времени единственного числа по образцу и согласовывают их с именем существительным в роде)

III. Итог занятия.

– В конце нашего занятия мы с вами сочиним считалочку и услышим, как правильно и хорошо каждый из вас произносит звук Л.
– Называйте птицу на вашей картинке:

Голубь, дятел, галка……..вот и вся считалка!

– Каждый из вас повторит считалку и похвалит себя словом со звук Л, которое написано на доске. Мо-ло-дец!

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Л]» в 1 классе

Евгения Петрунина
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Л]» в 1 классе

Конспект логопедического занятия в 1 классе.

(с использованием здоровьесберегающих технологий)

Тема: «Автоматизация звука [Л]»

Цель: Закрепить навык четкого произношения звука [л].

– уточнить знание детей о звуке [л];

– закрепить навык четкого произношения звука [л];

– продолжать учить выделять звук из ряда согласных, в слогах, в словах;

– корригировать фонематический слух на основе различения звуков;

– корригировать мелкую моторику на основе упражнения с гречневой крупой;

– развитие силы голоса;

– развитие зрительного внимания, умения видеть контуры нескольких предметов, расположенных один на другом, посредством упражнения «Наложенные контуры»

Ход занятия.

I Организационный момент.

Зайдёт тот, кто назовёт женскую профессию.

Поздороваемся и поделимся друг с другом хорошим настроением.

II Основная часть.

1. – Я пришла сегодня в школу, и мне передали конверт.

– Давайте вместе посмотрим что там.

– Я, злой колдун Звукоед. Я заколдовал весёлого Клоуна Луи, и не расколдую его, пока вы не выполните мои условия.

– Ребята, а вот и фотография Клоуна Луи. Разве он весёлый? (Нет, грустный).

– Поможем Клоуну Луи, чтобы он снова стал весёлым? (Да)

2. Мимические упр-я

– Покажите мне как вы представляете себе злого Звукоеда? А весёлого Клоуна? Снова злого Звукоеда, и снова весёлого Клоуна.

3. Характеристика звука [л].

– Как зовут Весёлого Клоуна? (Луи).

– Назовите первый звук в слове Луи. (Звук [л])

– Дайте характеристику звука [л]. (Звук [л] согласный, твёрдый, обозначаем кружком синего цвета. Звук [л] звонкий.)

– Составьте схему звука [л]

4. Артикуляционная гимнастика

– Давайте сначала сделаем зарядку для губ и язычка.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня. («Улыбочка»«Трубочка»)

Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.

Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.

Язык иголочкой потом и потянем остриём. («Лопатка»«Иголочка»)

Я люблю свою лошадку. («Лошадка»)

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик, («Расчёска»)

И верхом поеду в гости. («Лошадка»)

5. Игровое упражнение «Телефон»

– Молодцы, ребята, зарядку сделали, сил набрались.

– Давайте попробуем сами расколдовать весёлого Клоуна.

– Будем произносить волшебные слова.

– Я буду говорить тихо, а вы громко.

Не получается расколдовать.

Что ж, придется нам выполнить условия злого Звукоеда. Мы должны доказать Звукоеду, что умеем отличать звук [л] от других звуков.

6. Игровое упражнение «Поймай звук».

– Когда услышите звук [л], хлопните в ладоши. (М, Л, С,П, Л, ЛЬ, Н, Л, Р, Л, Т)

– Когда услышите звук [л] в слогах, топните ножкой. (ла, ма, ру, ло, на, ил, ро, ул, ир, лы)

– Когда услышите звук [л] в словах, кивните головой. (лак, кот, лом, рак, нос, бал, пол, дом, жук, гол)

7. Физкультминутка «Сорви яблоки»

– У Клоуна Луи есть любимый фрукт. Отгадайте какой.

В саду на дереве растёт

Красивый, вкусный, сочный плод.

Я подскажу: на букву Я

Он начинается, друзья. (Яблоко)

– Давайте насобираем ему полную корзину яблок.

– Выходите ко мне, вставайте в кружок.

Представьте, что в середине нашего круга стоит высокая яблоня. И яблоки висят высоко-высоко. (смотрим вверх).

Читайте также:
Шипящие звуки - Картотека индивидуальных логопедических занятий

– А перед каждым из нас стоит корзинка, в которую мы будем складывать яблоки. (смотрим вниз).

Я за яблоком тянусь. (двумя руками)

Я тянусь, не тороплюсь.

Яблоко срываю (вдох)

И в корзинку убираю. (выдох)

Правой ручкой я тянусь.

Я тянусь, не тороплюсь.

Яблоко срываю (вдох)

И в корзинку убираю. (выдох)

Левой ручкой я тянусь.

Я тянусь, не тороплюсь.

Яблоко срываю (вдох)

И в корзинку убираю. (выдох)

8. «Испорченные предложения»

Злой Звукоед испортил предложения, которые для нас приготовил Клоун Луи. Давайте их исправим.

Алла, Лада, и, фиалки, любят.

Яблоко, Мила, из, слепила, пластилина.

Платье, Алла, жёлтое, надела.

Колокольчик, Алла, в, позвонила.

По, плывут, белые, голубому, облака, небу.

9. Игровое упражнение «Цветок»

– Веселый Клоун Луи очень любит цветы. У вас на столах лежат лепестки с картинками, в названии которых есть звук [л] или нет. По два лепестка у каждого. У кого есть звук [л] в лепесточке, выходите и присоединяйте к серединке.

– К серединке какого цвета будем присоединять лепестки? (Синего)

– Почему? (Потомучто звук [л] согласный, твёрдый)

– Молодцы, ребята, красивый цветок у вас получился. Весёлому Клоуну Луи очень понравится.

10. Игровое упражнение «Большой-маленький»

– Любимая игра весёлого Клоуна Луи

Молодцы, ребята, Весёлому Клоуну Луи очень понравилось, как вы сегодня хорошо занимались.

III Подведение итогов занятия.

Ребята, спасибо вам большое, за то, что помогли расколдовать весёлого Клоуна Луи.

Что вам понравилось? Что было трудным?

Встанет тот, кто вспомнит и назовёт своё слово со звуком [л] на лепестке.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ц]» Тема:Звук [ц].Цель:автоматизировать изолированный звук [ц].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [р]» Тема:Звук [р].Цель:автоматизировать изолированный звук [р].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [С]» Цель: автоматизировать изолированный звук [с]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ш]» Цель: автоматизировать изолированный звук [ш]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях» Цель:автоматизировать звук [р] в словах и словосочетаниях. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в употреблении слов и.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [с] в словах» Цель:автоматизировать звук [с] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [с] в начале,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах» Цель: автоматизировать звук [ш] в словах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении звука [ш].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Игры с Тигрой» (автоматизация звука [р]) Цель: комплексное решение всех задач речевого развития с использованием мультимедийных технологий, автоматизация звука [р] в речи. Задачи:.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р’] в словах и предложениях» Цель: автоматизация звука [РЬ] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать произношение звука в словах.

План-конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С]» Цель занятия: автоматизация звука «С» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Задачи: – закрепление правильного произношения.

Логопедические занятия по теме “Звук [л]. Автоматизация звука [л] в слогах, словах”. 1-й класс

Класс: 1

Общие задачи:

  • Вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях; формирование и развитие речевой моторики, активной речи.
  • Не только научить детей правильно произносить звуки, но и вселить в них уверен­ность в себе, сформировать умение отставать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жесткой оценки: «верно-неверно».
  • Нужно научить ребенка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.

Цели занятия:

  • закрепить правильное произношение звука Л в слогах, словах;
  • учить слышать звук Л в словах, исправлять неправильное произношение;
  • развивать слуховое и речевое внимание;
  • развивать слухоречевую память, фонематическое восприятие;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности;
  • развивать просодические компоненты речи;
  • формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Лексический материал: прямые и обратные слоги со звуком Л, стихотворения, загадки, речевые разминки, название предметов, животных, овощей, инструментов, мебели, продуктов питания, игрушек и т.д.

Оборудование: карточки с заданиями, предметные картинки, Звукознайкин, Буквознайкин, Звук Л, Лисичка, слоговые таблицы, мешочки с крупой для развития мелкой моторики, лампочки для гирлянды со слогами (прямыми и обратными), ёлка с гирляндой, проектор и компьютер, указка, мел четырёх цветов (синий, белый, зелёный, красный), дом, индивидуальные зеркала, носовые платочки или салфетки, рабочая тетрадь, авторучка, цветные карандаши трёх цветов (синий, красный, зелёный).

Ход занятия

I Орг. момент

– Какой звук был у нас в гостях на прошлом уроке? (Л)
– Какой звук принесли с собой на занятие? (Л)
– Чему будем учиться на занятии? (Правильно произносить звук Л)

Подготовительная работа

– А помогут нам в этом наши помощники. Подготовим их к занятию:

1. Наши глаза смотрят и всё … (видят).

Не поворачивая головы, посмотрите направо, налево, вверх, вниз.
«Пробежать» глазами по кругу.
«Подремать» – закрыть глаза на минутку и расслабиться.

2.
Пять братьев:
Годами равные,
Ростом разные.
Кто такие? (Пальцы)

– Чтобы чётко говорить, надо с пальцами … (дружить)!

Пальцы – дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их)
Вот большой!
А это – средний.
Безымянный и последний –
Наш мизинец, малышок!
У – у – у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
Будем ими нажимать
И движенья выполнять.
(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.Мы с вами подружимся,
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем снова мы считать.
(Нажимаем поочередно пальчиками сначала правой руки на мешочки с крупой, затем левой. Подушечки пальцев обеих рук поочередно касаются мешочка и постукивают)
Эта ручка – правая,
Эта ручка – левая,
Я на мячик нажимаю,
Я зарядку делаю.
Будет сильной правая,
Будет сильной левая,
Будут ручки у меня
Ловкие, умелые!
Кисти рук лежат на столе ладошками вверх.
Мешочек с крупой в правой руке.
Мешочек перекладываем в левую руку.
Сжимаем мешочек левой рукой (стараемся, чтобы подушечки пальцев с силой нажимали на мешочек),
перекладываем в правую руку и выполняем аналогичные движения,
перекладываем в левую руку и выполняем аналогичные движения.
Кладём мешочек на стол и подушечками пальцев правой руки «раскатываем» на столе,
затем левой.
Читайте также:
Автоматизация звука (р) в словах и предложениях - конспект индивидуальной НОД

3.
Если б не было его,
не сказал бы ничего.
Это – … (язык, рот…)

– Поможем речевым органам стать сильными и послушными.

Опускаем язычок вниз, тянемся к подбородку:
«Язычок смотрит на землю – выпал ли снежок».

II. Сообщение темы занятия

– Вы научились правильно произносить звук Л. Он очень рад. Сегодня он пришёл к нам в гости. Мы будем учиться слышать его в слогах, словах, предложениях и правильно его произносить.

III. Характеристика звука Л по артикуляционным и акустическим признакам

Игра «Проверь себя»

– А теперь давайте вспомним, как произносится звук Л. Раскройте его тайну.

Работа в тетради.

– Откройте тетради. Какое сегодня число? Запишите. А какой день недели? Месяц? Время года?

Ротик открывается.
Заборчик раздвигается.
Широкий язык в зубы упирается.
Ручки показывают, куда язык поднимается.
Воздух из горлышка проходит с трудом –
встречает преграду – он согласный.
Голосок «просыпается» – звук Л звонкий (рисуем шапочку – колокольчик с язычком).
Звук Л бывает твёрдым (рисуем синий тапочек)
и мягким (рисуем зелёный тапочек).

– На что похож звук Л? (Пароход гудит, самолёт летит) (Презентация, Слайд №1)

Игра «Самолёт летит»

– «Послушайте!» – закричал звук Л. Высоко за облаками летит самолёт, его и не видно, только слышно как он гудит низким тоном: Л-Л-Л (руки в стороны, покачиваясь, делая наклоны и на выдохе: Л-Л-Л).

– Это к нам Звукознайкин летит. Вы с ним знакомы? Кто он? (Сказочный герой, который знает всё о звуках)

– Вы научились правильно произносить звук Л. Звук Л очень рад и хочет познакомить Вас со своей подружкой буквой Л (Эль). Называйте её просто, как звук [Л]. Мы отправимся с ними в путешествие, будем выполнять вместе разные интересные задания. Только где же буква Л?

– А вот и Буквознайкин появился. Что он нам принёс? (Буквы!)

IV. Автоматизация звука Л в слогах

Игра «Найди букву»

– Давайте найдём среди этих букв буквы Л и назовём их, а потом обведём всем буквам Л ножки, чтобы они могли с нами путешествовать. (Приложение 2)

Игра «Переодетые буквы»

– Буква Л любит переодеваться в разную одежду. Её бывает трудно узнать. Давайте попробуем узнать её в разных нарядах. Называйте все буквы Л и подчёркивайте их. (Приложение 3)

Игра «Найдите букву на картинке»

– Буква Л решила поиграть с Вами в прятки. Найдите все буквы Л на картинках, покажите их указкой и назовите. (Слайд №2)

– Буква Л хочет вам рассказать о своих подружках – балаболках. Они все время что-то болтают. Для того чтобы разговаривать с ними, попробуйте запомнить их язык. (Слайд №3)

Логопед читает ребенку по три слога. Ребенку нужно запомнить и повторить за логопедом три слога подряд в том же порядке.

ЛА ЛО ЛУ (вопросительная интонация – пригласим ли мы их в гости?);
ЛА ЛО ЛУ (с просьбой);
ЛО ЛУ ЛЫ (утвердительно);
ЛВА ЛВО ЛВУ ЛВЫ (радостно!)

Тренировка звука на аналогах слов: (Дети читают слоги, выделяя ударные)

ЛА́ЛА ЛАЛА́ЛА
ЛОЛО́ ЛОЛОЛО́
ЛУ́ЛУЛУ ЛУЛУЛУ́
ЛЫЛЫ́ЛЫ ЛЫЛЫЛЫЛЫ́

Игра «Почини гирлянду»

– Скоро новый год. Буква Л решила нарядить ёлку на Новый год. А какая же ёлка без гирлянды? Но в гирлянде несколько лампочек перегорели. Давайте поможем Л найти их. На перегоревших лампочках Л в конце слога. А на исправных лампочках Л …(- в начале слога). Читайте все слоги. (Приложение 4, Приложение 5)

Дети выбирают исправные разноцветные лампочки и украшают ими ёлку.

– Куда ещё кроме ёлки, можно повесить гирлянды.

V. Автоматизация звука Л в словах

– Л хочет построить улицу для своих друзей. Давайте поможем построить ей первый дом.

VI. Физминутка

Строим, строим, строим новый дом
(дети стучат кулачком о кулачок),
Дом с высоким потолком
(поднимают руки вверх),
С треугольной крышей
(соединяют подушечки пальцев рук, изображая крышу).
– Вот с такой
(показывают пологую крышу)?
– Нет – выше
(показывают более высокую крышу)!
Окон в доме три и три
(показывают указательный, безымянный и средний пальцы одной руки, затем – другой),
Поскорей в них загляни
(изображают, как заглядывают в окно).
Там увидишь печку
(соединяют большие и указательные пальцы рук),
На печке – человечка
(берут себя за уши, «дразнятся» язычком).
Стены – деревянные
(сгибаются руки в локтях),
Окна в нем стеклянные
(пальцами двух рук делают прямоугольник).
Есть труба кирпичная
(соединяют ладони вместе),
Работа отличная
(показывают большие пальцы, поднятые кверху)!

VII. Автоматизация звука Л в словах

Читайте также:
Конспект открытого урока по обучению грамоте в подготовительной группе

– На этой улице могут быть только домики, где живут картинки, в названии которых есть звук Л. Выберите картинки и расселите в этом доме. В первом подъезде будут жить те, где Л вначале, во втором, где Л в конце, а на чердаке те, где Л в середине. (Приложение 6)

– В этой комнате живет Л. Найдите в комнате предметы, в названиях которых есть звук Л. Назовите эти предметы. (Слайд №6)

Игра «Загадки звука Л»

– В комнате стоит стеллаж Л. Сначала назовите, что находится на верхней полке, затем – на нижней и в конце – на остальных. Теперь Л будет задавать вам вопросы. Постарайтесь правильно ответить на них. (Слайд №7)

– Что находится между яблоком и луком? (Свёкла)
– Что находится слева от куклы и над яблоком? (Юла)
– Что находится под луком и справа от ложки? (Молоток)
– Что находится между лопаткой и молотком? (Лук)
– Что находится под юлой и над вилкой? (Яблоко)

VIII. Обучение элементам грамоты

Игра «Домашнее задание»

– Мама дала букве Л задание написать слова с буквой Л. Но Л ещё недостаточно хорошо умеет писать. Помогите ей, пожалуйста, написать слова. (Слайд №8)

лук слон белка

– Какой тапочек оденем букве Л в слове «лук»? (Синий)
– Почему? (Согласный, твёрдый)
– Нужно ли в слове «лук» ставить ударение? (Нет)
– Почему? (1 слог – он всегда ударный)

Аналогично проводится работа с другими словами, в слове «белка» выделяется ударный гласный, ставится ударения.

– С каким звуком работали? (Л)

– Маме понравилось выполненное задание. Выполнено правильно, чисто и красиво.

IX. Итог занятия

– Вам понравилось путешествие?

– Звук Л и буква Л, Звукознайкин и Буквознайкин очень рады. Они благодарят вас за интересное путешествие и оказанную помощь. «Молодцы!» – говорят они вам (звук Л произнести утрированно). (Слайд №9)

– Ой! А это кто? (Лисичка!)
– А почему она к нам прибежала? (В слове лисичка тоже есть звук Л)
– А чем он отличается от звука Л? (Он мягкий)
– С каким звуком будем работать на следующем уроке? (Со звуком Л’)

Список литературы

  1. Логопедические игры. Приключения Л. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звуков / И. В. Баскина, М. И. Лынская.- М.: Айрис – пресс. 2007 – 32 с.: ил.-(Внимание дети!)
  2. Автоматизация звука Л. /Составитель О. В. Епифанова – Волгоград: ООО «Экстремум», 2006.-192 с.
  3. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. -64 с.: ил.- /Серия «Готовимся к школе».
  4. Репина З.А., Буйко В. И. Уроки Логопедии. Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2005.- 208 с.
  5. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. КАРО, 2008. – (Популярная логопедия). – ISBN 5-9925-0172-x. – ISBN 978-5-9925-0172-8

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях, тексте.

Конспект занятия предназначен для учителей-логопедов, которые проводят работу по автоматизации звука Л в словах, предложениях, тексте.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях, тексте.»

Конспект логопедического занятия

с группой учащихся 1-го класса, имеющих фонетико – фонематическое нарушение речи.

Провела: учитель-логопед логопедического пункта при СШ № 32 г. Макеевки

Цукарева Л.Д.

Автоматизация правильного произношения звука Л в словах, , предложениях, тексте.

упражнять в правильном произношении звука Л в словах, предложениях, тексте;

– закреплять правильное произношение звука Л в глаголах мужского рода прошедшего времени;

развивать фонематический слух, навыки звуко-буквенного анализа;

развивать логическое мышление, память, навыки связного высказывания;

воспитывать положительные личностные качества.

Оборудование: профиль артикуляции звука Л, таблица артикуляционных упражнений; предметные картинки, сюжетные картинки; картинки-смайлики, таблица картинок –глаголов; схемы слогов, текст, мнемотаблица.

Х О Д З А Н Я Т И Я

Организационный момент. Ребята, посмотрите на смайлики. Давайте определим с каким настроением мы пришли на занятие и что сегодня мы будем делать?

Мы пришли с хорошим настроением, будем тихо себя вести, думать и внимательно слушать, отвечать на вопросы.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

Сообщение темы занятия.

(Лук, улитка, часы, иголка, кот).

– Правильно, Лучик! Его назвали так, потому, что он всегда веселый и радостный..

– Определите первый звук в имени нашего гостя? Это звук Л.

-Сегодня мы будем работать над закреплением правильного произношения звука Л в словах, предложениях, тексте. И нам в этом будет помогать Лучик.

Читайте также:
Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

2.Смотрите, Лучик держит в руках картинку и не поймет, что она обозначает. Это профиль артикуляции звука Л.

а) уточнение артикуляции звука «Л»;

б) характеристика звука «Л»;

в) сопоставление звука Л с буквой.

3. Лучик нашел вот такие картинки и не знает как их можно использовать.

– Давайте отгадаем, что же это за картинки, для чего они?

– Правильно! Это картинки из артикуляционной гимнастики звука Л.

– Давайте вспомним названия этих упражнений и сделаем их вместе с клоуном:

слоник, лопатка, чистим зубки, маляр, лодочка, вкусное варенье, индюк, блинчик, качели, лошадка (дети выполняют артикуляционные упражнения).

– А теперь давайте вместе с Лучиком попутешествуем. Сначала полетаем на самолете. (самолет летит – ллллл…).

– Затем поплаваем на корабликах (чтение слогов)

4. «Волшебный карандаш». Сопоставление звука Л с буквой Л.

– Ребята, давайте покажем Лучику как пишется буква Л. Возьмите красный карандаш и зачеркните буквы Л, которые написаны неправильно.

5. Игра «Собиралка». Клоун решил собрать с дерева картинки , но не знает как они называются.

– Назвать все картинки, висящие на дереве.

– Назвать картинки, в названии которых есть звук Л.

– Определить место звука Л в словах.

– Игра “Один-много” (Изменить слова по образцу: акула – акулы – много акул, …).

– Изменить предложения (ты, он, она, мы, они). Я вижу…(акулу, ласточку…).

– Составить предложения с картинками, в названии которых звук Л стоит в начале слова.

6. А теперь вместе с Лучиком собирем в корзинку слова, состоящие из 1-го, 2-х, 3-х слогов.

1 слог 2 слога 3 слога

(голубь, лук, волк, клоун, молоток, молоко) Уточнить место звука Л в слогах.

Автоматизация звука Л в предложениях, тексте.

Игра « Кто больше придумает предложений». (закрепление произношение звука Л в глаголах мужского рода прошедшего времени).

Составить предложения отвечая на вопрос «Что делал Павел?».

Записать предложения в тетради.

Поможем Лучику прочитать чистоговарки (дети подбирают слова-картинки, пропущенные в предложениях.

Ла-ла-ла, там высокая …

Ло-ло-ло, в лодке сломано …

Лу-лу-лу, я бегом бегу к …

Лы-лы-лы, в доме новые …

Лат-лат-лат, маме купим мы …

Пло-пло-пло, белочка нашла …

Физминутка. Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой умылась,

Два – изящно покрутилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою покрутилась.

Игра-лото «Мой, моя, моё».

Поможем клоуну найти предметы,о которых он скажет: «Это мой…»

(мой ландыш, мой глобус…)

.Дополнить предложения: У клоуна есть…(ландыш, седло, глобус, лопата, молоток, лощадь, фиалка,

Пересказ текста с помощью мнемотаблиц. Лучик пытается пересказать прочитанный рассказ, но у него ничего не получается. Давайте прочтем этот рассказ и поможем его пересказать с помощью таблицы, вывешенной на доске:

«Прогулка»

Клава пошла гулять в еловый лес. Там она увидела пчелу. Пчела села на колокольчик. С колокольчика пчела перелетела на подсолнух. Целый день Клава наблюдала за пчелой.

• Какие еще цветы со звуком Л вы знаете? (Ландыш, гладиолус, фиалка).

Итог. Ребята, вы большие молодцы! Сегодня вы познакомили Лучика со звуком и буквой Л. Научили его правильно выговаривать звук в слогах, словах, предложениях, тексте. За это Лучик дарит вам несколько загадок, которые вы должны отгадать дома и нарисовать к ним отгадки (детям раздаются карточки с загадками).

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Л
план-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л]

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

– закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

– формировать навыки согласования числительного с существительным;

-развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;

-обогащение и расширение словарного запаса;

– закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

-воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, колокольчик, гладиолус, мак, тюльпан, незабудка, одуванчик, лилия, василёк); картинки с изображением предметов для счёта: кукол, яблок; игрушка – пчела, разрезная картинка с изображением пчелы Луши; набор предметных картинок: ласточка, лопата, лампа, ландыш, лось, халат, колобок, акула, вилка, голубь, мел, стол, стул, пенал.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_individualnogo_logopedicheskogo_zanyatiya_po_avtomatizatsii_zvuka_l.docx 21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л]

Цель : автоматизировать звук [л] в слогах , словах, словосочетаниях, предложениях.

– закреплять правильное произношение звука [л] в слогах , словах, словосочетаниях, предложениях.

– формировать навыки согласования числительного с существительным;

-развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;

-обогащение и расширение словарного запаса;

– закреплять навыки звукового анализа и синтеза ;

-воспитывать самостоятельность, интерес к занятию .

Оборудование : картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, колокольчик, гладиолус, мак, тюльпан, незабудка, одуванчик, лилия, василёк); картинки с изображением предметов для счё та : кукол, яблок; игрушка – пчела, разрезная картинка с изображением пчелы Луши; набор предметных картинок : ласточка, лопата, лампа, ландыш, лось, халат, колобок, акула, вилка, голубь, мел, стол, стул, пенал.

1. Организационный момент.

– Здравствуй, Коля! Давай поздороваемся с нашими гостями и больше не будем на них отвлекаться.

– Сегодня у нас на занятии новый гость . Послушай загадку и попробуй догадаться, кто это?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

Как зовут её?. (пчела) .

– Правильно, это веселая и добрая пчела по имени Луша. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из неё мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [л] и поиграть с тобой в разные игры.

2. Артикуляционная гимнастика.

– Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки»(на смарт-доске) . Посмотри на них и сделай упражнение.

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

Ветер парус раздувает,

Нашу лодку подгоняет,

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем лодку мы держать.

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво :

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

Блин мы ели с наслажденьем-

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

3. Изолированное произнесение звука [л] , характеристика звука .

Давай произнесём любимый звук пчёлки Луши : ЛЛЛ. Обсуждение артикуляции звука : Широкий язык поднимается вверх за зубы, губы улыбаются.

Похвали звук [л] . ( Звук [л] – согласный , потому что во рту есть преграда – язык, звук звонкий , твёрдый).

4. Автоматизация звука [Л] в слогах .

– Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спел вместе с ней.

Спой песенку «ла» столько раз, сколько я хлопну.

Спой песенку «ло» столько раз, сколько я топну.

Спой песенку «лу» столько раз, сколько я подниму руки вверх.

Спой песенку «лы» столько раз, сколько пчёл на столе.

Спой песенку «лэ» столько раз, сколько я постучу.

5. Автоматизация звука [Л] в словах и словосочетаниях.

– Посмотри и назови картинки со звуком Л (подсолнух, белка, ландыши, клоун, мыло) .

Про что можно сказать белые. ландыши.

6. Формирование фонематических представлений.

– Как много цветов растет на лужайке. Луша летает от одного цветка к другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный нектар. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л] .

(ландыш, колокольчик, мак, незабудка, одуванчик,василёк, анютины глазки) .

Выбираем колокольчик, ландыш, анютины глазки.

7. Пальчиковая гимнастика.

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Стали пчёлки вылетать :

Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка) . На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей) . «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей» .

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

8. Игра «Где спрятался звук » (формирование звукового анализа ) .

– Луша принесла с собой красивые цветы и шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, которыми надо украсить цветочные лепестки. Для этого определи место звука [л] в словах : начало, середина или конец слова. Старайся отвечать полным ответом.

(ласточка, лопата, лампа, ландыш, лось, халат, колобок, акула, вилка, голубь, мел, стол, стул, пенал).

– Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

10. Игра «Посчитай» .

– Посмотри, как много подарков я принесла для Луши. Давай посчитаем их (кукла, яблоко) .

11. Автоматизация звука [Л] в предложениях .

1) Подруга Луши девочка Алла прислала ей свои фотографии, на которых изображено, что она делала, когда отдыхала у своей бабушки на каникулах летом и зимой. Расскажи, что делала Алла (по картинкам) .

Алла шила. Алла вязала….

2) Луша решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Ладу.

Кукла купила Лушу.

Белый платок надел Аллу.

3) Луша решила стать художницей и нарисовала картины. В чём ошиблась Луша, что она неправильно нарисовала? (картинки «Чего не бывает» ).

Луша ошиблась в том, что ласточка не бывает красной. Луша ошиблась в том, что яблоко не бывает синим. Луша ошиблась в том, что на ёлке не растёт клубника. Луша ошиблась в том, что нельзя ходить по железной дороге летом на лыжах.

12. Развитие мелкой моторики.

– Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Луши. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку) .

– Молодец! Луша очень довольна.

13. Итог занятия .

– Наше занятие подошло к концу . Чем мы сегодня занимались? (Учились правильно произносить звук [Л] ) . Какая игра тебе понравилась больше всего? Назови 3 любых слова со звуком [Л] .

– Пора прощаться с пчелкой. Луша благодарит тебя и дарит тебе наклейки со своими портретами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Постановка звука [Ш]

Цель:- уточнение артикуляции звука [Ш];- постановка звука;- уточнение изолированного положения;- развитие речевой моторики;- развитие фонематического слуха;- развитие точных движений кисть руки.

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Р

Данный материал содержит конспект подгуппового логопедического занятия с детьми 1 класса. Тема занятия: “Автоматизация звука Р в словах, словосочетаниях и предложениях”. Учитель – логопед Кл.

Конспект идивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш в слогах, словах.

Представлен вашему вниманию конспект идивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш.

Тема. Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] в слогах и словах.

Программное содержание: 1. Автоматизировать звук Л в слогах, словах. 2. Совершенствовать мелкую моторику рук, зрительное восприятие. 3. Совершенствовать пространственную ориентировку. 4. Продолжат.

Конспект коррекционно-логопедического занятия по автоматизации звука [Л].

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в различных позициях. Слова-действия. Составление синквейна.

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация свистящих звуков с-з»

Конспект и презентация индивидуального логопедического занятия для 1 класса “Дифференциация зыуков с-з&quot.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] изолированно, в слогах и словах на тему «В гости к Смешарикам!»

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] изолированно, в слогах и словах.на тему «В гости к Смешарикам!&raquo.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л]»

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука [Л]» (с использованием здоровьесберегающих технологий).

Автор-составитель:

Учитель-логопед

Власова Л.В.

ГБОУ СОШ 863 СПДО № 2

— развитие мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата;

— развитие речевого и физиологического дыхания;

— рецепторное воздействие на кисти рук, развитие мелкой моторики;

— профилактика нарушений зрения;

— развитие общей моторики;

— развитие воображения, мышления.
Цель: автоматизация звука [Л] в словах и фразе.
1. Коррекционно-образовательные задачи:

— автоматизировать произношение звука в словах, фразе;

— закрепление навыка деления слов на слоги;

— чтение односложных слов без стечения согласных;

— закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

— преодоление аграмматизмов в речи (словосочетание сущ.+числит.);

— уточнение и расширение лексического запаса (антонимы);
2. Коррекционно – развивающие:

— развитие кинетическойй основы артикуляционных движений;

— развитие сенсорных и моторных функций;

— развитие функций языкового анализа и синтеза;

— развитие познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе занятия;

— развитие грамматического, лексического, синтаксического строя речи.

3. Коррекционно – воспитательные:

— воспитание положительной мотивации в учебной деятельности;

— воспитание правильной звуковой культуры речи.

Оборудование:игровые тренажеры для развития дыхания, шарик су-джок, предметные картинки на зв [Л], картинка «Облака» с написанными на облаках односложными словами без стечения согласных, разрезные карточки с цифрами, наклейки с животными, иллюстрации.

Ход занятия
1. Оргмомент . Психогимнастика.
«Посмотри, это ласточка. Знаешь эту птичку? Изобрази, как ласточка летает, радуется теплу. Но прилетел коршун, ласточка боится за своих птенцов.

А теперь коршун улетел, и ласточка радуется солнышку».

2.Сообщение темы занятия.

А с какого звука начинается слово «ласточка»? Сегодня мы будем продолжать учиться произносить этот звук. А с чего мы всегда начинаем занятие? Правильно, с зарядки.

3. Артикуляционные упражнения.

«Улыбка-хоботок», «Зайка думает», «Слоненок», «Качели», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Индюк», «Вкусная конфета».

4. Дыхательные упражнения (развитие физиологического дыхания и речевого дыхания).

А) Использование игровых тренажеров на развитие силы и глубины выдоха «Паровозик», «Птичка в клетке», вертушек.

Б) Игра «Ниточка»: Вдох носом, воздух набираем в живот и на выдохе тянем зв [Л], наматывая воображаемую нитку на руку, нитка-выдох должна получиться длинной.

  1. Чистоговорки. Самомассаж су-джок шариками.

Проговариваем чистоговорки и массируем ладони и пальцы. Шариком круговые движения по ладошке, потом продольные движения шариком по каждому пальчику (левая, правая рука).

Лы-лы-лы – ласточки малы.

Лы-лы-лы – облака белы.

Ла-ла-ла – ласточка мила.

Ла-ла-ла – у ласточки дела.

Лу-лу-лу – увидела пчелу.

Лу-лу-лу – радуется теплу.

Ло-ло-ло – летом так светло!

Ло-ло-ло – летом так тепло!

6. Игра «Измени слово». Самомассаж колечками су-джок.

«Назови слово ласково» (уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных). На каждое слово надеваем и снимаем колечко с пальчика.

Речевой материал: лошадь, палатка, яблоко, футболка, кукла, пила, голова, молоко, голубь, голос.

7. Динамическая игра «Острова»: деление слов на слоги. «Скажи наоборот» (антонимы).

На полу «острова»-квадраты с цифрами 1,2,3,4.

«Произнося слово по слогам, перепрыгивай с острова на остров. Сколько слогов в слове, на тот остров ты и должен перепрыгнуть. Скажи наоборот:

Несмеяна грустная, Буратино-;

силач сильный, а малыш -;

фея добрая, а колдунья -;

дедушка старый, а папа-;

лужа мелкая, река-;

таблетка горькая, конфета -;

перо легкое, штанга-;

чайник горячий, снег-;

земля черная, снег-;

собака сытая, волк-.

8. Игра «Облако». Зрительная гимнастика.

А) Существительное + числительное. «Посмотри, что здесь нарисовано. Давай посчитаем, сколько здесь облаков (одно облако, два облака…..шесть облаков».

Б) Прочитай, что написано на облаках: лак, лук, лад, лоб, пол, кол.

В) Упражнение “Облако”.

Рисуем глазками облака: по кругу — 3 раза по часовой стрелке, 3 раза против часовой и лежачие восьмёрки – в разные стороны).

9. Релаксационная минутка. Искусственный пальминг по методике Бейтса:

Закрыть глаза и прикрыть их ладонями рук. Ладони складываются крест-накрест, так чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга. Пальцы рук скрестить на лбу. Ладони необходимо сложить чашкообразно, чтобы они не давили на глазные яблоки. Точка пересечения мизинцев «сидит» на твердой части переносицы.

10. Игра «Нелепицы» :«Посмотри внимательно и скажи, что неправильно нарисовал художник?»

11. Итог занятия. Ты молодец, в награду выбери себе наклейку со зв. [Л] (слон). На следующем занятии, я уверена, у тебя еще лучше все будет получаться.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] на тему: “Одеяло для зайки Лапушки”.

Возраст ребенка: 6 лет.

Цель: Закрепление произношения звука [л] в прямых, обратных слогах и словах.

Задачи:

  1. Уточнить характеристику и артикуляцию звука Л;
  2. Закрепить названия цветов;
  3. Закрепить обобщающие понятия “посуда”, “инструменты”, “транспорт”, “одежда”, “овощи”, “цветы”, “мебель”, “продукты питания”, “школьные принадлежности”, “птицы”, “дикие животные”;
  4. Обогащать словарный запас (благотворительность, приют, поддержка).
  1. Развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух;
  2. Развивать умение понимать обращенную речь;
  3. Развитие связной речи, умения вести диалог;
  4. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
  5. Развивать общую и мелкую моторику.
  1. Воспитывать у детей любовь и сострадание к ближним , желание помочь в трудной ситуации;
  2. Познакомить с понятием « благотворительность».
  3. Воспитывать желание правильно произносить звуки речи;
  4. Воспитывать самоконтроль;
  5. Воспитывать положительную мотивацию на занятии.

Формы организации деятельности ребенка: Игра, диалог с логопедом о благотворительности.

Оборудование: Дидактическая игра “Логопедическая слоговая ходилка”, кубик, фишка, дидактическая игра “Четвертый лишний” (на автоматизацию звука [л]), дидактическая игра “Логопедическая ромашка”, предметные картинки: лампочка, футболка, полотенце, стул, лыжи, соска, автобус, свинья, совок, самокат; квадраты из картона четырех цветов: красный, голубой, зеленый, синий; конверт с письмом, почтовая коробка, презентация “Письмо от зайки Лапушки”.

Степень вовлеченности в благотворительность: ребенок впервые услышит о благотворительности.

План занятия:

  1. Организационный момент (вводное слово)
  2. Автоматизация звука [л] в слогах.
  3. Автоматизация звука [л]в словах.
  4. Динамическая пауза
  5. Развитие фонематических процессов
  6. Рефлексия, итог занятия

Ход занятия

1. Организационный момент (вводное слово)

Логопед: Здравствуй! Сегодня мы с тобой сделаем доброе дело. Как ты думаешь для чего нужно добро? Тебе нравится, когда делают добро для тебя? А какое добро ты можешь сделать для других?

Логопед: Получать добро – это очень приятно. Но еще приятнее делать добро для других. Особенно для тех, кому нужна поддержка. Нам пришло письмо из больницы для зверят.

Маленьким зайчатам нужны теплые одеяла. Врачи просят нас с тобой сделать одеяло для маленького зайчика по имени Лапушка. Поможем сделать одеяло для Лапушки?

Ребенок: Да!

2. Автоматизация звука [л] в слогах.

Логопед: В письме из больницы есть несколько заданий для тебя. За каждое правильно выполненное задание ты получишь цветной квадрат, из которых мы потом соберем одеялко для Лапушки.

Вот первое задание: перед тобой поле, на котором указана дорожка из слогов, ты будешь кидать кубик и переставлять фишку на указанное количество шагов, а затем произносить слоги, на которых окажется твоя фишка.

Дидактическая игра “Логопедическая слоговая ходилка”.

Логопед: Молодец! Ты правильно выполнила задание и получаешь фигуру для одеяла. Зайчик Лапушка долгое время не видела свою маму, так как давно болеет. Наше одеялко поможет ему меньше грустить и скорее поправиться. Как ты думаешь, что еще может порадовать зайчиков, которые болеют? Что мы с тобой можем сделать еще, кроме одеялок?

3. Автоматизация звука [л]в словах

Логопед: Ты правильно рассуждаешь. А мы с тобой продолжаем выполнять задания из письма. Второе задание: я буду показывать карточки с четырьмя картинками, а ты рассмотришь их, назовешь и скажешь, какая из картинок лишняя и почему.

Дидактическая игра “Четвертый лишний”

Логопед: Умница! Ты выполнила задание и получаешь новую фигуру для одеяла.

Слышала ли ты когда-нибудь слово “благотворительность”? Как ты думаешь, что оно обозначает? Благотворительность – это помощь тем, кто слабее тебя и нуждается в помощи. Кому бы ты могла помочь?

4. Динамическая пауза

Логопед: Мне очень понравились твои ответы. А нам пора выполнить третье задание для того, чтобы скорее собрать одеяло для зайчика Лапушки.

Третье задание: физминутка.

Ла-ла-ла (три хлопка),
Мила пол мела (наклон туловища вперед, махи руками в стороны).

Лу-лу-лу ( три хлопка),
Слава взял пилу (движения, имитирующие пилку дров).

Ул-Ул-Ул (три хлопка),
Михаил уснул (присесть, руки под голову).

Логопед: Замечательно! Ты прекрасно выполнила задание. Вот еще один квадрат для одеяла.

Помогать тем, кому это необходимо, это очень хорошо. Когда мы делаем добро, то и весь мир делается добрее. Помогать можно не только людям, но и животным. Для этого взрослые открывают приюты, а старшие ребята помогают ухаживать за животными. Давай помечтаем, как бы ты могла помочь животным?

5. Развитие фонематических процессов

Логопед: Очень хорошо! Давай выполним последнее задание и соберем одеяло для Лапушки.

Четвертое задание: нужно собрать ромашку, но ромашку не простую, в ней должны быть лепестки со словами, в которых есть звук [л].

Дидактическая игра “Логопедическая ромашка”.

Логопед: Ты совершенно верно выполнила задание! Вот последний квадрат для одеяла. Давай посмотрим, квадраты каких цветов у нас есть.

Ребенок: Синего, зеленого, красного и голубого.

Логопед: Правильно, а теперь подумай, как можно красиво расположить квадраты, чтобы получилось красивое одеяло, которое поднимет настроение больной зайке Лапушке.

Ребенок составляет из квадратов большой квадрат по своей задумке и наклеивает их на лист бумаги. Получается “одеяло”.

Логопед: У тебя получилось очень яркое и красивое одеяло. Молодец! Давай мы теперь отправим его в почтовой коробке в больницу.

Ребенок кладет одеяло в коробку, логопед уносит ее из кабинета.

6. Рефлексия, итог занятия.

Логопед: Тебе понравилось помогать зайке?

Ребенок: Да!

Логопед: Я надеюсь, что ты не перестанешь делать добрые дела. Твоя помощь – это и есть благотворительность. Сегодня ты сделала мир немного добрее и лучше. Помогай всем, кому нужна помощь и поддержка, и тогда все вокруг будут брать пример с тебя и тоже будут делать добро другим.

Смотри, нам пришло письмо на электронную почту! (Презентация “Письмо от зайки Лапушки, слайд 1, 2) А в нем фотография зайки Лапушки с твоим одеялом. (Презентация “Письмо от зайки Лапушки, слайд 3,4, 5, 6) Смотри, какое настроение у зайки?

Ребенок: Хорошее. Зайка улыбается.

Логопед: Да, верно! Лапушка улыбается, она написала нам письмо:

Спасибо вам за красивое теплое одеяло! Оно мне очень нравится, оно такое яркое, что мне уже не хочется грустить, и я чувствую себя гораздо лучше. Когда я поправлюсь, то приеду к вам в гости вместе с моей мамой.

До встречи! Зайка Лапушка.”

Ты рада, что зайка выздоравливает?

Ребенок: Да!

Логопед: Я надеюсь, что вы станете добрыми друзьями. А наше занятие закончилось. До следующих встреч!

Вариант последействия:

После проведения занятия учителем– логопедом были связаны из пряжи синего, голубого, зеленого и красного цветов квадраты, которые были соединены по схеме, составленной ребенком. Данный кусочек одеяла, а также квадраты, связанные из оставшейся пряжи, отправляются волонтерам благотворительного проекта “Одеяло дружбы” (г. Санкт-Петербург), где впоследствии собираются одеяла для жителей домов престарелых, детей сирот, особенных детей, детей из малообеспеченных семей, выпускников детских домов. После отчета организатора проекта, учителем-логопедом составляется презентация, где рассказывается, какое одеяло получилось, куда оно отправилось и кем было получено. Презентация сопровождает беседу с детьми старшей возрастной группы о благотворительности, или мероприятие для детей с родителями. После чего предлагается поучаствовать в подобной акции мамам, бабушкам детей, предложить связать квадраты для проекта и отправить совместную посылку волонтерам.

Примечания:

Дидактические игры, используемые на занятии:

1) “Логопедическая слоговая ходилка”. Цель: автоматизация звука [л] в прямых слогах, закрепление навыка счета до 6. Оборудование: игровое поле, кубик, фишка. Правила игры: ребенок бросает кубик, передвигает фишку на выпавшее количество шагов и либо сам (если ребенок умеет читать), либо с помощью логопеда называет слог. Игра ведется до тех пор, пока ребенок не пройдет все поле.

Речевая инструкция: “Перед тобой игровое поле, сейчас ты кинешь кубик и передвинешь фишку на то количество шагов, сколько выпало на кубике, назови слог, на котором стоит твоя фишка повтори за мной слог.”

Примечание для логопедов: Игровое поле можно заламинировать, а слоги наклеить сверху на клейкую ленту, тогда игру можно использовать не только для автоматизации [л], но и других звуков и в разных позициях (прямые, обратные слоги, слоги со стечением, закрытые слоги).

2) “Четвертый лишний”. Цель: автоматизация звука [л] в словах, закрепление обобщающих понятий “посуда”, “инструменты”, “транспорт”, “одежда”, “овощи”, “цветы”, “мебель”, “продукты питания”, “школьные принадлежности”, “птицы”, “дикие животные”. Правила игры: перед ребенком по очереди выставляются карточки с четырьмя изображениями, ребенок называет каждое изображение, а потом говорит, что лишнее и почему.

Речевая инструкция: “Перед тобой карточка с картинками, назови их. Какая картинка лишняя и почему?”

3) “Логопедическая ромашка”. Цель: Автоматизация звука [л] в словах, развитие фонематического слуха и восприятия, развитие умения находить заданный звук в словах. Правила игры: в середине ромашки картинка– символ изучаемого звука, ребенку предлагается назвать по очереди изображения на лепестках и собрать на цветочке только те лепестки с картинками, в названии которых есть звук [л].

Речевая инструкция: “У меня есть необычная ромашка, но ее лепестки рассыпались, помоги мне собрать их. На каждом лепестке есть картинка. Для ромашки подойдут только картинки, в названии которых есть звук [л]. Назови каждую картинку и скажи, подходит ли она для нашей ромашки.”

Примечание для логопедов: Если сделать на лепестке кармашек из прозрачной пленки, то данную игру можно использовать также и с другими звуками, или для закрепления обобщающих понятий.

К конспекту занятия прилагается презентация:

1) Презентация “Письмо от зайки Лапушки”. Данная презентация используется непосредственно для занятия. На слайдах 3– 6 размещены изображения зайчика, а также 4 варианта расположения квадратов для одеяла. В момент занятия, когда ребенок распологает квадраты, логопед находит подходящее по комбинации изображение. Далее, при демонстрации презентации, после слайда с текстом письма (слайд 2) логопед переходит на подходящий слайд (Правая кнопка мыши – перейти к слайду – слайд. ). Если изображение на слайде подходит по цвету, но в отраженном варианте, то, пока ребенок наклеивает квадраты на лист бумаги, логопед в презентации (режим редактирования), переворачивает изображение до необходимого варианта (левая кнопка по рисунку – раздел “Формат” – повернуть – повернуть вправо влево на 90° – отразить сверху вниз слева направо).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: