Аутизм в раннем возрасте

Детский аутизм: причины, симптомы, лечение

Детский аутизм — это сложное состояние, выражающееся в нарушении развития психической сферы и других систем организма, которое не зависит от этнической принадлежности человека, социального статуса или стиля отношений в его семье. Родители часто первыми замечают, что их ребенок ведет себя необычно и проходит основные этапы развития не так, как сверстники. Иногда поведение малыша кажется особенным с самого рождения. В других случаях ребенок, который развивался абсолютно нормально, может неожиданно утратить ранее приобретенные навыки. Если родители считают, что с ребенком что-то не так, важно как можно скорей рассказать о своих опасениях специалисту!

Детский аутизм. Что это такое?

Научные исследования аутизма проходят по всему миру, но причины возникновения у ребенка таких особенностей поведения и развития пока не найдены.

Известны следующие факты:

1. Как минимум, у одного из ста детей сегодня диагностируют то или иное расстройство аутистического спектра (РАС);

2. Детский аутизм (или расстройство аутистического спектра) чаще встречается у мальчиков, чем у девочек;

3. В большинстве стран людей с расстройством аутистического спектра больше, чем больных диабетом, раком и СПИДом вместе взятых;

4. Пока точно не определены анализы для диагностики детского аутизма;

5. Некоторые признаки аутизма будут сопровождать человека на протяжении всей его жизни, но помочь детям с РАС можно.

Чем раньше начать профессиональную реабилитацию ребенка, тем больше будет у него возможностей адаптироваться в социуме и быть успешным в разных сферах жизни.

Детский аутизм. Признаки и симптомы

  • Симптомы аутизма могут быть весьма серьезны, а могут быть практически незаметны;
  • У многих детей с расстройством аутистического спектра интеллектуальное развитие будет соответствовать возрастной норме;
  • Дети с РАС особым образом воспринимают информацию;
  • Некоторые дети имеют феноменальную память и могут быть успешны в музыке, математике или искусстве;
  • Часть детей с РАС не говорят, но могут общаться, используя альтернативные средства коммуникации: жесты, обмен карточками с рисунками;
  • Как правило, детей с РАС будет отличать стереотипное, повторяющееся поведение и желание жестко следовать определенным привычкам и ритуалам;
  • У людей с РАС в любом возрасте будут сохраняться сложности в построении отношений с другими людьми.

ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ: на что обратить внимание родителям детей 1,5 – 2 лет

Если вы заметили у своего ребенка суммарно три и более признаков, приведенных ниже, или вы видите, что он заметно отстает в приобретении навыков, желательно провести более полную диагностику развития малыша.

СФЕРА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ребенок ведет себя так, будто он “настроен на свою волну”, его сложно заинтересовать чем-либо:

  • не замечает, когда мама уходит из комнаты или возвращается в комнату;
  • расстраивается и протестует, когда взрослый пытается поучаствовать в его игре;
  • сидя в кроватке, может монотонно кричать — вместо того, чтобы позвать маму;
  • не улыбается в ответ на улыбку;
  • не реагирует на свое имя;
  • отчаянно сопротивляется объятиям, не дает взять себя на руки.

СФЕРА ПОВЕДЕНИЯ

  • играет в игрушки необычным образом, например, выстраивая их в ряд;
  • у наблюдающего за ребенком может возникнуть ощущение, что ребенок “прилип взглядом” к какому-то предмету;
  • может долго кружиться вокруг своей оси;
  • вращает предметы, близко поднося их к глазам;
  • не проявляет интереса к игрушкам, но при этом может постоянно интересоваться каким-то бытовым предметом, например, обогревателем;
  • пытается есть, лизать или кусать несъедобные предметы (подушку, одеяло, одежду);
  • может длительное время щелкать пальцами, поднеся руки к самому лицу;
  • сидя на одном месте, может подолгу раскачиваться;
  • может не любить посещать новые места и избегать любых новых впечатлений.

СФЕРА КОММУНИКАЦИИ

Ребенок с аутизмом:

  • может быть очень привязан к кому-либо одному из близких, например, к маме, не отпуская ее от себя даже на короткое время;
  • гораздо позже других детей начинает говорить;
  • часто не использует жесты, а вместо этого пользуется руками других людей, подводит взрослых туда, куда ему надо (использует “управляемую руку” взрослого);
  • избегает контакта “глаза в глаза”;
  • “автоматически” повторяет услышанные слова или фрагменты предложений, песен, стихов.

НАРУШЕНИЕ МОТОРИКИ

  • может постоянно ходить на цыпочках;
  • может часто и многократно взмахивать руками и потряхивать кистями рук;
  • не может освоить детские подвижные игры, научиться залезать на шведскую стенку или кататься на велосипеде.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ

Многие дети с РАС очень чувствительны:

  • с трудом переносят определенные виды шума, музыку, яркий свет или мигание лампочки, резкие запахи;
  • закрывают уши руками;
  • обнюхивают предметы;
  • с трудом переносят прикосновения к коже, не любят мыться, причесывать волосы, носить некоторые виды одежды;
  • часто кричат, т.к. испытывают боль в животе, зубную и другие виды боли, но не могут сообщить об этом.

ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА САМОМУ СЕБЕ

Ребенок может кусать свои руки и царапать тело, вырывать у себя на голове волосы, биться головой о пол или стену.

НАРУШЕНИЕ ЧУВСТВА ОПАСНОСТИ

Ребенок ведет себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения или, наоборот, он чрезмерно боязлив и осторожен.

ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

  • ребенок соглашается только на определенный узкий набор продуктов и не готов пробовать новые виды еды;
  • страдает поносами (запорами).
Читайте также:
Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе ОНР

НАРУШЕНИЯ СНА

Часто путает день и ночь, может быть активным в любое время суток.

ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ

1. Поделитесь своими сомнениями с педиатром, который наблюдает вашего малыша, или с любым другим специалистом в детской поликлинике — неврологом, психологом, логопедом и т. п.

2. Запишитесь на прием к участковому психиатру.

3. Запишитесь на консультацию в ГБУЗ “Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой ДЗМ” (принимает детей от 1 года до 18 лет). Запись на прием по будням с 8.00 до 20.00, в субботу с 9.00 до 19.00, воскресенье — выходной.

Запись на прием к специалистам осуществляется по: телефону: +7 (495) 44-55-495 или электронной почте: call-center@suhareva-center.mos.ru.

Пожалуйста, обратите внимание, что по действующему в РФ законодательству информация об обращении в Центр им. Г.Е. Сухаревой является врачебной тайной, не сопровождается “постановкой на учет” и будет передана участковому психиатру по месту жительства только с согласия родителей и в том случае, если необходимо решение социальных вопросов, например, ребенку требуются льготные лекарства и/или оформление инвалидности.

Симптомы аутизма у детей

Симптомы аутизма у детей — в Украине об аутизме заговорили всерьез и громко. Благодаря смелым родителям и общественным организациям о расстройстве все чаще слышно в средствах массовой информации и с трибун чиновников. И дело не в том, что в стране началась эпидемия РАС. Это результат улучшения качества диагностики и терапевтических возможностей до уровня полноценной адаптации в обществе. Поэтому так важно распознать расстройство на ранних этапах, ведь качество жизни ребенка с аутизмом напрямую зависит о того, когда начнется комплексная коррекционная работа.

Признаки аутизма у детей

Для большинства родителей диагноз «расстройство аутистического спектра» (РАС), а чаще просто «аутизм», звучит как приговор. Однако современные методики обучения демонстрируют педагогические чудеса – дети с аутизмом, признаки которого еще недавно относили к тяжелым и неизлечимым психическим заболеваниям, растут обыкновенными и мало отличаются от сверстников. Главное, вовремя распознать симптомы аутизма у детей и обратиться за помощью к профессионалам. Основные признаки аутизма у детей:

1. Минимальное социальное взаимодействие. Аутичному ребенку часто не удается полноценно общаться со сверстниками или взрослыми не из-за нежелания, а по причине неумения понять чувства и эмоции других людей. Такая психопатическая черта также не позволяет ребятам с РАС показать свое внутреннее состояние и потребности. Если нейротипичный малыш понимает, почему плачет ребенок, которого ударили, то у аутичных детей такого понимания нет, и отсутствует эмпатия и жалость к другим. Также детям с РАС трудно даются намеки, абстрактные понятия. Такие не распознают метафоры и юмор, поэтому шутки приходится объяснять и подсказывать, где смеяться, что тоже не сближает.

2. Нарушения коммуникации с другими людьми. «Особенный» ребенок испытывает трудности речевого общения. Если и разговаривает, то часто ограничиваясь односложными словами и простыми выражениями. Порой речь похожа на невнятный поток никак не связанных между собой слов. Для общения часто использует крик, а на вопросы не отвечает.

3. Стереотипии и узость интересов. Малыши с РАС часто повторяют одно и то же действие (дергают головой или руками) и зацикливаются на повторении одного и того же ритуала. Например, перед обедом непременно надо похлопать 3 раза в ладоши или обойти стул справа. Невозможность выполнить ритуальное и привычное приводит к истерике и расстройству. Также дети с РАС могут часами заниматься монотонной деятельностью – крутить руль в машине, смотреть по телевизору только один мультфильм и т.д.

Постановка диагноза психиатром базируется на наличии 3-х компонентов расстройства, даже если какой-то мало выражен или вообще не наблюдается. Например, высокофункциональный аутизм у детей, симптомы которого не демонстрируют проблем с речью, тоже относят к спектру. Иногда медики констатируют легкий аутизм у детей, симптомы которого «не дотягивают» до постановки диагноза РАС, но ребенок проявляет некоторые черты аутичного поведения.

Поэтому мнительным родителям следует быть осторожными, чтобы не принять застенчивость или избирательность в еде за аутизм. Но и махнуть рукой на «странности» в поведении тоже не получится, ведь аутизм сам собой не проходит.

Проявление аутизма у детей

В природе нет двух детей, у которых аутизм проявляется одинаково. Каждый случай уникален, а спектр признаков расстройства всегда разный.

Среднестатистическому родителю сложно разобраться с массивом информации о расстройствах, нормах развития, не утонув в советах мудрых родственников и опытных друзей. Некоторые настолько тревожатся из-за незнания как проявляется аутизм у детей, что ходят к докторам как на работу, выискивая несуществующие болезни у любимого чада. Другие же списывают даже очевидные странности поведения на характер и темперамент в ожидании чуда, что «еще перерастет».

Диагноз «аутизм» в Украине зачастую ставится детям после 3-х лет – в возрасте, когда проявляется аутизм у детей на уровне поведенческих и коммуникативных особенностей.

Даже опытные профессионалы не берутся шокировать родителей диагнозом РАС в возрасте до 2-х лет, хотя уже после года можно увидеть элементы аутичного поведения и начать комплексную работу. Ведь главное при аутизме – это своевременная коррекция. Каково же проявление аутизма у детей?

Читайте также:
Программа коррекционной работы школы как средство реализации индивидуально-ориентированного подхода в обучении детей с ОВЗ

Ранние признаки аутизма у детей до года

Родителям, которые не сталкивались с расстройствами аутистического спектра или растят первенца, сложно отличить норму от патологии и определить ранние симптомы аутизма у детей до года из-за неопытности. Однако есть ряд особенностей поведения у грудных детей, которые должны насторожить еще в младенчестве. Признаки аутизма у маленьких детей:

  • малыш избегает контакта глазами;
  • отсутствует комплекс оживления, ребенок не радуется, когда родители берут на ручки;
  • младенец не реагирует, когда произносят его имя, не откликается на него;
  • плачет монотонно и без эмоциональной окраски, мало или вообще не гулит;
  • не реагирует на яркие игрушки или предметы, не тянется к ним;
  • ребенок малоподвижен и не просится на руки.

Первые признаки аутизма у детей могут напугать родителей, но их наличие вовсе не означает, что у ребенка непременно расстройство и жизнь кончена. Нужно без паники обратиться к доктору и комплексно обследовать ребенка.

Симптомы аутизма у детей 2-3 лет

Возраст от 2 до 3 лет, как правило, важнейший в диагностике аутизма. В этот период ребенок начинает активно взаимодействовать со сверстниками, учится говорить и проявляет индивидуальные игровые особенности. Признаки аутизма у детей 2 лет, например, уже не спишешь на характер, ведь родители «особенного» ребенка вместо задорного, коммуникабельного и активного почемучки наблюдают иную картину. Симптомы аутизма у детей до 3 лет:

  • ребенок не реагирует на обращение к нему и не смотрит в глаза;
  • мимика малыша скована и скудна, а взгляд все время «где-то бродит»;
  • систематическое повторение нецелевых действий – монотонно теребит ухо зайца или стучит камнем по земле;
  • если ребенок до трех лет и заговорил, то словарный запас скуден и ограничен простыми словами «да», «нет», «спать» и т.д.;
  • сначала малыш заговорил (например, до двух лет), но речь исчезла;
  • отсутствует стремление повторять слова за взрослыми и учиться вести диалог – не инициирует контакт с другими, на вопросы не отвечает или вместо слов и выражений использует крик;
  • может бездумно повторять отдельные слова и выражения за другими людьми – на вопрос отвечает тем же вопросом, что затрудняет общение;
  • не любит прикосновений к телу, поэтому смена одежды часто сопровождается слезами и криком;
  • аутичный ребенок может проявлять агрессию и аутоагрессию, также ему чужда эмпатия и сострадание к другим, в том числе и к животным;
  • не выражает эмоции и потребности, не понимает чувств окружающих;
  • плохо реагирует на перемены, поэтому окончание прогулки или новое блюдо могут вызвать истерику;
  • не осознает возможной опасности, нет чувства осторожности, поэтому дети с РАС могут спокойно выбежать на дорогу;
  • абстрактное мышление не развито, малышу трудно представить себе предмет или объект в игре;
  • поведение чаще всего полевое, нет стремления подражать в поведении взрослым, равно как и «похвалиться» достижением;
  • восторженно реагирует на некоторые звуки (колокольчик, музыкальный инструмент и т.д.) и приходит в ярость от других (чаще шумных).

Подобное поведение не должно остаться без внимания родителей и медиков. При РАС не обязательна яркая выраженность всех пунктов – это короткий список того, как проявляется расстройство. Но возможны и другие симптомы.

Признаки аутизма у детей 4 лет

При правильной работе с аутичным ребенком до четырех лет некоторые признаки расстройства со временем «стираются и сглаживаются». Однако есть те, проявление которых усиливается в этом возрасте. Признаки аутизма у детей 4 лет:

1. Явное нарушение социальных контактов. Проявляется разнообразием «странных» поведенческих реакций в детском саду – от пассивного уединения и избегания любых контактов с людьми до демонстрации агрессии при попытке приобщить к детскому коллективу. В этот период малыш старается бывать как можно больше в одиночестве, совершенно не интересуется играми и занятиями других детей в группе, а при попытках включить в общее дело убегает или истерит.

2. Своеобразный способ игры. Как проявляется? Если нейротипичный ребенок придумывает сюжет или историю, активно взаимодействует с игрушками, может имитировать поведение взрослых, то аутичный малыш манипулирует больше с предметами, раскладывая их по порядку, цвету или форме. Даже если ребенок с РАС и заинтересуется игрушкой, то при манипуляции с ней тоже будет присутствовать стереотипность. Так, малыш может только расчесывать кукле волосы или поправлять мишке бантик.

3. В этом возрасте ребенок все еще «ленится» разговаривать при полной сохранности речевого аппарата. А если и говорит, то родители могут услышать придуманные слова и выражения, которыми 4-летки заменяют обычную речь, хотя фантазия, логическое и абстрактное мышление все еще не развиты.

Признаки аутизма у детей 5-6 лет

Помимо ключевых признаков, в той или иной мере характерных для всех детей с РАС (отсутствие стремления общаться, стереотипии и ритуальность поведения, скудость речи), в старшем дошкольном возрасте на первый план выходит эмоциональный интеллект. Признаки аутизма у детей 5 лет:

  • Способ восприятия себя и окружающих. Нейротипичные дети до пяти лет хорошо понимают разницу между живым и неживым объектом, могут выразить желания словами, а также осознать реакции и чувства других людей. А как проявляется эмоциональный интеллект у детей с РАС? У аутичных детей этих навыков нет. Ребенок с РАС воспринимает мир живых существ словно те являются предметами, поэтому не понимают боли окружающих, не могут сопереживать или искренне жалеть кого-то. К себе относятся так же – не показывают чувства и называют себя «он» или «она».
  • Сильная эмоциональная привязанность к матери, которая может проявляться двояко. Аутичный ребенок может истерить даже при короткой разлуке, либо демонстрировать холодность и безразличие из-за неспособности выразить эмоции.
Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия с применением средств ИКТ для детей 4-5 лет. Тема: Весна

А что происходит дальше? Симптомы аутизма у детей до 6 лет:

1. Аутизм у детей 6 лет также проявляется своеобразной аутоагрессией, при которой ребенок не прекращает себя ранить, даже если чувствует боль. Согласно некоторым исследованиям, это связано с низким болевым порогом детей с РАС, однако вопрос нуждается в дополнительном изучении.

2. Отсутствие страха. Большинство шестилеток не останавливается перед опасностью, даже зная по опыту, что «в прошлый раз было плохо» или «мама учила не подходить близко к дороге».

Директор детского сада «Дитина з майбутнім» Наталия Стручек убеждена, что аутизм в любом возрасте – не конец света, ведь многие признаки РАС у детей дошкольного возраста прекрасно корректируются и практически не напоминают о себе после терапии в правильной коррекционной среде. Чтобы задать вопрос, получить рекомендации по дистанционному обучению, коррекции аутизма или протестировать уровень развития ребенка обращайтесь к нашему менеджеру по телефонам указанным в разделе “Контакты”.

Аутизм в раннем возрасте

За поэтичным выражением «дети дождя» скрывается каждодневный подвиг людей, столкнувшихся с диагнозом аутизм. Детей, которые никогда не смогут воспринимать себя частью окружающего их мира, и родителей, для которых каждый день – это череда сражений и побед. Сначала – борьба с самим собой, принятие и осознание того, что их ребенок никогда не вылечится, а затем борьба с болезнью за каждый жест, каждую улыбку, каждый взгляд и слово ребенка – маленькие, но такие важные победы.

Ученым так и не удается достоверно установить причины заболевания. Известно о генетической предрасположенности: признаки аутизма чаще проявляются у людей, в семье которых уже есть аутист. Беременность у матерей таких детей протекает нормально, да и сами дети часто очень привлекательны внешне – аутизм, как правило, никак не влияет на физическое развитие ребенка. Однако развитие аутизма все же в некоторых случаях связно с проявлением других заболеваний:

  • ДЦП;
  • заражение краснухой матери в период беременности;
  • туберозный склероз;
  • нарушенный жировой обмен (риск рождения малыша с аутизмом больше у женщин, страдающих ожирением).

Все перечисленные состояния могут плохо отражаться на мозге и, как следствие, провоцировать симптомы аутизма. Однако, что такое аутизм, и какими являются причины его проявления, до сих пор до конца не ясны.

Важную роль в дальнейшем развитии ребенка – аутиста играет ранняя постановка диагноза. Аутизм у детей проявляется определенными признаками. Ранний детский аутизм – это состояние, которое может проявиться у детей уже в самом раннем возрасте – и в 1 год, и у 2-летнего. Что такое аутизм у ребенка, и имеет ли место это заболевание, определяет специалист. Но самостоятельно разобраться, что за болезнь у ребенка и заподозрить его, можно, опираясь на информацию о признаках такого состояния.

Ранние признаки аутизма у ребенка

Для этого синдрома характерно 4 основных признака. У детей с этой болезнью они могут определяться в разной степени.

Признаки аутизма у детей следующие:

  • нарушенное социальное взаимодействие;
  • нарушенная коммуникация;
  • стереотипное поведение;
  • ранние симптомы детского аутизма у детей до 3 лет.

Первые признаки детей-аутистов могут выражаться уже в возрасте до 2 лет. Могут проявляться как симптомы легкой формы, когда нарушен контакт глаза-в-глаза, так и более тяжелые, когда он полностью отсутствует. Как правило, аутизм проявляется очень рано – еще до 1 года родители могут его распознать. В первые месяцы такие дети менее подвижны неадекватно реагируют на раздражители извне, у них скудная мимика.

Ребенок не может воспринять целостным образ человека, который пытается с ним общаться. Даже на фото и видео можно распознать, что у такого малыша мимика не отвечает текущей ситуации. Он не улыбается, когда кто-то пытается его веселить, но может смеяться тогда, когда причина этого никому из близких людей не понятна. Лицо такого малыша маскообразное, периодически на нем проявляются гримасы.

Жесты малыш использует только для того чтобы обозначить нужды. Как правило, даже у детей до года резко проявляется интерес, если они увидят интересный объект, — малыш смеется, показывает пальцем, демонстрирует радостное поведение. Первые признаки у детей до 1 года можно заподозрить, если ребенок не ведет себя так. Симптомы аутизма у детей до года проявляются тем, что они применяют определенный жест, желая что-то получить, но не стремятся при этом захватить внимание родителей, включив их в свою игру.

Читайте также:
Конспект фронтального логопедического занятия: Чайная посуда

Аутист не может понять эмоции других людей. Как проявляется у ребенка этот симптом, можно отследить уже в его раннем возрасте. Если у обычных детей мозг устроен так, что они могут легко определить при взгляде на других людей, расстроены они, веселы или напуганы, то аутист на это не способен.

Ребенок не интересуется ровесниками. Уже в 2 года обычные дети стремятся к компании – играть, знакомиться с ровесниками. Признаки аутизма у детей 2 лет выражаются тем, что такой малыш не участвует в играх, а погружается в собственный мир. Тем, кто хочет знать, как распознать у ребенка 2 лет и старше, следует просто присмотреться к компании детей: аутист всегда находится в одиночестве и не обращает внимания на других либо воспринимает их, как неодушевленные объекты.

Малышу трудно играть, применяя воображение и социальные роли. Дети в 3 года и даже младше играют, фантазируя и придумывая ролевые игры. У аутистов симптомы в 3 года могут выражаться тем, что они не понимают, что такое социальная роль в игре, и не воспринимают игрушки как целостные предметы. К примеру, признаки аутизма у ребенка 3 лет могут выражаться тем, что малыш часами крутит колесо у машинки или повторяет другие действия.

Ребенок не отвечает на эмоции и общение со стороны родителей. Ранее было принято считать, что такие дети вообще эмоционально не привязываются к родителям. Но сейчас ученые доказали, что когда мама уходит, такой ребенок в 4 года и даже раньше проявляет беспокойство. Если члены семьи рядом, он выглядит менее зацикленным. Однако при аутизме признаки у детей 4 лет выражаются отсутствием реакцией на то, что родители отсутствуют. У аутиста проявляется тревожность, но вернуть родителей он не пытается.

У детей до 5 лет и позже отмечается задержка речи или ее полное отсутствие (мутизм). Речь бессвязная, ребенок повторяет одни и те же фразы, лишенные смысла, говорит о себе в третьем лице. Он не реагирует и на чужую речь. Когда наступает «возраст вопросов», родители не услышат их от малыша, а если услышат, то эти вопросы будут однообразны и без практического значения.

Стереотипное поведение включает в себя зацикленность на одном занятии, повторение каждодневных ритуалов, развитие страхов и навязчивых идей. При этом, если последовательность ритуала нарушается, ребенок впадает в истерику или может проявлять агрессию или самоагрессию.

Можно ли вылечить аутизм и лечится ли он вообще? К сожалению, не лечится. Как можно помочь ребенку, зависит от каждого индивидуального случая. Медикаментозное лечение назначается только в случае деструктивного поведения маленького пациента. Но, несмотря на то, что недуг не излечим, поправить ситуацию можно. Самое лучшее «лечение» в этом случае – регулярные занятия каждый день и создание наиболее благоприятной среды для аутиста. Занятия проводятся поэтапно:

  • Сформировать навыки, которые нужны для обучения. Если ребенок не идет на контакт, постепенно его установить, не забывая, кто это – аутисты. Постепенно нужно развивать, по крайней мере, зачатки речи.
  • Устранить формы поведения, являющиеся неконструктивными: агрессию, самоагрессию, страхи, уход в себя и др.
  • Учить наблюдать, подражать.
  • Учить социальным играм и ролям.
  • Учить идти на эмоциональный контакт.

Наиболее распространенное лечение аутизма практикуется согласно с принципами бихевиоризма (поведенческая психология). Один из подтипов такой терапии – это АВА-терапия. Основа этого лечения состоит в том, чтобы наблюдать, как выглядят реакции и поведение малыша. После того, как все особенности изучены, подбираются стимулы для конкретного аутиста. Обязательна логопедическая практика: если малыш регулярно занимается с логопедом, у него налаживается интонация, произношение. Дома родители помогают ребенку в выработке навыков самостоятельного обслуживания и социализации. Так как у аутистов отсутствует мотивация играть, они тяжело привыкают к распорядку дня, повседневным делам, создаются карточки, где написан или прорисован порядок выполнения того или иного действия.

Почему так важна ранняя постановка диагноза? Есть состояния, которые имитируют аутизм, которые можно спутать с его симптомами. Но для их коррекции применяются другие методики.

ЗПРР с аутичными чертами

Симптомы этого заболевания связаны с задержкой психоречевого развития. Они во многом сходны с признаками аутизма. Начиная с самого раннего возраста, малыш не развивается в плане речи так, как это предполагают существующие нормы. В первые месяцы жизни он не лепечет, далее не учится говорить простые слова. В 2-3 года его словарный запас очень скуден. Такие дети часто слабо развиты физически, иногда гиперактивны. Окончательно диагноз устанавливает врач. Важно посещать с ребенком психиатра, логопеда.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Это состояние также часто принимают за аутизм. При дефиците внимания дети неусидчивы, им сложно дается обучение в школе. Возникают проблемы с концентрацией внимания, такие дети очень подвижны. Даже во взрослом возрасте отголоски этого состояния остаются, ведь таким людям сложно запоминать информацию, принимать решения. Нужно стараться диагностировать это состояние как можно раньше, практиковать лечение психостимуляторами и успокаивающими лекарствами, а также посещать психолога.

Читайте также:
Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр
Тугоухость

Это разнообразные нарушения слуха врожденные и приобретенные. У слабослышащих детей отмечается и задержка речи. Поэтому такие дети плохо откликаются на имя, выполняют просьбы и могут показаться непослушными. При этом родители могут заподозрить у детей аутизм. Но профессиональный психиатр обязательно направит малыша на обследование слуховой функции.

Слуховой аппарат поможет решить проблемы.

Шизофрения

Ранее аутизм считали одним из проявлений шизофрении у детей. Однако сейчас понятно, что это – две совершенно разные болезни. Шизофрения у детей начинается позже – в 5-7 лет. Симптомы этой болезни проявляются постепенно. Такие дети имеют навязчивые страхи, разговаривают сами с собой, позже проявляются бред и галлюцинации. Лечат это состояние медикаментозно.

Важно понимать, что аутизм не является приговором. Ведь при условии правильного ухода, самой ранней коррекции аутизма и поддержке со стороны специалистов и родителей такой малыш может полноценно жить, учиться и обрести счастье, став взрослым.

Аутизм: какие симптомы и в каком возрасте проявляются у ребёнка?

Если обнаружить аутизм у ребёнка еще в младенческом возрасте, то благодаря пластичности развивающегося головного мозга можно полностью вылечить ребёнка.

Несмотря на то, что аутизм трудно диагностировать до 2 лет, симптомы у ребёнка часто проявляются в 12-18 месяцев.

Если эти симптомы обнаружить к этому времени, то интенсивная терапия может помочь полностью восстановить функциональность мозга.

Первые признаки аутизма включают в себя отсутствие нормального поведения (а не наличие ненормального поведения), поэтому достаточно трудно определить эти симптомы вовремя.

В некоторых случаях первые симптомы аутизма могут быть неверно истолкованы как признаки «хорошего / покладистого ребенка», поскольку ребенок может казаться спокойным, самостоятельным и без особых «требований».

Однако если знать на что обращать внимание в поведении вашего ребенка, то можно заметить первые предупреждающие признаки.

Ранние симптомы у младенцев и малышей

  • не смотрит в глаза (например, не смотрит на мать, когда она его кормит грудью)
  • не улыбается, когда ему улыбаются
  • не реагирует на своё имя или на знакомый голос
  • не следит глазами за движениями предметов
  • не показывает пальцем, не машет ручкой в знак приветсвия, не использует какие-либо жесты с целью общения
  • не следит за тем, что вы показываете ему своей рукой
  • не кричит, чтобы привлечь ваше внимание
  • не требует или не отвечает на ласки
  • не повторяет ваши движения или выражения лица
  • не поднимает к вам руки, чтобы вы взяли его на руки
  • не играет с другими людьми
  • не просит помощи о чем-то, чего он самостоятельно не может сделать

ВНИМАНИЕ: Следующие задержки в развитии означают необходимость немедленного обращения к педиатру!

  • До 6 месяцев: ребёнок не улыбается «от всего сердца» или не делает радостных выражений лица
  • До 9 месяцев: не обменивается звуками, улыбками или другими выражениями лица
  • До 1 года: отсутствие реакции на своё имя. Он также не «лепечет», отсутствуют жесты, такие как указание, попытка достичь чего-либо или приветствие других
  • До 16 месяцев: не говорит ни слова
  • До 2 лет: не произносит фразы, состоящие по крайней мере из двух слов, которые не включают в себя имитацию или повторение

Первые симптомы аутизма у детей старшего возраста

По мере взросления детей признаки аутизма становятся более разнообразными. Существует много предупреждающих симптомов, но они обычно связаны с уменьшением социальных навыков, речевыми и языковыми трудностями, трудностями в невербальном общении и жестким характером поведения.

Симптомы социальных трудностей у ребенка

  • кажется самоотверженным, или игнорирует других людей, или то, что происходит вокруг него
  • не знает, как общаться с другими детьми, играть или заводить новых друзей
  • предпочитает, чтобы к нему никто не прикасался, не держал и не обнимал
  • не играет в игры с фантастическим сценарием, не любит групповые игры, не подражает другим или не использует свои игрушки творчески
  • затрудняется понять эмоции
  • не слушает, когда другие говорят с ним
  • не разделяет свои интересы с другими (рисунски, игрушки)

Для детей с расстройствами аутистического спектра достаточно сложно социально взаимодействовать с другими детьми и людьми. Многие дети, страдающие аутизмом, предпочитают «жить в своем собственном мире» на расстоянии и изолированно от других.

Симптомы в речи и языковые трудности

  • разговаривает ненормальным тоном голоса или со странным ритмом и громкостью (например, каждое предложение заканчивается вопросом)
  • повторяет одни и те же слова или фразы снова и снова
  • отвечает на вопрос, повторяя его, а не отвечая на него
  • говорит о себе в третьем лице
  • неправильно использует язык (грамматические ошибки, неправильные слова)
  • с трудом сообщает о своих потребностях или желаниях
  • не понимает простых указаний или вопросов
  • воспринимает сказанное буквально (не понимает юмор, иронию, сарказм)

Детям с расстройствами аутистического спектра трудно говорить и общаться. Они часто начинают разговаривать в более старшем возрасте, чем другие дети.

Симптомы и трудности невербального общения

  • избегает прямого зрительного контакта
  • использует выражения лица, которые не соответствуют тому, что он говорит
  • делает очень мало жестов (например, указывать на что-то)
  • необычно реагирует на новые места, запахи, текстуры и звуки. Может быть особенно чувствительным к громким звукам
  • неуклюж или эксцентричен (например ходит только на носочках)
  • детям с расстройствами аутистического спектра трудно воспринимать тонкие словесные сигналы и использовать язык тела. Это затрудняет их социальное взаимодействие.
Читайте также:
Индивидуальное логопедическое занятие в 1 классе: Автоматизация звука (Р) в словах

Другие симптомы аутизма

  • ребенок следует строгой рутине (например, настаивает на том, чтобы идти определенным маршрутом в школу)
  • с трудом приспосабливается к любым изменениям в программе или обстановке (например, это происходит, если дома была сделана перестановка мебели или если он ложится спать в неуказанное / иное время, чем обычно)
  • демонстрирует необычную связь / зависимость от игрушек или странных предметов, таких как ключи, выключатели или резинки
  • упорядочивает вещи определенным образом
  • чрезмерно обеспокоен и заинтересован узконаправленной темой, часто связанной с числами или символами (например, запоминание и чтение фактов о картах, расписаниях поездов или спортивной статистике)
  • тратит много времени на расстановку своих игрушек особым образом или на просмотр движущихся объектов (например, потолочного вентилятора) или сосредотачивается на определенной части объекта (например, на колесах автомобильной игрушки)
  • у детей с расстройствами аутистического спектра часто наблюдается ограниченное, жесткое поведение, их действия и интересы также ограничены.

Оцените на сколько качественно и подробно описана информация

Полезные советы

  • Рекомендации по реабилитации после паховой грыжи
  • Какие специалисты занимаются реабилитацией?
  • Реабилитация после язвенной болезни желудка
  • Кома после черепно-мозговой травмы: последствия и сроки нахождения
  • Что такое ОНМК по МКБ 10?
  • Что делать если при инсульте парализовало правую сторону?
  • Аутизм: какие симптомы и в каком возрасте проявляются у ребёнка?
  • Гигиена рук пользователей инвалидных кресел или других вспомогательных средств
  • Боль в ноге – это ишиалгия или что-то другое?
  • Риск падения
  • Реабилитация после перелома лучевой кости
  • Инструкция по возвращению домой из больницы после инсульта
  • Реабилитация после перелома бедра
  • Как проходит реабилитация детей с ДЦП?
  • Боль в пояснице: это просто боль или сигнал о серьезных нарушениях в организме?
  • Инсульт правой стороны: последствия и лечение
  • Реабилитация руки после инсульта: как восстановить движение руки
  • Почему немеют ноги и руки?
  • Питание после инсульта: правила и противопоказания в меню
  • Остеохондроз код по МКБ 10
  • Что такое цереброваскулярная болезнь?
  • От чего болят мышцы всего тела?
  • Остеохондроз позвоночника (М42) — Код МКБ 10
  • Основные этапы реабилитации после перелома позвоночника
  • Реабилитация тазобедренного сустава
  • Блуждающие боли по всему телу: причины и лечение
  • Нарушение речи при инсульте
  • Диагностика ДЦП при беременности
  • Как проходит реабилитация и лечение спортивных травм?
  • Геморрагический инсульт-что это?
  • Как проходит реабилитация детей с задержкой речевого развития?
  • Что такое ОНМК?
  • Какие факторы повышают риск инсульта?
  • Путешествие в Салоники
  • Стимуляция нервно-мышечной ткани после инсульта
  • Как встать после падения
  • АФАЗИЯ
  • Лимфатический отёк – полезные советы для лечения

Полезные советы

  • Рекомендации по реабилитации после паховой грыжи
  • Какие специалисты занимаются реабилитацией?
  • Реабилитация после язвенной болезни желудка
  • Кома после черепно-мозговой травмы: последствия и сроки нахождения
  • Что такое ОНМК по МКБ 10?
  • Что делать если при инсульте парализовало правую сторону?
  • Аутизм: какие симптомы и в каком возрасте проявляются у ребёнка?
  • Гигиена рук пользователей инвалидных кресел или других вспомогательных средств
  • Боль в ноге – это ишиалгия или что-то другое?
  • Риск падения
  • Реабилитация после перелома лучевой кости
  • Инструкция по возвращению домой из больницы после инсульта
  • Реабилитация после перелома бедра
  • Как проходит реабилитация детей с ДЦП?
  • Боль в пояснице: это просто боль или сигнал о серьезных нарушениях в организме?
  • Инсульт правой стороны: последствия и лечение
  • Реабилитация руки после инсульта: как восстановить движение руки
  • Почему немеют ноги и руки?
  • Питание после инсульта: правила и противопоказания в меню
  • Остеохондроз код по МКБ 10
  • Что такое цереброваскулярная болезнь?
  • От чего болят мышцы всего тела?
  • Остеохондроз позвоночника (М42) — Код МКБ 10
  • Основные этапы реабилитации после перелома позвоночника
  • Реабилитация тазобедренного сустава
  • Блуждающие боли по всему телу: причины и лечение
  • Нарушение речи при инсульте
  • Диагностика ДЦП при беременности
  • Как проходит реабилитация и лечение спортивных травм?
  • Геморрагический инсульт-что это?
  • Как проходит реабилитация детей с задержкой речевого развития?
  • Что такое ОНМК?
  • Какие факторы повышают риск инсульта?
  • Путешествие в Салоники
  • Стимуляция нервно-мышечной ткани после инсульта
  • Как встать после падения
  • АФАЗИЯ
  • Лимфатический отёк – полезные советы для лечения
  • Новости центра
  • Презентация исследования в Левене на Всеевропейском конгрессе…
    Научная команда Эвексии под руководством доктора Стефаса…
  • Международная конференция спортивной медицины FIFA ISOKINETIC Sports…
    Центр реабилитации Эвексия принял активное участие в…
  • Всемирная конференция по физической медицине и реабилитации…
    Реабилитационный центр Эвексия был представлен доктором Стефасом…
  • 15-я Всегреческая конференция физической медицины и реабилитации
    Во время 15-й Всегреческой конференции физической медицины…
  • Всегреческий обучающий семинар Греческого общества сосудистых заболеваний…
    Врач реабилитолог реабилитационного центра Элефтериос Стефас был…
  • О компании
  • Сертификаты
  • О нас в СМИ
  • Фотогалерея
  • Частые вопросы
  • Карта сайта

Greece, Kallikratia , 630 80 Chalkidiki Россия, Москва , 2-я Лыковская, 67а

Телефон в Греции: 0030 23990 76700 Телефон в России: 8 (800) 555-90-27

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков (с), (с’), (з), (з’)

ПН-ПТ: 10:00 – 18:00 (МСК) СБ-ВС – выходной.

продвижение сайта

Аутизм в раннем возрасте

Один из факторов успеха в коррекции РАС ─ выявление проблемы максимально рано. На что следует обращать внимание в поведении и развитии ребенка?

Материалы взяты из статьи «Autism Spectrum Disorders in Infancy and Toddlerhood: A Review of the Evidence on Early Signs, Early Identification Tools, and Early Diagnosis» (Barbaro & Dissanayake, 2009), а также «Early Identification of Autism Spectrum Disorders: Recommendations for Practice and Research» (Zwaigenbaum et al., 2015).

Часто близкие замечают проблемные моменты в развитии ребенка задолго до того, как будет поставлен неутешительный диагноз (и это только в возрасте четырех-пяти лет). Драгоценное время упущено, а семья истощена многолетним марафоном в попытке самостоятельно перебороть ситуацию. Поэтому так важно выявить признаки РАС как можно раньше и своевременно начать терапию с использованием научно-доказанных методов коррекции. Это особо актуально для группы риска: детей, чьи старшие брат или сестра ─ аутисты, а также тех малышей, развитие которых по результатам скрининга в год не соответствует рамкам нормы. Такая стратегия вмешательства значительно повышает шансы на лучшую адаптацию в будущем. За последнее десятилетие исследователи продвинулись в вопросе изучения раннего обнаружения РАС. В фокус их внимания попали дети в возрасте от 6 месяцев до двух лет. Существует также работы, в которых уже оценивается роль «профилактического» вмешательства, например, направленного на налаживание детско-родительского взаимодействия с целью минимизации тяжести аутистической симптоматики (Green et al, 2013).

Мы не будем вдаваться в подробности научных методов и статистического анализа, а просто представим четыре вывода, следующих из подборки исследований по этой тематике.

Вывод №1: клинические признаки РАС очень неоднородны.

Это значит, что РАС подразумевает многообразие всего и вся: 1) причин и условий возникновения; 2) особенностей нейробиологии; 3) характера старта и дальнейшей траектории; 4) уровней и темпов когнитивного и речевого развития; 5) степени адаптации; 6) комбинаций с другими расстройствами и болезнями. С учетом этого не удивительно, что в раннем возрасте признаки аутизма разнятся. Некоторые уже в шесть месяцев демонстрируют низкую заинтересованность в контакте с окружающими, другие же испытывают трудности при овладении речи и постепенно теряют навыки общения в течение второго года жизни.

Вывод №2: есть данные о том, что более низкие уровни социального взаимодействия и внимания, а также наличие повторяющихся действий с предметами, странных телодвижений и проблем по части контроля эмоциональных реакций являются маркерами РАС для детей возрастом от одного до двух лет.

Это, как следует из пункта выше, может выглядеть по-разному. Например, двухлетний Петя часами напролет крутит колеса машинок, не отзывается на свое имя и избегает телесного контакта даже со значимым взрослым. А Вася неестественно взмахивает руками и «взрывается» по незначительным или неясным, с точки зрения окружающих, причинам. Так или иначе, наличие тревожащих поведенческих проявлений ─ серьезный повод проконсультироваться у специалиста по РАС и другим нарушениям развития.

Опишем маркеры более подробно.

Уровень навыков социального взаимодействия и внимания

Какие именно особенности указывают на связь с РАС?

  • Ребенок значительно реже сверстников реагирует на свое имя.

Это значит, что он не просто игнорирует зовущего, когда занят чем-то увлекательным, а систематически редко и слабо отвечает в разнообразных условиях: не замирает, не смотрит и не поворачивает головы, не подходит и т.п. По результатам опросов такое поведение для многих родителей становится первым звоночком. В некоторых исследованиях отсутствие реакции на имя указывается в числе надежных маркеров аутизма. Другие исследователи утверждают, что эта особенность позволяет выделить группу с признаками РАС среди нормотипичных сверстников и других детей с прочими задержками и расстройствами развития.

  • Ребенок существенно реже смотрит на социальные стимулы (и следит за их перемещением).

Что имеется в виду? Ребенок второго года жизни предпочитает рассматривать, например, геометрические фигуры и узоры, а не детей на площадке, выражения на лицах, в меньшей степени обращает внимание на действия и жесты других людей.

  • Ребенок реже проявляет навыки разделенного внимания и использует жесты в общении.

Страдают навыки разделенного внимания. Малыш не направляет взгляд на объект, на который указывает или смотрит другой. Не переводит внимание с объекта на человека и обратно. Не пытается направить внимание другого на что-либо, издавая звуки и применяя жесты. Также в норме большинство детей к восемнадцати месяцам общаются целым набором простых жестов (от двух десятков). У детей с признаками РАС наблюдается скудная жестикуляция или ее отсутствие, а также, начиная с возраста в пятнадцать месяцев, заметно более медленный темп освоения новых жестов. Всё это приводит к речевой задержке.

Повторяющиеся действия с предметами

Еще один дифференциальный маркер РАС для детей от года и старше ─ однообразные, нефункциональные манипуляции объектами. Например, такой ребенок, если дать ему стаканчики, будет их раскручивать, возможно выстраивать в линию, вращать, при этом очень пристально разглядывать. Его сверстники обычно используют стакан иначе: пытаются из него попить, положить/налить что-то, зачерпнуть и т.п.

Читайте также:
Автоматизация звука Ш в словах - конспект

Далее речь пойдет о предполагаемых маркерах, требующих дополнительных исследований.

Нетипичные телодвижения и развитие моторики на втором году жизни

Частые повторяющиеся движения и позы, например, взмахи руками, шевеление пальцами, странная манера двигать ногами и руками во время ходьбы могут быть признаками аутизма. Часть исследований сообщает, что задержка навыков крупной и мелкой моторики у шестимесячных младенцев имеет связь с последующим развитием по аутистическому сценарию. В любом случае, трудности в моторной сфере требуют пристального мониторинга, однако эти проявления могут быть следствием других причин.

Сложности регулирования эмоциональной сферы

По некоторым данным двухлетние дети, входящие в группу высокого риска, демонстрируют два типа эмоционального реагирования. Ребенок с профилем первого типа менее склонен радоваться социальным формам подкрепления. Ему не так важны похвала, улыбки, различные виды положительного телесного контакта. Во втором варианте преобладают отрицательные эмоциональные реакции, а также обнаруживаются серьезные сложности контроля внимания и поведения.

Вывод №3: пока не определены надежные поведенческие маркеры РАС для детей младше года.

Ряд факторов объясняет такое положение вещей. Младенцы развиваются по-разному: социальные и когнитивные навыки формируются с ощутимым разбросом по времени. Кроме того, сама экспериментальная методология не всегда позволяет определить, является ли то или иное отличие от сверстников предиктором аутизма и(ли) отличительным признаком РАС. К тому же, классические симптомы, принятые в диагностике, могут быть завязаны на более поздние этапы созревания нервной системы. Поведение радикально меняется с возрастом. То, что мы видим в шесть месяцев, преобразуется, становится основой для совершенно иных, более сложных форм поведения. Нельзя точно сказать, насколько ранние маркеры будут соответствовать симптомам в 2-3 года. Что говорит наука? Периодически публикуются результаты по младенческим выборкам, иногда противоречащие друг другу. В ряде исследований, например, перечисляются признаки для второго полугодия жизни: дефициты зрительного контакта и отклика на имя, нетипичные сенсорные виды поведения, повторяющиеся действия и странные движения, иная картина использования жестов в общении. В другой работе сообщается, что дети с аутизмом в возрасте двух-шести месяцев постепенно все реже и реже смотрят на лица. Однако данные окулографии проблематично соотнести с поведенческими признаками, наблюдаемыми родителями и клиницистами. Таким образом, четких маркеров пока не выявлено. Но мы можем и обязаны следить за тем, насколько ребенок осваивает основные вехи в области моторики, речи, предметных операций, социальных навыков и эмоциональной сферы.

Вывод №4: Динамика развития может указать на РАС

Под «динамикой» имеется в виду интенсивность, темп и направление развития навыков и поведенческих изменений. Данные о динамике более информативны, чем одиночные срезы. Полагается, что траектория раннего развития (навыков зрительного восприятия, речи и т.п.) у детей с РАС отличается. Очень часто можно увидеть, что формирование навыков, когда-то соответствующее нормам, глобально замедляется после первого года жизни. Также характерна нетипичная картина социального развития: в период от года до полутора дети всё реже улыбаются другому человеку, отзываются на имя, поддерживают зрительный контакт и используют вокализации для общения.

Подытожим. Если ваш сын или дочь в тех или иных аспектах (речь, игра, моторика, интересы, взаимодействие, проблемное поведение) разительно отличается от сверстников или же входит в группу риска (поздний ребенок, наличие близких родственников с аутизмом), обязательно проясните ситуацию. Не полагайтесь на мантры из оперы «Перерастет» и «Сын бабы Нади заговорил в пять лет». По возможности обратитесь не к участковому педиатру, а сразу к профильному специалисту, владеющему соответствующими диагностическими инструментами. Даже если к последнему выстроилась очередь, вы можете сделать очень много всего до консультации! Очень важно заранее собрать информацию не только медицинского плана.

  • Запишите на видео показательные моменты: как именно ребенок играет сам, реагирует на свое имя и различные ситуации социального взаимодействия (требования, телесный контакт, отказ в желаемом и прочее).
  • Начните вести записи об эпизодах агрессии, самоповреждения и других проблемных видах поведения. Укажите, что конкретно делал ребенок, время и длительность эпизода, предшествующие обстоятельства и последствия.
  • Посчитайте, сколько слов и жестов понимает, а сколько использует.
  • Зафиксируйте просьбы: что просил, сколько раз в день, как именно просил.

Подготовьтесь к приему, вооружившись списком вопросов, медицинскими и поведенческими данными. Это ускорит процесс и своевременно откроет доступ к квалифицированной помощи.

Блог в работе учителя-логопеда

Интернет шагает по планете. Могут ли логопеды найти маленькое, уютное пространство в среде Интернета для своих образовательных потребностей?

Первое упоминание о блоге относят к 1992 году, а его массовое распространение началось с 1996 года. Блог (англ. blog, от “web log” – сетевой журнал или дневник событий) – это веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или презентации.

Блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором.

Использование блога в работе логопеда образовательного учреждения помогает создать среду сетевого общения с коллегами, родителями, среду взаимодействия автора с читателями.

Читайте также:
Организация групповых логопедических занятий для пациентов с дизартрией в условиях стационара

Остановлюсь на особенностях блога, которые позволяют логопеду ОУ использовать его в практике:

  • Публичность, которая отличает блог от обычного дневника, делает материалы доступными для чтения коллегами, родителями;
  • Возможность оставлять к записям блога комментарии, которые также доступны для чтения, получать обратную связь от родителей, коллег, отвечая на комментарии;
  • Наличие даты позволяет вести записи в блоге в хронологическом порядке в виде некой “ленты новостей”, где вверху располагаются более поздние, а внизу – более ранние записи, что позволяет отразить временные события, происходящие в жизни коллектива, в жизни отдельной личности (достижения детей, деятельность педагога);
  • Авторство. Блог специалиста выражает авторскую позицию, сохраняет стиль автора, указывает на личные материалы;
  • Возможность размещения ссылок, фото, видео, дает логопеду создать электронное портфолио, методическую копилку.

В детском саду у большинства педагогов и у родителей дома есть компьютеры, интернет, программное обеспечение. Многие педагоги владеют ИКТ-компетентностью, все чаще и эффективнее применяют информационные технологии в своей практике, происходит трансформация образовательной деятельности. Такие появившиеся возможности коллеги используют для повышения результативности в своей работе. Часто обмен информацией между педагогом и родителем идёт через интернет почту или блог.

Наш детский сад имеет свой сайт и блог. У каждого специалиста и каждой возрастной группы есть свой блог. Все они соединены в общую, так сказать систему (можно из одного блога перейти в другой).

Я использую площадку своего блога, который назвала “Звуковая карусель”, как одну из форм непрерывного взаимодействия с родителями и коллегами.

Информация в блоге распределена по страницам, каждая из которых имеет своё названия, определенное содержанием:

  • На странице «Портфолио» я разместила информацию о своей профессиональной деятельности: мой электронный портфолио, опыт работы.
  • Страница «Артикуляционная гимнастика» содержит рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики, комплексы, видеоуроки.
  • Страница «Мамин класс у логопеда»: разнообразные консультации для родителей детей разных возрастов.
  • Страница «Эй, малыш, чего молчишь?» — консультации, рекомендации для родителей, воспитывающих детей раннего возраста. Страницы «От звука к букве» содержит материал по закреплению знаний детей о звуках. Он сформирован по возрасту: для детей 5-ти и 6 лет.
  • Также оформлена страница «Мы учим – Вы повторяете» (материал по отработке с детьми лексических тем).
  • На странице «Скоро в школу» собраны рекомендации, советы, практический материал для родителей, будущих первоклассников).
  • Для коллег есть страница «Консультации для педагогов». На ней размещаю разнообразную полезную, интересную информацию: консультации, рекомендации, видео непосредственно-образовательной деятельности с детьми логопатами, презентации, проекты по закреплению лексической темы и многое другое.

В моем блоге есть ещё такие страницы: «Учимся говорить правильно», «Психологическая база речи», «Связная речь», «Выучите с детьми», «Кружок «Малышок», «Перемена», «Говорят дети».

Вся структура блога сформирована в зависимости от потребностей, учебных целей и задач коррекционного процесса. Я сама создавала структуру своего блога, при этом учитывалось, что я работаю на логопедическом пункте. Мне необходимо разместить материал для педагогов и родителей разных детей.

Например, дети, чьё речевое развитие соответствует возрастной норме, а, следовательно, материал для педагогов и родителей этих детей носит информационно-просветительский характер.

Для родителей и педагогов детей II группы – так называемые группы «риска», материал имеет консультативную направленность по профилактике речевых нарушений у детей по итогам логопедического обследования.

Для родителей и педагогов детей III группы (дети, которые зачислены на логопедический пункт), подбирается материал по привлечению их непосредственно к коррекции речевых нарушений у детей.

При этом хочу отметить, что наш детский сад для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и на логопедическом пункте одновременно занимаются как дети с легкими речевыми нарушениями, так и с тяжелыми. Поэтому при подборе материалов учитывалось и это.

Благодаря блогу, родители, педагоги получают информацию и практические советы о том, как грамотно проводить игры, выполнять упражнения, задания, для детей, нуждающихся в постоянной логопедической поддержке. Родители становятся соучастниками процесса воспитания и обучения детей. Каждый родитель может воспользоваться разработанными материалами блога, задать вопрос логопеду и получить ответ.

На старницах моего блога можно увидеть: видеоролики, презентации, записи и фоторепортажи непосредственно-образовательной деятельности с детьми, видео уроки для родителей по постановке звуков.

На боковых панелях блога для читателей я разместила ссылки других сайтов, которые могут быть полезны для родителей и коллег, есть информация, когда можно прийти на консультацию к логопеду.

В качестве оформления главной страницы блога поместила небольшие теги: «Афоризмы о воспитании», «Знаменательные события», «Мамины стихи», «Учим потешки», которые обновляются при каждом входе на блог.

Блог — это не устойчивая площадка, он пополняется, расширяется и обогащается. Информацию на своем блоге, я обновляю и дополняю несколько раз в месяц (как правило, 3-4 раза).

Моему блогу всего лишь 2 год. В начале прошлого учебного года, выступая на родительских собраниях в группах, я рассказала о нем родителям: о том, какой материал я размещаю там для них, что они могут задать вопрос или попросить разместить консультацию по их запросу. Год назад количество участников, коллег присоединившихся к моему блогу было небольшое всего 11 человек.

Читайте также:
Автоматизация звука Ш в словах - конспект

Спустя 2 года их уже 46, но я знаю, что читателей гораздо больше, судя по количеству просмотров блога (более 61 тыс.) и даже из других городов.

Родители, приходя на консультации, рассказывают, что они заходили на мой блог, прочитали ту или иную информацию, что используют размещённый практический материал, занимаюсь с ребенком. Коллеги пишут комментарии, задают вопросы, благодарят за интересную информацию.

Поэтому уже сейчас я могу с уверенностью сказать, что блог помогает мне разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество взаимодействия с коллегами и родителями.

Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.

Блог в работе учителя-логопеда

Интернет шагает по планете. Могут ли логопеды найти маленькое, уютное пространство в среде Интернета для своих образовательных потребностей? Владея современными сервисами, я рекомендую блог. Использование блога в работе логопеда образовательного учреждения помогает создать личный контент, т.е. среду сетевого общения с коллегами, родителями, среду взаимодействия автора (авторов) с читателями.

Блог – удачная площадка для совместного сотрудничества. Первое упоминание о блоге относят к 1992 году, а его массовое распространение началось с 1996 года. Блог (англ. blog, от “web log” – сетевой журнал или дневник событий) – это веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах).

Блоггерами (блогерами) называют людей, ведущих блог. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой.

Остановимся на особенностях блога, которые позволяют логопеду ОУ использовать его в практике:

  • Публичность, которая отличает блог от обычного дневника, делает материалы доступными для чтения коллегами, учениками, родителями;
  • Возможность оставлять к записям блога комментарии, которые также доступны для чтения, получать обратную связь от родителей, коллег, отвечая на комментарии;
  • Наличие даты позволяет вести записи в блоге в хронологическом порядке в виде некой “ленты новостей”, где вверху располагаются более поздние, а внизу – более ранние записи, что позволяет отразить временные события, происходящие в жизни коллектива, в жизни отдельной личности (достижения детей, деятельность педагога);
  • Авторство. Блог специалиста ОУ выражает авторскую позицию, сохраняет стиль автора, указывает на личные материалы;
  • Возможность размещения ссылок, фото, видео, дает логопеду создать электронное портфолио, методическую копилку.

Многие современные родители имеют слабые психолого-педагогические знания, поэтому успех в воспитании и обучении детей логопатов в ОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

Непрерывная связь с родителями может осуществляться с помощью Интернета на площадке блога. Все виды форм работы и коллективная, и индивидуальная, и наглядная возможны в блоге. В блоге родители получают информацию и практические советы о том, как грамотно проводить упражнения, игры, задания, для детей, нуждающихся в постоянной логопедической поддержке. Родители становятся соучастниками процесса воспитания и обучения детей.

Для того, чтобы родители могли, получить и использовать специальные знания, которые смогут применить дома при занятиях с детьми был создан блог “Речецветик” (URL: http://rechhel.blogspot.com/). В блоге размещаются материалы для закрепления изученных тем.

Каждый родитель может воспользоваться разработанными материалами блога, задать вопрос логопеду и получить ответ. Вот такое приглашение в блоге ждет всех посетителей, читайте здесь: Добро пожаловать в блог “Речецветик”!: http://rechhel.blogspot.com/2009/09/blog-post.html

В блоге размещены развивающие игры для детей дошкольного возраста, для развития: фонематических процессов, связной речи, умения выполнять звукобуквенный анализ слов, умения читать, внимания, памяти, логики и т.д.

Развитие фонематических представлений.

  • Игра “Составь слово”: http://rechhel.blogspot.com/2010/01/blog-post.html
  • Игра “Паровозик”: http://rechhel.blogspot.com/2009/12/blog-post.html
  • Материал на изученный звук и букву, например: Тема: “Звуки [т] – [т`], [т] – [д]. Буква Т. http://rechhel.blogspot.com/2009/11/blog-post_29.html)

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Серия игр “Поиграем вместе!”, например:

  • Тема: Одежда осенью игра “Одень Таню”: http://rechhel.blogspot.com/2009/11/blog-post_06.html
  • Тема “Овощи” игра “Расскажи- ка”: http://rechhel.blogspot.com/2009/09/blog-post_26.html

В блоге, для родителей, есть рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики: http://docs.google.com/View?id=d3f76wb_1878drzv497n

На боковой панели блога читатели могут найти полезные ссылки для родителей и детей.

Вся структура блога формируется в зависимости от потребностей, учебных целей и задач коррекционного процесса. Блог – это не устойчивая площадка, он может пополняться каждый день расширяться и обогащаться.

Современные средства ИК технологий помогают логопедам и специалистам ОУ разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество консультаций для родителей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: