Автоматизация звука (Л) через формирование и расширение семантического поля слова ЛУК

Автоматизация звука [Л] через формирование и расширение семантического поля слова ЛУК

Марьенкина Лидия Александровна,
учитель-логопед высшей категории
МДОУ «Детский сад № 418» г. Перми

Этот конспект логопедического занятия может быть использован как воспитателями, так и логопедами для старших и подготовительных групп.

– формирование и расширение «семантического поля» слова «лук».

– автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях;
– развитие мелкой и артикуляционной моторики;
– развитие фонематического слуха;
– расширение словарного запаса;
– развитие связной речи.

– расширение знаний об овощах;
– воспитание уважения к труду.

– лук в корзинке разный по размеру, форме, цвету;
– пиктограммы слов;
– карточка схемы предложения.

– палочки, фишки, обозначающие звуки, слоги, слова.

Организационный момент: (в кругу)

Вначале слова, угадай,
Какой звучок живет?
Согласный точно,
Но какой?
Ты подскажи, дружок.
(дети называют 1 звук предложенных слов и уточняют, согласный твердый звонкий, согласный мягкий глухой)

– Ну, на место сесть пора,
Гость нас ждет уже с утра.
(кукла-«мальчик», похожая на Чипполино)

– Да, это Чиполо, брат Чипполино. А что же он нам принес в корзинке? Нужно отгадать загадку.

Сидит дед,
Во 100 шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(лук)

Рассматривание лука (лук разный по размеру, цвету, форме).

Выбирается самая маленькая по форме.

– Как можно назвать этот лук? (Луковичка, луковонька, луковочка).

Отбирается среднего размера (лук, луковица, луковка).

Самый крупный – луковища.

Все похожие слова,
Все про лук, все про меня.
Все слова моя родня.

– Какие гномики любят эти слова? (слово-предмет, слова-родственники)

Я хотел бы очень знать,
А вы смогли бы рассказать,
Какой живет вначале звук
В моем любимом слове лук?

Характеристика звука [л]: согласный, звонкий твердый, имеет мягкую пару (уточняется – фишка зеленого цвета). Анализ акустико-артикуляционного образа.

Артикуляционная гимнастика звука «л» с участием рук, разминка для языка и пальчиков.

Будем четко говорить,
Не торопиться, не спешить,
Чтоб звучок себя узнал
И спасибо нам сказал.

Когда на даче жил,
Лук на грядку посадил.
Что делал дальше, я забыл.

– Поможем Чиполо вспомнить, что же он делал после того, как посадил лук.

Садил, поливал, полол, рыхлил, разгребал, ухаживал, загребал, удобрял, выдергивал, сушил, обрезал, заплетал, раскладывал, складывал, подвязывал, убирал, хранил, поднимал, чистил, резал, плакал, солил, мариновал, жарил, варил, заправлял, выкидывал, перебирал, укрывал.

– И слово-действие сказало:
«Сколько слов ко мне попало».
Теперь Чиполо все узнал,
Как лучок выращивал. (Пиктограмма слово-действие)

А слово-признак рассердился: (Пиктограмма слово-признак)
«Я вам, что, не пригодился?
Без меня никто другой
Вам не скажет, лук какой».

– Не сердись, сейчас дети и тебе подарят слова-признаки, а Чиполо будет внимательно слушать и затем скажет, правильно ли мы подбираем слова.

Горький, горько-сладкий, зеленый, свежий, сухой, гнилой, старый, по цветам – красный, желтый, синий, черный, зеленый; большой, маленький, мелкий, крупный, средний, продолговатый, овальный, сплющенный, червивый, жареный, вареный, салатный, молодой, осенний, зимний, летний.

– Назовем со словом «лук» только те слова-признаки, в которых есть согласный твердый звук [л] (составление словосочетаний):

молодой лук
сладкий лук
желтый лук
продолговатый лук
гнилой лук
круглый лук
салатный лук.

Читайте также:
Технология по развитию устной и письменной речи на раннем этапе обучения грамоте

– Чиполо доволен ответами детей и просит их закончить предложение словом ЛУК.

1. Посадил Чиполо на грядку салатный (лук).
2. Пришел в огород и увидел, что на одной грядке взошел (лук).
3. А на второй грядке не было всходов (чего?) (лука).
4. Чиполо подумал и принес удобрение (?)чему (луку).
5. Взял лейку и полил (лук).
6. Долго любовался Чиполо (чем?) (луком).
7. А дома долго вспоминал (?)о чем (о луке) и радовался, что вырастет хороший крупный (лук).

Физкультминутка: (имитация движения)

В огород ходил,
Лук на грядку посадил (присесть).
Лук вот так подрастал (медленно поднимаются с поднятыми руками)
И до солнышка достал.
Лук в корзинку собирал (собирают в наклон)
И от радости плясал (пляска).

– Какое предложение о луке вам больше всего понравилось?

Посадил Чиполо салатный лук на грядку.

-составление схемы ___ ___ ___ ___ на ____.
-разбор схемы: назвать 1, 2, 3 и т.д. слова.
-назвать слова, в которых есть звук «л», и определить место звука в слове.

Звуко-слоговой анализ слова лук (старшая группа), лучок (подготовительная группа).

– Составление чистоговорок для Чиполо:

ил-ил-ил – Чиполо лук посадил,
ал-ал-ал – Чиполо лук поливал,
ял-ял-ял – Чиполо лук удобрял,
ыл-ыл – Чиполо лук полить забыл.

А про что можно сказать:
Луковая (шелуха),
Луковый (сок, суп, салат),
Луковое (горе, перо),
Луковые (корни, слезы).

– Чиполо никак не может понять, про кого можно сказать «Горе ты мое, луковое». (родной, близкий, любимый ребенок, но озорной, от его поступков иногда хочется плакать)

– Понравился вам сюрприз Чиполо в корзинке?
– О чем мы сегодня так много узнали? (о луке)
– А лук это что? (овощ)
– Какой звук учились четко произносить?
– Напомним Чиполо, какой это звук.

Автоматизация звука Л
картотека по логопедии (старшая группа)

Автоматизация звука [Л]. Картотека заданий

  1. Автоматизация звука [л] в обратных слогах (прикусывать кончик языка)
  1. Автоматизация звука [л] в интервокальных слогах (прикусывать кончик языка)
  1. Автоматизация звука [л] в интервокальных слогах (прикусывать кончик языка)
  1. Автоматизация звука [л] в прямых слогах со стечением согласных (прикусывать кончик языка)
  1. Автоматизация звука [л] в словах, звук в начале слова
  1. Автоматизация звука [л] в словах, звук в середине слова
  1. Автоматизация звука [л] в словах, звук в конце слова
  1. Автоматизация звука [л] в словах, звук со стечением согласных
  1. Автоматизация звука [л] в словах с двумя этими звуками
  1. Автоматизация звука [л] в словосочетаниях
  1. Автоматизация звука [л] в предложениях из 3 слов
  1. Автоматизация звука [л] в предложениях из 4 слов
  1. Автоматизация звука [л] в предложениях из 5 слов
  1. Автоматизация звука [л] в предложениях из 6 слов
  1. Автоматизация звука [л] в предложениях из 7 слов
  1. Автоматизация звука [л] в предложениях из 8 – 9 слов
  1. Автоматизация звука [л] в чистоговорках
  1. Автоматизация звука [л] в пословицах и поговорках
  1. Автоматизация звука [л] в стихах
  1. Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. – М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. – 80 с. (В помощь логопеду)
  2. Сахарова И. И. Чистоговорки в картинках. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 32с. (Конфетка)
  3. Спивак Е. Н. Звуки Л, Ль, Р, Рь. Речевой материал по автоматизации для дифференциации звуков у детей 5-7 лет / Е.Н. Спивак. – М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. – 88 с.
  4. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Кн. Для учащихся. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с.: ил.
  5. Картинка «Пароход»http://www.maminpapin.ru/components/com_virtuemart/shop_image/product/02.jpg4e2d5f3be74d5.jpg
Читайте также:
Некоторые особенности усвоения якутскими детьми русских слов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо.

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа “Открытые ворота”.

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С – З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности.

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях.

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях.

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [з] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [з] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [з] в слогах, словах, предложениях.

Автоматизация звука [Л] в словах, стихах и предложениях – речевой материал

В 5-6 лет ребенок должен уже освоить сложные сонорные звуки, к которым относится [Л]. У детей могут возникать сложности с этим, поэтому важна комплексная работа логопеда. Учитывайте, что звук намного проще поставить, чем корректировать. Автоматизация звука Л предполагает закрепление точного проговаривания фонемы в любой речевой ситуации.

При верном артикулировании [Л] органы принимают следующую позицию:

  • Губы приоткрыты, нейтральны.
  • Кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорки за верхними зубами.
  • Задняя часть спинки языка поднята, средняя часть – опущена.
  • Боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло.
  • Воздух на выдохе проходит по бокам языка.
  • Горло дрожит, голосовые связки работают (голос есть).

Автоматизация звука Л в слогах

Автоматизировать фонему нельзя, пока ребенок не научится произносить ее изолированно. Важно подготовить мускулатуру речевых органов с помощью специальных упражнений перед закреплением. Звуки, которые смешиваются ребенком при разговоре, автоматизируются отдельно на разных занятиях.

Читайте также:
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы ДОУ

Автоматизация Л в прямых слогах:
ЛА – ЛА – ЛА – ЛА
ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ
ЛО – ЛО – ЛО – ЛО
ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУ

В обратных слогах:
АЛ – АЛ – АЛ – АЛ
ИЛ – ИЛ – ИЛ – ИЛ
ОЛ – ОЛ – ОЛ – ОЛ
УЛ – УЛ – УЛ – УЛ
ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ

В интервокальных слогах:
АЛА – АЛО – АЛЫ – АЛУ
УЛА – УЛО – УЛЫ – УЛУ
ОЛА – ОЛО – ОЛЫ – ОЛУ
ЫЛА – ЫЛО – ЫЛЫ – УЛУ

Со стечением согласных:
КЛА – КЛО – КЛУ – КЛЫ
СЛУ – СЛА – СЛЫ – СЛО
ФЛО – ФЛУ – ФЛА – ФЛЫ
ХЛЫ – ХЛА – ХЛО – ХЛЫ
ПЛЫ – ПЛУ – ПЛО – ПЛА

Автоматизация звука Л в словах

Необходимо быстро переходить от закрепления фонемы в слогах к словам. В словах Л окружают другие звуки, которые накладывают характерный слухоречевой отпечаток. Слова помогают закрепить фонему в различных позициях, создать необходимые артикуляционные шаблоны.

Автоматизация Л в начале слова

  • лак, лаз, лапа, лама, лавина;
  • лом, лоб, лодка, ложка, ловушка;
  • луч, лук, лужа, лунка, луковица;
  • лыжи, лыко, лыжник.

В середине слова

  • калач, салат, палата, булавка;
  • полы, голы, каналы, волы;
  • болото, калоши, молоток, колобок, колодец;
  • голубь, палуба, тулуп, каблук, блуза;
  • алмаз, алфавит, галка, халва.

В конце слова

  • зал, бал, спал, упал, канал;
  • пол, кол, угол, футбол, сокол;
  • пел, дятел, мел, хотел, Павел;
  • жил, выскочил, выносил, вытащил;
  • качнул, мускул, стукнул, ущипнул;
  • котёл, пошёл, козёл, шёл;
  • гонял, мял, менял, таял, снял, поднял.

Слова с двумя звуками [Л]

Лаял, плыл, колол, полол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал, гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колокол, колотил, молотил, доложил, положил, целовал, лопнул, слушал, служил, слышал, получил, улыбался.

Слова со стечением согласных

Глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, кладовая, пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок, Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, флаг, флакон, шла, вышла, блок, глобус, клок, плот, пломба, площадь, слон, весло, слово, сложный, флот, хлопать, хлопок, блузка, каблук, глупый, клуб, клумба, клубок, клубника, плуг, слух, слушать, случай, служить, заслуга, глыбы, злы, клыки, плыть, слышать, котлы, хлыст.

Автоматизация звука Л в предложениях

Ребенку необходимо контролировать правильность произношения [Л], а также передавать суть высказывания.

Приведем для примера несколько предложений:

  1. «Слава пьет молоко», «Алла ела яблоко», «Володя будет пилотом» (из трех слов).
  2. «Владик уехал в колхоз», «У лайки – белые лапы», «Лось убежал от волка», «По волнам плывет плот», «Стул упал на пол», «У Золушки шелковое платье» (из четырех слов).
  3. «Клава покупала свеклу и молоко», «Золушка подметала и мыла полы», «Слава плавал на плоту по Волге», «На полу Клава нашла булавку», «Мила мыла пол в классе» (из пяти слов).
  4. «Клубок упал со стула на пол», «Алла купила алычу, а Володя – клубнику», «В чулане на полке стоял кувшин», «Волшебница помогала Золушке поехать на бал» (из шести слов).
Читайте также:
Перспективное планирование логоритмических занятий в старшей группе детей с ОНР

Автоматизация Л в текстах

Для работы выбираются тексты небольшого объема, которые обогащены отрабатываемой фонемой.

  1. Текст «Шалун»:
    «У Милы был котик. Он был совсем белый. Мила назвала его Беляк. Беляк был большой шалун. Однажды мама вязала Миле новые носки. На столе лежал клубок. Мама вышла из комнаты, а клубок оставила на столе. Беляк скок на стул, со стула на стол и давай клубок лапками толкать. Беляк толкал, толкал клубок и спутал все нитки. Мила вошла в комнату, увидела клубок на полу и сказала: «Ай, какой ты шалун, Беляк!».
  2. Текст «Дятел»:
    «На высокой ёлке сидел дятел и долбил ствол. Шапочка у дятла – алая, клюв – длинный. Увидел Павел, что дятел сидит низко, хотел его поймать и унести домой. Но дятел испугался и улетел. Мама сказала Павлу: «Дятел – лесная птица. Он должен жить в лесу».

Автоматизация Л в стихах

После того, как ребенок научится без ошибок произносить фонему в словах, насыщенных ею фразах и предложениях, нужно начинать закрепление в стихотворениях. Для логопедических занятий желательно подбирать стихи, которые не содержат оппозиционные звуки [Л’] и [Р]. Также нужно подбирать те произведения, которые понятны ребенку и соответствуют его уровню общего развития.

Для примера приведем несколько стихотворений:

  1. «Белый снег, белый мел,
    Белый заяц тоже бел.
    А вот белка не тела,
    Белой белка не была».
  2. «Клава ловко лук полола,
    Мыла пол и полки Лала,
    Пыль Володя выбивал,
    Гвозди Валя забивал,
    Коля весело пилил,
    Анатолий вилки мыл,
    Ну, а маленькая Света,
    Ела сладкие конфеты».
  3. «В полнолуние под елкой
    Волк завоет на луну.
    Нет оленя, белки, телки –
    Плохо, голодно ему».
  4. «Молоток стучал, стучал,
    Гвозди в доску загонял.
    Колотил он с толком –
    Получилась полка».

Правильное проговаривание речевой единицы демонстрируется педагогом, после чего ребенок должен ее повторить. Если он совершает ошибку, то специалист должен поправить его и попросить повторить снова. Это важно, чтобы неверный шаблон не препятствовал формированию правильного.

Логопедическое занятие должно проходить в игровой форме, поэтому можно использовать различные картинки, визуализирующие автоматизируемый звук. Важно объяснить ребенку, почему нужно правильно разговаривать. В этом процессе крайне важна роль родителей, которые должны следовать рекомендациям логопеда и повторять занятия дома

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Л]. Тема: Фонема [Л] и «семантическое поле» слова «Волк».

Ольга Мокшина
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Л]. Тема: Фонема [Л] и «семантическое поле» слова «Волк».

– Формирование и расширение «семантического поля», развитие валентности слов.

Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях, через формирование «семантического поля» слова «ВОЛК».

– Развитие фонематического слуха.

– Развитие функции словоизменения.

– Знакомство с жизнью животных. Воспитание любви к природе.

Ход занятия.

На горе стоит лесок,

Он не низок не высок

Удивительная птица подает нам голосок

Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел.

Этот голубь не простой, смотрите, у голубя что-то есть в клюве.

Читайте также:
Конспект НОД по формированию грамматического строя речи

Как называется голубь, который доставляет почту?

Интересно, от кого это письмо?

– Ребята, здесь загадка, думаю, отгадав её, мы узнаем от кого письмо.

Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это – … волк.

Что же в письме?

• Прослушивание образца нормированной речи.

«Ребята, у нас случилась беда.

Мой волчонок заболел.

Целый день не пил, не ел.

Целый день он молчал,

Книжек новых не читал.

Кажется, мне он забыл

Как какой – то звук произносил»

Какой звук забыл волчонок, не ясно?.

Я поняла, ребята. Какой звук чаще других слышится в письме?

Дети: звук [Л].

Логопед: Значит, волчонок забыл звук [Л].

2. Объявление темы занятия.

Поможем волчонку вспомнить этот звук? Для этого нам нужно будет отправиться в лес, но при этом самим следить за правильным произношением звука [Л].

3. Акустико – артикуляционный образ звука.

• Характеристика звука [Л].

Логопед:Прежде чем помочь волчонку, давайте с вами вспомним, как образуется звук [Л].

Язык поднимаем вверх, «калиточка» (зубки) у заборчика открыта, воздух выходит теплый, воздуху мешают выйти свободно язычок и зубки. Звук звонкий, согласный, твердый.

4. Развитие фонематического восприятия.

Отправляемся в путь. Идём по лесной тропинке, но шаг делаем в том случае, если услышим звук [Л].

Вместе с мамою и папой,

Под еловой толстой лапой,

В логове волчонок жил –

Со зверями он дружил.

5. Автоматизация звука [Л] в слогах.

Куда же привела нас дорожка? К болоту.

Чтобы через него перебраться, нужно наступать на кочки и произносить слоги.

ЛА – ЛО – ЛУ – ЛЫ и т. д.

6. Автоматизация звука [Л], через формирование «семантического поля» слова ВОЛК. Развитие валентностей слов и функции словоизменения.

• Выделение главного слова.

Вот мы почти и дошли до лесной полянки, впереди овраг.

Давайте, посмотрим в бинокль (соединить большой палец со всеми остальными)

Волка, волчицу, волчонка, волчат.

Что в лапах у волчонка?

Ребята, как вы думаете, что это за слова «волк, волчица, волчонок, волчата, волчок»?

Это родные слова.

Звуковой анализ слов «ВОЛК», «ВОЛКИ»

Чтобы перейти нам нужно будет сделать мостик из дощечек.

(Выкладываем слова ВОЛК, ВОЛКИ из букв).

Давайте, рядом выложим ещё один мостик.

(Выкладываем цветную схему слов ВОЛК, ВОЛКИ)

Где находится звук Л в слове «ВОЛК»?

В середине слова.

Вот и полянка. Кто нас встречает?

Волк, волчица и волчата.

Ребята, волки перепутали свои пенёчки – стульчики, давайте поможем найти каждому свой пенёк.

Чтобы узнать, где, чей пенек нужно определить количество слогов в слове.

Волк – 1, волчица – 3, волчок – 2, волчонок – 3.

Волки предлагают рассмотреть фотографии и угадать, что волки на них делают

Слова – действия

Как волк передвигается?

Ходит, рыщет – бегает.

Как волк голос подаёт?

Как волк добывает пищу?

Прежде чем напасть на добычу, что волк делает?

Затем к добыче он…

Затем на добычу…

Волчица о своих детёнышах…

Слова – признаки, синонимы, антонимы

Читайте также:
Конспект занятия по теме: Звуки (Л)-(Ль), Буква Л

Теперь расскажем, какие волки?

Волк какой, если он питается другими животными?

Если волк долго ничего не ел, значит, он какой?

Если волк думает, как выследить свою добычу, значит он

Волк охотится кроме мелких животных и на крупных, которые больше его. Значит он какой?

Чтобы догнать свою добычу, как надо бегать?

Значит, волк какой?

Если может обмануть, перехитрить, значит он какой?

Волчица какая, если она заботится о своих малышах?

Это волчья зарядка.

Папа – волк – топ, топ (топаем ногами)

А волчица – хлоп, хлоп (хлопаем руками)

А волчата как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)

Да ещё и спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

А кому зарядки мало —

Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

• Развитие функции словоизменения

Как называется жилище волков.

Оно называется – логово.

Волки любят играть в прятки. Сейчас скажите, волк около чего?

Волк около логова.

Откуда волк отходит?

Откуда волчица выходит?

Откуда волчонок выглядывает?

В лесу очень много волков. Сосчитайте волчиц.

Одна волчица, две волчицы, пять волчиц.

Один волчонок, два волчонка, пять волчат.

Сосчитайте волков.

Один волк, два волка, пять волков

«Я начну предложение, а вы закончите словами ВОЛК, ВОЛЧИЦА и ВОЛЧАТА».

Мы подружились с …ВОЛКОМ, ВОЛЧИЦЕЙ и ВОЛЧАТАМИ.

Очень весело живётся… ВОЛКУ, ВОЛЧИЦЕ и ВОЛЧАТАМ.

Мы играли с… ВОЛКОМ, ВОЛЧИЦЕЙ И ВОЛЧАТАМИ.

Будем вспоминать о …ВОЛКЕ, ВОЛЧИЦЕ и ВОЛЧАТАХ.

7. Развитие психических процессов

Буква Л рассыпалась на части, давайте её соберём.

8. Автоматизация звука [Л]в стихотворении.

Давайте расскажем волчонку стихотворение о звуке [Л], чтобы он его никогда не забывал.

«Звук Л»

Узкий кончик языка

Вверх, в зубы упирается.

По бокам от языка

Л получится певучий,

Плавный ласковый и звучный:

Ласка, лампа, ландыш, лапа,

Лук, луна, лужайка, лама.

Пора ребята нам в обратный путь. У кого мы побывали?

У волка, волчицы, волчонка, волчат.

Какой звук помогли вспомнить волчонку?

Звук [Л].

В знак благодарности волчонок и его семья дарят вам на память букву Л, чтобы вы всегда помнили, как произносится этот звук.

З. А. Репина, Т. В. Васильева, А. Д. Ведерникова, В. Б. Горская, В. Н. Пискунова Поле речевых чудес: Учебное пособие.Екатеринбург: ТОО “ГриК” 1997.-180 с.

Е. А. Пожиленко Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М. :Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 1999. – 224 с.

«Формирование и развитие лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР через дидактические игры» Данный опыт раскрывает систему работы по формированию и развитию лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР и может быть использован.

Фонема «Щ» Цели: Образовательная: формирование и расширение семанического поля, развитие валентности слов. Коррекционные: 1. Автоматизация звука»щ»в.

Автоматизация звука Л в предложениях при помощи мнемодорожек

Автоматизация звука Л в предложениях при помощи мнемодорожек проводится после автоматизации в слогах, словах и словосочетаниях. Занятие по автоматизации в слогах и словах Вы сможете найти по выделенной ссылке.

Читайте также:
Презентация: Автоматизация звука (Ш) в слогах и словах

На начальных этапах при произношении звука Л необходимо прикусывать кончик языка. В дальнейшем, когда звук произносится легко, язык переводим за верхние зубы.

Полезные советы:

  1. В начале каждого занятия по автоматизации звука Л проводим 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
  2. Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука Л (см. артикуляционную гимнастику).
  3. Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
  4. При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления кинезиологические упражнения.
  5. Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.

Автоматизация звука Л в предложениях развивает ассоциативное мышление. Ребенку нужно каждое слово соотнести с картинкой и назвать ее.

Мнемодорожки предложений также познакомят детей с предлогами и смогут наглядно обозначить это «невидимое» слово при помощи моделей-схем.

Модели предлогов:

1. Автоматизация звука Л в предложениях из 3-х слов:

Алла ела яблоко. Луша мыла пол. Слава пил молоко.
Луша чистила лук. Володя стал пилотом.

2. Автоматизация звука Л в предложениях из 4-х слов:

У лайки – белые лапки. У белки – тёплое дупло. У Милы – голубое
платье. Владик уехал в колхоз. По волнам плывёт плот.

Клава захлопала в ладоши. Стул упал на пол. Павел ушёл на футбол.
Лось убежал от волка. Влад купил духи «Фиалка».
На яблоне – спелые яблоки. Алла писала мелом слова.
Луша мыла куклу мылом.

Клава каталась на лыжах. У Луши – белые голуби.
Дятел долбил ствол сосны. У слона – белые бивни.
У Золушки – шёлковое платье. Ложка из олова – оловянная.
Платье из шёлка – шёлковое. Аллея из ёлок – еловая.

3. Предложения из 5-ти слов:

Мила поставила лампу на стол. Клава покупала молоко и свёклу.
Лола поливала флоксы на клумбе. Слава плавал на плоту по Волге.
У Володи – иволга из пластилина.

Мила мыла пол в классе. Михаил сделал больному Павлу укол.
Золушка подметала и мыла полы. Флоксы, ландыши и фиалки – цветы. На полу Клава нашла булавку.

4. Предложения из 6-ти слов:

В голубом небе плывут белые облака. Алла дала Володе пилу и молоток. Клубок упал со стула на пол. Влад плыл на лодке по волнам. Луша надела на голову белый платок. Мила и Володя плывут в лодке.

Волшебница помогла Золушке поехать на бал. На балу Золушка смеялась и танцевала. В чулане на полке стоял бокал. Алла купила алычу, а Володя – клубнику. Ласточка, иволга, соловей и галка – птицы.

5. Автоматизация звука Л в предложениях из 7-9 слов:

Платье, колготки, блуза и плащ – это одежда.
Белла полоскала белый халат в холодной воде.

Луша ела спелую клубнику, а Павел ел пастилу.
На балконе у Славы – голубые и белые фиалки.
Алла покупала фиалки, Луша – цикламены, а Лола – флоксы.
Белка, лось, волк, слон и лань – это дикие животные.

Автоматизация звука Л в предложениях при помощи мнемодорожек поможет взрослым научить ребенка говорить правильно и выразительно..

Много интересного материала Вы сможете найти по ссылкам ниже.

Читайте также:
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука (ш) в словах
Вам также будет интересно:
  1. Автоматизация звука Л в словах.
  2. Автоматизация звука Л в словосочетаниях
  3. Звук Л в предложениях
  4. Автоматизация звук Л в чистоговорках
  5. Стихи на звук Л
  6. Тексты на звук Л
  7. Раскраски на звук Л
  8. Домашние задания на звук Л
  9. Улитки на звук Л
  10. Скороговорки на звук Л
  11. Артикуляционная гимнастика
  12. Биоэнергопластика
  13. Кинезиология
  14. Автоматизация звука Р
  15. Дифференциация звуков
  16. Автоматизация свистящих звуков
  17. Автоматизация шипящих звуков
  18. Развитие речи
  19. Обучение грамоте
  20. Дидактические игры

Желаем всем успехов и позитивного настроения.

Автоматизация звука [Л]. Часть 2. Звук [Л] в стечениях с согласными

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет подборку для автоматизации звука [Л]!

Статья разделена на части с учетом этапов автоматизации звука [Л].

Слова, предложения и чистоговорки для автоматизации звука [Л] в стечениях с согласными очень эффективны при автоматизации этого звука и будут полезны практикующим логопедам. Также этой подборкой могут воспользоваться родители, желающие помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук [Л].

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта
http://LogopedRunet.ru

Автоматизация звука [Л] в слогах и словах со стечением согласных звуков:

АЛКА – ОЛКА – УЛКА – ЫЛКА – ЭЛКА ЕЛКА – ИЛКА – ЁЛКА – ЮЛКА – ЯЛКА

Палка, галка, фиалка, скакалка, балка, скалка, свалка, жалко, балкон; сеялка; белка, стрелка, сделка, мелко; иголка, полка, волки, полковник, толк, полк, волк; посылка, бутылка; ёлка, чёлка, пчёлка, щёлкать, метёлка, щёлк; булка, вулкан, чулки; носилки, косилка, пилка, жилка, вилка.

ПЛА – ПЛЫ – ПЛЭ – ПЛО – ПЛУ ЛПА – ЛПЫ – ЛПЭ – ЛПО – ЛПУ

План, плач, платье, плавать, пламя, плавно, платок, плавник, планета, пластилин, плакат, заплатка, поплавок; плыть, заплыв; плод, плов, плотно, пломба, плохо, пловец, оплошность, тепло, дупло; плут, плуг; колпак.

БЛА – БЛЫ – БЛЭ – БЛО – БЛУ ЛБА – ЛБЫ – ЛБЭ – ЛБО – ЛБУ

Бланк, вобла, область, облако; блоха, блокнот, обломок; блузка; столб, столбы, лбы, колба.

ФЛА – ФЛЫ – ФЛЭ – ФЛО – ФЛУ ЛФА – ЛФЫ – ЛФЭ – ЛФО – ЛФУ

Флаг, флакон, флажки; флот, флоксы, флотилия; алфавит, салфетка, шалфей.

ВЛА – ВЛЫ – ВЛЭ – ВЛО – ВЛУ ЛВА – ЛВЫ – ЛВЭ – ЛВО – ЛВУ

Власть, владение, владыка, седовласый; в луже, в ловушке; халва, молва.

ТЛА – ТЛЫ – ТЛЭ – ТЛО – ТЛУ ЛТА – ЛТЫ – ЛТЭ – ЛТО – ЛТУ

ДЛА – ДЛЫ – ДЛЭ – ДЛО – ДЛУ ЛДА – ДЛЫ – ДЛЭ – ДЛО – ДЛУ

Метла, котлы, котлован; болт, султан; седло, надлом, повидло; Молдавия, солдат, колдун, колдунья, колдовать, полдник, щеколда.

МЛА – МЛЫ – МЛЭ – МЛО – МЛУ ЛМА – ЛМЫ – ЛМЭ – ЛМО – ЛМУ

НЛА – НЛЫ – НЛЭ – НЛО – НЛУ ЛНА – ЛНЫ – ЛНЭ – ЛНО – ЛНУ

Младший, младенец; чалма; волна, волны, молния, полночь, челнок.

КЛА – КЛЫ – КЛЭ – КЛО – КЛУ ЛКА – ЛКЫ – ЛКЭ – ЛКО – ЛКУ

ГЛА – ГЛЫ – ГЛЭ – ГЛО – ГЛУ ЛГА – ЛГЫ – ЛГЭ – ЛГО – ЛГУ

Читайте также:
Треугольники - урок математики в школе 5-го вида, 2-й класс

ХЛА – ХЛЫ – ХЛЭ – ХЛО – ХЛУ ЛХА – ЛХЫ – ЛХЭ – ЛХО – ЛХУ

Клава, класть, клавиши, клад, клапан, класс, кладовка, закладка, свёкла, кукла, клык, мотоцикл, клок, клоп, клоун, наклон, стекло, поклон, клуб, клумба, клубни, клубника; гладкий, гладить, глаза, игла, помогла, могла, глупый, глубокий, глухота, глубина, глобус, смуглый; лгать, лгун, лгунья, долг, долго; хлопок, хлопоты, хлопать, охладить.

СЛА – СЛО – СЛУ – СЛЫ – СЛЭ

ЛСА – ЛСО – ЛСУ – ЛСЫ – ЛСЭ

ЗЛА – ЗЛО – ЗЛУ – ЗЛЫ – ЗЛЭ

ЛЗА – ЛЗО – ЛЗУ – ЛЗЫ – ЛЗЭ

Слава, слабый, сладкий, послание, послать, вёсла, наслаждение; слышать, послы, ослы; служба, слух, слушать, слуга, послушный, заслуга; слово, слой, слон, слойка, условие, пословица, кресло; злой, злость; злаки; узлы, козлы; ползает, ползунки.

ЛЧА – ЛЧУ – ЛЧИ – ЛЧЕ ЧЛА – ЧЛУ – ЧЛЫ – ЧЛЭ

Молча, молчание, молчун, молчаливый; прочла.

ШЛА – ШЛО – ШЛУ – ШЛЫ – ЛШЭ

ЛША – ЛШО – ЛШУ – ЛШИ – ЛШЕ

ЖЛА – ЖЛО – ЖЛУ – ЖЛЫ – ЖЛЭ

ЛЖА – ЛЖО – ЛЖУ – ЛЖИ – ЛЖЕ

Шла, шланг, вошла, ушла, подошла, отошла, обошла, нашла, вышла; волшебник, волшебница, волшебники, волшебный, волшебство; лжец.

СКЛА – СКЛО – СКЛУ – СКЛЫ – СКЛЭ

СПЛА – СПЛО – СПЛУ – СПЛЫ – СПЛЭ

СТЛА – СТЛО – СТЛУ – СТЛЫ – СТЛЭ

Склад, складывать, склон; сплошной, сплутовать; стлать.

Повторить словосочетания и предложения:

Шёлковый платок, улыбка младенца, клок сена, обложка блокнота, белое облако, спелая клубника, голодный волк, мелкая лужа, волшебная палочка, сладкое яблоко, голубые глаза, складной стул, гладкие волосы, пологие склоны

Павел поймал галку.

Папа купил ёлку.

Я вышел на балкон.

Клава играла на лужайке.

На складе много игрушек.

На склоне горы паслось стадо.

Луша гладила юбку в складку.

Мила гладила платье для куклы.

Клава полола гладиолусы на клумбе.

Володя склонил голову над столом.

Алла ела булку с маслом.

Элла сломала лыжную палку.

Светлана слушала звон колоколов.

Павел заблудился в глухом лесу.

На балконе лопнуло стекло.

Володя запивал клубнику холодным молоком.

Алла заколола волосы золотой заколкой.

Элла полоскала горло.

Повторить чистоговорки. Чётко произносить звук [Л]:

Автоматизация звука [Л]

Твёрдый согласный звук [Л] окрашен синим цветом (твёрдый согласный) . Гласные звуки окрашены красным цветом .

Звук [Л_] произносится длительно и только при неподвижном языке (см. артикуляцию звука [Л]).

1) Произносить (читать) слоги со звуком [Л_]

Образец: ал__, ол__, ул__, ыл__, эл__, ил__, ел__, ёл__, юл__, ял__

2) Произносить (читать) слова со звуком [Л] в конце

Образец: пол__, у-гол__

3) Произносить (читать) слова со звуком [л] в середине

Образец: пол__ка, и-гол__ка

4) Произносить (читать) слоги Л__А, А__О, Л__У, Л__Ы, Л__Э

5) Произносить (читать) слова со звуком [Л] в начале

Образец: л__ак, л__а-па

6) Произносить (читать) слова со звуком [л] в середине

Образец: ка-л__ач, са-л__ат

7) Произносить (читать) слоги

Образец: к-л__а, к-л__о, к-л__у, к-л__ы

8) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [Л]

Образец: ф-л__аг, п-л__а-вал__

Читайте также:
Макет артикуляционного аппарата

9) Произносить (читать) слова с двумя звуками [л]

Образец: ф-л__аг, п-л__а-вал__

10) Произносить (читать) словосочетания

Образец: ОБРАЗЕЦ: Бе-л__ый ха-л__ат

  • Голубое платье.
  • Светлая луна.
  • Плохая лодка.
  • Жёлтый платок.
  • Сломанная пила.
  • Холодный подвал.
  • Голодный волк.
  • Толстая палка.
  • Тяжёлый молоток.
  • Спелая клубника.
  • Тёплое пальто.
  • Колкая ёлка.
  • Оловянный солдатик.
  • Золотой колос.
  • Голубые глаза.
  • Шёлковая блузка.
  • Глубокий колодец.

11) Проспрягать предложения

  • Я ел (а) молочную лапшу.
  • Я купил (а) блокнот и мел.
  • Я сломал (а) велосипед.
  • Я плыл (а) на лодке по волнам.
  • Я ел (а) спелую клубнику.
  • Я пил(-а) холодное молоко.
  • Ты пил(-а) холодное молоко.
  • Он (она) пил(-а) холодное молоко.
  • Мы пили холодное молоко.
  • Вы пили холодное молоко.
  • Они пили холодное молоко.

12) Произносить (читать) предложения

Образец: Ми-л__а пи-л__а мо-л__о-ко

  • У стола стоял стол.
  • Володя уехал в колхоз.
  • Алла купила белое платье.
  • Мила несла голубой флаг.
  • По волнам плывёт лодка.
  • Клава захлопала в ладоши.
  • Клуша подмела пол.
  • У слона белые клыки.
  • Белка сидела около дупла.
  • Клава купила лук и свёклу.
  • Мила ела клубнику из лукошка.
  • Николай сломал велосипед.
  • Володя забыл, куда положил пенал.

13) Произносить (читать) чистоговорки

  • Сел и всё съел.
  • Около кола колокола.
  • Клава ловко лук полола.
  • Не жалела мама мыла, мама мылом Милу мыла.
  • Кол около стола, стол около кола.
  • Палку толкал лапкой Полкан.
  • В уголок Алёнка села – у Аленки много дела.
  • Не велик соловей, а голосок золотой.
  • Откладывай безделье, да не откладывай дела.
  • Колпак под колпаком, под колпаком колпак.
  • Вот весёлый колобок покатился, как клубок.
  • Свёкла у Фёклы мокла и сохла.
  • Плавал Слава на плоту и ловил с плота плотву.

14) Произносить (читать) и пересказывать текст

Шалун

У Милы был котик. Он был совсем белый. Мила назвала его Беляк. Беляк был большой шалун. Однажды мама вязала Миле новые носки. На столе лежал клубок. Мама вышла из комнаты, а клубок оставила на столе. Беляк скок на стул, со стула на стол и давай клубок лапками толкать. Беляк толкал, толкал клубок и спутал все нитки. Мила вошла в комнату, увидела клубок на полу и сказала: “Ай, какой ты шалун, Беляк!”.

15) Произносить (читать) стихотворения

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой белка не была.

Посадил дед лук,
Отрастил лук чуб.
Увидал лук внук,
Оборвал луку чуб.

Клава ловко лук полола,
Мыла пол и полки Лала,
Пыль Володя выбивал,
Гвозди Валя забивал,
Коля весело пилил,
Анатолий вилки мыл,
Ну, а маленькая Света,
Ела сладкие конфеты.

– Заяц белый,
Заяц белый!
Ты куда
За лыком бегал?
Заяц белый
Отвечал:
– Я не бегал,
Я скакал.

16) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Клоун-чудак

Клоун-чудак делал всё не так:
Ломом копал, лопатой ломал.
Долотом шил, иглой долбил.
Колуном пилил, пилой колол.
Метлой белил, а кистью мёл.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: