Автоматизация произношения звука (Р) на материале лексической темы ‘Одежда’

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на тему: «Транспорт»

Рубцова Наталья Александровна

Цель — автоматизация произношения звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт».

Задачи

Коррекционно-образовательные:

  1. Активизировать, уточнить, закрепить словарь по теме «Транспорт».
  2. Уточнить и закрепить правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах словах, в предложениях.
  3. Совершенствовать лексико — грамматический строй речи: упражнять в употреблении предлогов в речи.
  4. Упражнять в составлении простых распространенных предложений.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать слуховое восприятие, ориентацию в пространстве, мышление.
  2. Совершенствовать речевое дыхание, мелкую и общую моторику, мышцы артикуляционного аппарата.
  3. Учить координировать речь с движениями.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности на занятии.
  2. Воспитывать у детей культуру речи: не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать друг друга.

Коррекционно-оздоровительные:

  1. Развивать двигательную активность.

Ход занятия

1. Вступительная беседа.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправимся в необычное путешествие. Скажите, а на чем можно ехать, плыть, лететь? (Самолет, вертолет, катер, корабль, поезд, машина, велосипед).

Как называют все это одним словом ? (Транспорт).

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Уточнение артикуляции звука, зрительное восприятие буквы.

Мы отправляемся в гараж. Здесь много разных машин. А вот грузовик готовится к отправке. Помогите нагрузить его. Нужно положить в машину шарики на которых изображена буква Р.

Теперь грузовик отправляется. Расскажите, как правильно произнести звук [Р].

Выполняют упражнение «Заведи мотор».

4. Работа над слогами.

Грузовик едет по дорожке. На дорожке изображены квадраты зеленого и желтого цветов. Когда грузовик на зеленом цвете, нужно произнести слог «бра», на желтом цвете – «бры».

5. Работа над произношением звука [Р] в словах.

  • Грузовик доставил свой груз и нужно погрузить в него картинки, в названиях которых вы слышите звук [Р].

Картинки: грузовик, ракета, трактор, машина, трамвай, велосипед, троллейбус, автобус, поезд, метро, паровоз, пароход, корабль, катер, самолет, вертолет.

Динамическая пауза. Упражнение с речевым сопровождением.

Вот готовится в полет

(Изображать рукой вращение пропеллера).

Ни разгона, ни разбега:

(Развести руки в стороны)

Раскрутили винт – и в небо!

(Поднять руки вверх).

  • Упражнение на употребление предлогов в речи.

В гараже много транспорта. Один из водителей чинит трактор. Добавьте нужное слово в предложение.

Водитель сел В трактор.

Водитель вышел ИЗ трактора.

Водитель полез ПОД трактор.

Водитель вылез ИЗ-ПОД трактора.

Водитель зашел ЗА трактор.

Водитель вышел ИЗ-ЗА трактора.

Водитель залез НА трактор.

Водитель слез и снова сел В трактор.

  • Упражнение «Кто чем управляет».

Кто управляет грузовиком? (Шофер)

Кто управляет ракетой? (Космонавт).

Кто управляет трактором? (Тракторист).

Кто управляет кораблем? (Капитан).

Кто управляет самолетом? (Пилот).

Кто управляет велосипедом? (Велосипедист).

Пальчиковая гимнастика.

Послушайте стихотворение и скажите, на чем едет этот человек. Возьмите в руки карандаш и вращайте его между ладоней.

На двух колесах я качу,

Двумя педалями верчу,

За руль держусь, смотрю вперед,

Я знаю скоро поворот.

Мне подсказал дорожный знак –

Шоссе спускается в овраг.

6. Работа над составлением предложений.

На доске картинки с изображением разного транспорта. Детям предлагается рассказать в какую сторону движется транспорт.

Жираф на вертолете направляется вправо.

Мартышка на грузовике движется налево.

Тигр на тракторе движется направо.

Кролик на метро движется налево.

Рысь на ракете летит вверх.

7. Упражнение «4 лишний».

Вертолет, пароход, ракета, самолет.

Пароход, корабль, катер, паровоз.

8. Итог занятия.

На чем можно ехать, плыть, лететь? (На транспорте).

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация произношения звука [Р] на материале лексической темы «Одежда»

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация произношения звука [Р] на материале лексической темы «Одежда»

Цель – автоматизация произношения звука [р] на материале лексической темы «Одежда».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. активизировать словарь детей по теме «Одежда» (предметный: платье, сарфан, рубашка, шорты, рукав, воротничок, карман; глагольный: носить, стирать, выбирать, покупать, утюжить, сушить), закрепить обобщающее понятие;

2. упражнять в образовании имен прилагательных от существительных (шерстяной, шелковый, ситцевый);

3. обогащать словарь детей названиями профессий (модельер, закройщик, швея);

4. уточнить артикуляцию звука Р.

Коррекционно-развивающие:

1. развивать умение определять наличие звука в слове;

2. развивать связную речь методом распространения простого предложения;

3. развивать мелкую моторику;

4. способствовать развитию умственных способностей через двигательные упражнения.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к одежде.

Оборудование: дидактическая игра «Шкаф», компьютерная презентация, мяч, карточки «Рубашки для Ромы», перчатки для каждого ребенка.

Ход занятия

Организационный этап (вступительная беседа, сообщение темы)

Л: Сегодня к нам на занятие пришел мальчик Рома. Ему нужно помочь навести порядок в шкафу. А что обычно люди хранят в шкафу?

Читайте также:
Дифференциация звуков (С, Ш) - конспект логопедического занятия

Д: книги, вещи, одежду.

Л: В этом шкафу лежит одежда. И мы сегодня поговорим об одежде.

Основная часть

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения «Маляр», «Лошадка», «Барабанщик».

Уточнение артикуляции звука р.

Роме нравится носить ту одежду, в названиях которых есть первый звук его имени. Назови этот звук?

Д: Рома начинается на звук Р.

Л: Расскажите, как правильно произносить этот звук?

Д: Губы в любом положении, язык поднят в форме чашечки и дрожит в потоке воздуха.

Л: Покажите, как вы произносите звук р.

Автоматизация произношения звука Р

Л: В шкафу у Ромы есть перчатки, он предлагает вам их надеть и пропеть с ним песенку: ра-ро-ру-ры.

Дети повторяют цепочку, иллюстрируя ручным сопровождением. Ра-открытая ладонь, ро- пальцы в кружок, ру- тятут пальцы вперед, ры – собирают пальцы в кулак.

Автоматизация звука Р в словах

Л: Поможем Роме сложить вещи в шкаф, нужно найти предметы одежды со звуком Р.

Д: Рубашка, куртка, шарф, шорты, свитер. (Дети берут картинки со словами на столе и нужные убирают в шкаф).

Л: Скажите, какую одежду носят летом?

Д: Сарафан, майку, рубашку, шорты.

Л: Какая одежда подойдет для зимы?

Д: Куртка, свитер, теплые брюки.

Упражнение «Из чего какой»

Л: Одежду изготавливают из разных материалов. Поиграем в игру «Из чего какой». Кому брошу мяч, тот скажет из шерсти одежда …Какая?

…из шелка какая? – шелковая,

…из ситца какая? – ситцевая,

…из хлопка какая? – хлопковая,

…из джинса какая? – джинсовая.

Упражнение «Подбери действие»

Л: Подумайте, какие действия делают с одеждой.

Д: Носят, стирают, утюжат, укладывают, сушат.

Пальчиковая гимнастика

Л: когда одежда становится грязной, ее нужно стирать. Встаньте рядом со стульчиками, разучим стишок.

Мылом мылю я носки,

Крепко трутся кулачки,

И повешу на веревку.

Знакомство с профессиями.

Л: Создание одежды – это долгий и трудоемкий процесс. Много людей трудятся, чтобы сшить только одно платье или брюки. На экране вы видите людей разных профессий. Придумывает одежду – модельер, выкраивает детали из ткани – закройщик, а шьет ее – швея. (Дети повторяют названия профессий).

Упражнение в распространении предложений.

Л: Ребята, а вам хочется порадовать Рому и подарить ему какую-нибудь одежду?

Посмотрите на магнитную доску и подумайте, что понравится Роме?

Рубашка или футболка? – Роме понравится рубашка.

Серая или синяя рубашка? – Роме понравится серая рубашка.

Серая рубашка в горошек или в полоску? -Роме понравится серая рубашка в горошек.

Серая рубашка в горошек с черным или зеленым воротником? Роме понравится серая рубашка в горошек с черным воротником.

У вас на столе лежат папки. В них материалы, из которых можно сделать модель такой рубашки из бумаги. Откройте папки и соберите рубашку.

Дети самостоятельно работают.

Л: Чтобы эти рубашки у Ромы и ваша одежда тоже всегда оставались как новые нужно заботиться о ней. Расскажите, а как вы ухаживаете за одеждой?

Д: Нужно аккуратно складывать, стирать, не пачкать, подворачивать рукава, когда моешь руки.

Кинезиологическое упражнение

Л: Предлагаю поиграть: одной рукой изобразим, как вращается барабан стиральной машины, а другой – утюжим белье, хлопок в ладоши, меняем движения для рук на противоположное.

Рефлексия

Как одним словом называется все, что мы носим?

Какой звук помог вам выбрать одежду для Ромы?

Составила
учитель-логопед
Рубцова Н.А.

Автоматизация произношения звука [р] на материале лексической темы «Одежда»

Татьяна Богомолова
Автоматизация произношения звука [р] на материале лексической темы «Одежда»

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация произношения звука [Р] на материале лексической темы «Одежда»

Цель – автоматизация произношения звука [р] на материале лексической темы «Одежда».

1. активизировать словарь детей по теме «Одежда» (предметный: платье, сарфан, рубашка, шорты, рукав, воротничок, карман;глагольный: носить, стирать, выбирать, покупать, утюжить, сушить, закрепить обобщающее понятие;

2. упражнять в образовании имен прилагательных от существительных (шерстяной, шелковый, ситцевый);

3. обогащать словарь детей названиями профессий (модельер, закройщик, швея);

4. уточнить артикуляцию звука Р.

1. развивать умение определять наличие звука в слове;

2. развивать связную речь методом распространения простого предложения;

3. развивать мелкую моторику;

4. способствовать развитию умственных способностей через двигательные упражнения.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к одежде.

Оборудование: дидактическая игра «Шкаф», компьютерная презентация, мяч, карточки «Рубашки для Ромы», перчатки для каждого ребенка.

Ход занятия

Организационный этап (вступительная беседа, сообщение темы)

Читайте также:
Конспект коррекционного занятия с элементами Су-Джок терапии

Л: Сегодня к нам на занятие пришел мальчик Рома. Ему нужно помочь навести порядок в шкафу. А что обычно люди хранят в шкафу?

Д: книги, вещи, одежду.

Л: В этом шкафу лежит одежда. И мы сегодня поговорим об одежде.

Упражнения «Маляр», «Лошадка», «Барабанщик».

Уточнение артикуляции звука р.

Роме нравится носить ту одежду, в названиях которых есть первый звук его имени. Назови этот звук?

Д: Рома начинается на звук Р.

Л: Расскажите, как правильно произносить этот звук?

Д: Губы в любом положении, язык поднят в форме чашечки и дрожит в потоке воздуха.

Л: Покажите, как вы произносите звук р.

Автоматизация произношения звука Р

Л: В шкафу у Ромы есть перчатки,он предлагает вам их надеть и пропеть с ним песенку: ра-ро-ру-ры.

Дети повторяют цепочку, иллюстрируя ручным сопровождением. Ра-открытая ладонь, ро- пальцы в кружок, ру- тятут пальцы вперед, ры – собирают пальцы в кулак.

Автоматизация звука Р в словах

Л: Поможем Роме сложить вещи в шкаф, нужно найти предметы одежды со звуком Р.

Д: Рубашка, куртка, шарф, шорты, свитер. (Дети берут картинки со словами на столе и нужные убирают в шкаф).

Л: Скажите, какую одежду носят летом?

Д: Сарафан, майку, рубашку, шорты.

Л: Какая одежда подойдет для зимы?

Д: Куртка, свитер, теплые брюки.

Упражнение «Из чего какой»

Л: Одежду изготавливают из разных материалов. Поиграем в игру «Из чего какой». Кому брошу мяч, тот скажет из шерсти одежда …Какая?

…из шелка какая? – шелковая,

…из ситца какая? – ситцевая,

…из хлопка какая? – хлопковая,

…из джинса какая? – джинсовая.

Упражнение «Подбери действие»

Л: Подумайте, какие действия делают с одеждой.

Д: Носят, стирают, утюжат, укладывают, сушат.

Л: когда одежда становится грязной, ее нужно стирать. Встаньте рядом со стульчиками, разучим стишок.

Мылом мылю я носки,

Крепко трутся кулачки,

И повешу на веревку.

Знакомство с профессиями.

Л: Создание одежды – это долгий и трудоемкий процесс. Много людей трудятся, чтобы сшить только одно платье или брюки. На экране вы видите людей разных профессий. Придумывает одежду – модельер, выкраивает детали из ткани – закройщик, а шьет ее – швея. (Дети повторяют названия профессий).

Упражнение в распространении предложений.

Л: Ребята, а вам хочется порадовать Рому и подарить ему какую-нибудь одежду?

Посмотрите на магнитную доску и подумайте, что понравится Роме?

Рубашка или футболка? – Роме понравится рубашка.

Серая или синяя рубашка? – Роме понравится серая рубашка.

Серая рубашка в горошек или в полоску? -Роме понравится серая рубашка в горошек.

Серая рубашка в горошек с черным или зеленым воротником? Роме понравится серая рубашка в горошек с черным воротником.

У вас на столе лежат папки. В них материалы, из которых можно сделать модель такой рубашки из бумаги. Откройте папки и соберите рубашку.

Дети самостоятельно работают.

Л: Чтобы эти рубашки у Ромы и ваша одежда тоже всегда оставались как новые нужно заботиться о ней. Расскажите, а как вы ухаживаете за одеждой?

Д: Нужно аккуратно складывать, стирать, не пачкать, подворачивать рукава, когда моешь руки.

Л:Предлагаю поиграть: одной рукой изобразим, как вращается барабан стиральной машины, а другой – утюжим белье, хлопок в ладоши, меняем движения для рук на противоположное.

Рефлексия

Как одним словом называется все, что мы носим?

Д: одежда.

Какой звук помог вам выбрать одежду для Ромы?

Д: звук Р.

Фотоотчёт индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт» Цели занятия: 1. Расширять знания и представления ребенка по теме «Транспорт». 2. Продолжать автоматизировать звук «р» в словах, словосочетаниях.

Фотоотчёт «Знакомство с буквой «Г» и закрепление произношения звука [г]» Знакомство с буквой “Г” и закрепление произношения звука [г] с детьми младшего дошкольного возраста. Текущая неделя посвящена букве “Г”.

Игры по закреплению лексической темы «Овощи» Игра «Чудесный мешочек» Цель: Развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих проявлений в условиях активного участия их.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в рамках лексической темы «Насекомые» Индивидуальное логопедическое занятие по лексической теме «Насекомые», автоматизация звука IРI. Задачи: Образовательные: – закреплять.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах» (на материале мужских и женских имён) Тема:Звук [ш].Цель:автоматизировать звук [ш] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект занятия «Знакомство с буквой «В» и закрепление произношения звука [в] (повторение)» Задачи: учить слышать и произносить звук подбирать слова со звуком [в], определять положение звука и буквы в слове, развивать мелкую моторику.

Читайте также:
Звуки К-Кь - конспект логопедического занятия

Занятие кружка по знакомству с буквой М и закреплением правильного произношения звука [М] Занятие кружка “АБВГДЕЙКА”. Буква М и звук [М]1. В программе “Буквария” познакомились с буквой и звуком М. Гном рассказал, как буква М.

Конспект занятия «Знакомство с буквой «Г» и закрепление произношения звука [Г]» (закрепление)Конспект занятия кружка «АБВГДЕЙКА» «Знакомство с буквой «Г»(закрепление)Задачи: закрепить произношение звука [г], познакомить.

Знакомство с буквой к и закрепление произношения звука [К] с детьми младшего дошкольного возраста Знакомство с буквой К и закрепление произношения звука [К]Задачи: закреплять правильное произношение звука К, умение выделять звук [К],.

Знакомство с буквой «В» и закрепление произношения звука [В] c детьми младшего дошкольного возраста 1. В программе “Буквария” познакомились с буквой “В”. 2. Среди других букв выделили нужную букву и получили “награду” – воздушные шарики.

Картотека заданий по автоматизации звука Р

Речевой материал в заданиях традиционно разделён в зависимости от позиции автоматизируемого звука в слове. Задания могут быть использованы при развитии фонематического слуха и расширения словарного запаса дошкольников. При отсутствии у ребёнка звуков [С], [Ш] , [Л] и других, не рекомендуется произносить слова с этими звуками. В практической деятельности учителя-логопеды могут варьировать порядок заданий.

1. Повтори слоги:

2. Повтори слова:

рот
рога
розы
родина
Рома
рота
роса
робот

3. «Большой – маленький»

Рука- ручка
Рубаха-…
Рана-…
Рот-…
Рома-…
Рыба-….
Ракета-…
Роза-…
Рога-…
Рая-…

4. «Запомни – повтори»:

Рак-рана
Рама-Рая
Радио-работа
Ракета-ранетка
рог-рога
рот-ров
рота-роза
родина-Россия
рыба-рыбак
рысь-рыть
рынок-рывок
рывина-рычаг
рука-рукав
ручка-рубка
руда-рубить
рубка-рубанок

5. Повтори словосочетания:

Розовые розы.
У Раи розы.
Родной дом.
Ровный ров.
Разные рукава.
Разбитая раковина.
Разные шары.
Рычание рыси.
Робкий Рома.
Румяный рулет.
Рыбный рынок.
Радостные родители.

6. Повтори предложения:

Рая надевает рукавицы.
В рундуке рабочая роба.
Рая растит розы.
У Ромы родинка.

1. Повтори слоги:

АР-АР-АР
УР-УРУР
ИР-ИР-ИР
ОР-ОР-ОР
ЫР-ЫР-ЫР
ЯР-ЯР-ЯР
АР-ОР-УР
ОР-ЯР-ИР
ИР-АР-ОР
УР-ЫР-АР

2. Повтори слова:

Пар
Дар
Шар
Удар
Комар
Загар
Бар

хор
бор
забор
топор
выбор
мотор
набор

пир
мир
тир
кефир
зефир
мундир
командир

ветер
вечер
мастер
веер
катер
номер
танкер

3. Повтори пары слов:

Хор-бор
Топор-забор
Мотор-набор
Пар-шар
Удар-загар
Товар-базар

4. Повтори чистоговорки:

ОР-ОР-ОР – в поле мухомор.
АР-АР-АР – в небе пар.
УР-УР-УР – длинный шнур.
ИР-ИР-ИР – Рома пьёт кефир.
ОР-ОР-ОР – не работает мотор.
АР-АР-АР – на носу сидит комар.
УР-УР-УР – уведите кур.
ИР-ИР-ИР – я хочу увидеть мир.

5. Повторите словосочетания:

Новый забор.
Поёт хор.
У Раи загар.
Родной двор.
Сильный боксёр.
Ядовитый мухомор.
Дать отпор.
Пойду на базар.

6. Заучи скороговорку:

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.

1. Повтори слова:

Гора
Дыра
Ура
Нора
Кора
Пора
Ира

конура
контора
игра
фанера
пантера
детвора
жара

баран
варан
буран
пират
парад
карат
Марат

ворона
корона
порог
творог
урок
горох
народ

город
воробей
хоровод
пароход
герой
дорога
ворота

2. Повтори чистоговорки:

Ра-ра-ра- тонкая кора.
Ро-ро-ро- новое перо.
Ры-ры-ры- в небе комары.
Ру-ру-ру- скачет кенгуру.

3. «Запомни – повтори»:

Кора-гора-нора
Ура-пора-игра
Фара-пара-гитара
Юра-Ира-Вера
игра-конура-детвора
фанера- пантера-контора

4. Повтори словосочетания:

Идёт детвора.
Ровная дорога.
Родной город.
Розовая пантера.
Старое корыто.

Гора-горы
Нора-норы
Дыра дыры
Пар-пары
Комар-комары
Базар-базары
Фара-фары

6. Заучи скороговорку:

Тарара-тарара – поднимайся, детвора!
Тарара-тарара – в детский сад идти пора!
Туруру-туруру – поднимаем детвору.
Тырыры-тырыры – нету дома детворы.

1. Повтори слова:

муравей
каравай
веранда
баранка

2. Договори последний слог:

«РЫ»
Мото…, забо…, набо…, помидо…, самова…, узо…, мунди…, ша…, па….

«РА»
Но. го…, па…, иг…, детво. жа…, Ю…, И…, кону…, фа…, панте….

3. Повтори чистоговорки:

Ра-ра-ра- начинается игра.
Ро-ро-ро- мы поедем на метро.
Ры-ры-ры- добежали до горы.
Ру-ру-ру- ручку новую беру.

4. Повтори предложения:

Маруся собирает помидоры.
Рома собирает горох.
Дорога ведёт в город.
У Раи новый сарафан.
Тамара печёт пирог.
Юра не боится мороза.
Корова идёт в сарай.
Ворона клюёт кукурузу.
Роме купили гитару.
Буратино идёт на урок.
На пароходе много детворы.

5. Заучи скороговорку:

Рано, рано, поутру
Скачет рыжий кенгуру.

1. Повтори слоги:

АРКА-АРКА-АРКА
ОРКА-ОРКА-ОРКА
УРКА-УРКА-УРКА
АРКА-УРКА-ОРКА

2. Повтори слова:

Арка
Арфа
Карта
Марка
Парта
Марта

карман
картон
картина
картофель
гардина
гармонь

Читайте также:
Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

горка
норка
корка
порка
тёрка
каморка

ферма
верба
бирка
фирма
пурга
Мурка

парк
март
порт
корм
торт
борт

3. Повтори словосочетания:

Старая горка.
Северный город.
Озорной воробей.
Короткий ворс.
Яркая картина.
Чёрный картон.

4. «Назови ласково»

Торт – тортик
Марка-…
Парта -…
Карта-…

5. Заучи скороговорки:

Заяц Егорка
Свалился в озёрко.
Бегите под горку,
Спасайте Егорку!

Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.

1. Повтори слоги:

ПРА-ПРА-ПРА
ПРО-ПРО-ПРО
ПРУ-ПРУ-ПРУ
ПРЫ-ПРЫ-ПРЫ

2. Повтори слова:

Правда
Правый
Праздник
Правильный
Право
Прадед
Практика
Прачка

пробка
проба
продукты
просо
простой
провод
продать
проход

3. Повтори слоги и слова:

БРА-БРА – брак
БРА-БРА – браво
БРА-БРА – брать
БРА-БРА – брат
БРА-БРА – брань
БРА-БРА – кобра
БРА-БРА – зебра

БРУ-БРУ – брус
БРУ-БРУ – брусок
БРУ-БРУ – брусника

4. Повтори фразы:

Ровные бруски.
У Ромы бронхит.
Бравый офицер.
Бронзовая награда.
Проводить брата.
Брызгать в пруду.

5. Заучи скороговорку:

Все бобры добры для своих бобрят.

1. Повтори слоги:

ГРА-ГРА-ГРА
ГРО-ГРО-ГРО
ГРУ-ГРУ-ГРУ
ГРЫ-ГРЫ-ГРЫ
ГРА-ГРО-ГРУ-ГРЫ
ГРО-ГРЫ-ГРА-ГРО

2. Повтори слова:

Град
Грач
Граф
Грамм
Гранат
Граната
Грамота

грабли
грачата
графин
графиня
градусник
градусы
граница

гром
гроза
грохот
громкий
грозный
груз
грузить

3. Повтори цепочку слов:

Град – грамм – грач
Гром – грохот – гроза
груз – грузить – грузовик
грызть – грызун – огрызок
Грабли – гранат – грамота
Громко – грубо – грустно
ограда – награда – граната
груша – грачата – группа

4. Измени слова по образцу:

Гранат – гранатовый
Груша – грушевый
громкость – громкий
грубость – грубый
груз – грузовой
группа – групповой

5. Повтори предложения:

Грузить груши в грузовик.
Громко грохочет гром.
В небе гром и грохот.
Грызуны грызут огрызок.
На градуснике пять градусов.
Громко грузят груз.
На границе прочная ограда.
В графине грушевый сироп.
Наградить грамотой и наградой.
В группе громкий смех.
Купить гранатовый браслет.

6. Заучи скороговорку:

В небе гром, гроза,
Закрывай глаза.
Грома нет, трава блестит.
В небе радуга стоит.

2. Повтори слова:

Краска
Краб
Крапива
Кран
Край
Красота
Красный

крот
кров
кровь
крона
кроха
кросс
кролик

круг
крупа
крутить
кружить
кружок
круто
крутой

3. «Назови ласково»

Кран – краник
Краб – крабик
Крот -…
Круг -…
Крыса -…
Крыша -…
Крылья -…
крыльцо -…
кроссовки -…
краска -…
кружка -…
крапива -…
открытка -…
окрошка – ….

4. Повтори словосочетания:

Красный сарафан.
Крытый рынок.
Чёрная краска.
Открытая форточка.
Красивый кролик.

5. Заучи скороговорку:

Красной краскою Егор
Красит крышу и забор.

1. Повтори слова (слова содержат два звука Р):

Рупор
Радар
Гарнир
Турнир
Гонорар
Фарфор

фермер
Аврора
характер
трактор
пробор
рапорт

прорубь
гардероб
ярмарка
тараторка
мрамор
квартира

маркер
партнёр
курорт
хирург
пробирка
программа

Разрыв
Разруха
Разгром
Размер
Разговор

2. Повтори словосочетания:

Громкий рупор.
Грамотный инструктор.
Просторная квартира.
Играет оркестр.
Яркая раскраска.
Крупный супермаркет.
Городской транспорт.
Огромный размер.
Красный раствор.

3. Заучи скороговорки:

Три сороки–тараторки
Тараторили на горке.
(А. Тараскин)

Автоматизация звука «Р» в рассказах и текстах

Речевой материал для автоматизации твёрдого звука «Р» в рассказах на логопедических занятиях с дошкольниками и младшими школьниками. Особенность подборки — отсутствие мягкого звука «Рь» в текстах. Содержание

  1. Зоопарк
  2. Старые игрушки
  3. Комар
  4. Первый день осени
  5. Помощница
  6. Верные друзья
  7. Рыбалка
  8. У бабушки за городом
  9. Лучшая кормушка
  10. Подсказка
  11. День Рождения
  12. В парке
  13. Ворона и рак

Зоопарк

Вера и Ира вчера ходили в городской зоопарк. В зоопарке было очень много животных, но девочкам больше всего понравились тигры и пантеры. Подруги просто замучили экскурсовода вопросами о том где живут дикие кошки и чем их кормят в зоопарке. После тигр и пантер девочки захотели полюбоваться на жирафов.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как звали подруг?
  • Где вчера были Вера и Ира?
  • Какие животные больше всего понравились девочкам?
  • Кто рассказывал девочкам про тигров и пантер?
  • Кого ещё захотели увидеть подруги?

Старые игрушки

Маруся и Тамара родные сёстры. У них дома очень много игрушек. Однажды их мама затеяла уборку и задумала выкинуть старые игрушки девочек. Пока сестры были в школе, мама сложила игрушки в картонную коробку и отнесла их на детскую площадку рядом с домом. Вечером, когда Маруся и Тамара возвращались со школы они увидели коробку с игрушками и взяли её домой. Мама очень удивилась когда увидела в комнате сестёр картонную коробку с игрушками которую она выкинула утром.

Читайте также:
Использование биоэнергопластики в работе с детьми с речевыми нарушениями

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как звали сестер?
  • Что задумала мама когда убиралась в комнате Маруси и Тамары?
  • В чем мама отнесла старые игрушки сестёр на детскую площадку?
  • Когда сёстры нашли старые игрушки?
  • Чему так удивилась мама?

Комар

Рома читал журнал, как вдруг, над его ухом раздался противный писк комара. Рома свернул журнал в трубочку, вскочил и попытался быстро поймать комара. Сперва удары с грохотом сыпались на кровать. Затем Рома стал барабанить журналом по портьерам. Но комар упорно продолжал летать по комнате. Гоняясь за своим врагом, Рома нечаянно опрокинул торшер и даже разбил мамину любимую хрустальную вазу. Выбившись из сил, Рома сел на кровать и закрыл глаза руками. Над его ухом раздался противный писк комара.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как звали мальчика?
  • Что делал Рома когда услышал писк комара?
  • Чем мальчик воевал с комаром?
  • Что натворил Рома пока гонялся за своим врагом?
  • Удалось ли мальчику поймать комара?

Первый день осени

Сегодня мой младший брат Фёдор первый раз пойдет в школу, он первоклашка. Фёдор очень ждал и готовился к этому праздничному дню. В свой ранец он положил новые тетради, ручки и пенал с разноцветными карандашами. Фёдору не терпится познакомится со своей первой учительницей — Раисой Артёмовной и одноклассниками. Я думаю, что Фёдор будет радовать наших родителей своими хорошими оценками и обязательно найдет в школе верных друзей.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • О ком этот рассказ, как звали мальчика?
  • К чему готовится Фёдор?
  • Что лежало в ранце у мальчика?
  • С кем не терпится познакомиться Фёдору?
  • Что ожидает от Фёдора его старший брат?

Помощница

Мама Шуры — детский доктор и часто работает допоздна. Поэтому Шура старается помогать ей по дому: покупает продукты, выносит мусор, протирает пыль. По вечерам Шура часто готовит для родителей ужин. Вчера она готовила макароны с салатом из помидоров и кабачков, а завтра собирается запечь картошку с сыром и рыбой.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как зовут девочку?
  • Кем работает мама Шуры?
  • Как девочка помогает родителям?
  • Что вчера приготовила Шура родителям на ужин?
  • Что девочка планирует приготовить завтра?

Верные друзья

Марк учится в четвёртом классе и у него есть друг, которого зовут Юра. Марк и Юра дружат с первого класса. Друзья вместе играют, делают уроки и всячески помогают друг другу. Однажды Марк простудился и врач прописал ему несколько дней лежать в кровати. Юра навещал Марка все эти дни, рассказывал ему школьные новости и помогал с уроками.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как звали мальчиков?
  • Как долго дружат Марк и Юра?
  • Что однажды случилось с Марком?
  • Что врач прописал Марку?
  • Как помогал Юра Марку пока тот болел и лежал в кровати?

Рыбалка

Вчера Рома и Артём ходили на рыбалку. Рома хотел наловить карасей, а Артём — раков. Друзья провели на рыбалке почти целый день, но повезло только Роме, он поймал огромного карася. Артём попросил у друга подержать карася. Рома взял рыбину из ведра и отдал в руки Артёму. Но карась был очень скользкий и стал вырываться из Артёминых рук. Конечно же мальчик не смог удержать такую большую рыбу и уронил её в озеро. Так друзья вернулись домой без улова.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как звали мальчиков?
  • Куда вчера ходили Рома и Артём?
  • Что хотели поймать мальчики?
  • Удалось ли друзьями что-то поймать?
  • Что случилось с карасём, которого поймал Рома?

У бабушки за городом

Летом родители обычно отвозят Марусю к бабушке Шуре за город. Бабушка живёт в красивом кирпичном доме на краю посёлка. У бабушки Шуры есть большой сарай где живет корова и поросенок. Корову зовут Мурка, а поросёнка Буран. Каждое утро Маруся вместе с бабушкой их кормят: корову травой, а поросёнка корочками хлеба размоченным в молоке. Марусе очень нравится гостить у бабушки и уезжая она всегда скучает по Мурке и Бурану.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как зовут девочку?
  • Где и у кого гостит Маруся летом?
  • Где живёт бабушка Шура?
  • Кто живёт в сарае у бабушки?
  • Чем Маруся кормит Мурку и Бурана?
Читайте также:
Формирование словоизменения у дошкольников с ОНР

Лучшая кормушка

Рома учится в четвёртом классе. Больше всего ему нравятся уроки труда. Вчера их учитель труда Петр Петрович объявил мальчишкам, что скоро начнется зима и птицам будет трудно искать себе корм, поэтому они будут делать для них кормушки. А тот, кто сделает самую красивую кормушки, тот получит пятёрку в четверти. В конце урока учитель выбрал Ромину кормушку как самую красивую. Рома был очень рад. А ещё Петр Петрович пообещал мальчишкам, что завтра вечером после занятий они все вместе повесят кормушку в парке у школы.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как зовут мальчика?
  • В каком классе учится Рома?
  • Какие уроки у Ромы самые любимые?
  • Что вчера мальчишки делали на уроке труда?
  • Что Пётр Петрович пообещал сделать с кормушкой Ромы?

Подсказка

Вера и Ира — подруги. Девочки учатся в 5 классе сороковой школы. Вчера на уроке математики Веру вызвали отвечать. Вера подошла к доске, взяла в руки мел, но не занала как справится с уравнением. Тогда Ира попыталась подсказать подруге правильный ответ. Но Раиса Романовна это заметила и отругала подруг, Веру за невыученный урок, а Иру за подсказку.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как зовут девочек?
  • Кого вызвали отвечать на уроке математики?
  • Что попыталась сделать Ира?
  • Как зовут учительницу?
  • Что сделала Раиса Романовна?

День рождения

Сегодня у моего старшего брата Юры день рождения. Юре исполняется четырнадцать лет. Наши родители с самого утра начали подготовку к празднику. Мама с бабушкой испекли торт, папа развесил плакаты с поздравлениями, а мы с дедушкой надули разноцветные шары. Праздник прошёл очень весело. Гости играли в разные игры, Юра получил много подарков, а в конце праздника он угостил всех вкусным именинным тортом с четырнадцатью свечами.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как звали старшего брата?
  • Сколько лет исполнилось Юре?
  • Как родители готовились к празднику?
  • Чем Юра угощал гостей в конце праздника?

В парке

Был жаркий летний день. Ира и её старший брат Рома отправились в парк аттракционов кататься на каруселях. Дорога в парк была не близкая. Надо было проехать сначала на четвертом трамвае, а потом ещё пять остановок на метро. Когда Ира и Рома доехали до парка они сразу купили себе мороженое и билеты на карусели. Целый день дети провели в парке. В конце дня радостные и весёлые Ира и Рома возвращались домой с разноцветными воздушными шарами.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как звали девочку и мальчика?
  • Куда поехали Ира и Рома?
  • Как дети добирались до парка?
  • Что они купили в парке?
  • С чем Ира и Рома возвращались домой?

Ворона и рак

Поймала ворона рака. Сидит на вербе над озером, а рака во рту держит. Понял рак, что беда ему грозит. Но как заставить ворону рот раскрыть? Хитрый рак начал хвалить родителей вороны: «Хорошо я помню твоих маму и папу. Добрые были птицы!» Ворона отвечает: «У-гу» — А рта не раскрывает. Рак продолжает: «Помню твоих братьев и сестёр. Хорошие они птицы!» — «У-гу», — второй раз отвечает ворона. А рта не раскрывает. Тогда рак стал хвалить ворону: «Хорошие они были птицы. А всё не такие, как ты. Ты лучше всех». — «А-га!» — радуется ворона и раскрывает рот. А рак падает в озеро.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Что случилось с раком?
  • Как рак пытался заставить ворону рот раскрыть?
  • Как раку удалось спастись?

Источники:

  • «Логопедическое пособие для детей», А. И. Богомолова;
  • «Автоматизация и дифференциация звуков у детей с легкой дизартрией», Л. И. Загляда, Т. А. Стрекатова;
  • «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звук Р», Ю. Б. Норкина.

Автоматизация произношения звука (Р) на материале лексической темы ‘Одежда’

Проговаривать слова:

Рак, раб, рама, рана, рога, радость, рассвет, ранец, расчёт, район, радио, розетка, ромашка, ранетки, ракушка, радуга, работа, раковина, растение, ура, нора, гора, штора, дыра; Рот, ров, рог, рожь, роза, рота, рожки, рондо, ровный, роспись, роскошь, робот, ролики, Родина, перо, озеро, сырок, урок, курок, горох, укроп, герой, простынь, мороз, перрон, пирог, творог; рубль, Русь, рука ,ручей, ручка, рудник, ружьё, румянец, рукопись, рукавицы, рубашка, рубанок, ярус, вирус, прутья, кенгуру, парус, обруч, шуруп, Маруся; Рысь, рык, рыба, рынок, рыжик, рычаг, рысак, рытвина, горы, шторы, шары, фары, игры, комары, товары, обрыв, хмурый, прыжок, старый, корыто, Горыныч, покрытие; Реп, Рекс, регби, Шрек, Фрэд, стресс, кредо, тире, пюре, каре, экспресс, crazy – park , эспрессо.

Читайте также:
Особенности развития коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Проговаривать слова:

Пар, жар, шар, бар, комар, удар, юмор, товар, повар, загар, сахар, табор, базар, гончар, пожар, спонсор, штопор, самовар, комиссар, ягуар; Вор, бор, хор, сор, спор, сбор, забор, топор, бугор, узор, упор, затор, набор, напор, Егор, дозор, помидор; Тур, шнур, Тимур, ажур, тамбур, ящур, шампур, штукатур, абажур; Мир, пир, жир, тир, сыр, зефир, кумир, копир, факир, кассир, кефир, пассажир, ювелир, командир, Мойдодыр, веер, фужер, шифер, сканер, Киндер, офицер, пионер, Юпитер, компьютер, дизайнер, шифоньер, менеджер, жонглёр, шофёр, ковёр, шахтёр, маникюр.

Проговаривать:

Ра- ра- ра, рак, баран, нора.

Ро-ро-ро, рот, пароль, перо.

Ру-ру-ру, рубль, шуруп, кенгуру.

Ры-ры-ры, рысь, обрыв, ковры.

Ар-ар-ар, пар, комар, базар.

Ор-ор-ор, бор, топор, забор.

Ур-ур-ур, шнур, Тимур, шампур.

Ир-ир-ир, пир, тир, кумир.

Проговаривать слова:

Кран, град, грач,край, крабы, гроза, краски, грабли, кровать,крапива,красота,грамота,граната, граница, кроссовки,градусник,громадный, красавица, кросс, кровь,гром,крот,гроздь,грохот,кролик,громкость, грозный,крыса,крыльцо,грыжа,крыша,грызуны, крышка,круг,круиз,груз,грудь,грусть,крупа,круча, груша,грубость,группа,грузди,грузчик,кружка, кружево,грузовик,крутизна.Тигр,игра,икра, украсть,покраска,награда,ограда,виноград, фотограф,ограбление,пограничник,фотография, укроп,угроза,погром,закройщик,багровый, укромный,микрофон,мокрый, накрыть, покрывало, укрытие,огрызок,угрызение,погрузчик,игрушка, окружность.

Проговаривать:

Брак, брат, нрав, храм, шрам , мрак, цирк, хруст, фронт, сорт, спорт, ртуть, спирт, курс, брошь, пруд, фрукт, брысь, враг, врач, фрак, бронза, брынза, брови, просо, срочно, брусок, право, зебра, обрыв, правда, черви, чердак, чертёж, черта, ржавый, почерк, провод, шербет, кирпич, портной, праздник, пробка, фронт, термос, простынь, прыгать, прыжок, брызги, брынза, мрачный, яркость, паспорт, зрачок, добро, овраг, справка, сердце, изумруд, управа, проблема, продукты, проводка, пружина, нравиться, консервы, горбуша.

Проговаривать:

Красная икра, черная смородина, завтра утром, дорогое пирожное, старшая группа, добрый доктор, правая рука, хороший повар, широкая дорога, дорогой подарок, праздничный пирог, старые ворота, сорока-ворона, рыба- карась, городской сквер, крупный горох, бараний жир, гранатовый браслет, первый урок, кирпичная труба, растёт трава, короткий шнур, пирог с рыбой, огромный выбор, праздничная распродажа, Армия России, картонная коробка, чёрная рубаха, картофельное пюре, спортивные игры, фруктовый йогурт, карта мира, старое ружьё, шерстяные рукавицы, короткий рукав, кирпичный гараж, хрустальный фужер, открытая форточка, стиральный порошок, повернуть направо, рыжая корова.

Проговаривать предложения:

В парке культуры много разных каруселей. У дороги растёт трава подорожник. Артур рубит дрова топором. По проспекту Строителей ездят трамваи и троллейбусы. В парке громко играет аккордеон. Ира стирает шарф и рукавицы. У Ромы брат – шофёр. Утром в цветочном горшке распустилась красная роза. Маляры красят забор и ворота. В овраге росла крапива. По дорожке прыгал растрёпанный воробей. В крупный морской порт пришёл красавец- корабль. Аркадий набрал корзину красной смородины.

Придумай 3-5 слов со звуком «Р», «РЬ» по темам:

Инструменты (топор, отвёртка, рубанок, дрель, грабли, перфоратор); продукты питания (творог, йогурт, торт, вареники, рассольник, икра), посуда (тарелка, сковорода, тёрка, кружка, самовар, поварёшка), одежда (рукавицы, перчатки, шарф, гетры, куртка, шорты).

Игра «Опять 2 и 5»

Например: Шар – 2 шара, 5 шаров;

Слова: карандаш, тигр, кролик, персик, груша, тетрадь, морковка, муравей, сорока, зебра, морж, кровать, сарафан, пароход, фуражка, игрушка.

Относительные прилагательные

Варенье из персиков – какое? (персиковое варенье), кровать из дерева-(деревянная кровать),каша из перловки-(перловая каша),компот из фруктов-(фруктовый компот),фужер из хрусталя–(хрустальный фужер), пюре из картофеля-(картофельное пюре), сок из груш –(грушевый сок),икра из моркови- (морковная икра),суп из гороха- (гороховый суп), коробка из картона- (картонная коробка), йогурт из абрикосов- (абрикосовый йогурт), тарелка из фарфора-(фарфоровая тарелка), браслет из серебра –(серебряный браслет), люстра из бронзы –(бронзовая люстра), куртка из бархата-(бархатная куртка), вино из винограда –(виноградное вино), печенье из сахара-(сахарное печенье).

Замени в слове звук Л на звук Р (ль на рь)

Голод (город), баллон (барон),блошки (брошки), толк(торг),волан (варан),полоть (пороть),полог (порог),болт (борт),классный (красный), малина (Марина), уголь (угорь), хлам (храм),глаза (гроза),класс (КРАЗ),колонна (корона),плошка (Прошка).

Придумай 3-5 слов со звуком «Р», «РЬ» по темам:

Транспорт (паровоз, корабль, грузовик, трамвай)

Дикие животные (барсук, бурундук, хорёк, сурок, рысь) Домашние животные (кролик, корова, баран, поросёнок) Африканские животные (жираф, носорог, крокодил, пантера) Птицы (сорока, грач, воробей, скворец)

«Скажи, если этого много»

Например: корова- много коров; корабль, куртка, роза, шифоньер, ворона, сорока, рукавицы, воробей, тигр, сковорода, пирог, сарафан.

Игра «4-й лишний»

Шифоньер, кровать, этажерка, кружка.

Смородина, мухомор, сыроежка, подберёзовик.

Воробей, бобр, сорока, ворона.

Жираф , стрекоза, муравей, таракан.

Пирамидка, матрёшка, куртка, шарик.

Гитара, барабан, контрабас, топор.

Сковорода, помидоры, горох, репка.

Игра «4-й лишний» по первому звуку в слове.

Лак, лук, лось, рак.

Читайте также:
Конспект НОД в подготовительной группе на развитие связной речи по теме 'Фрукты'

Сок, сын, рот, суп.

Дом, рысь, дым, даль.

Рубль , мак, мох, мысль.

Луна, лужа, лыжи, рука.

Мука, роза, мыло, море.

Игра «4-й лишний» по последнему звуку в слове.

Мох, сыр, мех, дух.

Гол, пар, мел, вол.

Бор , лак, сок, лук.

Стол, зал, стул, шнур.

Ключ, ночь, дверь, дочь.

Забор, мешок, замок, песок.

Игра «Чудное эхо» (повторить слово со звуком Р)

Мох, суп, пар, лак, рот, дым, сон, сыр, муж, лось, рак, мел, бор, сок, лук, мех, рубль, дом, брат, снег, квас, гром, град, стук, бровь, плот, душ, крот, ночь, брошь, лес, кран, нос, пёс, друг, дочь, круг, мак, сук, рысь.

Придумай 3-5 слов со звуком «Р», «РЬ» по темам:

Имена девочек (Ира, Марина, Лера, Марта, Рая)

Имена мальчиков (Тимур, Игорь, Захар, Пётр, Егор)

Насекомые (муравей, стрекоза, таракан, сверчок, червяк)

Рыбы (карп, карась, скумбрия, сайра)

Грибы и ягоды (мухомор, груздь, сыроежка, боровик, виктория, крыжовник, черника, брусника, черёмуха)

Деревья и кустарник (берёза, кедр, сирень, рябина)

Игра «Чудное эхо» (повторить слово со звуком Р)

Колос, горох, палас, зола, нора, бизон, салат, мороз, мешок, кусок, малыш, корабль, пирог, сапог, носок, пират, кошка, баран, сушки, масло, город.

Игра «Повтори последний слог»

Например: гора-ра, шторы (ры), нора(ра), перо (ро),топоры (ры), кенгуру (ру), бобры (ры),жара (ра), шары (ры), метро (ро), баран (ран), пирог (рог), сарай (рай), барак (рак), мороз (роз), перрон (рон),горох (рох).

Игра «Чудное эхо» (повторить слово со звуком Р)

Собака, веранда, машина, шахматы, карандаш, воробей, золото, голова, сорока, малина, ворона, кошелёк, калитка, корова, клубника, крыжовник.

Игра «Закончи слово, подставь звук Р в конце».

Например: ми…мир; топо. забо. Его. Наза. база. штопо. кома. помидо. абажу. Мака. уда. шну. сы. , ша. бо. па…

Игра «Назови друзей»

Например: Рая дружит с кем, если её подружка Ира? (с Ирой). Подружки: Вера, Лера, Кира, Вероника, Фрося, Варвара, Роза, Марта, Марина, Тамара, Кристина.

Игра «Назови друзей»

Например: Рома дружит с кем? если его друг Прохор – с Прохором. Друзья: Егор, Борис, Захар, Фёдор, Марат, Макар, Владимир, Аркадий, Пётр, Дмитрий.

«Построй предложение из слов»

В, огород, расти, огурец, помидор, картофель.

(В огороде растут огурцы, помидоры, картофель.)

Рыбак, поймать, разный, рыба, карп, карась, и, ёрш. (Рыбак поймал разную рыбу: карпов, карасей и ершей.) Прилетать, перелётный, птица, грач, скворец, и, журавль.(Прилетели перелётные птицы: грачи, скворцы и журавли) В, зоопарк, много, разные, животные, жираф, носорог, крокодил, и, тигр.(В зоопарке много разных животных: жирафы, носороги, крокодилы и тигры.

Игра « Назови профессию»

Например; Кто красит стены? – маляр; кто лечит людей? (врач), кто лечит животных? (ветеринар), кто продаёт? (продавец), кто снимается в кино? (актёр), кто стрижёт людей? (парикмахер), кто управляет машиной? (шофёр), кто строит дома? (строитель), кто убирает во дворе (дворник), кто охраняет? (охранник).

Тексты для пересказа.

1. В деревне у Маруси живут корова Бурёнка и поросёнок Хрюша. Маруся кормит Бурёнку травой, а Хрюшу корочками хлеба, морковкой и картошкой.

2.У Ромы есть кот Матроскин и овчарка Трезор. Роме нравится дрессировать своих зверей. Когда Рома вырастет, он будет дрессировщиком.

3. По Чёрному морю плывёт огромный красивый корабль. Пассажиры корабля отправились из России в турне по разным странам.

Игра «Назови одним словом»

рыбу ловит – рыболов; кофе варит (кофеварка), мух морит (мухомор), земля трясётся (землетрясение), небо скребёт (небоскрёб), сталь варит(сталевар), идёт в первый класс (первоклассник), мясо рубит (мясорубка), лес рубит (лесоруб),вместо носа –рог (носорог), мусор возит (мусоровоз),скоро варит (скороварка) гром отводит (громоотвод), паром варит (пароварка).

Игра «Кто что делает?»

Например: Собирать урожай – Я собираю урожай, мы собираем урожай, ты собираешь урожай, вы собираете урожай, он собирает урожай, они собирают урожай. Словосочетания: рисовать картинку, рубить дрова, громко разговаривать, убираться в квартире.

Игра «Подскажи словечко»

Вот летят комарики на воздушном…(шарике). Всех излечит, исцелит …(добрый доктор Айболит). Мишку своего не брошу, потому что он…(хороший). Я – Великий Умывальник, знаменитый…(Мойдодыр), умывальников начальник и мочалок…(командир). Пошла Муха на базар и купила …(самовар). Вдруг из подворотни – страшный великан, рыжий и усатый…(таракан). Горе, горе! Крокодил солнце в небе …(проглотил). И всем по порядку, даёт шоколадку, и ставит,и ставит им…(градусники).В Африке разбойник, ) в Африке злодей, в Африке ужасный…(Бармалей). За посудой вдоль забора скачет бабушка…(Федора). Рано-рано два барана застучали в …(ворота).А потом позвонили Зайчатки: нельзя ли прислать…(перчатки).

Читайте также:
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия: Путешествие с Тигренком. Автоматизация звука (Р) словах

Рекомендации родителям:

-всегда требуйте правильного произнесения звука «Р» в заданиях;

-предварительно ознакомьтесь с заданием, ещё в группе, получив домашнюю тетрадь. Если задание вам непонятно, уточните его выполнение у логопеда;

-озвучьте ребёнку пример выполнения задания, убедитесь, что он понял, как его нужно выполнять;

-если задание даётся ребёнку с трудом, помогите, но не подсказкой, а наводящими вопросами, через какое- то время можно повторить выполнение этого задания;

-в играх «4-й лишний» произносите не торопясь весь ряд слов, при необходимости повторите его, так чтобы ребёнок успел подумать;

-в играх «4-й лишний по заданному звуку» произносите нужные звуки несколько дольше, выделяя их в речи (сссок, доммм);

-в играх «эхо», после каждого произнесённого слова делайте паузу –будет ли ребёнок повторять это слово?

– в играх «Добавь звук Р» («Добавь слог Ры, Ра») ребёнок должен произнести всё слово, которое получилось целиком.

Автоматизация звука Р в словах с помощью картинок

Автоматизация звука Р в начале, в середине и конце слов с помощью картинок будет полезна учителям-дефектологам и родителям.

Наиболее частой проблемой, с которой обращаются родители к учителю-дефектологу (логопеду) — это нарушение произношения звука «Р». Постановкой звука «Р» занимается специалист, но родители ему могут помочь, выполняя комплекс упражнений.

Полезные советы:

  1. После постановки звука переходим к его автоматизации при помощи наглядности.
  2. Автоматизация звука Р при помощи наглядности разделена на занятия ( их всего 9). Вы их сможете найти по ссылке. По данной ссылке вы также сможете найти много другого иллюстрированного материала по автоматизации звука Р, а также раскраски со словами, чистоговорками рассказами.
  3. Занятия строятся по принципу от простого к сложному.
  4. Каждое занятие следует начинать с разминки, это 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
  5. Далее переходим к изолированному «рычанию», автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и других игровых упражнениях.
  6. Если ребенок не усваивает или ему тяжело выполнять новые задания, можно возвратиться назад и закрепить произношение на более простом материале.

ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ — ДОБИВАТЬСЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ.

Звук Р должен быть раскатистым и звонким: Р-Р-Р-Р-Р

1. Автоматизация звука Р в начале слов:

Рак
Работа
Радио
Рана
Рама
Ранетка
Ракета
Рая
Рот
Рога
Розы
Родина
Рома
Рота
Роса
Робот
Рыба
Рыбак
Рысь
Рынок
Рыть
Рывок
Рыдать
Рыдание
Рука
Рукав
Ручка
Рубить
Рубаха
Руда
Рубка
Рубанок

2. Звук Р в конце слов(в обратных слогах):

Пар
Дар
Шар
Удар
Комар
Загар
Бар
Хор
Бор
Забор
Топор
Выбор
Мотор
Набор
Пир
Мир
Тир
Кефир
Зефир
Мундир
Командир
Ветер
Вечер
Мастер
Веер
Катер
Номер
Танкер
Бугор
Помидор
Мухомор
Договор
Отпор
Узор
Двор

3. Звук Р в середине слов (в прямых слогах):

Гора
Дыра
Ура
Нора
Кора
Пора
Ира
Тара
Пара
Фара
Гитара
Вера
Кира
Юра
Конура
Контора
Игра
Фанера
Пантера
Детвора
Жара
Баран
Варан
Буран
Пират
Парад
Карат
Марат
Ворона
Корона
Порог
Творог
Урок
Горох
Народ
Город
Воробей
Хоровод
Пароход
Герой
Дорога
Ворота
Перо
Озеро
Бюро
Ведро
Утро
Ядро
Бедро
Барабан
Таракан
Караван
Ураган
Муравей
Каравай
Веранда
Баранка
Воротник
Огород
Бородавки
Порода
Поросёнок
Хворост
Паровоз
Боровик
Пирамида
Мороз
Корона
Гороскоп

4. Автоматизация звука Р в середине слов (в обратных слогах):

Арка
Арфа
Карта
Марка
Парта
Марта
Карман
Картон
Картина
Картофель
Гардина
Гармонь
Горка
Норка
Корка
Порка
Тёрка
Каморка
Ферма
Верба
Бирка
Фирма
Пурга
Мурка
Парк
Март
Порт
Корм
Торт
Борт
Верх
Карп
Герб
Корт
Горн
Морс

5. Автоматизация звука Р в словах (со стечением согласных):

Правда
Правый
Праздник
Правильный
Право
Прадед
Практика
Прачка
Пробка
Проба
Продукты
Просо
Простой
Провод
Продать
Проход
Прут
Прутик
Пруд
Пружина
Прыгать
Прыжок
Прыгун
Прыгунья
Град
Грач
Граф
Грамм
Гранат
Граната
Грамота
Грабли
Грачата
Графин
Графиня
Градусник
Градусы
Граница
Гром
Гроза
Грохот
Громкий
Грозный
Груз
Грузить
Грубый
Грустный
Грузить
Груша
Группа
Грузовик
Груздь
Грызун
Грызть
Ограда
Награда
Игра
Фотография
Игрушка
Краска
Краб
Крапива
Кран
Край
Красота
Красный
Крот
Кров
Кровь
Крона
Кроха
Кросс
Кролик
Круг
Крупа
Крутить
Кружить
Кружок
Круто
Крутой
Крышка
Крыть
Крыса
Крыша
Крышка
Крылья
Крым

6. Слова с двумя звуками Р:

Рупор
Радар
Гарнир
Турнир
Гонорар
Фарфор
Фермер
Аврора
Характер
Трактор
Пробор
Рапорт
Прорубь
Гардероб
Ярмарка
Тараторка
Мрамор
Квартира
Маркер
Партнёр
Курорт
Хирург
Пробирка
Программа
Аэропорт
Аэродром
Бутерброд
Круговорот
Термометр
Оркестр
Разрыв
Разруха
Разгром
Размер
Разговор
Раскраска
Раствор
Конструктор
Трансформер
Скороговорка
Простор
Скороварка
Пароварка
Проигрыш
Супермаркет
Инструктор
Кругозор
Разборка
Маршрут
Проигрыш
Читайте также:
Особенности развития коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

7. Автоматизация звука Р в словах в сочетании ДР:

Драп, драка, дразнит, дрозд, дробь, дрожжи, друг, дружный, дружба, драчун, дракон, драгоценность, драже, дрожать, дрофа, дрова, дровосек, друзья, дружина, Дружок, другой.

Квадрат, удрал, ведро, бедро, ядро, космодром, подросток, подружка, подруга, надрыв, вёдра, выдра.

Пудра, недра, эскадра, бодро, мудро, мудрость, кадры, кедры, щедрый, подрывать, аэродром, недруг.

Сидр, кадр, кедр, бодр.

8. Автоматизация звука Р в словах в сочетании ТР:

Трап, травка, трасса, трапеза, травушка, трос, трон, тройка, тропка, трогать, труд, трус, трубка, трудный, трутень, трава, трамвай, трамплин, траншея, традиция, тропинка, троллейбус, тростник, Трофим, тромбон, труба, трубач, трубочист, трудиться, трущоба, трофей, трусы.

Матрас, тетрадь, отрава, метро, ситро, патрон, ватрушка, петрушка, утро, гетры, отруби, отражение, матрос, хитрый, травля, патрон, осетры, отрыв, хитрость, смотри, театры, ветры, метры, отрывать, театр, метр, осетр, Петр, педиатр, центр, литр, фильтр, осмотр, кинотеатр, Днестр, километр.

Можно закреплять звук Р , называя или повторяя слова на картинках, а можно сделать занятия еще более интересными и разнообразными. Для этого мы предлагаем Вам варианты игр и упражнений. Данные игры помогут не только автоматизировать звук в словах, но и разовьют грамматический строй речи, память, внимание, мышление вашего малыша.

Варианты игр:

1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком Р (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком Р (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете :»Чего не стало?»(не стало рака, не стало ведра и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3.»Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком Р, называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4.»Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком Р, а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, ракета, лапа, рак, рама. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука Р).

5. «Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, ракета — много ракет, рука — много рук, двор — много дворов). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ВЕДРО, к маленькому — ВЕДЕРКО.

7. «Посчитаем»

Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного. Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — рукА, но две, три, четыре -рукИ, пять — рук). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов.

  • Карточки для игры «Четвертый лишний»

Автоматизация звука Р при помощи картинок станет веселым занятием взрослого с малышом. Скачивайте наглядный материал или занимайтесь онлайн у нас на сайте по 15-20 минут каждый день. И вскоре вы услышите как ваш малыш весело, задорно, а главное правильно разговаривает.

Вам также будет интересно:
  1. Артикуляционная гимнастика для звуков Р, РЬ
  2. Биоэнергопластика
  3. Занятия по автоматизации звука Р
  4. Раскраски со звуками Р, РЬ
  5. Раскраски для автоматизации звука Р в обратных слогах
  6. Автоматизация звука Р в чистоговорках
  7. Автоматизация звука Р в стихах
  8. Дифференциация звуков

Желаем Всем хорошего настроения и положительных результатов!!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: