Арт-терапия в коррекции заикания

Арт-терапия в работе с заикающимися дошкольниками

Елена Прокопец
Арт-терапия в работе с заикающимися дошкольниками

В 2017 году работа на неделе «погружения» в методику семейной групповой логопсихотерапии была выстроена, опираясь на сказку «Планета красивой речи» (сеанс эмоционально-стрессовой терапии и этап активной работы). Ребята и взрослые узнали от феи Красивой речи о том, что злой Каракурт заколдовал Птицу-Говорун, лишил ее голоса, красоты и волшебной силы. И для того чтобы ее спасти, ребятам и взрослым нужно было пройти через различные трудности и испытания,что все вместе с удовольствием и делали каждый день: выполняли разные задания, разрушая чары Каракурта. На одном из интегрированных занятий дети «получили»очередную телеграмму от Птицы с просьбой о помощи: если вместе с родителями нарисуют свои семейные планеты, то чары злого волшебника ослабеют, и птица скоро освободится из клетки.

Тема нашей образовательной деятельности с детьми получила название «Семейные планеты». Целью общей для детей и родителей стало сотрудничество в совместном рисовании планет и рассказе об этой планете всем присутствующим, используя новые правила красивой речи. Объединение детей и родителей в творческой деятельности способствует укреплению доверительных и дружеских отношений между взрослым и ребенком. Родители, рисуя вместе с детьми, возвращаясь в детство и рисуя, как дети, начинают больше понимать своего ребенка. Свою педагогическую задачу мы видели в создании благоприятного психологического микроклимата, в развития фантазии и воображения у детей и родителей, используя разнообразные арт-терапевтические приемы.

Чтобы не усаживать детей и взрослых за столы по традиции, мы предложили рисовать на полу, удобно расположившись рядом со своим «волшебным окошком» – листом ватмана.На выбор предоставили различные материалы и инструменты:

• краски разных видов – гуашь, акварель, акриловые;

• карандаши цветные, восковые, пастельные;

• фломастеры тонкие и толстые;

• свечи восковые и парафиновые;

• кисти разных размеров и разной жесткости;

• старые газеты, бумагу, разную по текстуре;

• палитры, воду, салфетки.

Мы предложили семейным командам нетрадиционные техники и способы рисования:

• рисование предметами не привычными для рисования – примакивание мятыми бумагой, газетой, клеенкой;

• марание-рисование пальцами и ладошкой;

• приемы работы восковыми карандашами – острым краем и плашмя;

• нанесение рисунка свечей, а затем нанесение гуаши;

• изображение контура рисунка пластилином.

Во-первых, все эти способы мотивируют деятельность. Во-вторых, ребенок, и взрослый получают необычный опыт рисования, чувствования. В-третьих, в таком изображении для всех присутствует больше свободы самовыражения, а для педагогов – важная для дальнейшей работы информация.

С необыкновенным удовольствием и дети, и родители включились в творческий процесс создания своих семейных планет, чтобы скорей освободить Птицу-Говорун. Рисуя вместе, дети и взрослые находили взаимопонимание, помогали друг другу и поддерживали друг друга. Результатом явились настоящие шедевры.

После завершения изобразительного творческого процесса, ребятам и родителям нужно было рассказать о своих планетах, соблюдая все правила «красивой речи». Нужно сказать о том, что представление своих семейных планет проходило в условиях публичного выступления, как бы на сцене. И здесь в своих рассказах дети и родители проявили и юмор, и смекалку, и умение сочинять стихи, и умение отвечать на вопросы.

Мы узнали, кто живет на этих планетах, познакомились поближе с их обитателями. В волшебных «окошках» открывались тайны и секреты, желания и мечты, привычки и традиции семей, их увлечения и обычаи.

И так каждый раз, проводя совместные творческие детско-родительские занятия, мы открываем таланты и в детях, и во взрослых. Здесь на наших глазах происходят удивительные открытия, проявляются умения творить, мыслить, говорить. Уходит скованность, напряжение, неопределенность, страх. На смену им приходят активность, умение работать в команде, сплоченность.

Творчество в нашей группе – большая ценность, принцип нашей совместной работы с семьей. Мы очень благодарны нашим родителям за поддержку, понимание и принятие нашего социально-педагогического опыта с использованием семейной логопсихотерапии.

Конспект открытого занятия педагога-психолога с дошкольниками «Приключение джина в стране сказок». Песочная арт-терапия с ИКТ Цель: развитие эмоционально-волевой сферы средствами песочной терапии или арт-терапии. Задачи: Интеграция образовательных областей: ОО «Познание».

Арт-терапия Детство – важнейший период в жизни ребенка, в его становлении как личность. В детском возрасте психика очень восприимчива к информации и.

Арт терапия «Чудесный цветок», «Рисунок лица», «Дерево» Это упражнение для детей от 5 лет позволит развивать фантазию у ребенка, воображение, моторику рук, снизить эмоциональное напряжение. Для.

Арт-терапия для детей с РАС По данным современных исследований количество детей с РАС неуклонно увеличивается. В связи с этим остро стоит вопрос социализации таких.

Арт-терапия как элемент деятельности педагога-воспитателя Деятельность воспитателя так или иначе связана с оказанием помощи ребенку и его родителям в разрешении проблем, связанных с сохранением.

Арт–терапия — модное увлечение для взрослых и детей (фотоочет) Идея использовать арт – терапию для укрепления душевного состояния была предложена греческим врачом и философом Галеном, жившим во II веке.

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс “Песочная арт-терапия в работе воспитателя”Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Песочная арт-терапия в ДОУ Рисование на песке. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому песочная терапия приобретает все большую.

Читайте также:
Можно ли остановить заикание?

Презентация к родительскому собранию «Арт-терапия в работе с дошкольниками» Цель: познакомить родителей с арт – терапевтическими техниками в работе с детьми дошкольного возраста. Дошкольное детство – один из самых.

Статья «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста» В настоящее время в образовательном процессе в качестве основных приоритетов выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога.

Арт-терапия в коррекции заикания

Заикание известно человеку столько же времени, сколько существует человеческая речь. Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи, может сохраняться долгие годы. Заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов. Такие задержки и повторения при произнесении слов возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата, сопровождаются нарушением дыхания, изменениями в просодике высказывания… (И. А. Поварова, 2004г) Течение заикания бывает постоянным или волнообразным, но чаще всего запинки появляются в наиболее ответственных, трудных ситуациях…

Заикание в целом и его отдельные признаки отличаются непостоянством: они то усиливаются, то ослабевают. Часто возникающие речевые затруднения и неудачи приводят к повышенным затратам нервной энергии, а порой и к серьезным психическим травмам, которые могут вызвать чувство неполноценности, досады, беспомощности и другие отрицательные эмоции. (И.А. Поварова, 2004) В результате, у большинства заикающихся, возникает логоневроз, что усиливает заикание и еще больше затрудняет речевое общение. (Л.Я. Миссуловин, 1988)

Наиболее часто заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет и совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Речь в этот период является наиболее уязвимой и ранимой областью высшей нервной деятельности ребенка. (И. А. Поварова, 2004)

Часто у детей формируется робость, застенчивость, тревожность, агрессия и другие расстройства. Все они могут затруднять формирование других форм общения, которые соответствуют последующим этапам развития человека. Заикание, наложившее отпечаток на развитие личности ребенка, на его общение, часто неблагоприятно сказывается на всей деятельности заикающегося, на его эмоциональной сфере и ведет к психологическим, социальным и педагогическим проблемам. (И. А. Поварова,2004)

Итак, можно сделать вывод, что заикание– сложное комплексное заболевание, требующее разностороннего подхода к лечению.

Становлению современного комплексного подхода к коррекции заикания предшествовала разработка различных методов и путей преодоления этого заболевания. На необходимость комплексного воздействия при коррекции заикания указывали И.А. Сикорский (1889) и И.К.Хмелевский (1897). В ряде зарубежных работ мы находим интересные наблюдения и рекомендации по поводу коррекции заикания. Многие исследователи– клиницисты приходят к выводу о необходимости комплексного всестороннего лечения этого дефекта речи, которое предусматривает логопедические упражнения, лекарственную терапию, а также целенаправленное психотерапевтическое воздействие на ребенка, помогающее ему адаптироваться к условиям социальной среды.

Поэтому, мы в своей работе с заикающимися детьми, включили занятия арт–терапии. Появление арт–терапии (термин А. Хилла) как области теоретического и практического знания на стыке искусства и науки, относят примерно к 30-м годам прошедшего столетия. Эволюция понятия «арт–терапия» отражает принципы обособления трех самостоятельных направлений: медицинского, социального, педагогического. Объединяет названные направления применение художественной творческой деятельности в качестве лечебного, отвлекающего или гармонизирующего фактора. (Л.Д.Лебедева,2005) Первоначально словосочетанием «арт-терапия» обозначали различные методы использования всех видов искусства и творческой деятельности.

Виды арт-терапии (Л.Д.Лебедева,2005):

-изотерапия (рисуночная терапия)

-визуальная (терапия образами)

Таким образом, арт-терапия – это самостоятельная область теоретических знаний и практической работы…

Все направления арт-терапии рассматривают изобразительное искусство как средство для интеграции и реинтеграции личности. (К.Рудестам,1999) Детские психотерапевты рассматривают арт-терапию в качестве средства эмоционального воспитания и образования. Педагогическое направление арт-терапии имеет не клиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность.

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности средствами художественной деятельности.

Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. (И.А.Копытин,2000) Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо напротив, чрезмерно связан с речевым общением.

Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Работа с ребенком – это процесс, который требует осторожности и деликатности. Процесс, при котором то, что происходит в душе педагога, взаимодействует с происходящим в душе ребенка. Символический язык рисунка точнее, нежели слова, передает содержание внутреннего мира ребенка.

Арт-терапевтические занятия эффективны для заикающихся детей. Арт-терапия позволяет корректно помочь заикающимся детям. Изобразительная деятельность детей в качестве возможного метода изучения индивидуально – психологических особенностей личности издавна привлекала внимание специалистов. Среди основоположников называют такие имена, как Ф. Гудинаф, Г. Кершенштейнер, А. Кларк, М. Линдстрем и др. Различные аспекты исследованы отечественными учеными. Среди них: В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, О.И. Галкина и др.

Детство – период интенсивного становления физиологических и психических функций. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще» – писал К.Д. Ушинский. Работа фантазии проявляется в визуальных образах, а потом – в словах. Изобразительная работа – безопасный и естественный для заикающегося ребенка вид деятельности, который служит для него «транзитным пространством». (Р.Гудман,2000) Рисование способствует согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно – образное мышление, а также абстрактно – логическое. (В.С.Мухина,1981)

Читайте также:
План работы с детьми с ОНР по преодолению нарушений слоговой структуры слова

Рисование предоставляет ребенку с заиканием возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает. Изобразительная деятельность– своеобразный аналог графической речи. (Л.С.Выготский,1991)

Речь возникает на «фундаменте» образов. При их совместном описании у детей с заиканием возникают затруднения. Именно невербальные средства единственная возможность для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений. «Я бы мог нарисовать, но не знаю, как выразить словами». (К.Рудестам,1999) С. Левинштейн, В.С. Мухина и другие исследователи подчеркивают, что рисунок для детей с заиканием не искусство, а речь. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении. Спонтанная изобразительная деятельность для ребенка с заиканием наиболее естественна, интересна, приятна. Она не требует исключительных волевых и интеллектуальных усилий, близка к игре, и поэтому не вызывает тревожных переживаний.

У детей с заиканием по разным причинам могут возникать затруднения в коммуникативной деятельности, вербализации чувств и мыслей. Однако они с удовольствием «говорят» не вербально, посредством рисунка. Еще К.Юнг рассматривал символический язык изобразительного искусства как более адекватный, более точный и емкий, чем слова.

В процессе арт-терапевтической работы с заикающимися детьми используются музыка, движение и танец. Арт-терапевтические занятия при коррекции заикания могут быть неструктурированными и структурированными.

В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части. Одна– невербальная, творческая, неструктурированная. Другая – вербальная, формально более структурированная. (Л.Д.Лебедева,2005)

Начало занятия – настрой на творчество. Задача первого этапа состоит в подготовке детей с заиканием к спонтанной, художественной деятельности. Для этого мы используем различные игры, двигательные упражнения, несложные изобразительные приемы. Например, «Каракули», техника «закрытых глаз» и т. д. (Д.Винникотт,1994) Считается, что, рисуя с закрытыми глазами, дети способны лучше настроиться на свой внутренний мир. Для настроя на спонтанное творчество мы используем разнообразные приемы: рисование пальцами, мелками, углем, песком, пластилином и др.

На втором этапе мы включаем элементы музыкальной и танцевальной терапии в сочетании с изобразительным творчеством. Музыка, как терапевтическое средство, по данным исследований отечественных и зарубежных ученых (В.М. Бехтеров, С.С. Корсаков и др.), регулирует настроение, улучшает самочувствие… Для занятий лучше подбирать малознакомые композиции без текста.

На третьем этапе предполагается индивидуальное творчество для исследования чувств, проблем и переживаний. Все виды подсознательных процессов отображаются в изобразительной продукции при спонтанном творчестве. Занятия визуальным искусством, по мнению британского арт-терапевта С. Скейфи, способствуют раскрытию внутренних сил ребенка. Ребенок с заиканием невербальным языком образно сообщает о себе…

Арт-терапевтические занятия эффективны для развития и коррекции коммуникативных умений, особенно у детей с заиканием. Арт-терапевтические занятия облегчают процессы адаптации к школе застенчивых, замкнутых, тревожных детей. Игровой характер арт-терапевтических упражнений и техник позволяет обеспечить, по словам М. Либман, иную систему координат, которая помогает осваивать и исследовать детей с заиканием.

Таким образом, при коррекции заикания арт-терапия:

– Создает положительный эмоциональный настрой.

– Облегчает процесс коммуникации со сверстниками.

– Способствует преодолению языкового барьера.

– Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазии, которые затруднительно обсуждать вербально.

– Позволяет проработать мысли и эмоции, которые ребенок привык подавлять.

– Развивает чувство внутреннего контроля.

– Способствует творческому самовыражению, развитию воображения.

– Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни. Снижает негативные эмоциональные состояния и их проявления.

– Позволяет выстраивать отношения педагога с ребенком.

На арт-терапевтических занятиях, при коррекции заикания, каждый детский рисунок отличается специфическими, сугубо индивидуальными особенностями, которые позволяют получить представления об индивидуально–психологических свойствах ребенка. При коррекции заикания рисование, как родственное с письмом действие, делает из руки новый орган мозга– особо точный и образный инструмент языка и речи. (В.В.Клименко,2005) причем рисование не просто способствует коррекции, но и связывает между собой важнейшие функции: зрение, двигательную координацию, речь, мышление.

На арт-терапевтических занятиях дети рисуют рисунок, который представляет собой своего рода рассказ о том, что в нем изображается, и, по существу, не отличается от словесного рассказа. На арт-терапевтических занятиях при коррекции заикания педагог приближается к тайному смыслу рисунков – значит, он приближается к пониманию внутреннего мира ребенка, его истинных чувств, переживаний, проблем. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 30-35 минут. Занятий по арт-терапии дети ждут с нетерпением и с большим желанием выполняют практические задания.

1. Практикум по арт-терапии под редакцией А.И.Копытина, Санкт-Петербург «Питер», 2000, 448 стр.

2. Коррекционно–развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста под редакцией Е.А. Алябьева. Творческий центр «Сфера», Москва– 2002, 96 стр.

3. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. Издательство «Речь», Санкт–Петербург 2005, 256 стр.

4. Гудман Р. Обсуждение и создание детских рисунков// Практикум по арт-терапии. СПБ: Питер, 2000. Стр.136-157

5. И.В. Поварова. Коррекция заикания в играх и тренингах. 2-е издание – СПБ: Питер, 2004-348 стр.

Арт-терапия, как инновационная технология в логопедии при заикании. Носова Татьяна Викторовна

автор: Носова Татьяна Викторовна

учитель-логопед, учитель нач.классов МОУ «Гарболовская СОШ»

Арт-терапия, как инновационная технология при заикании .

Арт-терапия – это коррекция неврологических нарушений, доступная как детям, так и взрослым. Каждый может выбрать занятие по душе: работу с бумагой, лепку, рисование, мозаику и т. д. Терапевтический эффект метода заключается в высвобождении через искусство негативных эмоций и переживаний. В то же время подобные занятия способствуют подъему настроения, расслаблению нервной системы.

Читайте также:
Логопедическая работа при сенсорной афазии грубой степени выраженности

В логопедии с помощью этой практики специалисты добиваются положительной динамики при нарушениях речи различного характера, так как почти всегда они протекают с неврологическими симптомами. Метод может использоваться с лечебной и профилактической целью.

Патологии развития речи встречаются чаще всего в дошкольном возрасте. Они проявляются различными клиническими симптомами, но при сохраненном слухе и интеллекте.

Может снижаться внятность произношения, возникают проблемы с письмом и устной речью, нарушения коммуникации. При отклонениях в речевом развитии отмечаются вторичные диагнозы, речевой негативизм, неврологические отклонения.

Таким детям сложно воспринимать и обрабатывать информацию, что впоследствии приводит к отставанию от сверстников.

В первом случае пациент должен создавать что-то новое самостоятельно, во втором – использует существующие произведения. Лечение может проводиться с конкретным пациентом или в группе. В качестве материалов берут натуральную глину, мел, песок, любые листья, ветки, плоды; и искусственные − краску, гуашь, бумагу, пластилин, веревку, целлофан.

Оригами нормализует функцию выдоха у детей с заиканием и другими видами патологий речи.

Задачи арт-терапии в логопедии подразделяются на общие задачи и личностные.

К общим относятся: разработка индивидуальных методик лечения для детей с отклонениями в развитии;

обобщение накопленных знаний и их внедрение в программу коррекции нарушений речи;

улучшение кадровой подготовки для организации обучения в специальных образовательных учреждениях.

Функции метода заключаются в высвобождении негатива, регулировании психосоматических реакций, коррекции нарушений общения, повышения самооценки. К узким частным целям относятся следующие:

-лечение и профилактика отклонений в работе психики;

-создание оптимальных условий для адаптации ребенка;

-методика может использоваться также при патологиях слуха, зрения, заболеваниях суставов;

-контроль эффективности терапии;

-терапия вторичных нарушений.

Занятия с бумагой усложняются постепенно в соответствии с возрастом пациента. Начинают с обучения сгибанию листа пополам, затем в разных направлениях, далее складывают поделки по готовым выкройкам.

Механизм действия этого способа основан на самовыражении, в процессе занятий пациент не только развивается, но и избавляется от напряжения, скованности. При задержке речи в детском возрасте сеансы способствуют адаптации в социуме, избавлению от комплексов.

Основные направления: изотерапия включает работу с рисунком и цветом; это может быть как рисование, так и лепка из пластилина или глины; библиотерапия, или чтение; музыкотерапия (подвид – ритмика) ;имаготерапия, как театрализованное представление;сказкотерапия; кинезитерапия;ролевые игры ;игры с песком; хореотерапия, то есть лечение с помощью танца.

Наиболее эффективными считаются три направления: изотерапия, имаготерапия, кинезитерапия. Работая с рисунком, лепкой или аппликацией ребенок самореализуется. Может использоваться «кляксография», живопись пальцами, рисование с помощью мягкой бумаги, на стекле, на манке, с помощью листьев, палочек, ниткография, отпечатывание ватой, рисование ладонями рук.

В ходе игры ребенок выражает свои чувства, учится контролировать ситуацию и разрабатывать способы ее преодоления. Задача логопеда при этом подобрать наиболее «подходящий» сценарий для отыгрывания, повышения самооценки

Рисуя на бумаге, ребенок освобождается от негативных переживаний, моделируя взаимоотношения с окружающим миром и сверстниками.

Этот процесс развивает чувственно-двигательную координацию, вырабатывает усидчивость, способность к мышлению, созданию зрительных образов.

Музыка не только формирует мировоззрение пациента, обогащает его эмоции, на уроках малыш обучается ритму. Пение способствует более четкому произношению фонем, овладению интонацией и выразительностью.

Сказкотерапия может быть художественной, дидактической, психокоррекционной, психотерапевтической. Движения в танце избавляют от гипертонуса мышц, развивая человека физически и духовно.

Преимущества арт-терапии заключаются в отсутствии возрастных ограничений, широких возможностях самовыражения, активизации механизмов саморегуляции.

В комплексе с другими видами терапии специалисты достигают положительной динамики в нарушении развития речи. Таким образом у ребенка улучшаются артикуляционные способности, увеличивается словарный запас, речь становится четкой.

Инновационная арт-терапия положительно влияет на состояние организма в целом, повышая его регуляционные способности.

Отечественные и зарубежные ученые уже много лет занимаются изучением причин и механизмов заикания. Рассмотрев их точки зрения на проблему, можно сделать вывод, что механизмы возникновения заикания неоднородны. Но, в любом случае, необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющее единство.

К преодолению заикания необходим комплексный подход. В дополнение к комплексному подходу каждый логопед ставит перед собой цель — найти приемы, способы, средства, которые позволили бы перевести зачатки свободной речи у заикающихся из области узких, особых для них условий в обстановку естественного общения с окружающими людьми.

Mетоды арт-терапии на логопедических занятиях используются для снятия психологического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов.

Заикание развивается либо на фоне выраженного органического поражения головного мозга, либо на фоне минимальной мозговой дисфункции. От этого зависит степень тяжести проявления дефекта, его стойкость, а также выбор методов для его коррекции.

Коррекция заикания осуществляется комплексным подходом: медикоментозное лечение, психотерапия, логопедические занятия.

Комплексное воздействие дает возможность улучшить коммуникативную функцию речи, положительно воздействовать на личность заикающегося ребенка, научить ребенка приемам саморегуляции в трудных речевых ситуациях

Для достижения лучших результатов возможно использование психотерапевтических приемов на логопедических занятиях.

При поступлении в школу у детей наблюдается усиление заикания, появившегося еще в дошкольном возрасте.

Постоянные волнения, преобладание возбуждения над торможением, двигательное беспокойство мешают сосредоточиться на восприятии материала и выполнении заданий на уроках, на предмете разговора с собеседниками.

Такие школьники неточно формулируют свои мысли, говорят отрывисто, усеченными фразами, многократно повторяя лишние слова и слоги. У них часто нарушается эмоционально-волевая сфера. Они постоянно находятся во власти отрицательных эмоций, порой становятся плаксивыми, раздражительными, а иногда и агрессивными. Частая смена настроений, неуверенность, страх речи усугубляется неадекватным отношением к себе окружающих. Заикающиеся замыкаются в себе, избегают речевого общения.

Читайте также:
Особенности коррекционной работы по устранению заикания у дошкольников и младших школьников

Как известно, главным условием естественной речи являются спокойное состояние нервной системы и мышечная расслабленность. И поскольку заикание — это расстройство не только речи, но и нервной системы, то при его устранении необходимо научить школьников освобождаться от мышечного и нервного напряжения. Преодолеть это поможет использование арт-терапевтических технологий на логопедических занятиях по коррекции заикания.

Что такое арт-терапия? Арт-терапия (от англ.-art-искусство; therapy-терапия, лечение, уход, забота) — диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, прослушивания музыки и т.д.

Арт-терапия-метод психотерапии, использующий для лечения и коррекции художественные приемы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, актерское мастерство, создание историй и многое другое.

Первые попытки использовать в работе с детьми изобразительные приемы в качестве психотерапевтического и психокоррекционного инструмента, а также стимулятора их психического развития имели место еще в первой половине ХIX века.

«Педагогическое» направление в арт-терапии всегда было значимо и развивалось параллельно с «медицинским».

Специалисты, работающие в этой области, не склонны считать, что используемые ими формы изобразительной работы ребенка имеют отношение к его «лечению».

Они предпочитают пользоваться терминами «эмоциональное воспитание», «эмоциональное образование», «развитие творческого начала» и т. д., как более точно отражающими направленность их деятельности.

При всех очевидных различиях в подходах «медицинского» и «педагогического» направлений нельзя не признать, что между ними существует тесная связь.

Художественное самовыражение детей в тех формах, которые используются «педагогическим» направлением , так или иначе обращено к укреплению психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как весомый психокоррекционный фактор.

Это помогает ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие.

Большинство заикающихся находятся в состоянии стресса, испытывает чувство тревоги, что усиливает внешние проявления заикания. Судорожное напряжение мышц речевого аппарата распространяется на мышцы шеи, груди, живота и конечностей.

Желая избавиться от этого состояния в неповинующихся мышцах речевого аппарата, заикающиеся стараются помочь себе: они прикрывают ладонью рот, прищелкивают пальцами, переминаются с ноги на ногу и т. д.

Пытаясь избавиться от напряжения одних мышц, они напрягают другие, а это препятствует быстрой смене естественных артикуляционных движений речи. В результате отклонения от нормальной естественной речи усиливаются.

Одной из особенностей заикающихся заключается в том, что он в большинстве случаев затрудняется в вербализации своих проблем и переживаний. Для него естественна невербальная экспрессия, в том числе изобразительная.

Следует принимать во внимание, что дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их переживания непосредственнее и живее, чем в словах, «звучат» в изобразительной продукции. Происходит отвлечение заикающегося от речевого дефекта.

Мышление ребенка образнее и конкретнее мышления большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. По рисунку ребенка можно судить об уровне его интеллектуального развития и степени психической зрелости.

Используя на занятии методы арт-терапии следует учитывать живость и богатство детской фантазии. Немаловажна и ролевая пластичность ребенка, его естественная склонность к игровой деятельности.

Всем этим можно пользоваться, создавая на занятиях особую атмосферу игры и творчества и, подбирая вместе с детьми, соответствующие сюжеты и темы.

Раскрывая свои творческие замыслы ребенок испытывает состояние покоя и мышечное расслабление, это приводит к естественной раскованности при свободном речевом общении.Учащиеся постепенно осваивают технику правильной речи, у них появляется свободное речевое дыхание, не напряженная артикуляция, спокойный темп речи, умение говорить ритмично, с паузами, а также формируются навыки произвольного и самовнушения.

Благодаря этому становится возможным общение в более сложной психологической обстановке. Повышается самооценка ребенка, что является важным этапом на пути осознания им своего внутреннего мира.

Это помогает заикающимся детям раскрыться и в кругу своих сверстников и в семье, почувствовать себя интересным собеседником.

Лечение заикания у взрослых

Заиканием называют патологию речи, обусловленную судорогами мышц речевого аппарата. Лечение заикания у взрослых проводится по методикам, которые включают в себя не только логопедическую работу, но и сеансы психотерапии. Связано это с тем, что часто причинами заикания становятся психотравмирующие ситуации, пережитые человеком в детстве.

Из-за чего возникает заикание

Заикание является одним из самых распространенных нарушений речи. К тому же, эта патология и самая древняя. Существует большое количество упоминаний о том, что заиканием страдали египетские фараоны, персидские цари, великие поэты, философы и даже ораторы. Греческий писатель Плутарх описал историю Демосфена, который был превосходным оратором, несмотря на свой недуг.

Первые симптомы патологии проявляются обычно у детей в возрасте 3–5 лет. Именно в этот период наблюдается активное формирование речи, а значит, и ее нарушения становятся заметны. Статистика утверждает, что во всем мире примерно 2–3% детей являются заиками. Замечено также, что среди мальчиков данная проблема встречается чаще. Есть еще одно интересное наблюдение, что практически все заики являются явными или скрытыми левшами. У взрослых эта патология менее распространена, поскольку своевременная коррекция может вернуть речи плавность и ритмичность. И только около 1% людей остаются заиками на всю жизнь.

Читайте также:
Реабилитация пациентов с псевдобульбарной дизартрией в острый период инсульта

Среди обывателей бытует мнение о том, что заиками люди становятся после сильного испуга или шока. Но далеко не все, у кого в жизни случалась серьезная психотравмирующая ситуация, начинают заикаться. Сильный стресс является лишь толчком, а предрасположенность к данному нарушению речи уже была заложена в центральной нервной системе.

Поскольку фаза активного формирования фразовой речи приходится как раз на возраст от 3 до 5 лет, то именно в этот период речевая функция становится наиболее уязвимой. Любые нарушения, связанные с работой ЦНС, способны вызвать сбой в работе речевого аппарата. То есть, заикание представляет собой нарушение речи, обусловленное изменениями в функционировании центральной нервной системы.

Эта патология имеет довольно сложное происхождение. За плавность речи отвечают определенные центры головного мозга, нарушения процесса импульсного обмена между нейронами приводит к развитию судорог в различных отделах речевого аппарата. Причинами данной дисфункции ЦНС могут быть инфекционные заболевания и осложнения после них, а также органические поражения нервной системы различной природы.

В последнее время все большее количество детей уже рождаются с патологиями ЦНС, обусловленными неблагоприятным протеканием беременности или сложными родами. Существует и ряд психологических причин, к ним можно отнести слишком требовательное отношение к ребенку со стороны родителей и других членов семьи, недостаток внимания и любви, семейные конфликты и т.д.

Многие специалисты утверждают, что предрасположенность к заиканию может передаваться генетически. Но если до семилетнего возраста патология себя не проявила, то в дальнейшем ребенок уже не будет заикаться. Тем не менее, бывают случаи, когда заикание возникает в зрелом возрасте.

Актер Джон Брэдли, получивший известность после выхода на экран сериала «Игра престолов», так вжился в образ Сэмвелла Тарли, что уже после окончания съемок начал заикаться. Об этом он рассказал в одном из интервью. Приступы тревожности и речевое расстройство серьезно осложняют актеру жизнь и не дают возможности получать новые роли.

Можно предположить, что хороший психотерапевт позволит Джону Бредли избавиться от всех переживаний и привычки заикаться, которую он сам у себя выработал за долгие годы работы над сериалом.

Как проявляется и с чего начинать

По своим проявлениям заикание очень неоднородно. Существует много разных форм данной патологии, что также свидетельствует о сложности ее происхождения. Кроме нарушения речевой функции, у больных также отмечается общее напряжение мышечного аппарата, двигательное беспокойство или, наоборот, скованность и некоторая угловатость.

У заик также имеются и психологические особенности, например, излишняя застенчивость, боязнь «говорить», повышенная раздражительность и тревожность, угнетенность. С возрастом переживания пациента по поводу своей речи усиливаются, что приводит к новым психологическим проблемам и усилению речевого расстройства.

Практически все заболевания, независимо от их природы, легче вылечить на ранних стадиях. Если говорить о заикании, то здесь это правило наиболее актуально. Чем раньше начать коррекцию этой патологии, тем меньше времени потребуется на ее устранение. В некоторых случаях вернуть речи правильный темп и плавность можно уже за две недели, но это только в том случае, если лечение будет своевременным и комплексным.

Борьбу с заиканием следует начинать с визита к невропатологу. Он оценит работу ЦНС и определит причину речевой дисфункции. Если серьезных сбоев врач не обнаружит, то пациент будет направлен к логопеду. Но в большинстве случаев лечение бывает более сложным, когда работу с пациентом ведут несколько специалистов сразу:

  • невропатолог осуществляет медикаментозное лечение центральной и периферической нервной системы;
  • рефлексотерапевт поможет избавиться от мышечных зажимов в области шеи, живота и плечевого пояса;
  • психолог поможет выявить психотравмирующую ситуацию, поможет справиться с ней и научит противостоять подобным проблемам в будущем;
  • логопед научит различать и правильно произносить звуки, контролировать темп и скорость речи.

Сегодня в арсенале логопедов есть большое количество методов для борьбы с заиканием. К ним относятся артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, упражнения на дыхание, режим молчания и так далее. Но все эти методики работают только в том случае, если пациент пройдет курс лечения у невропатолога или сеанс психотерапии (в зависимости от вида и причин заикания).

Традиционные методы коррекции

Если при работе с детьми на первый план выходит совокупность педагогических и медицинских приемов, то заикание у взрослых лечится преимущественно медикаментозными средствами и психотерапией. Основной задачей препаратов является устранение нервозности, тревожности и зажимов. Таким образом, пациент становится более восприимчивым к психотерапевтическому и логопедическому воздействию.

Сегодня существует большое количество методик, разработанных различными авторами. Традиционная методика лечения заикания в условиях стационара состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовительный этап. Длительность этого этапа обычно составляет 2–3 дня. Заикающийся человек проходит диагностику. Его состояние оценивают врачи различных специальностей, логопеды, психотерапевты.
  2. Установочный этап. На 3-й день начинаются непосредственные речевые занятия. Пациенты приглашаются на собрание, где им рассказывают о положительных результатах лечения других заикающихся. Это дает человеку, страдающему заиканием, стимул для работы над собой и своей речью.
  3. Этап молчания. Период максимального ограничения речевого общения является обязательным при коррекции всех видов заикания. Пациент должен сохранять молчание на протяжении 3-5 дней, после чего наступает период относительного речевого покоя (7-9 дней). С пациентом проводятся упражнения по постановке речевого дыхания, он занимается артикуляционной гимнастикой и учит приемы отраженной и сопряженной речи.
  4. Этап активной перестройки речевых навыков является наиболее протяженным во времени, он длится до 4-х недель. Все это время пациента практически обучают говорить заново. Ему предстоит провести работу над диалогами, научится пересказывать небольшие тексты и готовить беседы на заданные темы.
  5. Следующий этап необходим для закрепления правильных речевых навыков в повседневной жизни.
Читайте также:
Занятия по коррекции смешанной дисграфии с применением компьютера

В завершение лечения проводится так называемый выпускной вечер. Пациенты декламируют стихи, устраивают театрализованные представления, отвечают на вопросы и т.д. Все это позволяет не только продемонстрировать достигнутые результаты в лечении заикания, но и оказывает положительное влияние на формирование уверенности в себе, позволяет избавиться от боязни говорить и выступать на публике.

Различные авторские методики комплексного лечения заикания также подразумевают поэтапную работу над патологией. Вот только количество этапов и их длительность могут быть разными. Например, методика В.М. Шкловского учитывает необходимость психотерапевтического воздействия. Примерно на 3–4 день после начала коррекционной работы с пациентом проводят сеансы гипнотерапии, в ходе которых особое внимание уделяется нормализации деятельности артикуляционного аппарата и эмоционально-волевой сферы. Кроме того, пациентам рекомендуют перед сном проводить сеансы самовнушения. Они должны представлять себя нормально говорящими.

После выписки из стационара пациент не должен прекращать работу над собой. Немаловажное значение имеют этапы диспансеризации и профилактики. Чтобы заикание не вернулось, излечившимся людям рекомендуется регулярно проходить санаторно-курортное лечение. В комфортных условиях им предложат различные расслабляющие процедуры, климатобальнеологическое воздействие, занятия лечебной физкультурой и многое другое.

Роль психотерапии

Несмотря на то, что заикание является патологией речевой, ее лечением у взрослых очень часто занимаются не логопеды, а психотерапевты, тогда как при работе с детьми психотерапевтические приемы бывают малоэффективными.

Опытные врачи неврологи часто в своей практике сталкиваются с пациентами, которые умеют правильно говорить, но из-за каких-то внутренних страхов и проблем попросту боятся этого. Есть масса примеров, когда музыканты, играющие на духовых инструментах, заикаются . Стоит ли говорить о том, что им нужно тренировать дыхание? А заикающиеся певцы должны ли тренировать голос и артикуляционный аппарат? Разумеется, в этих упражнениях нет ничего плохого, они будут полезны каждому человеку, но сыграют ли они решающую роль в коррекции такого речевого дефекта, как заикание?

В некоторых случаях человек после подобных занятий действительно начинает говорить правильно, но здесь, скорее всего, сказывается самовнушение и вера взрослого человека в специалистов. То есть, он пришел к уважаемому человеку, все делал правильно, а значит, заговорит. Именно поэтому при коррекционной работе с детьми эти методы сами по себе не срабатывают.

Одним из наиболее действенных методов психотерапевтического воздействия является гипноз. Но специалисты могут использовать и другие коррекционные методы. Выбор конкретной методики во многом зависит от выявленных причин. После того как заика избавится от своих страхов, внутренних комплексов, неуверенности и других психологических проблем, он может достаточно быстро восстановить свою речь и не вспоминать о недуге до конца своей жизни.

Современные методики

В последнее время все большую популярность приобретают методики, которые обещают избавить от заикания буквально за три дня. Например, Снежко Р. А., называющий себя академиком Международной Академии духовного единства народов мира, разработал и запатентовал собственную систему избавления от заикания «Эталон». В интернете есть много видеороликов о том, как Снежко устраняет заикание у взрослых. При этом дефект речи им не рассматривается как патология.

Автор методики утверждает, что человек, в силу разнообразных причин, попросту не умеет правильно различать и произносить звуки. Суть методики Снежко как раз и заключается в том, что заика должен научиться дифференцировать произношение звуков от названия букв, которыми эти звуки обозначают при письме, после чего закрепить это правильное произношение в речи. Он также обучает своих пациентов правильно делить слова на слоги, и произносить слог как единый звук, а не проговаривать каждый из звуков по отдельности.

Данная методика вызывает много споров, как и многие другие, широко рекламируемые в сети. Наверное, есть люди, которым действительно помогли подобные занятия, но если заикание обусловлено поражением центральной нервной системы, то одними только тренировками и обучением грамоте ситуацию исправить вряд ли получится.

Тем не менее, лечение заикания у взрослых построено на серьезной работе самого пациента. По сути, заикание во взрослом периоде жизни уже является привычкой. Вредной привычкой, от которой необходимо отказаться и научиться говорить заново. При этом потребуется разобраться в себе, выявить внутренние конфликты и разрешить их, научиться противостоять стрессам и страхам.

Согласитесь, достаточно сложно осуществить подобный объем работы без помощи специалистов: психотерапевтов и логопедов. В Москве и других крупных городах нашей страны есть большое количество профессионалов, имеющих соответствующее образование и опыт работы. Но если вы решили избавляться от заикания самостоятельно, то следующие советы помогут в этом непростом деле:

  • освойте приемы самомассажа. При массировании происходит активизация нервных окончаний, а также расширяются периферические кровеносные сосуды, все это оказывает положительное воздействие на ЦНС и весь организм в целом. Сначала проводится расслабляющий массаж головы, шеи, рук, плеч и живота. После этого выполняется вибрационный массаж. Его суть заключается в том, что человек при массировании определенной части головы и тела произносит звуки (М, З, Ж). Сочетание постукиваний пальцами с голосовыми вибрациями дает очень хороший расслабляющий эффект;
  • регулярно выполняйте упражнения для мышц, которые участвуют в процессе произношения слов. Артикуляционная гимнастика весьма полезна при любых нарушениях речи;
  • работайте над дикцией. Можно проговаривать скороговорки, декламировать стихи, пересказывать тексты. Особое внимание стоит уделять проговариванию каждого слова;
  • научитесь говорить шепотом. Как бы это ни казалось странным, но большинство заик будет совершенно нормально говорить шепотом. Стоит также освоить тонированную, ритмическую, монотонную речь, а также речь низким голосом. Эти способы значительно снижают проявления заикания;
  • старайтесь говорить медленно. Это один из наиболее распространенных способов устранения заикания;
  • ежедневно пересказывайте небольшие тексты, не стихи, а прозу. При этом используйте разные виды речи;
  • научитесь дышать правильно. Существует целый комплекс упражнений на постановку речевого дыхания, освоить его поможет логопед.
Читайте также:
Индивидуально-ориентированная лексика при растормаживании произносительной стороны речи у больных с моторной афазией

И главное – не бойтесь говорить. Пересказывайте фильмы, просто рассказывайте о том, что окружает вас в данный момент, произносите любые тексты на произвольные темы.

В качестве дополнительных методов лечения заикания можно использовать точечный массаж, лечение фитопрепаратами и травяными отварами, а также специальные компьютерные программы для тренировки речи. Можно выбрать занятие по душе, которое позволит расслабиться и отвлечься от повседневных забот. Это может быть общение с животными, занятия музыкой или рисование. Но следует помнить, что приступы заикания возникают в момент сильных эмоциональных потрясений, при этом неважно отрицательные они или положительные. Поэтому не стоит усердствовать в развлечениях.

Независимо от того, какой именно метод лечения заикания был выбран вами или специалистами, осуществляющими коррекционную работу, следует помнить, что быстрым и легким работа над данной патологией не будет. На сегодняшний день не существует хирургических методов лечения заикания или лекарства от этого недуга. Пациенту предстоит сложная и ежедневная работа над собой, своими страхами и эмоциями.

Заикание у детей

Причины, симптомы
и методы коррекции

Содержание статьи:

Что такое заикание?

Логоневроз или по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.

Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.

Логоневроз или, по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.

Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.

Основные причины заикания у детей

Единого мнения по поводу точной причины развития логоневроза нет. Но первые исследователи этого феномена уже указывали на нервно-психическую природу. В частности, об этом говорил Г.Д. Неткачев в своей работе «Заикание» 1909 года.

Есть определенные факторы, которые влияет на развитие данной патологии:

  • Патологии при вынашивании плода (инфекционные процессы, кислородное голодание).
  • Ранние роды и травмы в процессе рождения.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Лабильная нервная система, которая выражается в ранимости, повышенной раздражительности и нервозности.
  • Индивидуальные особенности речевого развития. К примеру, раннее изучение иностранного языка может спровоцировать данное расстройство по причине того, что ребенок элементарно еще не освоил свой собственный язык.

Причины заикания также кроются в психологических и социальных факторах.

  • Излишне требовательное отношение к малышу, постоянный контроль и придирки.
  • Отсутствие единой стратегии в воспитании.
  • Сильные эмоциональные переживания.
  • Личные страхи малыша. Дети могут бояться темноты, наказаний со стороны родителей.
  • Сильный испуг, вызванный разными факторами.
  • Отсутствие эмоционального контакта с родителями, их недостаточное внимание в период формирования речевой функции.
  • Резкая смена обстановки. Малыш может негативно воспринять изменение привычных для него условий: смена детского сада, места жительства и т.д.
  • Различные стрессы и психотравмы, вызванные особенностями обстановки, в которой существует ребенок (частые ссоры внутри семьи, непростые отношения между детьми и т.д.).

Иногда в речи детей может наблюдаться такой феномен как «ложное заикание». Это состояние нельзя назвать патологическим, ведь ребенок может просто копировать речь своих родителей. Иными словами, если папа или мама заикаются, то малыш может повторять за ними услышанные звуки и особенности речи.

«Заикание: симптоматика и современные методы коррекции»

Ведущие эксперты портала Лого-Эксперт быстро погрузят в тему и научат дифференцировать итерации и истинное заикание, применять инновационные приёмы логопедического массажа при заикании у детей дошкольного возраста и использовать современные методы коррекции.

Своим опытом делятся профессора и специалисты высшей категории – Шевцова Е. Е., Архипова Е. Ф., Садовникова Е. Н. иШутова Н. Г.

Симптомы логоневроза

Заикание у детей легко диагностируется по симптомам, характерным для этого расстройства. Эта патология выражается в нарушении темпа дыхания и речи, которая характеризуется вынужденными остановками, непроизвольным повторением звуков и отдельных слогов. Помимо характерных нарушений речевой функции, специалисты выделяют три категории симптомов:

  1. Невротические – страх, сильная тревожность, снижение аппетита, бессонница, эмоциональное напряжение, потливость, чувство собственной неполноценности и т.д.
  2. Сопутствующие – дрожание губ, нервный тик, тремор рук, моргание, мышечное напряжение.
  3. Ощущение нехватки воздуха. Часто при попытке произнести какое-то слово, ребенок чувствует, что ему не хватает воздуха, что вызвано дыхательными судорогами.
Читайте также:
Формирование речевой активности старших дошкольников с ОНР

Симптоматика развивается по мере прогрессирования заболевания. На начальной стадии нарушения носят эпизодический характер, но если не предпринимать никаких действий, то симптомы появляются чаще, а после становятся постоянными. Отсутствие лечения чревато развитием другого серьезного речевого расстройства – логофобии, которая характеризуется навязчивым страхом перед речью, связанной с заиканием.

Формы и типы заикания у детей

Формально принято выделять две формы заикания:

  • тоническую, связанную с длительным напряжением мышц, из-за чего возникает непроизвольная пауза в речи, либо какой-то звук растягивается;
  • клоническую , характеризующуюся частыми и навязчивыми повторениями отдельных звуков, слогов или слов.

Встречаются и смешанные формы, объединяющие в себе тонический и клонический тип заикания.

По клиническим формам эта патология делится на невротический и неврозоподобный тип.Невротический тип заикания развивается на фоне эмоционального напряжения или сильного волнения, при этом когда стрессовая ситуация отсутствует, то ребенок не заикается. Это говорит о том, что мозговые структуры не нарушены, поэтому патология лучше поддается терапии. Для неврозоподобного типа характерно постоянное речевое расстройство, вызванное нарушениями психического или физического развития. В данном случае, коррекция вызывает определенные сложности.

Заикание классифицируется и по степени тяжести:

  1. Легкое заикание. Повторения слогов и запинки происходят в спонтанной речи.
  2. Среднее. Форма более выражена, ребенок заикается во время диалогов и монологов.
  3. Тяжелое. Достаточно сильное заикание, которое сопровождается судорогами гортани, лицевых мышц. Ребенок может ощущать нехватку воздуха при каждой попытке что-либо сказать.

Подробнее об особенностях логопсиходиагностики для заикающихся детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста рассказала Елена Николаевна Садовникова на вебинаре. Подробнее ➜

Как скорректировать заикание у ребенка в раннем возрасте?

Коррекция заикания у детей подразумевает привлечение детского психолога. Крайне важно выяснить точную причину патологии для составления грамотной схемы терапии. Если будет выявлена проблема в семье, то родителей могут направить к семейному психологу, ведь если она не будет решена, то ребенок вновь окажется в неблагоприятном микроклимате.

Заикание корректируется комплексно, т.е. используются различные методики, которые в совокупности позволяют достичь хорошего результата.
Отметим основные из них:

Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика положительно сказывается на ребенке, делая его голос свободнее и естественнее. В ходе упражнения развивается диафрагма, которая участвует в процессе голособразования. Голосовые связки становятся более эластичными, поэтому при разговоре они плотнее смыкаются.

Полезные упражнения:

  • Насос. Делаются медленные и глубокие вдохи, выдохи с вытягиванием губ в виде дудочки.
  • Ладони. Руки сгибаются в локтях, при этом ладони должны быть расположены вниз. Далее делается спокойный выдох при выпрямлении рук и быстрый вдох, когда руки возвращаются в исходное положение.
  • Уши. Голову наклоняют до полного смыкания уха с плечом, при этом все это сопровождается вдохом. Во время обратного движения – выдох.

Логопедический массаж при заикании используется перед всеми остальными способами логопедического воздействия. Во время процедуры специалист воздействует на точки, расположенные не только в ротовой полости, но и в области шеи, головы и плечевого пояса.

Важно проводить массаж регулярно, ведь только так можно добиться восстановления нервной регуляции речи. Помимо точечного воздействия на биологически активные точки, специалист проводит сегментарный массаж, подразумевающий растирания, поглаживания и разминания.

Использование специальных компьютерных программ также показывает определенную положительную динамику при комплексном подходе. Их суть – в синхронизации речевых и слуховых центров головного мозга.

Ребенок говорит определенные слова в микрофон, программа их обрабатывает, но воспроизводит их с небольшой задержкой в несколько секунд. Он слышит свой голос, что помогает ему подстроиться под его звучание. Как результат – речь становится плавной, но здесь также важна регулярность занятий.

Занятия с логопедом

Корректировать заикание необходимо с частыми занятиями с профильным специалистом – логопедом. Работа направлена на:

  • освобождение речи малыша от излишнего напряжения;
  • устранение неправильности произношения;
  • формирование четкой артикуляции, правильной и выразительной речи.

Логопедическая работа является базовой методикой терапии, вокруг которой строятся другие способы коррекции. Сначала занятия ведутся наедине с логопедом, который обучает малыша различным техникам правильного произношения отдельных слов, фраз и звуков. Затем упражнения проходят самостоятельно. Все полученные навыки закрепляются в повседневной жизни, т.е. в общении с родителями и своими сверстниками.

Есть несколько важных правил для заикающихся детей при проведении занятий:

  1. Планирование своего высказывания. В самом начале работы лучше избегать импровизаций в речи, чтобы не спровоцировать речевые судороги. Когда ребенок знает, что он хочет сказать, он становится более расслабленным, уходит эмоциональное напряжение.
  1. Дыхание. Каждое произношение слова должно происходить на выдохе.
  2. Паузы в речи. Небольшая остановка позволяет набрать запас воздуха, при этом заикающийся может обдумывать то, что он хочет сказать далее. Паузы можно делать и внутри длинных предложений.

Коррекцией занимается специалист, имеющий достаточный опыт работы. Логопед должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, включая его возраст. Для дошкольников упражнения нужно формировать в игровой форме, чтобы они были интересны детям – так лучше формируется контакт специалиста с ребенком. Важно четко планировать занятия, стараясь не делать их длительными – 20 минут вполне достаточно.

Читайте также:
Тест для восстановления речи при афазиях

Медикаментозное лечение назначается неврологом в том случае, если у малыша есть неврологические проблемы. Среди препаратов чаще всего назначаются миорелаксанты (для снятия мышечных спазмов) и ноотропы, улучшающие мозговое кровообращение.

Ребенку важно дать стабильность, чтобы он чувствовал себя спокойно в окружающей его обстановке. Нужно чаще играть с малышом, всячески показывать ему его важность, оберегать его от всевозможных стрессов. Только спокойная атмосфера поможет ему справиться с этой проблемой.

Если вы ломаете голову над тем как консультировать детей с заиканием и как определять клиническую форму заикания, тяжесть заикания, локализацию и форму судорог. А еще хотите избегать ошибок при коррекции заикания, то мы вас ждем на практическом интенсиве «Заикание: симптоматика, современные методы коррекции»!

Вы научитесь:

1. дифференцировать итерации и истинное заикание;

2. применять при заикании приемы массажа Мещерской Л.Н. и Архиповой Е.Ф.

3. правильно писать психолого-педагогическое заключение;

4. рекомендовать к применению памятку и правила речи при заикании и сеансы гидротерапии в домашних условиях.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

Одним из наиболее частых диагнозов поставленных после логопедической диагностики является фонетико-фонематическое недоразвитие речи или ФФНР. Множество малознакомых слов вводят в сомнение, и зачастую родители не представляют, что это значит, серьезно ли это и поддается ли коррекции. Давайте попытаемся разобраться.

В логопедической среде ФФНР определяется как нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Но можно объяснить и проще, при сохранном интеллекте и слухе у ребёнка нарушается произношение звуков (фонетика) и восприятие звуков родной речи на слух (фонематика). А применение слова «недоразвитие» указывает на то, что при квалифицированной помощи логопеда данный дефект можно устранить.

Происходит это из-за того, что у ребёнка не сформировался фонематический слух, т.е. ребёнок не всегда может отличить один звук от другого, в результате чего и не вырабатывается правильное произношение звуков и речь ребёнка нарушается. Стоит отметить, что при всем при этом дети с ФФНР могут иметь хороший словарный запас, строить развернутые и правильно оформленные предложения.

Рассмотрим как же проявляется ФФНР.

Нарушение звукопроизношения могут проявляться разнообразно:

    смешение звуков, ребёнок может произносить одно и то же слово по разному, заменять звуки близкими по звучанию или артикуляции. Например, слово «собака» может быть произнесено «шабака» или «фабака» в зависимоти от ситуации;

замена звуков, одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками “т” и “д”, “р” заменяется на “л”, “ш” заменяется на “ф”. «Табака» вместо «собака, «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»;

замена целой группы звуков более легким по артикуляции, например звуком “ть” заменяются звуки “с”, “з”,”ч”,”ш” (тяпка-шапка, тюбы-зубы, тюмка);

нарушение правильной артикуляции звуков (горловой произнесение звука “р”, межзубное произнесение звуков “с”,”з” и т.д.);

  • Может нарушаться звукослоговая структура слов, т.е. возникают трудности при произнесении многосложных слов и слов с большим количеством согласных, например: «катиль» вместо «скатерть», «сипет» вместо «велосипед», «листри» вместо «электричество» и т. д.
  • Нарушение восприятия звуков на слух выражается в:

      нечетком различении на слух звуков в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих — звонких, свистящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих — свистящих — аффрикат и т. п. Пример: почка-бочка, дом-том, крыса-крыша);

  • неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза (ребенку сложно определить место звука в слове, выделить есть ли заданный звук в слове). Пример: взрослый просит хлопнуть в ладоши, если в слове будет звук “ш”, и произносит – шапка, лев, кошка).
  • Следует так же отметить, что сложности звукоразличения у малышей могут выражаться по-разному:

    • недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;

    • недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп (свистящие, шипящие, соноры) при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;

    • при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность звуков в слове.

    Как и при любом нарушении речи, при ФФНР необходима квалифицированная помощь логопеда, иначе в дальнейшем неизбежны трудности в школьном обучении (Пример: если ребенок путает звуки “ш” и “с”, то при письме, проговаривая слово, может написать не “кошка”, а “коска”).

    На первой консультации логопед проведет тщательный осмотр всех сторон речи и, на основе выявленных трудностей, составит для ребенка индивидуальный план занятий.

    Работа на логопедических занятиях ведется по следующим направлениям:

    1. Развитие артикуляционного и голосового аппарата:

    Читайте также:
    Индивидуально-ориентированная лексика при растормаживании произносительной стороны речи у больных с моторной афазией

      постановка и первоначальное закрепление звуков речи (усвоение способов образования звуков, особенности их произнесения);

    различение звуков на слух и в произношении;

    формирование звукослоговой структуры слов различной сложности, состоящих из правильно произносимых звуков;

  • развития умения пользоваться интонационными средствами выразительности речи в соответствии с конкретными условиями общения.
  • 2. Формирование навыков звукового анализа слов.

    В заключении приведем пример из логопедической практики:

    Мальчик 5,5 лет пришел на консультацию, при обследование были выявлены нарушения произношение звуков “с”-“сь”, “з”-“зь”, “ш”, ребёнок заменял их на звук “ф”, горловое произнесение звуков “р”, “рь” и губное произнесение звуков “л”-“ль”. Кроме этого мальчик не различал на слух звуки “с”-“ш”, “з”-“ж”, “ль”-“й”. В результате месяца работы (занятия проходили 2 раза в неделю, плюс дома с ребёнком закрепляли полученные на занятии навыки) удалось поставить звук “с”, научить ребёнка выделять данный звук и различать его со сходным по звучанию звуком “ш”.

    После того, как звук “с” полностью закрепился в обыденной речи, логопед приступил к постановке шипящих звуков “ш” и “ж”, а затем к исправлению сонорных звуков (Л, Ль, Р, РЬ). Самым сложным для Алеши оказались звук “Р”: несмотря на то, что мышцы языка в процессе занятий уже были хорошо натренированы, и малыш за несколько занятий научился его правильно произносить, привычку говорить “горлом” было очень трудно исправить. Важно отметить, что все члены семьи включились в работу и помогали ребенку, ежедневно занимались с ним, и выполняли все рекомендации логопеда (Пример: дома говорили, выделяя голосом звук “р”: “Алеша, ты будешь чай с сахаРом? БутеРбРод с колбасой или сыРом?”. Через год Алеша абсолютно чисто произносил все звуки, а на выпускном празднике в детском саду выразительно, без стеснения читал стихи и пел.

    Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.

    ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

    Фонетикофонематическое недоразвитие речи — это расстройство звукопроизносительной стороны речи у детей и взрослых, вызванные недоразвитием слухового восприятия при нормальном биологическом слухе. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР) может быть как самостоятельным речевым расстройством, так и входить в структуру дефекта, например при заикании, афазии, а также является причиной плохой обучаемости в школе.

    Без хорошей достаточности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Формирование фонематического анализа и синтеза — это операция разделения и определение последовательности во внутреннем плане составных элементов (фонем) отдельных звуковых комплексов: слогов и слов.

    ФФНР: понятие, признаки

    При диагностике важно отграничить рассматриваемый дефект от других логопедических нарушений.

    По этиологическому фактору ФФНР различают:

    • врожденное (генетическая предрасположенность, осложненные беременность и роды);
    • приобретенное (черепно-мозговые травмы, педагогическая запущенность, психологические проблемы).

    Классификация по степени выраженности дефекта представлена на схеме:

    Данное заключение ставится при отсутствии механических повреждений органов артикуляционного аппарата, при хорошем словарном запасе и достаточно развернутой связной речи. Результаты проведенного обследования заносятся в специальный документ — речевую карту. Здесь же отражается и динамика коррекционного воздействия.

    Особенности речи при ФФНР

    При ФФНР отмечается:

    Кроме того, характерными симптомами являются:

    • замена или смешение близких по фонетическому звучанию звуков;
    • недостаточная артикуляция;
    • нарушение последовательность звуков и слогов в слове, слов в предложении;
    • трудности в разбиении слова на слоги;
    • ошибки при изменении слов по падежам;
    • пропуски слогов, частей слов или целых слов (чаще пропускаются предлоги).

    Неречевая симптоматика: нарушена концентрация внимания, повышенная отвлекаемость, сложности в переключении с одного занятия на другое, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, ослабленное соматическое здоровье.

    Коррекция ФФНР

    Дошкольники с ФФНР подлежат зачислению в специальные логопедические группы детских садов, куда на 1 год с 5 или 6 лет. Младшие школьники с дисграфией и дислексией, обусловленными ФФНР, занимаются на школьном логопункте. Устранением фонетико-фонематического недоразвития занимаются специалисты логоцентров и частных клиник.

    Основные направления логопедической работы:

    • развитие просодической стороны речи;
    • развитие речевого дыхания и голосовых возможностей;
    • исправление недостатков звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
    • развитие фонематических процессов (звуковой анализ и синтез);
    • подготовка к овладению грамотой (в школе – профилактика или коррекция расстройств письменной речи).

    На логопедических занятиях используется соответствующий возрасту наглядный и речевой материал, различные дидактические приемы: развивающие логопедические игры, артикуляционная гимнастика, логомассаж, логоритмика. Работа ведется в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной форме. Параллельно ведется коррекция эмоциональной и двигательной сферы через театрализацию, коммуникационные игры, совершенствование мыслительной деятельности.

    Для устранения дефекта используют специальные игры на развитие фонематического слуха. Также можно скачать наглядный-дидактический материал. Структура занятия по устранению речевых проблем отчетливо прослеживается в конспекте логопедического занятия по развитию звукового анализа. Данный материал можно использовать в работе логопеда, а также для развивающих занятий с детьми в домашних условиях.

    Важно: несвоевременная коррекция может привести к вторичным нарушения письменной речи.

    Особое внимание следует уделять критериям качества специального обучения. В результате проведенной логоработы дети должны овладеть следующими навыками:

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: