Автоматизация свистящих звуков (с), (з), (ц) в словах и словосочетаниях – конспект индивидуального занятия

«Автоматизация свистящих звуков (С, З, Ц) во фразовой речи».
план-конспект по логопедии на тему

Конспект занятия по логопедии.

Скачать:

Вложение Размер
svist.konspekt_zanyatiya_po_logopedii.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по логопедии (1 класс)

Тема: « Автоматизация свистящих звуков (С, З, Ц) во фразовой речи».

Цель: закрепление навыка правильного произношения свистящих звуков «С, З, Ц» во фразовой речи.

  • упражнять детей в правильном произношении свистящих звуков и в четком произношении фраз;
  • учить детей анализировать текст.
  • развивать артикуляционную моторику;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать память, внимание;
  • активизировать словарный запас.
  • формировать положительную мотивацию к занятиям;
  • воспитывать навыки самоконтроля;
  • воспитывать интерес к слову, к собственной речи.

УУД: Личностные: формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе.

Регулятивные: умение действовать по плану; умение контролировать процесс и результаты деятельности.

Познавательные: умение читать и слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции, классификации, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить небольшие монологические высказывания.

Оборудование: зеркала; предметные картинки; цветные карандаши; картинки с буквами, средства ИКТ.

1 этап. Организационный момент (2 мин.)

Задача: создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям свободно высказываться и настроиться на работу.

Ну, вот, поздоровались учтиво,

Теперь встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо

Вижу, детки хоть куда!

Ну, начнем урок, друзья!

На занятии наши глаза смотрят и всё….(видят).

На занятии наши уши слушают и всё…(слышат).

На занятии наша головка что делает? (думает).

Подумайте и скажите, какие звуки мы учимся четко и правильно произносить на наших занятиях? ( с, з, ц ).

2 этап . Артикуляционная гимнастика (5 мин.)

Задача: укрепить мышцы артикуляционного аппарата; уточнить произношение свистящих звуков.

– Для того, чтобы мы правильно произносили звуки, у нас должен быть развит речевой аппарат. Давайте сделаем нашу артикуляционную гимнастику. Возьмите свои зеркала.

  • губки в улыбочку, губки в «трубочку» (и – у);
  • упражнение «орешки»;
  • упражнение «мостик»;
  • упражнение «колесо»;
  • упражнение «маляр»;
  • упражнение «часики», «змейка».

Артикуляция свистящих звуков – губки в улыбочке, зубки все видны, кончик языка за нижними зубками, сквозь щель между зубами выходит холодная струя воздуха.

3 этап. Актуализация опорных знаний и представлений (6 мин.)

Задача: получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания.

– Сегодня, ребята, мы продолжим закреплять свистящие звуки в предложениях. Потому что мы группа не простая, а логопедичекая. И должны все слова проговаривать практически!

– Как мы с вами говорить должны?

– ЧЕТКО, ВНЯТНО, ЧТОБЫ БЫЛО ВСЕМ ПОНЯТНО! (Слайд).

Но сначала давайте проговорим чистоговорки с этими звуками. Сначала все вместе, затем каждый произнесет.

С пит с покойно с тарый с лон, с тоя спать умеет он.

З аяц белый с анки с делал и катал с я у реки.

З ая ц рыжий с делал лыжи и помчал вперегонки. (Уточнить значение слова вперегонки . Вперегонки – бежать, стремясь обогнать друг друга).

4 этап . Игра «Подскажите словечко » (8 мин.)

Задача: активизировать познавательную деятельность; развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

(На доске картинки, ученики выбирают необходимую. Затем отгадку записывают в тетрадь, четко проговаривая все звуки. Подчеркнуть цветными карандашами буквы «С, З, Ц»).

Серый волк в густом лесу встретил рыжую ….(лису).

Эй, не стойте слишком близко, я тигренок, а не …( киска).

Хвост лохматый, черный нос. Кто же это? Рыжий …(пёс).

Заправляю сам кроватку, быстро делаю…( зарядку).

Зайку бросила хозяйка, под дождем остался …(зайка).

Длинным клювом тонким схватит лягушонка,

Капнет с клюва капля. Кто же это? . (цапля).

5 этап. Физминутка (2 мин).

Задача: снять усталость, напряжение; развивать мелкую моторику.

Скачет зайчик … (стр.236 «Речь, ритм, движение»).

Ловко с пальчика на пальчик скачет зайчик, скачет зайчик.

Вниз скатился, повернулся и опять назад вернулся.

Снова с пальчика на пальчик скачет зайчик, скачет зайчик!

Снова вниз и снова вверх! Зайчик скачет выше всех!

6 этап. Пересказ текста по вопросам »Зайка и коза» (5 мин.)

Задача: развивать умение излагать, пересказывать текст по вопросам .

-Я прочитаю рассказ, вы внимательно слушайте и ответьте на вопросы. Следите за своим произношением, чтобы звуки все четко были слышны!

У Зины заводная коза. Заведут её – она бегает по доске. Забавная такая. Зина сама заводит козу. А о своем зайке совсем забыла. Одна Зоя не забывает зайку. Баюкает его и песенки поёт: – «Скоро мой зайка заснет, зайку никто не возьмет». Но зайка не спит, он козы боится. Вот, забодает коза.

Вопросы: 1. Что есть у Зины? 2.Что делает Зина с козой? 3.Как Зина и Зоя относятся к зайке? 4.Как Зоя играет с зайкой? 5. Какую песенку она поет? 6.Почему зайка не спит?

7 этап. Пересказ текста самостоятельно детьми (5 мин.)

Задача: закрепить умение пересказывать текст самостоятельно, выделяя существенное.

8 этап. Итог занятия. Рефлексия.

Задача: проанализировать и оценить успешность достижения цели.

Ученики рассказывают о том, чем занимались на занятии.

Какие звуки закрепляли на занятии? Что понравилось?

– На столе лежат картинки с человечками. Выберете, пожалуйста, того человечка, который соответствует вашему настроению. Молодцы!

– Ребята, для того, чтобы хорошо говорить, чтобы ваша речь была красивой, надо над этим много работать. Это большой труд! На следующем занятии мы продолжим работу над звуками.

9 этап. Домашнее задание.

Выучить чистоговорку. (На цветке цветок, пьет цветочный сок).

Автоматизация звуков ([с], [з], [ц] в словах и словосочетаниях. Конспект индивидуального занятия «В гостях у свистелочек» …)

Ксения Шимонюк
Автоматизация звуков ([с], [з], [ц] в словах и словосочетаниях. Конспект индивидуального занятия «В гостях у свистелочек» …)

«Автоматизация свистящих звуков ([с], [з], [ц]) в словах и словосочетаниях»

1. Учить правильно и четко произносить звуки [с],[з] в словах и словосочетаниях;

2. Учить различать звуки [з] и [ж] в словах;

3. Учить правильно и четко произносить звук [ц] в словах и словосочетаниях.

1. Развивать мелкую моторику;

2. Развивать внимание и память;

3. Развивать фонематический слух;

1. Воспитывать усидчивость;

2. Воспитывать желание выполнить задание до конца.

Оборудование: листочки с картинками со звуком [с], предметные картинки со звуком [з], изображение санок из счетных палочек, листочки с картинками со звуками [з] и [ж], картинки божьих коровок, изображение козы с козлятами, предметные картинки со звуом [ц].

Ход занятия:

II. Основная часть.

1. Автоматизация звука [с] в словосочетаниях.

Речевая инструкция: К нам прилетели последние осенние листочки. Назовите, что на них изображено.Например: лист с капустой. (лист с аистом, лист с собакой, лист с ананасом, лист с сомом, лист с носком, лист с соком, лист с кактусом, лист с совой). Хорошо!

2. Игра «Логическое лото» (автоматизация звука [с] в словах и словосочетаниях, развитие памяти).

Логопед выкладывает картинки в ряд (солдат, носок, санки, самокат, салат, стакан, стул).

Речевая инструкция: Сейчас мы поиграем в игру «Логическое лото». Я буду показывать тебе картинки, а ты будешь говорить, к чему они подходят. Например, каска подходит к солдату. Положи каску на картинку с солдатом. (носок, снежинка, колесо, капуста, сок, стол).

А теперь вспомни, какие картинки лежат снизу. Молодец!

3. Развитие мелкой моторики.

Речевая инструкция: Давай немного отдохнем. Посмотри на картинку, Что на ней изображено? (Правильно, санки). Собери такие же санки из счетных палочек. Сколько палочек нам понадобилось?

4. Игра «Божьи коровки» (дифференциация звуков [з] – [ж] в словах).

Логопед раскладывает на столе листочки с картинками со звуками [з] –

[ж]. (медуза, ваза, желуди, звезда, жилет, гнездо, ножи, зонт, баклажан,

Речевая инструкция: Посади божьих коровок на те листочки с картинками, в названии которых есть звук [з].

5. Автоматизация звука [з] в словосочетаниях.

А сейчас слушай меня внимательно и повторяй за мной: заколдованный замок, золотой зуб, злой бизон, знакомое здание, знаменитый музыкант, заточенное лезвие, знакомое название.

6. Игра «Коза-Егоза» (автоматизация звука [з] в чистоговорках).

Речевая инструкция: Посмотри, кто к нам пришел. Это коза-Егоза с козлятами. Давай расскажем про них стихотворение.Повторяй за мной:

за-за-за – вот забавная коза,

зы-зы-зы – есть козленок у козы,

зу-зу-зу – заведу в загон козу,

за-за-за- это Зоина коза,

за-за-за – коза – Егоза.

Теперь я буду называть начало строчки, а ты говори конец.

7. Игра «Жадина» (автоматизация звука [ц] в словах).

Речевая инструкция: Представь, что ты жадина.Бери картинки и говори так: моя цапля. (пуговица, луковицы, кольцо, зайцы, заец, луковица, кольца, цапли, пуговицы).

8. Автоматизация звука [ц] в словосочетаниях.

Речевая инструкция:Слушай меня внимательно и повторяй за мной:

целое яйцо, цыпленок Цып, пыльца цветка, на блюдце кольцо, цветы в цветнике, на улице больница, водица из колодца.

III. Заключительная часть.

Итог занятия: Что мы делали на занятии? С какими звуками играли? Что тебе больше всего понравилось на занятии?

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] «В гостях у Кроша» Цель: «Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях». Задачи: Коррекционно-образовательные: -закрепить навык правильного произношения.

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению «В гостях у пчелки Милы» Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению «В гостях у пчелки Милы» Тема занятия: Автоматизация звука Л Цель:.

Конспект индивидуального занятия по теме: «Автоматизация звука [л]» Комитет по образованию Администрации г. Подольска МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Радуга» Конспект индивидуального.

Конспект индивидуального занятия по теме: «Автоматизация звука [л]» Комитет по образованию Администрации г. Подольска МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Радуга» Конспект индивидуального.

Конспект индивидуального занятия по теме «Автоматизация звука [р] в прямых слогах» (старшая группа) Конспект индивидуального занятия по теме «Автоматизация звука [р] в прямых слогах» (старшая группа) Ход занятия I. Огрмомент. Сегодня.

Конспект индивидуального занятия по теме «Автоматизация звука [р] в прямых слогах, выражениях» (старшая группа) Конспект индивидуального занятия по теме «Автоматизация звука [р] в прямых слогах, выражениях» (старшая группа) Задачи: – Закрепить правильное.

Конспект индивидуального занятия по теме: «Постановка звука Ш» Индивидуальное занятие по постановке звука [Ш]. Цели: 1. Коррекционно-образовательные: – формирование представления о правильной артикуляции.

Конспект индивидуального занятия в старшей группе «Автоматизация звука Л. В Гостях у Лунтика». Цель занятия: Формирование правильного произношения звука [Л]. Задачи: 1. Автоматизация звука Л в предложениях и связной речи. 2. Формирование.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия «Звук [Л]. В гостях у лягушки Люси» Звук [л] У нас в гостях Лягушка Люся. Цели: закрепление правильного произнесения звука [л] изолированно, в слогах, словах, предложениях,.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: Автоматизация звука «Л» в Словах и Предложениях Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Л» В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ Разработала: учитель.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Игры со свистелочками»

Краткая аннотация: индивидуальное логопедическое занятие «Игры со свистелочками» Автоматизация свистящих звуков [с], [з], [ц] в словах и словосочетаниях составлено учителем – логопедом Шимонюк К.В. для детей старшего возраста с ОНР и направлено на автоматизацию поставленных звуков[с], [з], [ц] в словах и словосочетаниях. Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой. Речевой материал, используемые в ходе занятия, способствуют развитию у детей слухового внимания, фонетического слуха , закреплению звука в речи. Структура построения занятия позволяет влиять на детскую мотивацию, на развитие интереса у детей. Конспект адресован учителям-логопедам, воспитателям ДОУ и родителям.

Конспект индивидуального занятия по теме: «Игры со свистелочками».

Автоматизация свистящих звуков [с], [з], [ц] в словах и словосочетаниях.

  1. Учить правильно и четко произносить звуки [с],[з] в словах и словосочетаниях;
  2. Учить различать звуки [з] и [ж] в словах;
  3. Учить правильно и четко произносить звук [ц] в словах и словосочетаниях.
  1. Развивать мелкую моторику;
  2. Развивать внимание и память;
  3. Развивать фонематический слух;
  1. Воспитывать усидчивость;
  2. Воспитывать желание выполнить задание до конца.
  • листочки с картинками со звуком [с], предметные картинки со звуком [з], изображение санок из счетных палочек, листочки с картинками со звуками [з] и [ж], картинки божьих коровок, изображение козы с козлятами, предметные картинки со звуом [ц].

Ход занятия:

I.​ Орг. момент.
II.​ Основная часть.

1.​ Автоматизация звука [с] в словосочетаниях.

Речевая инструкция: К нам прилетели волшебные листочки. Назовите, что на них изображено. Например: лист с капустой. (Лист с санками, лист с собакой, лист с ананасом, лист с сомом, лист с носком, лист с соком, лист с кактусом, лист с совой). Хорошо!

2.​ Игра «Логическое лото» (автоматизация звука [с] в словах и словосочетаниях, развитие памяти).

Логопед выкладывает картинки в ряд: солдат, носок, санки, самокат, салат, стакан, стул.

Речевая инструкция: Сейчас мы поиграем в игру «Подбери пару». Я буду показывать тебе картинки, а ты будешь говорить, к чему они подходят. Например, каска подходит к солдату. Положи каску рядом с картинкой, на которой изображен солдат. Оставшиеся картинки: носок, снежинка, колесо, капуста, сок, стол.

А теперь вспомни, какие картинки лежат снизу. Молодец!

3.​ Развитие мелкой моторики.

Речевая инструкция: Давай немного отдохнем. Посмотри на картинку, Что на ней изображено? (Правильно, санки). Собери такие же санки из счетных палочек. Сколько палочек нам понадобилось?

4.​ Игра «Божьи коровки» (дифференциация звуков [з] — [ж] в словах).

Логопед раскладывает на столе цветы, на которых изображены картинки со звуками [з] — [ж] «медуза, ваза, желуди, коза, жаба, гнездо, ножи, зонт, пижама, жук»

Речевая инструкция: Посади божьих коровок на те цветы с картинками, в названии которых есть звук [з]. А теперь, повтори их красиво!

5.​ Автоматизация звука [з] в словосочетаниях.

А сейчас слушай меня внимательно и повторяй за мной:

  • знойный день,
  • золотой зуб,
  • знатный музыкант,
  • знакомое здание,
  • заточенное лезвие,
  • знакомое название.

6.​ Игра «Коза-Егоза» (автоматизация звука [з] в чистоговорках).

Речевая инструкция: Посмотри, кто к нам пришел. Это коза-Егоза с козлятами. Давай расскажем про них стихотворение. Повторяй за мной:

  • за-за-за – вот забавная коза,
  • зы-зы-зы – есть козленок у козы,
  • зу-зу-зу – заведу в загон козу,
  • за-за-за- это Зоина коза,
  • за-за-за – коза – Егоза.

Теперь я буду называть начало строчки, а ты говори конец.

7.​ Игра «Жадина» (автоматизация звука [ц] в словах).

Речевая инструкция: Представь, что ты жадина. Бери картинки и говори так: моя цапля. Картинки: «пуговица, луковицы, кольцо, зайцы, заяц, луковица, кольца, цапли, пуговицы».

8.​ Автоматизация звука [ц] в словосочетаниях.

Речевая инструкция: Слушай меня внимательно и повторяй за мной:

  • целое яйцо,
  • цветные пуговицы,
  • пыльца цветка,
  • цыганское кольцо,
  • цветные бубенцы,
  • сладкие леденцы
III.​ Заключительная часть.

Итог занятия: Что мы делали на занятии? С какими звуками играли? Что тебе больше всего понравилось на занятии?

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука С

Автор: Корогодина Анастасия Игоревна, учитель – логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ясли – сад №170 города Донецка»
Описание работы: данный материал будет полезен для учителей-логопедов; материал предназначен для детей 5 лет; данный материал применяется в индивидуальной работе по автоматизации звука “С” в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
1. Образовательная: автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях.
2. Коррекционные:
• закрепить навыки правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях;
• развивать артикуляционную и мелкую моторику;
• развивать фонематический слух;
• развивать речевое дыхание;
• развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
3. Развивающие:
• закрепить умение определять место звука в слове;
• развивать внимание, память, мышление;
• упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.
4. Воспитательные:
• формировать положительную мотивацию на занятии;
• воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.
Оборудование: Игрушка «Собачка Соня», массажер «Су-джок», поощрительная наклейка.

Ход занятия
1.Организационный момент. Дыхательная гимнастика.
Логопед: Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
– глубоко носиком вдохнули, ртом выдохнули, еще раз глубоко вдохнули-выдохнули.

2. Артикуляционная гимнастика.

1. «Улыбка» / «Трубочка»
Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание сомкнутых губ вперёд. И еще раз.
Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.
2. «Часики»/ «Маятник»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи.
3. «Накажи непослушный язычок»
Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.
Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
4. «Блинчик»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.
Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
5. «Чистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
6. «Горка»
Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.
Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается!
7. «Киска сердится»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко-
Поцарапать может киска!

3. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Посмотри, кто к нам сегодня пришел! Кто это? Это собачка. А как же зовут собачку? Не знаешь? Я тоже не знаю. Давай, спросим. Ее зовут Соня. Давай представимся Соне, ей интересно с кем она будет сегодня играть. Соня очень любит играть с мячом. А сейчас, мы покажем ей как ты умеешь это делать.
Пальчиковая игра с массажером «су – джок».
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Массаж пальцев эластичным кольцом «су – джок».
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

4. Артикуляционный образ звука.
Логопед: Давай вспомним, какое положение занимают наши губы, зубы и язычок при произнесении звука «С». Губы растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы.

5. Произношение изолированного звука [С].
Логопед: Собачка Соня очень любит, когда дует прохладный ветерок. Подуй, как ветерок С-С-С.

6. Физкультминутка.
Мы подуем высоко: С-С-С
(Ребенок встает на носочки, поднимает руки вверх)
Мы подуем низко: С-С-С
(Ребенок приседает)
Мы подуем далеко: С-С-С
(Ребенок выпрямляется, наклоняется вперед, вытянув руки)
Мы подуем близко: С-С-С
(Стоя прямо, руки подносит ко рту)

7. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Хлопни, когда услышишь звук «С».
П М С С А У К Д С Т С Б
СА МА СО БО СЫ АС ВЫ СУ ГИ
СОК СУП СЫН ДОМ САД САМ НОС

8. Автоматизация звука (С) в чистоговорках.
Логопед: Представляешь, нашу Соню укусила оса. Теперь она с ней не дружит. А мы с тобой должны их помирить. Слоги все мы повторим, ссору эту победим.
СА-СА-СА, СА-СА-СА –
укусила в нос оса.
СО-СО-СО, СО-СО-СО –
стал мой нос, как колесо.
СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ –
я осу в руке несу.
СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ –
не боюсь я злой осы.

9. Автоматизация звука (С) в словах и предложениях.

Логопед: А теперь мы поиграем в игру «Звуковой шкаф». Назови все слова. Следи за правильным произношением звука.

10. Итог занятия.
Логопед: Что тебе больше всего понравилось? С кем ты сегодня играл? Как зовут собачку?

11. Оценка речевой деятельности ребенка.
Логопед: Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [С].
Логопед: И Соне тоже понравилось, как ты с ней играл и выполнял разные задания. За это она хочет поблагодарить тебя и подарить тебе на память вот такую наклейку. Ты молодец!

Использованная литература.
1. Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для дошкольников. – Спб.: КАРО, 2015.
2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. – Спб., 2007.
3. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2013.
4. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

Конспект индивидуального занятия по постановке и автоматизации звука С в изолированном звучании.

Конспект индивидуального занятия по постановке и автоматизации звука С в изолированном звучании

Тема: звук С

Цель: выработка правильного произношения звука С изолированно.

Учить выполнять артикуляционные упражнения для звука С;

Дать характеристику и правильную артикуляцию звука С;

Научить произносить звук С изолированно.

Развивать моторику артикуляционного аппарата;

Формировать длительную направленную воздушную струю;

Развивать фонематический слух;

Вызывать изолированное произношение через игру «Насос»

Воспитывать усидчивость и внимательность при выполнении артикуляционных упражнений;

Повышать самооценку ребенка;

Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование: картинки с артикуляционной гимнастикой, игровой комплекс «Футбол».

Ход занятия:

1. Организационный момент

Логопед: Здравствуй! Я рада тебя видеть! Как настроение?

Сегодня мы с тобой будем учиться правильно и красиво произносить звук [C].

2. Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Улыбочка»: Губы в улыбке. (Под счет до 5)

Упражнение «Заборчик»: Раскрыть губы и показать сомкнутые зубы. (Под счет до 5)

Упражнение «Лопатка»: улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Подержать его в таком положении. (Под счет до 5)

Упражнение «Иголочка»: открыть рот сделать язык узким, показать острую иголочку. (Под счет до 5)

Упражнение «Чистим зубки»: приоткрыть рот, почистить кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону; почисти ещё раз старательно нижние зубы с внутренней стороны. (Под счет до 5)

Упражнение «Горка»: губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубки, язык в форме «горки».

Логопед: Молодец! У тебя хорошо получаются упражнения.

3. Развитие фонематического слуха

Логопед: Чтобы научиться правильно говорить звук, нужно сначала научиться «ловить» звук С. А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук С, сразу лови его – хлопай в ладошки:

4. Воспитание сильной направленной ротовой воздушной струи

Логопед: Давай сейчас поиграем в игру «Футбол» (выработка плавной, непрерывной струи идущей по середине языка). Надо улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла посередине языка, и задуть мячик в ворота.

5. Постановка звука

Логопед: Посмотри в зеркало. Правильно ли у тебя работают губы и язык? Губы слегка растянуты в улыбке. Зубы сближены. Кончик языка упирается в нижние зубы, язык в форме «горки». По середине языка проходит воздушная струя. Если пропустить по языку воздух, слышится звук «с». Поднеси ладонь руки к ротику, какой «ветерок» ощущаешь: тёплый или холодный? (ощущается холодная струя воздуха.)

Логопед: Какой звук мы слышим, когда накачиваем колёса насосом? Давай изобразим насос: воздух выходит из насоса и свистит: с-с-с-с-с.

6. Физ. минутка «Холодный ветерок»

Ветер дышит нам в лицо (руки поднять вверх)

Закачалось деревцо (покачивание из стороны в сторону)

Ветерок все тише, тише (принимают исходное положение)

Деревцо все выше, выше (замирают и наблюдают как ветер колышет ленточки)

7. Закрепление изолированного звука

Игра «Договори слово»

Логопед: Помоги мне договорить слово. Я буду говорить начало слова, а ты произноси только последний звук С:

Но…с, ле…с, ква…с, коко…с, наве…с, ри…с, кек…с, анана…с.

Логопед: Наше занятие подошло к концу. Какой звук мы сегодня учились произносить?

– Давай напоследок посвистим, как насос. Только будь внимателен, произнеси его правильно!

– Ты молодец. Сегодня ты поработал очень хорошо, и я надеюсь, что на следующем занятии ты поработаешь ещё лучше.

9. Задание для закрепления артикуляционных упражнений дома

Буклет с артикуляционными упражнениями для свистящих звуков.

Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука [C] в слогах и словах”

Цель урока: автоматизация произношения звука [C]

Задачи урока:

  • Закрепить правильное произношение звука [C] в слогах и словах.
  • Совершенствование артикуляционной моторики;
  • Развивать слуховое внимание, мышление, творческое воображение;
  • Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
  • Совершенствовать навыки слогового анализа;
  • Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, отвечать на вопросы;
  • Развивать фонематический слух;
  • Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук;
  • Развивать связную и образную речь;
  • Воспитывать усидчивость, навыки самоконтроля
  • Зашумленный рисунок с изображением осы, зеркало, разрезая картинка, мяч, бумажные модели ос, игрушка Звукознайка, картинки по правилам поведения в кабинете логопеда, шарик Су-джок.

    ХОД УРОКА

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    Л.: Здравствуй, ты помнишь, кто здесь тебя ждет.

    Л.: Правильно Звукознайка поздороваемся с ним.

    Скажем “здравствуйте” руками,
    Скажем “здравствуйте” глазами,
    Скажем “здравствуйте” мы ртом.

    Ребенок и Звукознайка здороваются друг с другом.

    Л.: Звукознайка очень скучал, и многое хочет тебе рассказать и показать.

    Л.: Но для начала давай вспомним наши правила, что это за знаки у нас на стене и что они обозначают.

    Знаки логопедического кабинета: 1. Не бери руки в рот

    2. Слушай внимательно логопеда

    Л.: Молодец в гостях у Звукознайки нельзя брать руки в рот, а так же надо внимательно слушать.

    У Звукознайки сегодня гостья, а кто это попробуй угадать.

    Внимательно посмотри на картинку и послушай загадку.

    Звукознайка ел варенье
    Да как выпучит глаза
    к нему в гости прилетела
    полосатая ….

    Кто же в гостях у Звукознайки?

    Л.: Правильно это полосатая оса.

    Какой звук мы слышим в середине слова оса.

    Л.: Вот зеркало оно поможет нам изобразить, как же встретился Звукознайка с осой:

    Л.: – Звукознайка ел варенье

    – Да как выпучил глаза

    Теперь изобразим удивление

    – К нему в гости прилетела полосатая оса.

    Покажем как Звукознайка обрадовался гостье.

    Л.: Молодец у тебя отлично получилось.

    2. Артикуляционная гимнастика

    Л.: А теперь давай покажем Звукознайке и его гостье, что умеет делать наш язычок.

    • “Качели”.

    Улыбнуться.
    Открыть рот.
    На счет 1 – кончик языка за верхние зубы.
    На счет 2 – кончик языка за нижние зубы.

    • “Горка”.

    Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.

    • “Почистим зубы”.

    “Почистить” кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.

    • “Катушка”.

    Кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывать вперед и убирать вглубь рта.

    • “Заборчик”.

    Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

    3. Упражнение на формирование правильной воздушной струи.

    “Поможем пчелки взлететь”.

    Над столом подвешены “бумажные пчелки” плавно подуем на них. Следить, чтоб ребенок, выполняя упражнение не надувал щеки.

    4. Работа со слогами.

    Л.: Хорошо полетала полосатая оса, и пока она отдыхает, мы поиграем в интересную игру “Мячик”.

    Л.: Мяч бросай и слог повторяй.

    Логопед говорит слог, ребенок ответно повторят услышанный слог.

    са – со – су – сы ас – ос – ус – ыс
    ста – сто – сту – сты аст – ост – уст – ыст
    сто – сту – сты – ста ост – уст – ыст – аст
    сту – сты – ста – сто уст – ыст – аст – ост
    сты – ста – сто – сту ыст – аст – ост – уст

    5. Развитие мелкой моторики.

    Пальчиковая гимнастика с применением су-джок терапии.

    Л.: Молодец, ну а теперь пришло время поиграть с нашими волшебными колечками и шариками.

    Прилетела к нам вчера
    Полосатая оса
    Проговаривая слова, прокатываем колечко, по каждому пальчику начиная с большого
    А за нею шмель-шмелёк
    И весёлый мотылёк,
    Два жука и стрекоза
    Как фонарики глаза
    Пожужжали, полетали,
    От усталости упали. опустить руки на стол

    6. Работа с разрезными картинками.

    Л.: Оса несла в подарок Звукознайке картинку, но нечаянно порвала, помоги собрать ее.

    Л.: Ты отлично справился и с этим заданием, молодец.

    7. Разучивание чистоговорки – перечислялки.

    Л.: А еще Звукознайка приготовил нам интересные чистоговорки. Давай вместе проговорим их, внимательно следи за звуком [С], он должен звучать четко и красиво.

    Са-са-са, са-са-са —
    Побросали пояса.
    Са-са-са, са-са-са —
    Искусала пса оса.
    Са-са-са, са-са-са —
    Набросал косарь овса.
    Са-са-са, са-са-са —
    Записали адреса.
    Са-са-са, са-са-са —
    У Оксаны колбаса.

    8. Фонематическое восприятие.

    Игра “ Поймай звук”.

    Л.: Я буду говорить слова, а ты как услышишь звук [С] хлопни.

    Бас, стул, конь, квас, стадо, оса, книга.

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

    Пришло время прощаться со Звукознайкой ему очень понравилось играть с тобой. Вспомни, кто сегодня приходил в гости к Звукознайке?

    Что принесла с собой оса? С каким звуком мы играли?

    Молодец, Звукознайка будет ждать тебя в гости.

    Конспект занятия по теме: «Автоматизация звуков [с],[с’]-[з],[з’] в речи»

    Конспект занятия (НОД) по теме: «Автоматизация звуков [с],[с’]-[з],[з’] в речи»

    (подгрупповое занятие)

    • Использование современных образовательных технологий.
    • Применение метода наглядного моделирования.

    Занятие проводилось с детьми подготовительной группы, имеющими диагноз ОНР (4 уровень развития речи).

    Цель: Автоматизация свистящих звуков в речи.

    — закрепление навыка правильного произношения свистящих звуков в словах, во фразе, в монологической речи;

    — закрепление навыка звуко-слогового анализа слов;

    — образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование множественного числа сущ. в именительном и родительном падежах, образование прилагательных от существительных;

    — понимание и употребление предлогов на, в, с, из, под, над, из-за, из-под;

    — составление рассказа по опорным словам.

    — развитие точности и подвижности движений языка;

    — развитие пространственного восприятия;

    — развитие фонематического восприятия, представления.

    — развитие зрительного представления абстрактных понятий (звук, слово, текст);

    — формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка;

    — развитие умения обобщать предметы и соотносить их с символами;

    — развитие словообразования, грамматического конструирования;

    — развитие монологической речи;

    — развитие абстрактно-логического мышления.

    Коррекционно-воспитательные задачи:

    — воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, активности.

    Оборудование: карточки со стрелкой; карточки со «Звуковичками» по букварю Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой; фишки для составления звуковой схемы слова (по Садовниковой И.Н.); листок бумаги, карандаш; карточки со схемами движений; предметные картинки; карточки со схемами изменений слов; игрушка -заяц, схемы предлогов (по книге Яцель О.С. «Учимся правильно употреблять предлоги»).

    Ход занятия.

    1. Орг. момент. Объявление темы занятия.
    2. Артикуляционная гимнастика. «Следите за стрелочками, куда стрелочка показывает, туда и язычок поворачивается. Язычок за зубки не выскакивает». Движения стрелки и языка – вверх, вниз, налево, направо, по часовой и против часовой стрелки в преддверии ротовой полости.
    3. Уточнение артикуляции звуков, уточнение фонетической характеристики звуков.

    «Скажите, чем похожи звуки [с] и [з]?» — они согласные, для воздуха есть преграда – язычок опускается вниз, к зубкам, выдыхаемый воздух холодный.

    «Чем же отличаются эти звуки?» — [с] – глухой звук, а [з]- звонкий.

    «Как можно помочь себе определить: глухой это звук или звонкий?» — можно руку на горлышко положить, если горлышко звенит, дрожит – значит, звук звонкий; ещё можно уши ладошками закрыть, если голова гудит – значит, звук звонкий.

    «Какого «звуковичка» выберем для [с]?» — «А какого для [з]?» —

    «А каким цветом мы обозначаем мягкие звуки?» — зеленым. «Каким цветом обозначаем твердые звуки?» — синим.

    «Давайте поиграем: вы будете за мной повторять слоги и показывать «звуковичка» – согласный звук, который есть в слоге» Речевой материл: Са, ся, зо, зё, узу, иси, сы, зы, азе и т.д.

    4. Звуко-слоговые схемы слов зима, весна.

    «Назовите мне самое холодное время года? Давайте составим звуковую схему этого слова (зима)»

    «Какое время года наступает после зимы? Составим звуковую схему этого слова (весна)».

    5. Подбор слов-признаков и слов-действий.

    Очень много силы в нем,

    Ростом он почти что с дом,

    У него огромный нос,

    Будто нос лет триста рос.

    «Давайте к слову слон каждый подберет слово-признак и слово-действие ». Каждый ученик, опираясь на условные изображения слов, составляет словосочетания. Например: слон огромный, слон купается.

    В джунглях качели – это лианы,

    Любят качаться на них……

    Такая же работа проводится со словом обезьяны (обезьяны веселые, обезьяны играют).

    6. Динамическая пауза.

    «Пора отдохнуть, сделать разминку с веселыми человечками».

    Дети вытаскивают карточки со схемами движений и выполняют это движение, определив лево — право.

    7. Игра «Волшебники»

    «Вы маленькие волшебники, потому что можете изменять слова. Вам помогут эти карточки.

    Берите картинки и изменяйте слова».

    Змея – змейка (1), змеи (2), нет змей (3), змеиный (4)

    Сапог – сапожок, сапоги, нет сапог, сапожный

    Арбуз – арбузик, арбузы, нет арбузов, арбузный

    Лиса – лисичка, лисы, нет лис, лисий.

    8. Игра «Где зайка?»

    «К вам пришел зайка, но ему скучно сидеть на месте. Отгадайте, куда зайка хочет прыгнуть». Дети в соответствие со схемами предлогов перемещают игрушку на стул, со стула, в коробку, из коробки, под стул, за стул, игрушка выглядывает из-за стула, из-под стула.

    9. Составление рассказа «Сорока».

    Давайте мы с вами сегодня придумаем рассказ о сороке. Я буду рисовать, а вы придумывать предложения».

    «Сорока жила в густом лесу. Сорочье гнездо на высокой березе. В гнезде сидят маленькие птенцы. Птенцы высунулись из гнезда. Сорока сердится, потому что птенцы могут упасть из гнезда».

    Дети составляют рассказ по опорным схемам, после этого рассказывают текст.

    10. Подведение итогов. «Мы сегодня и играли, и занимались. Вы очень хорошо отвечали, помогали друг другу. Старайтесь произносить звуки и слова правильно!»

    учитель-логопед

    Власова Лидия Вадимовна

    ГБОУ СОШ 863 СПДО 2

    Читайте также:
    Использование коррекционного комплекса 'Буквы. Цифры. Цвет' с видеобиоуправлением ТИМОККО (TIMOKKO)
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: