Автоматизация звука (Ч) в словах, словосочетаниях, предложениях – конспект

Автоматизация звука [Ч] в словах, словосочетаниях, предложениях — подгрупповое логопедическое занятие

Подгрупповое логопедическое занятие.

Тема: Автоматизация звука [Ч] в словах, словосочетаниях, предложениях.

– формировать правильный артикуляционный уклад для произнесения звука [ч];
– закреплять правильное и отчётливое произношение звука [ч] в различных позициях в словах словосочетаниях и предложениях;
– совершенствовать работу над грамматическим строем речи;
– развивать речевое дыхание,
– развивать фонематический анализ и синтез;
– развивать логическое мышление, слуховую память, зрительный гнозис, сенсомоторику;
– воспитывать интерес к логопедическим занятиям, усидчивость.

Оборудование: карточки , индивидуальные зеркала, дыхательные тренажеры, мяч, компьютер, диск с логопедической программой «Игры для Тигры»,профиль звука Ч, круговая схема для характеристики звука, массажные мячики, звуковые улитки, марблс.

Ход занятия:

Введение в занятие .– Как называется этот кабинет?

– Зачем вы посещаете мои занятия?

– Вспомним наше правило граммотной и красивой речи : (проговаривается вместе с учениками):

Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Звонко, четко говорим,
Никогда мы не спешим

. Артикуляционная гимнастика– А для того, чтобы мы правильно произносили звуки, сделаем артикуляционную гимнастику.

Чики – чики – чики – чок,
Не стесняйся язычок.
Не пугайся, не ленись,
Повторяй – не ошибись.

(под счет педагога до 10)

Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «ииии» скажи
Свой заборчик покажи!

(под счет педагога до 10)

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.

2. Хоботок

Я слегка прикрою рот,

Губы «трубочкой» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке у-у-у.

5. Качели

(под счет 5-8 раз)

На качелях я качаюсь:

Выше крыши поднимаюсь,

А потом опять спускаюсь.

(под счет педагога до 15)

Язык лопаткой положу

И спокойно подержу.

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

6. Лошадка

(под счет 8-10 раз)
Цок – цок – цок – цок,

Я лошадка серый бок.

Я копытцем постучу
Если хочешь – прокачу.

Развитие продолжительного целенаправленного выдоха. -А теперь выполним дыхательную гимнастику.

Развитие фонетических процессов.Сообщение темы занятия

Прослушайте, и угадайте, что это за звуки?

А какой речевой звук похож на этот?

Артикуляционная характеристика звука [Ч]– Что делают наши губы (зубы, язык) когда произносим звук [ч]?

(Губы круглые, вытянуты вперед.

Зубы не смыкаются, между ними небольшая «дорожка». Язык широкий, кончик язычка поднят кверху.)
– Как воздух выходит изо рта? (Толчками)
– Есть ли в горлышке голосок? (Горлышко не гудит.)
– Какой это звук? Дай ему характеристику. (Звук [Ч] — согласный, мягкий, глухой, непарный)

Почему звук [Ч] согласный? (Потому, что воздух не проходит свободно, встречает преграду, воздуху пройти мешает пройти язычок).

Почему звук [Ч] глухой? (Звук [ч] глухой потому, что в горлышке нет голоска. Этот звук всегда мягкий.)

Су Джок терапия(массаж пальчиков с проговариванием прямых и обратных слогов).Ча-чо-чу-чи-че

Автоматизация звука [Ч] в словах– Следующая наша игра называется «Звуковая улитка.». Посмотри на картинку, вы должна называть слова, расположенные на домике улитки в определенной последовательности, согласно стрелочкам. Не обходимо правильно произносить звук [Ч] и накрывать картинку марбалсом.

Определение позиции звука в слове.Игра «Звуковой поезд».

Развитие фонематического синтеза– Давай немного отдохнем и поиграем в мяч. Игра называется «Замени звук».

Читайте также:
Информационно-ознакомительное пособие для родителей «Мишкина почта»

– Нужно заменить в словах первый (последний) звук на звук [Ч]

Развитие грамматического строя речи 1)Игра «Подбери пару»

– Посмотри в карточку. Там даны слова в двух столбиках. Нужно каждому слову из первого столбика подобрать подходящее слово из второго столбика.

– Прочитай получившиеся словосочетания.

Какой? Какая? Какие?Какое?- признак предмета.

ПОСЛУШАЙ И НАЗОВИ СЛОВО-ПРИЗНАК ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ ПО ЗНАЧЕНИЮ.

Голубь белый,а ворон-…..(черный);

Коктейль холодный,а чай ….(горячий);

Этот автомобиль грязный, а этот…(чистый).

3)Закончи предложение.(чтение по цепочке).

На стене висят…ЧАСЫ

Олечку лечил…ВРАЧ

Девочка ловит сачком….БАБОЧКУ

Мальчики бегут купаться на …РЕЧКУ

К окну подлетела….ПТИЧКА

Художнику нужны краски и ….КИСТОЧКИ.

4) Пересказ текста .

Итог занятия.– Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?

Автоматизация звука [Ч] в словах и словосочетаниях
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме

Занятие на закрепление правильного произношения звука [Ч] в словах и словосочетаниях. Разнообразные игровые упражнения и задания с использованием наглядного материала позволяют ускорить автоматизацию звука, развивать фонематические процессы, артикуляционную моторику, правильное речевое дыхание.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_na_seminar.doc 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Автоматизация звука [Ч] в словах и словосочетаниях

Задачи:
– формировать правильный артикуляционный уклад для произнесения звука [ч];

– закреплять правильное и отчётливое произношение звука [ч] в различных позициях в словах и словосочетаниях;
– совершенствовать работу над грамматическим строем речи;

– развивать речевое дыхание, фонематический анализ и синтез;
– развивать логическое мышление, слуховую память;
– воспитывать интерес к логопедическим занятиям, усидчивость.
Оборудование: картинка «сачок», зеркало, бумажные птички, мяч, компьютер

Введение в занятие

– Вспомним наше правило: (проговаривается вместе с учеником)

Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Звонко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.

Развитие логического мышления

– Послушай ряд слов и скажи, какое слово лишнее: снегирь, синица, ласточка, дятел. ( Ласточка )

– Объясни, почему? ( Все птицы зимующие, а ласточка – перелетная птица. )

Развитие продолжительного целенаправленного выдоха

Игра «Чья ласточка дальше улетит?»
– А сейчас мы с тобой посоревнуемся. По моему сигналу: «Ласточки, полетели!» мы с тобой будем дуть каждый на свою фигурку. И посмотрим, чья птичка дальше улетит.

Развитие звукового анализа. Сообщение темы занятия

– Сколько звуков в слове ласточка ? ( 8 звуков )

– Какой звук ты слышишь в начале слова? (Звук [Л])

– Назови третий по счету звук. (Звук [С])

– Какой звук ты слышишь после звука [О]? (Звук [Ч])

– Сможешь сказать, чем мы сегодня будем заниматься?

– Правильно, сегодня мы с тобой продолжим учиться произносить звук [ч] в словах и словосочетаниях.

– А для того, чтобы мы правильно произносили звуки, сделаем артикуляционную гимнастику.

Чики – чики – чики – чок,
Не стесняйся язычок.
Не пугайся, не ленись,
Повторяй – не ошибись.

(под счет педагога до 10)

Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «ииии» скажи
Свой заборчик покажи!

(под счет педагога до 10)

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.

Я слегка прикрою рот,

Губы «трубочкой» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке у-у-у.

(под счет 5-8 раз)

На качелях я качаюсь:

Выше крыши поднимаюсь,

А потом опять спускаюсь.

(под счет педагога до 15)

Язык лопаткой положу

И спокойно подержу.

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

(под счет 8-10 раз)
Цок – цок – цок – цок,

Я лошадка серый бок.

Я копытцем постучу
Если хочешь – прокачу.

Артикуляционная характеристика звука [Ч]

– Что делают наши губы (зубы, язык) когда произносим звук [ч]? (Губы круглые, вытянуты вперед. Зубы не смыкаются, между ними небольшая «дорожка». Язык широкий, кончик язычка поднят кверху.)
– Как воздух выходит изо рта? (Толчками)
– Есть ли в горлышке голосок? (Горлышко не гудит.)
– Какой это звук? Дай ему характеристику. (Звук [Ч] – согласный, мягкий, глухой, непарный)

– Почему звук [Ч] согласный? (Потому, что воздух не проходит свободно, встречает преграду, воздуху пройти мешает пройти язычок).

– Почему звук [Ч] глухой? ( Звук [ч] глухой потому, что в горлышке нет голоска. Этот звук всегда мягкий.)

– Произнеси четко звук [Ч].

Развитие фонематического восприятия

– Я сейчас мы с тобой поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть слова, а ты должна запомнить только те, в которых есть звук [ч].

Башмачки , цепь, сачок, щенок, бабочка.

– Какие слова ты запомнила?

– А ты знаешь, что такое сачок и для чего он нужен? ( Это конусообразный сетчатый мешочек для ловли летающих насекомых или рыбы.)

Логопед демонстрирует картинку с сачком.

Автоматизация звука [Ч] в словах

– Следующая наша игра называется «Лабиринт». Посмотри на картинку, ты должна называть слова в определенной последовательности, согласно стрелочкам. Не забывай правильно произносить звук [Ч].

– Какое слово будет первым? (Это слово «врач».)

Развитие фонематического синтеза

– Давай немного отдохнем и поиграем в мяч. Игра называется «Замени звук».

– Нужно заменить в словах первый (последний) звук на звук [Ч]

Чуб – это прядь волос.

Развитие зрительного внимания

Игра «Чего не стало?»

– Я сейчас посмотрю, насколько ты внимательна. Посмотри на картинки еще раз, теперь уже на компьютере. Запомнила их расположение?

– Закрывай глаза, только честно! Открывай. Посмотри, чего не стало?

Развитие слогового синтеза

– Скажи, как можно разделить слова? (Правильно, на слоги.)

– А какое правило ты знаешь? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

– У меня есть веселый поезд, каждый вагон которого необычный. Посмотри, чем они отличаются друг от друга? (Правильно, в каждом вагоне разное количество окошек.)

– А внизу наши пассажиры. Давай разместим их по вагонам. Догадалась как? (Правильно нужно посчитать количество слогов в каждом слове.)

– Наши пассажиры заняли свои места, и поезд отправляется – чух, чух – чух.

Развитие грамматического строя речи

Игра «Подбери пару»

– Посмотри в карточку. Там даны слова в двух столбиках. Нужно каждому слову из первого столбика подобрать подходящее слово из второго столбика.

Конспект логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях»

Галина Фролова
Конспект логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях»

Цель: – закрепить правильную артикуляцию при произнесении звука [Ч ];

автоматизация этого звука в слогах, словах, предложениях;

– учить образованию существительных с этим звуком в слогах, словах, предложениях;

– развивать фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику;

– создать положительную атмосферу занятия;

– пробудить в детях интерес к активному участию;

– воспитывать самоконтроль за собственной речью.

– цветы с картинками;

– загадки с карточками;

– картинка буквы Ч, символ – мальчик звуковичок [Ч ].

– набор крупы (фасоль, бобы, семечки, рис) для выкладывания буквы.

Предварительная работа:

Артикуляционная гимнастика: – «улыбка»

«вкусное варенье»

Выполнение налепа и растирания пластилина на одноразовую тарелку.

1. Организационный момент

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами пойдем в гости к крокодилу Гене. А с кем мы пойдем? Кто его друг?

Дети: Конечно с его лучшим другом Чебурашкой.

2. Сообщение темы занятия

Логопед: в пути мы закрепим умения красиво говорить звук [Ч ].

Давайте произнесем звук [Ч ] (губы вытянуты вперед, немного округлены; зубы чуть-чуть приоткрыты; край языка приподнят к твердому небу).

Какой это звук?

Дети: согласный, глухой, мягкий. Живёт в зелёном замке, носит зелёный кафтанчик. (выставляю опорные картинки – символы. Это мальчик в зелёном кафтане, без колокольчика).

3.Закрепление раннее изученного:

1) Логопед: Прежде, чем мы отправимся в путь,давайте покажем Чебурашке гимнастику языка и губ:

«вкусное варенье»;

2) Д. игра «Повтори – ка» (Автоматизация в прямых и обратных слогах)

Ча-ча-ча ач-ач-ач чы-че-чо

Чю-чу-че оч-уч-ич чи-чу-ча

3) Д. игра «Повтори скороговорку»

Логопед:А теперь красиво и четко проговорим:

Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

4) Д. игра «Поляна цветов»

Логопед: Ну, что продолжим наше путешествие. Ребята смотрите, какая красивая поляна? Что на ней растет?

Логопед: А какого они цвета?

Дети: желтого, красного, фиолетового.

Логопед: А давайте мы их будем собирать. Мы собрали целый букет цветов. Посмотрите, что на обратной стороне цветка?

Логопед: мы сейчас поиграем в игру «Ласковое слово»

Часы – часики чёлка – чёлочка человек – человечек

Чашка –чашечка точка – точечка дочка – доченька

Туча – тучка бочка – бочечка почка – почечка

5) Логопед: мы собрали целый букет, давайте их понюхаем (дышим правильно через носик, плечи не поднимаем, щёки не надуваем при выдохе)

Выполняется дыхательная гимнастика «Нюхаем цветы».

6) Д. игра «Укрась тарелочки» с использованием крупотерапии

Логопед: ребята, чтобы не идти в гости с пустыми руками давайте для крокодила Гены сделаем подарок – сюрприз, ему будет очень приятно.

(Ребята выкладывают фасолью, бобами, семечками букву Ч на пластилин налепленный на дно одноразовой тарелочки)

7) Логопед: Ну, что устали? А мы сейчас превратимся в ласточек и часть пути пролетим.

Физминутка «Ласточки летели»

Все люди глядели.

Все люди дивились.

8) Логопед: Вредная Шапокляк не хочет нас пропускать к крокодилу Гене.Она хочет нам загадать загадки:

Ударишь – не плачет. (мяч)

• Идут круглые сутки,

Не стоят ни минутки

А все на одном месте. (часы)

• Снизу камень, сверху камень,

Четыре ноги, одна голова. (черепаха)

9) Логопед: Шапокляк убежала, но пока она нас отвлекала, ее крыска -Лариска перепутала карточки. Из карточек надо выбрать только те, в которых есть звук «Ч»

10) Логопед: А теперь с этими словами поиграем в игру «Один – много»

Часы – много часов чашка – много чашек точка – много точек

дочка – много дочек туча – много туч бочка – много бочек почка – много почек луч – много лучей ручка – много ручек

мяч- много мячей черепаха – много черепах

Логопед: Молодцы, вы выполнили все задания и пришли к крокодилу Гене. Он приготовил для вас угощение, какое вы должны угадать.

– Оно бывает круглое, бывает квадратное, овальное; бывает солёное и сладкое; белое, шоколадное; его можно купить в магазине, а может испечь и мама; первый звук в его названии «ПЬ», последний звук «Е», звук «Ч» – в середине слова. (ПЕЧЕНЬЕ)

4.Итог: Логопед: ребята с каким звуком мы сегодня путешествовали? К кому мы шли в гости? Кто нам мешал в дороге? Где мы были? Чем занимались? Что понравилось?

Дети: рассказывают, делятся самыми яркими впечатлениями от прошедшего занятия.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, в словах» . Цели: 1)Коррекционно-образовательные Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [р]. Учить правильно произносить.

Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках Тема: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках». Группа детей по структуре.

Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях «Путешествие на чудный остров» Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности: Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях «Путешествие.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в словах, предложениях, тексте» Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Уточнить характеристику и артикуляцию звука [р]. 2. Автоматизировать звук [р] в словах, предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях и тексте» Цель: формировать практические умения и навыки пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной).

Конспект индивидуальной коррекционной деятельности «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях» Задачи: Образовательные: 1. Повторить и закрепить артикуляцию звука [Л]. 3. Развивать лексико-грамматический строй речи. Коррекционно-развивающие:.

Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности «Автоматизация звука [л] в слогах, словах и предложениях» Тема: Автоматизация звука [л] в слогах, словах и предложениях. Цель: Закрепление чёткого произношения звука [л] в слогах, словах и предложениях.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях Тема: Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях. Программное содержание Образовательные: – закрепить правильное произношение.

Конспект подгруппового логопедического занятия «День рождения у Шарика». Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах Этап: автоматизация звука Ш в слогах и словах. Тема: День рождения у Шарика. Цели: Коррекционно-образовательные: Закрепить артикуляцию.

Тема: «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях» для детей подготовительной группы с ФФНР Тема: «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях» Цель: Развитие правильного произношения звука [Ш] в ходе обогащения словаря.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ч»

Индивидуальное логопедическое занятие в игровой форме поможет закрепить правильное произношение звука [Ч] в слогах, словах и предложениях.

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ч»»

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:

«Автоматизация звука Ч»

Цель: автоматизировать правильное произношение звука [Ч] в слогах, словах и предложениях.

Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [Ч].

Учить чётко произносить звук [Ч] в слогах, словах и предложениях.

Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

Продолжать развивать память, мышление, внимание.

Прививать чувство уважения к русскому языку.

Поддерживать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: игрушка паровозик: вертушка «цветок», картинка черепаха, звуковой лабиринт, зеркало, камешки марблс, фишки-звездочки, мяч, картинки со звуком ч.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед. Посмотри, к нам сегодня в гости приехал паровоз.

Помоги паровозику доехать до вокзала. Проведи пальчиком по рельсам, четко произнося: Ч-Ч-Ч.

2. Упражнения для выработки воздушной струи.

Подуть на цветок (тренажер).

3. Сообщение цели занятия.

Какой звук ты слышал? Как едет паровозик?

Логопед: Сегодня паровозик будет помогать тебе произносить этот звук.

4. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно и красиво произносить этот звук, давай выполним гимнастику для языка.

«Хоботок» (вытягивание губ вперёд трубочкой).

«Хоботок»-«Заборчик» (чередование упражнений).

«Чашечка» (открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.)
«Лошадка» («поцокать» языком).

«Вкусное варенье» (широким языком облизать губы).

«Почистим зубки» (упражнение выполняется при закрытом рте, круговое движение языка между губами и зубами).

«Качели» (языком потянуться к носу, затем к подбородку).

«Часики» (при широко открытом рте языком тянуться к уголкам рта).

5. Упражнение на развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопни на звук –ч»

Логопед проговаривает слов, а ребенок, услышав звук – Ч хлопает в ладоши.

Черепаха, сыр, ключ, рак, мыло, чашка, бочка, жук, лес, кузнечик, книжка, врач.

6. Автоматизация звука в слогах.

а) повтори слог – ча столько раз, сколько я хлопну в ладоши;

б) повтори слог – уч столько раз, сколько я топну ногой;

в) повтори слог – очо столько раз, сколько я выложу звездочек;

7. Игра «Лабиринт».

Закрепление произношения звука [ч] в словах.

Ребенок, четко произнося звук [ч], называет в заданном порядке представленные на странице картинки, перемещая по ним игрушку паровозик. Если слово называется ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет названо верно.

8. Пальчиковая гимнастика

Ехал, ехал паровоз

пальцы в “замок”, большие пальцы вращаются

Прицепил вагон, повез

сцепить указательные пальцы

(4 повторения – указательные пальцы, средние, безымянные, мизинцы)

9. Игра с мячом «Скажи ласково».

10. Закрепление произношения звука [ч] в чистоговорках.

Игра с камешками марблс. Собери узор из камешек на панцире черепахи. За правильный ответ дается один камешек.

Ча-ча-ча — чашка горяча

Чи-чи-чи — прилетели к нам грачи.

Чу-чу-чу — я читать хочу.

Чо-чо-чо — поцарапано плечо.

Ач-ач-ач – Ванечка купил калач.

Юч-юч-юч – потеряла Таня ключ.
Оч-оч-оч – скоро наступит ночь.
Ич-ич-ич – на тебе кулич.
Яч-яч-яч – малыши играют в мяч.

11.Закончи предложения.

– Послушай начало предложений, закончи их словами, подходящими по смыслу со звуком [Ч]; (в помощь предлагаются картинки):

Мальчики качались на … (качелях).

Почтальон разносит … (почту).

Девочка ловит сачком . (бабочку).

Внучка собирала в лесу … (чернику).

Снесла курочка … (яичко).

Мальчик ест … (печенье).

В траве замолчал … (кузнечик).

12. Подведение итогов занятия.

– Какой звук мы сегодня чаще других произносили? ([Ч]).

Индивидуальное логопедическое занятие “Автоматизация звука [ч] в слогах, словах, предложениях”

Разделы: Логопедия

Цели занятия:

  1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата, силы голоса, выдоха.
  2. Закрепление звука [Ч] в отраженном повторении за логопедом и в самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях.
  3. Развитие фонематического восприятия, слухового и речевого внимания, звукового анализа.
  4. Обогащение и активизация словарного запаса.
  5. Развитие логического мышления, зрительного восприятия, памяти.
  6. Развитие тактильных ощущений, тонкой моторики.
  7. Воспитание любви к природе.

Оборудование:

  • карточка с буквой Ч, схема артикуляции звука, звуковичок (характеристика звука);
  • арбузные семечки, бабочка (аппликация);
  • различные предметные картинки и предметные картинки со звуком [ч];
  • карточки-пазлы по теме: «Антонимы» (дидактическая игра);
  • индивидуальная карточка со словосочетаниями;
  • индивидуальная карточка с деформированными предложениями;
  • карточки по теме: «Четвёртый лишний».

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед загадывает загадку, в руках бабочка.

Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.

– Что это за цветок?

– Какой пятый звук в этом слове?

– Продолжим работу над правильным произношением этого звука.

II. Артикуляционная гимнастика.

  1. «Трубочка» (вытягивание губ вперёд трубочкой).
  2. «Трубочка»-«Улыбка» (чередование упражнений).
  3. «Конфетка» (удерживать «приклеенную» переднюю часть языка у верхнего нёба).
  4. «Лошадка» («поцокать» языком).
  5. «Вкусное варенье» (широким языком облизать губы).
  6. «Почистим зубки» (упражнение выполняется при закрытом рте, круговое движение языка между губами и зубами).
  7. «Качели» (языком потянуться к носу, затем к подбородку).
  8. «Часики» (при широко открытом рте языком тянуться к уголкам рта).

III. Произношение изолированного звука.

– Как стрекочет сверчок?

IV. Разбор артикуляции звука.

На столе схема артикуляции звука.

– Вспомним, где находится язык, как расположены губы при произношении звука [ч]. Схему комментирует логопед (ребёнок определяет положение своего язычка и губ):

  • губы округлены и выдвинуты слегка вперёд,
  • зубы сближены,
  • кончик языка касается нёба (за бугорками),
  • боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам,
  • спинка языка поднята,
  • под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба.

V. Характеристика звука.

На столе звуковичок (характеристика звука).

Характеристику звука даёт ребёнок.

– Звук [Ч] – согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий.

VI. Развитие фонематического восприятия.

– Повтори слоговые цепочки, слушай внимательно:

  • ач-оч-уч,
  • оч-уч-юч,
  • ыч-еч-ич,
  • ча-чо-чу,
  • чу-чи-че.

VII. Соотношение звука и буквы, развитие мелкой моторики.

– На что похожа буква Ч? (На столе карточка-буква.)

– Выложи рядом с карточкой букву «Ч» из арбузных семечек.

VIII. Отработка звука в прямых и обратных слогах, в словах с ударением и без ударения на слоге.

(Ребёнок повторяет за логопедом.)

Ач-ач-ач, оч-оч-оч, уч-уч-уч, ыч-ыч-ыч.

  1. Врач – плач.
  2. Бочка – почка.
  3. Внучка – ручка.
  4. Ключ – колюч.
  5. Мяч – горяч.
  6. Колечко – гречка.
  7. Значки – каблучки.
  8. Проволочка – наволочка.

Ча-ча-ча, чу-чу-чу, чо-чо-чо, че-че-че.

  1. Чайник – причал.
  2. Бычок – крючок.
  3. Чей – ручей.
  4. Мальчик – зайчик.
  5. Удача – задача.

IX. Автоматизация звука [ч] в словах.

– Назови картинки, правильно выделяя звук. Предметные картинки со звуком [ч]: черепаха, качели, бочка, червяк, чайник, чемодан, чайка, чашка, часы.

X. Игра «Поймай звук».

Логопед называет слова. Ребёнок запоминает только те, в которых есть звук [ч].

– Колокольчики, цепь, сачок, щенок, черепаха.

– Объясни, пожалуйста, для чего нужен сачок?

– Это конусообразный сетчатый мешочек для ловли летающих насекомых или рыбы.

Логопед демонстрирует картинку с сачком.

– Составь предложение со словом «сачок».

(Вариант: найти среди различных предметных картинок те, в названиях которых есть звук [ч]).

XI. Антонимы.

– Посмотри на картинки и назови слово-признак, противоположное по смыслу слову, названному мной.

  1. Голубь белый, а ворон . (чёрный).
  2. Коктейль холодный, а чай . (горячий).
  3. Этот автомобиль грязный, а этот . (чистый).

– Сложи названные тобой противоположные слова (пазлы) к картинкам.

XII. «Четвёртый лишний».

– Посмотри на карточки. На каждой из них четыре предмета, выдели четвёртый лишний предмет.

  • дуб, ель, берёза, одуванчик;
  • сова, попугай, ворона, кузнечик.

– Какой по счёту звук [Ч] в словах одуванчик, кузнечик. Раздели слова на слоги.

– Выдели в названных словах четвёртый лишний предмет: врач, лётчик, часовщик, удочка.

XIII. Составь словосочетания, предложения.

На столе индивидуальная карточка.

Чёрный часы
Точные бабочка
Ночная грач
Горячий варенье
Черничное чай

– Подбери к словам-признакам из первого столбика слова-предметы со второго столбика. Соедини их стрелкой. Составь предложения с полученными словосочетаниями.

XIV. Закончи предложения.

– Прочитай начало предложений, закончи их словами, подходящими по смыслу со звуком [Ч]:

  1. На стене висят . (часы).
  2. Олечку лечил . (врач).
  3. Девочка ловит сачком . (бабочку).
  4. Мальчики бегут купаться на . (речку).
  5. К окну подлетела . (синичка).
  6. Художнику нужны краски и . (кисточки).

Выполнить схему предложения по выбору.

XV. Пересказ текста.

– Выдели из текста слова со звуком [ч], запомни их.

Текст читает логопед.

Злой мальчик.

Володя был во дворе. Собака Жучка грызла у крыльца кость. Володя стал отнимать у неё кость. Жучка заворчала. Володя взял палку и бросил в Жучку. Жучка вскочила и укусила Володе ногу. Володя закричал и побежал домой к маме. Мама сказала: «Сам виноват, терпи. Жучке тоже больно. Надо жалеть животных».

– Объясни значение слова «заворчала». Пересказ текста.

Автоматизация звука «Ч».

Журавлёва Людмила Михайловна,

МБДОУ № 16 «Мозаика», город Салехард.

Задачи:

  1. Продолжать формировать навык чтения.
  2. Формирование речевого дыхания.
  3. Развитие фонематического восприятия.
  4. Учить выделять заданный звук в словах.
  5. Развивать общую, артикуляционную и мелкую моторику.
  6. Продолжать закреплять звук «Ч» в слогах, словах, фразах, предложениях и текстах.
  7. Формировать умение образовывать уменьшительно – ласкательные слова.
  8. Формировать умение составлять предложения по картинке.
  9. Формировать умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
  10. Воспитывать усидчивость и аккуратность.

Оборудование: письмо с изображением Чебурашки; схема артикуляции звука; картинки с артикуляционной гимнастикой; поезд; картинки для составления предложений; игрушка – вертушка.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуй, ….. имя ребёнка. К нам пришло письмо. Посмотрим, что в нём. Логопед открывает конверт, а в нём картинка с изображением Чебурашки.

Логопед: Какой первый звук в слове Чебурашка?

Логопед: Правильно. Какой это звук?

Ребёнок: Согласный, мягкий, глухой.

Логопед: Будем правильно произносить этот звук и помнить, что губы при произнесении звука «Ч» округлены и немного выдвинуты вперёд.

2. Основная часть.

Артикуляционная гимнастика.

«Улыбочка».

Улыбаться я люблю,

Улыбкой губки я тяну.

«Трубочка».

Губы крепко ты сомкни,

И вперёд их потяни.

«Лопаточка».

Широкий язык положи,

И лопатку подержи.

«Чашечка».

Автоматизация звука «Ч» в слогах. Игра «Поезд».

Под каждым вагоном написаны слоги со звуком «Ч». Ребёнок читает слоги: ЧА, ЧО, ЧИ, ЧЕ, ЧУ.

Развитие речевого дыхания. Игра «Вертушка».

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку – вертушку. Можно изготовить её самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки. Покажите ребёнку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на неё самостоятельно. Давай сделаем ветер – подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй ещё сильнее – вертушка вертится быстрее.
Автоматизация звука «Ч» в словах. Игра «Назови детей ласково».

У тебя появились новые друзья. Я называю имя, а ты говоришь это имя ласково. Например: Аня – Анечка.

Речевой материал: Ваня, Оля, Коля, Света, Петя, Нина, Соня, Рома.

Автоматизация звука «Ч» во фразовой речи. Игра «Доскажи словечко».

Логопед: Я читаю фразу твоя задача добавить недостающее слово и повторить всю фразу полностью.

– Сверху солнышко …… печёт, внизу реченька …… течёт.

– А горы всё выше, а горы всё …… круче, а горы уходят под самые …… тучи.

Физкультминутка «Прогулка с Чебурашкой».

С Чебурашкой погуляй,

И на месте погашай.

Сделай вправо шага три,

И налево шага три.

Погуляли, погуляли очень мы с тобой устали.

Ребёнок выполняет движения в соответствии с текстом.

Развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай слог».

Если услышишь слог со звуком «Ч» хлопай в ладоши:

ЩА, ЧА, ЦА, ЧА, ЧА, ЧУ, ЩУ, АЧ, АЧА.

Автоматизация звука «Ч» в предложениях.

С помощью картинок составь предложения, используя как можно больше слов со звуком «Ч». Проговаривай чётко и правильно.

Пальчиковая гимнастика.

Обезьяна чи – чи – чи,

Пальчики считала их перебирала.

Раз, два, три, четыре, пять,

Посчитаем их опять.

Как только начинается счёт, ребёнок загибает по одному пальцу, начиная с большого пальца.

Автоматизация звука «Ч» в тексте.

Послушай внимательно стихотворение:

Черепаха, не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

Черепаха всех смешит,

Потому, что не спешит.

А куда спешить тому,

Кто всегда в своём дому.

Беседа:

О ком говорится в стихотворении?
Что делает черепашка?
А почему она никуда не спешит?

3. Заключительная часть.

– Какой звук ты старался произносить правильно?

– Какая игра тебе больше всего понравилась?

– Что ты запомнил?

Ты умница (умник)! До свидания!

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: ВАКО, 2011. – 176 с.
  2. Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина. – СПб.: Дельта, 1999. – 224 с.
  3. Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Логопедический букварь. – М.: Стрекоза, 2009. – 128 с.
  4. Новиковская О.А. Речевая гимнастика: 100 упражнений для развития речи дошкольников. – М.: АСТ; СПб.: Сова; Владимир: ВКТ, 2008. – 62 с.

5. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей./ О.А. Новиковская. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 93 с.

6. Тырышкина О.В. Индивидуальные логопедические занятия. Старший дошкольный возраст / автор – составитель О.В. Тырышкина. – Волгоград: Учитель. 2012. – 239 с.

7. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Звуковые кроссворды в картинках и загадках. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. — 64 с. (Практическая логопедия.)

8. Юдина Я.Л., Захарова И.С. Сборник логопедических упражнений. – М.: ВАКО, 2011. – 128 с.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0005861

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Автоматизация звука (Ч) в словах, словосочетаниях, предложениях – конспект

Разработала учитель – логопед

Некрасова Надежда Павловна

1. Изолированно произносить звук [Ч]:

Губы округлены и вытянуты вперед, широкий кончик языка касается альвеол (бугорков за верхними зубами), боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, спинка языка приподнята. При произнесении звука [Ч] кончик языка отрывается от альвеол.

2. Автоматизация в слогах:

При произнесении слогов выделяем звук [Ч].

3. Автоматизация в сочетаниях слогов:

При произнесении выделяем звук [Ч].

4. Проговаривать слова, выделяя звук [Ч]:

Ач: ткач, богач, тягач, кумач, вскачь, плач, (врач), (грач).

Уч: могуч, тянуч, тягуч.

Еч: меч, течь, печь.

5. Проговаривать слова, выделяя звук [Ч] :

Ач: пачка, тачка, дачка, задачка, задачник, мачта, качка, значки, удачно; кабачки, башмачки, начни.

Оч: бочка, точка, дочка, почка, кочка, ночка, почта, почва, замочки; очки, бабочка, удочка, дудочка, веточка, ночной, значки, шапочка, уточка, тапочки, Вовочка, девочка, вазочка, баночки, почта.

Уч: кучка, Жучка, тучка, внучка; мучной, паучки, пучки.

Ич: птичка, водичка, яичко, кличка; пуговичка, новички.

Ыч: кавычки; бычки.

Еч: печка, овечка, уздечка, вечно, колечко; маечка, Танечка, Петечка, Ванечка, Анечка, мечта.

6. Произносить слова, выделяя звук [Ч]:

Ча: кочан, свеча, очаг, мычать, печать, скучать, внучата, печатать, обучать, стучать; туча, сдача, подача, удача, задача.

Чо: бачок, бычок, пучок, значок, кабачок, башмачок, бочонок, паучок, светлячок, скачок, плечо.

Чу: хочу, каучук; жемчуг.

Чи: мячи, учитель, учить, точить; мячик, могучий, пахучий, заячий.

Че: учение, учебник, печенье, качели, кочевник; ученик, печень.

Чё: учёба, учёный, печёный, печёнка, ночёвка, печёт, течёт.

Бахча, бельчата, зайчата, овчинка, мальчик, зайчик, диванчик, венчик, кончик, зайчонок, пончик, птенчик, копчёный.

7. Произносить слова, выделяя звук [Ч]:

Ча: чай, чайник, чайка, час, часто, чашка, чадо, чан, чаша.

Чу: чудо, чуб, чуткий; чугун, чугунок, чудак, чудеса, чугунный, чудной, Чукотка.

Чи: чиж, чижик, чинный, чистить; читать, чихать, читатель.

Че: чек, чей, чешки; чемодан, чемпион.

Чё: чётный, чёткий.

8. ДИ «Ромашка»:

Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ч].

9. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением:

10. Игра на автоматизацию звука [Ч] в словах:

Инструкция: фишка стоит на букве Ч; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо. какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Ч].

11. ДИ «Волшебный куб»:

В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ч]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ч] в названии выпавшей картинки.

12. Проговаривать слова с двумя звуками [Ч]:

Чечевица, чечётка, чукча, чепчик.

13. ДИ «Чей хвост, чья шубка, чьё ухо?»:

Образование притяжательных прилагательных.

Заяц – (заячий, заячья, заячьё)

14. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Ч]:

Мамочкина шапочка ягодная начинка

чугунная печка Ванечкин зайчик

удобные ботиночки кожаный чемоданчик

чугунная ванна новая маечка

тонкая веточка мягкие тапочки

чайные чашки пахучий мёд

Анечкин мячик дикая уточка

мягкая овчинка тёмная тучка

умный ученик дубовая бочка

15. ДИ «Сосчитай до 5»:

16. Проговаривать предложения:

Сонечка чистит ботиночки. Ученики читают стихи. Мамочка готовит сочный кабачок. У бычка хвостик кисточкой. На кочке сидит уточка. Танечка играет с мячиком. Бабушка сшила внучке юбочку. Мальчик пьет молочный коктейль. Санечка и Ванечка пасут бычков. У девочки в сачке бабочка. Светочка достает из чемодана маечку и кофточку. У мамочки часы, а у дочки – часики. Девочка Светочка и мальчик Санечка чинят часы. Это Светочкин зайчик, а это Вовочкин бычок. Сонечка сидит на скамеечке, а птичка на веточке.

17. Проговаривать тексты:

На даче Коля и Ваня помогают маме, чем могут: наливают воду в бочку, поливают кабачки, топят печку. Мама называет мальчиков дачниками.

Ткёт паучок паутинку. Ниточка к ниточке, от веточки к веточке. Вот и готова паутинка. Думает паучок: «Попадёт муха в паутинку. Будет чудно!». Но вот птичка чуть-чуть качнула веточку. Нет у паучка ни мухи, ни паутинки.

Текст проговаривать при условии, что в речи есть звук [Р]:

Летом Танечка ездит отдыхать к бабушке в деревню. У бабушки большой кирпичный дом. В бревенчатом хлеву живут бычок и овечка. За домом течёт ручеёк. Там плавают уточки.

Вечером внучка с бабушкой накрывают на стол. На столе чай в чайнике, молочко, клубничка, черника, свежие булочки.

Из печки бабушка достаёт чугунок с картошечкой, печёные яблочки, а из бочонка грибочки. Часто к ним заходит соседская девочка Олечка и мальчик Ванечка.

После ужина дети по очереди читают интересные книжечки.

18. Проговаривать чистоговорки:

У зайчика значок,

На значке – кабачок.

Ни у кого так чечётка

Не звучит так чётко.

В тумбочке Ани чего только нет:

Пачка печенья, куча конфет,

Юбочка, маечка, мячик, очки,

Кофточки, ниточки, пуговички.

Часами на качелях

Быть лётчиком мечтает

Почему вы, хомячки,

Пухлые, как кабачки?

Пухлые, как кабачки:

– Не в почёте хомячок,

Если худ его бочок.

Тучки очень скучные,

Потому что тучные.

Когда плачут тучи,

Тучам чуть-чуть лучше.

  1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. – М., 1999.
  2. Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей. – М., 2007.
  3. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей. – М., 2006.
  5. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. – М., 2008.
  6. Куликовская Т.А. Забавные чистоговорки. – М., 1999.
  7. Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб., 2010.
  8. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М., 2011.
  9. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. – М., 2007.
  10. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. – М., 1995.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: