Артикуляционная гимнастика как средство развития звуковой культуры речи

Артикуляционная гимнастика как средство развития звуковой культуры речи

В своей статье я попыталась донести необходимость выполнения артикуляционной гимнастики, ее значимость в развитии речи ребенка. На протяжении своего небольшого опыта я многократно убедилась в том, что артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью развития речи. С помощью артикуляционной гимнастики ребенок наиболее быстро овладевает правильным произношением какого-либо звука.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. У ребенка точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются постепенно, в процессе речевой деятельности.

Что такое артикуляционная гимнастика?

Гимнастика для рук, ног – дело привычное и незнакомое для всех.

А вот зачем тренировать язык, ведь он и так «без костей»?

Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.

Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности, точности выполнения движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционную гимнастику можно разделить на два вида упражнений:

  1. Статистические – связанные с удержанием определенной артикуляционной позы.
  2. Динамические – требующие многократно повторения одного и того же вида движений.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше всего выполнять упражнения несколько раз в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнения за раз.

Упражнение не должно доводит орган до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения и отказ ребенка выполнять гимнастику.

Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше в игровой форме.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показывает его выполнение.
  3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых движений: точность движения, плавность, темп, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неправильно, — это может привести к отказу выполнять данное упражнение. Лучше покажите ребенку его достижения, подбодрите его, похвалите.

Помните, что для ребенка АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – это трудная работа: давайте язычку отдохнуть и не забывайте хвалить ребенка.

Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, позитивное настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться сразу. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной удаче!

Артикуляционная гимнастика, как средство развития звуковой культуры речи
статья по логопедии (подготовительная группа)

Артикуляционная гимнастика, как средство развития звуковой культуры речи

  1. Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;
  2. Формирование знаний по применению артикуляционной гимнастики на практике;
  3. Совершенствование практических навыков профессиональной деятельности.

Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.

У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте.

Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Читайте также:
Звук Р - конспект логопедического занятия

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Цель артикуляционной гимнастики : выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребенка, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений.

Так, детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее “поставить” правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Артикуляционную гимнастику можно разделить на 2 вида упражнений:

Статистические – связанные с удержанием определённой артикуляционной позы;

Динамические – требующие многократного повторения одного и того же вида движений.

Артикуляционную гимнастику выполняют следующим образом:

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Показывает его выполнение.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, – это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху») .

Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным. Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и своё лицо. Из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если детьми выполняется какое – то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а отрабатывается пройденный материал. Для закрепления придумываются новые игровые приёмы.

Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребёнок. Формирование артикуляционных движений осуществляется произвольно и осознанно: ребёнок учится производить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые движения формируются по зрительному подражанию: педагог рассказывает о предстоящем упражнении; показывает его выполнение – правильную артикуляцию звука; объясняет, какие движения следует произвести, предлагает повторить. В результате нескольких проб, сопровождаемых зрительным контролем, ребёнок добивается нужной позы. При затруднениях педагог помогает ребёнку шпателем или зондом. Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход и даётся задание родителям отработать эти движения дома. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.

Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Чёткого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, сами органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована.

Не случайно у каждого артикуляционного упражнения есть свое название и образ. Что ребенку интересней: по инструкции облизывать широким языком верхнюю губу или представить, что облизываешь с верхней губы вкусное варенье. Использование картинок-образов существенно облегчает работу педагога. Увидев знакомую картинку, ребёнок может самостоятельно выполнять упражнение. По картинкам-образам можно быстро и легко придумать артикуляционные сказки.

Предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику по сказке

Язычок проснулся (блинчик),потянулся (язык вверх), улыбнулся (улыбочка) и пошел гулять (лошадка). Перед ним стоял забор(заборчик). Он покрасил забор (чистим зубы) и пошел дальше (лошадка). Пришел он в парк,покачался на качелях (качели),посмотрел на индюков(индюк),затем посмотрел на часы(часики),время было так много,что он бегом побежал домой(лошадка). Дома мама дала ему вкусное варенье(вкусное варенье). Затем он поиграл на барабане (месим тесто),поиграл на трубе (трубочка),на гармошке(гармошка) и пошел спать.

Итак, регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

Читайте также:
Формирование звукопроизношения у двуязычных детей билингвов

— улучшить подвижность артикуляционных органов;

— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

— увеличить амплитуду движений;

— уменьшить спастичность (напряжённость артикуляционных органов);

— подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Слово педагога

Автор: Брус Светлана Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ “Ягодка”
Населённый пункт: ЯНАО г. Лабытнанги
Наименование материала: Консультация – практикум для воспитателей
Тема: «Артикуляционная гимнастика как средство развития звуковой культуры речи у детей»
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЯГОДКА»

Консультация – практикум для воспитателей

как средство развития

звуковой культуры речи у детей»

Подготовила: учитель-логопед

г. Лабытнанги

как средство развития

звуковой культуры речи»

Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно –

важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и

родителями. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей

подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя

челюсть, мягкое нёбо.

У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты крайне

слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в

Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное и знакомое. Понятно

ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными,

подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так “без костей”?

Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для

всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть

достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные

задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или

за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое

состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.

Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать

заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

артикуляционной

полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного

произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат

ребенка, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых

Так, детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика

поможет быстрее “поставить” правильное звукопроизношение. Дети пяти,

шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во

многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Артикуляционную гимнастику можно разделить на 2 вида упражнений:

Статистические – связанные с удержанием определённой

Динамические – требующие многократного повторения одного и того

же вида движений.

Артикуляционную гимнастику выполняют следующим образом:

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:

1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые

2.Показывает его выполнение.

3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить

плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к

Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться

напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно

напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании

положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему,

что он делает упражнение неверно, – это может привести к отказу выполнять

движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже

научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно

научиться подниматься кверху»).

Предлагаю сейчас выполнить следующие артикуляционные упражнения.

широко открыть рот — «жарко»

закрыть рот — «холодно»

улыбнуться, открыть рот

кончиком языка с внутренней стороны «почистить»

поочередно нижние и верхние зубы

пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя»

покусать кончик языка зубками (чередовать эти два

широко открыть рот

высунуть широкий язык и придать ему форму

«чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка)

с напряжением вытянуть вперед губы (зубы

улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые

кончиком языка погладить («покрасить») нёбо

поцокать языком, будто едешь на лошадке

присосать широкий язык к нёбу

губы в улыбке, рот открыт

кончик языка упирается в нижние зубы

выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в

произнести «а-а» и прикусить широкий кончи языка

(поймали мышку за хвостик)

процокать «узким» языком (как цокают копытами

с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы. »

вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот

языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-

кончик языка с напряжением поочередно упирается

на щеках образуются твердые шарики – «орешки»

кончик языка за верхние зубы

кончик языка за нижние зубы

улыбнуться, открыть рот

кончик языка (как часовую стрелку) переводить из

одного уголка рта в другой

положить широкий язык на нижнюю губу

широким языком в форме «чашечки» облизать

сделать «грибочек» (т.е. присосать широкий язык к

не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы

кончик языка за верхними зубами – «дэ-дэ-дэ. »

Читайте также:
Развитие звуко-буквенного анализа у детей с ОНР с целью предупреждения нарушений письменной речи

«Загнать мяч в ворота»

«вытолкнуть» широкий язык между губами (словно

загоняешь мяч в ворота)

дуть с зажатым между губами языком (щеки не

Список используемой литературы

1.Весёлая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и

дикции/О.А. Новиковская. – М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2011г.

2. «Тру-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет»

Издательство: Карапуз год издания: 2003

3.Уроки правильной речи/Е.М. Косинова. – М.:ООО «БИБЛИОТЕКА Ильи

Доклад «Артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи»

Елена Кравцова
Доклад «Артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи»

Артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи.

Тема: «Артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры

речи»

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р], его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Начнём с того, что выясним,что такое артикуляционный аппарат и для чего он нужен.

Артикуляционный аппарат– это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав – артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

К нему относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо, глотка, гортань.

Надо помнить, что ротовая полость – это очень важный резонатор (подвижный резонатор, от “архитектуры” которого зависит качество звука.

Работает этот наш артикуляционный аппарат только в том случае, если каждый орган, каждая мышца этого органа функционирует правильно, без каких-либо изъянов и дисфункций.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Цели артикуляционной гимнастики- выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков

От этого зависит правильность и чистота произношения каждого звука. Гимнастика позволяет “поставить” язык правильно во время говорения звука — соприкасаться с языком в том или ином положении, сгибаться в разных положениях. Формирование речевых навыков ребенка осуществляется вплоть до шести лет. В это время он научается произносить звуки и их сочетания. Родителям необходимо контролировать этот процесс, чтобы в будущем у малыша не наблюдалось проблем с задержкой речевого развития и ребенок не испытывал трудности в общении. Артикуляционная гимнастика не только способствует правильному развитию речи, но и благотворно влияет на мышцы лица, укрепляя их. Во время зарядки усиливается кровообращение, развивается гибкость разных органов, участвующих в речи.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9×12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Читайте также:
Мастер-класс 'Использование современных игровых технологий в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО'

Работа организуется следующим образом:

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Показывает его выполнение.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику,должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).Если у ребенка при выполнении упражнений наблюдается саливация (саливация (лат. salivatio) — выделение слюнными железами слюны. Слюноотделение крупных желез происходит рефлекторно при раздражении пищей чувствительных нервных окончаний ротовой полости или при воздействии условных раздражителей (вид, запах пищи, то перед артикуляционной гимнастикойрекомендуется проведение следующих упражнений:

1. Ребенку объясняют необходимость проглатывания слюны.

2. Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.

3. Вызывая пассивно и активно жевательные движения, попросить ребенка откинуть голову назад, так возникает непроизвольное желание проглотить слюну; можно подкрепить просьбой.

4. Ребенку перед зеркалом предлагается жевать твердую пищу (можно печенье, это стимулирует движения жевательной мускулатуры и приводит к необходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (таким образом, непроизвольные движения переходят в произвольные).

5. Произвольное закрытие рта за счет пассивно-активных движений нижних челюстей.Сначала пассивно: одна рука логопеда — под подбородком ребенка, другая — на его голове, путем надавливания и сближения руками челюсти ребенка смыкаются — движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребенка, затем активно без помощи рук, с помощью счета, команды.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования основных звуков и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки и отработки определенных положений губ, языка мягково неба, необходимых для правильного произнесения звуков.

Артикуляционные упражнения преподносятся в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным.

Артикуляционная гимнастика для подвижности губ.

Работа по развитию подвижности губ начинается с подготовительных упражнений:

• рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);

• намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз);

• поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).

После вызывания непроизвольных движений они закрепляются в произвольном плане, в активной гимнастике. На первых порах движения будут выполняться не в полном, не в точном объеме, затем закрепляются в специальных упражнениях для губ («улыбка, «хоботок», чередование их).

Артикуляционная гимнастика для губ и щек.

1.«Щечки замерзли». Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2.«Толстушка». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3.«Худышка». Втянуть щеки.

4.«Кулачки». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Артикуляционная гимнастика для мышц языка.

Работа по развитию подвижности языка начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнастикирекомендуются следующие упражнения:

• помещение кончика языка к внутренней поверхности нижних резцов;

• вытягивание языка вперед и убирание его назад;

• стимуляция мышц корня языка. Сначала произвольно, путем рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня языка шпателем. Затем движения закрепляются в безусловных рефлексах, а затем и произвольных «кашлевых» движениях.

Далее проводится выполнение тонких, дифференцированных движений языка. С этой целью целенаправленно подбираются движения, направленные на выработку нужного артикуляционного уклада, с учетом нормальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игр, которые подбираются с учетом возраста ребенка, характера и степени органического поражения.Рекомендуются следующие упражнения:

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти.

Необходимым условием четкой речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Таким образом, артикуляционная гимнастика не только способствует правильному развитию речи, но и благотворно влияет на мышцы лица, укрепляя их. Артикуляционные упражнения в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Становится более интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Список использованной литературы:

1. Анищенкова Е. С. “Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников“,Издательство: АСТ.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия (Звук и буква Ш)

2. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». – Санкт-Петербург, 2007.

3. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М. : Просвещение, 1989.

4. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

5. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб. : КАРО, 2004.

6. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. – М. : Астрель, 2007.

7. Костыгина В. Н. Тру-ля-ля Артикуляционная гимнастика. М. : Карапуз, 2000.

8. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М. : ГНОМ и Д, 2007.

9. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М. : Просвещение, 1989.

Аналитический отчет «Создание условий для формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» С каждым годом растет объем информации, который нужно передавать подрастающему поколению. Речь помогает передать накопление предыдущими.

Опыта работы на тему «Формирование звуковой культуры речи у детей подготовительной группы» Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение,.

Картотека игр по развитию звуковой культуры речи Картотека игр по развитию звуковой культуры речи (старшая группа) Старшая группа Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию.

Консультация для педагогов «Аспекты формирования звуковой культуры речи» Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую.

Мастер-класс «Методы и приемы формирования звуковой культуры речи во всех режимных моментах» Мастер – класс «Методы и приемы формирования звуковой культуры речи во всех режимных моментах». Подготовила: воспитатель Тихонова Л. С МБДОУ.

Русский фольклор как средство развития звуковой культуры речи дошкольников Умение правильно использовать нормы устного и письменного языка, умение грамотно применять выразительные языковые средства в разных условиях.

Семинар-практикум для воспитателей «Аспекты формирования звуковой культуры речи» Семинар-практикум для воспитателей”Аспекты формирования звуковой культуры речи” Цель: систематизация знаний педагогов по развитию звуковой.

Стендовый доклад «Предметно-развивающая среда как средство развития экологической культуры дошкольника» Захаренко Оксана Александровна воспитатель МКДОУ Конёвский детский сад Краснозёрского района Новосибирской области Предметно-развивающая.

«Ежики». Дидактическая игра для формирования звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста УРА! УРА! — идёт парад. Параду рад мой младший брат. Кричит парад: — УРА! УРА! А младший брат: — УА! УА! Для чего и зачем обучать грамоте.

Доклад на тему «Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»

Семинар-практикум на тему

«Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»

повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

формирование знаний по применению артикуляционной гимнастики на практике;

совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.

Чтобы все нас понимали, что говорим мы разбирали,

Есть один у нас совет: арт. гимнастике – привет!

Мы гимнастику начнём, ротик быстро разовьём,

Язычок мы укрепим и тогда заговорим

Очень чисто, очень внятно, чтобы всем было понятно!

1.Введение. Актуальность вопроса

По современным н o рмативам ребенок должен овладеть всеми звуками своего родного языка к 6-7 годам. Однако, статистика показывает, что далеко не все дошкольники к этому возрасту успешно овладевает правильным произношением звуков.

Нарушение произношения может быть вызвано следующими причинами:

1. Дефектами строения артикуляционного аппарата.

2. Недостаточной сформированностью артикуляционных движений.

3. Недостатками в развитии фонематического слуха.

Недостаток звукопроизношения оказывает негативное влияние на эмоционально-психическое состояние ребенка и мешает не только его развитию, но и общению со сверстниками, полноценной социализации.

Научить детей дошкольног oo возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции, а именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого неба, маленького язычка.

На важность и необходим o сть своевременного формирования артикуляционной моторики у детей указывали многие отечественные исследователи – Роза Ефимовна Левина, Михаил Ефимович Хватцев, Федор Федорович Рау, Татьяна Борисовна Филичева, Мария Федоровна Фомичева, Галина Васильевна Чиркина и другие

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего возраста, необходимо применять в раб o те игры и упражнения, направленные на развитие речевого аппарата.

Сегодня я бы хотела вас познакомить с методикой проведения артикуляционной гимнастики, с основными требованиями к ее проведению.

2. Теоретическая часть

1) Понятие «артикуляционная гимнастика». Цели.

Читайте также:
Конспект занятия в старшей группе по автоматизации звука (Л)

У ребенка дошкольн o го возраста органы речи развиты слабо , поэтому ему следует помочь подготовить мышцы. Уже с младенчества ребен o к проделывает массу разно o бразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Жевание, с o сание, гл o тание способствует развитию крупных мышц.

Для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции .

(слайд: понятие АГ, цели АГ)

2) Виды артикуляционных упражнений

В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на статические (неподвижные) – направленные на удержание определенного положения губ, языка и динамические (подвижные) – требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.

3) Комплексы артикуляционных упражнений .

Все упражнения объединяются в к o мплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:

1 группа упражнений – вырабатывают основные движения и положения органов артикуляционного аппарата,

2 группа упражнений – способствуют выработке движений и положений для пр o изнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).

3 группа упражнений – специфические упражнения, направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

4) Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1 . Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно , чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр.статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнени й , они вып o лняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим .

3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным .

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме . Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительн o е время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например упр. «трубочка» – придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя , так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений . Поэтому ребенок и взрослый во время пр o ведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребен o к может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

5) Организация проведения артикуляционной гимнастики .

– Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастики? (зеркало, игровой момент, приемы, знания правильного выполнения упражнения)

1. Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Знакомя ребенка с новым упражнением, необходимо дать детям сюжетную зарисовку.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические указания.

3. Упражнение выполняет каждый ребенок, а взрослый контролирует выполнение – следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к прав o й и левой стор o не лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Упражнения выполняют все дети одновременно.

Каждое артикуляционное упражнение имеет название, которое отражает его сущность. Для лучшего запоминания необходимо создать образ упражнения, поэтому используется картинка.

Артикуляционные упражнения должны быть использованы в любых возрастных группах, выполняются по нарастающей от младшей группы к подготовительной. Гимнастика, адресованная детям двух, трех, четырех лет стимулирует естественное появление звуков.

Во группе раннего возраста еще не сформированы свистящие, шипящие и сонорные звуки. Основная задача – проведение работы по овладению детьми движений органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха.

Детям младшей группы рассказывают, чт o в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими движениями артикуляционного аппарата:

– губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперед трубочкой;

– нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот;

– язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, впереди назад.

– упражнения для развития движений губ: «Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Дудочка»;

– упражнения для подвижности нижней челюсти: «Окошко» («Бегемотики»);

– упражнения для языка: «Лопат o чка», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Лошадка», «Маляр», «Дятел», «Змейка».

Читайте также:
Конспект занятия по развитию речи - тема: Пересказ сказки Снежный колобок

В средней группе уточняются имеющиеся знания и вводятся новые понятия – верхняя и нижняя губа, верхние и нижние зубы, буг o рки за верхними зубами. Уточняют движения губ, языка и учат делать язык широким и узким. Чаще выполняются упражнения для правильного произношения шипящих и сонорных звуков. Повышаются требования к выполнению артикуляционной гимнастики.

В старшей и подг o товительной группе уже идет работа по формированию артикуляторной моторики. Дети пяти, шести лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

В старшей группе вводится понятие – спинка языка. Для данной возрастной группы характерно отсутствие или замена шипящих и сонорных звуков. Поэтому целесообразно использовать такие упражнения, как «Лошадка», «Качели», «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье», «Дятел», «Барабанщик», «Пароход гудит», «Индюк». Необходимо следить за плавностью, легкостью, переключаемостью в динамических упражнениях, точностью и устойчивостью при выполнении статических упражнений.

При регулярном выполнение артикуляционной гимнастики движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе.

В подготовительной группе уделяем внимание упражнениям на дифференциацию звуков, соотнесение движений с произнесением звуков. Например, «губы улыбаются, когда произносим И».

6. Работа воспитателя и логопеда

Работа воспитателя по формированию звукопроизношения и работа логопеда по исправлению произношения звуков различны по организации, приемам, по продолжительности и требуют различных знаний, умений, навыков. Рассмотрим по этапам эти отличия:

Артикуляционная гимнастика как средство развития звуковой культуры речи

Период дошкольного возраста – наиболее благоприятное время для формирования звуковой культуры речи.

Бесплатные занятия с логопедом

Период дошкольного возраста – наиболее благоприятное время для формирования звуковой культуры речи. Большую роль при овладении ей дошкольниками играет общение с окружающими. В частности, с воспитателем.

Что относится к звуковой культуре речи

Звуковая культура входит в более общее явление речевой культуры. Воспитание звуковой культуры речи включает различные направления работы:

  • Развитие речевого слуха;
  • Постановка правильного звукопроизношения;
  • Формирование орфоэпической стороны речи;
  • Обучение средствам звуковой выразительности речи;
  • Отработка дикции.

Основой для складывания звуковой культуры речи является хороший речевой слух, поэтому формирование этой стороны речевой культуры включает как развитие артикуляционного аппарата, так и совершенствование речевого восприятия.

Неправильность в формировании звуковой культуры речи способна негативно сказаться на личностных особенностях ребенка: он становится менее общительным, стесняется своего недостатка, пропадает интерес к играм, снижается любознательность. Напротив, дошкольник с хорошо развитой звукоречевой культурой способен понятно и легко выразить свои мысли и желания, он не испытывает трудностей в общении со сверстниками и взрослыми.

Звуковая культура речи должна быть сформирована к 5-7 годам, поскольку в дальнейшем в школьном возрасте дефекты этой стороны речи могут негативно сказаться на учебной деятельности.

Формирование звуковой культуры речи дошкольников

Звукопроизношение

Чистота звукопроизношения гарантирована, если органы артикуляционного аппарата ребенка достаточно подвижны и без труда переключаются с одного уклада на другой.

Работу по коррекции звукопроизношения разделяют на несколько этапов.

Этап подготовки. Педагог формирует умение опознавать и отличать друг от друга звуки речи.Также на этом этапе логопед ставит правильную артикуляцию с помощью гимнастики. Отрабатываются опорные звуки.

На следующем этапе складываются первичные произносительные умения и навыки. В этот период педагог занимается постановкой звуков. Она осуществляется тремя возможными способами:

  1. По подражанию. Логопед дает образец правильной артикуляции звука, а дошкольник повторяет.
  2. Механический способ предполагает применение вспомогательных средств – логопедических зондов или их заменителей. Нужный уклад органов речи придается с помощью этих приспособлений.
  3. Смешанный способ синтезирует два предыдущих.

Когда звук поставлен, его нужно автоматизировать в речи. Тренировочные упражнения предусматривают последовательную отработку звука. Сначала автоматизируют в начале слова, перед гласными, затем в конце (исключение – звонкие согласные), после этого – в середине слова, в последнюю очередь – в лексемах со стечением согласных.

Необходимо также научить ребенка дифференцировать проблемный звук от других со схожей артикуляцией.

На последнем этапе работы формируются коммуникативные умения – дошкольник учится использовать отработанный звук в различных ситуациях общения.

Речевая выразительность

Выразительность речи достигается за счет интонационных средств и подразумевает такие компоненты: мелодика, ритм, темп, ударение, пауза, тембр.

Мелодика – это изменение высоты голоса. Благодаря мелодике человек может выразить всевозможные эмоции высказывания, его подтекст, а также собственное отношение к тому, о чем говорит.

Ритм – это чередование ударных и безударных речевых элементов, идущих в определенной последовательности, через определенные временные промежутки. Элементы речи здесь – это слог или слово.

Темп – это скорость произнесения высказывания. Темп речи может быть более быстрым или медленным. Эта характеристика может иметь зависимость от длины речевой единицы. В более длинном слове время, потраченное на произнесение одного слога, меньше. Во время обычного разговора человек произносит 5-6 слогов в секунду. Темп помогает оформить интонационную целостность высказывания. Слушатель понимает, что фраза завершается по замедлению темпа, которое обычно бывает в конце высказывания. Также темп позволяет противопоставить важное и неважное в высказывании. Отрезки речи с более значимой информацией произносятся медленнее.

Читайте также:
Комплексы артикуляционной гимнастики на разные звуки

Ударение помогает выделить один из речевых элементов. Это выделение происходит за счет того, что удлиняется произнесение либо меняется тон. В зависимости о того, что говорящий хочет маркировать в своем высказывании, различают логическое ударение (выделяется отдельное слово) и фразовое (выделяется группа слов).

Паузы представляют собой перерывы в звучании речи и являются очень значимым средством воздействия на слушателя.

Индивидуальный колорит голосу придает тембр. Создается за счет добавочных тонов голоса, сопутствующих основному тону. Индивидуальность этого компонента зависит от строения гортани, носовой и ротовой полостей конкретного человека.

Речевая выразительность предстает в двух ипостасях: выразительность повседневной речи и выразительность при произнесении заранее подготовленного высказывания. Последняя является обдуманной и произвольной. Детям дошкольного возраста сложно одновременно отвечать на вопрос и придавать своему высказыванию выразительность. Сформировать данное умение – задача педагога.

Большие возможности для воспитания произвольной выразительности речи дает театрализованная деятельность. Начинать такую работу целесообразно с предложения ребенку поговорить за куклу. Педагог может построить целый диалог с дошкольником, озвучивающим игрушку. Игровая форма занятия поможет снять напряжение и добиться положительного эмоционального настроя.

Дополнительные занятия логоритмикой помогут закрепить приобретенные навыки. Логоритмические упражнения содержат упражнения, различные по скорости, движения в такт музыке, что помогает воспитать чувство ритма, высоты и силы голоса.

Речевое дыхание

Чтобы проговорить фразу, нужно запастись достаточным объемом воздуха. Среди наиболее частотных погрешностей речевого дыхания выделяют:

  • Неумение рассчитывать необходимый для произнесения фразы запас воздуха
  • Короткий выдох, возникающий нерегулярно, от случая к случаю
  • Частые доборы воздуха.

Самая типичная ошибка – ключичное или верхнереберное дыхание при производстве речи. Такой тип дыхания несложно узнать по признакам: плечевой пояс и грудная клетка сильно поднимаются, мышцы шеи находятся в напряжении, дыхание шумное и напряженное.

Устранить подобные недостатки помогает дыхательная гимнастика. Она решает следующие задачи:

  • Научиться применять нижнереберное диафрагмальное дыхание
  • Задействовать мышцы брюшного пресса
  • Научиться осознанно управлять дыхательным ритмом
  • Научиться верно соотносить вдох и выдох.

Постепенно следует усложнять задания. Тренировать речевой выдох нужно прежде всего на единичных звуках, потом – на словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и прозы. Контроль правильности речевого дыхания осуществляется с помощью ладони, которую кладут на диафрагмальную область.

Комплекс дыхательных упражнений включает статические (в покое) и динамические (в сочетании с движениями туловища, рук и шеи) упражнения.

Методы и приемы формирования звуковой культуры речи

Среди методов воздействия, применяемых при формировании звуковой культуры речи ребенка, выделяют практические, наглядные и словесные. Практические методы включают игры, упражнения и моделирование.

Игры могут быть обучающими, подвижными, творческими. Хорошо, если каждый из этих случаев будет включать речевое сопровождение со стороны детей для отработки тех или иных речевых навыков. Каждая игра предполагает развертывание воображаемой ситуации. Это может быть сюжетная канва, ролевое распределение или прочие игровые действия. В играх можно отрабатывать все компоненты звуковой культуры речи.

Упражнения подразумевают множественное повторение заданных действий – как практических, так и умственных. Большое значение упражнения имеют при коррекции звукопроизношения. Так, упражнения артикуляционной гимнастики направлены на постановку звуков.

Словесные методы (заучивание наизусть стихотворений и пересказ) эффективны при формировании выразительности речи.

Демонстрация правильного произношения является ведущим приемом в воспитании звуковой культуры речи. В определенных случаях бывает необходим специфический прием утрированного произношения. К нему часто прибегают при отработке фонематического слуха и звукопроизношения. Педагог произносит слова с подчеркнутой дикцией или выделяет нужный звук интонационно.

В младших группах часто используют образное называние звука.

Занятие по формированию звуковой культуры речи

Содержание, структура и частота занятий по формированию звуковой культуры речи зависят от возрастной категории дошкольников.

В младшей группе занятия по воспитанию звуковой культуры речи рекомендуется включать 1-2 раза в месяц. Также несколько упражнений необходимо вписывать в структуру занятий, направленных на решение прочих речевых задач. Это может быть акцентирование внимания на выразительности голоса при чтении литературного материала. Отрабатывать различные звуки эффективнее всего в этом возрасте на звукоподражаниях.

Лучше всего материал усваивается, когда педагог проводит ассоциацию звука с каким-либо образом: звук А – кукла плачет, звук У – гул самолета, сочетание АУ – дети потерялись в лесу.

В средней группе занятия по звуковой культуре проводятся 3 раза в месяц. На них дети учатся находить слова, похожие по звучанию, тренируются произносить текст с разной интонацией. Кроме того, происходит закрепление уже поставленных звуков.

Читайте также:
Организация продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте

В старшей группе элементы выразительности речи отрабатываются на материале скороговорок, чистоговорок, заучиваются стихи. Детей приучают изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения и содержания высказывания.

В подготовительной группе дети продолжают учиться выделять изучаемый звук или слог в словах. Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи: мелодике, ритму, тембру, темпу. Развивая чувство ритма, педагог готовит ребенка воспринимать поэтическую речь.

Дидактические игры

Фонематический слух и умение распознавать не речевые звуки можно тренировать с помощью игры «Оркестр». Дети стоят спиной к педагогу, который издает звуки при помощи различных инструментов. Сначала целесообразно давать на распознание один инструмент. К примеру, трещотку. Затем одновременно предложить 2 звука – трещотка и барабан. Постепенно увеличивать количество звуков. Дети должны сказать, какие музыкальные инструменты они услышали в оркестре.

Для дифференциации звуков подходят дидактические игры, в которых нужно распределить заданные звуки на 2 группы. К примеру, в игре «Разноцветные корзинки» логопед произносит названия предметов и явлений, а дети поднимают оранжевую корзину, если слышат в слове один звук, а желтую – если слышат другой. Похожие задачи можно реализовывать, распределяя слова с искомыми звуками в разные домики, шкафчики, кастрюли и т. д.

Заключение

Работа по формированию звуковой культуры представляет собой целую систему. Она осуществляется с первых дней пребывания ребенка в детском саду.

«Игровые методы и приемы артикуляционной гимнастики, как средство формирования звуковой культуры речи дошкольников»

«Игровые методы и приемы

как средство формирования

Опыт работы учителя-логопеда МДОУ ИРМО

«Марковский детский сад комбинированного вида»

“Язык есть машина, и не следует допускать, чтобы пружины её скрипели”

Антуан де Ривароль

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школе!

Работа над формированием правильного звукопроизношения у детей — это продолжительный и очень трудоёмкий процесс, основным этапом которого является артикуляционная гимнастика.

Зачастую логопедам приходится сталкиваться со стойкими нарушениями звукопроизношения у детей. Общее недоразвитие речи, стёртая дизартрия, нередко даже полиморфная дислалия сочетаются с неврологической симптоматикой. Дети с такой речевой патологией, как правило, соматически ослаблены, страдают двигательными расстройствами, у них низкая работоспособность, повышенная утомляемость, неустойчивое внимание. В таких случаях требуется длительное коррекционное воздействие на ребёнка. Ежедневное выполнение артикуляционных упражнений снижает интерес к гимнастике, а значит, эффективность упражнений уменьшается. В то же время, для успешной логопедической работы занятия должны быть динамичны, эмоционально приятны, интересны ребёнку.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, стремилась выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала.

Для проведения артикуляционной гимнастики создана развивающая среда: картинки-образы, картинки-символы артикуляционных упражнений. Они размещены на:

    игровом пособии «Гусеница»

    гранях куба «Веселая гимнастика», который оснащен прозрачными окошками для размещения карточек-символов артикуляционных упражнений и приклеенными зеркалами. Ребёнок самостоятельно выбирает любую сторону куба и выполняет то упражнение, символ которого изображён на ней.

    на гранях «Волшебных кубиков». Ребенок бросает куб и выполняет то упражнение, символ которого изображён на верхней его грани.

    на карточках для индивидуальных зеркал, на карточках импровизированного «компьютера». Для самостоятельного выполнения артикуляционных упражнений ребенком на коррекционных часах воспитателя или дома с родителями (при полном освоении ребенком артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок)

    Для этой же цели используются так называемые «Весёлые полянки» (комплексы артикуляционных упражнений в картинках, сопровождаемые стихами, рассказами). Ребёнок раскрашивает их, рассказывает сказку или просто называет движение и выполняет гимнастику.

С помощью этих пособий можно обыграть комплекс артикуляционной гимнастики на любую группу звуков.

В “копилке” любого логопеда имеются “Сказки о Весёлом язычке”, которые позволяют в забавной форме выполнить необходимые упражнения. Каждый раз, приступая к занятию, можно рассказывать новую сказку, а также придумывать свои, что будет являться дополнительным стимулом и быстрее приведет к желаемому результату! Эти истории могут сопровождаться и пальчиковым театром, и биоэнергопластикой и театрализацией. Сказки имеют и традиционную форму – стихотворение, сказка, загадка, а так же и более современную – мультимедийная презентация, которые можно использовать на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых в качестве разминки.

Выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Ничто так не утомляет ребёнка, как однообразие, поэтому одному и тому же упражнению можно давать разные названия. Так как коррекционная работа в логопедической группе (логопеда, воспитателей, музыкального руководителя) ведется по блочной системе изучения лексических тем, в группе создана картотека артикуляционных, дыхательных, голосовых, мимических упражнений по лексическим темам. Например, положение острого языка «Иголочка» можно сравнить с жалом, морковкой, ножницами, ракетой, острым карандашом, клювом птицы, острые ушки у лисы, иголки у ежа и др.

Читайте также:
Материал для знакомства с образом буквы

Еще один из способов избежать монотонности и однообразия – использование пособия «Колобок». Оно позволяет наглядно показать точные движения органов артикуляционного аппарата, создает игровую мотивацию.

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям предлагаются нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей:

– Упражнения с ложкой укрепляют мышцы языка, носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. Дети с удовольствием помогают ложками своему язычку «подняться на лифте на верхний этаж», отрабатывая верхний подъём языка; делают массаж языка, губ, поколачивая, похлопывая и поглаживая их ложками.

– «Сладкая зарядка» чупа-чупс – отличный логопедический тренажер, с ним можно с пользой поиграть

Одной из интересных форм проведения артикуляционной гимнастики является использование биоэнергопластики.

Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык. Другими словами, рука как бы превращается в язычок и повторяет его движения. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти руки.

Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой дошкольника и педагога на протяжении всего занятия.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию. У детей-логопатов: нормализуется мышечный тонус органов артикуляции, стимулируются двигательные функции артикуляционного аппарата, активизируется речевая функция, повышается работоспособность.

Требования к проведению биоэнергопластики

– рука ребёнка, подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.

– необходимо следить за синхронностью движений губ, языка и кистей рук (сначала одной кисти руки (ведущей), затем обеих).

– движения кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.

    «волшебные перчатки» (перчаточные куклы): на выполняющую движения руку взрослого надевается перчатка с глазками и ротиком, ребёнку надевается такая же. Руки «превращаются» в сказочных человечков, повторяющих движения друг за другом. Сначала рукавичка-язычок одевается на ведущую руку ребёнка, а уже после того как отработано упражнение руки и язычка, мы добавляем и вторую руку.

    театр «Веселого язычка» Цель: показ точных движений органов артикуляционного аппарата, создание игровой мотивации. Ребенок выбирает любой персонаж, надевает на руку варежку-язычок и выполняет артик. упр., показывает те же действия на языке персонажа.

Комплексная разминка (, ) содержит комплекс упражнений для одновременной тренировки вестибулярного аппарата, общей координации движений, совершенствования артикуляционной и тонкой моторики, дыхательные и голосовые упражнения и задания на развитие фонематического восприятия.

В нашей логопедической группе такая разминка выполняется логопедом воспитателями, родителями несколько раз в день на занятиях, в режимных моментах, в повседневной жизни. Время выполнения разминки примерно 5 минут. Сначала упражнения выполняются по подражанию и по инструкции, а затем уже самостоятельно (в роли ведущих выступают сами дети поочередно). Упражнения выполняются с постепенным наращиванием темпа и усложнением.

Комплекс состоит из:

1 дыхательно-голосового или дыхательно-координационного упражнения

6-7 упражнений сочетание артикуляционных и пальчиковых движений

1 упр.- для развития слухового внимания и фонематического восприятия.

Игровые приемы делают занятия интересными, увлекательными, эмоциональными. Ребёнок не замечает, что его учат, а это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Результаты применения игровых методов проведения артикуляционной гимнастики:

– повышение мотивации, работоспособности и интереса ребенка;

– положительная динамика в развитии артикуляционной, пальчиковой моторики

– успешность ребенка (т. е. упражнения, предложенные детям во время игры, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи, помогают преодолеть страх неуспеха)

Таким образом, применение игровых приемов проведения артикуляционной гимнастики способствует более успешной работе по подготовке органов речи к постановке звуков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: